Бриджит райли поток. Оптические эффекты

Этот урок выписан из моей тетрадки. Я решила сходить на лекцию по истории искусств (ага, сама решила, меня туда послали, но только тсс), хотя, по идее, уже окончила основной курс обучения. Ну раз рисовать нет времени (завал в художке и экзамены скоро), вот вам немного инфы про иллюзии. ヾ(#⌒_⌒#)ノ

Абстрактная живопись не изображает реальные предметы, но, тем не менее, способна пробуждать в зрителе сильные эмоции. Так, например, абстрактные картины могут воздействовать на наше восприятие пространства, заставляя смеяться, приходить в замешательство или негодовать.

Опираясь на знание законов цвета и оптических иллюзий, художники-абстракционисты создают блистательные по ритму и гармоничные по цвету композиции, но при этом их работы могут совершенно сбить с толку и запутать зрителя (хотя не только эти художники могут сбить с толку…ヘ(。□°)ヘ)

Обман зрения

Зрителю очень полезно изучать абстрактные картины не спеша, обращая особое внимание на цветовые соотношения, формы и узоры. В отрыве от конкретного реалистического образа особенно заметно проявляются возможности цвета. Полученные при этом «созерцании» знания любой художник может использовать в своей работе.

Узор, как и цвет, играет важнейшую роль в работах многих художников-абстракционистов. Если всмотреться в геометрический узор, можно обнаружить, что он создает иллюзию мерцающего движения. Этим феноменом наряду с другими оптическими иллюзиями увлекались такие художники, как Фрэнк Стелла и Бриджит Райли.

Картина Бриджит Райли «Движение в квадратах» (1961). Если внимательно вглядываться в узор,

составленный из контрастных черных и белых квадратах, начинает казаться,

что они действительно находятся в постоянном движении.


Фрэнк Стелла

Цвет и пространство

В 1950-х годах многие американские художники сосредоточились на изучении цвета пространства. Так, Хелен Франкенталер и Морис Льюис писали большие цветовые пятна и при этом полностью отказались от кисти. Краска наносилась на холст из распылителя.

Художники-минималисты пошли еще дальше. На их картинах было всего одно цветовое пятно, и потому невозможно было определить, где у картины низ, а где верх или середина.


Mountains And Sea 1952 Хелен Франкенталер

Saf Dalet - Морис Льюис

Френк Стелла

Американский Художник Френк Стелла был пионером использования в живописи плоских, с резкими границами, геометрический фигур. На его картине «Агбатана» мы видим узор из сцепленных полукружий, помещенных внутри сетки, основанной на квадрате. Интересно, что холст имеет ту же с форму, что и изображенный на нем образ. Контраст между плавно изгибающимися полосами и жесткой квадратной сеткой позволяют художнику надолго приковать внимание зрителя к своей картине.

«Агбатана II»

Firuzabad

Tahkt - I - Sulayman Variation II, 1969


K.97, 2008


Оп-арт

В оп-арте цвет и узор использовались для создания различных оптических иллюзий, и в первую очередь иллюзии движения. Самыми видными представителями оп-арта считаются Виктор Вазарели, Бриджит Райли, Жозеф Альбер. В своих экспериментах с цветом они, в частности, продемонстрировали, как можно заставить одинаково выглядеть разные цвета и, наоборот, по-разному выглядеть один и тот же цвет.


Бриджит Райли

Бритжит Райли изучала способность цвета генерировать свет и движение и создавать определенное настроение. Она писала длинные, от края к краю полотна, разноцветные полосы. Расположенные таким способом, цвета начинали менять свои свойства, испускать свечение и мерцать.

Искусство Иллюзии

Если сконцентрировать внимание на этом геометрическом узоре, можно обнаружить в нем два совершенно разных образа. Один из них представляет собой вид сверху на пирамиду с квадратной вершиной, а второй -- длинный коридор, ведущий к маленькой квадратной двери. Кроме того, когда смотришь на этот рисунок, он кажется мерцающим.

Вы мо же те са ми поэ ксп ере мен тир ова ть в пои сках гар мон ичн ых и дис гар мо ничн ых соч ета ний или в со зда нии опт иче ски х ил люз ий с пом ощь ю аб стр акт н ых ф и г у р.

Б у г а г а ш е н ь к и , ну как - то так. ┌(★o☆)┘

Жизнь и творчество

В 1968 художница завоёвывает Международную премию на биеннале в Венеции . В 1967 году Райли начинает проводить на своих картинах различные эксперименты с цветом и различными его оттенками - сперва только с серым, затем - с другими красками. В 1981 году она совершает путешествие по Египту.

Художница работала в трёх художественных мастерских, одна из которых находилась в Корнуолле, вторая в лондонском округе Кенсингтон и Челси, третья - во Франции, в долине Воклюза . В 1983 году она создаёт дизайн внутренних помещений Королевского госпиталя в Ливерпуле . Работала также над художественным оформлением балетных постановок.

Бриджет Райли - участница международных выставок современного искусства documenta 4 (1968) и documenta 6 (1977) в немецком городе Кассель .

Художница была награждена орденами Британской империи и Кавалеров Почёта .

Награды (избранное)

  • 1963: премия John Moore’s Liverpool Exhibition
  • 1963: премия AICA Critics Prize
  • 1964: стипендия фонда Stuyvesant Foundation
  • 1968: Международная премия в живописи 34-го Венецианского биеннале
  • 2003: Praemium Imperiale
  • 2009: немецкая премия Goslarer Kaiserring"

Литература

  • Bridget Riley: Malen um zu sehen . Hatje Cantz, Ostfildern, 2002. ISBN 978-3775711982 .
  • Julia Voss, Wulf Herzogenrath, Robert Kudielka: Bridget Riley . Verein zur Förderung Moderner Kunst E.V. Goslar, MönchehausMuseum Goslar, Goslar 2009, kein ISBN

Источники

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 24 апреля
  • Родившиеся в 1931 году
  • Родившиеся в Лондоне
  • Современные художники Великобритании
  • Женщины-художники
  • Командоры ордена Британской империи

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Райком закрыт, все ушли на фронт
  • Рэвен Райли

Смотреть что такое "Райли, Бриджет" в других словарях:

    Райли - (англ. Riley) английская фамилия. Известные носители: Райли, Алекс (р. 1981) псевдоним Кевина Роберта Кайли, американского рестлера. Райли, Артур (1903 ?) южноафриканский футболист, вратарь. Райли, Бриджет (р. 1931) современная английская… … Википедия

    Список художников - Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия

    Великобритания - I Великобритания (Great Britain) остров в Атлантическом океане, входящий в группу Британских островов (См. Британские острова). См. Великобритания (государство). II Великобритания (Great Britain) официальное название Соединённое… … Большая советская энциклопедия

    Клум, Хайди - У этого термина существуют и другие значения, см. Хайди (значения). Хайди Клум Клум на The Heart Truth Fashion Show в 2008 году Настоящее имя Хайди Сэмюэль Дата рождения … Википедия

    Одноклассницы (фильм) - Одноклассницы St. Trinian s Жанр комедия Режиссёр … Википедия

    Одноклассницы - St. Trinian s Жанр … Википедия

    Зиген - Siegen Герб … Википедия

    США на летних Олимпийских играх 2008 - США на Олимпийских играх Код МОК … Википедия

    Императорская премия - (лат. Praemium Imperiale) награда деятелям искусства «за их достижения, международное влияние, которое они оказали на своё искусство, духовное обогащение всего мирового сообщества». Учреждена в 1988 году по предложению императора… … Википедия

    IMG Models - одно из главных международных модельных агентств, в данный момент представляющее только моделей женщин. Основной офис расположен в Нью Йорке, с отделениями в Париже, Лондоне, Милане и Гонконге. Оно является подразделением Кливлендского IMG. IMG… … Википедия

Книги

  • Как это понимать?! Разберись в современном искусстве и открой в себе художника , Ричардс Мэри. О книге: Эта интерактивная книга знакомит читателей с жизнью и творчеством 16 художников и учит детей и подростков составлять собственное мнение о произведениях искусства. Задания в этом… Купить за 687 руб
  • Как это понимать Разберись в современном искусстве и открой в себе художника , Ричардс М.. Эта интерактивная книга знакомит читателей с жизнью и творчеством 16 художников и учит детей и подростков составлять собственное мнение о произведениях искусства. Задания в этом интерактивном…

Оптическое искусство или Оп-арт (от английского слова optical art ) – направление в художественной живописи второй половины 20 века, отличительными чертами, которого были оптические иллюзии, вызываемые искаженным восприятием форм и фигур расположенных на пространстве.

Течение является логическим продолжением одного из направлений модернизма – техницизма. Основоположником считается французский художник Виктор Вазарели.

С точки зрения науки первые опыты с оптическими иллюзиями появились в конце 19 века. Профессор Томпсон опубликовал статью в научном журнале, в которой в качестве иллюстрации были изображены две круглые плоскости, создающие ощущение движения. В качестве художественного течения оп-арт получил известность у широкой публики в 1965 году на выставке в Музеи современного искусства в Нью-Йорке. Позже по всему миру с успехом проходили коллективные выставки различных представителей этого художественного течения: группа Зеро (Дюссельдорф), группа Т. (Милан) и много других.

Оптические иллюзии основаны на особенности зрительного восприятия человека, это искажение изначально присутствует в механизме созерцания окружающего пространства глазом человека, другими словами изображение присутствует не только в реальности, но и в мозге индивида. Вследствие чего ученные установили, что процесс зрительного восприятия протекает согласно ряду правил, чем успешно воспользовались художники для создания своих работ.

Художница Бриджит Райли в картине «Катаракта-3» создает волнообразный эффект. В другой своей работе «Прямая кривизна» из черно-белых линий она выстраивает вращающееся спираль.


Бриджит Райли. «Катаракта-3». 1967 год.

Оп-арт со временем становится глобальным течением. Художники из разных стран создают оптические картины и проводят коллективные выставки. В Италии это Мари Коломбо, в Испании Дуарте Ибаролла, в СССР Вячеслав Колейчук.

Позже особенности Оп-арта нашли широкое применение в промышленной дизайне, афишах, оформительском искусстве.

Знаменитые работы в стиле оп-арт

Джозеф Альберс один из основателей оп-арта, немецкий и американский художник, дизайнер, поэт и преподаватель. В этой оптической иллюзии, Альберс экспериментирует с восприятием пространства, играя с расположением линий, он демонстрирует как может неоднозначно восприниматься глубина пространства. Черные прямоугольные фигуры пересекаются друг с другом под разными углами, дезориентируя зрительское восприятие, не понятно, что находится впереди, а что позади.

Зигзагообразные черные и белые линии создают ощущение кругового вращения. Мозг интерпретирует изображение, чередуя узор, и кажется что круг движется. Сама Райли сказала: "моя работа была разработана на основе эмпирического анализа и синтеза, и я всегда считала, что восприятие является средой, через которую пропускается опыт, полученный в реальной жизни".


Виктор Вазарели. Duo- 2. 1967 год. Контрастные теплые и холодные оттенки создают неоднозначную иллюзию трехмерной структуры. Они вогнутые или выпуклые? Иллюзия настолько реалистична, что мы забываем, что это всего лишь изображение, а не реальная объемная конструкция.


Сото приехал из Венесуэлы во Францию в 1950 году, был одним из немногих южно-американских художников, которые внесли важный вклад в развитие оп-арта и кинетического искусства. Своей формой работа «Сфера Парижа», кажется, бросает вызов гравитации, и напоминает источник зарождения мира и вселенной. Работа создана из тонких резиновых нитей голубого цвета. Сото начал делать такие работы в середине 1960-х годов, и хотя это произведение было создано через много лет после того ОП-арт движение пошли на спад, оно не теряет свое прилекательности и художественной ценности. А сам художник вызывает уважение за творческое постоянство и преданность оп-арту.


Художники воспользовались этими открытиями по-своему. Обратимся, например, к картине Бриджит Райли «Поток» (1964). Всю ее поверхность покрывают тонкие волнообразные линии. К середине изгибы становятся более крутыми, и здесь возникает видимость отделяющегося от плоскости зыбкого течения.

В её работе «Катаракта-III», 1967 создаётся эффект движения волн. В другой черно-белой композиции Райли -- «Прямая кривизна» (1963) -- сдвинутые по центру и пересеченные ломаными линиями круги создают эффект объемной извивающейся спирали. В «Фрагменте № 6/9» (1965) той же художницы разбросанные по плоскости черные диски порождают скачку последовательных образов, мгновенно исчезающих и возникающих вновь.

Художники оп-арта использовали различные зрительные иллюзии, опираясь на особенности восприятия плоских и пространственных фигур. Восприятие рисунка основано на оптической иллюзии: изображение существует не только на холсте, но в действительности и в глазах, и в голове зрителя. Оптическая живопись основывается на зрительных иллюзиях, возникающих при восприятии некоторых конфигураций на плоскости.

Например:

  • 1. При рассматривании чередующихся черных и белых концентрических окружностей появляются пересекающие их лучи, которые вращаются наподобие пропеллера
  • 2. Чертеж куба, на котором обозначены все его ребра, оказывается для глаза неустойчивым, и его грани постоянно меняются местами, то выдвигаясь вперед, то отступая в глубину
  • 3. При пересечении отрезка прямой штрихами может возникнуть ощущение ломаной линии
  • 4. Взаимоналожение двух геометрических (например, кольцевых) структур дает эффект волн
  • 5. Яркая и резко обозначенная форма провоцирует так называемый последовательный образ, то есть иллюзорную форму той же конфигурации и контрастного цвета

Оптические иллюзии помогают обнаружить некоторые закономерности зрительного восприятия, поэтому им уделяли пристальное внимание психологи. Сконструированные ими визуальные тесты имели экспериментальный характер. При восприятии реальных объектов иллюзии возникают редко. Поэтому, чтобы выявить скрытые механизмы человеческой перцепции, необходимо было поставить глаз в необычные условия, заставить его решать нетиповые задачи. Опытные графические образцы, созданные, например, школой гештальтпсихологии, привели к формулированию некоторых правил, по которым протекает процесс зрительного восприятия.

Задача оп-арта - обмануть глаз, спровоцировать его на ложную реакцию, вызвать образ "несуществующий". Визуально противоречивая конфигурация создает неразрешимый конфликт между фактической формой и формой видимой.

Оп-арт намеренно противодействует нормам человеческой перцепции. Исследования психологов показали, например, что глаз всегда стремится организовать хаотически разбросанные пятна в простую систему (гештальт).

В оптической живописи, напротив, простые однотипные элементы располагаются так, чтобы дезориентировать глаз, не допустить становления целостной структуры.

Особенно сильным ударом подвергался нервный аппарат зрителя на тех выставках, где экспонировались движущиеся, светящиеся, отражающие свет и бликующие системы. Их посетители реагировали на "художественную иллюзию" головокружениями и обмороками.

Принудительная реакция глаза на противоестественный гештальт рефлекторна, как реакция пальца на ожог. Сознательная интерпретация здесь исключена. Иллюзия возникает автоматически, как результат сбоя в работе зрительного аппарата.

Такие иллюзии действительно имеют всеобщий характер и не зависят от индивидуального сознания, культуры, убеждений и вкусов личности. В этом смысле создания оп-арта общедоступны. Кроме того, многие произведения этого направления вследствие элементарности формы и дешевизны материалов (бумага, различные виды пластмасс) легко воспроизводимы в промышленности.

На этих основаниях художники гордились демократизмом своего искусства.

В этом оп-арт смыкается с массовым искусством. Сближение с формами массовых зрелищ и аттракционов особенно явно в пространственных конструкциях оп-арта вращающихся, сверкающих, постоянно меняющих свой облик системах, движущихся и мерцающих плоскостях и объемах.

Находки в этой области Якова Агама, Хесуса-Рафаэля Сото, Карлоса Крус-Диеса, Хулио Ле Парка, Жоэля Стена, Джеффри Стила и других впоследствии с успехом использовались в оформлении дискотек, коммерческих выставок, светозвуковых шоу и других массовых мероприятий. Объекты в действительности могут двигаться используя механическую силу или без неё.

Мобили, движущиеся без механической силы, были изобретены А. Родченко, а через несколько лет усовершенствованны американцем А. Колдером. Его скульптуры представляют собой абстрактные композиции, которые двигаются благодаря колебаниям воздуха.

И. Де Сото интересовали оптические эффекты. В его работах такие эфекты получаются путем наложения одного слоя на другой. Например: два рисунка на органическом стекле с промежутком между ними. Кажется, что они сливаются в новом пространстве. Позже Сото начал экспериментировать с линиями разложенными между экранами.

Вазарели был самым ярким представителем оп-арта благодаря как размаху своего творчества так и логической завершенности своего метода. Он исследовал воздействие этого искусства и его применение в архитектуре и дизайне что привело к расцвету оп-арта в рекламе и дизайне до такой степени что даже возникла опасность превращения его в прикладное искусство.

Чтобы достичь внешних оптических эффектов оп артисты используют материалы не относящиеся к живописи (металл стекло пластик) но имеющие отражающую поверхность. Эта же цель навела художников на мысль использовать выразительные возможности ткани и прозрачных материалов - излюбленный прием рекламы и печати шокирующий и достигающий немедленного результата. В том же духе будет работать и поколение художников родившихся между 1925 и 1930, чье творчество связано главным образом с 1960-ми - они систематизируют предшествующие открытия и умножат области применения оп-арта в повседневной жизни. Начиная с оптических эффектов на картинной плоскости они будут стремиться систематизировать свои композиционные решения (Дебур Гарсия-Росси, Собрино Ле Парк, Демарко Морелле) и достичь переливающихся эффектов (Морелле, Сото, Стейн); некоторые из них обратят свои поиски в сторону кинетизма (Агам Крус, Диас Сото, Ивараль Варданега, Марта Бото).

Оп-арт постепенно приобретает интернациональный характер в разных странах образуются целые группы художников: в Италии (Альвиани Де Векки, Коломбо Мари), Испании (Дуарте Ибаррола), Германии (Хаккер Мак Гравениц) Швейцарии (Тальман Герстнер), СССР (Вячеслав Колейчук). Отметим что в Соединенных Штатах кризис абстракции порождает хард-эдж и минимализм которые были вызваны теми же самыми эстетическими потребностями. Эти движения принадлежали традиции Баухауза и Мондриана. Творчество Джозефа Алберса учившегося в Баухаузе и уехавшего в Соединенные Штаты станет основой этого явления. Произведения Э. Келли и К. Ноланда близки оп-арту в который они вводят непременный атрибут американского искусства - гигантизм. В этом же направлении развивалась и скульптура Тони Смита, Дона Джудда и Роберта Морриса. Но вскоре все эти художники почувствовали необходимость в "отверстии" открывающемся во внешнее пространство: Крус Диас экспериментирует с цветовыми эффектами и добивается их "равномерного насыщения" Сото - стремится их углубить а Агам - достигнуть их рельефности. Так вольно или невольно а может быть благодаря своим собственным открытиям оп-арт незаметно соединился с кинетизмом.

В США кризис абстракции порождает хард-эдж и минимализм которые были вызваны теми же самыми эстетическими потребностями. Эти движения принадлежали традиции Баухауза и Мондриана. Творчество Джозефа Алберса учившегося в Баухаузе и уехавшего в США станет основой этого явления. Произведения Э. Келли и К. Ноланда близки оп-арту в который они вводят непременный атрибут американского искусства - гигантизм.

В этом же направлении развивалась и скульптура Тони Смита, Дона Джудда и Роберта Морриса. Но вскоре все эти художники почувствовали необходимость в "отверстии" открывающемся во внешнее пространство: Крус Диас экспериментирует с цветовыми эффектами и добивается их "равномерного насыщения" Сото - стремится их углубить, а Агам - достигнуть их рельефности.

Так вольно или невольно а может быть благодаря своим собственным открытиям оп-арт незаметно соединился с кинетизмом.

Возможности оп-арта нашли некоторое применение в промышленной графике, плакате, оформительском искусстве.

Художница, одна из крупнейших представительниц оп-арта .

Жизнь и творчество

В 1968 художница завоёвывает Международную премию на биеннале в Венеции . В 1967 году Райли начинает проводить на своих картинах различные эксперименты с цветом и различными его оттенками - сперва только с серым, затем - с другими красками. В 1981 году она совершает путешествие по Египту.

Художница работала в трёх художественных мастерских, одна из которых находилась в Корнуолле, вторая в лондонском округе Кенсингтон и Челси , третья - во Франции, в долине Воклюза . В 1983 году она создаёт дизайн внутренних помещений Королевского госпиталя в Ливерпуле . Работала также над художественным оформлением балетных постановок.

Бриджет Райли - участница международных выставок современного искусства documenta 4 (1968) и documenta 6 (1977) в немецком городе Кассель .

Художница была награждена орденами Британской империи и Кавалеров Почёта .

Награды (избранное)

  • 1963: премия John Moore’s Liverpool Exhibition
  • 1963: премия AICA Critics Prize
  • 1964: стипендия фонда Stuyvesant Foundation
  • 1968: Международная премия в живописи 34-го Венецианского биеннале
  • 2009: немецкая премия Goslarer Kaiserring"
  • 2012: премия Sikkens Prize

Напишите отзыв о статье "Райли, Бриджет"

Литература

  • Bridget Riley: Malen um zu sehen . Hatje Cantz, Ostfildern, 2002. ISBN 978-3775711982 .
  • Julia Voss, Wulf Herzogenrath, Robert Kudielka: Bridget Riley . Verein zur Förderung Moderner Kunst E.V. Goslar, MönchehausMuseum Goslar, Goslar 2009, kein ISBN

Источники

Отрывок, характеризующий Райли, Бриджет

– Не будьте злы, – погрозив пальцем, с другого конца стола, проговорила Анна Павловна, – c"est un si brave et excellent homme notre bon Viasmitinoff… [Это такой прекрасный человек, наш добрый Вязмитинов…]
Все очень смеялись. На верхнем почетном конце стола все были, казалось, веселы и под влиянием самых различных оживленных настроений; только Пьер и Элен молча сидели рядом почти на нижнем конце стола; на лицах обоих сдерживалась сияющая улыбка, не зависящая от Сергея Кузьмича, – улыбка стыдливости перед своими чувствами. Что бы ни говорили и как бы ни смеялись и шутили другие, как бы аппетитно ни кушали и рейнвейн, и соте, и мороженое, как бы ни избегали взглядом эту чету, как бы ни казались равнодушны, невнимательны к ней, чувствовалось почему то, по изредка бросаемым на них взглядам, что и анекдот о Сергее Кузьмиче, и смех, и кушанье – всё было притворно, а все силы внимания всего этого общества были обращены только на эту пару – Пьера и Элен. Князь Василий представлял всхлипыванья Сергея Кузьмича и в это время обегал взглядом дочь; и в то время как он смеялся, выражение его лица говорило: «Так, так, всё хорошо идет; нынче всё решится». Анна Павловна грозила ему за notre bon Viasmitinoff, а в глазах ее, которые мельком блеснули в этот момент на Пьера, князь Василий читал поздравление с будущим зятем и счастием дочери. Старая княгиня, предлагая с грустным вздохом вина своей соседке и сердито взглянув на дочь, этим вздохом как будто говорила: «да, теперь нам с вами ничего больше не осталось, как пить сладкое вино, моя милая; теперь время этой молодежи быть так дерзко вызывающе счастливой». «И что за глупость всё то, что я рассказываю, как будто это меня интересует, – думал дипломат, взглядывая на счастливые лица любовников – вот это счастие!»
Среди тех ничтожно мелких, искусственных интересов, которые связывали это общество, попало простое чувство стремления красивых и здоровых молодых мужчины и женщины друг к другу. И это человеческое чувство подавило всё и парило над всем их искусственным лепетом. Шутки были невеселы, новости неинтересны, оживление – очевидно поддельно. Не только они, но лакеи, служившие за столом, казалось, чувствовали то же и забывали порядки службы, заглядываясь на красавицу Элен с ее сияющим лицом и на красное, толстое, счастливое и беспокойное лицо Пьера. Казалось, и огни свечей сосредоточены были только на этих двух счастливых лицах.
Пьер чувствовал, что он был центром всего, и это положение и радовало и стесняло его. Он находился в состоянии человека, углубленного в какое нибудь занятие. Он ничего ясно не видел, не понимал и не слыхал. Только изредка, неожиданно, мелькали в его душе отрывочные мысли и впечатления из действительности.
«Так уж всё кончено! – думал он. – И как это всё сделалось? Так быстро! Теперь я знаю, что не для нее одной, не для себя одного, но и для всех это должно неизбежно свершиться. Они все так ждут этого, так уверены, что это будет, что я не могу, не могу обмануть их. Но как это будет? Не знаю; а будет, непременно будет!» думал Пьер, взглядывая на эти плечи, блестевшие подле самых глаз его.
То вдруг ему становилось стыдно чего то. Ему неловко было, что он один занимает внимание всех, что он счастливец в глазах других, что он с своим некрасивым лицом какой то Парис, обладающий Еленой. «Но, верно, это всегда так бывает и так надо, – утешал он себя. – И, впрочем, что же я сделал для этого? Когда это началось? Из Москвы я поехал вместе с князем Васильем. Тут еще ничего не было. Потом, отчего же мне было у него не остановиться? Потом я играл с ней в карты и поднял ее ридикюль, ездил с ней кататься. Когда же это началось, когда это всё сделалось? И вот он сидит подле нее женихом; слышит, видит, чувствует ее близость, ее дыхание, ее движения, ее красоту. То вдруг ему кажется, что это не она, а он сам так необыкновенно красив, что оттого то и смотрят так на него, и он, счастливый общим удивлением, выпрямляет грудь, поднимает голову и радуется своему счастью. Вдруг какой то голос, чей то знакомый голос, слышится и говорит ему что то другой раз. Но Пьер так занят, что не понимает того, что говорят ему. – Я спрашиваю у тебя, когда ты получил письмо от Болконского, – повторяет третий раз князь Василий. – Как ты рассеян, мой милый.