Вид деятельности порождающий нечто качественно новое. Творчество — это: деятельность, порождающая нечто качественно новое

Виды и функции творчества

Существуют разные виды творчества:

  • производственно-техническое
  • изобретательское
  • научное
  • политическое
  • организаторское
  • художественное
  • повседневно-бытовое и т.п.

иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.

Творчество как способность

Творчество как процесс (творческое мышление)

Стадии творческого мышления

Г. Уоллес

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

  1. Подготовка - формулирование задачи; попытки её решения.
  2. Инкубация - временное отвлечение от задачи.
  3. Озарение - появление интуитивного решения.
  4. Проверка - испытание и/или реализация решения.

Впрочем, это описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908 года.

А. Пуанкаре

Особенно охотно приходили они… в часы неторопливого подъема по лесистым горам, в солнечный день. Малейшее количество спиртного напитка как бы отпугивало их прочь.

Любопытно отметить, что сходные с описанными Пуанкаре этапы выделял в процессе художественного творчества Б. А. Лезин в начале XX века.

  1. Труд наполняет сферу сознания содержанием, которое затем будет перерабатываться бессознательной сферой.
  2. Бессознательная работа представляет собой отбор типичного; «но как та работа совершается, об этом, конечно, нельзя судить, это тайна, одна из семи мировых загадок».
  3. Вдохновение есть «перекладывание» из бессознательной сферы в сознание готового вывода.

Стадии изобретательского процесса

В наиболее острой форме связь личностного и творческого раскрывается у Н. А. Бердяева . Он пишет:

Мотивация творчества

В. Н. Дружинин пишет:

В основе творчества лежит глобальная иррациональная мотивация отчуждения человека от мира; оно направляется тенденцией к преодолению, функционирует по типу «положительной обратной связи»; творческий продукт только подстёгивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом.

Таким образом, через творчество осуществляется связь человека с миром. Творчество само стимулирует себя.

Психическое здоровье, свобода и творчество

Н. А. Бердяев придерживается следующей точки зрения:

Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы.

Таким образом, творчество - это то, в чём человек может осуществлять свою свободу , связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.

См. также

Примечания

Литература

  • Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.
  • Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. Москва-Воронеж. 1996.
  • Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001.
  • Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики// Творчество и объективация / сост. А. Г. Шиманский, Ю. О. Шиманская. - Мн.: Экономпресс, 2000.
  • Бердяев Н. А. Смысл творчества// Философия творчества, культуры и искусства. - М.: Искусство, 1994.
  • Винникотт Д. Игра и реальность. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2002.
  • Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002.
  • Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества. - Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
  • Петрова В. Н. Формирование креативной личности в процессе обучения в вузе // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение » . - 2009. - № 9 - Комплексные исследования: тезаурусный анализ мировой культуры.
  • Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, - СПб.: Питер, 2005.
  • Сабанеев Л. Л. Психология музыкально-творческого процесса // Искусство, 1923. - № 1. - С.195-212.
  • Юнг К. Г. Психологические типы.
  • Яковлев В. Философия творчества в диалогах Платона // Вопросы философии . - 2003. - № 6. - С. 142-154.
  • Психология и поэтическое творчество Карл Густав Юнг
  • О психологии изобретательского творчества // Вопросы психологии, № 6, 1956. - С. 37-49 © Альтшуллер Г. С. , Шапиро Р. Б., 1956
  • Психология детского творчества (часть 1) Элла Прокофьева

Ссылки

  • Техническое творчество. Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». М., 1955, - 528 с., ил.
  • Творческое мышление: истоки, этапы, критерии оценки. Диагностика креативности. (рус.) . Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Представим себе, что перед конструкторами поставлена задача создать новую модель автомобиля. Как сделать машину более безопасной? Как уменьшить расход топлива? Как увеличить долговечность узлов и деталей? Как предотвратить загрязнение атмосферы выхлопными газами? Как при изготовлении машины снизить расход металлов и других материалов? На эти вопросы нужны новые ответы, поиск которых является творческой деятельностью.
Что же такое творчество ? Этим словом принято обозначать деятельность, порождающую нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Это может быть новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения. Наиболее ярко творчество проявляется в деятельности ученых, изобретателей, писателей, художников. Иногда говорят, что это люди творческих профессий. На самом деле не все люди, профессионально занятые наукой, делают открытия. В то же время множество других видов деятельности (учителя или предпринимателя, садовника или повара) включает в себя элементы творчества. В широком смысле слова творческой является в целом вся деятельность людей, преобразующая природный мир и социальную действительность в соответствии с их целями и потребностями.
Творчество заключено не в той деятельности, где каждое действие полностью регламентировано правилами, а в той, предварительная регламентация которой содержит в себе известную степень неопределенности. Творчество заключается в деятельности, создающей новую информацию и предполагающей самоорганизацию. Необходимость создания новых правил, нестандартных приемов возникает тогда, когда мы сталкиваемся с новыми ситуациями, отличающимися от подобных ситуаций в прошлом.
Важное место в творческой деятельности занимает комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий. Потребность, побуждающая к деятельности, может быть источником воображения, фантазии, т. е. отражения в сознании человека явлений действительности в новых, необычных, неожиданных сочетаниях и связях. Воображение позволяет опережать практику, предвидеть возможные изменения. Известно, что «мертвая петля», первая фигура высшего пилотажа, была выполнена летчиком П. Нестеровым сначала в воображении, а потом на самолете в воздухе. Фантазия - это необходимый компонент творческой деятельности человека, который выражается в построении образа или наглядной модели ее результатов в тех случаях, когда информации об условиях и средствах достижения цели недостаточно.
Важнейшим механизмом творчества является интуиция - знание, происхождение которого не осознается. В этом случае человек может сказать: «Я не могу доказать свою правоту, но чувствую, что действовать нужно так-то». В интуиции проявляется, таким образом, бессознательное в деятельности человека. Решение сложной научной проблемы, над которой исследователь бьется подчас годами, нередко приходит как бы внезапно, в неожиданное время, даже тогда, когда мозг человека занят решением совсем других задач.
Но бессознательное в творчестве, как правило, связано с сознательными усилиями, направленными на решение возникающих проблем. Прежде чем счастливая мысль «озарит» ученого или полководца, изобретателя или поэта, немало труда бывает затрачено на поиск решения, анализ различных его вариантов, накопление подходящего материала. Психологи считают, что на пути к верному решению происходит сознательное изучение проблемы и бессознательное накопление образов, четкое осознание задачи и бессознательное нахождение ее решения. Открытие не возникает на пустом месте, оно опирается на прошлый опыт инакопленные знания. Но ключом к решению может стать неосознанная часть предшествующего опыта, его «побочный продукт».
Существуют и другие взгляды на природу творчества. Так, русский философ Н. А. Бердяев считал творчество прибавлением, созданием нового, не существовавшего в мире. Он связывал тайну творчества с Богом, который сотворил мир из ничего.
Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или заглохнуть. Что должен делать молодой человек, чтобы развить в себе творческие способности? Конечно, овладевать культурой: языком, знаниями, способами деятельности. Опыт предшествующих поколений, запечатленный в культуре, включает в себя и опыт творческой деятельности. Но усвоить его можно лишь через собственное приобщение к такой деятельности. Надо учиться задавать вопросы; решать нестандартные, трудные задачи; обдумывать различные варианты решения; сопоставлять несовпадающие точки зрения; общаться с искусством; развивать воображение, фантазию; не верить любому утверждению, а, сомневаясь, проверять его истинность; применять в решении проблемы различные средства; искать их наилучшую комбинацию и помнить слова великого русского композитора П. И. Чайковского: «Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых».


Распространенное в литературе определение творчества как «деятельности человека по созданию новых материальных и духовных ценностей» или даже как «деятельности, порождающей нечто новое никогда ранее не бывшее» не конструктивны, так как не позволяют отличить творческую деятельность от не творческой, репродуктивной. Тогда и выпуск с конвейера «никогда ранее не бывшего» миллионного экземпляра автомобиля тоже творчество?

Творчество есть сознательное изменение конкретным субъектом методов собственной деятельности, это смена привычных способов достижения цели. Как только для некоторой деятельности субъект голучает алгоритм её осуществления – процесс перестает быть творчеством и становится рутинным.

Мыслительный процесс или практическая деятельность, осуществляемая известным субъекту способом, есть репродуктивный процесс. Он направлен на тиражирование нужных результатов. Далеко не всегда новый психический образ или вновь созданный материальный предмет, новая знаковая или материальная система может считаться продуктом творчества. Это относится как к индивидуально-значимым, так и к социально-значимым процессам. Важно не что производится, важно как производится. Один и тот же результат может быть для одного человека продуктом сложного и трудного творческого процесса, а для другого - результатом репродукции, независимо от социальной или индивидуальной значимости и ценности результата. Ребёнок в песочнице может творить, а инженер за кульманом может рутинно повторять давно ему известные приёмы работы

Существует много разных определений творчества. Это связано и с различием подходов и с многоаспектностью проблемы. Если творчество относится к мыслительной деятельности, то практическое же выполнение всегда есть реализация уже осознанного метода достижения цели. Творческое решение задачи строится на основе восприятия и критического анализа уже имеющихся в распоряжении субъекта форм и методов деятельности, их пересмотра и изменения. В этом участвует и интуиция. Но слишком большой отрыв от известных ранее методов практически невозможен, процесс смены алгоритмов мышления и деятельности эволюционен и готовится всем предыдущим развитием социума.

При определении понятия «творчество» следует исходить не из того, что производится субъектом, а из того с каким отношением к сфере своей деятельности эта вещь производится.

Можно предложить следующее определение: Творчество есть целенаправленное и сознательное изменение отношения субъекта к методам своей деятельности и к сфере её приложения. Оно заключается в применении новых для субъекта приёмов и способы достижения цели, изобретении нового алгоритма решения задачи. Это относится и к самому процессу постановки задач.

Изменение алгоритма деятельности происходит при отсутствии заранее известных алгоритмов для проведения таких изменений, но творчеством может являться и реконструкция ранее применяемых методов.

Повторю: часто встречающееся определение творчества как деятельности, порождающее "нечто новое, никогда ранее не бывшее" не может быть признано удовлетворительным. Выпуск трехмиллионного экземпляра "Жигулей", разучивание песни или создание проблемной ситуации в процессе обучения, игра в детском саду, издание административного приказа или изощренное ограбление банка - все это деятельность, порождающая "нечто новое", но она может быть как творческой, так и репродуктивной, в зависимости от того, меняются ли при этом методы деятельности.

Репродуктивный мыслительный процесс есть относительно неизменное, стабильное отношение субъекта деятельности к методам её осуществления, заключающееся в тиражировании имеющегося. В этом случае имеет место одинаковая реакция на определённую информацию в определенной ситуации.

Это позволяет понять, почему возможны ремесленнические поэмы и творческое изготовление пары сапог. Творчество связано с изменением и ценностной ориентации субъекта, оно предполагает критическое отношение к тем или иным аспектам действительности и собственной деятельности. Репродуктивный стиль мышления чаще всего апологетичен и интеллектуально бездеятелен, хотя и не исключает критического отношения по заранее известным штампам-алгоритмам.

Изучение творчества ставит перед нами интересные вопросы. В самом деле:

Почему творчество гораздо более редкое явление, чем репродуктивность? Может потому, что оно опаснее для индивида? Творчество предполагает право на ошибку. Значит, оно может оказывать и отрицательное влияние? Почему среди творчески одаренных людей много индивидов с психическими аномалиями?

Творческое мышление обязательно предполагает критическое отношение к определённым аспектам действительности. Репродуктивное же не запрещает критического отношения к действительности, но критицизм - скорее просто выражение недовольства, и в лучшем случае является лишь предпосылкой творчества.

Людвиг Фейербах считал, что только тот имеет силу создавать новое, у кого есть смелость быть абсолютно отрицательным.

Лейбниц напротив, считал, что открытия в науке следует делать без стремления к необычному, ибо «наиболее древние и наиболее общепринятые мнения являются наилучшим, если их истолковать надлежащим образом».

Мне думается столь жесткая альтернатива вряд ли правомерна. Чтобы не тиражировать имеющееся, а действительно создавать новое достаточно быть лишь относительно отрицательным, опора на имеющееся знание неизбежна и необходима, только не надо его абсолютизировать. Фейербах прав в том, что создание принципиально новых предпосылок и принципов деятельности, кардинально изменение отношения субъекта к сфере своей деятельности связано с разрушением старого.

Деление на репродуктивное и творческое мышление условно, так как репродуктивный мыслительный процесс предваряет и является обязательным условием творческого процесса. А последний является осознанием длительной и рутинной подсознательной работы мозга, а не неким мгновенным актом. Творческое и репродуктивное мышление постоянно взаимодействуют, и чисто репродуктивный мыслительный процесс приводит порой к глубоким творческим свершениям. Каждый творческий акт уникален и неповторим, что казалось бы, влечёт невозможность изучения творчества. Но это не так. Существует нечто общее присущее различным творческим актам.

Алгоритма конкретного открытия до его совершения не существует, как же можно говорить о логике научного открытия? Логика как наука о формах выводного знания не может являться логикой научного открытия, она может лишь способствовать изучению эвристической деятельности.

Ни одна из известных философских или специальных наук не исчерпывает проблему творчества. Творчество исследуют социология и психология, кибернетика и логика, теории познания и наукометрия, логика научного исследования и методология науки, этика и эстетика, прогностика и нейрофизиология. Обозначает ли подобная мозаичность отсутствие самой возможности существования науки о творчестве? Если эмпирический базис и теоретические обобщения, относящиеся к проблеме, позволяют создать единую систему знаний - можно считать, что рождается новая наука. К сожалению, проблема творчества до сих пор не создаёт целостного системного среза информации и поэтому не образует единую науку. Имеется лишь набор довольно разнородных сведений, основанных на различных философских предпосылках. Они освещают проблему творчества в различных аспектах и с разными целями. Некоторый набор рекомендаций по оптимизации творческой деятельности в различных областях - вот лучшее, что можно ожидать от разработок типа «Алгоритма изобретения» Г. Альтшуллера. Проблема творчества комплексная, она принадлежащая как философским, так и специальным наукам. Специфика её такова, что она с развитием знания все время ускользает от узкоспециального подхода и «окончательных решений» .

«Декоративное искусство» - Храм Посейдона. Отливка бронзовой статуи. Сельское хозяйство. Выставка творческих работ. Древнегреческая школа. Статуи. Практическая работа. Храм Аполлона. Кузнечная мастерская. Древняя Греция. Торговля в Древней Греции. Виды вазописи. Работа в рудниках. Гончар. Храм Цецеры. Вазописец. Древнегреческие сосуды.

«Романовская игрушка» - Композиции глиняных игрушек повторяются в разных русских губерниях. А тут мне отец говорит: «Что ты голову ломаешь! Копнул ещё раз – другой кусочек. История. Вон Ванька-горшечник знаешь, какие игрушки делает! Возрождение романовской игрушки связывается с Виктором Васильевичем Маркиным, народным мастером.

«Искусство плаката» - Окна ТАСС агитплакат., пл.1942 г. А.Вязников., пл.1941 г. В.Шульпин., пл.1928 г. Д.Шмаринов., пл.1942 г. Н.Кочергин., пл.1920 г. Культурная революция: С.Лебедев «Защити детей!»., пл.1942 г. Неизв.Автор., Пл.1918 г. С.Лебедев.Агиплакат, пл.1942 г. 2.Выбрать из списка художников, работавших в жанре плаката:

«Детский фольклор» - На что направлены загадки, головоломки и затейливые вопросы? Как детский фольклор организует сферу дружбы? Методические цели проекта. Данный проект помогает ученикам систематизировать полученные знания. В чем отличие детского фольклора от взрослого? Жанровое своеобразие детского фольклора? Для чего нужны скороговорки?

«Уроки фольклора» - Вопрос – обращение, требующее ответа. Словарь. Рассматривается связь русского и чувашского детского фольклора. Народная культура - одно из средств нравственного, познавательного, эстетического развития детей. Проблема – сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования. Пестушки – от слова пестовать (воспитывать).

«Искусство и его виды» - Станковую. Литература - письменная форма искусства слова. Главными объектами скульптуры являются человек и изображения животного мира. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ Неизобразительные искусства. Фотография красотки, кинозвезды, эстрадной певицы, вырезанная из журнала и прикрепленная на стену. Живопись, Графика, Скульптура,

Всего в теме 12 презентаций