Факторы (движущие силы) эволюции. Факторы эволюции и их значение

Наследственная изменчивость

Случайное (ненаправленное) сохранение признаков

Популяционные волны - периодические колебания численности популяции. Например: численность зайцев непостоянна, каждые 4 года их становится очень много, затем следует спад численности. Значение: во время спада происходит дрейф генов.

Дрейф генов: если популяция очень маленькая (из-за катастрофы, болезни, спада поп-волны), то признаки сохраняются или исчезают независимо от их полезности, случайно.

Борьба за существование

Причина: организмов рождается гораздо больше, чем может выжить, поэтому для них всех не хватает пищи и территории.

Определение: совокупность взаимоотношений организма с другими организмами и с окружающей средой.

Формы:

Самой ожесточенной считается внутривидовая.

Следствие: естественный отбор

Естественный отбор

Это главный, ведущий, направляющий фактор эволюции, приводит к приспособленности, к возникновению новых видов.

Изоляция

Постепенное накопление различий между изолированными друг от друга популяциями может привести к тому, что они не смогут скрещиваться - возникнет биологическая изоляция , появятся два разных вида.

Виды изоляции/видообразования:

  • Географическая - если между популяциями имеется непреодолимая преграда - гора, река или очень большое расстояние (возникает при быстром расширении ареала). Например, лиственница сибирская (в Сибири) и лиственница даурская (на Дальнем Востоке).
  • Экологическая - если две популяции живут на одной территории (внутри одного ареала), но не могут скрещиваться. Например, разные популяции форелей живут в озере Севан, но нереститься уходят в разные реки, впадающие в это озеро.

Вставьте в текст «Колебания численности особей» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Численность особей в популяциях непостоянна. Её периодические колебания называются (А). Их значение для эволюции состоит в том, что при росте численности популяции число мутантных особей увеличивается во столько же раз, во сколько возросло число особей. Если численность особей в популяции сокращается, то её (Б) становится менее разнообразным. В этом случае в результате (В) из него могут исчезнуть особи с определёнными (Г).
1) популяционная волна
2) борьба за существование
3) изменчивость
4) генофонд
5) естественный отбор
6) генотип
7) фенотип
8) наследственность

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Комбинативную изменчивость относят к
1) движущим силам эволюции
2) направлениям эволюции
3) результатам эволюции
4) этапам эволюции

Ответ


1. Установите последовательность формирования приспособлений в популяции растений в процессе эволюции. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) закрепление нового признака стабилизирующим отбором
2) действие движущей формы отбора на особей популяции
3) изменение генотипов особей популяции в новых условиях
4) изменение условий среды обитания популяции

Ответ


2. Установите последовательность формирования приспособленности растений в процессе эволюции. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) размножение особей с полезными изменениями
2) возникновение различных мутаций в популяции
3) борьба за существование
4) сохранение особей с наследственными изменениями, полезными для данных условий среды

Ответ


3. Установите последовательность процессов микроэволюции. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) действие движущего отбора
2) появление полезных мутаций
3) репродуктивная изоляция популяций
4) борьба за существование
5) формирование подвида

Ответ


4. Установите последовательность действия движущих сил эволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) борьба за существование
2) размножение особей с полезными изменениями
3) появление в популяции разнообразных наследственных изменений
4) сохранение преимущественно особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями
5) формирование приспособленности к среде обитания

Ответ


5. Установите последовательность формирования популяции тёмноокрашенной бабочки берёзовой пяденицы в загрязнённых промышленных районах.
1) появление в потомстве разноокрашенных бабочек
2) увеличение численности бабочек с более тёмной окраской
3) сохранение в результате естественного отбора бабочек с тёмной окраской и гибель со светлой
4) возникновение популяции тёмноокрашенных бабочек

Ответ


6н. Установите последовательность процессов при видообразовании. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) распространение в изолированных популяциях полезных признаков
2) естественный отбор особей с полезными признаками в изолированных популяциях
3) разрыв ареала вида вследствие изменения рельефа
4) появление новых признаков в изолированных популяциях
5) образование новых подвидов

Ответ


1. Укажите последовательность процессов географического видообразования. Запишите соответствующую последовательность цифр
1) распространение признака в популяции
2) появление мутаций в новых условиях жизни
3) пространственная изоляция популяций
4) отбор особей с полезными изменениями
5) образование нового вида

Ответ


2. Определите последовательность процессов, характерных для географического видообразования
1) формирование популяции с новым генофондом
2) появление географической преграды между популяциями
3) естественный отбор особей с приспособительными к данным условиям признаками
4) появление особей с новыми признаками в изолированной популяции

Ответ


3. Укажите последовательность процессов при географическом видообразовании
1) накопление мутаций в новых условиях
2) территориальная изоляция популяции
3) репродуктивная изоляция
4) образование нового вида

Ответ


4. Укажите последовательность этапов географического видообразования
1) дивергенция признаков в изолированных популяциях
2) репродуктивная изоляция популяций
3) возникновение физических преград в ареале исходного вида
4) возникновение новых видов
5) образование изолированных популяций

Ответ


5. Установите последовательность этапов географического видообразования. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) появление в популяциях новых случайных мутаций
2) территориальная изоляция одной популяции вида
3) изменение генофонда популяции
4) сохранение естественным отбором особей с новыми признаками
5) репродуктивная изоляция популяций и образование нового вида

Ответ


Установите последовательность этапов экологического видообразования. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) экологическая изоляция между популяциями
2) биологическая (репродуктивная) изоляция
3) естественный отбор в новых условиях среды
4) возникновение экологических рас (экотипов)
5) возникновение новых видов
6) освоение новых экологических ниш

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. При экологическом видообразовании, в отличие от географического, новый вид возникает
1) в результате распадения исходного ареала
2) внутри старого ареала
3) в результате расширения исходного ареала
4) за счет дрейфа генов

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Фактором эволюции, способствующим накоплению разнообразных мутаций в популяции, является
1) внутривидовая борьба
2) межвидовая борьба
3) географическая изоляция
4) ограничивающий фактор

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Наследственная изменчивость в процессе эволюции
1) закрепляет созданный признак
2) является результатом естественного отбора
3) поставляет материал для естественного отбора
4) отбирает приспособленные организмы

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Пример экологического видообразования
1) сибирская и даурская лиственница
2) заяц-беляк и заяц-русак
3) европейская и алтайская белка
4) популяции севанской форели

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите признаки, характеризующие естественный отбор как движущую силу эволюции
1) Источник эволюционного материала
2) Обеспечивает резерв наследственной изменчивости
3) Объектом является фенотип особи
4) Обеспечивает селекцию генотипов
5) Фактор направленного действия
6) Фактор случайного действия

Ответ


1. Установите соответствие между процессом, происходящим в природе, и формой борьбы за существование: 1) внутривидовая, 2) межвидовая
А) состязание между особями популяции за территорию
Б) использование одного вида другим
В) соперничество между особями за самку
Г) вытеснение чёрной крысы серой крысой
Д) хищничество

Ответ


2. Установите соответствие между примером борьбы за существование и формой, к которой эта борьба относится: 1) внутривидовая, 2) межвидовая. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) определение гнездовых участков в лесу клестами
Б) использование бычьим цепнем крупного рогатого скота как места обитания
В) соперничество между самцами за доминирование
Г) вытеснение черной крысы серой крысой
Д) охота лисицы на мышей-полевок

Ответ


3. Установите соответствие между примерами и видами борьбы за существование: 1) внутривидовая, 2) межвидовая. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) вытеснение черной крысы серой крысой
Б) поведение самцов лосей в брачный период
В) охота лисицы на мышей
Г) рост одновозрастных проростков свеклы на одной грядке
Д) поведение кукушонка в гнезде другой птицы
Е) соперничество львов в одном прайде

Ответ


1. Установите соответствие между причиной видообразования и его способом: 1) географическое, 2) экологическое. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) расширение ареала исходного вида
Б) стабильность ареала исходного вида
В) разделение ареала вида различными преградами
Г) многообразие изменчивости особей внутри ареала
Д) многообразие местообитаний в пределах стабильного ареала

Ответ


2. Установите соответствие между особенностями видообразования и их способами: 1) географическое, 2) экологическое. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) изоляция популяций из-за водной преграды
Б) изоляция популяций из-за разных сроков размножения
В) изоляция популяций из-за возникновения гор
Г) изоляция популяций из-за больших расстояний
Д) изоляция популяций в пределах ареала

Ответ


3. Установите соответствие между механизмами (примерам) и способами видообразования: 1) географическое, 2) экологическое. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) расширение ареала исходного вида
Б) сохранение единого исходного ареала вида
В) появление двух видов чайки в Северном и Балтийском морях
Г) образование новых мест обитания в пределах исходного ареала
Д) наличие популяций севанской форели, различающихся сроками нереста

Ответ


4. Установите соответствие между характеристиками и способами видообразования: 1) географическое, 2) экологическое. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) длительное постоянство существования ареала исходного вида
Б) разделение ареала исходного вида непреодолимой преградой
В) различная пищевая специализация внутри исходного ареала
Г) разделение ареала на несколько изолированных частей
Д) освоение различных сред обитания в пределах исходного ареала
Е) изоляция популяций из-за разных сроков размножения

Ответ


1. Выберите из текста три предложения, которые описывают экологический способ видообразования в эволюции органического мира. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Репродуктивная изоляция служит причиной микроэволюции. (2) Свободное скрещивание обеспечивает обмен генами между популяциями. (3) Репродуктивная изоляция популяций может происходить в пределах одного и того же ареала по разным причинам. (4) Изолированные популяции с разными мутациями адаптируются к условиям разных экологических ниш в пределах прежнего ареала. (5) Примером такого видообразования служит образование видов лютика, которые приспособились к жизни в поле, на лугу, в лесу. (6) Вид служит наименьшей генетически устойчивой надорганизменной системой в живой природе.

Ответ


2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых указаны процессы экологического видообразования. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) При видообразовании происходит разделение ареала вида на фрагменты. (2) В озере Севан существует несколько популяций, различающихся сроками нереста. (3) Видообразование может быть связано с изменением экологической ниши вида. (4) Если полиплоидные формы более жизнеспособны, чем диплоидные, они могут дать начало новому виду. (5) В Москве и Московской области обитает несколько видов синиц, различающихся способами добычи пищи.

Ответ


3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического видообразования. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Вид в природе существует в виде отдельных популяций. (2) За счёт накопления мутаций может сформироваться популяция в изменившихся условиях в исходном ареале. (3) Иногда микроэволюция связана с постепенным расширением ареала. (4) Естественный отбор закрепляет стойкие различия между растениями разных популяций одного вида, занимающими один ареал, но произрастающими на суходольном лугу или в пойме реки. (5) Например, таким образом сформировались виды лютиков, произрастающих в лесу, на лугу, по берегам рек. (6) Фактором видообразования может служить пространственная изоляция, вызванная горообразованием.

Ответ


4. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического видообразования. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Видообразование может происходить в пределах одного непрерывного ареала, если организмы обитают в разных экологических нишах. (2) Причинами видообразования служат несовпадение сроков размножения у организмов, переход на новые корма без изменения места обитания. (3) Примером видообразования служит формирование двух подвидов погремка большого, произрастающих на одном лугу. (4) Пространственная изоляция групп организмов может происходить при расширении ареала и попадании популяции в новые условия. (5) В результате адаптаций образовались южноазиатский и евроазиатский подвиды большой синицы. (6) В результате изоляции сформировались эндемичные островные виды животных.

Ответ


5. Прочитайте текст. Выберите три предложения, которые соответствуют описанию экологического видообразования. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Результатом действия движущих сил эволюции является распространение вида в новые ареалы. (2) Видообразование может быть связано с расширением ареала исходного вида. (3) Иногда оно возникает в результате разрыва исходного ареала вида физическими преградами (горами, реками и др.) (4) Новые виды могут осваивать специфические условия жизни. (5) В результате пищевой специализации образовалось несколько видов синиц. (6) Например, большая синица питается крупными насекомыми, а хохлатая синица - семенами хвойных деревьев.

Ответ


1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания особенностей географического видообразования. Запишите цифры, под которыми указаны выбранные утверждения. (1) Связано с пространственной изоляцией за счет расширения или расчленения ареала, а также деятельности человека. (2) Происходит в случае быстрого увеличения хромосомного набора особей под действием мутагенных фокторов или при ошибках в процессе деления клеток. (3) Встречается чаще у растений, чем у животных. (4) Происходит путем расселения особей на новые территории. (5) В разных условиях обитания образуются экологические расы, которые становятся родоначальниками новых видов. (6) Полиплоидные жизнеспособные формы могут дать начало новому виду и полностью вытеснить из ареала диплоидный вид.

Ответ


2. Выберите из текста три предложения, которые характеризуют географический способ видообразования в эволюции органического мира. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Обмен генами между популяциями при размножении особей сохраняет целостность вида. (2) В случае возникновения репродуктивной изоляции скрещивание становится невозможным и популяция встает на путь микроэволюции. (3) Репродуктивная изоляция популяций происходит при возникновении физических преград. (4) Изолированные популяции расширяют свой ареал путем сохранения адаптаций к новым условиям жизни. (5) Примером такого видообразования служит образование трех подвидов синицы большой, которые освоили территории восточной, южной и западной Азии. (6) Вид служит наименьшей генетически устойчивой надорганизменной системой в живой природе.

Ответ


3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания географического видообразования. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Видообразование является результатом естественного отбора. (2) Одной из причин видообразования служит несовпадение сроков размножения организмов и возникновение репродуктивной изоляции. (3) Примером видообразования служит формирование двух подвидов большого погремка, произрастающих на одном лугу. (4) Пространственная изоляция групп организмов может сопровождаться расширением ареала, при котором популяции попадают в новые условия. (5) В результате адаптаций образовались южноазиатский и евроазиатский подвиды большой синицы. (6) В результате изоляции сформировались эндемичные островные виды животных.

Ответ


4. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания географического видообразования. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Вид в природе занимает определённый ареал и существует в виде отдельных популяций. (2) За счёт накопления мутаций может формироваться популяция с новым генофондом в пределах исходного ареала. (3) Расширение ареала вида приводит к возникновению на его границах изолированных новых популяций. (4) В новых границах ареала естественный отбор закрепляет стойкие различия между пространственно разобщёнными популяциями. (5) Между особями одного вида нарушается свободное скрещивание в результате возникновения горных преград. (6) Видообразование имеет постепенный характер.

Ответ


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К процессам, приводящим к образованию новых видов в природе, относят
1) митотическое деление клеток
2) скачкообразный мутационный процесс

4) географическую изоляцию
5) бесполое размножение особей
6) естественный отбор

Ответ


Установите соответствие между примером и способом видообразования, который этот пример иллюстрирует: 1) географическое, 2) экологическое. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) обитание двух популяций обыкновенного окуня в прибрежной зоне и на большой глубине озера
Б) обитание разных популяций чёрного дрозда в глухих лесах и вблизи жилья человека
В) распад ареала ландыша майского на изолированные участки в связи с оледенением
Г) образование разных видов синиц на основе пищевой специализации
Д) формирование лиственницы даурской в результате расширения ареала лиственницы сибирской на восток

Ответ


Выберите три варианта. Под влиянием каких факторов эволюции происходит процесс экологического видообразования?
1) модификационной изменчивости
2) приспособленности
3) естественного отбора
4) мутационной изменчивости
5) борьбы за существование
6) конвергенции

Ответ


Выберите три варианта. Какие факторы являются движущими силами эволюции?
1) модификационная изменчивость
2) мутационный процесс
3) естественный отбор
4) приспособленность организмов к среде обитания
5) популяционные волны
6) абиотические факторы среды

Ответ



1) кроссинговер
2) мутационный процесс
3) модификационную изменчивость
4) изоляцию
5) многообразие видов
6) естественный отбор

Ответ


Выберите три варианта. К движущим силам эволюции относят
1) изоляцию особей
2) приспособленность организмов к среде
3) многообразие видов
4) мутационную изменчивость
5) естественный отбор
6) биологический прогресс

Ответ


Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых указаны движущие силы эволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Синтетическая теория эволюции утверждает, что виды живут популяциями, в которых и начинаются эволюционные процессы. (2) Именно в популяциях наблюдается наиболее острая борьба за существование. (3) В результате мутационной изменчивости постепенно возникают новые признаки. В том числе и приспособления к условиям окружающей среды – идиоадаптации. (4) Этот процесс постепенного появления и сохранения новых признаков под действием естественного отбора, ведущий к образованию новых видов, называется дивергенцией. (5) Образование новых крупных таксонов происходит путем ароморфозов и дегенерации. Последняя также приводит к биологическому прогрессу организмов. (6) Таким образом, популяция является исходной единицей, в которой происходят основные эволюционные процессы – изменение генофонда, появление новых признаков, возникновение приспособлений.

Ответ


Установите соответствие между факторами видообразования и его способом: 1) географический, 2) экологический, 3) гибридогенный. Запишите цифры 1-3 в правильном порядке.
А) полиплоидизация гибридов от близкородственного скрещивания
Б) различия в местах обитания
В) разделение ареала на фрагменты
Г) обитание разных видов ландыша в Европе и на Дальнем Востоке
Д) пищевая специализация

Ответ



Проанализируйте таблицу «Борьба за существование». Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) борьба с условиями окружающей среды
2) ограниченность природных ресурсов
3) борьба с неблагоприятными условиями
4) различные экологические критерии вида
5) чайки в колониях
6) самцы в брачный период
7) береза и трутовик
8) необходимость выбора полового партнера

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Разделение популяций одного вида по срокам размножения может привести к
1) популяционным волнам
2) конвергенции признаков
3) усилению межвидовой борьбы
4) экологическому видообразованию

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Укажите неверное утверждение. Межвидовая борьба приводит к
1) обострению конкуренции между видами
2) процветанию конкурирующих видов
3) вытеснению угнетенного вида с места обитания
4) снижению численности побежденного вида

Ответ


Выберите два предложения, в которых указаны процессы, НЕ относящиеся к внутривидовой борьбе за существование. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Состязание между волками одной популяции за добычу
2) Борьба за пищу между серой и черной крысами
3) Уничтожение молодняка при избыточной численности популяции
4) Борьба за главенство в стае волков
5) Редукция листьев у некоторых растений пустыни

Ответ

© Д.В.Поздняков, 2009-2019

Пояснительная записка
к контрольной работе по теме
«Эволюционное учение. Механизмы эволюционного процесса» 11 класс
Цель работы:
1. Проверить уровень сформированности классических знаний учения Ч.Дарвина о
формах эволюции – дивергенции и конвергенции, о движущих силах эволюции –
наследственной изменчивости, борьбе за существование и естественном отборе, о
результате эволюционного процесса – многообразии видов живых организмов на
планете; степень усвоения учащимися положений СТЭ.
2. Уровень теоретической подготовки школьников для понимания научной картины
мира, законов природы.
3. Проверить умение применять теоретические знания в конкретных ситуациях.
Задания данной контрольной работы построены по обычной схеме:
Задания с выбором одного правильного ответа базового и повышенного уровней,
выбор правильного утверждения (повышенный уровень), дополнение таблицы
(повышенный уровень) и со свободным развернутым ответом высокого уровня. Задания
расположены с учетом нарастания их сложности.
Контрольная работа составлена в 3­х вариантах.
Оценивание заданий 1 и 2 производится, как обычно, по количеству правильных
ответов (правильный ответ – 1 балл); задание 4 – по рейтинговой системе оценивания.
Задание №3 оценивается 2­мя баллами при правильном ответе, 1 балл ставится,
если учащийся допустил ошибку в одной позиции и 0б. – при 2­х и более ошибках.
Каждый вопрос задания №4 предполагает формулировку открытого развернутого
ответа. Вопрос №1 содержит 2 элемента ответа и оценивания 2­мя баллами, а вопрос
№2 – 3­мя баллами. Т.о. за задание №4 учащиеся могут получить максимальный балл –
5 баллов. Общее количество составляет 20 баллов.
Отметки: 19­20 баллов – «5»
15­18 баллов – «4»
10­14 баллов – «3»

Контрольная работа по теме

1 вариант

1) Какой вид борьбы за существование происходит между большим и малым пестрыми
дятлами:
а) межвидовая;
б) внутривидовая;
в) оба вида конкуренции.
2) Что из перечисленного относится к элементарному эволюционному материалу:
а) идиоадаптации;
б) мутации;
в) модификации.
3) В каком случае можно говорить о возникновении новой разновидности или вида:
а) когда часть популяции изолировалась от другой ее части;
б) когда наступила репродуктивная изоляция;
в) когда часть популяции оказалась в иных условиях существования.
4) Среди перечисленных событий укажите ароморфоз:
а) различия в форме тела рыб;
б) шерстный покров млекопитающих;
в) колючки кактуса.
5) Какая форма отбора действует при «индустриальном меланизме» у бабочек:
а) движущая;
б) стабилизирующая;
в) дизруптивная
6) В основе современной эволюционной концепции лежит идея:
а) неизменности видов;
б) целесообразности изменяемости видов;
в) изменяемости и разнообразия видов.
7) Какое из утверждений является правильным:
а) дегенерация не бывает прогрессивной;
б) дегенерация может быть прогрессивной;
в) дегенерация всегда приводит к вымиранию вида.
8) Укажите гомолог руки человека:
а) ласт кита;
б) крыло бабочки;
в) клешня рака.

1) При естественном отборе выживают и оставляют потомство преимущественно
наиболее приспособленные организмы.
2) Покровительственная окраска гарантирует полное выживание всех особей вида.
3) Естественный отбор происходит только в естественных экосистемах.
4) Естественный отбор – единственный направляющий фактор эволюции.
5) Элементарная эволюционная структура – это вид.

6) Устойчивые к ядохимикатам формы возникают в результате искусственного отбора
в природе.
7) Популяции одного вида всегда полностью изолированы друг от друга.
8) Ж.Б.Ламарк был хорошо знаком с трудами Ч.Дарвина.
9) Автором первой эволюционной теории был Ж.Б.Ламарк.
10) Возникновение в ходе эволюции у организмов большого числа мелких
приспособлений к определенным условиям среды называется идиоадаптацией.
Задание 3. Рассмотрите рисунок с изображением морского конька­тряпичника и
определите тип приспособления, форму естественного отбора и путь эволюции,
которые привели к формированию таких приспособлений у данных животных.
Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведенные в
списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин
или понятие из предложенного списка.
Тип приспособления
(А)

(Б)
(В)
Список терминов и понятий:
1) разрывающая
2) маскировка
3) идиоадаптация
4) расчленяющая окраска
5) параллелизм
6) миметизм
7) движущая

Ответ:
А Б
В

1) Внутри вида «А» существует несколько популяций. Из популяции «В»,
обладающей преимуществами, постепенно возник новый подвид «В1».
а) Как называется такой эволюционный процесс?
б) Какие элементарные эволюционные факторы при этом участвуют?
2) У многих видов животных наблюдается строгий ритуал поведения для
скрещивания. Объясните, почему такие ритуалы связывают с одной из важных
характеристик вида – репродуктивной изоляцией.

Контрольная работа по теме
«Эволюционное учение. Механизмы эволюционного процесса».
2 вариант
Задание 1. Выберите правильный ответ.
1) Единицей эволюционного процесса является:
а) особь;
б) мутация;
в) вид;
г) популяция.
2) При стабилизирующем отборе признаки организмов не изменяются, т.к.:
а) не меняются гены, определяющие эти признаки;
б) не изменяются условия среды;
в) отбор сохраняет полезные и устраняет вредные в данных условиях признаки.
3) Примером ароморфоза может служить:
а) покровительственная окраска;
б) половой процесс;
в) уплощение тела придонных рыб;
г) приспособления цветков к опылению.
4) Биологический прогресс подразумевает:
а) повышение общей организации;
б) свободный образ жизни;
в) увеличение численности вида;
г) высокий уровень обмена веществ.
5) Какой вид отбора приводит к снижению адаптации:
а) естественный;
б) искусственный.
6) Что из перечисленного относится к элементарному эволюционному материалу:
а) идиоадаптации;
б) мутации;
в) модификации;
7) Для начала процесса видообразования наиболее важными являются:
а) наличие гетерозигот в популяции;
б) наличие большого ареала;
в) наличие изоляции части популяции;
8) К результатам эволюции относят:
а) борьба за существование и естественный отбор;
б) приспособленность и многообразие видов;
в) биологический прогресс;
г) мутационная и комбинативная изменчивость.
Задание 2. Выберите правильные утверждения:

1) Эволюция – это процесс исторического развития органического мира.
2) К.Линней – создатель первого эволюционного учения.
3) Колебания численности особей, составляющих популяцию, называется
популяционными волнами.
4) Отбор особей, отличающихся по какому­либо признаку, называется
стабилизирующим.
5) Экологическая изоляция – это разрыв единого ареала вида на не сообщающиеся
между собой части.
6) Мимикрия – подражание менее защищенного организма одного вида более
защищенному организму другого вида.
7) Покровительственная окраска развита у видов, которые живут скрытно, недоступно
для врагов.
8) Все приспособления организмов носят относительный характер.
9) Популяция – это совокупность признаков, отличающих данный вид от другого.
10) Относительно изолированные группы особей одного вида принято называть
популяциями.
Задание 3. Рассмотрите рисунок с изображением колибри и муравьеда и определите
тип приспособления, форму естественного отбора и путь эволюции, которые привели к

предложенного списка.
Тип приспособления
(А)
Форма естественного отбора Путь эволюции
(Б)
(В)
Список терминов и понятий:
1) движущая
2) дизруптивная
3) дегенерация
4) идиоадаптация
5) дивергенция
6) специализация
7) половой диморфизм
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б
В
Задание 4. Ответьте на вопросы.
1) Каким образом может повлиять на возникновение географической изоляции
деятельность человека? Подтвердите ваш ответ примерами.

2) Докажите, что возникновение многоклеточности – ароморфоз.
Контрольная работа по теме
«Эволюционное учение. Механизмы эволюционного процесса».
3 вариант
Задание 1. Выберите правильный ответ.
1) Движущей и направляющей силой эволюции является:
а) дивергенция признаков;
б) разнообразие условий среды;
в) приспособленность к условиям среды;
г) естественный отбор наследственных изменений.
2) Материалом для эволюционных процессов служит:
а) генетическая разнородность популяции;
б) вид;
в) благоприобретенные признаки;
г) бесполезные и вредные признаки.
3) Любая приспособленность организмов носит относительный характер, потому что:
а) жизнь завершается смертью;
б) адаптация целесообразна в определенных условиях;
в) идет (БЗС) борьба за существование;
г) приспособления могут не привести к образованию нового вида.
4) Что из перечисленного относится к элементарному эволюционному материалу:
а) мутации;
б) идиоадаптации.
5) Одно из отличий микроэволюции от макроэволюции заключается в том, что:
а) действуют разные экологические факторы;
б) макроэволюция происходит на уровне вида;
в) макроэволюция происходит в более длительные исторические периоды.
6) Какая форма отбора действует при «индустриальном меланизме» у бабочек:
а) движущая;
б) стабилизирующая.
7) Какой вид отбора приводит к снижению адаптации:
а) искусственный;
б) стабилизирующий.
8) Примером ароморфоза может служить:
а) мимикрия;
б) приспособления к жизни в воде;
в) появление цветка у растений;
г) увеличение численности вида.

Задание 2. Выберите правильные утверждения:
1) Под межвидовой борьбой следует понимать борьбу особей разных видов.
2) Географическая изоляция – разрыв единого ареала.
3) Покровительственная окраска развита у видов, которые живут скрытно, недоступно
для врагов.
4) Видообразование – это сложнейший эволюционный процесс возникновения нового
вида.
5) Противоречие между возможностью видов к беспредельному размножению и
ограниченностью ресурсов – главная причина борьбы за существование.
6) Биологический прогресс – это возникновение в ходе эволюции признаков,
существенно повышающих уровень организации живых организмов.
7) Случайное, ненаправленное изменение частот аллелей в популяции называется
дрейфом генов.
8) К.Линней – создатель первого эволюционного учения.
9) Внешняя среда не может изменить характер формирования признака.
10) Благоприобретенные признаки передаются потомкам.
Задание 3. Рассмотрите рисунок с изображением зебры и тигра и определите тип
приспособления, форму естественного отбора и путь эволюции, которые привели к
формированию таких приспособлений у данных животных. Заполните пустые ячейки
таблицы, используя термины и понятия, приведенные в списке. Для каждой ячейки,
обозначенной буквами, выберите соответствующий термин или понятие из
предложенного списка.
Тип приспособления
(А)

Форма естественного отбора Путь эволюции
(Б)
(В)
Список терминов и понятий:
1) разрывающая
2) маскировка
3) идиоадаптация
4) расчленяющая окраска
5) параллелизм
6) миметизм
7) движущая
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б
В
Задание 4. Ответьте на вопросы.

1) Почему избыточную численность диких видов растений и животных связывают с
естественным отбором и БЗС? Какая форма борьбы за существование имеет
наибольшее значение для эволюции?
2) Во время размножения самцы чаек имеют яркую окраску: отливают розовым,
черным, зеленым цветом. Самка, высиживающая яйца, окрашена скромнее. Какое
значение для птиц имеет такая окраска?
Ответы
Вариант 1
Задание 1
5
а
4
б
3
б
2
б
1
а
Задание 4.
1. Элементы ответа: а) видообразование;
6
в
7
б
8
а
Задание 2
Задание 3
1,3,4,9,10
А
2
Б
7
В
3
б) мутации, популяционные волны, дрейф генов и изоляции.
2. Определенный ритуал поведения для скрещивания – это один из критериев вида.
Если во время скрещивания появляются особи, не следующие принятому ритуалу, то
это означает, что они ­ «чужие», то есть строгий ритуал ­ это один из механизмов,
препятствующих скрещиванию разных видов.
Вариант 2
Задание 2
Задание 3
Задание 1
5
б
4
в
6
б
7
в
8
в
3
б
2
б
Б
1
А
6
1,3,6,8,10
1
г
Задание 4.
1. Географическая изоляция – это разрыв единого ареала, то есть возникновение
изолирующей преграды между популяциями одного и того же вида. Деятельность
человека часто приводит к разрыву ареала, например, человек строит дороги, осушает
болота, вырубает лес и строит там определенные объекты.
2. Ароморфоз – это усложнение организации. Многоклеточность – ароморфоз, так как
по сравнению с одноклеточными многоклеточные находятся на более высоком уровне:
­ у одноклеточных все функции выполняет одна клетка;
­ у многоклеточных клетки специализируются, появляются ткани, выполняющие
определенные функции и, соответственно, на более высоком уровне.
В
4
1
2
3
Задание 1
5
4
Вариант 3
6
7
8
Задание 2
Задание 3
А
Б
В

а
7
3
а
в
а
в
а
4
б
1,2,4,5,7
г
Задание 4.
1. Избыточную численность связывают с БЗС и ЕО, так как:
­ чем выше численность, тем ярче проявляется нехватка жизненных ресурсов и
обострение БЗС;
­ следствием БЗС является ЕО, и при избыточной численности увеличивается
вероятность возникновения мутаций, которые являются материалом для ЕО.
2. Самцы чаек своей яркой окраской, во­первых, привлекают внимание самок; во­
вторых, это – демаскирующая окраска перед хищниками (отводят опасность от самок).
А скромно окрашенные самки (покровительственная окраска) остаются в большей
безопасности в период выведения потомства.

Эволюция - это биологический фактор. Он касается всех изменений в системе живых организмов, которые происходили за время жизни нашей планеты. Все проявления эволюции происходят под воздействием определенных факторов. Какие из них оказывают наибольшее влияние, и как оно проявляется? Рассмотрим основные факторы эволюции.

1. Одним из них является наследственность. Это способность копировать из поколения в поколения некоторые свойства организма, которые касаются обмена веществ или других особенностей индивидуального развития в целом. Этот направляющий фактор эволюции осуществляется за счет самовоспроизведения единиц генов, которые скапливаются в структуре а именно в хромосомах и цитоплазме. Эти гены являются определяющими в обеспечении постоянства и видового многообразия различных форм жизни. Наследственность считается основным фактором, который составляет фундамент эволюции всей живой природы.

2. Изменчивость, в противоположность первому фактору, это проявление у живых организмов различных признаков и свойств, которые не зависят от родственных связей. Такое свойство характерно для всех особей. Его подразделяют на следующие категории: наследственную и ненаследственную, групповую и индивидуальную, направленную и ненаправленную, качественную и количественную. Наследственная изменчивость является следствием мутаций, а ненаследственная - влиянием эволюции, наследственность и изменчивость можно назвать определяющими в этом процессе.

3. Борьба за существование. Она определяет отношения между живыми организмами или влияние на них абиотических признаков. В результате этого процесса организмы, которые оказываются более слабыми, погибают. Остаются те, которые имеют более высокие показатели жизнеспособности.

4. Он является следствием предыдущего фактора. Это процесс, при котором происходит выживание сильнейших особей. Сущность естественного отбора заключается в преобразовании популяций. В результате этого появляются новые виды живых организмов. Его можно назвать одним из двигателей эволюции. Как многие другие факторы эволюции, он был открыт Ч. Дарвином.

5. Приспособленность. Сюда относят особенности строения тела, окраску, манеры поведения, способы воспитания потомства и многое другое. Этих факторов очень много, поэтому они еще не изучены в полной мере.

6. Сущность этого фактора заключается в некотором колебании численности определенных видов живых организмов. В результате редкий вид может стать более многочисленным и наоборот.

7. Изоляция. Она подразумевает возникновение препятствий для распространения живых организмов и их скрещивания. Для ее возникновения могут быть разные причины: механические, экологические, территориальные, морфологические, генетические и т. д. Одной из главных причин часто становится увеличение различий между близкими ранее организмами.

8. Мутации. Эти факторы экологии могут возникнуть под воздействием естественных или искусственных признаков. При внесении изменений в генетическую природу организма происходят мутационные изменения. Этот фактор лежит в основе наследственных изменений.

9. Возникают ситуации, когда численность популяции резко сокращается. Это может происходить под воздействием различных обстоятельств (наводнение, пожар). Оставшиеся представители живых организмов становятся определяющим звеном в формировании новых популяций. В результате могут исчезнуть некоторые признаки данного вида и появиться новые.

Развитие человека прошло свой путь. Но факторы схожи с теми, которые описаны выше.

Вопрос 1. Назовите основные факторы эволюции.
Согласно синтетической теории эволюции, элементарное эволюционное явление, с которого начинается видообразование, заключается в изменении генетического состава (генетической конституции, или генофонда) популяции. События и процессы, способствующие преодолению генетической инертности популяций и приводящие к изменению их генофондов, называют элементарными эвлолюцонными факторами. Основными факторами (силами) эволюции являются:
1) Факторы, вызывающие изменения в генофонде популяции. К ним относятся наследственная изменчивость, поставляющая в популяцию новый генетический материал, и популяционные волны, изоляция, формирующие различия между генофондами различных популяций
2) Фактор, позволяющий популяции развиваться самостоятельно относительно других популяций либо разделяющий исходную популяцию на две или более новых. Таким фактором является изоляция.
3) Фактор, направляющий эволюционный процесс и обеспечивающий закрепление в популяции определенных адаптации и изменений организмов. Таким фактором служит естественный отбор.

Вопрос 2. Какой фактор обеспечивает возникновение нового генетического материала в популяции?
Фактором, обеспечивающим возникновение принципиально нового генетического материала, является мутационная изменчивость.
В благоприятных условиях существования небольшие различия между особями одного вида не очень заметны и не играют существенной роли. Однако в неблагоприятных условиях даже небольшие наследственные изменения могут оказаться решающими и определить, какие особи популяции погибнут, а какие - выживут. Наследственная изменчивость дает материал для эволюционного процесса.
Мутации происходят с определенной частотой у всех организмов, населяющих нашу планету. Место мутации (ген и хромосома) случайно, поэтому мутации способны затронуть любые признаки и свойства особи, в том числе влияющие на жизнеспособность, размножение, поведение. В ряду поколений сохраняется подавляющее большинство мутаций, начиная с тех, которые возникли у самых давних предков. В результате набор мутаций в двух популяциях одного вида оказывается очень сходным. С другой стороны, будут присутствовать и разные мутации. Их количество - показатель того, насколько давно две популяции оказались изолированными друг от друга.
Таким образом, мутационный процесс - источник резерва наследственной изменчивости популяций. Поддерживая высокую степень генетического разнообразия популяций, он создает основу для действия естественного отбора.

Вопрос 3. Будет ли действовать отбор на носителей рецессивных мутаций?
Как правило, носители рецессивных мутаций (гетерозиготные организмы) заметно не отличаются по свойствам от гомозиготных доминантных организмов. Более того, в гетерозиготном состоянии многие мутации повышают жизнеспособность особей. Поэтому отбор на таких особей обычно не действует. По истечении определенного времени в популяции может накопиться достаточно большое число рецессивных аллелей, т.е. увеличится доля гетерозиготных организмов. Это приведет к повышению вероятности их встречи и, как следствие, к рождению (в 25% случаях) рецессивных гомозигот. Следует также иметь в виду, что в природе мутации встречаются и комбинациях друг с другом. Некоторые комбинации вследствие взаимодействия генов могут быть положительными для особи, повышая ее жизнеспособность. Вот на них и может начать действовать естественный отбор.

Вопрос 4. Приведите пример, иллюстрирующий изменение значимости мутации при изменении условий среды.
Мутации, вредные в одних условиях, могут повышать жизнеспособность особи в других условиях среды. Мутации, вредные в одних условиях, могут повышать жизнеспособность. особи в других условиях среды. Например, мутантные особи бескрылых насекомых или с плохо развитыми крыльями имеют преимущество на океанических островах и горных перевалах, где дуют сильные ветры. По сходным причинам произошло образование таких ныне истребленных человеком видов, как дронт и бескрылая гагарка.
В качестве примера можно привести мутацию у насекомых, обеспечивающую устойчивость к какому-либо пестициду. В течение долгого времени эта мутация будет нейтральной, а ее встречаемость в популяции низкой. Но после того, как данный пестицид начнут использовать для борьбы с насекомыми, мутация станет полезной, поскольку обеспечит выживание особей в изменившихся условиях. Благодаря действию отбора доля данной мутации в генофонде популяции резко возрастет - тем быстрее, чем жестче идет отбор, т. е. чем больший процент особей гибнет в каждом поколении от действия пестицида. Понятно, что подобные события проявятся гораздо ярче, если мутация устойчивости к пестициду носит доминантный характер.

Вопрос 5. Способен ли мутационный процесс оказывать направляющее влияние на процесс эволюции и почему?
Мутационный процесс - явление случайное, неспецифическое. Мутации возникают ненаправленно, не имеют приспособительного значения, т. е. обуславливают неопределенную наследственную изменчивость (по Ч. Дарвину). С равной вероятностью мутации могут привести к изменениям в любых системах органов. Таким образом, мутационный процесс сам по себе не способен оказывать направляющее действие на ход эволюции.

Вопрос 6. Что такое дрейф генов?
Дрейф генов - это процесс случайного ненаправленного изменения частот аллелей в популяции. Он наблюдается при прохождении популяции через состояние малой численности (так называемый эффект «бутылочного горлышка», который возникает в результате эпидемий, стихийных бедствий). В результате случайного дрейфа генов генетически однородные популяции, обитающие в сходных условиях, могут постепенно утратить свое первоначальное сходство. Дрейф генов - один из факторов, способствующих изменению популяций.

Вопрос 7. Какой фактор приводит к прекращению обмена генетической информацией между популяциями? Каково его эволюционное значение?
Прекращению обмена генетической информацией способствует изоляция - ограничение или прекращение скрещиваний особей, принадлежащих к разным популяциям. Изоляция бывает пространственная и экологическая.
Географическая изоляция заключается в пространственном разобщении популяций благодаря особенностям ландшафта в пределах ареала вида - наличию водных преград для «сухопутных» организмов, участков суши для видов-гидробионтов, чередованию возвышенных участков и равнин. Ей способствует малоподвижный или неподвижный (у растений) образ жизни.
Экологическая изоляция возникает, если особи разделены экологическими препятствиями в пределах одного ландшафта, например, вероятность встречи обитателей мелких и глубоких частей водоема в период размножения очень мала. Длительная экологическая изоляция способствует дивергенции популяций вплоть до образования новых видов. Так, предполагают, что человеческая и свиная аскариды, морфологически сходные, произошли от общего предка. Их расхождению, согласно одной из гипотез, способствовал запрет на употребление человеком в пищу свиного мяса, который по религиозным соображениям распространялся длительное время на значительные массы людей. Экологическая изоляция существует благодаря нюансам ритуала ухаживания, окраски, запахов, «пения» самок и самцов из разных популяций. Так, подвиды щеглов - седоголовый и черноголовый имеют выраженные отметины на голове. Серые вороны из крымской и североукраинской популяций, внешне неразличимые, отличаются карканьем. При физиологической изоляции препятствием к скрещиванию служат различия в структуре органов размножения или просто разница в размерах тела. У растений к этой форме изоляции ведет приспособление цветка к определенному виду опылителей.
Изоляция в процессе видообразования взаимодействует с другими элементарными эволюционными факторами. Она усиливает генотипические различия, создаваемые мутационным процессом и генетической комбинаторикой. Возникающие благодаря изоляции внутривидовые группировки отличаются по генетическому составу и испытывают неодинаковое давление отбора. Эволюционное значение изоляции заключается в том, что она закрепляет, усиливает генетические различия между популяциями и создает предпосылки для дальнейшего преобразования этих популяций в отдельные виды.

Естественный отбор – единственный фактор, определяющий направленность эволюционного процесса, приспособление организмов к определенной среде обитания. Благодаря отбору в популяции сохраняются и размножаются особи с полезными, то есть соответствующими среде обитания, мутациями. Особи, менее приспособленные к среде обитания, гибнут или выживают, но потомство их немногочисленно.

2. Прокариотические организмы. Их характеристика.

Прокариоты, или доядерные - одноклеточныеживыеорганизмы, не обладающие (в отличие отэукариот) оформленнымклеточным ядроми другими внутренними мембранными органоидами (за исключением плоских цистерн у фотосинтезирующих видов, например, уцианобактерий). Дляклетокпрокариот характерно отсутствиеядерной оболочки,ДНКупакована без участиягистонов. Тип питанияосмотрофный.

Билет №23

1. Энергетический обмен в клетке роль митохондрий в нем.

Энергетический обмен - это совокупность химических реакций постепенного распада органических соединений, сопровождающихся высвобождением энергии, часть которой расходуется на синтез АТФ. Синтезированная АТФ становится универсальным источником энергии для жизнедеятельности организмов.

Митохондрии называют энергетическими станциями клетки. Именно в митохондриях происходит сгорание всех видов веществ, митохондрии поставляют АТФ как универсальное энергетическое топливо для всех видов работ и синтеза в тканях организма.

2. Ненаследственная наследственность.

Наследственная изменчивость обусловлена возникновением разных типов мутаций и их комбинаций в последующих скрещиваниях.

В каждой достаточно длительно существующей совокупности особей спонтанно и ненаправленно возникают различные мутации, которые в дальнейшем комбинируются более или менее случайно с разными уже имеющимися в совокупности наследственными свойствами.

Изменчивость, обусловленную возникновением мутаций, называют мутационной, а обусловленную дальнейшей рекомбинацией генов в результате скрещивания комбинативной.

Билет №24

1. Образование половых клеток у животных. Мейоз.

Образование половых клеток у животных. Процесс образования половых клеток называют гаметогенезом (от гамета и греч. генезис - рождение). У животных гаметы образуются в половых органах: в семенниках у самцов и яичниках у самок.

Гаметогенез протекает последовательно, в три стадии в соответствующих зонах и заканчивается формированием сперматозоидов и яйцеклеток. На стадии размножения первичные половые клетки интенсивно делятся митозом, что значительно увеличивает их число. На следующей стадии роста клетки растут, запасают питательные вещества. Этот период соответствует интерфазе перед мейозом. Далее клетка переходит в стадию созревания, где происходит мейоз, образуются клетки с одинарным набором хромосом, окончательно формируются и созревают гаметы.

Мейоз - такое деление клетки, при котором хромосомный набор во вновь образующихся дочерних клетках уменьшается вдвое.

2. Приспособленность организмов, как результат революции.

Приспособленность организмов. Живые организмы удивительно приспособлены к условиям окружающей среды. Каждый вид занимает определенное место в природе и находится в сложных и, как правило, гармоничных взаимоотношениях с условиями обитания. При рассмотрении примеров действия естественного отбора вы убедились, что все закрепляющиеся в ходе эволюции особенности строения, функционирования, поведения организмов представляют собой те или иные приспособления, или адаптации. Приспособленный организм характеризуется жизнеспособностью, конкурентоспособностью и фертильностью.

Билет №25