Акафист угрешской иконы божией матери. Николо-угрешский монастырь

В город Дзержинск Московской области приезжают разными путями, но чаще всего с одной целью - посетить древний Николо-Угрешский монастырь. Обитель основана в сентябре 1380 года князем Дмитрием Донским в честь победы в Куликовской битве.

Из истории

В XIV веке русские земли находились под игом Золотой Орды. В 1380 году Дмитрий Донской собрал ополчение в 70 тысяч ратников из нескольких княжеств и отправился за Дон сражаться с ханом Мамаем. На берегу Москвы-реки, где воины остановилось на ночлег, произошло знаменательное событие. Во время молитвы над сосной Дмитрий Донской увидел икону Николая чудотворца, самого чтимого на Руси Святого. Князь был изумлен, для него это был божественный знак - сам Николай чудотворец благословлял его на сражение.

Куликовская битва состоялась 8 сентября 1380 года. Многие воины остались на Куликовом поле навечно. Существует легенда, что Дмитрий Донской хотел вступить в бой с войском Мамая наравне со всеми воинами и поэтому поменялся доспехами с одним из своих приближенных. Противники, не зная об этом, убили воина, которого приняли за князя.

Одержав победу в Куликовской битве, Дмитрий Донской основывает на месте явления чудотворного образа святителя Николая, согревшего его сердце, храм. Церковь в честь Николая угодника и положила начало истории Николо-Угрешского монастыря.

Описание

Николо-Угрешский монастырь - православный мужской ставропигиальный монастырь (ставропигиальный, то есть подчиняется непосредственно патриарху). Архитектурный комплекс, в основном, был создан во второй половине XIX века. Обитель насчитывает более 20-ти строений, в том числе девять храмов, колокольню и две часовни.

Колокольня

Колокольня, нареченная угрешской свечой, - одна из самых древних построек, сохранившихся до наших дней. Она была возведена во времена Елизаветы Петровны, в 1761 году. На втором ее ярусе в 1840 году был устроен храм во имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. До наших дней сохранилось только подножие постройки того времени. Во время Великой Отечественной войны колокола с колокольни были сняты, а верхние ярусы снесены, чтобы Угрешскую свечу не могли видеть с воздуха немецкие летчики. Колокольня заново выстроена в XX веке.

Часовня Явления образа Николая Чудотворца

В память о явлении иконы святого Николая Чудотворца в XIX веке была построена часовня, которая ознаменовала место чудесного события. В часовне долгое время хранился сруб того дерева, над которым был явлен образ святителя. К сожалению, в советское время эта реликвия была утрачена. Сегодня все паломники приходят сюда, чтобы набрать святой воды.

Государевы и Патриаршие палаты

Государевы и Патриаршие палаты являются самым древним сооружением Николо-Угрешского монастыря. В XVII веке для приезжавших на праздничную службу царей и патриархов, рядом с колокольней были сооружены Царские и Патриаршие палаты.

Успенская церковь

В XVIII веке, когда столица была перенесена в Петербург и приезды высоких гостей прекратились, на месте упраздненных Царских палат была возведена (вместо совсем ветхой) Успенская церковь. В храме, основанном в 1763 году, находится одна из главных святынь обители. Это икона Божьей матери Тихвинская, написанная в XIX веке и подаренная Святейшим Патриархом всея Руси Алексеем II (это была келейная икона Патриарха, является списком с чудотворного образа, явившегося на Руси в XIV веке).

В храме имеется комната, где находятся мощи святых, привезенных из разных уголков мира. В ковчегах хранятся частицы мощей крестителя Господня Иоана и мученицы Варвары, Киево-Печорских святых и многих других.

Не у всех верующих есть возможность побывать в святых местах. Приехав в Николо-Угрешский монастырь, паломники могут приложиться к святыням, привезенным из различных уголков мира, и как бы молитвенно побывать в святых местах, откуда эти святыни были доставлены.

В XIX веке к храму был пристроен придел в честь Марии Египетской. Изображение на его западной стене представляет сцены из жития Преподобной. Некоторые росписи сохранились до наших дней. Это удивительно, поскольку в советское время в приделе располагалось отделение милиции и стены комнаты были закрашены масляной краской. Во время реставрации храма в постсоветский период художникам удалось обнаружить почти неповрежденные изображения.

Наступившая пора секуляризации XVIII века (секуляризации - изъятие церковного имущества) , привела обитель к оскудению. Также ее положение осложнилось во время эпидемии чумы 1770 года, поскольку сюда свозили больных чумой.

Во время Отечественной войны 1812 года в Николо-Угрешском монастыре разместился конный полк Наполеона. К счастью, ризница была своевременно вывезена в Вологду и многие ценности удалось спасти. После освобождения Москвы ризницу вернули и обитель восстановили так, как могли в то время.

Истинный расцвет монастыря происходит при игумене Мясникове, позже ставшем преподобным Пименом Угрешским. При нем расширяется территория обители, возводятся церкви, перестраивается Никольский собор, строится больница, выполняется ремонт жилых помещений. Николо-Угрешский монастырь становится общежитейским, то есть для братии общими становятся служба, трапеза и правила. При игумене Пимене количество братии возросло от 10 человек до 150, увеличилось и число паломников.

Палестинская стена

С северной стороны обители в 1866 году при игумене Пимене строится Палестинская стена. Ее очертания напоминают храмы и строения града Иерусалимского. Преподобный Пимен хотел, чтобы у паломников, издалека заприметивших стены монастыря, возникало ощущение, что они вот-вот окажутся на святой земле.

Палестинская или Иеруслимская стена является частью монастырской ограды. Это визитная карточка и загадка монастыря, образ небесного царствования и образ гордого Иерусалима.

Монастырский скит

С расширением территории обители в пределах монастыря был основан скит во имя святых апостолов Петра и Павла, устав в котором был очень строгим. Так, женщины могли ступать на эту территорию только несколько раз в году, в дни больших праздников. В наши дни скит действует, а церковь во имя Петра и Павла - единственный деревянный храм обители.

Спасо-Преображенский собор

В 1880 году, в год 500-летия обители, было положено начало грандиозного Спасо-Преображенского собора. Его строительство продолжалось 14 лет и в 1894 году он распахнул свои двери для прихожан. По некоторым данным, это второй по величине храм Москвы и Московской области, по размерам он уступает только храму Христа Спасителя . Собор вмещает 7000 человек, а высота его центрального купола достигает 68 метров.

Здесь хранятся главные святыни обители - частичка мощей Николая Чудотворца и мощи преподобного Пимена Угрешского, а также икона - «Собор всех святых Угреша», написанная в честь всех святых, жизнь которых так или иначе связана с монастырем.

Настоятель обители и главный её вдохновитель игумен Пимен так и не увидел Спасо-Преображенский собор - он умер в год его закладки. Прах его покоился в часовне, а сейчас на этом месте сооружен храм в его честь.

Загадка Николо-Угрешского монастыря

Обратите внимание на алтарную часть двух храмов - Спасо-Преображенского собора, построенного к 500-летию Куликовской битвы, и воссозданного Никольского храма. Мы знаем, что все православные храмы должны быть ориентированы на восток алтарем. Действительно, алтарные выступы этих строений выходят на восток, но восток у них немного разный. По-видимому, это объясняется тем, что в XIX веке направление определялось по компасу, а при строительстве предшественника современного Никольского храма направление определялось «на глазок», по солнышку.

Адрес

Московская область, г. Дзержинский, площадь Святителя Николая, д.1

Как доехать до Николо-Угрешского монастыря

  • Доехать до станции метро «Котельники» Таганско-Краснопресненской (фиолетовой) линии. Там пересесть на автобус 347. Ехать до остановки «Площадь Святителя Николая (монастырь)» около 20 минут
  • Доехать до станции метро «Алма-Атинская» Замоскворецкой (зеленой) линии. Там пересесть на автобус 1063. Ехать до остановки «Площадь Святителя Николая (монастырь)» около 50 минут
  • Доехать до станции метро «Люблино» Люблинско-Дмитровской (салатовой) линии. Там пересесть на автобус 305. Ехать до остановки «Площадь Святителя Николая (монастырь)», около 50 минут
  • Монастырь можно увидеть (только издалека) во время речных круизов по Москве-реке и Оке, отправляющихся с Южного речного вокзала .

Официальный сайт Николо-Угрешского монастыря

В 1925 году Николо-Угрешский монастырь закрыли, кладбище было осквернено, а собор обезглавили. В нем разместился Центр досуга и отдыха, а обитель преобразовали в трудовую коммуну имени Дзержинского.

В настоящее время от запустения советских времен в обители не осталось и следа. Николо-Угрешский монастырь располагает большой и ухоженной территорией, здесь есть пруд, где плавают черные и белые лебеди, имеются плодоносный сад и даже небольшой зоопарк. Открыт музей, посвященный последнему императору России Николаю II. Но главное - это обитель, которую молитвами и духовными подвигами создавали ныне известные святители.

Духовные и нравственные искания заставляют людей отправляться в паломнические поездки, в которых они открывают для себя не только новые страницы истории, но и становятся ближе к вере и Богу.

Николо-Угрешский монастырь: история основания

Русская земля богата духовными памятниками - монастырями, церквями и соборами, колокольнями и целыми храмовыми комплексами. И порой выбрать какой-то из них бывает очень сложно. Но тем, кто не жалеет времени и сил, нужно обязательно посетить Николо-Угрешский монастырь (город Дзержинский). Данная обитель была построена по велению Дмитрия Донского в 1380 году. По преданию, на месте будущего монастыря князю явился образ самого святителя Николая Чудотворца. В то время Дмитрий Донской готовился к битве с войском Мамая и находился со своими соратниками недалеко от Москвы, всего в 15 км. Молящемуся князю святая икона была ниспослана небесами. После известной исторической битвы на окончившейся победой русских войск, Дмитрий вернулся на святое место, некогда даровавшее ему икону Николая Чудотворца, и нарек его Угрешей. После этого князь повелел основать здесь храм в честь святого Николы, который и по сей день принимает сотни паломников со всех концов мира.

Считается, что первоначально собор был возведен из дерева. Именно он был сожжен крымским ханом в 1521 году. Каменная постройка появилась намного позже, уже во время правления Василия Великого.

Путешествие святого образа

Николо-Угрешский мужской монастырь уже с первых дней основания находился на особых правах. К примеру, Иван Грозный полностью освободил его от всевозможных пошлин на необходимые товары по всей Руси.

Именно поэтому служители монастыря часто обращались к щедрому царю за помощью. Однажды они попросили Ивана Грозного отреставрировать тот самый святой образ Николая Чудотворца, который был дарован Дмитрию Донскому перед битвой. По велению царя икона была отправлена в Москву. Образ прошел по Вятке, Каме и Москве. Реставрацией занимался сам святой Макарий. По окончании работ икону отправили обратно в монастырь, а точная её копия хранилась в столице.

Угреша в смутное время

Смута для Руси стала временем упадничества, растерянности, неуверенности в будущем. В тот период Угреша становится прибежищем лжецарей и их приближенных - Лжедмитрия 1, скрывавшегося от гнева Бориса Годунова; тушинского вора и Марины Мнишек, объявившей своего мужа единственным русским престолонаследником.

В период польской интервенции Николо-Угрешский ставропигиальный монастырь являл собой место сбора под предводительством Минина и Пожарского.

Таким образом, Смутное время стало периодом испытания для Угрешской обители, которая нередко терпела грабежи даже от самих русских ополченцев.

Династия Романовых и Угреша

При первом царе из династии Романовых Михаиле, избранном на престол в 1613 году, монастырь переживал стадию расцвета. За все время своего правления государь посещал обитель 9 раз, в основном в день памяти Николая Чудотворца. Монастырь, став духовным прибежищем царя, получил от него различные привилегии: освобождение торговли от таможенных поборов, право владения рыбной ловлей в Нижнем Новгороде. За время своего правления Михаил преподнес обители множество подарков, всячески содействовал ее процветанию. Его сын, Алексей Тишайший, также продолжил традицию отца, отправляясь в пешие походы в Угрешу весной и всячески заботясь о монастыре.

Тяжелые времена

Период упадка монастыря приходится на конец 17 - начало 18 века. Это время знаменуется правлением императора Петра I. Давно забыв традиции своих предков, он превращает обитель в место содержания преступников и их казни. Появление Синода негативно сказывается на состоянии монастырей, в том числе и Угрешской обители. Оставленная без царского попечения, оно заметно оскудевает - уменьшается количество монашествующих, а вновь пришедшие послушники нередко совершают неблаговидные поступки. К середине 18 века в Угрешу стали помещать умалишенных и людей, имеющих физические недостатки и увечья. Храмовые комплексы монастыря постепенно ветшали, а средства на их реставрацию выделялись минимальные. Особенно тяжелым для обители был период правления императрицы Екатерины I, которая провела реформу секуляризации монастырских земель. Общая духовная атмосфера в Угреше ухудшалась, чему способствовала частая смена настоятелей, некоторые из которых заслужили дурную славу во время своего наместничества. Казалось, уже ничто не сможет помочь возрождению священной обители, некогда основанной по желанию самого Николая Чудотворца...

Словно птица Феникс

Свое возрождение Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь начал в 30-х годах 19 века после назначения настоятелем Игнатия Брянчанинова, впоследствии причисленного к лику святых. Несмотря на то что фактически он не успел приступить к руководству Угрешей, Игнатий смог серьезно повлиять на ее дальнейшее материальное и духовное восстановление. По его рекомендации настоятелем монастыря становится игумен Иларий. Благодаря его активной деятельности духовная жизнь начала возрождаться. Иларий тщательно следил за соблюдением установленного аскетического устава и увеличил количество монахов до 20 человек. В период его наместничества обитель обрела нескольких благотворителей, на денежные средства которых был расширен Успенский храм, достроены некоторые корпуса.

Период правления Илария был действительно плодотворным. После его смерти место настоятеля занял Пимен, который продолжил дело почившего наместника. Преподобный Пимен смог открыть при монастыре училище для крестьянских детей. Во время войны настоятель организовал на территории Угреши богадельню, в которой принимали раненых с поля боя. Вплоть до начала революции 1918 года в монастыре текла тихая и размеренная жизнь.

Испытание переменами

Так же, как и многие православные комплексы России, Николо-Угрешский монастырь в Дзержинском был закрыт даже после многочисленных попыток настоятеля Макария и братии сохранить обитель. На его месте был основан приют для беспризорников. Во время войны пришлось снести колокольню Николая, которая могла бы стать хорошим ориентиром для фашистских самолетов. В 80-е годы на территории Угреши открыли венерологический диспансер, который был ликвидирован в 1990 году. А через несколько месяцев, в декабре, была совершена первая за эти годы служба в день памяти Николая Чудотворца. Именно с этого момента начинается второе рождение данного православного комплекса.

Экскурсия по обители

Знаю богатую историю монастыря, истинной жемчужины и духовного оплота народа, осматривать его достопримечательности вдвойне интересно.

На территории обители находится 13 храмовых комплексов и более 20 дополнительных построек - башен, часовен, корпусов и т. д. Начать экскурсию можно с центрального сооружения - Спасо-Преображенского собора. Прекрасный храм с 5 куполами являет собой образец архитектуры 19 века. Он был специально построен к 500-летию создания монастыря. Именно в нем хранит Николо-Угрешский монастырь мощи преподобного Пимена и святой образ Николая Чудотворца. Кроме того, здесь находится точная копия иконы Федоровской Божией Матери, к помощи которой прибегают матери и женщины, готовящиеся к родам.

Никольский собор - это самая древняя часть всего православного комплекса, относящаяся к 14 веку. Считается, что именно на ее месте находился деревянный храм, построенный в честь Николая Чудотворца князем Дмитрием Донским. Появление каменной постройки связывают с пожаром, в котором сгорел первоначальный собор. Сейчас в этом храме находится часть древа от креста, на котором был распят Иисус Христос. Также вы можете помолиться перед списком иконы Николая Чудотворца, совершившей немало чудес.

Успенский собор, отличающийся своей величественностью, хранит мощи множества святых. В этом храме можно приложиться к нетленным останкам великомученика Пантелеймона, способного исцелять физические и духовные болезни по молитвам людей; Сергия Радонежского, помогающего в трудах и учебе и любых благих начинаниях; блаженной матушки Матроны, продолжающей помогать людям и после своей земной кончины, Симеона Верхотурского и многих других.

Находясь на территории монастыря, обязательно посетите собор «Всех скорбящих радость». Вы можете узнать его по 5 куполам, расположенным на крыше в виде шатра. Ранее в нем хранились древнейшие и Пресвятой Девы, которые, к сожалению, не сохранились до наших дней, так как в 20-е годы храм разграбили и закрыли.

Пройдя от данного собора вдоль хозяйственного двора, вы очутитесь около церкви, построенной в честь Казанской Божьей Матери. Небольшой комплекс с 5 куполами, оканчивающимися ажурными крестами, был возведен в конце 19 века на деньги благотворителей. Так же, как и другие соборы, он был разрушен, а затем восстановлен только в начале 2000-х годов.

Кроме крупных комплексов, Угрешский монастырь хранит в своих стенах и небольшие постройки, например, часовни в честь Николая Чудотворца и Матери Божией. А недалеко от монастырского пруда и собора, построенного в честь преподобного Пимена, находится часовня Страстей Господних. Данное строение было возведено в начале 2000-х годов по задумке одного из насельников монастыря. Часовня построена в древнерусском стиле. Она находится на небольшом холме, который символизирует Голгофу - место страданий Иисуса. Внутри белокаменной часовни расположили крест, напоминающий о великой жертве Спасителя.

Собор Преподобного Пимена, находящийся около водоема, очень схож с известным - золотой купол возвышается над белокаменными стенами, прекрасными в своей строгости.

Также на территории монастыря расположены Петропавловский храм, Палестинская стена и другие комплексы.

Как добраться до обители

Если Вас заинтересовала история Угреши и вам хочется проникнуться жизнью монастыря, перенесшего тяжелые испытания временем, нужно обязательно побывать здесь. Угрешская обитель находится в г. Дзержинский Московской области. Доехать до православного комплекса можно следующим путем: от м. Кузьминки на автобусе вы сможете добраться до города всего за 20 минут, и перед вами откроется Николо-Угрешский монастырь. Как доехать, вы теперь знаете. Кроме того, вы можете побывать на воскресной или праздничной службах, таких как престольный

Роль Угрешского монастыря в жизни современной России

Множество испытаний не смогли сломить духовной стойкости Угрешской обители. Периоды упадка и небывалого расцвета, полнейшее разорение и дальнейшее возрождение сплели судьбу Угреши. В новом тысячелетии Николо-Угрешский монастырь продолжает играть одну из главных ролей в православной жизни нашей страны. Сам патриарх Кирилл несказанно радуется глубокой вере людей, благодаря которой монастырские руины превратились в прекрасный храмовый комплекс города Дзержинский. Николо-Угрешский монастырь стал настоящим духовно-образовательным центром Подмосковья. Об этом свидетельствуют находящиеся на территории храма музеи. Например, те, кто интересуется православной культурой или историей РПЦ, могут посетить музей-ризницу, в котором хранится множество и старинных предметов. Здесь можно увидеть древние иконы в позолоченных окладах, Евангелие в серебряной обложке и даже монеты времен Древней Руси. Экспонаты были собраны благодаря жертователям. Так, например, Угрешский монастырь смог обрести уникальную коллекцию, посвященную семье Николая II, причисленного к лику святых. Собранная буквально по частицам - книги и фото, сервизы и иконы - она чудесным образом попала в обитель. Данный музей открыт для посещения паломников.

Значимые праздники монастыря

Как любой православный комплекс, Николо - Угрешский монастырь в Дзержинском чтит память многих святых на ежедневных службах и воскресных литургиях. Но наиболее значимыми среди них считаются следующие дни:

  • Память Николая Чудотворца.
  • Иконы "Взыскание погибших", "Всех скорбящих радость", "Знамение", "Влахернская".
  • Память Василия Исповедника, Сергия Радонежского, Марии Египетской и др.
  • Преображение Господне, Вознесение и другие двунадесятые праздники.

Православным, глубоковерующим людям стоит посетить Николо-Угрешский монастырь. Фото,которые вы можете сделать, находясь в его стенах, запечатлят истинную красоту величественного комплекса. Угрешу нужно увидеть воочию, прикоснувшись к дрейней истории таинственной Руси, прочувствовать божественную атмосферу, помолиться перед чудотворной иконой и приложиться к мощам святых. Монастырь - это духовный лечебник, поэтому его посещение всегда идет людям лишь на пользу. И пусть обитель Святого Николая станет для вас духовным прибежищем и спасением, местом, где вы сможете позабыть о мирских заботах и трудностях.

Николо-Угрешский монастырь – это старинный монастырь с более чем шестивековой историей, в котором сохранились постройки с 17 века, и в настоящее время он является жемчужиной среди московских обителей. Откуда бы мы ни подошли к нему, как бы ни взглянули на него, он кажется нам удивительно удачно вписавшимся в окружающий ландшафт. Притягательными для всех, кто когда либо хоть раз видел эту обитель являются: колокольня с боем курантов, купола Преображенского собора, монастырский пруд и причудливая «Палестинская стена» («Одно из наиболее оригинальных сооружений второй половины XIX века. В архитектурных формах стены использованы мотивы изображения городов в произведениях древнерусской живописи», - гласит сохранившаяся на плите надпись). Стены монастыря свидетельствуют о прошлом, о событиях, которые пришлось им повидать, о личностях, связанных с историей обители.

Появилась Николо-Угрешская обитель в 14 веке на том месте, которое, по преданию, «угрело сердце» великого князя Московского, святого благоверного Димитрия Ивановича Донского. Когда, получив благословение прп. Сергия Радонежского на битву, Дмитрий Донской остановился на ночлег и совершал моление, то в утешение ему, на дереве явился образ Святителя Николая Чудотворца, и слышан был ободряюще-вдохновляющий глас. Именно там, в 1380 году, в Благодарность Господу и Николаю Чудотворцу за победу в Куликовской битве, был основан Николо-Угрешский монастырь. На месте моления Дмитрия Донского - появился источник чистейшей родниковой воды, который радует всех приходящих к нему и по сей день.

История Русского государства, сложная и многообразная, бурно развивающаяся, богатая людьми и событиями, оставила свой отпечаток на обители Святителя Николая на Угреше. С тех давних времен и до 21-го века, монастырь пережил довольно много различных событий. Как и многие другие монастыри Подмосковья, Угрешский монастырь не раз разрушался и снова отстраивался на протяжении всего своего существования. В 1521 году был сожжен полностью крымским ханом, но снова восстановлен в течение нескольких десятилетий. В восемнадцатом веке, с переводом столицы в Санкт-Петербург, монастырь потерял свое значение, и поднимался вопрос о его упразднении. В середине 19 века монастырь пережил небывалый рассвет, тогда же были построены величественный Преображенский собор и Палестинская (Иерусалимская) стена. В советские годы монастырь был опять разорен. На территории Угрешской слободы находилась трудовая коммуна, к закрытию которой в 1938 году насчитывалось порядка 14 тысяч человек. Многие монастырские постройки были снесены, монастырское кладбище было осквернено и ликвидировано. Но милостью Божией, в конце 1990 года в обители появились первые монахи и снова началось восстановление монастыря.

Святыни Николо-Угрешского монастыря.

В настоящее время, главными святынями обители являются: частица мощей святителя Николая, переданная обители в 2000 году из монастыря св. Иоанна Предтечи, что на острове Пелопоннес, а также мощи преподобного Пимена Угрешского, которые находятся в Спасо-Преображенском соборе. Кроме того, в соборе располагаются: чтимый список образа Божией Матери «Взыграние» и копия чудотворной иконы Божией Матери «Феодоровская». Во время богослужений, в соборе, для молитвенного поклонения из алтаря износится ковчег с частицей ризы Божией Матери и мощевик, в котором собраны частицы тернового венца Спасителя и мощей святых апостолов. На правой храмовой колонне собора находится большая почитаемая икона «Всех Угрешских святых». С лета 2014 года, от этой иконы началось обильное мироточение, которое продолжается до сих пор.

В Успенском храме расположен чтимый список «Тихвинской» иконы Божией Матери, переданный возрождающемуся монастырю в 1992 году, как знак патриаршего благословения. В храме хранятся частицы мощей святых угодников Божьих: святого Иоанна Предтечи, великомученика Георгия Победоносца, великомученика и целителя Пантелеимона, священномученика Антипы Пергамского, святителя Игнатия Кавказского, святителя Иннокентия Пензенского, святителя Иосифа Астраханского, преподобного Германа Аляскинского, праведного Симеона Верхотурского, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, преподобного Сергия Радонежского, преподобных отцов Киево-Печерских, блаженной Матроны Московской, святой Людмилы Чешской, и многих других святых.

В Никольском соборе помещен список с чудотворного «Угрешского» образа святителя Николая, чтимая икона Божией Матери «Влахернская» с частицами мощей святых угодников Божьих, а также частица древа Креста Господня.

Кроме того, обитель славится двумя музеями: Музеем – ризницей и Музеем Императора - страстотерпца Николая II и царской семьи. Первым в монастыре был открыт музей-ризница, в котором хранятся различные церковные древности и предметы искусства. Настоящим событием для всего Подмосковья стала передача весной 2008 года А.В. Ренжиным собранной им коллекции, посвященной Императору-страстотерпцу Николаю II и его семье. В этом музее можно посмотреть и ознакомиться с уникальным собранием документов и различных предметов, повествующих о жизни царской семьи и России на протяжении XIX-XX вв.

Посещение Николо-Угрешской обители оставляет в памяти паломников яркое, теплое и неизгладимое впечатление, а еще желание снова и снова побывать в этом историческом святом месте.

Дата публикации или обновления 15.12.2017

Николо-Угрешский мужской монастырь

Адрес Николо-Угрешского монастыря: Московская область, г. Дзержинский, пл. Святителя Николая, 1
Как проехать к Николо-Угрешскому монастырю - на общественном транспорте: от м."Кузьминки" автобус № 470 или от м."Люблино" автобус № 305 до конечной остановки "Площадь Святителя Николая".
Или с Казанского вокзала до станции «Люберцы-1»; далее автобусом № 20, 21.
Расписания автобусов - в полезных ссылках.
Как проехать к Николо-Угрешскому монастырю на автомобиле: поворот с МКАД на г. Дзержинский, далее по указателям на Николо-Угрешский монастырь.
Сайт Николо-Угрешского мужского монастыря : http://www.ugresha.org/
Посмотреть все монастыри Московской области на карте яндекса.
Фотоальбом: апрель 2009 г. август 2009 г. Рассказ о поездке в Дзержинский.
План Николо-Угрешского монастыря.

Николо-Угрешский монастырь был основан в 1380 году великим князем Московским, святым благоверным Димитрием Ивановичем Донским. Письменных свидетельств основания монастыря не сохранилось, однако в народной молве издревле бытовало устное предание, позднее, в XVIII столетии, записанное. Но прежде чем поведать его, обратимся к тем событиям, которые свершились в конце XIV века.


Николо-Угрешский мужской монастырь.

Димитрий Иванович Донской (1350-19.05.1389) - великий князь московский с 1359 г., великий князь Владимирский и Московский в 1362-1389гг., православный святой. Он был сыном великого князя Ивана II Красного и его второй жены Александры, внуком великого князя Ивана Даниловича Калиты. На московский престол Димитрий вступил в девятилетнем возрасте, после смерти отца. В 1362 году, в борьбе с князем Димитрием Константиновичем Суздальским, получил ярлык на великое княжение владимирское. В годы малолетства великого князя его воспитателем и фактическим руководителем московского правительства был митрополит Алексий.


Храм во имя иконы Божией Матери ”Всех Скорбящих Радость ” (1857-1860 гг).

Купола храма.

Для замирения с суздальским князем, в 1366 году юный Димитрий Иванович сочетался браком с его дочерью Евдокией Дмитриевной. Свадьбу отпраздновали в Коломне, из-за того что годом раньше Москва выгорела в страшном пожаре, названном в летописях «Великим». В 1367-1368 гг. в Москве построен первый белокаменный Кремль. Новый белокаменный Кремль значительно превосходил своими размерами Кремль, построенный при Иване Калите. Он занимал почти всю территорию современного Кремля. Мощные двух- и трехметровой толщины стены, восемь или десять башен делали Москву почти неприступной. С того времени и по сей день Москву прозывают Белокаменной.


Часовня в память чудесного явления иконы Святителя Николая Чудотворца великому князю Дмитрию Донскому (1893 г.).

В конце 60-х - начале 70-хгг. XIV в. Димитрию Ивановичу пришлось вступить в борьбу с тверским князем Михаилом Александровичем за великокняжеский ярлык. Несколько раз тверичи вместе с соседними литовцами разоряли московские земли и осаждали Москву.

Но каменные стены нового Кремля выдерживали осады. В 1371 году Димитрий Иванович ездил в Орду, откуда вновь привез ярлык на великое княжение владимирское. В 1375 году Димитрий Иванович после месячной осады покорил Тверь. Был заключен мирный договор, который значительно урезал самостоятельность Тверского княжества.



Часовня в честь иконы Божией Матери Взыскание Погибших (2001 г.).

В 1382 году Димитрию Ивановичу не удалось собрать объединенное русское войско против хана Тохтамыша. Князь вынужден был покинуть Москву и уехать в Кострому. После трехдневной осады Тохтамыш взял и сжег Москву. В резне, устроенной татарами, погибло свыше 20-ти тысяч человек. Во время пожара сгорело огромное количество книг, свезенных в город. Тохтамыш вновь установил дань. В качестве залога и гарантии выплаты дани Димитрий Иванович оставил в Орде своего старшего сына и наследника Василия.


Храм во имя Святых первоверховных апостолов Петра и Павла (1857 г.).

К концу правления Димитрия Ивановича под его власть перешли приокские земли, Галич, Дмитров, часть Смоленской земли, были объединены Московское и Владимирское княжества.

У Димитрия Донского было восемь сыновей. По своему завещанию Димитрий Иванович передал княжество сыну Василию, не спрашивая разрешения у Орды, как «отчину», т.е. как наследственное владение московских земель. С тех пор титул великого князя окончательно перешел в Москву. Московские великие князья более не зависели от ордынских ханов и решали вопросы о наследии самостоятельно.


Храм во имя преподобного Пимена Угрешского.

В 1988 году великий князь Московский Димитрий Донской был причислен к лику святых. День его поминовения - 19 мая (1 июня).

А ко времени основания Николо-Угрешской обители Московское княжество, ставшее главным центром собирания разоренных ордынским игом русских земель, крепло и ширилось. Уже был построен в Москве белокаменный Кремль. Уже сиял куполами в центре Кремля Успенский собор, возведенный еще великим князем Иваном Даниловичем Калитой. Уже стояли необоримой духовной стеной вокруг Москвы монастыри, основанные митрополитом Московским, Святителем Алексием и преподобным Сергием Радонежским - Спасо-Андроников монастырь , Чудов монастырь и Симоновский монастырь в Москве, Высоцкий монастырь и Введенский Владычный монастырь в Серпухове , и, конечно же, Свято-Троицкий монастырь , ставший главным центром монастырского строительства в Московском княжестве.


Храм-часовня в честь страстей Господних (2004 г.).

И не было у Руси более важной задачи, нежели борьба с Золотой Ордой за свободу и независимость. В 1374 году внук Ивана Калиты, великий князь Московский Димитрий Иванович прекратил выплату дани Орде. А затем, преодолев противоречия между русскими князьями, он сумел сплотить их для совместной борьбы.

В те времена в Орде всем заправлял ханский темник Мамай. В 1378 году в битве на реке Воже рати великого князя Димитрия Ивановича наголову разгромили татарское войско под командованием Бегича, посланное Мамаем. Разгневанный Мамай собрал новую огромную армию. В ее состав, кроме конных полков различных степных народов, вошла и генуэзская пехота. Кроме того, Мамай заключил союз с литовским князем Ягайло. Летом 1380 года войско Мамая, численностью до 100 тысяч человек, двинулось в поход.

На Руси давно готовились к решительному сражению. По призыву Димитрия Ивановича к Москве стали собираться воинские отряды из многих княжеств. 23 князя со своими отрядами влились в состав объединенного русского войска, в том числе полки братьев Ягайло, Андрея и Дмитрия Ольгердовичей, псковское ополчение. Отсутствовали только тверские, смоленские и новгородские войска. Рязанский князь Олег Иванович выжидал, кто окажется сильнее - Орда или Москва? Но и он содействовал общей победе - предупредил Димитрия Ивановича о приближении татарского войска.

Как рассказывает предание, сохранившееся в «Сказании о Мамаевом побоище», перед выступлением на битву великий князь Димитрий Иванович отправился в Троицкий монастырь к великому русскому подвижнику Сергию Радонежскому.

Преподобный Сергий Радонежский (в миру - Варфоломей) (1314 или 1322-25.09.1392) - основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря, православный святой.

В ночь с 7 на 8 сентября Димитрий Иванович переправился через Дон у впадения в него реки Непрядвы и поставил полки на Куликовом поле. В центре - Большой полк, главные силы. По флангам - полки Правой и Левой руки, впереди - Передовой, чуть сзади, за левым флангом Большого полка - Запасной. С востока, скрытый в Зеленой дубраве, стоял Засадный полк численностью 10-16 тыс. человек под командованием Дмитрия Михайловича Боброка, князя Волынского и Владимира Андреевича, князя Серпуховского. Общая численность русского войска достигала 70 тысяч человек.

Утром 8 сентября 1380 года началась битва. В «Сказании о Мамаевом побоище», которое было написано в конце XV в., "сохранилось предание: героями Куликовской битвы стали воины-иноки Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которых благословил на бой с татарами Сергий Радонежский. Александр Пересвет начал сражение поединком с богатырем-печенегом, в котором оба погибли. Позднее богатыря-печенега именовали Темир-мурзой или Челубеем. Андрей Ослябя первым ринулся в бой и первым пал на поле брани.

Основные силы татар устремились на Передовой полк, разбили его и ударили в центр Большого полка. Три часа продолжался этот бой. Татары рвались к знамени великого князя, под которым стоял боярин Михаил Бренок в доспехах Димитрия. Боярин погиб, но полк устоял. Великий князь в это время в доспехах простого воина сражался в самой гуще битвы. Два раза его сбивали с коня, израненный, он еле добрался до дерева, где его после битвы нашли два простых воина-костромича.

Не добившись успеха в центре, татары ударили по полку Правой руки, но потерпели неудачу. Тогда они обрушились на полк Левой руки, в тяжелом бою оттеснили его и стали обходить с тыла главные силы. Но они не знали о Засадном полке. Начав окружение Большого полка, татары подставили под удар свои тылы. В этот момент свежая русская конница из засады нанесла разгромный удар в тыл и фланг татарам. Немногим из них удалось в панике бежать. В наступление перешли остальные русские полки и гнали татар на протяжении 30-40 км до реки Красивая Меча, захватили обоз и богатые трофеи. Разгром татар был полный, войско Мамая перестало существовать. Малое число татар добралось до Орды, а сам Мамай бежал в Крым и был там убит.

Русские войска потеряли около 20 тысяч убитыми и ранеными. Восемь дней собирали и хоронили убитых воинов, а затем войско двинулось к Коломне. 28 сентября войско победителей вступило в Москву, где его ожидало все население города.

Великая победа русского воинства стала переломным моментом в истории Руси. Она вызвала национальный подъем, была воспета во многих литературных памятниках, самые знаменитые из которых - «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Великий князь Димитрий Иванович получил почетное прозвание Донской, а его двоюродный брат, князь серпуховский Владимир Андреевич - прозвание Храбрый.

А на обратном пути в Москву великий князь Димитрий Иванович вновь оказался на том же месте, ознаменованном чудесным явлением иконы Николая Чудотворца. И повелел Димитрий Иванович устроить здесь храм во имя Святителя Николая и основать монастырь в его честь.

О первых годах бытия Николо-Угрешского монастыря история, к сожалению, не сохранила никаких свидетельств. Однако известно, что в первой половине XV в. обитель существовала, а во главе ее стоял игумен Иона.

Неизвестно, как выглядел Николо-Угрешский монастырь в первые годы своего существования. Но, по аналогии с другими монастырями того времени, можно предположить, что постройки его были деревянными. Неизвестно и то, сколько храмов было первоначально освящено в обители. Скорее всего, в центре обители поначалу стоял деревянный храм во имя Святителя Николая Чудотворца. Впрочем, относительно недавно было высказано мнение, что уже в конце ХIV века Никольский храм был сразу же возведен из белого камня.

Главной святыней Никольского храма была чудом явленная князю Димитрию Донскому икона Святителя Николая.

Николо-Угрешская обитель была ктиторским монастырем, т.е. основанным и поддерживаемым благодетелями. Ктиторами монастыря в XIV-XVII вв. были русские государи, а первым - великий князь Московский, святой благоверный Димитрий Иванович Донской. Об этом свидетельствует запись в монастырском Синодике, сделанная судя по всему, в первой половине XVII века.

Устроенный чаянием великого князя Московского Димитрия Ивановича Донского, Николо-Угрешский монастырь сызначала находился под доброй и внимательной опекой и самого святого благоверного князя, и его потомков, правителей Московского государства. Хотя никаких великокняжеских жалованных грамот Угрешской обители за XIV-XV вв. и не сохранилось, скорее всего, Никольский монастырь, как всякий ктиторский, был сразу же, по основании своем, пожалован великокняжескими вотчинами для содержания братии. Свидетельство тому - последующие богоугодные заботы великих князей и царей московских о Николо-Угрешской обители, не оставлявших ее своим вниманием.

Во второй половине XV века Николо-Угрешский монастырь пользовался большим уважением и почетом и у великого князя Ивана III Васильевича. В конце XV столетия, а, может быть, и с более раннего времени монастырь имел свое подворье в Кремле с храмом Святителя и Чудотворца Петра. Угрешское подворье располагалось в кремлевском Подоле, т.е. под горою.

Год 1519 годом мы встречаем первое летописное сообщение о том, что в Николо-Угрешском монастыре побывал великий князь Московский, - правивший тогда на московском престоле государь Василий III Иванович. Вполне возможно, что московские правители и ранее посещали монастырь, однако об этом не сохранилось никаких свидетельств. А тогда, в мае 1519 года, великий князь Василий III отправился в родовое село Остров и по дороге остановился в Угрешской обители, расположенной неподалеку. С тех пор великокняжеские, а затем и царские выезды в село Остров были регулярными - здесь находились богатые охотничьи угодья, а охота была излюбленным великокняжеским и царским развлечением. Само село Остров издавна принадлежало московским великим князьям и упоминается еще в духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты, написанной в 1328 году. Как раз при князе Василии III в селе был поставлен первый княжеский терем.

А через два года и Москву, и подмосковный Николо-Угрешский монастырь постигла страшная беда. Летом 1521 года в Москве стало известно, что крымский хан Махмет-Гирей с огромным войском стремительно движется к русским границам. У Оки войско, посланное великим князем Василием III, оказалось наголову разбито крымчаками. Орда захватчиков ринулась разорять Коломенские и Московские земли. В этом безжалостном грабительском набеге были сожжены и село Остров, и Николо-Угрешский монастырь.

Окрестности Москвы были сильно разорены, а крымчаки увели с собой огромный полон. Но стольный город Махмет-Гирей взять так и не смог. И православный народ знал почему - Сама Божия Матерь явила Москве Свое заступничество от Владимирской иконы Божией Матери. Недаром, несколько позднее, в память о чудесном спасении столицы от крымского нашествия был установлен еще один праздник в честь этой главной русской святыни - 21 мая (3 июня).

А Николо-Угрешский монастырь, претерпев ужас разорения и пожара, вскоре уже отстроился заново. И вновь московские государи не оставляли обитель своим участием, даруя новые вотчины или же подтверждая права на владения вотчинами старыми. Известно, что в 1540-е годы монастырь владел многими селами в Московском, Коломенском, Переяславском и Костромском уездах. Кроме этих сел, монастырю принадлежала и Дюдикова пустынь в предместьях Вологды.

В 1545 году великий князь и государь Иван IV Васильевич даровал Николо-Угрешскому монастырю жалованную грамоту, закрепившую за обителью право на владение четырнадцатью селами в четырех уездах и запрещавшую кому бы то ни было ездить в леса и рощи монастырские и производить в них порубки.

Спустя шесть лет, в мае 1551 года уже ставший к тому времени царем Иван IV Васильевич подтвердил верность данной Угрешской обители жалованной грамоты.

Русские государи в XVI-XVII вв. придавали большое значение процветанию Николо-Угрешского монастыря, заботились о его состоянии и содержании, неоднократно выдавая или же подтверждая жалованные грамоты.

Во многом это было связано с тем, что русские государи того времени были искренне верующими православными людьми и заботу о душе и спасении ставили, зачастую, намного выше сиюминутных материальных интересов. В XVI-XVII столетиях общей государственной практикой стали выезды московских правителей на богомолье в различные духовные центры России, в том числе и в монастыри. Одним из таких монастырей был и Николо-Угрешский монастырь. А впервые как место государева богомолья Угрешская обитель упоминается в 1546 году. Тогда на Руси ожидали нападения крымского хана Девлет-Гирея. Иван IV Васильевич решил сам возглавить отпор врагу. Но государь хоть и был тогда еще молод - ему не исполнилось и 16 лет, - однако был богобоязлив и всегда в делах своих полагался на Божию волю.

Поэтому 6 мая 1546 года, под Николин день (9/22 мая), перед тем как выехать в полки, он отправился по Москве-реке в Николо-Угрешский монастырь. Видимо, он хотел помолиться у иконы Николая Чудотворца, даровавшей в свое знамя надежду на победу предку русского царя, великому князю Димитрию Донскому. А уже из Угреши Иван IV отправился в Коломну, к своему войску. До августа простояли русские полки под рукой своего государя, но крымчаки так и не появились. Искренняя молитва в Угрешской обили помогла молодому великому князю. Позднее, уже в XVII веке, подобные богомолья в Николо-Угрешском монастыре станут частой и обычной практикой у русских государей из рода Романовых.

В апреле 1555 года к царю Ивану IV Васильевичу пришли священники и лучшие земские люди из Вятки и били челом, чтобы он велел обновить находящийся в их крае чудотворный образ Николы Великорецкого, крайне к тому времени обветшавший. Царь приказал привезти этот образ по рекам в Москву. Так и сделали. Икону везли реками - Вяткой, Камой, Волгой и Окой до Коломны. От Коломны образ Святителя Николая Великорецкого везли по Москве-реке на струге до Николо-Угрешского монастыря. Гак встретились две русские святыни - образ Святителя Николая из Угрешского монастыря и образ Святителя Николая Великорецкого.

29 июня 1555 года в монастыре икону встретил младший брат государя Юрий Васильевич и отправился с ней в Москву у Симонова монастыря торжественную процессию с чудотворным образом встречал уже сам государь Иван IV Васильевич, а у Фроловских ворот Кремля - митрополит Московский и всея Руси Макарий со множеством народа. Над обновлением образа трудились сам Святитель Макарий, известный своим иконописным мастерством, и благовещенский протопоп Андрей «со многим желанием и верою, постом и молитвою». Царь приказал соорудить у собора Покрова Божией Матери надо Рвом деревянную церковь во имя святого Чудотворца Николы Вятского и в ней поставить точную копию с чудотворного образа, принесенного с Вятки. Саму же икону, богато украшенную золотом, жемчугом и драгоценными камнями, через год отпустили обратно, но везли уже не через Угрешу, а иным путем.

В XVI веке игумены Николо-Угрешского монастыря пользовались немалым уважением в высших кругах тогдашнего русского общества. Oни неоднократно были участниками различных государственных деяний Церковных и Земских соборов. Их подписи стоят под важнейшими государственными документами, в том числе под грамотами о выборе русских царей и русских патриархов.

Так, в XVI веке все более и более значимым становилось положение Николо-Угрешского монастыря в русской духовной и государственной жизни.

Новый, XVII век поначалу принес всей России и Николо-Угрешской обители тяжелые испытания - началось печально знаменитое Смутное время. И вновь Угрешская обитель не раз оказывалась в центре важнейших исторических событий.

Так, в июне 1606 года угрешский игумен (правда, без упоминания его имени) назван среди участников чина венчания на царство Василия Шуйского. В 1610 году в Николо-Угрешском монастыре некоторое время скрывался Лжедмитрий II. Сюда приходили польские послы, склоняя нового самозванца отказаться от притязаний на русский престол, но Лжедмитрий II не отказался. Тогда к Никольской монастырю направились соединенные русские и польские рати. самозванец в страхе бежал из Угрешской обители в Калугу. Угрешский игумен Иона был в числе русских послов, отправленных в сентябре 1610 года к польскому королю. То посольство возглавлял митрополит Ростовский Филарет Романов, будущий русский патриарх. Доля послов оказалась тяжела - они решительно отказались от притязай польского короля Сигизмунда на русский трон. Потому практически все послы оказались в польском плену. И если митрополиту Филарету удалось спустя много лет вернуться на Родину, то угрешский пимен Иона умер в заточении.

А когда весной 1611 года на спасение Москвы двинулись рати родных ополчений, то одним из мест сбора русского войска стал Николо-Угрешский монастырь. 27 марта 1611 года сюда сошлись отряды изо всех русских городов: Ляпунов - из Рязани, Заруцкий - из Тулы, пришли и другие воеводы со своими отрядами. Соединившись, русские рати двинулись из Угрешской обители на Москву. Так под стенами Москвы появилось Первое ополчение.

Однако Первое ополчение так и не смогло спасти столицу от поляков. Да и вожди его перессорились между собой, а Прокопий Ляпунов был убит. Спасти Москву смогло только Второе ополчение, возникшее в Нижнем Новгороде и собравшее под свои знамена все оставшиеся русские силы. Осенью 1612 года Москва была очищена от захватчиков. А 21 февраля 1613 года омский собор избрал нового русского царя - Михаила Федоровича Романова.

Именно в годы правления первых русских царей из династии Романовых Николо-Угрешский монастырь вступил в пору своего первого настоящего расцвета. В XVII столетии Николо-Угрешский монастырь представлял собой внушительное архитектурное собрание. Судя по описи, произведенной в 1739 году, монастырь был обнесен каменной оградой, покрытой тесом, общей длиной 700 м и высотой около З м, с двумя воротами. В монастыре было три каменных храма - Никольский собор (значительно обновленный в 1614 году), церковь Успения Божией Матери с трапезной и церковь Спаса Нерукотворного с колокольней.


Свято-Никольский собор. Был основан в конце XIV века, в 1614 г. значительно перестроен, в 1841-1849 гг. - капитально отреставрирован. В 1925 г. храм был закрыт, а в 1940 г. полностью уничтожен. Восстановлен в 2006 г.

К Успенской церкви примыкала Хлебная палата, а рядом со Спасской церковью находились больничные и братские келлии. Кроме того на территории монастыря располагались несколько каменных хозяйственных построек (поварня, квасоварня, солодовня, житницы и др.), а за стенами - конюшенный и скотный дворы. Для размещения царских особ и высших церковных иерархов, часто бывавших в монастыре в XVII веке, были построены каменные Государевы (Царские) и Патриарший палаты, к которым примыкала игуменская келия.


Храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Преподобной Марии Египетской (1763 г.).

Одной из главных святынь обители оставалась икона Святителя Николая Чудотворца в житии, к тому времени уже покрытая серебряным золоченым окладом с драгоценными камнями и жемчугом, а золотая митра Святителя была украшена алмазами, изумрудами и жемчугом.


Колокольня.

В конце XVII века в четырехъярусный резной золоченый иконостас Никольского собора была включена местная икона «Господь Вседержитель на Престоле», писанная знаменитым иконописцем Симоном Ушаковым в 1672 году. В обители была еще одна икона кисти Симона Ушакова - «Алексий, человек Божий», - написанная в 1665 году. Монастырскими святынями были и частицы мощей Святителя Николая и других святых.


Храм во имя Успения Пресвятой Богородицы и колокольня.

Но особую сердечную заботу о любимой Угрешской обители проявляли русские государи. И царь Михаил Федорович, и его сын, царь Алексей Михайлович , многократно бывали в ней, и, как истинные православные государи, часами стояли вместе с иноческой братией в молитве перед иконами.

Важнейшие изменения в процедуре и значимости Угрешских походов произошли во второй половине 60-х гг. XVIll в. и были вызваны рядом обстоятельств жизни страны, Русской Православной Церкви и самого монастыря.

В это время Николо-Угрешский монастырь вступил в один из самых благополучных периодов своего развития, связанный с именем игумена Викентия (игумен монастыря в 1666-1672 гг.). Игумен Викентий пользовался особым доверием царя Алексея Михайловича.

Именно при игумене Викентий в 1671 году, в знак особого внимания, царь подарил Николо-Угрешскому монастырю Лицевое «Житие Святителя Николая Чудотворца Мирликийского». Подобные подношения делались не чаще, чем раз в царствование, могли не делаться вовсе.

Рассказ о жизни Николо-Угрешской обители в XVIII - первой трети XIX вв. необходимо предварить некоторыми общими сведениями, поясняющими суть изменений в положении Русской Православной Церкви в этот исторический период. В XI-XVII вв. Русская Православная Церковь играла выдающуюся роль в жизни России, но в XVIII веке положение Русской Православной Церкви изменилось - светские власти стремились к ограничению роли Церкви и духовенства в жизни русского общества. Главной задачей было поставлено полное подчинение Церкви светской власти царя и изъятие материальных ценностей Церкви. Поэтому Петр I и его наследники стали проводить политику ограничения церковной власти и секуляризации церковных владений.

Престольные праздники.

1 / 14 апреля - преподобной Марии Египетской.
12 / 25 апреля - епископа Василия Парийского, исповедника.
28 октября /10 ноября - великомученицы Параскевы Пятницы.
16 / 29 ноября - Святого апостола и Евангелиста Матфея.
6 / 19 декабря - преставление Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских.

С использованием материалов из книги «Свято-Никольский Угрешский ставропигиальный мужской монастырь».

МОСКВА, 19 дек - РИА Новости, Ольга Липич. В день праздника святителя Николая Чудотворца Московский государственный объединенный музей-заповедник Коломенское-Люблино-Лефортово передал в дар Николо-Угрешскому монастырю в подмосковном городе Дзержинском икону и складень с частицами мощей святителя Николая XIX века.

Директор объединенного музея-заповедника Людмила Колесникова вручила святыни лично Патриарху Московскому и всея Руси Алексию Второму, который совершил во вторник Божественную литургию и молебен в Преображенском соборе Николо-Угрешской обители.

Икона-мощевик включает в себя 24 мощевика с изображениями Андрея Первозванного, Николая Чудотворца, Зосимы и Савватия Соловецких и многих других святых. В икону вложены также частицы Гроба Господня, Гроба Божией Матери и ризы святителя Николая.

Складень-мощевик содержит частицы мощей Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, Иоанна Златоуста и других святых Древней Церкви, а также святых, в земле Российской просиявших.

Николо-Угрешский монастырь основал святой князь Дмитрий Донской на месте явления ему иконы Николая Чудотворца и в благодарность Богу за последовавшую победу русского воинства на Куликовом поле в 1380 году.

"Он увидел образ святителя Николая и утром своему окружению сказал: "Сие угреша сердце мое". То есть, это видение согрело его сердце", - так патриарх объяснил название Николо-Угрешского монастыря на торжествах по случаю 625-летия Куликовской битвы.

По его словам, в течение всех этих лет, за исключением периода советской власти, когда обитель была осквернена, она являлась одним из крупнейших духовных центров России и "в ней возносились молитвы за наше Отечество и наш многострадальный народ".

Святитель Николай жил в III-IV веках и прославился как великий угодник божий, поэтому в народе его обычно называют Николаем Угодником. Христиане верят, что и по сей день он совершает множество чудес в помощь молящимся ему людям. Кроме того, святой Николай считается покровителем всех странствующих.

Он родился в городе Патаре в Малой Азии (ныне - территория Турции) в семье благочестивых родителей и стал священником, а затем и епископом города Миры Ликийские. Церковное предание сохранило свидетельства не только чудес, совершенных святым Николаем, но и его необычайного милосердия. Так, когда один ранее богатый человек задумал для спасения семьи от голода "отдать на блудодеяние" трех своих взрослых дочерей, святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом.

Совершая паломничество в Иерусалим, Николай Чудотворец по просьбе отчаявшихся путников молитвой успокоил разбушевавшееся море. По его молитве ожил матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть. Удержав меч палача, святой Николай спас от смерти трех мужей, невинно осужденных корыстолюбивым градоначальником.

Святитель Николай скончался в середине IV века в глубокой старости. По церковному преданию, мощи святого сохранились нетленными и источали чудесное миро, от которого исцелилось множество людей. В 1087 году в связи с угрозой нашествия мусульман мощи Николая Угодника были перенесены в итальянский город Бар (Бари), где находятся и поныне.