Был ли прототип у шерлока холмса. Прототипы литературных героев: Шерлок Холмс

Щерлок Холмс и его прототип доктор Джозеф Белл

« Безусловно, именно вам, доктор, я обязан Шерлоком Холмсом! В книге я ставил своего героя в разные преувеличенно драматические ситуации, однако уверен, что аналитический талант, им продемонстрированный, ничуть не превосходит ваши способности, которые я имел возможность наблюдать в амбулаторной палате. Очень рад, что вы благосклонно восприняли мои преувеличения, потому что именно вы имели право критиковать меня строже всего ».

Из письма Артура Конан-Дойля


Кокаин и скрипка останутся на совести писателя Артура Конан-Дойля, однако знаменитый дедуктивный метод существовал в реальности. Его изобрел профессор Эдинбургского университета Джозеф Белл. Будущий писатель Артур Дойль учился на медицинском факультете этого университета — просто потому, что мама хотела, чтобы он стал респектабельным человеком. В представлении его матери никого респектабельней, чем доктор, который снимал у них комнату, на этом свете не было. Пришлось юному Артуру зубрить бесконечные латинские названия, резать трупы и заниматься прочими скучнейшими вещами. В 1877 году, на втором курсе, эта бессмысленная возня неожиданно обрела смысл: у Дойля появился кумир, 40-летний профессор Белл.

Он был высок, худ, аристократичен, с тонким орлиным носом, невероятно энергичной походкой и острым умом. В общем, это был Шерлок Холмс собственной персоной, который из всего потока выбрал старательного студента Дойля и пригласил его поработать ассистентом в амбулаторной палате. В первый же день практики студент был совершенно ошарашен, когда доктор прямо с порога спросил незнакомого больного, когда тот вернулся из последнего плавания в Африку. Удивленный пациент ответил, что три недели назад. Доктор кивнул и принялся что-то записывать у себя в блокноте. «Но каким образом вы это узнали?» — воскликнул Артур, когда моряк ушел. «Элементарно!» — улыбнулся Белл. Походка пациента мгновенно выдала его профессию, а татуировка на руке — страну, где он бывал чаще всего. У профессора была целая теория о том, как определить род занятий человека по его рукам, а происхождение — по акценту. На досуге Белл брал своего ассистента в морг и рассказывал различные увлекательные истории из прошлой жизни покойников. Впрочем, после того как Дойль покинул университет, профессор Белл забыл о своем ученике. Он продолжал читать лекции и лечить больных (даже, утверждают, лечил саму королеву Викторию — по крайней мере, числился ее придворным врачом во время визитов в Шотландию). Однако в 1886 году восторженный ассистент напомнил о себе. Он прислал Джозефу Беллу свеженапечатанный «Этюд в багровых тонах» — свой первый роман о Шерлоке Холмсе. Дойль просил профессора поставить на книге автограф и прислать начинающему писателю свое мнение. Говорят, профессор Белл был польщен и бережно хранил письмо Дойля до самой своей смерти в 1911 году.

Катя Чекушина


Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Рисунок Сидни Пэджета, 1893 год

Прототип Холмса


Известно то, что прототипом знаменитого сыщика стал профессор медицины Эдинбургского университета Джозеф Белл, который был одним из преподавателей Артура Конан Дойля. Белл удивлял своих учеников способностью по одному взгляду на пациента определять характер и профессию человека. Профессор всегда советовал своим ученикам пользоваться не только мозгом, но и глазами, обонянием и слухом. Интересно и то, что внешне Шерлок Холмс очень похож на Джозефа Белла. Прототип знаменитого литературного героя был темноволосый, худощавый, высокий человек с внимательными глазами и резким голосом. Белл курил трубку и свободное время любил посвящать химическим опытам, которые ставил в лаборатории у себя дома.

Вообще личность профессора Джозефа Белла настолько интересна, что о ней можно говорить очень долго. Скажу только, что профессор оказывал помощь полиции в раскрытии сложных уголовных дел в качестве бесплатного консультанта, блестяще применяя свой дедуктивный метод. При написании своих книг о Шерлоке Холмсе писатель многократно обращался за советом к Беллю, а иногда и просил помощи в придумывании интересного сюжета.

Вторым прототипом знаменитого сыщика можно признать самого писателя. Вспомним дело о невинно осуждённом Джорджа Эдалджи. Только благодаря тому, что сам Конан Дойль взялся за это дело и блестяще раскрыл его, истинный преступник был изобличён. И это далеко не единственный случай раскрытия преступления автором Шерлока Холмса.

Холмс не выдуманное имя. Биографы Артура Конан Дойля полагают, что это дань уважения американцу Оливеру Венделлю Холмсу - писателю и поэту, книгами которого Дойль восхищался. Имя же Шерлок - придумано самим автором.

О личности Шерлока Холмса известно совсем мало и только те мизерные факты о которых упоминает он сам на страницах книг. Предками сыщика были "захолустные помещики". Шерлок Холмс имеет старшего брата Майкрофта и упоминается дальний родственник молодой врач по фамилии Вернер. К моменты знакомства с доктором Ватсоном (Dr. John H. Watson) он работал в химической лаборатории при одной из больниц Лондона.

Все остальные сведения о привычках, характере и достоинтствах единственного в мире детектива-консультанта мы узнаём из уст его друга и помощника доктора Ватсона. Кстати, прототипом Джона Ватсона послужил секретарь Артура Конан Дойля - майор Вуд, который провёл с писателем более сорока лет. Почти все повествования, в книгах Артура Конан Дойля, ведутся именно от имени доктора Джона Ватсона.


У каждого есть свой любимый Шерлок : кто-то утверждает, что ни одна экранизация по силе художественного мастерства не может соперничать с литературным оригиналом Артура Конан Дойля , кто-то остается фанатом блестящей игры Василия Ливанова в советской киноверсии, кто-то восхищается современной британской интерпретацией известного сюжета. Но споры о том, какой Шерлок «более настоящий» становятся бессмысленными, если рассмотреть факты, свидетельствующие о том, что у литературного героя действительно был реальный прототип . «Самого настоящего» Шерлока звали Джозеф Белл .



Писатель не отрицал, что у его героя был прототип в реальной жизни, о чем свидетельствуют слова из его письма Джозефу Беллу: «Безусловно, именно вам, доктор, я обязан Шерлоком Холмсом! В книге я ставил своего героя в разные преувеличенно драматические ситуации, однако уверен, что аналитический талант, им продемонстрированный, ничуть не превосходит ваши способности, которые я имел возможность наблюдать в амбулаторной палате».



Джозеф Белл был профессором Эдинбургского университета, известным хирургом и изобретателем знаменитого дедуктивного метода. Артур Дойл учился на медицинском факультете этого учебного заведения, и профессор Белл стал для него кумиром, как, впрочем, и для большинства студентов.



На лекции профессор приглашал пациентов и в первую очередь давал студентам задание – определить род занятий, место проживания и причину заболевания по внешнему виду человека. Однажды перед ними предстал мужчина в шляпе с явными признаками лихорадки. Джозеф Белл обратил внимание студентов на то, что он не снял шляпу, а значит отвык от цивилизованных манер. Наверняка он служил в армии, где не принято снимать головной убор, когда отдают честь. А поскольку симптомы указывали на лихорадку, характерную для Вест-Индии, человек предположительно прибыл из Барбадоса.



Профессор часто акцентировал внимание студентов на характерных привычках представителей той или иной профессии, учил их замечать детали. Если перед ними был матрос, его татуировки могли указать на ту местность, из которой он прибыл. Джозеф Белл даже советовал студентам-медикам изучать акценты, употреблявшиеся в английской разговорной речи. По акценту можно определить, уроженцем каких мест является человек, установить его вредные и полезные привычки.





Из всех студентов профессор выделил Артура Дойля и даже предложил ему место своего ассистента. В будущем писатель использовал полученные знания и навыки работы с людьми как в медицинской, так и в литературной деятельности.





На то, что прототипом Шерлока Холмса стал именно Джозеф Белл, указывает ряд фактов. Во-первых, это приемы дедуктивного метода, которые литературный герой вслед за своим реальным двойником применяет на практике. Во-вторых, описанная автором внешность Шерлока напоминает профессора: высокий рост (более 180 см), худощавое телосложение, тонкий орлиный нос, пронизывающий взгляд, чуть выступающий вперед подбородок, резкий голос. Джозеф Белл увлекался химическими опытами, курил трубку, любил спорить, часто на него нападала хандра. Те же привычки были у Шерлока Холмса.

«Существовали живые прообразы как Холмса, так и Уотсона. Дойл всегда говорил, что моделью для образа Шерлока Холмса был доктор Джозеф Белл , хирург из Эдинбургской больницы, но Белл однажды признался, что Дойл «мне обязан намного меньше, чем он думает». Судя по всему, Белл пробудил воображение Дойла, которое потом намного превзошло оригинал. У Белла, худого, жилистого, смуглого человека, были острый, пронизывающий взгляд, орлиный нос и высокий, резкий голос. Сидя, откинувшись в кресле, сложив руки, он быстро отмечал характерные особенности пациентов, которых Дойл, назначенный им амбулаторным клерком, вводил в его комнату, и сообщал студентам и ассистентам что-нибудь вроде: «Господа, я не могу сказать точно, кто этот человек - резчик пробки или кровельщик. Я вижу легкое callus, или затвердение, на одной стороне его указательного пальца и лёгкое утолщение на внешней стороне большого пальца. А это точный признак обеих профессий».

Другой случай был проще: «Я вижу, вы злоупотребляете спиртным. Вы даже носите фляжку во внутреннем кармане вашего пальто». Третий пациент с открытым ртом слушал, как Белл, заметив: «Вы, я вижу, сапожник», повернулся к студентам и обратил их внимание на то, что брюки пациента были порваны с задней стороны штанины под коленом, где он зажимал выколотку, что характерно только для сапожников. Один диагноз Белла произвёл на Дойла такое впечатление, что он помнил его всю жизнь.

Итак, вы служили в армии.
- Да, сэр.
- Демобилизовались недавно?
- Да, сэр.
- Шотландский полк?
- Да, сэр.
- Унтер-офицер?
- Да, сэр.
- Служили на Барбадосе?
- Да, сэр.

Видите, господа, - объяснил Белл студентам. - Это вежливый человек, но он не снял шляпу. В армии головной убор не снимают, но он бы привык к гражданской жизни, если бы демобилизовался давно. В нём чувствуется властность, и он явно шотландец. Что же касается Барбадоса, то он пришёл по поводу элефантиаза, а это - заболевание, свойственное Вест-Индии, а не Англии.

Белл описывает свои методы по-холмсовски: «Самым важным фактором любого удачного медицинского диагноза являются точное и внимательное наблюдение и оценка малейших деталей... Глаза и уши, которые видят и слышат, память, которая мгновенно запоминает, чтобы по первому требованию воссоздавать замеченное органами чувств, и воображение, способное соткать теорию, или воссоединить разорванную цепь, или распутать хитросплетение сведений, - таковы требования, которые предъявляет хорошему диагносту его профессия».

Но отцами Холмса также можно назвать нескольких литературных героев, а его метод расследования впервые возник, вероятно, в вольтеровском «Задиге». Человек, потерявший верблюда, спрашивает Задига, не видел ли он его. «Ты говоришь про одноглазого верблюда с выпавшими зубами, наверно? - уточняет Задиг. - Нет, я его не видел, но он пошел на запад». Но если он не видел верблюда, откуда же он знает про его физические недостатки, не говоря уже о том, в какую сторону верблюд пошел? Элементарно, мой дорогой Уотсон. «Я понял, что у него один глаз, потому что он ел траву только с одной стороны дороги. Я знал, что у него выпала часть зубов, потому что травинки не обкусаны. Я понял, что он пошёл на запад, по его следам». Д"Артаньян восстанавливает обстоятельства дуэли в «Луизе де ла Вальер» также по-холмсовски.

Некоторые находят предков величайшего из всех сыщиков у Диккенса и Уилки Коллинза . «Поскольку я был воспитан на инспекторе Бакете Диккенса, сержанте Карре Уилки Коллинза и Дюпене Эдгара По , я был невысокого мнения о Шерлоке Холмсе, - сказал мне Бернард Шоу , - но рассказы о бригадире Жераре первоклассны». Дойл сам неоднократно признавал, что он многим обязан По , но кое-кто проводил сравнения с Дюпеном не в пользу Холмса и делал ничем не подкрепляемые заявления. Например, мисс Дороти Сайерс, которая утверждает, что в рассказах Дойла нет «чистоты аналитического метода» По . Она пишет о «строгом правиле По показывать читателю все ключи» к разгадке тайны. Однако сыщик Эдгара По , Дюпен, показывает своему другу важнейшую улику после раскрытия преступления, когда все факты уже стали известны. «Я едва вытащил этот маленький пучок волос из судорожно сжатых пальцев мадам Л"Эспане», - говорит он. А потом, когда его друг поражается дедукции, благодаря которой Дюпен узнал, что владелец орангутанга - моряк, сыщик показывает маленький кусочек ленты, «который с виду напоминает те, какими матросы завязывают волосы». Ленту он подобрал на месте преступления. Но его друг и читатели должны были видеть, как он ее подбирает. Это к вопросу о «строгих правилах» По, и если, как нас уверяет мисс Сайерс, в рассказах Дойла нет «чистоты аналитического метода» Эдгара По , то нет ее и у Эдгара По.

Дойл, однако, первый был готов признать, что кое-какие мелочи он взял у По . Дюпен, как Холмс, обожает курить трубку; у него бывают приступы «грустной задумчивости»; иногда он отказывается обсуждать дело, о котором думает; продолжает вслух мысли другого человека; заманивает в ловушку человека, который может пролить свет на преступление, помещая объявление в газете; организует переполох на улице и, пока внимание спутника отвлечено, успевает подменить одно письмо другим; и, как Холмс, довольно низкого мнения о своём профессиональном коллеге, который «слишком хитер, чтобы быть умным».

Но всё это не имеет значения и отношения к сути дела, которая заключается в том, что Дойл был первым писателем, наделившим сыщика живым человеческим характером , и, наверное, окажется последним писателем, который подарил читателям рассказы, столь же интересные и захватывающие, сколь достоверны и правдоподобны его главные герои. Дюпен - мертворождённый, просто говорящая машина, самый длинный рассказ, в котором он появляется, «Тайна-Мари Роже», просто скучен, и ни один из героев По так и не ожил. На самом деле последователи Дойла испытали влияние По намного больше, чем сам Дойл.

Научный подход к проблеме, масса подробностей, тщательная реконструкция событий, многословие и профессиональные приёмы современных детективов - всего этого, к счастью, нет в саге о Холмсе, потому что в этом случае Дойл не путал развлекательность с познавательностью. И хотя он испортил свои исторические романы, сделав в них историю более важной, чем романтику, он не допустил такой ошибки с детективными рассказами, где рассказ всегда важнее детективного расследования. Кажется даже, что он писал историю пером Холмса, который предпочитал научный трактат интересному рассказу; но о Холмсе он писал пером Уотсона, который предпочитал интересный рассказ научному трактату. Очень несхожи, пойми наконец, Герои рассказа и их творец, - писал Дойл критику, который предположил, что взгляды Холмса на Дюпена были схожи с точкой зрения писателя. Мы должны быть внимательны, чтобы не совершить такую же ошибку и не решить, что доктор Уотсон - это доктор Дойл. Тем не менее в Уотсоне достаточно много от Дойла, чтобы мы могли не искать дальше прообраз. Он часто и бессознательно изображал в нем себя. «Ваша фатальная привычка смотреть на всё с точки зрения рассказа, а не научной работы испортила то, что могло стать познавательной и даже классической серией доказательств», - говорит Холмс Уотсону, и это подчёркивает то, о чем мы только что говорили. Дойл был прирождённым рассказчиком, и всегда, когда он жертвует действием ради точности, его власть над читателем слабеет. Дойл снова думает о себе, когда заставляет Холмса сказать Уотсону: «Вы должны понять, что среди ваших многочисленных талантов притворству места нет». И снова: «Мой дорогой Уотсон, вы по натуре своей человек действия. Умение притворяться не входит в число ваших многочисленных талантов». И когда в рассказе «Убийство в Эбби-Грейндж» Шерлок Холмс решает отпустить убийцу, он решительно объединяет Уотсона и Дойла: «Вы, Уотсон, - английский суд присяжных, - я не знаю человека, который был бы более достоин этой роли», - одним предложением нам обрисовывают характер Дойла».

Хескет Пирсон, Конан Дойл: его жизнь и творчество, в Сб.: Д.Д. Карр, Х. Пирсон,Писатели о писателях: Артур Конан Дойл, М., «Книга», 1989 г., с. 282-284.

В 1887 году врач из Портсмута (Англия) Артур Конан Дойл опубликовал повесть «Этюд в багровых тонах». В ней впервые появляются Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Кроме того, впервые в детективном тексте в качестве средства исследования использовалась лупа. «Этюд в багровых тонах» не привлёк особого внимания читателей, собственно, как и следующая повесть с Холмсом — «Знак четырёх». Но в июле 1891-го Дойл начинает публиковать короткие детективные рассказы о приключениях сыщика в журнале The Strand Magazine (в 1892 году эти рассказы увидят свет в сборнике «Приключения Шерлока Холмса»).

Именно тогда читающая публика начала увлекаться лондонским детективом, популярность которого в итоге достигла феноменальных размеров. Но даже в начале пути героя к мировой славе читателей интересовало, кто же был прообразом этой неординарной личности? Не мог же автор придумать столь эксцентричного и одновременно гениального детектива «просто из воздуха»?

Через столетие с лишним после появления первого произведения о Шерлоке Холмсе можно сказать, что это собирательный образ из двух реально существовавших людей. А в качестве «третьего компонента», возможно, использовались черты самого Артура Конана Дойла.

Артур Конан Дойл. (Фото George Grantham Bain Collection / The Library of Congress.)


В 1877 году Дойл учился на врача в Университете Эдинбурга. В таком возрасте всё удивляет и запоминается. Одним из преподавателей 18-летнего Артура был профессор Джозеф Белл (Joseph Bell), который сразу привлёк внимание будущего писателя. Лекции доктора Белла были необычными, захватывающими и даже развлекали. Используя свои удивительные дедуктивные способности, Белл делал немедленные выводы о пациентах, которых зачастую он даже не видел!

«Сильной стороной профессора Белла было диагностирование. Но я говорю не только о болезни, но и о характере пациента и роде его занятий», — вспоминал писатель. В автобиографии Дойла описывается случай, когда некий мужчина вышел перед аудиторией, и Белл дал ему исчерпывающую — и, конечно, правильную — характеристику, хотя прежде никогда его не видел: «Вы служили в армии... Недавно уволились... Шотландский полк... Дослужились до унтер-офицера... Были на Барбадосе...»

Точное попадание по всем пунктам! Доктор Белл объяснил это так: «Обратите внимание, джентльмены, несмотря на то что мужчина выглядит респектабельно, он не снял шляпу. Военные и не должны снимать фуражки в помещении, то есть наш подопытный ещё не отказался от старой привычки. В нём видна уверенность человека, отдающего приказы, понятно также, что он шотландец. Что же касается Барбадоса... Причина, по которой он обратился к врачу, — элефантиаз, а это болезнь из Вест-Индии, и именно на Барбадосе сейчас расквартирован Шотландский полк».

«Нашей аудитории, полной Ватсонов, сначала — пока он не объяснил ход своей мысли — показалось, что Белл телепат...» — рассказывал Конал Дойл.

На второй год обучения Белл сделал Дойла своим помощником в амбулатории: будущий писатель предварительно опрашивал пациентов и докладывал результаты Беллу. То есть, по сути, он был Ватсоном при своём преподавателе! Через десять лет, когда Дойл взялся за перо, именно эта удивительная способность замечать мелочи и на их основе приходить к решению загадки, легла в основу всемирно известного персонажа.

Дойл открыто признавал, что знаменитый детектив имел прототипа в жизни. В одном из интервью писатель так и заявил: «Шерлок Холмс — литературное воплощение, если можно так сказать, моих воспоминаний о профессоре медицины Эдинбургского университета». Кроме того, в письме к Беллу Дойл признавался: «Несомненно, именно вас я должен благодарить за Шерлока Холмса».

Джозеф Белл. Как думаете, на кого он больше похож: на актёра Ливанова или артиста Камбербэтча? (Фото Wikimedia Commons.)


Впрочем, хотя основные элементы персонажа были взяты из личности профессора Белла, тот не был единственным источником вдохновения. Посильное участие в создании Шерлока Холмса принял также знаменитый эдинбургский судмедэксперт, патологоанатом, инспектор общественного здравоохранения Генри Литтлджон (Henry Littlejohn). Литтлджон участвовал в расследованиях любой аварии, трагической смерти или убийства, кои ежедневно случались в Эдинбурге. Он первым использовал при раскрытии преступлений отпечатки пальцев и фотографии. Литтлджон революционизировал следственные методы именно в те годы, когда Конан Дойл творил своего героя.

В 1893 году Конан Дойл написал «Последнее дело Холмса»; тогда же закончилось знаменитое расследование ардламонтского убийства. Альфред Джон Монсон (Alfred John Monson) был обвинён в убийстве во время охоты своего 20-летнего студента Сесила Хамбро (Cecil Hambrough). Защита утверждала, что Хамбро сам случайно выстрелил себе в голову. Но Литтлджон по следу пули, расположению раны, повреждениям черепа и даже запаху жертвы доказал, что это было убийство.

Любопытно, что доктор Белл тоже участвовал в этом деле (в качестве свидетеля-эксперта) и, используя свои дедуктивные методы, в конечном счетё согласился с выводами Литтлджона. Вот так оба прототипа Шерлока Холмса однажды встретились, чтобы поработать вместе, а Дойл использовал судебно-медицинские методы Литтлджона как ещё одну черту характера книжного детектива.

Наконец, у нас есть сам Артур Конан Дойл. Профессор Белл однажды заявил в письме писателю: «Вы сами Шерлок Холмс и хорошо это знаете». В декабре 1908-го Марион Гилкрист (Marion Gilchrist) была избита до смерти во время вооружённого ограбления. В убийстве обвинили, а затем и осудили Оскара Слейтера — еврея, иммигранта из Германии. В 1909 году он был приговорен к смерти. Шотландский адвокат Уильям Роухед (William Roughead) написал эссе «Дело Оскара Слейтера», в котором убедительно доказывал, что Слейтер невиновен. Это не помогло освободить Оскара, но казнь была отложена.

В 1912 году Конан Дойл написал собственный памфлет «Дело Оскара Слейтера», приведя в нём ряд доводов о невиновности Слейтера. Несмотря на убедительность его аргументов (так, он указывал, что молоток, найденный в вещах Слейтера и считавшийся орудием убийства, был очень лёгким и хрупким инструментом, а потому не мог стать причиной ран, которые были обнаружены на голове жертвы), добиться пересмотра дела не удалось. «Когда я ознакомился с фактами, то понял, что этот несчастный имеет такое же отношение к убийству, как и я», — вспоминал в своей автобиографии Конан Дойл. Писатель начал кампанию в прессе. И вновь ничего не вышло. Слейтера освободили лишь в ноябре 1927 года, через 18 лет после осуждения.

Хотя тут, конечно, сложно сказать со всей определённостью: то ли собственные способности Дойла вдохновили его на создание Шерлока Холмса, то ли Холмс подтолкнул Дойла к исследованию реальных уголовных дел...

Что касается имени и фамилии сáмого знаменитого выдуманного детектива, то, как полагают, это тоже заимствования. «Холмс» — это «дар» хорошего друга писателя Оливера Уэнделла Холмса (Oliver Wendell Holmes), а «Шерлок» появился благодаря любимому музыканту Дойла — Альфреду Шерлоку.

Шерлок Холмс попал в книгу рекордов Гиннеса как самый популярный литературный персонаж. Количество фильмов о неумолимом сыщике поражает воображение: единственный, кто обгоняет этого героя по числу экранизаций, так это вампир – .

Холмс не только завоевал любовь многомиллионной армии поклонников детективов, но и помог реальной полиции. Хранители закона зачастую используют методы, представленные в рассказах: поговаривают, что именно придуманный герой научил следователей снятию отпечатков пальцев.

История

Такие домыслы фанатов ошибочны, ибо в книгах нет сведений об ожесточенном противостоянии Шерлока и одаренного преступника. Этот персонаж встречается в произведениях один раз (если не считать мимолетного появления в «Долине ужасов»): в рассказе «Последнее дело Холмса» (1893), где и состоялась смертельная схватка между сыщиком и «Наполеоном в области преступлений».

Библиография

Любитель табака появляется в 56 рассказах и 4 повестях, но по просьбе поклонников Дойл перечислил лучшие произведения, отобрав 12 рукописей:

  • 1891 – «Союз рыжих»
  • 1891 – «Пять зернышек апельсина»
  • 1892 – «Пестрая лента»
  • 1893 – «Последнее дело Холмса»
  • 1893 – «Обряд дома Месгрейвов»
  • 1893-1894 – «Рейгетские сквайры»
  • 1903 – «Пустой дом»
  • 1903 – «Случай в интернате»
  • 1904 – «Второе пятно»
  • 1905 – «Пляшущие человечки»
  • 1910 – «Дьяволова нога»

Экранизации

Именитые режиссеры не прошли мимо талантливого сыщика и его соратника: на данный момент отснято более 240 кинолент про Шерлока Холмса, среди которых сериалы, мультфильмы и аниме. Кроме того со следователем делались отдельные серии, например, в «Томе и Джерри». Поэтому перечислим популярные работы:

«Приключения Шерлока Холмса» (1939, США)

Кинолента режиссера Альфреда Л. Веркера рассказывает о хитром плане профессора Мориарти, который разработал схему кражи драгоценной короны.


Но в гениальную игру злодея врывается Шерлок Холмс, в которого перевоплотился актер Бэзил Рэтбоун, – его имя стало прочно ассоциироваться с сыщиком, проживающим в Лондоне: экранизации, где появлялся этот актер, вмиг становились кассовыми гигантами.

«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1979–1986, СССР)

Киноленты о персонаже Артура Конана Дойля снимались с 1900 года, но каноничные образы главных героев удалось создать только в 1980 году, когда стартовал телесериал .


«Приключения Шерлока Холмса» (1984-1994, Великобритания)

Британский многосерийный фильм пришелся по вкусу ценителям детективов. На этот раз в образе Шерлока появился Джереми Бретт, снявшийся во многих кинолентах, но безосновательно боявшийся стать актером одной роли.


Джереми заявлял, что его амплуа – это романтические и героические персонажи, а не холодный и расчетливый сыщик. Тем не менее, британцу удалось вжиться в роль, и он стал культовым Холмсом для своего времени.

«Шерлок» (2010, Великобритания)

Поклонники Дойла стали следить за всеми сезонами сериала « », в котором главные роли достались и : эти актеры не похожи на героев, которых описывал писатель, но все равно полюбились зрителями.


Новый Шерлок Холмс Камбербэтча превзошел все ожидания: персонаж получился неэмоциональным, расчетливым, но актер признавался, что сыщика тяжело играть из-за объема информации.

«Шерлок Холмс: Игра теней» (2011, США, Великобритания)

Режиссер вдохновился детективными романами и представил две вольных интерпретации о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона: сначала вышел фильм 2009 года, а затем зрители увидели «Игру теней».


Картина окунает киноманов в 1891 год, когда происходит серия терактов и волна шокирующих убийств. Роль детектива досталась , чей герой породил стереотипы. Дело в том, что следователь актера предстает перед зрителями в неряшливом виде, но, судя по рассказам, Холмса заботила личная гигиена, несмотря на бардак в комнате.

  • Российскоий телесериал «Шерлок Холмс» (2013), где роли исполнили и , позиционируется как самый крупнобюджетный проект в истории российского телевидения. Также на роль сыщика в этом сериале пробовались и .

  • Курительная трубка и кепка охотника за оленями – самые узнаваемые атрибуты детектива, однако такая комбинация была использована на сцене театра: Артур Конан Дойл не одаривал сыщика этими предметами. Холмс предпочитает курить крепкие папиросы и сигары.

  • В картине «Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Сокровища Агры» (1983) зрители видят сундучок с золотом, на котором красуется индийский текст. Актеры рассказывали, что эта надпись никак не переводится и выдумана наобум.
  • В советском фильме «Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Кровавая надпись» (1979) актеры Василий Ливанов и Виталий Соломин играют в шахматы по-настоящему, разыгрывая защиту двух коней.