Природные факторы здоровья (солнце, воздух, вода). Солнце воздух и вода… какая от них польза

Лидия Черкесова
Конспект занятия в старшей группе «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья»

ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ .

Солнце , воздух и вода – наши лучшие друзья .

Цели :

Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух , вода и свет для всего живого на земле, расширить знания о роли воды, воздуха , солнца в жизни человека ; научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека, что чистая вода (родники) – это бесценный дар природы; подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений и жизни всего живого на земле.

Расширить знания детей о свойствах воздуха , воды и солнца через опытно-экспериментальную деятельность с детьми, формировать интерес к опытно-экспериментальной работе.

Ввести в словарь детей слова : источник света и тепла, невидим, родники, питьевая, пресная, прозрачная, экономить.

Развивать мышление, память, любознательность, умение рассуждать.

Воспитывать бережное отношение к природе; расширять представление о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу.

Демонстрационный материал : посылка, в которой лежат : письмо от Незнайки, загадка с изображением солнца с обратной стороны , воздушный шарик , пластиковая бутылка с водой, членский билет «Юные Знайки» ; картинки с изображением черного дыма из заводских труб, выхлопного газа из автомобиля; по стакану с кислой, сладкой и солёной водой; кусочек льда на тарелке.

Материал для каждого ребенка : стакан с чистой водой, трубочка для воды.

Ход занятия:

Раздается стук в дверь, воспитатель подходит к двери и заносит посылку.

Дети, нам пришла посылка. Давайте с вами посмотрим, что же внутри.

Достает из посылки письмо.

Дети, здесь письмо. Написано : «От Незнайки» . Давайте его прочтем.

Читает письмо. «Дорогие друзья ! Недавно, я со своим другом Пончиком летал на Луну. Нам так вначале хотелось остаться жить на Луне, никто тебя ни учит, никто ни дразнит, гуляй себе сам. Но вскоре нам стало скучно, ходить можно только в скафандрах, ешь из тюбиков. И даже семена растений, которые мы привезли на Луну, нельзя было вырастить. Нет, жить на земле приятней. Я прислал вам то, без чего мы бы с вами не жили на земле. Отгадайте и станьте все членами школы «Юные Знайки» .

Посмотрим, что он нам прислал?

Достает большой конверт, на котором написана загадка.

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце

И зовут тебя все (солнце ) .

Что имел в виду Незнайка? Солнце – источник света и тепла. Оно греет. Дает тепло. А кому оно дает свое тепло? Животным, растениям, людям. Мы недавно сажали с вами лук.

Ребята, давайте посмотрим на наш лук. Сравним лук с подоконника и достанем лук из шкафа. Что с ним произошло? Тот лук, который стоял на солнышке , пророс и дал перышки, перышки зелёного цвета, толстенькие, а тот, что мы поставили в шкаф, где нет света, ещё только начинает прорастать и кончики перьев желтого цвета. Почему такая разница? Правильно, потому что один стоял на свету, а другой в темноте. Из этого опыта мы можем сказать, что растениям нужен свет и тепло. Ребята, все растения очень любят свет и всегда к нему тянутся. Давайте посмотрим на нашу традесканцию, куда смотрят её листики? На окошко, тянутся к солнышку .

А мы сможем прожить без света и солнечного тепла ? Что с нами произойдет?

Станет холодно, мы замёрзнем, и заболеем, будет всегда темно и мы будем натыкаться друг на друга.

Что мы делать любим летом на солнышке ? (загорать, греться) . От солнышка всем светло , весело и тепло. А сейчас у нас зима, солнце светит реже и плохо греет, не греет, а морозит, а так хочется поваляться на солнышке , поиграть. Предлагаю вам поиграть.

Делаем разминку :

Во дворе растет подсолнух ,

Утром тянется он к солнцу . (Дети встают на носочки и тянут руки вверх)

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже .

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад)

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место.

Дети присаживаются за столы.

Ребята, я посмотрю,что ещё прислал нам Незнайка. (Достает шарик)

Скажите, ребята, а что внутри шарика? Воздух . Зачем нам нужен воздух ? Давайте попробуем сейчас закрыть рот и зажать нос пальчиками, долго ли мы сможем продержаться без воздуха ? Нет. Чтобы жить, нам нужно постоянно дышать воздухом .

Он нам нужен, чтобы дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это? (воздух )

А кому ещё для жизни нужен воздух ? Воздух окружает всю нашу Землю, воздухом дышат люди , животные и растения. Скажите, дети, а можно ли увидеть воздух , услышать или потрогать? Когда мы можем увидеть воздух ? (на улице в мороз выдыхая тёплый воздух ртом , мы видим – пар).

У каждого на столе стоит стакан с водой и трубочка. Давайте с вами подышим в трубочку. Что появилось в стакане? Пузырьки воздуха . Значит, мы можем воздух видеть .

А как мы можем почувствовать воздух ? Поднесите ладошку ко рту и выдохните воздух , чувствуете его? А как мы почувствуем воздух на улице ? Воздух на улице – это ветер.

А сейчас я предлагаю услышать воздух . Для этого я надую шарик, а теперь буду потихоньку выпускать воздух из шарика , что мы слышим? Шипение.

Дети, воздух невидим , он заполняет всё вокруг и не имеет запаха.

Как воздух влияет на наше здоровье?

Чистый воздух оберегает от болезней. А вот загрязненный наоборот - вредит.

А где мы можем увидеть грязный воздух ? (чёрный дым из труб, выхлопные газы от машин) . Воспитатель показывает картинки по этой теме. Что с нами произойдет, если мы будем дышать грязным воздухом ? (заболеем) . Лучший лекарь для воздуха – деревья . Они очищают воздух , поэтому в лесу всегда дышится легко. Человек сажает вокруг домов, на улицах деревья, создает парки, рощи, скверы, все для того, чтобы легче дышалось, и человек меньше болел.

Ребята, выходите, поиграем с нашим шариком. Дети стоят по кругу, произносят стих про шарик и передают его. На ком закончится стихотворение, тот называет свое имя.

Ты катись, веселый шарик, быстро-быстро по рукам.

У кого веселый шарик, назовет тот имя нам.

Поиграли, давайте посмотрим, что ещё есть в посылке. (Дети стоят вокруг посылки) .

Воспитатель достает бутылку с водой.

Ребята, причём тут бутылка. Я не знаю. Может вы, мне подскажете?

Это вода !

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, море, океане.

И водопроводном кране.

Человек может ли жить без воды?

Кому ещё нужна вода ?

Можно ли пить воду из моря, океана? Почему нельзя её пить?

Какую воду можно пить? Откуда берется пресная вода ?

Ребята, посмотрите на глобус. Это макет нашей Земли в маленьком размере, на нем много голубого цвета. Что означает голубой цвет? Это вода ! Зачем нам нужна вода ? Расскажите.

На нашей планете много воды, но не вся вода питьевая . Много солёной воды, а вот пресной очень мало. Если её мало, что нужно делать? Её нужно экономить. Что значит экономить? Закрывать краны, брать столько воды, сколько нужно, оберегать её. От чего оберегать? От загрязнений. Нельзя бросать мусор в водоёмы или выливать какие-то химикаты, вода будет отравлена и тогда погибнут рыбы, заразятся животные, а за ними заразится и человек.

У вас на столах стоят стаканчики. Присядем за столы. В каждом стаканчике есть вода . Возьмите каждый стакан и загляните в него.

Вы видите дно. Значит, какая вода ? Прозрачная.

Какого она цвета? Бесцветная.

Давайте понюхаем, пахнет? Нет. Значит, не имеет запаха.

Какая бывает вода ? Чистая, солёная, горькая, грязная, питьевая.

Давайте попробуем её. Есть вкус? Нет. А когда она может поменять вкус? Если добавить в воду соль, сахар, лимон. Вот в этом стакане я развела соль, кто попробует и скажет, какая вода стала на вкус ? (Дети пробуют также на вкус сладкую и кислую воду)

Посмотрите, что я делаю. Переливаю. Какая она. Жидкая. Какой еще бывает вода ? Твёрдой. Показываю детям лёд. Если лед подержать в руке, во что он превратится? В воду. А ещё вода превратится в пар , если её кипятить.

Ребята, а вода влияет на наше здоровье? Конечно! Если мы будем пить грязную воду, что с нами случится? А если мы не будем умываться, мыть посуду, убираться в комнате? Сможем ли мы прожить без воды? Нет.

Итак, дети, мы с вами сегодня узнали три важных фактора для жизни. Это – солнце , воздух и вода . Без них не будет жизни на земле.

Нас солнца луч смешит и дразнит,

Нам нынче весело с утра.

И вместе с нами всюду рядом

Наши лучшие друзья :

Солнце , воздух и вода !

Ребята, в посылке ещё что-то лежит.

Воспитатель достает билеты и вручает каждому по билету, всех поздравляет, дети являются членами школы «Юные Знайки» .

Анна Котовчихина

Цель: познакомить детей с такими природными факторами как солнце, воздух и вода и их влиянием на здоровье и жизнь человека.

Оборудование: набор картинок «Советы о здоровье», набор фотографий или картинок «Солнце, воздух, вода».

Предварительная работа: беседы: «Что такое здоровье?», «Помощники здоровья», рассматривание картинок «Советы о здоровье», разучивание пословиц и поговорок о здоровье, самомассаж, дыхательное упражнение, пальчиковую гимнастику.

Литература: «Беседы о здоровье» Т. А. Шорыгина.

Ход проведения:

(дети сидят на стульчиках полукругом)

Воспитатель: (стихотворение о здоровье)

Человек на свет родился,

Встал на ножки и пошел.

С ветром, солнцем подружился,

Чтоб дышалось хорошо.

Приучал себя к порядку:

Рано утром он вставал.

Бодро делал он зарядку,

Душ холодный принимал.

Каждый день он бегал, прыгал,

Много плавал, в мяч играл.

Набирал для жизни силы,

И не ныл, и не хворал.

Воспитатель: Ребята, о чём это стихотворение? (о том, что помогает поддерживать наше здоровье) Да. И в прошлый раз мы говорили с вами об этом. Давайте немного вспомним.

Итак, что же нужно делать, чтобы сохранять и укреплять своё здоровье?

* Ответы детей. В конце воспитатель подводит итог сказанному, выставляя набор картинок «Советы о здоровье» (уже знакомых детям).

Воспитатель: Молодцы! Вы всё запомнили и правильно сказали. Здоровье – это наше богатство, его нужно беречь, заботиться о нём и укреплять. Оно очень важно для человека, его жизни. Об этом знают все. Знают и знали раньше. И немало пословиц и поговорок сложили о здоровье. Давайте вспомним некоторые из них (дети вспоминают разученные ранее поговорки и пословицы): «Здоровье – дороже золота», «Здоровье ни за какие деньги не купишь», «Здоровому всё здорово», «Здоровье в порядке – спасибо зарядке».

Есть и такая – «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья

Давайте подумаем, о чём эта поговорка и что означает?

* Ответы детей. Воспитатель помогает размышлять детям, поощряет их активность. Затем продолжает сам.

Воспитатель: (показ фотографии или картинки с изображением Солнца)

Солнце даёт свет и тепло. Солнечные лучи полезны для нашего здоровья. Они радуют нас, поднимают нам настроение, им хочется подставлять лицо. И детям для роста очень нужен солнечный свет. (витамин Д)

Поэтому солнечные ванны полезны как детям, так и взрослым. Солнечные ванны – это и прекрасное закаливание, которое дарит нам сама природа. Но нужно соблюдать определённые правила, чтобы не навредить себе. Вначале на солнце проводят 5-10 минут, причём голову обязательно нужно прикрыть панамкой. Когда организм привыкнет к солнечным лучам, можно подольше быть на солнце. В том месте, где мы с вами живём, загорать лучше всего до 11 часов утра и с 16 часов вечера.

* Стихотворение о солнце (дети выполняют релаксационные упражнения с элементами самомассажа согласно тексту).

СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ.

Очень ярко светит солнце,

(поднять руки вверх, потянуться)

Греет ласково и нежно.

(поглаживание себя по голове)

Рано утром мне в оконце

(руками «нарисовать» в воздухе «оконце»)

Заглянуло важно.

(Руки «полочкой» под подбородком)

Прикоснулося лучом

К розовой щеке.

(поглаживание щёчек)

Осветило все кругом.

(поглаживание лба, висков)

Луч - сожму в руке.

(сложить ладони вместе)

Я его не отпущу,

Пусть ладонь мне греет.

(ощутить тепло в ладонях)

В нем я лето отыщу,

Не всякий так сумеет.

(раскрыть ладони, даря тепло всем вокруг).

Воспитатель: (показ фотографии или картинки с изображением неба, воздуха)

Не менее полезны и воздушные ванны и прогулки на свежем воздухе. Когда мы дышим свежим воздухом, в лёгких происходим активная циркуляция воздуха и газообмен. Кровь обогащается кислородом, и он разносится ко всем органам и тканям нашего организма. Отчего мы чувствуем бодрость и лёгкость в теле. Особенно полезный воздух в хвойных, сосновых лесах. Этот воздух – настоящий целительный настой, благоухающий ароматами смолы и хвои. И в лиственных лесах, и в борах в воздухе содержится много фитонцитов – особых летучих веществ, убивающих вредных микробов. Кроме того, прогулки на свежем воздухе помогают нам закаливаться и потом не болеть. Когда мы выходим из помещения на улицу и ощущаем разницу температур (в помещении тепло, на улице прохладно, то тренируются наши сосуды. А любая тренировка всегда помогает сделаться сильней и крепче. И поэтому люди, которые гуляют на свежем воздухе, занимаются спортом (совершают пробежки, прогулки на велосипеде, играют в футбол, зимой катаются на лыжах, санках, коньках) меньше болеют, и защита их организма (иммунитет) крепче.

Но, конечно же, воздух, которым мы дышим, должен быть чистым.

Если мы будем дышать грязным воздухом, что может быть? (ответы детей).

Всё верно, грязный воздух может засорить наш организм, вызвать аллергию и даже отравить.

* Стихотворение о воздухе (дети выполняют дыхательное упражнение).

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

(Глубокий спокойный вдох – выдох через нос)

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

(Глубокий спокойный вдох – выдох через рот)

Он в лесу – густой, душистый,

Пахнет свежестью смолистой,

(дыхание через левую ноздрю, прикрыв вторую)

Пахнет дубом и сосной.

(дыхание через правую ноздрю, прикрыв вторую)

Летом он бывает тёплым,

(прикрыть ладонями нос и рот, дышать через рот, ощутить тёплый воздух)

Веет холодом зимой,

(ладони раскрыть, длинный выдох через рот, как бы сдувая с ладоней что-то)

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой,

(3 глубоких вдоха-выдоха через нос)

Мы о нём не говорим.

(задержать дыхание до окончания стихотворения)

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

(спокойный выход)

Воспитатель: А теперь поговорим о воде (показ фотографии или картинки с изображением воды, реки).


Во-первых, воду мы пьём и используем в приготовлении пищи, и она, также как и воздух, должна быть чистой. Ведь в нашем организме большое количество жидкости, и, если она будет грязной, организм будет болеть или просто не сможет жить.

Ещё вода помогает поддерживать нам чистоту: мы моем руки, умываемся, принимаем душ (смываем с себя грязь, вредных микробов). Мы убираем своё жилище, моем полы, посуду, вытираем пыль, листочки комнатных растений - всё это делает наш дом и нас чистыми и здоровыми.

А кто из вас любит купаться (в реке, море, озере? (ответы детей).

Купание – это огромное удовольствие и хороший способ закаливания. Начинать купаться лучше, когда температура воздуха не ниже 23-24°С, а воды – не ниже 20°С. В воде можно находиться 5-10 минут, при этом всё время двигаться: плавать, плескаться, играть в мяч. Постарайтесь запомнить несколько важных правил купания:

1. Всегда купайтесь под присмотром взрослых.

2. Не купайтесь в незнакомых местах, где на дне могут быть осколки стекла и ржавые железки.

3. Не ныряйте в незнакомом месте.

4. Если вы купаетесь группой, не хватайте друг друга за руки, за ноги. Это опасно для жизни!

5. Не купайтесь сразу после еды, только через час-полтора после приёма пищи можно искупаться.

6. Не заходите сразу в воду, если вы вспотели, чувствуете себя распаренным. Медленно походите по берегу. Сделайте лёгкую разминку, войдите в воду сначала по щиколотку. Постойте в воде, походите. После этого начинайте купание.

* Стихотворение о воде (дети выполняют пальчиковую гимнастику согласно тексту).

Берегите воду

Вода- это то, что всем жизнь нам дает.

Что силы и бодрости нам придает.

(пальцы сцеплены в «замок» - сжимать и разжимать пальцы)

Кристально чиста или очень грязна.

В любом состоянье полезна она.

(расцепить пальцы, ладони врозь, пошевелить пальцами)

Где водится грязь, там лягушки живут.

Для них лишь в болоте покой и уют.

(поочерёдное сжимание и разжимание кулачков)

Для нас же вода должна чистою быть,

Что б мы не боялись и мыться, и пить.

(пальцы сцеплены в «замок», локти разведены в стороны, волнообразные движения руками)

Не менее, впрочем, полезна вода

Которая в виде замерзшего льда.

(показать кулачки)

Она охлаждает, морозит, бодрит.

И в зной нам прохладу и радость дарит.

(постукивание кулачком об кулачок)

Давайте же воду все будем беречь.

От трат неразумных ее все стеречь.

(сложить из ладошек «домик»)

Иначе закончится может вода,

И жизнь на планете затихнет тогда.

(сложить кулачок в кулачок)

Воспитатель: Итак, сегодня мы узнали что-то новое о солнце, воздухе и воде. Как мы видим, и солнце и воздух, и вода помогают нам быть здоровыми, сильными, закалёнными бодрыми и весёлыми. Именно поэтому так и говорят: «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья!»

Солнце, воздух и вода -

Наши лучшие друзья.

С ними будем мы дружить,

Чтоб здоровыми нам быть.

В следующий раз мы поговорим о том, какое влияние оказывают солнце, воздух и вода на жизнь всех живых существ, а не только человека.

(Кстати, из фотографий или картинок можно сделать презентацию «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья!» и в ходе беседы демонстрировать её детям).

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Мероприятие предназначено для учащихся 1 класса. Цель - формировать привычку соблюдать правила личной гигиены.

Ведущая : Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами собрались на праздник «Физкультуре и воде будем рады мы везде, чтоб здоровье сохранить, организм свой укрепить». На адрес нашей школы пришло письмо и посылка. Я сейчас вам вскрою письмо и прочитаю, а вы внимательно прослушайте и постарайтесь определить автора нашего письма.

«ПИСМЬО КО ВСЕМ ДЕТЯМ ПО ОЧЕНЬ ВАЖНОМУ ДЕЛУ»

Дорогие мои дети, я пишу вам письмецо.
Я прошу вас – мойте чаще ваши руки и лицо.
Всё равно какой водою– кипячёной, ключевой,
Из реки аль из колодца, или просто дождевой.
Нужно мыться непременно утром, вечером и днём
Перед каждою едою, после сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой, потерпите – не беда!
И чернила, и варенье смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети! Очень, очень вас прошу:
Мойте чище, мойтесь чаще – я грязнул, не выношу.
Не подам руки грязнулям, не поеду в гости к ним!
Сам я моюсь очень часто. До свидания…

МОЙДОДЫР.

Ребята, а кто такой Мойдодыр?. А среди вас есть друзья Мойдодыр?. Кто любит умываться. Значит, вы знаете всех его помощников!

  1. Прозрачная, чистая, струйкою льётся, плещется в море, мерцает в колодце. Зверей и людей, и растения напоит, и дождиком чистым всю землю умоет. В реке, в океане прохладой ласкает, под душем и ванне теплом согревает. Нужна она всем на земле и всегда, прозрачная, чистая эта – …..(вода).
  2. Догадайся, в чём секретер: хлещет дождь, а тучи нет, льёт на шею и бока….(душ)
  3. Я к Таврическому саду, перепрыгнул через ограду, а она за мною мчится. И кусает как волчица. (Мочалка)
  4. Дом узнаешь без труда: в 4-х стенах вода и журавль у входа – раздаёт всем воду. (Колодец).
  5. Лёг в карман и караулю,
    Рёву, плаксу и грязнулю.
    Им утру потоки слёз, не забуду и про нос. (Носовой платок)

Молодцы, ребята! Но не все дружат с Мойдодыром.

Мойдодыр принёс нам кроссворд в надежде, что вы его разгадаете. А отгадки вот в этой посылке. (На доску укрепляется кроссворд с названием «Замарашка»).

  1. Есть в комнате портрет, во всём на вас похожий, засмейтесь и в ответ он засмеётся тоже. (Зеркало)
  2. Гладко, душисто, моет чисто. Нужно, чтобы у каждого было что, ребята?.. (Мыло).
  3. Целых 25 зубцов для кудрей и хохолков и под каждым, под зубком лягут– волосы рядком. (Расчёска).
  4. Помогает без труда вымыть голову всегда. Ну а «Беби» – просто класс, он не щиплет даже глаз. (Шампунь).

А сейчас прозвучит песня, которая называется так же, как наш кроссворд – «Замарашка).

Ведущая.

А все ли умеют мыть руки?
Есть 8 правил мытья рук.

(показываем все вместе )

  1. Закатать рукава.
  2. Намочить руки.
  3. Взять мыло и намылить до появления пены.
  4. Потереть не только ладони, но и тыльную сторону.
  5. Смыть пену.
  6. Проверить, сухо ли вытер руки, приложить тыльной стороной к щеке.

Теперь давайте выясним, когда мы должны мыть руки? (Ответы детей)

А вот как умываются герои литературных произведений. Каких? Вы мне подскажете.

1 . Уж больно ты у нас запущенный. Придётся тебе отмыться, как следует.

– Я бы рад, – отвечает пёс, только мне помощь нужна. Я один не могу. У меня мыло из зубов выскакивает. А без мыла – что за мытьё!

Так, намокание! (Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»

2. Если мальчик любит мыло и зубной порошок, этот мальчик очень милый– поступает хорошо. (В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»)

ИГРОВОЙ КОНКУРС

2 ведра воды, 2 апельсина в воде. Достать апельсин из воды, не касаясь руками.

Ведущая. Про кого идёт речь в этой загадке: 4 грязных копытца залезли прямо в корытце. (Поросёнок). Поросята тоже любят купаться, но где!?

А знаете ли вы, чем стирали раньше?

В античные времена использовали глину. Название Сапун горы под Севастополем означает «мыльная гора». Глину, добываемую на этой горе, использовали для мытья и стирки одежды. Многие столетия стирали с помощью древесной золы. Все столетия мыли только мылом и лишь в первой половине нашего столетия появились синтетические моющие средства.

Итак, поросята купались в луже, а мы с вами, где будем купаться?

(Ребята встают и повторяют все движения за ведущей.)

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
1-2-3-4, вот так славно освежились.
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.

Все, как один, плывём, как дельфин. Вышли на берег крутой и отправились домой.

Ведущий. Холодная вода помогает закаляться. А как вы закаляетесь? И, конечно, нужна для закалки физкультура. Даже самым утром хмурым веселит нас физкультура.

И, конечно, очень важно, чтоб, зарядку делал каждый.

Песня «Физкульт-ура»

Физкультурные упражнения под музыку.

Хорошо, сделали физкультуру, помылись и не забыли почистить зубы.

(На доске: ЗДОРОВЫЕ ЗУБЫ – ЧЕЛОВЕКУ ЛЮБЫ.)

Чтец.

Рано-рано поутру зубы тру, тру, тру.
Как моя учила мама:
Пусть на улице туманы, пусть на улице дожди,
Ты вставай, ребёнок, рано и ни капельки не жди.
Верхние и нижние, дальние и ближние,
И снаружи и внутри зубы три, три, три.
Если зубы не тереть, могут зубы почернеть,
И останется внутри зуба два, а может три.

Ведущая. А вот, что может случиться, если не чистить зубы. Ответы детей.

И в заключение нашего праздника послушаем пожелания наших ребят.

  • Мы желаем вам, ребята, быть здоровыми всегда.
    Добиться результата невозможно без труда.
  • Постарайтесь не лениться – каждый раз перед едой,
    Прежде чем за стол садиться, руки вымойте водой.
  • И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам.
    И конечно, закаляйтесь, – это так поможет вам!
  • Не забудьте чистить зубы по утрам и вечерам,
    И тогда вам не придётся обращаться к докторам.
  • Свежим воздухом дышите по возможности всегда.
    На прогулки в лес ходите, он вам силы даст, друзья!
  • Мы открыли вам секреты, как здоровье сохранить.
    Выполняйте все советы, и легко вам будет жить.

Консультация

«Солнце воздух и вода наши лучшие друзья»

Закаливание организма – одно из средств укрепления здоровья . Задача закаливания : приучить хрупкий, растущий организм ребёнка переносить перемены температуры в окружающей среде.

Основными средствами закаливания детей являются естественные факторы природы – солнце, воздух, вода.

При закаливании нужно руководствоваться следующими правилами:

  1. Соблюдать постепенность при применении средств закаливания (снижение температуры воздуха в помещении, облегчение одежды).
  2. Систематически использовать разнообразные средства закаливания (свежий воздух в помещении, прогулки достаточной продолжительности, облегченная одежда, специальные процедуры и др).
  3. Учитывать состояние здоровья.

Начатые мероприятия не следует прерывать без достаточных на то оснований, иначе образовавшиеся условные рефлексы разрушатся.

Как же следует разумно использовать естественные факторы природы?

Воздушное закаливание :

Действие воздуха на организм человека начинается с момента рождения. Благоприятное действие свежего воздуха проявляется в настроении ребёнка. Он становится бодрым, жизнерадостным.

Использование воздуха в качестве закаливающих средств можно и надо постоянно, во все времена года.

Воздух в помещении всегда должен быть свежим и чистым. С этой целью во время прогулки или сна детей на воздухе в комнатах проводится сквозное проветривание. Кроме того, даже в присутствии детей в помещении периодически открывать форточки, с потеплением наружного воздуха и окна.

Первые воздушные ванны проводятся в помещении, чтобы на ребёнка действовал воздух определённой температуры (20-22 гр С) . По мере взросления ребенка продолжительность воздушной ванны увеличивается с 3-4 до 10 минут.

Постоянные прогулки, занятия физическими упражнениями и дневной сон на открытом воздухе - всё это должно быть непременным условием при закаливании детей. Надо приучить детей играть, заниматься, есть, и спать в тёплую погоду при открытых окнах, в холодную погоду – при открытых форточках.

Летом жизнь детей переносится на воздух. В теплые солнечные дни одежда детей постепенно облегчается, и наконец, дети остаются в трусиках, лёгкой обуви, и если позволяет почва, босыми. С наступлением жары в такой одежде дети ходят в течение всего дня. Для проведения воздушных ванн в прохладную погоду организуются игры большой подвижности, а в теплую погоду - менее подвижные.

Хорошим средством закаливания в теплое время года является так же хождение босиком. На кожу стоп в этом случае оказывает не только воздух, но и соприкосновение с полом, землей, травой. Конечно, надо принимать соответствующие меры, предупреждающие возможность травм.

Ходьба босиком:

Вначале детей приучают некоторое время ходить на носочках по ковру или поласу, затем просто по полу, затем дети ходят босиком.

Сон без маечек:

Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев отопления или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены теплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется температура в спальной комнате не должна быть ниже + 14 градусов С.

Закаливание водой:

При проведении закаливания водой надо соблюдать правило: перед началом процедуры дети не должны охлаждаться.

Закаливающее влияние могут оказывать все гигиенические процедуры: мытьё рук, ног, лица, тела ребенка. Надо постепенно приучать детей, с одной стороны, к более низкой температуре воды, а с другой- к постепенному воздействию воды на все большие участки тела. Маленькие дети (2-3) лет моют прохладной водой лицо и кисти рук, дети постарше моют лицо и руки до локтя, обтирают влажной рукой шею и верхнюю часть груди (водой более низкой температуры, но не ниже 16 градусов С).

Соприкосновение воды с кожным покровом сопровождается раздражением окончаний чувствительных нервов- рецепторов. Влияние прохладной воды сказывается в рефлекторном изменении тонуса и просвета кровеносных сосудов.

Для подготовки организма ребёнка к обтиранию водой желательно ежедневно проводить сухие обтирания : тело ребёнка растирать кусочком чистой фланелевой или другой мягкой тканью до появления легкого покраснения. После 2-3 недель сухого обтирания можно приступать к влажным обтираниям. Приучать маленького ребенка к обтиранию водой следует с большой осторожностью.

Начальная температура воды для обтирания – 33- 32 градуса С, с понижением температуры воды каждые 33- 32 градуса С на 1 градус С, её доводят до 22-25 градусов С. Обтирание проводится рукавичкой, хорошо впитывающей воду. Обтирание проводится в определенной последовательности: вначале руки (от кистей к плечам), затем грудь и живот. После этого каждая часть тела тотчас же вытирается досуха, а затем всё тело ребёнка растирается сухим полотенцем до покраснения, после чего ребёнка одевают.

Обливание :

Начальная температура воды должна быть 33- 32 градуса С, её снижают через каждые 2-3 дня и доводят до 28-25 градусов С. Ребёнка ставят в таз или ванну и обливают из лейки с высоты 5-10 см, причем струю воды направляют на тело ребёнка так, чтобы не намочить голову. После этого детей хорошо вытирают и растирают кожу до покраснения.

Купание в естественных условиях (в реке, пруду, озере) – один из полезнейших видов закаливания. Дети очень любят купаться. Купание в открытом водоёме разрешается детям с 3-4 лет после предварительного систематического закаливания водными процедурами. Начинать купание на даче только после того, как дети привыкнут к новым условиям и к действиям воздуха, солнца. Купать детей больше одног раза в день не следует. В прохладную и дождливую погоду можно ограничиться обливанием или обтиранием.

Некоторые приемы закаливания:

1.Обширное умывание:

  • Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
  • Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».
  • Намочить обе ладошки, положить их следует сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».
  • Намочить обе ладошки и умыть лицо.
  • Ополоснуть, «отжать» руки, вытереть насухо.

2. Влажное обтирание:

Необходимо 4 комплекта варежек. Они шьются из старых махровых полотенец.

Одна одевается на одну руку, другая - другую руку, ребёнок растирается. Затем обе стирают.

Закаливание солнечными лучами : совершенно необязательно специальные солнечные ванны, во время которых дети не обязательно должны лежать или поворачиваться в определенное время с одной стороны на другую. Солнечными ваннами можно считать и пребывание детей под лучами солнца во время прогулки.

При закаливании нужно регулировать пребывание детей под солнцем: сначала 5-6 минут, а после появления загара 8-10 минут. Во избежание ожогов одежду облегчают постепенно: сначала они ходят в трусах и майках, затем только в трусах. Голова обязательно должна быть прикрыта панамкой или косынкой.