Итоги реформации в европе кратко. Начало Реформации в Европе


Предпосылки и причины Реформации

Любое крупное общественно-политическое событие, а именно таким и является Реформация, обусловлено целым набором причин и предпосылок. Для того, чтобы лучше понять явление, процесс необходимо внимательно рассмотреть ситуацию предшествующему ему. В XIV - начале XVI века Европа переживала ряд серьезных внутренних изменений? Среди них - социально-экономические, политические, культурно-религиозные.

Во-первых, в Позднее Средневековье начинается смена типа производства, появление торгово-промышленного производства, которое приходит на смену натуральному хозяйству, оказывает влияние на общественное устройство Европы. Появляется класс буржуазии, людей, которые, не обладая земельными владениями, быстро смогли создать богатство. Эта буржуазия не включена в социальную структуру средневековой Европы, в которой она живет. Она исключена из сословного устроения общества, которое было связано с земельным типом производства Таким образом, протест буржуазии против сословного общества обратился и против церкви, которая поддерживала это сословное устроение. Этот протест выразился против иерархического устроения церкви, которое с точки зрения буржуазии было повторением иерархического устроения общества. Именно буржуазия поддерживала Реформацию деньгами, оружием.

Во-вторых, церковные налоги составляли порой существенное бремя для населения, это часто налагалось и на противоречия межнациональные: например, немцы считали, что итальянцы их просто грабят в лице пап. Кроме этого, высокие цены на совершение церковных обрядов не могло не вызывать широкого недовольство населения.

В-третьих, в этот период во многих странах идёт процесс преодоления феодальной раздробленности и возникновения централизованных государств. Высшее католическое духовенство во главе с папой претендовало на то, чтобы установить свою политическую гегемонию, подчинить себе всю светскую жизнь, государственные институты и государственную власть. Эти претензии католической церкви вызвали недовольство среди монархов и даже среди крупных светских феодалов.

Некогда раздробленные королевства объединялись в мощные централизованные государства. Их правители не только стремились выйти из подчинения Папе, но и наоборот - подчинить своей власти такую влиятельную силу, как церковь.

В-четвёртых, наблюдается внутрицерковный кризис. Церковная иерархия погрязла в собственных противоречиях и запуталась в сетях международной политики. Папство вступило в альянс с Францией и переместилось в Авиньон, который оставался его центром с 1309г. до 1377г. В конце этого периода кардиналы, пристрастия которых разделились между Францией и Италией, избрали одного папу в апреле, а другого - в сентябре 1377г. Великая европейская схизма в папстве сохранилась в период правления нескольких пап. Это положение усложнилось в следствие решения Пизанского собора, который, объявив двух пап еретиками, избрал третьего. Кроме этого стали заметны признаки упадка, морального разложения католической церкви, ярким свидетельством этого была продажа индульгенций. Индульгенция представляла собой папский декрет, обеспечивавший человеку освобождение от наказания за его грехи в чистилище. Вначале индульгенции давались за совершение духовных подвигов. Так папа Урбан обещал их участникам крестового похода 1045г. Однако к началу XV в. индульгенцию, хотя бы неофициально, стало можно приобрести за деньги, затем последовали новые нарушения, когда папа Сикст IV разрешил приобретать индульгенции для умерших родственников, томящихся в чистилище. Продажа индульгенций была одним из самых доходных промыслов, но она подрывала авторитет церкви.

В-пятых, католическая церковь к XVI веку сосредоточила в своих руках огромную земельную собственность. Элита многих европейских государств мечтала экспроприировать эти владения. Известно, что в 1528 году датский король Кристиан III в ходе Реформации провёл секуляризацию всей церковной собственности, в результате чего королевская земельная собственность возросла втрое: королю принадлежало больше половины земель в стране.

В-шестых, Возрождение существенно изменило мировоззрение европейцев. Начало Ренессанса породило новое видение человека в литературе и искусстве. В эпоху Возрождения также появилось много образованных людей. На их фоне стали особенно заметны полуграмотность и фанатизм многих монахов и священников.

Подводя итог можно определить несколько основных социально-экономических, политических и культурных причин:

1. Кризис феодального строя и зарождение капиталистических отношений

2. Формирование централизованных государств, укрепление королевской власти.

3. Распространение идей Возрождения.

4. Внутренний кризис, падение морального авторитета католической церкви.


Начало Реформации, суть движения

Реформация (лат. reformatio - исправление, восстановление) - массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI - начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.

Родиной Реформации стала Германия. Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои "95 тезисов", в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви. В них утверждалось, что церковь и духовенство не являются посредниками между богом и человеком, поэтому церковь не может отпускать грехи и продавать индульгенции. Вера человека - единственное средство общения с Богом, поэтому претензии церкви на господствующее положение в мирской жизни беспочвенны. Требования обновления церкви, отъема части её земель привлекло под знамена протестантизма крестьян. Крестьяне выражали протест не только против церкви, но и против феодалов. Вслед за Германией реформационное движение распространилось на другие страны Европы: Швейцарию, Нидерланды, Францию, Англию, Италию. Последователи Реформации Получили разные названия - протестанты, лютеране, гугеноты, кальвинисты, пуритане и т.д.

В апреле 1518 г. Лютер направил почтительное послание Папе Льву X, в ответ на которое ему было предписано явиться в Рим для покаяния.

Однако Лютер обратился к саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому с просьбой позволить ему ответить на предъявленные обвинения, не покидая Германии. В октябре 1518 г. в Аугсбурге кардинал Каэтан потребовал от Лютера отречься от своих взглядов, на что августинец ответил отказом, поскольку, подобно многим богословам и священникам, не находил никаких догматических оправданий индульгенциям. В последующие месяцы конфликт углубляется. В 1519 г. в Лейпциге Лютер выступил против всевластия Рима, отстаивая приоритет Священного Писания над папской властью. Ответ последовал в июне 1520 г. Папская булла "Exsurge Domini" предписывала Лютеру покаяться в двухмесячный срок под угрозой отлучения от церкви. Реформатор публично сжег буллу и ответил на нее четырьмя трактатами, которые относятся к числу самых значительных и блестящих его сочинений. В послании "К христианскому дворянству немецкой нации" (август 1520 г.) он отвергает верховенство Папы над Соборами, преимущество священников над мирянами, а также исключительное право духовенства на изучение Библии.

Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.

Каковы же основные отличия протестантизма от ортодоксальной католической церкви? Я увидел три основных отличия:

· Спасение через Веру

· Раннехристианская община - идеал церковной организации

Идеологи Реформации выступали с утверждением, что человек для спасения своей греховной души не нуждается в посредничестве церкви. Спасение человека достигается не внешней религиозностью, а внутренней верою каждого. Впервые это положение протестантизма было четко сформулировано Мартином Лютером. Его знаменитый тезис так и назван "об оправдании верой". Это положение отрицало необходимость католической церкви в том виде, в каком она была в Западной Европе. А именно, отрицалось особое положение духовенства как посредника между Богом и людьми.

Протестанты отвергали авторитет Священного Предания, то есть постановления церковных соборов. Единственным источником религиозной истины, по их мнению, является Священное Писание, то есть Библия. Постановления церковных соборов созданы людьми, а все люди грешны. Поэтому Священное Предание не может быть безусловным авторитетом для верующих. Для всех реформационных учений было характерно обращение к раннехристианской церкви, к ее истокам, к ее общинной организации.

Особенности реформационного движения в странах Европы

Особенности реформационного движения в странах Европы:

· Реформация в Швейцарии

Особенно благоприятную почву Реформация нашла в Швейцарии и именно здесь сделала следующий шаг в идеологическом и организационном отношениях. Здесь были выработаны новые системы протестантизма и созданы новые реформационные церковные организации.

Прогрессивные слои бюргерства стремились к превращению Швейцарии в федерацию с централизованной властью, где ведущее место было бы у городских кантонов. Как и крепостные крестьяне, они были заинтересованы в секуляризации монастырских земель. От произвола правящей верхушки и вымогательств церкви страдал и городской плебс.

Вопросы церковной реформации были поставлены в Швейцарии иначе, чем в Германии. Здесь не было гнета императора, княжеской власти и значительно слабее была католическая церковь. Но острыми были проблемы взаимоотношения швейцарских кантонов между собой, Швейцарии и соседних стран, стремившихся поставить горные проходы, через которые шли торговые потоки, под свой контроль.

Успешным продолжением лютеранских начинаний в Швейцарии явилась реформация Ульриха Цвингли и Жана Кальвина. Кальвин написал свой главный трактат "Наставления в христианской вере", его догмы выражали интересы самой смелой части тогдашней буржуазии. Кальвинизм упростил христианский культ и богослужение, придав церкви демократический характер (выборность руководства церкви мирянами), отделил ее от государства. Кальвин стоит на тех же позициях, что и Лютер, т.е. с его точки зрения земная жизнь - это путь к спасению, в этой жизни высшей добродетелью является терпение. Однако он подчеркивает большую возможность активного включения христианина в земные дела. Приобщение к светским благам связано с владением имуществом и его умножением, необходимо лишь умеренное пользование богатством в согласии с божьей волей.

Основа кальвинизма - учение о Божественном предопределении. Кальвин упростил и усилил это учение, доведя его до абсолютного фатализма: одни люди еще до рождения предопределены Богом к спасению и небесному блаженству, а другие - к гибели и вечным мукам, причем никакие действия человека, ни его вера не в силах это исправить. Человек спасается не потому, что верит, а верит потому, что предопределен к спасению. Божественное предопределение скрыто от людей, и потому каждый христианин должен прожить свою жизнь так, как если бы он был предопределен к спасению.

· Реформация во Франции

Приверженцев протестантской церкви во Франции называли гугенотами. В отличие от многих других стран Европы, они не занимали строго определённой географически территории; очаги протестантизма были рассеяны по всей территории страны. Это обусловливало особенно ожесточённый, братоубийственный характер религиозных войн во Франции.

Ситуация с Реформацией во Франции в некотором отношении напоминала немецкую, поскольку хотя центральная власть была более сильна, тем не менее некоторые провинции пользовались правами значительной автономии, особенно на юге, так что на юге и Французской Наварре протестантское движение было изначально сильным. Религиозные вопросы перемешивались с политическими устремлениями. Правящие династии, сначала Валуа, а затем Бурбоны, стремились упрочить стабильность страны и трона либо посредством изгнания меньшинств, либо веротерпимостью. В результате гугенотских войн, длившихся несколько десятилетий, был подписан Нантский эдикт 1598 года. Им предоставлялась свобода совести, в ограниченных регионах Франции, но помимо этого - полноправное участие в общественной жизни. Эдикт был отменен только в 1685 году. За этим последовал массовый исход гугенотов из Франции.

· Реформация в Нидерландах.

Появление первых протестантов в Нидерландах по времени практически совпадает с проповедью Лютера, однако лютеранство не получило в стране значительного количества сторонников. С 1540 года здесь начал распространяться кальвинизм. Идеи Реформации нашли здесь благоприятную почву. Их поддержало большинство населения, особенно в крупных городах - Амстердаме, Антверпене, Лейдене, Утрехте, Брюсселе и др. Так что к 1560 году большинство населения были протестантами. Чтобы остановить реформацию в Нидерландских землях, Карл 5 издал очень жестокий свод запретов. Жителям запрещалось читать не только труды Лютера, Кальвина и других реформаторов, но даже читать и обсуждать… Библию! Запрещались любые собрания, уничтожение или порча икон или статуй святых, укрывательство еретиков. Нарушение любого из этих запретов вело к смертной казни.

Несмотря на репрессии, в Нидерландах прочно утвердился протестантизм. Во времена Реформации здесь появилось много кальвинистов и анабаптистов. В 1561г. кальвинисты Нидерландов впервые заявили, что поддерживают только ту власть, действия которой не противоречат Священному Писанию.

· Реформация в Англии.

Особенности Реформации в Англии. В отличие от Германии с инициативой Реформации в Англии выступили не подданные, а сам король. Генрих VIII, женатый на Екатерине Арагонской, родственнице императора Священной Римской империи Карла V, пожелал с ней развестись. Но папа Климент VII не дал своего согласия на развод. Оскорбленный английский король в 1534 г. объявил, что церковь Англии выходит из подчинения римскому престолу. Были закрыты монастыри, а их имущество отошло к государству. Король присвоил себе право назначать епископов. Высшим должностным лицом английской церкви стал архиепископ Кентерберийский. В 1571 г. английский парламент принял закон "39 статей", в котором были изложены основные принципы вероучения английской протестантской церкви. Эта церковь получила название англиканской, а принципы ее вероучения - Англиканского символа веры. Подобно лютеранству, англиканская церковь признавала учение о спасении верой, а Священное Писание - единственным источником Божественного откровения, или истины. Как и у лютеран, в англиканской церкви сохранялись два таинства - крещение и причащение. Но в отличие от них она сохранила пышное католическое богослужение, а также епископальный строй.

· Реформация в Италии

В отличие от большинства Европейских стран, в Италии протестантское движение не нашло поддержки ни в широких народных массах, ни среди государственных деятелей. Италия, находившаяся под сильным и долговременным влиянием папы, осталась преданной католицизму.

Притягательными для простого народа стали идеи анабаптистов и антитринитариев, получившие широкое распространение в Италии в первые десятилетия XVI в. Особенно крупные масштабы реформационные выступления приняли в Южной Италии, где они носили четко выраженный антипапский и антииспанский характер. Неаполь стал одним из главных центров Реформации. Очаги реформационного движения возникли в Лукке и Флоренции, Венеции и Ферраре, ряде других городов. Реформация, не вылилась в Италии в крупное социальное движение, облегчила победу католической церкви.

· Реформация в ВКЛ

Реформационные идеи проникали в Польшу и ВКЛ разными путями. Культурные и политические связи с Чехией открывали дорогу для влияния религиозно-национального движения гуситов. Учеба в университетах Германии знакомила молодых отпрысков магнатских фамилий с новыми реформационными веяниями. Торговые отношения немецких мещан из городов ВКЛ связывали их с немецкими партнерами.

Сторонники отделения Великого княжества от Польши и установления его самостоятельности считали, что кальвинизм может дать этому идеологическое обоснование, чего не могли сделать ни католицизм, ни православие, выражавшие интересы Польши и Москвы соответственно. В середине XVI в. реформация привела к тому, что шляхта, по отзывам современников, почти целиком была протестантской. Во всяком случае источники свидетельствуют, что в Новогрудском воеводстве, например, из 600 фамилий православной шляхты в своей вере осталось только 16.

Первую реформаторскую общину в Беларуси создал в Бресте "некоронованный король Литвы" Николай Радзивилл Черный. С середины XVI в. такие общины начали создаваться в Несвиже. Клецке, Заславле, Минске, Витебске, Полоцке и других городах и местечках. При них организовывались церкви, школы, госпитали-приюты. Руководили общинами протестантские священники, которых называли "министрами". В XVI - первой половине XVII в. на территории Беларуси было создано 85 кальвинистских и 7 арианских общин. Важные идейные проблемы кальвинизма обсуждались на синодах, участники которых представляли либо отдельные дистрикты, либо все общины Великого княжества. Иногда синоды проводились с участием польских протестантов.

Крупнейшими кальвинистскими центрами стали Берестье, Несвиж, Витебск, Минск, Слуцк и др. До конца XVI века сложилась организационная и территориальная структура кальвинистской церкви в Великом княжестве Литовском. Реформация активизировала духовную жизнь общества, способствовала развитию образования и культуры, расширению международных контактов Великого Княжества Литовского с Европой.

Однако широкие народные массы остались глухи к идеям Реформации. В этом и есть её отличие от Европы. Кроме этого, в Великом Княжестве Литовском начали широко распространяться еретические идеи антитринитаризма арианского толка. Его представители (напрмер, Симон Будный) выступали против власти, проповедовали общность имущества и т.п., что привело их к конфликту с кальвинистской шляхтой. В то же время Рим начал дело контрреформации. В Великое Княжество Литовское прибывают в 1564 г. миссионеры-иезуиты - "слуги Христа", которых Симон Будный называл очень характерно - "чёртово семя". На Беларуси не запылали костры инквизиции, не было тут и Варфоломеевских ночей, но иезуиты взяли в свои руки образование: открыли 11 коллегий по Беларуси. Детей туда брали независимо от веры родителей. После окончания коллегий они становились католиками. Иезуиты заполнили книжный рынок трудами писателей ордена, занялись благотворительностью…

Усилия иезуитов принесли свои плоды: протестантизм начал вытесняться. Процесс окатоличивания слоёв, вовлеченных в Реформацию, приобрёл массовый характер. К концу XVII в. контрреформация в Великом Княжестве Литовском победила.

Таким образом в разных европейских странах Реформация хоть и имела общие черты, идеи, общего врага - католическую церковь, имела и существенные различия: степень изменений, путь проведения ("сверху" или "снизу) и результативность. Протестантская церковь распространилась в Германии, Швейцарии, Нидерландах, Англии. Католическая церковь смогла удержать своё влияние в Италии, Франции, Испании. Посмотрев на этот список можно заметить, что первая группа стран - государства - значительно обогнавшие своих соседей в экономическом развитии в эпоху нового времени. Связана ли эта успешность с протестантской церковью или это совпадение? Немецкий философ и социолог считал, что эта связь существует. Свои взгляды он изложил в книге "Протестантская этика и дух капитализма".

Протестантская трудовая этика

Протестантская трудовая этика - религиозно обоснованная доктрина о добродетельности труда, необходимости работать добросовестно и усердно.

Термин "Протестантская трудовая этика" был введён в научный оборот немецким социологом и философом Максом Вебером в его знаменитой работе "Протестантская этика и дух капитализма" в 1905 году.

Протестантская этика является неформальной системой норм и ценностей протестантизма, регламентирующих человеческие отношения и общественное поведение и являющихся основанием социально-этических оценок. В отличие от евангельских заповедей правила протестантской этики строго не фиксированы и не входят в канон. Они содержатся в учениях идеологов Реформации или выводимы из них, отдельные правила включены в конкретные исповедания веры. Термин "протестантская этика" и его эквиваленты ("кальвинистская мораль", "пуританская трудовая этика") не характерны для богословской лексики - они обрели понятийную строгость главным образом в социологических и религиоведческих исследованиях. Тем не менее, существует определенный корпус нравственных принципов, реальная общность которых в протестантизме определена тем, что они выражают существенное содержание реформированного христианства.

М. Вебер заметил, что в Германии (которая населена как католиками, так и протестантами) наилучших экономических успехов добивались протестанты; именно они составляли костяк предпринимателей и высококвалифицированных технических специалистов. Кроме того, наиболее динамично развивались протестантские страны, такие как США, Англия и Голландия.

По мнению М. Вебера, экономический подъём и развитие евроамериканского капитализма объяснялся наличием протестантской этики, обусловившей трудовое рвение и рациональную организацию работы.

Многие социологи объясняли экономический успех протестантских обществ тем, что соответствующая трудовая этика распространялась не только на основную массу населения, но и на элитные группы, включая предпринимательский класс. В этих обществах достижение материального достатка рассматривалось в качестве критерия усердности и добросовестности трудовой деятельности.

По мнению М. Вебера, условия для возникновения капитализма имелись и в Древней Греции, и Древнем Риме, но в античном обществе труд был не слишком престижен и считался уделом рабов. М. Вебер различал "современный капитализм" и "традиционный капитализм" и подчёркивал, что протестантский тип поведения зачастую морально осуждался в традиционных обществах.

Характерная черта протестантских обществ - ведение коммерции не только ради увеличения личного потребления, а в качестве добродетельного вида деятельности. При этом М. Вебер особо подчёркивал аскетизм предпринимателей-протестантов, многим из которых были чужды показная роскошь и упоение властью и которые рассматривали богатство лишь как свидетельство хорошо исполненного долга перед Богом.

В противоположность протестантам, капиталисты традиционного общества, наоборот, стремились минимизировать собственные трудовые усилия и предпочитали наиболее простые виды заработка, например, путём установления монополии или особых отношений с властями.

М. Вебер считает, что протестантская трудовая этика не свойственна человеку от природы и является продуктом длительного воспитания. Она может сохраняться в течение длительного времени лишь тогда, когда добросовестный труд приносит моральную и материальную отдачу.

Точка зрения М. Вебера получает некоторое подтверждение при анализе современных протестантских общин в Латинской Америке (где миллионы людей за последние 20 лет перешли из католицизма в протестантизм). Как показывают исследования, сменившие религию люди из бедных слоёв поднимают свой жизненный уровень быстрее, чем католики.

Протестантская этика освятила труд и осудила праздность, практическим следствием чего в ряде стран было суровое законодательство против бродяг. Трактовка профессии как ответа на требование (призыв) Бога сделало обретение специальности и постоянное совершенствование в ней моральным долгом. Призрение нищих, рассматривавшееся в католицизме как одно из "добрых дел", протестантизмом осуждалось - милосердие понималось прежде всего как предоставление возможности обучиться ремеслу и работать. Особой добродетелью считалась бережливость - расточительность или невыгодное капиталовложение были греховны. Протестантская этика регламентировала весь образ жизни: её требования относились к производственной и социальной (законопослушание) дисциплине и качеству труда; она осуждала пьянство и разврат, требовала крепить семью, приобщать детей к труду и обучать читать и понимать Библию; истинный христианин обязан был быть опрятным в быту, аккуратным и прилежным в труде, честным в выполнении обязательств. Грамотность была угодна Богу, поэтому в некоторых странах, принявших протестантизм как государственную религию, были приняты законы об обязательном начальном образовании.

В подтверждение вышесказанного можно привести материал, показывающий библейские корни протестантской этики:

· Запрещена задержка заработной платы - "Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наёмнику не должна оставаться у тебя до утра"(Библия, Левит 19: 13).

· Запрещены издевательства и жестокое господство начальства над подчиненными - "не господствуй над ним с жестокостью"(Библия, Левит 25: 43).

· По мнению протестантов, Бог Библии поощряет высокое качество товаров и услуг и честное отношение к клиентам и запрещает лживые способы обогащения - "приобретение сокровища лживым языком - мимолетное дуновение ищущих смерти" (Притчи 21: 6), "не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении: да будут у вас весы верные, гири верные" (Левит 19: 35-36),

· Ограничение рабочего дня и рабочей недели посредством запрета работать в 7-й день недели, который называется днем покоя. На иврите слово покой звучит как шаббат, от чего произошло русское слово Суббота: "Наблюдай день покоя, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - покой (шаббат) Господу, Богу твоему. Не делай в оный никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты"(Второзаконие 5: 12-14),

Таким образом, теоретическую базу протестантской этики составляет протестантское понимание человека, конкретизированное в концепции благодати, предопределения, призвания и т.п. Основанные на них принципы нравственности, заметно расходились с привычной христианской моралью средневековья. Согласно протестантизму, основными признаками избранности к спасению являются сила веры, продуктивность труда и деловой успех. Стремление верующего доказать себе и другим свою богоизбранность создало сильнейший стимул к предпринимательству и базу новых моральных норм и критериев. (Приложение №) Деловая сметка и богатство стали богоугодны.

Итоги и последствия Реформации

Итоги реформационного движения невозможно охарактеризовать однозначно.

С одной стороны, католический мир, который объединял все народы Западной Европы под духовным руководством папы римского, прекратил существование. Единая католическая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей. (Приложение №) В итоге сторонники лютеранства составляли большинство населения в Северной Германии, Дании, Скандинавии, Прибалтике. Протестанты преобладали в Шотландии и Нидерландах, а также нескольких кантонах Швейцарии, хотя последователи этого вероучения были и в Венгрии, Центральной Германии и Франции. В Англии утвердилась Англиканская Церковь.

Кроме того, Реформация привела к кровопролитным гражданско-религиозным войнам. Крупные церковные общины в протестантском мире не замедлили установить крепкие связи с государственным аппаратом. Эти связи доходили до того, что церковь оказывалась под пятой владетельных князей, становясь частью бюрократического управления. Весьма показателен в этом отношении пример Англиканской церкви, которая возникла по королевской инициативе, короли и королевы официально являются главами этой церкви.

Как естественный результат слияния церкви и государства, многие страны охватили так называемые религиозные войны, в которых под флагом религии шла борьба за политические и экономические интересы. Известна своим печальным опытом Тридцатилетняя война, швейцарские войны, междоусобицы во Франции, крестьянская война в Германии.

С другой стороны, национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей многих стран Западной Европы, - необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений (в основном в форме церковно-приходских школ), так и высших, что выразилось в создании университетов для подготовки кадров национальных церквей. Для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них Библию.

К важнейшим последствиям этого широкого общественно-политического движения следует отнести следующее:

· Реформация значительно поспособствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые - капиталистические.

Стремление к экономии, к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих развлечений (равно как и дорогостоящих богослужений) способствовало накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство. В итоге протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические и православные. Даже сама этика протестантов способствовала развитию экономики.

· Реформация содействовала развитию демократии не только в Церкви, но и в государстве.

Провозглашение духовного равенства стимулировало развитие представлений о равенстве политическом. Так, в странах, где большинство составляли реформаты, мирянам представлялись большие возможности в управлении церковью, а гражданам - в управлении государством.

· Реформация оказала огромное влияние на массовое сознание европейцев, дала Европе новый тип личности и новую систему ценностей.

Протестантизм освободил людей от давления религии в практической жизни. Религия стала личным делом человека. Религиозное сознание сменилось светским мировоззрением. Личности человека придаётся особая роль в ее индивидуальном общении с Богом. Лишенный посредничества церкви человек теперь сам должен был отвечать за свои поступки, т.е. на него возлагалась гораздо большая ответственность.



Церковная власть в Средние века стала господствующей политической и духовной силой. Жестокие пытки и казни творились ею именем Христа. Проповедуя смирение, бедность и воздержание, церковь богатела, наживаясь на барщине, десятине, индульгенциях . Иерархи церкви жили в роскоши, предаваясь разгулу. Эти процессы встречали осуждение и сопротивление как рядовых верующих, так и некоторых священнослужителей. В XII-XIII вв. против выступили катары и альбигойцы, восстания которых были разгромлены церковью. В конце XIV в. активным обличителем духовного разложения католической церкви и самого папы стал монах-доминиканец Джироламо Савонарола. Он призывал церковь к отказу от богатства и пышности, властолюбия и тщеславия, к покаянию и аскетизму, за что был предан суду и казнен .

Идеи Джона Виклефа

Несмотря на борьбу католической церкви против ересей, их количество не уменьшалось. В конце XIV в. в Англии еретическое движение принимает форму вооруженного восстания. Во главе восстания стоял Уот Тайлер , вместе с ним выступали священник Джон Болл и крупный богослов Джон Виклеф. В положениях, выдвинутых в ходе этого восстания, содержалась почти вся программа Реформации.

Виклеф считал, что папа не должен претендовать на светскую власть, так как Иисус Христос утверждал, что его власть не от мира сего. Денежные и другие платежи в пользу церкви должны носить добровольный, а не принудительный характер. Был поставлен под сомнение обряд причащения. Виклеф считал, что обряд имеет чисто символический характер. Какие бы слова ни произносили над хлебом, он никогда не станет частью Тела Христа. Каждый человек имеет право знать Священное Писание непосредственно, а не через священников. Виклеф впервые перевел Библию на английский язык полностью.

Идеи Яна Гуса

Чехия в то время была наиболее передовой в технико-экономическом смысле страной в Европе. Здесь идеи Виклефа развивал священник и богослов Ян Гус (1369-1415), выступающий против привилегированного положения духовенства и требовавший уравнения всех христиан перед Богом. Это должно было найти выражение прежде всего в том, что все христиане должны были получить право причащения и Телом, и Кровью Христовыми. Как оказалось впоследствии, это требование сыграло большую роль в борьбе за реформы. Требование секуляризации церковных земель, выдвинутое Яном Гусом, разделялось как крестьянством, так и дворянством. Такой же единодушной поддержкой пользовались и выступления против продажи индульгенций.

Папа неоднократно направлял против гуситов буллы. Однако население Праги было на стороне Яна Гуса, а король не решался занять по отношению к нему твердую позицию. Тогда папа направил буллу, предписывающую прекратить какие-либо богослужения до тех пор, пока Ян Гус не покинет Прагу или не будет выдан властям. Лишь после того, как в Праге закрылись все церкви, прекратилось отпевание умерших и прочие церковные службы, Гуса выслали в провинцию, где он провел полтора года в изгнании, занимаясь переводом Библии на чешский язык.

Когда в Констанце собрался Вселенский собор, Гуса пригласили туда якобы для того, чтобы обстоятельно обсудить его учение. В Констанце Ян Гус был немедленно взят под стражу и через некоторое время сожжен на костре. Через несколько месяцев та же участь постигла и сподвижника Гуса Иеронима Пражского. Гибель Яна Гуса и Иеронима Пражского послужила сигналом к развертыванию революционного движения не только в Чехии, но и во всей Центральной Европе. В этом движении, проходившем под лозунгами реформации католицизма, обнаруживалась не только религиозная, но и национально-освободительная и социально-политическая сторона.

Восстание было подавлено только в мае 1443 г. Однако было очевидно, что назревал общий кризис . Во всех странах Европы широко распространилось движение , которое подготовило взрыв Реформации.

Католическая церковь довольно долго оставалась единственной в Европе-других религиозных течений еще не существовало, ислам распространялся на территориях, далеких от европейских стран. Поэтому церковники, почувствовав абсолютную власть над гражданами, перестали быть тем, кем были изначально – приютом и надеждой верующих. Коррупция, богатство, нарушение всех обетов и запретов – все это вызывало тихое недовольство людей. Но до 16 века никто не осмелился бросить вызов могущественному католическому институту. И все-таки нашлись смельчаки, которые решились на борьбу с католичеством и всевластием священников. Наступила эпоха реформации – перестройки церкви.

Начало реформации

Уже в 15 веке европейские государства представляли из себя небольшие монархии или республики, где вводились свои законы. Чеканились монеты. И правители были очень недовольны, что Папа Римский позволяет себе диктовать условия им, как нужно править. Была и еще одна немаловажная причина – деньги. Католическая церковь была баснословно богата (что не могло не тревожить королей, собиравших по крупицам налоги на ведение войн). Кроме этого, священники нашли другой способ приумножить свое богатство – продажи индульгенций вскоре были поставлены на поток. Что такое эти индульгенции? Это обычная бумажка в виде грамоты, где было прописано, что церковь отпускает все грехи. Многие горожане и аристократы, которые могли себе позволить купить индульгенцию, бросились массово искупать свои грехи таким способом. Вопрос – куда уходили эти деньги? Естественно, в Рим.

К сожалению, население в те времена было преимущественно неграмотным, не все владели латынью, поэтому были трудности с пониманием служб. Что тоже не устраивало граждан. Церковь постоянно взимала плату за различные обряды, что не могло не злить население, у которого и так ничего не оставалось после сбора налогов для короля. Постепенно недовольство копилось и вылилось в масштабные мятежи и восстания против католического произвола.

Причины реформации

Среди множества причин выделим несколько основных, которые и повлияли на решение граждан выступить против католичества.

  • продажа индульгенций
  • несметные богатства церкви
  • несоответствие церковных сановников их проповедям
  • обширные земельные владения церкви
  • вмешательство Папы во внутренние дела государств
  • рост грамотности среди населения
  • поборы церкви
  • службы на латыни, непонятной для большинства граждан.

Реформация в Германии

Именно в этой стране католическая церковь набрала наибольшее количество протестующих голосов. В 1517 году профессор богословия Мартин Лютер повесил на дверях собора свое самое знаменитое произведение – 95 тезисов, где обличал порядки церкви и призывал изменить их в лучшую сторону. Кроме этого, Библия – самая ценная книга для христиан – была написана на латыни, а население Германии того времени уже не разговаривало на этом языке. Поэтому Лютер перевел ее на немецкий язык, чтобы было понятнее.

Естественно, Папе не нравилась деятельность Лютера. Он призвал его отречься от своих взглядов, а когда тот отказался, отлучил Мартина от церкви. Но это только раззадорило молодого богослова. Он проповедовал по всей Германии, набирая все больше и больше сторонников. Реформация началась. И ее уже было не остановить. Некоторые решили под прикрытием реформации начать восстания против королей и князей. Конечно, ничего не получилось – плохо обученные граждане, не державшие в руках ничего, кроме плуга и косы, были наголову разбиты профессиональными солдатами князей. Теперь еще и знать начала борьбу с католиками. Продолжалась она долго и закончилась лишь в 1555 году заключением Аугсбургского мира. Было определено, что каждый князь, граф или герцог волен сам определять, какую религию будут исповедовать его подданные.

Реформация на этом не остановилась, а распространилась дальше, за пределы Германии – сначала на юг страны, затем в Швейцарию, Францию, перекинулась даже на Скандинавию. Многие страны одна за другой отказывались от католического вероисповедания и принимали протестантство, лютеранство. Во многих государствах смена религии проходила довольно мирно и спокойно, не вызывая особых волнений. И только одна страна пошла наперекор на самом высоком уровне.

Реформация в Англии

До 16 века Британские острова также подчинялись Риму. В 1509 году на английский престол вступил молодой король . Он известен прежде всего своим количеством браков – шесть. Первой его супругой стала испанская инфанта Екатерина Арагонская, от которой у короля родилась лишь одна дочь – принцесса Мария (будущая Мария Кровавая). Но король Генрих был довольно любвеобильным мужчиной, к тому же пресная семейная жизнь с чопорной и религиозной испанкой ему скоро наскучила (о большой любви тут говорить не приходилось – Генрих женился на ней, как того требовал обычай – Екатерина была невестой его старшего брата, Артура, скончавшегося в 1502 году. Вскоре сердце молодого короля пленила фрейлина его жены, Анна Болейн.

Тогда получить свободу посредством развода было неимоверно трудно, был лишь один путь – убить супругу. Но на этот шаг Генрих не решился – все-таки за спиной Екатерины был испанский король. Папа Климент VII получил несколько прошений от короля Генриха с просьбой аннулировать его первый брак, но всегда получал отказ. Другой был на его месте покорно склонил голову и продолжал жить с любовницей, имея официальную жену. Но Генрих был не таков.

В 1529 году он официально разрывает в одностороннем порядке отношения с Ватиканом, за что отлучается от церкви. Но теперь ему ничего не страшно. Король провел церковную реформу, запрещающую обращаться к Папе по всем религиозным делам королевства, только к нему лично, Генриху. В 1533 году он наконец женился на Анне Болейн, а уже в 1534 году парламент объявил короля главой Церкви Англии. Теперь Британские острова исповедовали только протестантскую ветвь – англиканство (хотя справедливости ради отметим, что Шотландия и Ирландия пока оставались католическими).

Конечно, католическая церковь не могла не остаться в стороне от всего этого безобразия. Нужно было вернуть влияние на граждан, хотя много возможностей уже было упущено, слишком много неприятных секретов раскрыто. Однако Рим не сдавался и в 1540 году создал орден иезуитов, который по всей Европе открывал школы, где любой желающий мог получить образование. Кроме этого, монахи рассказывали о пользе католичества перед другими религиями. Иезуитов использовали и целях шпионажа – много голов полетело с плеч благодаря этим ищейкам. Постепенно Реформация сходила на нет, но вернуть себе прежнее влияние и могущество католическая церковь не смогла.

Начало реформации в Германии

Германия находилась в состоянии феодальной раздробленности. В деревне все еще существовали крепостная зависимость и барщина. В городах цеховые уставы не позволяли расширяться мастерским, и мануфактуры все больше возникали в сельской местности.

Вследствие увеличения роли огнестрельного оружия рыцари, невостребованные в армии, занимались грабежом и разбоем. Зато католическая церковь была могущественной. Феодальные порядки и церковный гнет тормозили развитие страны. В XVI веке все слои населения Германии были недовольны католической церковью. Обладавшая крупными земельными наделами церковь собирала с населения и налог — десятину, продавала должности и индульгенции.

Расширение Римским Папой торговли «райскими квитанциями» было толчком для открытой борьбы против католической церкви. Профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер в 1517 году выступил против торговли «райскими квитанциями» индульгенциями. Сторонник Папы — император вызвал Лютера на съезд в городе Вормсе с целью его арестовать, но один из германских князей спрятал его в своем замке. Лютер не выступал против религии вообще, он заложил основу реформации — перестройку церкви. В реформации каждый видел свое: горожане боролись за уменьшение церковных налогов и за закрытие монастырей, рыцари хотели прибрать к рукам церковные земли, князья желали подчинения церкви не Папе, а князьям, бедняки хотели ликвидации как католической церкви, так и феодальных порядков. Борьба крестьян против феодального строя была истинно народной реформацией, и возглавил ее Томас Мюнцер.

Крестьянская война

Война началась в 1524 году на юге Германии, а в 1525 году охватила всю страну. В Тюрингии возглавил борьбу священник Томас Мюнцер, который призвал уничтожить феодальные порядки. Городская беднота поддерживала крестьян, помогала ей. А богатые горожане вместе со своими руководителями перешли на сторону феодалов. Крестьянам не удалось объединиться в единую армию. Против восставших в Тюрингии двинули наемное войско, которое перебило почти пять тысяч человек, в том числе убили и Мюнцера. И в других областях восстание было подавлено. После этого феодальные порядки в стране еще более ужесточились. Свободные до сих пор крестьяне тоже стали крепостными. Раздробленность Германии и феодальный гнет усилились.

Распространение реформации

Император Карл V хотел предотвратить распространение реформации в Германии, однако в 1524 году пять князей и четырнадцать городов подняли протест против этого и защитили Лютера. С тех пор сторонников Лютера стали называть «протестантами», а новая церковь стала называться “протестантской”.

В 1555 году между протестантскими и католическими князьями в Аугсбурге было достигнуто соглашение («Аугсбургское соглашение»), по которому признавалась свобода вероисповедания протестантов. Каждый князь становился главой церкви. Были отменены роскошные церемонии. Население должно было исповедовать ту религию, которую принял князь. Кто был не согласен, мог переселяться в другое место. Церковь германских протестантов стала называться «лютеранской церковью».

В Англии, Дании и Швеции короли сами провели церковную реформу и возглавили церковь.

Кальвинистская церковь

В Швейцарии церковную реформу возглавил Жан Кальвин, а потому новая церковь здесь называлась «кальвинистской церковью». Кальвин не выступал против богатства, но запрещал расточительство. Его церковь состояла из отдельных самостоятельных общин. Главы этих общин избирались из среды горожан. Как и католики, кальвинисты преследовали своих противников, сжигали их на кострах. Больше всего кальвинизм распространился в Швейцарии, Франции и Нидерландах.

С возникновением протестантской церкви католическая церковь раскололась на два лагеря. Католики потеряли часть своего имущества, авторитет Папы был утерян.

Для возвращения былого могущества Римская католическая церковь перешла в атаку на реформацию. С этой целью:

  1. Папа Римский в 1540 году создал «Общество Иисуса», или орден иезуитов, чтобы вернуть в лоно церкви «заблудших».
  2. В 1542 году была создана папская инквизиция. Отступников от католицизма жестоко наказывали и сжигали на кострах.
  3. Торжественно сжигали на кострах книги, запрещенные для чтения католикам.
  4. В области, густонаселенные протестантами, совершали набеги и истребляли их в массовом порядке.

В августе 1572 года, накануне дня Святого Варфоломея, началась бойня протестантов в Париже, вошедшая в историю как «Варфоломеевская ночь». В течение недели были убиты свыше 30 тысяч человек.

Начало Реформации в Европе связано с именем Мартин Лютер. Мартин Лютер бросил вызов католической церкви в Виттенберге в Саксонии. Это произошло после прибытия в этот район германского проповедника Иоганна Тетцеля, который продавал индульгенции, чтобы собрать деньги для папы Льва X. Индульгенции уже долгое время подвергались критике со стороны католических теологов (ученых в области религии), но их финансовый успех обеспечивал существование этой практики, поскольку она была слишком выгодна, чтобы прекратить ее.

В ответ Лютер 23 октября 1514 г. поместил документ с 95 тезисами (заявлениями) на дверь городской церкви. Тезисы Лютера не были радикальными, но привлекли обширную аудиторию, и, благодаря последним достижениями в области развития печатного дела, они широко разошлись и их повсюду читали.

Первоначальная критика церкви со стороны Лютера была направлена против продажи индульгенций, но он продолжил нападать на суть католического учения о пресуществлении (вера в то, что хлеб и вино превращаются в тело и кровь Христа во время причастия), безбрачии священников и главенства пап. Он также призывал к реформе религиозных орденов, монастырей и возвращению простоты более ранней церкви.

Лютеранская церковь

Реформация в Европе распространилась после вызова, который Лютер бросил официальной церкви. Он завоевал множество последователей, но первоначально Лютер хотел только реформировать существующую церковь, а не создать совершенно новую систему.

Было сделано несколько попыток примирить Лютера с религиозными властями. В 1521 году он был вызван представить свои взгляды перед имперским парламентом в Вормсе в присутствии императора Священной Римской империи Карла V, который правил большей частью Европы. Лютер отказался отречься от своих взглядов и, будучи уже отлученным от церкви папой, он теперь был объявлен императором вне закона.

В ответ он основал независимую церковь и начал переводить Библию на немецкий язык.Предшествующие издания Библии выходили на латинском языке. Издание Лютера впервые позволило людям читать Библию на их родном языке.

Часть силы учения Лютера заключалась в его призыве к германской идентичности. Германия в этот момент состояла из множества независимых государств, которые номинально подчинялись императору Карлу V. Германские князья хотели сохранить свою власть, и они увидели в учении Лютера способ одновременно избавиться и от императорского, и от церковного контроля над Германией. То, что началось как религиозный диспут, скоро стало политической революцией.

В 1524 году в юго-западной части Германии в результате экономических трудностей в регионе разразилась крестьянская война. Лига германских князей, поддержанная Лютером, жестоко подавила восстание в 1526 году. Восстание привело Лютера в ужас, равно как и светских лидеров, против которых оно было направлено.

Один за другим северные германские государства – Саксония, Гессе. Бранденбург, Брауншвейг и другие – принимали лютеранство. Каждое государство захватывало контроль над церковью, усиливая власть правителя над его народом.

Всемирный отклик

Призыв лютеранства не был ограничен только Германией. В 1527 году король Швеции Густав Ваза, который добился независимости от Дании и Норвегии в 1523 году, захватил церковные земли, чтобы обеспечить средства для своего нового государства. Затем он реформировал новую государственную церковь в соответствии с лютеранскими правилами.

Аналогичный процесс адаптации лютеранства произошел в Дании и Норвегии в 1536 году. В Англии разрыв с Римской церковью произошел после того, как папа отказался утвердить развод Генриха VIII с его женой Екатериной Арагонской. Генрих заменил папу в качестве главы английской церкви.

Политические последствия

Политический ответ на лютеранскую реформацию возглавлял император Карл V, однако его обширные владения в Европе привели его к конфликту, в т.ч. и с Францией. Война между этими двумя державами, а также между Карлом и растущим могуществом мусульманской Османской империи в Средиземноморье и на Балканах, означала, что он не мог посвятить все свои ресурсы уничтожению лютеранства в Германии.

Карл победил лютеран в битве при Мюльберге в 1547 году, но не смог политически уничтожить их. Религиозный и политический компромисс были, наконец, достигнуты после мира в Аугсбурге в 1555 году, по которому император дал указ каждому князю в своей империи выбирать между католицизмом и лютеранством, и распространять эту веру среди своих подданных.

Сам Лютер был консервативным теологом и уважал порядок. Но многие из тех, кто последовал за ним, были настроены гораздо радикальнее.

Цвингли и Кальвин

В Цюрихе У. Цвингли обратил город в лютеранскую веру. Его 67 тезисов в 1523 году были приняты городским советов в качестве официальной доктрины. Однако он был не согласен с Лютером относительно природы евхаристии (хлеб и вино, которые принимают во время причастия) и начал вести швейцарскую церковь по более радикальному, не признающему иерархию направлению. Его смерть в 1531 году во время защиты Цюриха от католических кантонов (провинций) Швейцарии замедлила импульс реформации в Швейцарии.

Жан Кальвин, который начал создавать новый религиозный центр в Женеве, в последующем стал ключевой фигурой, связанной с протестантской реформой в Швейцарии. Кальвин перешел в новую реформированную веру в 1533 году и поселился в Женеве в 1536 году. Там он разработал более суровую форму протестантизма, основанную на его собственном прочтении Писания и его глубокой академической подготовке, где подчеркивалось предназначение – власть Бога над всеми действиями человека.

Хотя сам Кальвин не разработал какой-либо практической теории сопротивления нечестивой власти, подобной власти католической церкви или католических правителей, многие из его последователей были готовы отстаивать свои взгляды с помощью силы на основе его учения. Как и Лютер, он подчеркивал прямую связь индивидуума с Богом без посредничества папы или священников и первенство Библии в качестве основы всего проповедования и учения. Библия теперь уже широко распространялась на современных языках, а не на латинском – языке церкви.

В отличие от Лютера, однако, который верил в политическую подчиненность церкви государству, Кальвин проповедовал, что церковь и государство должны действовать вместе, чтобы создать божественное общество, в котором религиозные верования и строгий кодекс поведения должны определять каждый аспект повседневной жизни.

Кальвинизм распространился в Шотландии, Нидерландах и во многих частях Франции, где его последователи были известны, как гугеноты, а также в различных районах германских государств, в Богемии и Трансильвании. Кальвинизм также вдохновил пуританское движение в Англии, а позже в Северной Америке, где его приверженцы хотели очистить англиканскую церковь от остающихся в ней католических элементов, в частности, от власти епископов и прочих «папистских» украшений – церковных одеяний, утвари и музыки.

Ответ католиков

Первоначальным ответом католиков на Реформацию было отлучение от церкви тех, кто восставал против нее. Когда стало ясно, что это не поможет победить Реформацию, католическая церковь начала реформировать себя на основе внутренних призывов к церковной реформе, которые намного предшествовали выступлению Лютера.

После трех встреч в Триденте в Итальянских Альпах в 1545-1563 гг. католическая церковь начала Контрреформацию. Католическая Контрреформация развивалась успешно, усилив католицизм и теологически, и политически, хотя была установлена более авторитарная ортодоксия.

Польша, Австрия и Бавария стали полностью католическими, но в то время, как в Германии в основном царил мир, сильное кальвинистское (гугенотское) присутствие во Франции вызвало длительные религиозные войны, которые закончились только после того, как Нантский эдикт в 1598 году провозгласил религиозную терпимость. В конце века, видимо, 40% населения Европы следовали одному или другому реформированному верованию.