Сообщение о данте алигьери краткое содержание. Краткая биография алигьери данте

Отправить

Данте Алигьери

Кто такой Данте Алигьери?

Дуранте дельи Алигьери (итал. Durante deʎʎ aliɡjɛːri, краткое имя Данте (итал. Dante, Брит. dænti, амер. dɑːnteɪ; с 1265 - 1321.), был одним из основных итальянских поэтов Позднего Средневековья. Его "Божественная комедия", первоначально была названа просто "Комедия" (совр. итал.: Commedia), а позже Боккаччо окрестил ее "Божественной". "Божественная комедия" считается величайшим литературным произведением, написанным на итальянском языке, а также, – шедевром мировой литературы.

В эпоху Позднего Средневековья, подавляющее большинство стихов было написано на латыни, а значит, было доступно только богатой и образованной аудитории. В "De vulgari eloquentia" ("О народном красноречии"), однако, Данте защищал использование жаргона в литературе. Он и сам бы написал на тосканском диалекте работы, такие как "The New Life" ("Новая жизнь") (1295) и вышеупомянутую "Божественную комедию"; этот выбор, хотя и весьма неортодоксальный, стал причиной чрезвычайно важного прецедента, которому позже будут следовать итальянские писатели, такие как Петрарка и Боккаччо. В результате, Данте сыграл важную роль в создании национального языка Италии. Большое значение Данте также имел для своей родной страны; его изображения Ада, Чистилища и Небес обеспечили вдохновение для большой части западного искусства, и повлияли на творчество Джона Мильтона, Джеффри Чосера и Альфреда Теннисона и многих других. Кроме того, первое использование перекрестной трех строчной схемы рифмования, или терцин, приписывается именно Данте Алигьери.

Данте был назван "Отцом итальянского языка" и одним из величайших поэтов мировой литературы. В Италии Данте часто называют "il Sommo Poeta" ("Верховный Поэт"); его, Петрарку и Боккаччо также называют "Три фонтана" или "Три короны".

Биография Данте

Детство Данте Алигьери

Данте родился во Флоренции, Республика Флоренция, современная Италия. Точная дата его рождения неизвестна, хотя, считается, что это около 1265 года. Это можно вывести из автобиографических намеков в "Божественной комедии". Ее первая глава, "Инферно", начинается: "Nel mezzo del cammin di nostra vita" ("Земную жизнь пройдя до половины"), подразумевая, что Данте был около 35 лет, так как средняя продолжительность жизни, согласно Библии (Псалом 89: 10, Вульгата) составляет 70 лет; и так как его воображаемое путешествие в преисподнюю имело место в 1300 году, он скорее всего, родился около 1265 года. Некоторые стихи раздела "Paradiso" "Божественной комедии" также есть возможным ключом, к тому, что он был рожден под знаком Близнецов: "Когда я вращался с вечными близнецами, я увидел, от холмов к устьями рек, гумно, что делает нас настолько свирепым "(XXII 151-154). В 1265 году, солнце в Близнецах примерно между 11 мая и в июне 11 (по юлианскому календарю).

Семья Данте Алигьери

Данте утверждал, что его семья происходит от древних римлян ("Inferno", XV, 76), но самый ранний родственник мог быть человек по имени Каччиугайда дегли Елисей ("Paradiso", XV, 135), родившийся не ранее, чем в 1100 году. Отец Данте, Алагиеро (Алигиеро) ди Беллинчионэ, был из Белых Гвельфов, которые не подверглись репрессиям после победы Гибеллинов в битве за Монтаперти в середине 13-го века. Это говорит о том, что Алигиеро или его семья, возможно, спаслись благодаря своему авторитету и статусу. Хотя, некоторые предполагают, что политически неактивный Алигиеро имел такую низкую репутацию, что его не стоило даже ссылать.

Семья Данте имела приверженность к гвельфам – политическому альянсу, который поддерживал папство и был вовлечен в сложную оппозицию к гибеллинам, которые, в свою очередь, были поддержаны императором Священной Римской империи. Мать поэта Белла, вероятно, является членом семьи Абати. Она умерла, когда Данте еще не было десяти лет, и Алигиеро вскоре женился снова на Лапе ди Чиариссимо Чиалуффи. Неизвестно, действительно ли он женился на ней, так как вдовцы были социально ограничены в таких действиях. Но, эта женщина определенно родила ему двоих детей, сводного брата Данте – Франческо и сводную сестру – Тану (Гаетану). Когда Данте было 12 лет, он был вынужден вступить в брак с Джеммой ди Манетто Донати, дочкой Манетто Донати, – члена влиятельной семьи Донати. Договорные браки в этом раннем возрасте были довольно распространенными и включали в себя официальную церемонию, в том числе и договоры, заключенные у нотариуса. Но, к этому времени, Данте влюбился в другую, – Беатриче Портинари (известная также как Биче), с которой он впервые встретился, когда ему было всего девять лет. Много лет после заключения брака с Джеммой он хотел встретить Беатриче снова; он написал несколько сонетов, посвященных Беатрис, но никогда не упоминал Джемму ни в одном из своих стихотворений. Точная дата его брака неизвестна: есть только информация, что до его изгнания в 1301 году,он имел троих детей (Пьетро, ​​Якопо и Антония).

Данте принимал участие в сражении против кавалерии гвельфов в битве при Кампальдино (11 июня, 1289 года). Эта победа привела к реформированию Флорентийской Конституции. Для того, чтобы принимать какое-либо участие в общественной жизни, надо было поступить в один из многих коммерческих или ремесленных гильдий города. Данте вошел в гильдию врачей и аптекарей. В последующие годы, его имя иногда записывается среди говорящих и голосующих в различных советах республики. Значительная часть записей таких встреч в 1298-1300 годы была потеряна, так что истинная степень участия Данте в советах города является неопределенной.

Джемма родила Данте несколько детей. Хотя, некоторые позже утверждали, что его потомками, вполне вероятно, являются только Джакопо, Пьетро, ​​Джованни и Антония. Aнтония позже стала монахиней, приняв имя Сестра Беатрис.

Образование Данте Алигьери

Об образовании Данте известно не так много; вероятно, он учился дома или в школе при церкви (монастыре) во Флоренции. Известно, что он изучал тосканскую поэзию и восхищался композициями болонского поэта Гвидо Гвиницелли, которого в XXVI главе "Чистилища" он охарактеризовал как своего "отца"– в то время, когда сицилийская школа (Scuola Poetica Siciliana), культурная группа из Сицилии, стала известной в Тоскане. Следуя своим интересам, он открыл для себя провансальскую поэзию трубадуров (Арнаут Даниил), латинских писателей классической древности (Цицерон, Овидий и особенно Вергилий).

Данте говорил, что впервые встретился с Беатриче Портинари, дочерью Фолько Портинари, в возрасте девяти лет. Он утверждал, что влюбился в нее "с первого взгляда", вероятно, даже не разговаривая с ней. Он видел ее часто после 18 лет, часто обменивался приветствиями на улице, но никогда ее хорошо не знал. Фактически он подавал пример так называемой куртуазной любви, популярного феномена в французской и провансальской поэзии предшествующих веков. Опыт такой любви тогда был типичным, но Данте выражал свои чувства особенно. Именно во имя этой любви, Данте оставил свой отпечаток в "Dolce stil novo" ("Cладостная новая манера письма", – термин, который Данте сам и придумал). Также он присоединился к другим поэтам и писателям того времени в изучении аспектов любви (Amore), которые ранее никто не исследовал. Любовь к Беатриче (как у Петрарки к Лауре, только несколько иначе) будет причиной для написания поэзий и стимулом для жизни, иногда для политических страстей. Во многих его стихах, она изображается как полубожество, которое постоянно наблюдает за ним и дает духовные наставления, иногда резко. Когда в 1290 году Беатрис умерла, Данте искал убежища в латинской литературе. Он прочитал: "Конгрессивные хроники", "Делийскую философию Боэция" и отрывки из Цицерона. Затем он посвятил себя философским исследованиям в религиозных школах, таких как Доминиканская в Санте-Марии-Новелле. Он принимал участие в спорах о том, что два основных нищенствующих ордена (Францисканцы и Доминиканцы) прямо или опосредованно захватили Флоренцию, приводя в качестве доводов доктрины мистиков и святого Бонавентуры, а также трактовку этой теории Фомы Аквинского.

В возрасте 18 лет, Данте познакомился с Гвидо Кавальканти, Лапо Джанни, Чино да Пистойя и вскоре с Брунетто Латини; вместе они стали лидерами "Dolce stil novo". Брунетто позже был упомянут в "Божественной комедии" ("Inferno", XV, 28). Упомянуты были его слова, сказанные Данте: Не говоря больше ничего на этот счет, я иду с сером Брунетто, и я спрашиваю кто его самые известные и самые выдающиеся спутники. Около пятидесяти поэтических комментариев Данте известны (так называемые рифмы), другие включаются позже в "Vita Nuova" и "Convivio". Другие исследования или выводы, из "Новой жизни" или "Комедии", касаются живописи и музыки.

Политические взгляды Данте Алигьери

Данте, как и большинство флорентийцев его времени, был втянут в конфликт Гвельфов и Гибилленов. Он сражался в битве при Кампальдино (11 июня 1289 год), с флорентийскими Гвельфами против Гибеллинов Ареццо; в 1294 году он был одним из конвоиров Карла Мартелла Анжуйского (внука Карла I Неаполя; чаще называют Карл Анжуйский), когда жил во Флоренции. Для дальнейшего продвижения своей политической карьеры, Данте стал фармацевтом. Он не собирался практиковаться в этой сфере, но закон изданный в 1295 году, требовал от дворян, претендующих на государственные должности, чтобы они были зарегистрированы в одной из гильдий искусств или ремесел. Поэтому Данте вступил в гильдию аптекарей. Эта профессия была подходящей, так как в то время книги продавались в аптеках. В политике он достиг немногого, тем не менее, в городе на протяжении нескольких лет, он занимал различные должности, где царили политические беспорядки.

После победы над Гибилленами, Гвельфы разделились на две фракции: Белых гвельфов (Guelfi Bianchi) – объединение во главе с Вьери де Черки, к которому присоединился Данте, и Черных гвельфов (Guelfi Neri), во главе с Корсо Донати. Хотя раскол произошел изначально по семейным разногласиям, возникли и идеологические разногласия на основе противоположных взглядов роли Папы в флорентийских вопросах. Черные Гвельфы поддерживали Папу, а Белые Гвельфы хотели больше свободы и независимости от Рима. Белые взяли власть и выслали Черных. В ответ, папа Бонифаций VIII, планировал военную оккупацию Флоренции. В 1301 году Чарльз Валуа, брат короля Франции Филиппа IV, должен был посетить Флоренцию, как миротворец Тосканы, назначенный Папой. Но правительство города обошлось с послами папы плохо несколько недель до того, требуя независимости от папского влияния. Считалось, что Чарльз получил другие неофициальные инструкции, поэтому совет направил делегацию в Рим, чтобы выяснить намерения Папы. Данте был одним из делегатов.

Изгнание Данте из Флоренции

Папа Бонифаций быстро уволил других делегатов, а Данте предложил остаться в Риме. Тем времнем (1 ноября, 1301 года), Чарльз Валуа захватил Флоренцию с Черными Гвельфами. За шесть дней они разрушили большую часть города и убили многих своих врагов. Была установлена ​​новая власть Черных Гвельфов, и Канте де Габриэлли да Губбио был назначен главой города. В марте 1302, Данте, принадлежавший к Белым Гвельфам, вместе с семьей Герардини, был приговорен к ссылке в течение двух лет и обязан был выплатить крупный штраф. Он был обвинен Черными Гвельфами в коррупции и финансовых махинациях, во время службы настоятелем города (самое высокое положение во Флоренции) в течение двух месяцев в 1300 году. Поэт еще был в Риме в 1302 году, когда Папа, который поддержал Черных Гвельфов, "предложил" Данте остаться. Флоренция под Черными Гвельфами считала, что Данте скрывается от правосудия. Данте не уплатил штраф, отчасти потому, что он считал, что он не виновен, а отчасти потому, что все его активы во Флоренции были захвачены Черными Гвельфами. Он был обречен на вечное изгнание; если бы он вернулся во Флоренцию без уплаты штрафа, он мог быть сожжен на костре. (В июне 2008 года, почти семь столетий после его смерти, городской совет Флоренции принял резолюцию об отмене приговора Данте.)

Он принимал участие в нескольких попытках Белых Гвельфов вернуть себе власть, но они провалились из-за предательства. Данте был огорчён этими событиями, также он испытывал отвращение к междоусобицам и бестолковости своих бывших союзников и поклялся не иметь ничего общего с этим. Он отправился в Верону в качестве гостя Бартоломео I делла Скала, а затем переехал в Сарзану в Лигурии. Позднее, как предполагается, он жил в Лукке с женщиной по имени Гентукка, которая обеспечила ему комфортное пребывание (Данте с благодарностью упомянул ее в "Чистилище", XXIV, 37). Некоторые спекулятивные источники утверждают, что он побывал в Париже между 1308 и 1310 годами. Также, есть и другие, менее надежные источники, которые переносят Данте в Оксфорд: эти утверждения, впервые появляются в книге Боккаччо, где речь идет о нескольких десятилетиях после смерти Данте. Боккаччо был вдохновлен и впечатлен широкими знаниями и эрудицией поэта. Очевидно, философия Данте и его литературные интересы углубились в изгнании. В период, когда он больше не был занят изо дня в день делами внутренней политики Флоренции, он стал проявлять себя в прозаических произведениях. Но, нет никаких реальных доказательств того, что он когда-либо покидал Италию. Бесконечную любовь Данте к Генри VII Люксембургскому, он подтверждает в своей резиденции "под рудниками Арно, недалеко от Тосканы" в марте 1311.

В 1310 году император Священной Римской империи Генрих VII Люксембургский вошел в Италию с пятитысячным войском. Данте увидел в нем нового Карла, который вернет должности Святого Римского императора былую славу и очистит Флоренцию от Черных Гвельфов. Он писал Генри и нескольким итальянским принцам, требуя, чтобы они уничтожили Черных гвельфов. Смешивая религию и частные проблемы в своих письмах, он ссылался на худший гнев Божий против его города и предложил несколько конкретных целей, которыми также были его личные враги. Именно в это время, он писал абсолютным монархам, предлогая универсальную монархию под Генри VII.

Во время своего изгнания, Данте задумал написание "Комедии", но дата является неопределенной. В этой работе он был гораздо увереннее и она была более широких масштабов, чем что-либо другое произведенное им во Флоренции; скорее всего, он вернулся к этому виду деятельности после того, как понял, что его политическая деятельность, которая занимала центральное место для него вплоть до его изгнания, была остановлена ​​на некоторое время, а может быть, и навсегда. Также, к нему возвращается образ Беатриче с новой силой и с более широким значением, чем в "Новой жизни"; в "Пире" (1304-1307) он заявил, что память об этой юношеской любви принадлежит прошлому.

Еще на ранних этапах создания поэмы, когда она была в процессе разработки Франческо да Барберино, упомянул о ней в своих "Documenti d"Amore" ("Уроках любви"), написанных, вероятно, в 1314 году или в начале 1315. Вспоминая образ Вергилия, Франческо благоприятно отзывается, о том что Данте наследует римскую классику в поэме под названием "Комедия", и что он описывает в поэме (или ее части) преисподнюю; то есть ад. Краткая ремарка не дает неоспоримых указаний, что он сам читал хотя бы "Inferno" ("Ад") или что эта часть была опубликована в то время. Но, это указывает на то, что композиция уже была составлена и что очерки произведения, были сделаны несколько лет до этого. (Было предположено, что познания Франческо да Барберино в трудах Данте также лежит в основе некоторых отрывков его работы "Officiolum" (1305-1308), рукописи, которая увидела мир только в 2003 году.) Мы знаем, что "Inferno" было опубликовано близко 1317 года; это определено процитированными строками, вкрапленными в поля современных записей из Болоньи, но нет никакой уверенности в том, были ли все три части поэмы опубликованы полностью, или только несколько отрывков. "Paradiso" ("Рай"), предполагается, был опубликован посмертно.

Во Флоренции, Бальдо ди Агуглионе помиловал и вернул большинство Белых Гвельфов из изгнания. Тем не менее, Данте зашел слишком далеко в своих жестоких письмах к Арриго (Генри VII) и его приговор не был отменен.

В 1312 году Генри напал на Флоренции и победил Черных Гвельфов, но нет никаких доказательств того, что Данте принимал участие в этой войне. Некоторые говорят, что он отказался от участия в нападении на собственный город; другие полагают, что он стал непопулярным среди Белых Гвельфов, и поэтому его следы были тщательно заметены. Генри VII умер (от лихорадки) в 1313 году, и вместе с ним умерла последняя надежда Данте увидеть Флоренцию снова. Он вернулся в Верону, где Кангранде I делла Скала позволил ему жить в безопасности и, вероятно, в достатке. Кангранде был допущен к "Раю" Данте (Paradiso, XVII, 76).

В период изгнания Данте переписывался с Доминиканским богословом Николасом Бруначчи (1240-1322), который был учеником Томаса Аквинского в училище Санта-Сабина в Риме, а затем в Париже и Кельнском училище Альберта Великого. Бруначчи стал лектором училища Санта-Сабина, предшественником Папского университета святого Фомы Аквинского, а затем служил в папской курии.

В 1315 году во Флоренции Угуччионе делла Фаджиола (военный офицер, контролирующий город), объявил амнистию тем, кто был в ссылке, в том числе и Данте. Но для этого, Флоренция требовала публичного покаяния в дополнение к большому штрафу. Данте отказался, предпочитая оставаться в изгнании. Когда Угуччионе захватил Флоренцию, смертный приговор Данте был заменен на домашний арест при условии, что вернувшись во Флоренцию, он клянется никогда не выходить в город. Он отказался от такого предложения, и его смертный приговор был подтвержден и продлен до его сыновей. Он надеялся на протяжении всей оставшейся жизни, что ему будет предложено вернуться во Флоренцию на почетных условиях. Для Данте, изгнание было равно смерти, потому что оно лишало его большой часть своей идентичности и наследия. Он описал свою боль от изгнания в "Paradiso", XVII (55-60), где Каччиагуйда, его прапрадед, предупреждает его о том, чего стоит ожидать:Что касается надежды на возвращение во Флоренцию, он описывает это, как уже принятую невозможность (Paradiso, XXV, 1-9).

Смерть Данте

Алигьери принял приглашение принца Гвидо Новелло да Полента в Равенну в 1318 году. Он закончил "Рай", и умер в 1321 году (в возрасте 56 лет), возвращаясь в Равенну из дипломатической миссии в Венеции, возможно, от малярии. Он был похоронен в Равенне в церкви Сан-Пьер Маджоре (позже названной Сан Франческо). Бернардо Бембо, претор Венеции, возвел для него могилу в 1483 году. На могиле было написано некоторые стихи Бернардо Каначчио, друга Данте, посвященные Флоренции.

Наследие Данте

Первая официальная биография Данте "Жизнь Данте Алигьери" (также известная как "Малый трактат в похвалу Данте"), была написана после 1348 года Джованни Боккаччо; Хотя некоторые ведомости и эпизоды этой биографии были признаны ненадежными современными исследователями. Более ранний рассказ о жизни и творчестве Данте был включен в "Новую хронику" Флорентийского летописца Джованни Виллани.

Флоренция в конце концов пожалела об изгнании Данте, и город неоднократно посылал просьбы о возвращении его останков. Хранители тела в Равенне отказались, и в какой-то момент все зашло так далеко, что кости Данте были скрыты в ложной стене монастыря. Тем не менее, могила для него была построена во Флоренции в 1829 году, в базилике Санта-Кроче. Эта могила была пустой от самого начала, а тело Данте осталось в Равенне, далеко от земли, которую он так любил. На его надгробье во Флоренции написано: "Onorate l"altissimo poeta" – что примерно переводится так: "Почитай величайший поэт". Это цитата из четвертого канто в "Inferno", в котором изображается Вергилий среди великих древних поэтов, проводящих вечность в подвешенном состоянии. Следующая строга говорит: " L"ombra sua torna, ch"era dipartita" ("Его дух, который ушел от нас, вернется"), это красноречивые слова над пустой гробницей.

30 апреля 1921 года в честь 600-й годовщины со дня смерти Данте, Папа Бенедикт XV обнародовал энциклику под названием "In praeclara summorum", называя его одним "из многих известных гениев, которыми может похвастаться католическая вера", а также "гордость и слава человечества ".

В 2007 году в рамках совместного проекта была проведена реконструкция лица Данте. Художники из Пизанского университета и инженеры Университета Болоньи в Форле построили модель, передающую черты Данте, которые несколько отличались от более раннего представления его внешности.

В 2015 году была 750-я годовщина со дня рождения Данте.

Творчество Данте Алигьери

"Божественная Комедия" описывает путешествие Данте по Аду (Inferno), Чистилищу (Purgatorio) и Раю (Paradiso); сначала его проводником является римский поэт Виргилий, а затем Беатрис, предмет его любви (о которой он также пишет в "La Vita Nuova"). В то время как богословские тонкости, представленные в других книгах требуют определенного терпения и знаний, изображение"Ада" Данте является понятным для большинства современных читателей. "Чистилище", возможно, самая лиричная из трех частей, по словам более современных поэтов и художников, чем "Inferno"; "Рай" наиболее насыщен богословием, и именно в нем, по утверждению многих ученых, появляются самые красивые и мистические моменты "Божественной комедии" (например, когда Данте смотрит в лицо Бога: "all"alta Fantasia Qui Манко possa" - " в этот высокий момент, возможность провалила мою способность описать, "Paradiso, XXXIII, 142).

Со всей серьезностью ее литературного роста и диапазона, как стилистического, так и тематического, в своем содержании, "Комедия" вскоре стала краеугольным камнем в утверждении итальянского литературного языка. Данте был более осведомленным, чем большинство ранних итальянских писателей, которые использовали различные итальянские диалекты. Он понимал необходимость создания единого литературного языка, за пределами Латинской письменной формы; в этом смысле, Алигьери является предвестником эпохи Возрождения, с его попытками создать простонародную литературу, которая могла бы конкурировать с более ранними классическими авторами. Глубокие знания Данте (в пределах своего времени) в римской античности, и его очевидное восхищение некоторыми аспектами языческого Рима, также указывают на XV век. Как ни странно, в то время как он был широко почитаем после своей смерти, "Комедия" вышла из моды среди писателей: слишком средневековая, слишком грубая и трагическая, стилистически не точная, чего Высокое и Позднее Возрождение требовало от литературы.

Он написал комедию на языке, который сам назвал "итальянским". В каком-то смысле это амальгамированным литературный язык, который в основном базируется на региональном диалекте Тосканы, но с некоторыми элементами латинского и других региональных диалектов. Он сознательно был направлен на завоевание читателей по всей Италии, включая мирян, священников и других поэтов. Создавая поэму с эпической структурой и философским предназначением, он установил, что итальянский язык подходит для высшего сорта выражения. На французском и итальянском он иногда подписывается "la langue de Dante" ("язык Данте") . Публикуясь на родном языке, Данте как один из первых в Римских католиков Западной Европы (в том числе таких, как Джеффри Чосер и Джованни Боккаччо), сломал стандарты издательства только на латыни (язык литургии, истории и науки в целом, но часто также лирической поэзии). Этот прорыв позволил публиковаться большему количеству литературы для широкой аудитории, подготавливая почву для более высоких уровней грамотности в будущем. Тем не менее, в отличие от Боккаччо, Мильтона или Ариосто, Данте не стал автором, читаемым по всей Европе, до эпохи романтизма. Для романтиков, Данте, как Гомер и Шекспир, был ярким примером «оригинального гения», который устанавливает свои собственные правила, создает персонажей неопределенного статуса и глубины, и выходит далеко за рамки любой имитации форм ранних мастеров; и кто, в свою очередь, не может по-настоящему быть превзойден. На протяжении всего XIX века, репутация Данте росла и утверждалась; и к 1865 году, к 600-летию со дня его рождения, он стал одним из величайших икон литературы западного мира.

Современные читатели часто удивляютя, как такая серьезная работа может быть названа "Комедия". В классическом смысле слово комедия относится к работам, которые отражают веру в упорядоченной вселенной, в которой есть не только счастливые события или забавный финал, но и влияние провиденциальной воли, которая упорядочивает все вещи к высшему благу. В этом значении слова, как писал сам Данте в письме к Кангранде I делла Скала, прогресс паломничества из ада в рай, парадигматическое выражение комедии, так как работа начинается с моральной путаницы паломника и заканчивается видением Бога.

Другие работы Данте включают: Convivio ("Банкет"), сборник его длинных стихов с (неоконченным) аллегорическим комментарием; "Монархия", краткий трактат политической философии на латыни, которая была осуждена и сожжена после смерти Данте Папским легатом Бертандо дель Поджетто, который выступал за необходимость универсальной или глобальной монархии в целях установления всеобщего мира в этой жизни, и пропагандировал эти монархические отношения римским католикам в качестве руководства для вечного мира; на "De vulgari eloquentia" ("О народном красноречии"), – простонародную литературу, Данте отчасти вдохновился "Razos de trobar" Реймона Вайдела де Безаудуна; и "La Vita Nuova" ("Новая жизнь"), история его любви к Беатриче Портинари, которая также служила в качестве символа спасения в "Комедии". "Vita Nuova" содержит много стихов о любви Данте на тосканском, что не было беспрецедентным; простонародным языком он регулярно пользовался для лирических работ до и во время всего XIII века. Тем не менее, комментарии Данте о его собственных работах также написаны на родном языке, как и "Vita Nuova", и "Пир" – вместо латыни, которой пользовались почти повсеместно.

Родился в середине мая 1265 во Флоренции. Его родители были почтенные горожане скромного достатка и принадлежали к партии гвельфов, выступавшей против власти германских императоров в Италии.


Родился в середине мая 1265 во Флоренции. Его родители были почтенные горожане скромного достатка и принадлежали к партии гвельфов, выступавшей против власти германских императоров в Италии. Они смогли оплатить обучение сына в школе, а впоследствии позволили ему, не заботясь о средствах, совершенствоваться в искусстве стихосложения. Представление о юности поэта дает его автобиографическая повесть в стихах и прозе Новая жизнь (La vita nuova, 1293), рассказывающая о любви Данте к Беатриче (считается, что это была Биче, дочь Фолько Портинари) с момента первой встречи, когда Данте было девять лет, а ей восемь, и до смерти Беатриче в июне 1290. Стихи сопровождаются прозаическими вставками, объясняющими, как появилось то или иное стихотворение. В этом произведении Данте развивает теорию куртуазной любви к женщине, примиряя ее с христианской любовью к Богу. После смерти Беатриче Данте обратился к утешению философией и создал несколько аллегорических стихотворений во славу этой новой «дамы». За годы научных занятий значительно расширился и его литературный кругозор. Решающую роль в судьбе и дальнейшем творчестве Данте сыграло изгнание поэта из родной Флоренции.

В то время власть во Флоренции принадлежала партии гвельфов, раздираемой внутрипартийной борьбой между белыми гвельфами (выступавшими за независимость Флоренции от папы) и черными гвельфами (сторонниками папской власти). Симпатии Данте были на стороне белых гвельфов. В 1295–1296 он несколько раз призывался на государственную службу, включая участие в Совете Ста. В 1300 он в качестве посла ездил в Сан-Джиминьяно с призывом к гражданам города объединиться с Флоренцией против папы Бонифация VIII и в том же году был избран членом правительствующего совета приоров – эту должность он занимал с 15 июня по 15 августа. С апреля по сентябрь 1301 он вновь входил в Совет Ста. Осенью того же года Данте вошел в состав посольства, отправленного к папе Бонифацию в связи с нападением на Флоренцию принца Карла Валуа. В его отсутствие, 1 ноября 1301, с приходом Карла власть в городе перешла к черным гвельфам, а белые гвельфы подверглись репрессиям. В январе 1302 Данте узнал, что заочно приговорен к изгнанию по сфабрикованному обвинению во взяточничестве, должностных преступлениях и сопротивлении папе и Карлу Валуа, и уже не вернулся во Флоренцию.

В 1310 император Генрих VII вторгся в Италию с «миротворческой» целью. На это событие Данте, нашедший к тому времени временный приют в Казентино, откликнулся пылким письмом К правителям и народамИталии, призывая поддержать Генриха. В другом письме, озаглавленном Флорентиец Данте Алигьери , несправедливо изгнанный,негоднейшим флорентийцам, оставшимся в городе, он осудил сопротивление, оказанное Флоренцией императору. Вероятно, в это же время он написал трактат О монархии (De monarchia, 1312–1313). Однако в августе 1313, после неудачной трехлетней кампании, Генрих VII внезапно скончался в Буонконвенто. В 1314 после смерти папы Климента V во Франции Данте выступил еще с одним письмом, адресованным конклаву итальянских кардиналов в городе Карпентра, в котором призывал их избрать папой итальянца и вернуть папский престол из Авиньона в Рим.

На некоторое время Данте нашел убежище у правителя Вероны Кан Гранде делла Скала, которому посвятил заключительную часть БожественнойКомедии – Рай. Последние годы жизни поэт провел под покровительством Гвидо да Полента в Равенне, где скончался в сентябре 1321, завершив незадолго до смерти Божественную Комедию.

Лишь часть ранних стихотворений Данте вошла в Новую жизнь. Помимо них он написал несколько аллегорических канцон, которые, вероятно, намеревался включить в Пир, а также множество лирических стихотворений. Впоследствии все эти стихотворения были изданы под заглавием Стихи (Rime), или Канцоньере (Canzoniere), хотя сам Данте не составлял такого сборника. Сюда же следует отнести шутливо-бранные сонеты (тенцоны), которыми Данте обменивался со своим другом Форезе Донати.

По утверждению самого Данте, трактат Пир (Il convivio, 1304–1307) он написал, чтобы заявить о себе как о поэте, перешедшем от воспевания куртуазной любви к философской тематике. Предполагалось, что в Пир войдут четырнадцать поэм (канцон), каждая из которых будет снабжена обширной глоссой, толкующей ее аллегорическое и философское значение. Однако, написав толкования к трем канцонам, Данте оставил работу над трактатом. В первой книге Пира, служащей прологом, он горячо отстаивает право итальянского языка быть языком литературы. Трактат на латинском языке О народном красноречии (De vulgarieloquentia, 1304–1307) тоже не был закончен: Данте написал лишь первую книгу и часть второй. В нем Данте говорит об итальянском языке как средстве поэтического выражения, излагает свою теорию языка и выражает надежду на создание в Италии нового литературного языка, который встал бы над диалектальными различиями и был бы достоин называться великой поэзией.

В трех книгах тщательно обоснованного исследования О монархии (Demonarchia, 1312–1313) Данте стремится доказать истинность следующих утверждений: 1) лишь под властью вселенского монарха человечество может придти к мирному существованию и исполнить свое предназначение; 2) Господь избрал римский народ, чтобы тот правил миром (следовательно, этим монархом должен быть император Священной Римской империи); 3) император и папа получают власть непосредственно от Бога (следовательно, первый не подчинен второму). Эти взгляды высказывались и до Данте, но он привнес в них пылкость убеждения. Церковь немедленно осудила трактат и, согласно Боккаччо, приговорила книгу к сожжению.

В последние два года жизни Данте написал латинским гекзаметром две эклоги. Это был ответ профессору поэзии Болонского университета Джованни дель Вирджилио, который убеждал его писать на латыни и приехать в Болонью для увенчания лавровым венком. Исследование Вопрос о воде и земле (Questio de aqua et terra), посвященное вызывавшему множество споров вопросу о соотношении воды и суши на поверхности Земли, Данте, возможно, публично читал в Вероне. Из писем Данте подлинными признаются одиннадцать, все на латыни (некоторые упоминались).

Считается, что Данте принялся за Божественную Комедию около 1307, прервав работу над трактатами Пир (Il convivio, 1304–1307) и О народномкрасноречии (De vulgari eloquentia, 1304–1307). В этом произведении он хотел представить двойное в дение общественно-политического устройства: с одной стороны, как божественно предустановленного, с другой – как достигшего невиданного разложения в современном ему обществе («нынешний мир сбился с пути» – Чистилище, Х VI, 82). Основной темой БожественнойКомедии можно назвать справедливость в этой жизни и в загробной, а также средства к ее восстановлению, отданные, по промыслу Божьему, в руки самого человека.

Свою поэму Данте назвал Комедией, поскольку она имеет мрачное начало (Ад) и радостный конец (Рай и созерцание Божественной сущности), и, кроме того, написана простым стилем (в отличие от возвышенного стиля, присущего, в понимании Данте, трагедии), на народном языке, «каким говорят женщины». Эпитет Божественная в заглавии придуман не Данте, впервые он появился в издании, вышедшем в 1555 в Венеции.

Поэма состоит из ста песней приблизительно одинаковой длины (130–150 строк) и делится на три кантики – Ад, Чистилище и Рай, по тридцать три песни в каждой; первая песнь Ада служит прологом ко всей поэме. Размер Божественной Комедии – одиннадцатисложник, схема рифмовки, терцина, изобретена самим Данте, вкладывавшим в нее глубокий смысл. БожественнаяКомедия – непревзойденный пример искусства как подражания, за образец Данте берет все сущее, как материальное, так и духовное, сотворенное триединым Богом, наложившим на все отпечаток своей троичности. Поэтому в основе структуры поэмы лежит число три, а удивительная симметричность ее строения коренится в подражании мере и порядку, которые Господь придал всем вещам.

В письме к Кан Гранде Данте объясняет, что его поэма многозначна, это аллегория наподобие Библии. Действительно, поэма имеет сложную аллегорическую структуру, и хотя повествование почти всегда может держаться на одном лишь буквальном смысле, это далеко не единственный уровень восприятия. Автор поэмы представлен в ней как человек, удостоившийся особой Божьей милости – совершить путешествие к Господу через три царства загробного мира, Ад, Чистилище и Рай. Это путешествие представлено в поэме как реальное, совершенное Данте во плоти и наяву, а не во сне или видении. В загробном мире поэт видит разнообразные состояния душ после смерти, в соответствии с воздаянием, определенным Господом.

Грехи, за которые карают в Аду, делятся на три основные категории: распущенность, насилие и ложь; это три греховные наклонности, проистекающие из греха Адама. Этические принципы, на которых построен Дантов Ад, как и в целом его видение мира и человека, представляют собой сплав христианской теологии и языческой этики на основе Этики Аристотеля. Взгляды Данте не оригинальны, они были распространены в эпоху, когда основные труды Аристотеля были вновь открыты и усердно изучались.

Пройдя через девять кругов Ада и центр Земли, Данте и его проводник Вергилий выходят на поверхность у подножия горы Чистилища, расположенной в южном полушарии, на противоположном от Иерусалима крае Земли. Схождение в Ад заняло у них ровно столько же времени, сколько прошло между положением Христа в гробницу и его воскресением, и начальные песни Чистилища изобилуют указаниями на то, каким образом действие поэмы перекликается с подвигом Христа, – еще один пример подражания у Данте, теперь в привычной форме imitatio Christi.

Восходя на гору Чистилища, где на семи уступах искупаются семь смертных грехов, Данте очищается сам и, достигнув вершины, оказывается в земном Раю. Таким образом, восхождение на гору – это «возвращение в Эдем», обретение утерянного Рая. С этого момента проводником Данте становится Беатриче. Ее появление является кульминацией всего путешествия, более того, поэт проводит подчеркнутую аналогию между приходом Беатриче и пришествием Христа – в истории, в душе и в конце времен. Здесь подражание христианской концепции истории как линейного поступательного движения, центр которого образует пришествие Христа.

С Беатриче Данте поднимается сквозь девять концентрических небесных сфер (согласно устройству неба в птолемеево-аристотелевской космологии), где обитают души праведных, к десятой – Эмпирею, обители Господа. Там Беатриче сменяет св. Бернард Клервоский , который показывает поэту святых и ангелов, вкушающих высшее блаженство: непосредственное созерцание Господа, утоляющее все желания.

Несмотря на такое разнообразие посмертных судеб, можно выделить один принцип, действующий на протяжении всей поэмы: воздаяние соответствует природе греха или добродетели, присущих человеку при жизни. Особенно четко это прослеживается в Аду (зачинщики раздора и схизматики рассечены там надвое). В Чистилище очищение души подчиняется несколько иному, «исправляющему» принципу (глаза завистников накрепко зашиты). В Раю души праведных появляются сначала на том небе, или небесной сфере, которое лучше символизирует степень и природу их заслуг (души воителей обитают на Марсе).

В структуре Божественной Комедии можно выделить два измерения: загробная жизнь как таковая и путешествие по ней Данте, обогащающее поэму новым глубинным смыслом и несущее основную аллегорическую нагрузку. Теология в дни Данте, как и раньше, считала, что мистическое путешествие к Богу возможно и при жизни человека, если Господь по милости своей подарит ему эту возможность. Данте строит свое путешествие по загробному миру так, чтобы оно символически отражало «путешествие» души в мире земном. При этом он следует образцам, уже выработанным в современной ему теологии. В частности, считалось, что на пути к Богу разум проходит три стадии, ведомый тремя различными видами света: Светом Естественного Разума, Светом Милости и Светом Славы. Именно эту роль играют в Божественной Комедии три проводника Данте.

Христианская концепция времени заложена не только в центре поэмы: все ее действие вплоть до появления Беатриче призвано отразить то, что Данте понимал как путь искупления, предначертанный Господом для человечества после грехопадения. Это же понимание истории встречалось у Данте в трактате О монархии и высказывалось христианскими историками и поэтами (например, Орсисием и Пруденцием) еще за тысячу лет до Данте. Согласно этой концепции, Господь избрал римский народ для того, чтобы тот вел человечество к справедливости, в чем он и достиг совершенства при императоре Августе. Именно в это время, когда на всей земле, впервые после грехопадения, царили мир и справедливость, Господь пожелал вочеловечить и послать к людям своего возлюбленного сына. С появлением Христа, таким образом, завершается движение человечества к справедливости. Нетрудно проследить аллегорическое отражение этой концепции в Божественной Комедии. Как римляне при Августе вели род людской к справедливости, так Вергилий на вершине горы Чистилища приводит Данте к обретению внутреннего чувства справедливости и, прощаясь, обращается к поэту, как к императору на коронации: «Я над самим тобою тебя венчаю митрой и венцом». Теперь, когда в душе Данте, как некогда в мире, воцарилась справедливость, появляется Беатриче, и ее приход является отражением пришествия Христа, как оно было, есть и будет. Так путь, пройденный душой индивидума, достигающей справедливости, а затем – очищающей благодати, символически повторяет путь искупления, пройденный человечеством в ходе истории.

Эта аллегория Божественной Комедии совершенно очевидно рассчитана на читателя-христианина, которого заинтересует как описание загробной жизни, так и путешествие Данте к Богу. Но изображение земной жизни у Данте не становится от этого призрачным и бесплотным. В поэме дана целая галерея живых и ярких портретов, а чувство значимости земной жизни, единства «того» и «этого» мира выражено в ней твердо и недвусмысленно.

Введение

1 Жизнь Данте Алигьери

1.1 Любовь к Биче Портинаре

1.2 Политическая жизнь Данте

2 «Божественная Комедия»

2.1 История и время создания «Божественной Комедии»

2.2 Художественные особенности и поэтика «Комедии»

2.3 Мастерство Данте в «Комедии»

Заключение

Библиографический список


К концу XII века итальянская литература вышла на вольную дорогу, сливая воедино отмирающие, феодальные отголоски с крепнущими буржуазными мотивами, объединяя уцелевшие воспоминания от римских времен, принесенные из-за Альп рыцарские провансальские мотивы и новые религиозные настроения. Данте стоит у ее начала.

«Божественная Комедия» возникла в тревожные ранние годы XIV века из бурливших напряженной политической борьбой глубин национальной жизни Италии. Для будущих – близких и далеких – поколений она осталась величайшим памятником поэтической культуры итальянского народа, воздвигнутым на рубеже двух исторических эпох. Энгельс писал: «Конец феодального средневековья, начало современной капиталистической эры отмечены колоссальной фигурой. Это – итальянец Данте, последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени».

Двадцатилетняя жизнь Данте как политического изгнанника оставила потомству грандиозное здание трехчастной «Комедии», за которой молва ее первых восхищенных слушателей и читателей навеки утвердила восторженный эпитет «божественной» (свой эпический труд сам Данте назвал «комедией», согласно нормам античной поэтики, как произведение, завершающееся благополучной и радостной развязкой).


Жив Данте или умер для нас? Может быть, на этот вопрос вовсе еще не ответит вся его в веках не меркнувшая слава, потому что подлинное существо таких людей, как он, измеряется не славой, а самим бытием. Чтобы узнать, жив ли Данте для нас, мы должны судить о нем не по нашей, а по его собственной мере. Высшая мера жизни для него - не созерцание, отражение бытия сущего, а действие, творение бытия нового. Этим он превосходил всех трех остальных, по силе созерцания равных ему художников слова: Гомера, Шекспира и Гете. Данте не только отражает, как они, то, что есть, но и творит, чего нет; не только созерцает, но и действует. В этом смысле, высшей точки поэзии (в первом и вечном значении слова poiein: делать, действовать) достиг он один.

Имя Данте громко сейчас в мире, но кто он такой, все еще люди не знают, ибо горькая «судьба» его, fortuna, - забвение в славе.

Данте родился в одном из древнейших родов Флоренции. Он был первенцем мессера Герардо Алигьеро ди Беллинчионе и монны Беллы Габриэллы, неизвестного рода, может быть, Дельи Абати. Памятным остался только год рождения, 1265, а день - забыт даже ближайшими к Данте по крови людьми, двумя сыновьями, Пьетро и Якопо, - первыми, но почти немыми свидетелями жизни его. Только по астрономическим воспоминаниям самого Данте о положении солнца в тот день, когда он «в первый раз вдохнул тосканский воздух», можно догадаться, что он родился между 18 мая, вступлением солнца под знак Близнецов, и 17 июня, когда оно из-под этого знака вышло.

Имя, данное при купели новорожденному, - Durante, что значит «терпеливый, выносливый», и забытое для ласкового, уменьшительного «Dante», - оказалось верным и вещим для судеб Данте.

Древний знатный род Алигьери захудал, обеднел и впал в ничтожество. Может быть, уже в те дни, когда родился Данте, принадлежал этот род не к большой рыцарской знати, а к малой. По некоторым свидетельствам, впрочем неясным, - сэр Герардо, за какие-то темные денежные дела был посажен в тюрьму, чем навсегда запятнал свою память.

Данте был маленьким мальчиком, когда дядя его Джери дель Белло, убив флорентийского гражданина, сам вскоре был злодейски и предательски убит. Старшему в роде, сэру Герардо, брату убитого, должно было, по закону «кровавой мести», отомстить за брата; а так как это не было сделано, то второй вечный позор пал на весь род Алигьери. Зная исступленную, иногда почти «сатанинскую» гордыню Данте, можно себе представить, с каким чувством к отцу он жил. Никогда, ни в одной из книг своих, ни слова не говорит он об отце: это молчание красноречивее всего, что он мог бы сказать.

Мать Данте умерла, когда ему было шесть лет, родив после него еще двух дочерей. В детстве неутоленную и потом уже ничем неутолимую жажду материнской любви Данте будет чувствовать всю жизнь, и чего не нашел в этом мире, будет искать в том. Кем он оставлен в большом сиротстве - умершей матерью или живым отцом, - этого он, вероятно, и сам хорошо не знает. Стыдный отец хуже мертвого. Начал жизнь тоской по отцу - кончит ее тоской по отечеству; начал сиротой - кончит изгнанником. Будет чувствовать всегда свое земное сиротство, как неземную обиду, - одиночество, покинутость, отверженность, изгнание из мира. 15 мая 1275 года произошло событие, величайшее в жизни Данте и одно из величайших в жизни всего человечества.

«Девять раз от моего рождения, Небо Света возвращалось почти к той же самой точке своего круговращения, когда явилась мне впервые... облеченная в одежду сиренного и благородного цвета, как бы крови, опоясанная и венчанная так, как подобало юнейшему возрасту ее, Лучезарная Дама души моей, называвшаяся многими, не знавшими настоящего имени ее, - Беатриче».

Эта «Лучезарная Дама» - восьмилетняя девочка, Биче Портинари. Может быть, главное для Данте блаженство в этой первой встрече - то, что кончилось вдруг его земное сиротство - неземная обида, и что снова нашел он потерянную мать. Девятилетний мальчик любит восьмилетнюю девочку как Сестру - Невесту - Мать, одну в Трех.

9 февраля 1277 года заключен был у нотариуса письменный договор между сэром Алигьери и его ближайшим соседом Манетто Донати о будущем браке Данте с дочерью Манетто Джеммой. Данте знал ее давно, может быть, еще раньше, чем Биче Портинари, потому что жили они в соседним домах. Но в день помолвки, глядя на эту знакомую, может быть, миловидную, но почему-то вдруг ему опостылевшую, чужую, скучную девочку, не вспомнил ли он ту, другую, единственно ему родную и желанную?

Вероятно, сэр Алигьеро, замышляя этот брак, по обычным в те дни семейно-политическим и денежным расчетам, желал добра сыну: думал, что ему полезно будет войт в род Донати, ничем не запятнанный.

Так совершились 2 помолвки Данте: первая, с Биче Портинари, земная и небесная вместе, и вторая, с Джеммой Днати, - только земная.

В 1238 году умирает отец Данте. В этом же году Биче Портинари была выдана замуж за мессера Симоне де Барди, из вельможного рода богатейших флорентийских менял. Очень вероятно, что сэр Фолько Портинари, выдавая дочь, так же хотел ей добра, как отец Данте - сыну.

Первым усомнился в существовании Беатриче в XV веке жизнеописатель Данте Джованни Марио Филельфо. В XIX веке сомнение это было жадно подхвачено, и хотя потом рассеяно множеством найденных свидетельств об историческом бытии монны Биче Портинари, так что вопрос: была ли Беатриче? - почти столь же нелеп, как и вопрос: был ли Данте? - сомнение все же осталось и вероятно, навсегда останется. Любовь Данте к Беатриче, в самом деле, одно из чудес всемирной истории, одна из точек ее прикосновения к тому, что над нею. Но сколько бы Данте ни делал Беатриче «Ангелом», он был уже и тогда слишком большим правдолюбцем, чтобы не знать, что не к Ангелу в спальню входит муж, а к женщине, и чтобы не думать о том, глазами не видеть того, что это значит для нее и для него.

Смерть и любовь внутренне связаны, потому что любовь есть высшее утверждение личности, а ее отрицание крайнее - смерть. Вечный страх любящего - смерть любимого. Вот почему и Данте, только что полюбил Беатриче, как начал бояться ее потерять.

Смерть подходит к ней все ближе и ближе: сначала умирает подруга ее, потом отец. Многие дамы собирались туда, где Беатриче плакала о нем. Данте тяжело заболел вскоре после того, как умер отец Беатриче - в начале 1290 года. Смерть Беатриче он видит в страшном видении. Она умерла внезапно - в ночь с 8 на 9 июня 1290 года.

«Скорбь его... была так велика... что близкие думали, что он умрет, вспоминает Боккаччо. - Весь исхудалый, волосами обросший... сам на себя не похожий, так что жалко было смотреть на него... сделался он как бы диким зверем или страшилищем».

Флоренция переживала во время жизни Данте сложный политический и экономический кризис. В сущности, это была борьба осознавшей свое политическое значение буржуазии против наследственной аристократии. Это обстоятельство объясняет, почему к середине XIII века традиционные политические лозунги - гвельфы (сторонники папы) и гибеллины (сторонники императорской власти) не заключали в себе положительного содержания. В целом ряде городов возникают такие партии, и всюду борьба велась за политическое преобладание классов и приводила к изгнанию одной из враждующих сторон. В изгнании вчерашние враги, очутившиеся вне пределов родного города, объединялись, братались и сообща выступали против недавних своих единомышленников. Вся Италия разбилась на два стана: одна сторона (гибеллины) отстаивала архаическую, ушедшую в область предания эпоху и боролась за своеобразную феодально-демократическую республику, самовластную и тираническую, другая (гвельфы) стояла за новый порядок вещей и стремилась к организации республики купцов и ремесленников. Эту экономическую и социальную борьбу с разным успехом и одинаково насильническим способом поддерживали папы и светские чужеземные государи, мечтавшие о воплощении средневекового идеала всемирной Римской монархии. Своеобразные местные условия вызывали дробление и расслоение внутри двух главных партий, так что Данте, относивший себя к гвельфам, принадлежал к особому крылу их, так называемых белых, возглавляемых родом Черки; наряду с ними существовали «черные», руководимые родом Донати. Это разделение наступило вслед за изгнанием гибеллинов и отразило различные ориентации отдельных слоев гвельфского населения.

Семьи Альдигьери да Фонтана. Имя «Альдигьери» трансформировалось в «Алигьери»; так был назван один из сыновей Каччагвиды. Сын этого Алигьери, Беллинчоне, дед Данте, изгонявшийся из Флоренции во время борьбы гвельфов и гибеллинов , вернулся в родной город в 1266 году , после поражения Манфреда Сицилийского при Беневенто . Алигьери II, отец Данте, видимо, не принимал участия в политической борьбе и оставался во Флоренции.

Данте родился 26 мая 1265 года во Флоренции. Первым наставником Данте был известный в то время поэт и ученый Брунетто Латини. Место, где учился Данте, не известно, но он получил широкие познания в античной и средневековой литературе, в естественных науках и был знаком с еретическими учениями того времени.

Краткая хронология

  • - рождение Данте
  • - вторая встреча с Беатриче
  • - смерть Беатриче
  • - создание повести «Новая жизнь» («La Vita Nuova»)
  • / - первое упоминание о Данте как об общественном деятеле
  • - женитьба Данте на Джемме Донати
  • / - приор Флоренции
  • - изгнан из Флоренции
  • - - «Пир»
  • 1304- - трактат «О народном красноречии»
  • 1306- - создание «Божественной комедии»
  • - подтверждение изгнания Данте и его сыновей из Флоренции
  • В ночь с 13 сентября на 14 сентября 1321 - умирает по дороге в Равенну

Сочинения

  • - «Божественная комедия » - (итал. Divina Commedia ):
  • - «Пир» (итал. Convivio )
  • - «О народном красноречии», трактат (dubia лат. De vulgari eloquentia libri duo )
  • «Эклоги » (лат. Egloghe )
  • «Послания» (лат. Epistulae )
  • «Цветок» (итал. Il fiore )), поэма из 232 сонетов, основанная на «Романе о Розе » (Roman de la Rose ) фр. аллегорический роман XIII века
  • - «Монархия», трактат (лат. Monarchia )
  • «Detto d’Amore» поэма, также основанная на «Романе о Розе» (фр. Roman de la Rose )
  • «Вопрос о воде и земле», трактат (dubia лат. Quaestio de aqua et de terra )
  • «Новая жизнь» (итал. Vita nuova )
  • «Стихи» (итал. Rime (Canzoniere) )
    • Стихотворения флорентийского периода:
    • Сонеты
    • Канцоны
    • Баллаты и станцы
    • Стихотворения написанные в изгнании:
    • Сонеты
    • Канцоны
    • Стихи о каменной даме
  • Письма

Русские переводы

  • А. С. Норова, «Отрывок из 3-й песни поэмы Ад» («Сын Отечества», 1823, № 30);
  • его же, «Предсказания Д.» (из XVII песни поэмы Рай;
  • «Литературные листы», 1824, Л" IV, 175);
  • его же, «Граф Угодин» («Новости литер.», 1825, кн. XII, июнь);
  • «Ад», пер. с итал. Ф. Фан-Дим (Е. В. Кологривова; СПб. 1842-48; прозой);
  • «Ад», пер. с итал. размером подлинника Д. Мина (М., 1856);
  • Д. Мин, «Первая песнь Чистилища» ("Русск. вест., 1865, 9);
  • В. А. Петрова, «Божественная комедия» (пер. с итал. терцинами, СПб., 1871, 3-е изд. 1872; перев. только Ад);
  • Д. Минаев , «Божественная комедия» (Лпц. и СПб. 1874, 1875, 1876, 1879, перев. не с подлинника, терцинами);
  • «Ад», песнь 3-я, перев. П. Вейнберга («Вестн. Евр.», 1875, № 5);
  • «Паоло и Франческа» (Ад, дерев. А. Орлов, «Вестн. Евр.» 1875, № 8); «Божественная комедия» («Ад», изложение С. Зарудного, с объяснениями и дополнениями, СПб., 1887);
  • «Чистилище», перев. А. Соломона («Русское обозрение», 1892 г., белыми стихами, но в форме терцин);
  • Перевод и пересказ Vita Nuova в книге С., «Триумфы женщины» (СПб., 1892).
  • Голованов Н. Н. «Божественная Комедия» (1899-1902)
  • М. Л. Лозинский «Божественная комедия» ( Сталинская премия)
  • Илюшин, Александр Анатольевич. («Божественная Комедия») (1995).
  • Лемпорт Владимир Сергеевич «Божественная комедия.»(1996-1997)

См. также

Литература

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. : 1890-1907.
  • Баренбойм П. Д. «Конституционные идеи Данте», Законодательство и экономика, № 6, 2005, C. 64-69
  • Генон Р. Эзотеризм Данте // Философские науки . - 1991. - № 8. - С. 132-170.
  • Голенищев-Кутузов И. Н. Творчество Данте и мировая культура / Под редакцией и послесловием академика В. М. Жирмунского . - М .: Наука, 1971.
  • Данте и всемирная литература. М., 1967.
  • Дживелегов А. К. Данте, 1933. - 176 с. (Жизнь замечательных людей)
  • Доброхотов А. Л. Данте Алигьери.- М.: Мысль, 1990.- 207,c.-(Мыслители прошлого) ISBN 5-244-00261-9
  • Елина Н. Г. Данте. М., 1965.
  • Зайцев Б. К. Данте и его поэма. М., 1922.
  • Рабинович В. Л. «Божественная Комедия» и миф о философском камне // Дантовские чтения. М., 1985.

Ссылки

  • 2011.02.09. 21-25. Россия-К. Академия-4. Academia. Михаил Андреев. Восхождение к Данте. 1 лекция
  • 2011.02.10. 21-25. Россия-К. Академия-4. Academia. Михаил Андреев. Восхождение к Данте. 2 лекция
  • Божественная комедия с комментариями Лозинского и иллюстрациями Гюстава Доре в библиотеке mobook.ru

ДАНТЕ Алигьери (Dante Alighieri ) (1265-1321), итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка. В юности примкнул к школе "дольче стиль нуово" (сонеты, воспевающие Беатриче, автобиографическая повесть "Новая жизнь", 1292-93, издание 1576); философские и политические трактаты ("Пир", не закончен; "О народной речи", 1304-07, издание 1529), "Послания" (1304-16). Вершина творчества Данте - поэма "Божественная комедия" (1307-21, издание 1472) в 3 частях ("Ад", "Чистилище", "Рай") и 100 песнях, поэтическая энциклопедия средних веков. Оказал большое влияние на развитие европейской культуры.

ДАНТЕ Алигьери (май или июнь 1265, Флоренция - 14 сентября 1321, Равенна), итальянский поэт, один из величайших гениев мировой литературы.

Биография

Семья Данте принадлежала к городскому дворянству Флоренции. Родовое имя Алигьери (в другой огласовке Алагьери) первым носил дед поэта. Данте получил образование в муниципальном училище, затем, предположительно, учился в Болонском университете (по еще менее достоверным сведениям, в период изгнания посещал также Парижский университет). Принимал активное участие в политической жизни Флоренции; с 15 июня по 15 августа 1300 входил в правительство (был выбран на должность приора), пытался, исполняя должность, воспрепятствовать обострению борьбы между партиями Белых и Черных гвельфов (см. гвельфы и гибеллины). После вооруженного переворота во Флоренции и прихода к власти Черных гвельфов был 27 января 1302 приговорен к изгнанию и лишен гражданских прав; 10 марта его, как не уплатившего денежную пеню, приговорили к смертной казни. Первые годы изгнания Данте - среди вождей Белых гвельфов, принимает участие в вооруженной и дипломатической борьбе с победившей партией. Последний эпизод в его политической биографии связан с итальянским походом императора Генриха VII (1310-13), усилиям которого по установлению в Италии гражданского мира он дал идеологическую поддержку в ряде публичных посланий и в трактате "Монархия". Во Флоренцию Данте больше не вернулся, несколько лет провел в Вероне при дворе Кан Гранде делла Скала, последние годы жизни пользовался гостеприимством правителя Равенны Гвидо да Полента. Умер от малярии.

Лирика

Основная часть лирических стихотворений Данте создана в 80-90-е гг. 13 в.; с началом нового столетия малые стихотворные формы из его творчества постепенно уходят. Начинал Данте с подражания самому влиятельному в то время лирическому поэту Италии Гвиттоне д"Ареццо, но вскоре сменил поэтику и вместе со своим старшим другом Гвидо Кавальканти стал основоположником особой поэтической школы, самим Данте названной школой "сладостного нового стиля" ("Дольче стиль нуово"). Ее главный отличительный признак - предельное одухотворение любовного чувства. Стихи, посвященные своей возлюбленной Беатриче Портинари, Данте, снабдив биографическим и стиховедческим комментарием, собрал в книгу под названием "Новая жизнь" (ок. 1293-95). Собственно биографическая канва предельно скупа: две встречи, первая в детстве, вторая в юности, обозначающая начало любви, смерть отца Беатриче, смерть самой Беатриче, искушение новой любовью и преодоление его. Жизнеописание предстает как ряд душевных состояний, ведущий ко все более полному овладению смыслом постигшего героя чувства: в итоге любовное чувство приобретает черты и признаки религиозного поклонения.

Кроме "Новой жизни" до нас дошло еще около полусотни стихотворений Данте: стихи в манере "сладостного нового стиля" (но не всегда адресованные Беатриче); любовный цикл, известный под названием "каменного" (по значению имени адресата, донны Пьетры) и отличающийся избытком чувственности; комическая поэзия (стихотворная перебранка с Форезе Донати и поэма "Цветок", атрибуция которой остается сомнительной); группа доктринальных стихотворений (посвященных темам благородства, щедрости, справедливости и др.).

Трактаты

Стихотворения философского содержания стали предметом комментария в неоконченном трактате "Пир" (ок. 1304-07), который представляет собой один из первых в Италии опытов по созданию научной прозы на народном языке и одновременно обоснование этой попытки - своего рода просветительскую программу вместе с защитой народного языка. В неоконченном латинском трактате "О народном красноречии", писавшемся в те же годы, апология итальянского языка сопровождается теорией и историей литературы на нем - и то, и другое относится к абсолютным новациям. В латинском трактате "Монархия" (ок. 1312-13) Данте (также впервые) провозглашает принцип разделения духовной и светской власти и настаивает на полном суверенитете последней.

"Божественная Комедия"

Над поэмой "Божественная Комедия" Данте начал работать в годы изгнания и закончил ее незадолго до смерти. Написанная терцинами, содержащая 14 233 стиха, она делится на три части (или кантики) и сто песней (в каждой кантике по тридцать три песни и еще одна является вступительной ко всей поэме). Комедией она названа автором, который исходил из выработанной средневековой поэтикой классификации жанров. Определение "божественная" присвоили ей потомки. В поэме рассказывается о путешествии Данте по царству мертвых: право увидеть при жизни загробный мир - это особая милость, избавляющая его от философских и нравственных заблуждений и возлагающая на него некую высокую миссию. Данте, заблудившемуся в "сумрачном лесу" (который символизирует конкретный, хотя и не названный прямо грех самого автора, и вместе с тем - грехи всего человечества, переживающего критический момент своей истории), приходит на помощь римский поэт Вергилий (который символизирует человеческий разум, незнакомый с божественным откровением) и ведет его по двум первым загробным царствам - царству возмездия и царству искупления. Ад представляет собой воронкообразный провал, заканчивающийся в центре земли, он разделен на девять кругов, в каждом из которых совершается казнь над особой категорией грешников (только обитатели первого круга - души некрещеных младенцев и праведных язычников - избавлены от мук). Среди душ, встреченных Данте и вступивших с ним в беседу, есть знакомые лично ему и есть известные всем - персонажи античной истории и мифов или герои современности. В "Божественной комедии" они не превращены в прямые и плоские иллюстрации своих грехов; зло, за которое они осуждены, сложно сочетается с их человеческой сущностью, порой не лишенной благородства и величия духа (среди наиболее прославленных эпизодов такого рода - встречи с Паоло и Франческой в круге сладострастников, с Фаринатой дельи Уберти в круге еретиков, с Брунетто Латини в круге насильников, с Улиссом в круге обманщиков, с Уголино в круге предателей). Чистилище - это огромная гора в центре необитаемого, занятого океаном южного полушария, уступами она разделена на семь кругов, где души умерших искупают грехи гордыни, зависти, гнева, уныния, скупости и расточительности, чревоугодия, сладострастия. По прошествии каждого из кругов со лба Данте (и любой из душ чистилища) стирается один из семи знаков греха, начертанных ангелом-привратником - в этой части "Комедии" острее, чем в других, чувствуется, что путь Данте для него самого не только ознакомительный, но и искупительный. На вершине горы, в земном раю, Данте встречается с Беатриче (символизирующей божественное откровение) и расстается с Вергилием; здесь же Данте полностью осознает свою личную вину и до конца от нее очищается. Вместе с Беатриче он возносится в рай, в каждом из восьми окружающих землю небес (в семи планетных и в восьмом звездном) он знакомится с определенной категорией блаженных душ и укрепляется в вере и знании. В девятом, небе Перводвигателя, и в Эмпирее, где Беатриче в качестве водителя по раю сменяет св. Бернард, он удостаивается посвящения в тайны триединства и боговоплощения. Окончательно смыкаются оба плана поэмы, в одном из которых представлен путь человека к истине и добру через бездны греха, отчаяния и сомнений, в другом - путь истории, подошедшей к последнему рубежу и открывающейся навстречу новой эре. И сама "Божественная комедия", будучи своего рода синтезом средневековой культуры, оказывается для нее произведением итоговым.