Освещение квартиры: организация, варианты размещения и новые идеи. Как выбрать освещение для дома

Правильное и хорошее освещение в комнате является качественным показателем интерьера и реализованного в нем дизайна. Оно помогает расставлять акценты, улучшает эстетические характеристики квартиры, подчеркивает общий стиль и задает тон настроению. Без продуманной до мелочей организации светового оформления многие нюансы дизайн-проекта и элементы декора могут не сыграть свою роль. В то время как хорошего освещения в комнате достаточно для органичного существования всех деталей в целом.

С чего начинается хорошее освещение в комнате? Основные понятия

Прежде чем приступить к планированию и реализации освещения, предлагаем разобраться с основным принципами и понятиями. Световое оформление жилого помещения можно условно разделить на три вида:

1) Общее или центральное - предназначено для освещения всего помещения. Светильники устанавливаются таким образом, чтобы каждый уголок комнаты был освещен. В большинстве проектов, роль центрального освещения играет люстра или потолочные светильники. Но в некоторых случаях это могут быть и точечные источники света. Варианты реализации зависят от назначения и площади жилого помещения.

2) Локальное или местное - призвано дополнять центральное освещение и выделять определенные функциональные зоны помещения. Реализуется при помощи светильников следующих видов: настенных, настольных, напольных, встраиваемых и навесных. Возможности и особенности каждого вида позволяют организовать хорошее освещение в комнате любого дизайна.

3) Декоративное. Светильники местного назначения используются в качестве украшения, акцентируют внимание на предмете мебели или элементе интерьера. В качестве декоративного освещения применяют различные подсветки или небольшие светильники.


Для эффективного и правильного освещения комнаты необходимо комбинировать светильники: по общему и местному назначению; по яркости, интенсивности и мощности.

Например, если комната многофункциональная, то необходимо использовать общее освещение и дополнительное. Это может быть сочетание подвесной люстры в центре потолка и торшера с несколькими бра в различных зонах. Подобное освещение комнаты будет хорошо смотреться в гостиной, так как она может быть использована в торжественных случаях или для спокойных домашних «посиделок». И каждую обстановку придется сопровождать разным освещением.

Мощность, яркость и прочие характеристики светильников необходимо подбирать в полном соответствии с помещением и с учетом остальных источников света в ней. Например, мощность центрального освещения необходимо рассчитывать с учетом площади комнаты. Если дополнительное освещение иногда используется в качестве основного, то суммарной мощности также должно хватать по этим расчетам. Можно комбинировать светильники и по цвету выдаваемого ими света. Например, центральное освещение может оформить «теплым светом», а дополнительное освещение сделать «холодным», или наоборот.

Для хорошего освещения в комнате достаточно иногда использовать нестандартные источники освещения. Например, люстру в прихожей или подвесной светильник над креслом для чтения. Таким способом можно подчеркнуть свой собственный стиль и придать особенное настроение.

Для создания дополнительных акцентов на отдельных зонах помещения можно использовать встраиваемые светильники в подвесной многоуровневый потолок. В некоторых случаях получается визуально разделить комнату на несколько частей.

Цветными светодиодными треками можно «рисовать» на всех плоскостях помещения. На потолке, стене или на полу светодиодными лентами иногда выделяют периметры и придают дополнительную текстуру этой плоскости.

Гармоничное и хорошее освещение в комнате реализуется при помощи светильников из одной коллекции. Люстра, торшер и бра в одном стиле и исполнении будут прекрасно смотреться в соответствующем дизайн-проекте.

Для выделения какого-нибудь предмета мебели или зоны используйте дополнительное освещение с направленным светом. Настенные светильники или бра прекрасно акцентируют внимание на нужной зоне.

Если вы хотите реализовать в комнате освещение, максимально приближенное в дневному, то необходимо подбирать лампы с цветовой температурой около 4000К. Если же вам нужен более мягкий и теплый цвет, то этот показатель должен быть ниже - около 2700К.

Расстояние между потолочным светильником и полом не должно быть меньше 2 метров, иначе он будет мешаться и плохо освещать помещение.

Если в интерьере присутствуют такие элементы, как гобелены или картины, то не упустите возможность подсветить их. Это позволит акцентировать внимание и выделить из общего фона. Для этого используются специальные декоративные светильники.

При подсветке зеркала старайтесь использовать два одинаковых настенных светильника с мягким, не слепящим светом. Расположите их симметрично по обеим сторонам зеркала чуть выше уровня глаз.

Для чтения старайтесь использовать светильники с ровным направленным светом. Устанавливайте их не далеко от уровня глаз, чтобы не приходилось напрягать глаза при чтении.

Для хорошего освещения в комнате достаточно выбрать что-то среднее между ярким, слепящим светом и полутьмой. Освещение должно выполнять свою основную функцию и при этом не слепить. Лучше всего организовать его при помощи нескольких видов светильников - это позволит изменять интенсивность и мощность в зависимости от ситуации. Дополнительная возможность регулировки самих светильников добавит универсальности. Некоторые современные модели производятся с диммерами и пультами дистанционного управления.

Для того чтобы освещение в комнате было по-настоящему правильное и хорошее, старайтесь тщательно продумывать все детали еще до покупки светильников. Рассчитайте мощность и остальные показатели для вашего конкретного случая, посоветуйтесь с дизайнером, специалистами по осветительному оборудованию или с продавцами-консультантами. Любой совет на этапе выбора будет полезен и поможет избежать лишних затрат.

Дизайнер Екатерина Малая помогла The Village разобраться, для чего нужен светодизайн, что такое ярусы и сценарии освещения и почему уже на стадии планирования электрики необходимо точно знать, где будет стоять ваша любимая статуэтка.

Екатерина Малая

дизайнер

Даже если вы нашли «тот самый» оттенок для стен, потратились на деревянные полы, привезли из поездки марокканский ковёр и заказали в Милане мебель из последней коллекции успешного бренда, результат может разочаровать. Все ваши полугодовые усилия могут быть перечёркнуты одним-единственным промахом - неграмотным освещением. Так бывает, когда на стадии планирования электрику прокладывают наобум. И не от недостатка старательности, а просто потому, что ещё не решили, где будет стоять диван, какой длины будет обеденный стол, а об аксессуарах вообще не думали.

Правило первое

Приступайте к планированию электрики, когда готов детальный план расстановки мебели

Как минимум так вы сделаете ваш новый дом удобным для жизни. Выключатели обычно располагают на расстоянии 15 сантиметров от края дверного проёма, с той стороны, где у двери ручка: вы должны быть уверены в схеме открывания двери. Для верхнего света в спальне я всегда рекомендую своим заказчикам проходной выключатель, чтобы иметь возможность один и тот же верхний свет включить или выключить и у двери, и у кровати. Это удобно также для длинного коридора, ведущего из прихожей в спальни. Но старайтесь избегать большого количества выключателей. Если на пути от входной двери до кухни вам придётся включить свет больше двух раз, то схема плохая: вы просто не будете пользоваться ею в полном объёме.


Правило второе

Свет должен быть разным

Пространство, в котором мы живём, трёхмерное, и выстраивание освещения ярусами поможет подчеркнуть глубину и объём, что невозможно сделать при помощи единственного источника света. Дизайнеры выделяют четыре яруса освещения: верхний (потолочные светильники, люстры, встроенные точечные светильники), первый средний (настенные светильники, бра, торшеры), второй средний (прикроватные лампы, лампы на низких подоконниках и кофейных столиках) и нижний (светильники, встроенные в плинтус и в пол, напольные световые скульптуры).

Чем ниже источник света, тем более интимную атмосферу он создаёт, и наоборот. При включённом верхнем свете (даже если это потрясающе романтичная люстра со свечами и хрустальными подвесками) добиться эффекта уютной комнаты нельзя. Лучше всего для этой цели подходят два нижних уровня освещения - свечи в декоративном камине или настоящий огонь в очаге к ним также относятся.


Правило третье

Не настаивайте на бра

Настенные светильники (первый средний ярус) сейчас не используются самостоятельно. 150 лет назад это были свечи на стене, до которых было легко дотянуться, тогда как люстры зажигали только в особенных случаях. В современных же классических интерьерах бра остались по инерции, в качестве аксессуара. Включаются они редко, и всегда вместе с люстрой. Многие мои заказчики просят запланировать бра над кроватью. Но это не функционально. Идеальным для спальной зоны является сочетание лампы с мягким рассеянным светом на прикроватной тумбочке и маленького светильника на гибкой ножке для чтения, который можно закрепить на стене или в изголовье. Так вы получите возможность хорошо видеть текст, не утомляя глаз. Бра же освещает только стену или вашу макушку.


Правило четвёртое

Подумайте о необычных светильниках заранее

Ещё один вид настенных светильников: расположенные на той же высоте, что и классические бра (140-170 сантиметров от пола), они больше похожи на скульптуру или инсталляцию и способны стать центральным элементом в интерьере. Появление таких объектов в квартире лучше не откладывать на последний момент. Это та самая печка, от которой стоит плясать, продумывая покрытие стен, конфигурацию мебели и даже пропорции помещения. Если вы просто вывели на стену свободный кабель, чтобы потом подобрать сюда что-нибудь для подсветки тёмного угла, вас ждёт разочарование: света такие светильники дают не сильно больше, чем ночник, и смотреться, скорее всего, будут неуместно.


Правило пятое

Не допускайте ошибок при планировании точечного освещения

Встроенные, или точечные, светильники пришли к нам вместе с евроремонтом. Многоуровневый потолок с галогенками был призван заменить мещанскую люстру. Прошло уже 20 лет, но многие из нас до сих пор не догадываются, что можно использовать этот инструмент как-то иначе. Полезно знать, что у каждого точечного светильника есть определённая ширина луча. Если разместить серию точечных светильников с узким лучом очень близко к стене, мы получим ритмичный световой рисунок на поверхности стены, встроенного шкафа или обитого тканью высокого изголовья кровати. Кроме того, это самый эффектный способ подчеркнуть необычную фактуру - искусственный камень, кирпичную кладку, рельефную плитку.

Встроенные светильники бывают фиксированными и поворотными. Последние особенно удобны для акцентированной подсветки предметов искусства или аксессуаров. Если вы собираетесь поставить на консоль или каминную полку коллекционный дедушкин парусник, позаботьтесь о паре встроенных в потолок точечных светильников, лучи которых можно будет направить на объект перекрёстно, как софиты на сцену. Ширина луча для акцентного освещения тоже играет большую роль. 40–50 градусов - оптимально для подсветки больших картин. Маленькие же скульптуры в таком потоке света потеряются и сольются со стеной, для них необходим узкий луч шириной 10 градусов.

Частая ошибка - использование в целях точечной подсветки плоских светодиодных светильников. Источник света обязательно должен находиться в углублении, иначе он будет привлекать внимание не к объекту, а к себе самому, и, что ещё хуже, просто слепить глаза. Это же правило справедливо и для подсветки рабочей поверхности в кухне, особенно если кухня совмещена со столовой. Глаза сидящего за столом человека находятся ниже уровня подсветки, закреплённой под навесными кухонными шкафами. И если лампы не углублены в дно шкафчиков, яркий свет бьёт в глаза и вызывает дискомфорт. Поэтому качественные современные кухни имеют утолщённое дно со встроенной подсветкой. Если ваш бюджет не позволяет потратиться на такую модель, на этапе планировки кухни не забудьте добавить специальный плинтус для верхних шкафов и монтируйте подсветку строго за ним.


Правило шестое

Экспериментируйте

Если возможности встроенных светильников постоянно используются в интерьерах на ярусе потолка, то нижний ярус совершенно незаслуженно игнорируется, в то время как встроить точечный светильник в пол ничуть не сложнее. Такие светильники зачастую являются влагозащитными и оснащены рассеивателями. С учётом того, что редкий ремонт обходится без выравнивания пола, необходимые для светильника сантиметры от перекрытия до поверхности напольного покрытия найдутся всегда, а в качестве результата вы получаете дополнительный объём и глубину помещения. Если вы являетесь счастливым обладателем глубоких подоконников, встройте пару миниатюрных точечных светильников в каждый из них вблизи откосов. Так вы, во-первых, подчеркнёте прекрасную архитектурную особенность вашей квартиры, а во-вторых, получите ещё один мягкий источник света на среднем ярусе.


Правило седьмое

Отнеситесь внимательно к выбору света для ванной комнаты

Свет в ванной комнате зачастую незаслуженно остаётся без внимания. А ведь он способен до неузнаваемости изменить помещение. Примените ярусное освещение, встройте светодиодную ленту в углубление в экране ванны (получится эффект «парящей ванны») и под раковиной, обрамите встроенными в пол светильниками выступ с подвесным унитазом и дверной проём. Используйте влагозащитные двунаправленные светильники в мокрой зоне: снопы света заставят заиграть вашу мозаику на стене.

Отдельного внимания заслуживает зона зеркала. Помните, что угол падения равен углу отражения, и используйте это правило, чтобы максимально выгодно осветить своё лицо. Распространённая ошибка - размещать над зеркалом настенный светильник на ножке, яркий свет которого направлен вниз. Ваше отражение при таком освещении будет казаться старше на 15 лет, цвет лица будет выглядеть безжизненным, на нём появятся глубокие складки, а под глазами - мешки. С лицом произойдёт то же самое, что и с фактурной стеной, которую подчеркнули встроенными светильниками: его рельеф многократно усилится за счёт жёстких теней. Выбирайте поворотный светильник и направляйте луч или используйте рассеянную круговую подсветку зеркала. Хорошей альтернативой могут стать два настенных светильника по обе стороны от зеркала: их перекрёстный свет уберёт ненужные тени.


Правило восьмое

Не перебарщивайте со светом на кухне

Принято думать, что много света на кухне не бывает. Как правило, апологеты этого принципа размещают большое количество лампочек на потолке, создавая сетку из точечных светильников. Ничего, кроме резких теней, неестественных лиц и атмосферы операционной, таким образом добиться нельзя. А между тем главное на кухне - подсветка рабочей зоны и правильное освещение обеденного стола, от которого зависит атмосфера и продолжительность семейных ужинов.

Светильник над столом должен обязательно иметь длинный подвес. Если он находится выше 150 сантиметров от пола, то, опять же, отбрасывает тени на лица и недостаточно освещает стол. Выбирайте светильник с широким абажуром из плотного материала: идеальная форма для круглого и квадратного стола - большая перевёрнутая миска. Габариты стола должны быть известны заранее, иначе вам не избежать переноса светильника. А натяжной потолок в зоне столовой вообще не даёт права на ошибку.

Дополнить схему освещения в кухне можно встроенной подсветкой на нижнем ярусе: например, вмонтируйте светодиодную ленту в дно нижних шкафов или точечные светильники в цоколь кухни.


Правило девятое

Самое важное - сценарии освещения

Вечер в кругу семьи, детский день рождения, домашняя вечеринка, работа дома, романтический ужин - очевидно, что в разных ситуациях вам понадобится разный свет. Для больших квартир и сложных схем идеальное решение - установка системы «умный дом», которая будет управлять не только освещением, но и акустической системой, шторами на электроприводе и тёплыми полами. Сценарий освещения в этом случае программируется и может быть изменён по вашему желанию.

Если же вам необходимо раз и навсегда продумать группы включения осветительных приборов и развести их по выключателям, руководствуйтесь воображаемыми ситуациями. Если вы ночью идёте в туалет, яркий свет вам совершенно не нужен. Значит, одной клавишей должна включаться вся мягкая подсветка - нижний ярус, подсветка ниш, а второй клавишей, на которую заведён заливающий верхний свет, вы будете пользоваться во время уборки или утром, чтобы проснуться.

Средний ярус в гостиной удобно завести на один выключатель. Вы когда-нибудь обращали внимание, как герои американских фильмов приходят домой и одним щелчком включают все настольные лампы и торшеры? Это так называемый вечерний сценарий освещения, идеальный в ситуации, когда вы вернулись после долгого трудового дня и мечтаете об одном - броситься на диван. Но не следует группировать светильники исключительно по принципу ярусности. Не бойтесь проявить фантазию: например, мягкий вечерний сценарий для коридора может включать в себя нижнюю подсветку и подсвеченную стенную нишу в тупике. Всё это - ваш сценарий и ваша драматургия.

ФОТОГРАФИИ: обложка - shutterstock.com / Ventura , 1 - shutterstock.com / Yarik , 2 - shutterstock.com /ER_09 , 3 - shutterstock.com / AnnaTamila , 4 - archiproducts , 5 - shutterstock.com / ShortPhotos , 6 - shutterstock.com / ARZTSAMUI , 7 - shutterstock.com / Photographee.eu , 8 - shutterstock.com / Henrik Winther Andersen , 9 - shutterstock.com / Jacek_Kadaj

Вечером с наступлением сумерек, а при неудачном положении окон и днем, приходится включать лампы, и возникает вопрос, как рассчитать освещенность помещения , чтобы экономить на электроэнергии и не сидеть в темноте.

Как рассчитать освещенность помещения правильно?

Комфорт в доме – это не только приятный микроклимат, радующий взгляд интерьер и потрескивающий в углу камин. Очень большое значение при создании уюта имеет правильное распределение ламп с тем, чтобы обеспечить не утомляющее глаза освещение или мягкий полумрак. В большой комнате возможно зонирование с помощью источников света, в маленькой может быть достаточно распределения их по уровням высоты, например: торшер, бра и люстра . Но, в любом случае, в каждый прибор обязательно нужно вставить наиболее подходящую по мощности лампочку. Выбирать ее придется из десятка различных вариантов, с тем, чтобы она не оказалась слишком яркой или тусклой.

При выборе оптимального уровня освещения комнат следует опираться на такие факторы, как наличие или отсутствие зеркал, цветовая гамма отделки помещения, цвет меблировки (темный или светлый). Даже высота потолков при выборе лампочек для люстры будет играть определенную роль. Также следует помнить о том, что освещение должно соответствовать назначению помещения. В спальне наилучшим вариантом будет приглушенный свет, в рабочем кабинете яркая лампочка понадобится только в районе письменного стола, в гостиной лучше использовать разные варианты. Мощность иллюминации обычно принимается на квадратный метр, пример можно увидеть в таблице далее.

Общепринятые нормы освещенности при высоте потолка помещения не более 3 м

Простейший способ, как рассчитать освещенность помещения, заключается в формуле P = (p . S)/N , в которой p является удельной мощностью, как правило принимаемое за 20 Вт/м 2 , S – площадь помещения, а N – количество ламп. Однако эта формула даст лишь приблизительную цифру и не покажет достоверно необходимость добавить или, наоборот, убавить яркость света. Начать с того, что удельная мощность для каждой комнаты своя, и может изменяться в зависимости от того, какого типа лампочка вставлена в патрон. Убедиться в этом можно, заглянув в таблицу.

Что нужно учесть при вычислении необходимой яркости ламп?

Итак, мы рассмотрели наиболее простой метод вычисления возможной мощности иллюминации в помещении. Но, опять же, это суммарная мощность. Можно вкрутить 2 лампочки по 100 Вт или 4 лампочки по 50, распределив их более широким фронтом. Что изменится? Количество источников света. Логично, что разместив двухрожковую и очень яркую люстру в центре комнаты, сидя к ней спиной за столом, вы будете видеть свою тень на рабочей поверхности. И несложно догадаться, что размещение 4 ламп с суммарной мощностью, идентичной предыдущему варианту по разным зонам помещения, включая и рабочую, даст куда больший эффект.

До того, как рассчитать количество светильников, следует учесть высоту потолка и рабочей поверхности. Выше приведена таблица норм яркости освещения комнаты для потолков до 3 метров. А если они гораздо выше? Тогда те же показатели следует умножить на 1.5, а после 4 метров – на 2. В идеале следовало бы учитывать при вычислениях и естественные источники освещения, то есть , но пересчитать количество проникающих через них люмен вряд ли представляется возможным. А вот для ламп это вполне осуществимо, если воспользоваться таблицей.

Источник

Мощность
(Ватт)

Световой поток
(люмен) (Ф л)

Средний срок службы
(часы)

Лампа накаливания
теплый белый свет

15
25
40
60
75
100

90
230
430
730
960
1380

1000
Галогеновая лампа 12 В
теплый белый свет

20
35
50
75

340
670
1040
1280

2000 - 4000
Галогеновая лампа 220 В
теплый белый свет

100
150
200
300
400
500

1650
2600
3200
5000
6700
9500

2000 - 4000
Люминисцентная лампа
теплый белый свет
холодный белый свет
нейтральный белый свет

4
6
8
13
15
16
18
36
58

120
240
450
950
950
1250
1350
3350
5200

7500 - 8500
Ртутная лампа
теплый белый свет
нейтральный белый свет

50
80
125
250
400

2000
4000
6500
14000
24000

8000 - 12000
Натриевая лампа
желтый свет

35
50
70
100
150
250
400

2000
3500
5600
9500
15500
30000
51500

8000 - 10000
Металлогалогеновая лампа
теплый белый свет
холодный белый свет

39
75
150

3000
5100
12500

6000 - 9000

Поэтому обратим внимание не на внешние факторы, а на внутренние, то есть на свет ламп и его взаимодействие с отделкой. Матовое покрытие мебели и стен имеет свойство поглощать световые лучи, а глянцевое, как известно, отражает их . То же самое и с цветами, более темные требуют яркого освещения и наоборот. Удельную мощность из приведенной ранее формулы нужно брать, исходя из всех перечисленных факторов, и в этом поможет следующая таблица.

Помещение

Средняя мощность

Прямое освещение

Смешанное освещение

Отраженное освещение

Отделка помещения

светлая

темная

светлая

темная

светлая

темная

Для ламп накаливания

Прихожая
Кабинет, гостиная
Спальня
Ванная, кухня
Кладовая
Подвал, чердак

Для люминесцентных ламп

Прихожая, лестница
Ванная, кухня, гостиная
Кладовая, подвал, чердак

Как рассчитать количество светильников на комнату?

Итак, мы знаем высоту потолка, допустим, 3.2 метра, в кабинете у нас стоит стол высотой 80 сантиметров. Как определить, сколько потребуется источников света? Здесь уже не обойтись простым методом, а потому воспользуемся более сложным вариантом, для которого потребуется ряд формул. А оперировать придется помимо Ватт такими единицами измерения, как люкс и люмен. Прежде всего, высчитываем площадь комнаты по стандартному пути S = a . b , где a и b – длины сопредельных сторон помещения. Допустим, требуемое значение будет 12 м 2 .

Далее нужно узнать коэффициент использования осветительного прибора, для чего нам понадобится индекс помещения и коэффициенты отражения различных поверхностей. Формула для получения первого показателя используется следующая: φ=S/((h1 - h2) ∙ (a + b)). Здесь добавляются две новых переменных, h1 и h2 , представляющие собой высоту от потолка до пола и от потолка до освещаемой рабочей поверхности стола. Что же касается коэффициентов, то они зависят от того, из какого материала выполнена поверхность, какую имеет и текстуру. Подходящие значения можно выбрать из таблицы.

Характер отражающей поверхности

Коэффициент отражения r, %

Поверхности из материалов с высокой степенью отражаемости; белый мрамор
Побеленный потолок; побеленные стены с окнами, закрытыми белыми шторами; белая фаянсовая плитка
Обои белые, кремовые, светло-желтые
Побеленные стены при незанавешенных окнах; побеленный потолок в сырых помещениях; чистый бетонный и светлый деревянный потолок; сосновая древесина светлая
Дерево фанера
Дерево дуб светлый
Бетонный потолок в грязных помещениях; деревянный потолок; бетонные стены с окнами; стены, оклеенные светлыми обоями; серые поверхности
Обои темные
Стены и потолки в помещениях с большим количеством темной пыли; сплошное остекление без штор; красный кирпич не оштукатуренный; стены с темными обоями
Красный кирпич
Оконное стекло (толщина 1-2 мм)

Обычно принято брать коэффициенты отражения для потолка, стен и пола (преобразуются они в десятичные дроби, то есть значение 50 соответствует 0.5). По ним и результату вычисления индекса помещения не сложно найти еще одну переменную – индекс использования освещения U , который нам понадобится для дальнейших расчетов. Очередной коэффициент определяется по таблицам, которые существенно различаются в зависимости от использования той или иной марки лампы. Возьмем, к примеру, светильники с типом КСС М, то есть широким спектром освещения в пределах 180 градусов излучения максимальной яркости. Это как раз обычная бытовая лампочка.

Значение U, %

При r потолка = 0.7, r стен = 0.5, r пола = 0.3

и φ равном:

При r потолка = 0.7, r стен = 0.5, r пола = 0.1

и φ равном:

0.6 0.8 1.25 2 3 5 0.6 0.8 1.25 2 3 5
М 35 50 61 73 83 95 34 47 56 66 75 86

При r потолка = 0.7, r стен = 0.3, r пола = 0.1

и φ равном:

При r потолка = 0.5, r стен = 0.5, r пола = 0.3

и φ равном:

0.6 0.8 1.25 2 3 5 0.6 0.8 1.25 2 3 5
М 26 36 46 56 67 80 32 45 55 67 74 84

При r потолка = 0.5, r стен = 0.5, r пола = 0.1

и φ равном:

При r потолка = 0.5, r стен = 0.3, r пола = 0.1

и φ равном:

0.6 0.8 1.25 2 3 5 0.6 0.8 1.25 2 3 5
М 31 43 53 63 72 80 23 36 45 56 65 75

При r потолка = 0.3, r стен = r пола = 0.1

и φ равном:

При r потолка = r стен = r пола = 0.1

и φ равном:

0.6 0.8 1.25 2 3 5 0.6 0.8 1.25 2 3 5
М 17 29 38 46 58 67 16 28 38 45 55 65

Узнав значение U , затем подставляем его в формулу N=(E∙S∙100∙K з)/(U∙n∙Ф л) . В числителе у нас появились новые переменные: Е – минимальная освещенность, выражающаяся в люксах (лк), и К з – коэффициент запаса, учитываемый исходя из старения лампочек в процессе эксплуатации. Последний является, по сути, константой, которую можно найти в СНиП, но в среднем этот показатель соответствует 1.5 для люминесцентных ламп и 1.3 для ламп накаливания. В знаменателе нам неизвестна n – количество источников света в электроприборе и Ф л – излучение одной лампы, выражающееся в люмах (лм). Значение минимальной освещенности рассчитывается по формуле Е = Ф л / S . Используя все параметры, приведенные в таблицах, а также результаты второстепенных формул, найти количество светильников N на комнату не составит труда.

Сколько бы лампочек ни было в люстре, на всю комнату она светить не способна, где-то обязательно останутся более темные участки, поэтому разумнее распределить источники освещения по всему помещению.

Освещение может успокоить и расслабить, оно может сделать нас более продуктивными, заставить уснуть или проснуться. Без сомнения, мы говорим о мощной силе, однако в этой силе есть и эстетическая составляющая. Если мы хотим, чтобы наше жилище было комфортным, то нам необходимо задуматься о самом оптимальном варианте освещения комнаты.

Функциональные возможности

В целом освещение можно разделить на три категории: общее, рабочее, акцентированное. Теперь подробнее рассмотрим каждую из категорий.

Общее освещение

Эта категория может быть приравнена к естественному источнику света, она должна охватывать всю площадь пространства. Для достижения эффекта используют люстры, осветительные ленты, настенные бра и различные лампы. Таким образом, создается свет, который в состоянии заполнить всю комнату.

Рабочее освещение

Используется для работы или чтения. Эта категория имеет более мощное и яркое свечение. Именно за счет созданного контраста внимание человека фокусируется на рабочей поверхности в области, куда направлен источник. В кабинетах чаще всего используют настольные лампы, в кухне ленточное освещение рабочей поверхности.

Акцентированное освещение

Эта категория создана для эстетики, она является одним из самых распространенных приемов дизайна интерьера и направлена на выделение в пространстве определенного объекта. Так, можно подчеркнуть определенный предмет, произведение искусства или книжный шкаф. Вокруг самого объекта для создания эффекта рассеивается тень. Чаще всего для этой цели используют настенные или ленточные светильники, фонари.

Как правильно осветить комнаты?

Прежде всего, необходимо подумать, каким образом вы хотите использовать каждую из комнат, проработать акценты. Начинать выстраивать антураж необходимо с общего освещения. Однако ели ваша квартира заключает в себе функцию домашнего офиса, то начинать надо непосредственно с рабочего освещения. Коридору можно отдать функции фото либо художественной галереи. Поэтому здесь можно использовать направленную на конкретные предметы подсветку. Затем нужно продумать, где будут располагаться главные источники, освещающие комнату.

Общие предложения

В гостиной в дополнение к общему источнику света можно использовать большой акцент в виде лампы, располагающейся в одном из углов комнаты. Чаще всего акцентируют внимание на большом объекте: произведении искусства либо стуле.

В кухне необходимо добавить освещенности непосредственно над рабочей поверхностью. Нередко источники направляют, чтобы осветить встречное место, либо основную поверхность подсвечивают снизу. Кстати, раковину принято незаслуженно обделять подсветкой. Хороший повод расстаться со стереотипами.

Рабочее освещение в спальне чаще всего располагают на тумбочках. Однако специалисты рекомендуют не направлять мощный источник по направлению от кровати. Сделайте свет рассеянным, и пусть он будет направлен от кровати к шкафу.

В ванной комнате дела с подсветкой обстоят намного сложнее. И если вы хотите создать рабочее освещение для зеркала, не располагайте его сверху. В противном случае создастся тень.

Если у вас в комнате большое зеркало, можете разместить мощные источники по обеим сторонам. Затем используйте рассеянные источники света в качестве дополнения и заполнения общего объема пространства.

Выбираем тип лампы

Лампа- это источник света, однако тип лампы определяет, как освещение будет восприниматься. На самом деле ламп существует много, но есть четыре основных типа:

  • Лампы накаливания. Это традиционные лампочки, которые мы использовали в течение многих десятилетий. Они начинают постепенно вытесняться более современными энергосберегающими вариантами.
  • Компактные люминесцентные лампы. Эти источники потребляют на 75% энергии меньше, чем традиционные лампы накаливания. Они служат дольше, обладают более холодным свечением, у них широкий диапазон уровней и яркости. Однако люминесцентные лампы содержат ртуть и требуют тщательной обработки.
  • Светодиоды. Это невероятно эффективные компактные люминесцентные лампы, способные служить в три раза дольше, чем их предшественники. Используются для целевого освещения, отбрасывают прямой и резкий свет. Однако в современном производстве существуют уже люминесцентные источники в виде ламп накаливания, не такие горячие на ощупь и готовые прослужить долгое время.
  • Галогенные. Эти источники отбрасывают белый яркий свет, очень приближенный к естественному дневному. Отлично справляются с освещением рабочей поверхности. Потребляют на 10-20% меньше электроэнергии, чем лампы накаливания.

Центральное. Тип освещения предназначен для всей комнаты целиком. Призван обеспечить равномерную освещенность всех углов помещения. Для этого осветительные приборы размещают по центру потолка или по всему периметру комнаты. Такого освещения вполне достаточно для туалета, ванной, прихожей. Но для рабочего места нужны дополнения.

Этот тип освещения представлен разнообразными торшерами, бра, лампами, светильниками и т.д. У всех у них есть свое функциональное назначение.

Местное освещение призванообеспечить яркий источник света «направленного действия» (освещающий конкретную зону).

Важно, чтобы такой свет не «бил» в глаза и был расположен так, чтобы рабочая зона не была в тени.

● Декоративное

Этот вид освещения может быть соотнесен с любым источником света, служащим дополнительным украшением интерьера. Основная цель –сосредоточить внимание человека на определенном месте комнаты или конкретном предмете.С такой функцией справляются маленькие светильники с обычным или цветным светом.

Общие правила

Традиционно лучшее световое решение в помещениях создается с помощью комбинации различных светильников местного и общего света, их интенсивности, а также яркости.

Так, например, работая со светом в гостиной, нужно понимать, что помещение это многофункциональное, а потому тут должны быть разные источники света: бра или торшер в зоне отдыха, а также потолочная люстра в центре пространства. Замечательно работают светильники с направленными пучками света - ими выделяют конкретные зоны или акцентируют внимание на нюансах интерьера.

Мощность каждого используемого прибора или лампы подбирают в соответствии с площадью комнаты.Если используют только центральное освещение, то оно должно быть интенсивным. Если чаще пригождаются местные источники света, то их света должно быть достаточно, чтобы глазам было комфортно.Помните также, что дискомфорт может вызвать не только недостаток, но и излишек света.

Особенности каждой из комнат

Прихожая

Это пространство очень важно. Во-первых, это «начало начал» вашей квартиры, а во-вторых, тут, как и в ванной, нет окон. Поэтому, чтобы с порога и вы и ваши гости получали только позитивные впечатления, позаботьтесь о наличии нескольких мощных светильников. К тому же здесь часто размещают большие зеркала, чтобы видеть себя в полный рост, а чтобы рассмотреть все, нужно интенсивное освещение.

Можно также пойти по пути размещения на потолкенескольких точечных светильников. Это позволит достаточно равномерно осветить всю прихожую.

Для любителей мягкого полумрака помимо потолочной люстры или одного небольшого светильника-фонарика над зеркалом нужно будет установить дополнительный бра или встроенный светильник, чтобы легко находить одежду в шкафу, спокойно одеваться, делать макияж и т.д.

Помните также, что, если соседнее помещение светлое, то и прихожей будет «перепадать». Поэтому не переусердствуйте!

Гостиная

Освещение в комнате, в которойвечером собирается вся семья, там, где вы будете принимать родных и друзей, а также просто отдыхать в одиночестве, нуждается в разнообразных источниках света. Исходя из такой многофункциональности комнаты для каждого случая должна быть достаточно комфортная и уютная освещенность.

Люстра здесь нужна всенепременно: этим вы добьетесь хорошего освещения на любой случай. Но помните, что люстра может оптически уменьшить помещение. Чтобы этого не произошло, ее нужно вешатьне строго по центру, а там, где предположительно будет стоять большой стол, за который вы будете усаживать гостей.

Помимо люстры позаботьтесь о такой удобной вещи, как торшер. Это не только дополнительный источник света, но и предмет декора, способный подчеркнуть особенную атмосферу, очарование и уют гостиной. С помощью торшеров в помещении можно сразу создать спокойную и интимную обстановку. К тому же это отличная экономия электроэнергии - когда вы, например, просто захотите спокойно почитать книгу, и верхнее интенсивное освещение вам не понадобится. Что касается моделей торшеров, то помните, что тут возможны два варианта: торшеры с направлением света вверх (тогда потолок визуально поднимется) и вниз (опустится).

Помните, что грамотно подобранное расположение ламп и их сочетание представит пространство в лучшем виде. Поэтому обязательнопомимо местных источников света создайте еще и фоновый - так вы устраните тени, которые «залягут» в углах.

Кроме того, в гостиной со светом можно «поиграть»: подчеркнуть (подсветить) красивую вазу или небольшую скульптуру, столик с красивой посудой или живописную картину на стене. Для этого подойдут точечные светильники или небольшие трубчатые лампочки.Это будет очень стильно и эффектно.

Детская

Эта комната обязана быть светлой. Причем чем больше разнообразных источников света здесь будет, тем лучше! Потолочная люстра, лампа на письменном столе, светильники на стене (конечно, если комната не малюсенькая) и т.д. Само собой, и в темное время суток тут должно быть небольшое освещение, поэтому без ночников не обойтись. Ночники лучше ставить в изголовье кровати.

Отметим, что переносные осветительные приборы лучше не использовать, ведь их можно запросто опрокинуть во время игр.

Выбирайте специальные детские модели, тем более, что сегодня выбор очень широк – тут и животные, и волшебные персонажи, и сказочные фонарики, и т.д. Так и малышу веселее, и интерьер будет гармонично подчеркнут!

Очень важно, чтобы это была самая светлая комната! Ведь правильно подобранное освещение и цветовая гамма интерьера будут оказывать влияние не только на самочувствие малыша, но и его развитие.

Спальня

Там, где человек отдыхает, верхнее освещение не так уж и необходимо. Правда, если помимо этой функции есть и другие, например, гардеробная, то без люстры не обойтись. В таком случае можно порекомендовать модели с регулируемой интенсивностью освещения. Тогда вы сможете варьировать яркость света в зависимости от необходимости. Помимо такого варианта, можно просто зонировать освещение и отдельно оборудовать гардеробную несколькими диодными светильниками.

Когда же все идеально, и спальня – это спальня, то различные бра и светильники, установленные на прикроватных столиках или тумбочках, – самое оно!

Пространство спальни – идеальная площадь для полутонов. Здесь будут удобны не только прикроватные лампы или небольшая потолочная люстра, но и подсвеченные карнизы.

Как уже было отмечено, общий (верхний) свет тут возможен, но он должен быть направлен вверх и мягко рассеиваться.

В такой комнате расположение всех источников света нужно тщательно продумывать, чтобы не возникало бликов.

Очень важно, чтобы одному спящему рядом человеку свет не мешал, а другой мог бы запросто и с комфортом читать. Регулируемая лампа с матовым абажуром в таком случае справится с задачей.

Если в спальне имеется туалетный столик, то для освещения зеркала лучше выбрать мягкий,приглушенный свет.

Если освещение комнаты ночью совсем «беспросветное», то озаботьтесь покупкой небольших ночников. По возможности их лучше устанавливать поближе к тем участкам, где возможно случайное столкновение с углом тумбочки или шкафа.

В любом случае все ваши источники света должны гармонично смотреться из любой точки комнаты.

В спальне лучше делать два выключателя, один из которых обязательно расположите у кровати.

Кухня

Данное помещение не меньше детской нуждается в хорошем освещении. Как сделать освещение в комнате, прямое назначение которой – не только приготовление пищи, но и ее прием, а также прием гостей?

Нужно изначально, еще на первых стадиях ремонта разграничить пространство кухни: выделить рабочую зону с раковиной, плитой, рабочим столом, а также непосредственные зоны отдыха и спокойного принятия пищи. Каждая такая зона нуждается в отдельном источнике света.

По этой причине нужно будет установить потолочную люстру (лучше всего - над столом, где вы будете есть), а такжеразные светильники (лучше всего встроенные) над каждой отдельной зоной. Хороши для этих целей и ленточные подсветки - их можно установить прямо под навесными шкафами.

Сейчас многие монтируют светильники прямо внутрь шкафчиков и полок. Тогда берут специальные гибкие светильники - их можно включать отдельно.

Потолочные светильники направленного действияустанавливают тогда, когда у плиты нет вытяжки; если же она есть, то источники света монтируют прямо в нее.

С помощью светильников, вмонтированных в кухонную мебель, или бра над рабочими местами вы запросто решите такую проблему. Тогда вы запросто сможете регулировать освещенность и включать свет только там, где он нужен.

Ванная

Ванная как никакое другое помещение нуждается в ярком и интенсивном освещении. Традиционно основными источниками света становятся либо потолочная люстра (компактной и закрытой конструкции), либо два бра, размещенные по сторонам от зеркала. Соответственно, тут все индивидуально и напрямую зависит от габаритов ванной комнаты: чем она больше, тем больше светильников потребуется. Важно, чтобы света было достаточно.

Лучше всего монтировать источники света у зеркала на уровне глаз и не полениться и установить дополнительный- в противоположной стороне от зеркала. Так освещение будет равномерным. Если перед зеркалом в ванной вы не будетенаносить макияж, то вполне можно установить люминесцентные лампы. Если же вы планируете наносить косметику в ванной -устанавливайте лампы, не искажающие цвета. Не забывайтетакже о сочетании синего и дневного освещения.

Выключатели лучше разместить за пределами ванной, чтобы не прикасаться к ним влажными руками. Внутренние же обязательно защищайте от влаги.

Ну, что ж, теперь вы знаете, как подбирать правильное освещение и с успехом завершите свой ремонт! Красивого интерьера и удачи!