Советский флаг серп и молот. Серп и молот и другие самые влиятельные символы в мировой истории

Муж для каких-то своих целей искал в интернете эмблему с изображением серпа и молота. В Википедии "...изображение не защищается авторским правом , так как является тривиальным, не несёт художественной ценности, состоит только из общеизвестных элементов, не имеющих автора. " И действительно, в статье нет упоминания о том, кто является автором эмблемы, которая не только была Малым Гербом СССР, использовалась на государственной печати, на многих знаках и медалях, была частью Герба СССР, присутствует (вопреки попыткам современной власти) на Знамени Победы, да и вообще, всегда ассоциировалась, и по сей день, не смотря на то, что уже не существует страны, символом которой была эта эмблема, современная Россия в мире все равно символизируется именно этим знаком. А автор не известен?

После Революции новая Советская страна вообще не имела собственных официальных символов - до 1918 года документы нового государства скреплялись старой печатью с двуглавым орлом. 24 января 1918 года секретарь СНК Н.П.Горбунов поднял вопрос о необходимости создания новой государственной символики. К марту месяцу был готов эскиз печати, авторство которого точно не установлено, но возможно, оно принадлежало художнику Александру Николаевичу Лео. В эскизе нового символа государства основой служил меч. Вместе с разработкой рисунка новой печати шла работа и по формированию Герба государства. Был объявлен конкурс, лучшими были признаны работы Митурича, Альтмана, С.В.Чехонина. Чехонину принадлежит и рисунок печати государства.

Серп и молот фигурировали в качестве основных символов во многих работах. Но идея именно такого их расположения пришла художнику Замоскворецкого театра Совета рабочих и крестьянских депутатов Евгению Камзолкину. В мае 1918 года он работал над оформлением к празднику Первого Мая. Свидетелем рождения нового символа государства стал художник Сергей Герасимов. Лаконичный и наполненный динамикой рисунок оказался настолько удачным, что в тот же день его отправили в Моссовет. И именно этот рисунок и стал основой для дальнейшей работой над государственными символами.

10 июля 1918 года на заключительном заседании 5-й Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов принял Конституцию РСФСР, которая официально утверждала герб республики. Обложка Конституции, выполненная художником Е. Лансере, так же содержала эмблему, включающую и скрещенные серп и молот.

Позже символ единства рабочих и крестьян на фоне земного шара в окружении венков из колосьев был включен и в Герб СССР.

Одной из главных советских эмблем является серп и молот. Он символизирует нерушимый союз рабочих и крестьян и говорит о том, что власть в стране принадлежит трудящимся. Серп и молот являлся основным элементом советских флагов и гербов. Изображение серпа и молота находилось на государственных документах, печатях, денежных купюрах, государственных зданиях и учреждениях, печатных изданиях, нагрудных знаках. Серп и молот называли малым гербом Советского Союза. В настоящее время многие говорят о восстановлении этого символа советской эпохи. Скорее всего это связано с старшего поколения. В данный момент ведутся споры о том, нужно ли сейчас восстанавливать этот символ на уровень двуглавого орла и трехцветного флага.

В конце марта 1918 года, после проведения конкурса, данная эмблема была утверждена решением правительства, и принята V съездом советов в июле 1918 года. Примечательно, что до изобретения символа «серп и молот» , был другой «плуг и молот» . Эскиз знака создал художник Евгений Камзолкин. Существует мнение, что перекрещенный с серпом молоток, похож на крест. Это связывают с простым происхождением художника и его богобоязненной натурой. Когда к Камзолкину обратились через 30 лет, как к придумавшему всенародно известное изображение, он сказал, что рассматривал эмблему «серп и молот» как украшение к празднику Первомая.

Интересный факт пересечения символа «серп и молот» с еврейской буквой шин, перевод которой означает «Всевышний Бог».

Первый раз эмблема была изображена на государственной печати Совнаркома РСФСР – 26 июля 1918 года. Советский Союз вплоть до 30 — х годов почитал Серп и молот, как малый герб, а в некоторых случаях применялось раздельное изображение серпа и молота. Серп и молот появились на флаге СССР в 1923 году, создав сочетание с . Через год их исторически записали в . Все союзные республики были обязаны иметь на своих гербах эту эмблему.

В некоторых случаях особое значение символа «Серп и молот», было определено законодательными документами СССР. Давались наставления как нужно располагать эмблему на предметах символизирующих государственную власть. Примечательно, что изображалась эмблема только в золотом цвете.

Среди людей представляющих знатоков истории постреволюционных годов, которые имели отношение к геральдике и эмблематике, есть мнение, что «Серп и молот», как знак власти рабочих и крестьян, не имел отношения к одному художнику. В разработке принимали участие многие графики, живописцы и другие представители искусства и даже А.Ф. Лосев говорил: «автором этого символа была тогдашняя советская действительность в целом, или, лучше сказать, народ в целом».

Так же имел место факт появления серпа и молота на знамёнах Февральской революции 1917 года, но не в главной роли. Период февраля охарактеризован многими знамёнами, на которых изображены люди соответствующих профессий или призваний (рукопожатие рабочего и крестьянина, например) и каждый держал в руках орудие охарактеризованное его положением.

В советской истории было время, когда изображение серпа и молота на гербе подверглось критике населения. Это случилось в 1936 году, когда обсуждался проект новой конституции. Несмотря на то, что сама эмблема выглядела мощно и величественно, приходили предложения о его замене на изображение комбайна, турбины и т.д

Прошло уже много лет после распада Сверхдержавы и сейчас, по прошествии многих лет не все люди представляют символику той уничтоженной изнутри Империи. Поэтому встречая странный символ в интернете в виде серпа и молота задаются вопросом, а что он значит?

Читайте ещё: что такое Ультиматум Керзона

Логотип серп и молот являлся Малым Гербом СССР . Если разбирать эту символику по отдельности, то можно узнать, что молот обозначал рабочий класс, а серп - крестьянство.
Хотя стоит отметить, что ещё до возникновения Союза Советских Социалистических Республик символ серпа имелся на некоторых гербах городов Азербайджана, России, Беларуси, Украины. Поскольку олицетворял собой весь символизм крестьянского труда.
Кроме того символ молота имелся на эмблемах и гербах ещё в далёком средневековье, и имел непосредственную связь с рабочими профессиями. Помимо этого его использовали в архитектуре, машиностроительстве и промышленности.

Символика серпа и молота до сих пор остаётся одним из самых узнаваемых знаков, даже среди тех, кто появился на свет уже после развала СССР. Более того, эту эмблему узнают в большинстве стран мира. Впрочем, не многие знают подлинную историю происхождения серпа и молота


На самом деле объединить на одной эмблеме две таких больших прослойки людей, которые работают руками возникла уже давно. Было множество прений и доподлинно не известно сколько сломано копий в бесконечных спорах, какие именно предметы изобразить на этом логотипе.
Исследователи полагают, что всем известную эмблему серп и молот придумал Камзолкин , бывший в то время художником из Замоскворечья. Он долго думал, как обозначить единение крестьянства и трудового пролетариата и из под его кисти появилась всем известная эмблема, это произошло в 1918 году, в день празднования Дня Солидарности трудящихся.
В тот же день подивившись на свою гениальность, художник навострился в Моссовет, где этот логотип сразу очаровал жюри. Хотя среди его конкурентов были представлены другие, не менее интересные эмблемы, например гаечный ключ и коса, меч и плуг и ещё множество не менее толковых идей. Однако после того, как именитое жюри увидело логотип с серпом и молотом остальные конкуренты не были удостоены даже взгляда. После того, как все эмблемы были отвергнуты осталась только одна.

Символизм заключённый в этом простом рисунке оказался настолько мощным, что его впоследствии перенесли на государственный герб СССР. Жаль только, что создатель этого идеального логотипа оказался забытым на долгие годы. О нём вспомнили после Великой Отечественной Войны, ушлые журналисты раскопали информацию о художнике Камзолкин. Оказалось, что этот человек жил простой жизнью в Пушкино. Создатель логотипа признался, что не мог даже вообразить, что его творение окажется на гербе могучей страны советов. Когда он рисовал данную эмблему, он просто хотел выразить свои чувства и украсить получившимся рисунком праздник Первое мая. В течении тридцати лет этот человек трудился на ниве изобразительного искусства, однако по причине не пробивного характера, его подчас забывали даже вносить в состав Союза художников.

В наше время, когда образование упало ниже плинтуса, а молодёжь занята, чем угодно, но только не учёбой и самообразованием. Поэтому настоящее значение символа серп и молот она не знает, но этот логотип визуально известен и таким, далёким от истории и политики гражданам.

Весной 1918 года Москву - новую столицу новой страны - рядили в кумачовое. Флаги, транспаранты из огромных отрезов материи... На одном из них Евгений Камзолкин и начертил углем серп и молот. А потом поверх нанесли краску.

Об этом в журнале "Декоративное искусство" вспоминал Сергей Герасимов, работавший вместе с Камзолкиным и Николаем Чернышевым. Художникам достался для оформления Замоскворецкий район столицы.

И мгновенно стал символом советского государства.

Сам Евгений Иванович, правда, родился в купеческой семье. Часто приезжал в Пушкино, где у деда был дом. А в 1910 году спроектировал там уже собственный дом в популярном стиле модерн - он простоит до середины ХХ века. А "Серп и молот" продержатся до 1991-го.

К первому советскому Первомаю было пожелание Моссовета - изобразить символику новой власти. К тому времени существовали разные комбинации - коса и молот, плуг и молот. Но именно Камзолкин попал в точку, - говорит директор краеведческого музея города Пушкино Олег Бойко.

Дом, построенный по эскизам Камзолкина, сгорел вскоре после смерти хозяина в 1957 году. Но в музее сохранились многие вещи автора серпа и молота. Деревянная мебель, точеные игрушки - делать все своими руками было жизненным правилом Камзолкина.

Он даже сам собрал фотокамеру и делал снимки округи. Паровоз, прибывающий на здешний вокзал или вот местные леса:

Хранителем наследия Евгения Камзолкина стала его сестра Вера Ивановна, у которой не было детей. Да и сам он так и не женился...

Уже летом 1918 года Ленин утвердил герб РСФСР, в основу которого лег рисунок Камзолкина. А сам художник продолжал работать в Замоскворецком театре, где написал руководство по оборудованию сцены.

Единственная картина Евгения Камзолкина на революционную тематику - "На разборку помещика" - выполнена гуашью. Хранится в запасниках Третьяковки. На фоне деревенского пейзажа - горящая усадьба, крестьяне на возах едут забирать хозяйское добро...

Думаю, Евгений Иванович был человеком верующим. По воспоминаниям старожилов, он дарил своим знакомым на Пасху весенние этюды с березками, - говорит Олег Бойко. - Естественно, он был крещен - в церкви Адриана и Натальи в Мещанской слободе. Теперь на ее месте в районе проспекта Мира стоит дом...

А на месте сгоревшего дома Камзолкина в Пушкине построили детский сад - он называется... "Огонек". На стене - именная табличка автора эмблемы советского государства и сам символ. Серп с молотом и на ограде могилы Евгения Камзолкина на Кавезинском кладбище. А вокруг водят хоровод березы...

геральдика

Серпом по памяти

В краеведческом музее Пушкино утверждают, что просили сохранить изображение серпа и молота на новом городском гербе (прежний просуществовал до начала 2000-х) "как память о человеке, который много сделал в нашем городе".

К краеведам не прислушались. Сейчас на гербе Пушкино изображен верхний ярус колокольни с колоколом.

из истории вопроса

Почему Ленин вычеркнул меч

Вскоре после появления серпа и молота они были помещены и на герб РСФСР, автором которого считается Александр Лео. На гербе изначально был изображен еще и меч, напоминает Олег Бойко:

По воспоминаниям Владимира Бонч-Бруевича, управляющего делами Совнаркома, Ленин красным карандашом вычеркнул меч со словами "не наша эмблема, хотя мы вынуждены обороняться" и написал: "Утверждаю". Таким образом, герб РСФСР был принят уже в июле 1918 года.

С 1 декабря 1993 года Указом президента введено изображение герба Российской Федерации с двуглавым орлом.

Когда очередной либерал или же неофашист (уже даже не странно, что они часто сходятся во мнениях) заявляет, что надо отменить серп и молот, как символы тоталитарного СССР, хочется спросить его: господин хороший, вы боитесь за свои причиндалы и дубовую головушку? Кто вас этим молотом бить собирается, и кто вам серпом угрожал?..


Шутки шутками.

И серьёзно.

Если мы говорим о символизме, сразу же отметим: однозначных символов не бывает.

Символ потому и символ, что отражает какую-то глубинную суть действительности, нечто такое в коллективном бессознательном, что связывает материальный мир и космические силы.

Проще всего, конечно, сказать, что серп – это лишь символ крестьянства, а молот – символ пролетариата.

Для начала согласимся. Это так. Но это лишь часть правды. Очень поверхностная.

Символ не был бы таковым, если бы не имел значения для нашего бессознательного.

Приглядимся к этой символике, так ненавидимой нынешними либералами. Только ли дело в том, что эти символы ассоциируются у них с СССР и с ненавидимым ими ручным трудом?

Поговорим о глубинном смысле серпа и молота.

Часто их называют масонскими символами.

Но что такое жалкие масоны, когда мы понимаем, что символы – вечны и пережили не одно поколение очередных масонов! И уж понятно, что серп, как отражение Луны, не масонами придуман. А молоток – и вовсе предмет весьма хозяйственный, и придуман был, конечно же, задолго до мастера Хирама (это тот самый масонский протоучитель – строитель, что руководил постройкой храма Соломона).

Серп луны даже называется так. И символ этот присутствует и в русской цивилизации, и в исламе.

Символ вообще можно только принять и попытаться насытить дополнительным собственным смыслом. Взяли же фашисты древний смысл свастики и попытались насытить этот символ своим содержанием.

Но символы никогда не утрачивают первоначального смысла. Традиции всегда сильнее идеологий, так как уходят корнями в такую древность, которая нашей технологической и потреблятской цивилизации даже не знакома.


Итак, серп.

Что это за символ?

Визуально сразу напрашивается ассоциация с серпом луны (убывающей или растущей), а также с рогами коровы.

Очень показательно, что серп, как лунный символ, в языческих пантеонах использовался у многих лунных богов, и в частности у богов, так или иначе связанных со смертью или с потусторонним.

Например, тёмная богиня Кали, жена Шивы. В индуизме эта богиня в качестве «Черной матери», является очень важным элементом эпохи Кали-юга. Эта эпоха (Железный век) самая короткая и самая жестокая. Кали в каком-то смысле – богиня смерти и покровительствует иллюзии – Майе, в которой сознание ограничено.

В славянском язычестве серп – один из символов богини смерти и зимы – Мораны (Мары, Маржаны).

Иногда Мара считается оборотной стороной Живы – богини жизни. По сути эти сёстры – две стороны одного образа.

Мара также обладает функцией меры. И серп она применяет по назначению, т.е. жнёт колосья – собирает урожай. Определяет (на пару с Живой) меру жизни и смерти.

Похожая функция есть и в языческих пантеонах греков и римлян. Серп также орудие Сатурна. Сатурн (в римском пантеоне), он же Кронос (в предшествующем греческом), он же Числобог (в славянском мире), Бог Времени.

И тут та же функция мерила, где серп – орудие времени, разрушающее прошлое для создания будущего.

Можно ли однозначно называть серп оружием смерти? Очевидно, что сбор урожая – в каком-то смысле смерть для колосьев, т.е. смерть для чего-то материального, но продолжение жизни в новом качестве. Ведь в итоге колосья превращаются в хлеб, дающий жизнь, а оставшиеся семена идут на следующий посев.

Лунный серп, или полумесяц, показывает ту же глубину символизма. Рогатая Луна – символ Великой Матери, это пассивный женственный принцип; одновременно и Мать, и Дева Небесная. Может принимать форму лунной лодки, чаши. Неполная Луна в сиянии лучей означает траур, апофеоз смерти. В средневековых эмблемах западного мира и особенно при ассоциации со звездой – лунный серп – символический образ рая.

Как эмблему, серп использовали задолго до появления ислама. Ещё в 341 г. до н.э. в древнегреческом полисе Византия чеканились монеты с изображением полумесяца и звезды в честь Гекаты, которая, согласно легенде, защитила город от македонской осады: вылазка была сорвана неожиданным появления в небе полумесяца.

В Египте солнечный диск с рогатой Луной, или расположенный между рогов быка (тот же символ), означают божественное единство двоих в одном, общих солнечно-лунных богов и тайный брак божественных пар.

У христиан полумесяц – знак Девы Марии, Царицы Небесной – эмблема её девственности. По сути, та же функция, что и у Исиды. Также имя Мария перекликается с Мораной-Марой.

В исламе рогатая Луна со звездой означает божество и верховную власть. Со времени крестовых походов противопоставляется кресту: так вместо красного креста в исламских странах используется красный полумесяц. В настоящее время полумесяц помещен на государственных флагах многих исламских стран.

Это, конечно, ещё не вся глубина символа серпа. Но и этого достаточно, чтобы сделать вывод о глубинной сути этого символа и важности его в языческом, т.е. природном или народном миропонимании.

Теперь обратимся к молоту.

Сразу вспоминается молот Тора, сына Одина, из германской мифологии.

Молот Мьёльнир является мифологическим оружием страшной разрушительной силы.

Ассоциацию с подобным оружием можно найти и в индуизме. Это символ ваджры – такого же мощного божественного оружия.


Обязательно тут упомянуть о Свароге. Этот славянский бог неба также являлся кузнецом. Описаний его молота не сохранилось, зато есть упоминания, что в качестве наковальни он использовал кудесный камень Алатырь. Важен сам факт использования молота таким важным божеством наших предков. Использование молота в кузне приводит как раз к появлению серпа, который надо было выковать. Тем же молотом Сварог породил Семаргла - бога огня, что

Можно обратить внимание на универсальность этого символа. Крест встречается и задолго до христианства. Кельтский крест, литовский и многие другие.

Те же Анкх и Тау-крест полностью совпадают с изображением молота.

Крест также символизирует древние представления человека об окружающем пространстве. Четыре стороны креста служат своего рода указателями. Всем знакомы выражения: «окрест», «на все четыре стороны», «окрестности» и т. д. Очень много поверий связано с перекрёстками путей. Крест – символ выбора пути, дороги, и былинный богатырь, и герой мифов останавливался перед камнем на перекрестке, который по традиции указывал на вариативность судьбы и выбора пути.

Существует сакрализация числа четыре: крест означает разделение мира на четыре элемента (воду, огонь, воздух и землю), либо как деление на божественное (вертикальная линия) и земное (горизонтальная линия).

Крест с окружностью - символ жизни, произошёл от солярного знака, символизирующего движение Солнца по небесной сфере. Точка в наиболее верхней части окружности символизирует полдень, в нижней - полночь; правая и левая точки - восхода и заката. Более поздние трактовки, связывают крест с днями зимнего и летнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия.

Конечно, это тоже не вся глубина этого символа. Но молот, как разновидность креста, несёт в себе такое же глубокое значение. Это не просто инструмент, а инструмент Творца.

Итак, что мы выяснили?

Крест в отличие от лунного серпа несёт энергетику активную, мужскую.

Соединив крест и полумесяц, либо молот и серп, мы соединяем два начала: мужское активное и женское пассивное.

Также это соединение может символизировать единство двух цивилизаций: лунной – условно восточной исламской и солнечной – условно западной христианской. Это единство и воплощает в себе русская цивилизация. Неудивительно, что подобный символ стал использоваться в СССР, в русской цивилизации, где прекрасно и мирно соседствовали исламские и христианские народы. Кстати, вплоть до того времени, пока сила символа не иссякла. А после отмены серпа и молота, мы помним, как народы были стравлены друг с другом. И самыми кровавыми стали конфликты между христианами и мусульманами.

Так чего же боится либерал?

Не секрет, что понятия педераст и либерал коррелируют и соотносятся по принципу: не всякий либерал – педераст, зато всякий педераст – либерал. Ведь это благодаря либерализации толерантность к представителям сексуальных меньшинств стала чуть ли не главной проблемой и темой для обсуждения в обществе.

Понятно, что распространение педерастии – лишь одна из форм по депопуляции (уничтожения) населения бывшего СССР.

Но символичность этого явления как раз в том, что западная цивилизация боится русской цивилизации.

Ведь что является символами либерализма?



Глубинных символов, подобных языческим серпу и молоту, у них нет. Бессодержательность этого явления настолько очевидна, что даже их идеология не несёт в себе какого-то рационального зерна. Всё просто: они пришли разрушить все традиции, чтобы им никто не мешал, простите, заниматься сексом в те отверстия, в которые они хотят. Да, ассоциация весьма грубая, зато символичная. Они и вправду против всяких традиций, они и вправду являются разрушителями. Что они привнесли в нашу цивилизацию? Толерантность? Мультикультурализм? Демократию? Плюрализм? Космополитизм?

К чему привели эти новомодные фишечки? Только к тому, что за нефть принято бомбить, неся демократию, что к ущербным людям стали относиться лучше, чем к полноценным, что женщина стала вагинальным гражданином, мужчина – пеннисуальным, отец – родителем №1, мать – родителем №2, извращённый секс стал нормой и модой... И так далее – до полного абсурда. Это для них достижение цивилизации. Печально.

Вернёмся к символу серпа и молота.

Понятно, почему этот мощнейший символ столь страшен для либералов. Ведь он несёт в себе огромный заряд традиционного мировоззрения, поначалу относящий нас ко временам СССР, затем в христианское и исламское средневековье, и в итоге в глубину языческой древности, когда нравственная чистота была не заслугой или нонсенсом, а обыденностью, природным свойством человека.

Добавлю ещё кое-что. Любой дуальный символ всегда несёт в себе некое противоречие и необходим третий. В СССР это была правильная пентаграмма - символ человека. Это был общеупотребимый символ на знамени, гербе. Но была организация в СССР, где был использован ещё один древний символ, также связанный с крестом. Третий символ, который привносил гармонию в противоречие серпа и молота. Меч.

В комментариях выловил мысль: "В самые древние времена, когда боги изображались зооморфно, Велес был богом-быком (полу-бык полу-человек), а Перун орлом. Велес владыка НАВИ - нижнего мира, Перун - ПРАВИ - верхнего, (Ад и Рай) - отсюда их вражда, и соперничество за души ЯВИ - нашего среднего мира.

Большевики с успехом совместили символы этих двух богов "Серп и Молот" для полного Триглава не достаёт только меча - символа Ярилы - владыки ЯВИ.

Но он есть на знаке отличия ВЧК-КГБ ".

Конечно, не во всём можно согласиться в этих трактовках. И не всё важно для этой темы. Тем не менее, это тот последний штрих, вносящий гармонию в символику серпа и молота нашей страны СССР. Итак:

Молот - солнечный знак (Правь)

Серп - лунный знак (Навь)

Меч - человеческий знак (Явь).

Меч, как и молот, смыкается с символикой креста. Но если молот - инструмент созидащий, то меч - инструмент разрушающий. Меч - крест, но когда он в активной позиции, то это - крест перевёрнутый. А в покое - обычный крест.

Но есть ещё кое-что: меч часто соседствует со щитом...

И тут мы натыкаемся на тему, раскрытую, например в картах Таро (прообраз игральных карт):

мечи (пики), жезлы (трефы, молот?), круги (бубны, монеты, щиты), чаши (черви, серп?).

Многозначность символизма карт Таро очень серьёзно обсуждается в оккультизме и теми самыми масонами. Однако стоит ли копать дальше?

По крайней мере ясно одно: символизм серпа и молота не так прост... Не так просты были те большевики, которые эти символы взяли за основу. Кто там приложил руку, как тут проявилось сионисты или масонское лобби - уже не суть. Символы остались. Теперь это символы Победы. Победы Света над мраком, Правды над кривдой, Великой Руси над фашизмом...

И потому ещё интереснее становится наблюдать, как символику эту ненавидят не только либералы, но и фашисты всех мастей - особенно сионисты и укро-неохазары. Как раз неофашисты в открытую любят пользоваться языческой символикой, опошляя и очерняя её, наполняя мрачным содержанием. Они также понимают, насколько сильны символы для коллективного бессознательного, и как эти символы могут управлять толпой или наоборот - пробуждать в людях человеческое.


Думаете просто так их бесит советская символика?


Вы думаете, просто так идёт столь мощная борьба символов по всему миру? Нет, это идёт борьба за наши души, за коллективное бессознательное народов, дабы оторвать нас от корней, от природы, от всего человеческого.

А символы надо беречь, тем более если они заряжены такой мощной положительной и всепобеждающей энергетикой, как серп и молот.