Пуляк А.В. Молодёжные политические организации в Российской Федерации

Актуальность исследования общественно-политической деятельности молодежи, в том числе студенчества, обусловлена спецификой социального статуса данной группы. Уровень вовлеченности молодого поколения в политические отношения во многом определяет характер политических преобразований в обществе и сказывается на стабильности функционирования политической системы в целом.

Молодежная аудитория характеризуется лабильностью сознания, проявляющегося в недостаточной твердости жизненных установок и неопределенности социальных ориентаций; трансгрессивностью, т.е. способностью преодолевать табу, стереотипы, конструируя новую социальную реальность на микро- и макроуровне; экстремальностью, выражающейся в максимализме и крайностях индивидуального и группового поведения. Благодаря своему инновационному потенциалу она обновляет социально-политический опыт для передачи будущим поколениям. От того, насколько сознательно молодой человек включается в общественнополитическую сферу, способен ли он оказывать воздействие на политику, зависит, в конечном счете, возможность реализации его политических интересов.

Анализ самоидентификации современного поколения российской молодежи показывает, что у большинства молодых людей доминирует пассивный тип политической культуры, нигилизм. Такие институты как выборы, политические партии и организации занимают одно из последних мест в структуре самоидентификации данной группы. Представительное участие молодежи в органах государственной и муниципальной власти существенно сократилось. Не может компенсировать недостаток представительных форм создание в середине 1990-х гг. молодежных правительств.

Они представляют собой консультативно-совещательные общественные группы при органах законодательной и исполнительной власти, действующие сегодня примерно в 1/3 субъектов Российской Федерации. Однако заметного влияния на реализацию государственной молодежной политики не оказывают. На крайне низком уровне проявляется представительство молодежи в органах самоуправления учебных и трудовых коллективов.

В современных условиях можно по-разному оценивать степень включенности возрастной группы до 30 лет в политические процессы. С одной стороны, российская молодежь негативно настроена по отношению практически ко всем властным структурам, отрицательно воспринимает развитие политической ситуации в стране, не видя возможности оказать влияние на политический процесс, поэтому пассивна и аполитична. Вместе с тем, это может быть связано с возросшим интересом молодежи к политике. Социально-экономические и политические изменения, происходящие в российском обществе, серьезно отражаются и на политическом поведении молодого поколения.

В молодежной аудитории часто критикуются современные тенденции в политике, интенсивно обсуждаются острые общественные вопросы, активизируются альтернативные виды деятельности (пикеты, протестные марши, вплоть до участия в различных экстремистских и террористических организациях). В этом аспекте вовлеченность молодого поколения в политические процессы (в том числе игнорирование участия в них) представляется как одна из форм протестного поведения.

Формирование политически грамотного и социально компетентного молодого поколения становится одной из главных стратегических задач развития страны. Поскольку социальные позиции основной массы молодежи не приобрели устойчивую форму, а процесс формирования собственных нравственных убеждений (императивов), которые составляют стержень сознания, еще не завершен, направленность политических настроений часто приобретает спонтанный характер и зависит от влияния внешних факторов.

В кризисный период неустойчивость как имманентная характеристика социального статуса молодежи усиливается на фоне экономического расслоения в составе самой группы, способствуя росту напряженности и политической конфронтации. Поэтому интерес к общественно-политической активности молодежи остается одним из приоритетных направлений не только государственной политики, но и научного дискурса.

Целью настоящего исследования являются определение степени социально-политической интеграции студенчества, дифференциация уровней общественно-политической включенности в зависимости от структуры и специфики ценностно-мотивационной сферы и маркировка основных барьеров общественно-политического участия молодежи для поиска путей их преодоления.

Методологической основой исследования стал субъектно-деятельностный подход , позволяющий определить степень включенности в политические процессы и наиболее распространенные формы политической активности студенчества, выявить факторы и мотивы, формирующие позитивные установки политического участия.

Эмпирическую базу исследования составили результаты пилотажного социологического опроса, в котором приняли участие студенты нескольких вузов г. Иваново, обучающихся по разным направлениям и профилям (всего опрошено 253 человека), а также интервью с представителями молодежных политических организаций и движений (количество интервью - 6).

Отношение студенчества к политике. В ходе пилотажного исследования были получены следующие результаты: 61,6% опрошенных студентов проявляют интерес к политической информации определенной направленности (новости о событиях политической жизни, сообщения о конфликтах, развлекательная информация, интернет-форумы на актуальные политические темы), принимают участие в выборах, являются членами политических организаций и движений. 38,4% респондентов не интересуются политикой либо сознательно дистанцируются от нее, равнодушны к происходящему в политической сфере, слабо разбираются в политических процессах и персоналиях (Табл. 1).

Таким образом, большая часть респондентов отнесена в группу активных участников политической жизни, среди которых преобладают женщины (60,9%). Мужская аудитория в меньшей степени интересуется политикой и составляет почти 60% пассивной группы.

Также было выявлено, что характер политического участия студентов зависит от направления (профиля) обучения. Студенты гуманитарной подготовки характеризуются более активным политическим поведением (67,9%), по сравнению с инженерами (54,9%). При этом в возрастных группах различий выявлено не было. Нейтрально-отстраненное отношение к проявлению социально-политической активности и формальная реализация гражданской позиции бакалавров и магистров технических направлений и профилей связаны с отсутствием знаний и умений, формируемых гуманитарными науками.

Профессиональное обучение в технических вузах в настоящий период происходит на фоне значительного снижения уровня ориентированности студентов на приобретение гуманитарного знания. Активная образовательная коммуникация невозможна в рамках существующей учебной нагрузки при минимальном количестве часов, выделяемых на преподавание дисциплин гуманитарного блока. В таких условиях студенты проявляют неспособность систематизировать и анализировать политическую информацию, делать адекватные выводы и прогнозировать последствия социальных действий/бездействий.

Электоральная активность молодежи. По данным проведенного опроса, около половины респондентов (49,6%) никогда не участвовали в выборах, четверть опрошенных (26%) выступают в качестве избирателей крайне редко (в основном они посещают выборы Президента России), 22,7% - активно используют свое избирательное право. При анализе частоты участия молодежи в выборах по гендерному признаку были получены следующие результаты (Табл. 2).

В отношении студентов к выборам в зависимости от факультета, на котором они обучаются, существенных различий не выявлено. Приблизительно у одинакового количества респондентов гуманитариев и инженеров проявляется абсентеизм. Однако стоит отметить, что среди студентов технических профилей в большей степени представлены постоянные участники выборов (Табл. 3).

При исследовании мотивационной составляющей электоральной активности студенчества были выявлены наиболее значимые причины участия в выборах: ощущение сопричастности к будущему страны, патриотизм, принуждение со стороны авторитетных лиц (Табл. 4).

Таблица 4. Причины электорального участия молодежи, % и ранги
Причины участия в выборах % Ранги
Небезразлично будущее страны 27,3 1-2
Это мой гражданский долг 27,3 1-2
Патриотизм 22,7 3
Заставляют (родители, вуз, работодатель, СМИ, др.) 13,6 4
Я думаю, что мой голос имеет значение 4,5 5-6
Выбираю кандидата (партию), способного изменить ситуацию 4,6 5-6

При ранжировании причин в зависимости от гендерной принадлежности выявлено, что молодым людям в большей степени небезразлично будущее государства, нежели девушкам (30,8% и 22,2% соответственно), около трети мужчин считают участие в выборах своим гражданским долгом (29,3%), у женщин этот показатель оказался ниже - всего 19,6%. Патриотизм как фактор, способствующий принятию решения голосовать на выборах, главным образом отмечается женской аудиторией (33,1% - девушки и 15,4% - молодые люди). Самые значительные различия у гендерных групп проявились по таким факторам электоральной активности как: принуждение со стороны родственников, масс-медиа, преподавателей, работодателей и других авторитетных лиц (98% - мужчины); уверенность в значимости своего голоса и выбираемом кандидате/партии (95% - женщины).

Вероятно, такие результаты связаны с особенностями психофизиологического становления личности у мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Многие юноши продолжают испытывать «подростковый комплекс». У молодых людей ярче выражена способность к абстрагированию, значительно шире круг интересов, но наряду с этим, они беспомощнее и безответственней в реальных жизненных ситуациях и нуждаются во внешней заботе. Девушки в этом возрасте более самостоятельны, расчетливы и целеустремленны.

Для определения степени воздействия медиа-сферы на политическое сознание молодежи в анкету были включены соответствующие вопросы. Исследование показало, что наибольшее влияние на студенчество оказывает Интернет - 55,2% (58% - мужчины, 52,7% - женщины); значимым фактором продолжает оставаться телевидение - 41,0% (36% - мужчины, 45,5% - женщины). Наименьшее влияние при выборе варианта политического поведения, по мнению опрошенных, оказывают радио - 2,9% (4% - мужчины, 0,5% - женщины) и печатные издания - 0,9% (2% - мужчины, 1,8% - женщины). При ответе на вопрос, «из каких источников вы получаете информацию о политических процессах, в том числе о выборах?», мнения респондентов распределились следующим образом: почти половина опрошенных (46,3%) ответила «Телевидение»; 16,3% - Интернет (чаты, социальные сети, блоги, форумы и т.п.); 14,4% - пресса; 10,6% - радио; 9,8% - наглядная агитация; менее 1% - встречи с представителями власти, кандидатами. Таким образом, средства массовой коммуникации играют значительную роль в формировании политической позиции молодежной аудитории.

Мотивация участия студенчества в политических организациях. Вступление в политическую организацию объясняется общим стремлением людей со схожими взглядами к объединению. С точки зрения молодого поколения, участие в политических акциях, членство в политических партиях и движениях воспринимается как обдуманный поступок, требующий определенных знаний, приложения усилий, временных затрат, следовательно, подобный вид участия подходит далеко не для всех.

Мотивационная основа, стимулирующая участие в политических организациях, имеет свою специфику и зависит от способа вовлечения субъекта в политическую структуру («спонтанные», «целенаправленные», «старожилы»). Ее исследование проводилось на основе данных, полученных в ходе интервью активистов молодежных политических организаций. Для получения более полной информации о структуре мотивации участия респондентам предлагались открытые вопросы.

Итогом проведенных интервью стали следующие результаты. Наиболее популярный мотив активного политического участия - стремление к саморазвитию (удовлетворение частного интереса). Вторым по значимости является желание познакомиться с новыми людьми, стремление к интересному времяпрепровождению, коммуникации и участию в совместной деятельности (удовлетворение социального интереса). Далее в ответах молодых людей следовало желание улучшить ситуацию в стране, помогать другим, принести пользу обществу (удовлетворение коллективного интереса). У некоторых респондентов коллективная мотивация достаточно тесно увязывается с идеологической составляющей, т.е. достижение общей цели им видится в рамках конкретной политической партии. Как и в случае с электоральной активностью, участие в политических организациях связано с определённым авторитетом. Некоторые студенты отметили в качестве фактора, обусловливающего вступление в политическую структуру, личность партийного лидера, близкое окружение (родственники, друзья и др.). Менее значимыми оказались мотивы, связанные с карьерным ростом и материальными благами.

Подводя промежуточные итоги исследования мотивационной сферы политического участия студентов, можно сделать следующие выводы. Во-первых, общее снижение интереса молодежи к политической деятельности не повлекло за собой ее абсолютной политической апатии: сохраняются невысокие, но стабильные показатели участия молодых людей в избирательном процессе и организациях политической направленности. Во-вторых, анализ мотивации различных форм политического участия показывает, что самыми распространенными мотивами являются коллективные (благо общества, ситуация в стране, забота о нуждающихся). Для представителей молодого поколения очень важна высокая эмоциональная отдача. Эти данные необходимо учитывать в рамках государственной молодежной политики для совершенствования способов осознанного и целенаправленного включения молодежи в политическую деятельность.

Для активизации вовлечения молодежи в политические процессы следует делать упор на расширении образовательных программ, направленных на развитие компетенций в области основ организационной и управленческой деятельности, межличностного общения, политико-правовой грамотности («школы лидерства», практические семинары, тренинги). В учебных заведениях необходимо организовывать дискуссионную площадку для обсуждения и решения проблем молодежной политики (лекции-беседы, круглые столы, дебат-клубы). В рамках областных и муниципальных администраций целесообразно создавать интернет-порталы, ориентированные на информирование молодых людей о наиболее значимых молодежных инициативах, конкурсах и проектах, а также общегражданских патриотических акциях (митинги, демонстрации, флэшмобы) и волонтерских мероприятиях. Для удовлетворения частных мотивов (самореализация, карьера) следует развивать и поощрять молодежные органы самоуправления (студенческие профсоюзы, молодежные правительства и парламенты и т.п.), способствующие вовлечению молодых людей в политические процессы.

Список источников

  1. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2010. 592 с.
  2. Заславская Т. И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации. М.: Дело, 2004. 400 с.
  3. Зубок Ю. А. Рефлексия в саморегуляции социально-политических взаимодействий молодежи // Социология власти.
  4. 2012. № 2. С. 30-42.
  5. Котова К. А. Участие молодежи в молодежных политических организациях как инструмент развития гражданского
  6. общества: эволюционный аспект // PolitBook. 2012. № 2. С. 21-33.

Копаева Екатерина Владимировна

Котова Ксения Алексеевна

The article analyzes activity of student youth in political life. The main factors and motives of the young generation’s involvement in political processes are revealed. The authors pay attention to the analysis of self-identification and peculiarities of the Russian youth’s political orientation. Agreement of collective motives of electoral activity of students and motives of participating in political organizations is noted.

Аннотация

В статье анализируется активность студенческой молодежи в политической жизни, выявляются основные факторы и мотивы включенности молодого поколения в политические процессы. Уделяется внимание анализу самоидентификации и особенностям политической ориентации российской молодежи. Отмечается совпадение коллективных мотивов электоральной активности студенчества и мотивов участия в политических организациях.

Ключевые слова

youth , students, political activity, political process , political participation, electoral , elections , state youth policy , political interests , mass media,молодежь, студенчество, политическая активность,политический процесс, политическое участие,электорат, выборы,политические интересы (449), сми

Название на английском

Political activity of student youth: problems and tendencies

Организация

Неизвесно

НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: РАБОТЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Деятельность в региональных молодежных политических организациях: сравнительный анализ форм активности

К. А. Котова

(Ивановский государственный энергетический университет)

В статье дается анализ форм участия членов молодежных политических организаций в организационной деятельности. Прослеживается взаимосвязь между спецификой форм активности и рядом особенностей самих организаций.

Ключевые слова: молодежная политическая организация, формы участия в политических организациях, молодежное отделение политической партии.

Актуальность изучения практик участия российской молодежи в деятельности молодежных политических организаций обусловлена необходимостью осмысления новых моделей политического поведения молодого поколения, в основе которых лежит не тотальная мобилизация, а осознанные политические взгляды и убеждения. Цель статьи заключается в том, чтобы проследить связь между особенностями молодежных политических организаций и спецификой практикуемых в них форм активности.

Ключевым элементом участия в молодежных политических организациях являются конкретные практики, которые могут быть классифицированы по нескольким основаниям. Во-первых, по направленности - на внешние и внутренние. К первым относятся манифестации (распространение информации об организации в виде буклетов, листовок; уличные акции в виде митингов, демонстраций, пикетов; концерты на открытых площадках), ориентированные на привлечение внимания к организации. Вторая разновидность практик рассчитана на вовлечение в дальнейшую деятельность

активистов, уже являющихся членами организации (мозговые штурмы, собрания актива, съезды, конференции). Во-вторых, внешние формы активности по степени политизированности могут подразделяться на идеологические (демонстрации, приуроченные к политическим событиям, предвыборная агитация), общегражданские (кампании против негативных социальных явлений или в поддержку кого-либо) и досуговые акции (развлекательные мероприятия). В-третьих, внутренние формы активности по содержанию сфер деятельности могут быть организационными, образовательными (различные курсы, образовательные программы) и досуговыми (например, лагерные смены для активистов организации).

Набор практик и широта их репертуара варьируются в зависимости от таких факторов, как развитость организационной ресурсной базы, конкретные задачи, решаемые организацией (привлечение внимания со стороны СМИ, потенциальных сторонников, власти или пополнение кадрового состава), особенности структуры управления (сетевые молодежные структуры или иерархические), идеологическая

направленность. Эта гипотеза проверялась нами в ходе изучения деятельности молодежных политических организаций Ивановской области на основе анализа региональных СМИ и данных опроса членов этих организаций.

Наиболее активными участниками политической деятельности являются молодежные отделения партий, поскольку они «в наибольшей степени интегрированы в политическую систему общества» (Быстров, 1997: 175). Это молодежные отделения «Единой России» - «Молодая гвардия» (МГЕР), КПРФ - Содружество коммунистической молодежи (СКМ), «Справедливой России» - «Победа», «Энергия жизни», ЛДПР - Молодежный центр ЛДПР (до 2004 г. - Российский союз свободной молодежи).

Ко второй группе относятся молодежные движения, формально не связанные с материнской партийной структурой, хотя такая связь прослеживается. С точки зрения идеологии они являются или центристски ориентированными прокремлевскими («Наши», «Новый рубеж»), или левыми (отделение Левого фронта) организациями.

Внешние акции первого типа (идеологические) часто используются сторонниками левых движений (Авангард красной молодежи, СКМ), что согласуется с программными задачами СКМ, среди которых декларируется «пропаганда идей КПРФ и СКМ». К привлечению пропагандистского потенциала они прибегают даже при отсутствии политического повода для мероприятия. Показательно участие представителей этой организации в днях города Иваново. В ходе анкетирования (проводилось в ноябре 2011 г.) членов регионального отделения СКМ (5 человек) автор выяснила, что участие в акциях воспринимается ими как значимая деятельность. В частности, были высказаны такие суждения: «Участие в акциях позволяет активно выражать свою позицию», «На этих мероприятиях больше узнаешь об истории своей страны», «Чувствуется единство с другими людьми».

Акции второго типа (общегражданские) чаще используются организациями центристской направленности («Наши», «Молодая гвардия», «Новый рубеж»). Это объясняет-

ся их изначальной ориентированностью не на формирование интереса молодых людей к конкретной идеологии, на вовлечение молодежи в процессы построения демократического, социально-справедливого общества.

Третий тип акций (развлекательные) характерен для таких организаций, как молодежное отделение ЛДПР, движение «Наши» и МГЕР на ранних стадиях их существования, левое движение АКМ. Уличные акции молодежного отделения ЛДПР отличались особой яркостью (шоу «Байкеры за мир!» с участием 400 мотоциклистов; в период веерных отключений электричества митинги, в ходе которых духовой оркестр играл похоронный марш) (Агеев, 1999: 175).

Образовательно-развлекательная ориентированность мероприятий характерна для движения «Новый рубеж» (например, флешмоб «Обниму бесплатно!» в Ивановском университете (март 2010 г.); интеллектуальная игра «Звезда сезона» в школе №33 (ноябрь 2009 г.); встреча с членами общества эсперантистов в рамках проекта «Persona Grata» (апрель 2009 г.). Подобные акции привлекают внимание в силу внешней необычности, неформализованности.

Организационные формы активности направлены на создание и поддержание структуры организации как единого целого. Например, мы получили такие ответы от наших респондентов: «Для меня привлекательны такие формы активности, как организация мероприятий, планирование» (молодежное отделение ЛДПР); «Участвую в координации деятельности городской м,олодежной организации» (СКМ); «Интересны формы деятельности, связанные с развитием самой молодежной организации: собрания, мозговые штурмы» (МГЕР).

Досуговые формы активности направлены на более полное вовлечение во внутриорганиза-ционную деятельность. К ним относится, например, проведение летних лагерных смен. Особенно активно такая деятельность осуществляется МГЕР, что объяснимо наличием у нее значительных финансовых ресурсов. Например, с 2006 г. под эгидой ЕР в области работают летние смены лагеря «Гвардеец» для подростков из малообеспеченных семей. СКМ и Молодежный центр ЛДПР также стремятся влиять на

Научный потенциал: работы молодых ученых

досуг своих членов, вовлекая их в развлекательные (например, народные гулянья в День города Иваново), трудовые (реставрация памятников, городские субботники), спортивные акции. Участники анкетирования так оценивают эту деятельность: «Недавно принимали участие в Дне города Иваново, установили красную палатку КПРФ с лозунгом «Родился и живу в Иваново» против переименования города. К нам подходило много людей. Было интересно пообщаться с разными людьми, услышать их мнение» (СКМ); «Мне нравится проводить время вместе со своими друзьями во вне-учебное время; из недавних мероприятий запомнился турнир по мини-футболу среди молодежных организаций Ивановской области, в которой молодежное отделение ЛДПР тоже принимало участие» (МЦ ЛДПР).

Образовательные формы активности реализуются в различных проектах. На сегодняшний день они наиболее широко представлены в МГЕР. Диапазон сфер деятельности, охватываемых этими проектами, достаточно широк: от политики до развития малого бизнеса. Например, активом МГЕР в 2009 г. было разработано и представлено на экспертизу три проекта: «Школа выборов», программа поддержки малого предпринимательства - «Бизнес-инкубатор» и проект по развитию молодежного парламентаризма.

Проекты, реализуемые в рамках деятельности «Нового рубежа», - это прежде всего образовательные программы (например, «Курсы молодых лидеров»), для участия в которых кандидаты проходят конкурсный отбор, включающий написание эссе и собеседование. Для других молодежных политических организаций области использование такой формы активности нехарактерно, что, по-видимому, связано с недостаточными финансовыми возможностями.

Анализ форм участия молодых людей в политических организациях показывает смещение приоритетов в сторону акций гражданского (а не политического) содержания. Изначально подобная направленность была больше характерна для организаций проправительственной ориентации, но в последнее время все более активно используется представителями и других молодежных структур.

Все более популярными формами активности становятся развлекательно-образовательные акции, ориентированные на различные группы молодежи и принципиально деполити-зированные. Однако их использование определяется не только целями молодежной политической организации, но и ее финансовыми, административными, информационными ресурсами. Очевидно, что молодежные организации, поддерживаемые региональной или местной администрацией и патронируемые партией власти, имеют больше возможностей использовать разнообразные привлекательные формы работы с молодежью.

Распространенной формой участия являются программы по подготовке молодых лидеров и дальнейшему продвижению молодых активистов по карьерной лестнице. Очевидно, однако, что в качестве социальных лифтов не все молодежные структуры равновелики. Наибольшие преимущества сохраняются у тех из них, которые поддерживаются партией «Единая Россия».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Агеев, А. Л. (1999) Город на «третьем пути» // Знамя. №9. С. 172-185.

Быстров, П. Е. (1997) Молодежные организации С.-Петербурга и их участие в политическом процессе // Гражданское общество - в поисках пути. СПб. С. 165-184.

ACTIVITY IN REGIONAL YOUTH POLITICAL ORGANIZATIONS: A COMPARATIVE ANALYSIS OF ACTIVITY FORMS K. A. Kotova (Ivanovo State Power University)

The article presents an analysis of the forms of participation of youth political organizations’ members in organizational activity. The interconnection between the specificity of activity forms and some peculiarities of the organizations is traced.

Keywords: youth political organization, forms of participation in political organizations, youth branch of a political party.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Ageev, A. L. (1999) Gorod na «tret’em puti» // Znamia. №9. S. 172-185.

Bystrov, P. E. (1997) Molodezhnye organizatsii S.-Peterburga i ikh uchastie v politicheskom pro-tsesse // Grazhdanskoe obshchestvo v poiskakh puti. SPb. : Strategiia. S. 165-184.

Одна из основных задач государственной молодежной политики зву­чит как «создание условий для более полного включения молодежи в соци­ально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества». Дан­ная цель обозначена в тексте Постановления Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной мо­лодёжной политики в РФ» и определяет первостепенное значение расшире­ния возможностей молодого человека в выборе собственного жизненного пути, социально-экономического, политического и культурного направления развития страны и региона .

Политическая активность молодёжи - это деятельность молодёж­ных групп или отдельных индивидов, связанная со стремлением усовершен­ствовать или изменить социально-экономический и политический порядок, социально-экономические и политические институты.

К критериям политической и электоральной активности молодежи от­носят следующие.

30. Осведомленность о политической ситуации в стране, которая скла­дывается на основании информированности молодежи, ее интересе к чтению публицистических материалов.

31. Уровень заинтересованности в раскладе политических сил, знание главных лиц в политике.

3. Осведомленность об актуальных социально-политических пробле­мах, имеющих место в обществе.

Согласно О. А. Коряковцевой, социально-политическую активность молодежи можно рассматривать с нескольких позиций: интерес к политике, декларируемая политическая активность и политическое участие, протестная активность .

Молодежь обретает политический «голос» в истории, по ее меркам, совсем недавно - 60-70-е гг. XX в. Этот феномен во многом связан с ло­кальными событиями, произошедшими в ряде западных стран. Именно в этот период молодежь становится объектом пристального внимания соци­альных институтов. Молодежные революции на Западе, особенно в США, породили не только прецедент исключительно молодежного протеста, но и его содержание - культуру протеста против мегатенденций развития запад­ного общества. Один из его идеологов Г. Маркузе считал главной задачей молодежного протеста создание «нового человека», нового типа личности с новыми формами сознания и действия, свободного от репрессивных потреб­ностей, жестокости, насилия, грубости, обязанным быть гуманным, мягким и чувствительным. У него должна произойти радикальная переоценка ценно­стей, предполагающая разрыв с рутинными способами видеть, слышать, ощущать и постигать вещи . Культура молодежного протеста ста­ла убежденным противником философии «общества потребления» тех лет, где не было места потребностям молодежи в новых ощущениях мира .

Сегодня вопросы соотношения молодежи и политики, как правило, только начинают волновать исследовательское сообщество. Этому есть ряд причин. Во-первых, молодежь, как правило, не является, по мнению боль­шинства «действующих» политиков и исследователей, «полноценным», не­зависимым от взрослого мира субъектом политики. Во-вторых, политиче­скую деятельность молодежь «сочетает» с процессом социализации и адап­тации, отсюда сложность в определении направленности ее идейных, про­граммных и отделении друг от друга тактико-стратегических политических установок. Политическая активность молодежи с конца 80-х гг. XX- начала XXI в., времени формирования новой российской современности, представ­ляет собой сложный и неоднозначный социокультурный феномен. Придать ему очертания - задача не из легких, уловить его, настраиваясь на традици­онные, присущие во многом другим политическим силам, виды политиче­ской активности, практически невозможно. Отсюда представление о совре­менной молодежи как об аполитичной. Это происходит потому, что полити­ческая активность молодежи вместе со всем тем, что происходит вокруг, ви­доизменяется, трансформируется в непривычные направления - процессы, которые формируют и будут формировать социальную реальность в даль­нейшем.

Ещё в советский период осуществлялись исследования политической активности и политической культуры молодежи (И. М. Ильинский, Е. Е. Ле­ванов, Ю. П. Ожегов, А. И. Шендрик и др.). Эти исследования велись по за­казам и под контролем органов КПСС и ВЛКСМ. Тем не менее они фикси­ровали неоднородность политических ориентаций в молодежной среде. В конце 1980-х- начале 1990-х гг. имели место скачки от резкого роста поли­тизированности к деполитизации молодежи, что зафиксировали исследова­ния ИСПИ РАН, Института молодежи, МГУ им. М. В. Ломоносова и других научных коллективов.

С конца XIX - начала XX в. способом представительства и защиты своих интересов, в том числе и политических, для значительной части моло­дых людей было участие в молодежных организациях и движениях. Полу­чившие мощное развитие в 1930-х гг. и затем после Второй мировой войны молодежные организации к концу XX в. в значительной мере утратили свое значение. Отношение молодёжи к политике стало проявляться в других формах (антиглобалистские, экологические движения и т. д.).

После распада СССР высокая степень активности молодежи в полити­ческом процессе быстро спала, и российская молодежь с 1990-х гг., по дан­ным исследований, характеризуется преимущественно как аполитичная, по­литически индифферентная, дистанцированная от государственных институтов, доверие к которым в молодежной среде крайне низко (М. К. Горшков, Е. А. Гришина, Ю. А. Зубок, И. М. Ильинский, Т. Н. Кухтевич, Б. А. Ручкин, В. И. Чупров и др.).

Согласно результатам исследований, проводимых с конца 1990-х гг. (М. 11. Горшков, С. И. Григорьев, В. А. Родионов, В. И. Чупров, Ф. Э. Шере- ги и др.), низкий уровень политической активности значительной части мо­лодежи не означает отсутствия определенных политических ориентаций. Достаточно ясны несколько направлений в политических предпочтениях мо­лодежи, которые не выражают твердой ориентации на какие-либо конкрет­ные политические партии, а прослеживаются в характере отношения данных политических субъектов к экономическим реформам, оценке места государ­ства в осуществлении преобразований.

Начиная с 1991 г. каждый гражданин, достигший возраста конститу­ционного совершеннолетия, мог повлиять на развитие политической ситуа­ции в стране, выражая свою точку зрения, выступая с официальными пред­ложениями правящим кругам, участвуя в деятельности различных организа­ций политического толка и просто отдавая свой голос на выборах. Перед мо­лодёжью появилась возможность и проблема выбора. Проблема выбора не­сёт на себе отпечаток противоречивой политической жизни страны, отража­ет борьбу политических сил. В целом молодёжь демонстрирует более явные либеральные и демократические ориентации, сильны позиции патриотиче­ских и государственных ориентаций.

Обобщая результаты исследований, отметим, что в решении проблемы политической активности авторы неоднозначны в оценках, отмечая, с одной стороны, апатию и пассивность молодёжи, а с другой - высокий уровень ак­тивности и «политической подкованности». Так, об аполитичности молоде­жи свидетельствуют многочисленные социологические опросы. В ходе Об­щероссийского опроса населения 21-22 мая 2005 г. были получены следую­щие результаты: лишь 33% молодых респондентов (до 35 лет) заявили, что интересуются политикой, тогда как среди граждан среднего возраста - 40%, а среди тех, кто старше 55 лет - 45%.

Между тем большинство россиян считают нужным, чтобы люди, не достигшие 25 лет, занимались политикой (61% против 18% полагающих об­ратное), да и сами представители этой возрастной группы почти столь же охотно соглашаются с этой точкой зрения (59%). Аргументация, которую предъявляют сторонники активного участия молодежи в политике, весьма разнообразна. Чаще всего говорится о «естественной» ответственности мо­лодого поколения за будущее страны («им жить дальше»; «будущее - за мо­лодежью»; «мы - будущее»). В ответах респондентов предполагается: этому поколению лучше известно, что и как следует изменить в стране (в таком ключе высказываются 22% опрошенных). Многие говорят о достоинствах молодежи, располагающих ее к занятию политикой: склонности к новым идеям, свежести мысли, образованности, энергии, прагматизме, смелости (9%).

Отметим причины отказа молодых людей от участия в политическом процессе .

32. Многие молодые люди не могут понять, каким образом проблемы, обсуждаемые политиками и кандидатами на выборах, соотносятся с их соб­ственной жизнью и социальной средой.

34. Сама процедура голосования отталкивает многих молодых людей от участия в политической жизни. Современная молодежь является свидетелем «игр в выборы», когда результаты выборов известны заранее, а процедура выборов превратилась в фарс.

35. Зачастую молодёжь сомневается в своих знаниях и в своей способ­ности принять ответственное решение в кабине для голосования.

Уровень общественно-политической активности и участия молодежи в политике в значительной степени обусловлен общей информированностью о политических событиях, происходящих в стране. С этим связаны проводи­мые различными политическими партиями в период избирательных кампа­ний специальные политические акции, имеющие целью привлечь молодых избирателей к участию в выборах (наиболее известная кампания - «Голосуй или проиграешь!», 1996 г.).

Что касается возможных форм участия молодого поколения в полити­ке, то тут принципиально важным и в известной мере неожиданным пред­ставляется следующее: по мнению 40% опрошенных, предпочтительнее, чтобы молодые люди «создавали собственные политические организации, отдельно от старших», а не «вступали в политические организации, создан­ные старшими». Противоположную же точку зрения - о предпочтительности интеграции молодежи во «взрослые» политические организации - разделяют только 33% респондентов.

Отметим, что к концу 1990-х гг. в России сформировались «молодеж­ные крылья» всех основных политических партий, однако они не охватыва­ют сколько-нибудь значительного числа молодых россиян (особенно в ре­гионах), и их деятельность не носит регулярного характера, связанного с ре­альными интересами молодежи. В настоящее время к наиболее крупным и постоянно действующим молодёжным политическим партиям и движениям можно отнести: российское проправительственное молодёжное движение «Идущие вместе», молодежное демократическое антифашистское движение «Наши», общероссийскую молодёжную организацию «Евразийский союз молодёжи», всероссийскую общественную организацию «Молодая Гвардия Единой России», молодёжное движение «Россия Молодая», общероссий­скую общественную организацию «Молодёжное единство» и др.

Четверть россиян, судя по результатам опроса, иногда испытывают желание принять участие в какой-либо массовой политической акции - митинге или демонстрации. Отвечая же на вопрос о том, чему должно быть по­священо политическое действие, в котором они захотели бы принять уча­стие, респонденты говорят по преимуществу о наиболее острых социальных проблемах - зарплатах и пенсиях, льготах, бесплатной медицине и образова­нии, тарифах на услуги ЖКХ и т. д.

Тем не менее результаты социологических исследований раскрывают многообразие форм политической активности молодёжи: участие в выборах в органы власти различного уровня; подписание обращений, петиций по по­воду событий в жизни страны, региона, населённого пункта; участие в рабо­те домкомов, кооперативов, местного общественного самоуправления; уча­стие в деятельности политических партий, движений, профсоюзных органи­заций; участие в митингах, демонстрациях, пикетах по поводу жизни страны, региона, населённого пункта и др.

Существует сложившийся стереотип, согласно которому молодежь всегда и везде гораздо радикальнее в политическом отношении представите­лей старших возрастных групп, в том числе и в плане предрасположенности к протестным формам участия. Результаты социологических исследований свидетельствуют, что уровень протестной уличной активности во всех груп­пах населения (в том числе и молодёжи) не превышает 3-4%. А участие в радикальных формах борьбы, тем более в вооруженных, - это, вообще, удел единиц.

Динамичному развитию процессов формирования политической ак­тивности молодежи способствуют возвращение интереса государства к про­блематике гражданского и патриотического воспитания молодежи; введение в программы профессиональной подготовки курсов граждановедения и об- ществознания, способствующих формированию гражданской идентичности подрастающего поколения; активизация деятельности молодежных общест­венно-политических организаций. Существенными проблемами для форми­рования политической активности подрастающего поколения являются от­сутствие национальной идеологии, деструктивное стихийное воздействие таких факторов, как СМИ и молодежные субкультуры. Базовые политиче­ские‘нормы и ценности, а также установки политического поведения подрас­тающего поколения являются существенным фактором, способным обеспе­чить стабильность политической системы общества.

Подводя итог, отметим, что политическая активность молодёжи может иметь различную интенсивность в диапазоне от полной индифферентности до активного участия в политической жизни, а также отличаться разнообра­зием содержания - различными политическими ориентациями. Несмотря на то, что в политической жизни страны принимает участие незначительная часть молодёжи, в современной России создаются предпосылки для роста доли молодых россиян, ориентированных, в первую очередь, на реализацию групповых интересов, которые позволят соединить жизненную энергию, на­правленную на личностную самореализацию с потенциалом общественной и гражданской активности. К развивающимся, относительно новым формам участия молодёжи в политической жизни страны и региона, позволяющим реализовать личные и групповые интересы молодёжи, относят Молодежный парламент и Молодёжное правительство.

1

Данная статья посвящена анализу наиболее эффективных инструментов воздействия молодежных общественно-политических организаций на политическую активность молодежных масс. Основными, наиболее востребованными и эффективными инструментами воздействия молодежных объединений на сознание и поведение своих целевых аудиторий являются информацинное воздействие (при помощи масс-медиа), воздействие при помощи специально организованных мероприятий и акций («событийное» воздействие), возможность карьерного продвижения и/или участие в кадровом резерве органов власти, прямое и опосредованное предоставление финансовых средств, а также воздействие конкретной личности лидера на поведение молодежной аудитории. Только совокупное использование данных инструментов позволит добиться конкретных результатов в работе молодежных общественно-политических организаций и объединений. Вместе с тем в современных условиях молодежным организациям особенно важно использовать на практике принципы эффективного менеджмента и стратегического планирования, сегментирования собственных аудиторий, осуществлять грамотную информационную политику.

политические процессы.

гражданское общество

органы власти

политические институты

политическая система

политическое поведение

политическая активность

молодежь

Молодежные общественно-политические организации

1. Байков Н.М. Общественные молодежные организации как детерминирующий фактор самореализации молодежи / Н.М. Байков, Ю.В. Березутский; под ред. Н.М. Байкова, 2009г.) / под общ. ред. Н.М. Байкова.. – Хабаровск: ДВАГС, 2009. – 83 с.

2. Коряковцева О. А. Управление развитием общественно-политической активности молодежи регионов // Материалы 7-й международной конференции факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова. – М: МАКС Пресс, 2009.– С. 75-84.

3. Молодежное парламентское движение России [Электронный ресурс] / Официальный сайт проекта «Единое молодежное парламентское движение» – Режим доступа: http://www.newparlament.ru/ (дата обращения 20.10.2013 г.)

4. Пастухова Л.С. Проблемы политического участия молодежи / Л.С. Пастухова // Власть. – 2011. - №6. – С.71-73.

5. Young People in the New Russia: Lifestyles and Value Priorities // Friedrich Ebert Foundation and Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences.- Moscow, 2007. –205 р.

Введение

Изучение современной ситуации в молодежном движении России, особенностей формирования мировоззрения и ментальности молодежных групп, специфики функционирования молодежных организаций и объединений, а также конкретного социального опыта организационной работы с молодежью являются необходимыми для выявления новых возможностей интеграции молодого поколения в социальные структуры общества.

На сегодняшний день во многих социально и экономически развитых субъектах Российской Федерации сложилась ситуация, при которой процесс самоорганизации молодежи повлек за собой создание молодежных организаций, которые, в свою очередь, начали активно влиять на формирование молодежной политики в регионах, способствовать в той или иной степени развитию институтов гражданского общества.

Ключевым понятием в вопросах самоорганизации молодежной среды является понятие политической активности молодого поколения.

Термин общественно-политическая активность следует употреблять для обозначения разной степени интенсивности и вовлеченности граждан в политический процесс. В основе формирования мотивации общественно-политической активности лежит информированность, заинтересованность в информации о политике, уверенность в своей возможности влиять на принятие политических решений. «На степень управления общественно-политической активностью молодежи также влияет специфика институционального контекста политической системы, которая определяется типом политического режима, характером избирательной системы и административных процедур» .

Надо признать, что политическая и общественная активность современной российской молодежи является довольно невысокой, особенно в сравнении со старшим поколением. Так, по результатам исследования, проводимого Институтом социологии РАН совместно с представительством фонда имени Фридриха Эберта в РФ, почти каждый второй опрошенный молодой россиянин (49%) за последние годы не участвовал в общественно-политической жизни страны, региона, города . Среди старшего поколения этот процент составляет 37%. Более половины опрошенных (51%) ничего не знают о деятельности молодежных общественно-политических организаций, только 18% о них слышали, еще 30% затруднились с ответом.

Кроме того, ни молодежные организации, ни взрослые политические партии не являются в глазах большинства молодых россиян тем «социальным лифтом», который позволил бы им реализовать себя. На прямо поставленный вопрос: «Хотелось ли Вам стать членом какой-либо политической партии или молодежной политической организации?» - 9% опрошенных дали положительный ответ, в то время как подавляющее большинство (70%) категорически отказались . Лишь около 2% заявили, что они уже являются членами подобных организаций.

На наш взгляд, во многом ответственность за недостаточную эффективность взаимодействия молодежных организаций со своими целевыми аудиториями и слабое информационное освещение деятельности следует возложить непосредственно на лидеров и руководителей данных организаций, поскольку именно от их грамотного управления и построения системы мотивации зависит успех всей работы.

В результате проведенных автором глубинных интервью с лидерами молодежных парламентских структур (молодежных парламентов и правительств), комиссарами всероссийского движения «Наши» и руководителями ВОО «Молодая Гвардия» в субъектах Северо-Кавказского федерального округа, Московской, Ростовской и Тверской областей, г. Москвы стало возможным выявить причины такой недоработки.

По мнению самих молодежных лидеров, основным фактором, сдерживающим инициативу и ослабляющим эффективность работы, является строгий контроль «сверху» за деятельностью молодежной организации. Это особенно характерно для молодежных парламентских структур, созданных при законодательных и/или исполнительных органах власти региона, а также «молодежных крыльев» политических партий и проправительственных молодежных организаций, где вся деятельность подчинена интересам выщестоящего руководства.

Еще одной причиной падения интереса к деятельности молодежных организаций со стороны главной целевой аудитории является «очевидное разочарование в самой политической системе нашей страны», а также в «субъективной и пристрастной системе отбора молодых людей в состав молодежных организаций». Действительно, зачастую членами молодежных парламентов или молодежных правительств становятся молодые люди, чьей главной мотивацией является не желание работать, преобразовывая действительность вокруг себя, а люди, стремящиеся лишь к получению членского билета, обеспечивающего определенный политический статус его владельцу. По мнению лидеров молодежных организаций, интересы таких молодых людей всегда пролоббированы вышестоящим политическим руководством в регионе, но их членство в организации не имеет никакой практической пользы.

На наш взгляд, частое отсутствие эффективной системы управления и стратегического плана развития молодежной организации также негативно сказывается на ее восприятии во внешней среде. Возможно, это объясняется недостатком управленческого опыта и молодостью лидеров молодежных объединений.

Не все руководители отдают должное значение сегментированию своих целевых аудиторий и построению эффективной обратной связи с ними. Очевидно, что цели, задачи, методы, а соответственно, и результаты работы со студенчеством, молодыми учеными и работниками интеллектуального труда, рабочей молодежью, молодыми людьми, проживающими в сельской местности, и так называемым «офисным пролетариатом» (офисными сотрудниками низшего управленческого звена) будут совершенно различны. Однако подобные различия в специфике целевых сегментов аудитории на практике оказываются полностью игнорируемыми руководством молодежных общественно-политических объединений.

В целом технологии воздействия молодежных общественно-политических организаций на политическую активность молодежи, по нашему мнению, можно классифицировать следующим образом.

К первой категории следует отнести один из самых эффективных по своей результативности способов воздействия - информационное (или «медийное»)воздействие. В первую очередь мы подразумеваем под данной технологией воздействие с помощью средств массовой информации и коммунникации.

Стоит отметить, что на сегодняшний день воздействие на сознание молодежи с помощью традиционных средств массовой информации отходит на второй план, уступая место электронным средствам коммуникации - прежде всего, Интернет- и мобильным технологиям. Сеть Интернет позволяет молодежным организациям с наибольшей доступностью и эффективностью одновременно решать множество задач. В первую очередь, это распространение информации о событиях, происходящих в сфере молодежной политики, а также непосредственно о деятельности самих молодежных организаций. На данный момент у абсолютного большинства молодежных организаций существует собственный сайт, а также официальные аккаунты во всех социальных сетях - Twitter, Facebook, Vkontakte, Odnoklassniki, Instagram и другие, ведут собственный блог (Интернет-дневник). Также ресурсы собственного сайта позволяют молодежным организациям создавать системы информационной и консультативной поддержки молодых людей, предоставляющих сведения по актуальной для молодежи проблематике - обучению, трудоустройству, защите собственных прав, тем самым налаживая эффективную обратную связь со своими аудиториями.

Кроме того, Интернет решает еще одну очень важную задачу - это позиционирование молодежных организаций во внешней среде. Оно включает в себя продвижение собственного информационно-идеологического продукта (определенных идей, мыслей, трендов молодежной политики) в определенной среде, на тематических площадках, собирающих конкретную аудиторию, управление репутацией, создание благоприятного имиджа организации, привлечение новых членов. И в данном контексте ведущая роль отведена социальным сетям и блогам стали главным средством в сети Интернет (Facebook, Twitter, Livejournal и т.д.).

Подводя итоги, следует сказать, что Интернет является динамично развивающимся средством массовой коммуникации, он обладает большим потенциалом для оказания воздействия на политическое сознание молодежи. В нем отсутствует централизованная организационная структура, в связи с чем становится возможным продвигать нужные идеи при помощи слухов и других инструментов, не доступных традиционным средствам массовой информации. Скорость распространения информации в Интернете гораздо выше, что создает благоприятную почву для быстрой мобилизации людских ресурсов организации, к тому же стоимость публикации информации на Интернет-ресурсах гораздо меньше, нежели в традиционных СМИ.

Все это позволяет сделать вывод о приоритетности использования молодежными организациями медийных средств воздействия на политическую активность молодежи.

К следующей категории технологий воздействия, на наш взгляд, следует отнести так называемое «событийное» воздействие, то есть воздействие, оказываемое на молодых людей во время их участия в специально организованных для них мероприятиях и событиях.

К «событийным» технологиям мы относим проведение массовых мероприятий, уличных акций, образовательные и дискуссионные площадки, на которых молодые люди имеют возможность не только обменяться мнениями, но и донести свою позицию до лидеров мнений и представителей органов власти различного уровня. Проведение массовых мероприятий и уличных акций наиболее характерно для деятельности проправительственных молодежных организаций. Массовые акции проправительственных движений охватывают до нескольких миллионов участников в целом по стране.

Необходимо отметить, что идеологи общественно-политической организации «Молодая Гвардия» регулярно проводят обучение своих активистов технологиям проведения уличных акций на специально оборудованных для этого площадках. Освоение так называемых «уличных технологий» позволяет каждому члену «Молодой Гвардии» правильно организовать массовое шествие или митинг, используя все необходимые для этого манипулятивные техники, и достичь наибольшего эффекта воздействия на молодых людей.

Важнейшим способом воздействия на молодежь, способом достижения ее лояльности является проведение образовательных и дискуссионных площадок и молодежных форумов. Как правило, финансирование подобных мероприятий является сферой ответственности государства, а также приближенных к руководству страны предпринимателей.

На сегодняшний день самым известным молодежным форумом на всероссийском уровне является ежегодный форум «Селигер», впервые прошедший в 2005-м году на берегу озера с одноименным названием в Тверской области. Сегодня форум «Селигер» является основной молодежной площадкой страны, на которой происходит формирование идеологии, культурной и духовной общности молодежи, уважения к истории, традициям, культуре, религиям народов России, а также осуществляется процесс рекрутирования политических лидеров в молодежной среде, создаются новые молодежные социально-политические проекты, в некотором смысле формируется будущая политическая элита страны.

В целом можно сказать, что проведение подобных образовательных и дискуссионных площадок является способом формирования действенного механизма включения молодых граждан в общественно-политическую и социально-экономическую жизнь регионов РФ, создает благоприятную почву для развития сообществ, ориентированных на развитие страны, и общества инициативных молодых лидеров, подготовленных к достижению целей молодежных органиазаций и движений. На форумах участники молодежных движений имеют возможность напрямую обратиться к руководству страны и своего региона, чтобы высказать мнение по поводу разработанных властями предложений и стратегий, формулировать собственные предложения для региональных и местных властей, выстраивать конструктивный диалог с другими молодежными объединениями и организациями, работать над собственными проектами, обмениваться опытом.

Вместе с тем, стоит заметить, что зачастую для участия в подобных форумах и образовательных площадках органы власти по работе с молодежью отправляют один и тот же состав молодых людей. Этот факт вполне можно объяснить очевидной недоработкой со стороны региональных и местных комитетов по делам молодежи. Безусловно, для них достаточно удобно из года в год работать с определенным составом аудитории, как правило, это уже проверенные в работе молодые активисты. Однако на практике такой подход приводит к некоторому «кадровому застою» - молодые люди, имеющие возможность постоянного участия в грантовых конкурсах и других подобных мероприятиях, через время утрачивают мотивацию для достижения эффективных результатов. В то время как огромное количество активных и способных молодых людей, желающих посетить образовательный форум или получить поддержку для реализации своего проекта, лишены этой возможности, поскольку не могут пройти отбор в своем регионе. В результате молодежь начинает испытывать разочарование в системе молодежной политики, у нее пропадает желание активно участвовать в общественно-политической жизни, поэтому здесь особенно важен компетентный, строго профессиональный и объективный подход к работе с целевой аудиторией комитетов по делам молодежи в регионах и на местах.

Еще одной эффективной технологией воздействия на активность молодежи и привлечения ее к участию в молодежной общественно-политической организации является возможность карьерного продвижения и/или участие в кадровом резерве органов власти. Фактически реальную возможность карьерного роста обеспечивают в основном молодежные парламентские структуры.

По итогам исследования состава участников молодежных парламентов и правительств Северо-Кавказского, Южного и Центрального федеральных округов можно сделать вывод, что пробовать свои силы в данные организации приходят в основном молодые люди, желающие реализовать себя в политической сфере.

Будучи членом молодежной парламентской структуры, молодой человек имеет реальную возможность участия в разработке нормативно-правовых актов, представлять интересы молодежи в органах государственной власти и местного самоуправления, налаживать связи с представителями законодательных и исполнительных органов власти. Вышеперечисленные возможности делают реальным дальнейшее продвижение политической карьеры молодого человека. На сегодняшний день более тысячи человек из бывших членов молодежных парламентов по всей России получили депутатские мандаты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях , это говорит о том, что молодежный парламентаризм на деле является эффективной школой подготовки молодых политических кадров.

Еще одной возможностью карьерного продвижения в политической сфере является участие в проправительственных массовых организациях и движениях. На данный момент большинство бывших комиссаров движения «Наши», руководителей региональных и местных отделений, активистов организаций «Молодая Гвардия» и «Россия молодая» входят в состав Государственной Думы, Совета Федерации, Общественной палаты РФ, органов законодательной и исполнительной власти регионального и муниципального уровней.

В целом можно сделать вывод, что возможность реализации политической карьеры является серьезным стимулом для участия в молодежных общественно-политических организациях политически активной и сознательной молодежи, стремящейся к продолжению деятельности в политической сфере. В свою очередь государство, под чьим контролем находятся массовые провластные движения и молодежные парламентские структуры, создает реальную возможность для достижения политически ориентированной молодежью поставленных целей.

Также, на наш взгляд, целесообразно выделить в отдельную категорию прямое или опосредованное финансовое стимулирование молодых людей, принимающих участие в деятельности той или иной молодежной общественно-политической организации.

Самым распространенным способом материального поощрения активистов молодежных провластных организаций является предоставление им государственных грантов. Основными операторами президентских и правительственных грантов для молодежи и молодежных организаций в нашей стране являются Федеральное агентство по делам молодежи, Фонд подготовки кадрового резерва «Государственный клуб», Центр новой молодежной политики, а также существовавший до 2013 г. Всероссийский Фонд «Национальные перспективы».

Главными направлениями поддержки молодежных инициатив являются молодежное предпринимательство, вовлечение молодежи в инновационную деятельность, работа с талантливой молодежью, поддержка социальных инициатив. Деятельность в рамках перечисленных направлений реализуется в виде создания и функционирования школ молодых предпринимателей, работы инновационных конвентов и систематического проведения тематических форумов с обязательным присутствием на них конвейера молодежных проектов.

Безусловно, участие в грантовых конкурсах и программах не только дает реальную возможность продвижения конкретных инициатив молодежи, но и является серьезным стимулом для участия молодого человека в деятельности молодежных общественно-политических организаций. В результате подобного взаимодействия с молодежью, государство получает сведения о проблемах молодежной среды, ее «болевых точках», а также имеет возможность оказать влияние на формирование доверия и лояльности молодого поколения.

Однако зачастую предоставление безвозмездной финансовой помощи в виде грантов или премий для молодежи имеет и отрицательную сторону. На сегодняшний день довольно распространена тенденция расходования средств, полученных молодыми людьми от государства на реализацию проектов, не по назначению. Эта проблема стоит особенно остро в Северо-Кавказском федеральном округе, поскольку именно на его территории проходит ежегодный форум «Машук», главной целью которого является предоставление грантовой поддержки инициатив северокавказской молодежи. В настоящее время этот вопрос взят под личный контроль полномочного представителя при Президенте РФ в СКФО А.Г. Хлопонина.

Необходимо отметить, что определенные подвижки в решении данной специфической проблемы уже существуют, вместе с тем, Федеральное агентство по делам молодежи, Всероссийский Фонд «Национальные перспективы» как главные операторы правительственных грантов для молодежи должны более тщательно отслеживать расходование средств грантополучателями, поскольку именно на них лежит главная ответственность, в том числе и за распределение грантовых средств в конкурсе молодежных проектов.

Еще одним инструментом воздействия, находящимся в арсенале молодежных общественно-политических организаций, оказывающим реальное воздействие на сознание ее членов, является сама личность лидера или руководителя организации.

Молодежный лидер, лидер молодежной организации - это человек, представляющий и отстаивающий интересы людей своей возрастной категории в общественной и политической среде. Для того чтобы заслужить уважение своих единомышленников, авторитет среди них, молодежному лидеру необходимо обладать харизмой, уверенностью в собственных силах и смелостью. В сущности это должна быть очень яркая личность, которая умеет находить общий язык с большинством представителей своего и старшего поколения, способна притягивать людей, он должен обладать большим объемом информации, нежели его сверстники, быть дипломатичным и настойчивым одновременно.

Истории молодежных общественно-политических организаций современной России известны имена молодых лидеров, которые не только добились больших политических высот, но и сумели оставить свой след в развитии молодежной политики нашей страны.

Безусловно, на наш взгляд, к таким лидерам можно отнести Василия Якеменко и Сергея Белоконева - бывших руководителей движения «Наши», Илью Костунова - долгие годы бывшего в должности директора форума «Селигер», ныне депутата Государственной Думы, Руслана Гаттарова и Тимура Прокопенко, в разное время возглавлявших «Молодую Гвардию Единой России», на данный момент являющихся членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы соответственно, Максима Мищенко - лидера движения «Россия молодая» и другие. По многочисленным опросам активистов данных молодежных организаций, проведенных автором исследования, перечисленные выше молодые лидеры обладают мощной харизмой, обаянием, даром убеждения и великолепными управленческими навыками, в определенный момент именно личность лидера оказала рещающее влияние на респондентов в их желании вступить в молодежную организацию.

Во главе региональных и местных молодежных организаций также встречаются молодые люди, обладающие ярко выраженными лидерскими качествами. Причем сплотить и обединить вокруг себя молодежь региона или города становится более трудной задачей, поскольку молодые лидеры в регионе не обладают такими мощными административными, финансовыми, человеческими и техническими ресурсами, как их коллеги на федеральном уровне. Соответственно, на региональном и местном уровнях личность лидера играет по-настоящему рещающее значение для сплочения членов молодежной организации и привлечения в ее ряды новых участников.

Однако здесь существует очень большая опасность концентрации всей работы, общественного внимания и дополнительных привелегий лишь на персоне лидера. Довольно часто молодые лидеры сознательно замыкают на себе абсолютно всю деятельность молодежного объединения - не доверяя свои коллегам, они берут под личный контроль любое дело или процесс в организации, оставляют исключительно за собой право участия в общественно-политических и имиджевых мероприятиях. Безусловно, подобное поведение молодых руководителей может привести к стратегическим ошибкам в оперативном управлении, в работе коллектива, его разобщению, вплоть до ликвидации организации.

Подводя итоги анализа механизмов и технологий воздействия молодежных объединений на политическое сознание и поведение российской молодежи, можно сделать несколько выводов.

Основными, наиболее востребованными, актуальными и эффективными инструментами воздействия молодежных объединений на сознание и поведение своих целевых аудиторий являются информационное воздействие (при помощи масс-медиа), воздействие при помощи специально организованных мероприятий и акций («событийное» воздействие), возможность карьерного продвижения и/или участие в кадровом резерве органов власти, прямое и опосредованное предоставление финансовых средств, а также воздействие конкретной личности лидера на поведение молодежной аудитории. Только совокупное использование данных инструментов позволит добиться конкретных и необходимых результатов в работе молодежных общественно-политических организаций и объединений.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что эффективность работы молодежной организации в целом во многом зависит от эффективного и правильно рассчитанного управленческого подхода руководителя организации. Очень часто лидеры молодежных объединений в своей работе действуют хаотично, игнорируя принципы стратегического планирования и управления организацией, не осуществляя грамотной информационной политики. Результатом такого неграмотного подхода становится отсутствие четкой стратегии развития и позиционирования молодежной организации во внешней среде.

На наш взгляд, для более эффективного достижения целей и задач молодежного объединения, более успешного идеологического воздействия на молодежную аудиторию, привлечения в свои ряды новых членов лидерам и идейным вдохновителям молодежных организаций необходимо соблюдать несколько важных принципов.

В первую очередь очень важно четко сегментировать свои аудитории, то есть подразделять их на определенные, объединенные по каким-либо признакам и качествам, группы, различные между собой. На данный момент основными целевыми аудиториями, пополняющими ряды общественно-политических организаций, являются студенческая молодежь, молодые ученые и работники интеллектуального труда, рабочая молодежь, молодые люди, проживающие в сельской местности, и так называемый «офисный пролетариат». Очевидно, что цели, задачи, методы, а соответственно, и результаты работы с перечисленными выше сегментами молодежной аудитории будут совершенно различны.

К примеру, на молодых интеллектуалов и работников офисного труда большее воздействие окажет информация, полученная в сети Интернет. В основном это связано со спецификой трудовой деятельности данной целевой группы - деятельности, связанной с информационными технологиями, а также высоким уровнем доверия к сети Интернет, по сравнению с традиционными средствами массовой информации, особенностями образа жизни - малоподвижного, при котором большинство времени молодые люди проводят перед монитором компьютера.

Участие в массовых мероприятиях и уличных акциях окажет наибольшее воздействие на рабочую молодежь, поскольку для работников неинтеллектуального труда достаточно характерно испытывать «чувство толпы», то есть ощущения сопричастности к действиям и эмоциям многотысячной толпы и, соответственно, получение морального удовлетворения от этого.

Возможность получить денежные средства на реализацию собственной социальной или бизнес-инициативы больше всего простимулирует к участию в конкретных программах студенческую молодежь, а также молодых предпринимателей и ученых. Поскольку эти целевые группы обладают основательной теоретико-практической базой для осуществления проектной деятельности, особым новаторским типом мышления.

Для сельской молодежи важную роль будет играть личность лидера. В сельской местности, где все жители знают друг друга, а также в условиях, когда молодые люди стремятся к переезду в город, очень важно суметь «зажечь» молодежь, доказать им необходимость их участия в молодежной политике, занять их общественно-значимой деятельностью. Это доступно только харизматичному и яркому, уверенному в своих силах, лидеру.

Кроме того, в современных условиях высокой конкуренции в сфере молодежной политики, борьбы за сознание молодежной аудитории, усиления позиций антиправительственных объединений, организаций радикальной направленности молодежным организациям особенно важно осуществлять грамотную информационную политику - это означает активное освещение собственной деятельности, работу над привлечением в свои ряды новых членов, четкую идеологическую позицию. В совокупности с применнием принципов эффективного менеджмента и стратегического планирования вышеперичесленные меры помогут молодежным объединениям с большей эффективностью достигать уставных целей и задач, развиваться и привлекать в свои ряды новых единомышленников.

Рецензенты:

Вартумян А.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры конфликтологии, связей с общественностью и журналистики ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», г. Пятигорск.

Станкевич Г.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры международных отношений, мировой экономики и международного права ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», г. Пятигорск.

Библиографическая ссылка

Лисица Е.С., Константинова А.С. МЕХАНИЗМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10705 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

УДК 323.2-053.6

БЕЛИКОВА Е.А. Политическое участие

молодежи: анализ проблем политической активности

В статье дается определение политической активности молодежи, выявляются основные факторы и мотивы включения молодого поколения в политическую жизнь страны. Внимание уделено анализу проблем и задач Государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Ключевые слова: молодежь, политическая активность, политическое участие, электоральное участие, Государственная молодежная политика.

В настоящее время одной из актуальных проблем российского общества является низкая политическая активность молодых россиян, что недопустимо для гармоничного развития государства.

Для того чтобы детально разобраться в сути политической активности и политического участия, необходимо определиться с понятием "активность" в целом.

Б.М. Бим-Бад в Педагогическом энциклопедическом словаре дает определение активности как деятельному отношению человека к миру, способности производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества1. В толковом словаре русского языка С. Ожегов и Н. Шведова определяют значение прилагательного "активный" как деятельный, энергичный, развивающийся, усиленно действенный2.

Исходя из вышеперечисленных понятий, можно трактовать активность политическую как совокупность действий индивидов, направленных на изменение или усовершенствование социально-экономического порядка, достижение определенных социально-политических, национальных и идеологических целей.

В книге Д. Ньюстрела и К. Дэвиса "Организационное поведение" дается определение такому понятию, как реактивность, что означает реакцию на события, адаптацию к переменам и смягчение их последствий3. В контексте политической науки можно сделать вывод о том, что активность - это психолого-политическое самодвижение гражданина, возбуждаемое действиями власти. В соответствии с этим различают:

Позитивные или негативные реакции людей на импульсы, исходящие от политической системы общества, от ее представителей и институтов, не связанные с необходимостью высокой активности;

Активность, связанную с делегированием политических полномочий, то есть электоральное поведение людей;

Участие в деятельности различных политических и общественных организаций;

Выполнение политических функций в рамках институтов, входящих в политическую систему общества или действующих против нее;

Прямую деятельность в составе политических движений или вне их, направленную против существующей политической системы и имеющую своей главной целью коренную ее перестройку4.

В данной статье мы рассмотрим особенности политической активности и проблемы включения в политическую жизнь страны такой социальной группы, как молодежь.

В соответствии со Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года, к категории молодежи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет5.

В настоящее время молодежь РФ - это 39,6 млн. молодых граждан - 27 % от общей численности населения страны. Подобная статистика позволяет говорить о молодежи как о важнейшем социальном и электоральном ресурсе общества.

В скором будущем именно этой категорией населения станут определяться механизмы управления обществом, приоритетность и направление развития внешней и внутренней политики страны. Поэтому так опасна и губительна для российского общества незаинтересованность молодежи в общественной и политической сферах.

Факторы, определяющие особенности политической активности молодежи, могут быть объединены в две группы. Первую группу образуют объективные факторы, к которым относятся:

Возрастные особенности (лабильность политического сознания, высокая подверженность манипулированию, обусловленные социально-статусной и социально-психологической переходностью данной социальной группы, отсутствием политического опыта);

Неустойчивое материальное положение (отсутствие работы у учащейся молодежи, низкие доходы на старте профессиональной карьеры у работающей ее части);

Фаза социально-экономического развития6.

Вторую группу составляют субъективные факторы, в ряду которых: степень доверия к институтам государственной власти; степень уверенности в завтрашнем дне; степень удовлетворенности своей жизнью; наличие или отсутствие интереса к политике и т.д.

По мнению европейских экспертов, молодежь все меньше и меньше инвестирует свою энергию в общественно-политическую сферу жизни общества; недостаточно активна на местном уровне; деятельность общественно-политических организаций по вовлечению молодежи в системные отношения современного социума малоэффективна.

Совершенно очевидно, что активность молодежи, ее гражданская и жизненная позиция, желание участвовать в принятии государственных решений - это залог национальной безопасности.

Однако практика проведения выборов различных уровней показывает, что активность молодого избирателя в последнее время снижается. Постоянно в выборах участвуют, как правило, избиратели в возрасте 50 лет и старше. При этом активность женщин примерно на 5% выше, чем у мужчин. Желание участвовать в выборах у людей среднего и старшего поколения, как правило, связано с воспитанной в прошлые годы ответственностью, сформированной гражданской позицией. Молодежь не стоит в явной оппозиции ко всему институту выборов в нашей стране. Ее политическая активность если и не равна нулю, то далека от идеальной.

Говоря о политической активности, следует отметить, что она может быть двух видов: участие в политической деятельности (членство в партии, ведение агитации, собственная политическая карьера) и участие в политическом процессе (явка на выборы и осознанное голосование)7.

Наиболее четким и показательным индикатором политической активности и неактивности населения является участие в выборах.

Большинство политологов и специалистов по социальной психологии, анализируя электоральное поведение такой специфической части населения, как молодежь, выделяют его четыре типа:

Традиционный тип (конформист). Мотивы политической активности: пример родителей, привычка, стремление быть "как все";

Протестный тип. Мотивы политической активности: недовольство сложившейся ситуацией, юношеский максимализм, стремление привлечь к себе внимание;

Рациональный тип. Мотивы электоральной активности: желание изменить ситуацию к лучшему, осознание собственной ответственности за принятые решения;

Апатичный ("никакой") тип. Характеризуется "активной политической пассивностью", уверенностью в том, что все равно ничего не получится.

Последний тип вышеприведенной классификации продолжает лидировать в российской действительности. Политика для молодежи - не самая важная сфера деятельности. Ее больше интересует личная жизнь и профессиональная самореализация. Причем эта ситуация с электоральной пассивностью стала неуправляемой8.

По официальным данным, в парламентских выборах 2003 года участвовало только 42% населения в возрасте 18-35 лет, на выборах в Государственную Думу 2 декабря 2007 года участвовало 52% населения в возрасте 18-35 лет. Таким образом, процент неучастия в выборах оставался сравнительно невысоким - 48%. Статистика же выборов 2011 года, отражающая количественный показатель явки на выборы молодых людей от 18 до 30 лет, Центральной избирательной комиссией приведена не была. Этот факт не дает возможности отследить динамику включенности молодежи в политический процесс за период с 2007 по 2011 год.

Исходя из приведенных данных, можно сделать вывод, что общественно-политическая активность российской молодежи является волновой и непостоянной, поскольку только масштабные события или судьбоносные события приводят к повышению активности. Вместе с тем, молодежь - это не простое будущее страны, что является естественным процессом, а важнее всего, что молодежь - это качество этого будущего9. Поэтому волновая активность вряд ли может привести к требуемому качеству. Представляется, что качество политического руководства, политической элиты, политических решений и т.д. будет определяться периодической включенностью молодежи в политический процесс, а не ее постоянной деятельностью и постоянной политической активностью.

Очевидно, что поскольку невысокий процент электорального участия молодежи

сохраняется, то для разработки механизмов повышения политической активности этой группы населения необходимо разобраться в причинах политической пассивности.

Существуют ключевые аргументы молодых россиян, игнорирующих общественно-политическую жизнь страны. Однако за последние годы эти аргументы изменились. Если раньше респонденты чаще всего сетовали на бесполезность своего участия (29%) и недостаточную квалификацию (27%), то в текущее время доминирующим аргументом является отсутствие интереса к политической сфере в принципе (36%). На втором месте - уверенность в бесполезности усилий (25%), на третьем - недостаточная квалификация и отсутствие возможностей заниматься политикой (18-19%).

Значительно реже как причины фигурируют отсутствие общественно-политических организаций с дальнейшей перспективой карьерного роста (7%), достойных лидеров (5%), уверенность в том, что президент со всем может справиться сам (4% в 2011 г. против 10% в 2007 г.), убежденность в том, что политика - "грязное дело" (2% в 2011 г. против 6% в 2007 г.)10.

Однако нельзя однозначно говорить об устоявшейся тенденции игнорирования молодежью политической жизни страны, как и о том, что аполитичность современной молодежи носит тотальный характер. Слагаемой частью политической активности является и интерес к политической жизни страны, в этом смысле цифры говорят именно о том, что интерес к политике у молодежи есть.

Более трети молодых россиян (34%) регулярно смотрят новости по телевидению, 60% делают это реже. Каждый десятый (11%) живо интересуется аналитическими программами о современной политической и экономической жизни страны, а еще 51% опрошенных эти программы смотрят эпизодически. Более четверти молодых россиян (28%) постоянно читают печатную периодику (газеты, журналы). Учитывая то, что многие получают информацию из Интернета, становится очевидным, что современная молодежь "в курсе" того, что происходит как в стране, так

и за ее пределами11. Другое дело, что у современной молодежи помимо политики есть множество других сфер и областей приложения своей энергии и активности. Это и учеба, и создание семьи, и выбор профессии.

В условиях слабого развития самоорганизации молодежи велика роль попечительской функции государства. Поэтому естественно, что большинство юношей и девушек ожидают решения многих своих проблем именно от государства. В настоящее время вектор развития Государственной молодежной политики определен достаточно четко. Современные условия модернизации общества, растущие требования к человеческому капиталу позволили Стратегии государственной молодежной политики стать инструментом включения молодежи в политическую жизнь страны. Это требует от всех участников процесса социального становления молодежи и самой молодежи разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач.

Однако Государственная молодежная политика своими целями ставит успешную социализацию молодежи, становление молодого россиянина как личности, как профессионала, но не формирование политического сознания, привитие интереса к политике и политическим процессам у молодежи. Акцент государства на проблемы молодежи, безусловно, важный, но не исчерпывающий в силу эмоциональности и протестных настроений молодой аудитории. Наибольшую протестную активность за последнее время вызвали президентские выборы 2012 года и парламентские выборы 2011 года.

По данным эксперта Левада-Центра Натальи Зоркой, более 60% участников акций протеста на Болотной площади и проспекте Сахарова - молодые люди до 40 лет. Более 70% - с высшим и незаконченным высшим образованием. Каждый четвертый - руководитель либо владелец собственного бизнеса. 12% протестующих -студенты. 70% участников акции разделяют либеральные, демократические взгляды, 24% исповедуют левые взгляды12.

Такая позиция обусловлена желанием молодежи стать самостоятельной, возможностью изменить существующий политический или социально-экономический порядок, освободиться от каких-либо ограничений.

В Стратегии государственной молодежной политики до 2016 года отсутствует в должной мере восприятие молодежи как особого политического объекта и субъекта, не просматривается преемственность и последовательность в развитии политического процесса, не предложены схемы эффективного взаимодействия государственных институтов с молодежью и общественно-политическими молодежными организациями.

Недостаточное внимание уделяется анализу уровня общественно-политической активности молодежи и пониманию насущной необходимости выявления условий и эффективных технологий ее развития в конкретно-историческом пространстве регионов.

Несмотря на эти факторы, государство должно формировать в обществе систему позитивных социальных ценностей для создания благоприятной морально-психологической атмосферы, мотивировать молодежь на участие в политических процессах. Если работа политических партий в этом направлении будет недостаточно эффективной, то будущее страны окажется в руках политически неподготовленных кадров. Поэтому важно найти правильный подход и отыскать действенные методы в работе с молодежью.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидной актуальность выработки комплекса мер по формированию политико-правовой культуры молодежи, преодолению ее политической пассивности, выстраиванию диалога между молодым поколением и органами государственной власти. Необходимо прививать ценности не манипулированием, а "открытым разговором" на добровольных началах.

Опыт построения социальных программ, направленных на правовое воспитание молодежи, формирование правовой культуры, повышение политической активности, в российской практике пока невелик. Этой проблематикой должны заниматься все уровни власти - от государственной до муниципальной.

В настоящее время в регионах фрагментарно просматривается стремление власти мотивировать молодежь к активным политическим действиям. В этой связи интересную практику демонстрирует Ленинградская область. Ежегодно Правительство области и комитет по молодежной политике организуют международный образовательный форум "Ладога". Цель форума - выявление и поддержка молодых талантов в рамках реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики.

На протяжении нескольких лет региональная власть успешно применяет механизмы грантовой поддержки участников. Опыт доказывает, что подобная поддержка проектной активности молодежи является универсальным и эффективным средством для развития политической активности и привлечения институтов гражданского общества к решению региональных проблем.

Все это сформирует в дальнейшем устойчивые условия для самоорганизации молодежи, развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящих перед государством, и совершенствования общественных отношений.

Только знание своих прав и обязанностей, своевременная информированность, присутствие мотивации позволят молодым гражданам увидеть их непосредственное влияние на политическую жизнь в стране.

А политика, в свою очередь, станет инструментом положительных перемен.

1 Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 14-15.

2 Ожегов С., Шведова Н. "Толковый словарь русского языка". М., 1992.

3 Ньюстром Д., Дэвис К. Организационное поведение /Глоссарий по книге. СПб., 2000.

4 Минников В.К. Теоретические подходы к изучению политической активности в различных социальных науках. URL: www.superinf.ru

5 Стратегия Государственной молодежной политики в РФ. URL: http://www.newparlament.ru/ docs/view/2138

6 Гайфуллин А.Ю., Рыбалко Н.В. Диагностика развития политической активности молодежи // Вестник ВЭГУ. 2011. № 6(56).

7 Кострова Е. Молодежное парламентское движение как одна из форм молодежного самоуправления // О выборах. 2008. № 4.

8 Тепляшин И.В. Электорально-правовая активность молодежи и становление российской правовой государственности. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Красноярск. 26-27 октября. Красноярск, 2007.

9 Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты: аналитический доклад /РАН; Институт социологии. М., 2007.

10 Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М., 2010.

11 Подхомутникова М.В. Политическая активность молодежи как важный компонент политического процесса в России // Теория и практика общественного развития. М., 2012.

12 Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Молодежь России. Московская школа политических исследований. М., 2011.