Славяно греко латинская академия государственный вуз. История Cлавяно-греко-латинской академии

Министерство образования и науки РФ

Вологодский государственный технический университет

Кафедра геоэкологии и инженерной геологии

Дисциплина основы научных исследований

Реферат на тему

История и значимость для российской науки и культуры
Славяно-Греко-Латинской Академии

Выполнила:

Проверила:

Вологда

2010

Введение 3

История создания Славяно-Греко-Латинской академии 4

Направления изучения в академии 6

Сословный состав обучаемых в Славяно-Греко-Латинской академии. 9

Выпускники 12

Заключение 18

Список используемой литературы 19

Введение

Славяно-Греко-Латинская академия – первое высшее учебное заведение в России, существовавшее в Москве с 1687 по 1814. Целью создания Академии полагали подготовку образованных людей для государственного и церковного аппаратов. В Академии должны были обучать славянскому, греческому, латинскому и польскому языкам, «семи свободным искусствам» (то есть грамматике, пиитике с риторикой, диалектике, музыке, астрономии, геометрии, философии) и богословию.

Академия содействовала распространению общего образования в России. В ней учились дети не только знати, приказного дьячества, служителей церкви, купечества, но и кабальных людей; русские, украинцы, белорусы, греки, македонцы, грузины и другие (первоначально около 100 чел., в начале 18 в. - 600 чел., в начале 19 в. - свыше 1600 чел.).

Академия оказывала глубокое воздействие на всю духовную и культурную жизнь России того времени. Уже первые ее выпускники внесли значительный вклад в отечественное духовное просвещение.

История создания Славяно-Греко-Латинской академии.

Славяно-Греко-Латинская академия - первое высшее учебное заведение в России , открытое в . В было преобразовано в Московскую Духовную Академию .

Инициаторами создания Академии были педагог, просветитель и поэт Симеон Полоцкий (– ) и его ученик Сильвестр (Медведев) (– ), которому он передал все свои бумаги, чтобы тот продолжил его дело. За два года до смерти С.Полоцкий написал так называемую Академическую привилею (Учредительную грамоту) – сочинение, в котором выдвигалась идея создания Академии, определялись ее будущие права и содержание обучения.

Выпускники

Среди выпускников Славяно-Греко-Латинской академии множество профессоров Московского университета. Это и ординарный профессор красноречия Антон Алексеевич Барсов, и ординарный профессор логики и метафизики Андрей Михайлович Брянцев, а также доктор медицины Семен Герасимович Зыбелин (бывший братом ректора Академии Антония Зыбелина) и профессор философии Николай Никитич Поповский. Немало знаменитостей дала Академия для развития русской академической науки. Например, математика Леонтия Филипповича Магницкого, который учился еще при Лихудах, и занявшего профессорскую кафедру естественной истории в Академии Наук Степана Петровича Крашенинникова. Кроме того, с Академией было связано немало известных литераторов, переводчиков, издателей: князь Антиох Дмитриевич Кантемир, Василий Петрович Петров, Ермил Иванович Костров, Степан Иванович Писарев, Василий Григорьевич Рубан. Конечно, одно из первых мест среди выпускников Академии занимает Михаил Васильевич Ломоносов, вступивший под ее своды в 1731 году во время ректорства архимандрита.

Антон Алексеевич Барсов родился 1 декабря 1730 года в Москве . Рано лишился родителей, но, тем не менее, получил прекрасное образование. В 1738 году, в 8 лет, был отдан в Славяно-Греко-Латинску ю академию .

В 1748 благодаря В.К. Тредиаковскому Барсов поступает в Санкт-Петербургский университет .

В 1753 году по окончании университета Барсов получил звание магистра философии и свободных наук. Он продолжал изучать философию и языки, занимался переводами научных трудов, преподавал в академическом университете математику.

В 1755 году по приглашению И.И. Шувалова Барсов перешёл в Московский университет . Сначала он читал лекции по алгебре, но в 1761 году был назначен ординарным профессором кафедры красноречия и до 1791 года читал курсы грамматики, риторики и поэзии, причём практическая направленность занятий постоянно увеличивалась.

В 1771 году Барсов был избран секретарём Вольного Российского собрания при Московском университете, которое занималось исправлением и обогащением русского языка, а также составлением словарей. В 1789 году его избирают председателем появившегося Обществе любителей учёности, затем почётным членом Латинского общества в Йене.

21 октября 1783 года Барсова приглашают на первое заседание Императорской Российской академии , возглавляемой княгиней Дашковой . Он принимал участие, хотя и недолго, в работе над Словарём Академии Российской.

Остается загадкой, как могло случиться, что восьмилетнего ребенка приняли в Славяно-греко-латинскую академию. Дело в том, что в указе Синода сказано, что в академию могут быть приняты ученики в возрасте от 13 до 20 лет. Когда в 1737 г. из присланных в академию дворянских детей 73 человека оказались моложе 12 лет, по указу императрицы их отправили обратно, пообещав принять позже, по достижении ими двенадцати лет.

Андрей Михайлович Брянцев по окончании университетского курса стал в 1787 г. магистром философии Московского университета, с 1788 - экстраординарным профессором, с 1795 - ординарным профессором логики и метафизики Московского университета. Его магистерская диссертация De criterio veritatis (1787) осталась неизданной; в 1798 г. он опубликовал во Владимире «Compendium antiquitatum Graecarum».

Зыбелин Семен Герасимович - один из первых русских профессоров медицины в Московском университете. Первоначальное образование получил в Московской духовной академии и поступил в Московский университет, при самом открытии его, в 1755 г., в товариществе с Вениаминовым, где проходили философские, юридические и филологические науки. По окончании курса был послан за границу изучать медицину, в 1764 г. в Лейдене получил степень доктора медицины и в 1765 г., по возвращении в Россию, назначен профессором, в каковом звании оставался вплоть до смерти в 1802 г. Он читал самые разнородные предметы и славился, как один из самых красноречивых лекторов. Он много содействовал созданию правильного, ясного, точного и изящного языка для врачебной науки, за что и был избран в 1784 г. действительным членом Академии Наук. Вместе с тем Зыбелин пользовался славой чрезвычайно гуманного и искусного врача. Особенно славились его речи при различных торжественных событиях; некоторые из них напечатаны, и даже в настоящее время рекомендуют его широкие взгляды, как, например, о пользе прививной оспы, о правильном воспитании детей и пр.

Попо́вский Николай Никитич (около 1730–60) – русский философ-просветитель. Родился в Москве в семье священника. Учился (с 1748) в университете при Академии Наук в Петербурге. В 1755 назначен по представлению Ломоносова, любимым учеником которого был, профессор красноречия и философии. Автор ряда философских стихотворений; переводил произведения западных мыслителей ("Мысли о воспитании" Локка под назв. "О воспитании детей", М., 1759, и "Опыт о человеке" Попа, М., 1802). Основатель одной из двух издававшихся в 18 в. в России газет "Московских ведомостей" (1756).

По философским воззрениям – деист. Перед философией Поповский ставил задачу познать, прежде всего, законы природы, открыть возможности устроить счастье и благополучие людей. Он рассматривал философию как мать всех наук и художеств. Первым в России он стал читать курс философии на русском языке. Призывал ученых стремиться прославить Россию развитием наук и искусств. Он высказал ряд прогрессивных педагогических мыслей. Многие произведения П. до нас не дошли: перед смертью он сжег свои рукописи.

Магницкий, Леонтий Филиппович родился в Осташковской патриаршей слободе . Сын крестьянина Филиппа Телятина. С юных лет Леонтий работает с отцом на пашне, сам учился чтению и письму, был страстным охотником читать и разбирать мудрёное и трудное. Возможно, что он был родным племянником архимандрита Нектария, устроителя Ниловой пустоши близ Осташкова Тверской губернии и потому имел доступ к церковным книгам.

В отправлен в Иосифо-Волоколамский монастырь как возчик для доставки рыбы монахам. Поразил монахов своей грамотностью и умом, оставлен при обители в роли чтеца . Затем переведён в московский Симонов монастырь . Монастырское начальство решило готовить незаурядного юношу в священнослужители.

Гг. - учится в Славяно-Греко-Латинской академии . Математика там не преподавалась, что говорит о том, что свои математические познания, он приобрёл путем самостоятельного изучения рукописей как русских, так и иностранных.

Знания Леонтия Филипповича в области математики удивляли многих, при встрече произвёл на царя Петра I очень сильное впечатление незаурядным умственным развитием и обширными познаниями. В знак почтения и признания достоинств Пётр I жаловал ему фамилию Магницкий, «в сравнении того, как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя».

- гг. - Магницкий живёт в Москве, обучает детей в частных домах и занимается самообразованием.

В по распоряжению Петра I был назначен преподавателем школы «математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учения», помещавшейся в здании Сухаревой башни . Начал работать помощником учителя математики - Андрея Фарварсона , а затем - учителем арифметики и, по всей вероятности, геометрии и тригонометрии , ему было поручено написать учебник по математике и кораблевождению.

Составил первую в России учебную энциклопедию по математике под заглавием «Арифметика, сиречь наука числительная с разных диалектов на славенский язык переведенная и во едино собрана, и на две книги разделена» тираж 2400 экземпляров. Как учебник эта книга более полувека употреблялась в школах благодаря научно-методическим и литературным достоинствам.

Пётр I был особенно расположен к Леонтию Филипповичу, жаловал его деревнями во Владимирской и Тамбовской губерниях, приказал выстроить ему дом на Лубянке, а за «непрестанные и прилежные в навигацких школах во учении труды» наградил «саксонским кафтаном» и другой одеждой.

В 1715 году в Петербурге была открыта Морская академия , куда было перенесено обучение военным наукам, а в московской Навигатской школе стали учить только арифметике, геометрии и тригонометрии. С этого момента Магницкий становится старшим учителем школы и руководит её учебной частью.

С 1732 года и до последних дней своей жизни Л.Ф. Магницкий являлся руководителем Навигатской школы.

Умер в октябре 1739 года в возрасте 70 лет.

Степан Петрович Крашенинников (1711-1755) - русский путешественник, исследователь Камчатки , академик Петербургской АН (1750). Участник 2-й Камчатской экспедиции (1733-43). Составил первое «Описание земли Камчатки» (1756).

Степан Крашенинников родился 11 ноября 1711 года в Москве, в семье солдата.

С 1724 по 1732 год Степан обучался в Московской Заиконоспасской школе, которая также имела название Славяно-Греко-Латинской академии. Это было духовное училище. Первые четыре года здесь изучался латинский язык, что впоследствии очень пригодилось Крашенинникову, ибо в то время по-латыни писались многие научные труды.

В 1724 году шла подготовка к большой экспедиции, которая в истории получила название Камчатской. Она длилась пять лет и ознаменовалась важными исследованиями и открытиями на северо-востоке Азии. Крашенинников в то время еще учился, а вот во Второй Камчатской экспедиции ему уже довелось принять участие.

Сие знаменательное событие произошло в 1732 году, когда молодой Степан Крашенинников в числе двенадцати учеников Заиконоспасской школы был отправлен в Петербург для участия в экспедиции.

Экспедиция проводилась тогда с поистине грандиозным размахом и не имела равных в мире. В ней участвовали 600 человек, которые были разделены на отряды. Северные отряды имели задачу исследовать и нанести на карту все побережье Северного Ледовитого океана от Белого моря до Камчатки; на ее выполнение ушло 10 лет.

Отрядам под начальством В. Беринга и А. И. Чирикова нужно было «сыскать неизвестные американские берега», а также найти Северный путь в Японию. Работы этих отрядов ознаменовались замечательными научными результатами.

И, наконец, перед экспедицией стояла проблема исследования и описания малоизученных территорий Сибири и особенно Камчатки. Эту задачу нужно было выполнить отряду, который снарядила Петербургская Академия наук.

Именно в помощь этому отряду, для выполнения подсобных работ, и были затребованы учащиеся Московской Заиконоспасской школы. Однако такой чести удостоилось только пятеро человек. Вскоре после прибытия в Петербург Степан Крашенинников стал студентом академии и восемь месяцев перед отправкой в экспедицию пробыл в столице».

Заключение

В 1685 г. была организована Славяно-Греко-Латинская академия, соединившая в себе черты высшей и средней школы, где преподавались греческий, латинский и славянский языки, "семь свободных искусств", богословие. По мысли царя Федора Алексеевича Академия была предназначена к тому, чтобы "сеять семена мудрости", т. е. быть первым в России учебным заведением для получения общего (классического) высшего образования. На деле же академия являлась по существу специальной высшей школой преимущественно церковного характера.

С начала XVIII века курс обучения расширился (немецкий и французский языки, медицина, физика, философия и др.), ведущее место занял латинский язык. Тот же курс преподавания, что и в Киевской академии повторяется и в Московской академии, но добавляется еще церковное и гражданское право.

Славяно-Греко-Латинская Академия прекрасно справилась с задачей высшей школы, поставленной перед ней Церковью и обществом, воспитала множество достойных граждан и верных сынов отечества, заложила фундамент своей собственной научной школы, послужила развитию и становлению науки и образования во всей России, сыграв не последнюю роль в становлении Академии Наук и Московского университета. Академия создала ту духовно-интеллектуальную среду, которая в скором будущем позволит ей обрести еще большее значение для развития не только русской церковной, но и русской светской науки - прежде всего, в ее гуманитарных составляющих.

Список используемой литературы

Славяно-Греко-Латинская Академия [Электронный ресурс]. - Режим доступа

В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия (первоначальное название Эллино-греческая академия). Идею создания Академии высказали в 1666–1667 гг. С. Полоцкий и митрополит Паисий. Это мотивировалось необходимостью укреплять единство церкви, противостоять невежеству, в котором винили раскольников, а также потребностями в ликвидации упадка учения на "эллинском языке". План открытия высшего учебного заведения обсуждался в 1680 и 1682 гг. Смерть царя Федора Алексеевича и волнения стрельцов отодвинули на несколько лет реализацию плана.

Соучредителями Академии стали Типографское училище и школа Богоявленского монастыря. К моменту создания Академии в Типографском училище насчитывалось немногим более 200 учеников, из которых около 70 занимались греческим языком. В школе Богоявленского монастыря насчитывалось до 80 учеников; в программу входили занятия греческим, латинским и итальянским языками, которые вели братья Лихуды.

Первыми руководителями Академии были назначены братья Лихуды. В Академии насчитывалось восемь основных классов и один подготовительный. Учение отдельных школяров растягивалось на 15–20 лет. Исключали из Академии крайне редко. Академия оказалась компромиссом греческого и латинского направлений. Учредители не были последовательны в своих педагогических намерениях. В Привилегиях (указе об открытии), с одной стороны, подчеркивалось, что Академия создается, "дабы тьма невежества искоренилась", а с другой – исключалось любое свободомыслие среди учителей и учащихся: "от всяких еретиков и ересей... охранение". "Привилегии" определяли принципы деятельности Академии как инструмента государственной образовательной политики по защите православия.

Преподавание в Славяно-греко-латинской академии поначалу велось на славянском, греческом и отчасти латинском языках. Программа напоминала курс западной латинской школы. "Привилегии" предусматривали преподавание гражданских (светских) и духовных наук: богословия, славянской грамматики, латыни и греческого языка, риторики, логики, физики, диалектики, философии, юриспруденции. Светские науки преподавались в духе схоластики. Вместе с тем обсуждались иные научные толкования. В споре между приверженцами бесконечной делимости (аристотелисты) и атомистики (зенонисты) наметился некий третий подход, который приближался к идее существования физического атома.

Деятельность Лихудов в Академии длилась семь лет. Лихуды подготовили учеников, продолживших их дело: Ф. Ф. Поликарпова, II. Головина, П. Рогова. Ученики переводили на русский язык труды братьев. В результате интриг противников латино-греческого образования Лихуды в 1694 г. были отправлены в отставку, а в 1698 г. заточены в Новоспасский монастырь. Тогда же в Академии прекратилось вплоть до 1700 г. преподавание латыни. Программу стали строить на принципах, имевших в виду отказ от старорусского начетничества и латинской учености, ориентацию на греко-русскую традицию в образовании.

Академия сыграла важную положительную роль в развитии просвещения. Как пишет русский историк С. Смирнов, благодаря Академии "русские примирились с мыслью о пользе науки". Однако Академия так и не превратилась в подлинно научный центр университетского образования, встав на стражу национальной старины и православия против всяких иноземцев. Соединение славянской, эллинской и латинской традиций образования состоялось в виде умершей схоластики. Академия сделалась инструментом искоренения инакомыслия. Ей была предоставлена монополия на полноценное обучение. Семьи, заводившие без разрешения Академии домашних учителей, подвергались угрозе конфискации имущества. По словам русского историка С. М. Соловьева, Академия оказалась "страшным инквизиционным трибуналом". Образовательные задачи Академии были сведены до минимума. В конце XVII в. ее роль как центра просвещения падает; многие преподаватели Академии не справлялись со своим делом и предпочитали занятие "справщиков" в типографии.

"Науки юношей питают..."

Особенностью российской системы образования по сравнению с другими европейскими странами являлось многообразие форм. А первым высшим учебным заведением России была Славяно-греко-латинская академия.

Первое в России высшее учебное заведение, открытое в 1687 году, носило название Эллино-греческой академии, с 1701 по 1775 год — Славяно-латинской, а с 1775 по 1814 год — Славяно-греко-латинской академии. Из Славяно-греко-латинской Академии образовались Императорский Московский университет (1755) и Московская духовная академия (1814).

Инициаторами создания Славяно-греко-латинской академии были педагог, просветитель и поэт Симеон Полоцкий (1629–1680) и его ученик Сильвестр Медведев (1641–1691), которому он передал все свои бумаги, чтобы тот продолжил его дело. За два года до смерти С. Полоцкий написал так называемую Академическую привилею (Учредительную грамоту ), в которой выдвигалась идея создания Академии, определялись ее будущие права и содержание обучения. Целью создания Академии С. Полоцкий полагал подготовку образованных людей для государственного и церковного аппаратов.

В 1682 через два года после смерти Полоцкого, Привилея была, наконец, принята к утверждению царем Федором Алексеевичем. В Академии должны были обучать славянскому, греческому, латинскому и польскому языкам, «семи свободным искусствам» (то есть грамматике, пиитике с риторикой, диалектике, музыке, астрономии, геометрии, философии) и богословию. Учителя и ученики Академии должны были быть, по замыслу Полоцкого, подсудными только «верховному блюстителю» (ректору) и патриарху, а не обычным судебным инстанциям (прообраз университетской автономии). Обучение в Академии должно было быть бесплатным, ученики – обеспечиваться стипендиями, а престарелые учителя – пенсиями. Как учреждение, долженствующее готовить правоверных священнослужителей, Академия должна была научить блюсти чистоту религиозных помыслов.

Ей Полоцкий перепоручал ведение цензуры религиозных книг, право вершить суд над отступниками от православия, контролировать деятельность иных образовательных учреждений (если они будут созданы) и даже домашних учителей. Главное место в ученых планах Академии должен был занять греческий язык – основный язык русских богослужебных книг.

Первыми преподавателями Академии были братья Иоаким и Софроний Лихуды, прибывшие в Москву с рекомендательной грамотой от Восточных Патриархов. Обладавшие энциклопедическими знаниями, доктора Коттонианской Академии в Падуе, проповедники и мыслители, они приложили все свои силы к организации первого на Руси высшего Духовного учебного заведения. Начав в 1685 занятия в древнем московском Богоявленском монастыре, они стали обучать поначалу лишь греческому языку, затем расширили программу, введя в нее риторику.

Преподавание велось также и монахами Заиконоспасского монастыря, светскими профессорами. Академия была всесословным учреждением. Академия готовила образованных людей для государственной службы и церкви. В годы расцвета, в начале XIX века, в академии обучалось свыше 1600 человек.

Социальный состав учащихся был пестрым: сын конюха, купца мог соседствовать с сыном церковнослужителя высоко ранга и даже с сыновьями столичной знати (князей Одоевских, Голициных). Этим Академия разительно отличалась от других образовательных учреждений, придерживавшихся сословного принципа обучения. Помимо русских, в Академии обучались также украинцы, белорусы, выходцы из Речи Посполитой, крещеные татары, литовцы, молдаване, грузины и греки, был в списках даже один македонец. Ученики старших «классов» учительствовали у младших, помогая преподавателям. Несмотря на то, что Академия принимала людей «всякого чина и сана», стипендии у обучающихся были разные: княжеские дети получали в месяц по золотому, а простые – по полтине.

В академии в разное время учились многие, ставшие известными в будущем люди — поэты, ученые, священнослужители: Амвросий (Протасов), Антиох Дмитриевич Кантемир, Михаил Васильевич Ломоносов, Иннокентий Иркутский, Ефимий Болховитинов (Евгений, митрополит киевский), Федор Григорьевич Волков (будущий актер и режиссер), Василий Тредиаковский, Василий Владимирович Петров, Леонтий Филиппович Магницкий, Иван Иванович Комов, Степан Петрович Крашенинников, Василий Иванович Баженов, Фёдор Поликарпович Поликарпов-Орлов, Н. И. Попов, Карион Истомин, П. В. Постников, Н. Н. Поповский, Антон Барсов, Алексей Барсов, Дмитрий Виноградов, П. В. Победоносцев (писатель, профессор Московского университета, отец обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева), В. И. Ромодановский.

Высшие духовные учебные заведения

Духовная академия - высшее религиозное (православное) учебное заведение как отдельное учебное заведение образовалось в 1814 г. в результате разделения Славяно-греко-латинской академии на Московский университет и Московскую духовную академию. Она была закрыта большевиками в 1919 г. и вновь возрождена в 1943 г.

Лучшим периодом развития Академии считается период с 1775 по 1814 гг., под протекторатом митрополита Платона (Левшина). Историк академии так характеризует это время: «Круг наук при митрополите Платоне значительно распространился, введены новые предметы учения (церковная и гражданская история, русская церковная история, церковное право, пасхалия, физика в новой постановке, история философии, медицина, церковный устав и пение, новые языки), появились новые учебные руководства, дух схоластики потерял силу и уступил место светлому воззрению на предмет. Зная по собственному опыту всю тяжесть систем, которым время и привычка усвоили права первенства, Платон признал нужным ввести великорусский элемент в науку и оставить заимствования. Имея много учёных людей вокруг себя, он положил конец вызову умных из Киева, отстранил их системы, дотоле бывшие образцами для московских богословов и философов, и образовал по своей мысли академию, сообщив ей все средства к приобретению новых знаний». Материальные средства академии были усилены, содержание наставников улучшено, для учеников устроена бурса, увеличена библиотека. Побеги и укрывательства учеников прекратились. Целый ряд проповедников и учёных, вышедших из этой академии, свидетельствует о её благоустройстве во времена митрополита Платона.

В 1814 году академия была преобразована и переведена в Свято-Троицкую Сергиеву лавру.

Институты

Институты — светские высшие учебные заведения, которые готовили в основном специалистов технических и естественнонаучных отраслей. Существовали политехнические и технологические институты, институты инженеров железнодорожного транспорта, коммерческие, сельскохозяйственные, педагогические, медицинские институты. В 1802-1804 годах был открыт первый в России учительский институт при Санкт-Петербургском университете.

Главное инженерное училище в Санкт-Петербурге

24 ноября 1819 года по инициативе Великого Князя Николая Павловича Санкт-Петербургское инженерное училище Высочайшим повелением преобразовано в Главное инженерное училище. Для размещения училища выделена одна из царских резиденций, Михайловский замок , этим же повелением переименованный в . Училище по-прежнему имело два отделения: трехгодичное кондукторское готовило инженерных прапорщиков со средним образованием, а двухгодичное офицерское давало высшее образование. На офицерское отделение принимали лучших выпускников кондукторского отделения, а также офицеров инженерных войск и других родов войск, пожелавших перейти на инженерную службу.

В 1855 году училище названо Николаевским, а офицерское отделение училища было преобразовано в самостоятельную Николаевскую инженерную академию. Училище стало готовить только младших офицеров инженерных войск. По окончании трехлетнего курса выпускники получали звание инженерного прапорщика со средним общим и военным образованием (с 1884 года инженерного подпоручика).

В числе преподавателей был Д.И. Менделеев, на базе училища П. Н. Яблочков работал над созданием дуговой электролампы.

В. Перов "Портрет Ф.М. Достоевского"

Среди выпускников – многие известные люди: писатель Ф.М. Достоевский, писатель Д.В. Григорович, епископ Игнатий (Брянчанинов Дмитрий Александрович), ученый-физиолог И.М. Сеченов, композитор и музыкальный критик Ц.А. Кюи и другие.

Университеты

Университеты - светские высшие учебные заведения. Первый в России светский университет носил название Академический университет. Он был открыт в 1724 году и просуществовал до 1766 года. К началу XX века в России (за исключением Финляндии) были следующие университеты: Московский (с 1755 г.), Дерптский, или Юрьевский (1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Петербургский (1819), Киевский св. Владимира (1833), Новороссийский (в Одессе, 1864), Варшавский (1869), Томский (1888).

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ)

Старейший, крупнейший и ведущий университет Российской Федерации. Основан по инициативе М.В. Ломоносова и графа Шувалова в 1755 г.

Изначально университет располагался в здании Главной аптеки (бывший Земский приказ) на месте Государственного исторического музея на Красной площади. При Екатерине II университет переехал в здание на противоположной стороне Моховой улицы, построенное в период между 1782 и 1793 годами по проекту Матвея Казакова. Впоследствии, после Московского пожара 1812 года, здание было восстановлено архитектором Доменико Жилярди.

В XVIII столетии в составе университета были три факультета: философии, медицины и права . В 1812 году при университете был создан колледж для подготовки будущих студентов. В 1779 году Михаил Херасков основал Благородный пансион , преобразованный в гимназию в 1830 году. Университетская пресса была основана Николаем Ивановичем Новиковым в 1780-х годах. При университете издавалась наиболее популярная газета Российской империи - «Московские ведомости».

В 1804 году был принят новый устав Московского университета, согласно которому должность ректора становилась выборной. Ректор ежегодно избирался профессорским собранием и утверждался лично Императором.

Высшие женские курсы - высшие женские учебные заведения. Возникли с разрешения правительства с 1870 года (первые учреждения данного типа возникли в Москве и Петербурге).

При разработке университетского устава 1863 г. министерство народного просвещения сделало университетам запрос о том, могут ли женщины быть допускаемы к слушанию лекций совместно со студентами, могут ли они быть допускаемы к испытанию на учёные степени и какими правами, в случае выдержания испытания, они должны пользоваться. На все эти вопросы советы университетов московского и дерптского (первый - большинством 23 голосов против 2) дали резкий отрицательный ответ. Русские женщины, не находя на родине доступа к высшему образованию, массами устремлялись в заграничные университеты.

Министр народного просвещения дал согласие на учреждение лишь «общих публичных лекций, то есть совокупно для мужчин и женщин, на основании общих постановлений о публичных лекциях». 2 января 1870 г. открылись в Санкт-Петербурге «публичные лекции для мужчин и женщин» по некоторым предметам естественным и словесно-историческим (известные под именем Владимирских курсов), лекции эти имели определенный систематический характер университетского преподавания; чтение каждого предмета рассчитано было на два года. Но уже в 1873 г. они были приостановлены по многим причинам. Однако в связи с тем, что многие русские женщины отправлялись для получения высшего образования за границу, в 1878 г. открылись высшие женские курсы с систематическим, университетским характером преподавания, причём открытие курсов признано было министром народного просвещения, графом Д. А. Толстым, делом полезным и даже необходимым в видах отвлечения русских женщин от обучения в заграничных университетах.

Бестужевские курсы

Во главе педагогического совета, в качестве заведующего курсами стал, согласно желанию министра, профессор К. Н. Бестужев-Рюмин (отсюда название курсов бестужевскими), которого в 1881 г. заменил А.Н. Бекетов. Курс обучения первоначально был 3-летним, но вскоре его увеличили до 4 лет.

Курсы имели три отделения: словесно-историческое, физико-математическое и специально-математическое ; последние два различались только со второго курса. По всем почти предметам и на всех отделениях происходили практические занятия, особенно по естественным наукам, для чего курсы располагали богато обставленными кабинетами, лабораторией, библиотекой, а впоследствии и аудиториями, специально приспособленными к чтению экспериментальных лекций. Привлекая в качестве преподавателей лучших профессоров университета и других высших учебных заведений Петербурга, курсы стали готовить и самостоятельный преподавательский персонал из числа бывших слушательниц.

Курсы В.И. Герье

Н.А. Ярошенко "Курсистка"

В 1872 году профессор московского университета В. И. Герье организовал в Москве высшие женские курсы. Согласно положению, утвержденному 6 мая 1872 года министром народного просвещения, графом Д. А. Толстым, московские высшие женские курсы были частным учебным заведением, которое имело своей задачей дать возможность девицам, окончившими средние учебные заведения, продолжать общее образование.

Курс ученья сначала был двухлетний, но с 1879 года он стал трёхлетним, а из учебной программы был исключён общеобразовательный курс энциклопедического характера по естественным наукам. Таким образом, курсы В. И. Герье приобрели историко-филологическую направленность.

Казанские курсы

В 1876 г., по ходатайству профессора Н. В. Сорокина, открылись высшие женские курсы в Казани. Первоначально они были устроены по образцу курсов В. И. Герье, но в 1879 г. последовало подразделение общеобразовательной программы курсов на две специальности: словесно-историческую и физико-математическую. На словесно-историческом отделении преподавались: русская грамматика и история русской литературы, естествоведение, всеобщая история, русская история, история физико-математических наук, история философии, эстетика, немецкая литература, английский язык, гигиена. Курс физико-математического отделения составляли: естествоведение, геометрия, приложение алгебры к геометрии, география, физика, история философии, гигиена, химия, история физико-математических наук, английский язык. В качестве необязательного предмета преподавался с 1884 г. латинский язык.

Казанские курсы не имели даже своей аудитории; лекции читались по вечерам в здании университета. На казанских курсах перебывало 575 женщин, из которых около 200 окончили курс с дипломом.

Киевские курсы

В 1878 г. открылись высшие женские курсы в Киеве. Курс ученья, первоначально двухлетний, к 1881 г. был постепенно расширен до четырёхлетнего. Разделялись киевские курсы на 2 отделения: словесно-историческое или историко-философское и физико-математическое.

Итак…

Особенностью российской системы образования по сравнению с другими европейскими странами являлось многообразие форм образовательных организаций, их организационно-правовой формы, ведомственной подчиненности, состава учредителей и источников финансирования. Наряду с общеобразовательными учреждениями, гимназиями и университетами, находившимися в подчинении Министерства просвещения (созданного в 1802-04 годах), существовало еще несколько важных научно-образовательных подсистем, игравших не меньшую роль, но ориентировавшихся на другие модели и находившихся в подчинении других ведомств. Еще в конце XVIII – начале XIX века были созданы образовательные, художественные и научные учреждения, которые курировали непосредственно члены царской фамилии. Часть этих учреждений были объединены позже в Ведомстве Императрицы Марии (институты и гимназии) и Министерстве Императорского Двора (Высшее художественное училище, Училище живописи, ваяния и зодчества и другие художественные и театральные учебные заведения).

Министерству промышленности и торговли подчинялись высшие политехнические, горные и коммерческие учебные заведения.

В процессе столыпинских реформ под руководством начальника департамента в сельскохозяйственном ведомстве графа П.Н. Игнатьева в 1909 – 1914 годах была создана стройная система начальных, средних и высших сельскохозяйственных учебных заведений, подчинявшихся Главному управлению землеустройства и земледелия.

Целый ряд учебных заведений был подчинен Министерству внутренних дел, Министерству путей сообщения, Министерству юстиции, Министерству финансов, Его Императорского Величества Канцелярии.

Количество студентов в высших учебных заведениях России (в тысячах человек) на 1914 год

Университеты

Факультеты:

Богословский 0,13; Историко-филологический 3,4; Физико-математический 9,9; Юридический 15,3; Медицинский 9,4; Восточных языков 0,18; Всего: 38,2.

Технические институты 26,5; Медицинские и ветеринарные институты 6,8; Духовные академии 0,8; Педагогические 2,1; Юридические 2,7; Сельскохозяйственные и лесные 7,0; Высшие женские учебные заведения 33,8 .

Запрос «» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Запрос «СГЛА» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Запрос «Славяно-греко-латинской академии» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Славяно-Греко-Латинская Академия
(СГЛА )
Международное название

Slavic Greek Latin Academy

Девиз

Первое высшее учебное заведение России

Год основания
Иностранные студенты
Бакалавриат
Магистратура
Докторантура
Расположение

Координаты : 55°42′11″ с. ш. 37°31′50″ в. д.  /  55.703056° с. ш. 37.530556° в. д. (G) (O) (Я) 55.703056 , 37.530556

История

Привилегия на Академию(Учредительный Документ Академии)

Академия исторически была сформирована как всесословное высшее образовательное учреждение .

Целью создания Академии была подготовка образованных людей для государственного и церковного аппаратов.

В первое время преподавание в академии носило схоластический характер. Преподавали грамматику , пиитику, риторику , логику и физику на латинском и греческом языках, но первостепенное значение уделялось изучению греческого языка и культуры . Прохождение курса тогда было рассчитано на 12 лет. Обучение было разделено на 8 классов или, как в то время говорили, на 8 «школ», которые включали в себя 4 низших класса: «фара», «инфирма», «грамматика», «синтаксима», два средних: «пиитика» и «риторика», два высших: «философия » и «богословие ». Обучение велось круглый год.

После преобразований, проведенных Палладием Роговским в духе просветителя Стефана Яворского, в Академии стали изучать латинский язык , современные европейские языки, философию.

В низших классах шло обучение славянскому и латинскому языкам , арифметике , истории , географии , катехизису. По истечении четырёх лет ученики свободно читали и писали по-латыни. В средних классах они продолжали учить латинский язык , чтобы через два года говорить на нём, и осваивали стихосложение , литературное сочинение, красноречие и богословие. Отдельный предмет в Академии составляла поэзия .

Здание СГЛА. Литография 18 века

Многие учащиеся не доучивались до старших классов, а уходили с первого же года обучения в другие школы - математические, инженерные , медицинские , так как хорошо владели иностранными языками. Учеников из бедных слоев населения отсылали за границу, чтобы «учитися языкам турецкому , арабскому и персидскому » и для «наук литературных», которые изучали во Франции . Академия стала известна в Европе, а не только в России. С 1721 года в ней стали обучаться иностранцы, которые были приравнены к русским учащимся.

В начале своего существования Академия находилась в совместном государственном и церковном управлении (как многие классические европейские университеты того времени) и готовила, главным образом, переводчиков , работников типографий (справщиков), священнослужителей, высших государственных руководителей и дипломатов, преподавателей и профессоров, причем не только для России, но и для других славянских стран.

Возрождение академии

На совещании в Администрации Президента РФ, состоявшемся в июле 2012 г. было принято предварительное решение о формировании в качестве высшего органа управления Попечительского совета в составе следующего представительства: три представителя от государственной власти, три представителя от РПЦ, три представителя от научного и культурного сообщества, три представителя от общественных организаций.

Историческое здание Славяно-Греко-Латинской Академии

В настоящее время идет процесс восстановления исторического, государственного и образовательного значения Славяно-Греко-Латинской Академии и возвращения исторического головного здания Академии. Все сторонние пользователи, занимающие исторические помещения Славяно-Греко-Латинской Академии в центре Москвы выводятся с её территории. Комитету по культурному наследию (поручено) провести работу по освобождению здания Славяно-греко-латинской академии от сторонних пользователей , в частности некоторые помещения освобождаются Российским государственным гуманитарными университетом . Существует проблема передачи помещений, формально добросовестными приобретателями которых являются коммерческие организации. Руководство СГЛА работает в тесном взаимодействии с властями Москвы, которыми было принято решение восстановить здание Славяно-Греко-Латинской Академии

Современная структура Славяно-Греко-Латинской Академии

Один из современных корпусов СГЛА

Современная включает в себя десятки факультетов, институтов и научно-исследовательских центров в качестве структурных подразделений и отдельных юридических лиц [неавторитетный источник? ] :

Обучение ведется по более чем 150-ти профилям и направлениям бакалавриата, магистратуры, MBA, MPA, дополнительного профессионального образования.

Филиалы

Лицензии и аккредитации

Примечания

Ссылки

  • СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ Национальная философская энциклопедия
  • СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ Краткая история Славяно-Греко-Латинской Академии на официальном сайте Славяно-Греко-Латинской Академии.
  • Лицензия Министерства образование и науки Славяно-Греко-Латинской Академии

Литература

  • Смирнов С. К.. «История Московской Славяно-Греко-Латинской Академии», Москва, в типографии В.Готье, 1855
  • Богданов А. П. Борьба за организацию славяно-греко-латинской академии // Советская педагогика. 1989 г. № 4. С. 128-134
  • Храмешин С. Н. История Славяно-Греко-Латинской Академии.
  • Флоровский А. Г. Латинские школы в России в эпоху Петра I. // Восемнадцатый век, Москва-Ленинград, 1962, выпуск 5, 335с
  • «Ломоносов Михаил Васильевич » // Русский биографический словарь: В 25 т. /А. А. Половцов. - М.,1896-1918. - Т. «Лабзина - Ляшенко». - C. 593.
  • Вознесенская И. А. Московская Славяно-греко-латинская академия в первой трети XVIII века. // «Россия и христианский Восток», выпуск II III, «Индрик», ИВИ РАН , Москва, 2004, сс. 518-523.
  • Белокуров С. А. Об отправлении учеников Славяно-греко-латинской академии, в том числе Ломоносова, из Москвы в Санкт-Петербург в 1735 году. // «Ломоносовский сборник», Санкт-Петербург, 1911.
  • Рождественский С. В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII-XIX веках. // С.-Петербург, типография М. А. Александрова, 1912, т.1, сс. 70-74.
  • Воскресенский Г. Ломоносов и Московская Славяно-греко-латинская Академия. // Москва, 1891
  • Храмешин С.Н. Предпосылки создания первого высшего учебного заведения России - Славяно-Греко-Латинской Академии. //Инновационная экономика: социология, право, педагогика, экология, управление, СПб, 2012.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Славяно-греко-латинская академия" в других словарях:

    СЛАВЯНО ГРЕКО ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ, первое высшее учебное заведение в Москве. Основано в 1687. Первоначально называлось Эллино греческая академия (преподавали И. и С. Лихуды; с 1701 Славянолатинская академия), с 1775 С. г. л. а. В 1814… … Русская история

    СЛАВЯНО ГРЕКО ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ первое в России высшее учебное заведение и первый санкционированный государством русский центр философской культуры. Основана в 1687 греками Иоанникием и Софронием Лихудами. Располагалась в стенах Московского… … Философская энциклопедия

    СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ - первое высшее учебное заведение России, основанное в Москве в 1687 г. под названием Славяно греко латинского училища или Эллино греческой академии. Возникла на основе школы при Богоявленском монастыре. Инициатива в организации академии… … Юридическая энциклопедия

    Первое в России высшее учебное заведение и первый санкционированный государством русский центр философской культуры. Основана в 1687 греками Иоанникием и Софронием Лихудами. Располагалась в стенах Московского Заиконоспасского монастыря. В 1814… … Философская энциклопедия

    Первое высшее общеобразовательное учебное заведение в Москве, основана в 1687. Первоначальное название Эллино греческая академия, преподавали И. и С. Лихуды; с 1701 Славяно латинская академия, с 1775 Славяно греко латинская академия. Центр… … Большой Энциклопедический словарь

    Современная энциклопедия

    Славяно-Греко-Латинская академия - СЛАВЯНО ГРЕКО ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ, первое высшее учебное заведение в Москве. Основана в 1687. Выпускники становились православными священниками, государственными служащими, преподавателями. В 18 в. крупный центр российской науки и культуры. В 1814 … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Первое высшее общеобразовательное учебное заведение в Москве, основано в 1687. Первоначальное название Эллино греческая академия (преподавали И. и С. Лихуды; с 1701 Славяно латинская академия), с 1775 Славяно греко латинская академия Центр… … Энциклопедический словарь

    Славяно-Греко-Латинская Академия - первое в России общеобразовательное высшее учебное заведение и первый учебный центр рус. философской культуры. Основана в 1687 г. греками братьями И. и С Лихудамы. Располагалась в стенах Московского Заиконоспасского монастыря. В 1814 г. была… … Русская Философия. Энциклопедия

    Первое высшее общеобразовательное учебное заведение в Москве. Создано в 1687 под названием Эллино греческая академия на основе школы при Богоявленском монастыре как всесословное учебное заведение. Инициатива организации академии… … Большая советская энциклопедия

Введение
Славяно-греко-латинская академия является первым высшим учебным заведением на Руси. Она была создана по проекту известного церковного и светского восточнославянского деятеля Симеона Полоцкого. Она являлась важной силой для усовершенствования русской культуры и образования, а также для поднятия статуса Российского государства среди стран Западной Европы.

История

Создание Академии
В XVII в. остро встал вопрос о создании современной системы образования. Возник ряд училищ, в том числе школа боярина Ртищева при Андреевском монастыре, куда были приглашены ученые киевские монахи. Главным же событием стало открытие в 1687 г. первого российского высшего учебного заведения Славяно-греко-латинской академии, созданной по образцу Киево-Могилянской академии, основанной в начале века видным украинским деятелем Петром Могилой. До основания Московского университета обе Академии представляли основную кузницу подготовки богословов, философов, писателей, политиков высокого уровня. Сами же они заимствовали методику подготовки у католических университетов, прежде всего у Ягеллонского в Кракове, основанного еще в XIV в. Следует заметить, что в XVI в. на Украине некоторое время действовала Острожская академия, а в Вильно был открыт иезуитский коллегиум, ставший основой будущего университета. Многие украинцы и белорусы как граждане Речи Посполитой учились не только в упомянутых университетах и коллегиумах, но и в других странах Европы, особенно Восточной и Центральной.
Инициаторами создания Академии были педагог, просветитель и поэт Симеон Полоцкий (1629–1680) и его ученик Сильвестр Медведев (1641–1691), которому он передал все свои бумаги, чтобы тот продолжил его дело. За два года до смерти С.Полоцкий написал так называемую Академическую привилею (Учредительную грамоту) – сочинение, в котором выдвигалась идея создания Академии, определялись ее будущие права и содержание обучения. Целью создания Академии С.Полоцкий полагал подготовку образованных людей для государственного и церковного аппаратов. В Академии, по его мнению, должны были обучать славянскому, греческому, латинскому и польскому языкам, «семи свободным искусствам» (то есть грамматике, пиитике с риторикой, диалектике, музыке, астрономии, геометрии, философии) и богословию. Учителя и ученики Академии должны были быть, по замыслу Полоцкого, подсудными только «верховному блюстителю» (ректору) и патриарху, а не обычным судебным инстанциям (прообраз университетской автономии). Обучение в Академии должно было быть бесплатным, ученики – обеспечиваться стипендиями, а престарелые учителя – пенсиями. Как учреждение, долженствующее готовить правоверных священнослужителей, Академия должна была научить блюсти чистоту религиозных помыслов. Ей Полоцкий перепоручал ведение цензуры религиозных книг, право вершить суд над отступниками от православия, контролировать деятельность иных образовательных учреждений (если они будут созданы) и даже домашних учителей. Главное место в ученых планах Академии должен был занять греческий язык – основный язык русских богослужебных книг.
Хотя идея создания учебного заведения "наук гражданских и духовных" исходила от латинистов Симеона Полоцкого и Сильвестра Медведева, она попала под руководство приехавших из Италии греков братьев Иоанникия (1663-1717) и Софрония (1652-1730) Лихудов, которые в полемических сочинениях «Акос», «Показание истины», «Мечен духовный» полемизировали с латинским направлением. Однако сами они, обучаясь на Западе, многое переняли у католиков и, по иронии судьбы, были через несколько лет изгнаны именно за "латинство" по навету иерусалимского патриарха Досифея.
В конце 1686 по патриаршему указу было начато строительство специального здания для Академии в монастыре Всемилостивого Спаса, известного под названием «Заиконоспасского» (по месту его нахождения – «за иконным рядом»). В 1687 туда переместились братья Лихуды со своими учениками. Этот год и принято считать годом открытия Академии.
Процесс обучения
В то время Академия именовалась «Греческими» или «Спасскими школами», и объединяла три класса – низший, средний и высший, в коих обучалось 104 человека (в 1688 году – уже 163, еще через год – 182). Академический курс начинался с подготовительного класса, который назывался «русской школой». После него ученики переходили в «школу греческого книжнего писания», изучали славянскую и греческую грамматику и латынь, затем приступали к изучению иных предметов, соответствующих высшей ступени обучения, – риторики, диалектики, богословия, физики. Братья Лихуды сами составляли учебники по всем предметам, следуя образцам учебных книг европейских университетов. Так, в учебный материал были включены труды Аристотеля, Демокрита, Кампанеллы, примеры из литературных произведений и богословских текстов.
Социальный состав учащихся был пестрым: сын кабального человека, конюха, купца мог соседствовать с сыном церковнослужителя высоко ранга и даже с сыновьями столичной знати (князей Одоевских, Голициных). Этим Академия разительно отличалась от других образовательных учреждений, придерживавшихся сословного принципа обучения. Помимо русских, в Академии обучались также украинцы, белорусы, выходцы из Речи Посполитой, крещеные татары, литовцы, молдаване, грузины и греки, был в списках даже один македонец. Ученики старших «классов» учительствовали у младших, помогая тем самым основному преподавательскому составу. Несмотря на то, что Академия принимала людей «всякого чина и сана», стипендии у обучающихся были разные: княжеские дети получали в месяц по золотому, а простые – по полтине.
Ориентация на широкое гуманитарное образование, а не только на богословие, вызывала у грекофилов, возглавлявших в XVII в. русскую православную церковь, крайнее недовольство. Их поддерживали восточные патриархи, в частности иерусалимский патриарх Досифей писал в начале XVIII, что братья Лихуды в созданной ими Академии «забавляются около физики и философии, вместо того, чтобы учити иные учения…» Как раз в это время сын Иоакима Лихуды Николай оказался втянутый в скандал и подсудное дело финансового характера. Под этим предлогом в 1694 братья Лихуды были отстранены от преподавания в Академии и заменены их учениками – Федором Поликарповым и Николаем Семеновым, в течение пяти лет преподававших в этом учебном заведении пиитику, риторику и грамматику.
Изучение философии в Академии велось в третьем, старшем классе, где предполагалось усвоение естественной (физики), нравственной (этики), умозрительной (метафизики) мудрости. Братья успели составить сохранившиеся в рукописях учебники «Риторики», «Логики», «Психологии», «Физики», построенные в духе поздней схоластики на трудах Аристотеля и его комментаторов с привлечением сведений из современной западной философии. Хотя они не успели прочесть свои курсы полностью, их следует признать основателями профессионального преподавания философии в России, создателями фонда учебной философской литературы.
После ухода Лихудов Академия пребывала в упадке до 1701 г., когда по указу Петра I было предписано "завесть в Академии учения латинския". Под руководством учившегося у Лихудов нового ректора Палладия Роговского и Стефана Яворского было возобновлено преподавание философии.

Академия в период петровских реформ
Начало XVIII столетия – время петровских реформ – ознаменовало новый этап в жизни Академии: возросло число учащихся (со 150 до 600) и их наставников, увеличилась библиотека. В 1701 Петр I придал школе статус государственной академии. Преподавателей в Академию приглашали из Киева и Львова, т.к. они были знакомы с практикой западноевропейского образования. Основным языком обучения стала латынь, и академия получила название славяно-латинской. Обучение продолжалось до 12–15 лет; по характеру образования академия приближалась к западноевропейским университетам, выпуская не только богословов, но и специалистов для государственной службы – переводчиков, медиков.
Многие учащиеся не доучивались до старших классов, а уходили с первого же года обучения в другие школы – математические, инженерные, медицинские, так как знали латинский язык. Учеников из «подлых» (самых бедных) слоев населения отсылали за границу, чтобы «учитися языкам турецкому, арабскому и персидскому» и для «наук литературных», которые изучали во Франции. Академия стала известна в Европе, а не только в России. В ней стали обучаться иностранцы (по разрешению Синода с 1721), которые были приравнены к русским учащимся.
В 1708 и 1710 были изданы два указа, предписывавшие детям духовенства учиться в «школах греческих и латинских»: только окончив их, они могли рассчитывать на получение духовного чина. Но дети священников неохотно шли в обучение, и с 1721 Синод потребовал брать со священников расписки – «поручные записи», – что их дети доучатся в Академии и «науки окончат».
Дворяне в XVIII в. не слишком жаловали Академию, т.к. в ней училось много простонародья. Историк В.Н.Татищев писал об Академии, что «в оной много подлости», то есть бедноты. В 1729 половину учащихся составляли солдатские дети. Многие ученики-простолюдины подрабатывали, чтобы прокормиться. Такова была участь М.В.Ломоносова: имея один алтын стипендии в день «нельзя было иметь пропитания больше, чем на одну денежку хлеба и на одну денежку кваса, а протчее на бумагу, обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук и не оставил», отмечал он.
После учебы дети крестьян должны были возвращаться к своим хозяевам-помещикам, а с 1727 «детей солдатских и крестьянских» запрещено было вовсе принимать в Академию.
Подготовка кадров
В начале своего существования Академия, хотя и находилась в ведении церкви и ей подчинялась, была не вполне и не только духовным заведением. Она готовила, главным образом, переводчиков (Федор Поликарпов, Николай Семенов, Иван Ильинский и др.), работников типографий – «справщиков» (от слова «справить», т.е. отредактировать), преподавателей, причем не только для России, но и для других славянских стран. Однако, начиная со второй четверти XVIII в. в Академии усилился богословский уклон, а с открытием в 1755 Московского университета и вовсе стала превращаться в богословское учреждение. В последнюю четверть XVIII в. в Академии были заложены основы русской церковно-исторической науки, ограничивается влияние западноевропейской схоластики и латыни, т.к. преподавание теперь велось на русском языке. Особое внимание стало уделяться изучению Церковного Устава, был введен ряд новых предметов: церковная и гражданская история, история философии, медицина, придавших академическому курсу полноту и многосторонность.

Знаменитые люди, связанные с Академией
Вместе с преподаванием философии начинают складываться профессиональные кадры. Первым русским доктором философии, получившим степень в Падуанском университете на исходе века в 1694 г., стал выпускник Славяно-греко-латинской академии Петр Постников, один из сподвижников Петра Великого, принимавший участие в "великом посольстве" и ставший резидентом в Париже с 1703 по 1710 г., откуда он присылал различные сведения и литературу, в том числе философскую.
Одним из самых знаменитых воспитанников Академии был первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики М.В.Ломоносов. Он был сыном государственного крестьянина-помора, состоятельного рыбака и охотника на морского зверя. Мать рано умерла, отец женился еще несколько раз. Вместе с отцом мальчик не раз выходил в море и впоследствии по памяти смог начертить карту родных мест с указанием мелей и глубин. Овладев грамотой, перечитал все доступную тогда литературу, в том числе «Арифметику» Магницкого. Решение об учебе был поддержано отцом, и в возрасте 19 лет Михайло Ломоносов отправился с обозом в Москву. Здесь, скрыв правду о своем крестьянском происхождении, он поступил в Славяно-латинскую (впоследствии Славяно-греко-латинскую) академию. В 1735, добившись выдющихся успехов, он был переведен в Академический университет в Санкт-Петербурге (по некоторым сведениями, до того он два года учился в Киево-Могилянской духовной академии и изучал русские летописи). На следующий год Ломоносов вместе с несколькими другими даровитыми студентами был отправлен в Германию на обучение.
Кроме этого, в Академии учились: Антиох Дмитриевич Кантимир, Иннокентий Иркутский, Ефимий Болховитинов (Евгений, митрополит киевский), Федор Григорьевич Волков, Василий Тредиаковский, Василий Владимирович Петров, Леонтий Филиппович Магницкий, Иван Иванович Комов, Степан Петрович Крашенинников, Василий Иванович Баженов, Федор Поликарпович Поликарпов-Орлов, К. Истомин, Н. Н. Поповский, А. А. Барсов, Виноградов Дмитрий Васильевич.

Дальнейшая история Академии
В результате предпринятой в начале XIX в. реформы церковного образования перед Академией раскрылись широкие горизонты. В 1814 Академия была преобразована в Московскую духовную академию, изменилось и место ее нахождения. Решением Святейшего Синода Академия была переведена из Москвы (где принадлежавшие ей помещения значительно пострадали во время пожара 1812), в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.
В настоящее время в здании Славяно-греко-латинской академии располагаются факультеты Российского государственного гуманитарного университета.
Значение Академии
Учреждение Славяно-греко-латинской Академии явилось итогом напряженных усилий и многочисленных попыток создать в России «правильную» богословскую школу. Но возникла она не раньше и не позднее того момента, когда Церковь, общество и государство вполне осознали ее необходимость и когда для этого созрели все объективные предпосылки.
С основанием Академии в России вводилось образование в объеме западноевропейских университетов. Ученику Лихудов Петру Постникову, не завершившему полного академического курса, потребовалось всего два года обучения в Падуанском университете, чтобы получить степень доктора философии и медицины с правом преподавать эти науки и удостаивать других тех же ученых степеней. Около того же времени в Риме стал доктором философии и богословия другой ученик Московской академии - иеромонах Палладий Рогов.
Славяно-греко-латинская Академия имела, однако, принципиальное отличие от западных университетов: она была православной школой, ее характер определялся не схоластическим томизмом или умозрительным рационализмом протестантов, а живым святоотеческим учением. Чтобы утвердить и отстоять православный характер школы, нашей Церкви пришлось выдержать напряженную борьбу с чуждыми Православию тенденциями в самой Церкви, а также исходящими извне происками католицизма и протестантства.
Будучи богословской школой, Славяно-греко-латинская Академия с учетом той роли, которую Православная Церковь играла в жизни русского общества, не могла не оказать глубокого воздействия на всю духовную и культурную жизнь России того времени. Создав подготовленные кадры, она способствовала подъему просвещения (духовного и светского) в масштабах всей страны. Из нее выходили - это было неизбежно и необходимо - не только церковные, но и общественные и государственные деятели, не только богословы, но и философы, ученые и поэты.

Список использованной литературы
1. Громов М.Н. Славяно-греко-латинская академия./История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья.- М.:Греко-латинский кабинет, 1995 - с.474-476;
2. http://www.krugosvet.ru/
3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия – 2008;
4. Соч.: Избр. соч. [Подгот. текста, ст. и коммент. И. П. Еремина], М. - Л., 1953;
5. http://www.cmpk.ru/info/biblioteka/dopetra/179/
6. Смирнов С. С., История Московской славяно-греко-латинской академии, М., 1855;
7. Галкин А., Академия в Москве в XVII столетии, М., 1913.