Поэтапные рекомендации для формирования налогового бюджета организации. Технология формирования налогового бюджета организации Налог на прибыль формирование бюджета

финансовый директор
группы компаний «Конти»,
г. Москва

Использование организацией комплексной методологии финансового планирования, называемой бюджетированием, является безусловным конкурентным преимуществом, которое позволяет повысить эффективность управления. При этом самое пристальное внимание необходимо уделять бюджетной архитектуре, представляющей собой совокупность бюджетов, форматы которых утверждены внутренними нормативными документами. Полнота управленческой информации, содержащейся в указанных бюджетах, является одним из наиболее важных критериев эффективности финансового планирования.

Процесс планирования и фактического исполнения налоговых обязательств юридического лица является обособленным бизнес-процессом, формирующим его совокупную налоговую нагрузку. Организация может включать информацию о размере и сроках уплаты того или иного налога в различные операционные бюджеты или же формировать обособленный налоговый бюджет. Анализ важности четкого налогового планирования, наличие негативных налоговых последствий (штрафов и пеней) в случае несвоевременного исполнения налогоплательщиком своих обязанностей позволяют сделать однозначный вывод о необходимости формирования обособленного налогового бюджета, который даст возможность консолидировать всю информацию, имеющую важное управленческое значение, и существенно упростит ее анализ.

Цель формирования налогового бюджета сводится к следующему:

В соответствии со статьей 8 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Необходимо отдельно остановиться на определении сбора, под которым понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Указанные затраты не включаются в бюджет налогов, а находят отражение в соответствующих бюджетах общехозяйственных расходов, в которых могут показываться отдельной строкой.

Остановимся подробнее на источниках информации и формате налогового бюджета.

К источникам информации относятся:


-

выбранная организацией система налогообложения (общая, упрощенная, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности);

учетная политика организации для целей финансового (бухгалтерского) и налогового учета;

плановые показатели деятельности, зафиксированные в операционных (вспомогательных) бюджетах, планируемые виды деятельности;

приказ о датах выплаты заработной платы сотрудникам, утвержденное штатное расписание организации, согласованный график отпусков, положение о премировании;

статистические данные прошлых отчетных периодов.

Формат налогового бюджета, в свою очередь, включает (в разрезе планируемых налогов):

АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОГО БЮДЖЕТА

Основными этапами формирования налогового бюджета являются следующие операции:
1. Определение совокупности исчисляемых организацией налогов.
2. Определение комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию налоговой нагрузки.
3. Определение налоговой базы по каждому из планируемых налогов.
4. Расчет суммы налогов, подлежащих перечислению в бюджет.
5. Определение сроков перечисления налогов, формирование платежного налогового календаря.
6. Консолидация плановых показателей в бюджетную таблицу утвержденной формы.
7. Анализ показателей бюджета.

Необходимо отметить, что указанный алгоритм является составной частью последовательности мероприятий, связанных с формированием общего бюджета организации.

Определение совокупности исчисляемых организацией налогов

Совокупность исчисляемых организацией налогов определяется выбранной системой налогообложения и характером совершаемых операций. Наиболее распространенной является совокупность, соответствующая стандартному режиму налогообложения, которая и будет рассмотрена в статье при формировании бюджета: НДС, НДФЛ, ЕСН, налог на имущество и налог на прибыль организации.

Кроме указанного перечня организация также может являться плательщиком налога на рекламу, земельного и транспортного налогов.

В качестве альтернативы может рассматриваться применение упрощенной системы налогообложения.

Определение комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию налоговой нагрузки

К указанным мероприятиям, в частности, могут относиться:

Рассмотрим более подробно такой элемент налогового планирования, как учетная политика. Остановимся на элементах учетной политики, которые оказывают влияние на величину исчисляемых налогов и сроки их перечисления в бюджет. В качестве примера используем налог на прибыль организации.

Элемент учетной политики

Правовое регулирование

Исчисление и уплата налога по кассовому методу или по методу начисления

п. 1 ст. 273 НК РФ

Уплата ежемесячных или ежеквартальных авансовых платежей

п. 3 ст. 286 НК РФ

Выбор способа начисления амортизации и срока полезного использования

п. 1 и 3 ст. 259 НК РФ

Использование амортизационной премии

п. 1.1 ст. 259 НК РФ

Выбор варианта оценки сырья и материалов при их отпуске в производство

п. 8 статьи 254 НК РФ

Выбор способа оценки товаров при их продаже и прочем выбытии

п.п. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ

Определение перечня прямых расходов

п. 1 ст. 318 НК РФ

Приведенный перечень, безусловно, не является исчерпывающим.

Определение налоговой базы по планируемым налогам, расчет налогов, определение срока их перечисления в бюджет

При планировании исчисления НДС организацией должно быть проведено детальное планирование каждого из указанных ниже компонентов, составляющих итоговую сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет или возмещению из него. Анализу должны быть подвергнуты операционные бюджеты, при составлении которых настоятельно рекомендуется планировать не только момент перехода права собственности на продукцию, товары, результаты выполненных работ, оказанные услуги, но и их оплату. Это должно быть предусмотрено утвержденным форматом соответствующих бюджетов. Также необходимо в качестве справочной информации рассчитывать НДС, планируемый к поступлению от контрагентов или к уплате в их адрес.

Объект планирования

Нормативная база

Источник информации

НДС, предъявленный покупателям по отгруженной продукции, работам, услугам

п.п. 1 п. 1 ст. 167 НК

НДС, предъявленный покупателям по поступившим авансам в счет предстоящих поставок

п.п. 2 п.1 ст. 167 НК

Бюджет продаж, бюджет прочих доходов

НДС, предъявленный поставщиками по полученным организацией товарам, работам, услугам

Бюджет закупок, бюджет производственных, управленческих, коммерческих расходов

НДС, предъявленный поставщиками по принятым организацией к учету основным средствам

п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК

НДС, принятый к вычету по ранее полученным авансам

п. 8 ст. 171 и п.2 ст. 172 НК

Бюджет закупок, бюджет производственных, управленческих, коммерческих расходов, бюджет капитальных вложений (инвестиционный бюджет)

Налог на доходы физических лиц и единый социальный налог

В соответствии со статьей 210 НК РФ объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц являются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Наиболее распространенным видом дохода является заработная плата сотрудников организации.

В соответствии со статьей 236 НК РФ объектом налогообложения единым социальным налогом для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, которые начисляются налогоплательщиками в пользу физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Необходимо отметить, что указанные выплаты и вознаграждения не являются объектом налогообложения в случае, если у организации они не относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Также не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Общая (максимальная) ставка ЕСН составляет 26%. Однако для данного налога характерно применение регрессивной шкалы налогообложения, в соответствии с которой налоговое бремя снижается с ростом налоговой базы, которая исчисляется нарастающим итогом с начала календарного года (налогового периода) по каждому сотруднику.

Перечисление в бюджет ЕСН осуществляется в сроки, которые установлены НК РФ.

Налог на имущество

В соответствии со статьей 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Налоговой базой является среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период, которая определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу. Налоговым периодом является календарный год, отчетным периодом - календарный квартал.

Планируемый показатель

Источник информации

Стоимость основных средств на начало планируемого периода (на начало каждого месяца)

Данные прогнозного баланса

Стоимость основных средств, планируемых к приобретению

Бюджет капитальных вложений (инвестиционный бюджет)

Планируемых к выбытию

Бюджет прочих (операционных, внереализационных) расходов

Амортизационные отчисления за планируемый период

Бюджет производственных и управленческих расходов

Перечень источников информации приведен с учетом того обстоятельства, что прогнозный баланс составляется далеко не всеми организациями, планирующими свою деятельность.
Перечисление в бюджет налога на имущество осуществляется в сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

Налог на прибыль организации

В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, представляющая собой полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль организаций».

При планировании величины налоговой базы по указанному налогу должны использоваться следующие источники информации.

Приведем примеры налоговых корректировок.

Источник информации

Амортизационная премия по основным средствам, единовременно списываемая на расходы

п. 1.1 ст. 259 и п. 3 ст. 272 НК РФ

Разница в величине налоговой амортизации и амортизации в целях бухгалтерского учета

ст. 258 и 259 НК РФ

Отнесение к расходам процентов по долговым обязательствам

п. 1 ст. 269 НК РФ

Убыток от уступки права требования

п. 1 и п. 2 ст. 279 НК РФ

Перенос на будущее ранее полученных убытков

ст. 283 НК РФ

Представительские расходы в пределах законодательно установленных норм

п. 2 ст. 264 НК РФ

Перечень указанных корректировок не является исчерпывающим и зависит от характера осуществляемых организацией хозяйственных операций.

Консолидация плановых показателей

Рассмотрим консолидацию плановых показателей на конкретном примере.
Исходные данные, используемые для формирования бюджета налогов, приведены в таблице 1.

Таблица 1

Исходная информация для формирования налогового бюджета,
тыс. руб.


Планируемые показатели хозяйственной деятельности

1-й квартал

2-й квартал

3-й квартал

4-й квартал

Итого

Стоимость отгруженной продукции (без НДС)

Авансы, полученные в счет предстоящих поставок (с НДС)

Авансы, зачтенные в счет оплаты отгруженной продукции (с НДС)

Стоимость приобретенных материалов, работ, услуг (с НДС)

Стоимость принятых на учет основных средств (с НДС)

Начисленная заработная плата сотрудников

Остаточная стоимость основных средств

Планируемая прибыль (управленческий учет)

Налоговые корректировки

Налоговая база (налоговый учет)

Корректировка, увеличивающая налоговую базу. Указанные налоговые корректировки представляют собой совокупность отклонений между данными управленческого и налогового учета. Сумма отклонений выбрана произвольно с целью продемонстрировать переход от планируемой прибыли по данным управленческого учета к налоговой базе, использующейся при исчислении налога на прибыль организации.

Используемые допущения:


-

организация применяет общий режим налогообложения;

ставки налогообложения: НДС - 18%, НДФЛ - 13%, ЕСН - 26%, налог на имущество - 2,2%, налог на прибыль - 24%;

в таблице указана остаточная стоимость основных средств на конец каждого квартала. При этом остаточная стоимость основных средств в течение каждого квартала считается неизменной. Остаточная стоимость основных средств на 01 января года, следующего за планируемым периодом, равна 1150 тыс. руб.;

при планировании платежей в бюджет по налогу на прибыль считаем, что ежемесячные авансовые платежи по указанному налогу отсутствуют;

налоговые вычеты по НДФЛ отсутствуют;

регрессивная шкала начисления ЕСН не применяется.

Предварительно рассчитаем НДС и налог на имущество организации.

Таблица 2

Расчет НДС за бюджетный период

Планируемый показатель

1-й квартал

2-й квартал

3-й квартал

4-й квартал

Итого

НДС по отгруженной продукции

НДС с авансов в счет предстоящих поставок

НДС с авансов, зачтенных в счет оплаты отгруженной продукции

НДС по приобретенным материалам, работам, услугам

НДС по принятым на учет основным средствам

Итого НДС за период

Таблица 3

Расчет налога на имущество организации за бюджетный период

Планируемый показатель

1-й квартал

2-й квартал

3-й квартал

4-й квартал

Итого

Остаточная стоимость основных средств

Среднегодовая стоимость имущества (налоговая база)

Налоговая ставка

Сумма начисленного налога, подлежащая уплате в бюджет

Сформируем налоговый бюджет организации (табл. 4)

Таблица 4

Налоговый бюджет организации

Показатель

1-й квартал

2-й квартал

3-й квартал

4-й квартал

Итого

Входящий остаток

Налог на имущество

Налог на прибыль организации

Всего налогов

Начислено за период

Налог на имущество

Налог на прибыль организации

Всего налогов

Перечислено в бюджет

Налог на имущество

Налог на прибыль организации

Всего налогов

Исходящий остаток

Налог на имущество

Налог на прибыль организации

Всего налогов

Справочная информация

Доход (без НДС) от обычных видов деятельности (операционной деятельности)

Остаточная стоимость основных средств

Начисленная оплата труда сотрудников организации

Прибыль (убыток) по данным управленческого учета

Налоговые корректировки

Прибыль (убыток) по данным налогового учета

Совокупная налоговая нагрузка (соотношение начисленных налогов и дохода), %

С учетом переплаты на начало планируемого периода.

При анализе предложенного формата бюджета остановимся на обстоятельствах, которые требуют отдельных пояснений.

В соответствии со статьей 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврата налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Это общая норма законодательства. В части правового регулирования возмещения из бюджета НДС необходимо пользоваться специальной правовой нормой, предусмотренной статьей 176 НК РФ. Данная статья предусматривает, что в случае если по итогам налогового периода (месяца, квартала) сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в порядке, определяемом именно этой правовой нормой.

В случае проведения зачета переплаты одного из рассматриваемых налогов в счет погашения задолженности по другому налогу, указанную информацию необходимо подробно раскрывать в пояснительной записке к бюджету налогов.

Отдельно остановимся на отражении налогов в бюджете движения денежных средств организации (БДДС). Налоговые платежи в соответствии с мировой практикой отражаются в качестве исходящих денежных потоков, которые относятся к операционной деятельности организации. В то же время могут быть исключения. Например, в случае если налог на прибыль организации возникает в результате совершения операций в рамках осуществления инвестиционной или финансовой деятельности, то отражение налоговых выплат должно производиться соответственно по инвестиционной или финансовой деятельности.

Также необходимо решить вопрос о целесообразности включения НДФЛ в указанный бюджет. Источником выплат налога являются денежные средства, начисленные работодателем работнику за выполнение последним своих трудовых обязанностей. Таким образом, бремя указанных расходов несут на себе сотрудники организации, а организация является исключительно налоговым агентом, в обязанности которого входит исчисление, удержание и перечисление в бюджет НДФЛ. Оптимальным представляется решение, в соответствии с которым налог включается в рассматриваемый бюджет, так как его перечисление (выплата) влияет на ликвидность организации. При расчете показателя совокупной налоговой нагрузки НДФЛ может исключаться из расчета.

В указанный бюджет также может быть включена информация о размере начисленных пени и штрафов за ненадлежащее исполнение налогоплательщиком своих обязанностей.

Анализ показателей бюджета

Совокупная налоговая нагрузка организации является функцией перечня налогов, которые начисляет и уплачивает организация. В рассматриваемом случае заработная плата сотрудников составляет незначительную часть полной себестоимости выпускаемой продукции. Следовательно, влияние НДФЛ и ЕСН на размер налоговой нагрузки является незначительным. Максимальный удельный вес составляют НДС и налог на прибыль организации. Общий размер совокупной нагрузки является незначительным за счет:

В заключении необходимо отметить, что в статье проведено комплексное рассмотрение алгоритма формирования налогового бюджета организации. Большое внимание уделяется источникам используемой информации, формату бюджета и целям налогового планирования. Рассмотрение правовых основ налогообложения, практического примера формирования бюджета и его последующий анализ дают возможность использовать указанный материал как универсальную методологию составления налогового бюджета организации.


Александр Карпов , руководитель проекта сайт, автор серии книг "100% практического бюджетирования" и книги "Постановка и автоматизация управленческого учета"

Бюджет налогов в управлении компанией

Бюджет налогов нужен для управления затратами на налоги. Из анализа данного бюджета должно быть видно, насколько эффективно в компании выполняются функции оптимизации налогов. В данном случае речь, конечно же, идет об абсолютно законных методах оптимизации.

Кстати, про незаконные методы мне вообще ничего не известно, и все компании, с которыми мне приходилось работать, придерживаются такой же позиции. Налоги нужно платить.

Ведь все мы знаем, что каждый рубль, поступающий в бюджеты различных уровней (и всевозможные внебюджетные фонды), расходуется исключительно целевым образом на благо нашей страны.

Некоторые компании, разрабатывая систему ограничений , среди прочих, вводят и такое ограничение. Они устанавливают верхнее допустимое значение налогов как долю в выручке. Т.е. может быть, например, определено, что доля налогов в выручке не должна превышать определенного процента.

В этом случае в компании должны быть разработаны соответствующие схемы, которые позволят законными методами уложиться в установленные ограничения.

Эти проценты могут быть установлены для каждого месяца года с учетом получаемых показателей бюджетов и правил расчета налогов.

Это ограничение может быть включено даже в один из стратегических показателей компании.

Пример формата бюджета налогов приведен в таблице 1 . В данном примере бюджет налогов содержит четыре группы показателей:

  • начисление налогов;
  • оплата налогов;
  • задолженности по налогам;
  • доля налогов в выручке.

    Таблица 1. Пример формата бюджета налогов

    Код

    Статьи бюджета

    ед. изм

    Итого за год

    Январь

    Декабрь

    план

    факт

    отклонение

    всего

    ОФБ14.1

    Начисление налогов

    ОФБ14.1.1 Налог на прибыль
    ОФБ14.1.2 НДС
    ОФБ14.1.3 Налог на имущество
    ОФБ14.1.4 Налоги с ФОТ
    ОФБ14.2

    Оплата налогов

    ОФБ14.2.1 Налог на прибыль
    ОФБ14.2.2 НДС
    ОФБ14.2.3 Налог на имущество
    ОФБ14.2.4 Налоги с ФОТ
    ОФБ14.3

    Задолженности по налогам

    ОФБ14.3.1 по налогу на прибыль
    ОФБ14.3.1.1 кредиторская задолженность
    ОФБ14.3.1.2 отложенный налоговый актив
    ОФБ14.3.2 по НДС
    ОФБ14.3.2.1 кредиторская задолженность
    ОФБ14.3.2.2 дебиторская задолженность
    ОФБ14.3.3 по налогу на имущество
    ОФБ14.3.3.1 кредиторская задолженность
    ОФБ14.3.4 Налоги с ФОТ
    ОФБ14.3.4.1 кредиторская задолженность
    ОФБ14.3.5 Итого задолженности по налогам
    ОФБ14.3.5.1 кредиторская задолженность
    ОФБ14.3.5.2 дебиторская задолженность
    ОФБ14.4 Доля налогов в выручке

    Нужно отметить, что бюджет налогов и сборов – это один из самых популярных бюджетов в наших компаниях.

    Объясняется это, скорее всего, не какой-то особой любовью к бюджетированию , а в большей степени обратным чувством к действующей в стране системе налогообложения.

    Получается, что эта фрагментарная вспышка повышенного интереса к бюджетированию обусловливается внешними условиями и подкрепляется внутренним желанием во чтобы-то ни стало соптимизировать затраты на налоги.

    Вот если такое неудержимое стремление распространить и на другие функциональные области компании, то даже представить сложно, какой это могло бы иметь положительный эффект, и насколько бы во многих компаниях улучшилось бы финансово-экономическое состояние.

    Налоговый бюджет отличается от всех остальных функциональных бюджетов тем, что при его составлении компания не может делать предположений и гипотез относительно периодов начислений и оплаты налогов, т.к. порядок расчета налогов и их оплаты строго регламентирован государством.

    Поэтому в состав бюджета налогов абсолютно всех компаний обязательно должны входить все три группы показателей: начисление налогов, оплата налогов и задолженности по налогам (см. Табл. 1 ).

    При разработке моделей всех остальных бюджетов каждая компания может поступать так, как считает нужной.

    Регламент бюджета налогов

    Можно смело сказать, что в любой компании, даже в той, в которой, казалось бы, нет никакого бюджетирования, все равно есть одна, если можно так выразиться, забюджетированная область.

    Речь идет о налогах. Компания старается изо всех сил снизить затраты на налоги, при этом можно совершенно спокойно переплачивать гораздо большие суммы в других функциональных областях деятельности.

    Возможно, это связано с особой ярко выраженной "любовью" к государству, которая выражается простой формулой "любимому государству ни одной лишней копейки". А может быть причина лежит и в другой сфере. Как выразился "опытный" сотрудник одной компании, отметив, что увеличивать налоговые затраты нет никакого смысла, т.к. от налоговой все равно никакого отката за это не получишь.

    Может быть, более-менее четкий регламент бюджетирования объясняется и тем, что в данном процессе преимущественно принимают участие представители финансовой дирекции, которые чаще всего являются наиболее дисциплинированными сотрудниками компании.

    Пример минимизации затрат на таможенную очистку

    Бюджетирование заключается не только в том, чтобы подготовить какой-то документ. При этом необходимо выполнить бюджет. То есть необходимо четко понимать за счет чего можно будет выполнить те или иные бюджетные показатели компании.

    При этом не малую роль может играть вопрос, связанный с тем какое конкретно подразделение в компании будет выполнять эту функцию. В одной компании, например, когда занимались составлением бюджета налогов, то встал вопрос о таможенных платежах. Компания занималась экспортно-импортными операциями и ей приходилось заниматься вопросами, связанными с таможенной очисткой товара.

    Эту функцию мог выполнять транспортный отдел, основной задачей которого являлось обеспечение доставки груза от поставщика клиенту. Договора на поставку заключались менеджерами коммерческого отдела. Они в принципе тоже могли частично выполнять эти функции.

    При этом выяснилось, что когда эту функцию выполняли сотрудники отдела транспорта, то затраты на таможенные платежи были выше, чем когда эту функцию выполняли сотрудники коммерческого отдела.

    Когда стали разбираться, то выяснилось, что оказывается такой фактор как знание товара играет здесь важную роль. Дело в том, что когда происходит таможенная очистка и груз пересекает границу, то при этом товару присваивается определенный код, в соответствии с которым рассчитываются сумма таможенных платежей. Когда на таможню выезжал сотрудник отдела транспорта, то он в основном беспокоился о том, чтобы груз вовремя прошел растаможку и отправился дальше.

    Когда же на таможню приезжал сотрудник коммерческого отдела, то он был заинтересован не только в том, чтобы груз прошел растаможку и проследовал дальше, но и в том, чтобы затраты на этот процесс были меньше.

    Поскольку сотрудник коммерческого отдела, участвовал в заключение договоров с клиентом и поставщиком и хорошо знал товар, то он мог убедить таможенника в том какой именно код нужно присвоить товару. То есть товару присваивался тот код, который приводил к наименьшим в данной ситуации затратам на таможенные пошлины. Дело в том, что коммерческий отдел был замотивирован (см. Книгу 4 "Финансовая структура компании") на прибыль, из которой вычитались в том числе и таможенные расходы.

    Налоги можно уменьшать за счет правильного оформления договоров

    Еще одним фактором существенно влияющим на налоговые затраты является договорное оформление операций, реализуемых компанией. Одно и то же событие может быть по-разному отражено в договорах, что может приводить к различным затратам на налоги.

    Это еще раз говорит о том, что в рамках бюджетирования должны планироваться и мероприятия, которые планируют выполнить подразделения, а также документальное оформление данных мероприятий, то есть то какие договора будут сопровождать планируемые мероприятия. Иногда бывает выгоднее одну операцию оформить несколькими договорами, а иногда наоборот одним документом.

    В одной компании, например, допускались такие ошибки. Компания оказывала услуги по поставке оборудования. Иностранный импортер мог поставить оборудование российскому заказчику, а после этого осуществлять работы по монтажу и установке этого оборудования.

    При этом могли заключать отдельный договор на услуги по монтажу и установке оборудования. В таком случае возникла проблема с НДС, т.к. при таком оформлении операции возникал договор на услуги по монтажу.

    При самой поставке оборудования НДС не возникал, но поскольку монтаж оборудования не был прописан в этом договоре и приходилось заключить отдельный договор на услуги. В итоге получилось так, что у компании возникли дополнительные расходы и сделка получилась с большой отрицательной прибылью. То есть на таких простых ошибках компания теряла прибыль.

    Пример регламента бюджетирования налогов

    В данном примере регламент бюджетирования налогов структурирован по видам оснований, от которых зависят налоги. Таким образом, организационно-временной регламент бюджетирования налогов получается наиболее наглядным. При этом названия функций, в которых сгруппированы расчеты этих налогов, конечно же, условные и налоги, классифицированные таким образом, между собой могут быть никак не связаны.

    Регламент бюджетирования налогов на фазе планирования

    Пример регламентации бюджетирования налогов (на фазе планирования) приведен на рисунке 1 . В данном примере в рамках бюджетирования налогов выполняются следующие основные функции: планирование налогов, зависящих от продаж и закупок, планирование налогов, зависящих от персонала, планирование налогов, зависящих от активов, используемых компанией, планирование налога на рекламу, планирование налога на прибыль, формирование бюджета налогов, согласование и корректировка бюджета налогов, предварительное утверждение бюджета налогов.
    Планирование налогов, зависящих от продаж и закупок
    В рассматриваемом примере под этими налогами подразумеваются НДС. НДС зависит от бюджета продаж и от бюджетов закупок, то есть от всех закупаемых ресурсов и услуг. Поэтому НДС может быть рассчитан после того как будут предварительно утверждены бюджет продаж и все бюджеты закупок (сырья и материалов, для обеспечения нужд производства и т.д.)
    Планирование налогов, зависящих от персонала
    В рассматриваемом примере в эту группу входят налоговые отчисления с ФОТ. Отчисления зависят от затрат на заработную плату, поэтому могут быть рассчитаны после того как бюджет заработной платы будет предварительно утвержден. Проблемы здесь в основном будет связаны с задержкой расчета переменной части заработной платы, т.к. она зависит от показателей других бюджетов и может быть рассчитана гораздо позже, чем постоянная часть.
    Планирование налогов, зависящих от активов, используемых компанией
    Здесь планируются налог на имущество, транспортный налог и налог на землю. Все это является активами, которые использует компания в своей текущей деятельности. Для расчета данных налогов соответственно нужны данные о стоимости имущества, количестве и мощности автомобилей, принадлежащих компании, а также о площади земли, занимаемой под производственные помещения.
    Планирование налога на прибыль
    Налог на прибыль может быть спланирован, когда будут рассчитаны все расходы компании, поэтому необходимо иметь предварительно утвержденный бюджет продаж, а также все бюджеты затрат компании. В данном примере этот налог рассчитывается в последнюю очередь, т.к. большая часть остальных налогов также являются расходами компании, которые уменьшают налогооблагаемую базу для налога на прибыль.
    Формирование бюджета налогов
    Бухгалтер на основе данных о плановых налогах формирует бюджет налогов, в котором представлены все налоги компании. Коме того, в бюджете налогов могут быть и дополнительные показатели, характеризующие эффективность функции налогового управления. Это может быть, например, доля налогов в выручке. В некоторых компаниях данный показатель даже входит в состав стратегических показателей компании, для которого устанавливается соответствующее верхнее ограничение.

    Рис. 1 Пример регламента бюджетирования налогов (на фазе планирования)

    К бюджету налогов также прикладывается аналитическая информация, содержащая все необходимые пояснения.

    Согласование и корректировка бюджета налогов
    До этого момента все функции выполнялись бухгалтером, занимающимся налоговым планированием. В согласовании и корректировки бюджета налогов принимают участие все руководители финансовой дирекции: финансовый директор, начальник ПЭО, начальник финансового отдела и главный бухгалтер. Если в компании установлено ограничение, например, на долю налогов в выручке, то необходимо проконтролировать в первую очередь выполнении данного условия.

    В некоторых компания, для специалистов по налоговому планированию даже вводят соответствующую схему мотивации, в соответствии с которой премия зависит от разницы между верхним ограничением по налогам и фактическими затратами на налоги.

    Предварительное утверждение бюджета налогов
    Предварительное утверждение бюджета налогов происходит на уровне финансового и исполнительного директора компании.

    При утверждении бюджета налогов нужно исходить из того, что с одной стороны необходимо оптимизировать каждый налог в отдельности, но все-таки самое важное чтобы суммарные затраты на налоги были минимальными.

    Понятно, что при оптимизации налогов может получаться так, что при одном варианте будет увеличиваться один налог, но уменьшаться другой. Соответственно, всегда нужно оценивать решения по суммарным налоговым затратам.

    Хотя бывает и так, что при выборе вариантов приходится учитывать и такой фактор в какой бюджет платятся данные налоги. То есть компания может выбрать и более затратный вариант, но при котором затраты на налоги будут выше. Это, конечно же, важно в основном для крупных компаний, т.к. в таком случае для них это будет один из аргументов при решении определенных вопросов с местными властями.

    Регламент бюджетирования налогов на фазе учета, контроля и анализа

    Пример регламентации бюджетирования налогов (на фазе учета, контроля и анализа) приведен на рисунке 2 .

    В данном примере в рамках бюджетирования налогов выполняются следующие основные функции: сбор данных и формирование фактического бюджета налогов, анализ исполнения бюджета налогов, согласование и утверждение результатов анализа бюджета налогов.

    Сбор данных и формирование фактического бюджета налогов
    Сбор данных и формирование фактического бюджета налогов производится бухгалтером компании на основании оборотных ведомостей по затратам на налоги. Далее формируется фактический бюджет налогов, который помимо затрат может содержать и другие показатели, например, доля налогов в выручке, дебиторская/кредиторская задолженность и т.д.
    Анализ исполнения бюджета налогов
    В анализ исполнения бюджета налогов принимают участие все руководители финансовой дирекции компании. По результатам анализа формируются проекты основных решений, направленных на улучшение ситуации в будущем.
    Согласование и утверждение результатов анализа бюджета налогов
    Согласование и утверждение результатов анализа исполнения налогового бюджета происходит на уровне финансового и исполнительного директора компании. По результатам согласования готовится протокол, в котором содержатся основные решения, сформированные в результате анализа исполнения бюджета налогов.

    Эти решения могут касаться и корректировки налоговой политики компании. То есть речь идет не только об учетной политике, но и о принципах налогового планирования, на которые опирается компания в своей работе.

    Рис. 2. Пример регламента бюджетирования налогов (на фазе учета, контроля и анализа)

    Модель бюджета налогов и сборов

    Основным отличием бюджета налогов от всех остальных бюджетов является то, что при построении модели бюджетирования налогов необходимо обязательно опираться на внешнюю (в данном случае налоговую) учетную политику.

    При составлении всех остальных бюджетов может использоваться внутренняя (управленческая) учетная политика , которая может отличаться от внешней. Понятно, что такое раздвоение, а точнее расстроение (бухгалтерская, налоговая, управленческая) учетных политик, может приводить к значительным усложнениям при составлении бюджетов компании и, в частности, бюджета налогов.

    Как правило, модель бюджета налогов является одной из наиболее формализованных, поскольку для расчета налогов используются четко зафиксированные методики, определенные государством. Поэтому основная задача при разработке модели бюджета налогов заключается в том, чтобы правильно настроить методику расчета налогов.

    Правда, нужно отметить, что решение данной задачи не является такой уж простой, поскольку некоторые налоги (в частности налог на прибыль), мягко говоря, считаются не очень просто. Наше государство, преследуя цель получить с бизнеса как можно больше и как можно быстрее, явно перемудрило с методологией расчета налога на прибыль (с НДС тоже не все так просто). Это приводит к тому, что настройки модели бюджета налогов получаются довольно-таки сложными, поскольку приходится проверять очень много различных условий (пример модели бюджета налогов (впрочем, как и всех остальных бюджетов) можно найти на CD-решении "Бюджетное управление предприятием". Скачать презентацию данного CD-решения можно в разделе "Скачать". Найти описание можно в разделе "CD-решения").

    Хотя на практике бывают случаи, когда для составления бюджета налогов используется куда более неформальная логика. В некоторых компаниях может использоваться довольно-таки оригинальная модель планирования налогового бюджета. Как сказал директор одной компании, приоритеты при распределении финансирования у них были такие: сначала зарплата, затем материалы, потом местный бюджет, а на федеральный – уже ничего не оставалось. На этом заводе образовалась большая кредиторская задолженность перед федеральным бюджетом, но при этом они особенно не беспокоились на этот счет.

    Все объяснялось тем, что собственность была размыта по трудовому коллективу, поэтому, если бы была инициирована процедура банкротства, это означало бы, что без работы останутся четыре тысячи человек.

    Менеджмент завода подумывал о том, чтобы консолидировать у себя контрольный пакет акций, но как только бы они это сделали, им сразу же напомнили бы о долге федеральному бюджету. Ведь когда хозяина нет, то и спросить не с кого, а как только он появляется, то сразу должен будет отвечать за все, в том числе и за "грешки" предыдущих руководителей предприятия, которые довели организацию до нынешнего состояния.

    Пример модели бюджета налогов

    В этом примере модели бюджета налогов (см. Табл. 2 ) используются только самые распространенные налоги, которые есть практически у всех компаний за исключением тех, которые "сидят" на упрощенке или вмененке. То есть речь идет о четырех самых часто встречающихся налогах: налоге на прибыль, налоге на добавленную стоимость (НДС), налоге на имущество и налогах с ФОТ.

    Таблица №2. Пример бюджета налогов

    Статьи бюджета

    год

    на начало

    период

    на конец

    Начисление налогов

    Налог на прибыль (тыс. руб.) 4 119 0 51 1 309 2 759
    ставка налога на прибыль 24%
    независимый расчет 11 795 0 0 0 0 0 51 340 807 1 360 2 091 3 026 4 119
    налогооблагаемая прибыль 17 163 -685 -126 -20 336 -310 1 017 1 205 1 946 2 302 3 047 3 893 4 556
    налогооблагаемый доход 186 678 10 506 11 628 12 365 15 717 14 688 15 052 15 243 15 431 15 948 17 726 19 811 22 562
    налогооблагаемый расходы 169 515 11 191 11 754 12 384 15 381 14 998 14 036 14 038 13 485 13 646 14 678 15 918 18 006
    НДС (тыс. руб.) 6 590 303 514 490 784 0 0 0 0 20 1 255 1 464 1 759
    893 147 186 192 367
    Налоги с ФОТ (тыс. руб.) 8 219 581 587 593 689 661 667 680 688 694 739 791 849
    Ставка налога с ФОТ 26,0%
    Итого начисленных налогов (тыс. руб.) 19 821 884 1 101 1 231 1 473 661 904 680 688 2 215 1 994 2 255 5 734
    Доля налогов в выручке 10% 7% 8% 9% 10% 5% 7% 5% 6% 12% 10% 10% 22%

    Оплата налогов

    Налог на прибыль (тыс. руб.) 1 359 250 50 50 0 0 0 17 17 17 1 595 436 436
    Ежеквартальные авансовые платежи 200 0 0 1 159
    Ежемесячные авансовые платежи 50 50 50 50 0 0 0 17 17 17 436 436 436
    Сумма ежемесячных авансов 50 100 150 0 0 0 17 34 51 436 873 1 309
    НДС (тыс. руб.) 5 531 700 303 514 490 784 0 0 0 0 20 1 255 1 464
    Налог на имущество (тыс. руб.) 676 150 147 186 192
    Налоги с ФОТ (тыс. руб.) 7 920 550 581 587 593 689 661 667 680 688 694 739 791
    Итого налогов к оплате (тыс. руб.) 15 485 1 600 884 1 101 1 231 1 473 661 853 680 688 2 065 1 994 2 255

    Задолженности по налогам

    по налогу на прибыль (тыс. руб.)
    кредиторская задолженность 200,00 0 0 1 210 2 759
    отложенный налоговый актив 0 0 0 150 150 99 99 99 0 0 0 0
    по НДС (тыс. руб.)
    кредиторская задолженность 700,00 1 759 303 514 490 784 0 0 0 0 20 1 255 1 464 1 759
    0 0 0 0 0 3 935 2 985 2 020 974 0 0 0 0
    по налогу на имущество (тыс. руб.)
    Налоги с ФОТ (тыс. руб.)
    кредиторская задолженность 550,00 849 581 587 593 689 661 667 680 688 694 739 791 849
    Итого задолженности по налогам (тыс. руб.)
    кредиторская задолженность 1 600 5 734 884 1 101 1 231 1 473 661 853 680 688 2 117 1 994 2 255 5 734
    прочая дебиторская задолженность 0 0 0 0 150 4 085 3 135 2 119 1 073 99 0 0 0

    Налоги с ФОТ рассчитываются на основе данных бюджета оплаты труда, в котором консолидируется суммарный ФОТ компании, а также представлены данные о заработной плате каждого подразделения. В представленной модели используется следующее допущение. Считается, что компания не пользуется никакими льготами, которые могут предоставляться определенным категориям граждан или при определенных суммах заработной платы. Если бы такого предположения не было сделано, то нужно было бы вести детальный расчет по каждому сотруднику компании, по которому можно воспользоваться той или иной льготой.

    Кстати, некоторые специалисты по налоговому планированию полагают, что использование всевозможных льгот, на самом деле, выходит боком для компании. Во-первых, резко усложняется методика расчета, а во-вторых, использование любой льготы нужно будет доказывать при налоговых проверках. Кроме того, в нашей стране очень часто отменяются старые льготы, но появляются новые, что приводит к необходимости проведения дополнительных расчетов, что опять-таки сказывается на потере времени бухгалтеров.

    Налог на имущество планируется на основе информации, поступающей из бюджета основных средств. Здесь только нужно учитывать, что внутренняя (управленческая) учетная политика может отличаться от внешней в отношении того, что признавать основным средством, а что – нет (см. книгу "Постановка и автоматизация управленческого учета").

    Естественно, что при расчете налога на имущество нужно будет пользоваться внешней учетной политикой, то есть брать данные об основных средствах не из управленческого учета, а из бухгалтерского, а точнее налогового.

    НДС рассчитывается на основе плановых данных о поступлениях и признаваемой выручке от реализации, а также информации о плановых затратах и их оплате. Соответственно, данная информация собирается из соответствующих функциональных бюджетов и графиков оплаты. При этом учитывается информация о начальной кредиторской (компания должна бюджету) или дебиторской (бюджет должен компании) задолженности по НДС.

    Налог на прибыль рассчитывается на основе данных о плановых доходах и расходах компании. Здесь важно точно определить именно те расходы, которые могут быть, согласно налоговой учетной политике, признаны расходами, уменьшающими налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Может оказаться так, что прибыль в бухгалтерском учете будет больше или меньше, чем в налоговом учете.

    Данные для планирования налога на прибыль, конечно же, нужно брать из расчетов, составленных в соответствии с налоговой учетной политикой. Здесь также, как и в случае с НДС, необходимо учитывать входящий остаток в балансе. Либо в пассивах будет зафиксирована кредиторская задолженность, либо в активах будут отражаться данные об отложенных налоговых активах, если в предыдущем отчетном периоде был получен убыток, либо в активах могут отражаться авансовые платежи по налогу на прибыль.

    Как видно из примера бюджета (см. Табл. 2 ), он состоит из трех разделов: начисление налогов, оплата налогов и задолженности по налогам. Соответственно, информация из первого раздела поступает в БДР (все кроме начисленного НДС), из второго – в БДДС, а из третьего – в ББЛ.

    В данном примере бюджета налогов есть такой показатель, как доля налогов в выручке. Этот показатель может носить чисто справочный характер, то есть давать информацию о том, какая получается у компании налоговая нагрузка. А может быть и так, что данный показатель будет иметь целевой характер, и, возможно, даже будет использоваться в схеме мотивации финансовой дирекции, в частности, бухгалтерии (см. Книгу 5 "Роль финансовой дирекции в бюджетировании").

    Речь идет о том, что для бухгалтерии или другого подразделения, занимающегося налоговым планированием, может ставиться задача минимизации налоговой нагрузки за счет использования законных методов оптимизации. Правда, перед тем как вводить такую систему, нужно оценить и затраты на поддержание выполнения таких функций. Речь идет о том, что, как правило, любая оптимизация сопровождается увеличением объемов работ, связанных с дополнительным оформлением документов, сбором необходимых справок и т.д.

    Понятно, что один из инструментов оптимизации – это применение различных льгот. Но здесь есть и определенные риски. При отмене некоторых льгот, может возникнуть необходимость в переделывании некоторых внешних отчетов, а это, в свою очередь, может потребовать проведения дополнительных расчетов или даже корректировки уже введенной фактической информации. То есть это может обернуться дополнительными временными и денежными затратами.


    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статье, Вы можете направить их по адресу
  • Зачем нужно составлять бюджет налогов в организации? Можно назвать минимум три веских причины: для дальнейшего расчета финансовых показателей компании и определения влияния на них налогового бремени, для формирования платежного календаря и для оптимизации налогов. Планирование налогового бюджета обычно происходит минимум за месяц до начала следующего года. Процесс формирования налогового бюджета включает следующие этапы.

    Зачем нужно составлять бюджет налогов в организации? Можно назвать минимум три веских причины для этого:

    1. для дальнейшего расчета финансовых показателей компании и определения влияния на них налогового бремени;
    2. для формирования платежного календаря;
    3. для оптимизации налогов.
    На практике однако организации часто планируют относимые на затраты налоги в соответствующих бюджетах расходов. Только косвенные налоги (НДС, акцизы) они отражают в отдельном бюджете. Иногда компании не формируют обособленные налоговые бюджеты. Однако в любом случае данные о начислении налогов, планируемых налоговых платежах и прогнозах задолженности перед бюджетом показываются, соответственно, в бюджете доходов и расходов, бюджете движения денежных средств и прогнозном балансе предприятия.

    Решение же о формировании отдельного налогового бюджета, либо о включении расчетных налоговых показателей в промежуточные операционные бюджеты расходов, либо об отражении их только в заключительных трех бюджетах принимается с учетом специфики деятельности и размера компании. Чаще всего один общий бюджет налогов формируют крупные компании.

    Планирование налогового бюджета

    Обычно оно происходит минимум за месяц до начала следующего года. Налоговый бюджет планируется на основании принятой налоговой политики, амортизационной политики, данных бухгалтерского учета и расчетов налогооблагаемых баз в следующие сроки:
    • для годового планирования — до 1 декабря года, предшествующего планируемому году;
    • для квартального планирования — до 1-го числа третьего месяца предшествующего квартала;
    • для месячного планирования — до 20-го числа предшествующего месяца.
    Ответственность за планирование налогового бюджета несет бухгалтерия или отдел (специалист) по налоговому учету. Права и ответственность руководителей центров ответственности (главного бухгалтера или начальника отдела) и конкретных исполнителей определяются в положениях об отделах и должностных инструкциях.

    Процесс формирования налогового бюджета включает следующие этапы.

    1-й этап. Анализ налогооблагаемых объектов

    Этот анализ носит характер детальной инвентаризации установленных и уплачиваемых налогов, взносов и сборов отдельно по федеральному и местному законодательству. В процессе анализа необходимо получить ответы на следующие вопросы:
    1. Входит ли организация в состав налогоплательщиков по каждому из установленных налогов?
    2. Имеются ли облагаемые налогами объекты, и какие они по своим характеристикам? Совпадает ли полностью характеристика налогооблагаемых объектов в законе и в конкретной деятельности организации по каждому из установленных налогов?
    3. Имеются ли вычеты, какие и в каком размере?
    4. Подпадает ли имущество и операции организации под налогообложение конкретным налогом?
    5. Имеются ли льготы по уплате налогов, и каковы условия применения льгот, что необходимо сделать для обеспечения применения льгот?

    2-й этап. Подготовка связанных бюджетов

    Для планирования налогового бюджета необходимы данные по следующим операционным бюджетам (сметам):
    • бюджету продаж;
    • бюджету закупок материалов;
    • смете расходования материалов;
    • бюджету закупок работ и услуг;
    • бюджету расходов на оплату труда;
    • бюджету социальных выплат и льгот;
    • бюджету инвестиций и др.

    3-й этап. Расчеты по видам налогов

    Процедуру формирования бюджета налогов можно разбить на несколько частей:
    1. планирование начисления налогов;
    2. налоговых платежей;
    3. налоговой задолженности.
    1. Начисление налогов. Прежде всего, необходимо рассчитать планируемые суммы начисления налогов в плановом периоде. Для этого используйте следующие исходные данные:
    • планируемые показатели для расчета налогооблагаемой базы (площадь, количество сотрудников, расходы на персонал, добавленная стоимость, налогооблагаемая прибыль и т. д.);
    • налоговое законодательство (порядок уплаты налогов и сборов; ставки по налогам, сроки начисления и уплаты налогов, льготы по налогам);
    • прочие данные (соглашения о реструктуризации, графики погашения реструктуризированной задолженности, графики реструктуризации, графики погашения пеней и штрафов и т. п.)
    Источниками получения планируемых показателей для определения налоговой базы по налогам являются соответствующие операционные и финансовые бюджеты, а также документы, подтверждающие права компании на, определенное имущество (землю, транспортные средства).

    2. Налоговые платежи. После того, как определены начисления по налогам, проведите расчет налоговых выплат, чтобы составить графики расчетов с бюджетом и сформировать бюджет движения денежных средств. Налоговые платежи рассчитываются по формуле:

    Нвыпл. = Нначисл. - Ауплач. + Нреструкт. + Абуд.период.

    где Нвыпл. — выплаты по налогам; Нначисл. — налоги начисленные; Ауплач. — авансы по налогам, ранее уплаченные; Ареструкт. — выплаты в соответствии с графиками погашения реструктуризированной задолженности, пеней и штрафов; Абудпериод. — авансы по налогам в счет будущих периодов.

    Для расчета периодичности уплаты налогов и взносов составляется календарь налоговых платежей на год, квартал, месяц. В месячном или квартальном расчете определяется срок уплаты налога, установленного законом. Суммы налоговых платежей, взносов и сборов распределяются по срокам их уплаты, в соответствии с порядком, установленным законодательством. По результатам планирования календаря налоговых платежей может сложиться такая ситуация, что в пик уплаты налогов и взносов сумма поступлений денежных средств будет наименьшая. В этом случае финансовый отдел (департамент) будет принимать решение о необходимости накопления средств или их заимствования и очередности платежей, в соответствии с установленными сроками уплаты.

    3. Налоговая задолженность. На заключительном этапе, необходимо определить задолженность перед бюджетом для составления прогнозного баланса, которая рассчитывается по формуле:

    Зкон. = Знач. + Нначисл. - Зрестр. - Нвыпл.

    где Зкон. — остаток задолженности по налогам на конец периода; Знач — остаток задолженности по налогам на начало периода; Зрестр — реструктуризированная задолженность

    4-й этап. Контроль и анализ исполнения бюджета налогов

    Закрытие налогового бюджета осуществляется ежемесячно в срок до 10-20-го числа следующего месяца. Контроль исполнения бюджета налогов проводят по истечении планового периода. Отклонения по бюджету налогов напрямую зависят от отклонений в налогооблагаемой базе, т. е. в соответствующих статьях операционных, инвестиционных и финансовых бюджетов. Финансово-экономическая служба, составляющая бюджет налогов, может нести ответственность только за правильность расчета сумм налогов, планируемых на основе информации о налогооблагаемой базе, предоставляемой другими подразделениями. Поскольку финансово-экономическая служба не может контролировать показатели, на основе которых определяются бюджетные суммы налогов, она не может отвечать за неисполнение бюджета налогов, вызванное отклонениями данных показателей.

    При наличии отклонений от бюджета налогов, целесообразно выявлять ихпричины: рост или снижение доходов и расходов по сравнению с прогнозами, незапланированное приобретение нового имущества, изменение налогового законодательства и др., т.е. проводится анализ исполнения налогового бюджета. Бухгалтерия или отдел налогового учета (центр ответственности) готовят отчет в табличной форме «план — факт — отклонения» по видам налогов и сборов в сопоставлении с прошлым периодом.

    В соответствии с этим алгоритмом производится бюджетирование каждого конкретного налога. Бюджеты по отдельным налогам могут объединяться в единый налоговый бюджет организации.

    Разработка налогового бюджета осуществляется в соответствии с данными тех бюджетов организации, которые содержат показатели, необходимые для расчета налогооблагаемой базы по соответствующему налогу, и нормативных актов в области налогообложения, регулирующих порядок исчисления и уплаты налогов. В связи с этим большинство проблем налогового бюджетирования связано со сложностью предусмотренного законодательством порядка исчисления налогов.

    Так, например, составление бюджета по налогу на прибыль и единому социальному налогу является крайне трудоемким, из-за чего предприятия предпочитают составлять приблизительный прогноз налоговых платежей исходя, например, из сложившихся за предыдущие периоды зависимостей суммы уплаченных налогов от показателей деятельности организации. Однако это является недостатком всей налоговой системы, и совершенствование в этом вопросе возможно лишь при изменении законодательства в направлении упрощения порядка исчисления и уплаты налогов.

    Кроме того, дополнительные трудности в разработке налоговых бюджетов создает нестабильность, характерная для налогового законодательства РФ. Организации не имеют возможности достоверно планировать свои налоговые платежи на перспективу, в связи с вероятными изменениями в порядке исчисления налогов.

    Характерная для бюджета налогов зависимость его показателей от параметров операционных бюджетов создает трудности в обеспечении исполнения налогового бюджета, а также проблемы, связанные с неоднозначностью оценки достигнутых результатов. Необходимо проявлять гибкость в выработке системы контроля исполнения бюджета налогов, так как нередко превышение фактических показателей над плановыми свидетельствует об улучшении ситуации в организации, в отличие от аналогичной ситуации с перерасходом средств других бюджетов. Необходима интеграция налогового бюджетирования в общую систему налогового планирования организации, что позволит ей сосредоточиться на достижении своих финансовых целей, оптимизируя налоговые платежи.

    В соответствии с задачами, поставленными в дипломной работе, проведем анализ роли налога на прибыль в формировании доходов бюджета субъектов РФ и анализ динамики и структуры доходов бюджета субъектов РФ.

    Исходными данными послужили официальные отчеты по бюджетам, размещенные на сайте Федерального Казначейства.

    На первом этапе проведен анализ доходов бюджета субъектов РФ на основании Приложения 3.

    Анализ динамики налоговых поступлений базисным и цепным методами представлен в таблице 2.3.

    Таблица 2.3. Динамика налоговых поступлений в бюджет субъектов РФ, млрд. руб.

    Наименование показателя

    Всего налоговых доходов, млрд. руб.

    Абс. знач

    Базис. индекс

    Цепной индекс

    Налог на прибыль организаций

    Абс. знач

    Базис. индекс

    Цепной индекс

    Налог на доходы физических лиц

    Абс. знач

    Базис. индекс

    Цепной индекс

    Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ

    Абс. знач

    Базис. индекс

    Цепной индекс

    Налоги на совокупный доход

    Абс. знач

    Базис. индекс

    Цепной индекс

    Налог на имущество организаций

    Абс. знач

    Базис. индекс

    Цепной индекс

    Земельный налог

    Абс. знач

    Базис. индекс

    Цепной индекс

    Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

    Абс. знач

    Базис. индекс

    Цепной индекс

    Прочие налоги и сборы

    Абс. знач

    Абс. знач

    Базис. индекс

    Анализ абсолютных значений показывает рост поступлений таких налогов как налог на прибыль, налоги на совокупный доход, налог на имущество организаций и другие с 2007 года по 2008 год, затем в 2009 году резкое снижение объема поступлений. Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ с 2007 по 2009 годы стабильно растет. Налог на прибыль занимает первое место по величине во всех анализируемых периодах, кроме 2009 года. В 2009 году первое место по величине занимает налог на доходы физических лиц. Самое наименьшее значение имеет земельный налог, который растет до 2008 г. и уменьшается к 2009 году.

    Анализ динамики поступления доходов в бюджет субъектов РФ на основе базисного индекса выявил рост поступлений по доходам в целом на 20% в 2008 году и снижение на 5% в 2009 году по отношению к 2007 году. Аналогично изменялись поступления по налогу на прибыль в 2008 году выросли на 14% и снизились на 30% в 2009 году. Стабильный рост в 2008 году на 6% и в 2009 году на 37% показал налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ по отношению к 2007 году. Поступления по остальным налогам имеют тенденцию к снижению.

    Анализ динамики поступления доходов в бюджет субъектов РФ на основе цепного индекса выявил рост поступлений в целом по доходам на 20% в 2008 году и снижение на 79% в 2009 году по отношению к предыдущему году. Как видно из данных таблицы налог на прибыль вырос в 2008 году на 14% и снизился на 61% в 2009 году. В 2009 году видно, что роста не наблюдается, все показатели снизились, кроме налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, в 2009 году показали рост на 30%.

    Структурный анализ налоговых поступлений представлен в таблице 2.4.

    Таблица 2.4. Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет субъектов РФ, проценты

    Структурный анализ налоговых поступлений показывает долю конкретного налога в общем количестве налоговых поступлений.

    В 2009 г. наибольшую долю налоговых поступлений составил налог доходы физических лиц - 43,17%. По сравнению с предыдущими периодами произошло серьезное увеличение доли данного налога в консолидированном бюджете субъектов РФ. Доля налога на прибыль организаций в свою очередь наоборот уменьшилась - 27,71%. Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ, налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, налоги на имущество организаций и налоги на совокупный доход занимают небольшую долю налоговых поступлений в консолидированный бюджет субъектов РФ, при этом ежегодно их доля практически не меняется.

    Поступление налога на прибыль организаций в 2008 году уменьшилось с 2007 года с 37,5% до 35,65%, и еще упало до 27,71% в 2009 году. По налогу на товары, реализуемые на территории РФ, доля поступления в течение трех лет сначала уменьшились на 0,54% - в 2008 году, а затем увеличились до 6,37% в 2009 году. Доля налога на доходы физических лиц стабильно растет из года в год, так в 2007 году его доля составляет - 31,03%, в 2008 - 33,91%, а в 2009 году - 43,17%. Налоги на совокупный доход также стабильно растут: 2007 г. - 3,03%; в 2008 г. - 3,28%; в 2009 г. - 3,93%. Налог на имущество организаций в 2007 и 2008 гг. практически на одном уровне - около 6%, а в 2009 году резко снижается до 1,61%.

    Федеральная налоговая служба обращает внимание на изменение с 1 января 2009 года налоговой ставки налога на прибыль организаций в соответствии с пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 26.11.2008 №224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральным законом от 30.12.2008 №305-ФЗ «О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

    Налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 - 5 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом:

    • - сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет;
    • - сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

    Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента.

    Также, учитывая при этом начавшийся в конце 2008 года мировой финансовый кризис, меняется налоговая политика государства.

    Финансово-экономический кризис внес отрицательные коррективы в развитие экономики нашей страны. А антикризисные меры требуют государственных расходов, источником которых служат преимущественно налоги. Поэтому налоговую политику в условиях кризиса нужно ставить во главу угла мероприятий по оздоровлению нашей экономики. В условиях кризиса необходимо стимулировать и поддерживать бизнес. В условиях кризиса была принята мера, которую можно считать полезной, но нельзя назвать достаточной. Ставка налога на прибыль снизилась на четыре пункта, т.е. стала составлять 20%. Последствия этой меры принял на себя федеральный бюджет. Но снижение ставки налога на прибыль не привело к дифференцируемому подходу налогообложения прибыли организаций.

    В настоящее время прибыль организаций падает или ее просто нет. Тем не менее, прибыль организаций остается стимулом для производства, для хозяйствующих субъектов. Снижение ставки по налогу на прибыль неизбежно повлечет за собой изменения в части суммы отложенных налоговых активов и обязательств, рассчитанных в соответствии с 24%-ной ставкой и учитываемых при исчислении налога на прибыль в будущем. Следовательно, чтобы не исказить налогооблагаемую прибыль при расчете данного налога с 2009 года, организациям необходимо пересчитать и отразить отложенные налоговые активы и обязательства с учетом новой ставки по налогу на прибыль. В соответствии с положением о Департаменте налогообложения прибыли ФНС России, одной из основных задач является методологическое обеспечение полноты и своевременности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций. Масштабных мер в области налоговой политики, сопоставимых с глобальной перестройкой налоговой системы, в среднесрочной перспективе не запланировано. Но необходимо принимать во внимание, что проведение социально-экономических преобразований, интеграция России в мировую экономику неизбежно требуют внесения поправок в налоговое законодательство. На сегодняшний день решены не все задачи, поставленные в ходе налоговой реформы. Поэтому эта отрасль законодательства будет динамично изменяться.

    В трехлетней перспективе приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, какими они и были запланированы на период 2008-2010 годов - создание эффективной, сбалансированной налоговой и бюджетной системы, отказ от необоснованных мер в области увеличения налогового бремени. С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, цели налоговой политики, поставленные в Основных направлениях налоговой политики на предыдущий плановый период, остаются неизменными. Так меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2009 году и в плановом периоде 2010 и 2011 годов

    В ближайшие годы будет продолжена подготовка изменений в области налоговой политики, предусмотренных для реализации в соответствующие сроки «Основными направлениями налоговой политики в 2008-2011 годах». Помимо этого предлагается внесение изменений в законодательство и уточнение ранее заявленных подходов к проведению налоговой реформы.

    Совершенствование налога на прибыль организаций заключатся в ряде изменений, внесенных в законодательство Российской Федерации.

    Изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации в 2008 году, предусматривали следующие преобразования:

    • - начиная с 1 января 2009 года ставка налога на прибыль организаций снижена с 24 процентов до 20 процентов;
    • - в четвертом квартале 2008 года, вопреки общему правилу и, не дожидаясь, начала нового налогового периода, налогоплательщики получили право перейти на уплату налога по фактически полученной прибыли и отказаться, таким образом, от уплаты авансовых платежей, рассчитанных исходя из достигнутого уровня прибыли за предыдущий отчетный период (9 месяцев);
    • - в период с 1 сентября 2008 г. по 31 декабря 2009 г. предельная величина процентов по долговым обязательствам, которая может быть учтена в расходах для целей налогообложения прибыли, установлена в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,5 раза при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной 22 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте (ранее по долговым обязательствам в рублях она равнялась ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, а по обязательствам в иностранной валюте - 15 процентам).

    Изменения, внесенные в НК РФ в 2008 году, позволили увеличить объем относимых на расходы при налогообложении прибыли экономически обоснованных затрат организации по обучению, лечению, пенсионному обеспечению работников.

    Начиная с 2009 года, взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6 процентов от суммы расходов на оплату труда вместо 3 процентов по ранее действовавшему законодательству.

    С 2009 года расширены условия для принятия в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль организаций, затрат налогоплательщика на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников, а также физических лиц, не являющихся сотрудниками организаций - налогоплательщиков, заключивших с ними договор, предусматривающий обязанность такого физического лица отработать у налогоплательщика по трудовому договору не менее одного года.

    Начиная с 2009 года реализована возможность учета при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходов на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения. Данная мера носит временный характер (действует до 1 января 2012 года), при этом сумма таких расходов не должна превышать трех процентов от суммы расходов на оплату.

    В последние годы был принят ряд мер, направленных на стимулирование расходов организации на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки. В качестве дополнительной меры с 2009 года установлена возможность использования повышающего коэффициента (1,5) в целях ускоренного учета текущих затрат на научные исследования и разработки.

    Вместе с тем, одобренный Правительством Российской Федерации перечень соответствующих научных исследований и опытно-конструкторских разработок потребует уточнения с точки зрения возможности его администрирования налоговыми органами.

    В целях повышения эффективности освоения природных ресурсов уточнен порядок ведения налогового учета соответствующих расходов, что предоставляет налогоплательщикам возможность учитывать соответствующие расходы в ускоренном порядке.

    В частности, начиная с 2009 года, расходы на приобретение лицензий на право пользования недрами могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение 2 лет. При этом в рамках нового порядка налогового учета таких расходов понесенные в прошлом расходы организаций на указанные цели, не учтенные на начало 2009 года при определении налоговой базы по налогу на прибыль, могут быть отнесены на расходы в течение 2 лет (2009 и 2010 годов).

    В рамках совершенствования амортизационной политики, начиная с 2009 года, концептуально пересмотрен подход к начислению амортизации в налоговых целях. Кодексом для налогоплательщиков налога на прибыль организаций предусмотрена возможность отказа от пообъектного начисления амортизации и переход к начислению амортизации методом убывающего остатка по укрупненным амортизационным группам (пулам).

    При применении нелинейного метода начисления амортизации налогоплательщики получили возможность относить на расходы до 50 процентов первоначальной стоимости амортизируемого имущества в первую четверть срока его полезного использования. При этом у налогоплательщиков сохраняется право выбора одного из двух методов начисления амортизации.

    Одновременно для основных средств, относящихся к 3 - 7 амортизационным группам, величина так называемой «амортизационной премии» (то есть, возможности относить на расходы текущего периода до начала начисления амортизации определенную долю расходов на приобретение или создание основных средств) была увеличена с 10 процентов до 30 процентов.

    Таким образом, при комбинации нелинейного метода начисления амортизации и амортизационной премии по 3 - 7 амортизационным группам налогоплательщики получили возможность относить на расходы основную часть стоимости приобретаемых основных средств, что является существенной льготой, оправданной во многих случаях в условиях высокой инфляции и отсутствия переоценки основных средств в целях начисления амортизации.

    Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов разработаны Минфином России в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период и являются одним из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

    Помимо решения задач в области бюджетного планирования Основные направления налоговой политики позволяют участникам налоговых отношений определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

    Особое значение настоящий документ приобретает в условиях мирового финансового кризиса и разработки приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочной перспективе, комплекса мер, направленных на повышение устойчивости российской экономики.

    В трехлетней перспективе 2010-2012 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени. Таким образом, Основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.

    Однако при этом следует принимать во внимание, что налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.

    Сокращение объемов промышленного производства, негативная тенденция изменения иных макроэкономических показателей может привести к росту задолженности по налогам и сборам перед бюджетной системой Российской Федерации и увеличению масштабов уклонения от уплаты налогов. В целях минимизации указанных рисков потребуется повышение качества налогового администрирования, а также развитие института изменения срока уплаты налогов и сборов (инвестиционный налоговый кредит, рассрочки и отсрочки).

    Необходимо постоянно анализировать ситуацию в мировой, российской экономике и исходя из имеющихся возможностей изыскивать варианты поддержки участников экономической деятельности, стимулировать темпы роста экономики, в том числе и с помощью механизмов налоговой политики.

    Для того чтобы сократить число злоупотреблений при слияниях и поглощениях компаний (проведение реорганизаций часто используется компаниями для минимизации налога на прибыль), Минфин предлагает уже со следующего года изменить порядок переноса убытков при реорганизации.

    Новый порядок ограничит сроки и размеры прибыли, которые компании смогут направлять на погашение убытков реорганизуемых компаний.

    Для торговых компаний Минфин подготовил приятный сюрприз: уже с 2010 года потери от краж, поломок, боя товаров в магазинах с открытым доступом покупателей к товарам можно будет списывать на расходы в увеличенном размере (конкретные цифры будут установлены в законопроекте).

    В данной главе проведен подробный анализ роли налога на прибыль в формировании доходов РФ по бюджетам. Рассмотрена структура и динамика налоговых доходов консолидированного бюджета РФ, федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов РФ. Из анализа видно, что поступление налога на прибыль организаций к 2008 году увеличилось, но затем резко упало в 2009 году. Основная причина сокращения поступления налога на прибыль в бюджет это сокращение объема промышленного производства в России примерно на 30% на фоне развивающегося экономического кризиса, существенно сократились доходы от экспорта сырьевых компаний. Кроме того, с ноября 2008 года введен новый порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, который также оказал влияние на недобор по этому налогу. Сам бизнес основной причиной провальных результатов по сбору налогов считает кризис.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Развитие налога на прибыль организаций в дореволюционный период в Российской империи и в Советское время. Сущность, место и роль данного налога в налоговой системе и формировании доходной части бюджетов. Регулирующая и фискальная функции налога.

      курсовая работа , добавлен 20.04.2015

      Порядок исчисления и взимания налога на прибыль организаций. Сущность, место и роль налога в налоговой системе и формировании доходной части бюджетов. Методы учета доходов и расходов. Совершенствование механизма взимания и уплаты налога на прибыль.

      презентация , добавлен 22.01.2016

      Экономическое содержание налога на прибыль организаций, его место в системе доходов РФ. Фискальная и регулирующая функции налога на прибыль. Анализ организации работы Управления ФНС по Иркутской области; контроль за порядком исчисления и уплаты налога.

      дипломная работа , добавлен 14.12.2013

      Комплексный анализ налогообложения доходов физических лиц по Центральному району г. Красноярска, порядок уплаты налоговых платежей. Зарубежный опыт организации сотрудничества в сфере налогового контроля. Роль НДФЛ в формировании доходной части бюджета.

      дипломная работа , добавлен 09.02.2012

      История возникновения и развития налога на добавленную стоимость (НДС). Экономическое содержание НДС. Основные элементы налога на добавленную стоимость. Общая характеристика доходной части государственного бюджета РФ. Доля НДС в доходной части бюджета.

      курсовая работа , добавлен 23.09.2015

      История возникновения налога на прибыль организаций. Экономическая сущность прибыли и ее роль в экономике. Принципы определения доходов и расходов при формировании налога на прибыль. Рекомендации по минимизации нагрузки по налогу на прибыль предприятия.

      курсовая работа , добавлен 21.09.2013

      Изучение и правовой анализ налога на имущество физических лиц и земельного налога, их роль в формировании доходной части бюджета города Усть-Илимска за 2009 г., а также перспективы их замены единым налогом на недвижимость. Состав доходной части бюджета.

      курсовая работа , добавлен 05.04.2013