Сообщение на тему сеньоры и вассалы. Что такое вассал? Кем они были и как жили? Смотреть что такое "сеньор" в других словарях

Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола Пастуро Мишель

Сеньоры и вассалы

Сеньоры и вассалы

Феодальная Европа – это сельский мир, все ее богатство основывалось на земле. Обществом управляли землевладельцы, пользовавшиеся одновременно и политической, и экономической властью, – сеньоры. Феодальный строй можно представить прежде всего системой отношений взаимозависимости этих сеньоров между собой, базировавшейся на двух основных «китах»: вассальном обязательстве и предоставлении феода ..

Вассалом мог быть более или менее слабый сеньор, посвящавший себя служению более могущественному сеньору по обязательству или по причине материальной заинтересованности. Вассал обещал хранить верность, и это обещание становилось предметом договора, определявшего уже взаимные обязанности. Сеньор предоставлял своему вассалу покровительство и содержание: защиту от врагов, помощь в судебных вопросах, поддержку своими советами, всяческие щедрые подарки, наконец, содержание при своем дворе или, чаще, предоставление ему земли, которая обеспечила бы жизнь его самого и его вассалов, – феода. В обмен вассал обязывался нести военную службу в пользу сеньора (ее разновидности закреплялись в договоре), оказывать ему политическую поддержку (различные советы, миссии) и юридическую помощь (помогать вершить правосудие, участвовать в его судебной курии .), иногда выполнять домашние поручения, относиться к нему с неизменным почтением и, в некоторых случаях, оказывать денежную помощь. Таких случаев во Франции признавалось четыре: выкуп, снаряжение Крестового похода, свадьба старшей дочери, торжественное посвящение в рыцари старшего сына сеньора.

Вассальный договор редко закреплялся в письменном виде, за исключением разве что крупных сеньорий. Он служил поводом для проведения ритуальной церемонии, практически одинаковой во всех областях: сначала вассал на коленях произносил текст клятвы («Я становлюсь твоим слугой…»); затем, стоя, он клялся на священных книгах или мощах в верности своему сеньору; наконец, сам сеньор даровал ему феод, вручая предмет, символизирующий будущее владение (ветвь, траву, ком земли) или предоставляемую власть (скипетр, кольцо, жезл, перчатку, флаг, копье). Эту церемонию сопровождали коленопреклонения, обмен поцелуями, литургические жесты; иногда она совершалась лишь один раз и навсегда, иногда – периодически повторялась.

Сначала феод предоставлялся персонально и пожизненно; однако постепенно укоренился принцип наследования. В конце XIII века он распространился повсюду во Франции и в Англии. При смене владельца сеньор довольствовался правом получения налога на наследство. Часто феод не передавался старшему сыну, а разделялся между братьями. Отсюда раздробленность земельной собственности и обеднение вассалов.

На территории своего феода вассал осуществлял все политические и экономические права, как если бы он действительно принадлежал ему. За собой сеньор сохранял лишь право отобрать феод в случае пренебрежения вассалом своими обязанностями. И, наоборот, если вассал считал себя оскорбленным своим сеньором, он мог, сохранив землю, взять обратно свое обязательство и обратиться к сюзерену . – это называлось «вызов».

Феодальная система действительно выглядела своеобразной пирамидой, где каждый сеньор одновременно являлся вассалом более могущественного сеньора. На ее вершине стоял король, который, впрочем, стремился занять обособленное положение по отношению к общей системе; на низших ступеньках самые незначительные вассалы, герои рыцарских романов, демонстрировавшие образцы верности, любезности и мудрости. Между ними существовала целая иерархия крупных и мелких баронов – от герцогов и графов до обладателей самых скромных замков. О могуществе сеньора судили по обширности его земель, числу его вассалов, размеру замка или замков.

Из книги История Средних веков, рассказанная детям автора Ле Гофф Жак

Глава IV ЛЮДИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Миряне и клир, сеньоры и сервы, буржуа, торговцы и ремесленники, путешественники и пилигримы, бедняки и хворые - До сих пор речь шла больше о «прекрасном» Средневековье, но не все в нем было так уж прекрасно. Например, когда мы говорим

Из книги История Средних веков, рассказанная детям автора Ле Гофф Жак

МИРЯНЕ: СЕНЬОРЫ И СЕРВЫ, ГОРОЖАНЕ И БУРЖУА - Миряне - это все, кроме клириков?- Да, но они делятся на три категории: сеньоры, или знать, сервы, или крестьяне, и горожане.О первых мы уже говорили - это рыцари, они занимают самое высокое положение и могут быть именованы

автора Поньон Эдмон

Глава XIX СЕНЬОРЫ И КОРОЛИ Описанные выше крестьяне были по сути подданными сеньоров, крупных или мелких. Начнем рассмотрение с наименее

Из книги Повседневная жизнь Европы в 1000 году автора Поньон Эдмон

Мелкие сеньоры Это те мелкие сеньоры, которые управляли имением, состоявшим из одной или нескольких деревень, а иногда частью имения, составленного из 287 весьма различных по происхождению владений. Дворянское сословие еще не полностью сформировалось.

Из книги Повседневная жизнь Европы в 1000 году автора Поньон Эдмон

Крупные сеньоры На войне, на охоте, на турнирах, а также на ассамблеях, почти ежегодно собиравших воедино феодальную аристократию каждого большого фьефа или всего королевства, сходились вместе сеньоры различных рангов. Тем не менее существовали значительные

автора Коллектив авторов

ЛИНЬЯЖИ ЗНАТИ И ИХ СТРАТЕГИИ: СЕМЕЙНАЯ «ЧЕСТЬ», «СОЮЗНИКИ», «ВАССАЛЫ», БРАКИ, ЧАСТНАЯ ЦЕРКОВЬ Главными действующими субъектами этого смутного времени выступали семейные кланы - линьяжи. Они представляли собой большие патрилинейные семьи, обладающие сильным чувством

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

КРЕСТЬЯНЕ И СЕНЬОРЫ Средневековый Запад всегда сохранял зоны крестьянской свободы - большая часть Скандинавии, область Датского права в Англии, многие из горных районов и т. д. Но в большинстве случаев сельские жители находились под властью сеньоров, причем за столетия,

Из книги Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв. автора Демурже Ален

Сеньоры бана В Германии, где в 962 г. Оттон I восстановил империю, в Англии после завоевания Вильгельма Завоевателя этим подъемом руководил монарх. Во Франции этим поначалу занимались сеньоры, владевшие землей и имевшие право бана - власть приказывать, принуждать и

Из книги Тайны пропавшей цивилизации автора Богданов Александр Владимирович

Вассалы шведского королевства Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра. А.С. Пушкин До «эпохи самозванцев» христиане, признающие домен Папы Римского, жили на русских землях вместе с теми, кто придерживался византийских

Из книги История отравлений автора Коллар Франк

автора Грегоровиус Фердинанд

3. Планы Стефана IX и его смерть. - Бенедикт X. - Николай II. - Гильдебранд получает помощь от норманнов. - Новый избирательный декрет. - Успехи норманнов. - Они присягают папе как вассалы. - Падение Бенедикта X Отдавая свои силы реформе церкви, Стефан IX в то же время имел в

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

2. Государи Беневента и Капуи присягают Григорию VII как вассалы. - Роберт Гюискар отказывается присягать. - Намерение Григория превратить государей Южной Италии в вассалов римской церкви. - Его воззвание к общему крестовому походу. - Матильда и Григорий VII. - Его первый

Из книги Тысячелетие вокруг Черного моря автора Абрамов Дмитрий Михайлович

Латинская империя - Романия и ее вассалы Первым результатом Четвертого крестового похода стало создание новых франкских государств - Латинской империи (1204-1261 гг.) и ее вассальных владений. Императором «Романии» (так называли империю крестоносцы) стал граф Фландрский

Из книги Крестовый поход на Русь автора Бредис Михаил Алексеевич

Полоцк и его вассалы в войне 1203-1216 гг. Итак, в 1202 году против язычников Прибалтики был объявлен крестовый поход. В Ливонию вместе с епископом Альбертом прибыли уже не мирные проповедники, а крестоносцы. Одновременно с этим немцы основали крепость Ригу, в устье Двины, то

Из книги Рыцарство от древней Германии до Франции XII века автора Бартелеми Доминик

3. ВАССАЛЫ, СЕНЬОРЫ И СВЯТЫЕ В конце IX в. произошло то, что можно назвать феодальной мутацией: короли утратили всякий реальный контроль над провинциями, их дворец захирел, и состоялось возвышение графов, а также королевских вассалов и иногда епископов в ранге сеньоров

Из книги Древний Китай. Том 1. Предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу (до VIII в. до н. э.) автора Васильев Леонид Сергеевич

Ван и вассалы: феодализация внешних уделов Западночжоуское государство - вопреки тому, как Г.Крил озаглавил свою известную монографию , - империей никогда не было и не могло стать. Это было военно-политическое образование достаточно раннего и неразвитого типа. И хотя

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1 пгт Серышево

Урок истории в 6 классе

«Сеньоры и вассалы»

Подготовила и провела Сумина Лилия Николаевна

2013

Урок истории в 6 классе

Тема: Сеньоры и вассалы.

Образовательные цели:

Получить представление о системе сословной организации общества;

Раскрыть факторы, способствовавшие распространению крестьянской зависимости ;

Познакомить с понятиями по теме.

Деятельностные цели:

Актуализировать знания пройденного материала;

Объяснять смысл новых терминов и понятий;

Осуществлять поиск необходимой информации в источнике;

Выполнять задание на преобразование текста в таблицу;

Обобщать материал, подводить итоги;

Оценивать работу класса в целом, собственную деятельность;

Характеризовать систему сословной организации общества.

Личностные цели:

Понимание значения свободы для человека.

Тип урока: открытие нового знания.

Ресурсы урока : параграф 11, с.38-39; тетрадь-тренажер, с.30(№ 1, 2,3), с.35 (№1), с.56 (№5-1,2); презентация, электронное приложение, рабочий лист.

Тип урока: открытие нового знания.

Основные понятия : сословие, сеньор, вассал, сословие молящихся, сословие воюющих, сословие работающих, феодализм, феодальная иерархия, «феодальная лестница».

Ход урока

    Мотивирование к учебной деятельности .

Вспомните, что такое «бенефиций», «феод», укажите их отличия.

В XI веке сложилось деление общества на сословия, выполнявшие различные задачи. При этом все, от короля до крестьянина, были связаны друг с другом отношениями зависимости.9слайд 1)

О чем будем говорить на уроке? Что будем изучать?

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Что знаем о сословиях? (выполняют тест )

3. Выявление места и причин затруднения

Какие возникли трудности, почему они возникли? Что нужно делать, чтобы преодолеть затруднения? Как будем действовать, чтобы выполнить задачу?

4. Построение проекта выхода из затруднения

Какую же тему мы сегодня будем изучать?(слайд 2)

Сформулируйте цель урока.

Продумайте, какую информацию вы точно должны изучить. Составим план.(слайд 3)

1.Новое устройство общества.

2.Сеньоры и вассалы.

Проблема: Почему люди Средневековья считали необходимым разделение общества на сословия?

5. Первичное усвоение и закрепление новых знаний.

РАБОТАЕМ В ПАРАХ.

1.Новое устройство общества.

Чтобы выяснить о каком новом устройстве обществ идет речь, изучите раздел 1 параграфа 11 и выполните задание 1 в рабочей тетради.

Как изменилось положение крестьян в Средние века?

Каким образом крестьяне становились зависимыми? (слайд 4, 5)

Крестьяне теряли землю и свободу

Знать отбирала Пешее ополчение

землю силой потеряло свое

значение

крестьянин сам переходил под

защиту феодала, теряя землю и свободу

В чем проявлялась зависимость крестьян?

Зависимость крестьян

Должны были работать Отдавать часть

на крупного урожая

землевладельца

О каком новом устройстве общества узнали? (сословном)

Какие новые слова узнали? Запишите их в рабочий лист.

Сословие – большая группа людей, за которыми закреплены определенные права и обязанности, чаще всего передающиеся по наследству.(слайд 6)

Задание: Рассмотрите иллюстрации на слайде и определите, о каких сословиях идет речь?(слайд 7)

Что узнали нового об устройстве общества? Сделайте вывод.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

2.Сеньоры и вассалы.

В Средние века значительно выросла роль сословия воюющих. Почему? (Изучают раздел 2, выполните задание 2 рабочего листа).

Вокруг чего строились отношения внутри сословия воюющих?

Как назывались взаимоотношения между феодалами в Средние века?

Какие новые слова узнали? (феодал, вассал, сеньор, феодализм, «феодальная лестница»)

Кто был высшим сеньором в государстве?

Какое положение в феодальной лестнице занимали крестьяне? Правильно, они не входили в феодальную лестницу, так как не несли военную службу.

Согласны ли вы с утверждением: «Вассал моего вассала - не мой вассал». Объясните свой ответ.

Каковы были обязанности вассала и сеньора? Мог ли сеньор отобрать феод у вассала? Ответ объясните.

Что узнали по второму вопросу? Сделайте вывод.

Что мы узнали по теме урока? Давайте вспомним.

Как вы думаете, сегодня вы выполнили цель урока?

Почему же люди Средневековья считали необходимым деление общества на сословия?

6. Включение в систему знаний.

Вернемся к тесту. Проверьте свои знания, исправьте ошибки.

Самопроверка по эталону.

    1-а ошибок:

    2-г нет – «5»

    3-в 1,2 – «4»

    4-г 3-4 – «3»

    5-а 5 и более – «2»

    6-а

    7-е

    8-в

Выполните другой вид задания в тетради-тренажере № 2,3 с. 30; № 1 с. 35. Проверка результатов выполнения.

7.Рефлексия.

Закончи предложение:

    Я научился…………………….

    Я узнал……………………..

    Мне было трудно…………………..

    Мне было интересно…………………

    На уроке я работал……………………….

    Для меня осталось непонятным…………………..

8. Домашнее задание : параграф 11, ТТ с. 56 № 1,2 или кроссворд по теме.

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Сумина Лилия Николаевна, МАОУ СОШ № 1 пгт Серышево имени Сергея Бондарева Амурской области

В условиях постоянных войн ведущая роль в обществе принадлежала воюющим. Именно они владели большей частью земли, то есть тем, что было тогда главной ценностью. Земля, которую обрабатывали крестьяне, давала её собственникам богатство, власть и престиж. Вокруг неё строились отношения внутри сословия воюющих. Главную роль в них играл феод - форма условного землевладения, то есть наделения землёй на условии несения военной службы.

Крупных земельных собственников, владевших феодами и живших за счёт зависимых крестьян, историки называют феодалами. А поскольку феодалы господствовали в обществе, то и всё устройство жизни той эпохи называют феодализмом.

Сеньор наделяет вассала феодом. Миниатюра XV в

    В узком смысле понятие «феодализм» сводят к отношениям, связанным с наделением феодом (в этом случае феодализм имел место лишь в некоторых странах Западной Европы и представлял собой лишь одну сторону развития общества). В широком смысле в нём видят всемирно-историческую эпоху, через которую прошли самые разные страны и континенты.

Сеньор наблюдает за сбором винограда. Миниатюра XV в.

Чтобы располагать отрядом конных воинов, крупный феодал делил свой феод на части и раздавал их воинам - тоже в качестве феодов. Тот, кто наделял феодом, именовался сеньором, а получивший феод в обмен на военную службу - вассалом (по-латыни «вассус» - слуга). Вассал тоже мог раздать части полученного феода во владение своим людям. Тогда он становился для них сеньором, а они - его вассалами. Ступенькой ниже могло повториться то же самое. Получалось что-то вроде лестницы, где каждый мог быть одновременно вассалом и сеньором. Историки называют такой порядок «феодальной лестницей» (или феодальной иерархией).

Король Франции принимает вассальную клятву. Миниатюра XV в.

Высшим сеньором был государь, его прямыми вассалами обычно становились титулованные аристократы: герцоги, графы, маркизы. Следующие ступеньки занимали бароны, владельцы замков и, наконец, простые конные воины - рыцари. Дальше феод дробиться не мог, поскольку земли с крестьянами, оказавшейся в распоряжении рыцаря, ему едва хватало на то, чтобы содержать боевого коня и вооружение. А без этого он не мог бы владеть феодом! Сеньором он был только для своих крестьян, те же, не неся военной службы, находились вне «феодальной лестницы».

Рыцарь. Миниатюра XIV в.

Главная обязанность вассала состояла в военной конной службе сеньору - обычно в течение 40 дней в году. Вассал должен был также заседать в совете и в суде сеньора, оказывать ему денежную помощь (например, для выкупа из плена). Сеньор, в свою очередь, должен был защищать вассала и не лишать его феода. Если вассал не выполнял свои обязательства, сеньор имел право отобрать феод, но сделать это было сложно. В случае конфликта вассал мог обратиться к суду пэров - других вассалов того же сеньора. Пэры часто заставляли сеньора идти на уступки непокорному вассалу.

Мечи. Рубеж XI-XII вв.

    Отношения между сеньорами и вассалами не были всюду одинаковыми. Так, в Англии и Германии все феодалы, от простых рыцарей до герцогов, обязаны были в какой-то мере подчиняться королю. Во Франции же действовало правило: «Вассал моего вассала - не мой вассал». В идеале вассалы верно служили сеньору, который щедро их награждал. Но бывали и несправедливые сеньоры, неверные вассалы, кровавые усобицы между ними. К тому же часто вассал получал феоды от разных сеньоров. В таких случаях было трудно понять, кому вассал должен служить в первую очередь. Вассалы в конфликтах с сеньорами часто брали верх, ведь многие из них были богаче своих сеньоров и к тому же нередко действовали против сеньора совместно.

Все члены средневекового общества, от короля до крестьянина, были связаны друг с другом отношениями зависимости. Однако характер зависимости крестьян и феодалов был совершенно различным.

ПРАВА СЕНЬОРА И ЕГО ПОМЕСТЬЕ

1. Земля сеньора

Воин, приносивший оммаж, стоял на достаточно высокой ступени социальной лестницы и был в феодальном обществе далеко не единственным «человеком», принадлежавшим другому человеку. Отношения зависимости существовали и в других, более низких, социальных слоях, сложившись там естественным путем гораздо раньше вассалитета и надолго его пережив, - речь идет о зависимости крестьян и о землях сеньора. Ни происхождением этого вида собственности, ни его ролью в средневековой экономике мы заниматься не будем. Нас интересует только очередной тип зависимости и его место в социуме.

Если право управлять и господствовать, возникшее в результате принесения оммажа, должно было коренным образом измениться для того, чтобы со временем оказаться выгодным, то в отношениях хозяина земли и крестьян экономический аспект всегда был первостепенным. С самого начала власть и права хозяина были направлены, если не исключительно, то предпочтительно на обеспечение собственных доходов путем изымания сельскохозяйственных продуктов, и, стало быть, понятие «сеньория» прежде всего означало «земля» - в разговорном французском для нее и не было другого слова, - но земля, населенная людьми, и не просто людьми, а зависимыми и подвластными. Обычно сеньория была разделена на две части, и обе эти части находились в теснейшей взаимозависимости. Одной частью была усадьба, которую историки часто называли также «заповедником» или «заказом», поскольку именно она отходила к прямым наследникам владельца и все доходы с нее шли также сеньору. Другая часть состояла из ленных наделов, больших или маленьких крестьянских хозяйств, группировавшихся вокруг господского двора. Власть сеньора над крестьянским владением: домом, пашней и лугом - выражалась конкретно в том, что при переходе надела в руки наследника хозяин вводил нового ленника во владение и, разумеется, не бесплатно; в том, что при отсутствии наследника сеньор забирал надел себе и даже имел право на законных основаниях конфисковать его; в том, что господин определял повинности и поборы. Повинности состояли в основном из сельскохозяйственных работ на земле сеньора. В самом начале феодального периода, когда сельскохозяйственные работы были особенно тяжелыми, ленники не прибавляли к полученному в результате их трудов продукту ни денег, ни части своего урожая; крестьянские хозяйства служили в первую очередь источником рабочих рук, без которых господские земли были бы обречены на бесплодие.

Само собой разумеется, что сеньории отличались друг от друга по величине. Богатым сеньорам в густо населенных провинциях могла принадлежать земля целой деревни, и не одной. Начиная с IX века, такие крупные владения встречаются все реже, и в дальнейшем по всей Европе за достаточно редким исключением их становится все меньше и меньше. Одна причина этому - наследственные разделы. Другая раздача феодов. Для того чтобы вознаградить своих вассалов, сеньоры были вынуждены дробить свои земли. В конце концов, зачастую получалось так, что из-за раздачи земель, их продажи или вследствие превращения наделов в зависимые, - как это происходило, будет описано позже, - в руках господина оказывались крестьянские хозяйства, разбросанные на достаточно большой территории, так что многие сеньории состояли из множества мелких земельных владений в различных районах, полностью не совпадая ни с одним из них. В XII веке границы земельного владения совпадали с каким-то районом только в случае недавней распашки целины, когда и сеньория, и деревня одновременно возникли на запустелых землях. Таким образом, крестьяне оказывались неизбежно включенными в две различные социальные группы: с одной стороны, были слугами своего сеньора, а с другой - членами своей собственной деревенской общины. Ничего удивительного, что землепашцы, чьи дома стояли рядом и чьи земли граничили, жили между собой чрезвычайно тесно: их объединяли как общие интересы, так и совместно выполняемые повинности на земле сеньора. Пройдет время, и государственная власть будет страдать от этого двойственного положения крестьянства. В краях, где сохранялся патриархальный уклад и крестьяне жили хуторами, состоявшими из одной, двух или трех семей, сеньории были особенно рыхлыми и вязкими по своей структуре.

Из книги Повседневная жизнь Европы в 1000 году автора Поньон Эдмон

Стол сеньора Что подавали на стол? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам следует выйти в поле и не замыкаться больше в маленьком замке мелкого феодала. Питание в основе своей было одинаково у всей феодальной аристократии, различаясь лишь большей или меньшей

Из книги Киевская Русь автора

автора

Поместье и вотчина I. Поместное землевладение изменило юридический характер землевладения вотчинного. Перемена эта была произведена распространением на вотчинное землевладение принципа, на котором построено было землевладение поместное. В удельное время, как мы

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

Поместье и город V. Поместное землевладение оказало неблагоприятное действие и на другие классы русского общества. Прежде всего оно подорвало развитие русских городов и городской промышленности. В XVI в. встречаем в центральных и северных уездах государства немало

Из книги Великие загадки мира искусства автора Коровина Елена Анатольевна

Злосчастное поместье Рассборо-Хаус – одно из известнейших старинных поместий Ирландии. Его называют «поразительным архитектурным памятником XVIII столетия» и «жемчужиной края», включают во все туристические справочники. Вот только, рассказывая о нем, гиды употребляют

Из книги Викинги Британии автора Каппер Джон П.

Глава III Домашний очаг и родное поместье Теперь мы сядем на скамьи, И пусть большие золотые кубки Будут в руках моих хозяев… Как предмет изучения, обычаи викингов, на первый взгляд, предстают противоречивыми. Примитивная дикость идет рука об руку с культурой, породившей

автора Монтескье Шарль Луи

ГЛАВА V Случаи, к которым можно применять принципы гражданского права, видоизменяя при этом принципы естественного права В Афинах был закон, который обязывал сына кормить неимущего отца. Но он делал исключение для детей, рожденных от куртизанки, для детей, целомудрие

Из книги Избранные произведения о духе законов автора Монтескье Шарль Луи

ГЛАВА VI О том, что порядок наследования покоится на началах политического или гражданского права, а не естественного права Закон Вокония воспрещал назначать наследницей жену и даже единственную дочь. Никогда еще не было более несправедливого закона, говорит святой

Из книги Избранные произведения о духе законов автора Монтескье Шарль Луи

ГЛАВА VIII О том, что не следует подчинять принципам так называемого канонического права то, что регулируется принципами гражданского права По римскому гражданскому праву человек, похитивший из священного места вещь, принадлежащую частному лицу, подлежал наказанию

Из книги Избранные произведения о духе законов автора Монтескье Шарль Луи

ГЛАВА XV Не следует подчинять принципам государственного права то, что находится в зависимости от принципов гражданского права Подобно тому как люди отказались от естественной независимости, чтобы жить под политическими законами, они отказались и от естественной

Из книги Избранные произведения о духе законов автора Монтескье Шарль Луи

ГЛАВА XVI О том, что не следует применять постановлений гражданского права к случаям, решение которых зависит от государственного права Мы сможем глубоко понять все относящиеся к данной теме вопросы, если только не станем смешивать правил, вытекающих из собственности

Из книги Избранные произведения о духе законов автора Монтескье Шарль Луи

ГЛАВА XXVII О судебном поединке между одной из сторон и одним из пэров сеньора. Апелляция на неправое решение Так как решение дела поединком было по природе своей решением окончательным, несовместимым с новым приговором и судебным преследованием, то апелляция в смысле,

Из книги Избранные произведения о духе законов автора Монтескье Шарль Луи

ГЛАВА XX О том, что впоследствии называли судом сеньора Кроме композиции, которую проходилось платить родственникам за убийство, убытки и оскорбления, нужно было еще платить известную пошлину, которая в кодексах варваров носит название fredum. Мне придется много говорить о

Из книги Люди средневековья автора Пауэр Эйлин

Глава 2 КРЕСТЬЯНИН БОДО. Жизнь в поместье во времена Карла Великого Три тонкие вещи, на которых держится весь мир: тонкая струйка молока, текущая из вымени в ведро; тонкий стебелек пшеницы в поле; тонкая нить в руках умелой женщины. Три звука преумножения богатства: мычание

Из книги Киевская Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

8. Поместье В феодальной Европе поместье было не только экономической единицей, но и важным социополитическим институтом вообще, поскольку хозяин поместья – сеньор – держал в своих руках как административную, так и судебную власть над населением своих владений. В

Из книги Феодальное общество автора Блок Марк

1. Земля сеньора Воин, приносивший оммаж, стоял на достаточно высокой ступени социальной лестницы и был в феодальном обществе далеко не единственным «человеком», принадлежавшим другому человеку. Отношения зависимости существовали и в других, более низких, социальных

Отношения сеньор - вассал восходят к самым истокам западноевропейского феодализма . Уже в капитуляриях Карла Великого мы встречаем воинов, связанных, вероятно, на всю жизнь с вождем, который ведет их на войну. Вождь уже носит название сеньора, его люди – вассалы (это слово означает, по-видимому, домашних слуг). Эти названия сохраняются в течение всех Средних веков .

Сеньором является всегда богатый человек, сановник или крупный собственник. Он вооружает, кормит, содержит, может быть, даже обеспечивает жалованьем отряд рыцарей и оруженосцев, которые служат ему обществом и телохранителями. В рыцарских поэмах (chansons de gestes) этот отряд называется «домом» (maisnie, то есть maison) сеньора.

Сеньор и его люди живут вместе в одной и той же комнате, вместе едят, вместе идут в поход. Вассал действительно, слуга: он прислуживает своему сеньору за столом, обязан повиноваться ему и всюду за ним следовать; в сражении он должен дать убить себя, чтобы защитить своего сеньора. Это служебное положение соединяется с чувством товарищества, которое, не уничтожая расстояния между господином и слугой, создает между ними тесную связь взаимной преданности. Символом этой связи является клятва, которую дает вассал, вступая в службу сеньора.

В таких же чертах изображают эту систему, на которую намекают документы IX в., и рыцарские поэмы более позднего, впрочем, времени (XII и XIII столетий). Продолжала ли она существовать в X и XI столетиях, этого мы не можем ни утверждать, ни отрицать; воины не писали, а летописи светских знатных семейств, если и существовали, то до нас не дошли. Таким образом, происхождение феодализма остается не только спорным, но и неразрешимым вопросом.

Как и во времена Карла Великого , вассал связывается с сеньором посредством торжественного обряда, потому что вассалом не родятся, а делаются, и потому что им надо сделаться, чтобы получить возможность пользоваться феодом. Вот почему обряд клятвы, которым устанавливалась вассальная зависимость, сохранялся в течение целых веков: он служил для засвидетельствования прав сеньора. Старинный церемониал был, по-видимому, почти одинаков во всех странах.

Вассальная клятва королю Артуру. Миниатюра XIV века к «Истории святого Грааля»

Будущий вассал является к будущему сеньору с обнаженной головой и безоружный. Он опускается перед ним на колени, кладет свои руки в руки сеньора и объявляет, что становится его человеком. Сеньор целует его в уста и поднимает на ноги. Такова церемония оммажа (hommage). Она сопровождается присягой: положив руку на мощи или Евангелие, вассал клянется оставаться верным сеньору, то есть исполнять обязанности вассала. Это – присяга в верности (foi или féauté). Оммаж и присяга в верности – два различных акта: один есть обязательство, другой – клятва; но так как нет оммажа без клятвы верности, то их в конце концов стали смешивать.

Что такое феод?

Несомненно, по-видимому, то, что с X в. во Франции устанавливается обычай вознаграждать вассала не деньгами и не натурой, а поместьем, в котором есть зависимые держатели. Этот вид дарения не нов: это бенефиции . «Бенефиций» есть единственное название, употреблявшееся в латинских актах Германии и Италии до конца XI столетия. Во Франции появляется название fevum fief, feodum (феод); первые достоверные примеры этого словоупотребления, которые нам известны, относятся к началу X в. На востоке это имение, пожалованное сеньором, называют chasement (casamentum, поместье). С этих пор вассал, вместо того, чтобы оставаться при своем сеньоре, поселяется в полученном им имении, но продолжает быть слугой сеньора. Не доказано, чтобы каждый вассал, даже в XII в., непременно получал феод. По крайней мере, никто не может получить феод иначе, как стать вассалом того, кто дает ему поместье, и почти все вассалы обладают феодами.

Сеньор предоставляет в пользование вассалу принадлежащий ему феод; обычно это земля; но феодом может быть всякий доходный предмет и всякое доходное право.

Сеньор передает свое право посредством торжественного обряда: он вводит вассала во владение феодом, вручая ему соломинку или палку, или копье, или перчатку, служащую символом передаваемого предмета. Это инвеститура (investir значит вводить во владение).

Сеньор уступает не право собственности на феод, а только пользование последним; легально он остается полным собственником феода. Договор обязывает только тех, кто заключает его, и сохраняет силу, лишь пока они живы. Со смертью вассала феод возвращается к сеньору; после смерти сеньора вассал может сохранить феод лишь в том случае, если сызнова обяжется новому сеньору.

Вначале сеньор, по-видимому, пользовался после смерти вассала своим правом брать обратно феод, чтобы отдать его, кому захочет. Так поступают часто герои рыцарских поэм, и мы встречаем примеры пожизненных феодов еще в XII в. Но обычай, по которому сын наследует звание отца, был так силен в средние века, что сеньоры принуждены были предоставлять своим вассалам право завещать их звание сыновьям. Так установилась наследственность феодов, или, выражаясь более точно, наследственным сделалось право заключать договор вассальной верности с сеньором феода. Сам по себе феод никогда не становился наследственным, потому что сеньор всегда оставался его законным собственником; контракт пользования всегда был только пожизненным; он должен был возобновляться с каждым поколением вассалов и с каждым поколением сеньоров. Наследственным становится только право возобновлять этот контракт; но на практике это было равносильно наследственности владения.

Вот что такое феод. Во Франции развитие этой системы было почти закончено в конце X в.; в Ломбардии она была освящена эдиктом короля Конрада II в 1037 г.; в Германии процесс ее развития продолжался до XIII столетия.

Обязанности вассала

Феод не давался даром. Он налагал на вассала обязанности по отношению к сеньору. Эти обязательства вытекали из одного и того же общего начала, которое всегда и везде формулировалось в одинаковых выражениях; изменялись только способы его применения.

Прежде всего вассал обязан совершить клятву верности и оммаж – формальный акт, посредством которого он «признает себя человеком» сеньора и клянется ему в верности. Он обязан сделать это, вступая во владение феодом, и должен делать это каждый раз, когда его сеньор замещается другим: это называют возобновлением феода. Если вассал отказывается совершить обряд, он отвергает сеньора и, вследствие этого, теряет свое право на феод (это называется forfaire). Он должен заявить сеньору, за какой феод он становится его человеком; это объявление феода. Если феод состоит из нескольких статей, он должен перечислить все. Если есть сомнение относительно того, что содержит в себе феод, то вассал обязан допустить сеньора к проверке, которая состоит в осмотре на месте (montrée или vue). Если он недобросовестно скроет часть феода, то лишается своего права. Эти словесные формальности заменялись, особенно после XIII в., письменным актом, который назывался объявлением и перечислением феода.

Возобновляя феод, вассал принимает на себя отрицательные обязательства пользователя по отношению к настоящему собственнику. Он принимает на себя обязанность (часто особой формулой) поддерживать и обеспечивать феод: поддерживать – то есть заботиться, чтобы он не терял своей стоимости, не изменять его положения, не отделять от него частей (это называется «сокращать»); обеспечивать – то есть быть всегда готовым признать право настоящего собственника и защищать феод против посторонних лиц.

Принося клятву верности, вассал обязуется не причинять вреда сеньору, не покушаться ни на его личность, ни на его имущество, ни на его честь, ни на его семейство. Часто встречаются акты оммажа, в которых вассал клянется уважать «жизнь и члены» сеньора. Эти отрицательные обязательства были, по-видимому, взаимны. «Сеньор, – говорит летописец Бомануар, обязан своему человеку такой же верностью и преданностью, как человек – своему сеньору». Сеньор и вассал обязаны любить друг друга. Каждый из них воздерживается от какого бы то ни было враждебного поступка по отношению к другому. Поэтому сеньор не должен ни нападать на своего вассала или оскорблять его, ни соблазнять его жену или дочь. Если он сделает это, вассал может порвать связь с сеньором, сохраняя все-таки феод. Этот разрыв обозначается актом, который составляет противоположность инвеституры: вассал бросает соломинку или перчатку; это называется défi (уничтожение верности).

Церемония вассальной клятвы (оммажа). Средневековая миниатюра

Положительные обязанности вассала то выражаются одним словом service (служба), то разлагаются в формулу, которая появляется с X в.: aide et conseil (auxilium et consilium, помощь и совет).

Под помощью разумеется, прежде всего, военная помощь: вассал – солдат сеньора; он должен помогать ему в его войнах ; именно для этого он получил свой феод. В некоторых формулах вассальной присяги этот пункт оговорен особо; вассал клянется служить сеньору «против всех мужчин и женщин, как живых, так и мертвых».

Это обязательство – вначале, без сомнения, неограниченное (таким оно является еще в рыцарских поэмах), позже, благодаря ограничениям, точно определилось, и в нем стали различать несколько родов службы.

Ost и chevauchée суть обязанности вассала сопровождать сеньора как в его походах (ost), так и в его разъездах по неприятельской стране (chevauchée). Эта служба, особенно в XII в., ограничена пространством и временем: вассал следует за сеньором (по крайней мере, за свой счет) только в пределах известной области, часто очень небольшой; он служит ему только в течение известного срока, утвержденного обычаем, – чаще всего 40 дней. Estage есть обязанность держать гарнизон в замке сеньора, одному или с семейством. Вассал обязан по требованию сеньора отдавать в его распоряжение свой собственный замок; такой замок называется jurable et rendable, и в актах, особенно XIII в., часто постановляется, что вассал обязан отдать его сеньору «спокоен ли тот или разгневан, с большим войском или с малым». Сеньор может поставить в замок гарнизон, но обязан возвратить его в том виде, в каком получил, и не брать из него ничего другого, кроме соломы и сена.

Замок Каркассон, Франция. Видны цилиндрические башни и мост через существовавший прежде ров

Другой вид помощи, правда, второстепенный, состоит в помощи натурой или деньгами, которую вассал обязан оказывать сеньору в определенных случаях. Как правило, вассал, получая инвеституру, дает подарок, установленный обычаем. Часто это предмет, служащий символом вассальных отношений: копье, золотая или серебряная шпора, пара перчаток; в Орлеане – это боевой конь, в Гиени – денежная сумма (l"esporle). Обычно при каждой смене сеньоров, иногда и при каждой смене вассалов, сеньор получает вознаграждение (relief или rachat), очень тяжелое на севере Франции (годовой доход) и еще более тяжелое, если новый вассал только побочный наследник прежнего. Точно так же, в случае продажи вассалом феода, покупатель обязан получить согласие сеньора на переход феода и уплатить ему покупную пошлину (quint), доходящую иногда до тройной суммы годового дохода.

Сеньор имеет право требовать от своих вассалов денежной помощи для покрытия некоторых своих исключительных расходов. Этот вид помощи в некоторых странах носит название aide aux quatre cas (помощь в четырех случаях). Эти случаи в разных странах не одинаковы; даже их число бывает и больше и меньше четырех. Наиболее обычные: выкуп сеньора, если он попал в плен, его отправление в крестовый поход , выход замуж его дочери, посвящение в рыцари его сына. Субсидию должны платить благородные вассалы; но они не платят ее своими деньгами, а вычитают ее с держателей своего поместья.

Сеньор имеет право требовать от вассала помещения и пищи для себя и своей свиты или охотничьей команды; это есть право постоя (gîte, на юге – albergement), часто заменяемое определенным вознаграждением. В XIII в. это право строго регулировано. Так, владелец Соммьера (в Гиени) обязан, в случае приезда своего сеньора, герцога Аквитанского, приготовить для него и десяти рыцарей обед, состоящий из свиного или коровьего мяса, капусты, жареных цыплят и горчицы; он должен сам прислуживать герцогу в брюках ярко-красного сукна, с золотыми шпорами. Другой вассал должен принимать шестерых из сопровождающих герцога егерей, давать им хлеба, вина, мяса и на другой день отвозить их в лес.

Служба совета обязывает вассала помогать сеньору своими советами в затруднительных обстоятельствах; эту службу называют также придворной (service de cour). Сеньор созывает сразу всех вассалов и собирает их на своем дворе. Обязанность принимать участие в этих собраниях часто ограничена тремя съездами в год, происходящими обычно по большим праздникам – в Пасху, Троицу и Рождество.

Это собрание играет роль почетной свиты на торжествах, которые сеньор устраивает по случаю своего бракосочетания, или бракосочетания своих детей, или посвящения в рыцари своих сыновей; оно удовлетворяет его тщеславие, увеличивая пышность церемонии. Оно служит политическим советом по важным вопросам, касающимся сеньории, по вопросам о войне, мире, об изменении кутюмов. Оно является судебной инстанцией (plaid) для разбирательства споров между вассалами сеньора. Сеньор созывает и председательствует в судебном собрании (cour de plaid), которое произносит приговор. Участие в судебных съездах – не право, а повинность, которая не приносит никакой выгоды и может вовлечь судью в дуэль с проигравшим дело. Притом, это – строго узаконенная обязанность: ни вассал не может отказаться от участия в судебном съезде, ни сеньор не может отказаться от созыва съезда. Это было бы «нарушением права» (отказ в правосудии), которое разрешило бы вассала от его клятвы верности.

Женщины и дети в отношениях между сеньором и вассалом

Казалось бы, что в феодальном строе не было места ни для женщин, ни для детей, потому что вассальные обязанности мог нести только воин; но сила собственности и наследства одержали верх над логикой. Сеньор был еще более собственником, чем вождем отряда. Ребенок или женщина могли наследовать крупное поместье, розданное в феод вассалам, и таким образом эти вассалы становились людьми нового собственника.

Так как малолетний не мог сам осуществлять свои права, то ближайший родственник с отцовской стороны принимал опеку, то есть владение поместьем. Он пользовался доходами и занимал место сеньора; он носил даже его титул. Вначале в его обязанности входили также охрана и воспитание малолетнего собственника. Но так как наследником ребенка являлся опекун (baillistre), то, чтобы отнять у него искушение содействовать освобождению наследства, установился обычай поручать охрану ребенка ближайшему родственнику по женской линии, который ничем не был заинтересован в его смерти. Достигнув совершеннолетия (между 14 и 21 годами, в зависимости от страны), молодой человек приказывал посвящать себя в рыцари и затем принимал присягу вассалов.

Дочь – наследница сеньории, если она была совершеннолетняя, пользовалась правами сеньора, вытекавшими из обладания поместьем: вассалы были обязаны ей оммажем и службой. Были примеры, когда женщины лично управляли своей сеньорией, председательствовали в своем феодальном суде и даже сражались. В феодальном языке не было слова для обозначения сеньора-женщины: ее называли латинским словом dame (domina – госпожа), по-испански dona.

Дети и женщины вошли в феодальный строй как наследники сеньоров; они вступали в него также в качестве наследников вассалов. Если вассал умер, оставив малолетних сыновей, то сеньор первоначально имел право отобрать феод и передать его человеку, способному к службе; но, начиная с XI в., он ограничивался тем, что брал феод вместе с опекой над ребенком до его совершеннолетия (это была сеньориальная опека, которая позже была заменена опекой родственников малолетнего). Достигнув совершеннолетия, молодой человек вступал во владение феодом.

Больше затруднений встретило признание вассального права дочерей. Женщина не могла нести службу за феод. Поэтому были страны, где феод не переходил к дочерям; его наследовали сыновья, даже младшие, или более далекие родственники. Но привычка смотреть на дочерей, как на законных наследниц, была настолько сильна, особенно на юге Франции, что, в конце концов, в XI и XII столетиях она распространяется даже и на феоды. Женщины стали получать их в наследство, даже в приданое; они делались вассалами, как могли сделаться сеньорами. От прежней системы, исключавшей наследование женщин, осталась только привилегия в пользу побочных наследников мужского пола.

Для вассальной службы за феод женщина должна была представлять сеньору заместителя. Она не имела права выходить замуж без согласия сеньора, и в некоторых странах (Испании, Иерусалиме) сеньор указывал наследнице феода двух или трех рыцарей, между которыми она должна была выбрать себе мужа.