Какова логическая форма суждения. Виды суждений в логике

Простые суждения - выражают связь двух понятий, не включают других суждений. Простое суждение состоит из субъекта, предиката и связки.

В зависимости от того, что утверждается или отрицается в суждениях - принадлежность признака предмету, отношение между предметами или факт существования предмета - суждения делятся на:

1) атрибутивные суждения

2) суждения с отношениями

3) суждения существования (экзистенциальные).

1. Атрибутивным (от латинского attributio – «ϲʙᴏйство», «признак») называется суждение о признаке предмета. В нем демонстрируется связь между предметом и его признаком, эта связь утверждается или отрицается. Например: «Сроки аренды определяются договором», «Никто из судей не вправе воздержаться от голосования».

Атрибутивные суждения называют также категорическими (от греческого kategorikos – «ясный», «безусловный», «не допускающий иных толкований»).

2. Суждением с отношением называется суждение об отношении между предметами. Это могут быть отношения равенства, неравенства, родства, пространственные, временные, причинно-следственные и другие отношения. Например: «А равно В», «С больше D», «Семен – отец Сергея», «Казань восточнее Москвы»

Принята следующая запись суждения с отношениями: xRy, где х и у – члены отношения, они обозначают понятия о предметах, R – отношение между ними (R – первая буква латинского слова relati-vus – «относительный»).

Суждение с отношениями имеют структуру, отличающуюся от структуры атрибутивных суждений. Важно заметить, что однако, при всем этом они могут быть преобразованы в атрибутивные. К примеру, суждение «А равно В» рассматривается как суждение, где А – субъект суждения, «равно В» – его предикат; при такой интерпретации равенство предмету В выступает как признак предмета А. Суждение «Семен – отец Сергея» рассматривается так: «Семен (S) – отец Сергея (Р)», отец Сергея – признак Семена.

3. В суждениях существования (экзистенциальных суждениях; от латинского existentia – «существование» ) выражается сам факт существования или несуществования предмета суждения. Например: «Существуют статистические законы»; «На Земле уже нет многих видов животных»; «Суждения без предложения не существует». Предикатами данных суждений будут понятия о существовании или несуществовании предмета; связкатрадиционно в языке не выражается, но путем преобразования грамматической формы суждения она может быть выражена словами «есть», «не есть», «будет» и т.п. Например: «Статистические законы (S) есть (связка) то, что существует (Р)».

12. Классификация простых суждений по количеству и качеству. Их объединенная классификация.

I. По качеству суждения делятся на утвердительные и отрицательные.

Утвердительным называется суждение, выражающее принадлежность предмету некоторого признака (S есть P). Отрицательным называется суждение, выражающее отсутствие у предмета некоторого признака (S не есть P). Например: МГЭУ им. А.Д. Сахарова есть высшее учебное заведение. Устав университета не может быть изменен без решения Совета университета.

Суждение с отрицательным предикатом, но утвердительной связкой (S есть не-P) рассматривается как утвердительное. Например: «Мифология есть ненаучное мировоззрение». Таким образом, «есть» и «не есть» – логические связки. В языке они выражаются словами: является, не является, представляет собой, не представляет собой, признается, не признается, тире, а может подразумеваться.

II. По количеству суждения делятся на единичные, частные, общие.

Единичным называется суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается об одном предмете. Например: «Это здание памятник архитектуры» (Это S есть P). Частным называется суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается о части предметов некоторого класса, что выражается при помощи слов: некоторые, многие, немногие, большинство, меньшинство, часть. Например: «Большинство студентов не имеют пропусков» («некоторые S не суть P»).

В зависимости от значения слова «некоторые» различают 2 вида частных суждений: неопределенные и определенные.

В неопределенном частном суждении слово «некоторые» употребляется в значении «некоторые, а может быть и все» или «по крайней мере некоторые». Например: «Некоторые свидетели дали показания». В определенном частном суждении слово «некоторые» употребляется в значении «только некоторые». Например: «Некоторые студенты ходят на дискотеку».

III. Объединенная классификация простых категорических суждений по количеству и качеству.

Любое суждение имеет количественную и качественную характеристику. Поэтому в логике применяется объединенная классификация, по которой суждения делятся на общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные, частноотрицательные.

Общеутвердительные суждения (A) – это суждения, общее по количеству и утвердительное по качеству. Например: «Каждый, совершивший преступление», (S) должен быть подвергнут справедливому наказанию (P). Все S суть P. В символичной логике: " x (S (x) ® P (x)), то есть для всех x, если x присуще свойство S, то x присуще свойство P.

Общеотрицательное суждение (E) – это суждение, общее по количеству и отрицательное по качеству. Например: «Ни один студент (S) не должен опаздывать на занятия (P)». Ни одно S не есть P. (" x (S (x) ® ù P (x)) – ни одному x, которому присуще свойство S, не присуще свойство P.)

Частноутвердительное суждение (I) – это суждение, частное по количеству и утвердительное по качеству. Например: «Некоторые студенты (S) являются отличниками (P)». Некоторые S суть P. ($ x (S (x) Ù P (x)) – существуют x , которым присуще свойство S и свойство P.)

Частноотрицательные суждения (O) – суждения, частные по количеству и отрицательные по качеству. «Некоторые студенты не посещают занятия». Некоторые S не суть P. ($ x (S (x) Ù ù P (x)) – существует x, которым присуще свойство S и не присуще свойство P.)

Суждение - это форма рационального мышления, в которой утверждается или отрицается существование предмета мысли, связь предметов с их признаками или отношения между предметами.

Языковой формой определения суждения является предложение, но только повествовательное , в котором существует информация о чем-то («Кризис перепроизводства - циклическое явление в экономике»). Вопросительные («А где он?»), побудительные («Дай Бог всем людям доброго здоровья»), назывные («Какая зазнобушка сердечная!») и безличные («Уже рассвело») предложения суждения не выражают. По своему содержанию любое суждение отражает в языке определенные признаки, которые принадлежат предмету суждения. Предметом суждения является все то, о чем нечто утверждается или отрицается. Следует знать, что грамматическая структура предложения нетождественна логической структуре суждения. Несмотря на их сходство по наличию основных и вспомогательных элементов, для логики является основным в предложении логическое подлежащее и логическое сказуемое, а также, отражающая их связь, логическая связка. Разнообразные второстепенные члены предложения (определения, обстоятельства места, времени, образа действия, дополнения) логически несущественны, т.е. существенной информации не выражают.

Формальная логика изучает суждения со стороны их формы и структуры. Традиционная и классическая логика являются двузначными . В ней каждое суждение является либо истинным , т.е. в котором утверждается/отрицается существование (даже не существующего)/несуществование предмета и присущих/неприсущих ему признаков, наличие/отсутствие связи между предметами или их признаками, о которых идет речь в суждении («Киев является столицей Украины», «Харьков не является столицей Украины»), либо неистинным , т.е. в котором все происходит наоборот («Киев не является столицей Украины», «Харьков является столицей Украины»). Является ли неистинное суждение заблуждением (неосознанное несоответствие знаний действительности) либо ложью (преднамеренное, осознанное искажение действительности), логика не выясняет, т.к. субъективное осознание неадекватности отражения действительности самому объекту или отсутствие такого осознания - за пределами предмета логики. Значение истинности суждения является логическим значением.

Но некоторые утверждения не принадлежат ни к истинным, ни к неистинным суждениям.

Например, «a является таковым. Это выражение превратится в суждение тогда, когда на место логических переменных (а, b ) будут подставлены имена объектов (a=8, b=9 ), после чего логическая постоянная превращает выражение с неопределенным логическим значением на истинное (в данном случае) суждение - «8<9 ».

Это является пропозициональной функцией, т.е. высказыванием, в котором речь идет об определенном свойстве предмета или отношении между предметами по неопределенности самого предмета (предметов ), обозначенного лишь переменной, содержание которого (высказывания ) превращается в истинное или неистинное при подстановке вместо переменной имени предмета из определенной предметной области.

Выделяют также именную функцию. Именная функция - это выражение, которое при замене переменных постоянными превращается в обозначение предмета.

Так, в именной функции «отец у », подставив имя «философ Вл. С. Соловьев», получим «отец философа Вл. С. Соловьева» - имя предмета (здесь имя человека).

Некоторые суждения могут иметь неизвестный или невыясненный характер и требуют дополнительного исследования.

Структура суждения:

- субъект (от лат. subjektum - предмет), или логическое подлежащее - элемент суждения, который обозначает предмет мысли - материальный объект, явление или процесс S );

- предикат (от лат. praedikatum - признак), или логическое сказуемое - элемент суждения, который обозначает признак предмета мысли (обозначается прописной латинской литерой P );

- связка - элемент суждения, который выражает отношение между субъектом и предикатом, т.е. утверждает или отрицает наличие у предмета мысли S признака P (обозначается символом «-» , т.е. «тире» или выражается глаголами (словосочетаниями) «есть» , «не есть» , «является» , «не является» , «суть» , «не суть», которые могут опускаться и лишь подразумеваться);

- квантор , который показывает, в каком количестве берется субъект суждения (выражается словами «все» , «некоторые» , « ни один» и др.).

Следовательно, логическая структура суждения («Ни один двигатель не является вечным») состоит из субъекта (S - «двигатель»), предиката (P - «вечный»), связки («нет») и квантора («ни один»). Здесь главными элементами являются первые три, среди которых логическое подлежащее (субъект ) и логическое сказуемое (предикат ) называются терминами суждения.

Виды простых суждений

Простое суждение - это суждение, которое не содержит в себе в качестве самостоятельной части любого другого суждения, т.е. в простом суждении содержится не более одного утверждения или отрицания о признаке предмета или об отношении между различными предметами либо о существовании одного предмета мысли.

Суждения подразделяют на виды суждений по количественному, качественному и качественно-количественному основаниям.

Качество суждения определяется логической связкой, а не содержанием терминов.

Простые суждения по качеству делят на такие виды суждений по качеству: утвердительные и отрицательные, атрибутивные (от лат. attributo -приписывание; атрибутивные категорические - от греч. κατηγορικες - ясный, безусловный), суждения существования (экзистенциальные категорические - от лат. existential - существование) и суждения отношений (релятивные - от лат. relativus - относительный).

Виды простых суждений по качеству:

- атрибутивное , или суждение свойства - это суждение, в котором утверждается или отрицается наличие определенных свойств у предметов (общая формула: S - P: утвердительного: S есть P: «Украина - суверенное государство», отрицательного: S не есть P, или ¬(S есть P ), т.е. «Неверно, что S есть Р »: «Украина не является членом НАТО»). Связки: «есть», «не есть», «суть», «не суть», «является», «не является» и др. Атрибутивное суждение является категорическим, т.е. атрибутивным категорическим суждением , т.к. оно строгое и однозначное, не допускает неопределенности в понимании его содержания. В атрибутивном суждении о принадлежности или непринадлежности признака предмету выражается в безусловной форме, третье исключено. Поскольку постоянными элементами атрибутивного суждения являются субъект, предикат и связка, данное суждение имеет субъектно-предикатную структуру, где связка есть имманентный закон и выполняет конструктивную функцию, а квантор непостоянен. Субъект и предикат могут быть как совместимыми, так и несовместимыми. А значит, между терминами могут иметь место все виды отношений между сравнимыми понятиями: тождество, пересечение, подчинение, соподчинение, противоречие и противоположность: (Термины суждения «Московская немощенная улица 17 в. была очень неопрятна» являются общими, положительными, сравнимыми, совместимыми понятиями, находящиеся в отношении субординации. Термины суждения «Моральные нормы не являются ценностями материальной культуры» - общие, сравнимые, несовместимые понятия, находящиеся в отношении координации. Термины суждения «Язык есть форма общественной культуры, представляющий собой материальную знаково-символическую систему для общения и передачи информации между людьми» - общие, положительные, сравнимые, совместимые понятия, находящиеся в отношении тождества. Термины суждения «Некоторые свидетели обязаны давать показания» - общие, положительные, сравнимые, совместимые понятия, находящиеся в отношении пересечения. Термины суждения «Ни один монист не является дуалистом» - общие, положительные, сравнимые, несовместимые понятия, находящиеся в отношении противоположности. Термины суждения «Ни один человек не является лицом, освобожденным от исполнения закона» - общие, сравнимые, несовместимые, находящиеся в отношении противоречия );

- экзистенциальное , или суждение существования - это суждение, в котором выражается факт существования или несуществования предмета суждения (формула: S - ): утвердительного: S есть: «Бытие есть», отрицательного: S не есть , или ¬(S есть ), т.е. «Неверно, что S существует»: «Небытия нет». Связки: «есть», «не есть», «существует», «не существует». Здесь четко выделяется только субъект. Предикат всех экзистенциальных категорических суждений объединен со связкой, ибо в предикате не указывается иных признаков, кроме отношения к бытию («то, что есть (существует)»);

- релятивное , или суждение отношений - это суждение, в котором устанавливаются или отрицаются объективные отношения между двумя и более предметами мысли - пространственные, временные, причинно-следствен-ные, количественные, родственные (aRb, где а, b - члены отношения, а R - отношение между ними: «Белое море холоднее Черного»). Связки: «больше», «меньше», «равно», «старше», «младше», «выше», «ниже», «быстрее», «медленнее», «правее», «левее», «севернее», «южнее», «западнее», «восточнее», «детерминируется», «порождается» и т.п. Специфика данных суждений определяется отсутствием субъекта и предиката. Постоянная составляющая релятивных суждений - понятия-термины и понятия-связки. Понятия-элементы релятивного суждения, обозначающие предметы мысли, называются терминами (от лат. terminus - граница), или членами отношения . Понятие-элемент, обозначающее отношения между предметами, - предикатор . В зависимости от места по отношению к связке выделяют два вида терминов: предшествующий и последующий члены отношения. Количество терминов в релятивном суждении называется местностью . Если отношение связывает два термина, то суждение называется двухместным , три - трехместным и т.д. С трехместного суждения («Внук младше отца и деда»), а также с суждения, в котором отражается более одного отношения («Рейкьявик севернее и западнее Дели»), начинаются сложные релятивные суждения;

- утвердительное - это суждение, в котором констатируется существование предмета мысли, наличие связи между предметами либо принадлежность предмету определенного признака: (формула: «Все (некоторые, данное) S есть P »: «Все люди являются живыми существами»; «Некоторые из стран мира расположены в Европе»; «Париж является столицей Франции»);

- отрицательное - это суждение, в котором констатируется отсутствие у предмета определенного признака, отсутствие связи между предметами либо несуществование предмета мысли: (формула: «Все (некоторые, данное) S не есть P »: «Ни один лев не является травоядным животным»; «Некоторые из людей не являются частными предпринимателями»; «Ханин И. О. не работает в театре»).

Простые суждения все являются либо утвердительными («Дифференциальная рента есть избыток прибыли сверх средней прибыли»), либо отрицательными («Цена производства товара не меньше издержек его производства»), независимо от их видов по другим основаниям.

Количество суждения определяется количеством понятия, отражающего предмет мысли. В суждении количество выражено квантором (от лат. quantum - сколько). Квантор - это дополнительный элемент суждения, выражающий количественную характеристику предмета мысли.

Существует два вида кванторов: общности и существования.

Квантор общности указывает, что в объеме субъекта мыслятся все элементы данного класса (обозначается символом - , и выражается словами: «все», «любой», «всякий», «каждый», «без исключения», «ни один» и т.п.): «В любой рыночной экономике действует закон стоимости».

Квантор существования указывает, что в объеме субъекта мыслится лишь часть элементов данного класса (обозначается символом - , и выражается словами: «часть», «большинство», «меньшинство», «не все», «не каждый», «некоторые», «отдельные» и т.п.): «Не все граждане обладают избирательными правами».

Простые суждения по количеству делят на такие виды суждений по количеству: общие, частные и единичные.

Виды простых суждений по количеству:

- общее - это суждение, в котором за каждым мыслимым в субъекте элементом множества утверждается или отрицается определенный признак: (формула: «Все S есть (не есть) P »): «Все самолеты предназначены для полетов в воздухе»; «Ни один человек не живет на Марсе»;

- частное - это суждение, которое содержит знание о наличии или отсутствии определенного признака у части предметов, которые мыслятся в субъекте: (формула: «Некоторые S есть (не есть) P »): «Некоторые военные являются курсантами»; «Некоторые рабочие не работают на госпредприятии»;

- единичное - это суждение, субъектом которого является единичное понятие, которое обозначает один предмет мысли: (формула: «Данное S есть (не есть) P »): «Планета Марс находится в Солнечной системе»; «Киев не является столицей Франции».

Простые суждения по качественно-количественным основаниям подразделяют на такие виды суждений по качественно-количественным основаниям: общеутвердительные (А ), частноутвердительные (І ), общеотрицательные (Е ), частноотрицательные (О ).

суждения

Обо значе ние

Формула

Как

читается

Распределенность

терминов

Диаграмма

отношений S и Р

Определения типов суждения

Общее по кол-ву и утвер-

дительное

по кач-ву

Частноутверди-

Некото-рые

Частное по кол-ву и утвер-

дительное

по кач-ву

Обще-отрица-

S не есть P

Общее по кол-ву и отрица-тельное

по кач-ву

Некото-рые

S не есть P

Частное по кол-ву и отрица-тельное

по кач-ву

А - образовано по 1-й букве лат. слова affirmo - утверждаю: «Каждый человек имеет право на счастье» ( S есть P ); «Все принимающие участие в этих выборах кандидаты существуют» ( S есть ).

I - образовано по 2-й гласной лат. слова affirmo - утверждаю: «В библиотеке случаются интересные книги» ( S есть P ); «Некоторые мертвые языки по-прежнему используются» ( S есть ).

Е - образовано по 2-й букве лат. слова nego - отрицаю: «Никто не может быть наказан за правду» ( S не есть P); «Неверно, что все позвоночные - животные» ¬( S есть P )); «Ни одно идеальное государство не существует» ( S не есть ); «Неверно, что существуют беспричинные явления» ¬( S есть ).

O - образовано по 2-й гласной лат. слова nego - отрицаю: «Некоторые студенты не являются спортсменами» ( S не есть P ); «Неверно, что некоторые электроны являются положительно заряженными» ¬( S есть P ); «Некоторые языки более не существуют» ( S не есть ); «Неверно, что некоторые абсолютно черные тела существуют» ¬( S есть ).

Выделяют также единичноутвердительные и единичноотрицательные суждения.

Единичноутвердительные (обозначения нет) - это суждения единичные по количеству и утвердительные по качеству. («А. В. Суворов - генералиссимус» - атрибутивное, «Численность населения Киева больше Донецка» - релятивное, «Сбербанк Украины существует» - экзистенциальное).

Единичноотрицательные (обозначения нет) - это суждения единичные по количеству и отрицательные по качеству. («Алхимия не является наукой» - атрибутивное, «Объем выборки данного КСИ не больше объема генеральной совокупности» - релятивное, «Корпорация «Пронто» не существует» - экзистенциальное).

Любое суждение имеет и качественную, и количественную характеристику, т.е. является либо утвердительным, либо отрицательным по содержанию и либо общим, либо частным, либо единичным по объему.

Важным аспектом для последующего рассмотрения суждения как формы мышления есть вопрос о распределенности терминов суждений. Терминами суждения являются субъект и предикат. Вопрос о том, какая информация в суждении имеется, а какая отсутствует (но может домысливаться) решается с помощью следующих понятий:

- распределенный термин (знак «+» ) - это термин, который мыслится в полном объеме, т.е. объем которого полностью включается в объем другого термина («Все параллелограммы - четырехугольники») или полностью из него исключается («Ни один химический элемент не есть сложное вещество»);

- нераспределенный термин (знак «-» ) - термин, объем которого только частично включается в объем другого («Только некоторые религии мировые») или лишь частично исключается из него («Только некоторые религиозные организации не зарегистрировали свой устав в органах государственной власти»).

Распределенность терминов в суждениях типа А, I, Е, О:

- в общеутвердительных суждениях типа А («Все S есть P» ) субъект всегда распределен, а предикат в большинстве случаев - нераспределен. 1) «Все (квантор общности) православные (S ) - христиане (Р )». Здесь S , т.к. речь идет о всех предметах, составляющих данный класс (объем понятия-субъекта), а именно о всех православных, т.е. S является видовым понятием и всем объемом полностью включен в объем Р , а Р , т.к. речь идет лишь о той части объема Р , которая совпадает с объемом S , т.е. Р является родом, и часть элементов его объема не тождественна элементам, мыслимым в объеме S : не все христиане - православные. Потому, как правило, Р в суждениях А . Отсюда, если объем Р больше (шире ) объема S , то Р. 2) Однако, как исключение, Р в суждениях А , если S и Р связаны отношением тождества, т.е. если в Р мыслятся те и только те предметы, которые мыслятся в объеме S . «Все (квантор общности) квадраты (S ) - равносторонние прямоугольники (Р )». Здесь S и Р , т.к. их объемы полностью совпадают; различаются они только содержанием. Если S равен по объему Р, то Р , что бывает в определениях и в выделяющих суждениях;

- в частноутвердительных суждениях типа I («Некоторые S есть P» ) распределенность и субъекта, и предиката нельзя определить сугубо логическими средствами, т.е. по структуре. 1) «Некоторые (квантор существования) инженеры (S ) - электрики (Р )». Здесь S , т.к. в нем мыслится только часть инженеров, т.е. объем S Р . Но и Р , т.к. он также лишь частично включен в объем S : только некоторые электрики являются инженерами. Это значит, что S и Р связаны отношением пересечения: не все инженеры - электрики и не все электрики - инженеры. Отсюда, если понятия S и Р перекрещиваются, то Р. 2) Однако, как исключение, Р в суждениях I , если S и Р связаны отношением субординации, т.е. если в Р мыслятся те и только те предметы, которые полностью включаются в объем S как подчиняющего понятия. «Некоторые (квантор существования) писатели (S ) - драматурги (Р )». Здесь S , т.к. в нем мыслится только часть писателей, т.е. объем S лишь частично включается в объем Р , а Р , т.к. объем Р уже объема S и полностью входит в него, т.е. в объем S . Р , если объем Р меньше объема S , что бывает в частных выделяющих суждениях;

- в общеотрицательных суждениях типа Е («Ни одно S не есть P» ) и субъект, и предикат всегда распределены. «Ни один (квантор общности) депутат ВР Украины (S ) не может состоять на государственной службе (Р )». Здесь и S , и Р , т.к. объем S полностью исключается из объема Р, и наоборот. Необходимо дополнить, что всегда в суждениях Е (как и в суждениях А ) S , т.к. в нем мыслятся все предметы данного класса, а Р всегда, т.к. его объем полностью исключается из объема S . Ни один предмет, обладающий признаками, отраженными в Р S .

- в частноотрицательных суждениях типа О субъект является нераспределенным (за исключением некоторых случаев ), а предикат всегда распределен, поскольку мыслится в полном объеме, т.е. его объем полностью исключается из объема субъекта, или (как и в суждениях Е ) в суждениях О ни один предмет, обладающий признаками, отраженными в Р , как установлено связкой, не входит в объем S . «Некоторые (квантор существования) студенты (S ) не являются спортсменами (Р )». Здесь S , т.к. мыслится лишь часть студентов, а Р , ибо в нем мыслятся все спортсмены и ни один из них не включен в ту часть студентов, которая мыслится в S .

Таким образом, S распределен в общих суждениях и нераспределен в частных; Р всегда распределен в отрицательных суждениях, в утвердительных же он распределен тогда, когда по объему Р≤ S .

Выделяющие и исключающие суждения как специальные виды суждений используются в логике для того, чтобы избежать неоднозначности предиката по признаку распределенности. Выделяющими и исключающими могут быть как утвердительные, так и отрицательные суждения.

Выделяющими являются суждения, в которых признак, мыслимый в предикате, характеризует только данный, но никакой другой предмет (предметы ) мысли. В выделяющих атрибутивных категорических суждениях используется логический оператор «только». Данный оператор может быть опущен, но подразумеваться содержанием суждения.

Примеры:

− единичноутвердительное суждение: «Только студент данной группы Сытин С.П. - отличник», или оно же: «Студент данной группы Сытин С.П., и только он, является отличником»;

− единичноотрицательное суждение: «Только студент данной группы Немов Е.М. не является успевающим», или оно же: «Студент данной группы Немов Е.М., и только он, не является успевающим»;

− частноутвердительное суждение: «Только некоторые студенты данной группы являются троечниками», или «Некоторые, и только некоторые, студенты данной группы являются троечниками»;

− частноотрицательное суждение: «Только некоторые студенты данной группы не выполняют учебную программу вуза», или «Некоторые, и только некоторые, студенты данной группы не выполняют учебную программу вуза».

В частных выделяющих суждениях установлены и объем субъекта, и объем предиката, в отличие от определенных частных суждений , в которых точно установлен только объем субъекта.

Пример: «Лишь некоторые, а не все студенты - отличники» - определенное частное. В нем не установлен объем предиката, ведь отличниками являются не только студенты. В частноотрицательном суждении «Некоторые государства, и только, являются тоталитарными» точно установлено и отношение субъекта - «государство» - к предикату, и отношение предиката - «тоталитарное государство» - к субъекту. Действительно, тоталитарными могут быть или не быть лишь государства: весь объем предиката включен в объем субъекта.

Исключающими являются суждения, в которых признак, мыслимый в предикате, характеризует все предметы, кроме определенной их части. В исключающих атрибутивных категорических суждениях используется логический оператор «за исключением», «кроме», «помимо». Он может быть пропущен, но подразумеваться содержанием суждения. Здесь (в отличие от выделяющих) единичные и общие суждения исключающими быть не могут. Исключающими могут быть только частные суждения. Действительно, с одной стороны, в субъекте мыслится множество элементов, а с другой - наличие подмножества элементов объема, которые признак, отражающийся в предикате, не характеризует (в утвердительном суждении этот признак не принадлежит, а в отрицательном - принадлежит предмету мысли). Потому исключающее суждение не может быть общим.

Примеры: «Вузы данного города, за исключением семи, не являются государственными», «Обязательными для государства являются все международные договоры, кроме нератифицированных».

Отношения между видами простых суждений

Между суждениями различных видов устанавливаются логические отношения. бывают сравнимые и несравнимые. Сравнимые простые суждения, имеющие в своем составе общий термин S или P , но которые разные по качеству и по количеству, иногда называют суждениями одной материи: «Некоторые люди являются студентами» и «Некоторые люди не являются студентами».

Сравнимые простые суждения - это суждения с общими терминами, различающиеся по количеству или качеству: «Все зрители аплодировали» и «Некоторые зрители аплодировали». Эти суждения имеют одинаковые S («зрители») и Р («аплодирующие зрители»), но лишь различные кванторы: первое суждение: «» - «все», второе суждение: «» - «некоторые».

Несравнимые простые суждения - это суждения, различающиеся хотя бы одним термином: «Дефицит бюджета существует» и «Профицит бюджета существует». Здесь различные S .

Сравнимые простые суждения бывают совместимыми и несовместимыми:

- совместимые - это суждения, которые выражают мысль полностью или частично: «Т.Г.Шевченко жил в 19 в.» и «Автор поэмы «Сон» жил в 19 в.».

Отношения совместимости: отношения тождества, подчинения (субординации ) и подпротивоположности, или частичной совместимости (субконтрарности );

- несовместимые - это суждения, которые выражают противоречащие («Все люди имеют высшее образование» и «Некоторые люди не имеют высшего образования») и противоположные («Все люди имеют высшее образование» и «Ни один человек не имеет высшего образования») мысли.

Отношения несовместимости: противоположности (контрарности ) и противоречия (контрадикторности ).

Отношения между простыми суждениями удобно рассматривать с помощью мнемонической фигуры (мнемоника: от греч. μνημονικόν - искусство запоминания), которая имеет название логического квадрата.

Логический квадрат - это искусственная схема, которая, апеллируя к воображению человека, облегчает ему запоминание характера отношений между суждениями типа А, I , Е, О, в которых речь идет об одном и том же предмете, в одно и то же время и в одном и том же отношении :

Вершины символизируют простые категорические суждения: А, I , Е, О, стороны и диагонали - логические отношения между суждениями:

- верхняя сторона символизирует отношение (А - Е ) противоположности (контрарности ):

А «Все люди трудятся добросовестно» и

Е «Ни один человек не трудится добросовестно»

(отношения несовместимости ).

Отношение противоположности - нестрогое по истинностной характеристике суждений.

Отношение противоположности простых суждений определяется так:

Противоположность (контрарность ) - это отношение между двумя простыми общими суждениями, различающимися по качеству.

Отношение (А - Е ) противоположности (контрарности ) - это отношение между суждениями, которые не могут быть одновременно истинными, но бывают одновременно неистинными.

Отсюда: 1) если одно из них истинное, то второе - неистинное; 2) если одно из них неистинное, то это не значит, что и второе неистинное, ибо оно может быть либо неистинным, либо истинным.

Символично это можно записать следующим образом (« - истинность (от англ. truth - истина), « - неистинность (от англ. false - ошибочный), «→» - знак импликации, который отвечает союзу «если, то» , « Ú » - знак нестрогой (слабой) дизъюнкции, отвечающего союзу «или» ):

А (t )E (f ), E (t )A (f ), A (f )E (t ) ÚE (f ), E (f )A (t ) ÚA (f );

- нижняя сторона - отношение (I - О ) подпротивоположности, или частичной совместимости (субконтрарности ):

I «Некоторые свидетели дают истинные показания» и

О «Некоторые свидетели не дают истинных показаний»

(отношения совместимости ).

Отношение подпротивоположности простых суждений определяется так:

Подпротивоположность (субконтрарность ) - это отношение между двумя простыми частными суждениями, различающимися по качеству.

Отношение (I - О ) частичной совместимости (субконтрарности ) - это отношение между суждениями, которые могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно неистинными.

Это отношение характеризуется особой неопределенностью. Здесь не существует прямой взаимозависимости между суждениями. Об отношении этих суждений иногда можно сделать выводы, исходя из знания отношения противоречащих и противоположных суждений, или противоречащих суждений и тех, которые находятся в отношении подчинения. Если суждение I неистинное, то суждение О истинное. Так же, если суждение О неистинное, то суждение I истинное. Однако, если суждение I истинное, из этого не вытекает ни неистинность, ни истинность суждения О . Это касается и истинности суждения О :

I (f )O (t ), O (f )I (t ), I (t )O (t ) ÚO (f ), O (t )I (t ) ÚI (f );

- две вертикальных стороны - отношение (А - I , Е - О ) подчинения (субординации ):

А «Все студенты этой группы - спортсмены» (подчиняющее ) и

I «Некоторые студенты этой группы - спортсмены» (подчиненное ),

Е «Ни один человек не является долгожителем» (подчиняющее ) и

О «Некоторые люди не являются долгожителями» (подчиненное )

(отношения совместимости ).

Отношение подчинения простых суждений определяется так:

Подчинение (субординация ) - это отношение между двумя простыми суждениями, одинаковыми по качеству и различающимися по количеству.

Подчинение (субординация) всегда устанавливается между общими и частными простыми суждениями. Субординативные суждения могут быть как утвердительными, так и отрицательными, но качество их должно быть одинаковым. Либо они оба должны быть положительными, либо - отрицательными. Общее суждение является подчиняющим, частное суждение - подчиненным.

Подчиняющее - это общее суждение в числе двух суждений, связанных отношением субординации.

Подчиненное - это частное суждение в числе двух суждений, связанных отношением субординации.

Отношение (А - I , Е - О ) подчинения (субординации ) - это отношение между суждениями, истинность одного из которых необходимо влечет за собой истинность другого.

Здесь суждения А и Е будут подчиняющими, а суждения I и О - подчиненными: суждение I - подчиненным суждению А , а суждение О - подчиненным суждению Е .

Если суждение А истинное, то и суждение I истинное. Это касается и отношения суждений Е и О . Однако, если суждение А неистинное, из этого не вытекает неистинность суждения І . Это также касается и отношения суждений Е и О . Знание о суждении I не дает знания об истинности или неистинности суждения А . Это касается и суждения О относительно суждения Е :

А (t )I (t ), E (t )O (t ), I (f )A (f ), O (f )E (f ), A (f )I (t ) ÚI (f ), E (f )O (f ) ÚO (t ),

I (t )→A (f ) ÚA (t ), O (t )→E (f ) ÚE (t );

- диагонали - отношение (А - О, Е - I ) противоречия (контрадикторности ):

А «Все люди обладают даром слова» и

О «Некоторые люди не обладают даром слова»,

Е «Ни один летчик не является космонавтом» и

I «Некоторые летчики - космонавты»

(отношения несовместимости ).

Отношение противоречия простых суждений определяется так:

Противоречие (контрадикторность ) - это отношение между двумя простыми суждениями, различающимися по качеству и по количеству.

Отношение противоречия - самое строгое по истинностной характеристике суждений.

Отношение (А - О, Е - I ) противоречия (контрадикторности ) - это отношение между суждениями, истинностные характеристики которых не могут совпадать.

Эти суждения не могут быть одновременно истинными и одновременно неистинными. Знание об истинности одного из них свидетельствует о неистинности второго, а неистинность одного свидетельствует об истинности другого.

A (t )→O (f ), O (t )→A (f ), E (t )→I (f ), I (t )→E (f).

Знать отношения между перечисленными суждениями - значит быть способным определить логическое значение (истинность или неистинность) одного суждения относительно других.

Зависимость истинного значения суждений А, I , Е, О , в которых речь идет об одном и том же, можно передать схемой (где 1 - истинное, 0 - неистинное):

Отношение тождества логическим квадратом не иллюстрируется.

Тождество - это отношение между суждениями, являющимися либо не являющимися истинными.

Тождественными являются суждения, между которыми наблюдаются лишь нелогические различия: лексико-грамматическая или языковая форма выражения. Тождественными будут одинаковые суждения, в которых для выражения S и/или Р используются понятия-синонимы, суждения, различающиеся грамматической формой квантора («все», «ни один», «всякий», «любой», «без исключения» и т.п.) или лексической формой выражения отношения («детерминируется», «обусловливается», «порождается», «вызывается» и т.д.).

В тождественных простых суждениях должны быть одинаковыми термины: субъекты и предикаты (в атрибутивных категорических суждениях), члены отношения (в релятивных суждениях), субъекты (в экзистенциальных категорических суждениях), связки (в категорических атрибутивных и экзистенциальных суждениях) или отношения (в релятивных суждениях), количественные характеристики терминов (кванторы).

Истинностные характеристики суждений логического квадрата

Противо-

положность

Подпротиво-

положность

Подчинение

Противоречие

Тождество

Зависимости неопределенных по истинностной характеристике суждений можно выразить формулами противоположных: ¬А→(Е¬Е), ¬Е→(А¬А); подпротивоположных: I→(О¬О), О→(I¬I); субординативных: ¬А→(I¬I), ¬Е→(О¬О), I→(А¬А). О→(Е¬Е).


Введение

Общая характеристика суждения

Бессмысленные суждения

Неопределенные суждения

Заключение

Список литературы


Введение


Познавая предметы и явления окружающего мира, выделяя у них определенные признаки, мы выражаем суждение. Например: "Право есть надстройка"; "Преступление есть деяние общественно опасное"; "Кража осуществляется только умышленно" и т.д.

Суждением называется мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо о предметах и явлениях объективной действительности.

Суждение отображает наличие или отсутствие у предметов определенных свойств, признаков, связей и отношений. В суждении выражается наше знание о самом существовании предметов и явлений и обо всех многообразных связях и отношениях между предметами, явлениями и их свойствами. С помощью суждений мы охватываем предмет в самых разнообразных его проявлениях. Так, выражая суждение: "Право есть воля господствующего класса"; "Право есть надстройка"; "Право есть совокупность правил поведения"; "Право не существует без государства"; "Право есть способ проведения политики" и т. д., мы обнаруживаем самые разнообразные стороны права и его связь с другими явлениями.

Таким образом, суждение - это не просто связь понятий или представлений, за которыми нет никакой реальности, как твердит идеалистическая логика, а отображение действительно существующих существенных связей и отношений между предметами.

Особое место среди суждений занимают бессмысленные суждения и неопределенные суждения.

Целями данной работы является:

Дать определение суждению

Рассмотреть сущность и особенности бессмысленных, а так же неопределенных суждений и привести конкретные примеры.

суждение субъект бессмысленность логика

1. Общая характеристика суждения


Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, связях между предметом и его свойствами или об отношениях между предметами.

Примеры суждений: Космонавты существуют, Париж больше Марселя, Некоторые числа не являются четными. Если то, о чем говорится в суждении, соответствует действительному положению вещей, то суждение истинно. Указанные выше суждения являются истинными, так как в них адекватно (верно) отражено то, что имеет место в действительности. В противном случае суждение ложно (Все растения являются съедобными).

Традиционная логика является двузначной, потому что в ней суждение имеет одно из двух значений истинности: оно либо истинно, либо ложно. В трехзначных логиках - разновидности многозначных логик - суждение может быть либо истинным, либо ложным, либо неопределенным.

Например, суждение На Марсе есть жизнь в настоящее время не является ни истинным, ни ложным, а неопределенным. Многие суждения о будущих единичных событиях являются неопределенными. Об этом писал еще Аристотель, приводя пример такого неопределенного суждения: Завтра необходимо будет морское сражение1.

В простом атрибутивном суждении имеются субъект, предикат, связка и кванторное слово. В суждении Некоторые птицы являются хищными субъектом является понятие птица, предикатом - понятие хищник, кванторным словом - некоторые, связка выражена словом являются. В суждении Ледоколы существуют субъектом является понятие ледокол, а предикатом - понятие существования предмета; он выражен словами то, что существует.

Субъект атрибутивного суждения - это понятие о предмете суждения. Субъект суждения обозначается буквой S (от латинского слова subjectum). Предикатом атрибутивного суждения называется понятие о признаке предмета, о котором говорится в суждении. Предикат обозначается буквой Р (от лат. praedicatum). Связка может быть выражена одним словом (есть, суть, является), или группой слов, или тире, или простым согласованием слов (Все бабочки суть насекомые, Рим является столицей Италии, Некоторые книги не относятся к букинистическим).

Перед субъектом суждения иногда стоит кванторное слово: все, или ни один, или некоторые и др. Кванторное слово указывает, относится ли суждение ко всему объему понятия, выражающего субъект, или к его части. Простые суждения, о которых шла речь, называются ассерторическими.


Бессмысленные суждения


Под обоснованием суждений в общем случае понимается обоснование их истинности, т.е. справедливости приписывания суждению семантической оценки истина. Истина есть соответствие приписывания присущности. Ложность - это логическое отрицание истинности. Истинность может быть самых разнообразных семиотических типов, видов, индивидуальных для каждой теории характеристик, о чем ниже будет сказано. В соответствии с этим и методы обоснования истинности бывают самые различные.

Кроме истинностных значений "истинно" и "ложно" суждения могут иметь другие семантические оценки, например, "неопределенно", "правдоподобно", "бессмысленно", и т.п.

Итак, рассмотрим понятие бессмысленного суждения. В книге Петрова Ю.А., Захарова А.А. «Практическая методология» авторы дают такое определение бессмысленного суждения: суждение называется бессмысленным, если его нельзя оценить ни как истинное и ни как ложное.

Рассмотрим две основные причины бессмысленности суждений.

Первая причина состоит в том, что не все термины суждения определены. Иначе говоря, достаточно хотя бы слову суждения быть неосмысленным (неопределенным), как все суждение не будет иметь смысла. Особое значение имеет наличие хорошо определенных основных терминов.

Другой причиной бессмыслицы является утверждение о присущности или неприсущности объекту видовых признаков, когда ему не присущ родовой признак. Например, суждение "число 2 зеленое" бессмысленно, так как нельзя сказать ни того, что оно истинно, и ни того, что оно ложно, хотя интуитивно кажется, что это суждение ложно.

Дело в том, что число - это абстрактный (нематериальный) объект, в природе не существующий. Такой объект не может отражать каких-либо лучей, а потому не обладает цветом. Если объект обладает цветом, то возможно утверждение о видовом отличии этого цвета. Например, можно утверждать, что цвет этого объекта зеленый, т.е. то, что этот объект отражает волны определенной длины. Если это так, то суждение истинно. Если объект обладает цветом, но не зеленым, а каким-то другим, то наше утверждение о зелености объекта ложно. Оба утверждения (и истинное, и ложное) осмысленны, так как они говорят о специфике цвета объекта, т.е. его родового признака, который присущ данному объекту.

Но родовой признак иметь цвет не присущ числу. Поэтому он не имеет ни видового отличия зеленого цвета, ни видового отличия незеленого цвета. Т.е. объект не обладает ни зеленым, ни незеленым цветом, ибо никаким цветом вообще не обладает. Отсюда нельзя утверждать ни об истинности обладания этим объектом зеленым цветом, ни об истинности обладания им незеленым цветом. Но тогда нельзя утверждать и о ложности утверждения об обладании объектом зеленым цветом. Значит, суждение о зелености числа 2 бессмысленно.

Теперь допустим, что дается характеристика человеку, который никогда не совершал преступлений. В этой характеристике пишется, что данное лицо никогда не привлекалось к уголовной ответственности за совершение преступлений. Кажется, что утверждение истинное: ведь человек действительно не привлекался к судебной ответственности. Правда, при этом как бы само собой подразумевается, что он все же совершал преступления, но либо не был пойман, либо сумел избежать ответственности. Этим самым ложная посылка о его преступной деятельности принимается за истину, что конечно, недопустимо.

Если же такую посылку не принимать, то упомянутое утверждение в характеристике бессмысленно, так как объект (человек) не обладает родовым признаком (совершение преступлений), а поэтому нельзя утверждать и о видовых признаках (привлечение или непривлечение к ответственности за преступление).

Для методологии обоснования существенна классификация процессов обоснования по признаку независимости или зависимости обоснования данного суждения от обоснованности других суждений.

По этому признаку суждение, обоснование которого не зависит от наличия других суждений, а стало быть, и от их обоснованности, назовем безотносительным, или непосредственным обоснованием. Суждение, обоснование которого зависит от обоснованности других суждений, назовем относительным, или опосредованным обоснованием. Рассмотрим вначале принципы истинности, а затем указанные виды обоснования истинности суждений.

В заключении хотелось бы добавить следующее: процессе анализа литературных источников был замечен следующий интересный парадокс. В словаре по логике А.А. Ивина, автор даёт определение бессмысленного высказывания: бессмысленное высказывание не истинно и не ложно, его не с чем сопоставить в действительности, чтобы решить, соответствует оно действительности или нет. Таким образом, если попытаться сопоставить это определение с вышеуказанным определением бессмысленного суждения, то получается, что они похожи.

Возникает вопрос: Чем отличается бессмысленное суждение от бессмысленного высказывания, если суждение называется бессмысленным в том случает, когда его нельзя оценить ни как истинное и ни как ложное (например: число 2 зеленое), в то же время высказывание называется бессмысленным если его нельзя оценить ни как истинное и ни как ложное (например, Если на улице идет дождь, то трамвай).

Если исходить от обратного - то смысл высказывания всегда исходит от суждения. Если суждение ложное, либо истинное - то высказывание будет соответствующее: ложное либо истинное. Так как эти две вещи взаимосвязаны то и вопрос сам собой является бессмысленным суждением.


Неопределенные суждения


В логике неопределенные суждения относят к частным суждениям. Частным называется суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается о части предметов некоторого класса. Частные суждения выражаются в предложениях, имеющих в своем составе слова: некоторые, многие, немногие, большинство, меньшинство, часть, «не все», «отдельные» и др.

В современной логике они носят наименование «квантор существования» и обозначаются символом «$» (от англ. exist - существовать). Формула $ х Р(х) читается так: «Существует х такой, что имеет место свойство Р(х)». В традиционной логике принята следующая формула частных суждений «Некоторые S есть (не есть) Р».

Примеры: «Некоторые войны справедливы», «Некоторые войны несправедливы» или «Некоторые свидетели правдивы», «Некоторые свидетели не правдивы».

В зависимости от значения, в котором употребляется слово некоторые, различают два вида частных суждений: неопределенные частные и определенные частные.

В неопределенных суждениях логическая схема такова: "Некоторые S есть Р". Слово "некоторые" придает им неопределенность. Например: "Некоторые проблемы политологии носят философский характер".

Определенное суждение содержит знание и о той, и о другой части субъекта суждения. Оно имеет такую логическую схему:

"Только некоторые S есть Р". Например: "Только некоторые проблемы языкознания носят философский характер". Общие- суждения, в которых что-либо утверждается или отрицается в каждом предмете данного класса. Логическая схема таких суждений имеет вид: Все S есть Р" или "Ни одно S не есть Р" ,Например, цитата из "Евгения Онегина" А.С. Пушкина: "Мы все учились понемногу" - является общим суждением, так как объем субъекта включает весь класс отображаемых предметов.

В определенных частных суждениях что-либо говорится лишь о части какой-то группы предметов и не может быть распространено на всю группу предметов в целом. Слово «некоторые» здесь понимается в смысле «только некоторые». Примеры «Некоторые люди красивы», «Некоторые книги не интересны»; «Некоторые юристы - депутаты Государственной Думы».

В неопределенных суждениях что-либо высказывается о части предметов так, что может быть отнесено ко всей их группе вообще. Слово «некоторые» используется здесь в другом смысле: «По крайней мере некоторые, а может быть, и все». Например, увидев на первых столах студенческой аудитории новый учебник логики, я уже могу высказать суждение: «Некоторые студенты имеют учебник логики». Опросив остальных, я могу убедиться в том, что «Все студенты имеют учебник логики». Значит, предыдущее суждение было неопределенно частным.

Разумеется, в живой практике мышления не всегда так просто можно решить, в каком смысле высказывается частное суждение. Возьмем для примера пословицу «Не все то золото, что блестит». Ясно, что это частное суждение. Найдем вначале субъект и предикат суждения, а для этого выразим его в соответствующей грамматической форме: «Не все то, что блестит, есть золото», т.е. «Лишь некоторые блестящие вещи есть золото». Теперь ясно, что это определенное частное суждение.

Заключение


Суждения - это мысли о предмете, в которой по средствам утверждения ил отрицания раскрывается его признак или отношение к другим предметам. По средствам суждений мы охватываем предмет в различных его проявлениях.

Суждение находит материальное воплощение в словах, устной, письменной речи. Выраженное в словах суждение составляет грамматическое предложение. Предложение - это грамматическая форма суждения (не тождественное ему и не сводимое к нему). Логический строй мысли и грамматическая форма не всегда совпадают. Всякое суждение можно выразить в виде предложения, но не всякое предложение может выражать суждение.

Структуру суждения представляют три элемента: субъект (понятие предмета, мысли - S), предикат (понятие о свойствах и отношениях предмета мысли - Р) и связка (слово, выражающее отношение между субъектом и предикатом). Связкой могут выступать слова «есть», «не есть», «является», «состоит». Каждый элемент либо присутствует, либо подразумевается. Любое суждение можно выразить следующей формулой: S есть Р или S не есть Р.

В работе были рассмотрены понятие суждения, бессмысленные суждения и неопределенные суждения. Были приведены конкретные примеры для каждого из перечисленных видов суждений.

Процессе написания работы было замечено, что бессмысленные суждения тесно переплетаются с бессмысленным высказыванием.

При анализе литературных источников по теме данного реферата было замечено, что бессмысленные и неопределенные суждения рассмотрены в литературе крайне недостаточно, что является поводом для дальнего исследования этих понятий.

Список литературы


1. Гетманова А.Д. Логика: Учебник. - М.: Инфра - М, 2008. - 126 с.

Ивин А.А. Логика: Словарь. - М.: Владос, 2008. - 176 с.

Кириллов В.И. Упражнения по логике: Учебник. - М.: Гардарика, 2005. - 432 с.

Малахов В.П. Основы формальной логики: Учебник. - М: Велби, 2007. - 280 с.

Петров Ю.А., Захаров А.А. «Практическая методология» - Озерск - ОТИ МИФИ, 2006. - 210 с.

Практическая логика / под ред. Полянского Ю.И. - М.: Омега, 2007. - 247 с.

Суворов О.В. Основы логики: Учебник - М.: Академический проект, 2006. - 224 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Утверждающей или отрицающей что-либо о существовании предметов, о связях между ними и их свойствами, а также об отношениях между предметами.

Примеры суждений: «Волга впадает в Каспийское море», «А.С. Пушкин написал поэму «Медный всадник», «Уссурийский тигр занесен в Красную книгу», и т.д.

Структура суждения

Суждение включает в себя следующие элементы: субъект, предикат, связка и квантор.

  1. Субъект (лат. subjektum - «лежащий в основе») - то, о чем говорится в данном суждении, его предмет («S»).
  2. Предикат (лат. praedicatum - «сказанный») - отражение признака предмета, то, что говорится о субъекте суждения («Р»).
  3. Связка - отношение, между субъектом («S») и предикатом («Р»). Определяет наличие/отсутствие у субъекта какого-либо свойства, выраженного в предикате. Может как подразумеваться, так и обозначается знаком «тире» либо словами «является» («не является»), «имеется», «есть», «суть» и др.
  4. Квантор (кванторное слово) определяет объем понятия, к которому относится субъект суждения. Стоит перед субъектом, но может также и отсутствовать в суждении. Обозначается такими словами, как «все», «многие», «некоторые», «ни один», «никто» и др.

Истинные и ложные суждения

Суждение является истинным в том случае, когда наличие признаков, свойств и отношений предметов, утверждаемых/отрицаемых в суждении, соответствует действительности. Например: «Все ласточки - птицы», «9 больше 2-х» и т. д.

Если утверждение, содержащееся в суждении, не соответствует действительности, мы имеем дело с ложным суждением: «Солнце вращается вокруг Земли», «Килограмм железа тяжелее, чем килограмм ваты» и др. Правильные суждения составляют основу правильных умозаключений.

Однако помимо двузначной логики, в которой суждение может быть либо истинным, либо ложным, существует также многомерная логика. Согласно ее условиям, суждение может быть еще и неопределенным. Особенно это касается будущих единичных суждений: «Завтра произойдет / не произойдет морское сражение» (Аристотель, «Об истолковании»). Если предположить, что это истинное суждение, то морское сражение завтра уже не может не произойти. Следовательно, необходимо, чтобы оно произошло. Либо наоборот: утверждая, что данное суждение в настоящий момент является ложным, мы тем самым делаем необходимой невозможность завтрашнего

Суждения по типу высказывания

Как известно, по типу высказывания выделяют три типа побудительное и вопросительное. Например, предложение «Я помню чудное мгновенье» относится к повествовательному типу. Целесообразно предложить, что такое суждение также будет повествовательным. Оно содержит определенную информацию, сообщает об определенном событии.

В свою очередь, вопросительное предложение содержит в себе вопрос, подразумевающий ответ: «Что день грядущий мне готовит?» При этом оно ничего не констатирует и не отрицает. Соответственно, утверждение, что такое суждение является вопросительным, ошибочно. Вопросительное предложение в принципе не содержит в себе суждения, так как вопрос не может дифференцироваться по принципу истинности/ложности.

Побудительный тип предложений образуется в том случае, когда имеет место определенное побуждение к действию, просьба либо запрет: «Восстань, пророк, и видь, и внемли». Что касается суждений, то по мнению одних исследователей, они не содержатся в предложениях подобного типа. Другие же считают, что речь идет о разновидности модальных суждений.

Качество суждения

С точки зрения качества, суждения могут быть как утвердительными (S есть P), так и отрицательными (S не есть P). В случае с утвердительным суждением, с помощью предиката субъекту придается определенное свойство(-ва). Например: «Леонардо да Винчи - итальянский живописец, архитектор, скульптор, ученый, естествоиспытатель, а также изобретатель и писатель, крупнейший представитель искусства Возрождения».

В отрицательном суждении, напротив, свойство от субъекта отнимается: «Теория 25-го кадра Джеймса Вайкери не имеет экспериментального подтверждения».

Количественная характеристика

Суждения в логике могут иметь общий характер (относящиеся ко всем предметам данного класса), частные (к некоторым из них) и единичные (когда речь идет о предмете, существующем в единственном экземпляре). Например, можно утверждать, что такое суждение, как «Ночью все кошки серы» будет относиться к общему виду, поскольку оно затрагивает всех представителей кошачьих (субъект суждения). Утверждение же «Некоторые змеи не являются ядовитыми» - пример частного суждения. В свою очередь, суждение «Чуден Днепр при тихой погоде» является единичным, так как речь идет об одной конкретной реке, существующей в единственном виде.

Простые и сложные суждения

В зависимости от структуры, суждение может относиться к типу простых или сложных. Структура простого суждения включает в себя два связанных между собой понятия (S-P): «Книга - источник знаний». Также существуют суждения с одним понятием - когда второе только подразумевается: «Смеркалось» (P).

Сложный вид образуется посредством соединения нескольких простых суждений.

Классификация простых суждений

Простые суждения в логике могут быть следующих видов: атрибутивные, суждения с отношениями, экзистенциальные, модальные.

Атрибутивные (суждения-свойства) направлены на утверждение/отрицание наличия у предмета определенных свойств (атрибутов), Данные суждения имеют категорическую форму и не подвергаются сомнению: «Нервная система млекопитающих состоит из головного и отходящих нервных путей».

В суждениях с отношениями рассматриваются определенные отношения между предметами. Они могут иметь пространственно-временной контекст, причинно-следственный и др. Например: «Старый друг лучше новых двух», «Водород легче углекислого газа в 22 раза».

Экзистенциальное суждение - это утверждение существования/несуществования предмета (как материального, так и идеального): «Нет пророка в своем отечестве», «Луна является спутником Земли».

Модальное суждение - это форма утверждения, в составе которого присутствует определенный модальный оператор (необходимо, хорошо/плохо; доказано, известно/неизвестно, запрещено, верю, и др.). Например:

  • «В России необходимо проведение образовательной реформы» (алетическая модальность - возможность, необходимость чего-либо).
  • «Каждый имеет право на личную неприкосновенность» (деонтическая модальность - нравственные нормы общественного поведения).
  • «Небрежное отношение к государственному имуществу приводит к его утрате» (аксиологическая модальность - отношение к материальным и духовным ценностям).
  • «Мы верим в вашу невиновность» (эпистемическая модальность - степень достоверности знаний).

Сложные суждения и виды логических связок

Как уже отмечалось, сложные суждения состоят из нескольких простых. В качестве логических связок между ними выступают такие приемы, как:


Суждение - это форма мышления, в которой утвержда­ется или отрицается связь между предметом и его признаком, отношения между предметами или факт существования предме­та. Суждение обладает свойством выражать либо истину, либо ложь. Истинное суждение – суждение в котором мысль, отражая действительность, во-первых, связывает то, что связано в самой действительности; во-вторых, в истинном суждении мысль связывает предметы и разделяет их таким образом, каким они связываются и разделяются в самой действительности. Ложное суждение – суждение в котором мысль, во-первых, связывает то, что не связано в самой действительности, и разделяет то, что в самой действительности СО связано, во-вторых, суждение ложно даже в тех случаях, когда оно, пытаясь соединить то, что соединено в самой действительности, связывает предметы не так, как они связаны в самой действительности.

Каждое суждение обладает определенной структурой , состоящей из двух тесно связанных между собой компонентов: субъекта и предиката. Субъект суждения – это понятие, о котором что-либо утверждается или отрицается, сокращенно обозначается в логике буквой «S». Предикат суждения – это понятие о том, что именно утверждается или отрицается о некотором другом понятии, сокращенно обозначается буквой «Р». Субъект и предикат называются терминами суждения. В этом состоит одна из логических функций понятий. Термины суждения носят соотносительный характер. Один не существует без другого. Однако роль терминов в суждении далеко не одинакова. Субъект содержит уже известное знание, а предикат несет о нем новое знание. Отношение между субъектом и предикатом раскрывается посредством логической связки и в языке выражается словами «есть» («не есть»), «является» («не является»), «представляет собой» («не представляет собой») и др. Иногда связка отсутствует, а логическое соотношение между субъектом и предикатом раскрывается посредством грамматического согласования слов: «Конституция принята». Материальной формой суждения, ее носителем является предложение . Повествовательные предложения выражают суждение. В вопросительных предложениях суждения содержатся неявно. Побудительные предложения, подобно вопросительным, также основаны на каких-либо суждениях. В полном смысле суждения выражают только повествовательные предложения. Обладая определенной структурой, суждения различаются прежде всего по степени сложности. В зависимости от этого суждения делятся на две большие группы – простые и сложные. Простые суждения – это суждения, в которых нельзя выделить правильную часть, которая в свою очередь была бы самостоятельным суждением. Например: «Я – человек» или «Ничто человеческое мне не чуждо». Сложные суждения состоят из двух или более простых суждений, они выражаются при помощи сложных предложений или предложений с однородными членами. Н-р: «Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо». В завис-ти от того, что утверждается или отрицается в сужде­ниях, они делятся на 1) атрибутивные сужд., 2) сужд. с отношениями и 3) сужде­ния существования (экзистенциальные).


1. Атрибутивным называется суждение о признаке предмета. В нем отражает­ся связь между предметом и его признаком, эта связь утверждается или отрицается. Например: «Сроки аренды определяются догово­ром», «Никто из судей не вправе воздержаться от голосования». Атрибутивные суждения называют такжекатегорическими. Атрибутивное, или категорическое, суждение состоит изсубъек­та, предиката и связки; его логическая схема S- Р, где S - субъект суждения, Р - предикат суждения, «-» - связка. Субъектом суждения называется понятие о предмете суждения. Понятие о признаке предмета называется предикатом суждения. Связка выражает отношение между субъектом и предикатом.
Субъект и предикат называются терминами суждения. Каждый из них играет особую познавательную роль. Субъект суждения отра­жает то, о чем мы судим, т.е. предмет суждения. Он содержит исход­ное знание. В предикате отражается признак предмета, то, что гово­рится о предмете суждения; он содержит новое знание о нем. Напри­мер, в суждении «Россия (S) - суверенное государство (Р)» знание о России выражено в предикате, раскрывающем один из ее призна­ков. Поэтому основную смысловую нагрузку несет предикат. Субъект и предикат образуют суждение посредством связки. Ус­танавливая принадлежность или не принадлежность признака пред­мету, связка объединяет термины суждения в единое целое. Благо­даря этой функции связка является необходимым элементом суж­дения.

2. Суждением с отношением называется суждение об отноше­нии между предметами. Это могут быть отношения равенства, не­равенства, родства, пространственные, временные, причинно-след­ственные и другие отношения. Например: «А равно В», «С больше D», «Семен - отец Сергея», «Казань восточнее Москвы», «Мораль возникла раньше права», «Пьянство - причина многих преступ­лений». Принята следующая запись суждения с отношениями: xRy, где х и у - члены отношения, они обозначают понятия о предметах, R - отношение между ними.

3. В суждениях существования (экзистенциальных суждениях) выражается сам факт существования или несуществования предмета суждения. Напри­мер: «Существуют статистические законы»; «На Земле уже нет мно­гих видов животных»; «Суждения без предложения не существует». Предикатами этих суждений являются понятия о существовании или несуществовании предмета; связка, как правило, в языке не выражается, но путем преобразования грамматической формы суж­дения она может быть выражена словами «есть», «не есть», «являет­ся» и т.п. Например: «Статистические законы (S) есть (связка) то, что существует (Р)».

Особое значение в логике придается делению простых суждений на виды по характеру связки (ее качеству) и субъекта (по его количеству). Качество суждения выражает не фактическое содержание, а логическую форму: утвердительную или отрицательную. По характеру связки простые суждения делятся на утвердительные и отрицательные. В утвердительных суждениях раскрывается наличие какой-либо связи между субъектом и предикатом: «S есть Р». В отрицательных суждениях раскрывается отсутствие той или иной связи между субъектом и предикатом: «S не есть Р». Также простые суждения делятся по количеству . Количество суждения определяется логическим объемом суждения. В зависимости от этого выделяются общие, частные и единичные суждения . Общими называются суждения, в которых что-либо утверждается для всей группы предметов в раздельном смысле: «Все S есть Р» («Ни одно S не есть Р»). Частные суждения – это суждения, в которых что-либо высказывается о части какой-то группы предметов: «Некоторые S есть (не есть) Р». Единичные суждения – это такие суждения, в которых нечто высказывается об отдельном предмете мысли: «Это S есть (не есть) Р». В логике большое значение придается объединенной классификации суждений по их количеству и качеству. Выделяют четыре вида таких суждений: общеутвердительные, частноутвердительные, общеотрицательные, частноотрицательные . Общеутвердительными являются суждения, которые по количеству общие, а по качеству – утвердительные. Например: «Все адвокаты – юристы». Частноутвердительные суждения – частные по количеству, утвердительные по качеству. Например: «Некоторые свидетели дают достоверные показания». Общеотрицательные – общие по количеству, отрицательные по качеству. Например: «Ни один обвиняемый не оправдан». Частноотрицательные – частные по количеству, отрицательные по качеству. Например: «Некоторые свидетели не дают верных показаний». Предикат суждения, будучи носителем новизны, может иметь различный характер. С этой точки зрения выделяют: атрибутивные, реляционные и экзистенциальные . Атрибутивные суждения – раскрывают наличие или отсутствие у предмета мысли тех или иных свойств или признаков: «СНГ непрочен». Реляционные суждения – раскрывают наличие или отсутствие у предмета мысли того или иного отношения к другому предмету: «СНГ не равно СССР». Экзистенциальные суждения – раскрывают наличие или отсутствие предмета мысли: «СНГ существует». Отношения между простыми суждениями определяются, с одной стороны, их конкретным содержанием, а с другой – логической формой. По содержанию простые суждения бывают сравнимые и несравнимые . У несравнимых суждений предметные области совершенно не совпадают. Сравнимые суждения имеют одинаковые термины, но могут различаться по количеству и качеству.