В каких случаях печатают глянцевые фотографии, а в каких матовые. Насколько важна толщина фотобумаги

Для того, чтобы получить яркие, сочные и максимально качественные цифровые фотографии, мало использовать соответствующее оборудование (фотоаппарат, и печатующую машину). Как бы не были важны эти две составляющие, но, пожалуй, одну из самых определяющих ролей отвечающих за качество конечного результата, играет используемая бумага для печати фотографий. Именно этот компонент является ключевым фактором, в получении качественных цифровых фотографий. О нем и поговорим в сегодняшнем материале.

обладает рядом свойств и параметров, выделяющий её в отдельный класс специализированных бумажных изделий. Благодаря этим свойствам, данный вид бумаги позволяет оптимальным образом закрепить наносимый слой красителя, исключая его протекание, растекание или размазывание сквозь, или по поверхности материала. Таким образом, краситель впитывается, и надежно фиксируется на поверхности фотобумаги.

Кстати говоря, качество самого красителя, это вторая по важности (после фотобумаги ) составляющая часть, яркого и детализированого отпечатка. Но это отдельная тема для разговора. Факт в том, что даже используя посредственные чернила (в случае, струйной фотопечати ) на профессиональной бумаге для печати фотографий, Вы получите удовлетворительный результат. Достигается это, специальной многослойной структурой фотобумаги, в которой каждый слой, отвечает за определенную функциональную задачу.

Профессиональная бумага для фотографий имеет не менее пяти структурных слоев. Большинство из них, стандартны для всех типов фотобумаг, за исключением самого верхнего, так называемого "воспроизводящего слоя ". Как правило, чем больше функциональных слоев использовано при изготовлении фотобумаги, тем она дороже. При этом, не всегда чем больше слоев, тем плотнее бумага. Просто эти слои могут быть ужаты до микронных размеров.

Рассмотрим структуру слоев подробнее:

  1. Укладочный слой (основа на которую укладываются все остальные слои)
  2. Нижний, посадочный слой (является скрепляющим элементом между укладочным слоем и последующими функциональными слоями)
  3. Полиэтиленовый слой (служит для эластичности и устойчивости к факторам внешнего воздействия)
  4. Бумажная основа (самый большой слой во всей структуре бумаги для фотографий)
  5. Абсорбирующий слой (впитывает влагу красителя)
  6. Воспроизводящий слой (данный слой зависит от типа бумаги и её плотности)

Какие типы бумаги для печати фотографий бывают?

Существуют разные виды фотобумаг различающиеся, в основном, по типу покрытия, общей плотности и формату. Типы покрытия бывают также разных видов (например, сатин, микропористая, шелк, полуглянец ), но класифицируются на два основных подвида - матовое и глянцевое покрытие . Плотность фотографии измеряется в граммах на метр. Как правило, чем выше плотность, тем больше слоев используется в бумаге, и, соответственно, тем она и дороже.

Формат бумаги для фотографий , определяет её стандартные размеры. Для печати любительских фотографий в большинстве случаев, используется формат 10 на 15 см . С плотностью и размером бумаги вопросов возникнуть не должно. Поэтому, более подробно остановимся на типах покрытия бумаги для фотографий.

Глянцевая фотобумага (Glossy) - данный тип покрытия легко отличить за счет гладкой, отсвечивающей поверхности, бликующей на солнечном свете. На этом покрытии особенно эффектно смотрятся яркие, насыщенные цвета со множеством цветовых оттенков. Поэтому глянцевые журналы, использующие яркие, профессиональные фотоизображения, выбирают для печати именно этот тип бумаги.

Матовая бумага (Matte) - отличительная особенность этого покрытия, поверхность с шершавой, пористой текстурой. За счет хорошей впитываемости, на данный тип бумаги прекрасно ложатся водорастворимые чернила, поэтому цвета на этой бумаге подвержены меньшему выгоранию, по отношению к глянцевой поверхности. Но минусом можно считать не столь ярко-выраженную цветопередачу, по отношению к той же глянцевой бумаге для фотографий. Особенно это заметно на мелких элементах изображения.

Полуглянцевая бумага (Semi-Glossy) - в отличии от глянцевой поверхности обладает чуть менее выраженным блеском и не столь гладкой текстурой. Данный вид бумаги нивилирует плюсы и минусы глянцевой и матовой поверхности, и является своего рода некой средней альтернативой, с отличной светостойкостью и приемлемой цветопередачей. На данном типе поверхности, не столь явно остаются отпечатки пальцев как на глянцевой, и, одновременно с этим, её можно не ламинировать во избежании скорого выцветания. Подойдет как для любительской фотопечати, так и для профессиональной

Суперглянцевая бумага (Super-glossy) - это покрытие с повышенным содержанием глянца. Отличается максимально возможной цветопередачей и насыщенностью цветовых оттенков. Обычно используется в профессиональной фото печати, и коммерческой полиграфии, соответственно, и стоит дороже других видов бумаги для печати фотографий

Шелковая бумага (Silk) - фактура данного покрытия скорее ближе к матовой текстуре, но в то же время, обладает свойствами глянца. Изображение на этой бумаге, выглядят такими же яркими и насыщенными, как и на глянцевой поверхности, но при этом данная бумага более устойчива к внешним воздействиям. Также на этой бумаге практически не остается отпечатков пальцев, и она не столь бликует на солнце.

Видео по теме:

Какую бумагу для печати фотографий выбрать?

Ознакомившись с классификацией фотобумаг, мы можем сделать ошибочный вывод, что если бумага с суперглянцевым или шелковым типом поверхности, стоят дороже фотобумаги с матовым, сатиновым или полуглянцевым покрытием, следовательно данные виды бумаг лучше всего подходят для печати. Это не совсем так. Более того, иногда купив, казалось бы, самую дорогую бумагу для фотографий, Вы получаете довольно-таки посредственный результат, порой ещё хуже, чем это получалось на самой дешевой матовой фотобумаге. Происходит это потому, что принтер или печатающая машина, изначально не настроены на печать с учетом особенностей типа поверхности бумаги. Настроив же отдельный профиль под конкретную связку используемой фотобумаги и чернил, Вы получите прекрасные отпечатки, намного более превосходящие стандартные результаты.

Помимо этого, некоторые типы бумаг предполагают использование только с определенными категориями оборудования (минилаб, струйный, лазерный или термосублимационный принтер ). Обычно, на упаковке бумаги, всегда можно найти маркировку информирующую о категории оборудования с которой она используется. Такую же информацию, Вы найдете и в инструкции по эксплуатации печатного оборудования в перечне типов носителей для данного оборудования. Конечно же, никто Вам не запретит использовать "термосублимационную " бумагу на струйном принтере, но, поверьте, качеством, полученное изображение, отличаться не будет.

Плотность и формат бумаги для печати фотографий

Формат фотобумаги , это, по сути, ее размеры. На данный момент, они стандартизированны, и используется по всему миру без изменений. Самые известные и наиболее часто используемые из них, следующие форматы - А6 (10 на 15 см.), А4 (21 на 29, 7 см.), и А5 (14,8 на 21 см.).

Почти 80% фотопечати в действующих фотолабараториях, приходится на формат 10 на 15 см ; и 14,8 на 21 см . Они же, и являются самыми популярными форматами для печати фотографий.

Что касается плотности фотобумаги, то чем она выше, тем лучше. На плотной бумаге можно получить более качественные отпечатки нежели на бумаге со сравнительными характеристиками, но с менее плотной консистенцией. К примеру, печать фотографий можно доверить фотобумаге плотностью от 160 до 300 грамм на квадратный метр, в то время как для печати текстовой информации с вкраплениями графики, например, буклетов, презентаций и пр; прекрасно подойдет бумага плотностью от 130 г/м2, и выше.

Для печати стандартной фотографии 10 на 15 см ; в основном используют бумагу плотностью 230 - 260 г/м2. При использовании бумаги с более плотной консистенцией, учитывайте то, что нагрузка на ленто-протяжный механизм фотопринтера возрастает в разы, что сказывается на последующем его износе.

Какая марка фотобумаги лучше?

Представлена, на сегодняшний день, в избытке, и от разных производителей. Хотя, надо сказать, что сами эти производители, в основном, выступают в роли монополистов рынка, поэтому конкуренция не такая живая как бы хотелось.

В этом плане, пожалуй, только китайские производители не опускают руки, и представляют на рынке альтернативные, и довольно-таки интересные решения. В целом же, основных мировых производителей фотобумаги, можно пересчитать по пальцам.


Из первого эшелона, можно выделить Epson, Canon, Kodak и НР . Классом по ниже идут сторонние производители - Colortek, Lomond, Zweckform . Брендовая бумага из первой категории, как правило, всегда дороже, но и отличается дорогостоящей технологией производства, что сказывается на конечном продукте. Снимки распечатанные на бумаге Epson, Canon, Kodak или НР , всегда будут отличаться светостойкостью и повышенной надежностью к факторам внешнего воздействия. А это, в свою очередь, позволяет сохранить первозданный вид фотографии на многие годы вперед, даже без соответствующей защиты.

Надо сказать, что фирменная бумага очень часто конфликтует со сторонними чернилами, поэтому если Вы хотите получить максимально качественную цветопередачу, то используйте чернила одноименного производителя

Второй класс бумаг (Colortek, Lomond, Zweckform ), или как его ещё называют, универсальный - не столь притязателен к наносимым чернилам. Более того, производители специально закладывают в данный тип бумаг, взаимодействие со сторонним красителем. Поэтому на этой фотобумаге, Вы всегда получите снимки приемлемого качества, вне зависимости от марки чернил. А если еще учитывать сравнительно не высокую стоимость, то данное предложение очень выгодно отличает её, в сравнении с брендовой фотобумагой. Это в общем-то и сыграло свою ключевую роль в последующем завоевании рынка. Так, к примеру, на российском рынке, одной из самых популярных марок, стала фотобумага марки Lomond .

Выводы

Мы с вами разобрали типы фотобумаг, основные их параметры, и марки производителей. Подведем некоторые итоги:

Напоследок, хотелось бы отметить, что любая бумага для печати фотографий, сама по себе, достаточно хрупкий материал, и требует соответствующего хранения и условий эксплуатации. Как правило, фотобумага всегда продается в надежно упакованном виде. В заводской упаковке лучше всего её и хранить, по мере необходимости доставая листы для использования.

Одно из самых главных условий для хранения фотобумаги - отсутствие внешних воздействий, таких как попадание прямых солнечных лучей и повышенной влажности. При эксплуатации фотобумаги, старайтесь не прикасаться к рабочей поверхности, ни до печати, ни после неё. Необходимо это для того, чтобы краситель подсох. Придерживаясь этих не хитрых правил, Вы всегда сможете насладиться прекрасным результатом, полученным на любом типе фотобумаги.

При выборе качественной бумаги для принтера необходимо учитывать не только ее основные характеристики, но и то, на каком устройстве она будет использоваться.

К примеру, на упаковке бумаги для струйного принтера нередко можно найти специальную надпись InkJet, подчеркивающую ее назначение. Она может различаться плотностью и форматом. Также бумага для струйного принтера классифицируется, в зависимости от покрытия, на полуглянцевую, глянцевую, суперглянцевую и матовую.

Что касается бумаги для лазерного принтера, она тоже может иметь разную плотность и покрытие. На упаковке с такой бумагой часто можно увидеть надпись LaserJet, которая означает, что она хорошо совместима именно с лазерными принтерами.

Как выбрать хорошую бумагу для принтера?

Использование некачественной бумаги может весьма негативно отразиться на вашей офисной технике. Поэтому нужно с умом подходить к ее выбору. Прежде всего, необходимо обратить внимание на отделку, химические и физические свойства бумаги.

Плотность качественного бумажного материала должна составлять 80-90 г/м2. Хорошая бумага не бывает слишком жесткой или, наоборот, рыхлой. Если вы часто используете двустороннюю печать, стоит приобрести непрозрачную бумагу. Кстати прозрачность зависит от плотности.

Поверхность нормальной бумаги для принтера не должна быть шероховатой. На гладкой поверхности тонер не будет осыпаться или стираться. При выборе нужно выяснить, каковы показатели влажности офисной бумаги. Желательно, чтобы влажность не превышала 4,5%. Иначе бумага будет скручиваться.

Для того чтобы изображение хорошо читалось, бумага для офиса должна быть достаточно яркой. Многое зависит и оттого, чем она проклеена. К примеру, бумага с большим содержанием карбоната может загрязнить принтер. А содержащиеся в таком расходном материале кислоты со временем разрушают бумагу, делая ее желтой и хрупкой.

Не следует покупать бумагу для принтера, обладающую высокой электропроводностью. Обычно на ней изображение получается некачественным и быстро стирается. К тому же при подаче листы могут постоянно склеиваться.

Ну и конечно, нужно обратить внимание на отделку бумаги. На кромках листов не должно быть бумажной пыли, каких-то зацепок и иных дефектов. Большая часть офисной техники ломается из-за плохой отделки материала и возникновения бумажной пыли.

Офисная бумага не предназначена для печати графических изображений. Жидкие чернила, используемые в струйных принтерах, пропитывают волокна и проникают внутрь листа вплоть до обратной его стороны. Это свойство бумаги не бросается в глаза при распечатке текста. Однако фотография покрывает всю поверхность, страница промокает, коробится, очень долго сохнет, не восстанавливает форму полностью. Применение более плотных или мелованных листов оправдано для текстовых документов с небольшими рисунками или графиками, но качественное изображение получится только на специальной фотобумаге для принтеров со струйной печатью, нечувствительной к свету.

Основные характеристики, указываемые на упаковке каждым производителем: плотность, измеряемая в г/м², и структура поверхности, принимающей чернила. Фотобумага состоит из нескольких слоев, минимальное количество которых равно трем, а в видах для печати художественных изображений, приближается к десятку. Целлюлоза – основа, вокруг которой наращиваются дополнительные уровни из различных материалов, выполняющих определенные функции. Чем больше слоев, тем плотнее (тяжелее) лист. По характеру поверхности бумага бывает:

  • матовая (Matte) и подобные ей типы шелковистая (Silk), атласная (Satin);
  • глянцевая (Glossy), полу-, суперглянцевая (Semi-Glossy, Super) и аналогичные виды (Highgloss, Plus и другие);
  • с адсорбирующим микропористым или гелевым слоем , который может быть покрыт дополнительно глянцевой защитой.

Матовая

Самый простой наименее дорогой вариант – фотобумага, состоящая из трех слоев. Водонепроницаемая подложка не позволяет чернилам просачиваться насквозь и коробить лист, а верхняя принимающая поверхность шероховатая. На ней незаметны небольшие повреждения, следы от пальцев, а все детали снимка видны хорошо. Белоснежный цвет – следствие добавления в состав оптических осветлителей (Optical Brighteners), чаще всего двуокиси титана, способствующих равномерному отражению света и усиливающих яркость изображения. Печатают на такой бумаге как водорастворимыми, так и пигментными красителями. Однако снимок со временем теряет насыщенность цвета, его лучше поместить под стекло, пленку или ламинировать.

Глянцевая

Принимающая чернила поверхность покрыта дополнительным глянцевым слоем. Бумага гладкая, блестящая, хорошо отражает свет, придает цветам изображения яркость. Характер покрытия фотобумаги не требует дополнительной защиты от выцветания, однако на поверхности хорошо видны отпечатки пальцев, царапины. Полуглянцевая бумага – нечто среднее между матовой и глянцевой поверхностью. Изображение получается достаточно ярким, меньше выцветает, а следы пальцев и царапины заметны не столь сильно. Самые яркие насыщенные оттенки цвета обеспечивает суперглянцевая фотобумага, но гладкая поверхность слишком блестит на солнце, заметны малейшие повреждения. Для печати на Glossy используются водорастворимые красители, так как относительно большие размеры частиц пигмента не позволяют им впитываться. Чернила, высыхающие на поверхности, могут смазываться.

Микропористая

Фотобумага по виду напоминает матовую. Чернила быстро проникают в адсорбирующий пористый слой , сокращается время высыхания отпечатка, однако остается доступ воздуха к красителю и снимок со временем выцветает. Для этой фотобумаги подходят водорастворимые и пигментные чернилами. Во избежание выцветания изображения на микропористую поверхность часто наносится защитный глянцевый слой.

Разбухающий полимер

Другой вид адсорбера – гелевый, или полимерный. Поверхность гладкая, не имеет пор, хорошо впитывает водорастворимые чернила и при этом разбухает. По мере испарения жидкости толщина полимерного покрытия снова уменьшается. Краситель остается внутри слоя, доступ воздуха к нему закрыт, что препятствует выцветанию снимка. Однако такой вид фотобумаги боится влаги, кроме того, он не предназначен для печати пигментными чернилами.

Дизайнерская бумага

Дорогая профессиональная бумага имеет гораздо больше слоев , каждый из которых исполняет разные функции. Укладочный – из водонепроницаемого полимера – делают шероховатым, чтобы избежать склеивания листов в пачке. Целлюлозная часть с обеих сторон защищена от влаги полиэтиленом, а иногда бумага заменяется 100% хлопком. Воспроизводящий слой бывает не только белым, но и других цветов (видео в конце статьи), а его текстура (Textured) имитирует, например:

  • кожу грубой выделки;
  • старинный свиток;
  • холст.

Выпускаются и специальные виды на клейкой основе или с магнитной подложкой. Фотобумага для двусторонней печати может быть матовой, с одной стороны, и глянцевой с другой. Прежде чем выбрать подходящий для ваших целей вариант, необходимо учесть требования к бумаге, предъявляемые в инструкции по использованию принтеров конкретной модели.

Совместимость с печатающим устройством

Крупные производители печатной техники, такие как Canon , Epson , , выпускают и фотобумагу. Если вам нужен отпечаток высокого качества, то наилучшим выходом будет комплект из оригинальной бумаги и чернил. Именно такое сочетание даст наилучший результат, так как химический состав красителей и воспроизводящего слоя соответствуют друг другу. Однако фирменная бумага достаточно дорога и может возникнуть необходимость заменить ее на более дешевый продукт.

Руководства для пользователей принтеров в обязательном порядке содержит сведения о максимальной плотности страницы, с которой справится лентопротяжный механизм. Однако, каждый производитель заинтересован в использовании только его продукции и в инструкции для Canon Pixma MP270 / , например, рекомендует использовать бумагу весом лишь 64-101 г/м2, если это не касается продукции Кэнон. Причина следующая: более тяжелая (или легкая) может замяться. Но бумага этой плотности подойдет лишь для печати текста или графиков.

Достоверность причины ограничения по максимальному весу вызывает сомнения, ведь оригинальная фотобумага этого производителя Photo Paper Plus Glossy II для струйной печати, рекомендуемая в руководстве, весит 275 г/м². Но нельзя просто выбрать заменитель такой же плотности, стоит обратить внимание на толщину страницы. Этот показатель не находится в прямой зависимости от веса. Толщина листа Photo Paper Plus Glossy II равна 0,27 мм и фотобумага другого производителя должна соответствовать этой величине, так как принтер не может печатать на странице толще какого-то предела, который, к сожалению, в технических характеристиках не указан.

Размер

Самыми распространенными для любительских снимков являются форматы А6 (10х15 см) и А5 (15х21). А в профессиональной печати на широкоформатных струйных принтерах часто используется А3. Кроме того, выпускается фотобумага и в рулонах. Чтобы правильно выбрать размер, необходимо снова воспользоваться руководством для пользователя и выяснить, какой формат носителя поддерживает ваша модель печатной техники.

Печатайте с удовольствием.

Сегодня на рынке представлены самые разные виды фотобумаги, которыми можно пользоваться в домашних условиях. Кроме того, есть возможность недорого приобрести цифровую камеру, с помощью которой можно делать отличные снимки. У современных моделей высокая разрешающая способность матриц, поэтому фото печать может быть весьма качественной. Любой начинающий должен знать, каким образом следует выбирать бумагу для печати фото.

Свойства глянцевой бумаги

У глянцевых видов фотобумаги, как правило, более высокая плотность. У них есть глянцевый слой, благодаря которому:

  • не смываются чернила;
  • не выцветают краски.

Эту бумагу используют, чтобы осуществлять печать кадров с мягкими полутонами.

Это хороший вариант для пейзажной, портретной съёмки, прочих вариантов печати с насыщенной цветопередачей. К недостаткам глянцевой бумаги можно отнести то, что пигментные чернила использовать не получится, так как они очень легко стираются. Для печати с помощью таких чернил нужно выбирать суперглянцевый тип бумаги со специальным защитным слоем.

Особенности матовой бумаги

Есть два типа матовой фотобумаги, которые различаются по плотности (меньше и больше 120 г / кв. м). Бумагу с меньшей плотностью применяют, чтобы изготавливать полиграфическую продукцию самых разных видов. Второй тип фотобумаги, у которого более высокая плотность, подходит, чтобы печатать высококачественные снимки, например, для выставок. Матовую бумагу, в отличие от глянцевой, можно использовать с разными видами чернил. Лучше всего выглядят фотографии с высокой детализацией. К преимуществам такого типа бумаги можно отнести низкую цену, а также устойчивость к механическим нагрузкам.

Наибольший интерес представляет режим real size. Только в этом случае машина гарантированно не делает ресайз, т.е. пересчет линейных размеров изображения при его выводе на печать. При печати в режиме real size картинка печатается «пиксель в пиксель», что и позволяет нам в нужной степени управлять резкостью при печати. Более подробно я писал об этом в статье «Шарпинг под печать» .

Большинство лабораторий, в том числе профессиональных, в открытом виде предлагают клиентам лишь два режима печати - в обрез и целиком. Несмотря на сложности понимания этих параметров, напечатать фотографии, не задав один из них, невозможно. А вот режим real size относится к дополнительным возможностям печати. Он более сложен для понимания и заведомо приведет к браку, если файлы не готовить специальным образом. Однако профессиональные лаборатории позволяют печатать в real size, если это указать в примечаниях. На практике этот режим используется достаточно редко, т. к. готовить файлы к такой печати трудоемко и их нельзя с тем же качеством использовать для печати других форматов. Режим real size обычно используют для таких задач, когда высокоточная передача резкости картинки критична.

Какую бумагу выбрать - матовую или глянцевую?

Этот, казалось бы, простой вопрос заставляет нас задумываться почти каждый раз, когда мы заказываем печать фотографий. Именно из-за того что мы не можем сделать однозначный выбор раз и навсегда, производители фотобумаги и лаборатории предлагают как минимум два варианта, а в некоторых случаях и больше.

Выбор типа бумаги в большей степени субъективен и в меньшей - зависит от конкретных задач. Одним нравится блеск глянцевой бумаги, другим - возможность «бесследно» дотрагиваться до матовой. Широко распространено мнение, будто глянцевая бумага более контрастна, однако измерения этого не подтверждают. Вероятно, такое восприятие обусловливается особенностью человеческого глаза. Стоимость обоих типов бумаги также не различается.

Немаловажный фактор - условия просмотра. Если отпечаток будет висеть на солнечной стороне комнаты, я бы не советовал печатать его на глянцевой бумаге. А вот дать рекомендации против печати на матовой бумаге затруднительно, хотя многим она нравится меньше.

Не стоит забывать и про бумагу metallic, которую предлагают многие современные лаборатории. Она покрыта специальным слоем, который не только «играет» на свету, но и невероятно увеличивает прочность отпечатка: порвать такой снимок практически невозможно. Metallic отлично подходит для ярких и урбанистических сюжетов: подсолнухи в летний день, отражающие детали автомобилей и т. п. Однако такая бумага существенно дороже, редко где принимают к печати на ней форматы меньше 20 х 30.

На практике люди часто меняют тип бумаги от заказа к заказу или даже в рамках одного заказа. Я не советую уделять вопросу выбора бумаги слишком много внимания - действуйте по настроению, это принесет вам гораздо больше удовольствия. Меняйте тип бумаги, экспериментируйте! Старайтесь в момент заказа иметь под руками фотографии, отпечатанные на разной бумаге - тогда вы всегда сможете освежить ощущения и выбрать то, что вам по душе в данную минуту.

Как сделать так, чтобы отпечаток соответствовал картинке на мониторе?

Соответствие изображений на итоговом отпечатке и мониторе - комплексная задача, требующая поддержки со стороны и фотографа, и лаборатории. Для обеспечения максимально точной цветопередачи от файла к отпечатку необходимо: * аппаратным образом откалибровать свой монитор. Для этого можно воспользоваться услугами специалистов или приобрести спектрофотометр и научиться с ним работать. Некоторые практические советы по калибровке можно найти, например, в статье Сергея Щербакова «Настройка и калибровка монитора. Комплекты Pantone/Gretagmacbeth Eye-One Display LT и Eye-One Display 2» . Тем же, кого вопросы калибровки интересуют на глубоком уровне, советую изучить статью Алексея Шадрина «Колориметрическая настройка мониторов. Теория и практика» ; * выбрать фотолабораторию, которая обеспечивает поддержку профайлов фотобумаг: такой лабораторией является, в частности, «Фотопроект»;
* готовить файлы к печати с использованием профайлов бумаг, измеренных в данной лаборатории.

Профайл описывает цветовой охват бумаги и конкретного устройства, используемого в конкретных условиях. Поддержка профайлов со стороны лаборатории требует обеспечения стабильных условий печати (влажность, температура, химия, бумага и др.) и комплекса регламентных работ по калибровке оборудования. Если говорить о работе с Adobe Photoshop, то существует несколько способов работы с профайлами, основными из которых являются: * предпросмотр будущего отпечатка в режиме View - Proof Colors. Для этого необходимо предварительно записать профайл в специальную директорию операционной системы. В Windows XP профайлы располагаются в C:/WINDOWS/system32/spool/driver/color , в MacOS X профайлы находятся в Library/ColorSync/Profiles . Для установки достаточно кликнуть правой кнопкой мыши на файл и в открывшемся меню выбрать «Установить профиль». Далее при работе в Adobe Photoshop выбираем необходимый профайл в View - Proof Setup - Custom. В этом режиме мы можем увидеть, как примерно будет выглядеть наш файл на будущем отпечатке - с учетом особенностей конкретных условий печати. При необходимости можно внести в файл поправки, находясь непосредственно в режиме софт пруфинга;
* конвертация графического файла в профайл устройства/бумаги с помощью команды Edit - Convert to Profile. Рекомендуемый для большинства случаев метод конвертации (Intent) - Perceptual. В момент конвертации происходит математический подбор цвета исходя из возможностей печати - таким образом, чтобы цвета на отпечатке были максимально похожи на цвета в файле. Этот метод цветопередачи является более точным, но вносит необратимые изменения в файл, который нельзя использовать для других ситуаций. Если вы конвертируете картинку с профайлом, обязательно сохраняйте файл для печати в виде отдельной копии;
* конвертация средствами печатной машины. Как правило, минилабы не поддерживают такую возможность, однако машины большого формата Durst умеют пересчитывать цвета самостоятельно. Для этого машина должна знать исходное цветовое пространство, в котором производилась работа с файлом. При сохранении файлов всегда имеет смысл убедиться, что в параметрах сохранения выставлена галочка ICC Profile. Минилабы игнорируют встроенные профайлы, но некоторым машинам такая информация необходима для качественной печати.

Что такое цветокоррекция при печати и зачем она нужна?

Качество итогового отпечатка напрямую зависит от качества исходных файлов. Напечатать можно практически любое изображение вне зависимости от того, сделан кадр любителем или профессиональным фотографом. Однако для достижения наилучшего результата файлы из фотокамеры или сканера обычно расценивают как сырой материал, требующий дальнейшей интерпретации.

Как правило, любое изображение в той или иной степени можно улучшить с помощью элементарной или сложной компьютерной обработки. Результат улучшения зависит от качества исходного файла, характера изображения, творческих задач, опыта и имеющегося в распоряжении времени. Особенно актуально улучшение файлов в случае печати фотографий большого формата. К задачам подготовки файлов относят проверку, анализ проблем и возможных способов улучшения оригинала, цветокоррекцию, управление контрастом, яркостью, насыщенностью , резкостью, выделенную коррекцию областей (например, лиц) и т. д.

Если вы не владеете компьютерными программами обработки, некоторую элементарную цветокоррекцию можно поручить оператору печати. При печати малых форматов во многих лабораториях такая услуга предоставляется бесплатно и определяется параметром «Цветокоррекция» (делать или не делать). Если вы готовили файл самостоятельно, лучше выбрать «Не делать»: тогда оператор отправит изображение на печать как есть, без дополнительного вмешательства. Если же в параметре «Цветокоррекция» выбрать «Делать», то оператор внесет поправки в цветопередачу картинки, если посчитает это необходимым. Такая коррекция в первую очередь направлена на исправление явных огрехов съемки и производится согласно общепринятым нормам работы с цветом
(серый - нейтральный, небо - голубое, трава - зеленая). Если в кадре есть люди, цветокоррекция производится по лицам. При работе с цветом оператор манипулирует следующими основными параметрами: - цветовой баланс (желтый, пурпурный, голубой); - плотность; - контраст. В случае необходимости оператор может вмешаться в насыщенность и резкость картинки, а также сделать кадрирование.

Цветокоррекция оператором также необходима в случае печати с пленки, ведь не каждый фотограф может позволить себе отсканировать пленку и обработать ее перед печатью. Передавая пожелания по цветокоррекции, не поленитесь описать их как можно подробнее. Не стесняйтесь писать в примечаниях такие фразы, как «сделайте понасыщеннее», «лучше более контрастно, чем недоконтраст», «люблю потемнее (посветлее)» и т. п. Цветокоррекция субъективна, поэтому чем больше информации о ваших предпочтениях будет у оператора, тем более вероятен ожидаемый вами результат.

Как узнать параметры цветокоррекции, которую внес оператор при печати?

Если вам понравилась (или, наоборот, не понравилась) цветокоррекция оператора, вы можете узнать, что именно он сделал. При печати в профессиональных лабораториях такая информация располагается на обратной стороне каждого отпечатка и называется «бэкпринт» (backprint). Содержание бэкпринта зависит от типа печатной машины и параметров печати. Ниже приводится пример расшифровки бэкпринта в лабораториях «Фотопроект» (по аналогии можно расшифровать и любую другую печать). желтый - пурпурный - голубой, плотность. N - отсутствие коррекции.
После 9 идет A и так до F, что соответствует 16.
8 - Двузначная цифра - автоматическая коррекция плотности негатива. При печати с файлов - три прочерка. Первая цифра также заменяется на букву после 9, т. е. B9 означает 119.
9 - Другие корректуры, где
AC - контраст;
AСh - контраст в светах;
ACs - контраст в тенях;
SA - насыщенность;
AS - резкость;
GR - подавление зерна.
10 - Автоматическое масштабирование.
11 - Ручное масштабирование.

Можно ли напечатать настоящее ч/б?

В современных лабораториях печать осуществляется в «цветном процессе», т. е. с использованием цветной бумаги и цветной химии. Печать на настоящей ч/б бумаге возможна в теории, но на практике для этого необходимо поддерживать специальные настройки печатной машины (химия, бумага). Так как ч/б печать на фоне цветной является редкой услугой, найти лабораторию, которая содержит для такой печати специальную машину, весьма затруднительно - это не выгодно экономически. Поэтому приходится довольствоваться выводом ч/б изображения на цветной бумаге. Незначительный цветовой оттенок в этом случае неизбежен, однако его можно значительно минимизировать (вплоть до невидимого глазу), если печатать в профессиональных лабораториях, которые обеспечивают стабильные условия печати. Практика показывает, что наилучшие результаты достигаются при конвертировании черно-белого изображения в профайл бумаги/устройства.