Конспект зимушка зима в подготовительной группе. Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: Зима

Конспект интегрированного занятия для детей 6-7 лет: "Зимушка - зима"

Здравствуй, зимушка - зима, ты к нам в гости птичек привела

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург

Описание: Данный конспект будет интересен воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования и родителям. Предназначен, для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: расширение и систематизация знаний детей о зиме.
Задачи:
- расширять и активизировать словарь по теме «Зима»;
- развивать умение поддерживать беседу, подбирать слова -прилагательные; развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство доброты, сопереживания ко всему живому и прекрасному, воспитывать умение работать в парах;
- развитие у детей эмоционального восприятия, создать у детей радостное настроение, вызвать желание участвовать в играх, радоваться зиме, зимним играм;
- упражнять в составлении предложений, рассказов по картине.
Предварительная работа: беседа о приметах зимы; рассматривание зимних пейзажей, картинок с изображением зверей и птиц; отгадывание загадок, чтение стихов, рассказов и сказок на зимнюю тематику; изготовление кормушек для птиц.
Подготовка к занятию: листы белого картона с распечатанными шаблонами птиц, клей, крупы(пшено, рис, греча), кисточки, салфетки.


Воспитатель: Ребята, вы наверное обратили внимание, что у нас в раздевалке что – то изменилось? Вы заметили эти изменения, расскажите мне о них?
Ответы детей: Появилось очень много красивых картин, и у каждого ребенка на шкафчике маленькая, но очень красивая картинка.
Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, чем эти картины взаимосвязаны?
Ответы: На всех картинках нарисована зима.


Воспитатель: Правильно. Но я не зря украсила ваши шкафчики такими красивыми картинками. Вы в течение недели внимательно рассматриваете свою картинку, изучаете ее, а затем подробно мне ее опишите,(а точнее расскажете, что вы на ней увидели). Можно в выходные попросить родителей помочь вам написать маленький рассказик о своей картине, или самим написать(ведь большинство деток уже сами пишут), дополнить ее своим рисунком. Это будет вашим домашним заданием.
Наша группа тоже украшена картинами по теме - зима. Я вам предлагаю описать это замечательное время.
Ответы детей.
Воспитатель: Вы все большие молодцы, столько замечательных слов сказали об этом замечательном времени, хочу предложить вам отгадать загадки.
- Их четыре братца,
В каждом из них по три месяца.
Что это за братья?(времена года)
- Укрывает все белоснежным одеялом.
Какое время года?(зима)
- Этот месяц зиму встречает,
Праздник Новый год к нам приглашает.(декабрь)
- Он является хозяином леса,
Любит мед, а зимой спит.(медведь)
- Шустрый очень он всегда,
Есть у него борода.
В валенки к нам залезает,
И носы у нас подмерзают.
Он и щеки наши щиплет,
Кто же это…(мороз)
- С неба падает красиво,
И танцует на лету.
На ладони к нам садится,
Тут же в воду превратится.(снег)
- Маленький зверек,
Любит морковку, скачет ловко.
Меняет окраску, а зовут его…(зайчик)
- Радуется народ,
Когда к нам …(зима) идет.
- Внучка, которая ходит всегда с Дедом?(Снегурочка)
Воспитатель: А зимние забавы знаете? Какие?


Ответы детей.
Воспитатель: Я вас на коврик приглашаю,
Забаву зимнюю начинаю.
«Зимние игры»
Стали дети кататься (ладони держите горизонтально перед грудью и делайте движения вперед-назад, как бы катаясь на лыжах),
И в снегу кувыркаться (делайте синхронные круговые движения руками перед грудью: правой рукой - по часовой стрелке, а левой - против часовой стрелки).
Захотели в снежки играть (переложите «снежок» из одной ладони в другую)
Стали лепить их и друг в друга кидать («слепите» снежок, а затем понарошку «бросьте» его в кого-нибудь).
Начали комья снежные катить (сымитируйте соответствующие движения)
-бабу снежную лепить (снизу вверх двумя руками одновременно изобразите нарисуйте три стоящих друг на друге снежных кома: большой, средний и маленький)
Весело зимой! Не хочется домой!
Воспитатель: Мы немножко отдохнули. Ребята, скажите мне зима какая?
Ответы: снежная, холодная, веселая, метельная, вьюжная, морозная, белоснежная, суровая, серебристая, красивая, любимая и т. д.
Воспитатель: Правильно, а теперь игра – наоборот. Вы такими красивыми длинными словами описали зиму, а теперь наоборот.
Слово зимняя(длинное), а коротко – зима.
Снежная… – снег;
Вьжная…- вьга;
Метельная…- метель;
Морозная…- мороз; и т. д.
Воспитатель: Сейчас я начну предложения, а вы заканчивайте.
- Зимой ветви деревьев…покрыты снегом.
- Дома, леса тропинки…укутаны снегом.
- Медведь зимой…впадает в спячку.
- Дети любят…играть в снежки.
- Реки зимой…покрываются льдом.
- Ручки от холода…мы прячем в рукавички.
- В воздухе кружатся…белые снежинки.
- Зайчик меняет…цвет своей шубки.
- Зимой ночи длинные, …дни короткие.
- Одеваемся теплей,…чтобы не замерзнуть.
- Птицы улетают…в теплые края.
Воспитатель: ребята, а давайте вспомним наших маленьких друзей. Вспомните птичек, которые улетают в теплые страны, зачем они туда улетают и расскажите мне о птичках, которые живут с нами зимой. Чем питаются, как живут?


Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы. Послушайте стихотворение о птицах.
Новогодний карнавал.
А ты знаешь, что зимой
чудеса бывают?
Что в лесу под Новый год,
птиц всех собирают?

Добрый дедушка Мороз,
раздаёт подарки.
Кто-то просит зёрен горсть,
кто-то перьев ярких.

Просьбы выслушав, Мороз
рассуждает мудро:
- Надо выжить вам зимой,
корм найти под утро.

И заботливо даёт,
попрошайкам малым,
очень скромненький наряд,
нет в нём перьев алых.

Разукрасить дед Мороз,
только тех старается,
кто вдали от сёл живёт,
и в лесу питается.

И довольны, веселы Дятлы,
Рябчики, Клесты.
До чего же хороши,
в пёрышках своей мечты!

А всех краше и чудней,
невеличка Королёк.
С гордым видом самодержца,
он садится на пенёк.

Начинается потеха,
новогодний карнавал.
Сколько радости и смеха!
Жаль, что ты там не бывал.
(Батый Ирина)
Воспитатель: Красивое стихотворение, правда? Давайте мы сегодня с вами будем Дедами Морозами для наших маленьких друзей и сделаем им небольшие подарки своими руками. Это будут кормушки для друзей.
Но вначале я вам предлагаю подготовить наши ручки и пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Дружат в нашей группе - пальцы рук соединяют
Девочки и мальчики. - в замок (несколько раз)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять - пальцы с мизинчика поочередно
Начинаем мы считать. - соединяют друг с другом
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать (Руки вниз, встряхивают кистями)
Садитесь за свои рабочие места, перед вами лежат листочки с изображением птиц, я вам предлагаю обклеить наших птичек разными крупами. После выполнения наших работ, мы вынесем наши подарки – кормушки на улицу и угостим пернатых.
Включаю спокойную музыку, дети приступают к выполнению работ, кому требуется помощь – помогаю.
Воспитатель: Наше время подходит к концу, потихонечку заканчиваем свои работы, убираем рабочие места….
Какие замечательные получились кормушки, уверена, птицы будут очень рады. Все молодцы. А сейчас я предлагаю выйти на прогулку и прихватить с собой наши кормушки.


Воспитатель: Загадки угадали,
Рассказы мне сказали.
Кормушки изготовили.
И наверное немножечко устали.
Чтоб усталость вашу снять,
Предлагаю поиграть.
Выходите все сюда,
Создавайте ворота.
Через эти ворота,
В раздевалку нам пора.
Потеплее одевайтесь,
На прогулку собирайтесь.

наталья макаева
Интегрированное занятие по теме «Зима» в подготовительной группе

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «ЗИМА » В ПОДГ . ГРУППЕ .

Цели : выявить знания детей о характерных признаках зимы.

Задачи :1. Закреплять умение определять гласные и согласные звуки.

2. Расширять представления об агрегатных состояниях воды.

3. Учить подбирать прилагательные к существительным.

Предварительная работа :

заучивание стихотворений о зиме; наблюдение за погодой, снегопадом, снежным покровом.

Оборудование :

Снег, лёд, ёмкость для воды, фильтр, белые салфетки на каждого ребёнка, картонные квадраты, пластилин, дощечки для лепки.

Ход занятия:

Отгадайте, ребятки

Про кого моя загадка?

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом?

Шьёт пуховые перины,

Разукрасив все витрины? В. Лунин.

(Зима )

(Выставляется картина с изображением зимы)

Чтобы порадовать зиму, давайте поиграем в «Зимние слова» .

(Дети, встав в круг, передают мяч друг другу, называют «зимние» слова : метель, вьюга, снеговик, снежинка, мороз и т. п.)

Молодцы! Думаю, зима довольна .

Когда вы слышите слово «зима » , что вы представляете? (Снег, мороз, лёд, вьюга и др.) .

Самое главное, что мы ждём от зимы – это конечно снег.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю…снег.

С неба все скользят пушинки-

Серебристые…снежинки.

На посёлки, на лужок

Всё снижается …снежок.

Вот веселье для ребят

Всё сильнее снегопад.

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в …снежки.

Словно в белый пуховик

Нарядился…снеговик.

Рядом- снежная фигурка –

Это девочка…Снегурка.

На снегу-то, посмотри, -

С красной грудкой… снегири.

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил…снег.

Так какие родственные слова слову «снег» мы с вами подобрали? (Ответы детей) .

А знаете ли вы, что такое снежинки и где они образуются?

(Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристаллов.)

На что похожи снежинки (Ответы детей.)

Можно их поймать и рассмотреть. Иногда они склеиваются и большими хлопьями падают на землю.

Посмотри, как блестит,

Под ногами хрустит.

Беленький снежок, лёгкий, как пушок.

Дует, дует ветерок,

И летит, летит снежок,

Закружился, заблестел,

Над полянкой полетел.

А потом на землю пал,

До весны там пролежал.

Почему в сильный мороз снег скрипит под ногами? (Потому, что ломаются лучики снежинок.)

Ребята, давайте побудем снежинками.

ФИЗМИНУТКА

(Дети садятся на стулья.)

А вам, ребята, нравится снег?

Кому ещё может нравиться снег (Ответы детей.)

Но иногда снег может приносить и неудобства. Почему? (Дороги засыпает снегом, их нужно расчищать; вдоль дорог грязный снег лежит от выхлопных газов; Снег засыпает семена деревьев, птицам трудно найти пропитание.)

Часто маленькие дети едят снег. Но почему им его есть не разрешают? (Ответы детей)

Вчера мы набрали в вёдро снег с участка. Он растаял. Сейчас мы профильтруем талую воду и узнаем, чистая ли вода. Пройдём все в лабораторию. (Опыт №1) .

Мы узнали, что хоть на вид снег и чистый, на самом деле в нём много грязи.

(Дети садятся на стулья) .

Зимой часто дуют холодные ветра.

С помощью каких звуков можно воспроизвести завывание вьюги : гласных или согласных? (Гласных.)

Верно. Попробуйте сделать это по очереди. (Первый ребёнок произносит выбранный им гласный звук, тянет его, второй ребёнок подключается к нему, произнося другой гласный звук и т. д. Получается цепочка из звуков, н-р : а-у-о-ы-и-э.)

- Зима , это не только ветер, но и солнышко особенное.

Ребята, подскажите, какое оно?

(Оно светит, но не греет. Оно встаёт поздно, а ложится рано.)

Значит, какой зимой день? (Короткий.)

А ночь? (Длинная.)

Говорят, что летом солнце греет, а зимой морозит.

(Чтение стихотворения М. Эличина «Зимняя песенка» .

Где ты, солнце, в самом деле!

Мы совсем окоченели.

Без тебя вода замёрзла,

Без тебя вода промёрзла.

Выйди, солнышко, скорей,

Приласкай и обогрей)

Дети, а что зима сделала с водоёмами ? (Реки замёрзли, покрылись льдом.)

Знаете ли вы, что такое лёд (Замёрзшая вода.)

Скажите, лёд какой (Дети подбирают прилагательные : холодный, гладкий, прозрачный, скользкий, блестящий и т. д.)

А что же быстрее тает – снег или лёд? Об этом мы узнаем, наблюдая за снегом и льдом в нашей лаборатории. (Опыт №2. Опускает в таз с водой кусочки льда и снег.)

А что легче – лёд или вода? (Дети делают вывод : лёд легче воды, потому, что не тонет. Через некоторое время обращаю внимание на то, что снег уже растаял, а несколько льдинок ещё плавают на поверхности воды.)

(Дети берут со стола салфетки и встают хаотично.)

Возьмите салфетку за уголок и попробуйте подуть на неё, вдох делаем через нос, а выдох через рот, чтобы салфетки у нас слегка взлетали и опустились на ковёр. Это у нас будут большие хлопья снега.

А теперь сделаем из них снежки! Мы будем сжимать салфетку в ладошках, и «лепить» снежок.

ФИЗМИНУТКА

Горсть большую снега взяли – имитация движения «снег взяли»

И лепить комочки стали. - имитация движения «лепка снежка»

Снег плотней в руках сожмём, - имитация движения «лепка снежка»

Да в снежки играть начнём. - имитация движения «прицеливание»

Кидай! Не промахнись! - имитация движения «метание снежка»

Осторожно! А ты пригнись. – присесть

Сейчас мы пройдём за столы и на приготовленных квадратах вылепим снежинки, подарим детям младшей группы – напоминание о зиме. (Дети выполняют работу.)

О чём мы с вами сегодня беседовали?

О каких свойствах снега и льда вы сегодня узнали?

- Занятие окончено .

в подготовительной группе

с использованием современных технологий

тема занятия: « Зимушка-зима»

СКАЧАТЬ (презентация)

СКАЧАТЬ (музыка для презентации)

Программное содержание

Образовательные задачи:

  • расширение и конкретизация представлений о зиме и ее приметах;
  • активизация словаря по теме;
  • совершенствование грамматического строя речи:
  • -согласование прилагательных с существительными в роде и числе;
  • -совершенствование навыка словообразования);
  • совершенствование слоговой структуры:
  • - трехсложные слова с закрытым слогом:
  • закреплять умение различать геометрические фигуры;
  • закреплять умение считать в пределах 10;
  • закреплять способы и приемы рисования различными нетрадиционными материалами

Развивающие задачи:

  • развитие фонематического восприятия;
  • формирование направленной воздушной струи;
  • развитие связной речи;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие памяти, внимания, глазомера.

Воспитательные задачи:

Формирование навыка самообслуживания, опрятности, аккуратности, самостоятельности
Предварительная работа :

Наблюдения на прогулке; за явлениями природы (ветер, метель, снегопад, образование сосулек, эксперимент со снегом и т. д.).

Словарная работа :

Сосулька, лёд, льдина, снег, лавина, метель, ветер, иней, снежинки, снегопад и т. д.

Интеграция образовательных областей :

Социализация, коммуникация, познание, здоровье, труд, музыка, безопасность.

Демонстрационный материал :

Презентация по теме «Зима»;

Раздаточный материал :

Пластиковые бутылочки с тертым пенопластом, в каждой крышке закреплена соломинка, карточки с контуром зайца из геометрических фигур, карточки с цифрами, карточки с контурами для рисования.

Ход занятия:

Дети входят в зал (под звуки музыки «Зимушка»).
Педагог : Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и пригласим их с собой в гости к Зимушке.

Дети здороваются. На интерактивной доске презентация занятия. Стоит столик с бутылочками.

Педагог предлагает детям взять бутылочки.

Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отворил?

Кто там воет, завывает?

Все дорожки заметает?

Кто бросает снег в лицо?

Наметает на крыльцо?

Дети: вьюга

Звучат звуки вьюги.

Педагог : Хотите устроить вьюгу в своих бутылочках? Встаньте прямо, левой рукой поднесите бутылочку ко рту в горизонтальном положении, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в бутылочку, не надувая щек. Вот так.

Скажите, какой бывает такой ветер. Что еще мы можем сказать про ветер? Холодный, ледяной, сильный, морозный, тихий, ураганный. А какое время года изображено на картинке. Да, это зима. Как вы догадались? (Дети рассказывают).

Педагог: Правильно, молодцы. Давайте вспомним, какое время года до зимы, а какое время года после зимы? Осень, весна. А какие зимние месяца вы знаете?

Ответы детей

Педагог: Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот»: Закончи предложения. Летом дни жаркие, а зимой — холодные. Летом небо светлое, а зимой — ....

Летом день длинный, а зимой — .... Летом солнце яркое, а зимой — ....

Весной лед на реке тонкий, а зимой — .... Снег мягкий, а лед — ....

Одни сосульки длинные, а другие — ....

Педагог: Расскажите-ка, пожалуйста, как ведут себя зимой животные в лесу? Животных, которые живут в лесу, как называют? (Дикими). Каких животных вы знаете? (Лиса, заяц, волк и др.). Чем они питаются зимой? Каких зимующих в нашем краю птиц вы знаете? Чем они питаются зимой? (Ягодами, семечками из шишек). Вы помогаете птицам зимой? Расскажите как можно помочь птичкам выжить в наших суровых зимних условиях.

Педагог : Я вам сейчас раздам карточки. На карточках изображены различные геометрические фигуры вразброс.

Ребята, посмотрите, пожалуйста на наш волшебный зимний экран и ответьте на вопрос какое животное изображено? (заяц). Какого цвета у зайца шубка зимой? (Белого).

Из каких геометрических фигур он составлен? (Круги, овалы, треугольник).

Раскрасьте белым цветом только те фигуры, из которых составлен заяц.

(напоминаем приемы рисования тычком)

Звучит музыка, дети раскрашивают зайца.

Физкультминутка «Снежок»

Раз, два, три, четыре загибают пальцы

Мы с тобой снежок слепили имитация лепки снежка

Круглый, крепкий, показывают соответствующие движения

Очень гладкий

И совсем-совсем несладкий

Раз - подбросим, руки вверх

Два - поймаем, обхватывают себя руками

Три - уроним, опускают руки

И сломаем. топают ногами.

Сколько кругов вы раскрасили? - покажите цифру, Сколько овалов? - покажите цифру. Сколько больших овалов? А сколько маленьких? Сколько всего фигур? Вот зайца мы одели в белую шубку.

Звучит музыка и появляется Снеговик. Педагог держит фигурку картонного снеговика

«Снеговик»: Здравствуйте дети, я снеговик, лучший друг Зимы. Хотите поиграть со мной?

«Снеговик»: Я буду показывать вам карточки, а вы будете говорить и выполнять движение: имитируют движения-

Снежки-дети приседают, берут снег, формируют комочки ладонями, бросают,

Снежинки - приседают, руки как будто падает снег,

Лыжи - имитируют движение лыжников,

Вьюга - дуют и кружатся,

Валенки - прыгают на одной ноге.

Сначала по порядку, потом в разброс.

«Снеговик» : Какие внимательные, что-то мне жарко стало, охладите меня скорее, а то я растаю.

Педагог : Назовите скорее слова, от которых становится холодно. (Сосулька, лёд, льдина, снег, лавина, метель, ветер, иней, снежинки и т.д.).

«Снеговик»: Как хорошо стало, люблю я зимние игры? В другой раз ещё поиграем, а сейчас мне пора.

Педагог: Ребята попрощайтесь со снеговиком. А какие зимние игры вы знаете? (Катание на санках, коньках, лыжах, ледянках, игры в снежной крепости и т. д.).

Педагог: Какой праздник отмечают зимой?

Дети: Новый год.

Педагог : Кто приходит в Новый год?

Дети: Дед Мороз, Снегурочка.

Педагог : Какое дерево наряжают на этот праздник? Ёлку. И у нас на занятии тоже есть ёлка, посмотрите. Она тоже украшена шарами, но необычными. Ёлочка даёт нам задание. Давайте его послушаем.

Лесная красавица в гости пришла,

На ветках зелёных шары принесла,

Внимательно эти шары рассмотри

на елку надо повесить шары со звуком З

Педагог: Молодцы справились с заданием ёлочки.

Итог занятия:

О каком времени года мы с вами сегодня говорили? Кто приходил к нам в гости? Вам понравилось занятие?

Что вам понравилось больше всего?

Конспект итогового комплексного занятия в подготовительной к школе группе, тема: «Волшебница зима»

Программное содержание:

Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.
Развивать умение давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настроению образцы живописи, музыки, поэзии. Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ.
Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, пении песен; прививать чуткость к поэтическому слову.
Учить детей различать оттенки настроений, смену характера музыки. Передавать настроение, характер музыки в пении, в движении, танце. Создавать собственные танцевальные импровизации.

Обогащение и активизация словаря:

Старинные названия месяцев: хмурень, лютовей, снеговей; балет, балерина, лазурь.

Репродукции картин:

И.Вельц «Иней»; И.Грабарь «Февральская лазурь»; А.Саврасов «Зима».
Аудиозапись музыкальных произведений: П.И. Чайковский «Зимние грезы», «На тройке»; А.Вивальди «Зима»; Свиридов «Метель» (вальс).
Видеозапись фрагмента из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского «Снежная буря».

Оборудование и материалы:

Музыкальный центр, компьютер, султанчики (белые и серебристые).

Предварительная работа:

Наблюдения за зимними явлениями в природе. Рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж; прослушивание музыкальных произведений на тему зимы.
Чтение стихотворений о зиме, беседа о содержании, разъяснение незнакомых слов. Заучивание наизусть стихотворений, песен, пословиц о зиме. Просмотр фрагментов из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского в видеозаписи.

Ход занятия:

Дети заходят в зал под музыку, приветствуют гостей.

Воспитатель:

Ребята, скажите пожалуйста какое сейчас время года? (Зима). Да, но зима к сожалению заканчивается, и я бы хотела, чтобы мы сегодня напоследок вспомнили о зиме и поговорили об этом замечательном времени года. Ребята, а вы любите зиму? Почему? (Ответы детей).

Действительно, зима веселая пора. На нашей огромной планете под названием Земля, много разных стран, но в каждой стране зима разная. Есть такие страны, в которых никогда не бывает снега. Их так и называют – жаркими странами. Ребята, а мы с вами в какой стране живем?
Скажите пожалуйста какая же у нас русская зима?

Ответы детей:

Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая.

Воспитатель:

Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим.

(Педагог предлагает детям сесть на коврик и поговорить, садится сама).

Воспитатель:

У каждого времени года есть свои 3 месяца. Назовите все зимние месяца.

Ответы детей:

Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель:

Ребята, а в старину, в народе декабрь назывался «хмурень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Правильно, потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано.

А январь в старину называли «лютовей». Как вы думате, почему? (Ответы детей). Я с вами согласна, потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. А февраль в народе называли «снеговеем». Почему? Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Зимние приметы».

Игра «Зимние приметы»

Воспитатель:

Если ночь морозная,
Тихая и звездная,
Дым из труб идет столбом …

Дети:

Значит, ясно будет днем.

Воспитатель:

Пятна синие над лесом,
Снега мелкого завеса,
Чуть морозы ослабели,
Ветер с юга …

Дети:

Жди метели.

Воспитатель:

Если рыба зимним днем
Ходит прямо подо льдом,
Ходит прямо подо льдом
И об лед стучит хвостом –
Значит без сомнения …

Дети:

Ждите потепления.

Воспитатель:

Если вечером закат
Был слегка зеленоват,
Если лег на ветки иней,
На стекле букет из роз,
Если дым ладошкой синей
Достает до самых звезд,
И не свищет ветер грозно …

Дети:

Будет ясно и морозно.

Воспитатель:

А вы знаете пословицы о зиме?

Дети:

(по очереди)

Береги нос в большой мороз.
Сугроб да вьюга – два друга.
В зимний холод всякий молод.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Зима без снега – лето без хлеба.
Холодная зима – жаркое лето.
Зимою вьюга – летом ненастье.
Спасибо, мороз, что снегу принес.
Январю-батюшке – морозы, февралю – метели.

Воспитатель разбирает вместе с детьми 1–2 пословицы.

Воспитатель:

Поэты, художники, композиторы передают свое настроение зимы в музыке, стихах, в красках. И вот сейчас посмотрим картины русских художников.

(Дети вместе с воспитателем подходят к картинам и рассматривают их под музыку П.И.Чайковского «Зимние грезы»).

Ребята, все эти картины вам уже знакомы. Назовите их и кто автор. (Ответы детей).
Скажите, пожалуйста, чем они похожи? (Пейзаж, зима, деревья)
Чем они отличаются? (Время суток, цвета и др.)
Посмотрите, как художники изобразили снег? От чего зависит цвет снега? (от окружающих предметов, от погоды, от времени суток, от освещения) А действительно, снег может создать ощущение спокойствия, тишины, неподвижности, как и показано на этих картинах. Каждый художник передает в картине свое настроение, свои чувства.

А какое настроение вызывает у вас картина «Иней» Ивана Вельца?
Какая она? (Таинственная, тревожная, грустная, волшебная, сказочная и т.д.). Почему вы так решили? (Ответы детей).

А картина «Зима» Алексея Саврасова? На ваш взгляд какая она? (Спокойная, задумчивая, тихая и т.д.) Почему вы так решили? (Ответы детей). А «Февральская лазурь» Игоря Грабаря? Почему художник ее так назвал? (Ответы детей) Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

Ответы детей:

Хорошее настроение, радость, веселье, восторг и т.д.)

Воспитатель:

Глядя на эти картины, мы с вами увидели, как художники, используя краски, передают настроение зимы. На первый взгляд посмотришь, все картины одинаковы, но если приглядеться, то можно увидеть, что они все разные и это все потому, что зима у нас разная. Она бывает то радостная, то грустная или тихая, спокойная.

(Воспитатель предлагает детям отдохнуть и поиграть).

Физкультминутка «Снег–снежок»

Снег–снежок,
Снег–снежок
По дорожке стелется.
(Руки у детей подняты вверх, постепенно опускаются вниз)

Снег–снежок,
Снег–снежок
Белая метелица.
Снег–снежок,
Снег–снежок
Замело дорожки. (Плавно качают руками вправо–влево)

Снег–снежок,
Снег–снежок
Тает на ладошке.
(Поочередно вытягивают вперед то правую, то левую руку)

Мы налепим снежков
Вместе поиграем
(«Лепят снежки»)

И друг в друга снежки
Весело бросаем
(«Бросают снежки»)

Но тепло во дворе
(Хлопают в ладоши)

Не замерзли ушки
(Потирают ладонями уши)

Накатаем мы снег
(Сжимают пальцы в кулачки и вращают ими перед грудью).

В белый ком большущий. (Разводят руки в стороны).

(Дети садятся на стульчики).

Воспитатель:

Ребята, не только художники в своих картинах передают настроение зимы, а также настроение можно передать в поэзии и музыке. Прослушайте фрагмент музыкального произведения («На тройке» П.И. Чайковский).

Как называется это произведение? Назовите композитора (Ответы детей). Ребята, что вы представили, слушая эту музыку? (Ответы: падает мягкий снег, кружатся снежинки, бежит по дороге тройка лошадей, звенят колокольчики.) Какая музыка по характеру? (просторная, широкая, как русская песня, торжественная, веселая, радостная).

Наша зима у художников,музыкантов, поэтов – красавица, порой озорная, порой тихая, словно сон. Вот как она звучит у А.С. Пушкина – холодная, спокойная и величественная. (Ребенок читает стихотворение «Вот север тучи нагоняя…») Зима веселая пора, все рады проказам Матушки – зимы, мороз румянит щеки, пощипывает нос. А снег легкий пушистый, очень скользкий, санки летят по нему так, что дух захватывает, весело зимой! (Дети читают стихотворения А. Блока «Внукам – шалунишкам…, И.Суриков «Вот моя деревня…»)

В стихах всегда передается настроение человека, и тот кто пишет о природе невольно наделяет ее теми чувствами, что испытывает сам. И тогда луна в стихах становится мрачной и ленивой, а вьюга выглядит настоящей злюкой. (ребенок читает стихотворение А.С. Пушкина «Вечор, ты помнишь…»)

А другой поэт, Сергей Есенин, рисует зиму немного грустной. Спокойно и печально звучат строки: «Еду. Тихо. Слышны звоны. Под копытом на лугу…»

И на эти стихи написана музыка. Послушайте песню «Пороша», композитор Г. Струве (Ребенок исполняет песню).

А композитор З. Рот написал музыку к стихотворению С. Есенина «Береза» (Дуэт исполняет песню).

Ребята, зима – волшебница! Она околдовывает природу. Мы с вами сегодня увидели, как разные виды искусства передают настроение: художники – в красках, музыканты в звуках, поэты – в словах. Но есть еще один вид искусства, в котором настроение, образы, передаются движениями, в танце. Этот вид искусства называется балет. Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент из балета «Щелкунчик» П,И. Чайковского, который называется «Снежная буря», где балерины изображают снег, а вместе с ними танцует Волшебница – Зима. (Просмотр фрагмента).

Вам понравилось? Вы обратили внимание: балерины, старались выразить в танце нежный, волшебный характер музыки. Они танцевали грациозно, мягко, очень пластично и изящно. Мы с вами посмотрели, как в балете балерины передают в движении танца образ снега. А теперь я вам предлагаю создать образы, где мальчики будут зимние деревья, а девочки снег.

(Детям раздают султанчики и «дождик», дети исполняют импровизацию под музыку Свиридова «Метель. Вальс». По окончании музыки дети садятся на стульчики и убирают атрибуты. Воспитатель хвалит их, восторгается. Входит Волшебница–Зима).

Волшебница–Зима:

Здравствуй, весь народ честной!

Дети:

Здравствуйте!

Волшебница–Зима:

День сегодня непростой
Я пришла проститься с вами!
Над полями, над лесами
Долго я была хозяйкой.
Теплой белою фуфайкой
Землю – мать укрыть старалась
Вся природа окуналась
В белоснежный мой наряд
Все три месяца подряд.
Не боялись меня дети,
Не пугал их снег и ветер:
На коньках, на лыжах, санках
В шубах, варежках и шапках
На морозе веселились,
А домой не торопились!
Как могла я вам служила,
Праздник дивный подарила.
С разноцветными огнями,
С елкой, конфетти, шарами.
Время быстро пролетело
Я заметить не успела,
Что закончен мой черед
Вслед за мной Весна идет!

Воспитатель:

Зимушка–Зима, хотя твоя пора заканчивается, но мы рады тебя видеть.
Поиграй с нами, повеселись на прощанье. (Проводится игра–хоровод «Зимушка–зима» - 2 раза, Зима хвалит детей).

Воспитатель:

Волшебница–Зима, наши дети знают замечательную песню о зиме, они тебе сейчас ее споют. (Дети поют песню «Русская зима»).

Волшебница–Зима:

Мне очень понравилась ваша песня, но мне к сожалению пора уходить.
А на память о себе я хочу оставить подарки, смотрите балет, слушайте музыку и вспоминайте обо мне. До свидания! (Уходит).

Воспитатель:

Вот и попрощались с зимой, но скоро придет весна, а у весны есть свои звуки и краски, которые также как зима вдохновляют композиторов, поэтов, художников и с их произведениями мы с вами тоже будем знакомиться.

Победитель всероссийского конкурса « Самая востребованная статья месяца» ЯНВАРЬ 2018

(реализация образовательной области «Развитие речи» , «Физическое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» )

Подготовила воспитатель: Шевелева Л.В. подготовительной группы г.Тюмень 2016 год

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Уточнить знания детей о зимних природных явлениях.

Учить детей согласовывать имена сущ., с именами прил.,

Учить детей строить правильно предложения, отвечать на вопросы развернутым предложением, находить правильный ответ на картинке.

Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь, творческое воображение

Учить детей замечать красоту зимних явлений.

Совершенствовать умение лепить пластилином.

Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других.

Предварительная работа: беседа о зиме, о природных явлениях, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов, загадок о зиме.

Словарная работа: ледок, морозец, саночки, холодок, метелица, снежок, солнышко, зимушка.

Оборудование: аудиозапись «Вальс снежинок» М.Миткова, снежок, письмо, пластилин, основа для лепки картон, доски, ватные диски, картинки-ответы, ватман.

1. Организационный момент:

Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся и встанем в круг. Возьмите за руки друг друга.

Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза) . А теперь пожелайте доброго утра друг другу и гостям! Проходите, садитесь на стульчики.

Ребята, совсем недавно деревья сбросили последнюю листву и стояли голые, часто шли дожди. В какое время года так было?

Дети: Осенью.

Какое время года пришло на смену осени?

Дети: Зима.

Правильно. Молодцы! Послушайте стихотворение о зиме.

Чтение стихотворения «Зимняя песенка» . (Р. А. Кудашева) .

Вот зима пришла Серебристая,

Белым снегом замела Поле чистое.

Днём с детьми на коньках всё катается,

Ночью в снежных огоньках рассыпается.

В окнах пишет узор Льдом-иголочкой

И стучится к нам во двор со свежей ёлочкой.

Как приятно смотреть на падающие снежинки. Каждая будто свой танец исполняет, кружась в воздухе.

Сейчас случится волшебство предлагаю на время превратиться в снежинок. И пусть каждый из вас придумает и исполнит свой танец. Но это будет не просто танец, а танец-игра, слушайте внимательно музыку, когда она начнет звучать все тише и тише, вы тоже должны будете медленно завершить свой танец. С окончанием музыки пусть каждый из вас покажет, в какой же фигуре застыла его снежинка - балеринка.

Давайте все вместе закроем глазки и произнесем заклинание - превратимся в снежинок. Жинки, жинки, жинки, мы теперь снежинки. (Открыли глазки.)

(Проводится музыкальная игра “Снежинки- балеринки”) .

Какие красивые получились снежинки. Целый снегопад. Молодцы. А теперь закроем глазки произнесём заклинание и превратимся в ребятишек. Ишки, ишки, ишки опять мы ребятишки. (Открыли глаза) .

А теперь присаживаемся в круг на коврик, мы сейчас поиграем в игру «Зимние слова» .

Я вам читаю слова, если вы услышите слово, связанное с зимой хлопайте в ладоши.

(Снежинка, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, загорать, снегопад, лыжи) .

Молодцы! Вы были очень внимательными.

Ребята, а вы любите отгадывать загадки.

Дети: Да.

Все его зимой боятся –

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице. (мороз)

С неба он летит зимой,

Не ходи теперь босой,

Знает каждый человек,

Что всегда холодный. (снег)

Под ногами у меня

Деревянные друзья.

Я на них лечу стрелой,

Но не летом, а зимой. (лыжи)

Не сосите, сорванцы,

Ледяные леденцы!

Сам глотаю я пилюльки,

Потому что ел. (сосульки)

Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло, заплачет вмиг

И растает. (снеговик)

Он когда-то был водой,

Но сменил вдруг облик свой.

И теперь под Новый год

На реке мы видим. (лед)

Молодцы! Все загадки отгадали правильно.

(Стук в дверь) .

Ой, ребята к нам кто-то стучится.

Почтальон: - Здравствуйте, ребятишки?

Здравствуйте.

Почтальон: -Это дс №78?

Почтальон: -Группа №10 «Рябинушка» ?

Почт-он: - Вам письмо.

Почт-он: -До свидания.

Ой, ребята, давайте прочитаем от кого оно. Кто сможет прочитать? (Распечатываю) . Посмотрим, что в нём написано.

А, да, Незнайка написал письмо, в котором хотел рассказать о том, что такое зима, да, как обычно, все перепутал. Помогите исправить ошибки, допущенные Незнайкой в письме.

Кто услышит, ошибку поднимает руку, и отвечаем полным ответом. (Сели по удобнее, спина прямая.)

Дидактическая игра «Исправь ошибку» .

- «Первый зимний месяц называется сентябрь (декабрь) . Как наступает зима, так начинается жара (холода) , и люди сразу одевают летнюю (зимнюю) одежду.

Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде. Дети лепят снежную бабу, скользят по льду, загорают. Готовятся к празднику – 8 Марта.

Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке.

(Сосульки кушать нельзя) .

Зима – чудесное время года!» (пауза) .

Ребята, а вы согласны с последним предложением из Незнайкиного письма: «Зима – чудесное время года!» .

Физминутка «Зимой» .

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью -зиму любимы, любим мы, любим мы.

А сейчас присаживаемся на стульчики, я вам прочитаю рассказ «Зима» . Прослушайте его внимательно, затем будем беседовать по нему и составлять картину, как художники. Кто ответит на вопрос правильно, должен будет найти соответствующую картинку и наклеить на ватман.

Чтение рассказа «Зима» воспитателем.

Воспитатель: Наступила зима. Кругом лежит снег. Деревья стоят голые. Медведь залез в берлогу, и спит… Дети рады зиме. Они катаются на лыжах, санках.

(Воспитатель задает детям вопросы, когда ответ получен, дети находят, и выставляет соответствующую картинку на доску – зима, снег, голые деревья, животные в норах, радующиеся дети, дети катаются на лыжах и санках) .

Воспитатель: Ребята, какое наступило время года?

Дети: Наступила зима.

Воспитатель: Что лежит кругом?

Дети: Кругом лежит снег.

Воспитатель: Какие стоят деревья?

Дети: Деревья стоят голые.

Воспитатель: Куда залез медведь?

Дети: Медведь залез в берлогу.

Воспитатель: Что делает медведь в берлоге?

Дети: Медведь в берлоге спит.

Воспитатель: Кто рад зиме?

Дети: Рады зиме дети.

Воспитатель: Что делают дети зимой?

Дети: Дети катаются на лыжах, санках.

Молодцы! У нас с вами получилась замечательная картина.

А сейчас встанем все в круг и поиграем в игру «Подбери признак» . Я буду задавать вам вопрос, если вы отвечаете правильно, берёте «снежок» - ватный диск и будем делать сугроб. Посмотрим, насколько высокий сугроб у нас получится.

Зима (какая?) - … (холодная, снежная, суровая, вьюжная, веселая, красивая, нарядная и т.д.) .

Снег (какой?) - … (мокрый, холодный, пушистый, легкий. мягкий. колючий, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, серебристый, белый сверкающий, и т.д.) .

Сосулька (какая?) - … (ледяная, холодная, острая, прозрачная, хрупкая, тающая, весенняя) .

Мороз (какой?) - … (холодный, сильный, жгучий, трескучий. крепкий, большой) .

Горка (какая?) - … (снежная, ледяная, большая, скользкая,) .

Дорожка изо льда (какая?) -... (ледяная, скользкая, длинная) .

Молодцы, назвали очень много разных слов, и поэтому сугроб получилась высокий.

А теперь поиграем возле сугроба в игру «Назови ласково» я бросаю вам снежок, вы называете и возвращаете мне обратно.

Лед - … (ледок)

Мороз - … (морозец)

Санки - … (саночки)

Холод - … (холодок)

Метель - … (метелица)

Снег - … (снежок)

Солнце - … (солнышко) .

Зима - … (зимушка)

Ребята, а без чего не будет зимы? (Без снега) .

А ведь снег-это когда много снежинок и все они разные как мы с вами.

Давайте каждый слепит свою снежинку и подарит нашим гостям.

Итог занятия:

Рассматривание готовых работ. У всех получились красивые снежинки и все они не похожи друг на друга.

Давайте вспомним, что мы делали сегодня?

О каком времени года мы говорили?

А что вам больше понравилось?

А что было трудно?

Что лепили?

Молодцы! Все старались, отвечали, хорошо лепили.

А сейчас подарите снежинки гостям.