Киренаики. Сократические школы


КИРЕНСКАЯ ШКОЛА
одна из сократич. школ др.-греч. философии, основанная в 4 в. до н. э. Аристиппом из Кирены, учеником Сократа. К ней принадлежали: дочь Аристиппа - Арета, позднее её сын - Аристипп Младший, Феодор, Гегесий, Анникерид. К. ш. отвергала изучение природы, считая её непостижимой. Киренаики утверждали, что душе могут быть свойственны только два состояния: плавное движение - наслаждение и резкое движение - боль. Наслаждения - цель жизни, а счастье - совокупность наслаждений. Некоторые наслаждения вызывают, однако, беспокойство: поэтому не следует стремиться получить все возможные наслаждения. Богатство само по себе - не благо, а только средство для получения наслаждений. Нет ничего объективно справедливого и прекрасного, т. к. всё это определяется человеч. представлениями (Диоген Лаэртий II 86-93) .
Последователи Гегесия считали счастье невозможным, так что мудрец не столько выбирает блага, сколько избегает зол, стремясь жить без боли и огорчений. В не дошедшем до нас соч. «О самоубийстве воздержанием от пищи» Гегесий так ярко описывал страдания жизни, что власти запретили ему проповедь самоубийства (см. Цицерон, Тускуланские беседы I 34, 83-84; Плутарх, О любви к потомству 5 - Моральные сочинения 497D) . Последователи Анникерида, принимая наслаждения в качестве высшей цели жизни, оставляли место и для дружбы, чувства благодарности, уважения к родителям и служения отечеству (Диоген Лаэртий II 96-97) . Феодор Киренский снискал себе в древности репутацию атеиста (Плутарх, Об общих понятиях 31 - Моральные сочинения 1075А; Цицерон, О природе богов II, 2) . Биографич. традиция приписывает ему парадоксальные рассуждения, напоминающие киников (Диоген Лаэртий II 98-103) . Этич. взгляды К. ш. оказали определ. влияние на Эпикура.
Фрагменты: G iannantoni G. I., Cirenaici, Piren-ze, 1958 ; Aristippi et Cyrenaicorum fragmenta, ed. E. Mannebach, Leiden - Koln., 1961.
Stenzel J., Kyrenaiker, в кн. : RE , Hlbbd 23, 1924 , S. 137-50.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .


КИРЕНСКАЯ ШКОЛА
(греч. ??????????, от?????? – г. Кирена, родина Аристиппа), киренаики, – философская (т.н. сократическая) школа, развивавшая этич. сторону учения Сократа и подготовившая почву для эпикуреизма. Признавая существование внешнего мира вне сознания человека, К. ш. отрицала возможность его полного познания. В вопросах этики К. ш. проповедовала гедонизм, объявляющий целью жизни наслаждение. Основана учеником Протагора и Сократа Аристиппом, к-рый учил о достижении наслаждения (?????) через практич. деятельность и господство над своими желаниями. Последователи Аристиппа, выступая против антич. материализма и естествознания, утверждали, что с достоверностью можно говорить лишь о субъективных ощущениях. Федор Атеист, напр., учил, что мы знаем наши ощущения, но не их причины, поэтому следует отказаться от попытки познать природу и ее законы. Ленин отметил идейное родство махизма с учением К. ш. и указал, что киренаики "смешивают ощущение как принцип теории познания и как принцип этики" (Соч., т. 38, с. 274). Взгляды киренаиков Федора Атеиста и Эвгемера сочетали субъективизм и скептицизм К. ш. с критикой религии и социальных институтов антич. рабовладельч. общества. По Эвгемеру, боги – результат обожествления земных героев. Пессимизм К. ш. достиг кульминации у Гегесия, к-рый сомневался в возможности достичь счастья и проповедовал стойкость духа в несчастьях. Через Анникерида К. ш. сливается с эпикуреизмом. Развитая сторонниками К. ш. гедонистич. этика была использована франц. материалистами 18 в. для борьбы против феод.-религ. аскетич. морали.
Фрагм.: Fragmenta philosophorum graecorum. Collegit F. W. A. Mullach, v. 2, P., 1881.
Лит.: История философии, т. 1, [М. ], 1940, с. 150–51; История философии, т. 1, М., 1957, с. 112; Дынник?. ?., Очерк истории философии классической Греции, М., 1936; Лурье С. Я., Очерки по истории античной науки, М.–Л., 1947; Wendt ?., De philosophia cyrenaica, Gottingae, 1842; Stein H. de, De philosophia cyrenaica, Gottinsae, 1855 (Diss.); Zuccante G., I cirenaici, Mil., 1916; Reither W. H., The origins of the cyrenaic and cynic movements, "Perspectives in Philosophy", Colombo, 1953.
M. Петров. Ростов-на-Дону.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


КИРЕНСКАЯ ШКОЛА
КИРЕНСКАЯ ШКОЛА, киренаики (??????????) - древнегреческая гедонистическая философская школа 4-1-й четверти 3 в. до н. э., возводившая свое учение к сократику Аристшту из Кирены. К Киренской школе принадлежали, в частности: дочь Аристиппа Арета, ее сын Аристипп Младший (Метродидакт, “обученный матерью”) и имевшие своих последователей Паребат, Аинчкерид, Гегесий и Феодор Безбожник.
Киренская школа отрицала науки о природе (иногда также логику и диалектику) как не дающие надежных знаний и бесполезные для счастливой жизни. Этика Киренской школы состояла из 5 разделов: учение о том, чтопредпочитают и чего избегают, о внутренних состояниях-ощущениях (????), о поступках; физика же и логика фактически включались в этику на правах учения о причинах и о достоверности. Киренаики утверждали несопоставимость внутренних состояний людей и непостижимость в них общего: общими бывают только имена вещей. Человеку явлено лишь его индивидуальное состояние (?????), оно очевидно, истинно и постижимо: “Ощущение, которое возникает для нас, не показывает нам ничего, кроме себя самого. Следовательно, только ощущение, по правде сказать, есть то, что нам является. А то, что вовне и способно вызывать ощущение, может быть, и существует, но это не то, что нам является” (Sext. Emp. Adv. Math. VII 194). Неприятных ощущений избегают, приятным оказывают предпочтение, это естественно и свойственно как животным и детям, так и мудрецам. В критерий истинности одни киренаики включали только непосредственную очевидность и ощущения, другие признавали участие ума и размышления. Ощущение мыслилось динамически как движение. Киренская школа не признавала эпикурейского отождествления наслаждения с отсутствием боли и страдания: поскольку удовольствие и боль - это “мягкое” и “резкое” движения, то отсутствие одного движения есть неподвижность, а не другое движение. Киренаики признавали т. о. только положительное удовольствие без степеней и иерархии.
Утверждение киренаиков, что существуют только телесные удовольствия, основано на узком значении слова????? (“чувственное наслаждение”), при онтологизации которого выходило, что не только слово, но и понятие “удовольствие” не применимо к духовной сфере. Анникерид, однако, причислял к удовольствиям и дружеское расположение, и чувство благодарности, уважения, гордости за отечество и т. д. Возможно, в Киренской школе существовало представление об элементарных сильных наслаждениях и сложных (так, Аристипп Младший учил, что “чувство” - ???????? - складывается из многих “ощущений” - ????), но не обладающих такой безусловной силой. Удовольствия по преимуществу - это телесные и сиюминутные, актуальные наслаждения. Хотя счастьем иногда считалась совокупность прошлых и будущих наслаждений, их накопление не цель, ибо со временем движение души угасает (Анникерид). “Жить с удовольствием” - цель, по Аристиппу Младшему, по Анникериду, искать счастья в непрерывных и всевозможных наслаждениях слишком утомительно и ведет к обратному результату, но чем человек мудрее, тем больше счастья в его жизни, хотя целью каждого поступка является не счастье, а частное конкретное удовольствие. По Феодору, мудрец радостен, а глупец печален; по Гегесию, из-за множества зол счастье вообще невозможно, так что его мудрец только избегает зол и тем более в этом преуспевает, чем менее будет разборчив в источниках наслаждений.
Моральные запреты “радикальные” представители Киренской школы (Феодор, Гегесий) снимали, объявляя общепринятые ценности (а Гегесий и удовольствие) существующими не по природе. У киренаиков не просто удовольствие объявлялось благом, но само совершенное благо, выступающее как цель, есть жизнь с удовольствием, или просто удовольствие; соответственно все остальные блага, включая разумение и добродетель, являются благами в той мере, в какой служат этой цели. Феодор отрицал общепринятые ценности с высокомерием и дерзостью, Гегесий - с равнодушием и пессимизмом; Феодор не страшился смерти, Гегесий видел в ней полезное для мудреца (жизнь - выгода глупца); по Феодору, жертвовать собой за отечество - значит приносить пользу безумцам, по Гегесию, мудрец ничего не делает ради других, ибо никто его не стоит; Феодор ценил свободу высказывания (“парресию”) и считал отечеством весь мир, Гегесий выражал равнодушие и к свободе, и к отечеству. Особенность учения Феодора - выдвижение в качестве пределов не удовольствия и боли (им он отводил роль промежуточных состояний), а радостного и горестного расположения духа; благами он объявлял ум и справедливость, а злом - их противоположности. Феодор, автор книги “О богах”, за свои воззрения был прозван Безбожником, Гегесий, автор книги “О самоубийстве воздержанием от пиши”, за проповедь самоубийства - Учителем Смерти. Анникервд, более “мягкий” представитель школы, не делал всех выводов из исходных посылок, избегал асоциальных крайностей своих проводивших жизнь на чужбине “единомышленников” и рисовал мудреца человеком, живущим в согласии с обществом, признающим его ценности и старающимся по возможности получать от жизни больше удовольствий, чем огорчений.
Киренская школа испытала влияние Протагора, Демокрита и Эпикура и в свою очередь повлияла на учение последнего. Сочинения киренаиков не сохранились, основные источники - Диоген Лаэртий (II 86-104), Секст Эмпирик (Adv. Math. VII 11,190-200), Евсевий Кесарийский (Pr. Eu. XIV, 18,31слл., критика Аристокла- XIV, 19, 1сл, XV, 62, 7-12). Влияние Киренской школы было перекрыто влиянием эпикуреизма. Фрагм.: Giannamoni G. (ed.) Socratis et Socraticorum Reliquiae, vol. 2. Napoli, 1990; Doring K. Die Socratesschiiler Aristipp und die Kyrenaiker. Stuttg., 1988; Mannebach E. Aristippi et Cyrenaicorum fragmenta. Leiden-Koln, 1961.
Лит.: Tsouna-McKirahan V. The Cyrenaic Theory of Knowledge.- “Oxford Studies in Ancient Philosophy”, 1992, 10, p. 161-192; Eadem. The Epistemology of the Cyrenaic School. Cambr., 1999.
H. В. Брагинская

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

КИРЕНСКАЯ ШКОЛА

КИРЕНСКАЯ ШКОЛА

одна из сократич. школ др.-греч. философии, основанная в 4 в. до н. э. Аристиппом из Кирены, учеником Сократа. К ней принадлежали: дочь Аристиппа - Арета, позднее её сын - Аристипп Младший, Феодор, Гегесий, Анникерид. К. ш. отвергала изучение природы, считая её непостижимой. Киренаики утверждали, что душе могут быть свойственны только два состояния: плавное - и резкое движение - . Наслаждения - жизни, а счастье - совокупность наслаждений. Некоторые наслаждения вызывают, однако, беспокойство: поэтому не следует стремиться получить все возможные наслаждения. Богатство само по себе - не , а только для получения наслаждений. Нет ничего объективно справедливого и прекрасного, т. к. всё это определяется человеч. представлениями (Диоген Лаэртий II 86-93) .

Последователи Гегесия считали счастье невозможным, так что мудрец не столько выбирает блага, сколько избегает зол, стремясь жить без боли и огорчений. В не дошедшем до нас соч. «О самоубийстве воздержанием от пищи» Гегесий так ярко описывал страдания жизни, что власти запретили ему самоубийства (см. Цицерон, Тускуланские беседы I 34, 83-84; Плутарх, О любви к потомству 5 - Моральные сочинения 497D) . Последователи Анникерида, принимая наслаждения в качестве высшей цели жизни, оставляли и для дружбы, благодарности, уважения к родителям и служения отечеству (Диоген Лаэртий II 96-97) . Феодор Киренский снискал себе в древности репутацию атеиста (Плутарх , Об общих понятиях 31 - Моральные сочинения 1075А; Цицерон, О природе богов II, 2) . Биографич. приписывает ему парадоксальные рассуждения, напоминающие киников (Диоген Лаэртий II 98-103) . Этич. взгляды К. ш. оказали определ. влияние на Эпикура.

Фрагменты: G iannantoni G. I., Cirenaici, Piren-ze, 1958 ; Aristippi et Cyrenaicorum fragmenta, ed. E. Mannebach, Leiden - Koln., 1961.

Stenzel J., Kyrenaiker, в кн. : RE , Hlbbd 23, 1924 , S. 137-50.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

КИРЕ́НСКАЯ ШКО́ЛА

(греч. Κυρηναϊκοί, от Κυρήνη – г. Кирена, родина Аристиппа), – философская (т.н. сократическая) школа, развивавшая этич. сторону учения Сократа и подготовившая почву для эпикуреизма. Признавая внешнего мира вне сознания человека, К. ш. отрицала его полного познания. В вопросах этики К. ш. проповедовала , объявляющий целью жизни наслаждение. Основана учеником Протагора и Сократа Аристиппом, к-рый учил о достижении наслаждения (ἡδονή) через практич. и господство над своими желаниями. Последователи Аристиппа, выступая против антич. материализма и естествознания, утверждали, что с достоверностью можно говорить лишь о субъективных ощущениях. Федор Атеист, напр., учил, что мы знаем наши ощущения, но не их причины, поэтому следует отказаться от попытки познать природу и ее законы. Ленин отметил идейное родство махизма с учением К. ш. и указал, что киренаики "смешивают как принцип теории познания и как принцип этики" (Соч., т. 38, с. 274). Взгляды киренаиков Федора Атеиста и Эвгемера сочетали и скептицизм К. ш. с критикой религии и социальных институтов антич. рабовладельч. общества. По Эвгемеру, боги – обожествления земных героев. Пессимизм К. ш. достиг кульминации у Гегесия, к-рый сомневался в возможности достичь счастья и проповедовал стойкость духа в несчастьях. Через Анникерида К. ш. сливается с эпикуреизмом. Развитая сторонниками К. ш. гедонистич. была использована . материалистами 18 в. для борьбы против феод.-религ. аскетич. морали.

Фрагм.: Fragmenta philosophorum graecorum. Collegit F. W. A. Mullach, v. 2, P., 1881.

Лит.: История философии, т. 1, [М. ], 1940, с. 150–51; История философии, т. 1, М., 1957, с. 112; Дынник Μ. Α., Очерк истории философии классической Греции, М., 1936; Лурье С. Я., Очерки по истории античной науки, М.–Л., 1947; Wendt Α., De philosophia cyrenaica, Gottingae, 1842; Stein H. de, De philosophia cyrenaica, Gottinsae, 1855 (Diss.); Zuccante G., I cirenaici, Mil., 1916; Reither W. H., The origins of the cyrenaic and cynic movements, "Perspectives in Philosophy", Colombo, 1953.

M. Петров. Ростов-на-Дону.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

КИРЕНСКАЯ ШКОЛА

КИРЕНСКАЯ ШКОЛА, киренаики (κυρηναϊκοί) - древнегреческая гедонистическая философская школа 4-1-й четверти 3 в. до н. э., возводившая свое учение к сократику Аристшту из Кирены. К Киренской школе принадлежали, в частности: дочь Аристиппа Арета, ее сын Аристипп Младший (Метродидакт, “обученный матерью”) и имевшие своих последователей Паребат, Аинчкерид, Гегесий и Феодор Безбожник.

Киренская школа отрицала науки (иногда также логику и диалектику) как не дающие надежных знаний и бесполезные для счастливой жизни. Этика Киренской школы состояла из 5 разделов: учение о том, чтопредпочитают и чего избегают, о внутренних состояниях-ощущениях (πάθη), о поступках; же и логика фактически включались в этику на правах учения о причинах и о достоверности. Киренаики утверждали несопоставимость внутренних состояний людей и непостижимость в них общего: общими бывают только имена вещей. Человеку явлено лишь его индивидуальное (), очевидно, истинно и постижимо: “Ощущение, которое возникает для нас, не показывает нам ничего, кроме себя самого. Следовательно, только ощущение, по правде сказать, есть то, что нам является. А то, что вовне и способно вызывать ощущение, может быть, и существует, но это не то, что нам является” (Sext. Emp. Adv. Math. VII 194). Неприятных ощущений избегают, приятным оказывают предпочтение, это естественно и свойственно как животным и детям, так и мудрецам. В истинности одни киренаики включали только непосредственную очевидность и ощущения, другие признавали участие ума и размышления. Ощущение мыслилось динамически как движение. Киренская школа не признавала эпикурейского отождествления наслаждения с отсутствием боли и страдания: поскольку и боль - это “мягкое” и “резкое” движения, то отсутствие одного движения есть неподвижность, а не другое движение. Киренаики признавали т. о. только положительное удовольствие без степеней и иерархии.

Утверждение киренаиков, что существуют только телесные удовольствия, основано на узком значении слова ηδονή (“чувственное наслаждение”), при онтологизации которого выходило, что не только , но и понятие “удовольствие” не применимо к духовной сфере. Анникерид, однако, причислял к удовольствиям и дружеское расположение, и благодарности, уважения, гордости за отечество и т. д. Возможно, в Киренской школе существовало об элементарных сильных наслаждениях и сложных (так, Аристипп Младший учил, что “чувство” - αϊσθησις - складывается из многих “ощущений” - πάθη), но не обладающих такой безусловной силой. Удовольствия по преимуществу - это телесные и сиюминутные, актуальные наслаждения. Хотя счастьем иногда считалась совокупность прошлых и будущих наслаждений, их накопление не цель, ибо со временем движение души угасает (Анникерид). “Жить с удовольствием” - цель, по Аристиппу Младшему, по Анникериду, искать счастья в непрерывных и всевозможных наслаждениях слишком утомительно и ведет к обратному результату, но чем мудрее, тем больше счастья в его жизни, хотя целью каждого поступка является не счастье, а частное удовольствие. По Феодору, мудрец радостен, а глупец печален; по Гегесию, из-за множества зол счастье вообще невозможно, так что его мудрец только избегает зол и тем более в этом преуспевает, чем менее будет разборчив в источниках наслаждений.

Моральные запреты “радикальные” представители Киренской школы (Феодор, Гегесий) снимали, объявляя общепринятые ценности (а Гегесий и удовольствие) существующими не по природе. У киренаиков не просто удовольствие объявлялось благом, но само совершенное благо, выступающее как цель, есть с удовольствием, или просто удовольствие; соответственно все остальные блага, включая разумение и , являются благами в той мере, в какой служат этой цели. Феодор отрицал общепринятые ценности с высокомерием и дерзостью, Гегесий - с равнодушием и пессимизмом; Феодор не страшился смерти, Гегесий видел в ней полезное для мудреца (жизнь - выгода глупца); по Феодору, жертвовать собой за отечество - значит приносить пользу безумцам, по Гегесию, мудрец ничего не делает ради других, ибо никто его не стоит; Феодор ценил свободу высказывания (“парресию”) и считал отечеством весь , Гегесий выражал равнодушие и к свободе, и к отечеству. Особенность учения Феодора - выдвижение в качестве пределов не удовольствия и боли (им он отводил роль промежуточных состояний), а радостного и горестного расположения духа; благами он объявлял и справедливость, а злом - их противоположности. Феодор, автор книги “О богах”, за свои воззрения был прозван Безбожником, Гегесий, автор книги “О самоубийстве воздержанием от пиши”, за проповедь самоубийства - Учителем Смерти. Анникервд, более “мягкий” представитель школы, не делал всех выводов из исходных посылок, избегал асоциальных крайностей своих проводивших жизнь на чужбине “единомышленников” и рисовал мудреца человеком, живущим в согласии с обществом, признающим его ценности и старающимся по возможности получать от жизни больше удовольствий, чем огорчений.

Киренская школа испытала влияние Протагора, Демокрита и Эпикура и в свою очередь повлияла на учение последнего. Сочинения киренаиков не сохранились, основные источники - Диоген Лаэртий (II 86-104), Секст Эмпирик (Adv. Math. VII 11,190-200), Евсевий Кесарийский (Pr. Eu. XIV, 18,31слл.,

КИРЕНСКАЯ ШКОЛА , киренаики (κυρηναϊκοί) – древнегреческая гедонистическая философская школа 4 – 1-й четверти 3 в. до н.э., возводившая свое учение к сократику Арастиппу из Кирены . К Киренской школе принадлежали, в частности: дочь Аристиппа Арета, ее сын Аристипп Младший (Метродидакт, «обученный матерью») и имевшие своих последователей Паребат, Анникерид , Гегесий и Феодор Безбожник .

Киренская школа отрицала науки о природе (иногда также логику и диалектику) как не дающие надежных знаний и бесполезные для счастливой жизни. Этика Киренской школы состояла из 5 разделов: учение о том, что предпочитают и чего избегают, о внутренних состояниях-ощущениях (πάθη), о поступках; физика же и логика фактически включались в этику на правах учения о причинах и о достоверности. Киренаики утверждали несопоставимость внутренних состояний людей и непостижимость в них общего: общими бывают только имена вещей. Человеку явлено лишь его индивидуальное состояние (πάθος), оно очевидно, истинно и постижимо: «Ощущение, которое возникает для нас, не показывает нам ничего, кроме себя самого. Следовательно, только ощущение, по правде сказать, есть то, что нам является. А то, что вовне и способно вызывать ощущение, может быть, и существует, но это не то, что нам является» (Sext. Emp. Adv. Math. VII 194). Неприятных ощущений избегают, приятным оказывают предпочтение, это естественно и свойственно как животным и детям, так и мудрецам. В критерий истинности одни киренаики включали только непосредственную очевидность и ощущения, другие признавали участие ума и размышления. Ощущение мыслилось динамически как движение. Киренская школа не признавала эпикурейского отождествления наслаждения с отсутствием боли и страдания: поскольку удовольствие и боль – это «мягкое» и «резкое» движения, то отсутствие одного движения есть неподвижность, а не другое движение. Киренаики признавали т.о. только положительное удовольствие без степеней и иерархии.

Утверждение киренаиков, что существуют только телесные удовольствия, основано на узком значении слова ἡδονή («чувственное наслаждение»), при онтологизации которого выходило, что не только слою, но и понятие «удовольствие» не применимо к духовной сфере. Анникерид, однако, причислял к удовольствиям и дружеское расположение, и чувство благодарности, уважения, гордости за отечество и т.д. Возможно, в Киренской школе существовало представление об элементарных сильных наслаждениях и сложных (так, Аристипп Младший учил, что «чувство» – αἴσθησις – складывается из многих «ощущений» – πάθη), но не обладающих такой безусловной силой. Удовольствия по преимуществу – это телесные и сиюминутные, актуальные наслаждения. Хотя счастьем иногда считалась совокупность прошлых и будущих наслаждений, их накопление не цель, ибо со временем движение души угасает (Анникерид). «Жить с удовольствием» – цель, по Аристиппу Младшему, по Анникериду, искать счастья в непрерывных и всевозможных наслаждениях слишком утомительно и ведет к обратному результату, но чем человек мудрее, тем больше счастья в его жизни, хотя целью каждого поступка является не счастье, а частное конкретное удовольствие. По Феодору, мудрец радостен, а глупец печален; по Гегесию, из-за множества зол счастье вообще невозможно, так что его мудрец только избегает зол и тем более в этом преуспевает, чем менее будет разборчив в источниках наслаждений.

Моральные запреты «радикальные» представители Киренской школы (Феодор, Гегесий) снимали, объявляя общепринятые ценности (а Гегесий и удовольствие) существующими не по природе. У киренаиков не просто удовольствие объявлялось благом, но само совершенное благо, выступающее как цель, есть жизнь с удовольствием, или просто удовольствие; соответственно все остальные блага, включая разумение и добродетель, являются благами в той мере, в какой служат этой цели. Феодор отрицал общепринятые ценности с высокомерием и дерзостью, Гегесий – с равнодушием и пессимизмом; Феодор не страшился смерти, Гегесий видел в ней полезное для мудреца (жизнь – выгода глупца); по Феодору, жертвовать собой за отечество – значит приносить пользу безумцам, по Гегесию, мудрец ничего не делает ради других, ибо никто его не стоит; Феодор ценил свободу высказывания («парресию») и считал отечеством весь мир, Гегесий выражал равнодушие и к свободе, и к отечеству. Особенность учения Феодора – выдвижение в качестве пределов не удовольствия и боли (им он отводил роль промежуточных состояний), а радостного и горестного расположения духа; благами он объявлял ум и справедливость, а злом – их противоположности. Феодор, автор книги «О богах», за свои воззрения был прозван Безбожником, Гегесий, автор книги «О самоубийстве воздержанием от пищи», за проповедь самоубийства – Учителем Смерти. Анникерид, более «мягкий» представитель школы, не делал всех выводов из исходных посылок, избегал асоциальных крайностей своих проводивших жизнь на чужбине «единомышленников» и рисовал мудреца человеком, живущим в согласии с обществом, признающим его ценности и старающимся по возможности получать от жизни больше удовольствий, чем огорчений.

Киренская школа испытала влияние Протагора, Демокрита и Эпикура и в свою очередь повлияла на учение последнего. Сочинения киренаиков не сохранились, основные источники – Диоген Лаэртий (II 86–104), Секст Эмпирик (Adv. Math. VII 11, 190–200), Евсевий Кесарийский (Рr. Eu. ХIѴ, 18, 31слл., критика Аристокла – ХIѴ, 19, 1сл, XV, 62, 7–12). Влияние Киренской школы было перекрыто влиянием эпикуреизма.

Фрагменты:

1. Ciannantoni G. (ed.) Socratis et Socraticorum Reliquiae, vol. 2. Napoli, 1990;

2. Döring К. Die Socratesschüler Aristipp und die Kyrenaiker. Stuttg., 1988;

3. Mannebach E. Aristippi et Cyrenaicorum fragmenta. Leiden-Köln, 1961.

Литература:

1. Tsouna-McKirahan V. The Cyrenaic Theory of Knowledge. – «Oxford Studies in Ancient Philosophy», 1992, 10, p. 161–192;

2. Eadem. The Epistemology of the Cyrenaic School. Cambr., 1999.

H.В.Брагинская

Аристипп из Кирены, основатель Киренской школы, родился около 435 года до н. э. С 416 года он жил в Афинах, с 399 года в Эгине, с 389/388 года вместе с Платоном при дворе Дионисия Старшего, а затем после 356 года – снова в Афинах. Но эти даты, равно как и последовательность событий, весьма сомнительны, если не сказать больше. Предполагалось даже, что Аристипп никогда не основывал Киренской школы и что его путают с внуком Аристиппом. Но, учитывая свидетельства Диогена Лаэртского, мы не можем принять утверждение Сосикрата и других, что Аристипп ничего не писал, а отрывок из «Prae–paratio Evangelica» («Подготовки к Евангелию») Евсевия можно объяснить и без предположения о том, что Аристипп никогда не основывал Киренской школы.

В Киренах Аристипп, по всей видимости, познакомился с учением Протагора, а впоследствии, в Афинах, общался с Сократом. Доктрина Аристиппа гласила, что мы получаем определенное знание только в чувственном опыте; ни от вещей в себе, ни от ощущений других нельзя получить никакой конкретной информации. Таким образом, основой поведения являются субъективные ощущения. Но если мои индивидуальные ощущения формируют стиль моего поведения, думал Аристипп, отсюда следует, что цель поведения заключается в получении приятных ощущений.

Аристипп заявил, что суть ощущения – в движении. Если движение легкое, то возникает приятное ощущение, если же движение резкое, то появляется боль; если движение неощутимо или если его нет вовсе, то не возникает ни удовольствия, ни боли. Грубое движение не может быть этической целью. Эта цель не может заключаться и в простом отсутствии удовольствия или боли, то есть быть чисто негативной. Отсюда Аристипп делал вывод, что целью человеческого поведения должно быть удовольствие или позитивная цель.

Сократ действительно утверждал, что добродетель – это единственный путь к счастью и что человек, стремящийся к счастью, должен упражняться в добродетели, но он вовсе не утверждал, что целью жизни должно стать удовольствие. Аристипп поддерживал одну сторону учения Сократа и отвергал все остальные.

Таким образом, по Аристиппу, удовольствие есть цель жизни. Но какое удовольствие? Позднее Эпикур выдвинет идею, что удовольствие – это отсутствие боли, иными словами, отрицание тех или иных состояний человека. У Аристиппа удовольствие носит позитивный характер, это – радость и наслаждение. Таким образом, философы Киренской школы ставили телесное удовольствие выше интеллектуального, поскольку считали его более сильным. А из их теории познания следует, что качество удовольствия не имеет никакого значения. Последующее развитие этого принципа привело к оправданию всяческих излишеств; однако для философов Киренской школы это было нехарактерно. Развивая гедонистический аспект учения Сократа, они тем не менее заявляли, что мудрый человек в своем выборе удовольствий всегда учитывает последствия этого выбора. Он стремится избегать излишеств, которые в конечном итоге приводят к боли, и не потворствует своим желаниям, за которые он может подвергнуться наказанию со стороны государства или осуждению общества. Мудрый человек потому и называется мудрым, что живет, руководствуясь велением своего разума, который помогает ему сделать правильный выбор. Более того, мудрый человек, предаваясь наслаждению, способен сохранить определенную степень независимости. Он понимает, что если он позволит себе сделаться рабом какой–либо страсти, то будет испытывать уже не удовольствие, а боль. И опять же, мудрый человек, чтобы сохранить в себе бодрость и способность радоваться жизни, сумеет сдержать свои желания. Отсюда следует фраза, приписываемая Аристиппу: Воздержись [Лаид] от стремления владеть лучшим и смотри, чтобы удовольствия не превратили тебя в своего раба».

Это противоречие в учении Аристиппа между принципом сиюминутного удовольствия и принципом учета последствий привело к расхождению взглядов у его учеников, которые делали упор на различные стороны его доктрины. Так, Феодор Атеист утверждал, что умение предвидеть последствия своих действий и стремление к справедливости – это благо (правда, он называл последнее благом только из–за внешних преимуществ праведной жизни) и что удовольствия сами по себе совершенно нейтральны, причем истинным счастьем или истинным удовольствием он считал только интеллектуальное удовольствие. Однако он же утверждал, что умный человек не станет жертвовать своей жизнью ради своей страны, и, если обстоятельства позволят, он будет воровать, прелюбодействовать и т. д. Феодор отрицал и существование любых богов.Гегесия также считал, что к удовольствиям следует относиться безразлично, он был глубоко убежден, что жизнь – это юдоль скорби и что счастья достичь невозможно. Единственной целью в жизни он считал достижение такого состояния, когда не будет ни боли, ни печали. Цицерон и другие источники говорят, что лекции Гегесии в Александрии приводили к такому числу самоубийств среди его слушателей, что Птолемей Лагийский запретил их! С другой стороны,Аннисер подчеркивал позитивную сторону учения киренских философов, провозгласив целью жизни позитивное удовольствие. Но он ограничил круг удовольствий любовью к семье и к своей стране, дружбой и благодарностью, которые позволяют получить удовольствие, даже если требуют жертв. То огромное значение, которое он придавал дружбе, отличает его от Феодора, который утверждал, что мудрые люди самодостаточны и не испытывают никакой потребности в друзьях.

Диоген Лаэртский открыто заявляет, что эти философы имели своих собственных учеников: так, он говорит о «гегесианцах», хотя сам же часто называет их «киренаиками». Таким образом, хотя Аристипп Киренский заложил основы киренской философии, или философии удовольствия, вряд ли можно сказать, что он основал монолитную философскую школу, включающую в себя Феодора, Гегесия, Аннисера и других как ее членов. Эти философы были лишь частично наследниками Аристиппа Старшего, и их взгляды представляли собой скорее философскую тенденцию, чем школу в строгом смысле слова.

Киренская школа или киренаики – одна из античных философских школ, вышедших из философии Сократа, также, как и школы , и Элидо-Эретрийская школа. Основателем этой школы принято считать Аристиппа — ученика Сократа.

Представители школы киренаиков

Школа киренаиков названа в честь Кирены — величайшего города античности, откуда родом был Аристиппа. Однако, изучал философию он в Афинах. Аристипп не являлся последовательным учеником философии Сократа, так как ценил наслаждения больше всякой добродетели. Так же к представителям школы киренаиков относятся: Арета Киренская, Эфиоп из Птолемаиды, Аристипп Младший, Эпитимид, Феодор, Перебат, Гегесий.
Главным отличием Аристиппа от остальных последователей Сократа было то, что он брал со своих учеников плату, также длительно проживал у богачей, находясь у них на содержании. Очень долго он находился при дворе сиракузского тирана Дионисия I.

Представители школы зачастую отличались взглядами, диаметрально противоположными взглядам, которые были приняты в то время в Греции. Феодор считал, что смерть не страшна, а жертвовать жизнью во имя отечества — безумство. Он написал книгу «О богах», за которую был прозван «безбожником». Гегесий вообще учил, что мудрец ничего не должен делать ради других, т.к. они того не стоят, также проповедовал в своей книге «О самоубистве» воздержание от пищи, приводящее к смерти. За свои взгляды получил прозвище «Учитель смерти». Анникерид не был столь радикален и считал, что мудрец должен жить в согласии с обществом и получать по возможности, больше удовольствий, нежели огорчений.

Киренаики, философия

Целью киренаиков и их учения в полной мере являлся гедонизм. То есть последование своим жаждам, прихотям и желаниям. Гедонизм – высшее благо. Добродетелью считалась власть над своими желаниями и умение контролировать и направлять их в нужное русло. Удовольствиями считались в оновном чевственно-телесные наслаждения, но были представители школы (Анникерид), которые считали удовольствиями дружеское расположение, также чувства благодарности и гордости за отечество. Противопоставлением наслаждению киренаики считали боль. Из наслаждения и боли складывается дуалистическая концепция состояния души. Счастьем считалась цепь определенных, индивидуальных наслаждений. В поздний период своего существования киренаики со скептицизмом относились к возможности познания природы и чего бы то ни было в природе во всей полноте пропагандируя агностицизм и являясь приверженцами воинствующего релятивизма, (релятивизм – теория относительности), киренаики принципиально не изучали природу и ее явления.