Что входит в южную осетию. Полное описание

Южная Осетия формально считается частью Грузии, но фактически является отдельным, частично признанным государством. Современные её границы были созданы в 20-е годы XX века, затем в 1990-е годы эти границы были отменены грузинским руководством и на месте Осетинской АО формально создан Джавский район, Ахалгорийский район и части Горийского и Карельского районов. Осетинское руководство не признало это деление и разделило страну на Джавский , Цхинвальский , Знаурский и Ленингорский районы. Для удобства я буду пользоваться осетинской системой. В Грузии этот регион иногда называют "Самачабло ". В грузинских исторических документах встречаются названия «Двалетия» или «Посюсторонняя Осетия» (Пиракети Осети).

На территории Осетии находятся несколько старинных храмов - из них наиболее известны храм Икорта около Ахалгори и Тирский монастырь около Цхинвали. Имеется несколько замков, например, замок Мачабели около села Кемерти и крепость Кехви у одноименного села. Природных интересностей гораздо больше, хотя не все они доступны. Например, Кельское вулканическое плато удобнее достигается из Грузии.

Примечание: информация по Южной Осетии на данный момент неполна и неточна ввиду трудностей посещения региона. Например, посторонним наблюдателям еще не удалось попасть в Ахалгорийский район. Очень мало информации о Знауре и Кваиси.


Посещение Осетии

В настоящий момент Осетию можно посетить со стороны России по трассе «Транскам » через погранпереход «Нижний Зарамаг-Рук ». С точки зрения грузинского «Закона об оккупированных территориях » такое посещение является нарушением грузинского законодательства. Однако, граждане РФ могут совершить такое посещение без следов в паспорте. Гражданам третьих стран для посещения Осетии требуется приглашение. И всё же эти граждане иногда в Осетию попадают, а иногда они проходят российскую таможню, но не могут пройти осетинскую и зависают на нейтральной полосе.

Лучше всего посещать Осетию с российским внутренним паспортом. По непонятой причине осетины не любят российские загранпаспорта и человек с таким паспортом сразу попадает на подозрение. («Это наводит на подозрения», как сказал один офицер миграционной службы) Если у вас много виз и штампов, то это их ещё более настораживает. Загранпаспорт пугает и российскую таможню. Причины этого не установлены.

Между Владикавказом и Цхинвали сейчас существует автобусное сообщение.

Формально Осетию можно посетить со стороны Гори , но граница там неспокойная, и грузинская полиция может попробовать уговорить вас туда не ходить. В советское время из Осетии была дорога в Рача-Лечхуми , (так наз. «Военно-осетинская дорога») но сейчас она закрыта.

От Владикавказа до Цхинвали примерно 160 километров. Автобусы ходят от главного автовокзала через каждый час с 09:00 до 16:00.

Краткая история региона

Цхинвали с окрестностями - это самое сердце грузинской цивилизации, ибо по сути это северная часть горийской равнины. От древностей там сохранился Тирский монастырь XII века. Кто жил в древности в горах севернее Цхинвали - вопрос довольно сложный, но сразу за хребтом, в современном Туальском ущелье Североной Осетии обитали двалы, и это место называлось Двалетия . В 1745 году географ Вахушти Багратиони писал, что местность севернее Цхинвали заселена переселенцами из Двалетии, хотя и не относится к географической Двалетии.

Осетины (аланы) долгое время жили на северной стороне Кавказа, где ими было создано большое, дружественное Грузии, православное государство Алания. Это государство было уничтожено монголами в середине XIII века. Загнанные в горы, осетины начали просачиваться на южную сторону хребта, завоёвывать двалов и совершать набеги на Грузию. В 1292 году им удалось захватить и лет десять удерживать город Гори. Потом Гори отбили, но осетины постепенно начали переселяться на южную сторону Кавказского хребта, и при этом они довольно хаотично рассеивались по территории Грузии. В итоге образовалось плотное скопление осетинских сел в Джавском районе, образовались села восточнее и западнее Гори и в самом Гори, много сёл появилось в отрогах Триалетского хребта, а отдельные осетинские семьи расселились и в других регионах. Сами осетины жителей Южной Осетии называют туальцами, отличая их от дигорцев и иронцев. Есть подозрение, что туальцы - это сильно осетизированный двалы.

Проблем с осетинами никогда не было. Более того, когда Картлийское царство были ликвидировано и присоединено к России , то именно горцы активне всех поддержали ушедших в партизаны потомков грузинских царей - таковыми горцами были и осетины. Особенно показательна история царевича Леона, которого осетины поддержали в 1810 году. Российские войска жгли осетинские села, морили осетин голодом, но осетины не выдавали Леона даже за большие деньги. Они продолжали сопротивляться российской власти еще лет 20, так что генерал Паскевич в итоге решился на масштабный поход на осетин . Только после этого похода Осетия затихла.

Осетинско-грузинский конфликт начался всерьёз в ХХ веке.

В 1918 году осетины попали под влияние большевиков и устроили небольшое восстание, которое было жёстко подавлено руководством Закавказской Конфедерации. В 1920 году последовало ещё одно восстание, подавленное отрядами Валико Джугели, дневники которого были в том же году опубликованы на русском языке. С этого момента пути осетин и грузин начали понемногу расходиться. После советского завоевания Грузии Осетия была выделена в особый регион за заслуги перед советской властью. Статус Цхинвали долго был под вопросом, но в итоге и его приписали к Южной Осетии, хотя город был в основном грузинский. С этого момента Цхинвали становится всё более и более осетинским, превращаясь в осетинский анклав посреди грузинских сел.

Долгое время между Северной и Южной Осетией не было вообще никакой связи, кроме горных троп. Из Владикавказа в Цхинвали ездили через Тбилиси. В 1989 году случилось эпохальное: открылся Рокский туннель и появилась трасса Транскам .

В 1990 году Гамсахурдия предпринял неудачную попытку усмирения Осетии. В 1992 году Шеварнадзе повторил эту попытку. В том же году были подписаны Сочинские соглашения о статусе Осетии и в регион ввели миротворческие силы. Осетия превратилась в лоскутное одеяло: Грузия контролировала Ахалгорийский район, а Осетия - Цхинвали и Джавский район, остальная территория состояла из хаотично разбросанных грузинских и осетинских сел, между которыми велась вялотекущая перестрелка.

В 2006 году незаметно прошла гэбизация осетинского руководства, в результате которого у власти в регионе оказались российские генералы. (В этом отличие Осетии от Абхазии, где к власти пришла национальная элита) На тот момент «Цхинвальские генералы» контролировали Джавский район, Цхинвали, и еще несколько поселков. Грузия контролировала Ахалгорийский район и села вокруг Цхинвали. Вялотекущий конфликт длился до 2008 года, когда произошла знаменитая война . Российская армия захватила грузинские поселки и Ахалгорийский район, а несколько тысяч беженцев ушли в Грузию и поселились в Мухранской долине . Дома беженцев были разрушены. Так появилась «Мёртвая миля » около Цхинвали.

После войны Россия признала Осетию государством, затем последовало признание Венесуэлой, Тувалу и Науру, но в 2013 году Науру отозвало признание. В 2014 отказалось от признания и Тувалу.

Товары и цены

Экономика Южной Осетии странна и обычно вызывает у человека удивление. Страна не производит практически ничего. 95% товаров завозится из России, поэтому все товары те же, что и во Владикавказе, но дороже. То же пиво, печенье, колбаса, молоко и мука, но дороже. Продуктов в магазинах довольно много, но всё это изобилие завозное. Даже осетинские пироги тут стоят не 150 рублей, как в Северной, а все 200 или 250. И при всём этом здесь нереально дешёвые иномарки. Они дешевле российских в два, а то и в пять раз. «Видишь машину? Такая полтора миллиона стоит. А у них - тыщ триста!» Иномарками обзавелись в основном цхинвальцы, но северяне говорят, что иномарки уже у всех «южан».

Общепит в регионе не развит. Кафе и ресторанчики можно увидеть в Цхинвали, но даже в Джаве их нет. Зато есть придорожные едальни, довольно дорогие. Ни обычно стоят на трассе между поселками и обслуживают, как мне кажется, столичных джиповладельцев. На северной окраине Цхинвали есть относительно приличное кафе с говорящим названием «Подмосковье». Хлеб в виде лаваша дают за 20 рублей, кофе за 30, мясной суп «Острое» - за 130 (это самый дешевый).

Сервис в осетинских едальнях отсутствует, хотя и оплачивается 10-ю процентами заказа.

Мелкая уличная торговля пирожками или лепешками тут вообще отсутствует. На вопрос, есть ли в Цхинвали хлеб в виде лаваша, продавщица одного кафе ответила: «Где-нибудь, наверное, есть».

Осетинское вино

В Южной Осетии нет винзавода, но частные хозяйства производят вина довольно много. На рынках встречается. Однако, тут свои, осетинские названия для вина и сортов винограда, и их трудно соотнести с общеизвестными - например, с грузинскими. Кроме того, местные жители вообще не различают сортов вина . По их словам, вино тут бывает «белое и красное» - вот и все различия. Был бы в регионе винзавод, были бы и контролируемые стандарты. А пока стандартов нет. Слова «полусухое» и «полусладкое» тут не всем понятны.

Из разговора выяснилось, что в вино тут всегда (или очень часто) добавляют сахар. Мне приходилось пить осетинское вино - и таки да, там ощущался сахар. Домашнее вино стоит в Цхинвали 200 рублей за литр. В ресторанах попадается грузинское «Киндзмараули» за 600 и «Хванчкара » аж за 1000. Уверяют, что вывезено из Грузии. Как именно - не говорят.

Политика

Кто правит Осетией - дело темное, но формальное руководство меняется весьма часто. В 2006 году к власти пришел Эдуард Кокойты с группой российских генералов. Эти ребята руководили страной в ходе войны, в сразу после войны этих генералов выперли из правительства, а затем ушел и сам Кокойты, а исполняющим обязанности стал челябинский бизнесмен Бровцев, внешне чем-то похожий на Медведева. До этого премьером был уралец Морозов, что наводит на странные мысли о роли уроженцев Урала в истории региона.

В апреле 2012 года президентом стал Леонид Тибилов и Осетия начала мимикрировать под Россию. Тибилов - бывший кэгэбист (что ожидаемо) и уроженец Знаурского района, и Аллах знает, как он пробился в тесные ряды цхинвальских чиновников. На Тибилова уже косо смотрят: североосетины говорили мне, что у него какие-то особенные виллы в РФ. В самой Осетии вилл у него нет - местные вилл не допустят.

Появились и свои единороссы - партия с намекающим названием «Единство». Она, не сильно шифруясь, имитировала «Едро». Возглавлял её бывший секретарь горкома партии, Зураб Кокоев, он же с 2011 года - председатель парламента. И вроде всё было понятно, но случилось неожиданное: партия исчезла. Некий Анатолий Бибилов в 2012 году создал партию «Единая Осетия»; в июне 2014 года эта партия приняла участие в парламентских выборах и внезапно победила всех. «Единство» набрала какие-то смешные проценты и лишилась всех мест в парламенте. Новая партия захватила 20 мест из 34. В апреле 2017 года Бибилов стал президентом страны.

В целом югоосетинская политическая жизнь исключительно интересна. За ней надо следить и наслаждаться.

Население

Регион населяют южные осетины - народ, несколько отличающийся от осетин северных. Северяне всегда говорят про них «они» и южан недолюбливают. И русские и северные осетины сходятся во мнении: южане не любят работать. Северяне старшего поколения объясняют всё сложнее: по их мнению, южан испортил сначала Рокский туннель. «Это были мирные, умные люди. Преступлений вообще не было! А потом построили туннель - и пошло…» Затем прошла война и работящие, талантливые южане испортились.

Сейчас южане с виду несколько более мрачны (в сравнении с северянами), чуть более замкнуты. Девушки не такие оптимистичные и изящные. Ощущается депрессивность, напоминающая дагестанскую.

Если вы - русский, то готовьтесь к тому, что вам тут не особенно рады. То есть, вы встретите ровное, благожелательное отношение, но - без тех русофильских излияний, которые так надоедают в Грузии. Официально Россию приказано любить, и вы увидите надписи «Спасибо, Россия!», плакаты «Навеки с Россией» и «Аланский барс - лучший друг российского медведя!», но народ в целом будет воспринимать вас равнодушно, а «сотрудники» - даже с некоторым подозрением. Русских тут много и они никого не удивляют. Экономической пользы от них никакой: продать им нечего. Цхинвальские джиповладельцы заняты в основном распилом российского бюджета, а человек нечасто любит того, кого пилит.

Религия

Югоосетины - православные христиане с некоторыми языческими рудиментами в сознании. Эта двойственность удивительным образом прописана даже в Конституции: "Православие и традиционные осетинские верования являются одной из основ национального самосознания осетинского народа". (Гл. II, Ст. 33)

В отличие от Грузии тут не ставят крестов на каждой горе и на каждом перекрестке. Храмов после 1990 года не строили, поэтому их в регионе единицы. Тирский монастырь был единственным действующим монастырем, но в 2010 году его расформировали. Древний монастырь Сабацминда под Цхинвали был интересен, но в 1991 году его уничтожило землетрясение. Замечен храм в осетинском селе Ванели и 4 храма в Цхинвали. Несколько храмов на территории грузинских сел сейчас пустуют.

Исторически регион относился к Никозской и Цхинвальской епархии, а резиденцией епископа было село Никози (совсем рядом с Цхинвали, но на грузинской стороне). После начала конфликта осетины отказались подчиняться грузинской церкви и пытались присоединиться к Московскому Патриархату, который, однако, эту инициативу не поддержал. Тогда осетины договорились с греческой старостильной церковью и в 2005 году была основана Аланская епархия. (Не путать с древней Аланской митрополией!) Проблема в том, что старостильная церковь хоть и является по сути православной и признает все таинства, но находится фактически в расколе вплоть до запрета евхаристического общения. Получается, что осетины фактически не могут посещать не только грузинские, но и русские храмы (в том смысле, что не допускаются к причастию). Соответственно, и русским православным присутствовать на их службе не положено - по соображениям церковной дисциплины. Вместе с тем, в Цхинвали есть часовня Александра Невского, находящаяся в юрисдикции РПЦ.

Связь
Сложности пребывания в Осетии

Южная Осетия - страна, где живут не столько по законам, сколько по понятиям. Официальные лица руководствуются тут в основном своими настроениями, а не официальными правилами. То есть, если сотрудник МД не хочет, чтобы вы куда-то шли, то можно считать, что идти туда официально запрещено. Не удалось добиться от сотрудников ВД (в ранге майора) ответа на вопрос, на какой срок разрешается задерживать человека без предъявления обвинения. Поэтому в Осетии трудно разобраться, что можно, а что нельзя. Приходится полагаться на интуицию.

В Осетии много запретных зон - по словам миграционщиков их так много, что лучше по Осетии вообще не ездить без сопровождения. Такими зонами являются приграничные районы. Например, весь Ахалгорийский (Ленингорский) район вроде бы считается приграничным и закрытым. Кроме того, Осетии много военных баз и просто военных объектов. Вроде бы есть база на Присских высотах и на горе Паук около Цхинвали: это значит, что ходить туда нельзя. Существуют уже заброшенные военные объекты - например, покинутые российской армией огневые точки. Подозрваю, что там лучше тоже не ходить и не фотографировать.

Иными словами, Южная Осетия - это СССР, но в более явной и грубой форме. Причем, население не дистанцируется от «сотрудников», а активно им помогает. То есть, склонно так же что-нибудь запрещать.

Работающие там люди рассказывали, что в регионе ещё довольно много пехотных мин и люди время от времени на них подрываются. Особо дурной славой пользуются окрестности ахалгорийской трассы.

Наконец, здесь не всё гладко с дикими животными. Осетины часто жалуются на медведей, волков и диких собак. В некоторые места вообще не принято ходить без ружья. Местных обычно удивляет то, что кто-то может ночевать в лесу в палатке. И все же это возможно, хотя иногда страшновато. Осетия местами напоминает «Зону» из повести Стругацких, где между непонятных руин ходят непонятные звери и издают непонятные звуки. Однако, в этом и обаяние Осетии.

По регионам

Южная Осетия состоит из города Цхинвали и нескольких районов.

Цхинвали (ცხინვალი, ос. Цхинвал ) - столица региона, один из двух осетинских городов с населением около 17 000 человек. Довольно большой город на правом берегу реки Лиахви, около 5 километров с севера на юг и около 2-х с востока на запад. Город без значительных древностей, и, кроме того, пострадавший в 2008 году. Подробности про Цхинвали >>>

Знаурский район - расположен к западу от Цхинвали. Плотно застроен осетинскими поселками, однако совсем не изучен и пока представляет собой большое белое пятно на карте Закавказья.

Джавский район - северный район, примыкающий к российской границе. Наиболее открытый и посещаемый район региона ввиду того, что через него проходит Транскам . Представляет собой тихие деревни со старыми деревянными домиками. Район лесистый и малолюдный.

Ахалгорийский район - крайний восточный район. Грузия считает его относящимся к краю Мцхета-Мтианети. Попал в состав Осетии в результате войны 2008 года . Сейчас имеет не вполне понятный статус, вроде бы являясь закрытой приграничной территорией.

Цхинвал - столица Республики Южная Осетия, один из древнейших городов Кавказа, основанный царем Асфагуром в 262 году. Цхинвал - сердце Юга Осетии, её столица. Он как в фокусе, собирает все лучшее и достойное осетинской земли. Цхинвал - является административно-культурным центром, организует экономическую жизнь республики имеет древнюю историю. Здесь расположены промышленные предприятия, сосредоточены основные учреждения науки, литературы и искусства.
Неизмеримо выросло значение Цхинвала после провозглашения республики. Ведущая роль в становлении защиты Республики от грузинской агрессии способствовали тому, что Цхинвал стал символом борьбы за независимость и государственность.
Цхинвал сегодня это сосредоточие всего, что строит и укрепляет нашу Республику.
Исторически складывающийся город имеет многочисленные свидетельства прошлого в памятниках археологии, в типах и облике культовых сооружений.
И. Гильденштедт Цхинвал называет Крцхинвали, Чреба, отмечая, что это знатнейшее место. Цхинвал расположен на красивой предгорной местности в ущелье Большой Лиахвы. С северо-востока и с северо-запада к нему плотно прилегают небольшие живописные горы.
На заре своей истории Цхинвал был одним из главных миграционных перекрестков, по которому приходили и воинские рати и торговые караваны. Примечательным следствием этого было разнообразие национального состава населения. В Цхинвале был колоритный еврейский квартал, разрушенный во время грузинской агрессии, армянские улицы и т.д. Наши предки с древнейших времен расселились по обоим склонам главного Кавказского хребта. Преимущественно жили в горах. Горы были частью их жизненного пространства. Образ жизни и их деятельности на протяжении веков был особенным от активно походной до оседлой горской. При этом равнинные территории ими обязательно строго контролировались и были также частью их мира. Далекие в те времена по своему образу жизни от ведения спокойной равниной жизни они позволяли здесь обосновываться различным миграционным потокам, организовывавшим здесь торговлю, примитивную оседлую инфраструктуру, строили культовые сооружения. Так, например, в 14 веке часть миграционных потоков с Азии и Европы армян, евреев, остановились именно на территории Южной Осетии, которая для них стала Родиной, некоторые раньше. Аланы-осетины миролюбиво отнеслись к новым поселенцам, к новым контактам, тем более их торговые связи и умения играли не последнюю роль в создании общей территориально-гражданской единицы с особым полиэтническим колоритом. Местоположение Цхинвала способствовали этому, здесь испокон веков купцы со всего Южного Кавказа обменивались товаром. Время меняет многое. Постепенно со временем и осетины понемногу начинают переселяться на равнину, в город, который, постепенно становится неким центром общения, установления контактов, информирования и т.д. С середины XIX века Цхинвал стал развиваться активнее, приобретая инфраструктурный облик, хотя в целом он остается к этому времени вдали от главных путей сообщения и экономических связей.
К этому необходимо добавить и политический аспект, связанный с грузинским влиянием и отношением. Грузия руками русской администрации огрузинивала город, захватывая земли, препятствуя осетинам налаживать новый уклад жизни и т.д. Тем не менее, Цхинвал все больше и больше приобретал национальный облик, становился синтезатором и распространителем осетинской традиционности, культуры это чувствовалось во всем, проникало везде, распространялось и обогащалось.
5 декабря 1917 г. жители Цхинвала направили комиссару Внутренних дел прошение. Они просили ввести городское самоуправление. Большая часть населения Цхинвала занималось торговлей и ремеслом, другая - виноградарством и садоводством.
Здесь функционировали торгово-промышленные предприятия: склад земледельческих орудий, склад швейных машин «Зингер», 9 кустарных лесопилок, 5 кирпичных заводов и т.п.
Кроме того в Цхинвале было почтово-телеграфное отделение, образовательные учреждения. И он продолжал, медленно, но, тем не менее, развиваться.
20-30 годы - здесь появляются новые объекты промышленного, социального, культурного назначения. Необходимо отметить, что Цхинвал стал объединяющим центром осетин, которые в начале 20 века в рядах различных общественно-политических движений боролись и искали решения о судьбе Южной Осетии.
20 апреля 1922 года была образована Юго-Осетинская автономная область с центром в г. Цхинвал. В 1934 году Цхинвал был переименован в г. Сталинир, историческое название ему было возвращено в 1961 году. При многих положительных тенденциях в плане развития Цхинвала, идеологический аспект серьезно влиял на суть и глубину происходящих процессов этого периода, далеко не в положительную сторону. Развитие Цхинвала продолжалось. Строились заводы, фабрики, школы, появился и первый вуз - ЮОГПИ. Цхинвал - важнейший узел автомобильного транспорта, начальный пункт движения по Транскавказской автомобильной дороге (Цхинвал-Алагир). Несмотря на то, что и Советская Грузия продолжила политику скрытой, а порой и очевидной денационализации Цхинвал оставался центром осетинской духовности и культуры.
Новый этап в истории - 90-е годы, трагические и героические. В 1989 году началась грузинская агрессия против Южной Осетии продолжающаяся до сегодняшнего дня. Центром сопротивления стал Цхинвал. В то же время именно в эти годы усиливается политическая роль Цхинвала. В соответствии с Конституцией Республики Южная Осетия - ст. 3 «Столицей Республики Южная Осетия является город Цхинвал, статус которого определяется конституционным законом».
У города есть свой Устав, в котором определены структуры и наименования органов управления, правовые нормы деятельности, полномочия, экономические и финансовые основы и т.д.
Цхинвал имеет свой герб, являющийся официальным символом столицы. В основу герба положена цветовая гамма Государственного флага РЮО. В верхней части герба изображены на фоне восходящего солнца три башни. Из лучей солнца сложено название города. Ниже дано изображение одного из современных древнеарийских знаков, олицетворяющих гармонию жизни в виде колеса - символа вечного движения с изображением двенадцатиструнной арфы.
Чаша Уацамонга олицетворяет гостеприимство, изобилие, щедрость. Внизу ключ города.
Грузинская агрессия 1989-1992 г., 2004 г., 2007 г. нанесла существенный ущерб городу. О войне нам ежедневно напоминают руины еврейского квартала, прострелянные дома, могильные плиты на печально известном кладбище во дворе школы № 5.
К 10-летию РЮО был поставлен памятник павшим защитникам Отечества рядом с храмом Пресвятой Богородицы.
С 2005 г. Цхинвал является членом ассамблеи столиц и крупных городов. В МАГ входит 64 республик, краевых областных центров представляющих все федеральные округа РФ и 8 стран СНГ.
Цхинвал был принят в ряды Ассамблеи на десятой сессии МАГ в г. Минске.
Сегодня в Цхинвале продолжаются восстановительные работы. Из года в год укрепляется инфраструктура города. Ведется новое строительство. Город живет и обновляется в условиях постоянных провокаций.
Цхинвал в этом году стал объектом 4-х месячной водной блокады, продолжается экономическая блокада.
И, тем не менее, крепнут и растут связи югоосетинской столицы с другими городами.
Цхинвал стал членом всемирной организации «объединенные города».
Учреждено звание Почетный гражданин города. Почетными гражданами Цхинвала являются Востриков Алексей Никитич, Гиоев Михаил Ильич, Меркурьев Алексей Алексеевич и др.
Сложна и интересна история Цхинвала. Цхинвал - это переплетение множества политических интересов, идеологий на протяжении веков.
Кто только не пытается отнять у Цхинвала историю: от вероломных соседей до нашедших здесь в свое время пристанище миграционных групп. А те, чьи предки согревали своим взором, оживляли своим шагом, вдохновляли словами молитвы свою землю, продолжают жить и гордо, как родные горы, стойко и нетерпеливо напоминать, что земля Осетии для мира, добра и радости.

Республика Южная Осетия - государство на южных склонах центральной части Большого Кавказа. Территория Южной Осетии составляет 3, 9 тыс.км.2, а население по переписи 1989 года - 99 тыс. человек. Около 68% населения составляют осетины. Официальные языки - осетинский, русский. Верующие - преимущественно православные христиане, а также протестанты и иудаисты.
Столица Южной Осетии - г. Цхинвал. Городское население составляет 51%. В составе Республики 4 района - Джавский, Цхинвальский, Знаурский, Ленингорский.

Глава Государства - Президент.

Высший законодательный орган - Парламент.

Конституция Республики Южная Осетия принята на референдуме 8 апреля 2001 года.
Сегодня Республика де-факто более 13 лет является независимым государством и находится в процессе неурегулированного конфликта с Грузией. С 1994 года идет переговорный процесс, в четырехстороннем формате, где наряду с югоосетинской и грузинской сторонами, участвуют также Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Большую часть территории Южной Осетии занимают горы - отроги Главного Кавказского Хребта, 90% из них расположено на абсолютной высоте более 100 метров. Климат умеренный, средняя температура января от -20 до -70 С, августа - +21 -240 С. В год выпадает от 500 до 1000 мм. осадков.
Территория Южной Осетии исключительно богата рудными (металлургическими) и нерудными месторождениями, значительны гидроресурсы (реки, озера, многочисленные минеральные источники). Велик рекриакционный потенциал, значительная часть территории покрыта хвойно-лиственными лесными массивами. В зависимости от вертикальной зональности меняется тип почвенного покрова, от черноземных и перегнойно-карбонатных почв предгорной зоны до горнолуговых почв высокогорья.
Промышленность Южной Осетии представлена предприятиями машиностроения, деревообработки, горной добычи, строительных материалов, легкой и пищевой промышленности.
В сельском хозяйстве превалирует животноводство, отгонное овцеводство, развито садоводство и виноградарство.

Осетины - прямые потомки индоевропейских скифо-сармато-аланских племен. Индоевропейская языковая традиция на центральном Кавказе существовала на протяжении тысячелетий и ныне продолжается ее носителями.
О древности и длительности проживания скифских племен на центральном Кавказе свидетельствует богатейшие археологические материалы. Письменные источники (греческие, латинские, арабские, древнеармянские, древнегрузинские) также подтверждают наличие скифо-язычных предков осетин на южных склонах Центрального Кавказа.

Этот бесспорный для исследователей факт столь очевиден, что вошел в учебники соседних народов. Так, в изданном в 1912 году в грузинском учебнике «Бенубис кари», в разделе «Соседние народы» указанно: «Осетины - народ горский. Они занимают центральную часть кавказского хребта от Хевсуретии до Сванетии. Одни из них живут по ту сторону хребта, на северных склонах. Другие на южных склонах. Исходя из этого Осетия поделена на Северную и Южную».
Об автохтонности осетин в Южной Осетии говорит этнографический материал и топонимика края. Большинство названий на территории Южной Осетии имеют осетинское происхождение. Убеждают в этом и существование диалектические различия между северными и южными наречиями осетинского языка. Архаизмы осетинского языка доказывают, что южная ветвь осетинского народа формировалась в течение многих веков именно на территории Южной Осетии и примыкающих к ней с юга и востока районах компактного расселения осетин.
Следует отметить, что территория Южной Осетии значительно превосходила нынешние границы. С древности и вплоть до присоединения к России Осетия представляла собой единое этническое и политическое образование. Сами осетины никогда не знали деления на северных и южных. Названия их субэтнических образований восходят к ущельям, в которых они проживали, или к диалектам языка.

С 17 века с повышением роли России на Кавказе отчетливо проявилось стремление к сближению к ней христианских народов, в частности, осетин и грузин. Различные осетинские общества не раз обращались к России с просьбой принять их под свое покровительство. В 1749-1752 гг. в Петербурге с этой целью находилось осетинское посольство, состоявшее из знатных людей, и, прежде всего из выходцев с юга.
После победоносно завершения русско-турецкой войны, в 1774 году по Кючук - Кайнарджийскому миру Осетия вошла в состав России.
В 1918 году в условиях Гражданской войны народ южной Осетии заявил, что он остается в составе России, тогда как Грузия объявила о создании независимого государства.

В ответ на это, созданная в том же году Грузинская Демократическая Республика воспользовавшись сложной обстановкой того времени, впервые аннексировала территорию Южной Осетии. Попытка Тбилиси установить свою власть над Южной Осетией уже тогда была расценена как акт агрессии.
В мае 1920 года в Меморандуме трудовой Южной Осетии было заявлено:
1.Южная Осетия - неотъемлемая часть Северной Осетии.
2.Южная Осетия входит в состав Советской России на общем основании непосредственно.
3.Опосредственного вхождения в Советскую Россию через Грузинскую или иную республику, хотя бы и советскую, ни под каким видом не допустим. Последний пункт примечателен тем, что в основе конфликта лежали не идеологические расхождения, а фундаментальная причина - нежелание разрыва исторических связей с Россией.
Договор от 7 мая 1920 года между Россией и Грузией признал для всех народов бывшего кавказского наместничества право на самоопределение, вплоть до образования самостоятельно государства.

Во время Советского Союза осетинский народ был искусственно разделен на две части. С 1922 года, одна часть осетинского народа (Южная Осетия), как автономное образование была в составе Грузинской ССР, а другая часть (Северная Осетия) в составе России.

С 1988 г. в Грузии стала проводиться политика, направленная на обеспечение приоритета грузинской нации во всех сферах общественно жизни - в политике, экономике, демографии, социальной сфере. Грузинские национальное движение, взявшее курс на выход из СССР и создание национального государства, активно и целенаправленно стали внедрять в сознание народа идеи исключительности, «богоизбраности» грузинской нации, мысли о «коренном» «некоренных» народах, о «гостях» и «оккупантах». Земля, ее богатства, вода даже воздух объявились собственностью только грузин. Активно стал пропагандироваться лозунг «Грузия - для грузин», раздавались призывы к изгнанию или огрузиниванию не грузин, ликвидации автономий, выводу советских «оккупационных» войск и т.д.

В условиях разгара антиосетинской и антиавтономной истерии в Грузии, учитывая правовую незащищенность автономной области, Чрезвычайная 12 сессия Совета народных депутатов Юго-Осетинской автономной области 10 ноября 1989г. преобразовала автономную область в автономную республику в составе Грузинской ССР и обратилась в Верховный Совет ГССР с просьбой рассмотреть это решение. Однако Президиум Верховного Совета ГССР 16 ноября 1989 г., не соблюдая даже нормативных формальностей, отверг это решение. Более того, не сессии Верховного Совета ГССР была создана комиссия по изучению вопросов, связанных со статусом Юго-Осетинской АО, что фактически было сигналом к ликвидации автономии Южной Осетию такая позиция официальных коммунистических властей Грузии подтолкнула фашиствующих лидеров неформальных партий и движений к более решительным шагам и организации крестового похода на Цхинвал с целью проведения так называемого «мирного» митинга.

9 декабря 1990 г. были проведены выборы в Верховный Совет РЮО, а через два дня парламент Грузии по докладу Гамсахурдиа принял единогласно постановление об упразднении Юго-Осетинской автономной области. Сразу же начались провокации, экономическая, транспортная, информационная блокада, разрушение инфраструктур автономной области. И все же главным козырем в арсенале гамсахурдиевских властей Грузии оставалась военно-полицейская сила, перемешенная с уголовщиной.
6 января 1991 г. в 4 часа утра по сговору с руководством внутренних войск МВД СССР, находившихся в Цхинвале, около шести тысяч человек грузинских милиционеров и переодетых в униформу уголовников, выпущенных из тюрем Грузии, вошли и оккупировали большую часть Цхинвала, заняли все основные объекты жизнеобеспечения. Так началась широкомасштабная военная агрессия против Южной Осетии и осетинского народа, продолжавшаяся более полутора лет.
И только благодаря твердой позиции руководства и народов Российской Федерации и Северной Осетии и перед лицом беспримерной стойкости защитников Южной Осетии, Грузия вынуждена была прекратить агрессию. Дагомысское соглашение и ввод в Южную Осетию миротворческих сил означали прекращение кровопролития и установление относительного спокойствия и безопасности на многострадальной земле Южной Осетии.
С 1989 г. в результате грузинской агрессии в Южной Осетии погибло более 800 человек, около 1700 были ранены, пропали без вести более 100 человек; сожжено и разрушено свыше 100 осетинских деревень и сел, целые кварталы Цхинвала и поселок Знаур. Экономический ущерб составил более 43 млрд. рублей (в ценах 1992 г.). Многие тысячи жителей Южной Осетии, потеряв свои дома, стали беженцами. Война вошла во все дома Южной Осетии, не разбирая национальность их владельцев.
История повторяется. После распада в 1917 г. Российского государства, в состав которого Осетия вошла в 1774 году, Грузия пыталась утвердить свою власть в Южной Осетии. Народ же Южной Осетии твердо заявил тогда о своей воле быть с Россией. Тогда меньшевистское правительство Грузии объявили осетинских крестьян врагами Грузии и призвало свои войска стереть Южную Осетию с лица земли. В 1920г. был учинен первый геноцид осетинского народа. Более 5 тысяч человек погибло, свыше 20 тысяч человек вынуждены были переселиться в северную Осетию, где часть их умерла от эпидемий, холода, голода. Несколько десятков сел было сожжено, хозяйства осетин разорены.
В 1920 г. погрому подверглись только осетины Южной Осетии, в 1991-1992 гг. - «демократы» устроили геноцид не только народу Южной Осетии, но и осетинам по всей Грузии, где их проживало долее 100 тысяч человек. Тысячи осетин подверглись изощренным пыткам и были уничтожены, около 80 тысяч человек ограблены и изгнаны из Грузии. И единственная «вина» их была в том, что они - осетины.

ВХОЖДЕНИЕ ОСЕТИИ В СОСТАВ РОССИИ В 1774 ГОДУ

В архиве Министерства иностранных дел России сохранился фонд «Осетинские дела». Он составляет тысячи страниц, освещающих деятельность осетинского посольства в середине ХИП века в Петрограде. Сохранились и документы Первого и Второго Осетинских духовных комиссий в архивах Петербурга, Москвы, Астрахани и Тбилиси. Резиденция первой Осетинской духовной комиссии находилась в Моздоке, а второй - в Тбилиси. Они относятся к периоду 1742 - 1861 гг. В многочисленных исторических документах Осетию никто не делит на южную и северную части. В них везде речь идет об единой Осетии. Нет в этих исторических документах слова «Северная Осетия или Южная Осетия». Нет в них слов «Северо-Осетинская духовная комиссия или Юго-Осетинская духовная комиссия».

То, что Южная Осетия не входила в состав Грузии подтверждают документы Второй Осетинской духовной комиссии, центр которой находился в Тбилиси и, которая занималась распространением христианства среди всех осетин. Если бы Южная Осетия тогда входила в состав Грузии, тогда бы распространением христианства занималась православная Грузинская церковь.

Первая Осетинская духовная комиссия была организована в 1745 г. синодом и сенатом России по инициативе грузинских духовных лиц, бежавших из Грузии в 1724 году. Из Грузии в Россию ездили только через территорию Осетии. Поэтому грузинские государственные и духовные деятели были заинтересованы, чтобы осетины приняли христианскую веру и вошли в состав Российского государства. Тогда грузинам легче было бы ехать в Россию через Осетию. Организация первого осетинского посольства в Петербурге была поручена руководителю Первой Осетинской духовной комиссии архимандриту грузину - Пахомию. Он справился с этой задачей и 25 сентября 1749 года с пятью осетинами старшинами выехал из Осетии в Петроград.

Один из членов посольства Елисей Лукич Хетагуров был из села Нижнее Закка. В свое время он учился в Тбилиси. Хорошо знал, что его родственники Хетагуровы, Кесаевы и Мамиевы проживали в Нарской котловине, Цхинвале, в нынешнем Знаурском, Цхинвальском и Хашурском районах. Бывало, ночевал у них, когда ходил в Тбилиси в школу. В Петрограде, Елисей Хетагуров защищал и интересы южных осетин. В составе посольства находился Дживи Абаев из села Сба Джавского района. Руководитель осетинского посольства Зураб Елиханов тоже учился в Тбилиси. Он сопровождал грузинского царя Вахтанга VI в Россию. Нормальной работе осетинских послов в России мешали грузинские князья, претендовавшие на крестьян Южной Осетии. Но грузины сами разоблачили их, и решением сената К. Махателова и И. Пристава лишил княжеских титулов за то, что необоснованно выступали против осетинских послов. Член духовной комиссии грузин Беро российским властям сообщил, что князь Кайхосуро Махателов требовал от Пахомия, чтобы он провозгласил его главным старшиной над осетинским народом и выдал бы ему об этом свидетельство. Но Пахомий отверг требования Махателова, заявив ему, что без ведома России, он не правомочен решать этот вопрос.

Еще в 1742 году грузинские священники Иосиф и Николай из Москвы в челобитной сообщали императрице Елизавете Петровне о том, что осетины свободный народ «понеже как турки, как и персяне, никто ими не владеет». Здесь речь идет об Осетии в целом. Южная Осетия была ближе к Турции и Ирану. Николай и Иосиф были образованными людьми и хорошо знали, что южные осетины были независимы от других стран. Так как они ехали в 1724 г. в Россию через Осетию.

Грузинский игумен Христофор в декабре 1743 г. в донесении коллегии иностранных дел сообщил, что Осетия находилась под «владением грузинского царя, но в 1453 г. в связи с усилением Турции и Персии Грузия потеряла независимость, и осетины с того времени остались в своей воле».

Правительство России до организации Первой Осетинской духовной комиссии и Осетинского посольства в сороковых годах ХЧ111 века окончательно выяснило с помощью грузин, кабардинцев и своих людей то, что Осетия не входила в состав или под протекторат других стран. По этому вопросу руководитель коллегии Министерства иностранных дел Бестужев-Рюмин, 9 января 1748 го да в своем докладе о политической независимости осетин сообщил правительству России: «Осетинский народ... в Кавказских горах между обеими Кабардами в пограничности к Грузии живущий, вольной есть и ни у кого в подданстве не состоящий...» После захвата Грузии Турцией и Персией и разделение оной между ними, осетинский народ, яко вольный и никому не подлежащий, в постановленных у Российской империи с Оттоманскою Портою и Персиею мирных трактатных ни чего не упоминается.

В июне 1750 руководитель Осетинской духовной комиссии грузин Пахомий в Петрограде русским властям доложил что «осетины не подвластны грузинским князьям, так как последние сами находятся в зависимости от Персии и Турции». В составе осетинского посольства в Петрограде был представитель и Южной Осетии Дживи Абаев из села Сба Джавского района. В декабре 1751 года осетинских послов приняла императрица Елизавета Петровна. Послы просили присоединения Осетии к России, разрешения осетинам переселяться в низменные районы Северного Кавказа и беспошлинную торговлю с русскими городами. Последние два вопроса были решены положительно. С решением первого вопроса правительство России воздержалось, опасаясь осложнить свои отношения с Турцией и Ираном.

Собрание Сената заявило осетинским послам, чтобы они старались «других осетин склонять к российской стороне и принятию святого крещения».

В 1769 году русские войска приехали в Цхинвал. Здесь генерал Тотлебен встретился с царями Грузии Ираклием, 11 и Соломоном. Они договорились о совместных действиях против турков. В этой войне на стороне русских и грузин, участвовало много воинов из Южной Осетина. Осетины оказали большую помощь русским войскам при переходе через Крестовый перевал. В 1770 году осетины вновь обратились к русскому правительству с просьбой присоединить их к России. Тогда Россия установила военный караул в Дарьяльском ущелье в осетинском селе Цми. Таким образом Тагаурское общество вошло в состав России.

3 июня 1774 года под Моздоком турецкие войска потерпели поражение. В деревне Кючюк-Кайнарджи был подписан мирный договор между Турцией и Россией. Согласно этому договору Осетия с Кабардой вошли в состав России. В этой войне погиб цхинвалец Болатко Хетагуров.

В 1774 году правительство России поручило Астраханскому губернатору П. Н. Кречетникову поехать в Моздок и принимать посланников Осетии. В этом году П. Н. Кречетников принял в Моздоке осетинские делегации со всех обществ. Все они просили губернатора принять их в состав русского государства. Осетины передавали свои горные богатства России.

Весной 1775 года П. Н. Кречетников в Петрограде Екатерине II докладывал, что с присоединением Осетии к России «произойдет слава Вашего Императорского Величества по всей той стране и приманить весьма многие народы и распространить пределы».

История Южной Осетии и причин конфликта с Грузией

СРЕДНИЕ ВЕКА

С древнейших времен территорию сегодняшней Южной Осетии населяли предки осетин - ираноязычные племена скифо-сармато-аланского этнического массива. Земля Южной Осетии никогда не входила в состав какого-либо грузинского государства, являясь частью могущественного племенного союза северокавказских иранцев, осуществлявших в период средневековья через этот регион свою политику в Закавказье.

Неоднократно восточно-грузинские цари пыталась силой завладеть территорией Южной Осетии и установить здесь свой военно-политический контроль. Претензии восточно-грузинских феодалов на господство в Южной Осетии основывались лишь на праве меча и не имели под собой никакой легитимной основы реализуясь лишь в форме грабительских набегов, сопровождавшихся разрушением селений и угоном скота. Тем не менее, Южная Осетия сохраняла реальную независимость от грузинских правителей, равно как не признавала над собой и власти персидских шахов, в вассальной зависимости от которых находилась Восточная Грузия вплоть до вхождения в Российскую империю.

В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

В 1774 году Осетия, не разделенная на Северную и Южную, добровольно вошла в состав Российской Империи. Но до 1830 года горная (Южная) Осетия всё же оставалась вне сферы контроля царской администрации, хотя номинально считалась владением России.

Фактическое присоединение Южной Осетии произошло в 1830 г. после военной экспедиции русских войск во главе с генералом Ренненкампфом. В 1843 году на территории Южной Осетии в составе Тифлисской губернии был образован Осетинский округ, в состав которого входила часть территории современной Российской Федерации; административное управление Осетинским округом осуществлялось Джавским окружным начальником и начальником Горских народов.

Включение Южной Осетии в административно-территориальную систему Российской империи не сопровождалось, однако, признанием Россией какой-либо зависимости Южной Осетии от Грузии. Поэтому, представители грузинской феодальной знати князья Мачабели и Эристави предприняли попытку уже в рамках Российской Империи добиться с помощью русского оружия контроля над Южной Осетией, поставив ее население в зависимое положение. Однако претензии грузинского дворянства на Южную Осетию были отвергнуты Сенатом, решившим "грузинским князьям Мачабеловым отказать в домогательстве о признании крепостного их права над осетинами" (ЦГА ГССР, фонд Кавказского комитета, д. № 844, л. 68. Очерки по истории Осетии, с. 128).

Мнение самого императора было таково: "Каково бы ни было решение высших судебных мест, трудно будет признать и привести в действие таковое в пользу князей Мачабеловых, поскольку опытом дознано, что горные осетины никогда не будут без употребления военной силы исполнять следующие от них повинности и что, с другой стороны, нельзя же допускать мысль, что через каждые два или три года необходимо наряжать туда отряды и экспедиции " (ЦГА ГССР, фонд Кавказского комитета, д. № 844, л. 68. Очерки по истории Осетии, с. 128).

По распоряжению императора южные осетины были переведены в разряд казенных, государственных крестьян и, таким образом, исключены из системы феодальной зависимости, а значит и политического контроля со стороны грузинского дворянства, получив особый социально-экономический статус. Это был некий прообраз будущей политической автономии Южной Осетии, обусловленный ее исторически сложившимся особым положением в Закавказье.

ПЕРВЫЙ ГЕНОЦИД

После распада Российской империи в 1917 году, вышедшая из состава России Грузия предприняла попытку аннексировать территорию Южной Осетии против воли ее народа, что повлекло за собой волну выступлений протеста осетинского народа.

Эти выступления перерастали в вооруженные восстания в различных политических центрах Южной Осетии - Корнис (1917), Цхинвал (1918), Джава, Рук (1920). Их основанием была Декларация прав народов России, принятая Советом Народных Комиссаров РСФСР 2 (I5) ноября 1917 года, предусматривающая право народов России на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Именно провозглашение этого права легло в основу процесса объединения российских губерний грузинскими меньшевиками, вывода их из состава России, и объявления в 1918 году о создании Грузинской демократической республики.

Южная Осетия отказалась выходить из состава России и не приняла участия в выборах в Грузинский парламент, требуя в свою очередь признания права на свободный выбор. 28 мая 1920 года делегаты и ответственные руководители 17 комитетов Южной Осетии в "Меморандуме трудовой Южной Осетии ЦК РКП (б), Всероссийскому ЦИКу рабочих и крестьянских депутатов… "подтвердили" неуклонную волю трудовой Южной Осетии":

1. Южная Осетия - неотъемлемая часть Советской России;

2. Южная Осетия входит в состав Советской России на общем основании НЕПОСРЕДСТВЕННО (выделено в оригинале);

3. Посредственного вхождения в Советскую Россию через грузинскую или иную республику, хотя бы и советскую, мы ни под каким видом не допускаем.

В ответ с 20 июня 1920 года Южная Осетия подверглась вооруженной агрессии со стороны меньшевистского руководства Грузии, и в результате жесточайшего геноцида осетинского населения (18 тысяч погибших и более 50 тысяч изгнанных на север Осетии) была аннексирована. В ноте Народного комиссара иностранных дел РСФСР Чичерина меньшевистскому правительству Грузии 17 мая 1920 года говорилось: "... мы с тревогой узнали, что в Южную Осетию где провозглашена Советская Республика, направлены для уничтожения таковой власти грузинские войска. Мы настаиваем, если это верно, отозвать свои войска из Осетии, ибо считаем, что Осетия должна иметь у себя ту власть, катотрую она хочет. Вмешательство Грузии в дела Осетии было бы ничем не оправдываемым вмешательством в чужие внутренние дела...".

СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

После установления в Грузии советской власти Южная Осетия была волевым путем передана в состав Грузии, а затем, 20 апреля 1922 года Декретом ВЦИК и Совета Народных Комиссаров Грузинской ССР была создана Юго-Осетинская автономная область.

Однако автономия Южной Осетии носила во многом номинальный характер. Грузинское руководство проводило здесь ассимиляторскую политику. Различными способами осетин вынуждали в документах изменять свою национальную принадлежность. Осетинские географические названия заменялись вновь изобретенными грузинскими. Под пропагандистскими лозунгами о дружбе народов декларированная автономия южных осетин была превращена в arpapно-сырьевой придаток Грузии.

Все показатели социально-экономического развития Южной Осетии хронически оставались ниже, чем по Грузии. В результате уровень жизни в Юro-Осетинской автономной области оказался в 2-2,5 раза ниже среднего по Грузинской ССР. Национальная политика Тбилиси активно поощряла ассимиляцию. Численность населения Южной Осетии сократилась с довоенных 107 тысяч человек до 99 тысяч человек в 1989 году. При этом доля осетин в общей численности населения снижалась, а доля грузин увеличивалась.

В 1939 году на государственном уровне была совершена очередная попытка насильственной ассимиляции южных осетин - осетинская письменность, до того основывавшаяся на латинском алфавите, в Южной Осетии была переведена на грузинский алфавит, в осетинских школах было введено преподавание на грузинском языке.

Кроме того, тоталитарным режимом единая осетинская нация была искусственно разделена на "южных осетин" и "северных осетин". Вплоть до смерти Сталина в паспортах и других документах осетин в графу "национальность" вносилась запись: "южный осетин", "северный осетин".

В конце 1980-х годов в Грузии начался подъем националистического движения, сопровождавшийся усилением дискриминации негрузинского населения. Националистическое движение, носившее массовый характер и пользовавшееся поддержкой властей Грузии, выступило за ликвидацию автономных образований в составе Грузинской ССР.

В 1989 году в Грузии была принята Государственная программа развития грузинского языка, согласно которой в Южной Осетии принудительно вводилось делопроизводство на грузинском языке.

10 ноября 1989 года, в целях защиты прав Южной Осетии и создания конституционных гарантий автономии, XII сессия двадцатого созыва Совета народных депутатов Юго-Осетинской автономной области приняла решение о повышении статуса автономной области до автономной республики в составе Грузинской ССР. Депутаты также обратились к Президиуму Верховного Совета Грузинской ССР с просьбой рассмотреть это решение. Президиум Верховного Совета Грузинской ССР отменил решение сессии Совета народных депутатов Южной Осетии, признав его неконституционным.

ВТОРОЙ ГЕНОЦИД

23 ноября 1989 года на столицу Южной Осетии город Цхинвал был совершен организованный Звиадом Гамсахурдия поход участников грузинского националистического движения. В первых рядах были руководители Грузинской ССР во главе с первым секретарем ЦК Компартии Грузии Гиви Гумбаридзе. Многотысячная колонна демонстрантов (по разным оценкам от 30 до 60 тысяч человек) на более чем 400 автобусах и 3000 легковых машинах со стороны Тбилиси подошла к Цхинвалу. Это мероприятие официальные лица и средства массовой информации Грузии представили как попытку проведения мирного митинга в городе Цхинвале. Однако в числе участников похода на Цхинвал было несколько сотен вооруженных автоматическим оружием боевиков. На защиту родного города встало все мужское население. Не сумев войти в Цхинвал, грузинские боевики обогнули его, взяв в кольцо блокады. Были перекрыты доступы в город, прохожие осетинской национальности захватывались в заложники и подвергались пыткам и издевательствам. Блокада длилась более трех месяцев. За это время 5 человек было убито, более 400 человек получили телесные увечья и ранения, более 2000 человек были изгнаны из родных сел, а их дома были сожжены. Многочисленные обращения населения Южной Осетии к руководству СССР, Съезду народных депутатов СССР дать политико-правовую оценку указанным событиям остались без внимания.

В апреле и в июне 1990 года Верховный Совет Грузинской ССР объявил незаконными все юридические акты, принятые после советизации Грузии в 1921 году. Незаконными были также объявлены Законы СССР о разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации и о выходе из состава СССР. В ответ на это ХIII, XIV и ХV сессии совета народных депутатов Южной Осетии (июнь - сентябрь 1990 г.) приняли пакет решений: Декларацию о суверенитете, о действии Конституции СССР и законов СССР на ее территории, образовании Юго-Осетинской автономной области в республику. В ноябре 1990 года к власти в ГССР пришли представители буржуазно-националистических партий и движений. Председателем Верховного Совета ГССР был избран глава объединения "Круглый стол - Свободная Грузия" Гамсахурдия.

В нарушение действующего законодательства, несмотря на то, что срок полномочий состава Совета народных депутатов Южной Осетии истёк, Верховный Совет Грузии не стал назначать очередных выборов в Совет народных депутатов Южной Осетии. Тогда Совет народных депутатов Южной Осетии принял решение о проведении выборов 9 декабря 1990 г. В ответ на это грузинское руководство и средства массовой информации начали очередной виток антиосетинской истерии. Выборы и их результаты заранее были объявлены незаконными.

9 декабря 1990 г. состоялись выборы в Верховный Совет Республики IOжная Осетия. Многочисленные наблюдатели из других республик СССР свидетельствовали, что они прошли без нарушений, со строгим соблюдением действующего законодательства.

10 декабря 1990 года Верховный Совет Республики Грузия единогласно принял незаконное решение об упразднении Юго-Осетинской автономной области.

11 декабря 1990 года грузинское руководство организовало провокацию на одной из центральных улиц города Цхинвала, в результате чего погибло три человека. Это послужило поводом для введения в городе Цхинвале и Джавском районе чрезвычайного положения и комендантского часа, несмотря на то, что для этого не существовало никаких правовых оснований.

В ночь с 5 на 6 января 1991 года руководство Грузии ввело в столицу Южной Осетии подразделения милиции и национальной гвардии Грузии. Они начали производить обыски, аресты, грабежи, убийства осетин, поджоги жилых домов и другие преступные действия.

В этих условиях осетинская сторона была вынуждена принять меры к самообороне. Отрядам самообороны удалось вытеснить грузинские войска из Цхинвала, после чего последние начали карательные акции против сельских районов Южной Осетии, не оставляя попыток взять штурмом Цхинвал. 29 января 1991 года Председатель Верховного Совета Юго-Осетинской Советской Республики Торез Кулумбегов был приглашен на переговоры с грузинским руководством в Тбилиси. По прибытии в столицу Грузии, он прямо из Дома Правительства Республики был препровожден в тюрьму, где подвергался пытками истязаниям.

1 февраля 1991 года Союз независимых энергетиков Грузии отключил энергоснабжение Южной Осетии. Вследствие этого имелись многочисленные жертвы среди мирного населения. В доме престарелых замерзло несколько десятков стариков, в родильном доме умирали новорожденные младенцы. 23 марта состоялось совместное собрание депутатов Советов Южной Осетии всех уровней, на котором, во исполнение Указа Президента СССР от 7 января был сделан поворот в сторону возврата к статусу автономной области. Образован Комитет по нормализации положения в Южной Осетии.

4 мая 1991 года в ответ на обещание Москвы прекратить геноцид народа Южной Осетии, Собрание депутатов всех уровней Южной Осетии приняло практически единогласно решение об отмене Юго-Осетинской Советской Республики и возвращении к статусу автономной области. Однако грузинские вооруженные силы при попустительстве центрального советского руководства продолжили геноцид осетинского народа.

26 мая 1991 года Президентом Грузии был избран Звиад Гамсахурдия, после чего грузинская агрессия усилилась.

1 сентября 1991 года сессия Совета народных депутатов Южной Осетии отменила решения собрания депутатов всех уровней от 4 мая 1991 г. как юридически неправомочные и не приведшие к стабилизации, упразднила неконституционный орган - Собрание депутатов всех уровней, восстановила статус Республики.

В результате грузинского террора только с 6 января по 1 сентября 1991 г. было убито 209 человек, ранено 460 мирных жителей, пропало без вести 150 человек (впоследствии выяснилось, что подавляющее большинство из них были убиты грузинскими вооруженными формированиями).

11 октября 1991 года грузинский снайпер убил Виталика Тибилова (2 года 8 месяцев) во дворе детского садика поселка Знаур. 19 января 1992 г. на референдуме народ Южной Осетии практически единогласно проголосовал за провозглашение независимости Южной Oсетии ее воссоединение с Россией.

В феврале 1992 года грузинская артиллерия и бронетехника, расположенная вокруг города Цхинвала, начали интенсивные обстрелы жилых кварталов и учебных заведений югоосетинской столицы. Обстрелы продолжались до 13 июля 1992 года. В результате погибли сотни женщин, детей и стариков. Нередко смерть настигала людей на рабочем месте. Однако государственные учреждения, объекты жизнеобеспечения и учебные заведения продолжали функционировать.

8 марта 1992 года в качестве Председателя Госсовета в Грузию вернулся, Эдуард Шеварднадзе. Политика Грузии в отношении Южной Осетии не изменилась. Блокада и артобстрелы осетинских населенных пунктов только ужесточились.

20 мая 1992 года было совершено одно из самых чудовищных преступлений против осетинского народа - на Зарской дороге грузинские боевики расстреляли в упор колонну машин, перевозивших беженцев из осажденного Цхинвала - женщин, стариков и детей. На месте убито 36 человек в возрасте от 11 до 76 лет. Незадолго до этого у селения Ередви грузинскими боевиками были заживо захоронены 12 мирных жителей, следовавших на автобусе в Цхинвал.

29 мая 1992 года Верховный Совет Республики Южная Осетия принял Акт о государственной независимости. 24 июня 1992 года в Сочи подписано четырехстороннее российско-грузинско-осетинское (Северная и Южная Осетия) Соглашение о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта. 14 июля 1992 года в Южную Осетию вошли смешанные российско-грузинско-осетинские миротворческие силы.

С ноября 1989 года по июль 1992 года в результате агрессии Грузии против Южной Осетии погибло свыше 3 тыс. мирных жителей осетинской национальности, около 300 человек пропало без вести, свыше 40 тысяч человек вынуждены были оставить свои дома и переселиться в Россию, свыше 100 осетинских сел было сожжено.

Десятки лет национального угнетения, вооруженная агрессия, два геноцида осетин Грузией в ХХ веке показали невозможность обеспечения прав выживания народа Южной Осетии в составе грузинского государства.

И третья волна грузинского геноцида против народа Южной Осетии разыгравшаяся в августе 2008 года, яркое тому подтверждение.

Эта трагедия будет продолжаться до тех пор, пока мир не поймёт неоспоримую истину: искусственно разделять один и тот же народ по разные стороны государственной границы есть ни что иное, как преступление против этого народа, имеющего такие же права на самоопределение, как и большие народы. Юг и Север Осетии должны быть вместе, в одном государстве. И рано или поздно, это произойдёт, независимо от того, хочется это кому-то или нет. Только осетины сами вправе решать свою судьбу.

Материал размещен на сайте ossetians.com



Цхинвал – столица Республики Южная Осетия , один из древнейших городов Кавказа, основанный царем Асфагуром в 262 году. Цхинвал – сердце Юга Осетии , её столица. Он как в фокусе, собирает все лучшее и достойное осетинской земли. Цхинвал расположен на быстрой, живописной Лиахве, этимология гидронима которой восходит к древнеперсидскому языку и означает «быстрая река». Цхинвал является административно-культурным центром, организует экономическую жизнь республики и имеет древнюю историю. Здесь расположены промышленные предприятия, сосредоточены основные учреждения науки, литературы и искусства.

Неизмеримо выросло значение Цхинвала после провозглашения республики. Ведущая роль в становлении защиты Республики от грузинской агрессии способствовало тому, что Цхинвал стал символом борьбы за независимость и государственность.

Цхинвал сегодня это средоточие всего, что строит и укрепляет нашу Республику.

Исторически складывающийся город имеет многочисленные свидетельства прошлого в памятниках археологии, в типах и облике культовых сооружений.

И. Гильденштедт Цхинвал называет Крцхинвали , Чреба , отмечая, что это знатнейшее место. Цхинвал расположен на красивой предгорной местности в ущелье Большой Лиахвы. С северо-востока и с северо-запада к нему плотно прилегают небольшие живописные горы.

На заре своей истории Цхинвал был одним из главных миграционных перекрестков, по которому приходили и воинские рати и торговые караваны. Примечательным следствием этого было разнообразие национального состава населения. В Цхинвале был колоритный еврейский квартал, разрушенный во время грузинской агрессии, армянские улицы и т.д. Наши предки с древнейших времен расселились по обоим склонам главного Кавказского хребта . Преимущественно жили в горах. Горы были частью их жизненного пространства. Образ жизни и их деятельности на протяжении веков был особенным от активно походной до оседлой горской. При этом равнинные территории ими обязательно строго контролировались и были также частью их мира. Далекие в те времена по своему образу жизни от ведения спокойной равниной жизни они позволяли здесь обосновываться различным миграционным потокам, организовывавшим здесь торговлю, примитивную оседлую инфраструктуру, строили культовые сооружения. Так, например, в 14 веке часть миграционных потоков с Азии и Европы армян, евреев, остановились именно на территории Южной Осетии , которая для них стала Родиной, некоторые раньше. Аланы-осетины миролюбиво отнеслись к новым поселенцам, к новым контактам, тем более их торговые связи и умения играли не последнюю роль в создании общей территориально-гражданской единицы с особым полиэтническим колоритом. Местоположение Цхинвала способствовали этому, здесь испокон веков купцы со всего Южного Кавказа обменивались товаром. Время меняет многое. Постепенно со временем и осетины понемногу начинают переселяться на равнину, в город, который, постепенно становится неким центром общения, установления контактов, информирования и т.д. С середины XIX века Цхинвал стал развиваться активнее, приобретая инфраструктурный облик, хотя в целом он остается к этому времени вдали от главных путей сообщения и экономических связей.

К этому необходимо добавить и политический аспект, связанный с грузинским влиянием и отношением. Грузия руками русской администрации огрузинивала город, захватывая земли, препятствуя осетинам налаживать новый уклад жизни и т.д. Тем не менее, Цхинвал все больше и больше приобретал национальный облик, становился синтезатором и распространителем осетинской традиционности, культуры это чувствовалось во всем, проникало везде, распространялось и обогащалось.

5 декабря 1917 г. жители Цхинвала направили комиссару Внутренних дел прошение. Они просили ввести городское самоуправление. Большая часть населения Цхинвала занималось торговлей и ремеслом, другая – виноградарством и садоводством.

Здесь функционировали торгово-промышленные предприятия: склад земледельческих орудий, склад швейных машин «Зингер», 9 кустарных лесопилок, 5 кирпичных заводов и т.п.

Кроме того в Цхинвале было почтово-телеграфное отделение, образовательные учреждения. И он продолжал, медленно, но, тем не менее, развиваться.

20-30 годы – здесь появляются новые объекты промышленного, социального, культурного назначения. Необходимо отметить, что Цхинвал стал объединяющим центром осетин, которые в начале 20 века в рядах различных общественно-политических движений боролись и искали решения о судьбе Южной Осетии .

20 апреля 1922 года была образована Юго-Осетинская автономная область с центром в г. Цхинвал . В 1934 году Цхинвал был переименован в г. Сталинир, историческое название ему было возвращено в 1961 году. При многих положительных тенденциях в плане развития Цхинвала, идеологический аспект серьезно влиял на суть и глубину происходящих процессов этого периода, далеко не в положительную сторону. Развитие Цхинвала продолжалось. Строились заводы, фабрики, школы, появился и первый вуз – ЮОГПИ. Цхинвал – важнейший узел автомобильного транспорта, начальный пункт движения по Транскавказской автомобильной дороге (Цхинвал–Алагир). Несмотря на то, что и Советская Грузия продолжила политику скрытой, а порой и очевидной денационализации Цхинвал оставался центром осетинской духовности и культуры.

Новый этап в истории – 90-е годы, трагические и героические. В 1989 году началась грузинская агрессия против Южной Осетии продолжающаяся до сегодняшнего дня. Центром сопротивления стал Цхинвал . В то же время именно в эти годы усиливается политическая роль Цхинвала. В соответствии с Конституцией Республики Южная Осетия – ст. 3 «Столицей Республики Южная Осетия является город Цхинвал, статус которого определяется конституционным законом».

У города есть свой Устав, в котором определены структуры и наименования органов управления, правовые нормы деятельности, полномочия, экономические и финансовые основы и т.д.

Цхинвал имеет свой герб, являющийся официальным символом столицы. В основу герба положена цветовая гамма Государственного флага РЮО. В верхней части герба изображены на фоне восходящего солнца три башни. Из лучей солнца сложено название города. Ниже дано изображение одного из современных древнеарийских знаков, олицетворяющих гармонию жизни в виде колеса – символа вечного движения с изображением двенадцатиструнной арфы.

Чаша Уацамонга олицетворяет гостеприимство, изобилие, щедрость. Внизу ключ города.

Грузинская агрессия 1989-1992 г., 2004 г., 2007 г. нанесла существенный ущерб городу. О войне нам ежедневно напоминают руины еврейского квартала, прострелянные дома, могильные плиты на печально известном кладбище во дворе школы № 5.

К 10-летию РЮО был поставлен памятник павшим защитникам Отечества рядом с храмом Пресвятой Богородицы .

С 2005 г. Цхинвал является членом ассамблеи столиц и крупных городов. В МАГ входит 64 республик, краевых областных центров представляющих все федеральные округа РФ и 8 стран СНГ.

Цхинвал был принят в ряды Ассамблеи на десятой сессии МАГ в г. Минске.

Сегодня в Цхинвале продолжаются восстановительные работы. Из года в год укрепляется инфраструктура города. Ведется новое строительство. Город живет и обновляется в условиях постоянных провокаций.

Цхинвал в этом году стал объектом 4-х месячной водной блокады, продолжается экономическая блокада.

И, тем не менее, крепнут и растут связи югоосетинской столицы с другими городами.

Цхинвал стал членом всемирной организации «объединенные города».

Учреждено звание Почетный гражданин города. Почетными гражданами Цхинвала являются Востриков Алексей Никитич, Гиоев Михаил Ильич, Меркурьев Алексей Алексеевич и др.

Сложна и интересна история Цхинвала. Цхинвал – это переплетение множества политических интересов, идеологий на протяжении веков.

Кто только не пытается отнять у Цхинвала историю: от вероломных соседей до нашедших здесь в свое время пристанище миграционных групп. А те, чьи предки согревали своим взором, оживляли своим шагом, вдохновляли словами молитвы свою землю, продолжают жить и гордо, как родные горы, стойко и нетерпеливо напоминать, что земля Осетии для мира, добра и радости .