Святой василий павлопосадский в чем помогает. Праведный василий павлово-посадский

Василий Павлово-Посадский (1816 — 1869), праведный. Память 16 февраля (1 марта), в Соборе Московских святых

В миру Грязнов Василий Иванович, родился в деревне Евсеево Богородского уезда Московской губернии. Его отец Иван Семенович, был крестьянином. Мать, Евдокия Захаровна, занималась воспитанием своих детей. Село Вохна (ныне Павловский Посад), в пяти верстах от которого находилась деревня Евсевьево, было когда-то вотчиной Троице-Сергиевой Лавры, и посему жители этих мест отличались набожностью и благочестием и имели особенную веру и любовь к преподобному Сергию Радонежскому.

Василий Иванович получил домашнее образование, грамоте и чтению учился по Часослову и Псалтири. Глубокое религиозное чувство он унаследовал от родителей, с малых лет явил себя боголюбивым отроком, умным и кротким и добронравным и с восьми лет с особенной радостью встречал Великий пост.

Искушения и исправление

В юности он поступил работать на фабрику и соприкоснулся со средой фабричной молодежи. Дух мира сего стал тревожить его неокрепшую душу, дурное сообщество фабричных подростков толкало на путь порока, навыки добродетельной жизни, усвоенные в семье, стали ослабевать, а благое рассуждение стало его по временам оставлять. Заработанные деньги Василий стал употреблять по своему произволению, начал пить вино. Голос совести в душе звал его к покаянию; он оплакивал свои грехи, но вновь невольно падал и просил прощения у Бога, В скорби от сознания греховности своей жизни он сам прозвал себя «Грязным», это прозвище и осталось за ним навсегда.

То, что Василий не оставлял молитвы и чтения духовных книг, часто становилось предметом насмешек со стороны его товарищей. Не разделяя и не понимая его покаянной настроенности, беспечные товарищи спрашивали его: «Что с тобой, Вася? О чем ты так плачешь?» «Загробная жизнь должна быть предметом наших дум», — отвечал он. Излюбленным местом в Священном Писании становятся для него слова святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2, 15-16).

Клевета

Василий Иванович и близкие ему по духовной настроенности люди, ищущие истинного благочестия, стали собираться вместе для чтения Священного Писания и святоотеческих книг. Они усердно посещали храм, говели, исповедовались и причащались Святых Христовых Тайн, памятуя о том, что у христиан «все должно быть благопристойно» (Кор. 14, 40), сторонились увеселительных народных сборищ.

Местный миллионер купец Широков, которого Василий Иванович обличал в тайной приверженности к расколу, стал распространять слухи о том, что Грязнов опасен для Православия, рассуждает о религии, толкует о том, чего не знает, завлекает молодежь. В 1845 году по наущению Широкова крестьянином Хреновым был сделан донос о том, что в Павловском Посаде образовалась «секта под названием фармазонской». По Высочайшему повелению было учинено следствие. Из Москвы приехали жандармский полковник князь Хилков, исправник, стряпчий, следователь и представитель от духовенства священник Антоний. По навету Хренова Василий Иванович был арестован. Все обвиненные в причастности к фармазонской секте отвечали, что они ни к какой секте не принадлежат, а являются чадами Православной Церкви. Возведенное на Василия Ивановича обвинение было опровергнуто.

Служение и духовные дарования

Нелицемерное благочестие и подвижническая жизнь Василия Ивановича привлекли к нему сердца многих раскольников, которые благодаря его духовно-нравственному влиянию воссоединились с Православной Церковью. Таким образом, не будучи ни монахом, ни священником, ни пустынножителем, он смог апостольски послужить своим братьям во Христе. Имея влечение к жизни молитвенной и созерцательной, Василий Иванович Грязнов, по временам очень скорбел о том, что, проходя поприще общественного служения в качестве миссионера среди старообрядцев, невольно приходится развлекать внимание во время бесед со многими людьми. Но однажды на пути в одно село явился ему священномученик Харлампий и возвестил, что Господу угодно, чтобы Василий Иванович и дальше не оставлял духовным советом и помощью тех, кто благодаря его участию обратился к Православной Церкви.

С тех пор Василий Иванович стал принимать в деревне Евсевьево всех обращающихся к нему за помощью. Отовсюду стекались к нему люди со своими нуждами. По свидетельству его духовного отца протоиерея Сергия Цветкова, он был добрый друг и помощник бедным, защитник притесненных и обиженных, опытный советник в делах затруднительных и приятный собеседник благочестивых людей; имея добрую душу, чистое сердце и светлый ум, он мог совместить в себе все эти качества.

Когда в 1848 году в Павловском Посаде началась эпидемия холеры, по вере и молитвам Василия Ивановича никто из обращавшихся к нему за молитвенной помощью не умер от этой болезни.

При платочной фабрике Лабзина

В 1840-х годах другом и собеседником Василия Ивановича стал владелец платочной фабрики в Павловском Посаде Яков Иванович Лабзин. С Яковом Лабзиным, человеком молодым и богобоязненным, Василий Иванович вел душеспасительные беседы о том, что жизнь будущая необходимо связана с настоящей, что участь первой зависит от последней, что здесь время трудное, а там время успокоения, что здесь сеяние, а там жатва. Без совета Василия Ивановича Яков Лабзин ничего не предпринимал в делах служебных. Женясь на сестре Василия Ивановича Акилине Ивановне, он убедил Василия Ивановича перейти на жительство к нему в дом. По делим службы Якову Ивановичу часто приходилось отлучаться из дома на длительное время; в его отсутствие Василий Иванович, находившийся постоянно на фабрике, надзирал за его имением, наблюдал за тем, чтобы все торговые дела совершались честно, а наипаче имел почтение о соблюдении мира и благочестия в среде фабричных рабочих. Приходящих к нему со скорбью душевною и телесною, унывающих под тяжестью своего креста он совершенно успокаивал и их тяготы как бы принимал на себя, уговаривал быть великодушными, терпеливыми.

«Все скорби мира сего еще не беда переносить, — говорил он, — а беда потерять веру в Бога, беда потерять жизнь христианскую, — это вот истинная беда, достойная плача и туги сердечной». Когда кто-либо из рабочих терпел неправду, Василий Иванович утешал его, говоря: «Терпи, переноси все. Ни на кого не обижайся. Бог за все вознаградит впоследствии». Поучения подвижника действовали плодотворно: все уходящие от него старались об исправлении своей жизни.

Когда Яков Лабзин сделал Василия Ивановича совладельцем своей фабрики, для него открылась возможность щедро благотворить нуждающимся и употреблять дарованное ему богатство на всякое благое дело, на служение ближним и Церкви Божией. При фабрике были устроены богадельня на 60 человек и больница, за счет фабрики содержалось несколько школ. По свидетельству протоиерея Сергия Цветкова, любовь Василия Ивановича к ближним была так сильна, что он не щадил ни себя, ни своего состояния. Благотворительность его не ограничивалась кругом людей ему известных, к нему приходили многие люди из отдаленных селений, совершенно ему неизвестные, и щедрая рука его, управляемая добрым сердцем, всегда готова была помочь нуждающимся.

Много лет Василий Иванович состоял старостой Павлово-Посадского собора Воскресения Христова, на средства его и Якова Лабзина был украшен интерьер храма, создавался новый иконостас. За эту деятельность праведный Василий получил от Московской епархии золотую медаль.

Стремление к монашеству и последние годы

Василий Иванович Грязнов переписывался и пользовался особым расположением святого Филарета, митрополита Московского, который в 1858 году поручил ему как искреннему любителю иночества иметь наблюдение при устроении Спасо-Преображенской Гуслицкой обители в Куровском совместно с ее первым настоятелем игуменом Парфением.

Желание уйти в монастырь не оставляло праведника. Он устроил келью при фабрике, молился в ней, читал церковные книги, привечал убогих богомольцев. На своей фабричной земле они с Лабзиным решили устроить монастырь. В октябре 1868 года Василий Иванович Грязнов и Яков Иванович Лабзин подали прошение о дозволении им устроить на свои средства мужской общежительный монастырь на пятнадцать человек братии с каменной трехпрестольной церковью. В этот монастырь Василий Иванович выражал желание вступить сам вместе с собранной им общиной, даже написал монастырский устав для обители. 8 ноября 1868 года на прошение последовал отказ, так как средства, жертвуемые устроителями на содержание монастыря, были признаны недостаточными и не огражденными от случайностей, а расположенная среди фабричных заведений местность, в которой предполагалось построить монастырь, признана неудобной для помещения монашествующих, только еще начинающих монастырскую жизнь. Хлопоты об устройстве монастыря в Павловском Посаде были возобновлены в январе 1869 года, но также не встретили поддержки со стороны епархиального начальства. Отказ на очередное прошение был получен Яковом Ивановичем Лабзиным через несколько дней после кончины Василия Ивановича последовавшей 16 февраля 1869 года.

На похороны праведника стеклись тысячи людей. Со временем число обращающихся с молитвой за помощью к почившему праведнику стало все более умножаться. Многие православные жители Павловского Посада имели у себя его портреты, краткое житие, составленное протоиереем Сергием Цветковым, и ожидали прославления праведника в лике святых.

Почитание

Ожиданиям этим в то время не дано было сбыться. Наступила революция, и начались гонения на Церковь. В 1919-1920 годах по всей России безбожная власть проводила кампанию по вскрытию мощей. В октябре 1919 года сотрудники губернской ЧК произвели в Покровско-Васильевском монастыре обыск, во время которого были изъяты его портреты, краткое житие, а также ковчег с хранившимися в нем нетленными перстами Василия Ивановича. 16 октября 1920 года в зале бывшего реального училища был устроен «суд» над почившим праведником, а также над теми, кто почитал его за благочестивую жизнь. Целью суда было угасить в верующем народе любовь к нему и прекратить его почитание. Имя Василия Грязнова было поругано, последователям его и продолжателям торгово-промышленного дела был вынесен обвинительный приговор с осуждением на многолетнее заключение с тяжелыми физическими работами.

Но платочная мануфактура в Павловском Посаде сохранила традиции фабрики Грязнова-Лабзина, а народное почитание праведника не изкоренилось. В настоящее время возродилась Покровско-Васильевская обитель, где почивают мощи святого и не прекращается его почитание. В августе 1999 года Василий Иванович Грязнов был канонизирован Русской Православной Церковью в лике местночтимого святого Московской епархии как праведный Василий Павлово-Посадский.

Молитва святому праведному Василию Павлово-Посадскому

О пречудный угодниче Христов Василие! Заповеди Господни возлюбив, иго Христово благое на рамена прием, в мире равноангельски пожил еси, и дары благодати, яже, в невидимых миру подвизех потрудився, от Бога прият, щедре всем требующим подавал еси. О Церкви Божией ревновавый, ты многия овцы заблуждшия, взыскав, к Единому Пастыреначальнику привел еси. И тако ненавистен бе слугам диаволим, якоже и по прествлении твоем, по мнозех летех судилище сотворивше, злобне тебе поношаху. Погибе память их, тебе же прослави Господь, и ныне, в сиянии Славы Божия Престолу Его предстоя, моли Пресвятую Троицу, яко стяжавый дерзновение, о нас, к раце мощей твоих припадающих и чтущих любовию честную память твою, да сохранит Господь державу нашу Российскую в мире глубоце, да утвердит в ней веру Православную., Церковь Русскую да соблюдет от расколов и ересей неколебиму, да дарует нам покаяние и спасет души наша. Аминь.

Тропарь

глас 4-й

Божественною Свыше просветився благодатию, образ жития евангельскаго, правыя веры ревнитель и расколов обличитель показался еси в Посаде Павловстем, Василие праведне, верных наставниче и предстателю. Темже не оскуде даже до днесь честная память твоя. Моли Человеколюбца Бога оставление грехов молитвами твоими нам даровати.

Кондак

глас 2-й

Соблазны лукаваго века сего отверг, слезами покаяния убеливый ризы твоя, приял еси от Бога многая дарования: недужных исцеляя, совет благоразумен требующим подавая; и ныне радуешися со ангелы, венцем небесным увенчанный. Моли Господа, угодниче Христов Василие, да дарует и нам покаяние и велию милость.

Родился в 21 февраля 1816года (по старому стилю) в деревне Евсеево Богородского уезда (ныне: Московской области Павлово-Посадский район).

Этот населённый пункт находился в пяти верстах от села Вохна, упоминаемого ещё в 1328 году в завещании Ивана Калиты. 2 июня 1844 года село Вохна вместе с сёлами Захарово, Меленки, Усово и Будровье по повелению Николая I образовали город Павловский Посад.

Детство

Отец Василия, Иван Семёнович, был крестьянином. Мать, Евдокия Захаровна занималась воспитанием детей. Образование мальчик получил домашнее, грамоте и чтению учился по Часослову и Псалтири, унаследовав от родителей глубокую веру и любовь к Богу.

Юность и искушения

Поступив работать на фабрику, неокрепший духовно, деревенский юноша окунулся в мир порока и страстей. Общаясь с фабричной молодежью, Василий начал пить вино. Пороки завладевали душой, а добродетели ослабевали. Но он осознавал своё падение и оплакивал свои грехи. Однако снова падал под воздействием дурной компании и слабой силой воли.

Vmonastyr , CC BY-SA 3.0

Каясь в своих грехах, Василий называл себя грязным, и это прозвище укоренилось за ним. С тех пор его стали называть Василий Грязнов. Составительница жития будущего праведника Ольга Яковлевна Лабзина так описывала его состояние:

«…Но враг нашёл, чем его искусить: сотоварищество с порочными фабричными мальчишками внушило ему, что теперь он может и свои заработанные деньги употребить, как он хочет сам, и он стал пить вино, и благое рассуждение стало его по временам оставлять… …он плакал, но невольно опять падал; при падении вновь плакал, вновь рыдал, вновь просил прощения у Бога и у родителей своих, -- и тогда, в порыве сознания и огорчения, он сам прозвал себя Грязным. Почему он впоследствии сам себя прозвал Грязновым, и это прозвище осталось у него навсегда.»

Исправление

Видя стремление к исправлению Василия, Господь направил его на путь спасения, вернул заблудшую овцу в ограду церковную. Ему было явление Богородицы. С этого момента он усилил покаянные молитвы и вскоре исправил греховный образ жизни.

Настоятелем монастыря был последователь учеников Паисия Величковского отец Венедикт. Попостившись и причастившись в монастыре, Василий получил духовное наставление от отца Венедикта в духовном делании.

После этого он коренным образом изменился. Он стал регулярно посещать храм Божий. Часто исповедоваться и причащаться. Избегать увеселительных сборищ и проводить свободное время в обществе благочестивых людей.

Обращение старообрядцев

В XIX веке в окрестностях Павловского Посада жили старообрядцы в большом количестве. Открытость и искренность Василия, его праведная жизнь и любовь к ближнему привлекали внимание старообрядцев.

Василий вёл миссионерскую деятельность среди них. Его проповедь приносила обильные плоды. Около 7 тысяч раскольников вернулись в лоно церкви благодаря праведнику.

За это ему пришлось пострадать от влиятельных купцов-староверов. Они распространяли лживые слухи о причастности Василия к ереси. Но Господь сохранил своего угодника от нападок врагов.

Встреча с Лабзиным

Однажды к святому Василию пришёл купец Яков Лабзин. Он был хозяином знаменитой платочной фабрики в городе Павловском Посаде. Яков Лабзин получил помощь от праведного и увидел его святую жизнь.

После этого он предложил Василию стать его товарищем в деле. Василий не отказался. Вскоре они стали друзьями. После вступления в дело Грязнов продолжил вести жизнь святого подвижника. Теперь у него появились больше денег и он тратил их на помощь бедным и на благоугодные дела.


Zwezda , CC BY-SA 3.0

Кончина

Он скончался 16 февраля 1869 года. После смерти Василия люди продолжали обращаться в молитвах к праведнику и получали помощь. Благодаря Якову Лабзину и его сестрам в 1874 году в Павловском Посаде был построен храм на месте захоронения святого Василия. В 1894 на месте храма был открыт Покровско-Васильевский монастырь.

Фотогалерея

Чудесное явление

Однажды один из его фабричных товарищей стал хулить икону Божией Матери и внезапно скоропостижно скончался. Василий услышал голос, сказавший ему: "Если ты не исправишься, то и тебе предстоит такая же смерть".

Духовные дарования

Благочестивая жизнь усилила его религиозные чувства и любовь к ближним. Вскоре у Василия стали проявляться духовные дары, знание вещей невидимых. К нему стали обращаться люди со своими скорбями бедами. Василий утешал их и помогал перенести трудности. Видя греховные немощи других, он сам плакал и других плакать заставлял. Василий стал добрым другом и помощником бедным, защитником притесненных, опытным советником в трудных делах.

Явление святого Харлампия

Василий имел желание к тихой созерцательной жизни. Но миссионерская деятельность рассеивала внимание. Он скорбел и желал оставить это дело.
Однажды на пути в одно село ему явился священномученик Харалампий и объявил, что Господу угодно, чтобы и впредь Василий продолжал призывать старообрядцев к Православию и укреплять в вере уже обращённых.

Помощь ближним

Василий вместе с Яковом Лабзиным и сестрами Якова строили школы и богадельни. Праведный Василий мечтал построить в городе Павловском Посаде мужской монастырь. Но при жизни его мечта не сбылась.

Свя-той пра-вед-ный Ва-си-лий (Грязнов Василий Иванович) ро-дил-ся в 1816 го-ду в де-ревне Ев-се-е-во Бо-го-род-ско-го уез-да Мос-ков-ской Гу-бер-нии. Его отец, Иван Се-ме-но-вич, был кре-стья-ни-ном. Мать, Ев-до-кия За-ха-ров-на, за-ни-ма-лась вос-пи-та-ни-ем сво-их де-тей. Се-ло Вох-на (ныне Пав-лов-ский По-сад), в пя-ти вер-стах от ко-то-ро-го на-хо-ди-лась де-рев-ня Ев-се-вье-во, бы-ло ко-гда-то вот-чи-ной Тро-и-це-Сер-ги-е-вой Лав-ры, и по-се-му жи-те-ли этих мест от-ли-ча-лись на-бож-но-стью и бла-го-че-сти-ем и име-ли осо-бен-ную ве-ру и лю-бовь к пре-по-доб-но-му Сер-гию Ра-до-неж-ско-му.

Ва-си-лий Ива-но-вич по-лу-чил до-маш-нее об-ра-зо-ва-ние, гра-мо-те и чте-нию учил-ся по Ча-со-сло-ву и Псал-ти-ри. Глу-бо-кое ре-ли-ги-оз-ное чув-ство он уна-сле-до-вал от ро-ди-те-лей, с ма-лых лет явил се-бя бо-го-лю-бивым от-ро-ком, ум-ным, крот-ким и доб-ро-нрав-ным, и с вось-ми лет с осо-бен-ной ра-до-стью встре-чал Ве-ли-кий пост.

В юно-сти он по-сту-пил ра-бо-тать на фаб-ри-ку и со-при-кос-нул-ся со сре-дой фаб-рич-ной мо-ло-де-жи. Дух ми-ра се-го стал тре-во-жить его неокреп-шую ду-шу, дур-ное со-об-ще-ство фаб-рич-ных под-рост-ков тол-ка-ло на путь по-ро-ка, на-вы-ки доб-ро-де-тель-ной жиз-ни, усво-ен-ные в се-мье, ста-ли осла-бе-вать, а бла-гое рас-суж-де-ние ста-ло его по вре-ме-нам остав-лять. За-ра-бо-тан-ные день-ги Ва-си-лий стал упо-треб-лять по сво-е-му про-из-во-ле-нию, на-чал пить ви-но. Го-лос со-ве-сти в ду-ше звал его к по-ка-я-нию; он опла-ки-вал свои гре-хи, но вновь неволь-но па-дал и про-сил про-ще-ния у Бо-га. В скор-би от со-зна-ния гре-хов-но-сти сво-ей жиз-ни он сам про-звал се-бя гряз-ным, это про-зви-ще и оста-лось за ним на-все-гда.

То, что Ва-си-лий не остав-лял мо-лит-вы и чте-ния ду-хов-ных книг, ча-сто ста-но-ви-лось пред-ме-том на-сме-шек со сто-ро-ны его то-ва-ри-щей. Не раз-де-ляя и не по-ни-мая его по-ка-ян-ной на-стро-ен-но-сти, бес-печ-ные то-ва-ри-щи спра-ши-ва-ли его: «Что с то-бой, Ва-ся? О чем ты так пла-чешь?» «За-гроб-ная жизнь долж-на быть пред-ме-том на-ших дум», - от-ве-чал он.

Из-люб-лен-ным ме-стом в Свя-щен-ном Пи-са-нии ста-но-вят-ся для него сло-ва свя-то-го апо-сто-ла и еван-ге-ли-ста Иоан-на Бо-го-сло-ва: «Не лю-би-те ми-ра, ни то-го, что в ми-ре: кто лю-бит мир, в том нет люб-ви От-чей. Ибо все, что в ми-ре: по-хоть пло-ти, по-хоть очей и гор-дость жи-тей-ская, не есть от От-ца, но от ми-ра се-го» ().

Ва-си-лий Ива-но-вич и близ-кие ему по ду-хов-ной на-стро-ен-но-сти лю-ди, ищу-щие ис-тин-но-го бла-го-че-стия, ста-ли со-би-рать-ся вме-сте для чте-ния Свя-щен-но-го пи-са-ния и свя-то-оте-че-ских книг. Они усерд-но по-се-ща-ли храм, го-ве-ли, ис-по-ве-до-ва-лись и при-ча-ща-лись Свя-тых Хри-сто-вых Тайн. Па-мя-туя о том, что у хри-сти-ан «все долж-но быть бла-го-при-стой-но», сто-ро-ни-лись уве-се-ли-тель-ных на-род-ных сбо-рищ.

Мест-ный ми-ли-о-нер ку-пец Ши-ро-ков, ко-то-ро-го Ва-си-лий Ива-но-вич об-ли-чал в тай-ной при-вер-жен-но-сти к рас-ко-лу, стал рас-про-стра-нять слу-хи о том, что Гряз-нов опа-сен для пра-во-сла-вия, рас-суж-да-ет о ре-ли-гии, тол-ку-ет о том, че-го не зна-ет, за-вле-ка-ет мо-ло-дежь.

В 1845 го-ду по на-у-ще-нию Ши-ро-ко-ва кре-стья-ни-ном Хре-но-вым был сде-лан до-нос о том, что в Пав-лов-ском По-са-де об-ра-зо-ва-лась «сек-та под на-зва-ни-ем фар-ма-зон-ской». По Вы-со-чай-ше-му по-ве-ле-нию бы-ло учи-не-но след-ствие. Из Моск-вы при-е-ха-ли жан-дарм-ский пол-ков-ник князь Хил-ков, ис-прав-ник, стряп-чий, сле-до-ва-тель и пред-ста-ви-тель от ду-хо-вен-ства свя-щен-ник Ан-то-ний. По на-ве-ту Хре-но-ва Ва-си-лий Ива-но-вич был аре-сто-ван.

Все об-ви-нен-ные в при-част-но-сти к фар-ма-зон-ской сек-те от-ве-ча-ли, что они ни к ка-кой сек-те не при-над-ле-жат, а яв-ля-ют-ся ча-да-ми Пра-во-слав-ной Церк-ви. Од-на-ко воз-ве-ден-ное на Ва-си-лия Ива-но-ви-ча об-ви-не-ние впо-след-ствии бы-ло опро-верг-ну-то, сму-ще-ние, про-из-ве-ден-ное кле-ве-той, из-гла-ди-лось, и про-тив-ле-ние дья-воль-ское хо-тя-щим «бла-го-чест-но жи-ти» () бы-ло по-беж-де-но.

Нели-це-мер-ное бла-го-че-стие и по-движ-ни-че-ская жизнь Ва-си-лия Ива-но-ви-ча при-влек-ли к нему серд-ца мно-гих рас-коль-ни-ков, ко-то-рые бла-го-да-ря его ду-хов-но-нрав-ствен-но-му вли-я-нию вос-со-еди-ни-лись с Пра-во-слав-ной Цер-ко-вью. Та-ким об-ра-зом, не бу-дучи ни мо-на-хом, ни свя-щен-ни-ком, ни пу-стын-но-жи-те-лем, он смог апо-столь-ски по-слу-жить сво-им бра-тьям во Хри-сте. Имея вле-че-ние к жиз-ни мо-лит-вен-ной и со-зер-ца-тель-ной, Ва-си-лий Ива-но-вич Гряз-нов по вре-ме-нам очень скор-бел о том, что, про-хо-дя по-при-ще об-ще-ствен-но-го слу-же-ния в ка-че-стве мис-си-о-не-ра сре-ди ста-ро-об-ряд-цев, неволь-но при-хо-дит-ся раз-вле-кать вни-ма-ние во вре-мя бе-сед со мно-ги-ми людь-ми. Но од-на-жды на пу-ти в од-но се-ло явил-ся ему свя-щен-ному-че-ник Хар-лам-пий и воз-ве-стил, что Гос-по-ду угод-но, чтобы Ва-си-лий Ива-но-вич и даль-ше не остав-лял ду-хов-ным со-ве-том и по-мо-щью тех, кто бла-го-да-ря его уча-стию об-ра-тил-ся к Пра-во-слав-ной Церк-ви.

С тех пор Ва-си-лий Ива-но-вич стал при-ни-мать в де-ревне Ев-се-вье-во всех об-ра-ща-ю-щих-ся к нему за по-мо-щью. Ото-всю-ду сте-ка-лись к нему лю-ди со сво-и-ми нуж-да-ми. По сви-де-тель-ству его ду-хов-но-го от-ца про-то-и-е-рея Сер-гия Цвет-ко-ва, он был доб-рый друг и по-мощ-ник бед-ным, за-щит-ник при-тес-нен-ных и оби-жен-ных, опыт-ный со-вет-ник в де-лах за-труд-ни-тель-ных и при-ят-ный со-бе-сед-ник бла-го-че-сти-вых лю-дей; имея доб-рую ду-шу, чи-стое серд-це и свет-лый ум, он мог сов-ме-стить в се-бе все эти ка-че-ства.

Ко-гда в 1848 го-ду в Пав-лов-ском По-са-де на-ча-лась эпи-де-мия хо-ле-ры, по ве-ре и мо-лит-вам Ва-си-лия Ива-но-ви-ча ни-кто из об-ра-щав-ших-ся к нему за мо-лит-вен-ной по-мо-щью не умер от этой бо-лез-ни.

В 1840 го-дах дру-гом и со-бе-сед-ни-ком Ва-си-лия Ива-но-ви-ча стал вла-де-лец пла-точ-ной фаб-ри-ки в Пав-лов-ском По-са-де Яков Ива-но-вич Ла-б-зин. С Яко-вом Ла-б-зи-ным, че-ло-ве-ком мо-ло-дым и бо-го-бо-яз-нен-ным, Ва-си-лий Ива-но-вич вел ду-ше-спа-си-тель-ные бе-се-ды о том, что жизнь бу-ду-щая необ-хо-ди-мо свя-за-на с на-сто-я-щей, что участь пер-вой за-ви-сит от по-след-ней, что здесь вре-мя труд-ное, а там вре-мя успо-ко-е-ния, что здесь се-я-ние, а там жат-ва.

Без со-ве-та Ва-си-лия Ива-но-ви-ча Яков Ла-б-зин ни-че-го не пред-при-ни-мал в де-лах слу-жеб-ных. Же-нясь на сест-ре Ва-си-лия Ива-но-ви-ча Аки-лине Ива-новне, он убе-дил Ва-си-лия Ива-но-ви-ча пе-рей-ти на жи-тель-ство к нему в дом. По де-лам служ-бы Яко-ву Ива-но-ви-чу ча-сто при-хо-ди-лось от-лу-чать-ся из до-ма на дли-тель-ное вре-мя; в его от-сут-ствие Ва-си-лий Ива-но-вич, на-хо-див-ший-ся по-сто-ян-но на фаб-ри-ке, над-зи-рал за его име-ни-ем, на-блю-дал за тем, чтобы все тор-го-вые де-ла со-вер-ша-лись чест-но, а наи-па-че имел по-чте-ние о со-блю-де-нии ми-ра и бла-го-че-стия в сре-де фаб-рич-ных ра-бо-чих. При-хо-дя-щих к нему со скор-бью ду-шев-ною и те-лес-ною, уны-ва-ю-щих под тя-же-стью сво-е-го кре-ста он со-вер-шен-но успо-ка-и-вал и их тя-го-ты как бы при-ни-мал на се-бя, уго-ва-ри-вал быть ве-ли-ко-душ-ны-ми, тер-пе-ли-вы-ми.

«Все скор-би ми-ра се-го еще не бе-да пе-ре-но-сить, - го-во-рил он, - а бе-да по-те-рять ве-ру в Бо-га, бе-да по-те-рять жизнь хри-сти-ан-скую, - это вот ис-тин-ная бе-да, до-стой-ная пла-ча и ту-ги сер-деч-ной». Ко-гда кто-ли-бо из ра-бо-чих тер-пел неправ-ду, Ва-си-лий Ива-но-вич уте-шал его, го-во-ря: «Тер-пи, пе-ре-но-си все. Ни на ко-го не оби-жай-ся. Бог за все воз-на-гра-дит впо-след-ствии». По-уче-ния по-движ-ни-ка дей-ство-ва-ли пло-до-твор-но: все ухо-дя-щие от него ста-ра-лись об ис-прав-ле-нии сво-ей жиз-ни.

Ко-гда Яков Ла-б-зин сде-лал Ва-си-лия Ива-но-ви-ча со-вла-дель-цем сво-ей фаб-ри-ки, для него от-кры-лась воз-мож-ность щед-ро бла-го-тво-рить нуж-да-ю-щим-ся и упо-треб-лять да-ро-ван-ное ему бо-гат-ство на вся-кое бла-гое де-ло, на слу-же-ние ближ-ним и Церк-ви Бо-жи-ей. По сви-де-тель-ству про-то-и-е-рея Сер-гия Цвет-ко-ва, лю-бовь Ва-си-лия Ива-но-ви-ча к ближ-ним бы-ла так силь-на, что он не ща-дил ни се-бя, ни сво-е-го со-сто-я-ния. Он по-мо-гал всем и каж-до-му, по-мо-гал все-гда и вез-де. Бла-го-тво-ри-тель-ность его не огра-ни-чи-ва-лась кру-гом лю-дей ему из-вест-ных, к нему при-хо-ди-ли мно-гие лю-ди из от-да-лен-ных се-ле-ний, со-вер-шен-но ему неиз-вест-ные, и щед-рая ру-ка его, управ-ля-е-мая доб-рым серд-цем, все-гда го-то-ва бы-ла по-мочь нуж-да-ю-щим-ся. Ни-кто не ухо-дил от него без щед-ро-го по-да-я-ния и доб-ро-го со-ве-та.

Ва-си-лий Ива-но-вич Гряз-ное поль-зо-вал-ся осо-бым рас-по-ло-же-ни-ем свя-то-го Фила-ре-та, мит-ро-по-ли-та Мос-ков-ско-го, ко-то-рый в 1858 го-ду по-ру-чил ему как ис-крен-не-му лю-би-те-лю ино-че-ства иметь на-блю-де-ние при устро-е-нии Спа-со-Пре-об-ра-жен-ской Гус-лиц-кой оби-те-ли сов-мест-но с ее пер-вым на-сто-я-те-лем игу-ме-ном Пар-фе-ни-ем.

В ок-тяб-ре 1868 го-да Ва-си-лий Ива-но-вич Гряз-нов и Яков Ива-но-вич Ла-б-зин по-да-ли про-ше-ние о доз-во-ле-нии им устро-ить на свои сред-ства муж-ской об-ще-жи-тель-ный мо-на-стырь на пят-на-дцать че-ло-век бра-тии с ка-мен-ной трех-пре-столь-ной цер-ко-вью. В этот мо-на-стырь Ва-си-лий Ива-но-вич вы-ра-жал же-ла-ние всту-пить сам вме-сте с со-бран-ной им об-щи-ной. 8 но-яб-ря 1868 го-да на про-ше-ние по-сле-до-вал от-каз, так как сред-ства, жерт-ву-е-мые устро-и-те-ля-ми на со-дер-жа-ние мо-на-сты-ря, бы-ли при-зна-ны недо-ста-точ-ны-ми и не ограж-ден-ны-ми от слу-чай-но-стей, а рас-по-ло-жен-ная сре-ди фаб-рич-ных за-ве-де-ний мест-ность, в ко-то-рой пред-по-ла-га-лось по-стро-ить мо-на-стырь, при-зна-на неудоб-ной для по-ме-ще-ния мо-на-ше-ству-ю-щих, толь-ко еще на-чи-на-ю-щих мо-на-стыр-скую жизнь.

Хло-по-ты об устрой-стве мо-на-сты-ря в Пав-лов-ском По-са-де бы-ли воз-об-нов-ле-ны в ян-ва-ре 1869 го-да, но так-же не встре-ти-ли под-держ-ки со сто-ро-ны епар-хи-аль-но-го на-чаль-ства. От-каз на оче-ред-ное про-ше-ние был по-лу-чен Яко-вом Ива-но-ви-чем Ла-б-зи-ным через несколь-ко дней по-сле кон-чи-ны Ва-си-лия Ива-но-ви-ча.

Со вре-ме-нем чис-ло об-ра-ща-ю-щих-ся с мо-лит-вой за по-мо-щью к по-чив-ше-му пра-вед-ни-ку ста-ло все бо-лее умно-жать-ся. Мно-гие пра-во-слав-ные жи-те-ли Пав-лов-ско-го По-са-да име-ли у се-бя его порт-ре-ты, крат-кое жи-тие, со-став-лен-ное про-то-и-е-ре-ем Сер-ги-ем Цвет-ко-вым, и ожи-да-ли про-слав-ле-ния пра-вед-ни-ка в ли-ке свя-тых.

Ожи-да-ни-ям этим в то вре-мя не да-но бы-ло сбыть-ся. На-сту-пи-ла ре-во-лю-ция, и на-ча-лись го-не-ния на Рус-скую Пра-во-слав-ную Цер-ковь. В 1919-1920 го-дах по всей Рос-сии без-бож-ная власть про-во-ди-ла кам-па-нию по вскры-тию мо-щей. В ок-тяб-ре 1919 го-да со-труд-ни-ки гу-берн-ской ЧК про-из-ве-ли в По-кров-ско-Ва-си-льев-ском мо-на-сты-ре обыск, во вре-мя ко-то-ро-го бы-ли изъ-яты его порт-ре-ты, крат-кое жи-тие, а так-же ков-чег с хра-нив-ши-ми-ся в нем нетлен-ны-ми пер-ста-ми Ва-си-лия Ива-но-ви-ча.

16 ок-тяб-ря 1920 го-да в за-ле быв-ше-го ре-аль-но-го учи-ли-ща был устро-ен «суд» над по-чив-шим пра-вед-ни-ком, а так-же над те-ми, кто по-чи-тал его за бла-го-че-сти-вую жизнь. Це-лью су-да бы-ло уга-сить в ве-ру-ю-щем на-ро-де лю-бовь к нему и пре-кра-тить его по-чи-та-ние, од-на-ко эти пла-ны не осу-ще-стви-лись.

В на-сто-я-щее вре-мя воз-ро-ди-лась По-кров-ско-Ва-си-льев-ская оби-тель, где по-чи-ва-ют мо-щи свя-то-го и не пре-кра-ща-ет-ся его по-чи-та-ние.

Василий Грязнов


икона святого праведника Василия Павлово-Посадского
имя в миру Василий Иванович Грязнов
родился 21 февраля ст.ст.
умер 16 февраля Ст.ст.
в Павловском Посаде
почитается в Русской Православной Церкви
прославлен 7 августа
в лике праведного
главная святыня мощи праведного в Павловском Посаде
день памяти 1 марта н.ст.
покровитель простых людей и бизнесменов
труды возвращение старообрядцев в лоно Церкви
подвижничество монашеский образ жизни в миру

Святой праведный Василий Павлово-Посадский

Грязнов, Василий Иванович

Место рождения

Детство

Отец Василия, Иван Семёнович, был крестьянином. Мать, Евдокия Захаровна занималась воспитанием детей. Образование мальчик получил домашнее, грамоте и чтению учился по Часослову и Псалтири , унаследовав от родителей глубокую веру и любовь к Богу.

Юность и искушения

Поступив работать на фабрику, неокрепший духовно, деревенский юноша окунулся в мир порока и страстей. Общаясь с фабричной молодежью, Василий начал пить вино. Пороки завладевали душой, а добродетели ослабевали. Но он осознавал своё падение и оплакивал свои грехи. Однако снова падал под воздействием дурной компании и слабой силой воли. Каясь в своих грехах, Василий называл себя грязным, и это прозвище укоренилось за ним. С тех пор его стали называть Василий Грязнов. Составительница жития будущего праведника Ольга Яковлевна Лабзина так описывала его состояние:

«…Но враг нашел, чем его искусить: сотоварищество с порочными фабричными мальчишками внушило ему, что теперь он может и свои заработанные деньги употребить, как он хочет сам, и он стал пить вино, и благое рассуждение стало его по временам оставлять… …он плакал, но невольно опять падал; при падении вновь плакал, вновь рыдал, вновь просил прощения у Бога и у родителей своих, -- и тогда, в порыве сознания и огорчения, он сам прозвал себя Грязным. Почему он впоследствии сам себя прозвал Грязновым, и это прозвище осталось у него навсегда.»

Исправление

Видя стремление к исправлению Василия, Господь направил его на путь спасения, вернул заблудшую овцу в ограду церковную. Однажды один из его фабричных товарищей стал хулить икону Божией Матери и внезапно скоропостижно скончался. Василий услышал голос, сказавший ему: «если ты не исправишься, то и тебе предстоит такая же смерть». С этого момента он усилил покаянные молитвы и вскоре исправил греховный образ жизни. Одной ночью во время молитвы он услышал голос, повелевающий ему отправиться в Николаевскую Берлюковскую пустынь.
Настоятелем монастыря был последователь учеников Паисия Величковского отец Венедикт. Попостившись и причастившись в монастыре, Василий получил духовное наставление от отца Венедикта в духовном делании. После этого он коренным образом изменился. Он стал регулярно посещать храм Божий. Часто исповедоваться и причащаться. Избегать увеселительных сборищ и проводить свободное время в обществе благочестивых людей.

Духовные дарования

прижизненный портрет

Помощь ближним

Благочестивая жизнь усилила его религиозные чувства и любовь к ближним. Вскоре у Василия стали проявляться духовные дары, знание вещей невидимых. К нему стали обращаться люди со своими скорбями бедами. Василий утешал их и помогал перенести трудности. Видя греховные немощи других, он сам плакал и других плакать заставлял. Василий стал добрым другом и помощником бедным, защитником притесненных, опытным советником в трудных делах.

Обращение старообрядцев

В XIX веке в окрестностях Павловского Посада жили старообрядцы в большом количестве. Открытость и искренность Василия, его праведная жизнь и любовь к ближнему привлекали внимание старообрядцев. Василий вёл миссионерскую деятельность среди них. Его проповедь приносила обильные плоды. Около 7 тысяч раскольников вернулись в лоно церкви благодаря праведнику.
За это ему пришлось пострадать от влиятельных купцов-староверов. Они распространяли лживые слухи о причастности Василия к ереси . Но Господь сохранил своего угодника от нападок врагов.

Явление святого Харлампия

Василий имел желание к тихой созерцательной жизни. Но миссионерская деятельность рассеивала внимание. Он скорбел и желал оставить это дело.
Однажды на пути в одно село ему явился

Святой праведный Василий родился в 1816 году в деревне Евсеево Богородского уезда Московской Губернии. Его отец Иван Семенович, был крестьянином. Мать, Евдокия Захаровна, занималась воспитанием своих детей. Село Вохна (ныне Павловский Посад), в пяти верстах от которого находилась деревня Евсевьево, было когда-то вотчиной Троице-Сергиевой Лавры , и посему жители этих мест отличались набожностью и благочестием и имели особенную веру и любовь к преподобному Сергию Радонежскому.

Василий Иванович получил домашнее образование, грамоте и чтению учился по Часослову и Псалтири. Глубокое религиозное чувство он унаследовал от родителей, с малых лет явил себя боголюбивъш отроком, умным и кротким и добронравным и с восьми лет с особенной радостью встречал Великий пост,

В юности он поступил работать на фабрику и соприкоснулся со средой фабричной молодежи. Дух мира сего стал тревожить его неокрепшую душу, дурное сообщество фабричных подростков толкало на путь порока, навыки добродетельной жизни, усвоенные в семье, стали ослабевать, а благое рассуждение стало его по временам оставлять. Заработанные деньги Василий стал употреблять по своему произволению, начал пить вино. Голос совести в душе звал его к покаянию; он оплакивал свои грехи, но вновь невольно падал и просил прощения у Бога, В скорби от сознания греховности своей жизни он сам прозвал себя грязным, это прозвище и осталось за ним навсегда.

То, что Василий не оставлял молитвы и чтения духовных книг, часто становилось предметом насмешек со стороны его товарищей. Не разделяя и не понимая его покаянной настроенности, беспечные товарищи спрашивали его: «Что с тобой, Вася? О чем ты так плачешь?» «Загробная жизнь должна быть предметом наших дум», - отвечал он.

Излюбленным местом в Священном Писании становятся для него слова святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2, 15-16).

Василий Иванович и близкие ему по духовной настроенности люди, ищущие истинного благочестия, стали собираться вместе для чтения Священного писания и святоотеческих книг. Они усердно посещали храм, говели, исповедовались и причащались Святых Христовых Тайн, Памятуя о том, что у христиан «все должно быть благопристойно» (Шор. 14,40), сторонились увеселительных народных сборищ.

Местный милионер купец Широков, которого Василий Иванович обличал в тайной приверженности к расколу, стал распространять слухи о том, что Грязнов опасен для православия, рассуждает о религии, толкует о том, чего не знает, завлекает молодежь.

В 1845 году по наущению Широкова крестьянином Хреновым был сделан донос о том, что в Павловском Посаде образовалась «секта под названием фармазонской». По Высочайшему повелению было учинено следствие. Из Москвы приехали жандармский полковник князь Хилков, исправник, стряпчий, следователь и представитель от духовенства священник Антоний. По навету Хренова Василий Иванович был арестован.

Все обвиненные в причастности к фармазонской секте отвечали, что они ни к какой секте не принадлежат, а являются чадами Православной Церкви. Однако возведенное на Василия Ивановича обвинение впоследствии было опровергнуто, смущение, произведенное клеветой, изгладилось, и противление дьявольское хотящим «благочестно жити» (2 Тили 3,12) было побеждено.

Нелицемерное благочестие и подвижническая жизнь Василия Ивановича привлекли к нему сердца многих раскольников, которые благодаря его духовно-нравственному влиянию воссоединились с Православной Церковью. Таким образом, не будучи ни монахом, ни священником, ни пустынножителем, он смог апостольски послужить своим братьям во Христе. Имея влечение к жизни молитвенной и созерцательной, Василий Иванович Грязнов, по временам очень скорбел о том, что, проходя поприще общественного служения в качестве миссионера среди старообрядцев, невольно приходится развлекать внимание во время бесед со многими людьми. Но однажды на пути в одно село явился ему священно.мученик Харлампий и возвестил, что Господу угодно, чтобы Василий Иванович и дальше не оставлял духовным советом и помощью тех, кто благодаря его участию обратился к Православной Церкви.

С тех пор Василий Иванович стал принимать в деревне Евсевьево всех обращающихся к нему за помощью. Отовсюду стекались к нему люди со своими нуждами. По свидетельству его духовного отца протоиерея Сергия Цветкова, он был добрый друг и помощник бедным, защитник притесненных и обиженных, опытный советник в делах затруднительных и приятный собеседник благочестивых людей; имея добрую душу, чистое сердце и светлый ум, он мог совместить в себе все эти качества.

Когда в 1848 году в Павловском Посаде началась эпидемия холеры, по вере и молитвам Василия Ивановича никто из обращавшихся к нему за молитвенной помощью не умер от этой болезни.

В 1840 годах другом и собеседником Василия Ивановича стал владелец платочной фабрики в Павловском Посаде Яков Иванович Лабзин. С Яковом Лабзиным, человеком молодым и богобоязненным, Василий Иванович вел душеспасительные беседы о том, что жизнь будущая необходимо связана с настоящей, что участь первой зависит от последней, что здесь время трудное, а там время успокоения, что здесь сеяние, а там жатва.

Без совета Василия Ивановича Яков Лабзин ничего не предпринимал в делах служебных. Женясь на сестре Василия Ивановича Акилине Ивановне, он убедил Василия Ивановича перейти на жительство к нему в дом. По делим службы Якову Ивановичу часто приходилось отлучаться из дома на длительное время; в его отсутствие Василий Иванович, находившийся постоянно на фабрике, надзирал за его имением, наблюдет за тем, чтобы все торговые дела совершались честно, а наипаче имел почтение о соблюдении мира и благочестия в среде фабричных рабочих. Приходящих к нему со скорбью душевною и телесною, унывающих под тяжестью своего креста он совершенно успокаивал и их тяготы как бы принимал на себя, уговаривал быть великодушными, терпеливыми.

«Все скорби мира сего еще не беда переносить, - говорил он, - а беда потерять веру в Бога, беда потерять жизнь христианскую, - это вот истинная беда, достойная плача и туги сердечной». Когда кто-либо из рабочих терпел неправду, Василий Иванович утешал его, говоря: «Терпи, переноси все. Ни на кого не обижайся. Бог за все вознаградит впоследствии». Поучения подвижника действовали плодотворно: все уходящие от него старались об исправлении своей жизни.

Когда Яков Лабзин сделал Василия Ивановича совладельцем своей фабрики, для него открылась возможность щедро благотворить нуждающимся и употреблять дарованное ему богатство на всякое благое дело, на служение ближним и Церкви Божией. По свидетельству протоиерея Сергия Цветкова, любовь Василия Ивановича к ближним была так сильна, что он не щадил ни себя, ни своего состояния. Он помогал всем и каждому, помогал всегда и везде. Благотворительность его не ограничивалась кругом людей ему известных, к нему приходили многие люди из отдаленных селений, совершенно ему неизвестные, и щедрая рука его, управляемая добрым сердцем, всегда готова была помочь нуждающимся. Никто не уходил от него без щедрого подаяния и доброго совета.

Василий Иванович Грязное пользовался особым расположением святого Филарета, митрополита Московского , который в 1858 году поручил ему как искреннему любителю иночества иметь наблюдение при устроении Спасо-Преображенской Гуслицкой обители совместно с ее первым настоятелем игуменом Парфением.

В октябре 1868 года Василий Иванович Грязнов и Яков Иванович Лабзин подали прошение о дозволении им устроить на свои средства мужской общежительный монастырь на пятнадцать человек братии с каменной трехпрестольной церковью. В этот монастырь Василий Иванович выражал желание вступить сам вместе с собранной им общиной. 8 ноября 1868 года на прошение последовал отказ, так как средства, жертвуемые устроителями на содержание монастыря, были признаны недостаточными и не огражденными от случайностей, а расположенная среди фабричных заведений местность, в которой предполагалось построить монастырь, признана неудобной для помещения монашествующих, только еще начинающих монастырскую жизнь.

Хлопоты об устройстве монастыря в Павловском Посаде были возобновлены в январе 1869 года, но также не встретили поддержки со стороны епархиального начальства. Отказ на очередное прошение был получен Яковом Ивановичем Лабзиным через несколько дней после кончины Василия Ивановича.

Со временем число обращающихся с молитвой за помощью к почившему праведнику стало все более умножаться. Многие православные жители Павловского Посада имели у себя его портреты, краткое житие, составленное протоиереем Сергием Цветковым, и ожидали прославления праведника в лике святых.

Ожиданиям этим в то время не дано было сбыться. Наступила революция, и начались гонения на Русскую Православную Церковь. В 1919 - 1920 годах по всей России безбожная власть проводила кампанию по вскрытию мощей. В октябре 1919 года сотрудники губернской ЧК произвели в Покровско-Васильевском монастыре обыск, во время которого были изъяты его портреты, краткое житие, а также ковчег с хранившимися в нем нетленными перстами Василия Ивановича.

16 октября 1920 года в зале бывшего реального училища был устроен «суд» над почившим праведником, а также над теми, кто почитал его за благочестивую жизнь. Целью суда было угасить в верующем народе любовь к нему и прекратить его почитание, однако эти планы не осуществились.

В настоящее время возродилась Покровско-Васильевская обитель , где почивают мощи святого и не прекращается его почитание.