Мировоззрение: определение, уровни и формы. Понятие мировоззрения, его структура и уровни

Возникновение Философии. Предметная область философии.

Термин ф-я возник в древней Греции – на рус. «любовь к мудрости»

Философами называли людей стремящихся к познанию как к самостоят. цен. человеческого познания.

Развитие античн. ф-ии было прервано в результате крушен. рабовладельческого строя, распада Римской империи, войн и т.д.,но эти социальные потрясения способствовали укреплению и распространению религии, Р – становится на долгие годы господствующей формой общественного сознания. Различные конкурир. течен. в борьбе за умы пытались привлечь на свою сторону философов, используя опыт ф-еого анализа для обоснования истинности своего учения.

Христианская церковь считает, что ф-я должна быть только служанкой богослов.. Это резко меняет проблематику, сам предмет ф-ю. Место физики занимает богопозн. этика подчиняется задачам религиозного воспитания.На матер. бог-ских дискуссиях развивается диалектика, породив современную логику и схоластику.

® Постепенное освобождение ф-и от диктата и опеки религии вплоть до появления ф-кого атеизма. Но это не исключает того, что многие ф-фы остаются верными религии. Происходит как бы распад прежней проблематики: познания природы, человека самого процесса познания. Сэтого времени ф-ия приобретает статус науки. Антич. физика становится натурф-ей или ф-ей природы.

® Постепенно познание природных явл. специализ.,учен. все больше заним. сбором фактического материала его систематизацией и классификацией и постепенно происходит процесс формирования наук и выделения их из ф-фии. Сформир. науки заним. изучением конкретного материала, а ф-ия перестав быть «наукой наук» стала заним. мировозренчискими вопросами.

Мировоззрение, его структура и роль в жизни человека. Уровни мировоззрения.

Мировозрен. – система взглядов, ценностей, убежден. человека на мир и место человека в этом мире.

О. мировозр. вопросами являются:

Как возник окружающий мир



Создан ли мир богом или друг. сущ. или сущ. извечн.

Изменчив ли мир

Особенности мировозр. в. заключ. в том, что на них нет в принципе или на данный момент времени однозначно подтвержд. решен.

В различных фил. системах мировозр-ие вопросы решаются по разному.

3. Исторические типы мировоззрения. Специфика философии как теоретического мировоззрения. Специфика философии как теоретического мировоззрения.

Исторически 1-ой формой мировозр. знания явл. мивология

Мифология – представляет собой осмысление и представл. мира и человека в фантаст. образах и сюжетах.

Основные формы м-гии: сказки, легенды, вымыслы, слухи и т.д.

В основе первобытной и антич. мифологии лежит олицетвор. природы, т.е. уподобление ее человеку, человеческому способу существования.

Объяснен. природы и обществ. явлен. как результат действия сверхестеств. сил.

Мифотворство имеет место там где отсутств. реальн. опытно подтвержден. знания, которые заменяются вымыслами и предположениями.

Мифотворство может носить и искусственный характер преднамеренно осущ. с тем, чтобы вместо реалн. имеющ. достов. информ. предлагать не соотв. действит. мнения и оценки.

В недрах мифологии сформировалась религия.

Религия – форма мировозр. объясн. мир человека, через связь со сверх естеств. существами, в этом сходство мифологии и религии.

Отличие заключается в том, что мифология просто предлагает свою картину мира, а религия предписывает верить ей Þ основной признак религии – вера в сверхестеств.

Сущ. различные организации и учреждения для формирования и поддержания такой веры, якобы обеспеч. контакт со сверхест. (культовая практика) призван. обесп. религиозное воспитание, контроль над умом людей.

Ф-я возникла как альтернатива мифологии и религии. Первые философы стремились отказ. от признания сверхъестественных сил, и объясн. мир исходя из него сомого, но в услов. отсутств. возм. опытным или эксперемент. путем проверить те или другие предположения, господствующим методом ­-ния их убедительности являлись логика и здравый смысл.

Для объясн. мира фил. предлог. причины и обстоят., которые не противореч. опыту, поскольку были ограничены возможности опытного познания явлений, то господств. предметом и одновр. инструментом познания и анализа являлись понятия в которых фиксировалась и называлась соответств. вещь. Поэтому ф. была главной формой понятийного теоретического мышления.

По характеру формирования и способу функционирования различают два уровня:

1) жизненно практический или уровень обыденного сознания.

2) теоритический.

+ 1-й базируется на здравом смысле и обширном повседневном опыте и складывается стихийно, этот уровень назыв. жизненной философией. 1-й ур. крайне не однороден, т.к. не однородны его носители. На формиров. этого уровня оказ. влияние нац. и религиозные традиции, уровни образов., интелект. и духовной культуры, характер проф. деятельн. и друг. Этот ур. включает в себя навыки, обычаи и традиции передов. из поколен. в поколен. и познанный опыт каждого конкретного индивида.

- не отлич. глубок. продум., систематически, обоснов. эти недостатки преодолев. на 2-ом уровне теор.

2: К этому уровню относ. и ф-я. Ф-я претендует на теоретическое обоснование как содержания, так и способа достижения обобщен. знаний, а так же норм, ценностей и идеалов определ. цели, средства и характер деятельности людей. Ф=я видит свою задачу в том чтобы сделать мировозрен. предметом теоретического анализа.

Соотношение этих уровней можно выстроить в историч. последовательности, и в этом случае

1 - ому уровню соответствует мифология и религия

2 - ому - философия.

4. Проблема основного вопроса философии и различные варианты его решения.

О.в.фс. есть вопрос об отношении мышления и бытия, духа и природы, объективного и субъективного, психического и физического, материального и идеального, материи и сознания и т.д.

О.в.фс. имеет две стороны:

1) что первично, что вторично

2) познаваемый мир (или как относятся мысли об окружающем нас мире к самому этому миру или в состоянии ли мышление человека познать мир таким, каким он отражается в его сознании)

При решении первой стороны выделилось 2 основных направления: материализм и идеализм

М. считает, что материя первична (основа сознания), сознание вторично (производно от материи)

Идеалисты считают наоборот.

Разновидности идеализма:

1) объективный ид. считает, что сознание, дух существовали до, вне, независимо от человека: Платон, Гегель

2) субъективный ид. – направление в философ. которое за основу принимает индивидуальное сознание человека: Беркли, Мах, Авинариус

Общее между объект. и субъект. идеализмом в решении первой стороны О.в.фс. заключается в том, что они за основу принимают идею.

Фейербах (нем.) «Материя не есть продукт духа, но дух есть лишь высший продукт развития материи» - материалист (иногда нет)

Кант считал, что материя является объектив. реальностью (был агностиком)

3) К решению второй стороны философы относились по разному.

субъектив. ид. исходил из основного положения: мир есть комплекс моих ощущений, воспринимать - значит существовать (мир познаваем не полностью, ощущение - единственный источник познания)

Гегель признавал познаваемость мира, но считал, что познаваемы мысль, мышлен. чел-ка, абсолютная идея и дух.

Фейербах процесс познания начинается при помощи ощущений, но ощущения дают не полное, разрозненное представление об окружающей действительности и дальнейший процесс познания происходит при помощи восприятий (материалист)

Франц. материалисты 18 в.:Толон, Гельвеций, Гольбах, Дидро… - процесс познания происходит при помощи органов чувств, а разум человека не в состоянии познать то, что находится за пределом органов чувств (позиция суб. идиализма)

Кант – агностик.

Агностицизм - направление, сомневающееся в возможности познания мира

Кантсчитал, что мир познаваем как явление, но не как сущность.

Явление – познание предмета с внешней стороны, т.е. Кант стоял на позиции субъект. идеализма.

5. Философия как форма мировоззренческого знания. Функции философии.

В зависимости от того, какую роль философия выполняла или выполняет в общ-ве, относительно элементов духовной культуры общества, выделяют следующие функции:

1) логическая (содержан. ее является анализ понят., сужден., теорий с точки зрения их соответствия законам логики)

2) методологическая (заключается в сознательном систематическом анализе и выборе целесообразности путей и методов познания предмета)

3) эвристическая (эвр – теории обознач. обл. исследов. закономерности научного и технического творчества)(проявляется в возможности получен. новых знаний, новых результатов исследований в ходе философского анализа проблемы и путей ее решения)

4) мировоззренческая (главная функция ф-ии т.к. она совпадает с ее основным содержанием заключается в формировании, систематиз. обоснован., мировозр. знания в возможности через философ. образов. формировать мировоззрение людей)

5) критическая (ф-ия не останавливается на достигнутых результатах, она постоянно стремиться к выдв. и критическому анализу всё новых и новых возм. подходов)

6. Философия и наука.

История взаимоотношения философии и науки складывалась не однозначно и тем не менее существуют следующие этапы их взаимоотношений:

Синкретическое, т.е. неразличимое, единство науки и философии. Они не различаются ни предметом, ни методом, ни достигнутыми результатами (6 в. до н.э. – 17 в. н.э.).

Начало различия предметной области философии и науки. Представление о том, что философия должна заниматься воспитанием человека, а изучение природы предоставить науке (17-19 в.)

Многообразие предложений о том, чем должна заниматься философия:

а) ф-ия должна давать единую картину мира, основываясь на новейших достижениях естествознания;

б) ф-ия должна представлять человека во всем ее многообразии проявлений;

в) ф-ия есть теория познания, теория научного познания, теория науки;

г) ф-ия может быть предварительным изучением, исследованием, постановкой проблем в исследовании любого явления (19-20 века).

Сегодня разделяется мнение, что наука предпочитает браться за решение любых проблем, относительно которых возможна опытная проверка. В противном случае проблемы получают наименование ненаучных, и в этом своём качестве они остаются на рассмотрении ф-ии. В советский период такие проблемы получили название мировоззренческих.

Сейчас ф-ия оказывает наукам многообразную помощь:

1) Помогает формировать новые предметные области научных исследований.

2) Помогает формировать объяснительные принципы и представления, осмыслять и анализировать полученные противоречия.

3) Помогает критически осмыслить полученные результаты.

4) Систематизирует научные знания, помогает наукам определить свое положение в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия.

5) Обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключается культурная функция ф-ии.

6) Помогает оценить общественную значимость научных результатов.

Мировоззрение – целостная система взглядов на окружающий мир, место человека в нем, на отношение чел. к миру, к самому себе и к др. людям, которая является руководящей нитью в выработке тех или иных убеждений. Это система не всегда осознанных основных жизненных установок чел., определенной соц. группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных ориентаций, соц.полит., нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. М - это ядро, стержень сознания и самосознания личности. Субъект М. - личность, соц. группа и общество в целом. Оно есть у каждого. Но его уровень, его содержание, форма и т.д. различны. М. исторически конкретно, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьезные изменения. Во-вторых, общество в каждую эпоху социально неоднородно, оно делится на различные группы и общности со своими интересами. К тому же сами люди различаются не только по их месту в обществе, но и по своему развитию, своим устремлением и т.д. Иными словами, мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантов.

Если подходить исторически, то можно выделить три типа мировоззрения: мифологический, религиозный, философский.

Миф как особая форма сознания и мировоззрения представлял собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных верований и различных видов искусства.

Религия - форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной, естественный и потусторонний, сверхъестественный, небесный. При этом в отличие от науки, тоже создающей свой второй мир в виде научной картины природы, второй мир религии основан не на знании, а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей. Причина религии - зависимость людей от неподконтрольных им естественных, природных и социальных сил. Она выступает как иллюзорное восполнение слабости человека перед ними. Религия в свое время играла положительную роль как средство социальной регуляции, формирования осознания единства человеческого рода, общечеловеческих ценностей.

В противовес религии с ее ставкой на веру философия всегда опиралась на знания, разум. Уже первый шаг философии состоял в поиске единого во всем, в поиске первоосновы мира не за его пределами, а в нем самом.

Можно выделить два уровня мировоззрения: жизненно-повседневное и теоретическое. Первое складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности. Это мировоззрение широких слоев общества. Данный уровень мировоззрения отличается: 1) недостаточной широтой; 2) своеобразным переплетением трезвых положений и установок с примитивными, мистическими, обывательскими представлениями и предрассудками; 3) большой эмоциональной нагрузкой. Теоретический уровень - это философский уровень мировоззрения, когда человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения.


М. как система включает в себя ряд компонентов. Прежде всего это знания - основа М. Они составл. информационную сторону М. Всякое познание формирует мировоззр. каркас. Наибольшая роль в формир. этого каркаса принадлежит Ф., так как Ф. возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая Ф. выполняет М. функцию, но не всякое М. философично. Ф. - это теорет. ядро М. Знания входят в М. в виде убеждений. У. - это та призма через кот. видится действительность. У. - не только интелект. позиция,но и эмоц. состояние, устойчивая психол. установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов идей взглядов, которые подчиняют себе чувства совесть волю и поступки человека.

В структуру М. входят не только знания но и их оценка. Т.е. М присуща не только информ. но и ценностная (аксиологическая) насыщенность. Ценности - наиболее ярко выражены в нравственных и эстетических составляющих мировоззрения.

В структуру М. входят и идеалы. И. могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как правило они обращены в будущее. И. - основа духовной жизни личности. Наличие И. в М. характеризует его как опережающее отражение, как силу не только отраж. действительность но и ориентирует на ее изменение.

В выработке мировоззрения участвуют не только наш разум, но и наши чувства. Это значит, что мировоззрение включает в себя как бы два среза - интеллектуальный и эмоциональный. Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения представлена мироощущением и мировосприятием, а интеллектуальная - миропониманием. Соотношение этих сторон различно на различных уровнях мировоззрения, неодинакова их представленность в М. в разные эпохи, наконец, различны пропорции этих сторон и в М. разных людей.

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Философия как особый тип мировоззрения

Мировоззрение, его сущность, структура, основные типы.


Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это общее понимание человеком окружающего мира, своего положения в нем, взаимоотношения с ним, а также понимание общих возможностей и задач в практической и познавательной деятельности. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. В состав мировоззрения входят и играют в нем важную роль обобщенные знания - повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение. Итак, мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, и место человека в нем.


Уровни мировоззрения:


1. Житейско - практический(формируется стихийно, на него влияют религиозные, национальные факторы)

2. теоретическое мировоззрение(все основано на доказательстве, на этом уровне находится философия и науки)В истории человечества выделяется три основные формы мировоззрения :

1. Мифология;

2. Религия;

3. Философия.

Мифология – самая ранняя форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы: - происхождение Вселенной, Земли и человека; - объяснение природных явлений; - жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения; - вопросы чести, долга, этики и нравственности. Чертами мифа являются: - очеловечивание природы; - наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;- отсутствие абстрактных размышлений (рефлексий); - практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т.д.); - однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

Религия – форма мировоззрение, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятие окружающей действительности. Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций: - объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей); - культурологическую (способствует распространению определённой культуры, влияет на культуру);- нравственно–воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадание, честности, терпимости, порядочности, долга).

Философия – особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Впервые термин употребил Пифагор

Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: - основано на знании (а не на вере либо вымысле); - рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); - логично (имеет внутреннее единство и систему); - опирается на четкие понятия и категории. Философия включает в себя учения об общих принципах бытия мировоззрения (онтология, или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания(гносеология), проблемы творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии. Философия дает систему знания о мире как целом. Т.о., философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.


Функции философии :


Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи – мозга. Материалисты: Аристотель, Фалес…Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу – разуму, воле. Идеалисты: Платон, Юм, Берди.

Объективный идеализм считает первоосновой всего мировой разум (Платон).

Субъективный идеализм считает первоосновой - сознание одного человека или группы людей (Юм, Берди). Каждый человек обладает уникальным, индивидуальным способом относиться к ценностям того или иного рода, в чем и состоит суть именно его ценностной ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, когда речь идет об отношении к выбору философских пристрастий, нравственных ориентаций, к искусству и религии. Так, для глубоко верующего человека определяющей силой в его духовной жизни является религия, т.е. те высшие и последние, абсолютные, не приходящие ценности, которые он признает над собой и выше себя, и то практическое отношение, в которое он становится к этим ценностям.


Формирование взглядов на материю в истории философии


Для античного периода характерно, прежде всего, нерасчлененность философского и естественно - научного знания. Никакой экспериментальной базы не было. Философы пытались объяснить природу умозрительно (интеллегибельно). Этой умозрительностью были заложены основы спекулятивной философии. Такое объяснение природы позднее получило название натурфилософии.

1. «Начала философии» были заложены Милетской школой древнегреческих натурфилософов, основателем которой был Фалес . Он утверждал, «все есть вода». В изменчивом мире вещей есть одно основание, которое остается постоянным при всех изменениях - вода. Из нее все возникает и в нее все обращается. Он, как и другие древние греки, наблюдал множество вещей, которые появляются из воды и в ней исчезают. Вода превращается в пар и лед. Вода - это некая субстанция, первооснова, обеспечивающая единство и вечность мира.

Вода не является чем-то мистическим, она осязаема и знакома. Если все, что происходит - это превращение воды из одних форм в другие, то есть, в изменении нет ничего сверхъестественного, все может быть объяснено с помощью законов, которым подчиняется вода. Фалес делает первый шаг от «мифа к логосу», открывая проницаемость природы для человеческого мышления. Анаксимандр считал первоосновой всего – апейрон (материален, вещественен, вечен, во вращательном движении). Анаксимен считал первокирпичиком - воздух.

2. Гераклит и Парменид . Для Фалеса и его учеников главной была проблема субстанции, первоначала, вопрос о существовании изменений в мире не вызывал у них сомнения.

Существует ли изменение? Гераклит утверждал, что все находится в непрерывном движении, становлении, поэтому « в одну и ту же реку нельзя войти дважды, и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии. Космос - это живой организм, где постоянно возникает что-то новое. Движение и покой две противоположности, определяющие существование мира на основе неизменного закона - логоса.

Гераклит является первым античным диалектиком, представившим мир в движении и развитии, выявившим источник развития – взаимодействие противоположностей. Борьба противоположных начал - источник развития и, одновременно, основа гармонии. Основа мира - огонь, а душа есть огненная субстанция (проявление огня), укорененная в бытии и причастная божественному логосу. Устойчивость мира заключается в том, что мир сгорает во вселенском пожаре и возникает ВНОВЬ через регулярные промежутки времени, циклы.

Парменид утверждает, что изменение является логически невозможным, ибо мыслить противоречиво нельзя. Он рассуждает следующим образом:.

1) Что существует - существует; Что не существует – не существует;

2) Что существует, может быть мыслимо; Что не существует, мыслимо быть не может;

3) Идея изменения предполагает, что нечто начинает существовать и: что нечто прекращает существовать. А то, что не существует, есть небытие, оно не может быть мыслимо. Мыслить можно лишь то, что логически возможно, а значит только бытие как единое и неизменное. Верить мы можем только логике и разуму, познаваемо только непротиворечивое и устойчивое.

Мир распадается у Парменида на бытие и сущее (небытие).

3 . Эмпедокл оперирует четырьмя неизменными началами: огнем, землей, водой и воздухом и двумя силами - разъединяющей (ненависть, вражда) и объединяющей (любовь). Четыре элемента качественно и количественно неизменны, но разные количества начал могут соединяться между собой с помощью объединяющей силы и образовывать вещи. Вещи исчезают, когда элементы «отталкиваются друг от друга» с помощью разъединяющей силы.

Анаксагор оперировал «бесчисленным» количеством элементов и одной силой («умом»). Он считал, что ум направляет все изменения к некоторой цели.

4. Большую роль в развитии натурфилософии сыграли взгляды Демокрита и его атомистическая теория. Бытие множественно и находится в непрерывном движении. В основе мира лежит множество неизменных первоначал - атомов, которые движутся в пустоте. Движение атомов определяется исключительно механическими причинами. Вещи складываются из атомов и на атомы распадаются, поэтому мир - это гигантский механизм, управляемый законами движения. Движения атомов не зависят от божественного или человеческого разума. Атом (вечен, неделим, не превращается друг в друга, различные формы, разная величина, нет чувственных свойств, душа состоит атомам, атом в движении).

Атомистическая модель мира как механической системы имела свои достоинства и недостатки. Она давала количественное описание мира, что делало мир логичным, доступным для изучения с помощью математики; но объяснить качественные свойства предметов, такие как цвет, вкус, запах и многое другое, чувственно воспринимаемые свойства, она не могла. Этот недостаток Демокрит пытался преодолеть в теории познания путем введения атомов-посредников, эйдосов.

5. Учения Платона и Аристотеля . Вещи возникают путем соединения идеи и материи. Платон описывает материю как «восприемницу», вынашивающую в себе чистый идеальный образец - эйдос. Материя это то, что все приемлет и помещает в себе, не имеет активности и формы, облика и величины, чистая отрицательность и ничто, но одновременно некая возможность мира.

Аристотеля интересует вопрос не только о сущности вещи, но и о ее существовании, причинах возникновения и изменения. Он выделяет четыре принципа всякой вещи:

Первый принцип - форма, сущность бытия всякой вещи.

Второй принцип - материя. Она, по Аристотелю, состоит из двух уровней. В первом случае - материя это вещество, потенциальная предпосылка или возможность вещи. Во втором случае, речь идет о материи как субстрате, вещественной, чувственно воспринимаемой основе вещи. Нет вещи без материи, также как нет вещи без формы. Всякая вещь - это овеществленная форма.

Третий принцип - движущая причина как переход возможности в действительность. Именно за счет движения происходит соединение существующих независимо друг от друга, материи и формы.

Четвертый принцип - целесообразность, цель. Итогом всякого движения должен быть результат, он и есть цель движения. Существованием активной первопричины всего мира - это Бог-ум, именно он является Перводвигателем, содержит в себе формы всех вещей и определяет цель мироздания.

В 16-19 веках прошла первая научная революция . Идет процесс размежевания философии и науки. Это хорошо иллюстрируется фразой Ньютона: «Физика - бойся метафизики», под метафизикой понимается философия, претендовавшая на то, чтобы быть матерью всех наук. Главной наукой стала механика. Именно к законам классической механики сводилась сущность всех явлений. Это была крайняя степень редукционизма (т.е. упрощение сложных явлений). Материю перестали отождествлять с конкретным видом вещества. Метафизические материалисты отождествляют понятие материи с представлениями о вещ-ве и его механических свойствах. К числу таких свойств материалисты относили тяжесть, инерцию, неделимость, непроницаемость, массу и др.

Рене Декарт считал, что все тела, как твердые, так и жидкие, состоят из одной и той же материи, что каждая частица материи стремится всегда превратиться в одну из своих форм и, превратившись в нее раз, всегда ее сохраняет. Природа материи, т.е. тела, по Декарту состоит лишь в том, что тело есть субстанция, протяженная в длину, ширину и глубину. Мир представляет собой беспредельно протяженную субстанцию.

С началом неклассического периода развития науки происходит научная революция. Эпоха связана с открытием делимости атома на ядро и электроны. Учебники по диалектическому материализму этот период объясняли так: были-де философы - материалисты и ученые, которые понятие «материя» связывали с атомом, как мельчайшей частицей вещ-ва. Открытие делимости атома привело их к мысли, что материя исчезла и эти философы и ученые «свихнулись» в субъективный идеализм.

В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» все поставил на свои места. Он обобщил достижения науки и обосновал объективную реальность в качестве субстанциональной основы понятия «материя». Ленин говорит: "Материя исчезает" - это значит, исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор, наше знание идет глубже; исчезают такие свойства материи, которые казались раньше абсолютными, неизменными, первоначальными и которые теперь обнаруживаются, как относительные, присущие только некоторым состояниям материи." Основной особенностью ленинского понятия материи как объективной реальности является то, что оно указывает на неисчерпаемость ее структуры и свойств; на безграничность человеческого познания материи вширь и вглубь... Ленин дает следующее определение материи. Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.


Проблема движения и его связь с материей. Проблема классификации форм движения и наук, их окружающих


Познавая окружающий мир, мы узнаем, что в нем пет ничего абсолютно застывшего и неизменного, все находится в движении, переходит из одних форм в другие. Во всех материальных объектах происходит движение элементарных частиц, атомов, молекул, каждый объект взаимодействует с окружающей средой, а то взаимодействие заключает в себе движение того или иного ода.

Любое тело, покоящееся по отношению к Земле, движется месте с ней вокруг Солнца, вместе с Солнцем - по отношению к другим звездам Галактики, последняя перемешается относительно других звездных систем и т. д.

Абсолютного покоя, равновесия и неподвижности нигде нет, всякий покой, равновесие относительны, являются определенным состоянием движения. Стабильность структуры и внешней формы тел обусловлена определенным взаимодействием между составляющими их микрочастицами, а всякое взаимодействие, развертывающееся в пространстве и времени, выступает как движение; равным образом и любое движение включает в себя взаимодействие различных элементов материи. Взятое в самом общем виде, движение оказывается тождественным всякому изменению, любому переходу из одного состояния в другое.

Движение-это всеобщий атрибут, способ существования материи. В мире не может быть материи без движения как нет и движения без материи.

Это важное положение можно доказать методом рассуждения от противного. Предположим, что существует некая форма материи, лишенная всякого движения, как внутреннего, так и внешнего. Поскольку движение равносильно взаимодействию, то эта гипотетическая материя должна быть лишена всех внутренних и внешних связей и взаимодействий. Но в таком случае она должна быть бесструктурной, не заключать и себе никаких элементов, ибо последние из-за отсутствия способности к взаимодействиям не могли бы объединиться друг с другом и образовать данную форму материи. Из этой гипотетической материи в свою очередь не может ничего возникнуть, поскольку она лишена связей и взаимодействий. Она ни в чем не могла бы обнаруживать своего существования по отношению ко всем другим телам, ибо не оказывала бы на них никакого влияния. Она не обладала бы никакими свойствами, поскольку всякое свойство представляет собой результат внутренних и внешних связей и взаимодействий и также раскрывается во взаимодействиях. Наконец, она была бы принципиально непознаваема для нас, поскольку всякое познание внешних предметов осуществимо лишь при их воздействии на наши органы чувств и приборы. У нас не было бы никаких оснований допускать существование такой материи, поскольку от нее не поступало бы никакой информации. Суммируя все эти негативные признаки, мы получаем чистое ничто, некоторую фикцию, которой абсолютно ничто не соответствует в действительности.

Будучи неразрывно связанной с движением, обладая внутренней активностью, материя не нуждается ни в каком внешнем божественном толчке для того, чтобы быть приведенной в движение (именно такой метафизической концепции “первотолчка” придерживались в свое время некоторые философы-метафизики, рассматривавшие материю как косную, инертную массу).

Материя является субстратом всех изменений в мире; движения, оторванного от материи, не существует, как нет и энергии без материи. Возможность существования движения без субстрата, перехода материи в энергию допускали представители энергетизма (прежде всего немецкий естествоиспытатель В. Оствальд, взгляды которого подверг критике В. И. Ленин в книге “Материализм и эмпириокритицизм”). Они отождествляли массу и материю, а затем массу и энергию, после чего делался вывод о тождественности материи и энергии.

В духе энергетизма рассуждают некоторые современные ученые, которые на основании формулы Е=тс2 (Е-энергия, m- масса, с-скорость света) делают вывод об эквивалентности материи и энергии. Прекращение частиц и античастиц (при их взаимодействии) в фотоны они рассматривают как уничтожение (“аннигиляцию”) материи, преобразование ее в “чистую энергию”. На самом деле кванты электромагнитного поля (фотоны) представляют собой особую форму движущейся материи. В данном случае происходит не уничтожение материи, а переход ее из одной формы в другую при строгом выполнении законов сохранения массы, энергии, электрического заряда, импульса, момента импульса и некоторых других свойств микрочастиц.

В природе имеется бесчисленное множество качественно различных материальных систем, и каждая из них обладает специфическим для нее движением. Современной науке известна лишь небольшая часть этих движений, которые можно подразделить на ряд основных форм движения. К последним относятся способы существования и функционирования материальных систем на соответствующих структурных уровнях. Основные формы движения включают в себя такие группы процессов, которые подчиняются общим законам (различным для разных форм движения).

В разработке классификации основных форм движения большая заслуга принадлежит Ф. Энгельсу, который в своем произведении “Диалектика природы” говорил о существовании следующих форм движения: механической (пространственного перемещения); физических (электромагнетизм, гравитация, теплота, звук, изменения агрегатных состояний веществ и др.); химической (превращение атомов и молекул веществ); биологической (обмен веществ в живых организмах); социальной (общественные изменения, а также процессы мышления). Эта классификация сохраняет свое значение и сейчас. Она исходит из принципа исторического развития материи и качественной несводимости высших форм движения к низшим.

В настоящее время из основных форм движения можно выделить прежде всего такие, которые проявляются во всех известных пространственных масштабах и структурных уровнях материи. К ним относятся:

1) пространственное перемещение - механическое движение атомов, молекул, макроскопических и космических тел; распространение электромагнитных и гравитационных волн; движение элементарных частиц;

2) электромагнитное взаимодействие;

3) гравитационное взаимодействие (тяготение).

Далее необходимо выделить формы движения, проявляющиеся лишь на определенных структурных уровнях и неживой природе, в живой природе и в обществе. В неживой природе - это прежде всего взаимодействия и превращения элементарных частиц и атомных ядер. Частным проявлением данной формы движения выступают все виды ядерной энергии. В результате перераспределения связей между атомами в молекулах, изменения структуры молекул одни вещества превращаются в другие, Этот процесс составляет химическую форму движения.

Формы движения в живой природе включают в себя процессы, происходящие как внутри живых организмов, так и в надорганизменных системах. Жизнь представляет собой способ существения белковых тел и нуклеиновых кислот, содержанием которого является непрерывный обмен веществ между организмом и окружающей средой, процессы отражения и саморегуляцни, направленные на самосохранение н воспроизводство организмов.

Все живые организмы представляют собой открытые системы. Постоянно обмениваясь веществом и энергией с окружающей средой, живой организм непрерывно воссоздает свою структуру и функции, поддерживает их относительно стабильными. Обмен веществ приводит к постоянному самообновлению клеточного состава тканей.

Жизнь представляет собой систему форм движения и включает в себя процессы взаимодействия, изменения и развития в над организменных биологических системах-колониях организмов, видах, биоценозах, биогеоценозах и всей биосфере.

Высшим этапом развития материи на Земле является человеческое общество с присущими ему социальными формами движения. Эти формы движения непрерывно усложняются с прогрессом общества. Они включают в себя всевозможные проявления целенаправленной деятельности людей, все социальные изменения и виды взаимодействия между различными общественными системами - от человека до государства и общества в целом. Проявлением социальных форм движения служат и процессы отражения действительности в мышлении, которые основываются на синтезе всех физико-химических и биологических форм движения в мозгу человека.

Между, всеми формами движения материн существует тесная взаимосвязь. Она обнаруживается прежде всего в историческом развитии материи и в возникновении высших форм движениянаоснове относительно низших. Высшие формы движения синтезируют в себе относительно низшие. Так, человеческий организм функционирует на основе взаимодействия физико-химических и биологических форм движения, находящихся в нем в неразрывном единстве, и одновременно человек проявляет себя как личность-носитель социальных форм движения.

При изучении взаимоотношения форм движения важно избегать как отрыва высших форм от низших, так и механического сведения первых к последним. Отрывая высшие формы от низших, нельзя объяснить их происхождение и структурные особенности. Игнорирование качественной специфики высших форм движения и грубое сведение их к низшим формам ведет к механицизму и недопустимым упрощениям.

Познание взаимоотношения форм движения имеет большое методологическое значение для раскрытия материального единства мира, особенностей исторического развития материи. Процесс познания материи в значительной мере совпадает с исследованием форм ее движения, и если бы мы познали полностью движение, мы познали бы и материю во всех ее проявлениях. Но этот процесс бесконечен.

Выяснение законов взаимоотношения форм движения важно для познания сущности жизни и других высших форм движения, для моделирования функций сложных систем, включая и мозг человека, на все более сложных технических системах. Прогресс науки и техники открывает в этом направлении необъятные перспективы.

«Всякое равновесие либо является лишь относительным покоем, либо само представляет собой движение в равновесии, каким, например, является движение планет. Абсолютный покой мыслим лишь там, где нет материи. Итак, нельзя отделять от материи ни движения как такового, ни какой-либо из его форм, например механической силы; нельзя противопоставлять материи движение как нечто особое, чуждое ей, не приходя к абсурду». «Предмет – движущееся вещество. Различные формы и виды самого вещества можно познать опять-таки только через движение; только в движении обнаруживаются свойства тел; о теле, которое не находится в движении, нечего сказать. Следовательно, природа движущихся тел вытекает из форм движения». Энгельс Ф.

Движение в применении к материи есть изменение вообще. Основанием движения выступает всеобщее взаимодействие, которое объединяет мир в единую целостную систему.

Движение - это выражение внутренней активности материи. Движение противоречиво: это единство прерывности и непрерывности, абсолютного и относительного.

Прерывность движения - это его дифференцированность на множество процессов.

Непрерывность движения - это взаимосвязь всех видов движения.

Покой есть момент движения. Он относителен. Невозможен по отношению ко всем формам движения одновременно.

Абсолютность движения означает:

1. Движение - способ существования материи, без которой она не существует.

2. Оно неотвратимо и неуничтожимо, как и материя.

3. Движение определяет характер изменения матер. мира.

Два типа движения:-движение, связанное с сохранением устойчивости предмета, его качеств.-движение, связанное с изменением качества.

Такой тип движения называется "развитие".

Взаимосвязь форм движения материи:- предыдущая форма обуславливает явление последней, более высшей, но не сводится к ней.

Два направления:

1. Редукционизм - сведения сложных форм движ. к простым.

2. Антиредукционизм - неучитывание связи между формами движения.


Пространство и время. Философские аспекты современных естественнонаучных теорий пространства и времени


Представления о пространстве и времени сложились в виде двух противоположных концепций, названных впоследствии концепциями Демокрита-Ньютона и Аристотеля-Лейбница. Первая концепция допускала существование пространства как некоторой пустоты, не связанной с материальными предметами. При этом считалось также, что время представляет собой самостоятельную сущность, не связанную с материей и пространством. С точки зрения второй концепции, не мыслились пространство и время, оторванные от вещей. В науке до конца XIX и начала ХХ в. господствовала первая концепция. Древнегреческие философы Демокрит , Эпикур, Лукреций Кар и др. пришли к пониманию пространства как пустоты исходя из своего атомистического учения. Они считали, что для существования и движения атомов требуется пустота - некое вместилище, где атомы, сочетаясь различным образом в движении, образуют многообразие тел. Особенно большой вклад в этом отношении был сделан Ньютоном, искавшим при создании классической механики универсальную систему отсчета, относительно которой происходит механическое движение тел. В качестве такой универсальной системы Ньютон и выбрал пространство. По Ньютону, пространство суть пустое абсолютное вместилище, в котором располагаются все тела как нечто внешнее по отношению к нему. Время суть чистая длительность, присущая любому единичному явлению самому по себе. Оно также абсолютно.

Аристотель , выступая против идеи атомистического строения мира, отбросил вместе с ней и идею пустого пространства. С точки зрения Аристотеля, пространство представляет собой совокупность мест занимаемых телами. Иными словами, пространство - это порядок взаимного расположения множества различных тел, а время - порядок сменяющих друг друга явлений и состояний тел, т.е. время связывалось с движением, изменением тел. Дальнейшее развитие вторая концепция получила в трудах Лейбница, Гюйгенса, Дидро и др. С точки зрения диалектического материализма пространство и время неразрывно связаны между собой и с движущейся материей, формами существования которой они являются. По этой концепции бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства, пространство и время без материи - пустые представления, абстракции, существующие только в нашей голове.

Мировоззрение - это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Система принципов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей. Мировоззрение имеет сложную структуру, включает противоречивое единство знаний и ценностей, интеллектуального и эмоционального, разума и веры, убеждений и сомнений, личного и общественно значимого.

Мировоззрение=система.

Система – некая целостность, включающая в себя элементы, которые в свою очередь могут представлять самостоятельную сущность.

Элементы системы связанны образующими связями.

Можно выделить следующие структурные компоненты мировоззрения:

Во-первых, это устойчивая картина мира, которая включает в себя конкретно-исторические представления о мире;

Во-вторых, оценка жизни, опирающаяся на систему идеалов;

В-третьих, целеполагающая идея, ориентирующаяся на систему ценностей. Таким образом, суть философского мировоззрения составляет мир, состоящий как бы из трех "царств": действительности,

ценности и смысла.

Черты мировоззрения:

    Системность (статичность)

    Процессуальность. (постоянное нахождение в динамике изменений)

2. Системность мировоззрения

Из этого определения можно выделить следующие аспекты: системность и процессуальность мировоззрения. Для того, чтобы образно представить системность в каком-то процессе можно сравнить с фотографией, которая фиксирует только момент. Но рассматривая фото мы можем судить о феномене в целом. Рассматривая мировоззрение как систему, в статике, будем использовать понятие мировоззренческое поле. Оно многокомпонентно, кроме перечисленных в определении, можно называть еще множество других. Сами компоненты в свою очередь представляют собой сложные многокомпонентные системы. Компонентами можно считать и миф, и религиозные взгляды, профессиональный, социальный и другие групповые компоненты. Так же отдельным компонентом мировоззренческого поля можно считать то, что по сути процессуально - историческое, национальное (этническое и тому подобное). Как и любая система, компоненты в мировоззренческом поле соединены системообразующим, доминирующим компонентам. Доминирование того или иного компонента зависит от точки рассмотрения (гносеологический аспект), во-первых, и от субъекта, во-вторых.

3.Виды, типы, формы, уровни мировоззрения.

В зависимости от доминанты можно выделить виды и типы мировоззрения, а также и формы. Дело в том, что мировоззрение это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Это ядро общественного и индивидуального сознания.

Формы:

  • философия

Само название «формы» говорит о их значении. Они придают форму, оформляют мировоззренческое поле. Исторический компонент образуют первобытное, античное(или древнее), средневековое мировоззрение, мировоззрение нового времени, современное, переходные виды мировоззрения. По своей сущности мировоззрение - общественно исторический феномен, возникший с появлением человеческого общества, сформированный материальной жизнью общества, общественным бытием.

    житейское (повседневно-практическое)

    теоретическое.

Житейское - основано на здравом смысле, многообразном человеческом опыте, имеет специфическую системность и обоснованность. Часто житейский уровень сравнивают с мифологическим мировоззрением. Это сравнение справедливо в части специфичности систем этих мировоззрений и их обоснованности, но сводить их друг к другу нельзя. Теоретическое формируется целенаправленно, отличается научной обоснованностью и системностью, опирается на результаты научного знания, доводы разума.

По типам мировоззрение различают индивидуальное и групповое, сциентистское и антисциентистское, и т.п.. В науке существуют и другие классификации. Все они по сути связаны с гносеологической позицией авторов. То есть, с тем, что они выбрали для своего исследования в качестве доминантного компонента и субъекта мировоззрения.

Чтобы понять какое-либо явление - необходимо разложить его на части. Сложность подобного анализа мировоззрения связана с тем, что, несмотря на общие для всех людей черты - оно у каждого всегда имеет свой собственный оттенок. Для того чтобы учесть подобную сложность и многогранность принято выделять не только компоненты мировоззрения, но и его уровни и формы.

Компоненты мировоззрения. В структуре мировоззрения, по мнению проф. А.А. Радугина традиционно выделяют четыре основных компонента:

  • - Познавательный компонент включает в себя, прежде всего знания, полученные самым различным способом - повседневные, профессиональные, научные. Это конкретно-научная и универсальная картина мира, в которую в систематизированной и обобщенной форме входят индивидуальные и общественные знания.
  • - Ценностно-нормативный компонент основывается на различных ценностях, идеалах, убеждениях. В него также входят верования и нормы, которые призваны регулировать межличностные и общественные отношения. Ценностями принято обозначать свойства какого-либо предмета и явления удовлетворять потребности и желания людей. В систему ценностей входят представления о смысле жизни, счастье и несчастье, добре и зле. Существует определенная иерархия ценностей. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы, которые разделяются на моральные, религиозные, правовые. По сравнению с ценностями они обладают более запретительными свойствами.
  • - Эмоционально-волевой компонент представляет собой эмоциональную окраску ценностей, убеждений, верований, а также психологическую установку на готовность действовать в соответствии с ними.
  • - Практический компонент это реальная готовность человека действовать, определенным образом поступать в конкретных обстоятельствах.

Несмотря на то, что у всех людей имеются данные компоненты, согласуются они каждый раз в зависимости от конкретного человека, что и порождает особые, свойственные только ему индивидуальные черты.

В различных формах мировоззрения по-разному представлены эмоциональный и интеллектуальный опыт людей - чувства и разум. Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением (или мировосприятием, если используются наглядные представления), познавательно-интеллектуальную же его сторону характеризуют как миропонимание.

Уровни мировоззрения. В зависимости от глубины знаний, интеллектуальной силы и логической последовательности аргументов в мировоззрении различаются также жизненно-практический интеллектуально-умозрительный (теоретический) уровни осмысления. Житейское, повседневное миропонимание, как правило, складывается стихийно, не отличается глубокой продуманностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, порой не "сходятся концы с концами", эмоции в критических ситуациях могут оказаться убедительнее разума, обнаруживая дефицит здравого смысла. Однако именно повседневность и является той базой, на основе которой мы можем вообще что-либо понимать в мире и анализировать его с помощью теоретических моделей. Данный уровень мировоззрения основывается на традициях, обычаях, которые не всегда могут быть рационально осмыслены. Данные проблемы преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения - теоретическом, который формируется в ходе систематического обучения и самообразования. В него входят теоретически обоснованные и логически верные знания, обобщенные в виде доказанных закономерностей, а также относительно непредвзятые оценки происходящих явлений природы и жизни общества.

Формы мировоззрения. Жизнь людей в обществе носит исторический характер. В мировоззрении того или иного времени находит выражение его общий интеллектуальный, психологический настрой, "дух" эпохи, страны, тех или иных социальных сил. Однако реально убеждения, нормы жизни, идеалы формируются в опыте, сознании конкретных людей. А это значит, что кроме типовых взглядов, определяющих жизнь всего общества, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов. Это позволяет выделять общественное, групповое и индивидуальное как специфические формы мировоззрения.