Нагорные проповеди. Иисус христос, нагорная проповедь

Нагорная проповедь Иисуса Христа считается одним из самых важных источников, повествующих о принципах . По сути, проповедь являет собой некое собрание изречений Иисуса, произнесенных перед своими учениками и толпой людей и содержащихся в Евангелии от Матвея.

Место и слушатели

Гора Блаженств, на которой читал проповедь Иисус, получила позже такое название благодаря Заповедям блаженств, которые были озвучены в проповеди. Так как настоящих гор в той части Галилеи, о которой идет речь, нет, скорее всего, имелся в виду один из небольших холмов у Галилейского озера, а название “гора” появилось в результате сложностей с переводом.

Древнее византийское предание гласит, что гора Блаженств - это гора Карней Хиттин, расположенная недалеко от города Тверия. Этой же версии позже придерживались крестоносцы, а в католической и греческой православной традициях этой теории продолжают придерживаться до сих пор.

Перед произнесением проповеди Иисус садится, поэтому считается, что предназначена она была по большей части для учеников, а не широких масс, ведь учителя в синагогах обычно учили сидя. Но услышать проповедь мог любой желающий.

Нагорную проповедь можно условно разделить на несколько логических частей:

Значение проповеди

Несмотря на то, что Заповеди блаженства являются толкованием Десяти заповедей, для многих верующих они по-прежнему остаются не до конца понятными. Комментарии и трактовки этих можно найти в трудах многих богословов и священнослужителей, в которых дается исчерпывающее объяснение их истинного смысла.

Считается, что именно Нагорная проповедь Иисуса Христа содержит основы христианского вероучения, является источником христианского пацифизма. Именно к ней обращались многие известные философы: Ганди, Мартин Лютер Кинг, Лев Толстой и другие.

Проф. Дулуман Е.К.

«Очерки Православной культуры - ОПК» ]

Христианское вероучение и мораль по своему самосознанию является как бы высшим уровнем библейского, собственно – иудейского, миропонимания. Они (христианской вероучение и мораль) как бы продолжают иудаизм и в то же время как бы противопоставляют себя ему. Это можно наблюдать по всем параметрам исторического и логического сопоставления христианства с иудаизмом, или, как принято говорить в богословских кругах – библейского Ветхого завета и библейского Нового Завета. Обратимся к моральному учению евангельского христианства.

Сердцевина ветхозаветной морали изложена Богом Моисею на горе Синай. Отсюда она называются еще Синайским законодательством. Сердцевина Новозаветной морали изложена Сыном Божьим Иисусом Христом тоже на горе. Отсюда ее называют Нагорной проповедью Христа. Сердцевиной всего Синайского законодательства являются Десять заповедей Моисея (Декалог). Сердцевиной Нагорной проповеди Иисуса Христа являются Девять заповедей Блаженств.

Неверно было бы, как то часто делается несведущими верующими и богословами, сводить все ветхозаветное моральное учение к Декалогу, а Новозаветное – к Заповедям блаженств. Моисей, согласно Ветхому завету, от имени Бога предложил иудеям, по подсчетам талмудистов, 613 заповедей (365 – по количеству дней в году – запрещений и 248 – по количеству костей и хрящей в организме человека – предписаний), а Христос свое моральное учение изложил, по подсчетам христианских богословов, во множестве своих проповедей, 40 притчах и подтвердил 38 чудесами. Евангелист Иоанн сообщает, что если бы все сказанное Иисусом Христом «описать подробно, то, думаю, и самому миру не вместить написанных книг» (Иоанна, 21:25).

Наиболее полно и развёрнуто моральное учение евангельского Иисуса Христа изложено в 5, 6 и 7 главах Евангелия от Матфея. Можно предположить, что основные элементы Нагорной проповеди повторялись Иисусом Христом, истолковывались его апостолами и учениками в других писания Нового завета. Так, в Евангелии от Луки собственно Заповеди блаженств Иисуса Христа передаются в другом изложении и при других обстоятельствах. Вчитаемся сначала в текст Нагорной проповеди Иисуса Христа по Евангелию от Матфея.

После крещения в Реке Иордан, после сорокадневного пребывания в пустыне и искушения от Сатаны Иисус Христос «удалился в Галилею. И оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском » (Матфея, 4: 12-13) что на берегу Тивериадского (Галилейского) озера (моря). Здесь он начинает свою проповедь исключительно среди евреев, избирает себе 12 учеников (апостолов). «И ходил Иисус по всей Галилеи, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царства и исцеляя всякую болезнь, всякую немощь в людях. И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана (4:23-25).

Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря (5:1-2):

(по евангелию от Матфея)

Кто блажен?

2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас.

(Евангелие от Матфея, 5:2-12)

Заповеди блаженств

I.Кому обещано блаженство?

1. Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

2. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь.

3. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

4. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

II.Кому угрожает горе?

Напротив,

1. Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.

2. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете.

3. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.

4. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их .

(По Евангелию от Матфея)

I.Вы соль земли и свет миру :

1. Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

2. Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

II.Не нарушайте Законов

и предписаний пророков Ветхого завета :

3. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков : не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

III.Христианин должен превосходить

ветхозаветную праведность :

Вы слышали, что сказано древним:

4. Не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам , что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду.

5 .Кто же скажет брату своему: "рака" (простофиля), подлежит синедриону. А Я вам говорю , что всякий, кто скажет на брата своего: "безумный" (дурак), подлежит геенне огненной.

6 .Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, то оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще не рассорился с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу. Ведь ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта (последней копейки – Е.Д.).

8. Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам , что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. 9. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну . И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

10. Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам : кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

11. Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам : не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

12. Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам : не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

13. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

IV.Творите милостыню втайне.

Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

V.Как надо молиться

И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

Молитесь же так:

Отче наш, сущий на небесах!

I.Д а святится имя Твое;

2. да приидет Царствие Твое;

3. да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

4. хлеб наш насущный дай нам на сей день;

5. и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

6. и не введи нас в искушение,

7. но избавь нас от лукавого.

VI. Прощайте людям согрешения их.

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

VII.Поститесь без уныния.

Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

VII.Нельзя служить Богу и маммоне.

1. Не собирайте себе сокровищ на земле , где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

2. Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

3. Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть.

4. Не можете служить Богу и маммоне.

VII.Не заботьтесь о завтрашнем дне .

1.Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

2.Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?

3.Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть?

4.И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

5.Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

6.Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

7.Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы.

IX.Не судите, да не судимы будете.

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего.

X.Святыня - не для псов, жемчуг - не для свиней.

Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.

XI.Просите, ищите, стучите.

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.

XIII.Избирайте тесные врата и узкий путь.

Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

XIV.Берегитесь лжепророков - волков в овечьей шкуре.

Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их .

XV.Слушайте слова мои и исполняйте их.

Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.

И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.

Продолжение Нагорной проповеди Христа

(По Евангелию от Луки)

I.Наставления последователям Христа :

Но вам, слушающим, говорю:

1. Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.

2. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку .

3. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.

4 .И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

5. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

6. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.

7. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

8. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

9. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.

Итак , будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд

2.Сказал им также в притчах:

1. Может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?

2. Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.

3. Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

4. Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.

5. Что вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что Я говорю? Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. А слушающий и не исполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.

Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошел в Капернаум.

(Лука, 6:27 – 7:1)

«Блаженный» - так переведено на церковно-славянский язык греческое слово «макариос», что означает «счастливый». Древнегреческий философ Платон считал «Блаженство», «Благо» высшей Идеей и отожествлял ее с Богом.

В древних списках Нового завета писалось: «Блаженны нищие». Выражение «нищие духом» вставлено позже – где-то в 5-6 столетии, уже после канонизации текста Библии.

В Евангелии от Луки пишется, что после поселения в Капернауме Христос начинает проповедовать Евангелия Царства Божия и исцеляет больных. К Нему стекается народ. «В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами» (Луки, 6:12-13). И, сошед с ними, стал Он на ровном месте (в Евангелии от Матфея говорится, что Христос «взошел на гору , а не «сошел с горы» и не «стал на ровном месте» _Е.Д.) и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил» (Луки, 6:17-20).

Священное писание иудейской религии (ветхозаветная часть христианской Библии) делится на три части: Закон (по-еврейски – Тора, которая включает в себя Пять книг Моисея: Бытие, Исход, Числа и Второзаконие), Пророки (написанные книги пророками) и Писания (книги поучительные и богослужебные). Здесь Иисус Христос говорит о необходимости точно и полностью исполнять все предписания, которые изложены в Торе (в Законе) и в пророческих книгах Ветхого завета.

Геена – мусорная яма, в которой под Иерусалимом сжигались нечистоты. В устах евангельского Иисуса Христа под геенной имеется в виду кипящий смердящей смолой ад, в котором истязаются грешники (Матфея, 18:9; Марка, 9:14; Луки, 12:5).

Более пространно о членовредительстве во имя небесного блаженства Христос говорит так: «И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает». (Марка, 9:43-48). Наиболее мужественным Иисус Христос советует во имя Царства Небесного оскопляться. Об этом в евангелии от Матфея пишется так: «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам : кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Матфея, 19:3 -12).

Христианские богословы в своих истолкованиях предложенной Иисусом Христом молитвы называют ее Молитвой Господней и выделяю в ней три составные части: 1.Обращение к Богу; 2..Семь прошений и 3. Заключительное славословие Бога.

Заповедь о прощении прегрешений ближним евангельский Иисус Христос повторял несколько раз. «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз (Матфея, 18:22). Не трудно подсчитать, что верующий христианин на протяжении одного дня должен простить одному и тому же преступнику 490 его прегрешений.

Начав проповедовать Небесные блаженства, Христос и его ученики вели бродяжнический образ жизни. если говорить современным языком, были бомжами. Одному из книжников Иисус Христос жаловался: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнёзда, а Я не имею где преклонить голову» (Матфея, 8:20). Образ жизни бомжей предлагается и всем христианам: «И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Луки, 18:18-25).

Христианские богословы внушают верующим, что Христос положил начало новой эпохи в истории человечества. В религиозном отношении – это искупление грехов всех людей. Христос преодолел смерть, открыл врата небесные для верующих в него. С Иисуса Христа начинается новая эра для человечества и жизнь по новым, христианским, заповедям морали. Среди этих заповедей, по словам богословов, величайшей и новейшей является заповедь о любви. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» - говорил Христос (Иоанна. 13:34). И еще: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (Матфея, 22:39) Но в своем превыспреннем выражении Иисус Христос прозаично повторялся. Заповедь о любви со всех сторон не была новой ко времени ее произнесения евангельским Иисусом Христом. Любовь друг к другу присуща и животным, в среде которых формировался человек. О любви говорят древнейшие, по моему мнению – первые, произведения искусства. Объектом этой любви была женщина, первый образ которой представлен в каменном изваянии «Виндзорской Венеры», изготовленной 30 тысяч лет тому назад. Во всех древних, древнейших и современных религия в той или иной форме присуща заповедь о любви друг к другу. В религии греко-римского пантеона была целая вареница богов любви: здесь и Купидон с Амурчиком, и Венера с Герой, и Афродита с Юноной, и любвеобильный Зевс похитивший Европу… Христианские апологеты говорят, что заповедь Христа о любви была новой по сравнению с заповедями Ветхого завета. Но это не так. Ветхий завет говорит о любви друг к другу. "Не враждуй на брата твоего в сердце твоем... Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя», - говорится в книгеЛевит (19:17-18). Что же касается заповеди: «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними», то эта заповедь извечно присуща всем кодексах морали, в том числе и кодексах всех религий: ведизма, буддизма, индуизма, конфуцианства… На вопрос своего ученика: " Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?" Конфуций (551 – 479 до Рождества Христова) ответил: "Это слово – взаимность: не делай другим того, что не желаешь себе ". Говоря о первобытном обществе, в котором была война всех против всех, английских философ Томас Гоббс (1588-1679) писал, что в обществе каждый “должен довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, какую он допустил бы по отношению к себе” (Левиафан, гл. XIV). Основное и всеобщее правило нравственности, названное впоследствии золотым, следующее: “не делай другим того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе”(Левиафан, гл. ХV).


Пришествий на страницу: 479 

3. Нагорная проповедь Иисуса Христа и её значение для социальной работы

По сказанию Евангелиста Матфея, вся эта проповедь была произнесена Иисусом на горе в продолжение одной беседы; из сказаний же Евангелиста Луки можно вывести заключение, что различные части этой проповеди были произнесены в разные времена и при различных обстоятельствах; и так как Евангелист Матфей вовсе не имел в виду излагать учение Иисуса Христа в последовательном его развитии, а стремился только правдивым повествованием своим доказать евреям, что Иисус был Тот именно Мессия, о Котором писали пророки, то некоторые толкователи полагают, что Евангелист Матфей соединил в одну проповедь различные поучения Иисуса, сказанные Им в разные времена. Но скорее можно допустить, что Господь произнес Нагорную проповедь в том именно виде, как изложил ее Евангелист Матфей, а затем, при других подходящих случаях, в разные времена, повторял многое из того, что сказал на горе. Последнее объяснение весьма правдоподобно уже потому, что слушатели Иисуса часто менялись, кроме Апостолов и некоторых учеников, неотступно следовавших за Ним, а при перемене слушателей Иисусу, несомненно, приходилось нередко повторять сказанное раньше. Помимо этого, строгая последовательность, с которой в Нагорной проповеди изложено учение Господа, придает самой проповеди значение цельного, вполне законченного поучения, которое, конечно, не могло быть составлено Евангелистом Матфеем из отдельных изречений Иисуса, произнесенных Им в разное время. Если кто и мог привести в систему эти изречения, то только Сам Господь.

Приступая к изложению Нагорной проповеди, я хочу прежде всего постигнуть настроение той толпы, которая теперь окружила Иисуса.

Моисей в предсмертном прощании своем с народом еврейским заклинал его исполнять в точности волю Божию, объявленную ему в заповедях Господних; и за точное исполнение этих заповедей он обещал все блага земные, долголетие, богатство, счастье, успех во всех делах и, главное, господство над всеми народами: Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли. Сделает тебя Господь... главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня (Втор. 28, 1, 13).

В той же прощальной речи своей Моисей призывал на евреев все проклятия, все кары небесные за неисполнение заповедей Господних и предсказал им, что они будут за то рассеяны по всей земле и будут ужасом... и посмешищем у всех народов (Втор. 28:37). Но современные Иисусу евреи, руководимые своими слепыми вождями, забыли последние предсказания Моисея и думали только о господстве над всеми народами земли. Мечтая о господстве над всеми народами, евреи утратили, однако, свою политическую самостоятельность и сделались подвластными язычнику, римскому императору. Они не хотели понять, что в этом подчинении - начало исполнения второй части предсказаний Моисея. Слишком горды они были, чтобы сознаться в этом. Подчинение чужеземному владычеству было настолько ненавистно им, и они так жаждали скорейшего свержения этого ига, что, думая об Избавителе, Спасителе, Утехе Израиля, они невольно возмечтали, что грядущий Избавитель непременно избавит их от политического порабощения и восстановит царство Израиля.

Отуманенные такими мечтами, они перестали понимать пророчества о Мессии; они ждали Его как могучего Царя, который не только освободит их, но и отомстит их угнетателям, и поработит им весь мир. Они увлекались даже сказками о том, что Мессия станет на морском берегу в Иоппии и повелит морю выбрасывать жемчуг и все свои сокровища к Своим ногам, что Он оденет народ Свой в багряницу, украшенную драгоценными камнями, и будет питать его манной еще более сладкой, чем та, какая посылалась их предкам в пустыне. Словом, они по-своему мечтали о предстоящем им блаженстве, о счастье в Царстве Мессии; и так мечтали не одни только фарисеи и книжники, но и все евреи; даже уверовавшие в Иисуса, как в Мессию, ждали, что вот Он, наконец, объявит Себя Царем Израилевым.

Значение Нагорной проповеди

О Своем учении Иисус Христос говорил: “Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня” (Иоан. 7:16), то есть Бога-Отца. В Нагорной проповеди ясно и вразумительно, с применением наглядных примеров из жизни, рассказано о том, как человеку надлежит жить, как строить свои отношения с Богом и ближними, чтобы достигнуть счастья на земле, спасения и вечного блаженства.

В Нагорной проповеди отражены основные понятия и истины учения Иисуса Христа. Люди были поражены Нагорной проповедью, так как в ней говорилось много нового о смысле жизни человека, о счастье и о законах жизни. До прихода Иисуса Христа книжники и фарисеи присвоили себе исключительное право толковать закон Божий и поясняли его народу запутанно и непонятно, в основном сточки зрения обрядности. Помимо этого они толковали закон Божий произвольно, с учетом своих выгод и корысти. К народу они относились с презрением, как к невежественной массе. Считали бесполезным и ненужным просвещать невежественный народ. Они говорили что “народ невежда в законе, проклят он” (Иоан. 7:49). Причем, толкуя закон Божий, книжники и фарисеи не скрывали от народа то, что могут его пояснять на разные лады, так, как им это выгодно. Так, например, один из фарисеев похваляясь, говорил, что может дать каждому стиху Святого писания тысячу различных толкований. Поэтому очень часто евреи не верили своим духовным руководителям и не понимали их объяснений.

Иисус Христос говорил просто и ясно, на доступном для каждого человека языке, применяя для пояснений наглядные и понятные примеры, взятые из обыденной жизни. Причем говорил Спаситель не об обрядности, о которой любили рассуждать фарисеи, а о том, как человеку надлежит жить, чтобы уже на земле создать Царство Божие, царство Света, Разума, Справедливости и Добра. Спаситель рассказал людям о том, что человеческая душа бессмертна. И что краткая земная жизнь дана для того, чтобы достигнуть вечного блаженства в Царстве Небесном. А достижение этой цели можно осуществить через исполнение воли Божией, через соблюдение законов Божиих, совершая добрые поступки, творя в земной жизни добро. Этим самым человек содействует созданию на земле Царства Божьего и правды Его.

В Нагорной проповеди Иисус Христос рассказал о том, что человеку не надо заботиться о благах земных, то есть не надо собирать сокровища земные, но надо заботиться о том, что приводит к жизни вечной через собирание сокровищ небесных. Спаситель рассказал о том, что все люди перед Богом равны, так как являются сынами Отца Небесного и что не богатство и родовитость помогают войти в Царство Небесное, а любовь к Богу, выражающаяся в исполнении Его законов через добрые дела, и любовь к ближним. А ближними являются не только друзья из своей нации, но и все люди, даже враги, которых надо любить, благословлять проклинающих вас, благотворить ненавидящих вас, молиться за обижающих и гонителей. Нужно побеждать зло добром, идти узким путем через тесные врата ко спасению. И всё это нужно делать для того, чтобы быть сынами Отца Небесного.

Своей Нагорной проповедью Спаситель научил людей, как надлежит жить праведно, указал на путь жизни, ведущий ко спасению и вечному блаженству. Изложил морально-нравственные и философско–религиозные основы Своего учения.

С тех давних дней до нашего времени Нагорная проповедь благотворно влияет на сознание людей, открывает перед человеком дорогу к Богу, рассказывает о праведном образе жизни, положительно воздействует на поступки и общественные взаимоотношения людей, и политическое устройство общества. Она благотворно влияет на формирование духовного облика человека и на его религиозно-философское развитие, указывая людям путь к всестороннему совершенству, к улучшению не только отдельной личности, но и мировой цивилизации.

Учение Спасителя, Иисуса Христа, произвело сильное впечатление на людей. И когда Он окончил излагать Нагорную проповедь, множество народа пошло за ним. “Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа” (Матф. 8:1). Этот подлинный факт, связанный с завершением изложения Нагорной проповеди, символически говорит об огромном интересе людей к словам Иисуса Христа, о признании правоты этих слов и о распространении Его учения среди народов всего мира.

Первое публичное выступление Иисуса с изложением основ христианского вероучения.

«Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас, гнать и всячески неправедно злословить за Меня, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф 5:1–11).

Обращаясь к Своим ученикам, Иисус сказал:

«Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо, доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.

Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». (Мф 5:13–16).

Итак, в Своем первом публичном выступлении, получившем название Нагорной проповеди, Иисус Христос развивает «Десять заповедей» Ветхого Завета и, в свою очередь, приводит девять «заповедей блаженства», соблюдая которые можно обрести вечную жизнь в Царстве Небесном:

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф 5:3).

Вероятно, Иисус не случайно поставил «нищих духом» на первое место. Тем не менее, среди толкователей нет единства в вопросе о том, кого следует иметь в виду.

Согласно одной трактовке, «нищие духом» - это люди, избравшие путь покаяния, смирения, «стремившиеся святой жизнью удостоиться высших благ небесных» (такова, например, точка зрения М. И. Михельсона, приведенная в книге Н. Николаюка «Библейское слово в нашей речи», изд-во «Светлячок», Санкт-Петербург, 1998). Согласно другой, «нищие духом» - люди, не отличающиеся большим умом и поэтому слабые, зависимые. Здесь возможны градации: от просто недалеких, не способных к абстрактному мышлению, до слабоумных, дурачков, убогих (под защитой «у Бога»), юродивых. Недаром в русском народе «дурачки», юродивые получили название «блаженных», «блаженненьких». Их «грешно» было обижать (один из гнуснейших поступков Федора Карамазова - надругательство над слабоумной Лизаветой Смердящей; и Достоевский «наказывает» развратника смертью от руки его сына от «юродивой»).

Отношение к «блаженным» было двойственным: и благоговейно-жалостливым, и насмешливым - это нашло отражение в искажении слова «юродивые» - «уродливые» (А. С. Островский, «На всякого мудреца довольно простоты»). О той же двойственности говорит наличие в языке слов с тем же корнем, но отрицательной коннотацией: «блажь» (дурацкая прихоть), «блажить» (валять дурака).

«Блаженны плачущие (скорбящие, сокрушающиеся о своих грехах), ибо они утешатся» (Мф 5:4). (Мф 5:5).

«Блаженны кроткие (терпеливо переносящие превратности судьбы), ибо они наследуют землю».

«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф 5:6).

Алчущие - это те, кто настойчиво стремится к духовным ценностям в надежде обрести в них смысл существования, ищет нравственные ориентиры, истину.

В одном из псалмов о поисках израильтянами земли обетованной говорится: «Они блуждали в пустыне по безлюдному пути и не находили населенного города; терпели голод и жажду, душа их истаивала в них. Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их, повел их прямым путем, чтобы они шли к населенному городу. Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих: ибо Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами» (Пс 106:4–9).

В шутливом контексте «алчущими» называют людей проголодавшихся, испытывающих жажду.

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем (лишенные дурных помыслов), ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы (живущие со всеми в мире и примиряющие других), ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф 5:7–9).

Мир - величайшая ценность для человечества, народа, семьи, отдельного человека и одна из центральных тем Библии.

Мудрые учат: «Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором» (Притч 17:1).

«Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются» (Пс 84:11).

Царство Божие - это «не пища и питье, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим 14:17).

«Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор 14:33).

Иисус Христос внушает: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

Мирись с соперником твоим скорее, пока еще ты на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу» (Мф 5:23–25).

На первый взгляд может показаться, что другое высказывание Христа: «Не мир пришел я принести, но меч» (Мф 10:34) - вступает в противоречие с только что процитированным. Для правильного понимания Его позиции следует руководствоваться не буквой, но духом христианского вероучения, основанного на ненасилии и всеобщем примирении, придающего первостепенное значение не внутреннему, а внешнему. Тогда становится ясно, что «меч» должен быть обращен не против других людей, а против собственных грехов и недостатков.

Фраз. : «голубь мира»; «иди с миром»; «мир вам»; «мир дому сему»; «мир народам» (Зах 9:10).

«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство небесное.

Блаженны вы (несущие людям Слово Божие), когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф 5:10–11).

Лит. : Г. Гуннарсон, роман «Блаженны нищие духом». Ф. Дюрренматт, роман «Алчущие». Н. А. Островский, «На всякого мудреца довольно простоты». Д. Г. Лоуренс, очерк «Блаженны сильные». Л. Н. Толстой, роман «Война и мир». Ф. М. Достоевский, роман «Идиот», рассказ «Кроткая».

В определенном смысле «блаженны» почти все герои Ф. М. Достоевского: «кроткая» Соня Мармеладова, «нищий духом» князь Мышкин, «чистый сердцем» Алеша Карамазов, «плачущие» персонажи «Бедных людей», «миротворец» Макар Иванович из «Подростка» и даже «алчущие бунтари» Иван Карамазов и Андрей Версилов.

Иисус подробно остановился на Десяти Заповедях Божиих, которые развил и дополнил.

«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (5:13–22).

Гнев, пока он всего лишь чувство, «подлежит суду» - в смысле морального осуждения. Излившийся в виде бранного слова («рака» значит «дурак, ничтожество»), он становится деянием и заслуживает судебного разбирательства в синедрионе. И, наконец, отнесение кого-либо к безумным есть причинение серьезного морального и правового ущерба, за которым следуют Суд Божий и «геенна огненная».

Далее Он сказал о прелюбодеянии: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (5:27–32).

О клятве. «Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (5:33–37).

О непротивлении злу насилием. «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (5:38–42).

О любви к людям. «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (5:43–47).

О совершенстве. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (5:48).О милостыне. «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (6:1–4) .

О молитве. «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

Молитесь же так:

Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (6:5–13).

О прощении. «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (6:14–15).

О посте. «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (6:16–18).

О духовных ценностях. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (6:19–21).

О внутреннем свете. «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (6:22–23).

«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (6:24).

«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, не собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?

И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них...

Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (6:25–34).

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (7:1–5) .

О святынях. «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (7:6).

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?.. Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (7–11).

Золотое правило нравственности: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (7:12).

«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (7:14).

«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.

По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь...» (7:15–20).

Слово и дело. «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (7:21–27).

«И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф 7:28–29).

Цит.: Сол Беллоу: «А знаете, ваше величество, в мире есть храбрецы, умеющие воздавать добром за зло. Которым претит участвовать в эстафете зла. Храбрый постарается переломить ситуацию - сделать так, чтобы на нем зло и кончилось». Роман «Хендерсон, король дождя».

Персонаж романа Айрис Мердок «Единорог» в разговоре с приятелем вспоминает о «феномене Аты, которому древние греки придавали огромное значение и который заключается в передаче страдания от одного человека к другому... Ощущение себя жертвой плодит новые жертвы. Верша возмездие, добро превращается в свою противоположность. Но в конце концов Ата терпит поражение от чистой души, которая страдает, но отказывается передавать страдание дальше и тем самым размыкает порочный круг».

Франц Кафка: «Один из самых действенных соблазнов зла - призыв к борьбе». «Афоризмы».

Ричард Олдингтон:

«Насилие и убийство неминуемо порождают новые насилия и убийства. Разве не этому учат нас великие греческие трагедии? Кровь за кровь. Прекрасно, теперь мы знаем что к чему. Убивать ли в одиночку или скопом, в интересах одного человека, разбойничьей шайки или государства, - какая разница? Убийство есть убийство. Поощряя его, вы насилуете человеческую природу. А миллион убийц, которых подстрекают, восхваляют, которыми восхищаются, навлечет на вас разгневанные легионы грозных Эвменид. И те, кто уцелеет, будут горько расплачиваться до самой смерти за непростимую свою вину. Все это неважно? Вы намерены гнуть свое? Надо плодить еще детей, они скоро восполнят потери? Так получите еще одну славную, веселую войну, и чем скорей, тем лучше...» «Смерть героя».

Ф. М. Достоевский (о смертной казни): «Что же с душой в эту минуту делается, до каких судорог ее доводят? Надругательство над душой, больше ничего! Сказано: «не убий», так за то, что он убил, и его убивать? Нет, это нельзя...»

Л. Н. Толстой:

«Только бы всегда вовремя успеть увидать бревно в своем глазу, как бы мы были добрее».

«Прочтя Нагорную проповедь, всегда трогавшую его, он [Нехлюдов] нынче в первый раз увидал в этой проповеди не отвлеченные, прекрасные мысли, большею частью предъявляющие преувеличенные и неисполнимые требования, а простые, ясные и практически исполнимые заповеди, которые, в случае исполнения их... устанавливали удивившее его совершенно новое устройство человеческого общества, при котором не только само собой уничтожалось все то насилие, которое так возмущало Нехлюдова, но достигалось высшее доступное человечеству благо - царство Божие на земле».

Роман «Воскресение».

Александр Костюнин

Вспомнил, как проходил этот великий праздник год назад.

У нас на площадке соседи: два мужика, оба ревностных прихожанина церкви. Обращаются друг к другу с просьбой простить невольные обиды, грязные слова... Делают это страстно, запальчиво, неуступчиво. Петушатся: «Нет, ты меня извини, я был не сдержан». – «Сперва ты меня! Руки убери!..» Благостный православный ритуал плавно переходит сначала в бытовую ссору, затем в побоище. Оба проводят ночь в КПЗ, в жёстких обстоятельствах, которые примиряют их, духовно сближают. Оттуда они выходят просветлённые, выходят братьями.

Простите и Вы меня».

Д. Г. Лоуренс: « Блаженны сильные, ибо их есть царство земное».