С какого дня после пасхи разрешаются поклоны. Церковный устав о поклонах в храме

Выделено из темы про мед. профилактику в разделе «Физическое здоровье».

Как часто говорится, в РПЦ, согласно древним правилам и постановлениям Соборов, есть категорический запрет на любые земные поклоны и «метания» («малые земные поклоны», ныне практически забытые) в выходные дни (с вечера пятницы до понедельника), в периоды от Пасхи до троицы и после Рождества, во все церковные праздники, предпраздники, дни с полиелеем. Для обоснования этого обычно приводятся следующие цитаты:

Цитировать

Первый Вселенский Собор - Никейский
20. Поскольку суть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и во дни Пятидесятницы: то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу.

Шестой Вселенский Собор - Константинопольский
90. От Богоносных отцов наших канонически переданно нам, не преклонять колени во дни воскресные, ради чести восресения Христова. Посему, да не пребываем в неведении, како соблюдать сие, мы явственно показываем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующаго в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом воссылаем молитвы ко Господу.


Основное обоснование запрета: Воскресенье - это «малая Пасха», поэтому никаких земных поклонов делать нельзя, даже перед Святыми Дарами. И в общем-то, в большинстве храмов никто или почти никто из прихожан их и не делает - ни в выходные, ни в праздники; впрочем, и в будни большая часть из тех немногочисленных прихожан, кто может бывать в храмах по будням - тоже.

Однако вопрос, а к чему на самом деле относились эти отмены и запреты Соборов, с какой целью они были установлены, какой контекст у этих цитат, что имелось в виду, - получается довольно запутанный и туманный, а применимость их в контексте современных условий - довольно противоречивой. В частности:

1)Чем обоснован запрет в церковные праздники и предпраздники, которые выпадают на будни? О них в данных постановлениях Соборов вроде бы речи не идет.

2)Почему запрет начинается с вечера пятницы, если в правилах сказано, что его действие должно начинаться «яко в субботу, по вечернем входе»?

3)Почему указание из той же цитаты «паки колена преклоняя, сим образом воссылаем молитвы ко Господу», в современных условиях практически нигде и никем не соблюдается, ни в рамках богослужения, ни в частном порядке (по крайней мере, во многих храмах)? Почему сейчас богослужения в будни, в том числе на Петров, Успенский или Рождественский пост, по части поклонов фактически не отличаются от «малой Пасхи» по воскресеньям или от служб в период Пятидесятницы?

4)Где сказано, что речь вообще идет именно о земных поклонах? Где сказано, что речь идет о вообще любых поклонах, а не только об «уставных» поклонах "по дню", формально обязательных для всех прихожан? "стояще приносят молитвы Богу" - а в остальное время сейчас как молитвы читаются, разве не "стояще"? "Паки колена преклоняя, сим образом воссылаем молитвы ко Господу" - как-то не похоже, чтобы тут именно земные поклоны имелись в виду.

5)Если запрет на поклоны действительно обоснованный и категоричный - почему из него существует масса исключений (для священников, например, или, вроде бы, для келейных (домашних) молитвенных правил). Если же запреты на самом деле чисто организационно-рекомендательные, «смущения ради», ради «единообразия», и были актуальны для тогдашних условий и особенностей богослужебной практики - то насколько они сохранили свою актуальность в современных условиях, и почему сейчас эти запреты так жестко и последовательно отстаиваются и соблюдаются?

Кроме того - а есть ли, и соблюдаются ли аналогичные запреты в других Православных Церквях - Греческой, Болгарской, Румынской, Грузинской и др? У неправославных христиан - в частности, католиков, вроде бы никаких подбных запретов нет. А почему так? - не чтут, получается, День Пасхальный? - почему же им это никогда в вину не ставят, наряду в филиокве, стигматами и т.д.? Насчет протестантов - не знаю, хотя у большинства из них вроде бы от любых подобных «внешних проявлений благочестия» вообще отказались.

Вообще же, даже у православных священников и богословов, судя по всему, мнения по поводу этих запретов довольно разные и зачастую противоречащие утверждению про полный запрет. Вот, например, несколько цитат, навскидку найденных на разных православных форумах и порталах.

Цитировать

Существуют разные традиции, разные уставы о поклонах. В Уставе (см. Типикон) говорится, что единообразия в совершении поклонов мы придерживаемся “смущения ради” (чтобы не было смущения), для порядка в общем церковном собрании”. Устав о поклонах можно найти в постановлениях святых Отцов (см. Книгу правил Вселенских Соборов). Например, в Правиле каноническом Патриарха Никифора говорится, что земные поклоны святым иконам не отменяются и в воскресные дни. Но речь идет не о молитвенном стоянии на коленях, а только о поклоне, о мгновенном падении ниц. Для келейных молитв в Правиле нет устава на поклоны. В келии по усердию, вернее, кому как благословят, в любой день можно совершать земные поклоны (по многим уставам и в праздники) - в этом греха нет. Во многих монастырях по благословению духовника в келии земные поклоны не возбранялись ни в какой день. В Иерусалиме на Гробе Господнем всегда, и в день Пасхи, принято делать земной поклон. Священники Престолу земные поклоны полагают всегда, даже и в Пятидесятницу! Тем паче по освящении Святых Даров и приходя ко Причащению. Ведь если, например, будет совершаться хиротония на Пасху, то ставленник кладет земные поклоны перед архиереем и Престолом и сам на хиротонии стоит на коленях, так тем более можно (и нужно) делать земной поклон перед Святыми Дарами, то есть Самим Господом. Один старец на вопрос о том, можно ли делать земные поклоны в воскресные дни, говорил: “А если тебе в воскресный день явился Сам Господь, ты сказал бы: “Господи, рад бы поклониться Тебе, но прости меня, сегодня устав не позволяет, приими от меня поясной поклон.”?” Конечно, мы не раздумывая, упали бы в ноги Господу. И жены-мироносицы, увидев воскресшего Господа, “ястеся за нози Его”, т.е. припали к ногам Спасителя.
То есть - возможна масса исключений из запрета на земные поклоны, для келий он вообще не работает, никакого четкого единообразия нет. А а основной аргумент для запрета их в храмах - по сути чисто организационный: “смущения ради” (чтобы не было смущения).

Или вот еще:

Цитировать

С одной стороны, в воскресные дни земные поклоны отменяются. Но это правило было написано в то время, когда храм посещали и в будние дни. Если ему следовать сейчас, получится, что земные поклоны в храме надо совсем отменить, но это уже ненормально. Поэтому мой личный совет: при явлении Святых Даров земно поклонитесь Спасителю, невзирая на день. Единственное время, когда для этого можно сделать исключение - время от Пасхи до Троицы, когда ВСЕ земные поклоны отменяются. Но и в этот период никто не может запретить Вам земным поклоном воздать честь Господу. Священники на Евхаристическом каноне и пред Причастием всегда, независимо от праздников, земно кланяются Спасителю в Святых Дарах.
Т.е. - православный священник прямо рекомендует делать земной поклон в воскресенье.

Еще:
Священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
http://www.pravoslavie.ru/answers/7011.htm

Цитировать

Постановления Вселенских и Поместных Соборов и определения святых отцов, которые включены в Книгу правил, отменяют преклонение колен в воскресенья и в дни святой Пятидесятницы... ...(90-е правило).
...Из приведенного постановления видно, что нельзя делать поклоны после вечернего входа, а не перед всенощным бдением, как это неверно понимают многие.
Т.е. - в субботу утренняя Литургия и частично вечернее Всенщное бдение - под запрет, на самом деле, не попадают.

Цитировать

Соглашусь с одним из лучших литургистов Церкви: «стояние на коленях не православный обычай, распространившийся у нас лишь недавно и заимствованный с Запада. Поклон есть выражение наших благоговейных чувств к Богу, нашей любви и смирения перед Ним» (архим. Киприан Керн).
Действительно, о стоянии на коленях Устав вообще ничего не говорит - только о поклонах. Относительно поклонов мнения различны. В Уставе говорится, что единообразия в совершении поклонов мы придерживаемся “смущения ради” (чтобы не было смущения), для порядка в общем церковном собрании”. Разные мнения можно найти у святых Отцов. Например, в Правиле каноническом Патриарха Никифора говорится, что земные поклоны святым иконам не отменяются и в воскресные дни.
В целом нужно ориентироваться на местную приходскую практику: если на приходе положены поклоны в особо важные моменты, зачем нарушать общепринятую местную традицию? Так, свт. Иоанн Кронштадтский учил, что независимо от времени совершения Литургии нужно делать три поклона в течение службы: на входных перед Престолом, при преложении Даров и перед причащением непосредственно.
Насколько я понимаю, общепринятая практика предполагает, что абсолютно отменяются земные поклоны от Пасхи до Пятидесятницы, - даже и перед Дарами. Возможны, однако, исключения: самое простое - хиротония, ставленник делает земные поклоны даже и на Пасху...
Т.е. - мнения различны, рекомендации диаметрально разные, единого порядка на самом деле нет.

Там же:

Цитировать

...Вы поднимаете проблему, которая давно назрела в Церкви - вопрос об актуальности и действенности канонов. Бывают случаи, когда сложившаяся церковная практика превалирует над решениями Соборов. Возьмите хотя бы канон о возрасте рукополагаемых: диакон - не моложе 25, священник - не моложе 30. Этот канон на Руси вообще не соблюдался. В случае с поклонами - та же ситуация.
Т.е. - не всякое постановление древних Соборов сохранило актуальность в нынешние дни.

Там же:

Цитировать

Отдельные предписания насчет поклонов для священнослужителей есть в различных пособиях, а также и в богослужебных книгах. Например, архим. Спиридон "Практическое руководство по совершению Божественной литургии": "Мнение, что земные поклоны в воскресные и великопраздничные дни якобы вовсе не допускаются Уставом и канонами - это мнение обывателей в литургике и... кабинетных уставщиков". По мнению некоторых литургистов, земные поклоны перед Престолом необходимо полагать всегда, независимо от дня или праздника. Впрочем, сложившаяся практика заменяет земные поклоны поясными в период от Пасхи до Пятидесятницы.
Вот прямо так: "мнение обывателей в литургике и... кабинетных уставщиков". Четкая и обоснованная отмена - только на период Пятидесятницы.

Там же:

Цитировать

Учитывая, что Пятидесятница - это всегда воскресный день, снова мы видим противоречия между правилами Соборов и церковным Уставом. Более того, опровергается и распространенное мнение, что не положено вставать на колени после причастия - молитвы коленопреклоненные читаются уже после Литургии.
..........
Действительно, сейчас коленопреклонения носят частный характер (за исключением Троицы), в то время как постановления Соборов касаются общих коленопреклонений. Индивидуальная практика никогда не регулировалась.
Получается, что на разных приходах по-разному относятся к традиции земных поклонов в воскресные дни.
Приводимые Вами мнения отцов апеллируют к постановлениям Соборов, не учитывая контекста и реалий того времени. Каноны относятся к общецерковной молитве ("мы"), причем ординарной (т. е. совершаемой ежедневно), а не к частной практике благочестия (каковой и являются, например, поклоны перед святыней). Видом ординарной общецерковной молитвы, читаемой на коленях, в IV в. была ектения.
Видимо, придется нам сделать вывод, что в настоящее время унификация поклонов вообще отсутствует в Церкви. Есть некоторые частные случаи: мы уже говорили о службе на Троицу, где сохранились прошения ектении "преклоньше колена" - отголоски древней традиции, когда поклоны делали ВСЕ ВМЕСТЕ. Сейчас такого практически нет: разве что молитва св. Ефрема Сирина в посту, да и то некоторые не делают поклонов.
А если взять будние дни, то по логике поклоны полагаются (в отличие от дней воскресных). И когда же, скажите пожалуйста, мы делаем поклоны "всем храмом"? А может, многие делают три земных поклона перед входом в храм, по Уставу?

Итак: общая практика, к которой только и применимы эти запреты; индивидуальная практика, которая никогда не регулировалась; необходимость учитывать контекст постановлений Соборов и произошедшие с тех пор существенные перемены.
И кстати, действительно - а многие ли делают три земных поклона при входе в храм, по Уставу? Ну хотя бы на Великий пост, в будни? Хотя ведь положено это, насколько понимаю, и не только на Великий пост... Однако - ни разу такого видеть не приходилось.

И еще оттуда же:
http://azbyka.ru/forum/showthread.php?p=58405

Цитировать

Вот мнение о. Михаила Желтова - ведущего литургиста МДА:
Если взглянуть на вопрос с исторической т. зр., то известные канонические предписания не совершать коленопреклонений по воскресеньям и в период Пятидесятницы относятся к ектениям. Когда-то очень-очень давно во время ектений (которых было сильно меньше, но сами они были подлиннее) народ стоял на коленях.
Сейчас же мы круглый год служим по-воскресному - все ектении стоя. И только в день Пятидесятницы "возвращаемся" к тому, что когда-то было действительно повседневным - читаем ектении коленопреклонно. Только если когда-то коленопреклонные ектении вечерни Пятидесятницы были просто возвращением к повседневности - коленопреклонным ектениям остальных дней года, то со временем, с падением практики коленопреклонных ектений, это было переосмыслено как "особенность" Троицкой вечерни.
Все это было давным-давно. Настолько давно, что и переосмысление произошло тоже очень-очень давно: знаком этого переосмысления являются коленопреклонные молитвы Пятидесятницы, дописанные со временем - тогда, когда все уже и забыли, зачем это на Троицкой вечерне ектении нужно слушать коленопреклонно. Но это дописывание произошло никак не позже 8 века, так что уже и в 8 веке ектении давно не читались коленопреклонно.
Практический вывод отсюда такой: с исторической точки зрения обсуждаемые канонические правила не имеют никакого отношения к частным коленопреклонениям по тем или иным случаям. Хочешь - кланяйся, хочешь - не кланяйся.

Т.е. получается, "воскресные запреты" - они вообще не к земным поклонам относятся, а совсем даже к другому. Хочешь - кланяйся, хочешь - не кланяйся, оснований запрещать это, получается, на самом деле нет. Ограничения могут быть только технические, - нехватка места, например.

В общем, по итогам всего вышеперечисленного- получается, что запрет на земные поклоны и для воскресений-то не очень четко обоснован, а для суббот и праздников, выпадающих на будни - тем более. Так есть ли какой-то смысл так последовательно настаивать на исполнении этих запретов? Из-за которых фактически происходит полное выпадение благочестивой практики земных поклонов из богослужений в течение всего года, а также, по косвенным причинам, - в значительной мере и из богослужений Великого Поста. Или что, практика земных поклонов вообще морально устарела, и в современном Православии вообще больше не нужна?

Человек - творение духовно-телесное. Положение тела в молитве влияет на душу, помогая настроиться на нужный лад. Без труда невозможно достичь Царствия Божия, очиститься от страстей и грехов. Земной поклон - это тела, которая способствует смирению, терпению и сокрушению внутреннего человека перед Создателем. Сам Господь наш Иисус Христос молился с коленопреклонением, а уж нам тем более нельзя пренебрегать таким полезным духовным упражнением. Важно знать, как делать земной поклон правильно, по канонам Церкви.

Земные поклоны не разрешаются Церковью:

  • в период от Воскресения Христова до Дня Святой Троицы;
  • от Рождества Христова до Крещения (Святые дни);
  • в дни двунадесятых праздников;
  • воскресные дни. Но есть исключения, когда благословляется земной поклон на литургии в воскресенье: после фразы священника «Преложив Духом Твоим Святым» и в момент выноса из алтаря Чаши со Святыми Тайнами Христовыми к народу со словами «Со Страхом Божиим и верою приступите»;
  • день причастия до вечернего богослужения.

Во все остальные периоды земные поклоны делают, но перечислить эти случаи не представляется возможным из-за их множества. Важно придерживаться простого правила: во время богослужения следите за священниками и повторяйте за ними. Особенно изобилуют коленопреклонениями Великопостные богослужения. Когда звонит специальный колокольчик, нужно опускаться на колени.

В домашней обстановке делать земные поклоны на молитве можно в любые дни, кроме периодов, когда это не благословляется Церковью. Главное, соблюдать меру и не переусердствовать. Качество поклонов важнее их количества. Также в православной практике недопустимо молиться, длительно стоя на коленях, это практикуется в католической церкви.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал о земных поклонах: "Господь повергался на колени во время молитвы Своей - и ты не должен пренебрегать коленопреклонениями, если имеешь достаточно сил для совершения их. Поклонением до лица земли, по объяснению отцов, изображается наше падение, а восстанием с земли - наше искупление".

Земной нужно делать не спеша, со вниманием и сосредоточенностью. Встать прямо, благоговейно перекреститься, опуститься на колени, положив ладони впереди, и коснуться лбом пола. Затем встать с колен прямо и повторить при необходимости. Творить поклон принято с краткой молитвой, например с Иисусовой, « помилуй» или своими словами. А также можно направить слово к Царице Небесной или Святым.

Важно уяснить, что земной поклон - это не самоцель, а инструмент для обретения потерянного богообщения и благотворных даров Духа Святого. Поэтому ответ на вопрос "Как делать земной поклон?" будет заключаться в правильном покаянном расположении сердца, наполненного Страхом Божиим, верой, надеждой на неизреченное милосердие Господне к нам грешным.

На отпусте «Христос, истинны...

Заранее прошу прощения за столь длинную выписку "О поклонах и Крестном Знамении", но вот указания:

Креститься без поклонов следует:
В начале шестопсалмия при словах «Слава в Вышних Богу…» три раза и в середине на «Аллилуиа» три раза.

В начале пения или чтения «Верую».

На отпусте «Христос, истинный Бог наш…».

В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

Креститься с поясным поклоном следует:

При входе в храм и при выходе из него - три раза.

При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».

При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.

При возгласах «Приимите, ядите…», «Пийте от нея вси…», «Твоя от Твоих…».

При словах «Честнейшую Херувим…».

При каждом возглашении слов «поклонимся», «поклонение», «припадем».

Во время чтения или пения «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом - по три раза.

Во время чтения канона на утрени при взывании к Господу, Божией Матери и святым.

При окончании пения или чтения каждой стихиры.

На литии после каждого из первых двух прошений ектении - по три поклона, после двух остальных - по одному.

Креститься с земным поклоном следует:

В пост при входе в храм и при выходе из него - три раза.

В пост на утрени после каждого припева к песни Богородице «Величит душа моя Господа» после слов «Тя величаем».

На литургии в начале пения «Достойно и праведно есть…».

По окончании пения «Тебе поем…».

После «Достойно есть…» или задостойника.

При возгласе «Святая святым».

При возгласе «И сподоби нас, Владыко…» перед пением «Отче наш».

При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз - при словах «Всегда, ныне и присно…».

В Великий пост на великом повечерии при пении «Пресвятая Владычице…» - на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся…» и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.

В Великий пост при чтении молитвы «Господи и Владыко живота моего…».

В Великий пост при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» полагаются три земных поклона.

Поясной поклон без крестного знамения кладется:

При словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…», «И да будут милости Великаго Бога…».

При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).

Не допускаются земные поклоны:

В дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения.

При словах «Главы наша Господеви приклоним» или «Главы ваша Господеви приклоните» все молящиеся приклоняют головы (без крестного знамения), так как в это время священник тайно (то есть про себя), а на литии велегласно (громко) читает молитву, в которой молится о всех присутствующих, приклонивших головы. Молитва эта заканчивается возгласом, в котором воздается слава Святой Троице.

Поклоны при молитве являются внешним выражением чувств кающегося человека. Поклоны помогают молящемуся настроится на молитву, они пробуждают дух покаяния, смирения, душевного сокрушения, укорения себя и покорности воле Божией, как благой и совершенной.

Поклоны бывают земными , когда молящийся становится на колени и касается головой земли, и поясные , наклоняются так, чтобы голова была на уровне пояса.

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет о видах поклонов:

«Устав и исконные обычаи нашей Восточной Православной Церкви вообще не знают таких «коленопреклонений», как они теперь у нас в большинстве случаев практикуются, а только — поклоны, великие и малые, или иначе — земные и поясные. Земной поклон это — не стояние на коленях с поднятой кверху головой, а «падение ниц» с головой, прикасающейся к земле. Такие земные поклоны совершенно отменяются каноническими правилами нашей Святой Православной Церкви в воскресные дни, Господские праздники, в период между Рождеством Христовым и Богоявлением и от праздника Пасхи до Пятидесятницы, а при входе в храм и прикладывании к святыням отменяются также и во все остальные праздничные дни, когда бывает всенощное бдение, полиелей или хотя бы одно великое славословие на утрени, в дни предпразднеств и заменяются поясными.

Земные поклоны за Божественной литургией, когда они допускаются по уставу, положены: при окончании пения «Тебе поем» (в момент пресуществления Святых Даров), при окончании пения «Достойно есть», в самом начале пения «Отче наш», во время явления Св. Даров при возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите» и во время вторичного явления Св. Даров перед отнесением их на жертвенник при возгласе «Всегда, ныне и присно и во веки веков».

Есть ещё обычай (который не всеми принимается) полагать земной поклон в начале евхаристического канона — тотчас по возгласе «Благодарим Господа» и при возгласе «Святая Святым».

Всякие другие поклоны, а тем более несвойственное духу Святого Православия стояние на коленях во время Божественной литургии является произволом, не имеющим для себя основания в предании и священных установлениях нашей святой Церкви».

Церковная служба совершается со многими великими и малыми поклонами. Поклоны следует совершать с внутренним благоговением и с внешним благообразием, не спеша и не торопясь, и, если вы в храме, — одновременно с другими молящимися. Перед совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением, а потом делать поклон.

Поклоны в храме следует совершать тогда, когда это указано Церковным Уставом . Самочинные и несвоевременные поклоны в храме обличают нашу духовную неопытность, мешают молящимся возле нас и служат нашему тщеславию. И напротив, поклоны, сотворённые нами по мудро установленным Церковью правилам, окрыляют нашу молитву.

Святитель Филарет, митрополит Московский, по этому поводу говорит:

«Если стоя в церкви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это Церковный Устав, то стараешься удерживать себя от поклонов тогда, когда этого не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воздыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слезы, готовые пролиться из очей твоих, — в таком расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу Твоему Небесному, Иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя (Мф. 6, 6)».

Уставом Церкви не положены земные поклоны в воскресные дни, в дни великих двунадесятых праздников, от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы.

Архиепископ Аверкий (Таушев) пишет о том, что христианам следует соблюдать Правила Святой Церкви:

«К сожалению, в наше время действительно мало кто знает о церковных правилах, касающихся коленопреклонений, а также и о том, что в воскресные дни (так же как и во дни великих Господских праздников и во всю Пятидесятницу — от праздника св. Пасхи до дня св. Троицы) — коленопреклонения отменяются. Об этой отмене коленопреклонений говорит целый ряд церковно-канонических правил».

Так 20-е правило Первого Вселенского Собора гласит:

«Понеже суть некоторые, преклоняющие колена в день Господень (т. е. воскресение), и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях всё одинаково было, угодно Святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу».

Шестой Вселенский Собор в своём 90-м правиле нашёл нужным ещё раз решительно подтвердить это запрещение преклонять колена в воскресные дни, причём обосновал это запрещение тем, что этого требует «честь воскресения Христова» то-есть, что поклоны, как выражение чувства покаянной скорби, несовместимы с праздничным торжеством в честь такого радостного события, как воскресение Господа нашего Иисуса Христа из мертвых. Вот это правило:

«От Богоносных Отец наших канонически предано нам, не преклоните колен во дни воскресные , ради чести Воскресения Христова. Посему да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера , в который по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею Воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем Воскресение».

В этом правиле особенно характерно выражение: «Да не пребываем в неведении». Очевидно святые Богоносные Отцы наши не считали вопрос преклонения или непреклонения колен в день воскресный несущественным или маловажным, как это ныне многие, к сожалению, считают, игнорируя это правило: они сочли нужным особым каноническим правилом совершенно точно указать, с какого именно момента богослужения недопустимо преклонение колен и с какого оно вновь разрешается. Согласно этому правилу коленопреклонения отменяются с так называемого «вечернего входа» на вечерне в субботу и до вечернего входа на вечерне в воскресение. Вот почему нет ничего удивительного в том, что на вечерне в первый день Святой Троицы, хотя он всегда бывает в воскресение, читаются три молитвы святителя Василия Великого с коленопреклонением. Эти молитвы и читаются, как раз после вечернего входа на вечерне, что вполне согласно с требованием вышеизложенного 90-го правила VI Вселенского Собора.

Святитель Петр, архиепископ Александрийский и мученик, пострадавший за Христа в 311 году (правила которого включены в общеобязательный для всех верующих церковный канон и содержатся в «Книге Правил», наряду с другими правилами св. отцев) в своём 15-м правиле, объясняя, почему христиане постятся в среду и пяток, говорит:

«Воскресный же день провождаем, яко день радости, ради Воскресшего в оный: в сей день и колена преклоняти мы не прияли».

Великий вселенский учитель и святитель Василий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской , живший в IV веке, правила которого в количестве 92-х также включены в «Книгу Правил» и пользовались всегда особенным авторитетом и уважением, в 91-м правиле , заимствованном из 27-й главы его книги о Св. Духе, «К Амфилехию», весьма глубоко и, можно сказать, исчерпывающе объясняет всё значение отмены коленопреклонений в дни, когда мы празднуем воскресение Христово. Вот полностью его глубоко назидательное разъяснение этого древнего церковного обычая:

«Стоя молитвы творим во едину от суббот (то-есть в воскресение), но причину сего не все знаем. Ибо не токмо, яко совоскресшие Христу и долженствующие искати горнего, стоянием во время молитвы, в день воскресения, напоминаем себе о благодати нам дарованной, но и потому сие творим, яко день сей мнится быти неким образом чаемого века. Почему яко начало дней, и у Моисея наречен он не первым, но единым. И бысть, глаголет, вечер, и бысть утро, день един (Быт. 1, 5): аки бы един и тот же день многократно круговращался. И так единый, который есть купно и осмый, означает оный существенно единый и истинный осьмый день, о котором и Псалмопевец упоминает в некоторых написаниях псалмов, назнаменует собою по сем веке грядущее состояние, день непрестающий, невечерний, безпреемственный, нескончаемый, оный и нестареющий век. Итак основательно Церковь научает питомцев своих бывающие в оный день молитвы в стоянии совершати дабы, при частом напоминании о нескончаемой жизни, мы не оставили в небрежении напутствия к оному преставлению. Но и вся пятьдесятница есть напоминание Воскресения, ожидаемого в будущем веке. Ибо единый и первый день, будучи седмикратно уседмеричен, составляет седмь недель святыя пятьдесятницы. Пятьдесятница, начинаясь первым днем седмицы, им же и оканчивается. Пятьдесят крат обращаясь чрез подобные промежуточные дни, сим подобием подражает веку, как бы в круговом движении начинаясь от тех же знаков, на тех же и оканчиваясь. Церковные уставы научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы, ясным напоминанием как бы переселяя мысль нашу от настоящего в будущее. При всяком же коленопреклонении и востании, мы действием показуем и то, яко грехом низпали на землю, и то, яко человеколюбием Создавшего нас, паки воззваны на небо. Но не достанет мне времени повествовати о неписаных Таинствах Церковных».


При прикладывании ко Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам
следует подходить в должном порядке, не спеша и не теснясь, класть два поклона перед целованием и один после целования святыни, поклоны надо совершать по дню — земные или глубокие поясные, касаясь рукой земли. Прикладываясь к иконам Спасителя, целуем ногу, а при поясном изображении — руку, или ризу, к иконам Божией Матери и святых — руку или ризу; к иконе Нерукотворенного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя — целуем власы.

На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но при стечении молящихся целовать икону полагается один раз , дабы не задерживать других и тем не нарушать благочиния в храме. Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)» , или: «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».

Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить следующую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас» . Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают молитву «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» с последующим поклоном.

Известно, что от Пасхи до Троицы земные поклоны не совершаются, но если мы видим человека на коленях, со слезами молящегося, можно ли ему сделать замечание? Как Вы считаете?

Прежде всего отвечу на ваши добрые слова, что Вам хотелось бы почаще меня здесь видеть. Я думаю, что руководство телеканала «Союз» в данном вопросе придерживается мудрого совета святого царя Соломона. В его книге Притчи Соломона написано: «Не учащай входить в дом ближнего твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя», - то есть нечасто появляйся. Но есть и другие слова у премудрого Соломона: «…и надолго не удаляйся, чтобы не забыли тебя».

По поводу Вашего вопроса - действительно, по церковному богослужебному Уставу, составленному людьми, которые сами в Бога веровали, имели живую веру и любовь к Богу, есть регламент. Поэтому в великие и двунадесятые праздники (и, в первую очередь, от Пасхи до Пятидесятницы) земные поклоны, которые совершаются в контексте богослужения, отменяются. Это те поклоны, которые совершались в Великий пост, когда священник выходит на амвон во время великого повечерия и говорит: «Пресвятая Владычице Богородица, моли о нас грешных», и последующие поклоны, когда вместе со священником кланяются все молящиеся. Равно как на молитве преподобного Ефрема Сирина: священник выходит, провозглашает - и все молящиеся единообразно кланяются.

Что такое земной поклон? Это, как написано в Типиконе, преклонение ниц до земли, это проявление особой любви, особого благоговения к Богу. И тем не менее церковный Устав не только не запрещает, а даже предписывает и в великие праздники (и на Пасху, и от Пасхи до Троицы) на Божественной литургии совершать земной поклон во время пресуществления Святых Даров, когда после Символа веры совершается Евхаристический канон, поются особые песнопения. В этот момент на святом престоле хлеб и вино благодатью Духа Святого претворяются в истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа - и все молящиеся становятся на колени и преклоняются своим челом до земли. Также во время произнесения священником слов «Святая святым», во время того, когда священник выходит из алтаря с Чашей и говорит: «Со страхом Божиим и верою приступите», молящиеся, желающие причащаться, делают земной поклон.

Очень мудро ответил на подобный вопрос один из пожилых духовников и уставщиков Киево-Печерской лавры: «Если на Пасху перед тобой предстанет Живой Христос, как ты поступишь? Ты падешь ниц к Его ногам или просто отвесишь вежливо поясной поклон и скажешь: “Прости, Господи, по-другому не могу, устав не позволяет”?»

Еще один пример приведу: во время дьяконской и священнической хиротонии, когда ставленника водят вокруг престола, он кланяется правящему архиерею до земли. Это происходит и на Пасху, и в период от Пасхи до Пятидесятницы, поэтому для того, чтобы знать церковный Устав, надо иметь духовное образование и живую веру, то есть иметь христианское воспитание и образование. Поэтому я бы не советовал делать никому замечания, потому что когда мы делаем замечание, надо сначала понять, что нами движет. Ведь нередко бывает, что мы движимы просто личной неприязнью к человеку или предубеждением. Простая аналогия: например, если над вами живут соседи, к которым вы не питаете симпатии, хороших, добрых чувств, то вас раздражает в них абсолютно все: и стук, и шум, и шаги, и детский плач, и детский смех… Потому что уже есть к ним предубеждение. То же самое, если у нас есть предубеждение к кому-то и мы видим, что этот человек встал на колени, - мы готовы его растерзать; если он стоит на ногах - тоже плохо, крестится - плохо, вошел в храм - плохо, вышел - тоже плохо. То есть надо понять, что нами движет.

Я знаю случай, когда один пожилой господин приставал к женщинам, что они неправильно писали в записках о беременных «плодоносящая», а он говорил, что нельзя так писать, это неправильно и неканонично. Уже многие из этих молодых мам благополучно родили, окрестили детей, воцерковили, но вынуждены ходить в другой храм, чтобы не встречаться с этим пожилым господином, у которого такая ревность, а может, какие-то комплексы - кто его знает, один Господь знает, что им движет, но всегда усматривается личная неприязнь. Поэтому я бы Вам советовал, когда стоим в храме, лучше следить за собой, смотреть на иконы и в своем сердце во время богослужения читать молитву Иисусову или «Боже, милостив буди мне грешному».

священник Димитрий Беженарь