Институт красной профессуры. Комплекс общежитий института красной профессуры Институт красной профессуры списки студентов

Все слышали выражение: «кадры решают все». Оно пришло к нам из советского времени, вот и давайте вместе посмотрим, какие же кадры «решали все» в СССР. Косыгина заслуженно считают одним из самых образованных, профессиональных и культурных советских управленцев. Каким же было его образование?

Учеба - Кооперативный техникум сразу после гражданской войны. Закончил в 1924 году. Потом 6 лет нигде не учился. В 1930 году стал чернорабочим и одновременно учился в текстильном институте. Учтем, что техникум и институт в те годы очень отличались от учебных заведений позднесоветских времен. Образование после гражданской войны было разгромлено, преподавательские кадры в массе своей утеряны, вступительные экзамены отменены, а восстановили их только в начале 30-х, при поступлении на первом месте стояли анкетные данные (рабочий-крестьянин), учебная и материально-техническая база в условиях разоренной страны практически отсутствовала.


Потом в 1935 году по завершению учебы Косыгин опять стал рабочим. После чего следуют несколько крупных скачков в карьере, и в 1939 году он уже министр текстильной промышленности (это в возрасте 30 лет, из которых управленческой деятельностью занимался совсем недолго). А в 1940 году назначен заместителем председателя Совнаркома СССР и председателем Совета по товарам широкого потребления. Это Косыгин, который был Председателем Совета Министров СССР с 1964 года до октября 1980-го, то есть крупнейшим управленецем СССР. А у других советских деятелей подготовка намного хуже.

У всяких малограмотных недоучек очень распространена практика выдавать свои похождения по подворотням за «университеты». Так и пишут - «мои университеты». Смотришь на эти «университеты» и видишь - каторга, ссылка, беспризорник. И на выходе «блестящий управленец». Куда там западной властвующей элите. Разумеется, «кто на зоне срок не мотал, тот жизни не знает». Или в более мягком варианте - кто в армии не служил… Вот это вбивается в голову русским десятками лет именно для того, чтобы они и дальше барахтались в невежестве. Нашему народу не положено знать, что высшая управленческая элита Запада - сплошь очень образованные люди, каким-то образом получившие знания жизни без отсидки и срочной службы в армии, и даже без поездки на картошку.

На Западе сначала человек учится в привилегированной школе с очень серьезной подготовкой, потом - в лучших в мире вузах, потом по ступеньке, годами поднимается вверх по карьерной лестнице, на разных стадиях, получая и дополнительные знания, и дополнительный опыт. Лет через двадцать человек становится заметной фигурой истеблишмента, и вот так из поколения в поколение. Также было и в Российской империи. В раннем СССР - не так. Едва научился читать и школу бросил (начался первый «жизненный университет» в виде беспризорника), потом сын полка (второй «университет»). Никакого образования до 25 лет, а потом - институт. Вот как такое может быть? Яснее ясного, что такое образование фиктивно. А после института сразу крупное назначение в управленческие структуры, а еще через несколько лет попадание в высшую властвующую элиту страны. Это с некоторыми оговорками - обычная, типичная биография советских управленцев вплоть до 50-х годов. Не верите? Ну что ж, я приведу конкретные факты.

Планирование - это основа советской экономики и одна из главных отличительных ее черт. Поэтому логично для примера взять именно руководителей Госплана - ключевой организации, занимавшейся планированием, и к тому же начальник Госплана по статусу - один из самых высших управленцев советского периода. Здесь стоит добавить, что многие люди, о которых речь пойдет ниже, в течение своей жизни занимали не только пост главы Госплана, но и другие очень крупные должности. Это еще один аргумент в пользу того, чтобы считать выборку достаточно репрезентативной для целей составления типичного портрета крупного советского управленца.

Итак, каков же в целом уровень образования начальников Госплана? У истоков этой организации стоял Глеб Максимилианович Кржижановский. В 1889 году с отличием окончил Самарское реальное училище. В 1894 году окончил с отличием Санкт-Петербургский технологический институт. Действительно, начало, не просто хорошее, а отличное. Но что было дальше? А вот что…

Александр Дмитриевич Цюрупа (период на посту руководителя - 1923-25). Учился в Херсонском сельскохозяйственном училище, учился, но не доучился - исключен. Высшего образования нет.

Валериан Владимирович Куйбышев (1930-34) - в 1905 году поступил в Санкт-Петербургскую Военно-медицинскую академию, а уже в 1906 году исключен. Как видим, вновь высшего образования нет. Обратите внимание на то время, когда он возглавлял Госплан. Это 1930-34 гг., то есть важнейшие годы индустриализации. Именно в этот период происходил колоссальный переворот в промышленном развитии страны, фактически создавались целые отрасли, основа экономического потенциала СССР. А в Госплане начальником человек, чуть-чуть проучившийся в медицинской академии.

Идем дальше. Валерий Иванович Межлаук. Руководил с 1934-го по 1937 год. Высшее образование есть… историко-филологический факультет плюс к этому юридический экстерном. Ну, что тут сказать? Мягко говоря, не совсем профильная подготовка. Но все-таки это хоть что-то более-менее приличное.

В 1937 году в Госплане начальником также был Геннадий Иванович Смирнов. В 1919 году закончил реальное училище (среднее образование). В 1924 году становится студентом Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, а уже в 1926 году аспирант института экономики. Аспирант после двух то лет обучения. Это несерьезно.

Николай Алексеевич Вознесенский (1938-41 и 1942-49). Коммунистический университет имени Свердлова, а также Институт красной профессуры. Без комментариев.

Максим Захарович Сабуров (1941-42, а также 1949-53 и в 1953-55). Коммунистический университет имени Свердлова (это без комментариев), потом Московский механико-машиностроительный институт имени Н.Э. Баумана. Это, конечно, достижение, правда, закончил Сабуров институт в возрасте 33-х лет, ну да ладно, будем считать, что здесь все нормально.

Григорий Петрович Косяченко руководил Госпланом в 1953 году. В начале 20-х он курсант военно-политических курсов в Новочеркасске, потом слушатель Военно-политической академии им. Н.Г. Толмачева и с 1929 по 1932 — слушатель Института Красной профессуры. С вашего позволения, «красную профессуру» комментировать не буду.

Биография же Иосифа Иосифовича Кузьмина (1957-59) настолько красноречива, что ее стоит привести немного подробнее. Родился он в 1910 году, в 1926 -ученик столяра, с 1927 по 1929 год он, внимание, - ученик средней школы. В 1929 году масленщик, потом слесарь, а в 1931 году студент Ленинградского института инженеров водного транспорта. С 1932 года слушатель Военной электротехнической академии. И вот такой человек находился в высших эшелонах власти во второй половине XX века. М-да… Его сменил Алексей Николаевич Косыгин, о котором я уже сказал выше.

Владимир Николаевич Новиков. Глава Госплана в 1960-62 годы. В 27 лет окончил Ленинградский военно-механический институт, до этого Новгородский индустриальный механический техникум. Не будем привередничать, на фоне предшественников это заметный прогресс, но с другой стороны на дворе, ни много ни мало, 60-е годы, и Гагарина уже отправили в космос.

В 1962 году Госпланом также руководил Вениамин Эммануилович Дымшиц. Это уже ни в какие ворота не лезет, потому что Дымшиц в 30-х годах заочно поучился в Донецком институте хозяйственников, но его не окончил. Вот так вот, без высшего образования он потом стал директором завода, был управляющим трестом «Запорожстрой», а в 1950-ом закончил Московское высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана. Экстерном. Наивные есть?

Николай Константинович Байбаков. Кстати, в 1955-57 гг. он уже был начальником Госплана, но настоящая эпоха Байбакова - это период с 1965 по 1985 гг. Это расцвет СССР, Советский Союз того времени располагал гигантской экономикой, огромным и уже образованным населением, выдающейся наукой и мощнейшим ВПК, целым рядом вузов самого высшего мирового уровня. А кто руководит Госпланом? У Байбакова за плечами Азербайджанский институт нефти и химии, поступил, как и положено, в 17 лет (1928 год), окончил в 21 год. То есть все вроде бы нормально. Есть высшее образование и, причем, полученное вовремя. Но что такое Азербайджанский институт нефти и химии в 1928 году? Что это вообще за учебное заведение? Это бывшее техническое училище, на базе которого в 1920 году создан институт. Его первый выпуск состоялся в 1923-м из трех студентов. К 1927 году их число не достигало даже 300. Вопросы есть?

Как видим, за 64 года (с 1921 по 1985 гг.) из всех руководителей Госплана, пожалуй, лишь один единственный человек располагал образованием, действительно соответствующим столь высокому посту.

Это - руководство, но важно обратить внимание не только на уровень подготовки высшего кадрового состава, но и людей на местах, ведь огромное количество серьезных решений принимается именно на этом уровне. Это сотни тысяч решений в день, если смотреть по стране, и решений ответственных, это рутина руководителей. Как рассчитать цены на потребительские товары, сколько надо напечатать денег, сколько выработать руды, сколько вагонов произвести для ее перевозки и т.д.? Это решают, опираясь на очень сложный математический аппарат, если ставится задача распределять ресурсы эффективно. А решения «на глазок» тут же приводят к страшным потерям, издержкам, перекосам в экономике и так далее. Как тут построишь сверхдержаву, да еще и в условия острой нехватки ресурсов, и главное очень быстро? Тут нужны квалифицированные решения, сотни тысяч решений, правильных, на основе точного расчета, с привлечением очень сильных математиков.

Я в университете прошел курс математической экономики. Так сейчас называют комплекс методов, которые использовал Госплан для расчета различных межотраслевых величин. Для того, чтобы перейти к этому курсу, студенты прошли четырехлетнюю предварительную подготовку по университетской программе физмата - математический анализ, теория вероятности, дифференциальные уравнения, функциональный анализ, аналитическая геометрия, алгебра, комплексный анализ. Только на пятом курсе нам стали читать математическую экономику, потому что она включала в себя знания всех ранее пройденных предметов, о которых я вам сейчас сказал. Так вот это было нечто! Мы решали задачи, которые стояли перед управленцами в 30-ые годы. Без такого мощного математического аппарата невозможно было их решать.

И наш профессор показал на конкретном практическом примере, как небольшая погрешность в решениях может приводить к огромным потерям в экономике. Понимаете? Мы - студенты московского вуза, одного из лучших в стране, физматчики, едва справлялись с задачами, которые, как нам пытаются говорить сейчас, элементарно решали «беспризорники», едва умеющие писать, мол решали на основе практического опыта. Не иначе как общинный дух и мать-сыра-земля нашептывали правильный ответ. Причем связь с матерью-сырой-землей была только у советских беспризорников, японцы в аналогичных случаях вели расчеты с привлечением хороших математиков, американцы то же самое, англичане то же самое. И только СССР - страна чудес, а потом и другие братские соц.страны.

В результате известных событий начала XX века резко сократился образованный слой «старых специалистов». А про тех, что пришли взамен, я уже сказал. Что же было в послереволюционные годы? Установили значительную квоту в вузах для рабочих-крестьян и следили за тем, чтобы квота была рабочими заполнена, а зачисляли в вуз без экзаменов. Кроме того, отменили не только экзамен, но и требование, чтобы в вузе учился человек, получивший ранее школьное образование. То есть разрешили идти в вузы людям вообще без образования и без экзаменов. В результате пошел вал людей, которые учиться в вузе не могли. И как же таких учить? Что же делать? Нетрудно догадаться, что резко снизили планку преподавания, а дипломы выдавали, как обычно. Вот отсюда и появились «тысячи советских инженеров», подготовленных ранней советской властью. Что это были за инженеры, понять нетрудно. Подчеркиваю, что речь идет о ситуации в целом. Отдельные гении появиться могли, я не спорю с этим, но не в массовом масштабе. А для осуществления промышленно-технологического рывка страны нужно, чтобы было именно массовое количество профессионалов, но этого-то и не было. Кто же провел индустриализацию? Кто же тогда управлял экономикой? В значительной степени иностранцы. А значит, СССР не был независимой страной.

Не нравится подборка биографий глав Госплана? Тогда вот вам руководство госбезопасностью.

Феликс Эдмундович Дзержинский. Образование - учился в гимназии. Основные этапы карьеры: в молодости занимался революционной деятельностью (издание газеты, транспортировка нелегальной литературы, организатор бунтов рабочих и т.п., неоднократно арестовывался); председатель Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем; председатель ОГПУ.

Вячеслав Рудольфович Менжинский. Образование - юридический факультет Петербургского университета. Основные этапы карьеры: член военной организации при комитете РСДРП в Петербурге и редактор большевистской газеты «Казарма»; член петроградского военно-революционного комитета, комиссар Военно-революционного комитета в Госбанке; консул в Берлине; нарком Рабоче-крестьянской инспекции Украины; начальник Особого отдела; заместитель председателя и председатель ОГПУ.

Генрих Григорьевич Ягода. Образование - нет среднего образования. Основные этапы карьеры: работа в подпольной типографии; работа в петроградском ЧК; член Президиума ВЧК; зам. председателя ОГПУ; народный комиссар внутренних дел СССР с 10 июля 1934 — 26 сентября 1936.

Николай Иванович Ежов - начальное образование. Основные этапы карьеры: военный комиссар; ответственный секретарь областного комитета партии Марийской Автономной области; секретарь Семипалатинского губкома; работа в ЦК ВКП(б); зам. наркома земледелия СССР; заведует Распределительным отделом, Отделом кадров ЦК ВКП(б) и промышленным отделом; заместитель председателя Комитета партийного контроля при ЦК ВКП(б); с февраля 1935 года по март 1939 года — председатель КПК и секретарь ЦК ВКП(б); народный комиссар внутренних дел СССР с 26 сентября 1936 — 25 ноября 1938.

Берия Лаврентий Павлович. Образование - техническое училище, 2 курса Бакинского политехнического института. Основные этапы карьеры: работа в аппарате Совета рабочих депутатов; конторщик; сотрудник российского полпредства в Тифлисе; управляющий делами азербайджанского ЦК; заместитель председателя ЧК Азербайджана; руководитель ГПУ Грузии; первый секретарь Закавказского крайкома ВКП(б) и секретарь ЦК КП(б) Грузии; первый заместитель наркома внутренних дел; народный комиссар внутренних дел с 25 ноября 1938 по 29 декабря 1945.

Дальше ситуация, конечно, улучшается, но даже Юрий Андропов, глава КГБ с 1967 по 1982 гг., и тот имел своеобразное образование - семь классов, затем техникум (специальность «техник по эксплуатации речного транспорта»). Далее заочно (а по другим сведениям экстерном) закончил Высшую партийную школу и параллельно заочно учился на историко-филологическом факультете Карело-Финского государственного университета.

И напоследок, слово Судоплатову, буквально три цитаты: 1.) «Мое начальное образование включало в себя изучение Нового и Ветхого Завета и основ русского языка»; 2.) «…в двенадцатилетнем возрасте, я убежал из дому и присоединился к красноармейскому полку, который вскоре был вынужден покинуть Мелитополь»; 3.) «Несмотря на то что вся наша жизнь была заполнена работой, жена побудила меня заняться изучением права в Харьковском университете. Но мне, правда, удалось побывать всего на десяти лекциях и сдать один экзамен — по экономической географии». Этот человек был заместителем начальника 1-го (Разведывательного) управления НКВД СССР, не зная ни одного западноевропейского языка работал в Западной Европе, возглавлял 4-е управление НКВД СССР, генерал-лейтенант МВД.

В общем, кадры решают всё - ни убавить, ни прибавить.

Гуковский А. И. Как я стал историком // История СССР. 1956. № 6. С. 82.

Иванова Л. В. У истоков советской исторической науки: Подготовка кадров историков-марксистов в 1917 - 1929 гг. М.:Мысль, 1968. С. 14-20.

Иванова Л. В. Формирование советской научной интеллигенции: 1917-1927. М.:Наука. 1980.

Очерки истории исторической науки в СССР. Т. 4. М.: Наука. 1966. С. 226-223.

Алексеева Г. Д., Желтова Г. И. Становление и развитие советской системы научно-исторических учреждений: 20-е - 30-е годы. Ташкент: Фан, 1977.

Клушин В. И. Первые ученые-марксисты Петрограда. Л.: Лениздат, 1971.

Чагин Б. А. Очерки истории социологической мысли в СССР. Л.: Наука, 1971.

Чагин Б. А., Клушин В. И. Борьба за исторический материализм в СССР. Л.: Наука, 1975.

Галкин К. Т. Высшее образование и подготовка научных кадров в СССР. М.Советская наука, 1958.

Генкина Э. Б. Воспоминания об ИКП // История и историки. Историографический ежегодник. 1981. М.: Наука, 1985. С. 258-273.

Сафразьян Н. Л. Борьба КПСС за строительство советской высшей школы (1921- 1927 гг.) М.-Л.: Изд-во Московского университета, 1977. С. 113-136.

Сидоров А. Л. Некоторые размышления о труде и опыте историка // История СССР. 1964. N 3. С. 118-138.

Филъченков М. П. Из истории партийных учебных заведений // Вопросы истории КПСС. 1958. № 1.

Купайгородская А. П. Высшая школа Ленинграда в первые годы советской власти (1917-1925 гг.). Л.: Наука. 1984.

Чуткерашвили Е. В. Развитие высшего образования в СССР. М.: Высшая школа, 1961.

Синецкий А. Я. Профессорско-преподавательские кадры высшей школы СССР: Статистическое исследование. М.: Советская наука. 1950.

Черепнина Б. И. Деятельность Коммунистической партии в области подготовки научно-педагогических кадров по общественным наукам в СССР за 1918-1962 годы: (На материалах высшей школы). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М.: Московский институт народного хозяйства им. Плеханова, 1965.

Леонова Л. С. Исторический опыт КПСС по подготовке партийных кадров в партийных учебных заведениях: 1917-1975. М.: Изд-во Московского ун-та, 1979.

Леонова Л. С. Подготовка партийных кадров в партийных учебных заведениях: (Обзор источников) // Вопросы истории КПСС. 1985. № 5.

Леонова Л. С. Об изучении исторического опыта КПСС в подготовке партийных кадров // Вопросы истории КПСС. 1985. № 2.

Михайлов Д. А. Подготовка руководящих и теоретических кадров партии в условиях строительства социализма. (1918-1932). Диссертация на соискание ученой степени канд. ист. наук. М.: Акад. обществ, наук при ЦК КПСС, 1968.

Куманев В. А. 30-е годы в судьбах отечественной интеллигенции. М.: Наука, 1991.

Покровский М. Н. Институт Красной Профессуры (К первой годовщине) // Правда. 1922. 2 декабря.

Покровский М. Н. Институт Красной Профессуры (К первой годовщине) // Труды Института Красной Профессуры. Работы семинариев философского, экономического и исторического за 1921-1922 гг. М.-Пг: Госиздат, 1923. С. 3-10.

Покровский М. И. Речь на десятилетии Института Красной Профессуры // Борьба классов. 1932. № 1.

Дубыня Т. и Панкратова А. Десять лет Институту Красной профессуры // Борьба классов. 1931. № 8-9. С. 17-30.

Алымов А. Десять лет ИКП // Вестник Коммунистической академии. 1931. № 12.

Каганович Л. М. За большевистское изучение истории партии: Речь, произнесенная 1 декабря 1931 г. на собрании Института Красной Профессуры. 2-е изд. М.: Партиздат, 1932.

Торжественное заседание, посвященное 10-летнему существованию ИКП (1 декабря 1931 г.) // Вестник Коммунистической академии, 1932. № 1-2.

Таксер А. Десять лет философского ИКП: (Посмертная статья)//Вест. Ком. Академии. 1932. № 1-2. С. 87-97.

Стецкий А. Об Институтах Красной профессуры // Большевик. 1935. № 23-24. С. 49-60.

Мехлис Л. Институт Красной профессуры и проблема кадров // Партийное строительство. 1930. № 2 (4). С. 24-27.

Институт Красной Профессуры (Беседы с тов. Покровским) // Свердловец. 1923. № 4. С. 31-32.

Билик Л. Итоги набора и перспективы нового учебного года (ИКП советского строительства и права) // Вестник Коммунистической академии. 1931. № 10-11.

Агеев Л. О задачах 1931/32 учебного года в Аграрном Институте красной профессуры // Вестник Коммунистической академии. 1931, № 10-11. С. 39-44.

Гвоздев Б. И. К 50-летию образования Института красной профессуры // Вопросы теории и методов идеологической работы. Вып. I M.: Мысль, 1972, С. 38-48.

Соловей В. Д. Организация учебного процесса и подготовка кадров историков в Институте красной профессуры (1930-1938) // История СССР. 1986. № 6.

Соловей В. Д. Изучение истории русского революционного движения XIX в. в Институте красной профессуры. (1920-е - начало 30-х годов). // Вопросы историографии и источниковедения дооктябрьского периода. Сборник научных трудов. М.: Институт Российской истории, 1992. С 208-230.

Соловей В. Д. Институт красной профессуры: подготовка кадров историков партии в 20-е - 30-е годы // Вопросы истории КПСС. 1990. № 2. С. 87-98.

Дубровский С. М. К истории Института красной профессуры // Исторический ар¬хив. 1958. № 6. С. 73-90.

Бюллетень Заочно-консультационного Отделения Института красной профессуры 1929-1931.

Институт красной профессуры: Орган Институтов красной профессуры по заочно¬му обучению. 1934.

Директивы ВКП(б) по вопросам просвещения. М.-Л.: Госиздат, 1929.

О высшей школе: Сборник важнейших постановлений. М.: Советская наука, 1939.

Директивы ВКП(б) по вопросам просвещения. 3-е изд. пересмотренное и допол-ненное. М.-Л.: Наркомпрос РСФСР, 1931.

Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образо¬вании: Сборник документов за 1917-1947 гг. Вып. 1,2. М.-Л.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1947.

Ст. 79 «Об учреждении Институтов по подготовке красной профессуры» // Собра¬ние узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства. М.: Изд-во Народного комиссариата юстиции. 1921. № 12. С. 83.

Ст. 503 «О создании Комиссии по коренной реорганизации преподавания обще¬ственных наук в высших школах Республики» // СУ РСФСР. М.: Изд-во Народ¬ного комиссариата юстиции. 1920. № 93. С. 714.

Ст. 119. «Об установлении научного минимума, обязательного для преподавания во всех школах РСФСР» // СУ РСФСР. М.: Изд-во Народного комиссариата юс¬тиции. 1921. № 19. С. 111-112.

Ленин В. И. Директивы ЦК РКП - коммунистам-работникам Наркомпроса // Правда. 1921. 5 февраля.

Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 2308. Оп. 1.Д. 14. Л. 55.

ГАРФ. ф. 5284. Оп. 1. Д. 1.

ГАРФ. Ф. 5284. Оп. 1. Д. 260.

ГАРФ. Ф. 5284. Оп. 1. Д. 2.

ГАРФ. Ф. 1565. Оп. 18. Д. 11. Л. 16.

СУ РСФСР. 1925. № 47. Ст. 363.

Сборник положений, программ и литературы институтов красной профессуры на 1930/31 учебный год. М.-Л.: Огиз, 1931.

Институт красной профессуры истории. Программы и планы на 1935/36 учебный год. М.: Государственное социально-экономическое издательство. 1935.

Институт красной профессуры философии. Программы и планы на 1935/36 учеб¬ный год. М.: Государственное социально-экономическое издательство. 1935.

Архив Российской Академии наук (АРАН). Ф. 350. Оп. 1. Д. 304.

ГАРФ. Ф. 5284. Оп. 1. Д. 100

ГАРФ. Ф. 5284. Оп. 1. Д. 102. Л. 2-12.

ГАРФ. Ф. 5284. Оп. 1. Д. 134.

ГАРФ. Ф. 5284. Оп. 1. Д. 338. Л. 17а-18.

ГАРФ. Ф. 5284. Оп. 1. Д. 261.

ГАРФ. Ф. 5284. Оп. 1. Д. 98. Л. 35.

ГАРФ. Ф. 3316. Оп. 13. Д. 12. Л. 169-170.

ГАРФ. Ф. 5284. Оп. 1. Д. 99. Л. 122, 123.

ГАРФ. Ф. 5284. Оп. 1. Д. 135.

АРАН. Ф. 350. Оп. 1. Д. 243. Л. 13.

Известия ЦК ВКП(б). 1927. N 28. С. 9.

Бухарин Н. И. О планировании научно-исследовательской работы. // Вестник Ака¬демии наук СССР. 1931. N 1. С. 17.

АРАН. Ф. 350. Оп. 1. Д. 305.

АРАН. Ф. 350. Оп. 1. Д. 332.

ГАРФ. Ф. 5284. Оп. 1. Д. 336. Л. 134.

ГАРФ. Ф. 7668. Оп. 1. Д. 651. Л. 23.

ГАРФ. Ф. 7668 Оп. 1. Д. 540. Л. 2.

ГАРФ. Ф. 3316. Оп. 12. Д. 848.

Выс-шее учеб-ное за-ве-де-ние для под-го-тов-ки пре-по-да-ва-те-лей-мар-ксис-тов по об-щественным нау-кам и партийных ра-бот-ни-ков.

Уч-ре-ж-дён 11 февраля 1921 года в Мо-ск-ве и Пет-ро-гра-де, но из-за не-хват-ки пре-по-да-ва-те-лей от-крыл-ся в ок-тяб-ре толь-ко в Мо-ск-ве. На-хо-дил-ся в ве-де-нии Нар-ком-про-са (до 1928 года), за-тем - ЦИК СССР , об-щее ру-ко-во-дство институтом осу-ще-ст-в-лял аги-та-ци-он-но-про-па-ган-ди-ст-ский от-дел ЦК РКП(б)/ВКП(б). Пер-во-на-чаль-но имел три от-де-ле-ния - эко-номическое, ис-то-рическое, фи-ло-соф-ское. В 1924 году ор-га-ни-зо-ва-ны под-го-то-вительное, пра-во-вое, ес-те-ст-вен-ное, в 1927 году - ли-те-ра-тур-ное и исто-ри-ко-пар-тий-ное от-де-ле-ния. Рек-тор ИКП в 1921-1932 годах - М.Н. По-кров-ский . Пре-по-да-ва-те-ли: В.Ф. Ас-мус, Ш.М. Дво-лайц-кий, В.П. Вол-гин, Н.М. Лу-кин, Л.Н. Криц-ман, В.В. Адо-рат-ский, В.И. Нев-ский, И.И. Ру-бин, А.М. Де-бо-рин, П.И. Ля-щен-ко, П.Ф. Пре-об-ра-жен-ский, А.Н. Са-вин, Н.А. Рож-ков, Е.А. Кос-мин-ский, С.Н. Валк, Б.Д. Гре-ков и другие. Бес-пар-тий-ные пре-по-да-ва-те-ли «ста-рой шко-лы» ра-бо-та-ли под кон-тро-лем со-труд-ни-ков института - чле-нов ВКП(б). Со 2-й половины 1920-х годов про-бле-ма кад-ров ре-ша-лась за счёт собственных вы-пу-ск-ни-ков ИКП (в 1928 году в нём пре-по-да-ва-ли 24 «крас-ных про-фес-со-ра»).

Срок обу-че-ния в ИКП со-став-лял 3 го-да. Для по-сту-п-ле-ния в не-го тре-бо-ва-лись (за ред-ким ис-клю-че-ни-ем) член-ст-во в ВКП(б) и оп-ре-де-лён-ный партийный стаж (3 го-да в 1922 году, 8-10 лет в 1932 году). Основная фор-ма обу-че-ния в ИКП в 1920-е годы - ра-бо-та в «се-ми-на-ри-ях», где слу-ша-те-ли изу-ча-ли эко-но-мическую тео-рию К. Мар-кса, ма-те-риа-ли-стические и диа-лек-тические уче-ния, ис-то-рию ре-во-лю-ций, ра-бо-че-го и кре-сть-ян-ско-го дви-же-ния. Ве-лась так-же ис-сле-до-ва-тель-ская ра-бо-та. Обя-зательной ча-стью учеб-но-го про-цес-са в ИКП бы-ла партийная ра-бо-та (аги-та-ци-он-но-про-па-ган-ди-ст-ская дея-тель-ность, пре-по-да-ва-ние в парт-шко-лах и так далее) и пе-да-го-гическая прак-ти-ка (ве-де-ние кур-сов по сво-ей спе-ци-аль-но-сти в ву-зах и на раб-фа-ках). Во 2-й половине 1920-х годов слу-ша-те-ли ИКП ак-тив-но уча-ст-во-ва-ли в борь-бе с оп-по-зиционными те-че-ния-ми в ВКП(б).

В 1930-е годы вме-сто ИКП на ба-зе его от-де-ле-ний об-ра-зо-ва-ны са-мо-сто-ятельные институты крас-ной про-фес-су-ры: ис-то-рический, ис-то-ри-ко-пар-тий-ный, эко-но-мический, фи-ло-со-фии и ес-те-ст-во-зна-ния; аг-рар-ный; ми-ро-во-го хо-зяй-ст-ва и ми-ро-вой по-ли-ти-ки; советского строи-тель-ст-ва и пра-ва; ли-те-ра-ту-ры, ис-кус-ст-ва и язы-ка; под-го-тов-ки кад-ров и другие. Их чис-ло и на-име-но-ва-ния ме-ня-лись. В январе 1938 года институты крас-ной про-фес-су-ры бы-ли рас-фор-ми-ро-ва-ны в хо-де ре-ор-га-ни-за-ции ву-зов-ской сис-те-мы в стра-не. К это-му вре-ме-ни сре-ди пре-по-да-ва-те-лей выс-шей шко-лы, со-труд-ни-ков НИИ и Ака-де-мии на-ук бы-ли прак-ти-че-ски од-ни мар-ксис-ты.

Сре-ди вы-пу-ск-ни-ков институтов крас-ной про-фес-су-ры - ис-то-ри-ки Н.Н. Ва-наг, Э.Б. Ген-ки-на, И.И. Минц, А.М. Пан-кра-то-ва , Н.Л. Ру-бин-штейн, С.Г. Том-син-ский; фи-ло-со-фы Н.А. Ка-рев, Ф.В. Кон-стан-ти-нов; партийные и советские дея-те-ли Н.А. Воз-не-сен-ский , Л.З. Мех-лис, П.Н. По-спе-лов, Я.Э. Стэн.

Источники:

Ра-бо-ты се-ми-на-ри-ев фи-ло-соф-ско-го, эко-но-ми-че-ско-го и ис-то-ри-че-ско-го за 1921-1922 гг. (1 курс) // Тру-ды Ин-сти-ту-та крас-ной про-фес-су-ры. 1923. Т. 1;

К ис-то-рии Ин-сти-ту-та крас-ной про-фес-су-ры // Ис-то-ри-че-ский ар-хив. 1958. № 6.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Институ́т кра́сной профессу́ры (ИКП) - специальное высшее учебное заведение ЦК ВКП(б) для подготовки высших идеологических кадров партии и преподавателей общественных наук в вузах.

История и структура

Образован в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР от 11 февраля «Об учреждении Институтов по подготовке Красной Профессуры»: «1. Учредить в Москве и Петрограде Институты по подготовке красной профессуры для преподавания в высших школах Республики теоретической экономики, исторического материализма, развития общественных форм, новейшей истории и советского строительства. 2. Установить число работающих в Институтах красной профессуры для Москвы в 200 и для Петрограда 100. 3. Поручить Народному комиссариату по просвещению приступить в срочном порядке к организации указанных институтов. 4. Обязать все Советские учреждения оказывать всемерное содействие Народному комиссариату по просвещению в деле скорейшей организации указанных институтов» . Из-за нехватки преподавателей был открыт в октябре только в Москве .

Первый выпуск состоялся в 1924 году. За пять выпусков (1924-1928 гг.) Институтом было выпущено 194 слушателя, из них 88 экономистов, 42 философа, 32 русских историка, 18 западных историков, 9 естественников, 5 правоведов . Все слушатели ИКП со второго курса обязаны были вести педагогическую работу при том или ином вузе. Некоторое время в Советском Союзе практиковалось присвоение профессорского звания после окончания Института красной профессуры; во второй половине 30-х гг. правила представления к званию ужесточились .

В 1927 году передан из ведения Главнауки в ЦИК СССР .

При создании было три отделения: экономическое, историческое и философское. B 1924 году организовано подготовительное отделение, правовое и естественное. B - историко-партийное и литературное отделения . К 1930 году насчитывалось восемь отделений :

  • экономическое с кооперативным циклом
  • историческое с циклами русской истории, западной истории и истории профсоюзов
  • философское
  • историко-партийное
  • историко-литературное
  • правовое
  • отделение теоретического естествознания
  • подготовительное

Руководители

  • 1921-1931 - Покровский, Михаил Николаевич (1868-1932)
  • 1932-1938 - Юдин, Павел Фёдорович (1899-1968)

Преподаватели и студенты

Острый недостаток преподавателей вынудил руководство привлекать также и беспартийных профессоров. В их числе были, например, активные меньшевики Рожков , Рубин , Громан , Любовь Аксельрод-Ортодокс , бундовец Розенфельд, большевик-антиленинец, во время Гражданской войны сотрудничавший с меньшевиками Базаров , А. Н. Савин , П. И. Лященко , a также Грацианский , Бахрушин , Тарле , Греков , Струве , Крачковский , Марр , Мещанинов , Деборин , Мишулин, Косьминский, Тимирязев (сын) и др.

В числе партийных профессоров были: Н. И. Бухарин , Покровский , В. П. Волгин , В. И. Невский , Н. М. Лукин , Луначарский , Ярославский , Радек , Крумин, Квиринг , Е. Преображенский , Крыленко , Пашуканис , Берман, Варга , Миф , Бела Кун , Эрколли (Тольятти) , Коларов , В. Пик , Куусинен , и др. Периодически с докладами выступали Сталин , Троцкий , Зиновьев , Каганович , Калинин , Мануильский , Бубнов , Эйдеман и др.

Среди выпускников Института красной профессуры, занимавшихся педагогической и научной деятельностью, были историки Н. Н. Ванаг , Э. Б. Генкина , С. М. Дубровский , И. И. Минц , А. М. Панкратова , А. Л. Сидоров , С. Г. Томсинский и др. Военный историк Е. А Разин (выпуск 1936 года). В то же время большое количество выпускников после окончания Института работали в партийных и советских учреждениях. В числе выпускников ИКП были будущие члены и кандидаты в члены Политбюро и секретари ЦК: Суслов , Щербаков , Вознесенский , Поспелов , Пономарёв , Пельше , Ильичев , Юдин ; а также видные деятели партии и государства: Мехлис , Федосеев, Александров, Константинов, Митин , Шабалин ; поэты Сурков , Щипачёв и др. В Институте учились и представители так называемой бухаринской школы.

Отбор студентов и учебный процесс

К приёмным экзаменам допускались лица, направленные ЦК или обкомом партии, как правило, с высшим образованием. Вначале принимали и беспартийных студентов, но в 1922 году уже требовался двухлетний партийный стаж, затем трёхлетний, в 1924 году - пять лет, к 1929 году требовалось до 8 и 10 лет стажа на определённых отделениях .

В начале 1920-х гг. для приёма лиц в Институт красной профессуры была создана мандатная комиссия, в которую входили представители ЦК партии , Правления и слушателей Института. О каждом кандидате она выносила постановление. При положительном решении мандатной комиссии заявления поступали в Правление. Оно рассматривало их и допускало (или нет) соискателей к представлению самостоятельной письменной работы по избранной специальности, которая должна была доказать способность поступающего к научному исследованию. Те, чьи работы признавались удовлетворительными, допускались к устному коллоквиуму по теоретической экономии, философии, русской и всеобщей истории. В 1920-е гг. одним из основных источников комплектования Института красной профессуры были выпускники Коммунистического университета им. Я. М. Свердлова . В числе слушателей были и лица, работающие преподавателями, а также партийные работники, занимавшие до поступления ответственные посты (секретари райкомов, губкомов, заведующие районными агитпропами и др.) .

Учебный процесс

Основной формой обучения в Институте красной профессуры в 1920-е годы была работа в семинарах, где слушатели изучали и обсуждали вопросы экономической теории К. Маркса , истории философии, в том числе материалистических и диалектических учений (только по Философии И. Канта А. М. Дебориным лекции читались целый учебный год), истории революций, рабочего и крестьянского движений, социально-экономической истории. Многие их работы носили исследовательский характер. Слушатели Института издавали большое количество книг, статей, активно участвовали в научных дискуссиях и конференциях. Обязательной частью учебного процесса была партийная работа (преподавание в партшколах, ведение агитационно-пропагандистской работы, работа на предприятиях секретарями партийных ячеек коммунистов и т. д.) и педагогическая практика (ведение курсов по своей специальности в вузах и на рабфаках). Со 2-й половины 1920-х годов слушатели Института по-разному проявляли себя в борьбе с оппозиционными течениями в ВКП(б) .

Напишите отзыв о статье "Институт красной профессуры"

Примечания

Литература

  • Козлова Л. А. Институт красной профессуры (1921-1938 годы): Историографический очерк // Социологический журнал. 1994. № 1.
  • Об учреждении институтов по подготовке красной профессуры: Декрет Совета Народных Комиссаров от 11 февраля 1921 г. // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР. 1921, № 12, стр. 72.
  • Соловей В. Д. Институт красной профессуры: подготовка кадров историков партии в 20-30-е годы // Вопросы истории КПСС. 1990. № 12.
  • Институт красной профессуры // Большая Советская Энциклопедия изд. 3-е. т. 10 стр. 293.
  • Институт красной профессуры // Советская историческая энциклопедия. т. 6, стр. 109-110.
  • Институт красной профессуры // Большая Российская энциклопедия. - М., 2008. Т. 11, стр. 410.
  • А. Авторханов. Технология власти. 3-е изд. - Frankfurt/Main: Possev-Verlag, 1983-809 c.; 17 cm. LCCN unk84-022143
  • А. Авторханов. Мемуары. - Frankfurt/Main: Possev-Verlag, 1983-761 c.; 17 cm. LCCN 83-207886
  • А. Авторханов. Кузница мастеров власти: школа высших политических кадров ЦК КПСС // Новый журнал - № 131 (июнь 1978) стр. 219-241.
  • С. М. Дубровский. К истории Института красной профессуры. Документы // Исторический Архив, 1958, № 6. С. 84-89.
  • David-Fox M. Revolution of the Mind. Higher Learning among the Bolsheviks, 1918-1929. Ithaca, 1997
  • Michael S. David-Fox. Political Culture, Purges, and Proletarianization at the Institute of Red Professors, 1921-1929 // The Russian Review. Vol. 52, January 1993, pp. 20-42.
  • Л. А. Коган. // Вопросы философии. 2002. № 5. С. 112-140.
  • Иванова Л. В. У истоков советской исторической науки (Подготовка кадров историков-марксистов 1917-1929 гг.). - М., 1968.
  • Никуленкова Е. В. Институт красной профессуры: структура и организация учебного процесса (1921-1930 гг.) // Петербургская историческая школа. Третий год выпуска. Памяти Е. Р. Ольховского. - СПб., 2004. - С. 414-424.
  • Никуленкова Е. В. Институт красной профессуры и «бухаринская школа» // VI Царскосельские чтения. - СПб., 2002. Т. 4. История и современность. - С. 120-128.

Отрывок, характеризующий Институт красной профессуры

«От всех моих поездок, ecrit il a l"Empereur, получил ссадину от седла, которая сверх прежних перевозок моих совсем мне мешает ездить верхом и командовать такой обширной армией, а потому я командованье оной сложил на старшего по мне генерала, графа Буксгевдена, отослав к нему всё дежурство и всё принадлежащее к оному, советовав им, если хлеба не будет, ретироваться ближе во внутренность Пруссии, потому что оставалось хлеба только на один день, а у иных полков ничего, как о том дивизионные командиры Остерман и Седморецкий объявили, а у мужиков всё съедено; я и сам, пока вылечусь, остаюсь в гошпитале в Остроленке. О числе которого ведомость всеподданнейше подношу, донеся, что если армия простоит в нынешнем биваке еще пятнадцать дней, то весной ни одного здорового не останется.
«Увольте старика в деревню, который и так обесславлен остается, что не смог выполнить великого и славного жребия, к которому был избран. Всемилостивейшего дозволения вашего о том ожидать буду здесь при гошпитале, дабы не играть роль писарскую, а не командирскую при войске. Отлучение меня от армии ни малейшего разглашения не произведет, что ослепший отъехал от армии. Таковых, как я – в России тысячи».
«Le Marieechal se fache contre l"Empereur et nous punit tous; n"est ce pas que с"est logique!
«Voila le premier acte. Aux suivants l"interet et le ridicule montent comme de raison. Apres le depart du Marieechal il se trouve que nous sommes en vue de l"ennemi, et qu"il faut livrer bataille. Boukshevden est general en chef par droit d"anciennete, mais le general Benigsen n"est pas de cet avis; d"autant plus qu"il est lui, avec son corps en vue de l"ennemi, et qu"il veut profiter de l"occasion d"une bataille „aus eigener Hand“ comme disent les Allemands. Il la donne. C"est la bataille de Poultousk qui est sensee etre une grande victoire, mais qui a mon avis ne l"est pas du tout. Nous autres pekins avons, comme vous savez, une tres vilaine habitude de decider du gain ou de la perte d"une bataille. Celui qui s"est retire apres la bataille, l"a perdu, voila ce que nous disons, et a ce titre nous avons perdu la bataille de Poultousk. Bref, nous nous retirons apres la bataille, mais nous envoyons un courrier a Petersbourg, qui porte les nouvelles d"une victoire, et le general ne cede pas le commandement en chef a Boukshevden, esperant recevoir de Petersbourg en reconnaissance de sa victoire le titre de general en chef. Pendant cet interregne, nous commencons un plan de man?uvres excessivement interessant et original. Notre but ne consiste pas, comme il devrait l"etre, a eviter ou a attaquer l"ennemi; mais uniquement a eviter le general Boukshevden, qui par droit d"ancnnete serait notre chef. Nous poursuivons ce but avec tant d"energie, que meme en passant une riviere qui n"est рas gueable, nous brulons les ponts pour nous separer de notre ennemi, qui pour le moment, n"est pas Bonaparte, mais Boukshevden. Le general Boukshevden a manque etre attaque et pris par des forces ennemies superieures a cause d"une de nos belles man?uvres qui nous sauvait de lui. Boukshevden nous poursuit – nous filons. A peine passe t il de notre cote de la riviere, que nous repassons de l"autre. A la fin notre ennemi Boukshevden nous attrappe et s"attaque a nous. Les deux generaux se fachent. Il y a meme une provocation en duel de la part de Boukshevden et une attaque d"epilepsie de la part de Benigsen. Mais au moment critique le courrier, qui porte la nouvelle de notre victoire de Poultousk, nous apporte de Petersbourg notre nomination de general en chef, et le premier ennemi Boukshevden est enfonce: nous pouvons penser au second, a Bonaparte. Mais ne voila t il pas qu"a ce moment se leve devant nous un troisieme ennemi, c"est le православное qui demande a grands cris du pain, de la viande, des souchary, du foin, – que sais je! Les magasins sont vides, les сhemins impraticables. Le православное se met a la Marieaude, et d"une maniere dont la derieniere campagne ne peut vous donner la moindre idee. La moitie des regiments forme des troupes libres, qui parcourent la contree en mettant tout a feu et a sang. Les habitants sont ruines de fond en comble, les hopitaux regorgent de malades, et la disette est partout. Deux fois le quartier general a ete attaque par des troupes de Marieaudeurs et le general en chef a ete oblige lui meme de demander un bataillon pour les chasser. Dans une de ces attaques on m"a еmporte ma malle vide et ma robe de chambre. L"Empereur veut donner le droit a tous les chefs de divisions de fusiller les Marieaudeurs, mais je crains fort que cela n"oblige une moitie de l"armee de fusiller l"autre.
[Со времени наших блестящих успехов в Аустерлице, вы знаете, мой милый князь, что я не покидаю более главных квартир. Решительно я вошел во вкус войны, и тем очень доволен; то, что я видел эти три месяца – невероятно.
«Я начинаю аb ovo. Враг рода человеческого, вам известный, аттакует пруссаков. Пруссаки – наши верные союзники, которые нас обманули только три раза в три года. Мы заступаемся за них. Но оказывается, что враг рода человеческого не обращает никакого внимания на наши прелестные речи, и с своей неучтивой и дикой манерой бросается на пруссаков, не давая им времени кончить их начатый парад, вдребезги разбивает их и поселяется в потсдамском дворце.
«Я очень желаю, пишет прусской король Бонапарту, чтобы ваше величество были приняты в моем дворце самым приятнейшим для вас образом, и я с особенной заботливостью сделал для того все нужные распоряжения на сколько позволили обстоятельства. Весьма желаю, чтоб я достигнул цели». Прусские генералы щеголяют учтивостью перед французами и сдаются по первому требованию. Начальник гарнизона Глогау, с десятью тысячами, спрашивает у прусского короля, что ему делать, если ему придется сдаваться. Всё это положительно верно. Словом, мы думали внушить им страх только положением наших военных сил, но кончается тем, что мы вовлечены в войну, на нашей же границе и, главное, за прусского короля и заодно с ним. Всего у нас в избытке, недостает только маленькой штучки, а именно – главнокомандующего. Так как оказалось, что успехи Аустерлица могли бы быть положительнее, если б главнокомандующий был бы не так молод, то делается обзор осьмидесятилетних генералов, и между Прозоровским и Каменским выбирают последнего. Генерал приезжает к нам в кибитке по Суворовски, и его принимают с радостными и торжественными восклицаниями.
4 го приезжает первый курьер из Петербурга. Приносят чемоданы в кабинет фельдмаршала, который любит всё делать сам. Меня зовут, чтобы помочь разобрать письма и взять те, которые назначены нам. Фельдмаршал, предоставляя нам это занятие, ждет конвертов, адресованных ему. Мы ищем – но их не оказывается. Фельдмаршал начинает волноваться, сам принимается за работу и находит письма от государя к графу Т., князю В. и другим. Он приходит в сильнейший гнев, выходит из себя, берет письма, распечатывает их и читает письма Императора, адресованные другим… Затем пишет знаменитый суточный приказ генералу Бенигсену.
Фельдмаршал сердится на государя, и наказывает всех нас: неправда ли это логично!
Вот первое действие. При следующих интерес и забавность возрастают, само собой разумеется. После отъезда фельдмаршала оказывается, что мы в виду неприятеля, и необходимо дать сражение. Буксгевден, главнокомандующий по старшинству, но генерал Бенигсен совсем не того же мнения, тем более, что он с своим корпусом находится в виду неприятеля, и хочет воспользоваться случаем дать сражение самостоятельно. Он его и дает.
Это пултуская битва, которая считается великой победой, но которая совсем не такова, по моему мнению. Мы штатские имеем, как вы знаете, очень дурную привычку решать вопрос о выигрыше или проигрыше сражения. Тот, кто отступил после сражения, тот проиграл его, вот что мы говорим, и судя по этому мы проиграли пултуское сражение. Одним словом, мы отступаем после битвы, но посылаем курьера в Петербург с известием о победе, и генерал Бенигсен не уступает начальствования над армией генералу Буксгевдену, надеясь получить из Петербурга в благодарность за свою победу звание главнокомандующего. Во время этого междуцарствия, мы начинаем очень оригинальный и интересный ряд маневров. План наш не состоит более, как бы он должен был состоять, в том, чтобы избегать или атаковать неприятеля, но только в том, чтобы избегать генерала Буксгевдена, который по праву старшинства должен бы был быть нашим начальником. Мы преследуем эту цель с такой энергией, что даже переходя реку, на которой нет бродов, мы сжигаем мост, с целью отдалить от себя нашего врага, который в настоящее время не Бонапарт, но Буксгевден. Генерал Буксгевден чуть чуть не был атакован и взят превосходными неприятельскими силами, вследствие одного из таких маневров, спасавших нас от него. Буксгевден нас преследует – мы бежим. Только что он перейдет на нашу сторону реки, мы переходим на другую. Наконец враг наш Буксгевден ловит нас и атакует. Оба генерала сердятся и дело доходит до вызова на дуэль со стороны Буксгевдена и припадка падучей болезни со стороны Бенигсена. Но в самую критическую минуту курьер, который возил в Петербург известие о пултуской победе, возвращается и привозит нам назначение главнокомандующего, и первый враг – Буксгевден побежден. Мы теперь можем думать о втором враге – Бонапарте. Но оказывается, что в эту самую минуту возникает перед нами третий враг – православное, которое громкими возгласами требует хлеба, говядины, сухарей, сена, овса, – и мало ли чего еще! Магазины пусты, дороги непроходимы. Православное начинает грабить, и грабёж доходит до такой степени, о которой последняя кампания не могла вам дать ни малейшего понятия. Половина полков образуют вольные команды, которые обходят страну и все предают мечу и пламени. Жители разорены совершенно, больницы завалены больными, и везде голод. Два раза мародеры нападали даже на главную квартиру, и главнокомандующий принужден был взять баталион солдат, чтобы прогнать их. В одно из этих нападений у меня унесли мой пустой чемодан и халат. Государь хочет дать право всем начальникам дивизии расстреливать мародеров, но я очень боюсь, чтобы это не заставило одну половину войска расстрелять другую.]
Князь Андрей сначала читал одними глазами, но потом невольно то, что он читал (несмотря на то, что он знал, на сколько должно было верить Билибину) больше и больше начинало занимать его. Дочитав до этого места, он смял письмо и бросил его. Не то, что он прочел в письме, сердило его, но его сердило то, что эта тамошняя, чуждая для него, жизнь могла волновать его. Он закрыл глаза, потер себе лоб рукою, как будто изгоняя всякое участие к тому, что он читал, и прислушался к тому, что делалось в детской. Вдруг ему показался за дверью какой то странный звук. На него нашел страх; он боялся, не случилось ли чего с ребенком в то время, как он читал письмо. Он на цыпочках подошел к двери детской и отворил ее.
В ту минуту, как он входил, он увидал, что нянька с испуганным видом спрятала что то от него, и что княжны Марьи уже не было у кроватки.
– Мой друг, – послышался ему сзади отчаянный, как ему показалось, шопот княжны Марьи. Как это часто бывает после долгой бессонницы и долгого волнения, на него нашел беспричинный страх: ему пришло в голову, что ребенок умер. Всё, что oн видел и слышал, казалось ему подтверждением его страха.
«Всё кончено», подумал он, и холодный пот выступил у него на лбу! Он растерянно подошел к кроватке, уверенный, что он найдет ее пустою, что нянька прятала мертвого ребенка. Он раскрыл занавески, и долго его испуганные, разбегавшиеся глаза не могли отыскать ребенка. Наконец он увидал его: румяный мальчик, раскидавшись, лежал поперек кроватки, спустив голову ниже подушки и во сне чмокал, перебирая губками, и ровно дышал.
Князь Андрей обрадовался, увидав мальчика так, как будто бы он уже потерял его. Он нагнулся и, как учила его сестра, губами попробовал, есть ли жар у ребенка. Нежный лоб был влажен, он дотронулся рукой до головы – даже волосы были мокры: так сильно вспотел ребенок. Не только он не умер, но теперь очевидно было, что кризис совершился и что он выздоровел. Князю Андрею хотелось схватить, смять, прижать к своей груди это маленькое, беспомощное существо; он не смел этого сделать. Он стоял над ним, оглядывая его голову, ручки, ножки, определявшиеся под одеялом. Шорох послышался подле него, и какая то тень показалась ему под пологом кроватки. Он не оглядывался и всё слушал, глядя в лицо ребенка, его ровное дыханье. Темная тень была княжна Марья, которая неслышными шагами подошла к кроватке, подняла полог и опустила его за собою. Князь Андрей, не оглядываясь, узнал ее и протянул к ней руку. Она сжала его руку.
– Он вспотел, – сказал князь Андрей.
– Я шла к тебе, чтобы сказать это.
Ребенок во сне чуть пошевелился, улыбнулся и потерся лбом о подушку.
Князь Андрей посмотрел на сестру. Лучистые глаза княжны Марьи, в матовом полусвете полога, блестели более обыкновенного от счастливых слёз, которые стояли в них. Княжна Марья потянулась к брату и поцеловала его, слегка зацепив за полог кроватки. Они погрозили друг другу, еще постояли в матовом свете полога, как бы не желая расстаться с этим миром, в котором они втроем были отделены от всего света. Князь Андрей первый, путая волосы о кисею полога, отошел от кроватки. – Да. это одно что осталось мне теперь, – сказал он со вздохом.

Для подготовки высших идеологических кадров партии и преподавателей общественных наук в вузах.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Ненависть и отвращение в Красной комнате. И с Новым годом.

    День рождения Факультета социальных наук

    Разведопрос: Павел Перец про покушение на Витте и про Матильду Кшесинскую

    Павел Перец про Михаила Лорис-Меликова

    Разведопрос: Сергей Кредов про белый и красный террор

    Субтитры

    всем привет егор красная комната и сегодня ты двери нового года мы хотели бы записать для вас ролик посвященный тому откуда пошла традиция отмечать этот замечательный праздник наряжать или где зажигать ели и страшно страдать с утра от похмелья честно признаться никакого желания это записывать у меня вовсе нет так что приготовьтесь сегодня не будет никаких смешных историй не о мертвом не а мертвых так так так короче это полный отстой поэтому давайте создавать новогоднее настроение ну не знаю там например с помощью группа стекловата так ладно короче сегодня я хочу поведать вам одну дурацкую историю которая навела меня на ряд довольно печальных мыслей и в конце естественно я подведу глубоко мысленную праздничную мораль ну а если вы не хотите смотреть как у меня сейчас будет гореть задница можете сразу перематывать в конец видео я там наверное очень милый и белый и даже пушистый довелось мне этой осенью присутствовать на одном довольно странном научному мероприятие где выступали разные историки и в том числе один довольно видные ученые и исследователи и естественно педагог достаточно известный питерском академическом комьюнити и какой-то момент пока я слушал в лекцию мои брови и сползли сначала мы затылок от удивления а потом уже вернулись куда-то в область лба но на этот раз от возмущения почтенная светило наук довольно долго рассказывала всему забитому университетскому залу о том что самый лучший источник он говорил об источниках я работе его студентов с источниками это газеты и чудовищно было не это чудовищно было его аргументация с лицом на котором отображалась состоянии практически оргазмическая он поведал нам о том что газета это прекрасно потому что когда-то ее считаешь ты знаешь что ты последний кто держит ее в руках потому что после того как ты закончишь не работать она обязательно рассыпаться у тебя в руках это привело меня в покое бешенства что несколько первых дублей этого видео нам пришлось выкинуть к дьяволу потому что там не было цензурные легче бабси сканер skype изобрели в прошлом веке понимаете сканер ладно на самом деле на самом деле первое устройство для передачи изображения нудно удаленное расстояние было изобретено вообще в середине 19-го века каким-то флорентийским монахом но я не об этом в конце концов ругаться на архивистов например бесполезно потому что ну всем понятно зачем они вообще живут так как живут и ничего не цифр уют некоторые списывают это на трудоемкость или ресурсы затратность но в целом ведь всем понятно что если взять и оцифровать все возможные архивы то люди которые в этих архивах работают окажется вообще никого не нужны но дьявол с ним с гнилой системой и дьявол с ним современным буддизмом видите ли лектор который заставил меня задуматься собственно обо всей этой проблеме проблемы как таковой не видел вообще он учил студентов тому что это нормально учил работать с архивными данными учил полагаться первую очередь на архивы он обо всем этом рассказывал короче учил их всему чему только угодно включая я не знаю то как приготовить подвальную крысу и поставить палатку в подвале этого архива чтобы не выбираться из него на протяжении ближайших двадцати четырех лет но единственная чему он их не учил простой идеи о том что некоторую информацию вообще знание имеет смысл иногда стараться сохранить и знаете что и они все так живут и работают и пишут свои вот эти всевозможные научные дипломные и курсовые работы это немногое что им за месяцы и недели работ удается вытащить из этих архивах в итоге у вилью оседает в их дипломах правильно в архивах это еще в лучшем случае вот например показательная история про мой университет который я узнал я правда учился не на истфаке но она как я уже сказал показательна для гуманитарного образования в россии вообще однажды уже закончив вуз я поинтересовался у одной своей бывшей преподавательницы а что же происходит с нашими дипломами и курсовыми работами которые мы с помощью обильного выделения пота и крови слюне и соплей и горести всякое печали все-таки сдаем кому-нибудь последние дни перед защитой помните вам иногда в вузе наверняка вы давали какие-нибудь раздаточные материалы тесты или что-то еще и там всегда было с одной стороны например задания а с другой стороны какая-то лажа которое вообще не имеет отношения к предмет так вот пролежав определенный срок в архиве университета все эти бесчисленные курсовые отправляются на макулатуру для печати при этом иногда и что-нибудь гублю это случается довольно часто и когда я что-нибудь гуглю я зачастую вполне осознанно захожу на сайт и некоторых американских университетов и скачиваю там в открытом доступе работу какого-нибудь jazzy из массачусетса чтобы узнать что он там на исследовал про я не знаю украшения скифов и отработает когда ругаюсь на это всяким знакомым и с академической тусовки они обычно отмазываются унылыми объяснениями в духе что на это нет денег ресурсов и государство это не интересны и народу это неинтересно но вообще-то единственное что не интересно так это вот эти вот люди которые привыкли только ныть сейчас эпоха просвещения 20 даже маленький скромный канал на ю тубе который занимается блин распространением информации на уровне ликбеза школьных знаний не будем указывать пальцем кто это может вполне себе спокойно выживать ладно пусть это не наука а научпоп или даже как некоторые говорят научу фан ну вот вам например еще одна показательная история политические карты которые вы все видели у нас в роликах в довольно большом количестве какая-то группа американских профессоров взяла запарилась перелопатила целую кучу политических карт оцифровала привела к общему знаменателю и общему виду выложила на сайт где вы можете забить нужную дату нужный год и получить политическую карту мира за этот год мало того что они сделали полезно и удобно и дело которой облегчило задачу и и мы их коллегам и лично мне например так они еще и умудрились это монетизировать понимаете мы платим им там кит смешные деньги в год на подписке на их ресурсы все или вот другой пример один мой друг потомственный филолог и гуманитарии до мозга костей умудрился за год научиться котик достаточно прилично чтобы написать очень клёвый сайт по маленьким трагедиям пушкин и стать ссылка есть в описании он правда очень здоровские может заменить целый цикл лекций просто потому что ему блин было это интересно так что все это не только об историках и не только даже а гуманитария х вообще людях когда я прихожу в кунсткамеру и вижу что там в зале стоит какой-нибудь экскурсионный автомат поставленный там за миллионы сотен золотых гульденов но при этом в нем картинки в качестве 20 на 40 и текст скопирован и из википедии это не потому что у кого то нет ресурсов времени или сил а потому что это халтура и без благодатные отношение к собственной работе и к тому чем ты занимаешься прям как в тот раз когда у нас галогенка сгорели и ладно бы если во всем этом был замешан только пофигизм трудно требовать от всех ну реальные самоотдаче но тут есть и другая вещь на мой взгляд высокомерия и снобизм это гораздо хуже потому что есть огромное количество людей которые сидят на вершине своих башен из слоновой кости и вообще не хотят из них выбираться и смотреть на хоть что-то минимально не соответствующие их базовой компетенции или это подвал функционального колодца не вершины башни а еще есть упертые традиционалисты снобы которые уверены в том что нужно все делать так как делали деды и не смотреть на огромное количество классных новых возможностей которые рассыпаны перед нами а потом эти же люди таким же с одесским образом обвиняют своих проблемах в том что им тяжело работать трудно получить информацию или гранты всех вокруг быдло не быдло государства университеты не знаю зрителей на ю тубе и чуваков которые лепят смешные мемасы в вики я не говорю я не говорю что заниматься всем этим это не дай динь задача науки или ученых но ведь наука должна не только накапливать знания она вроде как должна их транслировать как-то применять поощрять их распространения тем более что внести свой маленький вклад в этот довольно легко в нашем довольно странном мире в котором информационные технологии развиваются семимильными шагами каждую минуту короче я веду речь не только о сохранении истории но в первую очередь о том что если вы чем-то занимаетесь то будьте ради бога живыми блин интересуетесь узнавайте и делитесь это не только не то чтобы очень сложно это еще и офигенно весело нет я серьезно ну ему главное новогоднее поздравление на самом деле заключается в следующем опять же чем бы вы ни занимались даже если вы копаетесь мертвым и изучайте прошлое не живите в этом прошла ну а теперь я хочу поблагодарить всех кто смотрит эти видео поздравить с новым годом так сказать поздравить искать спасибо всем кто лайк и дизлайка и доставляет море смешного и полезного в комментариях обязательно огромное спасибо нашим патриотам патроном с патреона и прочим патроны сам который нас тщательно поддерживают всяческим и правда без вас не представляю как вообще бы жили ну и конечно спасибо лене которая все это монтирует снимается и иногда даже что-то придумывает спасибо роману который иногда оживляет нашу группу vk все молодую олегу которые копаются в моих текстах и находят там всякую безграмотную чушью спасибо маме спасибо папе спасибо конечно моему продюсеру и киноакадемии угорите там как бесы просто как последние ублюдки сном годом у меня

История и структура

Образован в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР от 11 февраля «Об учреждении Институтов по подготовке Красной Профессуры»: «1. Учредить в Москве и Петрограде Институты по подготовке красной профессуры для преподавания в высших школах Республики теоретической экономики, исторического материализма, развития общественных форм, новейшей истории и советского строительства. 2. Установить число работающих в Институтах красной профессуры для Москвы в 200 и для Петрограда 100. 3. Поручить Народному комиссариату по просвещению приступить в срочном порядке к организации указанных институтов. 4. Обязать все Советские учреждения оказывать всемерное содействие Народному комиссариату по просвещению в деле скорейшей организации указанных институтов» . Из-за нехватки преподавателей был открыт в октябре только в Москве .

Первый выпуск состоялся в 1924 году. За пять выпусков (1924-1928 гг.) Институтом было выпущено 194 слушателя, из них 88 экономистов, 42 философа, 32 русских историка, 18 западных историков, 9 естественников, 5 правоведов . Все слушатели ИКП со второго курса обязаны были вести педагогическую работу при том или ином вузе. Некоторое время в Советском Союзе практиковалось присвоение профессорского звания после окончания Института красной профессуры; во второй половине 30-х гг. правила представления к званию ужесточились .

В 1927 году передан из ведения Главнауки в ЦИК СССР .

При создании было три отделения: экономическое, историческое и философское. B 1924 году организовано подготовительное отделение, правовое и естественное. B - историко-партийное и литературное отделения . К 1930 году насчитывалось восемь отделений :

  • экономическое с кооперативным циклом
  • историческое с циклами русской истории, западной истории и истории профсоюзов
  • философское
  • историко-партийное
  • историко-литературное
  • правовое
  • отделение теоретического естествознания
  • подготовительное

Руководители

Среди выпускников Института красной профессуры, занимавшихся педагогической и научной деятельностью, были историки Н. Н. Ванаг, Э. Б. Генкина , С. М. Дубровский , И. И. Минц , А. М. Панкратова , А. Л. Сидоров , С. Г. Томсинский и др. Военный историк Е. А Разин (выпуск 1936 года). В то же время большое количество выпускников после окончания Института работали в партийных и советских учреждениях. В числе выпускников ИКП были будущие члены и кандидаты в члены Политбюро и секретари ЦК: ; а также видные деятели партии и государства:

К приёмным экзаменам допускались лица, направленные ЦК или обкомом партии, как правило, с высшим образованием. Вначале принимали и беспартийных студентов, но в 1922 году уже требовался двухлетний партийный стаж, затем трёхлетний, в 1924 году - пять лет, к 1929 году требовалось до 8 и 10 лет стажа на определённых отделениях .

В начале 1920-х гг. для приёма лиц в Институт красной профессуры была создана мандатная комиссия, в которую входили представители ЦК партии , Правления и слушателей Института. О каждом кандидате она выносила постановление. При положительном решении мандатной комиссии заявления поступали в Правление. Оно рассматривало их и допускало (или нет) соискателей к представлению самостоятельной письменной работы по избранной специальности, которая должна была доказать способность поступающего к научному исследованию. Те, чьи работы признавались удовлетворительными, допускались к устному коллоквиуму по теоретической экономии, философии, русской и всеобщей истории. В 1920-е гг. одним из основных источников комплектования Института красной профессуры были выпускники Коммунистического университета им. Я. М. Свердлова . В числе слушателей были и лица, работающие преподавателями, а также партийные работники, занимавшие до поступления ответственные посты (секретари райкомов, губкомов, заведующие районными агитпропами и др.) .

Учебный процесс

Основной формой обучения в Институте красной профессуры в 1920-е годы была работа в семинарах, где слушатели изучали и обсуждали вопросы экономической теории К. Маркса , истории философии, в том числе материалистических и диалектических учений (только по Философии И. Канта А. М. Дебориным лекции читались целый учебный год), истории революций, рабочего и крестьянского движений, социально-экономической истории. Многие их работы носили исследовательский характер. Слушатели Института издавали большое количество книг, статей, активно участвовали в научных дискуссиях и конференциях. Обязательной частью учебного процесса была партийная работа (преподавание в партшколах, ведение агитационно-пропагандистской работы, работа на предприятиях секретарями партийных ячеек коммунистов и т. д.) и педагогическая практика (ведение курсов по своей специальности в вузах и на рабфаках). Со 2-й половины 1920-х годов слушатели Института по-разному проявляли себя в борьбе с оппозиционными течениями в ВКП(б)

  • Институт красной профессуры // Большая Советская Энциклопедия изд. 3-е. т. 10 стр. 293.
  • Институт красной профессуры // Советская историческая энциклопедия. т. 6, стр. 109-110.
  • Институт красной профессуры // Большая Российская энциклопедия. - М., 2008. Т. 11, стр. 410.
  • А. Авторханов. Технология власти. 3-е изд. - Frankfurt/Main: Possev-Verlag, 1983-809 c.; 17 cm. LCCN unk84-022143
  • А. Авторханов. Мемуары. - Frankfurt/Main: Possev-Verlag, 1983-761 c.; 17 cm. LCCN 83-207886
  • А. Авторханов. Кузница мастеров власти: школа высших политических кадров ЦК КПСС // Новый журнал - № 131 (июнь 1978) стр. 219-241.
  • С. М. Дубровский. К истории Института красной профессуры. Документы // Исторический Архив, 1958, № 6. С. 84-89.
  • David-Fox M. Revolution of the Mind. Higher Learning among the Bolsheviks, 1918-1929. Ithaca, 1997
  • Michael S. David-Fox. Political Culture, Purges, and Proletarianization at the Institute of Red Professors, 1921-1929 // The Russian Review. Vol. 52, January 1993, pp. 20-42.
  • Л. А. Коган. На подступах к советской философии (первые «свердловцы», «соц. академики», «икаписты») // Вопросы философии. 2002. № 5. С. 112-140.
  • Иванова Л. В. У истоков советской исторической науки (Подготовка кадров историков-марксистов 1917-1929 гг.). - М., 1968.
  • Никуленкова Е. В. Институт красной профессуры: структура и организация учебного процесса (1921-1930 гг.) // Петербургская историческая школа. Третий год выпуска. Памяти Е. Р. Ольховского. - СПб., 2004. - С. 414-424.
  • Никуленкова Е. В. Институт красной профессуры и «бухаринская школа» // VI Царскосельские чтения. - СПб., 2002. Т. 4. История и современность. - С. 120-128.