Интеграционная психотерапия. Эклектическая, интегративная, холистическая психотерапия

За последние 50 лет все мы стали свидетелями того, что психотерапевтических систем становится все больше и больше. По разным данным их число составляет от 400 до 1000 и продолжает расти…

И в каком-то смысле это очень хорошо…Известный гуманистический психолог Абрахам Маслоу любил повторять афоризм: «Если у вас есть лишь молоток, то все вокруг вас – гвозди». Многие современные психотерапевты, столкнувшись со сложной проблемой хватаются за свой любимый инструмент. Дж. Норкросс и Дж. Прохазка пишут: «Клиницисты слишком привыкли рекомендовать идентичное лечение – свои излюбленные методы – буквально каждому пациенту».
На самом деле излюбленный метод помогает только определенному числу клиентов.
Стремясь расширить свои возможности, многие психотерапевты начинают изучать и применять и другие методы, выходящие за рамки той единственной теории, которой они обучались, а некоторые изобретают свои «новые» методы.
Проводимые в разных странах исследования показали, что самый большой процент опрашиваемых профессионалов считает себя представителем эклектической или интегративной ориентации (от 27 до 53%).
Казалось бы задача индивидуального подхода к каждому клиенту решена…
Но, при этом возникает другая сложность!
Каким образом все эти многочисленные теории и подходы сочетаются друг с другом?
В более глобальном смысле – остается ли психотерапия при таком подходе научной дисциплиной или это просто сборище ремесленников, каждый из которых либо как-то объясняет свои действия своим языком, либо вообще игнорирует всякие объяснения, прибегая к формуле: «Ну это работает, и значит это хорошо!»…
Одно из отечественных исследований состояния психотерапии как научной дисциплины на сегодня было проведено в рамках реализации комплексного проекта по разработке актуальных теоретических и практических аспектов направления интегративной и эклектической психотерапии (основные исполнители настоящего проекта – кафедра психотерапии, психиатрии – наркологии, клинической и консультативной психологии РНПЦ МСПН, руководитель – профессор А.Л. Катков; кафедра психотерапии, медицинской психологии с курсом сексологии и сексопатологии РАПО, руководитель – профессор В.В. Макаров. Проведенный ими предварительный анализ выявил почти полное несоответствие теории (правильнее сказать – теорий) психотерапии кодифицированным критериям научного знания, принятым на современном этапе развития науки.

Так, например, по наиболее важному критерию, свидетельствующему о состоятельности и зрелости какого-либо анализируемого научного направления – проработанной предметной сфере – приходится констатировать отсутствие четкого определения предмета профессиональной психотерапии и даже сколько-нибудь удовлетворительного консенсуса по данному вопросу.

По такому критерию, как принцип подтверждаемости (верификации), с которым обычно соседствует принцип инвариантности (симметрии) – оба этих принципа обосновывают наличие дифференцированных изменений, возникающих именно по причине определенного воздействия; а если характер воздействия изменяется, то симметрично меняется и результат – следует признать факт того, что в психотерапии весьма часто получают схожие результаты при использовании различных методов и разные результаты при использовании одного и того же метода в идентичной клиентской группе. Кроме того, почти всеми исследователями отмечается непроработанность и отсутствие консенсуса по методам и критериям определения эффективности профессиональной психотерапии.

Далее, по критерию наличия проработанных принципов фальсификации (на основании чего общее поле профессиональной психотерапии, может, во-первых, очищаться от произвольных и не оправдывающих себя теоретических построений, а во-вторых – от неэффективных практик) следует констатировать почти полную несостоятельность, прежде всего по причине отсутствия реального продвижения по предыдущей позиции (критерий верификации и симметрии).

Следующий критерий – наблюдаемости и измеряемости динамики предметной сферы – в общем поле профессиональной психотерапии представлен идеологическими установками каждой из многочисленных модальностей (разновидностей психотерапии). В силу отсутствия продвижения по позициям 1-го и 2-го критериев шансов на достижение консенсуса по разработке единой шкалы измерения психотерапевтических эффектов практически нет.
Критерий так называемого принципа простоты, т.е. наличия наиболее вероятного и не требующего дополнительных логических конструкций объяснения психотерапевтических эффектов, – также не проработан, прежде всего в силу отсутствия продвижения по 2-й и 3-й позициям критериев верификации и фальсификации.

По критерию системности (согласованности в отношении концептуального ядра рассматриваемого научного направления или методологии его формирования) следует констатировать разобщение и неохватываемое разнообразие идеологических концептов психотерапии. При этом какие-либо ссылки на якобы полипарадигмальный статус психотерапевтической науки и практики попросту неуместны, так как любая психотерапевтическая идеология, как понятно из всего вышесказанного, в значительной степени произвольна и не подпадает под определение научной парадигмы.

Наконец, по критерию соответствия всем вышеназванным позициям (по большинству из которых у состоятельных научных дисциплин должно констатироваться аргументированное соответствие, а по другим позициям должно быть представлено внятное объяснение имеющихся методологических сложностей и перспективы их преодоления) приходится признать, что мы имеем дело с тем редким случаем, когда рассматриваемая специальность обнаруживает почти полное несоответствие общепринятым критериям, по которым устанавливается статус научных дисциплин.

В такой нелицеприятной для нашей профессии ситуации существует два выхода:
1) согласиться с тем, что психотерапия по своим сущностным характеристикам соответствует критериям идеологизированной технологической практики, подпитываемой произвольными психотехническими теориями (т.е. профессиональная психотерапия – это ремесло, а не состоятельное научно-практическое направление, оформленное соответствующими институциями); и здесь же следует распрощаться с иллюзиями интеграции, поскольку предлагаемые варианты, выстраиваемые в духе произвольного технического синтеза или на основе столь же произвольных общетерапевтических факторов, в лучшем случае будут повторять судьбу психотерапевтических модальностей (т.е. отдельных направлений психотерапии), как это и происходит в настоящее время;

2) попытаться идентифицировать и систематизировать имеющиеся методологические сложности (прежде всего в отношении сущностного определения предметной сферы, с чего, собственно, и берет начало общая канва методологической несостоятельности психотерапии как научной дисциплины), аргументировать возможность их преодоления за счет разработки и реализации стержневой исследовательской программы (в понимании И. Лакатоса), гипотетическая часть которой может быть сформирована за счет реализованной методологии эпистемологического анализа. В этом случае профессиональная психотерапия с некоторыми оговорками, указывающими на статус «молодой» и еще только становящейся дисциплины, с полными на то основаниями может быть признана научной.

Мы (Меновщиков В.Ю.) придерживаемся точки зрения известных теоретиков психотерапии – Дж. Прохазки и Дж. Норкросса, которые пишут: «…мы не одобряем бесконечного размножения психотерапевтических систем, каждую из которых ее разработчики провозглашают уникальной и безупречной панацеей от всех бед, даже когда у них нет к этому ни оснований, ни практических доказательств. В чем наша аморфная дисциплина действительно нуждается, так это в неустанных попытках свести воедино основополагающие переменные, задействованные в эффективных разновидностях психотерапии, и в отказе от тех, которые не проявляют себя достаточно эффективными на практике».
Другими словами, речь идет о более высоком уровне интеграции, создании некой метатеории, которая давала бы возможность ясного и четкого понимания и применения ведущих психотерапевтических концепций.

Норкрос и Прохазка далее пишут: «Кроме того, десятилетия преподавания и супервизии в психотерапии научили нас понимать, что для приобретения, анализа и сравнения информации студентам необходима некая объединяющая теоретическая структура, жесткая схема, позволяющая разложить материал «по полочкам». Мы (Меновщиков В.Ю.) также считаем, что такого рода теоретическая структура необходима и практикующим психотерапевтам. И хотя, мы считаем окончательную интеграцию и приведение всех терапий только к одной такой структуре утопией, разиваемый нами транстеоретический подход Дж. Прохазки, К. ДиКлименте и Дж. Норкросса, по нашему мнению, дает одну из замечательных возможностей использования объединяющей теоретической структуры, проверенной временем и имеющей эмпирические подтверждения ее эффективности.
Остановимся далее (в следующей конференции) на кратком историческом очерке развития интегративного движения и на основных формах интеграции и эклектизма.

ИНТЕГРАТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

В последнее десятилетие нарастает интерес исследователей и практиков к проблемам и возможностям развития И. п. (Beitman В. D., Goldfried M. R., Norcross J. С., 1989). О значимости интегративного движения в психотерапии свидетельствует и издание международного «Журнала интегративной и эклектической психотерапии». И. п., в отличие от эклектической психотерапии, использующей сочетание приемов различных психотерапевтических направлений, предполагает прежде всего концептуальный синтез разных теоретических систем психотерапии. В то же время эклектический подход является одним из элементов И. п., объединяющей конкретные лечебные методы из разнородных источников.
И. п. может развиваться на основе следующих подходов:
1) использования эклектической модели, объединяющей различные методы психотерапии, исходя из потребностей лечебной практики;
2) интеграции соответствующих научных дисциплин - медицины, психологии, социологии, педагогики, нейрофизиологии, философии, психолингвистики и др.;
3) синтеза теоретических положений различных психотерапевтических ориентации с учетом ведущей концепции личности и ее развития, психопатологии и симптомообразования.
Существенные возможности для развития И. п. предоставляет также поиск общего знаменателя для различных теоретических моделей посредством перевода их понятий на общепринятую терминологию или путем описания психотерапевтического процесса с позиций разных направлений. Следующие факторы способствовали развитию интегративного движения в психотерапии: 1) распространение многочисленных форм и методов психотерапии, затрудняющих выбор, а также их изучение и применение; 2) неадекватность ни одного из психотерапевтических направлений для всех категорий пациентов; 3) поиск общих базовых процессов, характерных для всех форм психотерапии, и постепенное признание того факта, что разные методы, по сути, могут иметь больше сходств, чем различий; 4) примерно равная эффективность лечения независимо от форм психотерапии; 5) акцент на существенной роли взаимоотношений психотерапевт-пациент при любых формах психотерапии; 6) социально-экономические процессы в обществе, предъявляющие повышенные требования к качеству, продолжительности и эффективности лечения и оказывающие более сплачивающее, чем разъединяющее психотерапевтов действие. Важнейшей характеристикой интегративного движения в психотерапии является учет психотерапевтом при выборе методов не столько собственных теоретических позиций, сколько индивидуальных клинико-психологических особенностей личности и болезни, а также потребностей пациента.
Хотя И. п. получила развитие в последнее десятилетие, в предшествующие годы также делались попытки постановки вопросов интеграции в психотерапии, росло понимание важности учета в психотерапии взаимодействия когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов функционирования пациента. Внутри единого психотерапевтического подхода целесообразно использование, в зависимости от задач этапа лечения, определенных приемов воздействия на познавательные, эмоциональные и поведенческие стереотипы нарушенного реагирования пациентов. Различные комплексы из этих методов наиболее детально разработаны в том или ином психотерапевтическом направлении и могут дополнять друг друга. В частности, на одном этапе лечения необходим психодинамический подход, расширяющий сферу познания (осознание бессознательного материала), на другом этапе - поведенческий подход, помогающий пациенту выработать новое, более конструктивное и зрелое поведение. Одним из общих свойств применения любой формы психотерапии является наличие ступеней, или фаз: установление контакта и активное участие пациента в психотерапевтическом процессе; определение психотерапевтической «мишени» (симптоматика, конфликт, самооценка и др.); изменение прежних дезадаптивных способов восприятия, переживания и поведения; окончание лечебного курса.
Давно предпринимались попытки синтезировать психоаналитическую и бихевиористскую теории. Однако все ограничивалось реинтерпретацией поведенческих приемов в психодинамических формулировках либо перефразированием положения психоаналитической теории в рамках концепции научения. Речь идет о разработке психотерапевтических подходов, сочетающих психодинамические и поведенческие методы в интегративной терапии больных (Murray M. Е., 1976). В этом случае психотерапевт при анализе симптомообразования учитывает как интрапсихическую динамику, так и актуальную жизненную ситуацию пациента и обстоятельства, подкрепляющие проявления болезни.
Отмечаются также попытки интегрировать когнитивные и поведенческие подходы в психотерапии. Познавательно-обучающий подход как синтез когнитивного и поведенческого направлений в психотерапии, с одной стороны, признает важность интраперсональных факторов в адаптации, а с другой - акцентирует роль переменных окружения, влияющих на феноменологию и функционирование личности больных (Mahoney M. J., 1977). Сущность этой новой, интегративной формы психотерапии основывается на следующих предпосылках:
1) человеческий организм реагирует не столько на окружающие обстоятельства как таковые, сколько на когнитивные представления о них;
2) эти когнитивные представления функционально связаны с процессами и параметрами научения;
3) большинство человеческих знаний когнитивно опосредованы;
4) мысли, чувства и формы поведения каузально взаимосвязаны.
Эти положения определяют и главные цели психотерапии: перцептуальные навыки, моторные (исполнительные) навыки, ассоциативные навыки. Пациента обучают тонкому перцептуальному различению воздействий окружающей среды и внутренней стимуляции (мысли, чувства, образы, биохимические изменения и др.). Усвоение этих сложных знаний дополняется тренингом развития и критической оценки ассоциаций (в частности, убеждений, ожиданий). Больному дают возможность убедиться в том, что мысли и образы могут играть важную роль в адаптации и феноменологии личности. В заключение пациенту обычно предлагается тренинг исполнительных навыков, расширяющих выбор поведения в регулировании внешних или внутренних воздействий.
Широкое сочетание различных видов психотерапии, прежде всего экзистенциальной, используется в одном из новых направлений - психосинтезе, цель которого - гармонизация и интеграция в единое целое всех качеств и функций индивидуума. Нейролингвистическое программирование, междисциплинарная интегративная концепция психотерапии, предоставляет в распоряжение психотерапевта метамодель как поэтапную стратегию психотерапевтического поведения, расширяющую модель мира пациента и создающую условия для процесса изменения личности. Предполагается, что данная метамодель может использоваться психотерапевтом любой ориентации и на определенном этапе должна быть интегрирована в лечебный процесс с методами, существующими в уже установившихся видах психотерапии. Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова как открытая психотерапевтическая система в последние годы расширяет свои возможности благодаря интеграции некоторых теоретических принципов и приемов поведенческой и гуманистической психотерапии (прежде всего клиент-центрированной психотерапии и гештальт-терапии). Становление интегративной личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии требует синтеза концептуальных основ психологии отношений, деятельности и общения личности, нарушений ее развития и реконструкции. На базе этой интегративной концепции психотерапии возможно включение в данную систему релевантных ей и наиболее эффективных лечебных методов других психотерапевтических ориентации.
Таким образом, становление И. п. представляет собой движение в направлении концептуального синтеза современных научных теорий личности и ее изменения, а также соответствующих им психотерапевтических методов.


Психотерапевтическая энциклопедия. - С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

Смотреть что такое "ИНТЕГРАТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ" в других словарях:

    Метод, направленный на интеграцию различных направлений и одновременно пытающийся подвести под психотерапевтическую деятельность научный фундамент. Этот метод называют также интегративной гештальт терапией. Интегративную терапию начал… …

    - (от греч. psyche душа и therapeia лечение). В настоящее время не является однозначно понимаемой областью научных знаний и практических подходов, а представляет собой всего лишь их сочетание и частично взаимодействие и отличается… … Психотерапевтическая энциклопедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Психотерапи … Википедия

    Поведенческая терапия; бихевиоральная терапия (от англ. behaviour «поведение») одно из ведущих направлений современной психотерапии. Поведенческая психотерапия основана на теории научения Альберта Бандуры, а также на… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Модальность. Модальность метод психотерапии, прошедший процедуру научной валидизации и принятый в качестве основы обучения психотерапии в Европейской Ассоциации Психотерапевтов (ЕАП). Термин… … Википедия

    Понятие, которое встречается в психотерапевтической литературе, в частности в книге «Психотерапия» известного чешского психотерапевта Кратохвила (Kratochvil S., 1987). Он сближает это понятие с комплексной, интегративной психотерапией,… … Психотерапевтическая энциклопедия

    - (short term, brief, time limited, immediate therapy). Несмотря на кажущуюся смысловую однозначность, весьма расплывчатое понятие вне связи с конкретными концептуальными рамками: начиная от краткосрочной психодинамической психотерапии в… … Психотерапевтическая энциклопедия

    Владимир Николаевич Мясищев … Википедия

    Схемная (схематическая) терапия (англ. schema therapy) психотерапия, разработанная доктором Джеффри Янгом (Dr. Jeffrey E. Young) для лечения расстройств личности. Данная терапия предназначена для работы с пациентами, неспособными… … Википедия

    Является техникой, предназначенной для научения определенным типам поведения (например, тренинг навыков общения). Эта методика является разновидностью ролевой игры; она может применяться как самостоятельно, так и в контексте поведенческой или… … Википедия

Книги

  • Интегративная психотерапия расстройств аффективного спектра , А. Б. Холмогорова , Данная монография посвящена разработке теоретических и эмпирических оснований интегративной психотерапии расстройств аффективного спектра - депрессивных тревожных, соматоформных. С позиций… Категория: Общие работы по психотерапии Издатель: Медпрактика-М ,
  • Лаборатория психотерапевта, или По секрету всему свету. Интегративно-примитивистская психотерапия (ИПП). Психотерапевтическая модель личности (цветок). Конформационные реакции защиты (дерево) ,

Мой практический опыт снова и снова указывает на то, что в психотерапии панацеи нет – методы следует выбирать строго индивидуально, исходя из особенностей ситуации и уникальности личности клиента. Чаще всего эффективная психологическая помощь – это продуманная комбинация техник различных психотерапевтических подходов.Консультация психотерапевта – это всегда гибкость, умение отступать от правил и стереотипов.

Например, сейчас у меня несколько клиентов с различными формами и приступов . Конечно, у меня есть примерный алгоритм помощи при этом расстройстве, но во всех случаях, значительно или минимально, я от него отступаю.

Последние десятилетия развития психотерапевтической науки – это, на мой взгляд, не открытие нового, а поиск комбинаций. Об актуальности интегративного подхода в психотерапии говорит основание международного «Журнала интегративной и эклектической психотерапии». Интегративная психотерапия, в отличие от эклектической психотерапии, которая использует сочетание приемов различных психотерапевтических направлений, предполагает, прежде всего, концептуальный синтез разных теорий психотерапии.

Если ссылаться на “Психотерапевтическую энциклопедию”, интегративная модель психотерапии может развиваться на основе следующих подходов:

1) эклектическая модель, объединяющей различные методы психотерапии, исходя из потребностей конкретного клиента

2) интеграция соответствующих научных дисциплин - медицина, психология, социология, педагогия, нейрофизиология, философия, психолингвистика

3) синтез теоретических положений различных психотерапевтических ориентаций при наличии ведущей концепции личности и ее развития, психопатологии и симптомообразования.

Можно говорить, что на различных этапах помощи требуется различные комбинации методов, которые будут дополнять друг друга. В частности, на одном этапе в процессе консультации психотерапевта потребуются психодинамические методы для осознания бессознательного материала, на другом этапе - поведенческий подход, помогающий выработать новое, более конструктивное и зрелое поведение. Одним из общих проявлений применения любой формы психотерапии является наличие фаз: установление первичного контакта; определение психотерапевтических «мишеней» (симптомы, жалобы, конфликты, самооценка и др.); изменение существующих неадаптивных способов оценки действительности, чрезмерных переживаний и поведения; окончание психотерапевтического курса.

Уже давно делались попытки комбинировать психоаналитическую и поведенческие теории психотерапии. В процессе консультации психотерапевта происходит анализ образования симптомов, который учитывает как неосознаваемые внутренние конфликты человека, так и актуальная жизненная ситуация человека пациента, которая подкрепляет проявления расстройства.

Один из вариантов комбинации направлений психотерапии – это попытки интегрировать когнитивные и поведенческие подходы в психотерапии. Это вариант, с одной стороны, признает важность личностных факторов в адаптации, а с другой - акцентирует роль среды в развитии расстройства. Сущность этой интегративной формы психотерапии основывается на следующих предпосылках:

1) человек реагирует не столько на внешние стрессовые факторы как таковые, сколько на собственные мыслительные представления о них

2) способы восприятия могут меняться при направленном научении при психотерапии

3) мысли, чувства и формы поведения причинно взаимосвязаны.

Психосинтез – это еще один пример широкого сочетания различных видов психотерапии, прежде всего экзистенциальной. Цель психосинтеза- гармонизация и интеграция в единое целое всех качеств и функций человека. Нейролингвистическое программирование, междисциплинарный интегративный подход психотерапии концепция психотерапии использует так называемую метамодель как поэтапную стратегию психотерапевтического поведения, расширяющую модель мира пациента и создающую условия для процесса изменения личности. Предполагается, что данная метамодель может использоваться психотерапевтом любой ориентации и на определенном этапе должна быть использована вместе с другими методами. Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова как открытая психотерапевтическая система использует интеграцию некоторых теоретических принципов и приемов поведенческой и гуманистической психотерапии (например, клиент-центрированной психотерапии и гештальт-терапии).

Можно сказать, что будущее становление психотерапевтической науки это не только новые открытия, но и прагматичная интеграция уже существующих подходов. Преимущество такого подхода состоит в том, что расширяется угол восприятия психологических проблем, а также то, что в процессе консультации психотерапевта, расширяются возможности адаптировать модель помощи исходя из уникальности конкретного случая.

При написании статьи использованы материалы “Психотерапевтической энциклопедии” под редакцией Б. Д. Карвасарского. – СПб: Питер Ком, 1998.

Психотерапевт, кандидат психологических наук, «Время радости»

В последнее десятилетие нарастает интерес исследователей и практиков к проблемам и возможностям развития. О значимости интегративного движения в психотерапии свидетельствует и издание международного «Журнала интегративной и эклектической психотерапии ». Интегративная психотерапия, в отличие от эклектической психотерапии, использующей сочетание приемов различных психотерапевтических направлений, предполагает прежде всего концептуальный синтез разных теоретических систем психотерапии. В то же время эклектический подход является одним из элементов интегративной психотерапии, объединяющей конкретные лечебные методы из разнородных источников.

Интегративная психотерапия может развиваться на основе следующих подходов :
1) использования эклектической модели , объединяющей различные методы психотерапии, исходя из потребностей лечебной практики;
2) интеграции соответствующих научных дисциплин - медицины, психологии, социологии, педагогики, нейрофизиологии, философии, психолингвистики и др.;
3) синтеза теоретических положений различных психотерапевтических ориентации с учетом ведущей концепции личности и ее развития, психопатологии и симптомообразования.

Существенные возможности для развития интегративной психотерапии предоставляет также поиск общего знаменателя для различных теоретических моделей посредством перевода их понятий на общепринятую терминологию или путем описания психотерапевтического процесса с позиций разных направлений. Следующие факторы способствовали развитию интегративного движения в психотерапии :
1) распространение многочисленных форм и методов психотерапии, затрудняющих выбор, а также их изучение и применение;
2) неадекватность ни одного из психотерапевтических направлений для всех категорий пациентов;
3) поиск общих базовых процессов, характерных для всех форм психотерапии, и постепенное признание того факта, что разные методы, по сути, могут иметь больше сходств, чем различий;
4) примерно равная эффективность лечения независимо от форм психотерапии;
5) акцент на существенной роли взаимоотношений психотерапевт-пациент при любых формах психотерапии;
6) социально-экономические процессы в обществе, предъявляющие повышенные требования к качеству, продолжительности и эффективности лечения и оказывающие более сплачивающее, чем разъединяющее психотерапевтов действие. Важнейшей характеристикой интегративного движения в психотерапии является учет психотерапевтом при выборе методов не столько собственных теоретических позиций, сколько индивидуальных клинико-психологических особенностей личности и болезни, а также потребностей пациента.

Хотя интегративная психотерапия получила развитие в последнее десятилетие, в предшествующие годы также делались попытки постановки вопросов интеграции в психотерапии, росло понимание важности учета в психотерапии взаимодействия когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов функционирования пациента. Внутри единого психотерапевтического подхода целесообразно использование, в зависимости от задач этапа лечения, определенных приемов воздействия на познавательные, эмоциональные и поведенческие стереотипы нарушенного реагирования пациентов. Различные комплексы из этих методов наиболее детально разработаны в том или ином психотерапевтическом направлении и могут дополнять друг друга. В частности, на одном этапе лечения необходим психодинамический подход, расширяющий сферу познания (осознание бессознательного материала), на другом этапе - поведенческий подход, помогающий пациенту выработать новое, более конструктивное и зрелое поведение. Одним из общих свойств применения любой формы психотерапии является наличие ступеней, или фаз :
- установление контакта и активное участие пациента в психотерапевтическом процессе;
- определение психотерапевтической «мишени» (симптоматика, конфликт, самооценка и др.);
- изменение прежних дезадаптивных способов восприятия, переживания и поведения; окончание лечебного курса.

Давно предпринимались попытки синтезировать психоаналитическую и бихевиористскую теории. Однако все ограничивалось реинтерпретацией поведенческих приемов в психодинамических формулировках либо перефразированием положения психоаналитической теории в рамках концепции научения. Речь идет о разработке психотерапевтических подходов, сочетающих психодинамические и поведенческие методы в интегративной терапии больных (Murray M. Е., 1976). В этом случае психотерапевт при анализе симптомообразования учитывает как интрапсихическую динамику, так и актуальную жизненную ситуацию пациента и обстоятельства, подкрепляющие проявления болезни.

Отмечаются также попытки интегрировать когнитивные и поведенческие подходы в психотерапии. Познавательно-обучающий подход как синтез когнитивного и поведенческого направлений в психотерапии, с одной стороны, признает важность интраперсональных факторов в адаптации, а с другой - акцентирует роль переменных окружения, влияющих на феноменологию и функционирование личности больных (Mahoney M. J., 1977). Сущность этой новой, интегративной формы психотерапии основывается на следующих предпосылках:
1) человеческий организм реагирует не столько на окружающие обстоятельства как таковые, сколько на когнитивные представления о них;
2) эти когнитивные представления функционально связаны с процессами и параметрами научения;
3) большинство человеческих знаний когнитивно опосредованы;
4) мысли, чувства и формы поведения каузально взаимосвязаны.

Эти положения определяют и главные цели психотерапии: перцептуальные навыки, моторные (исполнительные) навыки, ассоциативные навыки. Пациента обучают тонкому перцептуальному различению воздействий окружающей среды и внутренней стимуляции (мысли, чувства, образы, биохимические изменения и др.). Усвоение этих сложных знаний дополняется тренингом развития и критической оценки ассоциаций (в частности, убеждений, ожиданий). Больному дают возможность убедиться в том, что мысли и образы могут играть важную роль в адаптации и феноменологии личности. В заключение пациенту обычно предлагается тренинг исполнительных навыков, расширяющих выбор поведения в регулировании внешних или внутренних воздействий.

Широкое сочетание различных видов психотерапии, прежде всего экзистенциальной, используется в одном из новых направлений - психосинтезе, цель которого - гармонизация и интеграция в единое целое всех качеств и функций индивидуума. Нейролингвистическое программирование, междисциплинарная интегративная концепция психотерапии, предоставляет в распоряжение психотерапевта метамодель как поэтапную стратегию психотерапевтического поведения, расширяющую модель мира пациента и создающую условия для процесса изменения личности. Предполагается, что данная метамодель может использоваться психотерапевтом любой ориентации и на определенном этапе должна быть интегрирована в лечебный процесс с методами, существующими в уже установившихся видах психотерапии. Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова как открытая психотерапевтическая система в последние годы расширяет свои возможности благодаря интеграции некоторых теоретических принципов и приемов поведенческой и гуманистической психотерапии (прежде всего клиент-центрированной психотерапии и гештальт-терапии). Становление интегративной личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии требует синтеза концептуальных основ психологии отношений, деятельности и общения личности, нарушений ее развития и реконструкции. На базе этой интегративной концепции психотерапии возможно включение в данную систему релевантных ей и наиболее эффективных лечебных методов других психотерапевтических ориентации.

Таким образом, становление интегративной психотерапии представляет собой движение в направлении концептуального синтеза современных научных теорий личности и ее изменения, а также соответствующих им психотерапевтических методов.

Введение

В последние два десятилетия отмечается усиление тенденции к интеграции различных методов психотерапии. В обзоре «Интегративное движение в психотерапии» (1989) Б. Д. Бейтман, М. Р. Голдфрид и Дж. С. Норкросс с оптимизмом оценивают будущее интегративного движения, которое станет «духом времени» следующих нескольких десятилетий для исследований и практики психотерапии. По прогнозам авторов, неподтвержденные теории о психотерапевтическом процессе уступят место солидным концепциям, в разработку которых войдут различные подходы. Великий харизматический лидер, провозглашающий истинный путь, будет иметь все меньше приверженцев, поскольку психотерапия становится все более прагматичной. Новые идеи будут приветствоваться как вклады, а не как квантовые выбросы в непознанную область исследования. Практикантов станут обучать признанию ценности каждого подхода, а также осознанию неизбежного влияния их собственных личностей на психотерапевтический процесс.

О значимости интегративного движения свидетельствует, в частности, издание международного «Журнала интегративной и эклектической психотерапии». Соединенные в названии журнала понятия «интегративный» и «эклектический» дополняют друг друга. Использование термина «эклектицизм» в психотерапии ограничивается техническим синтезом клинических методов. «Техническая эклектика» – термин, предложенный А. Лазарусом – использует процедуры, заимствованные из различных источников, без обязательного согласия с теориями, которые их породили. Термин «интеграция» приобрел более теоретическое значение. «Интеграция» обычно обозначает концептуальный синтез различных теоретических систем. «Эклектицизм» является одним из компонентов интеграции психотерапии; «эклектицизм» атеоретичен, но эмпиричен в прагматическом применении того, что уже существует.

Интегративное движение – не причуда нового времени, а закономерный этап эволюционного развития психотерапии. Многие современные подходы можно рассматривать как более высокую ступень эволюции психотерапии – в них «в снятом виде» присутствуют предшествующие идеи и концепции. В силу этого интегративную тенденцию психотерапии можно рассматривать как неотъемлемую черту ее развития, как в недавнем прошлом стихийный, а теперь уже целенаправленный творческий процесс на основе накопленного опыта предшественников. Прекрасным примером в этом отношении может служить гештальт-терапия Фредерика Перлза, в которой элементы психоанализа, психодрамы, телесной терапии и дзен-буддизма составляют единый сплав, иллюстрируя известное положение гештальт-психологии о том, что «целое не сводится к сумме составляющих его элементов».

В основных подходах психотерапии (психодинамическом, когнитивно-поведенческом и феноменологическом) имманентно заложены предпосылки для их интеграции в единую систему, поскольку точкой их приложения является единый объект – человеческая личность, хотя каждый из них акцентирует ее разные аспекты и проблемы, чем и обусловлено различие в методах психотерапии. Далее, идея интеграции различных психотерапевтических приемов заложена в самой сущности личностно-ориентированных систем психотерапии, поскольку любая психотерапия, ориентированная на личностное изменение, акцентируя, как правило, одну из плоскостей личностного функционирования (когнитивную, эмоциональную, поведенческую), не может полностью игнорировать другие. Внутри единого психотерапевтического подхода существенно использование в зависимости от конкретных задач каждого этапа лечения определенных приемов воздействия на познавательные, эмоциональные и поведенческие стереотипы патологического реагирования пациента. Подобные приемы, детально разработанные в основных психотерапевтических направлениях, могут успешно дополнять друг друга. В частности, на одном этапе лечения полезен психодинамический подход, расширяющий сферу познания пациента (достижение инсайта), на другом этапе – поведенческий подход, помогающий ему выработать новое, более конструктивное и зрелое поведение. Интеграция когнитивной и поведенческой терапии, возникновение на основе этого слияния нового подхода – когнитивно-поведенческого – важная веха на пути создания интегративной модели психотерапии.

Важным стимулом для интеграции различных подходов является широкое внедрение в практику групповой психотерапии. Групповая психотерапия создает уникальную терапевтическую ситуацию, связанную с включением пациента в реальное взаимодействие с другими людьми, при которой создаются условия интенсивного психологического воздействия на все плоскости личностного функционирования. Групповая психотерапия с неизбежностью подводит к использованию приемов, предназначенных для воздействия на когнитивные, эмоциональные и поведенческие аспекты личности, разработанных в рамках различных терапевтических подходов.

Другими факторами, которые способствовали развитию интегративного движения, являются: 1) распространение многочисленных форм и методов психотерапии, затрудняющих выбор, а также их изучение и применение; 2) неадекватность ни одного из психотерапевтических направлений для всех категорий пациентов; 3) поиск общих базовых процессов, характерных для всех форм психотерапии, и постепенное признание того факта, что разные методы, по сути, могут иметь больше сходств, чем различий; 4) примерно равная эффективность лечения независимо от форм психотерапии; 5) акцент на существенной роли взаимоотношений психотерапевт-пациент при любых формах психотерапии; 6) социально-экономические процессы в обществе, предъявляющие повышенные требования к качеству, продолжительности и эффективности лечения и оказывающие более объединяющее, чем разъединяющее психотерапевтов действие. Важнейшей характеристикой интегративного движения в психотерапии является учет психотерапевтом при выборе методов не столько собственных теоретических позиций, сколько индивидуальных клинико-психологических особенностей личности и болезни, а также потребностей пациента.

В России интерес к проблемам интеграции заметно возрастает после выхода сборника научных трудов Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева «Интегративные аспекты современной психотерапии» под редакцией Б. Д. Карвасарского, В. А. Ташлыкова, Г. Л. Исуриной (1992), в котором впервые рассматривается возможность интеграции принципов и методов основных направлений зарубежной психотерапии на основе отечественного подхода – патогенетической психотерапии В. Н. Мясищева.

Заслуга Мясищева заключается в том, что он произвел основательную «ревизию» психоанализа, преодолев его биологическую направленность и создав социально-психологическую модель психотерапии. Среди тех, кто стремился придать психоанализу более «культурное лицо», Мясищев был наиболее последовательным и кардинальным преобразователем: сохранив понятие интрапсихического (психодинамического) конфликта, он отбросил вольные интерпретации психоанализа, основанные на мифологии, заменив их анализом реальных жизненных отношений. Интрапсихические конфликты описываются Мясищевым не по содержанию, как у Фрейда, а по структуре. Задача психотерапевта заключается в том, чтобы наполнить интрапсихический конфликт содержанием, почерпнутым из конкретной жизненной ситуации пациента и анализа его системы отношений. Из психоанализа были заимствованы и такие понятия, как «психологические механизмы защиты», «инсайт», «эмоциональное отреагирование» («катарсис») и др. Таким образом, разрабатывая патогенетическую психотерапию, Мясищев интегрировал в эту систему, теоретической основой которой послужила разработанная им социально-психологическая модель личности, известные достижения психотерапии своего времени.

Настоящая ситуация в психотерапии характеризуется осознанным стремлением к интеграции различных методов психотерапии. Многие психотерапевты, работая в рамках выбранного ими психотерапевтического подхода, заимствуют те или иные методы из других подходов, что продиктовано стремлением повышения эффективности психотерапии. В связи с этим назревает необходимость поиска единой интеграционной платформы, теоретико-методологической основы психотерапии. С нашей точки зрения, этой цели наилучшим образом отвечает модель личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии. В развитии личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии можно выделить три этапа.

Первый этап связан с деятельностью самого В. Н. Мясищева, его учеников и последователей (Р. Я. Зачепицкий, Б. Д. Карвасарский, Е. К. Яковлева и др.) и характеризуется разработкой модели индивидуальной патогенетической психотерапии. В ходе патогенетической психотерапии решалась в основном задача осознания нарушенных особо значимых отношений личности и возникающих на этой основе в психотравмирующей ситуации интрапсихических конфликтов. Возможности же коррекции нарушенных отношений в ситуации диадного взаимодействия терапевт-пациент были ограничены, в силу чего конечная цель патогенетической психотерапии – реконструкция личности – не могла быть реализована в полной мере и имела скорее декларативный характер.

Второй этап (1970–1980) – развитие модели групповой патогенетической психотерапии – связан с деятельностью Б. Д. Карвасарского и руководимого им коллектива (Г. Л. Исурина, В. А. Ташлыков и др). Широкие возможности, которые предоставляла групповая динамика для реконструкции нарушенной системы отношений, вызвали необходимость в переименовании патогенетической психотерапии в личностно-ориентированную (реконструктивную) психотерапию. Модель начинает приобретать черты интегративной: интеграция групповой динамики в систему патогенетической психотерапии.

Наконец, третий, современный, этап ознаменован целенаправленными попытками создания интегративной модели психотерапии. Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия является открытой системой для интегрирования с другими психотерапевтическими подходами. На язык патогенетической психотерапии можно без труда перевести основное содержание высказываний других школ, в том числе психоанализа, поскольку ее подход лишь предлагает структуру, в которую могут быть включены конкретные содержания.

Поскольку личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия включает три плоскости изменений: когнитивную, эмоциональную, поведенческую, и сам процесс психотерапии основан на практически равнозначном использовании когнитивных, эмоциональных и поведенческих механизмов (Г. Л. Исурина), то спектр терапевтического воздействия при интегративном подходе значительно расширяется: для решения задач коррекции отношений в каждой из трех плоскостей могут применяться приемы из разных психотерапевтических направлений. При этом различные психотехники выполняют тактические задачи, способствуя достижению основной стратегической цели – реконструкции нарушенной системы отношений человека.

На современном этапе разработки интегративной модели в систему личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии могут быть интегрированы принципы и методы феноменологического подхода (клиент-центрированной психотерапии Роджерса, гештальт-терапии Фредерика Перлза), а также методы поведенческого и когнитивного подходов (рационально-эмотивной терапии Альберта Эллиса, когнитивной терапии Аарона Бека). Будучи привлеченными в качестве дополнительных средств для реализации целей личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии, они выполняют разные задачи в той или иной плоскости нарушенных отношений. Так, принципы феноменологического подхода (экзистенциально-гуманистической психотерапии) создают условия, необходимые для изменений – осознанности, самопринятия и спонтанности; приемы гештальт-терапии, воздействуя в большей степени на эмоциональный аспект отношений, способствуют освобождению подавленных чувств и в то же время осознанию (а затем и интеграции) противоречивых тенденций личности; методы когнитивного подхода напрямую воздействуют на нарушенные отношения (иррациональные, дисфункциональные убеждения, установки), на их осознание и последующую коррекцию; методы поведенческой терапии – на коррекцию дезадаптивных стереотипов поведения.

Предлагаемая читателю книга представляет собой пособие, предназначенное для психотерапевтов, психиатров, клинических психологов. В дидактических целях для читателя, знакомого с психоанализом лишь поверхностно, специально включена глава о классическом психоанализе, с тем чтобы подготовить его к восприятию содержания следующей главы – «От ортодоксального психоанализа к патогенетической психотерапии В. Н. Мясищева», – важной для понимания истоков личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии.

Из книги Марчер, Л. Олларс, П. Бернард. Травма рождения: метод ее разрешения автора Марчер Лизбет

Из книги Тусовка решает все. Секреты вхождения в профессиональные сообщества автора Иванов Антон Евгеньевич

Из книги Шопинг, который вас разоряет автора Орлова Анна Евгеньевна

Введение В последнее время у россиян появилась новая нездоровая страсть – совершать покупки, – которая приобретает все большие масштабы. Это явление пришло из-за границы вместе с пропагандой западной культуры.Во всем мире психологи начали бить тревогу. Навязчивое

Из книги Воспитание без крика и истерик. Простые решения сложных проблем автора

Введение Вы говорите: – Дети нас утомляют. Вы правы. Вы поясняете: – Надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Не от этого мы устаем. А оттого, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться.

Из книги Как вырастить Личность. Воспитание без крика и истерик автора Сурженко Леонид Анатольевич

Введение Вы говорите: – Дети нас утомляют. Вы правы. Вы поясняете: – Надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Не от этого мы устаем. А оттого, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки,

Из книги Счастливый брак автора Крабб Лэрри

Введение Соломон писал: «Бывает нечто, о чем говорят: «Смотри, вот это новое», но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Екл. 1:10).Еще одна книга о семье… Может ли быть в ней что-нибудь новое? Не пора ли перестать писать книги, в которых прописные истины выдаются за последнее

Из книги Как сохранить брак. Как восстановить отношения, давшие трещину автора Дженике Дункан

Введение Плохую службу служат христианству те «христианские браки», где верующие строят свои семейные отношения, опираясь на мирские ценности и рассчитывая лишь на свои человеческие силы. Если мы намерены воплощать любовь и силу Христа в наших брачных отношениях, то мы,

Из книги Как успевать все. Пособие по управлению временем автора Берендеева Марина

ВВЕДЕНИЕ Помните те времена, когда ребенком вы, лежа на траве, смотрели на плывущие по небу облака? Обычно дети в такие минуты фантазируют о том, кем они станут, когда вырастут. Продавец в магазине, булочник, ювелир – список возможностей казался тогда неисчерпаемым;

Из книги Мужские особи: виды и подвиды. автора Баратова Наталья Васильевна

Введение Если вы сохраняете голову на плечах, когда все вокруг теряют свои, значит, вы просто не понимаете ситуацию. Закон Эванса. День за днем, из года в год мы что-то делаем, суетимся, не обращая внимания на то, что именно и как мы делаем. Давайте посмотрим на самих себя

Из книги Аутогенная тренировка автора Решетников Михаил Михайлович

Введение Мужские особи… Особенности охоты… Есть в таком заголовке что-то активное, даже агрессивное, воинственное. Впрочем, удивляться не приходится. Какие времена на дворе, такие и нравы. А времена такие, что если сидеть скромненько в уголочке, то так и просидишь никем

Из книги Суперфрикономика автора Левитт Стивен Дэвид

Из книги Советы брачующимся, уже забракованным и страстно желающим забраковаться автора Свияш Александр Григорьевич

Из книги Оксфордское руководство по психиатрии автора Гельдер Майкл

Введение Когда читаете мои мудрые мысли, старайтесь избавиться от своих - глупых. К.Цивилев Учитывая бешеный темп современной жизни, вы, уважаемый читатель, хотите как можно быстрее ответить себе на вопрос:Для кого эта книга и зачем она нужна?Ответим сразу на первую

Из книги По ту сторону принципа удовольствия. Психология масс и анализ человеческого «Я» автора Фрейд Зигмунд

Из книги Женщина. Учебник для мужчин. автора Новоселов Олег

I. Введение Противопоставление индивидуальной и социальной, или массовой, психологии, которое, на первый взгляд, может показаться столь значительным, многое из своей остроты при ближайшем рассмотрении теряет. Правда, психология личности исследует отдельного человека и