Сколько модулей в тосканской колонны. Архитектурный ордер

Тосканский ордер.

О применении тосканского ордера в древнеримской архитектуре можно судить лишь по чертежам и схемам Витрувия и других теоретиков искусства, так как ни единого здания с тосканским ордером того времени не сохранилось. Но этот факт не помешал ему получить широкое распространение в архитектуре последующих веков.

Многие теоретики искусства говорили о том, что тосканская колонна не что иное, как более простой вариант дорического ордера, несмотря на ее более позднее происхождение. Упростив дорический тип, древнеримским зодчим удалось добиться визуальной прочности внешних построек. Тосканская колонна стала олицетворять мощь и физическую силу, но из-за излишней простоты ее практически не использовали в строительстве храмов, предпочитая укреплять ею хозяйственные и военные постройки. Если здание состояло из нескольких этажей, то в большинстве случаев, первый этаж был тосканским.

Колонна имеет базу; капитель, дорийская по форме, дополняется перехватом (шейкой, выемкой). Антаблемент состоит из двух лежащих рядом деревянных балок. Фриза нет, а роль карниза выполняет сильно свешивающаяся в виде навеса крыша.Колонна тосканского ордера имеет высоту, равную 14 модулям или, что одно и тоже, 7 нижним диаметрам. Диаметр колонны, от низа к верху, изменяется по кривой энтазиса и возле капители уменьшается на 1/5 нижнего диаметра. Колонна гладкая и не имеет лепных элементов или каннелюр. За единицу измерения элементов ордеров принят модуль, который равняется половине диаметра колонны (радиусу). Модуль, в свою очередь, делится на строго определенное количество так называемых парт. Модуль тосканского и дорического ордеров делится на 12 парт (частей), а модуль ионического, коринфского и сложного ордеров делится на 18 парт.

Дорический ордер.

Греческая дорическая архитектура отличается мужественным величием, суровой простотой, монументальной торжественностью. Дорический ордер наиболее полно выразил тектоническую основу греческого зодчества

Колонна развитого дорического ордера не имела базы и опиралась непосредственно на верхнюю ступень стереобата. Сужение(утонение) колонны кверху начиналось от стилобата, но не было равномерным: ствол имел припухлось – энтазис, максимум которой приходился приблизительно на 1/3 высоты колонны. Поверхность ствола колонны оживлялась вертикальными желобками – канелюрами, число которых чаще всего равнялось 20. Канелюры создавали игру света и тени, подчеркивая вертикальность колонны.

Капитель состояла из округлой подушки – эхина и лежавшей на ней квадратной плиты –абака (или абаки) и шейки(гипотрахелиона). Нижняя часть эхина украшалась врезанными профилированными поясками – ремешками,количество которых колебалось от 1 до 5. Капитль отделялась от ствола колонны горизонтальными углублениями (от 1 до 4), называемыми врезами гипотрахелиона.

Антамблемент дориеского ордера состоял всегда из трех элементов: архитрава, фриза и карниза.

Антаблимент дорического ордера состоял всегда из трех элементов: архитрава, фриза и карниза.

Дорический архитрав представлял собой гладкую балку, опиравшуюся на капители колонн. Сверху она завершалась небольшой полочкой – тенией. Над архитравом шел дорический фриз (триглифон), состоявший из триглифов и метоп. Трглифы имели форму вытянутых в вертикальном направлении прямоугольников, поверхность которых совпадала с плоскостью архитрава. Триглиф имел вертикальные врезы: два полных вреза в средней части и два полувреза по краям.

Между триглифами размещались чуть вытянутые в длину плиты – метопы. Они были заглублены по отношению к плоскости триглифов и часто украшались рельефами. С нижней стороны третий под каждым триглифом имелась небольшая полочка – регула. Нижняя поверхность регулы была обработана шестью каплями(лат.-гутты).

На каждый интерколумний (расстояние между колоннами) приходилось по две метопы и два триглифа. Триглифы располагались над центрами каждой колонны и каждого интерколумния. Для того чтобы триглифный фриз получил метрически и тектоническии законченное решение, крайние триглифы сдвигались с оси крайней колонны на угол антамлимента. При этом ближайшая к углу метопа становилась длиннее остальных и нарушала метричность построения фриза. Таким образом, возникла «проблема углового триглифа». Сглаживанию разницы в длине угловых метоп способствовали:

Уменьшение крайних, а иногда и соседних с ними интерколумниев;

Ноклон угловой,а иногда и соседнех колонн к центру фасада, причем угловая колонна, принадлежавшая одновременно двум фасадам, наклонялась по биссектрисе угла стереобата.

Находившийся над фризом карниз – гейсон своей венчающей частью сильно выступал вперед, резко нависая над нижними элементами антаблемента. Основная часть карниза – выносная плита имела с нижней стороны уклон наружу, предохраняя нижние части сооружения от подтеков дождевой воды. По верху плиты тянулась сима – водосточный желоб, образуемый крайними черепицами кровли.

Нижняя поверхность карниза снабжена прямоугольными выступами – муталами, расположенными по одному над каждым триглифом и каждой метопой. На нижней стороне мутул имелись капители, расположенные в три ряда по шесть капитель в каждом.

Дорический храм имел удлиненную прямоугольную форму и был перекрыт двухскатной черепичной кровлей. Верхняя часть торцового фасада отделялась от основной его плоскости горизонтальным карнизом, наклонные края скатов были обработаны также в виде карнизов, образуя фронтон. Треугольное поле фронтона без обрамляющих его карнизов получило название тимпана.

Наклонные карнизы фронтона отличались от горизонтального наличием симы, которая завершалась у нижних углов фронтона водометами в виде львиных голов. Фронтоны храмов украшались скульптурой. На крыше по углам фронтонов ставились акротерии (скульптурные или орнаментальные украшения).

Ионический ордер.

Ионический ордер отличается от дорического легкостью пропорций, утонченностью форм, широким применением декора.

Ионическая колонна делилась на три части: базу, ствол, капитель. База состояла из чередующихся вогнутых и выпуклых элементов, образно выражавших усилие сжатия, которое она передавала на освоение храма. Ионическая база иногда не имела квадратной плиты(плинта). Выпуклые элементы –валы или торусы часто украшались орнаментальной порезкой или горизонтальными желобками-каннелюрами. Вогнутые элементы – скоции оставались гладкими.

Ионическая колонна стройнее дорической. Утонение ствола меньше,чем в дорическом ордере, энтазис чаще всего отсутствует. Канелюры (обычно их было 24) отделялись узкими полосками – дорожками. В плане канелюры представляли полуокружность или часть эллипса. Вверху и внизу они обычно имели полуциркульное завершение.

Ионическая капитель, в отличие от более однотипной дорической, встречаеться в большом количестве вариантов. Она состояла из абаки, подушки с валютами и эхина. Волюты –завитки подушки, образующие по бокам капители два вала, назывались балюстрами. Эхин ионической капители покрыт порезкой в виде ов или иоников. Вследствие того,что ионическая капитель имела резко отличавшиеся друг от друга стороны, для угловых колонн устанавливалась форма капители с диагональным расположением волюты.

Антаблимент основного малоазийского варианта ирнического ордера состоял из двух частей: архитрава и карниза. Небольшие горизонтальные уступы разделяли архитрав на три гладкие,чуть нависающие одна над другой полосы – фасции. Между архитравом и карнизом распологался пояс зубчиков или сухариков (лат. – дентикул ). Венчающая часть – сима украшалась богатой орнаментальной порезкой.

Второй вариант ионического ордера получил развитие в Аттике во 2-ой половине V в.до н.э. Он отличался,прежде всего, своим трехчастным антаблиментом, который состоял из архитрава, непрерывного фриза, украшенного рельефами, и карниза без зубчиков.

Пояс зубчиков и фриз до IV в. До н.э. не применялись одновременно в одном антаблименте.

Коринфский ордер.

Коринфский ордер, характерным признаком которого является капитель в виде корзины с листьями, обязан своей известностью римлянам, у которых он получил чрезвычайно широкое применение. У греков же он играл весьма второстепенную роль и рассматривается лишь как более роскошный вариант ионийского ордера.

Витрувий в своих трактатах очень четко разделял два старших ордера между собой, называя дорический «мужским», ионический «женским». Коринфский же в силу своего необычного строения получил более сложное символическое значение, поскольку, согласно Витрувию, был призван «подражать девичьей стройности».

Коринфская капитель по форме напоминает чашу или корзину, обвитую двойным рядом листьев аканта. Тонкие стебли, плавно вырастающие из листьев, на углах сворачиваются в восемь небольших волют. Абака у коринфской капители имеют своеобразную форму с вогнутыми внутрь краями.

Коринфскому ордеру присущи богатая игра света и тени, живые органические формы в сочетании со стройными и изящными пропорциями колонны. Антаблемент коринфского ордера, состоящий из живописного архитрава, фриза и карниза также обычно отличается наличием огромного количества декоративных деталей, растительных и фигурных орнаментов.

Всесторонность коринфской капители, унаследованная от дорического ордера, а также пластичность и гибкость форм ионики, сделали коринфский ордер наиболее востребованным и в эллинистическую эпоху, и в период расцвета римской архитектуры, и в эпоху Возрождения.

Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта. Высота равна 20 модулям, диаметр составляет 1/10 часть высоты. Диаметр коринфской колонны изменяется по кривой, от низа к верху, точно так же, как и у колонны ионического ордера; на ее теле располагаются 24 каннелюры, отделенные друг от друга дорожками (или ремешками). Ордер состоит из пьедестала, стула, базы, базы колонны, канители антаблемента, карниза антаблемента, фриза и архитрава. Капитель коринфского ордера довольно сложная, и поэтому большая ее часть выполняется лепкой. Капитель имеет вазообразную форму и содержит астрагал. Абака имеет вогнутые стороны, поддерживаемые четырьмя большими и четырьмя малыми завитками спиралеобразной формы. По окружности капители в два ряда расположены акантовые листья. Нижний ряд имеет 8 малых листьев помещенных над астрагалом, верхний состоит из 8 больших листьев, расположенных в промежутках между листьями нижнего ряда под завитками. . Также капитель оформлена лилейками, завитками, цветками и т.д. За единицу измерения элементов ордеров принят модуль, который равняется половине диаметра колонны (радиусу). Модуль, в свою очередь, делится на строго определенное количество так называемых парт. Модуль тосканского и дорического ордеров делится на 12 парт (частей), а модуль ионического, коринфского и сложного ордеров делится на 18 парт.

Коринфский ордер можно смело назвать венцом древнегреческой ордерной системы. Вобрав в себя все самые лучшие качества дорического и ионического архитектурного ордера, в нем воплотились весь опыт и мастерство зодчих Древнего мира.

Композитный ордер

Композитный ордер - архитектурный ордер, возникший в Древнем Риме. Представляет собой сочетание элементов ионического и коринфского ордеров - в капители используются как волюты, так и орнамент в виде листьев аканта.

У зодчих Древнего Рима, унаследовавших дорический, ионический и коринфский ордера стояла иная задача. Функцию опоры у них выполняли мощные стены, а не колонны, поэтому ордер чаще всего использовался исключительно в декоративных целях.

Конструкция триумфальной арки императора Септимия Севера, сооруженной в 203 году н.э., дает ясное представление о роли композитного ордера в древнеримской архитектуре. Наряду с лепными рельефами, капитель композитного ордера придавала пышность и помпезность общему облику строения.

Композитная колонна в трудах многих теоретиков архитектуры характеризуется как смешанная или сложная, поскольку совмещает в себе два древнегреческих ордера.

Палладио в своем трактате 1570 года детально изобразил композитный ордер. Как и Виньола он считал, что пропорционально композитная колонна полностью идентична коринфской, а вот ее капитель и антаблемент требует особого внимания и мастерства исполнения.

Постамент, база, капитель и различные детали композитного ордера на примере триумфальной арки Тита в Риме.

В пятнадцатом веке, когда каноны ордеров окончательно установились, именно композитный занял верхнюю позицию в иерархии.
Композитный ордер ближе всего по архитектурным особенностям строения к коринфскому, он перенял тонкость и легкость своего предшественника, причем по пропорциям тоже в точности повторяют его.

Но вместе с тем, в его капители всегда присутствуют ионические волюты, расположенные по диагонали, а также скульптурные композиции и различные детали, которых нет в коринфском. Обычно, любые пышные украшения капители могли использоваться только в композитном ордере, он являлся своеобразной квинтэссенцией изящества и роскоши в этом направлении архитектуры. Колоннами с подобным оформлением обычно венчали самые верхние этажи зданий.

Пропорции частей капители композитного ордера остаются точно такими же, как и в коринфском ордере. Отличие коринфской капители от капители сложного ордера в том, что в том месте, где расположены завитки и маленькие листья в коринфской капители, в капители сложного ордера расположены ионические волюты.

В антаблементе соотношения частей остаются такими же, как и в коринфском ордере, если не принимать во внимание незначительные изменения в общей композиции.

Пъедстал и база сложного ордера различаются лишь по композиции гуська и базы пьедестала. Это же относиться и к базе колонны.

Распространение композитного ордера было в основном ограничено пределами Италии, когда мастера эпохи Возрождения проявили пристальный интерес к этому античному искусству. Практически во всех постройках Рима, датированных пятнадцатым веком и более поздним временем, можно встретить композитный ордер: церкви, монастыри, палаццо – все эти памятники архитектуры изумляют своей изысканностью и в настоящее время.

Инструменты и материалы.

В процессе выполнения курсовой работы «Изучение архитектурных ордеров и выполнение их в чертеже» на каждом этапе используются определенные инструменты. Прежде всего, необходимы треугольники - пластмассовые, равнобедренные с углами 45°,45° и 90°, и с углами 30°, 60° и 90°. Чтобы проводить параллельные линии, нужна рейсшина и линейки. Карандаши простые НВ, Н, 2Н, 3Н, 4Н что соответствует обозначениям ТМ, Т, 2Т, 3Т, 4Т.

В геометрических построениях криволинейных элементов архитектурного объекта может понадобиться циркуль, а для точных измерений - измеритель. Эти инструменты должны быть хорошего качества, с точным совпадением концов игл у измерителя, и хорошо регулируемыми винтами держателей у циркуля.

Лекала служат для вычерчивания кривых линий. До обводки кривой по лекалу рекомендуется прочертить ее тонкой линией от руки на глаз, стараясь при этом придать кривой линии возможно более плавные очертания, лишь после этого подобрать лекало, соответствующее кривой того или иного ее участка. Участок лекала следует подбирать так, чтобы не менее трех-четырех соединяемых точек совпадало с контуром лекала. При продолжении кривой необходимо, чтобы с контуром лекала совпадали не только две-три следующие точки, но и одна-две предыдущие.

Резинки для работ используют мягкие, не повреждающие поверхностного слоя бумаги. Для удаления резинкой ненужной линии чертежа, чтобы не повредить рядом располагающуюся графическую информацию, рекомендуется использовать или самостоятельно изготовить трафареты из тонкого материала (бумаги, фотопленки). В трафарете должны быть узкие прорези для снятия линий и круглые или квадратные отверстия для удаления цифр и неверно нанесенных букв.

Бумага, на которой вычерчиваются архитектурные чертежи, должна быть очень хорошего качества.

Литература

1.Виньола. Правила пяти ордеров. –М.: Издательство Академии архитектуры, 1940. – 186 с.

2. Витрувий. Десять книг об архитектуре. –М.: Издательство Академии архитектуры, 1936. – 255 с.

3. Иконников А. В., Степанов Г. П. Основы архитектурной композиции. – М.: Искусство, 1971. – 223 с.

4. Михалковский И. Б. Теория классических архитектурных форм. –М.: Высшая школа, 1940. – 240 с.

5. Палладио. Четыре книги об архитектуре. –М.: Издательство академии архитектуры, 1936. – 142 с.

Приложение А.

Структура и основные части ордера.

Из книги Крёстный отец Кремля Борис Березовский, или история разграбления России автора Хлебников Павел

Ордер на арест Готовясь зимой 1998/99 года к поездке в Россию – продолжить сбор материала о Березовском, – я получил предупреждение от бывшего министра внешних экономических связей Олега Давыдова: обстановка в стране напряженная. Только что в парадном своего подъезда в

Ордер на квартиру

Из книги Сталин умел шутить автора Суходеев Владимир Васильевич

Ордер на квартиру После войны Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев с семьей жил в неблагоустроенном доме. Он пытался через городские власти решить свою жилищную проблему, но ничего не получалось. Его, героя книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем

Ордер Ежова

Из книги Особый счет автора Дубинский Илья Владимирович

Ордер Ежова Возвращался я в Казань с такой же тяжестью на сердце, с какой ехал в Москву. Но все же возвращался... Меня там не схватили, как схватили командира дивизии Даненберга, командира авиационной бригады Ивана Самойлова и многих других, опустошив в одну ночь десятки

ТОСКАНСКИЙ ЛУКОВЫЙ СУП

Из книги Кухня. Сборник кулинарных рецептов автора Сборник рецептов

Тосканский пейзаж в начале кватроченто

Из книги История живописи. Том 1 автора Бенуа Александр Николаевич

Тосканский пейзаж в начале кватроченто I - Дон Лоренцо Монако В Италии, и сильнее всего во Флоренции с первых же годов XV века намечается созревание чего-то нового. Не то чтобы здесь в области искания жизненности и правдивости все задачи были теперь сразу разрешены и все

Ордер на жилплощадь

Из книги «Русские идут!» [Почему боятся России?] автора Вершинин Лев Рэмович

Ордер на жилплощадь Впрочем, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. В российских пределах ойратам пришлось по вкусу, с русскими они ладили, но грянула Смута, и мир стал зыбок. К тому же, в самой Джунгарии, – куда гонцы, разумеется, исправно доносили информацию

4. Ордер

Из книги автора

4. Ордер Возникший в результате тектонического мышления ордер обусловливает собой господство средней точки зрения на греческий храм V века и общую концепцию периптера как сделанной человеком вещи. Речь идет о дорическом ордере (Парфенон). На фоне стен целлы колонны

Архитектурный ордер

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АР) автора БСЭ

Коринфский ордер

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Дорический ордер

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДО) автора БСЭ

Тосканский ордер

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТО) автора БСЭ

Мемориальный ордер

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МЕ) автора БСЭ

Ионический ордер

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИО) автора БСЭ

Ордер (архитект.)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОР) автора БСЭ

Тосканский ролл

Из книги Питание для мозга. Эффективная пошаговая методика для усиления эффективности работы мозга и укрепления памяти автора Барнард Нил

Тосканский ролл 2 порцииЭта простая в приготовлении паста из белой фасоли и высушенных на солнце помидоров станет для вас потрясающей альтернативой сыру, вы можете делать с ней вкуснейшие бутерброды. Однако почему бы не добавить немного измельченных овощей и не сделать

Составной частью искусства градостроения или «застывшей музыки», как часто называют зодчество, является Слово произошло от латинского выражения "ordo", что означает "строй, порядок". Это упорядоченная, доведенная до совершенства, опирающаяся на строгие расчеты и правила стоечно-балочная конструкция.

Возникновение тосканского ордера как архитектурной формы

Со времен древних средиземноморских цивилизаций до наших дней существуют 5 архитектурных ордеров. Были более поздние попытки создания французского и американского ордеров, но им не удалось стать вровень с классической пятеркой, представители которой отличаются друг от друга размерами и пропорциями, художественной трактовкой элементов, местом возникновения. Наряду с Элладой существовала Древняя Этрурия (современная Тоскана). Отсюда и название - ордер тосканский, но иногда его называют еще этрусским. Считается, что подарила миру три архитектурных типа - дорический, ионический и коринфский, а позднее возникли еще два - тосканский, или простой, и сложный, которые появились в Древнем Риме. Другие исследователи, например древнеримский архитектор и механик Витрувий, утверждают, что ордер тосканский представляет собой более древнюю, или архаичную, форму колонны дорического типа. Во всяком случае, об их родстве говорят определенная схожесть конструкций и планировок храмов, оба отличаются устойчивостью. Само второе название - «простой» - говорит о том, что ордер тосканский выделяется из всех своей незатейливостью и надежностью.

Пропорции и соотношения ордера

Что же представляет собой ордер вообще? Это представляющая собой комплекс, состоящий из пьедестала, колонны, несущих деталей и антаблемента - несомой части. Для всех пяти ордеров характерно данное построение, в каждом из которых все части соизмеримы между собой. Кроме того, существует деление на полный и неполный ордеры, в которых общая высота архитектурной конструкции состоит из 19 архитектурных обломов в первом случае и пяти - во втором. Распределяются они следующим образом:

Пьедесталу достаются 4 части общей длины;

Колонне достаются 12 частей;

Антаблементу, соответственно, три части.

Что касается неполного варианта, в котором отсутствует пьедестал, то распределение идет как четыре и одна часть. Интересны и составляющие самого антаблемента, который включает в себя три части: архитрав, фриз и карниз. Ордер тосканский отличается от своих собратьев еще и тем, что в его верхней несущей конструкции отсутствует фриз, средняя утопленная часть.

Особенности построения

Видимая внешняя простота полного варианта несколько обманчива. Эта архитектурная форма от цоколя до аттика насчитывает в себе 32 детали. Такие специфические понятия, как энтазис или утонение, модуль, парта, используются для того, чтобы рассчитать тосканский ордер, построение которого обосновано в труде «Об архитектуре» упомянутого выше Витрувия. И расчет, и построение отличаются сравнительной простотой, потому что все величины, применяемые для этого, кратны между собой. Так, модуль представляет собой радиус основания колонны, а ее высота насчитывает (у тосканского ордера) 7 диаметров, каждый из которых содержит 24 парты. На 1/3 высоты цилиндрическое тело колонны принимает коническую форму. Это и называется энтазисом.

Значение античных ордеров в архитектуре последующих времен

Все древнегреческие и древнеримские ордеры широко применялись в античной архитектуре. Ими отделывались фасады храмов и правительственных зданий, с их помощью возводились ротонды и открытые галереи. Собственно, только по ним и можно судить об архитектуре и декоративном искусстве древности. Затем на долгие времена интерес к ним был утерян и вновь стал проявляться в XV веке, в эпоху Возрождения. Не остались равнодушными к этим архитектурным формам барокко и классицизм. Одним словом, интерес к ним стал угасать лишь к концу XIX века. Тосканский ордер в архитектуре русского ампира занимал видное место. Многие православные храмы отделывались колоннами. Ярким представителем ампира в России был Карл Росси. И на улице его имени в Санкт-Петербурге, на фасадах других зданий Москвы, присутствуют архитектурные элементы времен Древней Греции и Рима. Они, по сложившейся традиции, символизируют величие духа и воинскую славу нации.

К атегория: Штукатурные работы

Архитектурные ордера. построение энтазиса

Архитектурный полный ордер (рис. 1, а) состоит из трех частей: пьедестала - нижней части, колонны - средней части и антаблемента - верхней части. Неполный ордер (рис. 1, б) не имеет пьедестала.

Пьедестал также состоит из трех частей: базы, тела пьедестала, или стула, и карниза. База - это нижняя часть пьедестала в виде высокой полки или плиты, на которой расположены в зависимости от ордера полочки, валики, гуськи и т.д. На базе расположено тело пьедестала (стул). Вверху пьедестал увенчан карнизом простой или сложной формы.

Колонна покоится на пьедестале и поддерживает антаблемент. Колонна состоит также из трех частей: базы, стержня (тела) самой колонны и капители. База - нижняя часть, состоящая обычно из толстой плиты (полки), на которой расположены нужной формы архитектурные обломы. На базе устанавливают тело колонны, завершающееся капителью.

Стержень колонны обычно, начиная от базы до 1/3 высоты, бывает цилиндрическим, а на оставшейся 2/3 высоты переходит постепенно в коническую с небольшим утонением, но не по прямой, а по плавной кривой, называемой энтазисом. Иногда колонны утоняются не только к верху, но и к низу, т.е. имеют двойное утонение. У таких колонн наибольшая толщина находится на 1/3 расстояния от низа колонны.

Антаблемент находится над колонной и состоит из трех частей: архитрава, фриза и карниза (венчающего).

Пропорции полного ордера следующие: если по высоте его разделить на 19 равных частей, то высота пьедестала составит четыре части, колонны - 12 частей и антаблемента - три части. Неполный ордер делят на пять частей: четыре части - колонна, одна часть - антаблемент.

В зависимости от формы различают архитектурные ордера: тосканский, дорический, ионический, коринфский. Масштабом всех частей ордера является радиус колонны в ее нижнем основании. Этот радиус называется модулем и обозначается буквой М. В тосканском и дорическом ордерах модуль делится на 12 частей, а в ионическом и коринфском - на 18. Эти части называются партами и обозначаются буквой П. Стержни колонн всех ордеров - круглые.

Тосканский ордер (рис. 2, а) имеет массивные части.

Колонна гладкая

Рис. 1. Полный (а) и неполный (б) ордера

Рис. 2. Тосканский (а) и дорический (б) ордера

Рис. 3. Ионический ордер

На гладком фризе расположены триглифы - три ровные полосы, разделенные между собой треугольными выемками. Впадины между триглифами называются метопами. Они бывают гладкими или с изображениями, выполненными из различных материалов. Под карнизом делают украшения в виде зубчиков, сухариков или модуль-онов. Такие ордера или полностью выполняются штукатурами, или триглифы, сухарики и модульоны, а иногда и капители выполняют лепщики.

Ионический ордер (рис. 3) имеет также сужающуюся кверху колонну. По высоте она равняется 9 диаметрам, или 18 модулям. По стволу проходят 24 каннелюры более глубокие, чем у дорической колонны. Они разделены между собой дорожками, или лентами. Внизу каннелюры срезаются под прямым углом, а вверху полуокружностью. Капитель - сложная с завитками или волютами и иониками. Антаблемент ордера состоит из гладкого архитрава с тремя горизонтальными уступами. Над верхним уступом расположена полка, а под ним рельефный орнамент. Фриз бывает гладкий или с рельефными изображениями. Карниз гладкий и только под полкой расположены сухарики с бусами. Капитель и весь орнамент выполняют лепщики, остальное - штукатуры.

Коринфский ордер (рис. 4) имеет сложные капитель и пьедестал. Стержень колонны равен 10 диаметрам, или 20 модулям. По колонне проходят 24 каннелюры, разделенные между собой дорожками, которые вверху и внизу заканчиваются полуокружностями. Капитель состоит из 16 волют, поддерживаемых двумя рядами акантовых листьев. Антаблемент имеет модульоны, которые расположены под слезником на некотором расстоянии друг от друга. Фриз ордера - гладкая плоскость, над которой располагается орнамент. Венчающий карниз сходен с ионическим. Все рельефные части ордера выполняются лепщиками, остальное штукатурами.

Вместо круглых колонн часто устраивают квадратные, ровные или уменьшающиеся на конус. Такие колонны делают с капителью или без нее. Пилястры (половина колонны, выступающая из стены) чаще всего имеют вверху капитель. Пилястры бывают гладкими или с каннелюрами. Иногда делают рустован ные колонны, т.е. с имитацией каменной кладки.

В зависимости от формы и отделки колонны оштукатуривают, разравнивая раствор правилом, полутерком или малкой с энтазисом, или вытягивают, в особенности, если по стволу колонны проходят каннелюры.

Построение энтазиса. Имеется колонна радиусом (модулем) нижнего основания 360 мм. Модуль тосканского и дорического ордеров равняется 12 партам (парта равна 30 мм), а модуль ионического и коринфского ордеров - 18 партам (парта составляет 20 мм). Нижний диаметр для всех ордеров равен двум модулям. Колонны тосканского и дорического ордеров имеют высоту 14 и 16 модулей. Верхний диаметр равен 1 модулю 8 партам, утонение на всю длину колонны - 120 мм, на радиус или на половину колонны - 60 мм.

Для колонны ионического и коринфского ордеров высотой 18 и 20 модулей верхний диаметр равен 1 модулю 12 партам, утонение на верхнем диаметре на всю колонну 140 мм, на радиус или на половину колонны - 70 мм. Зная эти данные, приступают к построению энтазиса.

На широкой доске вычерчивают в масштабе колонну и проводят в центре ее ось (рис. 5, а). На одной трети колонны, т.е. там, где начинается утонение, проводят нижним радиусом колонны из центра О дугу АБ. Затем из точек В и Г, определяющих верхний диаметр колонны, проводят линии до пересечения с дугой АБ, где образуют точки, помеченные цифрой 7. Разделив А1 и 1Б на произвольное число одинаковых частей, в данном случае на четыре (1, 2, 3, 4), на такое же число частей делят оставшиеся 2/3 колонны и проводят по точкам деления горизонтальные линии, перпендикулярные оси.

Рис. 5. Коринфский ордер

Для изготовления правила-лекала берут остроганную доску. Она должна быть на 50-100 мм шире, чем утонение на всю колонну. Длина доски равняется 2/3 высоты колонны. К одному концу доски прибивают кусок фанеры, после чего от ровно остроганного края отмеряют на доске разницу между радиусами нижней и верхней частей колонны (в разбираемом случае 60 мм) и проводят линию, параллельную краю доски. Точку пересечения линий помечают буквой А. Раздвигают ножки циркуля до размера искомого радиуса (в данном случае 360 мм), ставят одну ножку в точку А, а другую - на фанеру (прибитую с другой стороны доски) и вычерчивают дугу.

Рис. 6. Построение энтазиса и изготовление правила-лекала двумя способами (а, б) для колонны с модулем 360 мм

Рис. 7. Провешивание колонн ровных (а) и с энтазисом (б)

Эту дугу делят на произвольное число одинаковых частей. Делят на такое же число частей длину доски, проводят все необходимые линии, находят точки и соединяют их кривой линией. Затем фанеру снимают, выбирают или вырезают ненужную часть доски, кромку оставшегося лекала зачищают. Иногда кромку оковывают сталью.

Правило можно изготовить и другим способом (рис. 6, б). Строгают рейку квадратного сечения из несучковатой древесины длиной, равной высоте колонны. Затем берут доску, равную высоте колонны, проводят на ней прямую линию на всю длину и отмеряют сверху от этой линии точку В на таком расстоянии, которое имеет утонение колонны на ее радиус. Например, колонна утоняется на 120 мм, значит на радиус 60 мм. Прямую линию на доске делят на три части. Одна нижняя часть прямая, а две трети идут на сужение.

К проведенной нижней прямой линии прибивают рейку двумя-тремя гвоздями, а затем загибают оставшиеся 2/3 рейки до точки В и прибивают. Кривая, образуемая изогнутой рейкой, и является энтазисом. По этой рейке на доске проводят карандашом линию. Рейку снимают, делают пропил по кривой, зачищают его и получают правило-лекало.



- Архитектурные ордера. построение энтазиса

ПРОПОРЦИИ ОРДЕРОВ

Пропорции выражают соотношение размеров (длины, ширины и высоты) самого сооружения и его деталей. Для построения ордеров по определенным законам пропорциональных отношений независимо от их размеров и для возможности сравнения различных ордеров Виньола и Палладио приняли общую меру, выраженную в условных единицах - «модуль». Модуль у Виньолы равен нижнему радиусу колонны и делится для простых ордеров на 12 частей (парт) и для сложных - на 18 парт. Модуль у Палладио равен нижнему диаметру колонны для всех ордеров, кроме дорического, и делится на 60 частей (минут). Модуль дорического ордера равен нижнему радиусу колонны и делится на 30 минут.

Расстояние между осями колонн Таблица 1

Пропорции колонн в модулях по Виньоле и Палладио Таблица 2

Пропорции интерколумния в модулях Таблица 3

Общая высота антаблемента по Виньоле 1/4 высоты колонны во всех ордерах. Общая высота антаблемента по Палладио - 1/4высоты колонны (для простых ордеров), 1/5 высоты колонны (для сложных ордеров). Высота пьедестала равна 1/3 высоты колонны у Виньолы и Палладио.

Ритм отражает частоту повторения архитектурных деталей, например, чередование колонн с интерколумниями (пролетами между рядом стоящими колоннами). Их тоже рассчитывают в модулях .

Тосканский ордер (рис.10)- самый простой, с наиболее массивными колоннами и деревянным антаблементом. Если устраивался каменный антаблемент, его формы являлись упрощенным вариантом дорического антаблемента.

Построение тосканского ордера. Самым простым и наименее богатым в отделке является тосканский ордер. Состоит этот ордер в основном из массивных элементов. Ко-лонна тосканского ордера имеет высоту, равную 14 модулям или, что одно и тоже, 7 нижним диаметрам. Диаметр колонны, от низа к верху, изменяется по кривой энтазиса и возле капители уменьшается на 1/5 нижнего диаметра. Колонна гладкая и не имеет лепных элементов или каннелюр.За единицу измерения элементов ордеров принятмодуль, который равняется половине диаметра ко-лонны (радиусу). Модуль, в свою очередь, делится на строго определенное ко-личество так называемыхпарт. Модуль тосканского и дорического ордеров делится на 12 парт (частей), а модуль ионического, коринфского и сложного ордеров делится на 18 парт.