О покаянии и блуде. Верный способ не грешить

«Раздражаюсь, завидую, обижаюсь», – из раза в раз, от исповеди к исповеди говорит постоянный прихожанин священнику. И вот человека уже тревожит, что его исповедь становится совсем формальной. Что делать? Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря (Москва).

Ничего нового? Какое счастье!

Это вполне нормальная ситуация, когда человек регулярно приходит на исповедь и сетует, что он переживает из-за того, что каждый раз, от исповеди к исповеди, называет одни и те же грехи. Я на такие переживания замечаю: «Какое счастье, что ты не говоришь чего-то нового!»

Другое дело, что нельзя превращать даже такую, казалось бы, повторяющуюся, исповедь в формальность. Ежедневно должен быть покаянный молитвенный подвиг, мы должны просить у Господа помощи, прощения, мудрости и великого спасительного дара – видеть свои грехи.

Ведь покаяние подразумевает, что ты не желаешь повторять своих грехов, и если это серьезно и искренне, то тогда ты начинаешь меняться благодатью Божией в нужную сторону. Покаяние – таинственно. Необходимо постоянно каяться и молить Господа о помощи, чтобы справиться с тем, с чем ты справиться не можешь.

Надо только захотеть

Но помощь будет только в ответ на наши усилия, ведь в том-то и дело, что церковная жизнь очень трудна. И одновременно здесь очень легко принять желаемое за действительное. Потому человек и должен постоянно каяться перед Богом, не только на исповеди. А исповедь – это лишь одна из важных сторон церковной жизни.

Да, нередко человек страдает, что у него ничего не получается, в том числе – по-настоящему каяться. Но это характерное качество. «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:15) – говорит апостол Павел. Главное – не оставлять усилий и молитвы.

Бывает, ко мне подходит на исповедь постоянный прихожанин, и знаю, что он сейчас скажет, при этом вижу – человек переживает, что для него самого всё не формально. У него есть желание исправиться. Я ему так и говорю: «Ну что, номер один из твоего привычного „мучающего списка“?»

Преодолеть любой грех, даже, казалось бы, самый «незначительный», труднее, чем кажется. Мы почему-то относимся к этому легкомысленно. Думаем: «Раз я желаю не грешить, значит, я не буду грешить». А когда, понятное дело, нам это не удается, начинаем переживать и бояться называть то же от исповеди к исповеди. Для того, чтобы действительно ты перестал грешить, надо очень захотеть.

Захотеть настолько, чтобы твоя молитва была горячей, чтобы ты прорвался из своего греховного состояния, чтобы твоя молитва прорвалась, чтобы она дошла до Господа, чтобы она была искренняя и от души. Потому что Господь готов тебе дать просимое, не задерживаясь, только ты не готов принять. Поэтому и надо молиться вот так усиленно и горячо, чтобы и душа твоя смогла принять то, что ты просишь.

Чтобы сосны звенели

Когда я учился в институте, нас, студентов, по окончании четвертого курса отправили на военные сборы, повезли в военную часть в Псковскую область. Место – необычайно красивое. Лес, лето, солнышко садится и золотит стволы сосен, и они словно купаются в солнечных лучах.

Вот стоит учебный взвод, «солдаты» – студенты в гимнастерочках, которые на нас сидят, как на корове седло. К нам выходит майор – настоящая военная косточка. Мундир без складочки, сапоги начищены, широченные плечи, грудь колесом, на мундире значок – триста или четыреста прыжков с парашютом. Обращается к нам: «Равняйсь! Смирно! Здравствуйте, товарищи курсанты!» Мы ему вяло отвечаем: «Здравия желаем, товарищ майор!» Он говорит: «Плохо здороваетесь! Еще раз, здравствуйте, товарищи курсанты!» Мы опять отвечаем вяло. На что слышим: «Плохо здороваетесь. Наберите полные легкие воздуха. Здравствуйте, товарищи курсанты!» Где-то на шестой раз мы рявкнули так, что аж сосны зазвенели.

Вот и каяться надо так, чтобы сосны звенели. Это надо ощутить. Причем человек сам должен почувствовать. Священник может какие-то примеры привести, может пошутить или что-то посоветовать. Но если человек сам не почувствует, всё будет напрасно.

Да, действительно, есть люди совершенно «непробиваемые». Ты, как священник, не смог к нему пробиться, не смог до него донести, хотя старался, пытался что-то объяснить. Но он от исповеди к исповеди упорно идет по формальному, фарисейскому пути. Ну что делать? Только положиться на милость Божью. Раз Господь его призывает к таинствам, значит, Господь Сам его ведет. А наше дело его поддержать, предложить какие-то действия, например, читать Псалтирь, чтобы всё-таки были духовные усилия. И, конечно, молиться за этого человека.

«Жизнь – штука полосатая»

Охлаждение в вере может наступить и после формального отношения к ней, и после «горения». Была у меня такая прихожанка. Пришла в храм, вся буквально сияет. Я так и звал ее: ваше сиятельство. Говорил ей: «Смотри, ты сейчас так радуешься. Это замечательно. Но радость твоя нынешняя – дар Божий. Его нужно сохранить. Это совсем не так просто». Примерно год она радовалась. А потом появился в ее жизни какой-то молодой человек, и она ушла из Церкви. Так бывает, к сожалению. Дай Бог, чтобы она нашла свой путь к Богу.

А бывает, человек вроде бы преодолел и охлаждение после такого «горения», вроде бы у него наладилось всё, и вот он уже опять чувствует какой-то застой в духовной жизни. Жизнь – штука полосатая. А духовную жизнь можно сравнить с подъемом на ступенчатую пирамиду. Ты карабкаешься, карабкаешься, вышел на ровное место, вроде никаких изменений. Но ты всё-таки двигаешься, подходишь к другому склону. И вот ты опять начинаешь карабкаться.

Так и должно быть. Главное – не опускать руки, не унывать, не мириться с грехом, с тем, с чем мириться нельзя, и не нужно из себя что-то выдавливать натужно. Чувствуешь, что у тебя нет – проси. Господь – податель всех благ. Чувствуешь, что не можешь каяться, молись: «Господи, научи каяться, даруй мне возможность искренне переживать за совершаемые грехи, и дай силы бороться с ними». Нам всё время надо видеть свои грехи и не ужасаться, а благодарить Бога, когда Он нам их открывает.

Одни и те же грехи, одна и та же любовь

Человеку, который на каждую исповедь с неизменным постоянством приносит одни и те же грехи, необходимо отвечать тоже с неизменным постоянством – с любовью. То есть мирно, доброжелательно, спокойно, с теплом. И может быть, это тепло согреет его сердце и оно растопится.

В Библии есть замечательные слова: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез. 36:26). Душа и сердце каменеют от греха. Дай Бог, чтобы у нас появилось такое тепло, которое может растопить и этот духовный камень. Но надо понимать, что это дар Божий. О нем надо молиться. Если ты к нему стремишься, Господь тебе даст. Господь щедр и милостив.

Записала Оксана Головко

Отче! я согрешил против неба и пред Тобою и уже недостоин называться сыном Твоим; прими меня в число наемников Твоих.
(Лк. 15: 18–19)

Возлюбленные верующие!

Как и Евангелие минувшего воскресенья, имеет ту же важную цель – подготовить нас душой и телом к подвигу святого и Великого поста. Если Евангелие минувшего воскресенья говорило о грехе гордыни и чрезвычайной важности смирения, то сегодняшнее говорит о мерзком грехе блуда и спасительной силе покаяния.

Велика мудрость святых отцов! Сначала они показали нам грех гордыни, от которого гибнет душа, а затем грех блуда, от которого гибнет тело человеческое. Первый грех, совершенный Адамом, поселяется в сердце человека и умерщвляет душу, а второй овладевает его умом и умерщвляет тело. Оба они, встретившись, полностью губят род человеческий, становясь для него залогом вечной геенны огненной.

Итак, как душа сроднена с телом, так и гордыня – родня блуду. В большинстве случаев грех блуда шествует вслед за гордыней. Святые отцы в один голос говорят: «Возносящийся деланием добродетелей впадет в блуд» (Иоанн Лествичник, преподобный. Слово 4. О послушании. Гл. 27). Итак, чтобы подготовиться и душой и телом к поприщу поста, сегодня мы будем говорить о грехе блуда и силе покаяния. И прежде всего последуем за Святым Евангелием.

Человек, имеющий двух сыновей, – наша совесть. Тело уподоблено младшему сыну, поскольку более преклонно ко греху. Старший же сын – душа

Человек, имеющий двух сыновей, – это наша . Тело уподобляется здесь младшему сыну, поскольку оно слабее и более преклонно ко греху. Старший же сын – душа, как более стойкая в добродетели и более послушная Богу.

Тело, оказавшись во власти страстей, часто испрашивает у совести свою долю имущества, чтобы расточить его затем в удовольствиях. Оно просит себе, таким образом, свободы, денег, хорошей одежды, кушаний, вина, окаянных развлечений и т.д. Избавившись однажды от узды совести, опьянев от свободы, молодости, всяких похотений, оно отдаляется в страну блуда, чуждую Бога, забывая о своем старшем брате и господине – совести.

Там оно растрачивает все свои естественные дары: здоровье, молодость, имущество, прекрасные годы, свободу. Там оно впадает в суровый голод, то есть лютые телесные болезни, нищету, лишения и, наконец, отчаяние. Там оно становится всецелым рабом сатаны, который ставит его сторожить свиней, то есть все скотские грехи, и заставляет и других вовлекать в такое тяжкое падение, как это. Ведь один плотский грех, единожды совершенный, влечет за собой и другие, еще более лютые.

О, какое ужасное падение, братия! Грех блуда тем труднее исцелить, чем больше он повторяется, и он тем ужаснее, что владеет всеми людьми. Поистине нет сегодня греха более мерзкого для людей и Бога и более распространенного во всем мире, чем блудный грех. В теле юноши и старика, в доме бедного и зажиточного, в шалаше сторожа и дворце богача – всюду присутствует темный дух блуда.

Особенно в нашем столетии блуд орудует с ужасающей яростью и силой. Он разбивает сосуды самые честные, прельщает умы самые похвальные, издевается над телами самыми юными, пятнает ланиты девства самые чистые, обманывает матерей самых молодых, исполняет бесчестия самых пожилых. Этот диавольский дух не жалеет ни невинных младенцев, ни иссохшие груди, ни бездетных родителей. Он окаменяет сердца матерей, делает убийцами супругов, бесстыжими молодых и сынами геенны всех, кого порабощает.

И откуда столько злости у диавола на бедный род человеческий? Может, сатана, зная, что у него уже остается мало дней, изо всех сил рвется соблазнить людей всякими плотскими грехами, которыми легче искусить любого человека? Только так объясняется то, почему в наше время грех этот так распространен. Едва ли есть юноша, который не согрешил бы до брака. Редко находится женщина, которая не лишилась бы плода чрева по собственной воле. Почти не найти супруга, который хранил бы ложе свое нескверным, или молодоженов, которым не грозили бы размолвка и развод по причине всё того же безобразного греха.

Блуд стал социальной язвой всего человечества. Его можно встретить везде

Таким образом, блуд стал социальной язвой всего человечества – каким-то раком, от которого, кажется, нет никакого врачевства. Дух блуда рычит, как дикий лев, и рыскает повсюду, чтобы прельстить как можно бо льших. Его можно встретить везде: он весело разгуливает по всем дорогам, торчит на каждом перекрестке, отдыхает во всех кабаках, развлекается на вечеринках, прельщает взоры молодых, сидит безвылазно в домах женатых, не отходит от домов вдовиц, смеется на улицах, дает себе волю на торжищах, суля нечто великое; он подбивает человека на пьянство, дурные шутки, греховные встречи, многоспание. Дух блуда стучится в ворота каждого смертного, распахивает двери многих домов и окна многих сердец, умягчает помыслы самые твердые, ставит на первый план естество, представляет грех самым малым.

Да где только не ходит он в поисках душ человеческих! В каком селе не встретишь его, в каком городе он не царит, по какой дороге не разгуливает сегодня блуд без всякого стеснения, так что если мы крепко не боремся с самими собой, то он входит незваный внутрь? Иногда он блуждает и по самым пустынным местам, задавая тяжкую брань даже избраннейшим пустынникам и святым.

Святые отцы велят нам бежать от этого тяжкого греха, а не сражаться с ним лицом к лицу, ведь мы не сильнее Давида и не мудрее Соломона, которые были побеждены блудным грехом.

Редкий человек не одержим этим нечистым духом. И совершенно счастлив тот, кто, будучи борим блудом, выходит сильным и непобежденным, как Иосиф Прекрасный. Блажен, кто не согрешает взором, намного блаженней, кто может хранить и помысл, и трижды блажен, кто никогда не падает через посредство пяти чувств.

Грех этот рождается в человеке почти незаметно. Сначала входит через глаза и уши, затем начинает овладевать мышлением…

Грех этот рождается в человеке почти незаметно. Сначала входит через глаза и уши, затем начинает овладевать мышлением, воображением, разумом, волей, а когда проникает в сердце, то грех уже готов, крепость разрушена, душа покорена. Он рождается, таким образом, от необузданности чувств. Возрастает от многоспания и беспорядочного вкушения пищи. Достигает зрелости и начинает порабощать человека от пьянства, греховных развлечений, самоуверенности; от всё большего отдаления от храма, молитвы, чистой исповеди, поста, христианской жизни. И наоборот, блуд побеждается молитвой, ослабляется постом, очищается частой исповедью, исцеляется смирением, отгоняется хранением чувств, воздержанием и памятованием о смерти.

Разрушительное действие этого греха легко понять по его последствиям, столь ужасным, встречающимся на каждом шагу. Самое обычное последствие – это, несомненно, страдание: болезнь тела, ослабление ума, помрачение и даже смерть совести. А самое тяжелое и последнее последствие – полное забвение Бога и отчаяние.

Воздержный человек хорошо развит телесно и здоров, лицо у него светлое, глаза чистые, слово сладкое, а блудник всегда болезнен, лицо у него бледное, глаза красные и неспокойные, слово жестокое или соблазнительное; тело зачастую дрожит, спит он плохо, во сне видит много видений.

Блудник очень боится смерти, и ему даже хотелось бы, чтобы Бога не существовало

Воздержный человек мирен, спокоен во всех неприятностях, мыслит глубоко, любит пост, храм, молитву, исповедь и с великой радостью принимает Святые Тайны. А оскверненный, наоборот, всегда беспокоен на вид, готов к ссоре, мысли его рассеянны, ум утомлен и смятен, чувства нечисты. Поста он совершенно избегает, говоря, что от него ослабевают; в церковь не ходит, потому что не находит для этого времени; не молится, потому что стыдится людей; не исповедуется, потому что стыдится священника; не бросает греха, ведь, говорит он, ему уже нет спасения. Блудник очень боится смерти, и ему даже хотелось бы, чтобы Бога не существовало, ни смерти, ни Суда, чтобы грехи его не открылись.

В семье воздержного христианина царит мир, дети веселы и здоровы, жена покорна и милосердна, во всем благочиние, а дом валяющегося в этом грехе всегда сотрясается ссорами, сквернословием, оргиями и пьянством, неизлечимыми болезнями, разводами и судами. Жена его не радуется детям, колыбель пуста, двор безжизнен, всё перевернуто вверх дном.

Как мучительна и достойна слез судьба человека блудного и снедаемого червем отчаяния! Возлюбленные верующие, но последуем дальше за нитью Евангелия.

Блудный человек в какое-то время, насытившись грехов, оставленный детьми, женой, друзьями, людьми, собственной совестью и отдалившийся от благодати Божией, во многих случаях приходит в чувство. Так, вспоминая о невинном своем детстве, о любви матери, растившей его с таким трудом, и о милости Божией, он приходит в себя, как евангельский блудный сын, и его охватывает тоска по отчему дому.

Всё более обличаемый совестью, подстегиваемый болезнями и напуганный приближающимся часом смерти, он поднимается из своего падения, печально смотрит вдаль, начинает слезить, жалеет о том, что сделал, ему становится отвратительной эта чужбина, и затем он начинает горько плакать. Он поворачивается, таким образом, к душе своей, к совести, к Отцу своему, вопия: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши?» (из Великого канона), или как блудный сын: «Отче! я согрешил против неба и пред Тобою и уже недостоин называться сыном Твоим; прими меня в число наемников Твоих (Лк. 15: 18–19). Я осквернил землю грехами своими, растратил годы свои, здоровье бесценное, молодость, имущество; я не послушал Тебя, убежал из дома Твоего, лишил себя радости нахождения в храме Твоем, осквернил тело свое, ложе, дом свой; умертвил плод тела моего, бил жену, ввел в соблазн столько людей грехами своими! А теперь я не могу больше терпеть, я голоден, одежды мои новые изорвались, денег больше нет, болезни одолевают, никто меня не принимает, никто не лечит, никто меня больше не знает!.. Прими меня к Себе, Боже мой! Я согрешил на небо и пред Тобою, но сделай меня последним батраком Твоим!..»

О, как редкостно и драгоценно покаяние блудника! А Благий Бог, будучи всегда милостив, выходит на дорогу навстречу ему

О, как редкостно и драгоценно покаяние блудника!

А Благий Бог, будучи всегда милостив, выходит на дорогу навстречу ему, ждет его, лобзает, выслушивает его исповедание, прощает ошибки и затем одевает в новые одежды покаяния, дает перстень на руку, вводит в дом Свой и здесь, в великом веселии, закалывает для него откормленного теленка.

Возвращение блудника совершается только через великое сокрушение сердца, через чистое исповедание, исполнение епитимии, данной священником. Только так он бывает одет в драгоценную одежду надежды спасения, получает золотой перстень, то есть знак прощения грехов и нового обручения со Христом. Затем он ведется в Святую Церковь, где о его возвращении радуются ангелы, и здесь питается Пречистыми Тайнами Иисус Христовыми и возвращается в первую честь.

Возлюбленные верующие!

Велик грех блуда, но больше него милость Божия! Это верно, что весь мир кажется домом беззакония, но Бог еще терпит. Грех этот тем труднее теперь простить, что он совершается открыто, безо всякого стыда и смущения. Но у Бога еще есть терпение. Он еще выходит нам навстречу, ищет нас, стучится в дверь сердца нашего перстом Своего милосердия; если мы не отвечаем Ему, Он встречает нас болезнями, искушениями, нищетой – может, мы хоть так пробудимся к покаянию. Мы медлим, но у Него еще есть терпение!

После того как Адам согрешил, Бог не оставил его совершенно. Адам восхотел, согласился, вкусил, пал, не исповедался чисто, а переложил вину на Еву; так он был изгнан далече, в страну грехов. И там, вдали, бедный Адам, уязвляемый тернием и волчцами, вспомнил об Отце своем и стал непрестанно взывать: «Господи, я уже недостоин быть господином в саду Едемском, но прими меня как непотребнейшего раба Твоего… Я воззрел, восхотел, вкусил, согрешил, но прими меня обратно… Из глубины воззвах к Тебе, Господи! Господи, услыши глас мой… Изведи из темницы душу мою » (Пс. 129: 1; 141: 8).

Так плакал Адам много лет со всеми потомками своими. Милостивый Бог услышал его, вышел на дорогу навстречу ему. И там, где Бог встретился с человеком – Христос с Адамом, – воздвигнут был Крест к небу, Крест милосердия Божия.

Итак, и нам Бог выходит навстречу, призывает к покаянию, ждет нас целую жизнь, только бы мы пришли. И если мы слышим глас Его, каемся в грехах наших и обращаемся к жизни новой, покаянной, тогда Иисус Христос встречает нас с радостью великой – ведь мы были мертвы и ожили, были потеряны и нашлись (см.: Лк. 15: 24).

А если мы не слушаем Бога и не каемся, тогда Он на пороге пустой церкви или на пути, где ожидает нас, с отеческой жалостью плачется устами пророка, говоря: «Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает ясли господина своего, а Израиль не знает Меня» (ср.: Ис. 1: 2–3), и еще: «Человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им» (Пс. 48: 21).

Одним из наилучших путей отказа от всякого земного сластолюбия и возвращения ко Христу является путь поста. Потому что распущенность тела преодолевается подвигом поста, распущенность ума обуздывается смиренномудрием, осквернение сердца пожигается пламенем чистой молитвы и глубиною смирения.

Вот, Великий пост ожидает нас – добрый путь, путь святой, царский путь покаяния, встречи с Богом, потому и читалось это Евангелие перед постом. Отвергнем же мерзкий грех блуда во всех его видах. А вместе с ним отвергнем и все грехи.

Матери да жалеют плод чрева своего, ведь им придется дать тяжкий ответ за грех детоубийства. Родители да берегут честь дома своего, чтобы радоваться долголетию и счастью детей своих. Дети да слушают родителей, чтобы не унаследовать судьбу евангельского блудного сына. Юные, так же как и старые, девы и вдовицы, нищие и живущие в достатке, бегите все от язвы плотских удовольствий, чтобы в жизни сей иметь многое здоровье, счастье и мир в душе, а на том свете – вечный покой.

Родители да жалеют детей своих, да учат их только полезному, да не отпускают в мир с малых лет, без всякого надзора, чтобы не поглотил их водоворот плотских грехов и не погибли они вдали от Бога. Водите их чаще в храм, на исповедь; делайте их верными чадами Церкви и общества, а не слугами диавола. Будем любить дом Отца нашего, дом, в котором мы родились духовно. Возвратимся же к себе домой!

Каждый день Великого поста – это ступень. В начале поста мы уподобляемся Адаму, изгнанному из рая, и блудному сыну…

Это возвращение может совершиться за час, за день, но Церковь установила нам семь недель поста и покаяния. Каждый день Великого поста – это ступень, ведущая нас всё выше и соединяющая со Христом. В начале поста мы уподобляемся Адаму, изгнанному из рая, и блудному сыну, а по мере приближения к Святой Пасхе мы – как чада, возвратившиеся в отчий дом, уподобляясь таким образом Адаму искупленному и сыну, обретенному отцом своим. А Вербное воскресенье – это день, когда мы входим с Господом в Иерусалим с радостью великой и вечеряем с Ним от тельца упитанного, то есть принимаем . Ведь только кто разрывает связь с грехом, исповедуется и постится, только таковой достоин войти со Христом в Новый Иерусалим и вкусить от Его вечери.

Вот истинный смысл нынешнего Евангелия.

Итак, в качестве вывода, возлюбленные верующие, отбросим гордость души и услаждение тела нашего. Будем жить жизнью новой, чистой, мирной, благочестивой. Мы храмы Духа Святого, не будем же делаться капищами блуда (см.: 1 Кор. 6: 19). Есть много родителей бездетных, семей разоренных, колыбелей пустых, детей без матери и матерей без радости! Есть много людей, валяющихся во всяком блуде. Мы же не будем такими. Мы расточили молодость свою в удовольствиях. Хватит! Вставайте, пойдем ко Христу!

Мы придем к Нему через пост, умилостивим Его молитвами, исповедью, поклонами, слезами. Упадем к Нему в ноги и скажем: «Отче! я согрешил против неба и пред Тобою», – а Он, как Благий Отец, примет нас, разорвет рукописание грехов наших, утрет слезы наши, исцелит болезни наши, укрепит надежду нашу, оденет в одежду белую и наденет золотой перстень на руку нашу в знак примирения, войдет с нами в Церковь Свою, напитает Телом Своим и будет радоваться неизреченно вместе со всем небом и землей, потому что мы мертвы были и ожили, потеряны были и нашлись. Аминь.

Ты можешь спросить: «Если я совершу грех, как мне покаяться в нём сразу? Какие дела я должен совершить сразу после греха?

Ответ: После отвращения от греха следует совершить два деяния:

1) Деяние души, которое заключается в раскаянии и твёрдой решимости не возвращаться к нему, и это является благим последствием страха перед Аллахом.

2) Деяние органами, и это - различные благие дела, например, молитва покаяния, смысл которой заключается в следующем:

Абу Бакр сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха сказал: «Аллах прощает каждого, кто, совершив грех, встаёт, очищается и совершает молитву (из двух рак‘атов - Прим. пер.), а затем просит Аллаха о прощении». 21 Затем он прочитал следующий аят:

«А те, которые совершили мерзость или были несправедливы с собой, а затем вспомнили Аллаха и попросили прощения своим грехам, - а кто прощает грехи, кроме Аллаха? - и не упорствовали в том, что содеяли, будучи знающими...» (Аль ‘Имран 3:135).

Во многочисленных достоверных ривайах приводятся другие желательные действия, совершаемые в двух рак‘атах, искупающих грехи. Сущность их в следующем:

1) Раб должен совершить омовение правильно, поскольку грехи с помытых частей тела смываются водой или последними стекающими каплями воды.

Чтобы лучше совершить омовение, раб должен произнести перед его началом слова «Именем Аллаха», а после него - зикры. 22 «Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного Аллаха, у которого нет сотоварища, и я свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и посланник. - О Аллах! Сделай меня в числе покаявшихся и сделай меня в числе очистившихся. - Свят Ты, о Аллах, и хвала Тебе! Я свидетельствую, что нет божества, кроме Тебя, Тебя прошу о прощении и каюсь пред Тобой». Это - зикры, произносимые после омовения, и каждый из них приносит великое вознаграждение.

2) Он должен встать и совершить молитву из двух рак‘атов.

3) В них не следует допускать ошибок.

4) Необходимо сосредоточиться, чтобы не разговаривать с самим собой.

5) В них следует часто вспоминать об Аллахе и быть смиренным.

6) После молитвы надо просить Аллаха о прощении.

Одним из благих результатов этого является прощение Аллахом совершённого греха, и рай обязательно станет обителью покаявшегося раба. 23

Раб должен совершать много благих дел и подчиняться Аллаху. Вспомни, что Умар, да будет доволен им Аллах, когда почувствовал свой грех в прениях с посланником Аллаха при походе в Худайбийю, сказал: «Я понял, что должен совершить дела (благие дела для искупления своего греха - Прим. пер.)».

Поразмышляй над притчей, приведённой в следующем достоверном хадисе. Посланник Аллаха сказал: «Человек, совершающий плохие дела, а затем благие, подобен человеку, на которого надета кольчуга, сдавившая его. Он совершает одно благое дело, и расслабляется одно кольцо, затем другое - и расслабляется второе, пока она не спадёт на землю». 24

Благие дела освобождают грешника от оков его грехов и выводят его в обширный мир покорности Аллаху. О мой брат, ты можешь резюмировать для себя то, что сказано в этой поучительной притче.

Ибн Мас‘уд рассказывал, «что к посланнику Аллаха пришёл мужчина и сказал: «О посланник Аллаха, я встретил в саду женщину и совершил с ней всё, кроме совокупления. Я целовал и обнимал ее, но не делал ничего, кроме этого. Поступай со мной, как пожелаешь». Посланник Аллаха ничего не сказал, и мужчина ушёл. Умар сказал: «Аллах бы скрыл его деяние, если бы он сам скрыл его». Посланник Аллаха проводил его взглядом и сказал: «Верните его ко мне». Его вернули к нему, и он (пророк - Прим. пер.) прочёл ему (слова Всевышнего Аллаха - Прим. пер.):

«Выстаивай молитву в обоих концах дня и в близких часах ночи. Поистине, добрые деяния удаляют дурные! Это - напоминание для помнящих» . 25

Му‘аз спросил (в другой ривайе сказано, что это был Умар): «О посланник Аллаха! Это только для него или для всех людей?» Он ответил: «Для всех людей». 26

Страница 1 из 3

Что делать, если вы согрешили? Как после этого шагать перед людьми и Господом? Можно ли вообще не грешить?

Эти или подобные вопросы стоят перед каждым христианином, и решают они их по-разному. Одни христиане, выбирая цитаты из Библии, говорят: «Мы спасены! Вопрос грехов решен Иисусом на Кресте». Другие фиксируются на своих промахах и унывают. Они не видят, что стоящую перед ними цель - духовное возрастание, никто не отменял.

Конечно, лучше всего - не грешить! Однако христиане временами, спотыкаясь, совершают разнообразные грехи, в том числе и серьезные.

Реакция на них у всех нас – разная.

Одни христиане обвиняют других людей в своих погрешностях, другие частично признают свою вину. Встречаются христиане, которые обвиняют исключительно себя в сделанных ими грехах. Как правило, они вскоре попадают под обвинения сатаны и начинают считать себя никчемными людьми. Это приносит им ущерб, как материальный, так и духовный. Дело в том, что Бог и совесть обвиняют человека для того, чтобы он покаялся в грехах и обратился от своих злых дел! Другими словами вам важно увидеть свою ошибку и очистить свое сердце от нее, а далее поступать достойно. Да, возможно, у вас не все сразу будет получаться из-за борьбы плоти с духом. Однако вам важно поддерживать свое сердце в чистоте и сохранять верный курс, исполняя Слово Божье, насколько вы на сегодняшний день можете. Это - главное, поскольку в этом случае вы духовно возрастаете. Цель же сатаны - обвинять христианина, чтобы он в стыде и самосожалениях духовно лежал, прекратив свой духовный рост. Поэтому враг обвиняет вас и после того, как вы покаялись в своих грехах. После этого Бог доволен, а вы - нет! Вам важно увидеть разницу и смотреть на Господа.

Да, некоторые христиане жестко реагируют на сделанные вами грехи. Они даже могут списать вас, считая пропащим! Однако Господь многомилостив. «И приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин.6:37). Вы не должны смешивать последствия от сделанного вами греха и возможность духовного возрастания. Никогда не забывайте, что постоянно идет обновление вашего внутреннего человека и ваша ответственность – каждый день делать в нем качественные, хорошие записи, угодные Богу. «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16). Бог доволен, когда вы, исправив ошибки, наполняете свое сердце записями, которые укрепляют вашего нового человека!

Итак, и после совершения вами новых грехов жизнь продолжается, и Господь ждет от вас дальнейших верных шагов. Здесь вам важно, во-первых, не забывать, что все люди совершают ошибки, а во-вторых, понимать, какие результаты оставляет сделанный грех.

Грех производит:

I. Последствия внешнего характера.

А) нанесение материального ущерба людям или себе.

Б) нанесение ущерба репутации себе или людям.

В) ухудшение отношений с людьми.

II. Последствия внутреннего характера.

А) появление дефектной (греховной) записи в собственном духовном сердце, а также и у противоположной стороны, если она хоть в чем-то неправа.

Б) изменение отношения к людям. В вашем сердце могут появиться ошибочные взгляды или мировоззрение, не соответствующее Писанию, что обычно приводит к новым ошибкам и грехам.

В) Ваши свежеиспеченные грехи, как и те, в которых вы не раскаялись, позволяют сатане более активно нападать на вас. Он посылает для атаки на вас легионы бесов, как только вы вступаете на его территорию (греховную)!

В ряде ситуаций часто трудно разделить, что на вас оказывает большее влияние, так как вы охвачены бурными отрицательными эмоциями. Поэтому вам важно после падения успокоиться и проанализировать ситуацию, спрашивая себя: «Что я могу после всего этого сделать?». В этот период отложите принятие серьезных решений, если это возможно.

Плохо то, что ошибочное понимание каких-то мест в Писании приводит христианина либо к осуждению других верующих, которые поступают «не так», либо к протестным поступкам греховного характера. Многие христиане в пылу эмоций говорят совсем не те слова и совершают непродуманные поступки. Эти факты очень часто встречаются среди христиан. Причем немало из них и после совершения подобных грехов считают себя нередко правыми. Они не понимают, что их слова и деяния уже запомнились в собственном сердце. На суде Христовом все будет видно. Ведь если христианин считает себя правым, то он и не приходит к Господу для очистки собственного сердца.

Ухудшение отношений с конкретными людьми ведет христианина к отказу от сотрудничества или общения с ними, а иногда и эти люди отказываются с ним общаться. Подобная позиция обычно ведет либо этих людей к новым грехам, либо приносит ущерб обеим сторонам.

Также если вы согрешили, то этот грех оседает в вашем духовном сердце! Обратите внимание на появление греховных записей в сердце! Ведь их наличие у христианина либо прямо ведет его к новым протестным греховным действиям, либо является той платформой, которую рано или поздно использует сатана. Причем, если данный новый грех из собственного сердца христианину не удастся удалить при жизни в теле, то ему придется отвечать за него на суде Христовом (2 Кор.5:10). Многие христиане не придают этому значения, так как неправильно понимают прощение Бога. В частности, некоторые полагают, что «грехов для них, как в старом Завете нет, поскольку Иисус взял на себя их грехи». Они не понимают, что прощение работает при обращении к Богу при первом покаянии или когда они раскаиваются перед Ним в новых конкретных грехах. Только после этого Господь удаляет факты грехов из их сердца!

«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоан.1:9).

Но часто этого не происходит, так как многие христиане считают себя при конфликтах правыми и свой вновь сделанный конкретный грех Богу не приносят. Они не видят, что во всяком конфликте есть какая-то часть их вины! Какая им польза, что другая сторона (их обидчик) также будет отвечать? Поэтому и написано: «Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня (1 Кор.3:13-15).

Другими словами Бог обещает, что христианин спасется, но только после очищения в огне внутреннего человека от оставшихся конкретных грехов!

Итак, встает вопрос: «Каким образом избежать еще при жизни от последствий сделанного греха?».

Ответ: «В устранении указанных последствий греха!».

Спрашивает Давид
Отвечает Александра Ланц, 10.06.2013


Вопрос : "Простит ли меня Бог, если я раскаивался, но вновь совершил грех.
Я очень хочу побороть свой грех, но часто не могу сдержаться и совершаю его и после этого каюсь перед Богом, и это повторяется, но в этот раз я решил окончательно с ним побороться, но простит ли меня Бог в этот раз? Ведь я обещал ему больше не грешить, но не сдержал свое обещание".

Доброго вам времени суток, Давид!

У меня есть для вас три комплекта плохих и хороших новостей.

ПЕРВЫЙ КОМПЛЕКТ.

Плохие новости такие : "возмездие за грех - смерть" ()
Хорошие новости такие : Христос умер вместо вас за все ваши грехи (), т.е. умер вместо вас. Значит, вы все-таки прощённый человек и ходите в прощении Бога, даже когда грешите.

ВТОРОЙ КОМПЛЕКТ

Плохие новости такие : побороть свой грех вы никогда не сможете, какие бы страшные обещания вы ни давали Богу.
Хорошие новости такие : Христос может и желает Сам побороть ваш грех в вас.

ТРЕТИЙ КОМПЛЕКТ

Плохие новости такие: если вы не знаете Христа лично, Его победа не может быть вашей, т.е. вы так и будете ходить по кругу: грех - угрызения совести - извинения - временное воздержание - срыв - грех -...
Хорошие новости такие : у вас есть возможность узнать Христа лично, а значит, есть возможность разорвать порочный круг. Для этого вам надо начать читать Библию ежедневно с первой страницы до последней, главу за главой, книгу за книгой. Перед началом чтения вы должны просить Бога сопровождать вас и помогать вам понимать то, что вы читаете и просить Его помочь вам узнать Его и понять Его. Сразу скажу, что это занятие не из лёгких, но если вы настроены на победу, то победа будет вашей, потому что Бог на вашей стороне и Он желает сделать вас свободным от греха человеком.

С любовью во Христе Иисусе, Освободителе нашем,

Читайте еще по теме "Освящение":