Армянские народные сказки. Скачать армянские сказки Армянские сказки читать на русском

Народный фольклор лучше всего отражает душу народа, его национальные особенности и традиции; этот народный источник питает многие поколения представителей литературы и искусства.

Сказка, лишенная всякой мистики, а скорее как мир, в котором воображение свободно преображает знакомые картинки простого народного быта.

Анаит

Сказка о мудрой царице Анаит.
Скачать армянскую сказку Анаит

Арев и Краг

Когда земля породила людей, в мире властвовали тьма и холод. Арев и Краг только-только учились ходить. Жили они с племенем в одной из пещер тогда ещё молодого Арарата.

Взрослые мужчины охотились и нередко становились жертвами хищников: те видели в темноте лучше человека. Добыть зверя мог лишь сильный, который сам и съедал почти всё добытое. Поэтому златокудрая Арев и кудрявый Краг нечасто лакомились сочным мясом. В мечтах о еде прошло детство.

Однажды в пещере поднялся невообразимый шум. Кто-то предложил охотиться сообща. Это не понравилось сильным охотникам. Но после долгих и жестоких споров избрали вождя, слово которого должно было стать законом...
Скачать армянскую сказку Арев и Краг

Барекендан - Масленица

Жили когда-то муж с женой. И не очень-то были они по нраву один другому.

Муж обзывал жену дурёхой, а та его - дурнем, так они всегда и ссорились.

Как-то муж купил несколько пудов рису и масла, взвалил их на носильщика и приволок домой.

Жена вышла из себя:

А ты ещё сердишься, когда тебя дурнем обзывают! Ну куда нам столько масла и рису! Поминки по отцу или свадьбу сына справляешь, что ли?

Да какие там поминки, какая свадьба! Что ты болтаешь, баба? Возьми и припрячь. Это для барекендана.
Скачать армянскую сказку Масленица

Безрукая девушка

Давным-давно, очень много лет тому назад жили-были брат и сестра.

Сестра была очень милой белокурой девушкой, с добрым сердцем. Была она как солнечный лучик, а звали её – Лусик, что по-армянски так и значит – луч света.

Брат Лусик женился и привёл в дом жену. А жена, увидев, что все кругом восхищаются, уважают и любят Лусик, затаила к ней лютую злобу. Поселилась в её сердце чёрная зависть...
Скачать армянскую сказку Безрукая девушка

Волшебная роза

Армянская народная сказка про куст волшебной розы, которую каждый год съедал червь, когда она распускалась...И каждый год царский садовник боролся с червем.

Сказка о поступках и о том, какие могут быть последствия...
Скачать армянскую сказку Волшебная роза

Гранатовое зернышко

Некогда жил да был один царь. Был у этого царя сын - единственный его наследник. Купил ему царь за большие деньги огненный меч.
Царевич целыми днями ничего не делал, только разъезжал по горам да лесам, охотился да пировал с товарищами.
Как-то раз затеяли городские парни волчки пускать. Стал с ними и царевич запускать свой волчок, а волчок его сорвался, подскочил и разбил кувшин у бедной старушки, которая шла мимо и несла в кувшине воду.
Разозлилась на него старушка, потому что теперь ей стало не в чем носить воду, и говорит:
- Будь ты проклят, бездельник, пусть поразит твоё сердце любовь к красавице по имени Гранатовое Зернышко.
Скачать армянскую сказку Гранатовое зернышко

Два брата

Жили-были два брата. Один был умный, а другой дурак. Умный вёл дела так, что дураку приходилось работать не только за себя, но и за своего брата...
Скачать армянскую сказку Два брата

Дети купца Амбарцума

Жил некогда один человек по имени Амбарцум. Был он очень богатым купцом: имел он лавки на базаре и зарабатывал много денег. Была у Амбарцума жена и двое детей - сын и дочь, оба необыкновенно красивые.

Был ещё у купца Амбарцума названый брат, тоже купец, по имени Петрос, который жил в Стамбуле. Жил Амбарцум со своей семьёй счастливо; ездил в Стамбул, торговал, привозил оттуда товары. Детям своим дал он хорошее образование, приглашал к ним учителей.

А надо сказать, что дети его - брат и сестра - так любили друг друга, что и часу один без другого прожить не могли...
Скачать армянскую сказку Дети купца Амбарцума

Дочь царя Зарзанда

Сказка о добре и зле. О преодолении препятствий и достижениий своих целей.
Скачать армянскую сказку Дочь царя Зарзанда

Заказчик и мастер

История про одного жадного мужика, который из одной шкуры восемь шапок пошил...
Скачать армянскую сказку Заказчик и мастер

Лентяйка Гури

Жила-была одна женщина. Была у неё одна единственная дочь и звали её Гури. Эта Гури была такой лентяйкой, такой бездельницей и белоручкой, что тем только и занималась весь день, что ничегошеньки не делала...
Скачать армянскую сказку Лентяйка Гури

Мудрый ткач

Здесь вы найдете две замечательные армянские сказки "Мудрый ткач" и "Заказчик и мастер".
Скачать армянскую сказку Мудрый ткач

Отчего лук стал горьким

старину сладкий Лук и горький Арбуз жили по-соседству. Тогда лук был таких размеров, как Арбуз сейчас. Арбуз же такой величины, как Лук в наши дни. Поскольку Лук рос большим и сладким, его поливали. Ему не приходилось заботиться о себе. Беззаботный Лук полнел и тяжелел. Одно плохо: скучно было ему...
Скачать армянскую сказку Отчего лук стал горьким

По одежке протягивай ножки

Однажды царь вызвал к себе всех портных своей страны и приказал сшить ему одеяло по его росту: не длинно и не коротко. Никто из портных не мог исполнить желания царя, и он велел отрубить всем им головы.

После этого пришел к нему еще один портной...

Портной и царь

Армянская народная сказка про жадного и жестокого царя и его портного...
Скачать армянскую сказку Портной и царь

Разум и сердце

Однажды разум и сердце заспорили. Сердце твердило, что люди живут для него, а ум настаивал на обратном. Они не стали прибегать к помощи судьи, а решили действовать в одиночку и не вмешиваться в дела друг друга. Свой уговор они решили испробовать на одном крестьянине...
Скачать армянскую сказку Разум и сердце

Свадьба лесных духов

Один охотник всю ночь бродил по лесу в поисках добычи, да всё напрасно. Засобирался он было домой, как вдруг слышит: из чащи леса доносятся звуки барабана и лютни. Он пошёл в ту сторону, откуда раздавалась мелодия. Смотрит, а там, на поляне, лесные духи играют свадьбу. На всякий случай держа на изготовку ружьё, охотник подобрался поближе к действу и стал наблюдать...
Скачать армянскую сказку Свадьба лесных духов

Сказки про петуха

Перед вами две армянские сказки про петуха: "Непобедимый петух" и "Путешественники".

Армянские сказки

© 2012 г. Издательство «Седьмая книга». Перевод, составление и редакция.


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


Эту историю любви и верности не смогут поведать даже камни…

От блистательной, утопающей в зелени столицы – Партава, сегодня не осталось ни следа, ни даже имени. Торговый город был стерт с лица земли, а на его месте построен другой – под названием Барда. Но это уже совсем другая история.

А пока Партав, недавно отстроенный царём Ваче, гордо возвышается над полноводным Тартаром, удивляя своими роскошными дворцами и башнями, устремленными в небеса. Соперничать с ними могут только исполинские чинары и тополями, за вершинами которых иногда не видны даже самые высокие постройки. На террасе одной из них ранним весенним утром и стоял единственный сын царя Ваче – молодой Вачаган, облокотившись на перила, он любовался рощей, которая как роскошная оправа окружала бриллиант Кавказа – блистательную столицу агванов. Прислушался царевич и показалось ему, что певчие птицы всего мира, словно сговорившись, слетелись в Партав, чтобы посостязаться друг с другом. Одни будто играли на свирели, другие на дудуке, но победу всегда одерживал один самый голосистый певец. Этим певцом был соловей – блбул, утешитель влюбленных сердец. Когда он начинал петь, тотчас же все птицы умолкали и вслушивались в его переливчатые трели, одни учились у него щебетать, другие раскатисто свистеть, а третьи выводить трели, и в этот миг все птичьи голоса сливались в одну неподражаемую мелодию.

Но не радовала она молодого царевича Вачагана. Сердечная тоска томила его, и пение птиц лишь усиливало ее. Неслышными шагами подошла его мать, царица Ашхен, и тихо спросила:

– Сынок, я вижу, на душе у тебя какая-то боль, но ты скрываешь ее от нас. Скажи мне, отчего ты грустишь?

– Ты права, мама, – ответил сын, – я разочаровался в жизни, почёт и роскошь больше не интересуют меня. Я решил удалиться от мирской суеты и посвятить себя Богу. Говорят, вардапет Месроп вернулся в селение Хацик и в построенном им монастыре основал братию. Я хочу пойти к нему. Мама, ты даже не представляешь, какое это прекрасное место – Хацик. Там юноши и даже девушки так остроумны и так красивы! Когда ты их увидишь, ты поймешь почему я всем сердцем там.

– Значит, ты спешишь в Хацик, чтобы поскорее видеть свою остроумную Анаит?

– Мама, но откуда ты знаешь ее имя?

– Соловьи нашего сада пропели мне его. Но вот только почему, мой дорогой Вачик, стал забывать, что он – царский сын? А сын царя должен жениться на дочери царя или хотя бы великого князя, но уж никак не на простой крестьянке. Посмотри вокруг, у грузинского царя подрастают три дочери-красавицы, можешь выбрать любую из них. У гугаркского бдешха тоже видная и достойная дочь. Она единственная наследница всех его богатых поместий. У Сюникского царя тоже дочь на выданье. Наконец, чем тебе не невеста Варсеник, дочь нашего азарапета? Она выросла на наших глазах, воспитана в нашей семье…

– Мама, я уже сказал, что хочу уйти в монастырь. Но если вы настаиваете, чтобы я непременно женился, то знайте – я женюсь только на Анаит… – сказал Вачаган и, густо покраснев, поспешно вышел в сад, чтобы скрыть своё смущение от матери.

Вачагану недавно исполнилось двадцать, он вытянулся, подобно тополям, что росли в царской роще, но был изнеженным, бледным и даже болезненным юношей. И вот теперь единственный наследник повелителя агванов царя хотел принять не царский трон, а духовный сан и стать проповедником. Это пугало его отца.

– Вачаган, сын мой, – много раз твердил ему отец, – ты – моя единственная надежда и опора. Ты должен сохранить огонь нашего очага, продолжить наш род, а значит жениться.

Царевич слушал отца молча, потупив взор, и только краснел в ответ, он и думать не хотел о свадьбе. Но отец был настойчив и несколько раз в неделю настойчиво возвращался к этому разговору. Юноша стал избегать тягостных встреч, чтобы не видеть отца, он часами просиживал за книгами и даже уезжал на охоту, которую никогда не любил, лишь бы не слышать отцовских наставлений. На рассвете он уходил из дворца, бродил по окрестностям, и только поздно вечером возвращался домой. Иногда он скитался по три-четыре дня, доводя до отчаянья своих родителей. Со сверстниками он не дружил, и брал с собой лишь своего преданного, храброго слугу Вагинака и верного пса Занги. Те, кто встречали их на горных тропах, не догадывались, что перед ними сын царя и его слуга, оба были в простой охотничьей одежде, с одинаковыми колчанами стрел и широкими кинжалами, и лишь котомку с припасами нес широкоплечий и крепкий Вагинак. Они часто заходили в горные селения, и Вачаган с интересом наблюдал, как живут простые люди, проникался их мирскими заботами и нуждами, и всегда замечал, кто делает добро, а кто чинит беззаконие. А потом неожиданно для всех судьи-взяточники отстранялись от дел, а на их места назначались новые, честные; воры несли заслуженное наказание и оказывались в тюрьмах, а семьи бедняков вдруг получали помощь от царя, хотя о ней не просили. Словно какая-то неведомая сила видела все и творила добро. И народ стал верить, что их мудрый царь Ваче, подобно богу, знает все: и что кому нужно, и кто достоин кары, а кто – награды. Говорят, в царстве агванов тогда не стало воровства и несправедливости, но никто и не догадывался, что во многом благодаря юному царевичу.

Странствия пошли и ему на пользу. Он стал здоровее и крепче, словно набрался силы от родной земли и всё чаще стал задумываться о своём предназначении, которое было предначертано ему свыше. Вачаган стал понимать, как много может сделать для своего народа и уже не думал об уходе в монастырь. Родители, стали замечать, как возмужал, повзрослел их сын, и понимали, что вот-вот в его сердце вспыхнет пламя любви, для этого нужен был лишь повод, который вскоре и представился.

Как-то во время охоты Вачаган и Вагинак пришли к далёкому, затерянному в горах селению, и, усталые, сели отдохнуть у родника. Был жаркий полдень и к источнику то и дело подходили крестьянские девушки, они поочередно наполняли свои кувшины и крынки, царевичу нестерпимо хотелось пить. Он попросил воды, и одна из девушек наполнила кувшин и протянула его Вачагану, но другая вырвала кувшин из ее рук и вылила воду. Она снова наполнила кувшин и другая снова опорожнила его. У Вачагана во рту пересохло, он с нетерпением ждал, когда же ему дадут напиться. Но девушку это будто и не волновало, она словно затеяла странную игру: наполняла кувшин и тут же выливала воду. И лишь набрав кувшин в шестой раз, подала его незнакомцу.

Напившись и протянув кувшин слуге, царевич заговорил с этой девушкой и спросил, почему она не подала ему воду сразу, быть может, ей захотелось подшутить над ним, рассердить его. Но та ответила:

– Я не хотела подшутить над вами и уже тем более разозлить. У нас не принято обижать путников, особенно когда они просят воды. Но я увидела, что вы устали от жары и так раскраснелись на палящем солнце, что решила, холодная вода может вам повредить, поэтому я медлила, чтобы вы немного отдохнули и остыли.

Умный ответ девушки удивил Вачагана, но ее красота поразила еще больше. Ее большие и темные глаза казались бездонными, брови, губы и нос, как будто были выведены тонкой кистью искусного художника, а сверкающие на солнце тяжёлые косы струились по спине. Она была одета в длинное до пят красное шелковое платье, расшитая безрукавка обхватывала тонкую талию и высокую грудь. Первозданная красота незнакомки поразила и заворожила царевича, она стояла пред ним босая, без лент и украшений, и он не мог отвести от нее глаз.

– Как тебя зовут? – спросил царевич.

– Анаит, – ответила девушка.

– А кто твой отец?

– Мой отец пастух нашего села – Араи. Но почему ты спрашиваешь, как меня зовут и кто мой отец?

– Просто так. Разве спрашивать грешно?

– Если спрашивать не грешно, то и я прошу сказать, кто ты такой и откуда ты?

– Сказать правду или солгать?

– То, что считаешь достойным себя.

– Конечно, достойным я считаю правду, а правда такова, – слукавил царевич, – я сейчас не могу сказать тебе, кто я, но обещаю, что дам о себе знать через несколько дней.

– Очень хорошо, верни мне кувшин. Если хочешь, я принесу еще воды.

– Нет, благодарю, ты нам дала хороший совет, его мы будем помнить всегда, да и тебя не забудем.

Когда охотники отправились в обратный путь, Вачаган спросил своего верного слугу:

– Скажи, Вагинак, встречал ли когда-нибудь девушку такой красоты?

– Я как-то не заметил ее особой красоты, – ответил слуга, – я ясно понял лишь одно, что она дочь сельского пастуха.

» Армянские сказки | Հայերեն հեքիաթներ | Haykakan heqiatner » Армянские народные сказки

Армянские народные сказки

Армянские народные сказки

АРМЕНИЯ (Республика Армения) — государство в южной части Закавказья. Площадь территории — 29,8 тыс. км2. Численность населения 3 млн. человек (2004 г.). Официальный язык — армянский. Столица страны — город Ереван. Общая численность армян в мире около 6,5 млн. человек. Верующие армяне — в основном христиане-монофиситы. (Армянская Грегорианская церковь). Большинство армян живут за пределами страны, самые большие общины — в России, Турции, США и Франции. Население страны уменьшается из-за эмиграции.
Армения — страна очень древней культуры. Уже в 5—4-м тысячелетии до н.э. здесь умели плавить медь; во 2-м тысячелетии — пользовались предметами из железа. Древнейшим государством на территории Армении в 9—6 веках до н.э. было Урарту. После его падения страна входила в состав всех великих держав Древнего Востока. Древние греки называли страну Арменией, персы — Арминой, сами её жители — Хайк, а себя — хай. В 4 веке до н.э. от персидской державы Ахеменидов отделилось самостоятельное Армянское царство. Своего расцвета оно достигло в 1 веке до н.э., когда при царе Тигране Великом контролировало территории от Кавказа до Средиземного моря и боролось с Римом. В 301 году Армения стала первой страной, где христианство было объявлено государственной религией.
В 7—9 веках Армения была процветающим краем. В её городах жили искусные металлурги, гончары, ткачи и строители, резчики по камню и дереву, ювелиры. Города Армении были центрами оживлённой торговли. В другие станы отсюда вывозили медь железо, олово, серебро, мышьяк, шёлковые и хлопковые ткани. Дальнейшая история Армении трагична. В 9—10 веках Армения подвергалась нашествиям арабов. В конце 10 века южные земли захватывает Византия. Затем начинается нашествие турок-сельджуков и египетских мамлюков. В 12—13 веке Армению разоряли полчища монголо-татар и Тамерлана (Тимура). Следом за ними пришли кочевые туркменские племена.
В 16—18 веках за земли Армении велись войны между Персией и Турцией. Армянский народ был на грани истребления. В 1603—1605 годах 300 тысяч армян были насильно выселены в Иран. Армения была поделена. Западная часть отошла Турции, восточная — Ирану. Относительно самостоятельными остались лишь земли в Нагорном Карабахе.
В 1828 г. Восточная Армения присоединилась к России как Эриванская губерния. Западная Армения оставалась под властью Турции. В 1905 г. турецкие власти устроили чудовищную резню, поголовное убийство армянского населения. Не щадили никого: ни женщин, ни детей, ни стариков. Во время геноцида в годы Первой мировой войны турками было убито свыше 1 млн. западных армян и почти столько же насильственно выселено, главным образом в бесплодные районы Месопотамии, где большинство из них погибло. Лишь немногим удалось перебраться в страны Ближнего Востока, Европы, Америку. Свыше 300 тысяч армян нашли убежище в России, в том числе в Восточной Армении. В память об этой страшной трагедии в Ереване сооружён мемориал.


Армения - это страна чудес… Если спросят меня, где на нашей планете можно встретить больше чудес, я бы назвал, прежде всего, Армению. …поневоле поражаешься, что в таком небольшом уголке мира можно встретить такие памятники и таких людей, которые могут стать украшением и гордостью всего мира. Трижды будь прославлена земля Армянская, колыбель талантов, колыбель великих свершений.

Азаран Блбул Каспар, царевич-змей Пастух - судья
Сказка Анаит Козлёнок По одёжке протягивай ножки
Арев и Краг Круглые боги Путешественники
Барекендан | Ишь ты, Масленица Кувшин с золотом Разум и сердце
Безрукая девушка Лентяйка Гури Райский цветок
Бесхвостая лиса Лжец (Небылица) Ремесло дороже золота
Братец топор Лур-да-лур Розочка
В чем сила? Любовь Поп Слик идет в рай
Вишап Мельник и царь Портной и царь
Вишап, сын царя Чинмачина Мудрый ткач О царевиче и дочери царя Джина
Волшебная роза Мышонок Пик-Пик Об охотнике Маркосе
Воробей Наговор женщины Сказка охотника
Гегамова гора Настоящая чепуха Сказка про змею
Глупец Невезучий Панос Смерть кикоса
Говорящая рыбка Непобедимый петух Счастье глупца
Гранатовое зёрнышко Огненный конь Сын слепого царя
Два брата Отчего лук стал горьким Топор
Девушка красота Ручеек Три завета
Дети купца Амбарцума Свадьба лесных духов У пирующего всегда будет пир
Дочь царя Зарзанда Светящаяся шкура У солнца
Дубинка Свинопас Указка
Ехегнуи Семь звёзд Умники города Иукима
Заказчик и мастер Сердце Филос
Занги Зранги Сестра и семеро братьев Хозяин и работник
Златокудрая девочка Бедняк и его жена Храбрый назар
Оцаманук и Ареваманук О златокудрой царевиче Царевна бездельница
Змея и бедняк О мурзе, невидимом работнике Царь чахчах
Золотая монета О небывалом огурце Царь-мельник
Золотое яблоко О правом и не правом Цовинар
Как одурачили царя О тапагёзе Чико
Кара небесная О трёх девушках Что всего нужнее?
Карнавал О царевиче Алло-Дино Яблоки бессмертия

Сайт предоставляет возможности без регистрации на сайте смотреть с высоком качестве онлайн фильмы новинки года. Существование бесплатного хостинга даёт возможность смотреть бесплатно фильмы онлайн. Наш Кино-Театр всегда открыт для всех пользователи онлайн.


Культура Армении - совокупность материально-технических и духовных достижений армянского народа, созданного как на нынешней территории Армении, так и на всей исторической Армении.
История культуры сформированного армянского народа берёт начало с VI-V веков до н. э. и является продолжением ещё более древней культуры Урарту. Как отмечает авторитетная энциклопедия «Британника» Армения один из древнейших центров мировой цивилизации. Важнейшее значение для дальнейшего развития истории и культуры армянского народа имело принятие в первые годы IV столетия христианства в качестве государственной и единственной религии Армении. Именно с IV века начинается новая фаза в истории армянской культуры - начало средневекового армянского искусства. Общий подъём армянской культуры охватывает период до VII века включительно, до окончательного утверждения в Армении арабского ига. Последующее значительное развитие начинается с концa IX века, и связано оно с восстановлением в 885 году независимого Армянского царства, что стало началом нового золотого века в армянской истории. Период культурного подъёма продолжился до XIII века включительно и характеризуется некоторыми авторами как Армянское Возрождение. После около двухвекового кризиса в XV-XVI столетиях, культурная жизнь вновь оживляется с XVII века. Для сохранения и развития многовековой армянской цивилизации важное значение сыграло присоединение в начале XIX века Восточной Армении к христианской Российской Империи. В 1918 году в Восточной Армении было восстановлено армянское государство. В 1920 году она была присоединена к советскому государству, а после его распада вновь обрела суверенитет, создав новые перспективы для развития 2500-летних культурных традиций армян.
Также в статье отдельно рассматривается культура других народов и народностей, проживавших и проживающих на территории Армении.
С VI века до н. э. в древней Армении развивалась языческая архитектура. Ксенофонт сообщает, что жилища армян имели башни. Наиболее значимый памятник армянской античной архитектуры - храм Гарни, построенный царем Великой Армении Трдатом I в 70-е годы н. э. От эпохи эллинизма сохранились остатки городов Арташат и Тигранакерт - древних столиц Великой Армении. Плутарх называет Арташат «армянским Карфагеном». Древнеармянским городам характерна регулярная планировка городских кварталов.
В III-IV веках в связи с формированием в Армении феодальных отношений, а также принятия в 301 году христианства в качестве государственной религии, начинается новый этап в истории армянской архитектуры. Среди наиболее ранних образцов армянской церковной архитектуры известны как однонефные зальные (Ширванджух, V в.), так и трёхнефные базиликальные (Касах, IV в.; Ереруйк, V в.) церкви. В V-VII веках армянскими архитекторами были разработаны многообразные типы центрических купольных храмов: квадратные в плане (в Вохджаберде, V в.); четырёхапсидные (в Црвизе, Арзни, V-VI вв.); прямоугольные в плане, с выступающими 4 апсидами и с 4 подкупольными пилонами (собор в Эчмиадзине) или без пилонов (Мастара); прямоугольные, с вписанным внутрь крестом (Аван, 591-602; Рипсиме); восьмиапсидные (Зоравар, VII в.) и др. Сочетание центрической и базиликальной композиций в V-VI столетиях привело к созданию таких купольных базилик, как Текор (конец V в.) и Одзун (середина VI в.). В V веке в армянской столице Двин был построен палата главы армянского католикоса, являвщимся одним из самых ранних дворцовых зданий средневековой Армении. Шедевром армянской архитектуры VII столетия считается храм Звартноц, возведенный между 641-661 годами.
С конца IX века, после восстановления суверенитета армянского государства монументальное строительство переживает новый подъём. Армянское зодчество этого времени теснейшим образом продолжает архитектурные традиции предыдущих столетий. Характерным явлением данного этапа развития архитектуры становится обогащение декор. Развивается как гражданское, так и культовое строительство. В частности, в столице Ани были сооружены обширные оборонительные стены, дворцы, в течение 989-1001 годов царями Гагиком I и Смбатом II здесь был построен Кафедральный собор, архитектором которого выступил знаменитый Трдат. Кроме центральной Армении, строительство развивалась во всех частях страны. Так, в 915-921 годах Гагик Арцруни в Васпуракане возвел Церковь Святого Креста (зодчий Мануэл), отличающуюся богатейшими рельефами. В Сюнике были возведены Татев (895-905 гг.), Ваганаванк (911 г.), Гндеванк (930 г.) и другие церкви. Крупные монастырские комплексы были построены на северо-востоке Армении - Санаин (957-962 гг.), Ахпат (976-991 гг.) и т. д. В это же время стратегические пути были прикрыты крепостями, среди которых наиболее мощными являлись Амберд, Тигнис и некоторые другие.
Новый подъём гражданской архитектуры отмечается в XII-XIII столетиях - строятся гостиницы, трапезные, книгохранилища, караван-сараи. Особо примечательное явление армянской архитектуры времени - гавиты-притворы. Подъём армянской архитектуры конца XII-XIII веков связан с освобождением Армении Закарянами. Были созданы ряд новых каменных конструкций, в том числе перекрытие на перекрещивающихся арках. Наиболее известные памятники времени: Аричаванк (1201), Макараванк (1205), Тегер (1213-1232), Дадиванк, (1214), Гегард (1215), Сагмосаванк (1215-1235), Ованаванк (1216), Гандзасар (1216-1238), Агарцин (1281) и некоторые др.

Мы рады представить Вашему вниманию онлайн развлекательный Портал Ленинакан точка ком. У нас Вы найдете все новости, события, персоны, цитаты, самые обсуждаемые и горячие сюжеты, что Вам нужно!

О, какая же это замечательная идея! Это же такая умная мысль - путешествовать, чтобы повидать мир! - воскликнула лиса восхищённо. - Дело в том, что у меня тоже есть такая же мечта. Вот только нет у меня друга, с кем бы я могла отправиться в путь. А можно мне пойти с тобой.

А лесные духи, меж тем, танцевали свадебные танцы. Когда веселье было в самом разгаре, охотник обратил внимание на то, что на одном из лесных духов надето платье точь-в-точь, как платье его жены. После танцев, лесные духи сели за столы, которые просто ломились от различных яств. Заметив охотника, лесные духи принялись его угощать. Они передали ему плов, жареное ребро быка и другие блюда. Охотник принимал все угощения, но ни к чему из них не притрагивался.

Ткачи, портные и вышивальщики принялись за работу. Одни из них стегали одеяла на вате и на пуху, мягкие и тёплые, как шерсть горной козы; другие ткали одеяла из сверкающих шёлковых нитей, лёгкие, как облако; третьи, растянув на пяльцах бархат, вышивали по нему золотом и серебром тончайшие узоры. Они украшали одеяла яркими кистями, обшивали мехом и подбивали парчой. Но ни один из них не мог угодить царю.

Однажды за оградой Лук услышал шорох. Он знал, что ему ничего не грозит, но от нечего делать начал прислушиваться. Шорох перерос в частое дыхание. Хотел было Лук посмотреть, кто там объявился, да было ему лень. В конце концов не выдержал, повернулся грузным телом. За оградой, из кочек, обливаясь потом, на свет пробивался хилый Подорожник. Лук был хорошо напоен водою, поэтому сколько не пытался, не смел промолчать.

Давай же, мышонок, пой, танцуй и веселись! Сбылась твоя мечта, теперь ты полакомишься сочной мякотью кокоса и напьёшься вкусного молочка. Давай же, малыш, удача на твоей стороне, она улыбается тебе, пусть этот праздник будет твоим. Пик-Пик съел всю мякоть кокоса, выпил всё кокосовое молочко, свернулся колечком внутри ореха и заснул. А когда проснулся, то вновь превратился в большого и упитанного мышонка.

Спустя какое-то время, он принёс большой тюк хлопка и попросил Гури хорошенько размять его, расчесать и спрясть пряжу, пока он сам поедет по своим купеческим делам. Он сказал Гури, что пряжа, которую она спрядёт, он возьмёт с собой в другие страны и там продаст.

Однажды пришёл к шапочнику заказчик, принёс овечью шкурку и просит: Сшей мне из этой шкурки шапку! Хорошо, - говорит мастер, - сошью! Вышел заказчик от мастера и думает: А ведь шкурка большая - может быть, удастся выкроить две шапки? Подумал он так, вернулся к шапочнику и спрашивает:

Положил он хурджин на камень, лёг и притворился спящим. В полночь послышался шорох. Аслан поглядел сквозь ресницы, видит: достаёт еду из его хурджина девушка неземной красоты. Отломила хлеба, запила глотком воды и собралась уходить. Гора перед ней раскрылась как ворота, и она уже готова была скрыться, как Аслан вскочил и успел ухватить девушку за одежду.