Как сделать макет пазл из фанеры животных. Ижевчанин выпиливает деревянные пазлы в виде объемных фигурок и картин

Выпиливанием деревянных пазлов ижевчанин Алексей Морозов занялся года два назад. Идея пришла на рабочем месте. Работает Алексей конструктором, планирует металлические конструкции, и к дереву никакого отношения не имеет. Однако так получилось, что от обеда у Алексея оставалось свободных пятнадцать минут, и он решил их занять новым хобби, принес из дома старый «пионерский» лобзик, и в одном из свободных кабинетов начал выпиливать из дерева.

Деревом я начал заниматься не сразу, - рассказывает Алексей. – Я перепробовал все: и металл, и камень. Но работать с этими материалами сложнее, да и постоянно грязь на одежде и неприятный запах масла остаются. С деревом же работать гораздо приятнее. Оно мягче и приятно и пахнет.

Позже Алексей перенес свое увлечение домой и стал заниматься выпиливанием пазлов по вечерам и выходным дням. И такое необычное увлечение почти сразу начало приносить доход.

Первые свои заказы я получил, когда рассказал о своем увлечении на ижевском форуме в рубрике «Рукоделие», - говорит Алексей. - Не удивляйтесь. Жена случайно оставила эту страничку открытой на экране компьютера. И постепенно стали приходить заказы, народу моя работа показалась интересной. И пошло, поехало.

Даже купил домой настольный лобзиковый станок. Это аппарат немного больше швейной машины. С его помощью можно распиливать толстые деревянные листы, а их кромки делать ровнее. Конструктор признался, с ним работать сразу стало проще.

За эти два года я сделал уже более сотни самых разных пазлов, - рассказывает Алексей. - И каждый из них уникальный и запоминающийся. Ведь все они сделаны в единственном экземпляре.

Пазлы от мала до велика

Алексей изготавливает мозаики самых разных форм и размеров. От совсем крошечных, из 5-6 частей для малышей, до больших картин - более чем из 700 деталей. На изготовление маленького пазла уходит час, на большую картинку - до трех недель.

Делает художник и пазлы в виде фигурок животных, которые могут стоять, а в собранном виде служат игрушкой.

Для взрослых подойдет другой вид пазлов – разрезные картинки. Здесь деталей уже больше.

Я не воспитатель

Когда Алексей женился, а затем одна за другой родились две его дочки, хобби пришлось на некоторое время забросить. Когда дети подросли, свободного времени стало больше. К необычным игрушкам подключились и малыши.

Я не воспитатель и не принуждаю своих дочек ежедневно собирать головоломки, - рассказывает Алексей. - Мои деревянные пазлы идут, скорее, на продажу. У моих дочерей интереса надолго не хватает. Собрали игрушку раз, собрали два. Все, задача решена, и интерес к ней пропадает. А для меня это отдушина. Моя основная работа конструктором имеет такую специфику, что один и тот же проект может создаваться несколько лет. А пазлы я делаю каждый раз новые. А когда передаешь готовую мозаику заказчику и видишь, что у него глаза горят, на душе сразу становится теплее, получаешь настоящее удовольствие.

Алексей Морозов рассказал, как он делает деревянные пазлы

1. Для изготовления деревянного пазла беру доску толщиной около 2 см.

2. Рисую эскиз на бумаге. Если это надпись, то сами буквы. А если это цветной пазл-картина, то распечатываю рисунок в размер будущей мозаики. Потом приклеиваю бумагу на дощечку. Если приклеиваю эскиз, то делаю это скотчем или канцелярским клеем. Если хочу, чтобы рисунок сохранился, использую клей покрепче.

3. После начинаю выпиливать. Причем с внутренних отверстий, например, глаз, окон и др. Просто, когда маленькое отверстие пилишь, неудобно держать маленькую деталь, а удобнее держать целый лист. После выпиливается наружный контур.

4. Каждую деталь прорисовываю отдельно. Сначала знаковые детали, в виде животных, людей, сюжетов. Первыми выпиливаются они. А после уже разрезаются на детали оставшиеся части мозаики.

5. После выпиливания детали пазла получаются «лохматенькими», и их нужно ошкурить. Это делается вручную обычной шкуркой. Это, пожалуй, один из самых трудоемких этапов. Но результат того стоит. Такие детали уже приятно брать в руки.

Самая запомнившаяся работа

Больше всего мне запомнился пазл, который заказал парень из Южно-Сахалинска, - вспоминает Алексей. - Он решил сделать предложение своей девушке, когда та уехала отдыхать на курорт.

Заказчик взял фотографию девушки и подрисовал на ней обручальное колечко. С помощью компьютера сделал ее черно-белой и уже в таком виде прислал ее мастеру.

Он сказал, придумай что хочешь, - рассказывает Алексей. – Вот я и придумал сюжет про любовь, про семейную жизнь, про счастье. Распечатал присланную фотографию в фотосалоне, приклеил на лист фанеры 50х60 см, и стал придумывать идеи для деталей.

Сначала Алексей решил сделать забор, а на них, как и обычной жизни, должны быть надписи. Сначала он написал Оля + Сергей = Любовь, но по желанию заказчика поправил на Ольчик + Сержик = Любовь.

Что ж, клиент всегда прав, - смеется Алексей.

А потом стал рождаться сюжет пазла, и форма его деталей: мальчик с цветком в зубах, путешествующая девушка с чемоданом, свадьба и др.

Не интересно собирать мозаику из простых одинаковых деталей, - объясняет Алексей. – А вот когда в каждой детальке ты узнаешь себя и историю своей жизни, тогда собирать мозаику хочется снова и снова.

После Алексей связался с заказчиком и узнал, что от подарка Оля осталось в восторге. Но собрать пазл до конца им пока так и не удалось. Это всё же достаточно сложная головоломка, а у них ещё есть кот и пёс, и ремонт в квартире идет… «Осталось ещё половина», - рассказал Сергей.

Меня попросили сделать несложный деревянный пазл Хрюшку.

Обычно я рисую выкройку на компьтере и затем распечатываю на бумаге, легко меняя размер изображения в зависимости от размера заготовки. В этот раз я оказался без принтера, поэтому нарисовал прямо на обрезке берёзовой дощечки. Толщина заготовки около 18 мм. Для выпиливания ручным лобзиком это много, но для лобзикового станка (на фото) в самый раз. Вариант самодельного станка показал Октябрь в этой теме

Следующий этап - сверление отверстий- глаз. Это лучше делать до выпиливание, так как мелкие детали легко расколоть сверлом.

Затем выпиливание. Я использую немецкие пилки Летучий голландец. Пилки бывают разной формы и толщины. Больше мне нравятся пилки FD-UR (ультра реверс). Они очень острые, хорошо сохраняют эту отстроту при работе и дают чистый рез, который часто почти не требует дальнейшей шлифовки. Исключение - при пилении вдоль волокон остаются лохмушки, как на этом фото на брюшке поросёнка.
Толщина пилки может быть различной. Я выбираю зависимости от толщины деталей и дальнейшей отделки. Толстые заготовки лучше пилить и толстыми пилками, так как при маленьком зазоре детали потом плохо разбираются-собираются.
Также дальнейшая покраска и лакирование требуют более толстых пилок, поскольку слой краски тоже имеет толщину.

По окончании выпиливания - шлифовка всех деталей. А красить будет уже моя заказчица.

Как быстро сделать простой деревянный пазл? Например, вот так:
Начнем с эскиза. Обычно я рисую на бумаге и затем наклеиваю чертеж на деревянную или фанерную заготовку с помощью скотча или клея. Подойдет универсальный контактный клей (Момент, резиновый №88, БФ-6 и другие) или клеящий карандаш. Но не в этот раз.

Эскиз я набросал прямо на обрезке берёзовой дощечки толщиной 18мм

Сперва - общие очертания, потом обозначил рот, глаза и хвостик. Далее - делим на кусочки. Особое внимание я обращаю на то, что бы не было слишком узких перемычек поперёк волокон древесины, что бы обеспечить прочность деталей.

Эскиз готов. Глаза лучше просверлить заранее, поскольку готовые детали при сверлении можно легко расколоть. Теперь приступаю к резке. Как всегда - , лезвия Flying Duchman FR-UR№5


Если вы не планируете делать стоячую игрушку то можно применить тонкую фанеру и ручной лобзик.
Важный этап работы это шлифовка. Каждая деталь тщательно ошкурена наждачной бумагой. И вот результат:


Похоже это получился вовсе не домашний ,

А скорее это дикий кабан, судя по мощным клыкам - настоящий вепрь-секач.

Вот мой чертеж для выпиливания пазла из фанеры или дерева. Вы можете свободно скачать и использовать выкройку пазла для своих работ. Мне будет интересно взглянуть на фотографии получившегося у вас кабанчика.

Как создаются пазлы из фанеры? Сегодня многие из вас видели на просторах интернета много скульптур созданных при помощи пересекающихся ребер. По нашему скромному мнению, наиболее в этом деле преуспела японская фирма d-torso. Как создаются такие шедевры мы расскажем в этой статье.

Существует несколько способов. Первый и самый простой – это создание чертежей с помощью специального ПО. Из известных нам программ это Autodesk 123d make: загружаете 3D модель, задаете параметры сечений и на выходе получаете раскладку в векторном формате. Минусы Autodesk 123d make – это сечение только в двух выбранных плоскостях (это есть нормально, так как по другому алгоритм не сможет работать) и проблема с загрузкой многих 3D моделей. Программа еще сырая и последнее обновление было от 2014 года. Есть еще плагин к программе SketchUp, о котором мы расскажем дальше и называется он Slice modeler. Общий минус таких программ это ручная доработка моделей и выкидывание огромного количества ненужных деталей. По времени может занять так же, как и третий способ, о котором дальше.

Второй способ – это создание векторных рисунков в графическом редакторе с просчетом сечений в разных плоскостях. Для такого способа необходимо иметь хотя бы минимальные навыки художника и хорошее пространственное мышление. Контура можно обрисовывать в том же CorelDraw. Тут же и сечь плоскостями. Кто хорошо учил инженерную графику в вузе сразу словит. Минусов такого способа не видим, имея опыт, такие модели можно делать довольно быстро. Плюс к этому присутствует творческая составляющая. Незначительный минус – это невозможность увидеть 3D модель в изометрии уже в собранном виде без предварительной порезки.


Третий способ – это создание пазла с исходной 3D модели “вручную”. Этот способ сочетает в себе преимущества двух предыдущих. Вы можете сами решать в каком месте делить плоскостями модель, на сколько далеко будет заходить контур элемента в модель. Сразу видно общая картина при создании плоскостей. Минусы этого способа – это обязательное наличие 3D модели, как и для первого варианта. Мы расскажем именно об этом способе на примере изготовления головы слона.

Основной процесс изготовления – это работа с программой SketchUp. Тем более есть и бесплатная версия этого продукта (хотя подобным способом можно моделировать почти в любой программе для создания трехмерной графики). Находите 3D модель, которую хотите сделать в виде пазла и загружаете в SketchUp.



… копируем с определенным шагом в нужную сторону.


Следующий этап – это пересечение модели плоскостями. Необходимо такие операции проводить с параллельными плоскостями или с плоскостями, которые взаимно не пересекаются. Обязательно перед этим создать опорную точку для того, что бы в будущем правильно группировать элементы с разных плоскостей.


Выделяем плоскости и с помощью команды Intersect Faces пересекаем модель в нужном месте.


После выполнения команды, которая может занять довольно долго в зависимости от ПК, можно увидеть контур в месте пересечения плоскости с моделью.


После этого удаляете модель вместе с плоскостями сечения и у вас должны остаться контуры будущих элементов пазла. Обязательно перед этим скопируйте модель вместе с опорной точкой для последующего сечения другими плоскостями.


У нас появился набор замкнутых контуров, которые формируют будущие элементы пазла. Для того, что бы сформировались сечения каждый из контуров замыкаем линией.

Некоторые контура после удаления модели и секущих плоскостей могут терять отрезки. В таком случае нужно вручную их замыкать. Все это конечно же зависит от исходной модели.


Осталось поудалять мелкий “мусор” и конечная картина будет выглядеть …


Следующий этап аналогичный предыдущему. Только сечем модель по другой оси. Если первая ось условно была X, то сейчас берем Y.


Последующие операции повторяются.


Не забываем о точке привязки. На нижнем фото видно наложение сечений из разных плоскостей при использовании точки привязки.


Обрежем нашу будущую модель и удалим лишние элементы.

Как видим нижние сечения хобота висят в воздухе. Сделаем сечение между двумя предыдущими и “свяжем” элементы хобота в цельную конструкцию.


Осталось добавить сечения по оси Z. Весь процесс вам знаком.

В последствии выяснилось, что по оси Z достаточно будет двух сечений и средние были выкинуты. Добавили бивни и в масштабе в Corel нарисовали уши. С Corel вектора импортировали в SketchUp и состыковали с нашими элементами.

Далее с помощью команды Push/Pull придаем объемности сечениям. Тянем на толщину будущего материала. Если вырезать планируете из 4мм фанеры, то и соответственно на это значение и тянете. Советуем сразу всю модель делать в реальном масштабе для представления общей картины в будущем.


Итоговая 3Д модель


Создание пазов для состыковки элементов пазла делается вручную и это довольно долгий и монотонный по сравнению с предыдущим процесс. Кто знаком со SketchUp, тот сделает это без проблем. Покажем эту операцию на примере двух деталей хобота. Важный момент: в процессе создания элементов, еще на стадии создания сечений, обязательно группируйте каждый элемент отдельно.


Выбираем один из элементов и заходим в режим редактирования. Рисуем контур пересечения наших элементов.

Для удобства с помощью команды Hide скрываем пока “ненужный” элемент и замыкаем контур паза.


С помощью команды Push/Pull выдавливаем паз в элементе.



Аналогичную операцию проводим с другим элементом пазла.


Создание пазов можно делать и быстрее с помощью той же команды Intersect Faces, но все-равно придется дорабатывать в ручную. Далее проводим аналогичные операции с остальными деталями пазла. И в конечном итоге раскладываем все элементы на одну плоскость для последующего экспорта в CorelDraw.


Сразу уточним, что экспорт 2D графики из SketchUp еще плохо реализован и некоторые файлы можно экспортировать только с помощью установленных плагинов. Наиболее подходящий формат файла для экспорта это dxf. Можно пробовать и dwg и eps. В общем любой формат для достижения цели подойдет. При экспорте сечений обязательно убедитесь, что они лежат в одной плоскости и у вас выбран соответствующий режим камеры (обзора). Камера(обзор) должна смотреть строго перпендикулярно к элементам. В противном случае будут экспортироваться лишние кривые.


Собственно на этом этапе и завершается создание модели для векторной порезки 3D пазла. Далее непосредственно изготовление пазла на любом раскроечном станке ЧПУ или вручную по лекалам. Еще мы обещали рассказать о плагине к SketchUp “Slice modeler”. Этот плагин позволяет проделывать вышеописанную работу автоматически, но как и в любом процессе автоматизации есть свои недостатки. Slice modeler прекрасно работает с простыми объемными фигурами, а также с несложными 3D моделями. Со всеми моделями, которые мы импортировали в SketchUp он работал кривовато.


При запуске плагина выкидывает окно, в котором выбираем шаг сечения, направление по оси, толщину конечного элемента, цвет и слой. Для примера мы выберем ось Х. Плагин дает информацию о количестве сечений и производит собственно сам процесс.


После некоторого времени выдает готовые сечения модели и запрашивает информацию о другой оси. Для примера выбрана ось Z.



Результат работы плагина с данной моделью не очень хороший, так как много сечений нужно править и доводить до ума. При нормальной работе Slice modeler в конце процесса раскидывает элементы пазла в одной плоскости, при чем делает еще и нумерацию каждой детали. Этот плагин сечет в двух плоскостях, сечения в третей плоскости надо доделывать в ручную или же делать хитрым способом – попарно производить процесс в двух плоскостях, а потом их накладывать (например XY и XZ). Итог таков: Slice modeler можно использовать с простыми 3D моделями или с моделями, сделанными на высоком уровне (пример ). По времени этот процесс может занять даже больше, чем “раскрой” вручную.

Теперь переходим непосредственно к процессу изготовления наших деталей. Мы будем кроить элементы пазла на вот этом красавце.


Лазерный гравер A3+SPLIT в настольном исполнении. Это уже второе поколение A3+SPLIT. Размер рабочего поля 300х450, реальная скорость гравировки 550 мм/с. Резка 4мм фанеры на скорости 12-15 мм/с. После мучения с К-40 гравером работа на этом станке одно удовольствие. Сделан у нас в Украине, комплектующие у ребят всегда в наличии и поддержка на высоком уровне. К стати есть комплектация с “пиновым” столом. Кто работал с фанерой в больших количествах, тот знает все “прелести” отмывания ребер ножевого стола от копоти.


Собственно процесс работы сводится к установке фанеры на рабочий стол и запуска программы для резки контуров, которая тесно интегрируется с CorelDraw.




Всего на всю модель ушло пять листов размерами 300 х 500 мм. Это даже с учетом основания щита, который дорисовали уже в CorelDraw. Обязательно проверяем толщину фанеры перед резкой и подгоняем реальные чертежи с учетом толщины реза лазера в 0,1 мм.


Размеры готовой модели составили 50х50х40 см.



И, наконец, готовый результат.


Всего по времени данная работа заняла один полноценный рабочий день. Конечно для начинающих это время может немного быть большим, но с опытом придет и автоматизация процесса. Хотим подчеркнуть, что данный способ изготовления подобных изделий не есть единственным и если есть желание и время, то дерзайте.


Ни одно животное не пострадало во время изготовления 3D пазла.