Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту. Анализ стихотворения В

Валерия Брюсова без доли сомнения можно назвать отцом русского символизма. Хотя символисты были противниками различных учений и теорий, Валерий Яковлевич позволил себе оставить некое напутственное письмо для поэтов будущих поколений.

Стихотворение «Юному поэту» было написано в 1896 году. Оно является сборникам заповедей, которым непременно должен следовать будущий поэт. Если говорить кратко, то по мнению Брюсова, настоящий поэт должен быть эгоистом, не испытывать жалости к окружающим, а основная цель его жизни должна заключаться с служении искусству.

В своем стихотворении Брюсов призывал своих последователей не жить сегодняшним днем, а думать о будущем.

Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее - область поэта.

Нужно сказать, что в конце 19 в начале 20 века в российском обществе начинают зарождаться революционные идеи, которые шли вразрез с философией символистов. Брюсов, понимая такое положение вещей, придерживался той точки зрения, что только время может поставить все на свои места. Так и случилось. Сегодня революционные идеи и литература является утопичной, а произведения Брюсова стали классикой мировой литературы.

Второй завет Брюсова заключается в любви к себе самому. Поэт исходил из того, что каждый человек индивидуален, каждый является творением природы. Не нужно равняться на других и следовать модным тенденциям. Нужно суметь найти в себе индивидуальность и развивать ее. Также Брюсов высказывал мнение о том, что душу поэта может понять только он сам. Поэтому строки «сам же себя полюби беспредельно» можно рассматривать, как способ защиты своей индивидуальности и своего стиля от внешнего мира.

Кроме всего, Брюсов призывает отказаться от сострадания. Он считает, что сострадание является препятствием для творчества символистов. Ведь если ты проявишь сострадание к человеку, то обязательно заглянешь в его душу, а затем, как следствие, погрязнешь в его проблемах. Именно от этого Брюсов просил воздерживаться будущих поэтов. По его мнению, поэзия не должна быть отягощена земным бытием, а быть тонкой и возвышенной.

Во многом человечество существует благодаря передаче опыта. Конечно, люди оставляют и какие-то материальные следы своего присутствия на этой планете, но наиболее существенными являются идеи и мысли, которые они оставляют, если оставляют вообще. К примеру, Маркс оставил после себя не так много материальных объектов, по сути, только книги, но там содержались идеи, которые управляли и преобразовывали мир, эти идеи также повлияли, к примеру, и на Брюсова, которому «посчастливилось» жить во времена перемен и вкусить плоды революции.

Стихотворение «Юному поэту» довольно раннее, оно описывает по большей части мысли Брюсова, которые тот хотел вложить даже не любому поэту, а только своим будущим соратникам – символистам. Как предводитель этой школы, он выпускает своеобразную инструкцию, которая позволяет молодым поэтам наметить ориентиры и понять каким заветам следовать для того чтобы стать достойными представителями этого течения.

В работе мы видим три основных завета: обратить свой взор в сферу грядущего, никому не сочувствовать и сконцентрироваться только на собственной фигуре, поклоняться искусству.

Безусловно, для того чтобы разбирать досконально эти заветы потребуется изучать более глубоко концепцию символизма и тут есть возможность даже для написания отдельного философского трактата. Поэтому в рамках данного сочинения остается только кратко наметить те контуры мыслей, который запечатлел в своих словах поэт.

Обращение взгляда в грядущее и «не живи настоящим» вполне понятно, поэт как пророк, а помимо этого Брюсов оставлял именно за временем роль главного судьи, который может определять состоятельность разных идей, поэтому поэт смотрит в грядущее, чтобы в том числе определить и состоятельность настоящего. Второй завет указывает на потребность отрешиться от банальности и повседневности, сосредотачиваясь на себе поэт постигает высшие сферы бытия. Третий завет предлагает поэту дополнительную область концентрации и основную жизненную цель «поклоняйся искусству, только ему, безраздумно, бесцельно» - служение высокому идеалу, духовный труд.

Анализ 2

Произведение относится к философской лирике поэта и основной тематикой имеет авторские рассуждения о назначении поэтического искусства, а также роли творческих людей в общественной жизни.

Композиционная структура стихотворения состоит из трех основных частей, представленных в виде определенных наставлений, заветов для молодых поэтов, описанных в форме повелительного наклонения, заключенных в бессоюзных предложениях и обращениях, придающих повествованию логичную, лаконичную и ясную смысловую нагрузку.

Первый завет направляет творческие мысли юного поэта в будущее, стремясь абстрагироваться от проблемной реальной действительности, во второй части содержится совет о проявлении творцом личного эгоизма в виде любви к собственной персоне, а третья часть наставлений посвящается важности творческой деятельности, которая должна стать для юнца истинный жизненным смыслом, которому поклоняется каждый творец.

В качестве стихотворного размера в стихотворении используется трехстопный дактиль, в котором ударение делается на первый слог, с перекрестным способом рифмовки, а также с применением точной и неточной женской рифмы.

Среди средств художественной выразительности, являющихся немногочисленными и недостаточно разнообразными, автор применяет немного эпитетов, метафор, а также устаревших слов, включенных в стихотворное содержание, которые позволяют проиллюстрировать возвышенную роль поэтической деятельности, стоящую, по мнению автора, намного выше, чем каждодневные человеческие заботы и проблемы.

Стихотворные наставления, содержащиеся в произведении, в лаконичном виде передаются программные принципы лирики символизма, придающие стихотворению публицистический оттенок. Лирический герой преподносит понятие искусства в виде жизненного смысла творческого человека, заключенного в его интересах, чувствах, мыслях, составляющих внутренний мир поэтического художника.

В стихотворении автор представляет двух действующих персонажей в виде лирического героя, представляющего уроки юному поколению, и молодого поэта, описываемого автором в качестве поэта будущего времени, изображенного как бледного юношу, имеющего горящий взгляд.

В общем виде стихотворение представляет собой авторское наследие для будущих потомков, решивших связать свою судьбу с поэтическим творчеством.

Анализ стихотворения Юному поэту по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворений Маяковского

    Лирике Маяковского, вообще, свойственны сильные ощущения, чувство любви, ненависти, яркие сравнения, много восклицаний.

  • Анализ стихотворения Лермонтова Кавказ

    Написанное в начале девятнадцатого века стихотворение «Кавказ» до сих пор наполняет читателя свежим ветром гор, яркими впечатлениями. Здесь словами нарисована прекрасная картина

  • Анализ стихотворения День Брюсова

    Произведение относится к стихотворениям раннего творчества автора, написанным в жанре символизма, приверженцем которого являлся поэт.

  • Анализ стихотворения В будущем Брюсова

    Произведение Валерия Брюсова В будущем относится к раннему творчеству поэта. На момент создания стихотворения Брюсов был еще совсем юным мальчишкой. Как и свойственно всем юношам, поэт Валерий Брюсов был высокого о себе мнения

  • Анализ стихотворения Пушкина Пророк 9 класс

    Это стихотворение было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1826 году. На процесс его создания повлияло крайне неприятное событие – арест восставших декабристов. Большинство из них были друзьями поэта

Стихотворение "Юному поэту" - это провозглашение бесценной поэзии, которая призывает беспрекословно поклоняться лишь ей одной.

Для Брюсова искусство - это "изучение мира иными, не сознательными путями". Он собирался возрасти над реальностью в среду благородной цивилизации. Для этого, как он думал, необходимо было отойти от грязи злободневности.

Анализ стихотворения Брюсова "Юному поэту"

Данное произведение было выпущено летом 1896 года. Фабула стиха исполняет роль некоего наставления. Лирический персонаж передает три заповеди поэту-новичку, которым тому нужно следовать. "Юному поэту" Валерия Брюсова весьма сдержанно и внятно представляет художественный проект символистов. Вдобавок, это обращение к будущему поколению. Герой хочет лицезреть в потомках не просто заслуженных приемников, но созидателей безупречных, способных отдать целую жизнь поэзии.

Композиция

Произведение состоит из трех элементов, наставлений, плюс ко всему, есть заключение. Поэтический призыв персонажа обладает властной конфигурацией, иначе говоря, он не оставляет альтернативы, нуждается в абсолютном повиновении, осуществлении. Анализ стихотворения Брюсова "Юному поэту" дает нам понять, что глаголы в «заповедях» использованы в императиве.

В данном произведении поэт осветил собственную символистскую программу. Символ вызывает не последовательную смысловую, а только соединяющую связь. Вследствие этого, его отличием является отсутствие сюжета, неясность. Если мы обратимся к анализу стихотворения Брюсова «Юному поэту», то отметим, что фундамент его - не явление, а душевная динамика.

Средства художественной выразительности

От предмета происходит «подъем» к эмоции, мысли. Валерий Брюсов в "Юном поэте" применяет олицетворение, формирующее образ, знак. Он пытается оставить все незначительное, повседневное; рождаются скрытые символы, возникают замысловатые образы, употребляется аллитерация и созвучие.

Автор использует сложные определения. Он достигает возвышенности звука стиха, избрав дактиль, неспешный и классический. Речь идет равномерным, размеренным ходом без ускорений и задержек. Чувство величественности поддерживается выбором возвышенных, экспрессивных слов: «беспредельно» и «поклоняйся».

Поэт поворачивается к поэтическому обычаю, который, применяя такую же стилистику, использовал другую концепцию: концепцию художественного искусства как штатской работы, как борьбы (оттиском данной традиции может являться лейтмотив «одоленного воина», выражающийся довольно внезапно). Таким образом, Брюсов входит в контакт со своими предками, добиваясь равенства с ними. В заключительных строчках он выражает осмысление бремени стихотворца - быть избранником небес. Это огромная ответственность, груз которой предопределяет трагическую участь поэта и драматизм его места на земле.

Особенность

Для стихотворения характерны черты письма, воплощенные в «рекомендациях», непреложных к осуществлению. Это слышится как манифест.

Лирический персонаж призывает молодого стихотворца сделать предметом собственных размышлений, эмоций, произведений будущее. Создавать его - вот основной долг поэта. Сферой творчества необходимо сделать собственный духовный мир, переживания, эмоции, думы. В силу того, что сперва оценивается субъективный мир поэта, его неординарность.

Главная мысль

Смыслом жизни для стихотворца обязана быть поэзия. Лишь она - область увлечений в жизни, смысл и стремление. Только во имя творчества нужно созидать, ощущать и думать.

Любопытно, что при анализе стихотворения Брюсова «Юному поэту» становится ясно, что в нем немного художественных тропов. Оно сравнительно сдержанно, кратко. Такой стих отчетливо и понятно высказывает главные положения символизма. Язык произведения подобен публицистическому стилю.

Какой же, по мнению персонажа, этот «будущий поэт»? Автор изображает мечтательный образ героя, у которого был блеск в глазах. Главное, что в конце стиха, вслед за изречением лирических заповедей, образ юноши трансформируется - взор его стеснен. Обязательство, которое герой взваливает на него, делает молодого человека нерешительным и встревоженным. Он ставит под сомнения собственные силы. И вместе с тем он невозмутим, полон собственного достоинства и хочет все поменять, сделать колоссальное, сотворить феноменальное.

Отсюда следует, что это произведение является лирической программой символистов, воспроизведением их позиции о творчестве. И, одновременно, это последняя воля для будущего поколения. И композиционное построение стихотворения, его равномерная картина отображает данное отличие. Произведение полно императивных предложений. В их структуре есть обращения и предложения без союзов. Они добавляют ему последовательность, краткость, четкость. Только одно восклицательное предложение (в завершении) передает, в какой степени имеет значение для персонажа, чтобы его заповеди были постигнуты. Таким образом, отзывы о "Юном поэте" Брюсова весьма противоречивы и неоднозначны.

Стихотворение «Юному поэту» было написано Брюсовым в 1896 г. Поэту всего лишь 23 года, между тем, стихотворение воспринимается как завещание, наставление следующим поколениям. Не исключено, что Брюсов, искренне считавший себя гением, просто прописал в стихотворении собственную программу, символически обратившись к себе самому.

Стихотворение было напечатано во втором сборнике Брюсова «Me eum esse», «Это я» (1897), ставшем достойным продолжением первого сборника «Шедевры». Об этом своём периоде первых сборников Брюсов впоследствии писал в зрелом стихотворении: «Мы были дерзки, были дети».

Литературное направление и жанр

Брюсов – основоположник русского символизма. Распространение символизма в России он считал своим предназначением, о чём сообщил в письме Верлену в 1993 г. Период создания второго сборника сам Брюсов называл декадентским. Обозначив определённую холодную отстранённость от материального мира, который представляется ненавистным, ничтожным, грязным. Недаром стихотворение «Юному поэту» открывало сборник Брюсова. Это манифест символизма.

Стихотворение принадлежит к жанру философской лирики.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – роль поэта и поэзии. Основная мысль состоит в провозглашении взгляда на роль поэта и поэзии символистов: поэзия должна быть отстранена от «толпы», возвышена над ней. Поэт – особый человек, гений, который может пренебрежительно относиться к людям и обществу, поклоняясь только высокому искусству, недоступному простым смертным.

Стихотворение состоит из трёх строф. В первой строфе лирический герой обращается к юному поэту и провозглашает первый завет. Вторая строфа – второй и третий завет. В третьей строфе-выводе лирический герой подчёркивает важность трёх заветов, считая их единственным залогом того, что юноша превратится в настоящего поэта.

Название стихотворения «Юному поэту» важно в идейно-композиционном смысле. Юноша является поэтом потому, что пишет стихи и считает себя поэтом, но лирический герой уверен, что юный поэт должен потрудиться для этого высокого звания.

Тропы и образы

В первых двух строчках лирический герой рисует классический, близкий к романтическому, образ поэта с помощью эпитетов: юный возраст, бледная кожа, горящий взор.

Из этих трёх характеристик в последней строфе изменяется только одна. Взор становится смущённым (эпитет), потому что в душу пылкого юноши закрались сомнения: сможет ли он оправдать высокие требования, которые сам на себя должен возложить? Восклицательный знак в конце второго обращения говорит о душевном волнении лирического героя. Качество поэзии – главный вопрос его жизни.

Лирический герой, умудрённый опытом поэт, даёт юноше три завета. Завет – это не то же самое, что совет, который можно дать по-дружески или который может услышать ученик от учителя. Завет – это наставление или наказ, который дают потомкам или последователям. В данном случае речь идёт, конечно, о последователе и преемнике. Завет намекает ещё и на библейские Ветхий и Новый Завет, возводя поэзию в ранг религии, перед которой преклоняются.

Первый завет выражен антитезой, в которой противопоставляются настоящее и грядущее. Только грядущее – предмет исследования, «область» поэта.

Второй завет может показаться странным: лирический герой призывает юного поэта к эгоизму, учит его быть самовлюблённым и чёрствым. Но, если вдуматься, поэзия символистов требовала полной сосредоточенности на внутреннем мире поэта, это исключало сочувствие, которое предполагает интерес к другой личности. К тому же самолюбивый Брюсов рисует идеального поэта с себя.

Третий завет – поклоняться искусству – восходит к стихотворению Пушкина «Поэт и толпа» , где поэт приходит к выводу, что поэты – особые существа, рождённые для вдохновенья, сладких звуков и молитв. В третьем завете лирический герой указывает на божество поэта – искусство. Оно становится основой поэзии символистов.

В этой строфе ключевую роль играют наречные эпитеты беспредельно (полюби), безраздумно, бесцельно (поклоняйся). Благодаря этим тропам и обилию глаголов достигается динамизм. Заветы – это, прежде всего, призыв к действию.

Юноша, которому лирический герой даёт наставления, переживает примерно то же, что и юноша из Нового Завета, который спросил у Иисуса, как попасть в Царствие Небесное. Иисус посоветовал ему продать имение и деньги раздать нищим. Юноша отошёл от Иисуса огорчённым, потому что понимал невыполнимость этого завета.

Так и юноша из стихотворения смущается, понимая, что принять три завета лирического героя, а, главное, исполнить их – почти невозможно. Метафора «молча паду я бойцом побеждённым» отсылает к надписи Жуковского на собственном портрете, подаренном Пушкину: «Победителю-ученику от побеждённого учителя». Зрелый Жуковский мог оценить беспристрастно талант молодого Пушкина, но Брюсов, сам ещё очень молодой, в глубине души не согласен уступить кому-то пальму первенства. Так что последняя строчка чисто гипотетическая, лирический герой никуда не уходит из мира, чтобы «оставлять» в нём поэта.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным дактилем. Рифмовка перекрёстная, женские рифмы в каждой строке способствуют торжественному изложению мыслей. Высокий стиль создают также старославянизмы: завет, грядущее, паду, взор, храни .