Кубики зайцева методика обучения таблицы. Проект «Обучение чтению детей по кубикам Н

Освоение навыка чтения – это ключевой момент взросления малыша, когда он из несмышлёной крохи превращается в «почти» школьника. Поэтому многие родители стремятся выбрать наиболее эффективную методику, по которой можно научить ребёнка читать. И в этом отношении у кубиков Зайцева практически нет конкурентов.

Суть методики Зайцева

Педагог-новатор Николай Александрович Зайцев несколько лет назад выдвинул теорию о том, что традиционный процесс обучения ребёнка чтению противоречит его естественному речевому развитию. В качестве основы данной гипотезы автор приводит следующее доказательство: начинающие говорить детки произносят звуки не так, как взрослые, у них нет чёткого разграничения между звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими, гласными и согласными. А значит, малыш основывает свой лепет на звучности. Поэтому в качестве единицы обучения чтению Зайцев предложил склад – сочетание двух или нескольких букв, находящихся в созвучии. При этом некоторые склады являются однобуквенными. В процессе занятий ребёнок должен складывать кубики в соответствии с услышанным заданием, а также показывать знакомые склады на таблице, которая входит в пособие Зайцева.

Достоинства и недостатки

Кубики Зайцева - идеальный вариант для деток-левшей, которые с трудом могут анализировать понятия

Разработанная для детей методика впервые была опробована …на иностранцах, которые только начинали изучать русский язык. И результаты были ошеломляющими: уже после первого занятия люди, до этого не изучавшие язык, могли складывать кубики в слова, которые слышали на занятии.

Авторская методика Зайцева позволяет быстро и интересно обучать малышей грамоте. Особенно кубики нравятся тем деткам, которые отдают предпочтение спокойным играм, любят собирать пазлы. При этом 6-летние ребята уже после 4-5 занятий могут читать по словам, а не по слогам, в отличие от традиционного подхода к обучению. Кроме этого, кубики Зайцева помогают:

  • расширить словарный запас;
  • вырабатывать навык грамотного письма;
  • сделать речь ребёнка более отчётливой;
  • исправить ряд логопедических проблем;
  • сформировать логическое мышление;
  • научиться самостоятельно работать.

Методика также даёт хорошие результаты и в работе с глухими, слабовидящими или имеющими отклонения в психическом развитии детьми. Более того, это самый эффективный способ обучения ребят с аутизмом.

О том, как самостоятельно изготовить пособие см. статью «Как сделать кубики Зайцева своими руками?»

Однако пособие Зайцева имеет и ряд недостатков:

  • детям сложно освоить понятие слога после того, как они обучались читать по складам;
  • могут возникнуть проблемы с пониманием вариативности твёрдости и мягкости согласных, так как малыши усвоили только одну версию этой нормы;
  • кубики в наборе довольно дорогостоящие;
  • для освоения методики требуется время не только детям, но и родителям.

Методика обучения

Занятия с кубиками могут быть как индивидуальными, так и групповыми

Пособие Николая Зайцева может использоваться как по оригинальной методике, так и с разнообразными дополнениями, играми, которые вы можете придумать вместе с ребёнком. В любом случае занятия с кубиками затрагивают зрительную, слуховую и тактильную память, так как для освоения различий между складами малыш включает разный канал восприятия.

Подготовка к занятиям

Ребёнок должен быть настроен на занятие, тогда результат не заставит себя ждать

Прежде чем начинать заниматься по кубикам Зайцева, необходимо убедиться в том что:

  • ребёнок настроен на занятие (он не хочет есть, пить, хорошо себя чувствует);
  • вы готовы уделить достаточно времени на работу с кубиками, ничто не будет вас беспокоить;
  • окружающая обстановка не отвлекает малыша от занятия (не работает телевизор, не пришёл друг и нет других отвлекающих нюансов).

Упражнения-игры с кубиками Зайцева

В учебнике, который продаётся в наборе Зайцева, есть много игр для занятий с кубиками

Автор обучающей методики рекомендует одновременное использование и кубиков, и таблиц: сначала ребёнок складывает буквы на кубиках, а затем показывает их на таблице. Хотя некоторые родители предпочитают ограничиваться только кубиками. Среди рекомендованных Зайцевым игровых упражнений можно выделить следующие:

  • «Сложи имя». Вместе с малышом проговорите его имя и сложите слово из кубиков. Постепенно добавляйте имена других членов семьи, названия животных и т.д.
  • «Пение по таблице». Вместе с малышом пропойте глухие-звонкие, твёрдые-мягкие согласные. Чтобы добавить в игру подвижности, предложите крохе вставать на носочки, когда он слышит звонкий склад, и приседать, если услышит глухой. По этому же принципу можно хлопать в ладоши на сочетания с мягким знаком или прыгать на одной ноге, если называете сочетание с твёрдым знаком.
  • «Что ты ешь?». Составьте с ребёнком меню из слов, которые называют продукты.
  • «Весёлый паровозик». Из гласных букв составляем вагоны поезда, а для начала движения просим малыша пропеть каждую букву.
  • «Колобок». Один кубик-колобок бросаем в разные стороны по комнате, малыш должен догнать «беглеца» и назвать склад, который окажется сверху.
  • «Найди пару». Проговариваем склад на кубике и находим его в таблице.
  • «Угадай голос». Вспоминаем, какие звуки произносят животные, и просим малыша найти склады с этими буквами (например, ав, мяу).

Видео: Попевки Зайцева

Видео: Групповые уроки

Николая Александровича Зайцева все знают по его знаменитым кубикам, которые применяются в детских садах, начальной школе, развивающих центрах и дома. Но методика обучения этого российского учителя и воспитателя гораздо глубже. Она предполагает не только быстрое обучение чтению, счету, письму, грамотности, иностранным языкам, математике, анатомии, географии, экологии, музыке, но и дает мощный толчок к саморазвитию ребенка. Ее оздоровительный эффект, высокую результативность и гуманность подтвердила практика.

Биография

Николай Александрович Зайцев родился в 1939 г. в с. Холмы (Новгородская обл.) в семье потомственных учителей. Его детство пришлось на трудные военные годы. После войны семья переехала в Ленинград. Николай был активным ребенком: ходил в секции по плаванию и легкой атлетике, занимался рисованием и резьбой по дереву. В 1956 г. он окончил школу и 2 года работал на заводе шлифовщиком, формовщиком. Занялся борьбой и боксом.

В 1958 г. поступил на филфак в пединститут им. Герцена (русский и английский язык). В годы учебы Зайцев начал заниматься предметами более углубленно из-за непонимания многих вещей. Уже тогда он начал чертить таблицы, строить графики, облегчая себе понимание предметов.

В 1963 г., пятикурсником, Николай проходил практику как переводчик в Индонезии. Там молодой педагог положил начало своей оригинальной образовательной системе. Первый опыт преподавания родного языка по своей методике был удачным.

Диплом он так и не получил, т.к. его дипломная работа не отвечала стандартам. После института Зайцев работал воспитателем детского дома, в детской колонии, интернате для особых детей. Он пробовал свою методику на особых детях. Успех был переменный, но это давало толчок к дальнейшим исследованиям.

Затем Зайцев стал учителем словесности в школе. В этот период он разработал наглядную и без громоздких правил систему преподавания родного языка для средней школы. Результаты тестирования были отрицательным: ученики не чувствовали родного языка, им проще было зазубрить правила, их так учили…

К концу 70-х гг. Зайцев постепенно определил для себя направление экспериментов: обучающие наглядные программы и пособия для малышей от 1,5 лет. Все подавалось в игровой форме.

И тут его ждал успех. Его обучение через кубики легко воспринималось малышами.

Педагогика того времени не терпела никаких отклонений от традиционной, поэтому до перестройки (80-е гг.) все разработки и пособия Зайцева были не востребованы. И только с развалом СССР она стала применяться в детсадах и школах. Хотя Минобразования не признавала ее официально.

В 1989 г. было создано АО «Мазай» (методические альтернативы Зайцева), где новатор стал ведущим специалистом. С этого началось активное распространение методик и пособий Зайцева. Впервые был налажен выпуск кубиков.

С 1991 г. методика была уже адаптирована на детей от 1,5-4 лет.

В 1993 г. на базе петербургского детсада №74 Зайцеву позволили применить свои методики. С тех пор это его творческая лаборатория. Здесь в 1994 г. он впервые ввел адаптированный для малышей курс анатомии, физиологии и гигиены человека, экологии и за пять лет наблюдений констатировал стабильный положительный результат. Детям была интересна и доступна системная, наглядная информация о человеке, его здоровье, об окружающей среде.

В 1995 г. профессором Рувинским была основана Академия творческой педагогики (АТП). Она объединила разрозненных педагогов-новаторов, позволила им меняться опытом, обнародовать свои методики, повышать квалификацию. Зайцев стал профессором этой академии.

В 1996 г. АО «Мазай» трансформировалось в ООО «Методики Зайцева», задачи которого остались прежними: разрабатывать, издавать и внедрять пособия и методики автора. Это объединение успешно работает и поныне. Оно выпускает «Кубики Зайцева», «Сточет», «Пишу красиво» и т.п.

Профессор Зайцев живет в Петербурге, читает лекции по всей стране, разрабатывает новые пособия. У него множество учеников-единомышленников. Он по-прежнему ведущий специалист негосударственного учреждения дополнительного образования "Методики Н. Зайцева". Несмотря на популярность, его система так и не признана официально.

Истоки и основы методики

При разработке своей системы Зайцев опирался на исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.М. Бехтерева.

Он использовал такие их выводы:

  • разделение сенсорного потока на элементы, а потом связывание этих элементов в группы очень хорошо воспринимается мозгом;
  • усилить восприятие можно подачей информации с четко заданным ритмом.

Это открытие в нейрофизиологии Зайцев сделал основой своей системы. Главная идея его методики базируется на том, что процесс познания должен опираться на все формы восприятия ребенка:

  • мышление;
  • слух;
  • зрение;
  • двигательную и тактильную память.

Учебный материал Зайцева активизирует восприятие ребенка, поскольку он системный (от частного к общему и наоборот), собран в одном месте и привлекательный, притягивающий внимание. По сути, эта методика опирается на основы педагогики сотрудничества. Роль учителя сводится:

  • к организации веселой игровой обучающей среды;
  • наставнической помощи ребенку при обучении чтению, счету, письму, грамматике.

Другой базой его метода стало использование склада, как элементарной частицы речи. Склад — это слияние согласной и гласных буквы, просто гласная, согласная в открытом слоге. Это более естественное деление слова, чем слог. Так начинают говорить младенцы. И так легче научиться читать.

Истоки этого лежат все в той же нейрофизиологии, поскольку склад — это осознанное усилие мускулов речевого аппарата. Эти усилия легко определить, если слегка обхватить рукой шею под основанием челюсти и что-то громко сказать. Идея сама по себе не нова. Обучение грамоте по методике Зайцева очень схоже с букварем Федота Кузьмичева (XIX в.) и азбукой Л. Толстого (он учился по букварю Кузьмичева). Эти книги основаны на складовом методе, а не слогах.

Через 200 лет Зайцев, восприняв прежний опыт, пошел дальше. По его методике вообще не надо целенаправленно учить буквы. Они просто выучатся сами в процессе игры с пособиями, на которых написаны склады. Впервые он опробовал метод быстрого овладения языком с помощью складов на своих кубиках.

Затем были таблицы. Здесь Зайцев опирался на опыт (система опорных сигналов) и Эрдниева (укрупненную единицу дидактики). Он создал таблицы, через которые огромное количество информации передавалось минимальным количеством символов. Правильное расположение этих таблиц на стенах позволяло информации быстро проявляться в памяти.

Методика Зайцева сломала главный стереотип традиционного обучения: правило-упражнение, ушла от разбросанности и несистемности материала. Причем такой нейрофизиологический подход обеспечил высокую произвольную подвижность ребенка во время обучения с минимальной нагрузкой на зрение.

Общее описание методики Зайцева

Педагог-новатор поставил себе целью обучать детей чтению, письму, грамотности и счету без зубрежки и навязывания. Учась в институте, он уже понял, что традиционное образование не эффективно. В этом же направлении разработана его система. Он ушел от традиционной схемы обучения: упражнение-задание. Только игра, только то, что интересно и никакого насилия. Николай Александрович заложил в свою систему такие принципы:

  • ребенок не учиться жить, а живет здесь и сейчас, поэтому он будет учиться тому, что ему интересно сейчас;
  • обучение должно идти в ногу с развитием ребенка, не опережая его;
  • ребенку доступны любые сложные задания, если они ему доступны и актуальны;
  • ребенок — это активная личность, а не объект обучения;
  • ребенок изучает окружающий мир всем телом, движение для него — дополнительный источник информации.

Они позволяют давать мощный толчок естественным способностям ребенка, подталкивая его к саморазвитию.

Особенности методики

«Суть в простоте и системности!»

Методика очень лояльна к детям. Поскольку занятия проходят в виде игры, то отсутствуют:

  • страхи перед ошибкой;
  • двоечники и неудачники;
  • замечания;
  • принуждения;
  • нотации;
  • звонки;
  • оценки.

Уроки у Зайцева очень шумные и непринужденные. Автором разработаны сотни игр, поэтому каждый новый урок не похож на предыдущий.

Классы оборудованы по-особому:

  • парты расставлены по периметру, чтобы не заслонять наглядный материал;
  • по стенам развешены таблицы на высоте 170 см от пола.

Материал дается ребенку сразу целиком на таблицах, а усваивать он может его в своем темпе. Все склады систематизированы на кубиках и настенных таблицах. Для каждого кубика есть строка и столбец в таблице. Поработав с кубиками, дети бегут с указкой к таблицам в поисках нужных складов. Они невольно перебирают десятки вариантов, легко их запоминая. Высокая системность пособий дает возможность детям быстро уловить их алгоритм.

Между таблицами со складами вывешены таблицы «Стосчета», по которым дети учатся складывать и вычитать двухзначные числа.

Уроки носят естественный соревновательный характер: каждый хочет скорее дать правильный ответ и всматривается в таблицу с любой точки класса. Так вынуждено начинается считывание таблиц с разного расстояния, и непроизвольно тренируется зрение. Большую часть урока ученики проводят в движении с поднятой головой (смотрят на таблицы), укрепляя свою осанку. В такой среде дети активнее мыслят, и процесс обучения идет эффективно.

Знаменитые кубики Зайцева: что это такое?

Кубики предназначены для обучения чтению, начальной грамотности и письму. В комплекте 52 кубика (7 повторяющихся, для слов типа дя-дя). На каждый кубик нанесены склады, всего их 200. Кубики в наборе отличаются по разным признакам:

  • размеру;
  • цвету (12);
  • материалу;
  • звучанию;
  • по наполнителю;
  • по весу.

Эти особенности помогают детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими и запоминать разные по характеру склады:

  • Большие кубики — с твердыми складами, маленькие — с мягкими.
  • Белый кубик — со знаками препинания.
  • Есть сдвоенные кубики с согласными, которые дружат не со всеми гласными (жа, жу, жи).
  • Складов жы, шы, чя, щя на кубиках нет.
  • Звонкие склады — кубик металлический, глухие склады — деревянный.
  • Золотой кубик — это гласные.
  • Склады с твердым знаком поселены на железно-деревянных кубиках, а с мягким знаком — на деревянно-золотых.
  • Все буквы разных цветов: гласные — голубые, согласные — синие,
  • Твердый и мягкий знак — зеленые.

Дети в процессе игры запоминают склады и особенности кубиков. Из складов легко складывать слова. Потом все это выстраивается в стройную грамматическую систему. Знакомство со складами начинается с кубиков, а заканчивается таблицами.

Таблицы Зайцева

Таблицы Зайцева — это наглядные обучающие пособия высокой системности, на которых смоделирован весь учебный материал.

Таблицы подают сразу весь материал и вывешиваются на стены.

Они создают обучающую информационную среду. Таблицы являются многофункциональными посредниками между учениками и наставниками:

  • учат;
  • дают информацию;
  • являются путеводителями по учебному материалу;
  • отрабатывают нужные навыки;
  • помогают взаимообучению.
  • на складовые (для сопоставления качеств звуков — мягкости, глухости, звонкости, твердости, мягкости и для составления слов);
  • на стосчетовые (для обучения счету в пределах 100 — это 4-хцветная лента с числами от 0-99, группами квадратов и кружков для изучения десятков, четности-нечетности);
  • на математические (показывает, из чего состоят числа, их свойства, действия над ними, происхождение цифр, дробей, степеней).

Таблицы и кубики неразъединимые части обучающего процесса.

Модель детсадов по Зайцеву

Система Зайцева часто применяется в детсадах для обучения детей:

  • чтению;
  • математике;
  • пению хором;
  • синтезу рисования и письма;
  • азам грамматики;
  • анатомии;
  • географии;
  • экологии;
  • ботанике;
  • зоологии.

На все эти направления у Зайцева разработаны и опробованы специальные методики и пособия. Помимо обучения ребенка письму, чтению, счету, зайцевские методики предполагают знакомство малышей с окружающим миром.

В 3 года у детей возникает кризис в формировании личности, который связан со становлением собственного Я. Малыш, который не понимает, чего от него требуют и зачем, отказывается выполнять правила, предлагаемые взрослыми. Ребенок начинает пренебрегать собственной безопасностью.

Введение в программу детсадовского обучения таких направлений как анатомия, экология, география вполне оправдано. Знакомясь с собой, малыши уже осознанно выполняют правила, предлагаемые взрослыми. Именно в 4-7 лет ребенок легко ориентируется:

  • на ведение здорового образа жизни;
  • на не курение;
  • не питие алкоголя;
  • не употребление наркотиков;
  • на сохранения окружающего мира;
  • на сохранение своего здоровья;
  • на свою безопасность.

А для этого малыш должен понимать свое устройство, знать о полезных и вредных для него вещах. Причем после анатомии, появляется ботаника, а затем зоология. Так обозначается значимость человека в природе. А география — это путь к миру.

Здесь все завязано: анатомия — путь от себя к миру, а география — от мира к себе и от себя к миру.

В детсадах с такими предметами редко встречается травматизм, дети не бояться медиков, стремятся к физкультурным занятиям, неагрессивны, аккуратны, правильно едят и стремятся еще больше узнать об окружающем мире.

Педагогика сотрудничества Зайцева очень неагрессивна и бережна к ребенку:

  • Наставник предлагает детям сразу весь материал, которые осваивают его в удобном темпе.
  • Наставник работает по программе ребенка, не принуждая его ни к чему.
  • Отсутствие оценивания детей исключает появление отстающих. У детей исчезает страх, они просто играют, а в игре возможен и проигрыш.
  • Обстановка на занятиях очень демократичная, дети не замечают самого процесса обучения, они просто играют, а наставник их направляет в нужное русло.

Роль родителей

Методика Зайцева является частью педагогики сотрудничества. Главным в ней является создание обучающей среды и наставник.

  • Образовательная среда создается совместно с родителями, что дает мощный импульс к развитию ребенка.
  • Родители также должны поддерживать авторитет наставников у детей.
  • Если из системы ребенок-наставник-родители, выпадает хоть одно звено, обучение становится бесполезным.
  • Родители должны сами увлечься обучением, помогать ребенку с удовольствием. Это будет залогом успеха их ребенка.
  • Если родители решили обучать своего ребенка по методике Зайцева дома, они должны создать творческую развивающую среду, разобраться в основах системы, а потом начинать системные занятия. Только тогда можно надеяться на успех. Надо помнить, что кубики Зайцева — это не просто игрушки, а учебные пособия.

Достоинства методики Зайцева

О методике Зайцева хорошо отзываются и медики, и психологи, и валеологи, и физиологи, и учителя. Система основана на природных, естественных реакциях организма, она очень легко адаптируется к условиям детсада, школы или дома, разным по возрасту и составу группам детей. Неплохо себя показывает при работе с особенными детьми.

Вот ее плюсы:

  • быстрое осваивание чтения, письма и счета (10-12 уроков для дошколят и неделя для первоклассников);
  • не привязанность к определенному возрасту;
  • каждый ребенок обучается в индивидуальном темпе;
  • возможность успешного домашнего обучения;
  • грамотность на всю жизнь;
  • отсутствие гиподинамии и сохранение зрения;
  • отсутствие конфликтов ученик-учитель-родитель;
  • развитие самоорганизованности ребенка;
  • простота, системность, наглядность;
  • сочетание игры и строгой внутренней логики.

Недостатки методики Зайцева

Многогодичное применение системы Зайцева в детсадах, развивающих и реабилитационных центрах, школах выявило некоторые недостатки:

  • Есть жалобы от логопедов и дефектологов на пропуск окончаний в речи.
  • У детей возникают трудности с фонетикой.
  • Пособия достаточно дорогие.
  • Трудности употребления буквы Э.
  • При домашнем обучении для достижения результата требуется сочетание с традиционными методами.
  • При раннем обучении чтению дается мощный толчок развития центров для восприятия письма, что может привести к задержке развития устной речи.
  • Методика эффективна только для правшей.
  • Дети могут не различать на слух отдельно взятые звуки речи, что может сказаться на письме.
  • Система не развивает творческие способности.

Популярность системы Зайцева

Парадокс нашей страны: методика, которая не признана государственной образовательной системой, широко известна и применяется не только в России и странах СНГ, но и по всему миру (в Европе, Австралии, США, Израиле). В 86 странах мира открыты специализированные центры по подготовке педагогов-зайчистов.

Автор методики может легко ее приспособить к любому языку мира, а значит, возможно создание международного педкомплекса. Уже существуют методики по русскому, английскому, украинскому, белорусскому, казахскому, татарскому, армянскому и французскому языкам.

У Зайцева сотни единомышленников и последователей. Например, Афанасова Елена Григорьевна, валеолог из Москвы, сама разрабатывает методички по системе Зайцева, 10 лет успешно обучает детей, готовит педагогов.

Рада встрече, дорогие читатели!

Продолжаем постигать интерес по поводу ранних методик развития наших деток. О пользе раннего развития можно почитать . Сегодня речь пойдет про обучение детей по методике Зайцева.

Об авторе

Николай Александрович Зайцев (родился в 1939 г.) долгие годы работал воспитателем и учителем литературы, русского и английского языка. Имеет педагогическое образование. И работая долгие годы с детьми начинал практиковать раннее развитие. Это пришлось на начало 20 века.

Работал с разными детками: и в колонии для несовершеннолетних, и в детских домах, и в интернатах для умственно отсталых детишек, и в обычных школах.

По мере накапливания своего педагогического опыта Зайцев делает для себя выбор, что ему интересно заниматься именно с детьми дошкольного возраста и речь заходит о зарождении новой школы раннего развития.

В 70-е годы прошлого столетия мало кто практиковал такого плана развитие, так как советское образование не принимало никаких новшеств подобного плана. Не было интернета, да и не в каждой деревеньке были библиотеки.

Информация застаивалась и не спешила разноситься. Прошло немало лет, пока к этой системе вновь вернулись и стали ее применять.

В 1989 г. было создано общество «Мазай», которое использовало программы развития Зайцева и он ведущий специалист. Здесь и берет начало активное распространение метода и начинается производство кубиков.

В наши дни система применяется довольно успешно и может быть многим знакома, используются в школах и детских садах.


Общество «Мазай» переименовано в ООО «Методики Зайцева» издает различные пособия и авторские разработки, такие как:

  1. Кубики Зайцева. Для занятий в домашних условиях можно изготовить их самостоятельно (скачать шаблоны).
  2. «240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию». Отличный набор с карточками для занятий, который позволит вашему ребенку расширить словарный запас и знаний, научиться читать целыми словами и это просто увлекательная игра.
  3. «Тысяча +» (скачать) - обучение математике.
  4. «Кто вокруг меня живет, что вокруг меня растет». Учебное пособие с карточками для детей, которые учатся читать.
  5. «Песенки и потешки». Это реставрация русских народных и всеми любимых коротеньких стишков, которые были собраны из разных книг. К данной книге так же прилагается диск с песенками.
  6. «Чистоговорки и скороговорки». Учимся правильно говорить.
  7. Еще многочисленные игры и головоломки, мозаики и настольные игры.

  1. Зайцев Н. А., Струве Г. А. «Читай и пой» — веселые и неприхотливые песенки-потешки для занятий.
  2. Зайцев Н.А. "Письмо. Чтение. Счет" (скачать книгу)
  3. Так же рекомендую к прочтению еще вот такую книгу - Афанасова Е.Г. «Игротека письма и чтения Н.А.Зайцева», здесь популярно описаны методы игр и занятий. (скачать книгу)

Да, чуть не забыла, не лишним будет и то, что вы будете напевать склады на занятиях с ребенком, так ребенок легче воспринимает информацию и быстрее запоминает. А помогут вам в этом песенки-подпевки самого автора. (скачать)

При помощи методик Зайцева можно обучать детей чтению, письму, рисованию, математике и грамматике, географии, ботанике, зоологии, экологии, иностранным языкам и другим наукам. Под каждый предмет разработаны свои обучающие материалы и дидактические пособия.

Не смотря на успешную популярность, методика Зайцева так и не признана официально.

Основные принципы методики

Зайцев всерьез задумался о том, как преподносится учебный материал для детей. В то время это была голая структура: теория и закрепление материала — упражнение к уроку.

Ребенок быстро устает от таких занятий и большую часть информации не запоминает, либо запоминает, но не надолго.

Зайцев решил внести изменения в эту педагогику и предложил совершенно новое понимание материала.

Особенность этого метода в том, что весь материал который необходимо изучить, сразу показывается ребенку и постоянно у него перед глазами систематизирован в виде специальных таблиц.

В основе методики лежат такие принципы, о которых все знают, но далеко не все их придерживаются. По методике Зайцева процесс обучения должен складываться из:

  • Зрительное восприятие: ребенок осматривает кубик, здесь мы видим разные цвета.
  • Осязание и тактильная память: от конкретного образа мы переходим к действию. Даем ребенку посмотреть потрогать, покрутить, поиграть, может даже и бросить.
  • Слух: озвучиваем слова — поем склады и каждый кубик по-разному звучит.
  • Весь материал полностью систематизирован и представлен перед глазами в виде таблицы.

Он убежден, что ребенок усваивает материал на 90 % лучше, когда учитель не проговаривает материал, а наглядно показывает его.

Если в русском языке дети сначала учат буквы, затем складывают слоги, затем полностью получают слово. Ни в одном языке мира не читают по буквам, это и усложняет и тормозит процесс обучения чтению.

Многолетняя практика привела его к тому, что он изобретает специально разработанные кубики. Давайте поближе их рассмотрим.

Волшебные кубики

Зайцев дает нам новую модель обучения: склады. Он смоделировал свои кубики, на сторонах которых написаны склады. В комплектах которые вы можете встретить в продаже могут немного отличаться: по размеру, весу, материалу из которых изготовлены и наполнителям. Это 52 кубика (в которых 7 повторяются слоги для таких слов, например мама).


Склад в отличие от слога, это не только сочетание согласной и гласной, это может быть и отдельная буква, как в слове С-ЛО-Н или сочетание буквы и знака (мягкого или твердого) например ТЬ или НЬ.

Таким образом ребенку понятнее, так как он в недалеком прошлом таким образом учился выговаривать первые слова.

Например, МА-МА, МА-ШИ-НА. Так ребенок начинает говорить, так ему легче учиться читать.

Но в чем же их особенность?

  • Они могут быть деревянные или железные. И не спроста. Железные обозначают звонкие склады, деревянные — глухие.
  • Все буквы на них разных цветов, например, гласные — голубые, согласные — синие. Таким образом, мы можем отличать гласные от согласных.
  • Знаки (твердый и мягкий) зеленым цветом.
  • Большие и маленькие кубики, тоже имеют различия: на больших склады твердые, на маленьких — мягкие.
  • Нет складов ЖЫ, ШЫ, ЖЯ, ЩЯ, что позволит ребенку не делать в словах грубые ошибки.
  • Белый кубик со знаками препинания.

Так ребенок по складам знакомится со словами и начинает читать, лучше говорить. Затем можно переходить к обучающим таблицам.

Обучающие таблицы


Такие таблицы автор рекомендует вешать на стены или доску. Таким образом мы сразу наглядно видим весь материал., помогает отследить, что прошли, что еще впереди.Является так называемым путеводителем. Зайцев разработал три вида таблиц:

  1. Складовые, которые объединили в себе склады, составление из слов, так же разделение на звуки (звонкие, глухие).
  2. Стосчетовые, которые объединили в себе числа от 0 до 99. При помощи такой таблицы можно производить математические действия в пределах ста.
  3. Математические, более сложные операции с числами, свойства числе, действия, дроби и пр.

Для какого возраста

Система так же не привязана к конкретному возрасту. Вы можете начинать ее осваивать и в год, и в два, и в пять лет.

Для деток от 1 года: ребенок быстрее заговорит и одновременно освоит азы чтения. Но, на первых порах лучше с ним играть в простые игры: найди большой или маленький кубик, разложи по цветам или звукам.

От 3 лет и старше дети начинают читать уже через несколько уроков. Занятия можете моделировать сами и смотрите по своему ребенку, если ему интересно можете заниматься чаще, если не привлекает, отложите. Обычно детям нравится играться с кубиками, порой не по назначению.

Преимущества метода


  1. Повторюсь, что занятия не привязаны к конкретному возрастному периоду можно и в год и в пять лет пользоваться данной методикой.
  2. Дети быстро запоминают склады и начинают читать, как показала практика Зайцева.
  3. Ваш ребенок никогда не сделает грубых ошибок в словах.
  4. Методика доступна как для работы в коллективе, так и в домашнем индивидуальном использовании.
  5. Можете обучаться в своем заданном темпе.
  6. Довольно простой и наглядный материал.

Недостатки системы

  1. В школе вам придется переучивать ребенка, так как ребенок, используя в составе слова склады не сможет правильно сделать фонетический состав слова. Так как склады не соответствуют слогам, ребенок будет путаться и ошибаться.
  2. Методические пособия не из дешевых, могут позволить не каждые родители.
  3. Для проведения занятий в домашних условиях самим родителям придется потратить достаточно времени, чтобы прочитать и самим освоить материал, а потом уже преподнести его для ребенка. Просто так сесть и позаниматься у вас не получиться! А если вы еще решите изготовить кубики своими руками, то придется потратить не один вечер на мастерство. И далеко не каждая мама располагает ресурсом времени (хотя для изготовления кубиков можно привлечь всех домочадцев).
  4. Некоторые дети проглатывают окончания в словах.
  5. Методика подходит только для (спорно).

Ну, вот, дорогие родители, занимайтесь с вашими детками и будьте счастливы!

До новых встреч!

Пишите комменты и заходите в соц. сети!

Выбирая раннюю методику развития малыша, родители особое внимание уделяют системам, которые позволяют без проблем обучить деток чтению. По отзывам, на сегодняшний день наиболее востребованной считается программа Зайцева.

Метод Зайцева обучение чтению

Талантливый российский педагог Н.А. Зайцев в своей методике обучения настаивает:

  • На необходимости использовать складовую систему.
  • Не стоит долго объяснять - покажите ребенку.
  • Научить читать без проблем и принуждения возможно только с помощью игр.
  • При работе с 2-летними малышами используются кубики. На гранях пособия нанесены склады и отдельные буквы.
  • Педагог постоянно произносит демонстрируемый материал.
  • Зайцев отметил, что дети отлично запоминают слоги и легко составляют из них слова.
  • Чтобы ускорить процесс восприятия информации, дети должны петь цепочки из слогов.
  • Учиться читать следует систематично. Оптимальной считается пошаговая работа, и регулярные уроки.
  • Пособие состоит из таблиц, кубиков и складовых картинок.

Для достижения максимального эффекта при использовании методики Зайцева, необходимо создать правильную обучающую среду дома. Желательно приобрести таблицы и кубики для игр в семейном кругу. При этом важно держать дидактический материал в рабочем состоянии и следить за порядком в детской.

Технология Зайцева: чтение

Давайте ознакомимся, что представляет собой пособие для пошагового чтения по методике Зайцева:

  • Кубики (52 шт.). Состоят из 7 повторяющихся слогов, которые детки применяют в создании первых простых слов (МА МА, ДЯ ДЯ, ПА ПА и прочие). Изделия имеют разные цвета, вес и жесткость.
  • Маленькие кубики - это мягкие склады - МЯ, ЛЮ и прочие.
  • Большие - твердые МА, ЛА, БА и другие.
  • Железно-золотые - склады, имеющие мягкий знак.
  • Железно-деревянные - с твердым знаком.
  • Железные - звонки склады.
  • Деревянные - приглушенные.
  • Золотые - гласные.
  • Для пошаговых занятий используются таблицы, картинки и игровое поле.
  • Демонстративный материал размещается на расстоянии 160-170 см от пола, чтобы во время урока дошкольник смотрел вверх и старался держать спину ровно.
  • Оптимально подобранный размер букв, позволяет видеть материал с расстояния 10 метров.

Перед началом урока тщательно ознакомьтесь с методическими рекомендациями автора и подберите игру. Нельзя превышать время занятий - 20 минут.

Процесс обучения

Методика основана на использовании складовых блоков в веселой игре. Основные примеры проведения занятий:

  • На первом уроке просто дайте детям поиграть с кубиками.
  • Расскажите о звучании «золотых», «железных» и «деревянных» изделий. Предложите ребятам разложить кубики по звучанию.
  • Разделите изделия по объему - на один стол отнести все маленькие, а на второй большие. Объясните, что маленькие слоги - мягкие, как малютки. А большие - твердые, поскольку они более крепкие.
  • Петь. На уроках обязательно проводятся попевки, которые по утверждению Зайцева позволяют быстрее научиться читать.
  • Алгоритм занятия. Поются кубики, затем склады из таблицы и происходит построение слов.
  • Демонстрация слогов на картинках, кубиках и таблицах позволяют деткам рассмотреть склады с разных ракурсов, что облегчает их запоминание.
  • Не бойтесь, что кроха запутается. Техника обучения позволяет быстро уловить закономерность языка.
  • Поворачивая кубик, наставник четко произносит склады.
  • Теперь пусть малыш поработает с изделиями.
  • После изучения дошкольником кубиков, предложите ему в таблице показать изделия с определенной пропевкой.
  • Возьмите указку и начните распевать склады на таблице. Педагог обязан артикулировать и показывать, что звуки маленькие или большие, шуршащие или звонкие. Для наглядности можно приседать или становится на носочки.

Чтение по методике Зайцева будет результативным только при неукоснительном соблюдении рекомендаций автора.

Результаты использования методики

По данным преподавателей, которые используют технологию Николая Александровича, была составлена такая статистика:

  • Детки в возрасте трех лет, начинают читать через полгода после начала складового пошагового обучения.
  • В 4 года достаточно 16 занятий.
  • 5 лет - от 5 до 10 уроков.
  • 6 лет - чтение освоено за 4—6 занятий.

Ребята, которые с трехлетнего возраста начинали учиться по данной методике, к первому классу знали программу 5 класса общеобразовательной школы.

Жужжащее чтение по методике Зайцева

Родители и педагоги выделяют такие достоинства:

  • Маленький человечек видит и слышит склады, что способствует улучшению образной памяти.
  • Крохе весело и интересно.
  • Ошибки при написании слов не допускаются. В наборе отсутствуют ЧЯ и ЖЫ.
  • Читать детки учатся с первых уроков.
  • В работе участвует зрение, слух и мелкая моторика.
  • Развитие речевого аппарата.
  • Быстро приходит понимание различий между глухими и звонкими согласными.
  • На занятиях ребенок не нервничает, поскольку даже с расстояния в 2 метра может найти требуемый элемент.
  • Уроки не давят на психику.

Чтение позволяет гармонично развиваться маленькому человечку с ранних лет.

Если вы еще не знакомы с «кубиками Зайцева», которые помогли тысячам ребятишек буквально в два счета освоить навык чтения в раннем возрасте, значит вы еще «новичок» в теме . Потому что эти «волшебные» кубики уже давно прославили имя своего создателя…

Методика Зайцева: нестандартный подход работает лучше!

Николай Александрович Зайцев родился в 1939 году. За свою жизнь автор «методики Зайцева» приобрел колоссальный опыт педагогической работы с детьми: работая воспитателем в детском доме, педагогом в исправительной колонии для подростков, учителем в больнице-интернате для умственно отсталых детей. Конечно, Зайцев работал и с обычными детьми: учителем английского языка, а также русского языка и литературы. Опыт колоссальный!

Еще до появления «методики Зайцева», ее автор был уверен, что не будет следовать традиционным методам обучения чтению. Зайцев считал этот подход не просто устаревшим, но даже вредным для психомоторики и здоровья ребенка. Методика Зайцева – это принципиально другое направление в способах обучения чтению (кубики Зайцева), а также обучения грамматики и математики. Основная идея его подхода основывается на предположении, что у любого ребенка с рождения есть естественная потребность к игре.

Пособия, которые используются в методике Зайцева – это, прежде всего, игрушки, увлекательные детские игрушки. И только во вторую очередь - учебные материалы.

Работая над методикой, Зайцев занимался с детьми в младших классах. Он столкнулся с тем, что традиционные методы обучения детей русскому языку чересчур громоздки, перегружены условностями и правилами, страдают отсутствием наглядности. Чтобы выучить родной язык, ученики зачастую вынуждены зазубривать правила, не вникая в содержание. Зайцев посчитал, что менять систему обучения в школе – довольно трудно. Поэтому он обратился к дошкольному образованию, к маленьким ученикам – от полутора лет.

Учитесь, играючи!

Согласно методике Зайцева, обстановка, в которой проходит обучение, должна быть свободной, игровой. Детям не нужно сидеть за маленькими партами, вместо этого они могут расположиться прямо на полу. Это будет способствовать творческому процессу, кроме того, не будет вредить осанке ребенка. Но, несмотря на свободную обстановку, процесс обучения все же не отдых. В своей методике Зайцев утверждает, что в основе любого учебного процесса, даже организованного в виде игры, лежат поиск и выбор.

Занимаясь со «складовыми таблицами» и кубиками Зайцева, ребенок будет постоянно искать ответ или решение. В процессе «игры», ребенок научится читать, выделять слоги из слов, определять ударение в словах, составлять слова в предложения, а также считать и писать. При этом методика Зайцева полностью задействует все детские органы чувств: осязание, слух и зрение.

«Изюминка» методики - кубики Зайцева

Самое знаменитое учебное пособие методики Зайцева – это одноименные кубики. Кубики Зайцева можно использовать для обучения чтению ребенка, начиная с двух лет. Их можно применять как дома, так и в детском саду. Пособие представляет собой разные по размерам и цветам кубики, на которых изображены сразу все склады русского языка. Занятия с кубиками позволяют детям постарше (от 3 лет) очень быстро научится читать, а малышам (от 1 года) помогут начать говорить и, возможно, читать.

Разрабатывая методику, Зайцев пришел к нескольким важным выводам. Эти заключения помогут вам понять, как работают «волшебные кубики»:

  • Во-первых, чтобы ребенок научился читать, он не обязан запоминать названия букв. Вообще, Николай Зайцев всегда был против традиционной азбуки. В азбуке всем буквам соответствует определенный рисунок. На букве «А» нарисован «арбуз», на «Б» - «бегемот» или «батон» и так далее. Занимаясь по азбуке, ребенок, конечно, запоминает буквы и рисунки. Но как он потом сложит зебру, арбуз, ящерицу и цаплю в слово «заяц»? Вот и выходит, что родители и учителя, после того, как ребенок выучил буквы, должны придумывать, как ему показать, что буквы потом должны составить слоги, а потом и слова.
  • Во-вторых, некоторые слова по слогам читать трудно. Иной слог может состоять из четырех, пяти, а то и десяти букв. Взять, к примеру, «всплеск». Одно слово, один слог, и целых семь букв. И таких примеров в русском языке множество. Поэтому вместо слогов в методике Зайцева используются склады – пары из согласной и гласной (также из согласной и твердого или мягкого знака, и из одной буквы). Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3 и так далее.

Начинать знакомить ребенка с русским языком с помощью «кубиков Зайцева» нужно по следующей схеме:

  • 1 Групировка и классификация кубиков.
  • 2 Озвучивание кубиков.
  • 3 Поиск.
  • 4 Чтение слов.

Группировка кубиков – это их распределение по группам в соответствии с выбранными признаками. Такими признаками могут быть:

  • Размер кубика.
  • Цвет кубика.
  • Цвет и звучание кубика.
  • Размер, цвет и звучание кубика.
  • По гласным буквам.

Согласуйте и смешивайте

Начните с простого. Попробуйте отделить все большие кубики от маленьких, объясняя ребенку, чем они отличаются друг от друга, и почему большой кубик нужно положить к большим, а маленький – к маленьким. К двойным кубикам переходите только после того, как ребенок привыкнет и научится группировать по размеру одиночные кубики.

Затем переходите к группировке по цвету. Соберите отдельно все серые кубики, отдельно желтые и так далее. Попросите ребенка показать вам серый кубик, затем показать коричневый. Попросите его подать вам серый, затем коричневый кубик.

На следующем этапе группируйте кубики по цвету и звучанию. Попросите ребенка показать вам серый кубик. Затем потрясите серый кубик. Затем возьмите кубик другого цвета и потрясите его. Кубики звучат по-разному. Попросите принести вам кубик, который звучит так же, как серый.

На этапе озвучивания кубиков, покажите ребенку кубик и произносите нарисованные на нем склады, каждый раз поворачивая соответствующую грань кубика к ребенку. Затем предложите ребенку «озвучить кубики» вместе.

Этап поиска нужен для усвоения и закрепления пройденного материала. Попросите ребенка найти кубик с каким-нибудь складом, например, с «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ», и принести его вам.

Самое сложное и самое приятное

Наконец, самый сложный этап – Чтение (а точнее, согласно методике Зайцева, «письмочтение»). На этом этапе из складов на разных кубиках нужно складывать слова. Начните с имени ребенка. Сложите, например, слово «Саша» из кубиков со складами «СА» и «ША». Пусть ребенок сам найдет для вас эти кубики.

Напоследок еще один совет. Когда вы купите комплект «кубиков Зайцева», не торопитесь сразу склеивать из заготовок кубики. Если вы хотите сделать ваш «кубико-словарный запас» шире, откопируйте наиболее часто встречающиеся склады (например, кубики со складами «МА», «ПА» и другие с гласной «А»). Позже вы сможете сделать из этих заготовок больше новых слов.

Более подробные инструкции по использованию кубиков вы можете без труда найти в многочисленных публикациях Береславского.