Повседневная жизнь древних римлян. Очерк V

Быт - часть физической и социальной жизни человека, включающая удовлетворение духовных и материальных потребностей в: пище, одежде для защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды (одежда, обувь и др.), жилье, поддержании физического здоровья, сохранении и продолжении семьи (рода). Быт в широком смысле - уклад стереотипного видения повседневной жизни.

Здесь мы рассмотрим такие стороны быта древних римлян, как семейная жизнь, распорядок дня, домашнюю утварь, питание.

Семья и воспитание в ранний период истории Рима считалось за цель и главную суть жизни гражданина - наличие собственного дома и детей, при этом семейные отношения не подчинялись закону, а регулировались по традиции. В древнем Риме семья как основа общества очень высоко почиталась. Семья полагалась хранительницей высоких моральных норм и того, что именовали "отеческими нравами"

Авторитет отца семейства, его власть над супругой и детьми были непререкаемы. Он был суровым судьей всех проступков, совершенных домочадцами и считался главой семейного суда. Он имел право лишить сына жизни или продать в рабство, но на практике это было исключительным явлением. Отцы семейств, как правило, и заключали браки между своими детьми, руководствуясь бытующими моральными нормами и личными соображениями. Выдавать замуж девушку отец мог с 12-летнего возраста, а женить юношу с 14-летнего.

Хотя женщина и находилась в подчинении мужчины, "принадлежала только семье и не существовала для общины", в богатых семьях ей отводилось почётное положение, она занималась управлением хозяйства.

В отличие от гречанок, римлянки могли свободно появляться в обществе, ездить в гости, бывать на торжественных приемах, и, несмотря на то, что высшей властью в семействе обладал отец, они были защищены от его произвола. Мужчине, мужу разрешалось подавать на развод в случае неверности или бесплодия жены. Причём неверностью мог являться уже тот факт, когда супруга выходила на улицу с непокрытой головой (обычно замужняя женщина использовала различные ленты и шарфы), поскольку тем самым (считалось) она специально искала мужские взгляды.

Женщина могла быть забитой насмерть или замучена жаждой, если её заставали за питьём вина, поскольку им запрещалось его употребление (чтобы не повредить зачатию ребёнка). Прелюбодеяния жестоко наказывались в древнем Риме, но в связи с разводами и вдовством, а зачастую, и большой разницей в возрасте супругов, происходили измены и внебрачные сожительства. В случае поимки любовника жены по неписаному закону муж вместе со своими рабами имел право производить над ним всевозможные насилия. Нередко бедняге отрезали нос и уши, но это было ничем по сравнению с участью, которая ждала провинившуюся жену. Её попросту закапывали в землю живьём.

Во время отсутствия супруга жена не должна была сидеть взаперти. Любимым женским занятием считалось хождение по торговым лавкам и пересуды с продавцами и встречными знакомыми. Супруга также всегда присутствовала рядом с мужем на всех приёмах.

Закон предписывал гуманность по отношению к родственникам и ближним. В числе многих сентенций, которыми нас обогатили римляне, есть и такая: "Кто бьет жену или ребенка, тот поднимает руку на самую высокую святыню". Римляне различали полноправный брак и неполноправный. Первый возможен был только между римскими гражданами и допускал две формы: жена или переходила во власть мужа и называлась "мать семейства", матрона, или же она по-прежнему оставалась во власти отца и называлась только "uxor" (супруга, жена).

Существовало ли понятие моды в дохристианские времена? Была ли прежде мода на одежду? Посмотрите на статуи императоров и богов, которые сохранились в музеях Ватикана - так выглядели и одевались древние римляне. Одежда их отличалась изысканностью драпировок и простотой силуэта. Кто придумал эти наряды? Занимался ли кто-либо одеждой с точки зрения сословной принадлежности и материального положения? Имели ли различия одеяния знатных особ и простолюдинов? А может быть, древние занимались только войнами и философией и носили на теле исключительно лишь простые полотнища необработанной ткани, ведь и у римлян, и у греков был культ красивого тела?

Интерес к истории никогда не угаснет

Уже около восемнадцати веков прошло с тех пор, как канули в Лету великие античные цивилизации, а мы продолжаем интересоваться тем, какой была одежда древних римлян, как был устроен их быт, как они вели свои дела и чем занимали досуг. За давностью лет очень многое позабылось и стёрлось из памяти человечества, однако сохранившиеся труды философов, поэтов, мифология, фрески, кое-какая утилитарная и ритуальная утварь, женские и мужские украшения, оружие, памятники архитектуры и искусства позволяют делать определённые выводы и строить предположения о жизни на берегах Средиземного и Чёрного морей - в Малой Азии, на Апеннинах и Балканах.

Существовала ли мода в древности?

Мода, конечно, была и тогда. Не обошла она стороной как Древнюю Грецию, так и Одежда римлян и греков отнюдь не была лишь средством согреть замёрзшие тела. Она отвечала, скорее, нежели физическим.

Древние которых во многом заимствована у греков, привнесли в неё долю аскетизма и практичности. Активно украшать свои наряды драгоценностями римляне стали лишь на закате империи, когда разврат и прочие плотские увлечения взяли верх над разумом и патриархальными традициями отцов.

Что представляет собой римлян и греков? 2 класс средней школы познакомил нас с ней ещё в детстве. Это туники и тоги, которые свободно облегают тело, не сковывая движений. Старинные амфоры для вина и оливкового масла, найденные на раскопках, сохранили рисунки с сюжетами на бытовые и батальные темы. Глина и металл оказались более долговечными, нежели ткани. Но, судя по изящным драпировкам, материалы, из которых делалась одежда древних римлян и греков, были тонкими и пластичными.

Из чего делали ткани для одежды?

Какое сырьё использовалось в С большой долей вероятности можно сказать, что это хлопок, лён и шерсть. Шёлка римляне не знали, вплоть до 1 века до нашей эры. Потом из Китая завезли ткань из дикого шёлка, но она не прижилась. В начале 1 века нашей эры в Риме появилась ткань нового типа - из смешанных волокон шёлка с хлопком, а также из шёлка со льном. Из того же Китая начали привозить шёлковую пряжу, а римские ткачи стали делать из неё материю. Возможно, кроме перечисленных, ткани для одежды делали и из других волокон, например конопли, пальмы, крапивы и пр. Нити из этих растений не слишком прочны и красивы в изделии. Исследователи обнаружили шерсть бобра, верблюда и нити из волокнистого асбеста в тканях, которые делали древние римляне. Одежда, в ткань которой вотканы волокна асбеста, по-особенному драпируется и очень красиво сверкает на солнце.

Особенности отношения к одежде у воинов древних победоносных армий

Из Египта пришла мода на изделия из кожи. Египетские кожи отличались тонкостью выделки и стойкостью краски. Римские воины облачались в кожаные доспехи, а греки воевали обнажёнными. На этот счёт у историков нет полного согласия. Фрески, изображающие сражения, показывают воинов без одежды, однако при раскопках были найдены бронзовые доспехи, датируемые тем же периодом.

Брюк римляне не носили, считая их варварской одеждой, однако во время походов вглубь Европы, где погодные условия были суровее, чем на Апеннинах, римские воины вынуждены были освоить ношение брюк. Об этом осталась память в виде рисунка на колонне Траяна - на ней римские легионеры в узких, немного ниже колен бриджах.

О том, как называется одежда древних римлян, написано в трудах Вергилия, Сенеки, Цицерона и других. В те времена мода не была так изменчива и скоротечна, как теперь. Поскольку на Рим большое влияние оказали этруская и древнегреческая цивилизации, то быт и одежда древних римлян и греков во многом схожи.

Тога

Тога относится к числу несшиваемой одежды. Это верхняя одежда древних римлян. Она представляет собой полотно, прямое по одной стороне и закруглённое по другой - выглядит, как обрезанный овал. В тогу заворачивались днём, используя её в качестве верхней одежды, а также и ночью, расстилая её на ложе по типу простыни, или укрывались тогой, как покрывалом.

До 4 века до нашей эры тога была принадлежностью как мужского, так и женского гардероба. Впоследствии - только мужского. Не граждане не имели права на ношение тоги. Надо заметить, что для облачения в требовался помощник, в те времена - раб. Мужская одежда древних римлян аристократического сословия не отличалась стремлением к аскетизму. Такой менталитет ближе греческой цивилизации. Римляне любили роскошь и плотские удовольствия. Тоги римских патрициев были шириной до двух метров, а длиной - до 6. Раб, умевший особенно красиво расположить складки, стоил дорого. По правилам требовалось, чтобы правое плечо и часть груди оставались открытыми, а с левой стороны располагалась полоса орнамента.

Император носил пурпурную тогу. Кроме него облачиться в этот цвет имел право ещё и полководец-триумфатор. Иногда тогу украшали вышитые на ней пальмовые ветви. Полосатая тога с пурпурной каймой была принадлежностью гардероба авгуров и саллиев, то есть духовенства или жреческого сословия.

Чёрная тога считалась траурной и надевалась как символ скорби по умершему родственнику.

Туника

Надо сказать, что женская одежда древних римлян не отличалась сложностью кроя. Она была так же лаконична, как и мужская.

Трудная в ношении и требующая большого количества дорогой тонкой ткани, тога в первые века нашей эры совсем вышла из моды, а туника пережила создавшие её цивилизации, прочно закрепившись в наших гардеробах.

Туника - платье т-силуэта, которое носили женщины и мужчины всех сословий. Женщины шили себе до щиколоток, иногда с длинными рукавами. Богатые аристократки надевали по несколько прозрачных туник, одну поверх другой. Одна из них могла быть из плиссированной ткани.

Аксессуары

В качестве аксессуаров использовали пояса, расшитые камнями, монетами или перламутром. На шею надевали большое ожерелье, ложившееся на плечи, спину и грудь наподобие кокетки. В отличие от гречанок, римлянки мало внимания уделяли декоративной отделке ткани вышивкой. А вот украшений они носили не меньше. Кроме шейных ожерелий и поясов, они украшали себя браслетами, кольцами и серьгами. Золото было мерилом достатка и положения в обществе.

Нижнее бельё

Нередко прежде, чем надеть тунику, римляне оборачивали тканью грудь и бёдра. На одной из фресок Виллы Дель-Казале изображены женщины в бикини. Предполагается, что это прообразы современного нижнего белья. Однако в то время это было одеждой для занятий спортом. Несмотря на тёплый климат, смена сезонов всё же ощущалась. Древние римляне, одежда которых делалась из шерсти, льна и хлопка и не различалась покроем, в холодное время года носили по несколько слоёв шерстяных туник.

Хитон

Странно, что римляне не переняли у греков обычай носить очень удобное одеяние, которое не сшивалось, а соединялось на плечах пряжками-фибулами. Долгое время считалось, что греки носили только белую одежду. Это не так. Белый цвет, действительно был одним из любимейших, но отбеливание тканей было трудоёмким и длительным. По этой причине белые хитоны относились к разряду праздничных.

В обычные дни греки носили разноцветные и очень яркие наряды. В качестве красителей использовали минералы, растения и морских моллюсков. Последние служили источником для получения пурпурного пигмента. Греки раньше римлян начали носить шёлк, хотя он и стоил очень дорого, так как привозился с Востока. Пурпурные шёлковые хитоны носили только очень богатые люди.

Несмотря на то что одежду не сшивали, а только скалывали, низ хитона не должен был лохматиться. Это было признаком траура или материальной нужды, что считалось позором. Нижний край подгибали и аккуратно закрепляли, чтобы нитки не торчали наружу. Хотя эту работу выполняли рабы, с детства обучались всевозможным рукоделиям.

Даже самые богатые и знатные эллинки умели шить, вышивать гладью и крестиком, готовить еду и ухаживать за домочадцами.

Верхняя одежда

Ходить вне дома в одном хитоне было неприлично. Сверху всегда надевали плащ. Мужской плащ - гиматий или хламис был не так наряден, как женский, и делался из более грубой ткани. Женский - пеплос или хлайна - это всегда произведение искусства. Поскольку эллинки редко покидали пределы своего дома, то пеплос отделывали самыми красивыми бусинами и тесьмой, тщательно продумывали драпировку и вышивку. Для утяжеления и создания устойчивых фалд в определённых местах в ткань вшивали грузики - монетки или камешки - и декорировали их маленькими кистями.

Парикмахерское искусство античности

Греция славилась своим парикмахерским искусством. Причёски делали профессионалы. Они красиво стригли волосы, затейливо заплетали и укладывали. Более того, греки красили волосы. Куртизанки осветлялись, а семейные женщины, наоборот, окрашивали волосы в более тёмные оттенки. Причёска была составляющим элементом всего образа и гармонично вписывалась в ансамбль. В Греции берёт начало мода на парики. Их делали из натуральных волос, и модницы имели по несколько разных париков.

Образование как главная движущая сила общества

Римляне придавали большое значение образованию. По достижении семилетнего возраста детей определяли в школы. В некоторых из них практиковалось совмещённое обучение для обоих полов. Образование девочек считалось не менее важным, чем образование мальчиков. Именно из римской традиции пришла система трёхступенчатого образования - начального, среднего и высшего. В 18 лет юноши призывались на воинскую службу.

Состоятельные семьи делали упор на дополнительном домашнем обучении, для этой цели в качестве учителей приобретались образованные рабы, преимущественно из Греции. Рабы также посылались для получения нужного их хозяевам образования. Они часто становились управляющими владений своих хозяев, выполняли чиновничью работу в государственных бюрократических учреждениях.

Впоследствии вольноотпущенные рабы заняли управленческие посты в Риме, вытеснив с законных должностей титульных граждан. Преимущества рабов перед римлянами выражались в том, что они, имея хорошее образование, не чурались никакой работы, а в системе управления и законодательстве постепенно стали разбираться гораздо лучше, чем коренные римские граждане.

Этот перекос демократического устройства общества и определил дальнейшую судьбу Империи.

Героические мужчины в золотых доспехах и на колесницах, очаровательные дамы в туниках и императоры-демократы, вкушали виноград в креслах для отдыха.

Но реальность в Древнем Риме, как свидетельствуют историки, была не такой радужной и гламурной. Санитария и медицина находились на зачаточном уровне, а это не могло не отражаться на быте римских граждан.

Полоскание рта

В Древнем Риме малая нужда было настолько развитым бизнесом, что правительство ввело специальные налоги на продажу мочи. Были люди, которые зарабатывали на жизнь только сбором мочи. Некоторые собирали ее в общественных писсуарах, а другие ходили по домам с большим чаном и просили людей заполнить его. Способы использования собранной мочи сегодня даже трудно представить себе. Например, ей чистили одежду.

Рабочие заполняли чан одеждой, после чего заливали ее мочой. После этого один человек залезал в чан и топтался по одежде, чтобы отстирать ее. Но это ничто по сравнению с тем, как римляне чистили зубы . В некоторых районах люди использовали мочу в качестве жидкости для полоскания рта. Утверждалось, что это делает зубы блестящими и белыми.

Общая губка

На самом деле, римляне при походе в туалет брали с собой специальные гребни, предназначенные для вычесывания вшей. А самое худшее случалось после того, как люди справляли большую нужду. В каждом общественном туалете, который обычно одновременно посещали десятки других людей, была только одна губка на палке , которую использовали для подтирания. При этом губку никогда не чистили и использовали все посетители.

Кровь гладиаторов

В римской медицине было немало чудачеств. Несколько римских авторов писали о том, что после гладиаторских боев зачастую собирали кровь мертвых гладиаторов и продавали ее как лекарство. Римляне считали, что гладиаторская кровь могла вылечить эпилепсию и пили ее как лекарство.

И это был еще относительно цивилизованный пример. В других случаях и вовсе вырезали печень мертвых гладиаторов и ели ее в сыром виде. Как ни странно, некоторые римские врачи фактически сообщают, что это лечение работало. Они утверждают, что видели людей, которые пили человеческую кровь и излечивались от эпилептических припадков.

Косметика из мертвой плоти

В то время, как побежденные гладиаторы становились лекарством для эпилептиков, победители становились . В римские времена мыло было довольно редким явлением, поэтому спортсмены чистили себя, покрывая тела маслом и соскабливая отмершие клетки кожи, а также пот и грязь с помощью инструмента, называемого стригиль.

Как правило, эту всю грязь просто выбрасывали, но только не в случае с гладиаторами. Их соскобы грязи и отмершей кожи расфасовывали в бутылки и продавали женщинам в качестве афродизиака. Также часто эту смесь добавляли в крем для лица, которым пользовались женщины в надежде, что станут неотразимыми для мужчин.

Эротическое искусство

Извержение вулкана, которое похоронило Помпеи, оставило этот город прекрасно сохранившимся для археологов. Когда ученые впервые начали проводить раскопки в Помпеях, они нашли вещи, которые были настолько непристойными, что их скрыли от общественности на долгие годы.

Город был полон эротического искусства в самых сумасшедших формах.
К примеру, можно было увидеть статую Пана, который совокупляется с козлом. Кроме того, в городе было полным-полно проституток, что нашло отражение на… тротуарах. И сегодня можно посетить развалины Помпей и увидеть то, что римляне видели каждый день - пенисы, высеченные в дорогах, которые указывали путь к ближайшему борделю.

Пенисы «на удачу»

Тема пенисов была довольно популярна в Риме, в отличие от современного общества. Их изображения можно было встретить буквально везде, их даже часто носили на шее. В Риме считалось модным среди юношей носить медные пенисы на ожерелье. Считалось, что они не только модные и стильные, но и могли «предотвратить вред», который могли нанести людям, которые носили их.

Также пенисы «на удачу» рисовали в опасных местах, чтобы обезопасить путешественников. К примеру, на ветхих и шатких мостах в Риме почти везде были нарисованы изображения пенисов.

Обнажение ягодиц

Рим уникален в том, что в нем первый раз в истории было зафиксировано письменное свидетельство обнажения ягодиц . Еврейский священник Иосиф Флавий впервые описал демонстрацию ягодиц во время бунта в Иерусалиме. Во время Песаха римских солдат направили к стенам Иерусалима, чтобы они наблюдали, не случится ли восстания.

Один из этих солдат, по словам Иосифа Флавия, «повернулся задом к стене города, приспустил штаны, нагнулся и испустил бесстыдный звук». Евреи были в ярости. Они потребовали, чтобы солдата наказали, а затем начали бросать камни в римских солдат. Вскоре в Иерусалиме вспыхнули беспорядки, а жест так и сохранился на тысячи лет.

Искусственная рвота

Римляне вывели понятие избытка во всем на новый уровень. По словам Сенеки, римляне на банкетах ели до тех пор, пока в них просто «не лезло больше», а потом искусственно вызывали рвоту , чтобы продолжать есть. Некоторые люди тошнили в миски, которые они держали возле стола, но другие не «заморачивались» и рвали прямо на пол рядом со столом, после чего продолжали есть.

Напиток из козьего навоза

У римлян не было бинтов, но они нашли оригинальный способ останавливать кровотечение из ран. По словам Плиния Старшего, люди в Риме замазывали свои ссадины и раны козьим навозом. Плиний писал, что лучший козий помет собирали в течение весны и сушили, но в чрезвычайных ситуациях подходил и свежий козий помет. Но это далеко не самый отвратительный способ, которым римляне использовали этот «продукт».

Колесничие пили его в качестве источника энергии. Они или разводили вареный козий помет в уксусе или размешивали его в своих напитках. Причем, это делали не только бедные люди. По словам Плиния, самым большим фанатиком питья козьего помета был император Нерон.

Подписывайтесь на Квибл в Viber и Telegram , чтобы быть в курсе самых интересных событий.

1. В Древнем Риме, если пациент умирал во время операции, врачу отрезали руки.

2. В Риме во времена республики брат имел законное право наказать свою сестру за непослушание, занявшись с ней сексом.

3. В Древнем Риме группу рабов, принадлежащих одному человеку, называли… фамилией

4. Среди первых пятнадцати римских императоров один только Клавдий не имел любовных связей с мужчинами. Это считалось необычным поведением и высмеивалось поэтами и писателями, которые говорили: любя только женщин, Клавдий сам стал женоподобным.

5. В римском войске солдаты жили в палатках по 10 человек. Во главе каждой палатки ставился старший, которого называли… деканом.

6. В Древнем мире, как и в Средневековье, не было туалетной бумаги. Римляне использовали палку с тканью на конце, которую мокали в ведро с водой.

7. В Риме богатые граждане жили в домах - особняках. В дверь дома гости стучали колотушкой, дверным кольцом. На пороге дома была выложена мозаичная надпись “сальве” («добро пожаловать»). Некоторые дома вместо собак охраняли рабы, привязанные к кольцу в стене.

8. В Древнем Риме знатные господа в качестве салфеток на пирах использовали кудрявых мальчиков. Вернее, конечно, использовали только их волосы, о которые вытирали руки. Для мальчиков же считалось невероятной удачей попасть на службу к высопоставленному римлянину в качестве такого «столового мальчика».

9. Некоторые женщины в Риме пили скипидар (несмотря на риск смертельного отравления), так как он придавал их моче запах роз.

Шокирующие факты из жизни и быта Древних римлян. 02

10. Традиция свадебного поцелуя пришла к нам из Римской империи, где молодожены в конце бракосочетания целовались, только тогда поцелуй имел другое значение -он означал своего рода печать под устным договором о браке.Так сделка о браке была действительна.

11. Популярное выражение «вернуться в родные Пенаты», означающее возвращение в свой дом, к домашнему очагу, правильнее произносить по-другому: «вернуться к родным Пенатам». Дело в том, что Пенаты — это римские боги-хранители домашнего очага, и каждая семья обычно имела изображения двух Пенатов рядом с очагом.

12. Жена римского императора Клавдия, Мессалина, была настолько похотлива и развращена, что поражала этим ко многому привыкших современников. По свидетельству историков Тацита и Светония, она не только содержала в Риме публичный дом, но и сама там подрабатывала проституткой, лично обслуживая клиентов. Она даже устроила соревнование с другой известной проституткой и выиграла его, обслужив 50 клиентов против 25.

13. Месяц август, который ранее называли Sextillis (шестой), был переименован в честь римского императора Августа. Январь назвали в честь римского бога Януса, который имел два лица: одно смотрящее назад - в прошлый год, а второе глядело вперед — в будущее. Название месяца Апрель произошло от латинского слова «aperire», что означает открывать, возможно, из-за того, что в этот месяц открываются бутоны цветов.

Шокирующие факты из жизни и быта Древних римлян. 03

14. В Древнем Риме проституция не только не была незаконной, но и считалась обычной профессией. Жриц любви не покрывали позором и презрением, поэтому им не нужно было скрывать свой статус. Они свободно расхаживали по городу, предлагая свои услуги, а чтобы их было легче выделить из толпы, проститутки носили обувь на высоком каблуке. Больше никто каблуки не носил, чтобы не вводить желающих купить секс в заблуждение.

15. В Древнем Риме существовали специальные бронзовые монеты для оплаты услуг проституток — спинтрии. На них были изображены эротические сюжеты — как правило, люди в различных позах в момент полового акта.

Секс, шопинг и рабы

Отношение к полу в Риме было не таким, как у нас. Женщины, как мы видим благодаря раскопкам в Помпеях, занимали в римском мире куда более значительное положение, чем во многих других частях древнего Средиземноморья. Они ходили за покупками, могли обедать с мужчинами, тратить богатства и делать щедрые пожертвования. Однако в плане секса, как и в плане политики, это был мужской мир. Символом власти, статуса и состояния являлся фаллос. Поэтому всевозможные фаллические изображения сохранились по всему городу.

Современных посетителей в Помпеях это сбивает с толку, а то и вгоняет в краску. Фаллосы приветствуют вас в дверях, фаллосы изображены над печами для хлеба, фаллосы нацарапаны на улицах, многие снабжены колокольчиками и крыльями. Одно из самых любопытных творений, некогда звеневших на помпейском ветру, – веселая птичка-фаллос: одновременно и шутка (как мне кажется), и бесстыдный символ мужественности.

В этом мире у уважаемых и преуспевающих замужних женщин – тех, что жили в больших домах в Помпеях – были две главные задачи. Первая – рождение детей, которое было весьма опасным (в Древнем Риме и вплоть до нашего времени многие умирали во время родов). Вторая – управление домом и домашним хозяйством. Это четко выражено на одном из надгробий из Рима – в эпитафии, которую муж написал на могиле жены Клавдии. В ней вдовец восхваляет красоту умершей жены, ее речь, ее утонченность. Но последняя строчка гласит: "она родила двух сыновей, она следила за домом, она ткала из шерсти".

Мужчины из римской элиты были убеждены, что половой акт – это символ удовольствия и власти. Партнер при этом мог быть любого пола. И хотя в римском мире мужчины нередко занимались сексом с другими мужчинами, почти нет свидетельств о том, чтобы "гомосексуализм" воспринимался как отдельная сексуальная ориентация – не говоря уже об образе жизни. Верность супруге не считалась достоинством, ею особо не восхищались. В поисках удовольствия запрещено было посягать только на жен, дочерей и сыновей других представителей элиты (за нарушение этой границы закон сурово наказывал). Рабов и, до определенной степени, всех, кто находился ниже в социальной иерархии, трогать не запрещалось. Менее богатые граждане, не имевшие возможности воспользоваться сексуальными услугами рабов, без сомнения, обращались к проституткам. Личные взаимоотношения римских мужчин и женщин, однако, были не столь безыскусными и механическими, как можно предположить по прочтении моего краткого описания.

Забота и нежность встречались повсеместно – в отношениях мужа с женой, хозяина и рабыни, любовников. Например, на теле одной из женщин в селении рядом с Помпеями был найден дорогой золотой браслет со словами: "От хозяина его девушке-рабыне". Это напоминает нам, что любовь может существовать даже в рамках подобных форм эксплуатации (однако насколько взаимной была эта любовь со стороны рабыни, мы можем только догадываться). На стенах в Помпеях, как в домах, так и на улицах, немало надписей, свидетельствующих о любви, ревности и личных трагедиях. Трудно не выйти за рамки истории и не примерить их на себя. "Марцелл любит Престину, но ей наплевать", "Реститут изменил многим девушкам". Все то же самое. Хотя сексуальные отношения у римлян были явно более жестокими и недружественными по отношению к женщинам.

Пиры и отдых

Пышный банкет, где возлежат мужчины и женщины разной степени обнаженности, а толпа рабов подносит им виноград или серебряные тарелки с фаршированной живностью, – картина, хорошо знакомая нам по фильмам "про древность".

К мифологизации своих обычаев в еде и пиров приложили руку сами римляне. В Помпеях были найдены изображения пышных празднеств, которые вполне соответствуют нашим сегодняшним представлениям о римском пиршестве. В одной из сцен показаны две пары, расположившиеся на ложах, укрытых шерстяной тканью и подушками. И хотя о сексуальной распущенности здесь речь не идет, все другие излишества представлены. Рядом на двух столиках стоят напитки. Гости уже явно набрались: третий мужчина потерял сознание на одной из лежанок, а на заднем плане видна женщина, которую вынужден поддерживать спутник или раб. На другом изображении из той же комнаты показана аналогичная сцена, но на этот раз на открытом воздухе: лежанки укрыты навесами, а раб смешивает вино в большой чаше (в древнем мире вино обычно разбавляли водой).

Правда ли еда и привычки в Помпеях соответствовали тому, что показано на этих картинах? Отчасти. В другом доме есть серия изображений, где четверо пожилых мужчин (обнаженные, с длинными свисающими пенисами) держат в руках небольшие подносы с закусками, лакомыми кусочками и прочей аппетитной снедью.

Но каждодневная трапеза обычного жителя Помпей была далеко не столь впечатляющей. По сути, диета была всегда одна и та же, хотя и полезная для здоровья: хлеб, оливки, вино, сыр, фрукты, бобы и немного овощей. Иногда на стол подавали рыбу и, реже, мясо.

Рацион рядового жителя Помпей хорошо иллюстрирует аккуратный список, записанный на стене во внутреннем дворике одного из домов. Вероятно, кто-то попытался подсчитать свои недавние расходы. Сейчас мы не можем расшифровать все латинские слова, но основу рациона составляли хлеб, масло, вино и сыр – с редкими излишествами.

Легко поддаться соблазну и романтизировать простую и здоровую пищу из этих списков. Действительно, римские поэты – вполне устроенные, несмотря на возмущения по поводу бедности, – часто слагали стихи о здоровой крестьянской пище. Дешевое местное вино и немного простого хлеба с сыром – самый лучший пир, если есть хорошая компания, утверждали они. Быть может, это и правда было так. Но, в любом случае, трапеза обычного жителя Помпей очень сильно отличалась и от римских пиров из современного кино, и от обедов, которые изображены на стенах в самих Помпеях.

Пьянство и драки

Лучший способ разнообразить диету из хлеба, сыра и фруктов, которыми питались обитатели небольших домов, где приготовление пищи было невозможным или очень сложным, – это пойти пообедать в каком-нибудь заведении.

Взглянуть на обстановку в римском баре мы можем благодаря росписям в двух питейных заведениях города. Очевидно, что тамошние рисунки на стенах призваны были развлечь посетителей сценами из "кабацкой жизни", которую они сами вели. Эти рисунки – юмористические, пародийные и идеализированные – наш лучший путеводитель по культуре помпейских забегаловок.

Первая серия росписей распложена в так называемой таверне (баре) Сальвия ("Убежище"). На левом изображении мужчина и женщина довольно неуклюже целуются. Над ними написано "Я не хочу (главное слово, к несчастью, стерлось) с Мирталис". Чего мужчина не хочет делать с Мирталис, кем бы она ни была, мы никогда не узнаем. Возможно, эта сценка призвана проиллюстрировать непостоянство любви, что-то вроде нынешнего: "Я не хочу больше встречаться с Мирталис, буду с этой девушкой". Или же, учитывая напряженность позы, эта девушка и есть Мирталис, а мужчина не слишком-то рад встрече.

В следующей сцене, выпив вина, присутствующие играют в кости, разгорается спор. За столом сидят двое мужчин. Один из них кричит: "Я выиграл". Другой возражает: "Это не тройка, а двойка". На последнем рисунке дело доходит до драки. Хозяин не может этого стерпеть и выкидывает обоих за дверь. "Если хотите драться, идите на улицу", – говорит он. Глядя на такие картины, посетители должны были внять предупреждению.

В банях снимают все

На одной из надгробных плит из Рима, относящихся к первому веку, Меропа, спутница бывшего раба Тиберия Клавдия Секунда, записала остроумное изречение: "Вино, секс и бани разрушают наши тела, но это и есть жизнь – вино, секс и бани".

Римские бани были синонимом римской культуры: везде, куда приходили римляне, возникали и римские бани. Купание в этом смысле было не просто омовением, хотя одной из его целей и было достижение чистоты. Это было смешение различных занятий: здесь можно было как следует пропотеть, заняться спортом, побывать в парной, поплавать, поиграть в мяч, позагорать, здесь могли "выскоблить" и сделать массаж. Это была турецкая баня плюс все доступные дополнительные услуги – от цирюльника до библиотеки.

Все, кроме самых бедных, ходили в бани, в том числе и некоторые рабы – пусть даже в свите хозяев. Но в целом зажиточным гражданам приходилось делить бани с менее удачливыми людьми. Другими словами, в отличие от пиров, в банях римляне выходили на люди.

Поскольку в банях посетители были обнаженными или почти обнаженными (есть доказательства и того, и другого), бедные фактически не отличались от богатых, возможно, более здоровых и ухоженных. Здесь римское общество было на виду. По словам одного из историков, это была "дыра в озоновом слое социальной иерархии".

Однако некоторые считали, что нагота, роскошь и наслаждения горячего отдыха в парной – опасное сочетание. Из-за наготы и, возможно, соседства женщин с мужчинами (по крайней мере, в фантазиях римлян) бани ассоциировались с сексом. Считалось, что некоторые бани, как и питейные заведения, служили лишь прикрытием для борделей.

О том, насколько гигиенично было ходить в бани, задумывались не только современные посетители. В те времена не было хлорки, чтобы нейтрализовать мочу и другие менее стерильные выделения тела. Кроме того, вода в различных бассейнах не менялась постоянно, хотя иногда делались попытки обеспечить приток свежей воды.

Римский врач Цельс в одной из своих работ давал разумный совет не ходить в бани со свежей раной ("обычно это приводит к гангрене"). Другими словами, бани для скромного помпейского купальщика были местом чудес, удовольствия и красоты. Но могли и убить его.