Железо — общая характеристика элемента, химические свойства железа и его соединений. Химические свойства железа (взаимодействие с серой и кислородом) Взаимодействие железа с серой

Желе́зо - элемент побочной подгруппы восьмой группы четвёртого периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева с атомным номером 26. Обозначается символом Fe (лат. Ferrum). Один из самых распространённых в земной коре металлов (второе место после алюминия). Металл средней активности, восстановитель.

Основные степени окисления — +2, +3

Простое вещество железо - ковкий металл серебристо-белого цвета с высокой химической реакционной способностью: железо быстро корродирует при высоких температурах или при высокой влажности на воздухе. В чистом кислороде железо горит, а в мелкодисперсном состоянии самовозгорается и на воздухе.

Химические свойства простого вещества — железа:

Ржавление и горение в кислороде

1) На воздухе железо легко окисляется в присутствии влаги (ржавление):

4Fe + 3O 2 + 6H 2 O → 4Fe(OH) 3

Накалённая железная проволока горит в кислороде, образуя окалину — оксид железа (II, III):

3Fe + 2O 2 → Fe 3 O 4

3Fe+2O 2 →(Fe II Fe 2 III)O 4 (160 °С)

2) При высокой температуре (700–900°C) железо реагирует с парами воды:

3Fe + 4H 2 O – t° → Fe 3 O 4 + 4H 2 ­

3) Железо реагирует с неметаллами при нагревании:

2Fe+3Cl 2 →2FeCl 3 (200 °С)

Fe + S – t° → FeS (600 °С)

Fe+2S → Fe +2 (S 2 -1) (700°С)

4) В ряду напряжений стоит левее водорода, реагирует с разбавленными кислотами НСl и Н 2 SO 4 , при этом образуются соли железа(II) и выделяется водород:

Fe + 2HCl → FeCl 2 + H 2 ­ (реакции проводятся без доступа воздуха, иначе Fe +2 постепенно переводится кислородом в Fe +3)

Fe + H 2 SO 4 (разб.) → FeSO 4 + H 2 ­

В концентрированных кислотах–окислителях железо растворяется только при нагревании, оно сразу переходит в катион Fе 3+ :

2Fe + 6H 2 SO 4 (конц.) – t° → Fe 2 (SO 4) 3 + 3SO 2 ­ + 6H 2 O

Fe + 6HNO 3 (конц.) – t° → Fe(NO 3) 3 + 3NO 2 ­ + 3H 2 O

(на холоде концентрированные азотная и серная кислоты пассивируют

Железный гвоздь, погруженный в голубоватый раствор медного купороса, постепенно покрывается налетом красной металлической меди

5) Железо вытесняет металлы, стоящие правее его в из растворов их солей.

Fe + CuSO 4 → FeSO 4 + Cu

Амфотерность железа проявляется только в концентрированных щелочах при кипячении:

Fе + 2NaОН (50 %) + 2Н 2 O= Nа 2 ↓+ Н 2

и образуется осадок тетрагидроксоферрата(II) натрия.

Техническое железо - сплавы железа с углеродом: чугун содержит 2,06-6,67 % С, сталь 0,02-2,06 % С, часто присутствуют другие естественные примеси (S, Р, Si) и вводимые искусственно специальные добавки (Мn, Ni, Сr), что придает сплавам железа технически полезные свойства — твердость, термическую и коррозионную стойкость, ковкость и др.

Доменный процесс производства чугуна

Доменный процесс производства чугуна составляют следующие стадии:

а) подготовка (обжиг) сульфидных и карбонатных руд - перевод в оксидную руду:

FeS 2 →Fe 2 O 3 (O 2 ,800°С, -SO 2) FeCO 3 →Fe 2 O 3 (O 2 ,500-600°С, -CO 2)

б) сжигание кокса при горячем дутье:

С (кокс) + O 2 (воздух) →СO 2 (600-700°С) СO 2 + С (кокс) ⇌ 2СО (700-1000 °С)

в) восстановление оксидной руды угарным газом СО последовательно:

Fe 2 O 3 →(CO) (Fe II Fe 2 III)O 4 →(CO) FeO→(CO) Fe

г) науглероживание железа (до 6,67 % С) и расплавление чугуна:

Fе (т) →(C (кокс) 900-1200°С) Fе (ж) (чугун, t пл 1145°С)

В чугуне всегда в виде зерен присутствуют цементит Fe 2 С и графит.

Производство стали

Передел чугуна в сталь проводится в специальных печах (конвертерных, мартеновских, электрических), отличающихся способом обогрева; температура процесса 1700-2000 °С. Продувание воздуха, обогащенного кислородом, приводит к выгоранию из чугуна избыточного углерода, а также серы, фосфора и кремния в виде оксидов. При этом оксиды либо улавливаются в виде отходящих газов (СО 2 , SО 2), либо связываются в легко отделяемый шлак — смесь Са 3 (РO 4) 2 и СаSiO 3 . Для получения специальных сталей в печь вводят легирующие добавки других металлов.

Получение чистого железа в промышленности — электролиз раствора солей железа, например:

FеСl 2 → Fе↓ + Сl 2 (90°С) (электролиз)

(существуют и другие специальные методы, в том числе восстановление оксидов железа водородом).

Чистое железо применяется в производстве специальных сплавов, при изготовлении сердечников электромагнитов и трансформаторов, чугун — в производстве литья и стали, сталь - как конструкционный и инструментальный материалы, в том числе износо-, жаро- и коррозионно-стойкие.

Оксид железа(II) F еО . Амфотерный оксид с большим преобладанием основных свойств. Черный, имеет ионное строение Fе 2+ O 2- . При нагревании вначале разлагается, затем образуется вновь. Не образуется при сгорании железа на воздухе. Не реагирует с водой. Разлагается кислотами, сплавляется со щелочами. Медленно окисляется во влажном воздухе. Восстанавливается водородом, коксом. Участвует в доменном процессе выплавки чугуна. Применяется как компонент керамики и минеральных красок. Уравнения важнейших реакций:

4FеО ⇌(Fe II Fe 2 III) + Fе (560-700 °С, 900-1000°С)

FеО + 2НС1 (разб.) = FеС1 2 + Н 2 O

FеО + 4НNO 3 (конц.) = Fе(NO 3) 3 +NO 2 + 2Н 2 O

FеО + 4NаОН =2Н 2 O + N а 4 F е O 3(красн .) триоксоферрат(II) (400-500 °С)

FеО + Н 2 =Н 2 O + Fе (особо чистое) (350°С)

FеО + С (кокс) = Fе + СО (выше 1000 °С)

FеО + СО = Fе + СO 2 (900°С)

4FеО + 2Н 2 O (влага) + O 2 (воздух) →4FеО(ОН) (t)

6FеО + O 2 = 2(Fe II Fe 2 III)O 4 (300-500°С)

Получение в лаборатории : термическое разложение соединений железа (II) без доступа воздуха:

Fе(ОН) 2 = FеО + Н 2 O (150-200 °С)

FеСОз = FеО + СO 2 (490-550 °С)

Оксид дижелеза (III) – железа( II ) ( Fe II Fe 2 III)O 4 . Двойной оксид. Черный, имеет ионное строение Fe 2+ (Fе 3+) 2 (O 2-) 4 . Термически устойчив до высоких температур. Не реагирует с водой. Разлагается кислотами. Восстанавливается водородом, раскаленным железом. Участвует в доменном процессе производства чугуна. Применяется как компонент минеральных красок (железный сурик ), керамики, цветного цемента. Продукт специального окисления поверхности стальных изделий (чернение, воронение ). По составу отвечает коричневой ржавчине и темной окалине на железе. Применение брутто-формулы Fe 3 O 4 не рекомендуется. Уравнения важнейших реакций:

2(Fe II Fe 2 III)O 4 = 6FеО + O 2 (выше 1538 °С)

(Fe II Fe 2 III)O 4 + 8НС1 (разб.) = FеС1 2 + 2FеС1 3 + 4Н 2 O

(Fe II Fe 2 III)O 4 +10НNO 3 (конц.) =3Fе(NO 3) 3 + NO 2 + 5Н 2 O

(Fe II Fe 2 III)O 4 + O 2 (воздух) = 6Fе 2 O 3 (450-600°С)

(Fe II Fe 2 III)O 4 + 4Н 2 = 4Н 2 O + 3Fе (особо чистое, 1000 °С)

(Fe II Fe 2 III)O 4 + СО =ЗFеО + СO 2 (500-800°C)

(Fe II Fe 2 III)O4 + Fе ⇌4FеО (900-1000 °С, 560-700 °С)

Получение: сгорание железа (см.) на воздухе.

магнетит.

Оксид железа(III) F е 2 О 3 . Амфотерный оксид с преобладанием основных свойств. Красно-коричневый, имеет ионное строение (Fе 3+) 2 (O 2-) 3. Термически устойчив до высоких температур. Не образуется при сгорании железа на воздухе. Не реагирует с водой, из раствора выпадает бурый аморфный гидрат Fе 2 O 3 nН 2 О. Медленно реагирует с кислотами и щелочами. Восстанавливается монооксидом углерода, расплавленным железом. Сплавляется с оксидами других металлов и образует двойные оксиды — шпинели (технические продукты называются ферритами). Применяется как сырье при выплавке чугуна в доменном процессе, катализатор в производстве аммиака, компонент керамики, цветных цементов и минеральных красок, при термитной сварке стальных конструкций, как носитель звука и изображения на магнитных лентах, как полирующее средство для стали и стекла.

Уравнения важнейших реакций:

6Fе 2 O 3 = 4(Fe II Fe 2 III)O 4 +O 2 (1200-1300 °С)

Fе 2 O 3 + 6НС1 (разб.) →2FеС1 3 + ЗН 2 O (t) (600°С,р)

Fе 2 O 3 + 2NaОН (конц.) →Н 2 O+ 2 N а F е O 2 (красн.) диоксоферрат(III)

Fе 2 О 3 + МО=(М II Fе 2 II I)O 4 (М=Сu, Мn, Fе, Ni, Zn)

Fе 2 O 3 + ЗН 2 =ЗН 2 O+ 2Fе (особо чистое, 1050-1100 °С)

Fе 2 O 3 + Fе = ЗFеО (900 °С)

3Fе 2 O 3 + СО = 2(Fe II Fе 2 III)O 4 + СO 2 (400-600 °С)

Получение в лаборатории — термическое разложение солей железа (III) на воздухе:

Fе 2 (SO 4) 3 = Fе 2 O 3 + 3SO 3 (500-700 °С)

4{Fе(NO 3) 3 9 Н 2 O} = 2Fе a O 3 + 12NO 2 + 3O 2 + 36Н 2 O (600-700 °С)

В природе — оксидные руды железа гематит Fе 2 O 3 и лимонит Fе 2 O 3 nН 2 O

Гидроксид железа (II) F е(ОН) 2 . Амфотерный гидроксид с преобладанием основных свойств. Белый (иногда с зеленоватым оттенком), связи Fе — ОН преимущественно ковалентные. Термически неустойчив. Легко окисляется на воздухе, особенно во влажном состоянии (темнеет). Нерастворим в воде. Реагирует с разбавленными кислотами, концентрированными щелочами. Типичный восстановитель. Промежуточный продукт при ржавлении железа. Применяется в изготовлении активной массы железоникелевых аккумуляторов.

Уравнения важнейших реакций:

Fе(OН) 2 = FеО + Н 2 O (150-200 °С, в атм.N 2)

Fе(ОН) 2 + 2НС1 (разб.) =FеС1 2 + 2Н 2 O

Fе(ОН) 2 + 2NаОН (> 50%) = Nа 2 ↓ (сине-зеленый) (кипячение)

4Fе(ОН) 2 (суспензия) + O 2 (воздух) →4FеО(ОН)↓ + 2Н 2 O (t)

2Fе(ОН) 2 (суспензия) +Н 2 O 2 (разб.) = 2FеО(ОН)↓ + 2Н 2 O

Fе(ОН) 2 + КNO 3 (конц.) = FеО(ОН)↓ + NO+ КОН (60 °С)

Получение : осаждение из раствора щелочами или гидратом аммиака в инертной атмосфере:

Fе 2+ + 2OH (разб.) = F е(ОН) 2 ↓

Fе 2+ + 2(NH 3 Н 2 O) = F е(ОН) 2 ↓ + 2NH 4

Метагидроксид железа F еО(ОН). Амфотерный гидроксид с преобладанием основных свойств. Светло-коричневый, связи Fе — О и Fе — ОН преимущественно ковалентные. При нагревании разлагается без плавления. Нерастворим в воде. Осаждается из раствора в виде бурого аморфного полигидрата Fе 2 O 3 nН 2 O, который при выдерживании под разбавленным щелочным раствором или при высушивании переходит в FеО(ОН). Реагирует с кислотами, твердыми щелочами. Слабый окислитель и восстановитель. Спекается с Fе(ОН) 2 . Промежуточный продукт при ржавлении железа. Применяется как основа желтых минеральных красок и эмалей, поглотитель отходящих газов, катализатор в органическом синтезе.

Соединение состава Fе(ОН) 3 не известно (не получено).

Уравнения важнейших реакций:

Fе 2 O 3 . nН 2 O→(200-250 °С, — H 2 O ) FеО(ОН)→(560-700° С на воздухе, -H2O) →Fе 2 О 3

FеО(ОН) + ЗНС1 (разб.) =FеС1 3 + 2Н 2 O

FeO(OH)→Fe 2 O 3 . nH 2 O -коллоид (NаОН (конц.))

FеО(ОН)→N а 3 [ F е(ОН) 6 ] белый , Nа 5 и К 4 соответственно; в обоих случаях выпадает синий продукт одинакового состава и строения, КFе III . В лаборатории этот осадок называют берлинская лазурь , или турнбуллева синь :

Fе 2+ + К + + 3- = КFе III ↓

Fе 3+ + К + + 4- = КFе III ↓

Химические названия исходных реактивов и продукта реакций:

К 3 Fе III - гексацианоферрат (III) калия

К 4 Fе III - гексацианоферрат (II) калия

КFе III - гексацианоферрат (II) железа (Ш) калия

Кроме того, хорошим реактивом на ионы Fе 3+ является тиоцианат-ион NСS — , железо (III) соединяется с ним, и появляется ярко-красная («кровавая») окраска:

Fе 3+ + 6NСS — = 3-

Этим реактивом (например, в виде соли КNСS) можно обнаружить даже следы железа (III) в водопроводной воде, если она проходит через железные трубы, покрытые изнутри ржавчиной.

Введение

Изучение химических свойств отдельных элементов является неотъемлемой составляющей курса химии в современной школе, позволяющей на основе индуктивного подхода сделать предположение об особенностях химического взаимодействия элементов на основе их физико-химических характеристик. Однако возможности школьной химической лаборатории не всегда в полной мере позволяют продемонстрировать зависимость химических свойств элемента от его положения в периодической системе химических элементов, особенностей строения простых веществ.

Химические свойства серы используются и в начале изучения курса химии для демонстрации отличия химических явлений от физических, и при изучении особенностей отдельных химических элементов. Наиболее часто в методических указаниях рекомендуется демонстрация взаимодействия серы с железом, как пример химических явлений и пример окислительных свойств серы. Но в большинстве случаев данная реакция либо не протекает вовсе, либо результаты ее протекания невозможно оценить невооруженным взглядом. Различные варианты проведения данного эксперимента зачастую характеризуются низкой воспроизводимостью результатов, что не позволяет систематически использовать их при характеристике указанных выше процессов. Поэтому актуальным является поиск вариантов, способных составить альтернативу демонстрации процесса взаимодействия железа с серой, адекватных особенностям школьной химической лаборатории.

Цель: Исследовать возможность проведения реакций по взаимодействию серы с металлами в условиях школьной лаборатории.

Задачи:

    Определить основные физико-химические характеристики серы;

    Проанализировать условия проведения и протекания реакций взаимодействия серы с металлами;

    Изучить известные методики осуществления взаимодействия серы с металлами;

    Отобрать системы для проведения реакций;

    Оценить адекватность отобранных реакций условиям школьной химической лаборатории.

Объект исследования: реакции взаимодействия серы с металлами

Предмет исследования: осуществимость реакций взаимодействия серы с металлами в условиях школьной лаборатории.

Гипотеза: альтернативой взаимодействия железа с серой в условиях школьной химической лаборатории будет являться химическая реакция, отвечающая требованиям наглядности, воспроизводимости, относительной безопасности и доступности реагирующих веществ.

Свою работу мы хотим начать с краткой характеристики серы:

Положение в периодической системе: сера находится в 3 периоде, VI группе, главной (А) подгруппе, относится к s-элементам.

Атомный номер серы 16, следовательно, заряд атома серы равен + 16, число электронов 16. Три электронных уровня на внешнем уровне 6 электронов

Схема расположения электронов по уровням:

16 S )))
2 8 6

Ядро атома серы 32 S содержит 16 протонов (равно заряду ядра) и 16 нейтронов (атомная масса минус число протонов: 32 – 16 = 16).

Электронная формула: 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 4

Таблица 1

Значения потенциалов ионизации атома серы

Потенциал ионизации

Энергия (эВ)

На холоду сера довольно инертна (энергично соединяется только с фтором), но при нагревании становится весьма химически активной – реагирует с галоидами (кроме йода), кислородом, водородом и почти со всеми металлами. В результате реакций последнего типа образуются соответствующие сернистые соединения.

Реакционная способность серы как и любого другого элемента при взаимодействии с металлами зависит от:

    активности вступающих в реакцию веществ. Так например наиболее активно сера будет взаимодействовать со щелочными металлами

    от температуры проведения реакции. Что объясняется термодинамическими особенностями процесса.

Термодинамическая возможность самопроизвольного протекания химических реакций в стандартных условиях определяется стандартной энергией Гиббса реакции:

ΔG 0 Т < 0 – прямая реакция протекает

ΔG 0 Т > 0 – прямая реакция невозможна

    от степени измельчения реагирующих веществ, так как и сера, и металлы реагируют в основном в твердом состоянии.

Термодинамические характеристики некоторых реакций взаимодействии серы с металлами приведены в слайде 4

Из таблицы видно, что теромодинамически возможно протекание взаимодействия серы как с металлами начала ряда напряжений, так и металлами малоактивными.

Таким образом, сера является довольно активным при нагревании неметаллом, способным вступать в реакции с металлами как высокой активности (щелочными) так и малоактивными (серебро, медь).

Исследование взаимодействия серы с металлами

Подбор систем для исследования

Для исследования взаимодействия серы с металлами отбирались системы, включающие металлы, находящиеся в разных местах ряда Бекетова, обладающие различной активностью.

В качестве условий отбора были определены следующие критерии: быстрота проведения, наглядность, полнота протекания реакции, относительная безопасность, воспроизводимость результата, вещества должны заметно отличаться по физическим свойствам, наличие веществ в школьной лаборатории, существуют удачные попытки проведения взаимодействий серы с конкретными металлами.

Для оценки воспроизодимости проводимых реакций каждый эксперимент проводился трижды.

На основании указанных критериев для проведения эксперимента были отобраны следующие реакционные системы:

СЕРА И МЕДЬ Cu + S = CuS + 79 кДж/моль

Методика и ожидаемый эффект

Возьмём 4 г серы в порошковом состоянии и насыплем в пробирку. Нагреем серу в пробирке до кипения. Затем возьмём медную проволоку и раскалим ее над пламенем. Когда сера расплавится и закипит, поместим в неё медную проволоку

Ожидаемый результат: Пробирка заполняется бурыми парами, проволока раскаляется и «сгорает» с образованием хрупкого сульфида.

2. Взаимодействие серы с медью.

Реакция получилась не очень наглядной, самопроизвольного разогревания меди также не происходило. При добавлении соляной кислоты особого выделения газа не наблюдалось.

СЕРА И ЖЕЛЕЗО Fe + S = FeS + 100,4 кДж/моль

Методика и ожидаемый эффект

Возьмём 4 г порошковой серы и 7 г порошкового железа и перемешаем. Полученную смесь пересыплем в пробирку. Подогреем вещества в пробирке

Ожидаемый результат: Происходит сильное самопроизвольное разогревание смеси. Полученный сульфид железа спекается. Вещество не разделяется водой и не реагирует на магнит.

1. Взаимодействие серы с железом.

Произвести реакцию по получению сульфида железа без остатка в лабораторных условиях практически невозможно, очень сложно определить, когда вещества полностью прореагировали, самопроизвольного разогревания реакционной смеси не наблюдается. Проверили полученное вещество на то, является ли оно сульфидом железа. Для этого мы использовали HCl . Когда мы капнули соляную кислоту на вещество, оно начало пениться, выделялся сероводрод.

СЕРА И НАТРИЙ 2Na + S = Na 2 S + 370,3 кДж/моль

Методика и ожидаемый эффект

Возьмём 4 г порошковой серы и насыплем в ступку, хорошо разотрём

Отрежем кусочек натрия массой примерно 2 г. Обрежем оксидную плёнку, разотрём их вместе.

Ожидаемый результат: Реакция протекает бурно, возможно самовоспламенение реагентов.

3. Взаимодействие серы с натрием.

Взаимодействие серы с натрием - это сам опасный и запоминающийся эксперимент. Через несколько секунд растирания полетели первые искры, в ступке вспыхнул и начал гореть натрий с серой. При взаимодействии продукта с соляной кислотой активно выделяется сероводород.

СЕРА И ЦИНК Zn + S = ZnS + 209 кДж/моль

Методика и ожидаемый эффект

Возьмём порошковую серу и цинк по 4 г каждый, перемешаем вещества. Готовую смесь пересыпаем на асбестовую сетку. К веществам подносим горячую лучину

Ожидаемый результат: Реакция протекает не сразу, но бурно, образуется зеленовато-голубое пламя.

4. Взаимодействие серы с цинком.

Реакцию запустить очень трудно, для ее инициирования требуется использование сильных окислителей либо высокой температуры. Вещества вспыхивают зеленовато-голубым пламенем. Когда пламя тухнет, на этом месте остаётся остаток, при взаимодействии с соляной кислотой сероводород выделяется незначительно.

СЕРА И АЛЛЮМИНИЙ 2Al + 3S = Al 2 S 3 + 509,0 кДж/моль

Методика и ожидаемый эффект

Возьмём порошковую серу массой 4 г и алюминий массой 2,5 г и перемешаем. Разместим полученную смесь на асбестовой сетке. Поджигаем смесь горящим магнием

Ожидаемый результат: При реакции происходит вспышка.

5. Взаимодействие серы с алюминием.

Для реакции необходимо добавление сильного окислителя в качестве инициатора. После поджигания горящим магнием, произошла мощная вспышка желтовато-белого цвета, сероводород выделяется достаточно активно.

СЕРА И МАГНИЙ Mg + S = MgS + 346,0 кДж/моль

Методика и ожидаемый эффект

Возьмём магниевую стружку 2,5 г и порошковую серу 4 г и перемешаем

Полученную смесь разместим на асбестовой сетке. Подносим лучину к полученной смеси.

Ожидаемый результат: При реакции происходит мощная вспышка.

4. Взаимодействие серы с магнием.

Для реакции необходимо добавление чистого магния в качестве инициатора. Происходит мощная вспышка беловатого цвета, сероводород выделяется активно.

Вывод

    Реакция по получению сульфида железа была не закончена, так как остался остаток в виде смеси пластической серы и железа.

    Наиболее активное выделение сероводорода проявилось у сульфида натрия и у сульфидов магния и алюминия.

    Менее активное выделение сероводорода было у сульфида меди.

    Проведение опытов по получению сульфида натрия опасно и не рекомендуется в условиях школьной лаборатории.

    Для проведения в условия школы наиболее подходят реакции по получению сульфидов алюминия, магния и цинка.

    Ожидаемый и фактический результат совпали при взаимодействии серы с натрием, магнием и алюминием.

Заключение

Несмотря на существующие рекомендации проведения демонстрации взаимодействия железа с серой в качестве примера, иллюстрирующего химические явления и окислительные свойства серы в курсе химии общеобразовательной школы, реальное осуществление такого эксперимента зачастую не сопровождается видимым эффектом.

При определении альтернативы данной демонстрации выбирались системы, отвечающие требованиям наглядности, безопасности, доступности реагирующих веществ в школьной лаборатории. В качестве возможных вариантов были выбраны реакционные системы серы с медью, железом, цинком, магнием, алюминием, натрием, позволяющие оценить эффективность использования реакции взаимодействия серы с различными металлами в качестве демонстрационных экспериментов на уроках химии.

По результатам экспериментов было определено, что наиболее оптимально для указанных целей использовать реакционные системы серы с металлами средне-высокой активности (магний, алюминий).

На основе проведенных экспериментов создан видеоролик, демонстрирующий окислительные свойства серы на примере ее взаимодействия с металлами, позволяющий описать данные свойства без проведения натурного эксперимента. В качестве дополнительного пособия создан сайт ( ), на котором представлены в том числе и результаты проведенного исследования в наглядной форме.

Результаты исследования могут стать основой для более глубокого изучения особенностей химических свойств неметаллов, химической кинетики и термодинамики.

Химические свойства железа рассмотрим на примере его взаимодействия с типичными неметаллами — серой и кисло-родом.

Смешаем в чашке Петри измельченные до порошкообраз-ного состояния железо и серу. Раскалим в пламени сталь-ную спицу и коснемся ею смеси реагентов. Бурная реакция между железом и серой сопровождается выделением тепло-вой и световой энергии. Твердый продукт взаимодействия этих веществ — сульфид железа (II) — черного цвета. В отли-чие от железа он не притягивается магнитом.

Железо реагирует с серой с образованием сульфида железа (II). Составим уравнение реакции:

Для реакции железа с кислородом также нужно предва-рительное нагревание. Насыпем в толстостенный сосуд кварцевого песка. Разогреем в пламени горелки пучок очень тонкой железной проволоки — так называемую железную шерсть. Раскаленную проволоку внесем в сосуд с кислородом. Железо сгорает ослепительным пламенем, разбрасывая искры — раскаленные час-тицы железной окалины Fe 3 O 4 .

Эта же реакция происходит и на воздухе, когда сталь при механической обработке сильно нагревается от трения.

При сгорании железа в кислороде или на воздухе обра-зуется железная окалина:

3Fe + 2O 2 = Fe 3 O 4 , Материал с сайта

или 3Fe + 2O 2 = FeO . Fe 2 O 3 .

Железная окалина — соединение, в котором железо имеет разные значения валентности.

Прохождение обоих реакций соединения сопровождается выде-лением тепловой и световой энергии.

На этой странице материал по темам:

  • Сульфид железа с кислородом реакция к какому типу относится

  • Составитьуравнение между железом и серой

  • Уровнение реакций железа с кислородом

  • Пример химической реакции соединения железа с серой

  • Уравнение взаимодействие кислорода с железом

Вопросы по этому материалу: