О чем рассказ бессмертный полк. Ко Дню Великой Победы

Детский сад №5 «Солнышко»

ПРОЕКТ

воспитанию в старшей группе

«Наш бессмертный полк»

подготовила:

воспитатель Загребина И.В.

г. Навашино

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Проект «Наш Бессмертный полк » проводится в рамках Всероссийской общественной акции «Бессмертный полк », проводящейся в «День Победы», в ходе которой участники идут колонной и несут транспаранты с фотопортретами своих родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне.

Проект « Наш Бессмертный Полк » направлен на повышение вклада семей воспитанников в области воспитания у них гражданственности и патриотизма, гордости за свою страну, родных и близких, сохранение семейной памяти о воинах-фронтовиках (участниках трудового фронта, памяти о славных подвигах народа во время Великой Отечественной войны.

Участие в проекте «Наш Бессмертный полк » подразумевает, что каждый, кто помнит и чтит своего прадеда-ветерана (участника трудового фронта, может отдать дань его памяти, принеся его фотографию в группу, подготовив рассказ о его боевых (трудовых) подвигах и выступить с родителями на итоговом мероприятии «Наш Бессмертный полк ».

Настоящее Положение определяет условия, сроки и порядок проведения проекта .

Цель проекта: воспитанников воспитание

Задачи проекта:

Формировать нравственно -патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.

Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению.

Внедрять новые формы работы по патриотическому воспитанию .

Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;

Познакомить с историческими фактами военных лет.

Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, дети старшей группы, родители воспитанников.

Тип проекта: Познавательно – творческий

Актуальность проекта

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения на сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

К сожалению, современные дети имеют поверхностное представление о событиях исторического прошлого нашей страны. В решении этой проблемы большая роль отводится дошкольному образованию , так как именно в дошкольном возрасте закладывается основы нравственных качеств ребенка. В связи с этим перед коллективом педагогов дошкольного учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания - проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта «Наш бессмертный полк» позволила задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители.

Гипотеза проекта:

Патриотическое воспитание ребенка начинается в дошкольном возрасте, через цикл мероприятий и экскурсий, комплексных занятий и праздников с фотографиями ветеранов войны, бабушек, дедушек, родителей, то это поможет нынешним мальчишкам и девчонкам, живущим под мирным небом, не знающим ужасов войны, по-новому посмотреть вокруг на своих прадедушек и прабабушек, тех, кого еже нет рядом с нами, поможет изменить отношение к этим людям.

Ожидаемые результаты :

Расширить и систематизировать знания детей о Великой Отечественной Войне; Закрепление навыков составления рассказа об истории своей семьи в годы ВОв; Уважительно относиться к участникам Великой Отечественной войны и ветеранам тыла; Знать ветеранов и участников войны своей семьи;

Этапы реализации проекта:

1 Подготовительный этап:

Выявление первоначальных знаний детей о войне, о празднике Победы.

(Блиц – опрос для детей группы).

Блиц – опрос детей:

2.Что такое война?

3.Кто напал на нашу Родину? Зачем?

4.Кто встал на защиту нашей Родины?

5.Кто такие солдаты, что они делают?

6.Когда закончилась война?

7.Кто победил в этой войне?

8.Что такое парад?

9.Что такое памятник павшим воинам?

10.Как страна празднует День Победы?

11.Что рассказывают тебе родители о войне, ветеранах?

12.Тебе читают книги о ВОВ?

13.Ты смотришь фильмы о ВОВ?

14.Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? 15.Что нужно для этого?

· Информирование родителей о предстоящем проекте.

· Подбор методической литературы, презентаций, фотографий, плакатов, художественных произведений о ВОВ.

Основной этап:

· Проведение НОД, бесед о войне, победе в ВОВ.

· Чтение художественной литературы: С Алексеев «Они защищали Москву», Л. Кассиль «Твои защитники», С. Михалков «День Победы», заучивание стихов к празднику «День Победы»

· Прослушивание грамзаписи военных песен: «Катюша», «Вставай, страна огромная», «День Победы».

· Проведение подвижных игр: «Снайперы» (попади в цель), «Перетягивание каната», игр - эстафета: «Кто быстрее доставит донесение», «Попади в цель»

· Привлечение родителей к участию в проекте.

· Организация сюжетно-ролевых, дидактических игр.

· Презентация «Военная техника».

· Изготовление праздничных открыток.

Заключительный этап:

· Презентация «Наш бессмертный полк»

· Экскурсия к мемориалу «Вечный огонь».

Продукт проектной деятельности :

Вывод:

Список литературы и интернет-ресурсов:

Антонов Ю.Е « Великой Победе посвящается».

Праздники в детском саду «ТЦ Сфера » - 2010

Гурина Т. Ф. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.

Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о Великой Победе!». Беседы о Второй мировой войне в детском саду и школе», Издательство Гном – 2014.

Тематические коллекции: День Победы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html

Раздел программы

Познавательное развитие

Тематическое поле

Ознакомление с жизнью родных и близких в годы войны

Название проекта

«Наш бессмертный полк»

Тип проекта

Познавательно – творческий

Цель

воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Сохранения в семье воспитанников памяти о родных – солдатах Великой Отечественной войны и участниках трудового фронта; воспитание чувства уважения к героическому прошлому России.

Задачи

Способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, страны.

Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.

Расширять и систематизировать знания детей о ВОВ. Развивать умение составлять рассказ о своей семье, обогащать словарный запас.

Предполагаемый результат

Расширить и систематизировать знания детей о Великой Отечественной Войне;

Закрепление навыков составления рассказа об истории своей семьи в годы ВОв;

Уважительно относиться к участникам Великой Отечественной войны и ветеранам тыла;

Знать ветеранов и участников войны своей семьи.

Мероприятия

Формы работы с детьми

Формы работы

с родителями

1. Рассматривание фотографий, принесенных детьми для презентации, для газеты. Беседа по содержанию.

2. Цикл занятий по познавательному блоку: «Никто не забыт и ничто не забыто», «Города-герои», «Подвиги в тылу».

3. Занятие по художественной литературе «Поэтические строки о войне».

5. Занятие по художественному труду «Гвоздики для ветеранов»

6. Чтение рассказов и стихов о войне: «22 июня 1941 года» (С. Щипачев), «Прощание» (3. Александрова), «И снова писем нет из дома», «Скольким детям возвратили детство» (Р. Рублев), «Навек запомни» (М. Исаковский), «Братские могилы» (В. Высоцкий).

7. Слушание и разучивание музыкальных произведений, песен: «Священная война», «Соловьи», «Вечный огонь», «Бравые солдаты», «Наследники Победы», «День Победы».

8. Сюжетно-ролевые игры: «Разведчики», «Военный госпиталь».

9. Выставка рисунков-плакатов «Войне мы скажем: "Нет!"».

10. Рассматривание альбома «Военная техника», плакатов, открыток, иллюстраций.

11. Обсуждение поздравительного текста для открытки.

12. Оформление стенгазеты в группе.

13. Создание презентации «Наш бессмертный полк».

14. Поход к мемориалу

15. Презентация «Наш бессмертный полк», «Боевая техника ВОв».

1. Участие в сборе фотографий, рассказов о ветеранах.

2. Анкетирование с целью ознакомления с семейным опытом патриотического воспитания детей.

3. Просмотр фильмов о войне вместе с детьми.

4. Привлечение родителей к книжной выставке произведений о войне.

5. Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья».

7. Участие в выставке совместных рисунков о войне.

9. Поход с детьми к мемориалу «Вечный огонь».

Вывод

Таким образом, в результате проделанной работы у детей появился интерес к истории своей семьи, страны, армии, уважение к защитникам Отечества. Дети стремятся повысить уровень интеллектуального развития, физических качеств, стать сильными, ловкими, выносливыми, чтобы, став взрослыми быть надёжными защитниками своего Отечества. Это влияет на воспитание физического, речевого, познавательного развития детей дошкольного возраста, так как будущие граждане России должны быть здоровыми, сильными, крепкими, знающими.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №5 «Солнышко»

ПРОЕКТ

по нравственно-патриотическому

воспитанию в старшей группе

«Наш бессмертный полк»

подготовила:

воспитатель Загребина И.В.

г. Навашино

2016г.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Проект «Наш Бессмертный полк» проводится в рамках Всероссийской общественной акции «Бессмертный полк», проводящейся в «День Победы», в ходе которой участники идут колонной и несут транспаранты с фотопортретами своих родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне.

Проект « Наш Бессмертный Полк» направлен на повышение вклада семей воспитанников в области воспитания у них гражданственности и патриотизма, гордости за свою страну, родных и близких, сохранение семейной памяти о воинах-фронтовиках (участниках трудового фронта, памяти о славных подвигах народа во время Великой Отечественной войны.

Участие в проекте «Наш Бессмертный полк » подразумевает, что каждый, кто помнит и чтит своего прадеда-ветерана (участника трудового фронта, может отдать дань его памяти, принеся его фотографию в группу, подготовив рассказ о его боевых (трудовых) подвигах и выступить с родителями на итоговом мероприятии «Наш Бессмертный полк».

Настоящее Положение определяет условия, сроки и порядок проведения проекта .

Цель проекта:

Задачи проекта:

Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению.

Внедрять новые формы работы по патриотическому воспитанию .

Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;

Познакомить с историческими фактами военных лет.

Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, дети старшей группы, родители воспитанников.

Тип проекта: Познавательно – творческий

Актуальность проекта

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения на сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

К сожалению, современные дети имеют поверхностное представление о событиях исторического прошлого нашей страны. В решении этой проблемы большая роль отводится дошкольному образованию , так как именно в дошкольном возрасте закладывается основы нравственных качеств ребенка. В связи с этим перед коллективом педагогов дошкольного учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания - проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта «Наш бессмертный полк» позволила задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители.

Гипотеза проекта:

Патриотическое воспитание ребенка начинается в дошкольном возрасте, через цикл мероприятий и экскурсий, комплексных занятий и праздников с фотографиями ветеранов войны, бабушек, дедушек, родителей, то это поможет нынешним мальчишкам и девчонкам, живущим под мирным небом, не знающим ужасов войны, по-новому посмотреть вокруг на своих прадедушек и прабабушек, тех, кого еже нет рядом с нами, поможет изменить отношение к этим людям.

Ожидаемые результаты:

Расширить и систематизировать знания детей о Великой Отечественной Войне; Закрепление навыков составления рассказа об истории своей семьи в годы ВОв; Уважительно относиться к участникам Великой Отечественной войны и ветеранам тыла; Знать ветеранов и участников войны своей семьи;

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап:

Выявление первоначальных знаний детей о войне, о празднике Победы.

(Блиц – опрос для детей группы).

Блиц – опрос детей:

2.Что такое война?

3.Кто напал на нашу Родину? Зачем?

4.Кто встал на защиту нашей Родины?

5.Кто такие солдаты, что они делают?

6.Когда закончилась война?

7.Кто победил в этой войне?

8.Что такое парад?

9.Что такое памятник павшим воинам?

10.Как страна празднует День Победы?

11.Что рассказывают тебе родители о войне, ветеранах?

12.Тебе читают книги о ВОВ?

13.Ты смотришь фильмы о ВОВ?

14.Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? 15.Что нужно для этого?

  • Информирование родителей о предстоящем проекте.
  • Подбор методической литературы, презентаций, фотографий, плакатов, художественных произведений о ВОВ.

Основной этап:

  • Проведение НОД, бесед о войне, победе в ВОВ.
  • Чтение художественной литературы: С Алексеев «Они защищали Москву», Л. Кассиль «Твои защитники», С. Михалков «День Победы», заучивание стихов к празднику «День Победы»
  • Прослушивание грамзаписи военных песен: «Катюша», «Вставай, страна огромная», «День Победы».
  • Проведение подвижных игр: «Снайперы» (попади в цель), «Перетягивание каната», игр - эстафета: «Кто быстрее доставит донесение», «Попади в цель»
  • Привлечение родителей к участию в проекте.
  • Организация сюжетно-ролевых, дидактических игр.
  • Презентация «Военная техника».
  • Оформление стенгазеты «9 Мая».
  • Изготовление праздничных открыток.

Заключительный этап:

  • Патриотический праздник «9 мая – день Победы»
  • Стенгазета «9 мая»
  • Презентация «Наш бессмертный полк»
  • Экскурсия к мемориалу «Вечный огонь».

Продукт проектной деятельности:

Стенгазета «9 мая», презентация «Наш бессмертный полк», презентация «Боевая техника ВОв».

Вывод:

Список литературы и интернет-ресурсов:

Антонов Ю.Е « Великой Победе посвящается».

Праздники в детском саду «ТЦ Сфера » - 2010

Гурина Т. Ф. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.

Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о Великой Победе!». Беседы о Второй мировой войне в детском саду и школе», Издательство Гном – 2014.

Тематические коллекции: День Победы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html

ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Раздел программы

Познавательное развитие

Тематическое поле

Ознакомление с жизнью родных и близких в годы войны

Название проекта

«Наш бессмертный полк»

Тип проекта

Познавательно – творческий

Цель

воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Сохранения в семье воспитанников памяти о родных – солдатах Великой Отечественной войны и участниках трудового фронта; воспитание чувства уважения к героическому прошлому России.

Задачи

Способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, страны.

Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.

Расширять и систематизировать знания детей о ВОВ. Развивать умение составлять рассказ о своей семье, обогащать словарный запас.

Предполагаемый результат

Расширить и систематизировать знания детей о Великой Отечественной Войне;

Закрепление навыков составления рассказа об истории своей семьи в годы ВОв;

Уважительно относиться к участникам Великой Отечественной войны и ветеранам тыла;

Знать ветеранов и участников войны своей семьи.

Мероприятия

Формы работы с детьми

Формы работы

с родителями

1. Рассматривание фотографий, принесенных детьми для презентации, для газеты. Беседа по содержанию.

2. Цикл занятий по познавательному блоку: «Никто не забыт и ничто не забыто», «Города-герои», «Подвиги в тылу».

3. Занятие по художественной литературе «Поэтические строки о войне».

4. Занятие по изобразительной деятельности «Поздравительная открытка к празднику 9 Мая».

5. Занятие по художественному труду «Гвоздики для ветеранов»

6. Чтение рассказов и стихов о войне: «22 июня 1941 года» (С. Щипачев), «Прощание» (3. Александрова), «И снова писем нет из дома», «Скольким детям возвратили детство» (Р. Рублев), «Навек запомни» (М. Исаковский), «Братские могилы» (В. Высоцкий).

7. Слушание и разучивание музыкальных произведений, песен: «Священная война», «Соловьи», «Вечный огонь», «Бравые солдаты», «Наследники Победы», «День Победы».

8. Сюжетно-ролевые игры: «Разведчики», «Военный госпиталь».

9. Выставка рисунков-плакатов «Войне мы скажем: "Нет!"».

10. Рассматривание альбома «Военная техника», плакатов, открыток, иллюстраций.

11. Обсуждение поздравительного текста для открытки.

12. Оформление стенгазеты в группе.

13. Создание презентации «Наш бессмертный полк».

14. Поход к мемориалу

15. Презентация «Наш бессмертный полк», «Боевая техника ВОв».

1. Участие в сборе фотографий, рассказов о ветеранах.

2. Анкетирование с целью ознакомления с семейным опытом патриотического воспитания детей.

3. Просмотр фильмов о войне вместе с детьми.

4. Привлечение родителей к книжной выставке произведений о войне.

5. Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья».

7. Участие в выставке совместных рисунков о войне.

9. Поход с детьми к мемориалу «Вечный огонь».

Вывод

Таким образом, в результате проделанной работы у детей появился интерес к истории своей семьи, страны, армии, уважение к защитникам Отечества. Дети стремятся повысить уровень интеллектуального развития, физических качеств, стать сильными, ловкими, выносливыми, чтобы, став взрослыми быть надёжными защитниками своего Отечества. Это влияет на воспитание физического, речевого, познавательного развития детей дошкольного возраста, так как будущие граждане России должны быть здоровыми, сильными, крепкими, знающими.


9 мая, в День Победы, в России ежегодно проходит акция «Бессмертный полк». Между тем такие же по содержанию акции проводились в разных городах еще в СССР.

Первые Парады памяти

Первая из известных акций, аналогичных по содержанию «Бессмертному полку», прошла в 1965 году, когда День Победы стал нерабочим праздничным днем. Тогда активисты и ученики школы № 121 города Новосибирска создали Аллею Cлавы воинов-сибиряков и пронесли по ней фотопортреты еще живых фронтовиков в честь победы в Великой Отечественной войне. С тех пор это регулярная акция в Новосибирске. С 1985 года ежегодно 9 мая такая же по содержанию акция проводится в Липецкой области, в селе Конь-Колодезь. В 2009 году в Севастополе потомки ветеранов провели марш «Заменим вас в строю!». В 2007 году по инициативе председателя Совета ветеранов Тюменской области в Тюмени прошел «Парад Победителей». Это начинание было подхвачено, и через два года такие парады прошли примерно в 20 регионах России.

Первый «Бессмертный полк»

Акция, получившая название «Бессмертный полк», впервые прошла в Томске в 2012 году 9 мая. Ее инициаторами выступили трое местных журналистов. В 2011 году они обратили внимание на редеющие от года к году ряды ветеранов Великой Отечественной войны. Зная о стихийно возникшей в СССР традиции приносить фотографии своих родственников к мемориалам павших, томские журналисты взяли ее за основу. Резкому росту популярности идеи «Бессмертного полка» способствовало освещение акции в региональных и федеральных СМИ.

Международная память

«Бессмертный полк» сформировался как общественная некоммерческая добровольческая гражданская инициатива, участие в которой может принять любой желающий. Акция быстро стала международной: уже в феврале 2013 года 30 городов России, Украины, Казахстана и Израиля выразили желание организовать у себя «Бессмертный полк». Ежегодно количество городов и стран - участников акции продолжает расти. Кроме того, с 2012 года существует Народная летопись «Бессмертного полка», куда любой потомок может внести историю своего предка - ветерана Великой Отечественной войны. С 2016 года ведет работу Межрегиональный центр поисковой работы «Бессмертного полка», который помогает людям установить судьбу своих родственников, пропавших без вести или погибших в годы Великой Отечественной войны. Память о войне также хранят сотрудники и члены Российского военно-исторического общества, которые регулярно принимают участие в шествии. А в 2018 году в «Бессмертном полку» пройдет колонна «Собибор» - в память о жертвах этого нацистского лагеря смерти и незабвенном подвиге советского офицера Александра Печерского.

​Лиза ТАРАНОВА, 8‑й «Б» класс:
Мы скучаем по ним

Яна МАРТЫНЕНКО, 8‑й «Б» класс:
Прадедушка оставил нам мемуары о том страшном времени

Война… Какое страшное слово! Когда я слышу его, мурашки пробегают по моему телу, и становится невыносимо грустно. О войне я узнала не только от родителей и учителей, но и из мемуаров, которые написал и оставил после себя мой прадедушка Леонид Александрович Яйцев. Он получил повестку о призыве в Красную армию в 18 лет, пройдя специальное обучение, стал связистом. В дальнейшем он дослужился до командира взвода, был ранен и не один раз награжден медалями «За боевые заслуги» и орденом Красного Знамени.
В своих мемуарах он описал тяжелые военные годы и послевоенное время. Мы бережно храним эти записи и благодаря им знаем, как труден был путь к Победе.
В прошлом году с его фотографией я принимала участие в акции «Бессмертный полк». Идя по улицам Москвы, держа в руках портрет своего прадедушки, я чувствовала гордость и патриотизм, но в то же время непереносимую горечь осознания того ужасного времени. Сколько себя помню, в нашей семье была традиция: каждый год 9 Мая дети, внуки и правнуки прадедушки встречались на его маленькой даче под Подольском. Мы накрывали большой круглый стол, жарили шашлыки, пели военные песни и слушали воспоминания нашего любимого ветерана об ужасах войны, о боевых товарищах, о близкой гибели и чуде спасения. Когда я слушала его рассказы, в моей душе рождались чувства жалости, сострадания к людям, пережившим войну, и чувство бесконечной гордости за наших бесстрашных воинов.
Сейчас, когда прадедушки уже несколько лет нет с нами, мы продолжаем в День Великой Победы встречаться на его старенькой даче, поддерживая семейную традицию. Мы, как и прежде, собираемся за столом, включаем видео… И вот он уже вместе с нами поет свою любимую песню: «Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей…»

Для нашей семьи день 9 Мая - важная дата. Оба моих прадедушки были участниками войны, смогли вернуться с фронта и помогали нашей стране восстанавливаться. В этом году я вместе с родителями приму участие в акции «Бессмертный полк», мы так сможем почтить их память. Многие мои друзья тоже в ней будут участвовать. В нашей школе ученики всех классов вместе с учителями подготовили Стену памяти. Каждый день, проходя мимо нее, мы думали о тех, кого никогда не видели, но так благодарны им за их подвиг и все то, что они смогли сделать для нас.
О прадедушках мне рассказали мама и папа. Оказалось, что оба они были связаны с железной дорогой.
Андрей Ефимович Куксов (1913‑1993) участвовал в боях в составе 1290‑го стрелкового полка 133‑й стрелковой дивизии на Центральном фронте в должности помощника командира. 15 августа 1942 года в боях за деревню Матренино в Смоленской области был тяжело ранен осколком мины в правый глаз и правую ногу, глаз был удален. Позже прадедушка работал в тылу, в вагоноремонтном депо на станции Великие Луки, восстанавливал технику, привезенную с фронта, и исправленную отправлял обратно на фронт. Был удостоен ордена Отечественной войны 1‑й степени, ордена Славы 3‑й степени, награжден медалями «За победу над Германией» и «За доблестный труд».
Мой прадедушка Александр Сергеевич Воронов (1915‑1994) прошел от Барановичей до Москвы и обратно - до Кенигсберга - в составе 14‑го отдельного путевого железнодорожного батальона. И каждый день войны делал свое главное дело - заграждал для врага железнодорожные узлы и линии. Потом возрождал их к жизни для наступления войск Красной армии. Сразу после войны работал в трудных условиях на строительстве обходной ветки вокруг озера Байкал. Мой прадедушка удостоен 20 государственных наград! А еще он написал книгу «На фронтовых магистралях».
Я очень горжусь своими прадедами и, если бы они могли меня услышать, сказала бы им спасибо за то, какой огромной ценой они однажды спасли весь мир, и за то, что мы есть на свете!

Катя БАРКОВА, 6‑й «Б» класс:
Не хочу нарушать традицию

Александр ФИЛИППОВ, 6‑й «Б» класс:
Чувствую себя частичкой истории страны

Участники акции «Бессмертный полк» несут портреты своих родственников, принимавших участие в защите нашей Родины во время Великой Отечественной войны. И тем самым они вспоминают Великую Победу советского народа над фашизмом и одновременно отдают дань уважения своим близким людям, которые внесли свой героический вклад в установление мира на земле. Это позволяет мне, ученику 6‑го «Б» класса Александру Филиппову, чувствовать себя частичкой истории нашей страны.
Когда я участвовал в акции «Бессмертный полк», мои друзья с портретами своих близких шли со мной в одной шеренге, потому что их родные тоже были участниками этих исторических событий.
В Бессмертном полку я пойду с портретом своего прадедушки Валерия Сергеевича Ушакова. Он начал свой фронтовой путь в 1‑й гвардейской армии, которая находилась в составе Юго-Восточного фронта, в августе 1942 года ее передали Сталинградскому фронту. Армия участвовала в оборонительном сражении на северо-западных подступах к Сталинграду и внесла большой вклад в оборону города. В 1944 году мой прадедушка В.С.Ушаков был назначен помощником начальника бронетанкового управления 3‑го Украинского фронта, который освобождал юг Украины, значительную часть Молдавии, войска продвинулись до Днестра, захватив плацдармы на его правом берегу. Военную службу прадед закончил в 1946 году в звании гвардии капитана. Он награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За оборону Москвы», «За победу над Германией», а позднее - юбилейными медалями и орденом Отечественной войны 2‑й степени. После окончания войны прадедушка вернулся на прежнюю работу в Госбанк, там же проработал всю свою трудовую жизнь.
Историю прадедушки я узнал от его сына, моего дедушки: у нас в семье хранятся награды прадеда, его военные документы и фотографии. Сегодня я говорю спасибо всем, кто подарил нам счастье жить в свободной стране, всем воинам и защитникам, которые выстояли в этом смертельном испытании. Если бы мог, рассказал им, как интересно жить в ХХI веке - мире современных технологий и Интернета.

Александр ПЕРВОВ, 6‑й «Б» класс:
Помню и горжусь тобой, дед

В День Победы по традиции я и моя семья соберемся у наших родственников и будем вспоминать самые яркие эпизоды военного времени.
Я обязательно буду принимать участие в акции «Бессмертный полк», потому что считаю своим долгом почтить память людей, отдавших свою жизнь за наше мирное существование на планете. Мои друзья с уважением относятся к моему участию в такой акции и сами будут принимать в ней участие. В Бессмертном полку я пойду с портретом своего дедушки Ивана Алексеевича Первова, лейтенанта, командира разведывательной роты артиллерийского полка, входившего в состав 1‑го Белорусского фронта.
В семье моей прабабушки все трое сыновей воевали и вернулись живыми с фронта. Один в мирное время стал военным врачом, другой - полковником войск связи, а мой дедушка работал инженером-строителем. Историю моих родственников я узнал от своего отца и, конечно, от дедушки. Он ушел из жизни два года назад, но я с ним, а он со мной через эти воспоминания, письма с фронта, рассказы о войне! Я сожалею, что не родился чуть раньше и не провел больше времени с командиром Иваном Алексеевичем Первовым. Я помню и горжусь тобою, дед!

Анастасия САВКОВА, 8‑й «Б» класс:
Мы не должны забывать героев

В этом году я впервые принимаю участие в акции «Бессмертный полк». Я считаю, что это очень важно - помнить о тех, кто обеспечил нам светлое будущее, кто боролся за интересы страны. Я пойду с портретом Алексея Васильевича Чикунова, отца моей прабабушки. Я узнала историю своего прапрадедушки, когда летом была у бабушки и прабабушки. Прабабушка часто рассказывала мне и моей сестре фронтовые истории своего отца, о том, как они переживали за него, как долго доходили письма, и это казалось вечностью, и о том, как радостно, со слезами на глазах они встречали фронтовиков.
Алексей Васильевич Чикунов воевал на Украинском фронте. Он был обычным рядовым солдатом. Был схвачен в плен, где пробыл около четырех месяцев. Его спасли товарищи. После освобождения дошел до Берлина и вернулся домой, в родной Ленинград. Прабабушка рассказывала, как они с сестрой бежали навстречу отцу со слезами радости на глазах. После военного времени он продолжил преподавать математику в школе. И умер в 1957 году. Если бы сейчас я могла написать ему письмо, то рассказала бы о многом. В первую очередь о том, кто чего достиг в нашей семье, а также о нынешней ситуации в мире. О том, как мы уже забываем те страшные события Великой Отечественной войны, и сейчас снова накаляется обстановка в мире: угрозы ядерного взрыва, холодная война, бомбежка в Сирии. Все это очень страшно. Мы не должны забывать этой страшной войны и должны помнить наших праотцов и благодарить их за мирное небо над головой.

Алеша МИРОШНИК, 1‑й «Б» класс:
Они были тогда младше, чем мой старший брат сейчас!

Мне мама рассказала историю про Соню и Федю. Это ее бабушка и дедушка, родители моего дедушки. Но я их никогда не видел, только на фотографии. Соня окончила школу в 1941 году. У них прошел выпускной бал, и сразу началась война. Ее семью эвакуировали в Ташкент, там Соня записалась добровольцем на фронт. Ей было тогда меньше лет, чем моему старшему брату сейчас! Там же, в Ташкенте, служил в армии Федор Мохов. Оттуда его забрали на фронт. Соня и Федя попали в один батальон, в радиотехнические войска. Вместе прошли всю войну и даже поженились на фронте. В конце 1945 года у них родился сын - мой дедушка. После войны Федор Мохов продолжил служить на Дальнем Востоке.
Когда в школе объявили о начале акции «Стена памяти», я решил обязательно в ней поучаствовать. И теперь увидеть фотографию Сони и Феди и прочитать их историю могут все ученики моей школы! А еще Соня и Федя прошли по Красной площади в Бессмертном полку три года назад! Их фотографию тогда несли наши родственники - тетя Оля и ее сын Тимур. Мы с мамой и братом очень этому радовались.
Если бы я мог написать им письмо, я бы спросил, как они воевали, им было сложно, страшно?

Максим ВОРОБЬЕВ, 5‑й «Б» класс:
Я тоже пойду с портретом

9 Мая я буду принимать участие в акции «Бессмертный полк». Почему буду принимать участие? Потому что горжусь своим прадедом, участником ВОВ, хочу и могу об этом рассказать жителям моего района. Многие из моих друзей будут участвовать вместе со мной в этой акции, так как их родные тоже воевали за мир и возможность жить для нас. Я гордо пойду с портретом моего прадедушки И.А.Воробьева.
О нем я знаю немного: Иван Андреевич Воробьев родился в 1908 году в деревне Медведевка Калининской области. Служил пехотинцем, пока не подорвался на противотанковой мине. Его отправили в госпиталь на лечение. После выздоровления прадедушка остался работать в госпитале. Умер в 1974 году. И если бы я мог отправить ему весточку в то далекое, но незабываемое время, я бы сказал: «Держись! Скоро конец, и вы победите!»

ил. Н. Беланова

© Текст, Алексеев С. П., насл., 2017

© Ил., Беланов Н. В., 2017

© ООД «Бессмертный полк России», 2017

© ООО «Издательство АСТ», 2017

«Бессмертный полк» – это наши деды и прадеды. Они ушли на фронт и многие не вернулись. Не все семьи знают, как погибли их фронтовики. Не в каждом доме есть их фотографии. Но это не значит, что можно забыть ту страшную войну и просто жить дальше. Наши дети должны знать, кем были их предки и как они сражались за Родину. Самые пронзительные и проникновенные произведения о войне составили «Библиотеку Бессмертного полка», одна из серий которой – для детей. Этот горький источник воспитания чувств необходим каждому современному ребенку, чтобы еще в раннем детстве узнать, что такое ДОЛГ и ПОДВИГ, ЛЮБОВЬ и ОТВАГА.

Книга участника Великой Отечественной войны писателя Сергея Алексеева «От Москвы до Берлина» – это рассказы о войне от ее начала до Победы. В каждом – чья-то особенная судьба, чей-то бессмертный подвиг. И может так случиться, что в них описаны жизнь и смерть ваших предков.

Обращение к читателю

Вы держите в руках книгу из серии «Бессмертный полк. Детям о войне» – «От Москвы до Берлина» Сергея Петровича Алексеева. В момент нападения фашистских захватчиков в июне 1941 года автор этой книги, тогда еще курсант авиационного училища, находился вместе с товарищами в полевом учебном лагере на западной границе Белоруссии. Не успев даже поднять самолеты в небо, многие из них тогда погибли. Сергею Алексееву повезло остаться в живых, и в последующие военные годы он осваивал и испытывал новые модели самолетов, обучал курсантов.

Обладая даром писать просто о сложном, в послевоенные годы Сергей Петрович становится редактором детских книг, участвует в создании учебников по истории для советских школ.

Книга «От Москвы до Берлина» – результат многолетней работы писателя. Здесь вы найдете рассказы о том, как началась Великая Отечественная война, как простые солдаты отстаивали в смертельных боях каждый клочок родной земли. Вы прочитаете о маршалах Победы – Георгии Константиновиче Жукове, Константине Константиновиче Рокоссовском, которые стали легендами.

Каждый год 9 мая, в День Победы, мы вспоминаем всех участников Великой Отечественной войны. Но время неумолимо, и все меньше ветеранов остается с нами. Движение «Бессмертный полк России» существует для того, чтобы в нашей памяти, в наших сердцах продолжал жить подвиг наших прадедов.

Миллионы потомков участников Великой Отечественной войны выходят в День Победы на улицы городов России и мира с портретами своих родных. И с ними будто вновь встают в строй дорогие и любимые солдаты, матросы, труженики тыла – чьи-то дедушки и бабушки, отцы и матери и даже дети… И оказывается, что нам нужна память о каждом из них – тех, на чью долю выпали испытания самой кровопролитной, масштабной и жестокой вой-ны за всю историю человечества.

От нас, сегодняшних, зависит – сохранить великое наследие поколения победителей, будь то личные бесхитростные истории или произведения художественной литературы мирового значения. Наследие, которое нам завещали предки, будет неполным, если только слушать о войне на уроках истории или смотреть художественные фильмы.

Многие истории из тех, что размещают на официальном сайте движения «Бессмертный полк России» (www.polkrf.ru) родственники фронтовиков и тружеников тыла, партизан и узников концлагерей, уже вошли в первые книги проекта «Библиотека Бессмертного полка». Они перекочевали со страниц семейных альбомов в сокровищницу памяти всего нашего общества.

Какими будут следующие книги, во многом зависит от вас, ведь они пишутся вашими руками и сердцем. Заходите на сайт www.polkrf.ru , зарегистрируйтесь в личном кабинете и сохраните героические истории ваших дедов и прадедов, бабушек и прабабушек!

С благодарностью ко всем, кто постарался увековечить воспоминания родных и близких людей, отстоявших мир, победивших чуму XX века – фашизм и нацизм.

Сопредседатель Общероссийского общественного движения

«Бессмертный полк России»

Николай Земцов

Глава первая

КОНЕЦ «ТАЙФУНА»

Холм Жирковский

Осень коснулась полей Подмосковья. Падает первый лист.

«Тайфун» – назвали фашисты план своего наступления. Тайфун – это сильный ветер, стремительный ураган. Ураганом стремились ворваться в Москву фашисты.

Обойти Москву с севера, с юга. Схватить советские армии в огромные клещи. Сжать. Раздавить. Уничтожить. Таков у фашистов план.

Верят фашисты в быстрый успех, в победу. Более миллиона солдат бросили они на Москву. Тысячу семьсот танков, почти тысячу самолётов, много пушек, много другого оружия. Двести фашистских генералов ведут войска. Возглавляют поход два генерал-фельдмаршала.

Началось наступление.

На одном из главных участков фронта фашистские танки двигались на населённый пункт Холм Жирковский.

Подошли к посёлку фашисты. Смотрят. Что он танкам – какой-то там Холм Жирковский. Как льву на зубок горошина.

– Форвертс! Вперёд! – прокричал офицер. Достал часы. Посмотрел на время: – Десять минут на штурм.

Пошли на Жирковский танки.

Защищал Холм Жирковский вместе со всеми солдат Унечин. Не лучше других, не хуже. Солдат как солдат. Пилотка. Винтовка. Противогаз. На ногах сапоги кирзовые.

Ползут на окопы фашистские танки. Один прямо идёт на Унечина. Взял Унечин гранату в руку. Зорко следит за танком. Ближе, ближе немецкий танк.

– Бросай, бросай, – шепчет сосед по окопу.

Выжидает Унечин.

– Бросай же, леший тебя возьми! – уже не шепчет – кричит сосед.

Не бросает Унечин. Выждал ещё минуту. Вот и рядом фашистский танк. Сосед уже было глаза зажмурил. Приготовился к верной смерти. Однако видит: поднялся Унечин, швырнул гранату. Споткнулся фашистский танк. Мотором взревел и замер.

Схватил Унечин бутылку с горючей жидкостью. Вновь размахнулся. Опять швырнул. Вспыхнул танк от горючей смеси. Улыбнулся Унечин, повернулся к соседу, пилотку на лбу поправил.

Кто-то сказал:

– Вот это да, браток! Выходит, дал прикурить фашистам.

Рассмеялись солдаты и снова в бой.

Слева и справа идёт сражение. Не пропускают герои танки.

Более суток держались советские бойцы под Холмом Жирковским. Подбили и подожгли 59 фашистских танков. Четыре из них уничтожил солдат Унечин.

К исходу суток пришёл приказ на новый рубеж отойти солдатам. Меняют бойцы позиции. Вместе со всеми идёт Унечин. Солдат как солдат. Не лучше других, не хуже. Пилотка. Винтовка. Противогаз. На ногах сапоги кирзовые.

Идут солдаты. Поднялись на бугор, на высокое место. Как на ладони перед ними лежит Холм Жирковский. Смотрят солдаты – батюшка свет! – всё поле в подбитых танках: земли и металла сплошное месиво.

Кто-то сказал:

– Жарко врагам досталось. Жарко. Попомнят фашисты наш Холм Жирковский.

– Не Жирковский, считай, Жарковский, – кто-то другой поправил.

Посмотрели солдаты опять на поле:

– Конечно же, Холм Жарковский!

Слева, справа идут бои. Всюду фашистам жарко, всюду Холмы Жарковские.

Наступают фашисты. С юга идут на Брянск, на Орёл. С севера движутся к Калинину. Идут на Вязьму, Калугу, Юхнов.

Город Юхнов. Река Угра. Здесь на Угре под Юхновом обороняли солдаты мост. Вышли к мосту фашисты. Танки столпились. Сгрудилась артиллерия. Пехота забила весь правый берег. Необходима для войск переправа. Нужен фашистам мост.

Каждый год 9 Мая по улицам наших городов проходят ветераны Великой Отечественной войны.


С каждым годом их все меньше. Солдаты уходят навсегда. Пройдет десяток лет, и кого увидят наши дети на параде Победы?

И смогут ли они рассказать уже своим детям, листая семейный альбом, кто этот паренек в пилотке со звездочкой на пожелтевшей от времени фотографии? И что за подвиг он когда-то совершил...


Есть долг. Чести и памяти. В наших силах его отдать. Надо сделать так, что бы ушедшие навсегда солдаты вернулись 9 Мая к нам. Вернулись наши деды и прадеды. В каждый дом, в каждую семью. К нам и нашим детям. И это возможно.

9 мая 2012 в городе Томске, созданный по инициативе журналистов Томской медиа группы, «Бессмертный полк» в составе 6 тысяч горожан, неся почти 3 тысячи портретов солдат Великой Отечественной войны, прошел в праздничной колонне к Вечному огню.

9 мая 2013 в нашем городе впервые пройдет акция "Бессмертный полк". Десятки молодых людей с фотографиями своих прабабушек и прадедушек, участников Великой Отечественной войны пройдут к Вечному огню, отдать долг памяти и чести, тем, кто подарил нам тот яркий май и светлый День Победы.

Вот и я решила рассказать о своем "Бессмертном полке", в котором близкие и дорогие мне люди: мой дед - Баташов Иван Григорьевич, Исайченко Василий Нилович, Коваленко Иван Лаврентьевич, Усольцев Прокопий Семенович и многие, многие другие, с кем свела меня судьба, чьи рассказы о боевых буднях я писала вместе со своими детьми, собирая поисковый материал.

Это только начало. Каждый день, вплоть до 9 мая, на этой страничке будут появляться рассказы о воинах "Бессмертного полка".

И первый мой рассказ о Коваленко Иване Лаврентьевиче.

Коваленко Иван Лаврентьевич, родился 13 сентября 1921 года в деревне Чутовка Юргинского района Томской губернии.

Из рассказов Ивана Лаврентьевича:

"Служил я во Владивостоке, а с началом войны меня отправили под Москву на оборону на Волоколамском направлении. Приказ Сталина: «Ни шагу назад!» был для каждого бойца законом. Оборону Москвы держали намертво, а к декабрю 1941 года наши войска пошли в контрнаступление. Конная разведка, где я значился, всегда была на переднем крае боя.

Весной 1942 года нас перебросили под Харьков во Вторые Просянки. И здесь шли бои не на жизнь, а на смерть. В одном из таких сражений я и еще один боец потеряли связь со своей часть. Ушли в разведку, а когда вернулись, то нашей части не оказалось на месте.

Нашу часть перебросили на другую позицию. Кругом были немцы. Сдаваться в плен не хотелось. И мы, вдвоем в течение месяца, под боком у фашистов пробирались к своим. Радости не было предела, когда я и мой товарищ, разведчик, уже под Сталинградом присоединись к своим сослуживцам.

На всю жизнь остались в памяти бои под Великими Луками. Немцы сопротивлялись, день и ночь вели бомбежки. А своим солдатам, оказавшимся в окружении наших войск, сбрасывали продукты. Но нередко промахивались и пайки доставались советским бойцам"

Награжден двумя орденами Отечественной войны первой и второй степени, медалями Жукова, «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.», «За оборону Москвы», «В память 850-летия Москвы», знаком «60 лет битвы за Москву».

29 августа 2012 года Ивана Лаврентьевича не стало.

Усольцев Прокопий Семенович

Родился 08.07.1926г. с. Алаево Юргинского района Томской губернии

Из рассказов Прокопия Семеновича:

"Когда война началась, все мужики на фронт ушли, мы за старших в селе остались. Когда мужики уходили, крик у сельсовета стоял, бабы в голос кричали, детишки им подвывали, а мы, пацаненки, в стайку сбились, руки в кулаки сжали да слезы глотали.

17-ти лет меня забрали в армию. Приехал военный, собрали нас, молодежь, у сельсовета. Матери черные стояли, у многих уже мужья и старшие сыновья погибли, вот и нас стали подгребать. Загрузили в телегу и в Юргу, на станцию, там военкомат был.

Попал я в Винницкую область. Бои там страшные шли. Бомбили постоянно, немец-то он аккуратный был: бомбил по расписанию. Вот вожмешься в эту землю и думаешь: чтобы только не попало.

А бомбы воют, этот вой в землю тебя так и вжимает. Молодые мы были, считай мне только восемнадцатый шел, и таких как я много было. Кто бесшабашный был, тот сразу же погибал, а те, кто поосторожней был, тот как-то приспосабливался.

Леса после бомбежек горели сильно, вместо воздуха - копоть да дым, а еще в атаку идти надо, приказ командира, а когда немец после бомбежки на тебя прет, а у тебя патронов раз, два и обчелся, вот тогда и дух некогда перевести.

Ходили в рукопашную, кто кого: или он тебя, или ты его, а убивать всегда страшно. Идешь в бой, а у самого только мысли, чтобы не ранило, не убило.

Позже я уже за баранку машины сел. Поколесил по дорогам. Наши тогда уже фашистов погнали, мы только за ними поспевали.

Порой едешь по дороге, где только бои кончились и волосы дыбом. Фашисты ведь никого не жалели, ни детей, ни женщин. Вот по такой дороге продвигаешься, а она вся трупами усыпана, вместо деревень - выжженная пустота.

Дороги войны - страшные дороги. Сидишь за баранкой, а рядом автомат, кто знает, откуда немец вынырнет.

Стали их гнать, они по лесам и побежали. А еще страшнее, когда по обочинам и немцы и наши вперемешку грудами лежат, приказ ведь был: не отступать, брать населенные пункты любой ценой, вот и шли на смерть.

Где руки, где ноги, а где просто голова, танки покореженные, машины сгоревшие, копоть, гарь. Это в песне поется, что пуля - дура. В жизни-то совсем другое. Сколько парней полегло от этой пули.

Константин Константинович Рокоссовский часто в нашей части останавливался. Мы в это время уже в Польше стояли.

Любили его солдаты за внимание и доброту. Не брезговал за стол сесть с нами, солдатами, отведать, чем нас кормят. Возмущался, если ему предлагали отдельный столик и отдельное питание, поэтому, когда он приезжал, дежурные уже знали, что сядет вместе с солдатами за стол и будет кушать вместе с ними.

Про дом разговаривали, про жизнь довоенную, о будущем спрашивал, мы-то ребята еще молодые были, только войну и видели, в мирной жизни и девушку-то многие поцеловать не успели. В те времена с этим строго было. Вот и мечтали, что домой вернемся, девушку хорошую найдем, семью создадим, детей нарожаем, мирно жить будем, и войны никогда не будет.

Рокоссовский был настоящий командир, не в пример нонешним. Подтянутый, пуговицы все застегнуты, и от нас такой же порядок в одежде требовал, мы тут же, ежели что не так, старались на глаза не попадаться, не любил он нерях. Некоторые начальники его не очень любили, справедливый был, за простого солдата - горой. Наши ждали его прихода. Тут же в столовой молодежь собиралась, про положение на фронте спрашивали, вопросы задавали про Москву, про то, как там дома, в России.

А еще примета была, ежели Рокоссовский приехал, значит ждать наступления. Сам лично все проверял, с молодыми разговаривал, особенно с теми, кто в пополнении прибыл, молодежь тогда всё необстрелянная шла, собирали их скопом, два-три месяца на обучение, и на фронт. Чего с такого возьмешь? Вот и поднимали боевой дух такими беседами.

Сейчас в армии нередки случаи дедовщины. А как было с этим в то время?

Дедовщины у нас не было, да и война шла. Это сейчас разгильдяйство пошло - никто ни за что не отвечает, и никто никому не подчиняется. А тогда командир на день раз десять остановит, проверит, все ли в порядке, как портянки у новобранцев намотаны, мы ведь за день километров шестьдесят могли намотать, а если дороги разбитые, то сутками из машины не вылазили. Да и мы друг другу помогали, кто добрым советом, а чаще помогали делом. У нас всегда с собой что-нибудь было - сухарь, кусочек сахара. Делились и этим. Бои порой сутками шли, а в распутицу да по размытым дорогам кухня могла и неделю не подойти. Да и патроны порой сутками не подвозили, вот и старались обстрелянные молодых вперед не пускать, хотя были такие, что вперед рвались.

Но они быстро погибали, в первых же боях. Трусов и предателей среди нас не было. В бой шли за Родину, тогда это было святое."

Награжден орденом Отечественной войны II степени в честь 40-летия Победы.

Баташов Иван Григорьевич


Баташов Иван Григоревич, родился 17.12.1918 г. в с. Васильево Ковернирнского района Горьковской области.

Бывший парторг 153-го гвардейского артиллерийского полка 73-й гв. СД, подполковник в отставке.

Баташов Иван Григорьевич - мой дед. Для меня он всегда был примером.

Из его воспоминаний: " 153-й (214-й) гвардейский Уразовский ордена Кутузова 3-й степени артиллерийский полк имеет славную боевую историю.

В районе станции Воропоново немцы оказывали сильное сопротивление нашим наступающим подразделениям не раз переходили в контратаки.

С наблюдательного пункта невозможно было обнаружить вражеские батареи в глубине немецкой обороны.

Тогда коммунист Васюнин вместе с радистом садится на один из наших танков, устремившихся на прорыв, и по рации корректирует огонь по вражеским батареям, что существенно помогло нашей пехоте продвигаться вперед и порваться на станцию. В этом бою Федор Васильевич погиб.


Мне запомнился мужественный образ парторга 3-го дивизиона Алексея Ивановича Юдина, добровольцем ушедшего на фронт.

Этот большой души человек не расставался с кисетом, всегда наполненным махоркой. Сам закурит и других угостит. Особенно он любил молодых бойцов, передавал им свой боевой опыт, а когда завязывался бой - вместе с расчетом в вел из орудий огонь по врагу.

Вспоминаю, как в начале октября 1943 года немцы в который раз попытались сбросить части полка в Днепр. Лавина до 50 танков, прорвавшись через порядки стрелковых подразделений, обрушила огонь на батареи нашего полка. Коммунисты и здесь показывали пример выдержки и стойкости.

Более пяти миллионов советских патриотов пополнили ряды Коммунистической партии в годы войны, В их числе более 430 – воины нашего полка. «Хочу идти в бой коммунистом!» - эти ставшие легендарными слова родились на полях кровопролитных сражений, когда решалась судьба нашей Родины.

Воробьев Евдокии Васильевич

30.07.1912 – 17.05.1988

Я прадеда не знала своего
Когда я появилась,
а он уже ушел...
На фотографию
я прадеда смотрю
И взгляд задумчивый
его ловлю.

Как будто хочет
он мне рассказать
Про то, как воевал он за меня.
На пиджаке у прадеда висят
Награды. В руки я могу их взять.

Вот — ордена, а вот - медаль,
Да не одна… И надпись я прочла,
И выбрала одну: «За отвагу!»,
данная ему,
За что он награду получил?

А вечером мне бабушка сказала
Она папу своего ведь лучше знала,
Что четырех детишек и жену,
Оставил он, собравшись на войну.

Что на войне попал он в окруженье,
Что ранен был и что ослеп в сраженье.
И в ночь осеннюю он делал переправу
По Висле ледяной со всем своим отрядом
И что шинель, покрывшаяся льдом
Сушилась на плечах солдатских днем.

И как бежал по полю, чтобы проверить:
Не заминировал ли враг песчаный берег.
Так вот за что награду получил!
Не только за отвагу медаль он получил,
Есть у него два ордена,
Медалей нам не счесть.

У каждой награды есть своя история,
И не одной не хвастал прадед мой родной
Я чту и горжусь прадедом своим,
Он героем стал для всей родни.

Автор стихотворения - Ирина Ивченко, правнучка Воробьева Евдокима Васильевича