Открытый урок по биологии «Осьминоги, кальмар, каракатицы. Особенности их строения











1 из 10

Головоногие моллюски

№ слайда 1

Описание слайда:

Презентация на тему"Головоногие моллюски" Филюткиной Лизы 7«а»

№ слайда 2

Описание слайда:

Уникальные головоногие Класс Головоногие - самые необычные, самые крупные и самые высокоорганизованные из моллюсков. Целый ряд уникальных особенностей - большая активность, способ и быстрота движения, необычайно высоко развитая нервная система, зачатки «интеллекта», набор средств защиты и нападения - ставит головоногих моллюсков выше всех остальных групп беспозвоночных и позволяет им соперничать с позвоночными животными.

№ слайда 3

Описание слайда:

Движение головоногого моллюска У кальмаров, каракатиц, осьминогов мантийная полость функционирует как реактивный двигатель. Через мантийную щель вода набирается в мантийную полость, а затем при ее сокращении с силой выбрасывается через воронку, тело моллюска движется в противоположную сторону.

№ слайда 4

Описание слайда:

Исключительно морские Головоногие моллюски - исключительно морские животные. Они играют очень важную роль в жизни океана. Будучи хищниками, они поедают огромное количество ракообразных, рыб и других организмов и, в свою очередь, сами служат пищей для многих морских позвоночных - рыб, птиц, ластоногих и китов. Самым главным врагом головоногих является гигантский зубатый кит - кашалот.

№ слайда 5

Описание слайда:

Внешние строение Тело у головоногих моллюсков двусторонне-симметричное.Оно обычно разделено перехватом на туловище и крупную голову, а нога видоизменена в расположенную на брюшной стороне воронку – мускулистую коническую трубку и длинные мускулистые щупальца, расположенные вокруг рта. У осьминогов восемь щупалец, у каракатиц и кальмаров – десять. Внутренняя сторона щупалец усажена многочисленными крупными дисковидными присосками.Туловище со всех сторон одето мантией.

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Лучшая защита от врагов-это нападение или маскировка? . Головоногие не сдаются без борьбы: они отлично вооружены. Их щупальца усажены сотнями присосок, а у многих кальмаров - также и когтями, острыми и кривыми, как у кошек. Зубов нет, но есть клюв. Роговой, крючковатый, он без труда прокусывает рыбью кожу и панцири крабов, протыкает насквозь даже прочные раковины двустворчатых моллюсков. Каракатица может раздробить клювом панцирь большого рака или череп рыбы, вдвое более крупной, чем сама. Головоногие моллюски в процессе эволюции приобрели еще более удивительное чудо-оружие - чернильную бомбу. Кальмар как бы раздваивается на глазах и недругу оставляет своего бесплотного двойника, а сам быстро исчезает.

№ слайда 8

Описание слайда:

Кровеносная система Высокоразвитая система кровообращения дает возможность головоногим достигать гигантских размеров. Только при наличии системы капилляров возможно существование очень крупных животных, так как только в этом случае обеспечивается полноценное снабжение кислородом и питательными веществами массивных органов гигантов. Кровь головоногих моллюсков имеет голубой цвет благодаря присутствию в ней дыхательного пигмента гемоцианина, содержащего медь. Гемоцианин вырабатывается в особых жаберных железах. Органами выделения служат почечные мешки, придатки жаберных сердец и сами жабры. Основной продукт обмена головоногих моллюсков - аммиак (точнее, ионы аммония) - у многих кальмаров выделяется не полностью, а частично накапливается в теле моллюсков, обеспечивая им нейтральную плавучесть.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Пищеварительная система Съеденные куски пищи затем попадают в мускулистый желудок, куда поступают пищеварительные соки, вырабатываемые печенью и поджелудочной железой. Активность ферментов этих желез очень высока, и за 4 ч пища переваривается. Всасывание происходит в слепом отростке желудка - ц е к у м е, а также в печени. Непереваренные остатки пищи поступают в кишку и выбрасываются наружу. Печень - большой овальный орган буроватого цвета, обычно расположенный впереди желудка. Она выполняет несколько функций - производит пищеварительные ферменты, в ней происходит всасывание аминокислот, она же является хранилищем запасных питательных веществ. На брюшной стороне внутренностной массы лежит чернильный мешок с протоком, который впадает в кишку. Чернильный мешок имеется у большинства головоногих.

Артюшина Ю.А.

учитель биологии







Класс головоногих

моллюсков



Задачи

  • сформировать знания учащихся об особенностях внешнего и внутреннего строения и жизнедеятельности головоногих моллюсков; происхождение моллюсков; их значение;

- развивать знания учащихся о многообразии животного мира;

-воспитывать бережное отношение к природе, ответственное отношение к изучению естественных дисциплин.


Происхождение головоногих моллюсков

белемниты

аммониты



Система органов

Особенности

Пищеварительная

Кровеносная

Органы чувств

Дыхательная система

Половая система


Система органов

Особенности

Пищеварительная

Роговые челюсти, чернильный мешок

мозг

Кровеносная

почти замкнутая, состоит из артерий, капилляров, вен и сердца. Сердце состоит из двух предсердий и желудочка, гемоцианин

Органы чувств

Хорошо развиты глаза, органы равновесия и химического чувства, светочуствительные клетки

Дыхательная система

Одна пара жабр, расположенных в мантийной полости, они же обеспечивают газообмен в организме животного.

Половая система

Раздельнополые. Выражен половой диморфизм. Развитие прямое




Автотомия, т.е. самокалечение .

При случае прочные щупальца сокращаются с такой силой, что сами себя разрывают. Щупальце отваливается, словно отрезанное ножом и хищник получает его в виде выкупа за жизнь .


У всех головоногих моллюсков под кожей расположены эластичные, как резина, клетки. Они набиты краской, словно акварельные тюбики. Научное название этих клеток – хроматофоры. Хроматофоры содержат черные, коричневые, красно-бурые, оранжевые и желтые пигменты. Раздраженный осьминог из пепельно-серого через секунду может стать черным и снова превратиться в серого.

Мастера маскировки




Выберите те слова, которые относятся к теме «Головоногие моллюски»:

половой диморфизм, мантия, фильтратор,

голубая «кровь», развитый головной мозг, жемчуг, соленость вод 33%, нога с широкой мускулистой подошвой, легкие, сперматофоры, дыхательное отверстие, чернильная железа, аргонавт, роговые челюсти, биссус, беззубка, реактивный способ движения, мускул – замыкатель, ядовитые слюнные железы .


половой диморфизм , мантия, фильтратор,

голубая «кровь», развитый головной мозг , жемчуг, соленость вод 33%, нога с широкой мускулистой подошвой, легкие, сперматофоры , дыхательное отверстие, чернильная железа, аргонавт,

роговые челюсти , биссус, беззубка, реактивный способ движения , мускул – замыкатель , ядовитые слюнные железы


Домашнее задание

§ 23, составить кроссворд по теме головоногие

творческое задание:

- найти художественные произведения, где говорилось бы о головоногих,

-интересные факты о головоногих моллюсках .


Учитель биологии ГБОУ СОШ №1022 Криулина И.В.

Тема: «Класс Головоногие моллюски»

Цель:Познакомить учащихся с разнообразием, образом жизни, строением головоногих моллюсков

Задачи:

  • сформировать знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности головоногих моллюсков;
  • развивать знания учащихся о многообразии животного мира;
  • воспитывать бережное отношение к природе

Запись на доске новых понятий: «гемоцианин», «статоцисты», «половой деморфизм», «автотомия», «хроматофоры», «амбра».

Тип урока: изучение новой темы

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент (наличие на столах учащихся необходимых принадлежностей, приветствие).

2.Опрос домашнего задания : «Что было задано на дом?», «Какие вопросы возникли по домашнему заданию?». Выполнение заданий по карточкам с учетом индивидуального подхода.

1 вариант

1) Моллюски обитают:

А – только в море;

Б – только в пресных водоёмах;

В – в море, пресных водоёмах и на суше ;

Г – только на суше

2) Мантия представляет собой:

А – кожную складку, расположенную под раковиной ;

Б – орган передвижения;

В – защитную раковину;

Г – отдел тела моллюска.

3) Двустворчатые моллюски – обитатели воды имеют :

А – жабры ;

Б – легкое;

В – не имеют органов дыхания;

Г – не дышат, так как створки плотно закрыты.

4) Из перечисленных животных к брюхоногим моллюскам относят :

А – виноградную улитку ;

Б – беззубку;

В – устрицу;

Г – осьминога.

5) К органам выделения большого прудовика относят :

А – печень;

Б – почку ;

В – кишечник;

Г – анальное отверстие.

6) Раковину, образованную двумя створками, имеют :

А – перловицы, беззубки, мидии ;

Б – кальмары, каракатицы, осьминоги;

В – прудовики, катушки, рапаны;

Г – слизни, виноградные улитки.

7) Наземные улитки питаются преимущественно :

А – растительной пищей ;

Б – различными беспозвоночными животными;

В – моллюсками других видов;

Г – перегнивающими растительными остатками.

1) Моллюски имеют двухстороннюю симметрию тела.

2) Голова может отсутствовать у моллюсков, ведущих сидячий или малоподвижный образ жизни.

3) Кровеносная система моллюсков незамкнутая.

2 вариант

№1: в каждом задании выберите один верный ответ:

1) Раковина моллюсков состоит из:

А – извести;

Б – только из рогоподобного вещества;

В – из извести и рогоподобного вещества;

Г – из рогоподобного вещества, извести и перламутра .

2) Единую раковину, в виде башенки, завитка или другой формы имеют :

А – «корабельные черви»;

Б – жемчужницы, морские гребешки, устрицы;

В – осьминоги, кальмары, каракатицы;

Г – катушки, прудовики, виноградные улитки.

3) Тело у моллюсков :

А мягкое, не разделенное на членики ;

Б – мягкое, заметно разделенное на членики;

В – имеет плотный покров из слизи;

Г – имеет плотный хитиновый покров.

4) Тело двустворчатых моллюсков разделено на :

А – голову, туловище и мускулистую ногу;

Б – голову, щупальца и туловище;

В – туловище и мускулистую ногу ;

Г – голову и туловище.

5) Прудовики, живущие в пресных водоёмах :

А – фильтруют воду, очищая её от одноклеточных водорослей;

Б – способствуют очищению водоёмов от нитчатых водорослей ;

В – являются хищниками;

Г – служат промежуточными хозяевами различных ленточных червей.

6) Беззубки и перловицы в водоёмах:

А – очищают воду от различных взвешенных в ней мелких организмов и остатков ;

Б – сокращают численность мелких ракообразных;

Г – способствуют распространению нитчатых водорослей.

7) Моллюски произошли от древних :

А – кишечнополостных;

Б – плоских червей;

В – круглых червей;

Г – кольчатых червей.

№2: вставьте в предложения пропущенные слова:

1) В отличие от кольчатых червей, тело моллюсков не сегментировано.

2) Тело моллюска покрыто кожной складкой – мантией.

3) Между мантией и телом находится мантийная полость .

3. Изучение новой темы Головоногие – самые необычные, крупные, хищные и самые совершенные из моллюсков. Головоногие достигли высокой степени развития. Это своего рода приматы среди беспозвоночных обитателей моря. Внешне, на первый взгляд, головоногие моллюски ничем не напоминают своих родичей – улиток и ракушек. . Головоногими эти животные были названы потому, что на голове у них расположены щупальца, или «руки», которые называют также и «ногами», потому что моллюски часто ходят на них по дну, как на ходулях.

Все головоногие моллюски – исключительно морские животные. Обитают они только в океанах и полносоленых морях. Особенно многочисленны они в тропической и субтропической области и в умеренных широтах. Моллюски, как и многие рыбы, свободно плавают в толще воды, другие предпочитают прятаться на дне.

Размеры головоногих моллюсков очень разнообразны – от 1см до 18м. Тело головоногих моллюсков двусторонне-симметричное, раковина у них недоразвитая и носят они её не снаружи, а под кожей спины. Недоразвитость или даже исчезновение раковины связано с большой скоростью передвижения моллюсков.

Интересен способ передвижения головоногих моллюсков: перекачивая через себя воду, головоногий моллюск скользит в лазурных водах, точно ракета задним концом тела вперед реактивным способом. Скорость при этом может достигать 50 км/ч.

Внутреннее строение головоногих моллюсков представлено различными системами органов. Рассмотрим его на примере осьминога.

Пищеварительная система состоит из ротового отверстия, в нем имеются роговые челюсти, изогнутые как клюв попугая. В глотке расположен язык, а на нем – терка, при помощи которой животное измельчает пищу. В глотку же впадают протоки ядовитых слюнных желез. От глотки к желудку тянется тонкий пищевод. По пути он насквозь пронзает мозг. Есть печень и поджелудочная железа. Пищеварительные соки, которые они выделяют, за четыре часа переваривают пищу. Длинная кишка, следующая за желудком оканчивается анальным отверстием.

Основная пища головоногих моллюсков – рыбы, крабы и ракушки. Но многие виды едят и падаль. Едят они и друг друга. И не всегда голод служит причиной каннибализма. Поэтому еще Аристотель, раздумывая над такими дурными обычаями решил, что моллюски едят друг друга, чтобы поддерживать в себе жизненную силу: осьминог, не отведавший осьминожьего мяса, будто бы хиреет и умирает.

Дыхательная система моллюсков представлена одной парой жабр, расположенных в мантийной полости, они же обеспечивают газообмен в организме животного.

Кровеносная система у головоногих моллюсков почти замкнутая, состоит из артерий, капилляров, вен и сердца. Сердце состоит из двух предсердий и желудочка и бьётся 30 – 36 раз в минуту. Кровь у моллюсков необычная – голубая. Вместо гемоглобина (как у млекопитающих животных) кровь головоногих моллюсков содержит гемоцианин. Медь, входящая в состав гемоцианина, и придает их крови синеватый цвет.

Почка – это орган выделения головоногих моллюсков, расположена она в непосредственной близости с половой железой.

Нервная система головоногих моллюсков сложнее, чем у всех других беспозвоночных животных и достаточно высокоспециализированна. Клетки мозга со всех сторон плотно облегают пищевод. Поэтому моллюски, несмотря на очень хищные аппетиты, не могут проглотить добычу крупнее лесного муравья. Вот тут им на помощь и приходит терка, которой они приготавливают «пюре» из крабов и рыб.

У головоногих хорошо развиты органы чувств). Глаз осьминога мало отличается от глаза млекопитающего или даже человека. Ни у кого из обитателей моря нет таких зорких глаз, как у осьминога и его родичей. Только глаза совы, кошки да человека могут составить им конкуренцию. На одном квадратном миллиметре сетчатки глаза осьминога насчитывается около 64 тыс. воспринимающих свет зрительных элементов. И размер глаз у головоногих моллюсков рекордный. Глаз каракатицы лишь в 10 раз меньше её самой, для сравнения – у тридцатиметрового голубого кита глаз не превышает в длину 10 – 12см.

Чувство вкуса у осьминога настолько развито, что он, видимо, и врагов распознает на вкус. Вся внутренняя поверхность щупалец и каждая присоска участвуют в дегустировании пищи.

Если разрезать хрящевой череп осьминога, внутри можно найти два пузырька с заключенными в них кристалликами извести. Это статоцисты – органы слуха и равновесия.

По поводу размножения нужно сказать, что головоногие моллюски – раздельнополые животные. Присутствует тут и такое явление как половой деморфизм, т.е. различия в строении тела и размерах самца и самки. Оплодотворение происходит в мантийной полости самки. Яйца у головоногих моллюсков крупные богатые желтком Насиживающие самки ничего не едят около двух месяцев, иногда и больше, пока не выведут детенышей, которых они также охраняют, чистят и обеспечивают им приток свежей воды. Обычно головоногие моллюски размножаются раз в жизни, после чего погибают.

У головоногих моллюсков существует множество защитных приспособлений: их щупальца усажены сотнями присосок, а многих кальмаров – также и когтями как у кошек, зубов нет, но есть клюв. Четырех, - шестикилограммовые кальмары легко перекусывают проволочную леску спиннинга. Есть в арсенале защитных приспособлений древнейшее средство страхования жизни – автотомия, т.е. самокалечение. При случае прочные щупальца сокращаются с такой силой, что сами себя разрывают. Щупальце отваливается, словно отрезанное ножом и хищник получает его в виде выкупа за жизнь.

Головоногие моллюски в процессе эволюции приобрели еще более удивительное чудо-оружие – чернильную бомбу. В минуту опасности моллюски выбрасывают струю чернильной жидкости. Чернила расплываются в воде густым облаком, и под прикрытием «дымовой завесы» моллюск благополучно удирает. Чернила вырабатывает особый орган – грушевидный вырост прямой кишки – чернильный мешок. Не все содержимое чернильного мешка выбрызгивается за один раз. Обыкновенный осьминог может ставить «дымовую завесу» шесть раз подряд, а через полчаса уже полностью восстанавливает весь израсходованный запас чернил. Наблюдения показали, что выброшенные чернила растворяются не сразу, не раньше, чем на что-нибудь наткнутся.

У всех головоногих моллюсков под кожей расположены эластичные, как резина, клетки. Они набиты краской, словно акварельные тюбики. Научное название этих клеток – хроматофоры. Хроматофоры содержат черные, коричневые, красно-бурые, оранжевые и желтые пигменты. Раздраженный осьминог из пепельно-серого через секунду может стать черным и снова превратиться в серого. Если бы кому-нибудь пришло в голову устроить состязание хамелеонов, первый приз наверняка получила бы каракатица.

Головоногие моллюски – довольно разнообразные животные. Перед вами лишь некоторые представители этих животных Немаловажно хозяйственное значение головоногих моллюсков. Их издавна употребляют в пищу. Однако из шестисот видов головоногих моллюсков объектами интенсивного промысла служат всего лишь один – два десятка. По основным показателям питательности – калорийности и белковому составу – кальмары, особенно консервированные, превосходят всех других употребляемых в пищу моллюсков и даже некоторых рыб. Они незначительно уступают говяжьему мясу и телятине.

Мелких кальмаров в Японии не выбрасывают, а используют для удобрения, корма скота и птицы.

Драгоценная амбра – воскоподобное вещество, которое используют в парфюмерии как закрепитель аромата духов, образуется из уплотненных и прошедших определенную стадию разложения клювов кальмаров.

4. Закрепление изученного .

  • Формулировка вывода к уроку: "Головоногие моллюски представляют собой немногочисленную группу высокоорганизованных животных, отличающихся наиболее совершенным среди других моллюсков строением и сложным поведением" работа в рабочих тетрадях

5. Подведение итогов урока .

  • Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
  • Оценивание знаний учащихся (с комментарием).

6. Домашнее задание

Средняя общеобразовательная школа № 16

Открытый урок на тему:

« »

Подготовила: Учитель биологии Казмуканова Б.Е.

Дата проведения: 23.11.2015 год

Уральск-2015

Тема: « Осьминоги, кальмар, каракатица. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение. »

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с многообразием головоногих моллюсков.

2.Раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности головоногих моллюсков.

3.Показать их значение в природе и жизни человека.

Образовательные:

Изучить особенности строения и жизнедеятельности головоногих моллюсков.

Раскрыть роль головоногих моллюсков в природе и практическое значение для человека.

Развивающая:

Развивать у учащихся умение анализировать, сравнивать, обосновывать особенности строения головоногих моллюсков в связи со средой их обитания.

Воспитательная:

Воспитывать любовь ко всему живому через раскрытие роли головоногих моллюсков в природе и жизни человека.

Структура урока

    Организационный момент 1 мин

    Психологический настрой 1 мин

    Актуализация знаний 7 мин

    Изучение новой темы 10 мин

    Закрепление новой темы 15 мин

    Вторичное закрепление (лист обратной связи) 5 мин

    Сообщение учащихся 5 мин

    Рефлексия 1 мин

    Домашнее задание 1 мин

Ход урока

1.Организационный момент (2 мин)

Эпиграф к уроку:

Друзья мои! Я очень рад!

Войти в приветливый ваш класс

И для меня же награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю; в классе каждый гений,

Но без труда талант не впрок,

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сочиним урок.

2.Приветствие (психологический настрой)

Ребята чтобы настроится наурока, разрешите мне подарить частичку своего тепла. Я желаю чтобы сегодня на уроке у вас было хорошее настроение. Далее дети друг другу говорят пожелания на урок.

Ребята прошу вас разделится на группы. В самом начале ученики садятся по своим рядам в большие группы из парт. Далее при помощи жребия происходит деление на группы.

Для этого прошу вас подойти к парте и взять листы с указанными рисунками, образуются три группы Кальмары, Каракатицы, и Осьминоги. (В коробочке жребий)

1.Как называется сладка кожи тела у моллюсков?

Ответ: Мантия

2. Между телом и мантией находится?

Ответ: Мантийная полость

3.Какие особенности появились в пищеварительной системе моллюсков?

Ответ: Ротовая полость – глотка с языком (покрытая острыми зубчиками-терка ) – пищевод – желудок с железой (печень)– средняя и задняя кишка – анальное отверстие.

4.У моллюсков впервые появляется особая железа?

Ответ: Печень

5.Особенности кровеносной системы у моллюсков?

Ответ: Кровеносная система открытого типа, имеют двухкамерное (у брюхоногих) и трехкамерное (у двустворчатых) сердце. У большинства кровь бесцветная, только у головоногих кровь голубого цвета.

6.Как осуществляется дыхание у моллюсков?

Ответ: Моллюски обитающие на суше дышат легкими, моллюски которые обитают в воде дышат жабрами находящимися под мантией.

7.Виды брюхоногих моллюсков?

Ответ: Горошинка, шаровка, лужанка, прудовик, катушки, виноградная улитка, голый слизень

8.Нервная система моллюсков?

Ответ: Сложное скопление нервных узлов образует мозг, узлового типа.

9.Виды двустворчатых моллюсков?

Ответ: Мидии, беззубки, устрицы, морские гребешки, жемчужницы

10.Главная функция и значение двустворчатых моллюсков?

Ответ: Фильтраторы воды. Устрица за час отфильтровывает 10 л воды, также пища для многих рыб, деликатесы, объекты промысла (пуговицы, бусы, украшения, кормовая мука), ракушечник – пористый известняк в строительстве.

11. Какие классы входят в тип Моллюски.

Ответ: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие.

3.Изучение новой темы

Задача нашего урока: выяснить не только строение головоногих моллюсков на примере трех видов, но и поговорить о том, также какую роль они играют в природе и в жизни человека. Сообщаю цель и тему урока: Тема: « Осьминоги, кальмар, каракатица. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение. »

Ученик: Легенда о «Кракене» морском чудовище с щупальцами (сообщение учащегося, опережающее задание по новой теме)

В фольклоре скандинавских народов с незапамятных времен известна легенда о кракене - огромном чудовище, живущем в море и держащем в своих щупальцах всю землю. В минуту плохого настроения он занимается тем, что губит мореплавателей, втягивая их в свои владения вместе с судном. Легенды о морском чудовище гигантских размеров бытовали среди моряков несколько столетий. В октябре 1873 года трое рыбаков – двое взрослых и двенадцатилетний мальчик – ловили сельдь в районе острова Ньюфаундленд. Вдруг они заметили огромный предмет, проплывающий мимо. Решив, что это обломок корабля, рыбаки стали грести к нему, и один из них ударил его багром. «Обломок» ожил, выбросил над водой две гигантские руки – щупальца и обхватил ими баркас. Затем чудовище стало погружаться в воду, увлекая за собой лодку.

Рыбаков сковал ужас. Лодка быстро наполнилась водой. Еще несколько секунд, и они бы пошли на дно. Но двенадцатилетний мальчик – его звали Том Пикот – оказался более смелым, чем взрослые мужчины. Он схватил топор и обрубил оба щупальца. Лодка выпрямилась. Кальмар выпустил из своего тела какую-то темно-фиолетовую жидкость, от которой вода вокруг лодки сразу потемнела. Мальчик был готов продолжать борьбу, но чудовище, не возобновив атаки, стало погружаться в воду и скрылось.

Перепуганные рыбаки изо всех сил гнали лодку к берегу. Они привезли домой два обрубка щупалец. Эти щупальца – одно из самых ценных приобретений зоологической науки того времени. С этого момента началось действительно научное изучение кракена.

Вот такая легенда известна нам издавна, которая гласит о появлении чудовищ в море с щупальцами.

Рассказ учителя:

И как обычно мы переходим к систематике. Составляем систематику вместе с детьми по головоногим моллюскам. И проверяем по слайду.

Надцарство Клеточные

Империя Эукариоты

Царство Животные

Подцарство Многоклеточные

Тип Моллюски

Класс Головоногие моллюски

Род Кальмар

Вид Тихоокеанский кальмар

Род Осьминог

Вид Обыкновенный осьминог

Род Каратица

Вид Лекарственная каракатица

Головоногие – самые необычные, крупные, хищные и самые совершенные из моллюсков. Головоногие достигли высокой степени развития. Головоногими эти животные были названы потому, что на голове у них расположены щупальца, или «руки», которые называют также и «ногами», потому что моллюски часто ходят на них по дну, как на ходулях.

Все головоногие моллюски – исключительно морские животные. Обитают они только в океанах и полносоленых морях.

Размеры головоногих моллюсков очень разнообразны – от 1см до 18м. Тело головоногих моллюсков двусторонне-симметричное, раковина у них недоразвитая и носят они её не снаружи, а под кожей спины. Недоразвитость или даже исчезновение раковины связано с большой скоростью передвижения моллюсков.

Интересен способ передвижения головоногих моллюсков: перекачивая через себя воду, головоногий моллюск скользит в лазурных водах, точно ракета задним концом тела вперед реактивным способом. Скорость при этом может достигать 50 км/ч.

Нервная система головоногих так же более совершенна, чем у других моллюсков. Нервные узлы слились образовав окологлоточную нервную массу – мозг, от которого отходят два крупных нерва.Органы чувств головоногих очень хорошо развиты. Например, глаза так же совершенны, как и глаза позвоночных животных. Так же имеются органы химического чувства, равновесия, а в коже расположены осязательные, светочувствительные и даже вкусовые клетки.

Дышат головоногие с помощью жабр, расположенных в мантийной полости.

Кровеносная система головоногих почти замкнутая, а сердце состоит из 3 камер (1 желудочка и двух предсердий).

У головоногих моллюсков существует множество защитных приспособлений: их щупальца усажены сотнями присосок. Четырех, - шестикилограммовые кальмары легко перекусывают проволочную леску спиннинга.

Головоногие моллюски в процессе эволюции приобрели еще более удивительное чудо-оружие – чернильную бомбу. В минуту опасности моллюски выбрасывают струю чернильной жидкости. Чернила расплываются в воде густым облаком, и под прикрытием «дымовой завесы» моллюск благополучно убегает. Чернила вырабатывает особый орган – грушевидный вырост прямой кишки – чернильный мешок. Не все содержимое чернильного мешка выбрызгивается за один раз. Обыкновенный осьминог может ставить «дымовую завесу» шесть раз подряд, а через полчаса уже полностью восстанавливает весь израсходованный запас чернил. Наблюдения показали, что выброшенные чернила растворяются не сразу, не раньше, чем на что-нибудь наткнутся.

У всех головоногих моллюсков под кожей расположены эластичные, как резина, клетки. Они набиты краской, словно акварельные тюбики. Научное название этих клеток – хроматофоры . Хроматофоры содержат черные, коричневые, красно-бурые, оранжевые и желтые пигменты. Раздраженный осьминог из пепельно-серого через секунду может стать черным и снова превратиться в серого .

После оплодотворения самка устраивает в норе или пещерке гнездо и откладывает в нем несколько тысяч яиц, которые при помощи слизи прикрепляет к потолку и стенам норы связками-гроздьями. И с этого момента уже неотлучно находится при яйцах, постоянно перебирая их, омывая свежей водой и отгоняя от гнезда хищников. «Высиживание», в зависимости от вида, может продолжаться 12 и более месяцев. Все это время самка ничего не ест, рационально используя запас питательных веществ, накопленных в печени. А к моменту вылупления осьминожков самка может и вовсе погибнуть.

Теперь вы самостоятельно в группах пользуясь текстом учебника и дополнительной литературой запишите в постер особенности внутреннего строения головоногих.

Закрепление новой темы (10 мин)

Первая группа – Кальмары, вторая группа – Каракатицы и третья группа – Осьминоги. Далее на слайдах высвечиваются задания по группам. На подготовку – 5 минут, выступление – 3 минуты.

Взаимооценивание между группами (карточки, либо стикеры)

№ 1 группу оценивает № 3

№ 2 группу оценивает № 1

№ 3 группу оценивает № 2

Задание №1 группе

1.Особенности строения Кальмаров

2.Передвижение, питание, поведение кальмаров.

Задание №2 группе

1.Особенности строения Каракатиц.

2.Передвижение, питание, поведение каракатиц.

3.Роль в биоценозе и практическое значение

Задание №3 группе

1.Особенности строения Осьминогов.

2.Передвижение, питание, поведение осьминогов.

3.Роль в биоценозе и практическое значение

Учитель: Вывод по данной работе в группах

5.Сообщение учащихся по новой теме (опережающее задание)

Творческое задание

1.Самый необычный моллюск на всей планете

2.Интересные факты о головоногих моллюсках

6.Вторичное закрепление

Лист обратной связи

1.Мы сегодня на уроке изучили …

2.Мы справились хорошо …

3.Мы хотим больше узнать о?

4.Больше всего мне понравилось …

7.Рефлексия (Сигнальные карточки либо стикеры на уроке)

Оценки за урок, оценивание учащихся.

8.Домашнее задание

1.Творчесое задание «Рисунок-моллюск моими глазами»

2.Составление кроссворда, ребуса по теме «Моллюски».

К головоногим моллюскам относятся кальмары, каракатицы, осьминоги (спруты) – всего около 700 современных видов. Головоногие – самые необычные, самые крупные и самые высокоорганизованные из моллюсков, у них нет даже раковины, столь типичной для мягкотелых. Обитают эти животные исключительно в океанах и морях, содержание соли в воде которых составляет не менее 33%. Поэтому их нельзя встретить ни в Черном, ни в Балтийском морях. Проблемный вопрос: почему головоногие так резко отличаются от других моллюсков и в чем выражается их более высокая организация?


Особенности строения У головоногих моллюсков большого совершенства достигают кровеносная система, головной мозг, окруженный хрящевым черепом, и органы чувств, особенно глаза. Тело головоногих моллюсков двустороннесимметрично, с обособленной головой и венцом из 8 или 10 щупалец (« рук »), окружающих рот. Щупальца являются частью измененной и смещенной на голову ноги (отсюда название), служат для схватывания добычи и передвижения и у большей части представляют мускулистые органы, снабженные присосками, а иногда роговыми крючьями. Кожная складка мантия на брюшной стороне ограничивает мантийную полость. У щелевидного входа в мантийную полость лежит мускулистый орган воронка, обращенная узким концом наружу, которая также является видоизменённой частью ноги. Вода, входящая в мантийную полость, сокращением мышц мантии выбрасывается с силой через воронку. При этом животное, получая толчок, движется по принципу ракеты задним концом тела вперёд. Из современных Г. м. наружную раковину имеет только кораблик (См. Кораблики). У остальных Г. м. тело голое, у некоторых под кожей сохраняются остатки раковины обычно в виде известковой или роговой пластинки. Размеры Г. м. от 1 см до 18 м. Кораблики


Головоногие моллюски РазмножениеПитание Головоногие моллюски раздельнополы. Мужские половые продукты заключены в капсулы Сперматофоры. Особым щупальцем гектокотилем (См. Гектокотиль) самец захватывает сперматофор и переносит его в мантийную полость самки. Оплодотворённые яйца, одетые толстой оболочкой, самка прикрепляет к подводным предметам. Из яйца выходит маленькое, но уже сформированное животное. Сперматофоры Гектокотиль Г. м. хищники, питающиеся преимущественно рыбой, хотя донные Г. м. поедают также ракообразных и моллюсков. Сами Г. м., в свою очередь, служат пищей главным образом млекопитающих, особенно кашалотов (которые поедают иногда даже гигантских кальмаров), а также кормом некоторых морских птиц. Многие Г. м. (например, кальмары, каракатицы, осьминоги) употребляются в пищу человеком и являются предметом промысла.


Головоногие моллюски К головоногим принадлежат каракатицы, кальмары и осьминоги. Эти животные обладают такой высокой организацией, так что их называют приматами моря. Название « головоногие » означает, что мускулистый орган движения - нога, расположен у них в головном отделе. У этих животных нога преобразовалась в целый венец из щупалец. У ныне живущих головоногих внутренняя раковина или исчезла совсем, или редуцировалась до прозрачной стрелки у кальмаров. Только у каракатиц, наиболее примитивных головоногих, еще можно найти ее рудимент, так называемая « кость каракатицы », широко используемая на разные цели в Юго - Восточной Азии. На юге Приморья в береговых выбросах можно найти белые, словно сделанные из тончайшего пенопласта, овальные поплавки длиной см - Это все, что осталось от каракатицы.





Кораблики или наутилусы это головоногие моллюски со спирально закрученной раковиной, которая не только защищает от хищников, но и обеспечивает плавучесть. Дело в том, что большая часть раковины заполнена газом, который выделает наутилус, и поэтому служит поплавком. Если же моллюску необходимо опуститься на дно, он откачивает часть газа и закачивает вместо него воду. Тогда раковина превращается в балласт. Ученые полагают, что наутилусы появились в раннем палеозое и за последние 100 млн. лет не претерпели сколько - нибудь существенных изменений. Живут кораблики в восточной части Тихого и западной части Индийского океанов.



Осьминоги У осьминога три сердца: одно (главное, состоящее из желудочка и двух предсердий) гонит голубую кровь по всему телу моллюска, а два других – жаберных – проталкивают ее через жабры. Осьминоги – самые « умные » среди всех беспозвоночных. Они поддаются дрессировке, имеют хорошую память, различают геометрические фигуры. Они узнают людей, привыкают к тем, кто их кормит. Но самое удивительное у спрута – это высокоразвитый головной мозг, который имеет зачаточную кору. Состоящий примерно из 170 млн нервных клеток (для сравнения – нервная система краба содержит приблизительно 100 тыс. нервных клеток), он разделяется на много долей, каждая из которых выполняет свою функцию. Больше половины нервной ткани мозга приходится на зрительные доли. Считают, что глаза осьминога даже совершеннее человеческих






КАРАКАТИЦА - головоногий моллюск, выделяющий при опасности "дымовую завесу", состоящую из водорастворимого бурого секрета чернильной железы. Этот секрет используется для получения краски под названием "сепия". Раньше в хозяйстве применялся и рудимент раковины каракатицы - находящаяся в глубине ее тела известковая пластинка, называемая "костью сепии".









Кальмар Кальмары, одни из самых стремительных морских животных. Движение осуществляется ракетным способом за счет выбрасывания струи воды из под мантии. Скорость некоторых видов кальмаров является рекордной для водных обитателей. Огромными бывают и сами животные. Как правило, ими являются обитатели океанских глубин рода Architeuthis. Наибольший экземпляр таких монстров имел 18 метровую длину при весе 450 кг. Диаметр присоски какого экземпляра составлял 5,2 см. По периметру этих присосок проходит зазубренное кольцо из хитина. На коже кашалотов, потребляющих кальмаров в пищу, иногда находят следы от присосок диаметром 20 см. На этом основании делается вывод о присутствии в глубинах еще более длинных гигантов.