Роль насекомых в природе. Насекомые-врачи

В жизни и хозяйственной деятельности человека имеют как положительное, так и отрицательное значение.

Из более чем 1 млн. видов насекомых настоящие вредители, с которыми нужно бороться, составляют около 1%. Основная масса насекомых безразлична для человека или приносит пользу. Одомашненные насекомые - медоносная пчела и тутовый шелкопряд, на их разведении основаны пчеловодство и шелководство. Медоносная пчела дает мед, воск, прополис (пчелиный клей), апилак (пчелиный яд), маточное молочко; тутовый шелкопряд - шелковую нить, выделяемую прядильными железами гусеницы при постройке кокона, нить шелка непрерывна, до 1000 м длины. Кроме этих насекомых ценную продукцию дают: гусеницы дубового коконопряда, их более грубая шелковая нить идет на изготовление ткани чесуча; лаковые червецы выделяют шеллак - воскоподобное вещество с изоляционными свойствами, используемое в радио- и электротехнике; карминные червецы (мексиканская и араратская кошенили) дают красную краску кармин; жуки-нарывники выделяют едкое вещество кантаридин, используемое для изготовления нарывного пластыря.

Насекомые-опылители, представители многих отрядов, среди которых важное место занимают перепончатокрылые, повышают урожаи семян, ягод, плодов, цветов многих культурных растений - плодово-ягодных, овощных, кормовых, цветочных.

Плодовая мушка дрозофила, благодаря своей плодовитости и скорости размножения, - не только классический объект исследований генетики, но и одно из идеальных подопытных животных для биологических исследований в космосе. Ископаемых насекомых используют в стратиграфии для определения возраста осадочных пород.

Насекомые, причиняющие ущерб человеку

Из громадного числа описанных видов насекомых (около 1 000 000) лишь незначительная часть, около 1 %, прямо или косвенно причиняет вред человеку.

Эстетическое значение насекомых заключается в том, что многие бросающиеся в глаза красивые бабочки, жуки, стрекозы, шмели и другие вызывают чувства радости и восхищения.

Насекомые-вредители - (insect pest), насекомые, которые могут вызывать смерть или причинять вред человеку, его домашним животным, пищевым запасам или другим продуктам растительного происхождения. Термин применяется также ко многим насекомым, которые больше надоедают людям, чем представляют серьёзную угрозу. Насекомые-вредители, причиняющие серьёзный вред здоровью человека, имеют особое значение в странах с теплым климатом и в тропиках, из них самые опасные комары. Они переносят возбудителей различных форм малярии, жёлтой лихорадки и др. опасных заболеваний. Блохи передают человеку от крыс бубонную чуму. Среди насекомых, вредящих домашним животным, можно назвать мух цеце, оводов, пухоедов, жигалок и вшей. Каждый вид растений, используемых человеком, имеет собственных насекомых-вредителей, которые поедают либо все растение целиком, либо его части. Корнями питаются хрущи, проволочники (личинки щелкунов) и др. насекомые. Среди насекомых-вредителей, питающихся надземными частями растений, наибольшее значение имеют тли, щитовки и саранчовые, но существенный вред причиняют и многие гусеницы.

>>Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека

§ 35. Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека

Обилие насекомых.

Насекомые - самый многочисленный класс животных их известно более миллиона видов. Подсчеты, произведенные учеными, показали, что на Земле одновременно живет около 1017 (100000000000000000) экземпляров насекомых. Благодаря своему обилию насекомые играют очень важную роль в природе и в жизни людей.

Насекомые - лабораторные животные.

Так, плодовая мушка дрозофила из отряда двукрылых служит объектом многих биологических исследований.

Насекомые, причиняющие ущерб человеку.

Из громадного числа описанных видов насекомых (около 1 000 000) лишь незначительная часть, около 1 %, прямо или косвенно причиняет вред человеку.

Эстетическое значение насекомых заключается в том, что многие бросающиеся в глаза красивые бабочки, жуки, стрекозы, шмели и другие вызывают чувства радости и восхищения.

Охрана насекомых.

Общая характеристика класса насекомых .

Насекомые - это шестиногие членистоногие. В их теле различают три отдела: голову с ротовыми органами, одной парой усиков; грудь, несущую три пары ног, и брюшко. Большинство насекомых имеют крылья и способны летать. Дышат они с помощью трахей. Развитие насекомых проходит со сменой двух или трех стадий. Известно примерно 1,5 млн. видов насекомых.

1 Почему насекомые являются важным звеном в природе?
2. Какое значение в природе имеют жуки?
3. Назовите хищных насекомых и раскройте их значение в природе.
4. Найдите в тексте параграфа сведения о практическом значении насекомых и заполните таблицу:

Значение насекомых в жизни человека и его хозяйственной деятельности

Название насекомого
Значение

5. Почему выгодно биологическое подавление вредных для человека членистоногих?
6. Каким образом насекомые причиняют ущерб человеку (ему самому и в его хозяйственной деятельности)?

Биология: Животные: Учеб. для 7 кл. сред. шк. / Б. Е. Быховский, Е. В. Козлова, А. С. Мончадский и др.; Под. ред. М. А. Козлова. - 23-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 256 с.: ил.

Календарно-тематическое планирование по биологии, видео по биологии онлайн , Биология в школе скачать

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

НОУ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «РОСИНКА»

Западного округа города Москвы

Руководитель:

учебный год

Введение

Глава 1 . Насекомые-врачи. Полезные насекомые в жизни человека

1.1. Общие сведения о насекомых

1.3. Положительное влияние насекомых на здоровье человека

Глава 2. Исследование, посвященное осведомленности учащихся о насекомых и их полезных свойствах.

2.1. Методы исследования и их описание

2.2. Анализ результатов исследования

2.3. Описание продуктов проекта

Заключение

Список источников информации

Приложения

Приложение Анкета

Приложение Викторина

Введение

«Мы ценим их не за красоту, хотя они и красивы, а за их целебные свойства»

Продуктами проекта являются фотоальбом «Я и насекомые», викторина «Насекомые», коллекция насекомых.

Глава 1. Полезные насекомые в жизни человека

1.1.Общие сведения о насекомых

Обитающие на нашей планете живые существа подразделяются на две большие группы или два мира: растительный мир и животный. В свою очередь, принадлежащие к каждой этих двух миров живые существа подразделяются на множество более мелких отрядов, классов. Так, животный мир подразделяется на следующие классы: млекопитающие, птицы, рыбы, пресмыкающие, насекомые… Вот о последнем и поговорим более подробно.

Насекомые относятся к членистоногим беспозвоночным. Как и у всех этих животных, у насекомых тело состоит из сегментов, покрыто более или менее твердым наружным скелетом.

Характерные признаки насекомых – сравнительно мелкие размеры, три пары ног (отсюда их второе название – Hexapoda, т. е. шестиногие) и две пары крыльев (у ряда форм одна или обе отсутствуют).

Вероятно, видов насекомых несколько миллионов, хотя описано пока примерно, причем некоторые – по единственному экземпляру. С другой стороны, численность отдельных видов достигает многих миллиардов особей. Ряд форм, например среди бабочек, стрекоз и жуков, относятся к красивейшим творениям природы.

Рис.2 Божья коровка


Насекомые питаются почти всеми живыми существами и продуктами их жизнедеятельности и сами служат основным кормом многих животных и даже некоторых растений. Хотя немало насекомых принято считать вредителями, подавляющее большинство их приносит человеку пользу, например, опыляя растения и способствуя образованию плодов и семян.

Рис.3 Насекомые

Насекомые адаптировались почти ко всем средам обитания. Наиболее обильны они в тропиках и областях с теплым умеренным климатом. Большинство видов наземные, но известны и формы, плавающие на поверхности океана или ведущие земноводный образ жизни на его берегах.

Для высших насекомых характерна способность к активному полету с помощью крыльев. Крылья развиваются полностью только при переходе насекомого во взрослое состояние, а закладываются как плоские листовидные выпячивания покровов средне - и заднегруди. Это выпячивание разрастается, его противоположные стенки плотно сближаются, в результате чего образуется эластичная пластинка, укрепленная жилками, представляющими собой затвердевшие участки тех путей, по которым во время формирования крыла в него нагнеталась гемолимфа, расправляя крыловую пластинку. Жилки располагаются так, что становятся механической опорой крыла и помогают наилучшим образом преодолевать сопротивление воздуха при полете. В частности, у хорошо летающих насекомых передний край крыла укреплен мощной жилкой. Расположение и число жилок - признаки, хорошо характеризующие каждую систематическую группу насекомых.

1.2 Полезные насекомые в сельском хозяйстве

Среди такого многочисленного класса «насекомые» встречаются существа полезные и вредные. Но, как понимать: «полезные» и «вредные» насекомые? Ведь с экологической точки зрения ничто в мире живых существ не может быть лишним, и потому не может быть ни полезным, ни вредным. Уничтожение же какого-нибудь вида может привести к дисбалансу экосистемы. Так вот, говоря о таких понятиях, как «вредные» и «полезные» насекомые, мы подразумеваем приносимые ими пользу человеку. При этом мы полезных стараемся охранять, в то время как борьба с насекомыми - вредителями является одним из залогов успешного выращивания плодоовощных культур и удачного сбора урожая.

Одним из методов естественной защиты растения в саду предполагает использование полезных насекомых в качестве естественных врагов вредных организмов, их изучение и содействие в расселении по саду и жизни в нем.

Присмотритесь к растениям, на которые напала тля. Вблизи ее колоний обычно откладывает яйца златоглазка - насекомое с большими золотисто - зелеными глазами и прозрачными сетчатыми крылышками. Из их яиц, которые крепятся к листу на тонких нитях длиной 1 см, позднее появляются личинки с мощными челюстями. Каждая способна уничтожать до 200 тлей в сутки.

Методы:

ü Анкетирование - ответы на вопросы, поставленные в форме опросного листа – анкеты, с целью определения знаний о насекомых и их пользе для человека. Использование разработанной анкеты.

ü Моделирование альбома

Последовательность действий:

1. Анкетирование учеников 2-4 классов.

2. Обработка анкетных данных.

3. Моделирование альбома и материалов проекта

4. Подготовка компьютерной и интерактивной презентации

5. Написание окончательных выводов.

Формы записи результатов:

Ø Для анкетирования: таблица обработки данных анкеты.

Ø Первичная обработка, анализ и представление результатов исследования

Ø Внесение полученных результатов исследования в соответствующие формы записей.

Ø Схематическое, графическое, иллюстративное представление результатов (подготовка приложений)

Ø Написание выводов

2.2. Анализ результатов исследования

Анкетирование.

В анкетировании принимало участие 25 человек. Респондентам была предложена анкета.

Выводы по результатам анкетирования:

Ø Все респонденты знают, кто такие насекомые.

Диаграмма 1

Ø Большинство респондентов часто встречаются с насекомыми.

Диаграмма 2.

Ø Большинство респондентов не знают насекомых, которые полезны в выращивании плодоовощных культур.

Диаграмма 3.

Ø На вопрос «Могут ли насекомые лечить людей?» 44% респондентов ответили, что да; 28% ответили, что нет, остальные 28% не знают.

Диаграмма 4.

Ø Большинство респондентов, а именно 52%, ответили, что пчела имеет лечебное свойство; 16% ответили, что шпанская мушка.

Диаграмма 5.

Выводы:

Ø Кто такие насекомые знают все респонденты;

Ø Большинство респондентов часто встречаются с насекомыми;

Ø Насекомых, полезных в выращивании плодоовощных культур, почти никто не знает;

Ø Почти все респонденты ответили, что только пчела имеет лечебное свойство;

Ø Проект является актуальным и востребованным, так как он дает возможность ребятам познакомиться с полезными насекомыми.

2.3. Описание продуктов исследования

К продуктам исследования относятся:

1. Фотоматериал, собранный в фотоальбом.

2. Коллекция насекомых, которая включает в себя

· коллекцию бабочек

· коллекцию жуков

· коллекцию пауков

3. Викторина «Насекомые». В нее включены различные вопросы о насекомых, их жизнедеятельности и взаимодействии с окружающей средой. (Приложение)

4. Полезные продукты жизнедеятельности насекомых: мед, воск, лекарственные препараты и др.

5. Памятка садоводу о полезных насекомых для сада и огорода. Она содержит полезные советы для естественной защиты сада и огорода от вредителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа посвящена теме: «Насекомые - врачи. Положительное влияние насекомых на человека.

Насекомые появились, как полагают, в девонском периоде, около 400 млн. лет до наших дней, и произошли от древних кольчатых червей, опровергнув в дальнейшем известную поговорку о том, что рожденный ползать - летать не может. Более того, насекомые оказались первыми на Земле животными, освоившими воздушную среду».

Еще в древности для лечения больных применялись не только лекарственные растения, но и насекомые. Греческие и другие литературные источники, дошедшие до наших дней, содержат сведения о применении настоек из насекомых, оказывающих положительное влияние на здоровье человека.

Таким образом, наше исследование показало, что все учащиеся знают насекомых, часто с ними встречаются, но не в полной мере знают об их положительном влиянии в жизни человека. Это и подтверждает нашу гипотезу: продукты жизнедеятельности насекомых полезны для здоровья. Некоторые насекомые являются естественной защитой садов и огородов от вредителей.

Полученные результаты исследования дают возможность утверждать, что продукты исследовательской работы являются актуальными и востребованными, так как они могут быть использованы на уроках окружающего мира и во внеклассной работе.

Список источников информации

1. Громов, сад/ Брикел, К. Громов, Т. Е.-М.:Росмэн, 2008.-195с.

2. Сидляревич, насекомые сада и огорода/Сидляревич, В. И., Болотникова, В. В.-изд. Урожай,1998.-178с.

3. Спиридонова, А. Н. « Способ получения биологически активного продукта из личинок большой восковой моли»//Вестник ЗОЖ. -2008.- №13.

4. Минаев, полезных насекомых в защите сада [Электронный ресурс]. Адрес: http://www. /show_book. php? book=17535&page=

5. Пцкиаладзе, насекомые [Электронный ресурс]. Адрес: http://www. /blog/2010/03/09/beneficial-insects/

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение.

Дорогой друг. Просим вас принять участие в анкетировании, тем самым вы окажите помощь в написании проекта ««Насекомые - врачи. Полезные насекомые в жизни человека».

Просим Вас ответить на все вопросы анкеты, следуя инструкциям к вопросам.

Заполнить анкету несложно и не потребует много времени. Прочтите, пожалуйста, вопрос и все предлагаемые варианты ответов на него.

Заранее благодарим за участие в исследовании.

1. Знаете ли Вы, кто такие насекомые?

А). Да. Б). Нет.

2. Как часто Вы встречаетесь с насекомыми

А), Часто. Б). Редко В). Не встречаюсь

3. Назовите насекомых, которые полезны в выращивании плодоовощных культур

_____________________________________________________________

4. Могут ли насекомые лечить людей?

А).Да Б).Нет В).Не знаю

5. Выберите насекомых, которые имеют лечебное свойство

Б). Таракан

Г). Шпанская мушка

6. Ваш возраст___________

Приложение

Викторина.

1.Одно из самых назойливых насекомых? Муха

2. Какое насекомое было виной эпидемии чумы гг.?
Блоха

3. Заготовляют ли муравьи пищу на зиму?
да

4. Со скольких цветов должны собрать пчелы нектар, чтобы наполнить пол-литровый сосуд медом? С 2 цветов

5. Какой насекомое на еврейском языке называется «Грызущим»? Моль

6. Термиты – это пресмыкающиеся, млекопитающие, насекомые или рыбы? Насекомые

7. Как называется жук – опасный вредитель картофеля? Колорадский

8. Какого жука древние египтяне назвали священным? Скарабей

9. Какие муравьи существуют? Сахарные, медовые или шоколадные Медовые

10. Самые быстрые насекомые?
Тараканы

11. Самые опасные насекомые? Комары

12. Их называют слугами Земли. Кто они? Черви

13.Где находится орган вкуса у бабочки? На ногах

14. Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? Бабочка

15. Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? Муравьи закупоривают входы

16. Куда девается навоз?
Жуки-навозники быстро перерабатывают его и прячут, откладывая в них свои яйца

17. Существуют ли мотыльки-вампиры? да

18. Из чего делают гнезда муравьи-портные? Сшивают листья

19. Чем поют кузнечики?
Трутся ногами о крылышки

20. Как пчелы - разведчики сообщают о том, где есть мед?
Танцуют

21. Где у кузнечиков уши? На коленках

22. Жадный кузнечик? Саранча

23. Откуда берется шелк? Из коконов тутового шелкопряда. В одном коконе свыше 900м шелковых нитей

24. Где живут личинки нефтяной мухи? В цистернах с нефтью

25. Где находится орган вкуса у бабочек? В ногах

26. Сколько тли за день может съесть божья коровка? До 200 тлей

27. Почему бабочка-крапивница так зазывается? Гусеницы бабочки живут на крапиве

28. Как спасается кузнечик, если его схватить за ногу?
Нога отваливается, как хвост у ящерицы

29. Как по жуку-навознику узнать, какая будет завтра погода? Если жук летает – наутро будет жара, но если его не видно – пойдет дождь

30. Самое прожорливое насекомое. Стрекоза. 40 мух за 2 часа

31. Колорадский жук – враг картофеля, саранча хлебного зерна. А бабочка-ка капустница?
Капусты

32. К какому классу относится скорпион? К классу паукообразных

33. Самый крупный паук? Тарантул

34. У волков – стая, у рыб – косяк, у коров – стадо, а у тараканов?
Колония

35. Где живут ласточковые клопы? В гнездах городских ласточек

36. Все ли шершни кусаются? Нет. Самец не кусается. У него нет жала

37. Самый крупный жук Европы? Жук-олень. 12см

38. Почему жук-олень так называется? Из-за своих ветвистых рогов

39 Самый крупный жук мира?
Жук-геркулес.24см

40. Павлиний глаз, атлас, пяденица, бражник липовый, капустница, траурница, аполлон , Афродита, махаон. Все ли это названия бабочек? Нет. Афродита – это не бабочка

41. Насекомое, подкованное Левшой. Блоха

Суши. Велико их значение в биогенном круговороте.

Пример 1

Насекомые сапрофаги (таракановые, первичнобескрылые) перерабатывают растительные остатки. Ксилофаги питаются древесиной (короеды, термиты, личинки златок, усачей). У многих насекомых живут в кишечнике симбионты (жгутиковые, бактерии), способствующие перевариванию клетчатки. Животные остатки поедают кожееды, мервоеды, личинки двукрылых. Экскременты животных утилизируются мухами-навозниками и жуками.

Замечание 1

Все насекомые сапрофаги и ксилофаги способствуют образованию почвы.

Крупные животные – рептилии, амфибии, птицы и млекопитающиеся питаются насекомыми. Практически все певчие птицы выкармливают потомство насекомыми. Насекомые являются важным фактором регуляции численности как растений, так и животных. Фитофаги уничтожает в основном ослабленные растения, а также виды, не являющиеся характерными для данных сообществ.

Пример 2

Муравьи контролируют численность видов, заселяющих луга, леса, пустыни. Божьи коровки способны подавлять численность равнокрылых насекомых (тлей). Жижелицы уничтожают паукообразных, почвообитающих насекомых, моллюсков.

Коэволюция насекомых и покрытосеменных растений привела к взаимным приспособлениям при фитофагии и опылении. Насекомые – главные опылители цветковых растений и от их активности зависят урожаи ягодных и плодовых культур. Большое количество разнообразных видов осуществляют утилизацию мертвого органического материала: древесины, листового опада, навоза и др.

Значение насекомых в жизни человека

Человек широко использует насекомых с целью получения разнообразных продуктов:

  1. Пчеловодство. Использование человеком в пищевой промышленности меда, в медицине - пчелиного яда и прополиса, в парфюмерной промышленности – пчелиного молочка.
  2. Шелководство. Гусеницы шелкопрядов вырабатывают шелк, который используется для изготовления прочных и тончайших тканей. Для получения шелка разводят дубовых шелкопрядов, тутовых шелкопрядов.
  3. Насекомые являются источником для получения красок, лаков, лекарственных веществ.
  4. Во многих районах мира насекомых применяют в качестве продукта питания или приправы.
  5. Мушки дрозофилы предстают важным лабораторным объектом при генетических исследованиях.

Пример 3

Натуральный лак, шеллак, получают из особых секретов, выделяемых лаковыми червецами. Из жуков-нарывников («шпанская мушка») приготовляют лекарство кантаридин. Для получения красной краски кармина используют араратскую кошениль.

Биотехнология насекомых

Насекомые играют и отрицательную роль в жизни людей. Все негативное воздействие, оказываемое насекомыми можно разделить на несколько групп:

    Насекомые – вредители растений. К наиболее вредным видам относятся многоядные насекомые: азиатская саранча, итальянский прус, жуки-щелкуны, чешуекрылые (совки, луговой мотылек), чернотелки. Для каждой группы плодово – ягодных культур существует свой состав насекомых – вредителей.

    Пример 4

    Важнейшими вредителями яблони являются: гусеницы яблонной моли, яблонный долгоносик, яблонная плодожорка. Ягодникам большой вред наносят гусеницы крыжовенного пилильщика, личинки малинного жука, филлоксера.

    Вредители лесных насаждений. Среди этих вредителей выделяют первичных, которые повреждают плоды, листья, цветки и вторичных, которые повреждают ослабленные деревья, их стволы и корни. Деревья страдают от кольчатого и непарного шелкопряда, соснового пилильщика, смолевщиков, долгоносиков, листоедов, тлей, листоблошек и многих др.

Насекомые очень плодовиты. Потомство одной перезимовав­шей самки комнатной мухи может достигнуть к концу лета 5 трил­лионов. Хмелевая тля даёт в течение лета 13 поколений, по сотне тлей в каждом: количество тлей 13-го поколения выражается чис­лом 100 12 . Правда, эти расчёты сделаны на бумаге. В жизни боль­шая часть потомства погибает от самых разнообразных причин, и внуки одной самки очень редко исчисляются десятками тысяч. И всё же насекомые при благоприятных условиях размножаются с изумительной быстротой.

Насекомые очень прожорливы. Личинка жука листогрыза в первый день жизни съедает пищи в два с половиной раза больше, чем весит сама. Хищные жуки жужелицы за один раз съедают количество пищи, равное 3/4 веса их тела. Крупный навозный жук скарабей лепит из навоза шар и за один приём съедает его, а этот шар в несколько раз больше самого жука.

В силу своей многочисленности, прожорливости и чрезвычай­ного многообразия насекомые играют огромную роль в жизни при­роды: они образуют основную массу животного населения любого уголка суши, мало-мальски пригодного для жизни.

Множество насекомых живёт и развивается за счёт падали, помёта, мёртвых растений, всевозможных разлагающихся остат­ков животного и растительного происхождения. На первый взгляд деятельность всех этих «санитаров» мало заметна, но достаточно чуть приглядеться к тому, что происходит в лесу или на лугу, и тогда нетрудно понять, как велико значение всех этих «навозни­ков», «падальников» и потребителей гниющих веществ.

Разнообразные насекомые заселяют почву, пронизывая и раз­рыхляя её своими ходами. В почвообразовательных процессах особенно велико значение муравьев (в тёплых странах и терми­тов). Количество муравейников на 1 км 2 нередко достигает 20 и более тысяч. Огромные количества почвы оказываются «обрабо­танными» муравьями и другими землероями, и не только механи­чески (разрыхление, перемешивание слоев): почва обогащается органическими веществами.

Нет ни одного вида наземных растений, за счёт которого не жили бы те или иные виды растительноядных насекомых: любая часть живого и мёртвого растения служит им пищей. Насекомые играют огромную роль в опылении цветковых растений. Примерно до 80% видов растений опыляются при том или ином содействии насекомых. Разнообразные взаимоприспособления привели к тому, что множество растений могут опыляться только при помощи на­секомых, и ряд насекомых может жить лишь при наличии опреде­лённых видов растений, к питанию на цветках которых они при­способились.

В Советском Союзе встречается около полуторы тысяч видов насекомых, могущих повреждать культурные растения, запасы, товары. Из них 700 видов опасные вредители.

У всякого вредного растительноядного насекомого есть своя история, начало которой всегда одинаково. Всякий вредитель жил когда-то на диких растениях, и с них перешёл на растения куль­турные.

В степной полосе СССР широко распространены хлебные жуки (кузька, красуля, крестоносец и др.), опасные вредители зерновых культур. До распашки степей эти жуки кормились на пыреях и других диких злаках. Когда степь распахали, жуки начали питать­ся зёрнами пшеницы и других хлебов. Обилие корма сказалось: жуки начали усиленно размножаться. Во второй половине XIX в. хлебные жуки сделались опаснейшим врагом южнорусского земле­делия.

Подсолнечник - чужеземец. Всего около ста лет назад он стал у нас важной технической культурой. Первое время врагов у него не было: наши насекомые ещё не ознакомились с «ино­странцем». Но вскоре корзинкам и семенам стала наносить серь­ёзные повреждения гусеница небольшой бабочки, а стебли на­чали страдать от личинок жука усача и жука шипоноски. Так появились опасные враги подсолнечника - подсолнечниковая моль, подсолнечниковый усач, подсолнечниковая шипоноска, жи­вущие в природе за счёт диких сложноцветных.

Насекомые, перейдя на культурные растения, живут уже пре­имущественно за их счёт. Другие питаются и культурными, и ди­кими, причём нередко дикие растения входят в круг жизни таких насекомых как обязательная составная часть. Так, капустная тля живёт и размножается весной преимущественно на диких кресто­цветных, а позже переходит с них на огороды. Во второй половине лета озимая совка откладывает яйца на различные сорняки, и только позже её гусеницы переползают на озимые хлеба. Жук свекловичная щитоноска с весны размножается на лебеде и мари, а затем нередко перебирается на свекловицу. У каждого вреди­теля культурных растений найдётся и какое-нибудь кормовое рас­тение среди диких.

Вредителями становятся не только местные насекомые, но и чужеземные, и нередко они более опасные. Пароходы, железные дороги, самолёты служат транспортом не только человеку, они также перевозят из страны в страну и насекомых: с зерном, про­дуктами, товарами. Из Америки в Европу завезены столь опасные вредители, как виноградная филлоксера, кровяная тля, картофель­ный колорадский жук, фасолевая зерновка. В свою очередь из Европы в Америку проникли плодожорка, златогузка, непарный коконопряд, гессенская мушка, кукурузный мотылёк и ещё 70 дру­гих вредителей. Чуть ли не по всему свету вместе с зерном раз­везли маленького бескрылого жучка амбарного долгоносика и ряд иных вредителей зерна, продуктов, товаров. Вредители-чужеземцы особенно опасны потому, что на новом месте у них нет ещё при­родных врагов, мешающих их быстрому размножению и рас­селению.

Убытки, наносимые вредными насекомыми, огромны. Нельзя точно подсчитать их, но даже приблизительные подсчёты доста­точно убедительны. Так, например, в 1910 г., когда в России борьба с вредителями была организована плохо, насекомые унич­тожили около 2 млн. т свекловицы, было потеряно около 300 тыс. т сахара. Хлебные жуки за время с 1870 по 1880 г. причинили на юге России убытков примерно на 100 млн. зол. руб., а в 1912 г. - на 60 млн. руб. Озимая совка в 1907 г. в 15 губерниях уничтожила озимых не менее чем на 75 млн. зол. руб. Считают, что в дорево­люционной России полеводство, садоводство и огородничество терпело от вредных насекомых убыток примерно на сумму в 1 млрд. зол. руб. (почти половина государственного бюджета), потери же от насекомых-вредителей во всех отраслях хозяйства достигали 172 млрд. зол. руб. В промежутке между 1910 и 1917 гг. Россия ежегодно теряла от грызунов, насекомых и болезней рас­тений по 4 млн. т урожая зерновых культур.

Борьба с вредителями. С насекомыми, повреждающими поля, сады и огороды, грабящими склады и амбары, с распространите­лями и передатчиками болезней, с вредителями леса ведётся оже­сточённая борьба. Достичь наивысших урожаев - это не только хорошо обработать почву, посеять лучшие семена, без потерь убрать урожай, но также сохранить его от вредителей. Считают, что в царской России полеводство теряло от вредителей не менее 10% урожая, огородничество 20%, а садоводство 40%.

В советской стране борьбе с вредителями уделяется огромное внимание. С каждым годом защита урожая становится всё успеш­нее и успешнее. Если в 1910-1917 гг. вредители уничтожали 2 млн. т свекловицы, то в 1930 г. было потеряно уже только около 1 млн. г; в 1933 г. эта цифра снизилась до 500 тыс. т, а теперь она и ещё меньше.

Директивы XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951 -1955 годы и постановление Пленума ЦК КПСС «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства в СССР», принятое 7 сентября 1953 г., требуют, наряду с иными мероприятиями, и защиты урожая от вредителей.

Для уничтожения вредителей применяют различные способы борьбы: механический, химический, биологический и др. Не меньшее значение имеют и предупредительные меры, они-то в не­далёком будущем и должны оказаться главными мерами по за­щите наших полей, огородов, садов, лесов, складов, животновод­ства и самого человека от животных-вредителей.

Агротехнические меры борьбы. Вредители размножаются во множестве лишь при наличии благоприятных условий. Важно лишить их этих условий. Создать и всё время поддерживать такую обстановку, при которой исключена сама возможность массового размножения, значит свести численность вредителя до столь малых размеров, что его деятельность утратит хозяйственное значение.

Строение и состав почвы, её влажность, температура и прочие условия, необходимые для развития культурного растения, тесно связаны с агротехникой. Применение правильной агротехники позволяет усилить рост растения, изменить сроки его созревания, повысить устойчивость к заболеваниям. Правильная обработка почвы, чистые пары, применение удобрений, очистка и сортировка семян - все эти меры необходимы для выращивания сильных и здоровых растений, меньше страдающих от вредителей и дающих больший урожай. Обилие ослабленных растений создаёт особо благоприятные условия для массового размножения многих на­секомых. Особенно это заметно на примере вредителей леса.

Правильный севооборот не только сохраняет и улучшает каче­ства почвы, способствует росту и развитию растений. Он препят­ствует и размножению вредителей, живущих за счёт одного или немногих близко родственных видов растений. Когда поле из года в год засевают одной и той же культурой, то для вредителей соз­даётся постоянное изобилие пищи. Смена культур лишает их кор­мового растения, и они оказываются в неблагоприятных условиях.

У каждого вида насекомых свои сроки развития, своё время откладывания яиц. Более взрослые растения переносят поврежде­ния легче, чем молодые. Применяя ранний сев, можно ко времени лёта вредителя иметь уже окрепшие растения: они меньше постра­дают. В других случаях избавиться от вредителя позволяет более поздний сев: ко времени его лёта растения ещё не взойдут.

Многие вредители тесно связаны со всякого рода остатками от уборки урожая: в них или на них они зимуют. Лущение и глубо­кая зяблевая вспашка не только улучшают качества почвы, но и уничтожают множество сорняков и вредителей, зимующих в почве, в стерне.

Любой вредитель культурных растений живёт и за счёт диких растений. Нередко он проводит часть своей жизни на сорняках, которые могут даже оказаться одним из обязательных условий его существования. Чем засорённее поле или огород, тем больше они страдают от вредителей. Уничтожение сорняков не только на поле или огороде, но и по соседству с ними лишает вредителей природных кормовых растений, затрудняет их размножение. Озимая совка чаще всего размножается на засорённых паровых полях. Чистые пары или овсяно-виковые занятые пары создают неблагоприятные условия для размножения этой вредной бабочки: густого травостоя она не заселяет, а на чистых парах нет кормо­вых растений для её молодых гусениц.

Подбор и выведение таких сортов, которые меньше страдают или не повреждаются, - наилучший приём в защите от вредите­лей. Подсолнечник сильно страдал от подсолнечниковой моли. Выведение так называемых панцырных сортов резко снизило вре­доносность этой бабочки: семянки такого подсолнечника защи­щены от повреждения гусеницами моли.

Механические методы борьбы. Наиболее простые меры истреб­ления вредителей - механические меры борьбы. К ним относятся, например, раздавливание яиц капустницы, уничтожение кладок яиц кольчатого и непарного коконопрядов, уничтожение зимних гнёзд боярышницы и златогузки (стр. 47, рис. 20; стр. 50, рис. 22), стряхивание с деревьев яблоневого цветоеда и майских жуков, ловля насекомых на приманки, вылавливание при помощи световых и всяких иных ловушек. Ловчие кольца на деревьях - тоже один из способов механической борьбы (стр. 55, рис. 25). При помощи ловчих канавок вылавливают свекловичного долгоносика, ползающих по земле гусениц некоторых бабочек. Такими канав­ками окапывают либо те участки, с которых расползается вреди­тель, либо те, которые хотят защитить от него. Попав в канавку гусеница или нелетающий жук выбраться из неё не могут, и здесь их уничтожают. В борьбе с опаснейшим врагом свекловицы - свекловичным долгоносиком - канавки служат одним из основ­ных средств борьбы. Так, в 1938 г. было собрано в канавках более 6000 т жуков. При помощи переносных щитов направляют и заго­няют в ямы кулиги пешей саранчи (личинки). Выжигая стерню, сжигая послеуборочные остатки, уничтожают скрывающихся в них вредителей.

Многие из способов механической борьбы очень трудоёмки. Применение их на больших площадях не всегда возможно, да и дорого обходится. Поэтому к ним чаще прибегают на небольших участках. В приусадебном саду, на приусадебном огороде, на при­школьных участках вполне применимы многие из мер механиче­ской борьбы.

Химические методы борьбы. Химические меры борьбы заклю­чаются в уничтожении вредителей при помощи различных ядови­тых веществ. В зависимости от вида насекомого применяют то или иное вещество. Яды кишечного действия (мышьяковистые препа­раты, соединения фтора и др.) применяют против грызу­щих насекомых. Против насекомых сосущих (тли, червецы и щитовки, клопы) применяют яды наружного действия (мыла, различные минеральные масла, никотин и др.)» так как нанесённый на поверхность растения кишечный яд мало опасен для насекомого, только прокалывающего кожицу растения. Против грызущих насекомых могут применяться и яды наружного действия.

Насекомых обеих категорий убивают такие препараты, как ДДТ и гексахлорциклогексан (ГХЦГ, гексахлоран). Эти препа­раты действуют на центральную нервную систему. Достаточно на­секомому проползти по листу, посыпанному порошком ДДТ или ГХЦГ, как у него вскоре наступает паралич: отнимаются ноги. Через некоторое время насекомое умирает. Оба яда применяют или в виде дуста (в смеси с порошками талька, некоторых глин), или в виде эмульсий, содержащих тот или иной процент яда. И ДДТ и ГХЦГ начали применять недавно. С каждым годом они всё шире и шире вводятся в практику борьбы с самыми разно­образными насекомыми, начиная от сельскохозяйственных и лес­ных вредителей и кончая малярийными комарами и клопами.

Для опрыскивания растений ядовитыми растворами или для опыливания их ядовитыми порошками применяют особые аппа­раты - опрыскиватели и опыливатели. Они бывают и маленькие, ручные, и большие, до моторных включительно.

Авиахимический метод борьбы. Именно в СССР были прове­дены первые опыты по использованию самолётов в борьбе с вреди­телями. С каждым годом авиахимический метод борьбы у нас при­меняется всё шире и шире. Самолёты позволяют - путём опыли­вания или опрыскивания с воздуха - бороться с вредителями на площадях, малодоступных или совсем недоступных для иных спо­собов борьбы, например в плавнях, в лесных массивах. При по­мощи самолётов можно в небольшие сроки времени обработать огромные площади.

Авиахимический метод - основной способ борьбы с саранчой: при его помощи вредителей уничтожают в местах постоянного раз­множения - в плавнях. Самолёты применяют для борьбы с маля­рийными комарами на больших болотистых площадях, используют для истребления садовых и полевых вредителей, ими широко пользуются для охраны лесов (сторожевая пожарная служба, разведка вредителей) и для борьбы с некоторыми лесными вредителями. Укрупнение колхозов открывает широкие пер­спективы для разностороннего применения самолётов в борьбе за урожай.

Биологический метод борьбы. Использование в борьбе с вреди­телями их природных врагов - это так называемый биологиче­ский метод борьбы. Птицы, жабы, лягушки, ящерицы, кроты, ежи, землеройки, летучие мыши истребляют много насекомых. Все эти животные - наши союзники в борьбе с вредными насекомыми. Необходимо охранять их, а по возможности и привлекать на поля, в сады, на огороды.

Много природных врагов у насекомых и среди самих насе­комых.

Хищные и прожорливые жуки божьи коровки и их личинки уничтожают много тлей. Некоторых из коровок уже применяют для борьбы с тлями и их родичами - червецами и щитовками. На Черноморском побережье Кавказа коровку родолию применяют для борьбы с опаснейшим врагом цитрусовых - червецом ицерией; один из местных видов коровок там же начали применять для борьбы с вредителем чайного куста - подушечницей.

За счёт яиц, личинок и куколок насекомых развиваются много­численные виды наездников, яйцеедов, тлеедов, мух тахин. Раз­множая в лабораториях некоторых из яйцеедов, их применяют для борьбы с вредителями. Так, трихограмма (стр. 60, рис. 28) мес­тами вдвое и даже больше снижает червивость яблок, уничтожая яйца яблонной плодожорки; применяют это насекомое и для борьбы с другими вредными бабочками. В 1939-1941 гг. яйцееда теленомуса размножали миллионами для борьбы с клопом вред­ной черепашкой. При помощи тлееда афелинуса у нас на юге во многих местах уничтожили врага яблонь - кровяную тлю.

Множество мелких гусениц и других насекомых уничтожают муравьи, мелких насекомых ловят на лету стрекозы. Крупные красивые жужелицы красотелы уничтожают гусениц непарного шелкопряда. Все хищные насекомые так или иначе полезны, и не­которых из них используют для борьбы с вредителями.

Курица за день поедает до 1500 клопов черепашек, по тысяче и более свекловичных долгоносиков. Применение домашней птицы для уничтожения вредителей - также один из способов биологи­ческой борьбы.

Участие школы в борьбе с вредителями. Школа может оказать большую помошь колхозам и совхозам в таком государственно важном деле, как защита урожая. Уничтожение яиц кольчатого и непарного коконопрядов, сбор зимних гнёзд боярышницы и злато­гузки, уничтожение яиц и гусениц капустницы - все эти работы вполне доступны для учащихся. Во многих школах для борьбы с вредителями сада устраивают походы, во время которых уничто­жают десятки тысяч кладок яиц бабочек и зимних гнёзд. Осо­бенно большую помощь школа может оказать в борьбе с вредите­лями на приусадебных садах и огородах: здесь нередко борьба ведётся недостаточно упорно, и такие сады и огороды являются рассадниками вредителей для больших колхозных и совхозных са­дов и овощных плантаций. Видную роль может и должна играть школа и в охране от вредителей полезащитных лесонасаждений. Рассадниками вредителей являются сорняки. В борьбе с ними школа может оказать большую помощь, особенно на приусадеб­ных участках. При этом нельзя забывать, что сорняк опасен не только на огородной грядке: он опасен везде. Об этом не всегда помнят и, старательно выпалывая грядки, оставляют сорняки тут же, у забора, сохраняя для вредителей их природные убежища.

Использование природных врагов вредителей включает в себя и охрану их. Школа должна всячески содействовать охране таких полезных насекомых, как муравьи, как опылители растений - шмели. Охрана птичьих гнёзд, привлечение птиц давно вошли в жизнь школы. Нужно ещё больше беречь и охранять полезных птиц, летучих мышей, жаб, лягушек и других истребителей насе­комых.