Что такое паломничество в христианстве. Главные ошибки паломника

Паломничество (религия)

История паломничества

Хождение верующих к святым местам на поклонение известно ещё с глубокой древности. Центрами паломничества в древности были храмы Амона в египетских Фивах, Осириса в Абидосе, Аполлона в Дельфах и др.

У христиан паломничество началось с 4 в. в Палестину, где совершались божественные деяния Спасителя.

Современное паломничество в России

В настоящее время в России начинает возрождаться паломничество верующих в «святые места». Большую роль в этом играют действующие монастыри и церкви, организуя такие мероприятия. Появились паломнические службы, специализирующиеся на организации паломнических поездок по всему миру . Некоторые туристические компании также активно включились в этот процесс .

По данным Русской духовной миссии в Иерусалиме, православные из России, Украины и Молдавии, которые приезжают в этот город совершить паломничество, составляют около половины духовных странников со всего мира .

За пределами России русские богомольцы помимо Палестины посещают греческий Афон, итальянский город Бари, где покоятся мощи Николая Чудотворца, черногорскую столицу Цетинье, где находится десница Иоанна Крестителя и другие христианские святыни.

Несмотря на кажущуюся внешнюю схожесть паломничества с экскурсионным туризмом, внутренняя их суть весьма различается: в то время, как экскурсионный туризм имеет своей целью посещение интересных мест, паломничество предполагает предварительную духовную работу, «очищение души», перед посещением «святыни». Однако часто паломничество подменяется экскурсионным туризмом, когда людей просто проводят по «экскурсионным объектам», без предварительной внутренней, духовной, подготовки. Поэтому ещё весной 2003 года Межрелигиозный совет России внёс предложение в Госдуму РФ о разграничении понятий «паломничество» и «туризм» на правовом уровне .

Значение паломничества

Для поощрения паломничества составлялись многочисленные путеводители (итинерарии), многие из которых, как и описания самих паломничеств, стали впоследствии важными историческими источниками. Описания «хождений» в Святую Землю, составленные некоторыми паломниками, сыграли на Руси огромную роль в распространении легенд и апокрифической литературы.

Религиозные мотивы часто являлись прикрытием торговых и захватнических целей. Например, паломничество сыграло значительную роль в подготовке крестовых походов. А среди паломников в Иерусалиме в средние века можно было встретить и дворян, искавших посвящения в рыцари у Гроба Господня; и политических и военных агентов королей; и авантюристов, искавших оккультических знаний на чудодейственном Востоке; и учёных исследователей ; и, наконец, купцов, посещавших Палестину с торговыми целями.

Примечания

7. [Паломническая служба "Ковчег"]

8. [Паломническая служба "Монастыри России"]

См. также

  • Места паломничества

Ссылки

  • Шейнман М. М. Паломничество .
  • Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Паломничество // Энциклопедический словарь: расширенное описание истории паломничества, обширный список «паломнических» путеводителей прошлого.

) для совершения жертвоприношений и молитв .

Современное паломничество в России [ | ]

В настоящее время в России начинает возрождаться паломничество верующих в святые места. Большую роль в этом играют действующие монастыри и церкви, организуя такие мероприятия. Появились паломнические службы, специализирующиеся на организации паломнических поездок по всему миру. Некоторые туристические компании также активно включились в этот процесс.

По данным Русской духовной миссии в Иерусалиме, православные из России, с Украины и из Молдавии, которые приезжают в этот город совершить паломничество, составляют около половины духовных странников со всего мира.

За пределами России русские богомольцы помимо Палестины посещают греческий Афон , итальянский город Бари , где покоятся мощи Николая Чудотворца , черногорскую столицу Цетине , где находится десница Иоанна Крестителя и другие христианские святыни.

Несмотря на кажущуюся внешнюю схожесть паломничества с экскурсионным туризмом , внутренняя их суть весьма различается: в то время, как экскурсионный туризм имеет своей целью посещение интересных мест, паломничество предполагает предварительную духовную работу, «очищение души», перед посещением святыни. Однако часто паломничество подменяется экскурсионным туризмом, когда людей просто проводят по «экскурсионным объектам», без предварительной внутренней, духовной, подготовки. Поэтому ещё весной 2003 года Межрелигиозный совет России внёс предложение в Госдуму РФ о разграничении понятий «паломничество» и «туризм» на правовом уровне .

Значение паломничества [ | ]

Для поощрения паломничества составлялись многочисленные путеводители (итинерарии), многие из которых, как и описания самих паломничеств, стали впоследствии важными историческими источниками. Описания «хождений» в Святую Землю, составленные некоторыми паломниками, сыграли на Руси огромную роль в распространении легенд и апокрифической литературы.

Религиозные мотивы часто являлись прикрытием торговых и захватнических целей. Например, паломничество сыграло значительную роль в подготовке крестовых походов. А среди паломников в Иерусалиме в средние века можно было встретить и дворян, искавших посвящения в рыцари у Гроба Господня ; и политических и военных агентов королей; и авантюристов, искавших оккультных знаний на полном чудес Востоке; и учёных исследователей ; и, наконец, купцов, посещавших Палестину с торговыми целями.

Паломником называют человека, который сознательно идет по выбранному им пути, в отличие от обычного бродяги. Перед этим он ставит перед собой некоторую цель, которая обязательно будет связана со священными символами. Изучая тему: «Паломники - это кто?», следует отметить, что с латыни это слово переводится как «пальма» - palma (здесь имеется ввиду пальмовые ветви, с которыми народ встречал Иисуса Христа в Иерусалиме). Паломничество - это путешествие к Святой Земле и другим , связанным с христианской верой.

Паломники - это...?

В основу этой христианской традиции ложится желание верующих поклониться святым местам, связанным с земной жизнью Иисуса Христа, Его и апостолов, чтобы погрузиться в священные воды и помолиться перед чудотворными святыми образами. У других религий тоже имеются аналогичные обычаи.

В России паломничество к Святой Земле началось с самых первых времен зарождения русского христианства. Путь был трудным и опасными, и главным образом он лежал через Константинополь. К XI веку маршрутами паломников стали Святая Земля, Афон и свои национальные святыни. Но уже к XII веку страсть к паломничеству достигла апогея, и церковная власть вынуждена была сдерживать своих ревностных богослужителей.

К XV веку наступает переломный момент, когда уже православный паломник начинает жаловаться на притеснения его злыми арабами и турками. К тому времени Константинополь пал перед турками, и христианские святыни Востока оказались в руках мусульман.

Православный паломник

Во второй половине XVI века опять усиливаются хождения паломников на Святую Землю. Известно даже подробное паломничество купца Василия Яковлевича Гагары в Иерусалим и Египет. Он жил в Казани и вел торговлю с Персидскими купцами. До 40 лет, по его собственным словам, жил «скверно и блудно», результатом этого поведения стали несчастья, повалившиеся ему на голову одно за другим. У него умерла жена, потом затонул корабль с товаром, и торговля сошла на нет. Однако после церковного покаяния и данного им обета о совершении паломничества в Иерусалим, за один год он нажил имущества в два раза больше, чем потерял до этого.

Однако чаще всего паломниками становились официальные люди, которых посылало с поручениями и милостыней московское правительство.

Война с Турцией во второй половине XVIII во времена Екатерины опять затруднила православное паломничество.

Но к середине XIX века огромную роль в усилении паломничества сыграло учреждение в Иерусалиме Русской Духовной Миссии и создание Императорского Православного Палестинского Общества.

Нередко такого рода религиозные мотивы ставали прикрытием для захватнических торговых целей. Паломничество огромную роль сыграло и в подготовке крестовых походов. В средние века паломники - это и высшая знать, и воины, искавшие которое происходило у Гроба Господня, и купцы с торговыми целями, и ученые, и авантюристы, и маги, искавшие чудодейственных знаний на Востоке.

Паломничество сегодня

Современные паломники - это кто такие? И существует ли сегодня традиция паломничества? Надо сказать, что она возрождается, только уже в новой форме, так как интерес и вера во Христа у людей не пропадают, а еще более возрастают. Этому сейчас содействует огромное количество открывающихся храмов и монастырей, которые зачастую и являются организаторами таких поездок по всему миру, однако этим занимаются и туристические фирмы.

Можно приехать в любой иерусалимский или паломником. Русская духовная миссия в Иерусалиме ведет статистику, в которой имеются сведения, что около половины духовных паломников со всего мира составляют православные из России, Белоруссии и Украины. Помимо Палестины русские богомольцы посещают греческий Афон, город в где находятся мощи Николая Угодника, столицу Черногории, где хранится десница Иоанна Крестителя, и другие святые места христиан.

Однако паломничество имеет мало общего с экскурсионным туризмом, так как требует предварительной работы над духовностью в плане очищения души покаянием, осознанием своих грехов и смирением, это необходимо перед посещением таких великих святынь, чтобы глубоко и благоговейно проникнуться в евангельскую атмосферу святых событий двухтысячной давности.

Заключение

Любой русский паломник, осознавая для себя всю важность этого мероприятия, старается заранее как следует к этому моменту подготовиться, поэтому он некоторое время постится, исповедуется, причащается, много молится и потом по благословению своего отправляется в поездку.

Главное, понимать, что паломники - это не простые туристы, а люди глубоко верующие, которые едут не отдыхать и рассматривать святыни как музейные экспонаты, а видеть нечто более сокровенное, скрытое от обычных глаз.

Паломничество – одно из самых древних проявлений богопочитания. Оно существовало с тех пор, как человечество помнит себя, существовало во всех вероисповеданиях, у всех народов.

Кто такой паломник? Это человек, который предпринимает определенные усилия, испытывает лишения, связанные с путешествием, для того, чтобы поклониться и прикоснуться к дорогой его сердцу святыне.

Зачем же мы отправляемся в паломничество? Ведь любая святыня распространяет благодать далеко за пределы своей материальной составляющей. Мы можем помолиться с верой и упованием, и Господь, и Матерь Божия, и все святые, несомненно, услышат нас, где бы мы ни находились.

Так почему испокон веков человеку было нужно совершить паломничество, физически прикоснуться, ощутить святыню? Потому что человек – это не только душа и дух, но и плоть, тело. Человеческое тело активно участвует в молитве посредством крестного знамения, поясных и земных поклонов, человек несет свое бренное, порой сопротивляющееся тело, в храм, приобщается Таинствам не только духовно, но и физически. Для питания святыней душевно-телесных чувств человека – зрения, слуха, осязания – существует церковное искусство. Видя красоту убранства храмов и теплый огонь свечей, слушая благозвучное пение, обоняя благоухающий ладан, человек настраивает свои телесные чувства на более возвышенный лад, на восприятие духовного мира.

В паломничестве человек обогащается новыми возвышенными впечатлениями, поднимающими его над суетой повседневной жизни. Поклоняясь и прикасаясь к чудотворным иконам и святым мощам, мы не только воздаем честь святыне, но освящаем тем самым свою плоть. Христиане не обоготворяют тела святых как таковые, но почитают их как вместилище Духа Святого, не поклоняются и доскам икон, но тем, кто на них изображен.

Таким образом, паломничество для христианина – один из главных способов соединения духовного и телесного начал.

Христиане путешествуют к святым местам ради благодарения, покаяния, обновления своей духовной жизни, молитвы ко Господу об исцелении души и тела, а иногда ради исполнения данных Богу обетов. В любом случае, совершая паломничество, человек стремится прикоснуться к иному миру, реально существующему как в вечности, так и в физическом пространстве и времени. И Бог, видя желание приблизиться к Нему, помогает человеку, используя святыни, как проводники Своей благодати.

Можно без преувеличения сказать, что Греция – сокровищница мест паломничества. Одних только действующих монастырей на сравнительно небольшой территории страны
более 1000. В последние годы в обители приходит множество молодых людей, они подвизаются с горячей верой первых христианских иноков, бежавших из разлагающегося Рима в пустыню. Это явление внушает надежду. Особенно, если вспомнить, что население Греции – всего десять миллионов человек, которым было запрещено открыто исповедовать веру в течение пятисот лет турецкого ига. А в XX веке Греция пережила опустошительную итальянскую и немецкую оккупацию во время II Мировой войны, и кровавую гражданскую войну, почти разрушившую страну. Но сила веры, чудо Православия позволили грекам выстоять, сохраниться как нации, сохранить свои великие святыни и благодать православной цивилизации, которую чувствует каждый человек, приезжающий в Грецию в паломничество.

Не хватит целой жизни, чтобы посетить все дорогие сердцу христианина святые места Греции. И все-таки без паломничества в Грецию невозможно понять и почувствовать величие вселенского Православия.

Добро пожаловать на святую землю Эллады!

Паломничество - это прекрасно.

Из всех возможных маршрутов, прежде всего, выделяется паломничество на Святую Землю. Там ты начинаешь совершенно по-другому читать Евангелие, находясь в местах, связанных с земной жизнью Спасителя, целиком погружаешься в размышления о том, как 2 тысячи лет назад всё происходило.

Когда приезжаешь к какому-нибудь святому, например, в Троице-Сергиеву Лавру, у тебя происходит свой, личный контакт, своя встреча с преподобным Сергием или с другим святым, к кому ехал в гости. И если ты ему молишься, если свою душу ему доверяешь, то как когда-то он занимался со своими учениками или прихожанами, так - мы верим в это - начинает заниматься с тобой. И таинственным образом становится отчасти твоим духовником, молится за тебя, ходатайствует о тебе перед Богом. Эта молитва святого не может пройти бесследно и бесплодно для души человека.

Горечь одного дня

Еще один важный результат паломничества - это объединение его участников. А если паломничество от храма, то вместе собираются и взрослые прихожане, и ученики воскресной школы.

Если говорить о поездке в монастырь, почувствовать его жизнь за день-два невозможно. Чтобы войти в жизнь обители, нужна хотя бы неделя. Потому что ураган, который я принес с собою из города, должен в моей душе улечься. Я должен успокоиться, чтобы войти в этот молитвенный ритм - в их время, в их труд, в их богослужения.

За один день это не получится. И потому порой ощущаешь горечь: уезжаешь из монастыря и понимаешь, что поклонился святому, помолился у древней иконы, осмотрел красоту архитектуры, а настоящего плода не получил - такого, который нужен был твоей душе.

Культурная эйфория

В паломничестве есть и некоторые опасности. Во-первых, очень часто оно приводит душу в состояние некой эйфории, упоения. Причем не духовными открытиями, а культурными.

Если вы попали в паломничество, например, в Италию, Грецию или в другие страны Европы, то и природа, и культурная действительность: взаимоотношения людей, чистота, дороги, вся инфраструктура - всё вместе действует так, что человеку кажется, будто его жизнь теперь будет другой. А потом он возвращается назад и понимает, что точно также раздражается на своих близких, кричит, плохо молится и всё в этом духе.

Поэтому паломничество - это хорошо, но все равно это внешнее. Мою внутреннюю христианскую работу, которую я над собой должен совершать в течение всей жизни, за меня не сделает никто.

Преподобный Сергий может мне помочь, что-то открыть, что-то указать. Бывает, приезжаешь и у мощей святого что-то понимаешь, решаешь какой-то свой духовный вопрос. Но все равно навык в молитве, в воздержании, преодолении страстей - это то, что приобретается только своим трудом. «Царствие Небесное нудится…» (Мф. 11:12).

Потрудились?

Паломничество может дать человеку ощущение, что он совершил некий труд, что-то заслужил, стал другим. Есть люди, которые без конца ездят в паломничество и утешаются этим как особым достижением. В этом вполне может скрываться обман и ошибка.

Помню, как в старой доперестроечной Москве, где оставалось лишь около двадцати действующих храмов, существовал целый тип людей, которых так и называли: «Люба по приходам» или «Маня по приходам». Они ходили по архиерейским службам, по престольным праздникам или просто в разные храмы по очереди. Везде исповедовались и причащались. При этом не имели одного прихода и духовника, который мог бы им действительно помочь, знал бы их духовную жизнь.

Часто это был достаточно сознательный подход: везде я плачу и каюсь, 30 лет хожу по приходам, а вот духовника у меня нету, поэтому правды-то мне никто и не скажет, все говорят только общие слова. А значит, ничего переделывать мне в себе не надо… И точно, ведь если придешь раз десять к одному священнику, да скажешь десять раз одно и то же, батюшка и среагирует: «Нет, брат, постой. Надо как-то с этим справляться, так нельзя…»

Так же может быть и с паломничеством.

Без халтуры

Хотя, надо сказать, в любом внешнем делании и в любой христианской практике есть опасности.

Все в детстве, наверное, играли в магнитики. Я помню эту игру: когда берешь два магнита, одинаковыми полюсами их друг ко другу подводишь, и они друг от друга отталкиваются. Таким образом, их никак нельзя соединить. Вот точно так же всеми возможными способами наш падший человек пытается убежать от настоящего углубленного христианского возделывания своей души.

Так происходит у меня, так происходит у всех, кого я знаю. К сожалению, это наша падшая природа так действует - стремится заменить внутреннюю работу внешним. Таким внешним может быть чтение больших правил, работа в храме, паломничество - все что угодно.

А Богу надо, чтобы мы каждый день Ему предстояли, хоть на какое-то время, но без халтуры, по-настоящему.

P.S. Помню, в семинарии очень удивился, прочитав целое письмо святителя Григория Нисского, небольшой труд, почему он против паломничества в Иерусалим. Именно по той же причине…

Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу [email protected].