Иоанн креститель да винчи интересные факты. Леонардо да Винчи: картины итальянского гения в Лувре

К:Картины 1514 года

Изображение святого снабжено традиционной атрибутикой: тонкий тростниковый крест, длинные волосы, одежды из шерсти. Пересечение диагоналей корпуса тела и правой руки усиливает мотив креста, который едва заметно написан художником.

Традиционным для изображений Иоанна Крестителя считается и жест правой руки, направленный вверх. Впрочем, этот жест в определенном смысле является традиционным и для творчества Леонардо, его можно обнаружить в ряде законченных произведений («Тайная вечеря », «Мадонна в скалах», «Мадонна с Младенцем» (1510) и др.), а также набросков.

    Jesús en La Última Cena, de Leonardo da Vinci.jpg

    Леонардо да Винчи. Тайная вечеря (фрагмент)

    Léonard de Vinci - Vierge aux rochers 3.jpg

    Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах (фрагмент)

    Leonardo - St. Anne cartoon-alternative.jpg

    Леонардо да Винчи. Св. Анна с Марией и Младенцем Христом

Изнеженность Св. Иоанна, граничащая с женоподобием, мягкая улыбка, взгляд, вьющиеся кольцами волосы свидетельствуют о вырождении в творчестве мастера принципов классического стиля. Леонардо да Винчи здесь выступает как инициатор маньеризма.
Поскольку моделью для «Иоанна Крестителя», как и «Вакха», вероятнее всего послужил Салаи , очевидно, что «предательская улыбка», по словам У. Пейтера, «выдаёт мысли, далеко не исчерпывающиеся внешним жестом или обстановкой».

Напишите отзыв о статье "Иоанн Креститель (Леонардо да Винчи)"

Литература

  1. Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс XIII-XVI века. - М., 1977
  2. Пейтер У. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. - М., 2006
  3. Санти Б. Леонардо да Винчи. - М., 1995

Ссылки

Отрывок, характеризующий Иоанн Креститель (Леонардо да Винчи)

Пьер не знал того, что войска эти были поставлены не для защиты позиции, как думал Бенигсен, а были поставлены в скрытое место для засады, то есть для того, чтобы быть незамеченными и вдруг ударить на подвигавшегося неприятеля. Бенигсен не знал этого и передвинул войска вперед по особенным соображениям, не сказав об этом главнокомандующему.

Князь Андрей в этот ясный августовский вечер 25 го числа лежал, облокотившись на руку, в разломанном сарае деревни Князькова, на краю расположения своего полка. В отверстие сломанной стены он смотрел на шедшую вдоль по забору полосу тридцатилетних берез с обрубленными нижними сучьями, на пашню с разбитыми на ней копнами овса и на кустарник, по которому виднелись дымы костров – солдатских кухонь.
Как ни тесна и никому не нужна и ни тяжка теперь казалась князю Андрею его жизнь, он так же, как и семь лет тому назад в Аустерлице накануне сражения, чувствовал себя взволнованным и раздраженным.
Приказания на завтрашнее сражение были отданы и получены им. Делать ему было больше нечего. Но мысли самые простые, ясные и потому страшные мысли не оставляли его в покое. Он знал, что завтрашнее сражение должно было быть самое страшное изо всех тех, в которых он участвовал, и возможность смерти в первый раз в его жизни, без всякого отношения к житейскому, без соображений о том, как она подействует на других, а только по отношению к нему самому, к его душе, с живостью, почти с достоверностью, просто и ужасно, представилась ему. И с высоты этого представления все, что прежде мучило и занимало его, вдруг осветилось холодным белым светом, без теней, без перспективы, без различия очертаний. Вся жизнь представилась ему волшебным фонарем, в который он долго смотрел сквозь стекло и при искусственном освещении. Теперь он увидал вдруг, без стекла, при ярком дневном свете, эти дурно намалеванные картины. «Да, да, вот они те волновавшие и восхищавшие и мучившие меня ложные образы, – говорил он себе, перебирая в своем воображении главные картины своего волшебного фонаря жизни, глядя теперь на них при этом холодном белом свете дня – ясной мысли о смерти. – Вот они, эти грубо намалеванные фигуры, которые представлялись чем то прекрасным и таинственным. Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество – как велики казались мне эти картины, какого глубокого смысла казались они исполненными! И все это так просто, бледно и грубо при холодном белом свете того утра, которое, я чувствую, поднимается для меня». Три главные горя его жизни в особенности останавливали его внимание. Его любовь к женщине, смерть его отца и французское нашествие, захватившее половину России. «Любовь!.. Эта девочка, мне казавшаяся преисполненною таинственных сил. Как же я любил ее! я делал поэтические планы о любви, о счастии с нею. О милый мальчик! – с злостью вслух проговорил он. – Как же! я верил в какую то идеальную любовь, которая должна была мне сохранить ее верность за целый год моего отсутствия! Как нежный голубок басни, она должна была зачахнуть в разлуке со мной. А все это гораздо проще… Все это ужасно просто, гадко!

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи поражает своим гением все человечество даже спустя почти пять столетий с момента своей смерти. Изобретения и произведения искусства великого итальянца до сих пор являются предметами изучений ведущих историков мира. Не оставляет их в покое также знаменитое полотно “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи, которое признано последней большой работой гения.

Рождение гения

Леонардо да Винчи был незаконно рожден в итальянской деревушке Винчи. Его статус при рождении закрыл путь к качественному образованию и престижной профессии, ведь Леонардо родился в незаконном союзе крестьянки и нотариуса. Однако сам будущий гений лишь подпитывался запретами, и, таким образом, его амбиции и страсть к любимому делу лишь росли.

Образование

В возрасте 15 лет да Винчи становится учеником художника Андреа дель Верокио. Мастерство и техника юного ученика были настолько прогрессивными, что иногда учитель даже пугался. Несмотря на одаренность в сфере искусства, Леонардо всегда увлекался наукой и изобретениями. Для того чтобы расширить свой круг интересов, да Винчи переезжает из Флоренции в культурную столицу Италии - Милан. В этом городе для да Винчи начинается совсем новая жизнь сразу после того, как он начинает работать военным инженером у самого миланского герцога Сфорца. На протяжении 17 лет работы в Милане великий Леонардо изобретал, рисовал, постигал науку, а также генерировал бесконечный поток самых смелых и инновационных идей своего времени. Без сомнений, эти годы, проведенные за работой для Сфорца, были самыми продуктивными в карьере великого творца. Однако в 1499 году, когда да Винчи было 47 лет, французские войска захватили Милан и изгнали герцога Сфорца из города. С тех пор и до самой смерти Леонардо путешествовал по Италии, посещая Венецию и Рим, занимаясь проектами самого разного рода. В течение этого времени творец был сконцентрирован на деятельности художника и анатомиста.

Наследие и конец жизни

Как художник Леонардо знаменит бесчисленным множеством картин и фресок, главные из которых - “Мона Лиза” и “Тайная вечеря”. В роли анатомиста да Винчи произвел собственноручно около 30 вскрытий и каждое из них подробно задокументировал в виде подробных рисунков и чертежей.

Предвидя сотни важных изобретений, создав собственными руками легендарные произведения искусства и активно занимаясь такими различными сферами, как астрономия и архитектура, Леонардо да Винчи умирает в 1519 году в возрасте 67 лет.

Картина “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи

Какая же картина является последним произведением кисти легендарного художника? Это “Иоанн Креститель”. Леонардо да Винчи закончил написание последнего шедевра своей коллекции в 1517 году, ровно 500 лет назад. Картина размером 69х57 см исполнена маслом на полотне из орехового дерева. В ноябре 2016 года мастера закончили последнюю реставрацию полотна и вернули его обратно в парижский музей “Лувр”. Интересный факт: реставрация проходила под четким руководством профессионалов, до этого работавших с картинами именитых художников, одним из которых был Рембрандт. Процесс состоял в удалении 15 слоев лака и краски от предыдущих реставраций. Кроме того, благодаря стараниям мастеров полотно стало более ярким и потускневшие детали тела, головы и окружения Иоанна теперь проглядываются лучше.

Леонардо да Винчи, “Иоанн Креститель”: описание картины

Ближайший предтеча Иисуса Христа - Иоанн - всегда изображался худощавым и пылким, живущим в пустыне и питающимся саранчой и медом. Поэтому картина “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи, на которой главный персонаж изображен почти как гермафродит с мужскими и женскими чертами одновременно, подверглась строгой критике и осуждению. Кроме того, полотно довольно надолго было забыто и не было выставлено на всеобщее обозрение.

На картине изображен Иоанн с согнутой в локте женственной рукой и вытянутым указательным пальцем, направленным к небесам. Конечно же, не обошлось и без загадочной улыбки, напоминающей знаменитую “Мону Лизу”. Лицо Иоанна, некоторыми чертами похожее на фавна, обрамлено каскадом густых кудрей. Палец, направленный вверх, довольно часто появляется в работах да Винчи, означает пришествие Иисуса Христа.

“Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи написан в знаменитой технике игры света и тени. В записях художника можно найти упоминания того, что он абсолютно осознанно изображает фигуру героя на темном фоне. Этот прием помогает добиться мастеру полного соединения элементов полотна. Издалека не видно деталей картины, проглядываются лишь самые светлые элементы. Однако, изображая тело самого Иоанна, да Винчи не скупится на свет и тени. Это помогает зрителю как можно более полно осмыслить картину. Даже затемненные области фигуры героя отражают слабый блеск и сияние.

Полотно “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи, описание которого просто невозможно без упоминания преследующей красоты Иоанна, излучает двусмысленность сексуальной идентичности главного персонажа. Таинственный жест кисти с направленным вверх пальцем несет в себе не только религиозный смысл, скорее всего, в нем зашифровано эзотерическое значение. Такой вывод возможен, потому как ни одно произведение да Винчи нельзя трактовать однозначно.

Загадка “Иоанна”

Самым главным вопросом, интересующим историков, является неясность того, кто же на самом деле изображен на картине “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи. Загадки и тайны, окутывающие творчество гения, ввели историков и ученых в заблуждение потому, что невозможно дать однозначный ответ касаемо половой принадлежности главного персонажа картины. Интересный факт: картина писалась с любовника великого да Винчи - Салаи. Однако сомнения насчет пола персонажа картин гения берут свое начало еще от “Моны Лизы”, потому как итальянские ученые, исследуя знаменитое полотно, нашли под глазами Джоконды буквы L и S (Леонардо и Салаи, соответственно). Эта находка заставила историков усомниться в существовании истинной Лизы дель Джокондо (прототипа той самой “Моны Лизы”), а также пересмотреть гендерную принадлежность других персонажей да Винчи. Это сомнение породила также явная схожесть улыбок Джоконды и Салая.

Однозначного ответа на все вопросы, касающиеся творчества великого художника, скорее всего, получить уже невозможно по причине прошествия столь долгого времени. Зато никакие загадки и тайны не мешают и по сей день наслаждаться столь богатым наследием итальянского гения.

Картина “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи, несмотря на то, что была неизвестна широкой публике на протяжении долгого времени, сейчас по праву занимает свое место в “Лувре” и, по мнению многих посетителей музея, является столь же привлекательной, как и бессмертная Джоконда.

«Иоанн Креститель» - картина, принадлежащая кисти представителя итальянского Возрождения Леонардо да Винчи . Это произведение относится к позднему периоду творчества художника.

Глухой фон, лишенный пейзажа, столь характерного для работ эпохи Возрождения вообще (например, «Женский портрет» Нерокко ди Ланди) и Леонардо да Винчи в частности («Мона Лиза»), целиком концентрирует внимание зрителя на фигуре Иоанна Крестителя, которую обволакивает доведённое до совершенства тающее сфумато.

Изображение святого снабжено традиционной атрибутикой: тонкий тростниковый крест, длинные волосы, одежды из шерсти. Пересечение диагоналей корпуса тела и правой руки усиливает мотив креста, который едва заметно написан художником.

Традиционным для изображений Иоанна Крестителя считается и жест правой руки, направленный вверх. Впрочем, этот жест в определенном смысле является традиционным и для творчества Леонардо, его можно обнаружить в ряде законченных произведений («Тайная вечеря», «Мадонна в скалах», «Мадонна с Младенцем» (1510) и др.), а также набросков.

Изнеженность Св. Иоанна, граничащая с женоподобием, мягкая улыбка, взгляд, вьющиеся кольцами волосы свидетельствуют о вырождении в творчестве мастера принципов классического стиля. Леонардо да Винчи здесь выступает как инициатор маньеризма.

Поскольку моделью для «Иоанна Крестителя», как и «Вакха», вероятнее всего послужил Салаи, очевидно, что «предательская улыбка», по словам У. Пейтера, «выдаёт мысли, далеко не исчерпывающиеся внешним жестом или обстановкой».

Похоже, что Леонардо привёз с собой «Иоанна Крестителя» во Францию, когда в 1516 году он поселился в замке Клу. По крайней мере известно, что 10 октября 1517 году он показывает картину «молодого Иоанна Крестителя» (вместе со Святой Анной и Джокондой) кардиналу Арагонскому (фр.). Скорее всего, все три картины были куплены Франциском I в 1518 году, об этом косвенно свидетельствует документ об уплате ученику Леонардо крупной суммы «за несколько картин, проданных королю» («pour quelques tables de paintures qu’il a baillées au Roy»). Другое косвенное свидетельство наличия «Иоанна» в королевской коллекции - «Портрет Франциска I в виде Иоанна Крестителя» Жана Клуэ (также в коллекции Лувра), написанный в 1518-1520 годах и явно вдохновлённый картиной Леонардо.

Затем картина покинула королевскую коллекцию, обстоятельства её продажи не известны. В 1620-х годах она оказывается у герцога Льянкурского (фр.), одного из самых крупных коллекционеров французской живописи своей эпохи.
Герцог подарил картину английскому королю Карлу I - скорее всего в 1630-х годах, возможно к рождению наследника престола. Вскоре после казни Карла I (1649 год) картина была куплена Эверхардом Ябахом (фр.), который перепродал её в 1662 году Людовику XIV. Больше картина не покидала фразцузской королевской коллекции и вместе с нею была унаследована Лувром.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

На картине Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель», художником изображен длиннокудрый женоподобный юноша, который в одной руке держит крест, а другой указывает на небо.

Изучение этой картины в монохроматическом свете показало, что шкура (одеяние Иоанна Крестителя) и тростниковый крест (его типичный атрибут на живописных полотнах) добавлены позднее другим художником. После чего картина и стала называться «Иоанн Креститель». Хотя с образом Крестителя этот юноша никак не сочетается.

Вот например как изображает Иоанна Крестителя Андреа Верроккьо, у которого юный Леонардо был в учениках. Работая над картиной «Крещение Христа», учитель поручает юному Леонардо написать ангела, держащего одежду Христа.

Искусствовед Сильвано Винчетти озвучил теорию, что прототипом таинственной Джоконды является ученик Леонардо да Винчи Жан Жакомо Капротти. Капротти, также известный как Салаи, работал вместе с известным художником более 20 лет. Лицо юноши имеет поразительное сходство с образом Моны Лизы. «Салаи был любимой моделью Леонардо, – говорит Винчетти, – можно со всей уверенностью утверждать, что художник добавил черты его лица в образ Моны Лизы».

По поводу поразительного сходства с Джокондой – замечание уместное. Не менее поразительное сходство можно найти и с Анной на других его картинах.

Стоит заметить, что существует схожий портрет кисти Леонардо да Винчи «Ангел, приносящий благую весть». Можно предположить, что и Иоанн, до того, как ему пририсовали крест, тоже был тем же Ангелом. Вспомним теперь, что существует известный набросок Леонардо да Винчи, так называемый «Ангел во плоти».

История наброска довольно темна. Известно, что в 19 веке он был частью королевской коллекции в Виндзоре, вместе с одиннадцатью другими эротическими рисунками авторства Леонардо. По словам британского искусствоведа Брайана Сьюэлла, в один прекрасный день эту коллекцию осмотрел некий «известный немецкий эксперт», и некоторое время спустя рисунки исчезли (не исключено, что с молчаливого согласия королевы Виктории), а впоследствии оказались в Германии. Имена последующих владельцев рисунков не афишируются, однако более столетия спустя, в 1991 году, Карло Педретти, признанный знаток творчества Леонардо, смог получить разрешение владельца рисунка и представить «Ангела во плоти» на выставке в Стиа, в Тоскане. Как бы то ни было, эксперты сходятся во мнении, что Леонардо является автором этого наброска.

Трудно представить себе образ, более далекий от всего того, что принято связывать с понятием «аскетизм», чем этот изнеженный юноша. Пищей его были явно не «акриды и дикий мед». Тысячи искусствоведов, литераторов и прочих любителей прекрасного пытались понять, что именно хотел выразить мэтр Леонардо, изобразив св.Иоанна Крестителя в столь неожиданном, мягко говоря, виде. Недаром, этот портрет всегда служил благодатной подпиткой для легенд и слухов, упорно связывающих Леонардо с различными секретными сообществами, изображающих его обладателем «скрытых», «сокровенных» знаний, еретиком, «магом», «посвященным», иными словами, связывающих его с герметической традицией эпохи Возрождения.

Таким образом, строго говоря, нет никаких оснований ассоциировать женственного юношу, изображенного Леонардо да Винчи, с Иоанном Крестителем. Однако это обстоятельство никоим образом не снимает вопроса: зачем такая ассоциация все-таки создана, пусть даже не самим Леонардо, а кем-то другим? Ну, в самом деле, зачем пририсовывать юноше явно нехристианского вида атрибуты одного из наиболее чтимых христианских святых? Какой комплекс идей за этим кроется? Есть ли в этом некий скрытый – герметический – смысл?

Трансформации канонического образа Иоанна Крестителя в Пророка Илию, Гермеса Трисмегиста, Ангела Завета и легендарного Метатрона покажутся адептам любой церкви абсурдными и, возможно, даже кощунственными! Но аргументированность и непоколебимость доводов в этой работе неотразимы.

Приведем еще один аргумент в пользу такой интерпретации: сравним изображение со знаменитым «Меркурием» Джамболонья. Правая рука Меркурия приподнята и согнута в локте точно так же, как на портрете Иоанна Крестителя и на картине «Ангел, приносящий благую весть», и точно так же устремлен в небеса перст указующий.

Перст указующий присутствует на многих полотнах и рисунках Леонардо да Винчи; искусствоведы не смогли сколь-нибудь убедительно объяснить значение этого символического жеста. Вполне возможно, что этот символ у Леонардо многозначен, однако при интерпретации образа Иоанна как Еноха-Метатрона его жест на картине да Винчи получает ясное и логичное объяснение: иудейская традиция называет Метатрона указующим перстом Бога, поскольку он указал в пустыне иудейскому народу путь в землю обетованную.

Символ перста указующего встречается также у Рафаэля, который был учеником и последователем Леонардо да Винчи. Например, кисти Рафаэля принадлежит портрет Иоанна Крестителя, который естественным образом ассоциируется с картиной Леонардо.

В жесте Леонардовского Иоанна поднята правая рука Платона на фреске Рафаэля «Афинская школа». А сам образ Платона весьма схож с автопортретом Леонардо да Винчи. Следовательно, в образе Платона заявлена связь Платон – Леонардо – Иоанн Креститель. Кроме того, необходимо учитывать, что в эпоху Возрождения Платона считали наследником мудрости Гермеса Трисмегиста.

Марсилио Фичино писал, что Гермес передал сокровенные знания своему ученику Орфею, тот – Аглаофему, которому наследовал Пифагор, чьим учеником был Филолай, учитель божественного Платона. Таким образом, фреска указывает на то, что Леонардо был продолжателем Платона и, тем самым, приверженцем учения Гермеса Трижды Величайшего. Поэтому, говорит нам Платон-Леонардо, вздымая вверх указательный палец, глядя на образ Иоанна, думайте о непревзойденной мудрости и святости божественного Гермеса.


И напоследок ещё одна альтернативная версия, о том, куда же всё-таки направлен перст указующий.

Изображения Девы на зодиаках без труда узнаются. Как правило это – женская фигура с колосом в руках. Нередко Дева изображалась указующей на хвост Льва, как это показано на рисунке А.Дюрера. На нем Дева касается рукой кисточки на конце хвоста Льва. Как бы слегка придерживая его. В этой кисточке изображена звезда Денебола.

Глядя на Деву с указующим перстом, сам собой возникает вопрос: «а был ли мальчик»? Или изначально Иоанн-Гермес задумывался, как Дева, указующая на Денеболу? По крайней мере это объясняет женоподобное лицо Иоанна, которого до Леонардо, изображали аскетичным мужчиной, преклонных лет.

А вот ещё один персонаж, якобы Ангел с указующим перстом (на Александрийской колонне). И для сравнения, изображение Девы, на астрономических картах XVI-XVIIвв. Как говорится, найдите десять отличий:

1. Статуя, венчающая Александрийскую колонну.
2. Андреас Целлариус, «Гармония Макрокосмоса», издание 1661 года.
3. «Явления и предсказания» Арата, 1569-1570 годы, Марк Хофельд, Люксембург.
4. Дюрер, 1515 год. Северная полусфера неба.

Название звезды Денеболы происходит от Deneb Alased, от арабской фразы ذنب الاسد danab al-asad «хвост льва», или, по мнению Балинджера – «Судья», «Грядущий Господин». Ангел указующий на Крест, как бы призывающий помнить о грядущем Суде Божьем?

В астрологии Денебола считалась предвестником несчастья. Считается, что она «запускает» в мунданных картах мировые катастрофы (Р. Эбертин, Г. Хофман «Неподвижные звёзды»). Интересная характеристика звезды, на которой акцентирует наше внимание Дева. Как говорится, что бы это значило? Да уж не апокалипсис ли?

Ну и для полноты картины: Кадуцей, атрибут Гермеса, в руках Девы, из средневековых астрономических атласов.



1. Гуго Гроция, «Построение по Арату», 1600 год.
2. Гигин, «Астрономия», издание 1485 года.
3. Гигин, «Астрономия», издание 1570 года.
4. Манускрипт, IXв.
5. Сакробусто (Sacrobusto «Sphaera Mundi» 1539).

Впрочем, стоит ли удивляться? Ведь Управитель знака Девы – Меркурий, т.е. всё тот же Гермес. Разные народы ассоциировали Деву со своими Великими Богинями, от Изиды и Атаргатис до Артемиды и Фемиды. У греков она ассоциировалась с Афродитой. Отсюда имеем Гермафродит – се суть Гермес и Афродита в одном флаконе. Может быть, Леонардо это имел в виду? Неизвестно...

Эта последняя из сохранившихся картин Леонардо занимает особое место как в его творчестве, так и в истории живописи Возрождения.

В середине лета 1516 года Леонардо да Винчи завершил работу над картиной «Иоанн Креститель», которую писал около двух лет.

Эта последняя из сохранившихся картин Леонардо занимает особое место как в его творчестве, так и в истории живописи Возрождения, которая, как принято считать, именно начиная с «Иоанна Крестителя» начинает эволюционировать в направлении будущего маньеризма. Художник использует разработанные им и доведенные до совершенства в течение многих лет приемы, такие, как тающее сфумато (смягчение очертаний фигур и лиц, позволяющее передавать воздух, легкую дымку), полный отказ от фона (когда персонаж изображен в коричневой тьме, как бы высвечен из нее, что дает возможность собрать внимание именно на герое), нивелирование традиционных атрибутов, свойственных библейскому персонажу (в случае с Иоанном Крестителем это обязательный для него тонкий тростниковый Крест и одежда из шерсти, которые на картине да Винчи рассмотреть очень не просто).

Но при этом он решительно меняет содержание самого образа, придавая Иоанну не просто живые человеческие черты, но даже такие, которые явно не свойственны каноническим представлениям о Предтече. Герой картины – отнюдь не суровый исполнитель миссии, идущий на неминуемую мученическую гибель, но изнеженный и даже женоподобный юноша, кокетливо поглядывающий на зрителя. И хотя его правая рука воздета к небесам в характерном для героев Леонардо жесте, а диагонали лета и руки пересекаются, сами по себе образуя легко заметный крест, создается впечатление, что это не проповедь, а, скорее, маньеристский танец.

Не случайно это позволило еще исследователям начала ХХ века заметить, что Леонардо выступает здесь как инициатор маньеризма. А по словам профессора У. Пейтера «предательская улыбка выдает мысли, далеко не исчерпывающиеся внешним жестом и обстановкой».

Считается, что моделью для этой картины был Салаи (настоящее имя Джан Джакомо Капротти да Орено) – один из двух учеников, с которыми Леонардо связывали длительные, растянувшиеся почти на четверть века, и, возможно, интимные отношения. На рисунке “Ангел во плоти”, который явно послужил эскизом к “Иоанну Крестителю”, полписано имя Салаи. Этот же юноша послужил моделью для приписываемой Леонардо картине “Вакх”, языческий персонаж которой внешне похож на Ионна Крестителя с картины да Винчи, но по понятным причинам наполненным совершенно иным содержанием.

«Иоанн Креститель» считается второй по загадочности картиной Леонардо после «Джоконды» и одним из десяти самых посещаемых экспонатов Лувра.




Школа Леонардо да Винчи. Вакх. 1511-1515. Масло, дерево. 177х115 см. Лувр, Париж.