Святой, приплывший на камне: пять значимых фактов из жития прп. Антония Римлянина

Преподобный Антоний Римлянин родился в Риме в 1067 году от богатых родителей, державшихся православного исповедания веры, и был воспитан ими в благочестии. Лишившись родителей в 17 лет, он принялся за изучение писаний отцов на греческом языке. Затем он раздал часть наследства нищим, а другую вложил в деревянную бочку и пустил ее в море. Сам же принял пострижение в одном из пустынных скитов, где прожил 20 лет. Гонение со стороны латинян на православных принудило братию разойтись. Преподобный Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, сорвала камень, на котором находился преподобный Антоний, и понесла его в море. Под праздник Рождества Пресвятой Богородицы камень остановился в 3 верстах от Новгорода на берегу реки Волхова при селе Волховском. Событие это засвидетельствовано в новгородских летописях. На этом месте преподобный, с благословения святителя Никиты Затворника († 1109, память 14 мая), основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На другой год рыболовы выловили бочку с наследством преподобного Антония, пущенную в море много лет назад. Указав, что находилось в бочке, преподобный забрал бочку и купил для обители земли. Духовное подвижничество сочеталось в обители с напряженной трудовой деятельностью.

Преподобный Антоний заботился, чтобы из монастырских доходов оказывалась помощь нищим, сиротам и вдовам. В 1117 году преподобный начал каменное строительство в монастыре. До наших дней сохранился собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный при жизни преподобного в 1117-1119 гг. известным новгородским зодчим Петром, с фресковыми росписями 1125 г. В 1131 году святитель Нифонт Новгородский поставил преподобного Антония игуменом монастыря. Скончался он 3 августа 1147 года и был погребен святителем Нифонтом.

Прославлен преподобный Антоний в 1597 году. Память его отмечается также (в честь обретения мощей) в первую пятницу после празднования первоверховным апостолам Петру и Павлу (29 июня) и 17 января - в день тезоименитства, когда празднуется память преподобного Антония Великого. Первоначальное житие преподобного Антония Римлянина было написано вскоре после его кончины учеником и преемником по игуменству священноиноком Андреем, а обработка жития, сказание об обретении мощей и похвальное слово - пострижеником Антониева монастыря, иноком Нифонтом, в 1598 году (издано в "Православном собеседнике", Казань, 1858, май-июнь). Сохранились духовная и купчая грамоты преподобного Антония, изданные неоднократно. (Последние публикации: Грамоты Великого Новгорода и Пскова.М. -Л., 1949, с. 159-161, N 102, 103; Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. Средневековый Новгород. М., 1977, с. 58-59).

16 августа Русская Православная Церковь празднует день памяти преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца, приплывшего на камне из далекой Италии в Новгород, чтобы основать в новгородских землях знаменитый монастырь. «Прихожанин» решил напомнить своим читателям наиболее значимые факты из жизни этого святого.

Факт 1. Кто он, Антоний Римлянин?

Информация о новгородском чудотворце, которой мы сегодня располагаем, в большей степени основывается на житии Антония Римлянина и косвенно на материале новгородских летописей. Житие преподобного Антония, дошедшее до нас, было написано в XVI веке, и, в свою очередь, оно опирается на оригинальное житие, написанное иноком Андреем, верным учеником и последователем Антония-чудотворца и вторым игуменом новгородского Антониева монастыря. К сожалению, этот исходный материал затерялся в веках. Возможно, именно поэтому местами (в основном, в датах) житие прп. Антония XVI века расходится и с новгородской летописью, и даже с некоторыми исследовательскими материалами.

В истории жизни преподобного Антония Римлянина есть несколько поистине удивительных фактов.

Согласно житию родился Антоний в 1067 году в Риме в семье весьма состоятельных родителей-христиан. Прекрасно владея греческим, он рано стал изучать Ветхий и Новый Заветы, читал творения святых Отцов и всей душой стремился к монашескому образу жизни. Поэтому, потеряв родителей в возрасте 18 лет, Антоний решает покинуть Рим и постричься в монахи. Он раздает половину своего имущества нищим и нуждающимся, а вторую половину помещает в бочку и бросает ее в море. После чего Антоний отправляется на поиски православных монахов. Найдя их в какой-то отдаленной пустыни, он принимает постриг и 20 лет живет в монашеском скиту.

Когда начались гонения на христиан, монахи, принявшие к себе Антония, были вынуждены оставить пустынь. Антоний много скитался, прежде чем нашел тихое и уединенное место на берегу моря, где решил поселиться. Там он провел в молитве год и два месяца.

Факт 2. История с камнем

Согласно все тому же житию в этом месте имелась большая скала, выдававшаяся в море. Антоний, подобно великим монахам-столпникам, день и ночь проводит на этой скале в молитвах. На ней он находится и 5 сентября 1106 года, когда на море начинается страшная буря. Морские волны отрывают часть скалы, на которой стоит Антоний, и уносят в море. Как записано в житии Антония-чудотворца, «камень же плыл по водам без руля и без кормчего, и человеческий разум не может представить, что ни скорбь, ни страх, ни уныние, ни иная какая печаль, ни голод, ни жажда не посетили преподобного; только пребывал он в мысленной молитве Богу и радовался душою».

Дальше начинаются вещи просто поразительные. Камень с Антонием не только не потонул в морской пучине, но уже спустя три дня, в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы, приплыл к селу Волховскому, что находится на берегу реки Волхов в трех верстах от Новгорода.

Чтобы попасть из Италии в новгородские земли, преподобному пришлось практически обогнуть всю Европу: проплыть по Тирренскому, Средиземному, Северному и Балтийскому морям, части Атлантического океана, пройти Гибралтарский пролив и Ла-Манш, по Неве войти в Ладожское озеро и оттуда спуститься против течения (!) по реке Волхов почти к самому Новгороду. И это путешествие, на которое в те времена уходило почти полгода, камень, на котором плыл Антоний, преодолел за три дня.

Кто-то скажет, что такого быть не может. Что ж, в конце концов, это вопрос веры. Можно вспомнить, как ответил Иисус в Евангелии от Матфея на вопрос, кто же может спастись: «А Иисус воззрев сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19, 26).

Каждый паломник, приезжающий в Антониев монастырь, может увидеть этот знаменитый камень. Сойдя на сушу, Антоний оставил его на берегу Волхова. Спустя почти 400 лет, в середине XVI века, игумен монастыря Вениамин отыскал камень и вставил его в наружную стену собора Рождества Пресвятой Богородицы. Теперь он лежит в западном притворе храма под изображением святителя Никиты. Камень представляет собой серый валун длиной 126 см, шириной 94 см и высотой 37 см.

Факт 3. Бочонок с золотом

История с сокровищами преподобного Антония напоминает сказку из «Тысячи и одной ночи». Загадочная бочка, в которой он спрятал часть своих сокровищ и которую кинул в море, спустя год, всплыла - в прямом и переносном смыслах - в Новгороде.

Случилось это так. Однажды, спустя год после своего таинственного появления в Новгороде, Антоний пришел к рыбакам на берег реки Волхов. К тому моменту рыбаки долго и безуспешно пытались наловить рыбы. Решив, что день выдался сильно неудачный, они стали сворачивать сети. Тогда Антоний Римлянин попросил их еще раз закинуть сети. Рыбаки отнекивались, и Антоний предложил им в уплату за еще одну попытку маленький кусочек серебра стоимостью в одну гривну, заранее попросив отдать всё, что в этот раз попадется в сети, в дом Пресвятой Богородицы.

Рыбаки вновь забросили свои сети, а Антоний стоял на берегу и молился. В этот раз в сети попалось большое количество рыбы… и бочонок, обитый железными обручами, который Антоний сразу же признал своим. Преподобный сказал рыбакам, что отдает им всю выловленную рыбу, но бочонок, как договаривались, забирает себе. Тут же разгорелся жаркий спор: рыбаки никак не хотели отдавать бочонок, чуя в нем сокровище. Они спорили и даже обзывали Антония. И тогда тот предложил отправиться за решением к новгородским судьям.

Рыбаки и перед судьями пытались лукавить, говоря, что бочка эта принадлежит им и что они специально ее спрятали, но растерялись, когда судьи спросили, что же в ней находится. Тогда как преподобный Антоний уверенно заявил: «Это бочка нашего ничтожества, она предана морской воде в Риме нашими грешными руками, а положены в эту бочку церковные сосуды, золотые, и серебряные, и хрустальные, потиры и блюда, и много другого из священных церковных вещей, и золото, и серебро из имущества моих родителей - погружено это сокровище в море с той целью, чтобы оно - священные сосуды - не осквернилось от богомерзких еретиков, от бесквасных (их) бесовских жертв; а подписи на сосудах сделаны на римском языке» . Когда по приказу судий бочонок открыли, там и нашли сокровища Антония.

Деньги из бочонка преподобный Антоний использовал на приобретение земли и строительство монастыря, а золотую и серебряную утварь - для украшения и проведения служб.

Факт 4. Основание монастыря

Известно, что, высадившись на новгородском берегу в канун Рождества Пресвятой Богородицы, Антоний Римлянин решил построить в честь этого праздника монастырь. С этой просьбой он обратился к тогдашнему епископу Новгородскому святителю Никите Затворнику - единственному человеку, которому он рассказал историю своей жизни и путешествия на камне из Италии в Новгород. Тот благословил строительство монастыря. Вначале при поддержке святителя Никиты Антоний Римский построил деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы, а позже, в 1117 году, было начато строительство каменного храма. Оно продолжалось два года, и строил каменный собор известный новгородский зодчий Петр.

Антониев монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Известно, что Антоний на выловленные деньги купил не только землю под строительство монастыря, но и село Волховское, а также рыбные ловли, чтобы снабжать монастырь рыбой.

Новый монастырь рос и становился известным в новгородских землях, под крыло Антония Римлянина стала быстро стекаться братия. К сожалению, после смерти новгородского епископа Никиты Затворника у Антония возник сильный конфликт с князем Всеволодом и новым владыкой Иоанном Попьяном. Именно по этой причине Антоний почти 20 лет возглавлял монастырь, не имея сана игумена. Лишь архиепископ Нифонт, взошедший на новгородскую кафедру в 1131 году, сделал то, что собирался сделать еще святитель Никита Затворник, - поставил Антония Римлянина игуменом монастыря.

Согласно общепринятым источникам святой Антоний Римлянин умер 3 августа 1147 года (практически в год основания Москвы). Хотя эти цифры не совпадают с теми, что указаны в его житии: если верить дошедшему до нас житию Антония Римлянина XVI века, кончина святого случилось на пять лет раньше - в 1142 году. Отходя к Господу, Антоний завещал монастырь своему верному ученику иноку Андрею.

В последующие века Антониеву монастырю приходилось видеть всякое: и радости, и беды. В 1528 году новгородский архиепископ Макарий ввел в монастыре общежительный устав. А в 1570 году царь Иван Грозный, разгромив Новгород, казнил всех насельников монастыря вместе с настоятелем Геласием, а сохранившиеся сокровища Антония, приплывшие в бочке из Италии, увез с собой в Москву и поместил в ризницу Московского Успенского собора. Позже, правда, царь опалу снял и даже прислал нового настоятеля игумена Кирилла (Завидова), но сокровища не вернул.

В 1740 году стараниями архиепископа Амвросия по указу императрицы Анны Иоанновны при монастыре учредили Новгородскую Духовную семинарию.

В 1918 году, с приходом к власти большевиков, Духовная семинария была закрыта, а в 1920 году Антониев монастырь был упразднен. Сегодня монастырские постройки входят в состав музея-заповедника, на той же территории находятся и некоторые факультеты Новгородского университета.

Факт 5. Обретение мощей святого Антония Римлянина

3 августа 1597 году были обретены мощи святого Антония Римлянина: их положили в окованную серебром кипарисовую раку и разместили в приделе Антония Римлянина в соборе Рождества Пресвятой Богородицы.

Достоверно известно, что после кончины Антония Римлянина возле его мощей происходило немало чудес, которые были специально записаны монастырским иноком Нифонтом в сочинении «О преложении честного и многочудесного тела». Часто на иконах преподобного Антония Римлянина изображают держащего в руках некую загадочную траву, напоминающую осоку. Ее также называют «тростником» Антония. Считается, что с ней он приплыл на камне. То ли эта трава росла на камне и Антоний за нее держался во время бури, то ли он ею питался в течение этих трех дней, - к сожалению, происхождение этой травы история не сохранила.

В 1927 году в ходе антирелигиозной кампании рака святого была вскрыта, мощи переданы в музей атеизма и, как считалось, безвозвратно утеряны.

В феврале 2016 года появилась информация о том, что кандидату биологических наук Денису Пежемскому, который 20 лет изучал мощи, хранящиеся в Софийском соборе Новгорода, удалось вычленить мощи Антония Римлянина из комплекса останков. Он передал их митрополиту Новгородскому и Старорусскому Льву.

Петр Селинов

Антоний Римлянин, преподобный. Слово о его Святых Мощах

Преподобный Антоний Римлянин родился в Риме в 1067 году от богатых родителей, державшихся православного исповедания веры, и был воспитан ими в благочестии. Лишившись родителей в 17 лет, он принялся за изучение писаний отцов на греческом языке. Затем он раздал часть наследства нищим, а другую вложил в деревянную бочку и пустил ее в море. Сам же принял пострижение в одном из пустынных скитов, где прожил 20 лет. Гонение со стороны латинян на православных принудило братию разойтись. Преподобный Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, сорвала камень, на котором находился преподобный Антоний, и понесла его в море. Под праздник Рождества Пресвятой Богородицы камень остановился в 3 верстах от Новгорода на берегу реки Волхова при селе Волховском.

Событие это засвидетельствовано в новгородских летописях. На этом месте преподобный, с благословения святителя Никиты Затворника, основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На другой год рыболовы выловили бочку с наследством преподобного Антония, пущенную в море много лет назад. Указав, что находилось в бочке, преподобный забрал бочку и купил для обители земли. Духовное подвижничество сочеталось в обители с напряженной трудовой деятельностью.

Почитание Антония Римлянина в монастыре и в близлежащих селениях прослеживается не ранее XVI в. При игумене Вениамине (1547-1552) камень Антония Римлянина, который до тех пор находился на берегу Волхова, перенесли в монастырь, на камне написали образ преподобного и вмонтировали в стену собора, но впоследствии, как сказано в повести «О преложении честного и многочудесного тела», камень лежал в небрежении у стены собора. В 1580 г. в монастырь по приказу царя Иоанна IV Васильевича Грозного прибыл новый игумен Кирилл (Завидов; 1580-1594). Игумен был болен, т. к. его отравили ядом. Гуляя по монастырю, он нашел камень с полустертым образом святого и исцелился около него по молитвам Антония Римлянина. По повелению игумена Кирилла над камнем у западной стены собора поставили небольшой придел и возобновили образ Антония Римлянина. Братия во главе с игуменом каждый день приходила и прикладывалась к образу, у камня исцелился бесноватый Федор свечник.

Поскольку по молитвам к Антония Римлянина происходило большое число исцелений, монах Нифонт стал ходатайствовать об обретении мощей святого, которое состоялось 3 августа 1597 г. ; в том же году преподобный был канонизирован к общерусскому почитанию, тогда же, вероятно, была составлена служба святому, в ней говорится о мощах Антония Римлянина, часто упоминается Новгород и Антониев монастырь. В монастыре продолжались исцеления у камня и мощей преподобного, к концу XVII в. было записано 18 новых чудес. Камень Антония Римлянина сохранился, находится в западном приделе Рождественского собора. Это серый овальный валун длиной 126, шириной 94 и высотой 37 см. Мощи Антония Римлянина были вскрыты в 1927 г. , весной 2000 г. частицы мощей были найдены в краеведческом музее г.Петрозаводска и переданы в городской собор во имя св. блгв. кн. Александра Невского.

Ученые подтвердили подлинность мощей святого Антония Римлянина, найденных в Великом Новгороде

Мощи святого Антония Римлянина, которым должно быть около тысячи лет, недавно найдены в Великом Новгороде. Как известно, чудотворные мощи святого в драгоценной раке до революции хранились в Рождественском соборе Антониева монастыря. Во время антирелигиозной кампании в 1927 году раку вскрыли, а мощи отправили в «Музей атеизма», который находился в Софийском кафедральном соборе Новгородского кремля. Там мощи святого вскоре затерялись среди других «экспонатов» и долгое время считались утраченными.

Работа по комплексному изучению мощей, хранящихся в Софийском соборе, началась около 20 лет назад. С останками, которые могли быть мощами святого Антония, работал московский ученый, кандидат биологических наук Денис Пежемский. «Удалось вычленить мощи Антония Римлянина из комплекса останков. Историко-антропологическое исследование закончено. Мощи Антония Римлянина переданы митрополиту Новгородскому и Старорусскому Льву», - цитирует Пежемского Интерфакс.

Дальнейшую судьбу мощей будет определять Новгородская митрополия.

Источник Rusk.ru

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 16 августа, Православная Церковь совершает память преподобного Антония Римлянина, Новгородского.

Преподобный Антоний Римлянин родился в Риме в 1067 году от богатых родителей, державшихся православного исповедания веры, и был воспитан ими в благочестии. Лишившись родителей в семнадцать лет, он принялся за изучение писаний отцов на греческом языке. Затем он раздал часть наследства нищим, а другую вложил в деревянную бочку и пустил ее в море.

Сам же принял пострижение в одном из пустынных скитов, где прожил двадцать лет. Гонение со стороны латинян на православных принудило братию разойтись. Преподобный Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве.

Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, сорвала камень, на котором находился преподобный Антоний, и понесла его в море. Под праздник Рождества Пресвятой Богородицы камень остановился в трех верстах от Новгорода на берегу реки Волхова при селе Волховском. Событие это засвидетельствовано в новгородских летописях.

На этом месте преподобный, с благословения святителя Никиты Затворника , основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На другой год рыболовы выловили бочку с наследством преподобного Антония, пущенную в море много лет назад. Указав, что находилось в бочке, преподобный забрал бочку и купил для обители земли. Духовное подвижничество сочеталось в обители с напряженной трудовой деятельностью.

Преподобный Антоний заботился, чтобы из монастырских доходов оказывалась помощь нищим, сиротам и вдовам. В 1117 году преподобный начал каменное строительство в монастыре. До наших дней сохранился собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный при жизни преподобного в 1117-1119 годах известным новгородским зодчим Петром, с фресковыми росписями 1125 года.

В 1131 году святитель Нифонт Новгородский поставил преподобного Антония игуменом монастыря. Скончался он 3 августа 1147 года и был погребен святителем Нифонтом.

Прославлен преподобный Антоний в 1597 году. Память его отмечается также (в честь обрéтения мощей) в первую пятницу после празднования первоверховным апостолам Петру и Павлу и 17 января - в день тезоименитства, когда празднуется память преподобного Антония Великого .

Первоначальное житие преподобного Антония Римлянина было написано вскоре после его кончины учеником и преемником по игуменству священноиноком Андреем, а обработка жития, сказание об обрéтении мощей и похвальное слово - пострижеником Антониева монастыря, иноком Нифонтом, в 1598 году. Сохранились духовная и купчая грамоты преподобного Антония, изданные неоднократно.

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

св. Раждена Перса, первомч. Грузинского;

прп. Космы отшельника;

новомучеников и исповедников Российских: сщмч. Вячеслава Луканина диакона, сщмч. Николая Померанцева пресвитера.

Всех, кто носит эти святые имена, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Благожелаю вам от Господа мира душевного, здравия телесного и всесильной помощи во всех добрых делах и благих начинаниях по молитвам ваших небесных покровителей. Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов)

Карпов А. Ю.

Антоний Римлянин (ум. 1147/48), основатель и первый игумен новгородского Рождество-Богородицкого Антониева монастыря.

Житие преп. Антония сообщает о том, что он был уроженцем г. Рима, принял монашеский постриг в 18-летнем возрасте в некой "пустыни", пробыл в ней двадцать лет и после разорения обители "латинянами" еще год с лишним провел на камне близ берега моря, после чего чудесным образом - минуя "теплое" море, Неву, Ладожское озеро и Волхов - приплыл на камне в Новгород. Впрочем, прозвище "Римлянин" появляется в источниках лишь со второй половины XVI в. (наиболее ранние списки Жития); летописи же никоим образом не намекают на "римское" или вообще иноземное происхождение основателя Антониева монастыря, так что современные исследователи склонны считать это не более чем легендой, появившейся в эпоху утраты Новгородом своей государственности. Кроме того, следует принять во внимание то обстоятельство, что в XII в. словом "римлянин" мог называться выходец не только из самого Рима, но и из другой части Священной Римской империи, в том числе из германских земель, а возможно, и купец, торгующий с этими землями.

Известно, что Антоний появился в Новгороде при жизни епископа Никиты (т. е. не позднее января 1109 г.). Житие называет точную дату, когда это произошло: сентябрь 1106 г. (5 сентября указанного года камень, на котором находился преподобный, оторвало от берега, и спустя два дня и две ночи он уже был в Новгороде), однако насколько эта дата достоверна, сказать трудно. Несомненно, Антоний был весьма состоятельным человеком. (В Житии приведены чудесные обстоятельства, при которых он возвратил богатство, утраченное им ранее.) В копии XVI в. сохранилась духовная грамота Антония, в которой он "возвещает", что "изыдохъ на место сее, не прияхъ и имения ото князя ни от епискупа, но токмо благословение от Никиты епискупа". За земли и "тони", на которых возник основанный им монастырь, Антоний уплатил из собственных денег 70 гривен и еще 100 гривен "на селе… на Волховскомъ".

В Новгородской Первой летописи имя Антония упоминается начиная с 1117 г. в связи с активным каменным строительством, развернувшимся в основанной им обители. В 1117 г. Антоний "заложи церковь камяну Святыя Богородиця манастырь"; эта церковь была завершена строительством в 1119 г.

В 1125 г. Богородицкая церковь была расписана, о чем также сохранилась запись в летописи, а спустя два года, в 1127 г., Антоний закладывает в своем монастыре каменную трапезную. Таким образом, Антониев монастырь очень быстро превращается в один из наиболее богатых и влиятельных новгородских монастырей.

Тем не менее в течение длительного времени Антоний возглавлял монастырь, не имея сана игумена. По предположению В. Л. Янина, это могло быть следствием некоего конфликта между основателем монастыря и новгородским епископом Иоанном Попьяном (1110-1130), что в свою очередь отражало более широкий конфликт, существовавший между новгородцами и новгородским епископом. И в самом деле, в духовной грамоте Антония Римлянина (ее предположительно датируют временем не позднее 1131 г.) ощущается откровенно неприязненное отношение к епископской (и, к слову сказать, княжеской) власти, заведомое осуждение возможного в будущем перехода монастыря под покровительство новгородского владыки: "А которои братъ нашъ да от места сего начнетъ хотети игуменства или мздою или насильемъ… или ото князя начнетъ по насилью деяти кому или по мзде, да будетъ проклятъ; или епискупъ по мзде начнетъ кого ставити… да будетъ проклятъ".

Лишь после появления в Новгороде нового владыки, Нифонта (1 января 1131), Антоний был поставлен им в игумены основанной им обители (1131/32, возможно, в конце января - феврале 1132). Преставился преп. Антоний в 1147/48 г. (согласно Житию, 3 августа 1147; по летописи, скорее, зимой 1147/48).

Преп. Антоний был погребен в построенной им церкви Рождества Пресв. Богородицы. Возможно, его почитание в монастыре началось уже вскоре после его кончины. В Житии преп. Антония, составленном в XVI в., повествование ведется от имени его ученика и преемника Андрея, второго игумена Антониева монастыря (1147-1157); не исключено, что книжник XVI в. воспользовался подлинным кратким Житием святого, действительно написанным Андреем в XII в., но не дошедшим до нас. Больше оснований говорить о прославлении преподобного начиная с XVI в., когда при игумене Вениамине (1547-1552) в монастырь с берега Волхова был перенесен камень, на котором Антоний якобы приплыл в Новгород (камень сохранился до сих пор), и на камне был написан образ святого; позднее, при игумене Кирилле (1580-1594), образ был поновлен. 3 августа 1597 г. состоялось обретение мощей преп. Антония и их перенесение в окованную серебром раку в Рождественском соборе; тогда же преп. Антоний Римлянин был канонизирован к общецерковному почитанию. В 1731 г. мощи переложены в новую, также окованную серебром кипарисовую раку. В 1927 г., в разгар антицерковной кампании, рака преп. Антония Римлянина была вскрыта, мощи вынуты; их нынешнее местонахождение неизвестно.

Церковная память преп. Антония Римлянина празднуется 17 января (день памяти преп. Антония Великого), 3 августа (день перенесения мощей), а также в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых.

Как уже было сказано, в копии XVI в. сохранилась духовная грамота Антония. Вместе с нею в том же списке читается купчая на землю для Антониева монастыря, тогда же (т. е. в XVI в.) атрибутированная преподобному. Однако относительно ее подлинности в литературе были высказаны различные мнения: согласно одной точке зрения, эта купчая является поновленной копией с оригинала; по-другому, она представляет собой фальсификат XVI в.

В новгородском Софийском соборе сохранялось медное паникадило, принадлежащее, по преданию, преп. Антонию Римлянину; в Антониевом монастыре до 20-х г. XX в. хранились две приписываемые преподобному камчатые ризы.