Запятые на стыке союзов правила и примеры. Запятая на стыке двух союзов

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

Подсказка. Ответы на вопросы: что такое сложноподчиненное предложение и виды придаточных, – найдешь в заданиях А24 и В6.

Правило.

Проставить знаки препинания в таких предложениях поможет следующий алгоритм:

Ловушка!

Если придаточные однородные и между ними стоит союз И, то перед вторым придаточным повторяющийся подчинительный союз пропускается.

[В этот раз я уже сам обрадовался] , (когда раздался звонок) И (ко мне ввалился Юрка) .

Его легко можно восстановить из контекста:

В этот раз я уже сам обрадовался, когда раздался звонок и когда ко мне ввалился Юрка ).

Это предложение соответствует схеме: , () И/ИЛИ ().

1. Запятая на стыке двух союзов.

Запятая на стыке союзов может быть в двух случаях:

Когда между двумя основами, связанными сочинительными союзами, вклинивается придаточное, зависящее от второй основы.

При последовательном подчинении придаточных, когда второе придаточное зависит от первого, но при этом требует положение перед ним.

Правило.

Алгоритм действий.

1. Выделить грамматические основы.

2. Выделить союзы и определить, сочинительные они или подчинительные.

3. Определить главные и придаточные предложения (главные – те, от которых задается вопрос; придаточные – к которым задается вопрос).

4. Определить границы простых предложений, входящих в состав сложного (союзы часто указывают на начало новых грамматических основ!).

5. Проставить знаки препинания.

Разбор задания.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело.

Сначала определим грамматические основы и выделим, какие из них главные, какие придаточные.

[Люся была мягко настойчива ] и [(хотя вспомнить всё было трудн о) постепенно старушка рассказала] (как было дело) .

Таким образом, получаем:

По правилам, в сложном предложении с неоднородными придаточными все грамматические основы должны быть отделены друг от друга запятыми.

НО! В этом предложении есть стык союзов И ХОТЯ. Читаем предложение. Во второй его части нет продолжения союза ТО, ТАК, НО, поэтому между союзами запятая ставится: И, ХОТЯ.

[Люся была мягко настойчива ], (1) и, (2) [(хотя вспомнить всё было трудн о),(3) постепенно старушка рассказала] , (4) (как было дело) .

Правильный – вариант ответа №2.

Потренируйся.

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Темнело (1) и (2) когда мы вошли в реденькую березовую рощу (3) белые стволы показались нам налепленными на лиловый сумрак яркими бумажными полосами .

1) 1, 2, 3 2) 2, 3 3) 3 4) 1, 2

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На пятнадцатой версте лопнула задняя шина (1) и (2) пока он чинил ее на краю канавы (3) над полями звенели жаворонки (4) будто беспокоились за него.

1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 2, 3 4) 1, 2, 4

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Курину неожиданно вспомнились отчаянные глаза и задорные веснушки девушки-инструктора (1) и (2) несмотря на то что перед ним сейчас была скучная серая дорога (3) и предстояло пройти еще несколько километров под палящим солнцем (4) ему вдруг стало весело.

В сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными, а также в сложном предложении с сочинением и подчинением могут оказаться рядом два союза (или союзных слова): два подчинительных союза (или подчинительный союз и союзное слово), сочинительный и подчинительный союзы (или сочинительный союз и союзное слово). Сочетающиеся союзы разделяются или не разделяются запятой в зависимости от контекстуальных условий.

Запятая на стыке союзов ставится, если «изъятие» внутренней придаточной части не нарушает структуры предложения: Но в этом болоте невозможно было долго стоять, потому что, когда в первые морозы оно покрылось слоем льда, вода подо льдом понизилась, и так образовался лед-тощак (ср.: ...невозможно было долго стоять, потому что вода подо льдом понизилась...); Во всем, что наполняет комнату, чувствуется нечто давно отжившее, какое-то сухое тление, все вещи источают тот странный запах, который дают цветы, высушенные временем до того, что, когда коснешься их, они рассыпаются серой пылью (ср.: ...высушенные временем до того, что они рассыпаются...). То же при сочетании сочинительного и подчинительного союзов: Собака приостановилась, и, пока она стояла, человек видел, как солнечный луч обласкал всю полянку (ср.: ...собака приостановилась, и человек видел...); Чтобы не упасть вниз, я хватаюсь за гриву лошади и, когда становится уже не страшно смотреть вниз, вижу, как там куда-то в сторону шагом пробирается Ветр Иваныч (ср.: ...я хватаюсь за гриву лошади и вижу...).

Если «изъятие» придаточной части разрушает структуру предложения, то запятая на стыке союзов не ставится. Это случается, когда подчинительный союз имеет в главной части предложения коррелят то : Думал я, что если не случится в этот час перемены, то судье уток не стрелять этим утром - невозможно «Думал я, что... то судье уток не стрелять»; в данном предложении союз что присоединяет все следующее сложноподчиненное предложение целиком (если...то) Запятая не ставится и в том случае, если перед подчинительным союзом или союзным словом помещается еще присоединительный союз да и: Очень, очень может быть, что и она даже не пошла бы за него ни за что, если б узнала о нем своевременно побольше подробностей. Но дело было в другой губернии: да и что могла понимать шестнадцатилетняя девочка .

В начале предложения сочинительный и подчинительный союзы, как правило, не разделяются запятой (сочинительный союз здесь имеет присоединительное значение): Денис помер. И когда я уезжал, старуха его вынесла мне гуся. Не разделяются запятой в начале предложения и подчинительный союз и союзное слово, если они начинают парцеллированную придаточную часть, приобретающую в таком случае присоединительное значение: И прости, и уже навсегда, навеки... Потому что где же они теперь могут встретиться?

Между двумя союзами не может ставиться запятая и при особом авторском осмыслении, когда, например, сочинительный союз автор относит к придаточной части (структура же предложения допускает разделение сочинительного союза и подчинительного). Например: До октября он кое-как прожил в лесу, но когда начались осенние дожди, а затем холода - с новой и неожиданной силой проснулась в нем тоска по детям, по родному хутору - здесь но когда воспринимается нерасчлененно, так как после придаточной стоит тире, резко разграничивающее придаточную и, главную части (ср.: До октября он кое-как прожил в лесу, но, когда начались осенние дожди, а затем холода, с новой и неожиданной силой...).

Сочетание союзов может образовывать один сложный союз, тогда, естественно, части его не разделяются запятой: Очень похоже было, как если бы вдали шел автомобиль .

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

1. Между однородными придаточными предложениями, не соединенными союзами, ставится запятая : Мне казалось, что отец смотрит на меня насмешливо и недоверчиво, что я для него еще ребенок ; Кто не чувствует уверенности в своих силах, у кого нет решимости, пусть уж лучше останется на своем теперешнем месте .

Если после однородных придаточных предложений стоит обобщающее слово с предшествующим вводным словом или словосочетанием (словом, одним словом и т.п.), то перед последним ставится запятая и тире, а после него – запятая: На одном из перегонов разговорились про частные дела, кто откуда, чем занимался, в какой среде вырос, – словом, на темы бескрайние .

2. Если однородные придаточные предложения сильно распространены, особенно когда внутри их имеются запятые, то между такими придаточными предложениями вместо запятой ставится точка с запято : О чем же думал он? О том, что был он беден, что трудом он должен был себе доставить и независимость и честь; что мог бы Бог ему прибавить ума и денег; что ведь есть такие праздные счастливцы, ума недальнего, ленивцы, которым жизнь куда легка ; Давыдову становилось чуточку грустно оттого, что там теперь много изменилось; что он теперь уже не сможет ночи напролет просиживать за чертежами, что теперь о нем, видимо, забыли .

3. Между однородными придаточными предложениями, соединенными неповторяющимся соединительным или разделительным союзом, запятая не ставится : Чудилось, будто корчуют сразу весь лес и выдираемые из земли корни и сама земля стонут и вопят от боли (повторяющихся союзов здесь нет: первый союз и соединяет два придаточных предложения, второй – два однородных подлежащих корни и земля , третий – два однородных сказуемых стонут и вопят ); Что это за соединение и кто такой Ковпак, мы тогда еще не знали .

При повторяющихся сочинительных союзах запятая между соподчиненными придаточными предложениями ставится, например: Находясь в госпитале, он вспоминал, как фашисты напали на них внезапно, и как они оказались в окружении, и как отряду все же удалось пробиться к своим.

Союзы ли... или рассматриваются как повторяющиеся, например.: ...Налево все небо над горизонтом было залито багровым заревом, и трудно было понять, был ли то где-нибудь пожар, или же собиралась всходить луна .

4. Между придаточными предложениями с последовательным подчинением запятая ставится на общем основании : ...Боброву вспомнились читанные им в каком-то журнале стихи, в которых поэт говорит своей милой, что они не будут клясться друг другу, потому что клятвы оскорбили бы их доверчивую и горячую любовь .

В начале дня работается обычно легко, легче, чем в конце, когда уже мысли путаются. Так и в начале предложения: его проскакиваем легко, не спотыкаясь на запятых, не то что в середине, когда в обособлениях и оборотах сам черт не разберется. А не спотыкаемся в начале предложения на запятых потому, что их там редко встретишь.

Про союзы с вводными словами в начале предложения , аналогичный подход - к сочетанию союзов. Правило таково:

«В начале предложения не разделяются запятой сочинительный и подчинительный союзы, а также подчинительный союз и союзное слово: Денис помер. И когда я уезжал, старуха его вынесла мне гуся… (Пришв.); Потому что где же они теперь могут встретиться? ».

Хотелось бы сказать «вот и всё». Но нет, не всё. Это правило - из справочника Лопатина, а справочник Розенталя «разговорчивее»:

«Постановка запятой между присоединительным союзом (в начале предложения, после точки) и следующим за ним подчинительным союзом зависит от значения союза:

1) …после союза и запятая не ставится: ; ;

2) после… союза а запятая не ставится: ; ;

3) после союза но запятая ставится при наличии паузы между союзами и не ставится, если паузы нет (оцените коварство! - «По правилам» ): (Сим.); (Павл.);

4) после союза однако запятая обычно ставится: ».

Запятая в начале предложения после союзов «но», «однако», «и», «а» перед подчинительным союзом

Запятая ставится Запятая не ставится
Но (при паузе) Но, если далее противнику удавалось отбить атакующих, пехота снова бросалась в атаку Но (нет паузы) Но когда он, опираясь на палку, вышел из штабного автобуса на площадь… что-то защемило в ране
Однако Однако, если обстоятельства того потребуют, я в стороне стоять не буду И И хотя погода значительно улучшилась, опасность засухи не миновала ;
И вместо того чтобы свернуть направо, по ошибке поехали прямо
А А когда взошло солнце, перед нами открылся вид на снеговую вершину ;
А если верить сообщениям синоптиков, завтра должно наступить потепление

1. Между двумя рядом стоящими подчинительными союзами (или союзными словами) и между расположенными рядом сочинительным и подчинительным союзами (союзными словами) запятая ставится в том случае, если опущение придаточного предложения не требует перестройки главного, например: На собрание, где должна была решаться его судьба, Савичев шел с тяжелым сердцем, зная, что, если его исключат из партии, домой ему не вернуться (Первом.); Она сфотографировала радиста за работой, и, чтобы отблагодарить ее, а может быть, отвлечь от тревожных мыслей, он сказал, что на льдину заплывает огромная белая медведица с двумя медвежатами. (Первом.)

Если же при опущении придаточного предложения необходима перестройка главного, запятая между союзами не ставится, например: Думать об этом Варваре было тяжело - сразу же с общим большим вопросом связывался ее личный вопрос, который хоть и был для нее самым большим, но, возникая рядом с общим, начинал казаться маленьким и несущественным (Первом.); Николай шел нервными шажками и ничего не видел перед собою, и когда открылась дверь и его ввели в переднюю, то в глазах запестрело, замельтешило, будто кто-то сильно ударил в переносицу. (Алекс.)

2. Если сочинительный и подчинительный союзы (или союзное слово) находятся в начале сложного предложения, то запятая обычно между ними не ставится, кроме тех случаев, когда сочинительным союзом является слово однако, например: Но хоть Варвара старалась убедить себя в том, что думает о Костюченко, что повторяет прочитанные на лице его мысли и слова, это были ее мысли и слова, она думает о себе и о Костюченко вместе, как об одном существе (Первом.); Однако, когда Хорышев вместо ответа протянул ему одну из таранок, старик, не споря, взял ее и стал чистить. (Сим.)

Упражнение 350 . Перепишите, подчеркнув союзы (союзные слова). Объясните наличие или отсутствие запятой между стоящими рядом союзами.

1. Наташе казалось, что, когда она в первый раз увидела князя Андрея в Отрадном, она влюбилась в него. (Л. Т.) 2. Ваш отец богат, однако ж, как он говорит, ему пришлось побывать и в машинистах, и в простых смазчиках. (Ч.) 3. Леночка настолько пристрастилась к чтению, что если бы не горбатенькая, то и хозяйство захирело бы. (Леон.) 4. Дом стоит на твердой почве, под ним не колышется черное чрево океана, там надежная земля, безгранично щедрая земля, которая еще подарит счастье, а если не тебе, то твоей Гале. (Первом.) 5. Володя явился к своему начальству раньше, чем к нему, и начальство все сделало, как было нужно, взяв на себя ответственность за судьбу и жизнь его мальчика, словно сознательно хотело снять тяжесть с отцовской души … Но хоть эта тяжесть и была снята с генерала Савичева, ему не стало легче от этого. (Первом.) 6. Володя пошел по длинной улице вверх, к той избе, в которой, как ему казалось, должен был стоять его отец. (Первом.) 7. Варвара, казалось, не слышала ни разрыва, ни голоса Костюченко, ни тяжелого сопения в углу окопа, где согнулся в три погибели лейтенант Кукуречный. Но если б она и слышала, теперь ей было уже безразлично, попадет ли снаряд в блиндаж или пролетит над ними и разорвется где-нибудь в лесу или на кукурузном поле. (Первом.) 8. Люда хорошо понимала природу человеческих отношений и, хоть не очень верила своему Мине, все же не могла предположить, что он на глазах у нее переметнется к другой. (Первом.)

Упражнение 351 . Укажите, при опускании каких слов возникает необходимость поставить запятую между союзами.

1. Лаптев знал фамилии всех известных художников и не пропускал ни одной выставки. Иногда летом на даче он сам писал красками пейзажи, и ему казалось, что у него много вкуса и что если б он учился, то из него, пожалуй, вышел бы хороший художник. (Ч.) 2. Дома у себя я застал гостя, старого приятеля, который, поздоровавшись, начал мне жаловаться, что пока он ехал ко мне, то заблудился в лесу. (Т.) 3. Всем тоже пришлось по нраву, что когда из колонии ленинградских детей явились на село за помощью сиротам, то Настя отдала им весь свой годовой запас весенней сладкой клюквы. (Пр.) 4. Мне снова почему-то подумалось, что хоть и сел аккумулятор, а «газик» заведется. (Ант.)

Упражнение 352 . Выпишите предложения, в которых пропущены запятые. Поставьте недостающие запятые.

1. Но хотя Вронский и не подозревал, что говорили родители, он, выйдя в этот вечер от Щербацких, почувствовал, что та духовная тайная связь, которая существовала между ним и Кити, утвердилась нынешний вечер так сильно, что надо предпринять что-то. (Л. Т.) 2. Маркушев знал по опыту, что-если полковник замолчал, то пробовать продолжать с ним разговор бесполезно. (Сим.) 3. Синцову показалось, что снаряд попал в амбразуру и разорвался внутри, хотя если б это было так, от них с Баюковым ничего бы не осталось. (Сим.) 4. Мои ростовские друзья удивлялись, узнав, что я собираюсь совсем переехать на Дальний Восток. Но когда я им сказала, что намерена жить с мужем в дикой тайге, они серьезно были обеспокоены: не сошла ли я с ума? (Федос.) 5. Это был смуглый, курчавый неаполитанец, шутник, весельчак, обладавший такими белыми зубами, что когда он смеялся, в машине становилось светлей. (Полев.) 6. Танк очень похож на мамонта с задранным хоботом,- так он был нарисован в книжке, которую она читала в детстве … Там было про охоту на мамонта, его обступали люди с дротиками и камнями, и он падал в большую, заранее вырытую яму и ревел, подняв длинную свою трубу. А этого остановили, когда он перевалил через холм, а если б не остановили, он раздавил бы окопы и людей в окопах. (Первом.) 7. Самолет пробивает толщу облаков, и хотя ей ничего не видно, она знает, что льдина уже совсем близко, что на подготовленном для посадки ледяном поле люди ждут самолета. (Первом.) 8. Вся катастрофа виделась Варваре в образе грозы, но что молния поразит ее, она сначала не думала, чувствуя себя за Сашей, как за каменной стеной. (Первом.) 9. Мы подружились в чрезвычайных обстоятельствах, когда проявляются самые лучшие или самые худшие свойства человеческого характера, а когда эти чрезвычайные обстоятельства окончились, разошлись каждый в свою сторону. (Первом.) 10. Это только кажется, что он взрослый, он еще совсем мальчик; ты думаешь, ему легко будет в небе на утлом самолете против немецких летчиков? Они горят, как спички, я сама видела в кинохронике, как горят немецкие самолеты, а если немецкие, то и наши, наверное, горят точно так же. (Первом.) 11. Он даже не кивнул ей головой на прощанье и чтобы показать, что разговор окончен, начал перебирать цветные карандаши в стоявшем на столе граненом чайном стакане. (Первом.) 12. А если надо отдать жизнь за мир и возможность труда? Не только за то, чтоб фашисты не топтали поля Отчизны, не гноили людей в концлагерях, не душили в газовых камерах, но и за то, чтобы женщина не шла в тяжелой робе под землю, чтоб не налегала тонкими руками на ручку компрессорного молотка,- за это тоже надо отдавать жизнь … И если отдают ее миллионы, то чем же он лучше любого среди этих миллионов, чтобы сохранить жизнь для себя, для собственного счастья? (Первом.)