Маслов введение в языкознание онлайн. Читать онлайн "введение в языкознание"

Superlinguist - это электронная научная библиотека, посвященная теоретическим и прикладным вопросам лингвистики, а также изучению различным языков.

Как устроен сайт

Сайт состоит из разделов, в каждой из которых включены еще подразделы.

Главная. В этом разделе представлена общая информация о сайте. Здесь также можно связаться с администрацией сайта через пункт «Контакты».

Книги. Это самый крупный раздел сайта. Здесь представлены книги (учебники, монографии, словари, энциклопедии, справочники) по различным лингвистическим направлениям и языкам, полный список которых представлен в разделе "Книги".

Для студента. В этом разделе находится множество полезных материалов для студентов: рефераты, курсовые, дипломные, конспекты лекций, ответы к экзаменам.

Наша библиотека рассчитана на любой круг читателей, имеющих дело с лингвистикой и языками, начиная от школьника, который только подступается к этой области и заканчивая ведущим ученым-лингвистом, работающим над своим очередным трудом.

Какова основная цель сайта

Основная цель проекта - это повышение научного и образовательного уровня лиц, интересующихся вопросам лингвистики и изучающих различные языки.

Какие ресурсы содержатся на сайте

На сайте выложены учебники, монографии, словари, справочники, энциклопедии, периодика авторефераты и диссертации по различным направлениям и языкам. Материалы представлены в форматах.doc (MS Word), .pdf (Acrobat Reader), .djvu (WinDjvu) и txt. Каждый файл помещен в архив (WinRAR).

(1 Проголосовало)

Маслов Ю.С.

Введение в языкознание

Маслов Ю.С. Введение в языкознание . - Учебник для филол. и лингв, фак. высш. учеб. заведений / Юрий Сергеевич Маслов. - 4-е изд., стер. - СПб: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 304 с. Электронная книга . Лингвистика. Общее языкознание

Аннотация (описание)

Автор данного учебника - известным ученым, яркий представитель Санкт-Петербургской лингвистической школы Юрий Сергеевич Маслов. В книге подробно рассмотрены все теоретические аспекты курса "Введение в языкознание". Материал учебника изложен в ясной и четкой форме, насыщен богатым иллюстративным материалом из различных языков (славянских, германских, романских, а также латинского и некоторых других языков).
Пособие написано для студентов и аспирантов филологических и лингвистических факультетов высших учебных заведений.

Содержание (оглавление)

Предисловие
Введение. Что такое н наука о языке?
Глава I. Сущность языка: его общественные функции и его внутренняя структура
1. Язык - важнейшее средство человеческого общения, орудие формирования и выражения мысли
2. Язык - своеобразная знаковая система
Глава II. Фонетика и фонология
1. Вступительные замечания
2. Акустический аспект в изучении звуков языка
3. Биологический аспект в изучении звуков языка
4. Собственно-лингвистический (функциональный) аспект в изучении звуков языка. Понятие фонемы
5. Дифференциальные признаки фонемы и противопоставления фонем
6. Чередования. Нейтрализация фонемных противопоставлений
7. Слог
8. Просодические явления
9. Пояснения и примеры к таблицам гласных и согласных
Глава III. Лексикология
1. Слово как единица языка
2. Лексическое значение слова
3. Полисемия слова
4. Омонимия слов
5. Мотивировка слова
6. Устойчивые словосочетания и фразеологизмы
7. Лексикография
Глава IV. Грамматика
1. Вступительные замечания
2. Морфема - элементарная двусторонняя единица языка
3. Грамматическая структура слова и вопросы словообразования
4. Части речи
5. Синтаксис
Глава V. Историческое развитие языков
1. Проблема происхождения языка
2. Развитие языков и диалектов в разные исторические эпохи
3. Исторические изменения в словарном составе
4. Исторические изменения в грамматическом строе
5. Исторические изменения в звуковой стороне языка. Понятие о звуковом законе
Глава VI. Сравнительно-историческое и типологическое языковедение
1. Материальное сходство и родство языков. Сравнительно-историческое языковедение
2. Генеалогическая классификация языков
3. Лингвистическая типология
Глава VII. Письмо
1. Вступительные замечания
2. Основные вехи в историческом развитии письма
3. Алфавит, графика и орфография
4. Транскрипция и транслитерация
Заключение

На земном шаре существуют тысячи различных языков. И все же мы говорим не только о «языках», но также о «языке» человеческом языке как о чем-то едином. Мы вправе поступать так потому, что при всех громадных различиях между языками они все в самом главном имеют между собой много общего.

Каждый язык достояние какого-то коллектива и тем самым явление общественно-историческое. Каждый язык непременное условие развития человеческой культуры, поразительное по тонкости и совершенству орудие общения, непревзойденное средство формирования мысли и передачи ее другим людям.

Каждый язык пользуется для выражения мысли звуками, произносимыми человеком. Каждый язык членоразделен: нормальное высказывание на любом из языков членится на элементы, повторяющиеся в других комбинациях в составе других высказываний. Каждый язык обладает обширным набором таких повторяющихся элементов и гибкой системы правил, по которым эти элементы соединяются в осмысленные высказывания.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие
Введение. Что такое наука о языке?
Глава I. Сущность языка: его общественные функции и его внутренняя структура
1. Язык - важнейшее средство человеческого общения, орудие формирования и выражения мысли
2. Язык - своеобразная знаковая система
Глава II. Фонетика и фонология
1. Вступительные замечания
2. Акустический аспект в изучении звуков языка
3. Биологический аспект в изучении звуков языка
4. Собственно-лингвистический (функциональный) аспект в изучении звуков языка. Понятие фонемы
5. Дифференциальные признаки фонемы и противопоставления фонем
6. Чередования. Нейтрализация фонемных противопоставлений
7. Слог
8. Просодические явления
9. Пояснения и примеры к таблицам гласных и согласных
Глава III. Л ексикология
1. Слово как единица языка
2. Лексическое значение слова
3. Полисемия слова
4. Омонимия слов
5. Мотивировка слова
6. Устойчивые словосочетания и фразеологизмы
7. Лексикография
Глава IV. Грамматика
1. Вступительные замечания
2. Морфема - элементарная двусторонняя единица языка
3. Грамматическая структура слова и вопросы словообразования
4. Части речи
5. Синтаксис
Глава V. Историческое развитие языков
1. Проблема происхождения языка
2. Развитие языков и диалектов в разные исторические эпохи
3. Исторические изменения в словарном составе
4. Исторические изменения в грамматическом строе
5. Исторические изменения в звуковой стороне языка. Понятие о звуковом законе
Глава VI. Сравнительно-историческое и типологическое языковедение
1. Материальное сходство и родство языков. Сравнительно-историческое языковедение
2. Генеалогическая классификация языков
3. Лингвистическая типология
Глава VII. Письмо
1. Вступительные замечания
2. Основные вехи в историческом развитии письма
3. Алфавит, графика и орфография
4. Транскрипция и транслитерация
Заключение.

Юрий Сергеевич Маслов

ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящий учебник излагает все темы, предусмотренные типовой программой курса «Введение в языкознание» (М., 1982) для филологических специальностей университетов. Книга знакомит студента-первокурсника с важнейшими разделами и проблемами науки о языке, с основными понятиями, которыми оперирует эта наука на современном этапе развития и знание которых необходимо для серьезного изучения каждого отдельного языка.

Предлагаемый учебник существенно отличается от одноименного пособия того же автора, выпущенного издательством в 1975 г. Добавлены разделы о происхождении языка, генеалогической классификации языков, расширены разделы о взаимоотношении языка и мышления, языка и общества, многие разделы коренным образом переработаны, так что книга теперь полностью соответствует программе курса, утвержденной Министерством высшего и среднего специального образования СССР. При переработке книги по возможности учтены новые достижения науки за истекшее десятилетие, а также пожелания, высказанные в рецензиях, которые после выхода учебного пособия появились в советских и зарубежных журналах. Вместе с тем опущены некоторые второстепенные детали, делавшие учебное пособие местами излишне трудным для студента первого курса. Текст разбит на параграфы, введены перекрестные ссылки (например, § 45,1 значит § 45, п. 1), добавлены некоторые схемы, способствующие наглядности изложения.

Автор выражает сердечную признательность всем лицам, которые своими критическими замечаниями и советами, высказанными на разных этапах работы над книгой, в печатных рецензиях, в письмах или в устной форме, существенно способствовали улучшению книги: А. А. Белецкому, В. П. Беркову, Л. В. Бондарко, Я. М. Боровскому, В. М. Глухову, Я. Горецкому (ЧССР), В. А. Дыбо, И. М. Дьяконову, В. А. Звегинцеву, Л. Р. Зиндеру, Е. М. Иссерлин, С. А. Крылову, Н. А. Мещерскому, Л. Ржехачеку (ЧССР), Л. В. Сахарному, С. В. Семчинскому, Л. Г. Скалозуб, Н. А. Слюсаревой, С. В. Смирнову, Т. В. Строевой, А. В. Федорову.

Введение

ЧТО ТАКОЕ НАУКА О ЯЗЫКЕ?

§ 1. На земном шаре существуют тысячи различных языков. И все же мы говорим не только о «языках», но также о «языке» - человеческом языке как о чем-то едином. Мы вправе поступать так потому, что при всех громадных различиях между языками они все в самом главном имеют между собой много общего.

Каждый язык - достояние какого-то коллектива и тем самым - явление общественно-историческое. Каждый язык - непременное условие развития человеческой культуры, поразительное по тонкости и совершенству орудие общения, непревзойденное средство формирования мысли и передачи ее другим людям. При посредничестве языка происходит «...приобщение широких масс населения к достижениям науки, ценностям культуры; формирование всесторонне развитой личности». Каждый язык пользуется для выражения мысли звуками, произносимыми человеком. Каждый язык членоразделен: нормальное высказывание на любом из языков членится на элементы, повторяющиеся в других комбинациях в составе других высказываний. Каждый язык обладает обширным набором таких повторяющихся элементов и гибкой системой правил, по которым эти элементы соединяются в осмысленные высказывания.

Языковедение (языкознание, лингвистика) - наука, изучающая языки (в принципе - все существующие, когда-либо существовавшие и могущие возникнуть в будущем), а тем самым и человеческий язык вообще. Как всякая наука, языковедение возникло в связи с практическими потребностями, но постепенно развилось в сложную и разветвленную систему дисциплин как теоретического, так и прикладного характера. Внутри теоретического языковедения условно различают частное и общее.

Частное языковедение занимается отдельным языком (русским, английским, узбекским и т. д.) или группой родственных языков (скажем, славянскими языками). Оно может быть синхроническим, описывающим факты языка в какой-то момент его истории (чаще всего - факты современного языка), либо диахроническим (историческим), прослеживающим развитие языка на протяжении определенного отрезка времени. Разновидностью диахронического языковедения является сравнительно-историческое, выясняющее путем сравнения родственных языков их историческое прошлое.

Общими особенностями человеческого языка занимается общее языковедение. Оно исследует сущность и природу языка, проблему его происхождения и общие законы его развития и функционирования, оно также разрабатывает методы исследования языков. В рамках общего языковедения выделяется типологическое языковедение, осуществляющее сопоставление между собой как родственных, так и неродственных языков, сопоставление, направленное на выяснение общих закономерностей языка. Общее и, в частности, типологическое языковедение выявляет и формулирует языковые универсалии , т. е. положения, действительные для всех языков мира (абсолютные универсалии) или для значительного большинства языков (статистические универсалии).

Абсолютными универсалиями являются, например, следующие утверждения: 1) во всех языках существуют гласные и согласные звуки; 2) на всех языках люди говорят предложениями; 3) во всех языках есть имена собственные; 4) если в данном языке существует различие по грамматическому роду, то в нем обязательно существует различие и по числу. Пример статистической универсалии: почти во всех языках в местоимениях различается не менее двух чисел (исключения: древний и современный яванский).

Одной из важных задач общего языковедения является научное определение понятий, которыми пользуется языковедение, - таких, например, как упомянутые выше «гласный» и «согласный», «предложение», «имя собственное» и т. п.

Прикладное языковедение также решает и частные задачи, касающиеся одного языка, и задачи, принципиально приложимые к материалу любого языка: создание и усовершенствование письма; обучение письму, чтению, культуре речи, неродному языку; создание систем автоматического перевода, автоматического поиска, аннотирования и реферирования информации, создание систем, обеспечивающих общение человека с машиной на естественном языке.

Для филолога языковедение является одной из важнейших наук, наукой «профилирующей», т. е. формирующей филолога как специалиста в своей области. Курс «Введение в языкознание» есть начальный, элементарный курс общего языковедения, дающий первые сведения о языке вообще, о его структуре, об основных понятиях и терминах языковедения, без знания которых невозможно серьезно заниматься ни одним языком.

§ 2. Языковедение тесно связано со многими другими науками. Прежде всего, конечно, с философией, изучающей наиболее общие законы природы, общества и мышления. Философской, методологической основой советского языковедения является диалектический материализм.

Так как язык - явление общественно-историческое, языковедение входит в круг наук о человеческом обществе и человеческой культуре, таких, как социология, история, этнография, археология. Анализируя общественную обусловленность языковых явлений, отражение в языке и в истории языка истории народа, советское языковедение опирается на исторический материализм.

Так как язык непосредственно связан с человеческим сознанием, мышлением и психической жизнью, языковедение имеет тесные связи с логикой и психологией, а через психологию также с физиологией высшей нервной деятельности. Изучение проблем происхождения и раннего развития языка осуществляется языковедением в контакте с антропологией.

Так как язык, как указывал М. Горький, - это «первоэлемент», «основное орудие» и «материал литературы», языковедение в ряде точек соприкасается с литературоведением, поэтикой и фольклористикой, объединяясь с ними в комплексную дисциплину - филологию, изучающую язык, литературу и культуру данного народа в их взаимосвязях.

Так как наша речь воплощается в звуках, важные области языковедения связаны с акустикой - разделом физики, изучающим звук, а также с анатомией и физиологией органов речевого звукообразования в человеческом организме.

Наконец, решая разнообразные прикладные задачи, языковедение взаимодействует с педагогикой и методикой, с медициной, а в наши дни все в большей мере с такими науками, как математическая логика, статистика, теория информации и кибернетика.

В последние десятилетия в результате взаимодействия языковедения с другими науками возникли новые научные дисциплины на стыке традиционных областей знания - социолингвистика, психолингвистика, математическая лингвистика и некоторые другие.

Глава I

СУЩНОСТЬ ЯЗЫКА: ЕГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ И ЕГО ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА

1. ЯЗЫК - ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ, ОРУДИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ВЫРАЖЕНИЯ МЫСЛИ

а) Общение языковое и неязыковое

§ 3. Общение в широком смысле слова существует не только в человеческом обществе, но и в животном мире, а в наши дни мы должны также учитывать общение человека с машиной. Во всех случаях общение есть передача некоторой информации, преднамеренно или же непроизвольно посылаемой отправителем и воспринимаемой получателем. Анализируя факты или процессы общения, следует различать в нем два плана: выражение , точнее, способ, или форму выражении (например, движение кончика хвоста у кошки) и стоящее за эти...