Значение жадовская юлия валериановна в краткой биографической энциклопедии. Жадовская, юлия валериановна Жадовская, Юлия Валериановна

ЖАДОВСКАЯ ЮЛИЯ ВАЛЕРИАНОВНА

Жадовская Юлия Валериановна - писательница (1824 - 1883). Рано потеряв мать, воспитывалась у тетки, А.И. Корниловой, страстно любившей литературу и помещавшей статьи и стихотворения в изданиях двадцатых годов. Поступив в пансион Прибытковой (в Костроме), Жадовская обратила на себя внимание преподавателя русской словесности, П.М. Перевлесского. Молодой учитель и его ученица влюбились друг в друга, но отец Жадовской не хотел и слышать о браке дочери с бывшим семинаристом. Кроткая девушка беспрекословно покорилась воле отца и, расставшись с любимым человеком, до конца жизни осталась верна его памяти. Она переехала к отцу в Ярославль, и для нее наступили годы тяжкой домашней неволи. Учиться, читать, писать приходилось тайком. Проведав, однако, о поэтических опытах дочери, отец повез ее в Москву и в Петербург, чтобы дать ход ее дарованию. В Москве Жадовская познакомилась с М.П. Погодиным, напечатавшим в "Москвитянине" несколько ее стихотворений, в Петербурге - с Хомяковым, Загоскиным, Иваном Аксаковым, с князем Вяземским, Губером, Дружининым, Тургеневым. В 1846 г. вышли в свете ее стихотворения. Живя исключительно сердцем, сохранив до конца жизни бесхитростную веру, Жадовская стояла на одном уровне с большинством образованных женщин своего времени, отличаясь от них лишь большей начитанностью и литературным талантом, и испытала на себе тяжелый гнет, разбивший жизнь многих из них. В своих произведениях она всегда изображала одну и ту же героиню - себя. Мотивы ее стихотворений - оплакивание любви, задушенной в ее расцвете, воспоминания о любимом человеке, смиренное преклонение перед судьбой, созерцание все примиряющей природы, надежда на небесное счастье и горькое сознанье пустоты жизни. Прозаические произведения Жадовской значительно уступают ее стихотворениям. В первой ее повести "Простой случай" (1847) изображена несчастная любовь молодой девушки-дворянки и бедного гувернера, служащего в доме ее отца. Роман "В стороне от большого света" ("Русский Вестник", 1857) основан на аналогичной коллизии. В 1858 г. вышло новое издание стихотворений Жадовской. В 1861 г. появились в журнале "Время" ее роман и повесть, на которых отразился дух времени. В первом, "Женская история", героиней является девушка, ищущая самостоятельного труда и помогающая своей кузине, богатой невесте, выйти замуж за бедного человека, несмотря на сопротивление родных. Повесть "Отсталая" еще более проникнута духом 60-х годов, но ни она, ни "Женская история" успеха не имели; это огорчило Жадовскую, и она решилась выйти замуж за старика доктора К.Б. Севена, чтобы избавиться от невыносимой опеки отца. Отзыв Белинского о первом сборнике стихотворений Жадовской неблагоприятен. Гораздо благосклоннее отнесся к ее второму сборнику Добролюбов, ценивший в них "задушевность, полную искренность чувства и спокойную простоту его выражения". Полное собрание сочинений Жадовской издано П.В. Жадовским в 4 томах с предисловием П. Быкова (СПб., 1885 - 86). - Ср. Добролюбов "Сочинения"; А. Скабичевский "Песни о женской неволе в поэзии Юлии Валериановны Жадовской" ("Сочинения", т. I); И. Иванов, в сборнике "Новая Культурная Сила"; Венгеров "Источники Словаря русской письменности".

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЖАДОВСКАЯ ЮЛИЯ ВАЛЕРИАНОВНА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЖАДОВСКАЯ ЮЛИЯ ВАЛЕРИАНОВНА в Большом энциклопедическом словаре:
    (1824-83) русская писательница, поэтесса. Автобиографические мотивы в лирике (сборники "Стихотворения", 1846 и 1858), отмеченной искренностью душевных переживаний, и прозе (романы …
  • ЖАДОВСКАЯ ЮЛИЯ ВАЛЕРИАНОВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Юлия Валериановна , русская писательница. Родилась в дворянской семье. Лучшее …
  • ЖАДОВСКАЯ, ЮЛИЯ ВАЛЕРИАНОВНА
    писательница (1824-1883). Рано потеряв мать, воспитывалась у бабушки, потом у тетки, А. И. Корниловой, женщины образованной, страстно любившей литературу и …
  • ЖАДОВСКАЯ, ЮЛИЯ ВАЛЕРИАНОВНА
    ? писательница (1824-1883). Рано потеряв мать, воспитывалась у бабушки, потом у тетки, А. И. Корниловой, женщины образованной, страстно любившей литературу …
  • ЖАДОВСКАЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Юлия Валериановна (1824-83) , русская писательница, поэтесса. Автобиографические мотивы в лирике (сборники «Стихотворения», 1846 и 1858), отмеченной искренностью душевных переживаний, …
  • ’ЮЛИЯ в Библейском словаре:
    (Рим.16:15) — аналог. Мариамь …
  • ЮЛИЯ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (Рим 16:15). Ее с Филологом, Ниреем и сестрой его, Олимпаном и всех с ними святых приветствует ап. Павел в своем …
  • ЮЛИЯ в Литературной энциклопедии:
    (фр. Julie) - героиня романа Ж.Ж.Руссо «Новая Элоиза» (1761). Роман назван по имени возлюбленной средневекового философа П.Абеляра (1079-1142) - Элоизы …
  • ЮЛИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Julia) — имя представительниц рода Юлиев (см. Юлии, римский род). Известнейшие из них были:1) Юлия — младшая сестра диктатора Цезаря, …
  • ЮЛИЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Julia) - имя представительниц рода Юлиев (см. Юлии). Известнейшие из них были: 1) Юлия - младшая сестра диктатора Цезаря, бывшая …
  • ЮЛИЯ в Словаре Кольера:
    I (Iulia) (ок. 83 до н.э. - 54 н.э.), дочь Юлия Цезаря, которую он в 59 до н.э., после создания …
  • ЮЛИЯ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Женское …
  • ЮЛИЯ в словаре Синонимов русского языка.
  • ЮЛИЯ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • ЯКОВЛЕВА ЮЛИЯ ИВАНОВНА (ЮЛИЯ БЕЗРОДНАЯ)
    Яковлева (Юлия Ивановна) - писательница. Известна под псевдонимом Юлия Безродная. Родилась в 1859 г., в семье чиновника. В 1875 г. …
  • ЖАДОВСКАЯ ЕЛИЗАВЕТА в Краткой биографической энциклопедии:
    Жадовская Елизавета - писательница. Перевела "Потерянный Рай" Мильтона (ч. I, Москва, 1859). Ей принадлежат еще: "Басни и стихотворения" (Москва, 1857); …
  • ЖАДОВСКАЯ, ЕЛИЗАВЕТА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    писательница. Перевела "Потерянный Рай" Мильтона (ч. I, М., 1859). Ей принадлежат еще следующие стихотворные произведения: "Басни и стихотворения" (М., 1857), …
  • ЖАДОВСКАЯ, ЕЛИЗАВЕТА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? писательница. Перевела "Потерянный Рай" Мильтона (ч. I, М., 1859). Ей принадлежат еще следующие стихотворные произведения: "Басни и стихотворения" (М., …
  • АЛЕКСАНДР СЕВЕР
    Римский император из рода Северов, правивший в 222-235 гг. Род. в 206 г. Умер 235 г.Гессий Бассиан Алексиан, получивший позже …
  • АВГУСТ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Гай Юлий Цезарь Октавиан (первый император Рима, 27 - 14 до н. э.) Этот титул получил Октавиан, внучатый племянник Гая …
  • АЛЕКСАНДР СЕВЕР, МАРК АВРЕЛИЙ в биографиях Монархов:
    Римский император из рода Севе-Ров, правивший в 222—235 гг. Род. в 206 г. Умер 235 г. Гессий Бассиан Алексиан, получивший …
  • СЕН-ПРЕ в Литературной энциклопедии:
    (фр. Saint-Preux) - герой эпистолярного романа французского писателя Ж.Ж.Руссо «Новая Элоиза» (1761). С.-П. в переводе означает «витязь», «рыцарь», «герой». Это …
  • МАЙКОВ в Литературной энциклопедии:
    1. Аполлон Николаевич — поэт. Родился в родовитой дворянской семье, сын академика живописи. В течение многих лет Майков служил …
  • ШВЕЦИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ШЛЕГЕЛЬ, ФРИДРИХ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Schlegel) — выдающийся немецкий критик и филолог, один из основателей романтической школы, брат Августа Вильгельма Ш. Родился в Ганновере в …
  • ФОРУМ РИМСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (forum) — четырехугольное, ограниченное со всех сторон удлиненное пространство, преимущественно площадь или рынок, в городе или вне его, как самостоятельный …
  • УЛАНД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • РУССКИЙ ВЕСТНИК, ЖУРНАЛ ЛИТЕРАТУРНЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Основан в 1856 г. М. Н. Катковым (при содействии П. М. Леонтьева), в Москве, и выходил под его редакцией сперва …
  • МИЛЬТОН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Мильтон (John Milton) - классический английский поэт (1608 - 74),род. в Лондоне, был сыном состоятельного ходатая по делам, получил оченьосновательное …
  • ЛЕЙЗЕВИЦ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Иоганн-Антон Leisewitz, 1752-1810) — нем. писатель. Учась в геттингенском унив., примкнул к так назыв. Геттингенскому союзу поэтов (см.), основанному для …
  • КОРСУН - УЕЗДНЫЙ Г. СИМБИРСКОЙ ГУБ. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    при р. Барыше и Корсунке. Город возник, вероятно, в период 1648-1654 г., при проведении корсунской сторожевой черты, проходившей от р. …
  • КАЗАНСКИЕ МОНАСТЫРИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    1) мужской общежительный — Смоленской губ., Сычевского у. Учрежден в 1864 г. — 2) К.-Богородицкий мужской 2-го кл., Пензенской губ., …
  • ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Архитектура. — Итальян. искусство берет свое начало в памятниках первых веков христианства и воспоминаниях об искусстве древнего мира. Разнообразие романской …
  • ЖЕНЩИНА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Каковы бы ни были формы половых отношений в первобытном обществе (см. Гетеризм), быт Ж. на этой ступени человеческого развития мало …
  • ГЕОПОНИКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (??????????) — греческое название древних авторов, писавших об агрономии. Сохранилось много трудов этого рода как в греческой литературе, так и, …
  • ГАЛЛЫ КЕЛЬТЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    народность арийского происхождения; они населяли издавна Галлию, Британию, Дунайские страны, Рецию, Паннонию, Цизальпинскую Галлию и Умбрию. В V в. до …
  • ВРЕМЯ, ЖУРНАЛ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    журнал литературный и политический; издавался в С.-Петербурге в 1861-63 гг. M. M. Достоевским, а негласным редактором его был Ф. M. …
  • АВГУСТ КАЙ ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ ОКТАВИАН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    первый римский император, первоначально назыв. Кай Октавий, сын Кая Октавия и Атии, дочери Юлия, младшей сестры Юлия Цезаря, род. 23 …
  • ШЛЕГЕЛЬ, ФРИДРИХ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Schlegel) ? выдающийся немецкий критик и филолог, один из основателей романтической школы, брат Августа Вильгельма Ш. Родился в Ганновере в …
  • ШЕКСПИР, ВИЛЬЯМ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.

ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна родилась в помещичьей семье - писательница.

Рано поте­ряв мать, воспитывалась у бабушки, про­живавшей в селе Панфилове (Костромской губернии), затем у тетки в Костроме и пансионе.

В 1840 Юлия Валериановна поселилась в доме отца в Яро­славле. Здесь к ней в качестве педагога был приглашен П. М. Перевлесский, впоследствии известный филолог. Заметив в ней поэтический талант, он приложил усилия к тому, чтобы развить его. Учитель и ученица полюбили друг друга, но её отец, человек деспотичный, решительно воспротивился браку своей дочери с раз­ночинцем (Перевлесский был сыном дья­кона). Связанные с этим романом пере­живания стали главной темой лирики и прозы Жадовской.

В печати она дебютировала в 1843 стихотворением «Лучший перл таится...» и «Много капель светлых...» , опубликованными в журнале «Москвитянин».

В 1846 вышел сборник стихотворений Жадовской, вызвавший сочувствен­ные отзывы в критике (рецензии В. Май­кова в «Отечественных записках», П. А. Плетнева в «Современнике» и др.). Строже всех отнесся к этой книге Белин­ский , упрекнувший писательницу в огра­ниченности ее поэтических мотивов кру­гом «мечтаний».

Начиная с 1844 Юлия Валериановна время от времени посещала Москву и Петербург. В обоих городах у нее завязались связи с литера­турно-журнальной средой. Она познако­милась с Вяземским , Тургеневым , Некра­совым и другими. Постоянно проживая в Яро­славле, писательница вела переписку с некоторы­ми литераторами, особенно усердно с Ю. Н. Бартеневым.

В 1857 в «Русском вестнике» (кн. 5-8) был напечатан роман Жадовской Ю.В. «В стороне от большого света» , в значительной мере автобиографический.

В 1858 вышел второй сборник сти­хотворений, он был встречен одобрительными рецензиями Добролюбова в «Современнике» и Писа­рева в «Рассвете» (1859, № 1). В том же году отдельным сборником были изданы повести Жадовской, ранее публиковавшиеся в периодической прессе.

Завершают творческую биографию писа­тельницы роман «Женская история» и по­весть «Отсталая» (опубликованы во «Вре­мени», № 2-4 и 12).

Семейные заботы (в 1862 она вышла замуж за врача К. Б. Севена), а также резко усилив­шаяся болезненность поэтессы, страдав­шей от врожденного физического урод­ства (она родилась без левой руки и с тре­мя пальцами на правой), вынудили ее навсегда отказаться от литературной дея­тельности.

С 1870 и до самой смерти Юлия Валериановна почти безвыездно проживала в своем имении - сельце Толстикове (Костром­ской губернии).

Наиболее ценная часть литературного наследия писательницы - лирика. Оплакивание пер­вой любви, воспоминания о разбившихся надеждах - основные мотивы ее стихо­творений. Хотя лирические ламентации Жадовской имели характер чисто интимных пере­живаний, современникам была ясна их общественная подоплека. Такому вос­приятию поэзии Юлии Валериановны способствовала ее собственная проза, в особенности роман «В стороне от большого света», вскрывший социальные корни ее сердечной драмы. Этим во многом объясняется сочувствен­ное отношение к поэзии Жадовской со стороны революционно-демократической критики (Добролюбов, Чернышевский), хотя лири­ка поэтессы не свободна от существенных недостатков (некоторая монотонность, про­заическая оголенность мысли, упрощенная фактура стиха). Однако лучшие ее стихо­творения отличает «задушевность, полная искренность и простота ее выражения» (Добролюбов). Некоторые из них, положенные на музыку, получили извест­ность в качестве популярных романсов, в особенности

«Ты скоро меня позабу­дешь...» (музыка М. И. Глинки и А. С. Дар­гомыжского),

«Я все еще его, безумная, люблю!..» (музыка А. С. Даргомыжско­го).

Большой успех также выпал на до­лю стихотворения «Нива» , ставшего хрестоматий­ным. Романы и повести писательницы слабее ее лирики. Они примечательны главным образом бытоописательным материалом, почерпну­тым из жизни поместного дворянства.

Главная тема прозы Жадовской- любовная драма на почве социального неравенства - ре­шается без глубокого проникновения в психологию героев и слабо преломляет сложные и многообразные процессы пред- реформенной эпохи. О расширении круго­зора писательницы свидетельствует ее повесть «Отсталая», где тема освобождения женщины приобретает более емкое социаль­ное содержание и отчетливое гражданское звучание.

Умерла – , селе Толстиково, Костромской губернии.

Юлия Валериановна Жадовская. Биография

Родилась 29 июня 1824 года в с. Субботине Любимского уезда Ярославской губернии, имении своего отца, крупного губернского чиновника, принадлежавшего к старинному дворянскому роду. Рано лишившись матери, она была взята на воспитание бабкой и провела детство в ее поместье, с. Панфилове Буйского уезда Костромской губернии. Бабка мало занималась образованием девочки, болезненной, родившейся калекой - без левой руки и с тремя пальцами на правой; но та пристрастилась к чтению и самостоятельно выучилась писать. В возрасте тринадцати лет она около года находилась в Костроме, у своей тетки А. И. Корниловой, в 20-30-е годы выступавшей в журналах со стихами под своей девичьей фамилией Готовцова.

На пятнадцатом году жизни Жадовская поступила в костромской частный пансион. Молодой преподаватель П. М. Перевлесский, впоследствии видный филолог, обнаружил у нее незаурядные литературные способности и одобрительно отнесся к ее первым поэтическим опытам. Но вскоре пансион закрылся, и Жадовская с 1840 года поселилась в доме отца, в Ярославле. Перевлесский, переведшийся в ярославскую гимназию, был приглашен к ней домашним учителем. Молодые люди полюбили друг друга. Несколько лет их чувства сохранялись в тайне, но когда они, намереваясь обвенчаться, открылись отцу Жадовской, тот решительно воспротивился браку дочери с бедным разночинцем, сыном дьякона, и добился его перевода в Москву. Жадовская, подчинившись воле отца, осталась в его доме, где прожила еще двадцать лет. Литературные занятия стали единственной отдушиной в ее безрадостном существовании. Главным мотивом стихов, а затем и многих прозаических произведений послужила пережитая ею любовная драма.

Заинтересовавшись стихами дочери, Жадовский в 1843 году повез ее в Москву и в Петербург, где она познакомилась со многими литераторами. М. П. Погодин оценил дарование молодой поэтессы и в том же году поместил в "Москвитянине" ее этнографический очерк "Проводы масленицы в Буйском и Солигалицком уездах" и два стихотворения - "Лучший перл таится..." и "Много капель светлых...". С этих пор стихи Жадовской часто появлялись в журнале.

В 1846 году Жадовская выпустила в Петербурге свои "Стихотворения". Книга вызвала сочувственные рецензии в ряде журналов. Строже других был отзыв Белинского. Затем стихи Жадовской публиковались в различных журналах и альманахах.

В 1847 году была напечатана повесть Жадовскои "Простой случай". За ней последовал ряд рассказов, повестей и романов; наиболее значительным среди них явился роман "В стороне от большого света" ("Русский вестник", 1857).

В 1858 году появился второй сборник "Стихотворений". Кроме многих перепечатанных из первой книги, сюда вошло большое число новых произведений, наряду с глубоко-личными - и стихи гражданского звучания. Книга была тепло принята критикой (рецензии Добролюбова, В. Майкова, Писарева; известна также положительная оценка Чернышевского). Добролюбов, в частности, отнес сборник "к лучшим явлениям нашей поэтической литературы последнего времени". {Н. А. Добролюбов, Собр. соч., т. 3, М.-Л., 1962, с. 134.}

В том же году вышли "Повести Юлии Жадовской".

В дальнейшем Жадовская свои стихи почти не публиковала. Все реже появляются и ее прозаические произведения. Напечатав роман "Женская история" и повесть "Отсталая" ("Время", 1861), она совсем прекратила литературную деятельность.

В 1862 году Жадовская вышла замуж за давнего друга семьи, врача К. Б. Севена, и лишь тогда освободилась от материальной и нравственной опеки отца. Последние годы жизни она провела в купленном ею после смерти отца имении, с. Толстикове Костромской губернии, где и умерла 23 июля 1883 года.

Брат поэтессы, П. В. Жадовский, после ее смерти издал "Полное собрание сочинений Ю. Жадовской" в четырех томах (СПб., 1885-1886), куда вошли ее стихи, проза и часть писем. В этом издании в нескольких случаях восстановлены строфы, исключенные, вероятно, цензурой из прижизненных изданий. Однако стихотворения Жадовскои собраны здесь очень неполно; издателем не включены сюда "слишком слабые, неотделанные пьесы", ряд произведений из рукописных тетрадей и те из стихотворений, вошедших в сборник 1846 года, которые Жадовская не перепечатала в сборнике 1858 года. Имеющиеся в тексте некоторых стихотворений разночтения, по сравнению с прижизненными публикациями Жадовской, никак не мотивированы и потому не могут считаться проявлением ее последней авторской воли.

Стихотворения поэта

Юлия Валериановна Жадовская родилась 29 июня (11 июля) 1824 г. в с. Субботине, Любимского уезда, Ярославской губернии в семье чиновника особых поручений при ярославском губернаторе.

Девочка родилась с плохим зрением, без левой руки, на короткой правой было всего три пальца. А на четвертом году она осталась еще и сиротой. Овдовевший отец отдал ее на воспитание в с. Панфилово Буйского уезда Костромской губернии к бабушке Н.Л. Готовцевой, которая очень полюбила внучку и создала хорошие условия для ее развития. Трех лет девочка научилась читать, а с пяти лет книги стали настоящим ее увлечением. "Она поглощала все то, что заключала в себе небольшая библиотека бабушки, - рассказывает ее брат Л.В. Жадовский в своих воспоминаниях. - Так росла она, пользуясь деревенской полной свободой, на лоне природы, под благотворным влиянием которой складывался характер девушки, мечтательный, вдумчивый, терпеливый". Для получения образования тринадцатилетнюю девочку отправили в Кострому к тетке А.И. Готовцевой - Корниловой, которая сама писала стихи, печатала их в "Сыне Отечества", "Московском телеграфе", "Галатее". Она приветствовала Пушкина стихами "О, Пушкин! Слава наших дней", а он ответил ей мадригалом "И недоверчиво и жадно смотрю я на твои цветы".

А.И. Готовцева очень серьезно отнеслась к воспитанию племянницы, обучала ее французскому языку, истории, географии и знакомила с русской и зарубежной литературой. Через год она определила племянницу в пансион Прево-де-Люмен. Здесь девушка с увлечением занималась русским языком, литературой под руководством учителя А.Ф. Акатова, но в целом преподавание в пансионе ее не удовлетворяло, о чем она и сообщила своему отцу.

Отец вызвал дочь в Ярославль, пригласил в качестве домашнего учителя молодого, талантливого преподавателя ярославской гимназии Л.М. Перевлесского, который и сам увлекался литературой и уже опубликовал в "Москвитянине" статью "Свадебные обряды и обыкновенная у крестьян Ярославской губернии" (1842, No.8). Он был доволен успехами своей ученицы, особенно по сочинениям, и по его совету она тайно от отца начала писать стихи. Некоторые первые опыты были неудачными, но среди них было и стихотворение "Лучший перл таится", которое позже высоко оценил Добролюбов. Тайно от ученицы Перевлесский отправил в Москву ее стихотворение "Водяной", которое в 1844 г. было напечатано в "Москвитянине".

Молодые люди, объединенные общими интересами и увлечениями, полюбили друг друга. Но когда они заявили о своем желании пожениться, грубый и деспотичный отец и слышать не захотел о браке своей дочери с сыном рязанского дьячка. Он принял меры, чтобы Перевлесский был переведен в Москву, где впоследствии стал профессором Александровского (бывшего Царскосельского) лицея и опубликовал рад интересных работ по русской литературе.

А Юлия Валериановна, примирившаяся с суровым решением отца, на всю жизнь осталась со своими воспоминаниями о большой и несчастной любви. Много горя и душевных страданий выпало на долю молодой девушки. Но ни слабое здоровье, ни деспотизм отца, ни трагедия несостоявшейся любви не сломили воли к жизни и творчеству этой прекрасной русской женщины. В письме к Ю.Н. Бартеневу она писала: "Дай бог всякой женщине выбиться из-под гнета сердечных страданий, несчастий, неудач и горя, не утратя сил и бодрости духа. Любовь для женщины, особенно первая (а первой я называю и последнюю, то есть ту, которая всех сильней), есть проба сил и сердца. Только после такой любви формируется характер женщины, крепнет воля, является опытность и способность размышлять".

Чтобы заглушить боль утраты и сгладить одиночество, Юлия Валериановна взяла на воспитание сироту, двоюродную сестру А.Л. Готовцеву, вышедшую впоследствии замуж за профессора Демидовского лицея Федорова В.Л. Интересные воспоминания Федоровой А.П. раскрывают многие стороны личности Жадовской.

Отец, узнавший о таланте дочери, чтобы несколько искупить вину перед ней, личное счастье которой он так грубо разрушил, стал способствовать ее поэтическим занятиям, выписывать все, что появлялось тогда значительного в литературе, а потом, несмотря на ограниченные средства, повез в Москву, Петербург, где она познакомилась с Тургеневым, Вяземским, Аксаковым, Погодиным и другими известными писателями.

Лучшие дня

Ее стихи стали печататься в "Москвитянине", "Русском Вестнике", "Библиотеке для чтения". В 1846 г. в Петербурге вышел первый сборник ее стихотворений, благосклонно встреченный читателями и критикой. Белинский в статье "Взгляд на русскую литературу 1846 года", отмечая бесспорный поэтический талант поэтессы, выражал сожаление, что источник вдохновения этого таланта не жизнь, а мечта. Анализируя ее стихотворение "Меня гнетет тоски недуг", в котором надоевшему этому миру с его сплетнями, нелепым вздором, смешным и ничтожным разговором, накладной красотой женщин, "ума и сердца пустотой" поэтесса противопоставляет мир красивой и чарующей природы, великий критик, указывая истинный путь творчества, писал: "Но нужно слишком много смелости и героизма, чтобы женщина, таким образом отстраненная или отстранившаяся от общества, не заключилась в ограниченный круг мечтаний, но ринулась бы в жизнь для борьбы с нею". Суровая критика Белинского имела очень большое значение для дальнейшего идейного и творческого развития Жадовской. Она с благодарностью вспоминала: "Он один умел, хотя и резко, но верно обозначить достоинство того или другого произведения. Его сухая правда ценилась мною дорого". Ее творчество приобретает гражданский, социальный характер.

При ее активном участии в Ярославле в 1849 и 1850 годах выходят Ярославские литературные сборники. Ее глубоко волнует положение крестьян, и она пишет профессору И.Н. Шиплю: "Отчего так долго тянется крестьянский вопрос и будет ли конец? Будет ли конец этой истоме, этому лихорадочному ожиданию бедных людей?" В 1858 г. выходит второй сборник ее стихотворений, встреченный похвальными рецензиями Добролюбова и Писарева. Указывая на отдельные недостатки, Добролюбов отмечал наличие подлинной поэтичности, народолюбие поэтессы, ее искреннее стремление отразить в своих стихах тяжелую, полную лишений и страданий крестьянскую жизнь: "Ее сердце, ее ум действительно наполнены горькими думами, которых не хочет или не умеет разделять современное общество. Ее стремления, ее требования слишком обширны и высоки, и немудрено, что многие бегут от поэтического призыва души, страдающей не только за себя, но и за других". Он делал решительный, определенный вывод: "Но мы, нимало не задумываясь, решаемся причислить эту книжку стихотворений к лучшим явлениям нашей поэтической литературы последнего времени". А Писарев утверждал, что в ее стихах отразилась мягкая нежная душа женщины, которая понимает несовершенство жизни, что многие из ее стихотворений стоят наряду с лучшими созданиями русской поэзии. Жадовская - чуткий и задушевный лирик. "Я не сочиняю стихи, - писала она, - а выбрасываю на бумагу, потому что эти образы, эти мысли не дают мне покоя, преследуют и мучают меня до тех пор, пока я не отвяжусь от них, перенеся их на бумагу". Может быть, они оттого и носят печать той задушевной искренности, которая нравится многим. Об этом же она говорила и в стихотворении "Лучший перл":

Надо сильно чувству

Душу потрясти,

Чтоб она, в восторге,

Выразила мысль.

Большое место в творчестве Жадовской занимает любовная лирика. Основными мотивами ее являются желание любви, разлука и ожидание, тоска одиночества, горькое сознание пустоты жизни. "Я помню взгляд, мне не забыть тот взгляд", "Я все еще его, безумная, люблю", "В сердце стало грустно и уныло", "Мне грустно", "Я плачу", "Боролась я долго с судьбою", - рассказывает поэтесса о своих чувствах в различных стихотворениях. В ее стихах чувствуется сознание общности своей женской доли с судьбами многих русских женщин, обусловленными всем образом жизни того времени. Глядя на играющую девочку, она предвидит ее трагическое будущее ("Дума"):

Оскорбят тебя люди жестоко,

Опозорят святыню души;

Будешь, друг мой, страдать одиноко,

Лить горячие слезы в тиши.

А. Скабичевский писал, что в самой судьбе Жадовской. очень много типичного для образованных, обыкновенных женщин своего времени. Многие стихи Жадовской были положены на музыку и стали популярными романсами ("Ты скоро меня позабудешь" Глинки, "Я все еще его, безумная, люблю" Даргомыжского, "Я плачу", "Сила звуков" и другие), а стихотворение "Я люблю смотреть в ясну ноченьку" стало народной песней. С той же задушевностью, искренностью рисовала Жадовская картины нашей северной природы, которую она самозабвенно любила. Ее радует наступающая весна ("Скоро весна"), угрюмое осеннее небо навевает грустные размышления ("Мне грустно"), тихий вечер напоминает о погибшем счастье ("Вечер... Этот вечер чудным негой дышит"), бабушкин сад возвращает ее к далеким и счастливым воспоминаниям детства (Бабушкин сад), особенно любит она ночные пейзажи ("Ночь", "Звезды", "Впереди темнеет", "Все спит кругом"). Природа в ее стихах живая, одухотворенная.

Особое место в творчестве Жадовской занимают малоизученные ее прозаические произведения ("Простой случай", "В стороне от большого света", "Житье-бытье на Кореге", "Записки Гульпинской Авдотьи Степановны", "Неумышленное зло", Ни тьма, ни свет", "Не принятая жертва", "Сила прошедшего", "Отрывки из дневника молодой женщины", "Женская история", "Отсталая"). Хотя проза ее была слабее поэзии и критики почти ничего о ней не писали, за исключением А. Скабичевского, ее повести и романы пользовались большой популярностью среди читателей.

Федорова вспоминает, что писательница получала много взволнованных и похвальных писем от своих почитателей. А Добролюбов в статье о поэзии Жадовской замечает: В последнее время г-жа Жадовская обратила на себя внимание публики замечательным романом "В стороне от большого света". Проза Жадовской носит автобиографический характер. Все, о чем она пишет, близко ей, знакомо до мелочей, пережито и перечувствовано. В основе ранних произведений (повести "Простой случай" - 1847 г., романа "В стороне от большого света" - 1857 г.) - трагическая любовь, определяющаяся сословным неравенством. Обычно героиней является дворянская девушка, которая стремится вырваться из душной и затхлой обстановки дворянской усадьбы чтобы выйти на самостоятельный путь творческого труда. Проблема женской эмансипации была весьма актуальна для того времени. В последующих прозаических произведениях Жадовская далеко ушла от эмансипированных романов гр. Растопчиной, Евг. Тур и даже "Полиньки Сакс" Дружинина. В них она ставит глубокие социальные проблемы, создает оригинальные образы новых, передовых людей, которые не покоряются судьбе, а отстаивают свои права на независимость и на борьбу за облегчение участи трудового народа.

Романом Жадовской "Женская история" еще в рукописи заинтересовался Достоевский, и в 1861 г. опубликовал его в своем журнале "Время". Он более сложен по композиции и сюжету. Повествование ведется от имени бедной девушки Лизы, дочери передового учителя, рано умершего и оставившего дочь сиротой. Она воспитывается в чуждой ей дворянской семье Кринельских. Интересен образ брата помещицы - Перадова, напоминающий новых людей из романов 60-х годов. Он умен, образован, прост и чистосердечен, увлечен и деятелен. У него есть какие-то свои дела, о которых никто ничего не знает, он часто куда-то уезжал, не велел писать писем, сам подавая о себе вести из разных мест. Лиза полюбила этого особенного человека. Она страстно мечтала ни от кого не зависеть, своим трудом зарабатывать себе кусок хлеба, как простая крестьянская девушка Аленушка. "Бог дал мне молодость, силу, здоровье, образование, - записывает она в дневнике, - а я с беспечностью, терпеливо, даже с каким-то удовольствием выношу положение дармоедки. За дело, за труд!" Лиза, нарушая сословные традиции, выходит замуж за Перадова, чтобы вместе работать во имя блага общества. Но самым значительным человеком и даже новым героем для литературы того времени является Ольга Васильевна Мартова. Она нарушает веками освященный образ жизни: уговаривает Кринельских отпустить крестьян на оброк на выгодных для них условиях, посещает иногда крестьянские посиделки, лечит простой народ и принимает участие в его нуждах и горе. Ольга Васильевна заявляет: "Мне совестно быть счастливой... совестно пользоваться всеми этими удобствами... Мне везде и всюду слышатся страдания. Они отравляют мне жизнь.

В 50-60-е годы под влиянием революционно-демократического движения, статей Чернышевского, Добролюбова, поэзии Некрасова происходит дальнейшая эволюция мировоззрения Жадовской. В Ярославле она познакомилась с сыном декабриста, членом "Земли и Воли" Е. И. Якушкиным и восхищалась этим рыцарем без пятна и упрека. Поэт-демократ Л.Н. Трефолев в своих воспоминаниях рассказывает, что она оказала на него большое влияние, заклинала... именем святой поэзии изучать как можно более Белинского и читать Добролюбова. Юлия Валериановна убеждала его, что кроме книжной, так сказать, идеальной любви к народу, не мешает выражать ее практически, хотя бы только при помощи одной книги, самой легкой и вместе с тем самой трудной: русского букваря. Она снова и снова вспоминает Белинского и его великие заветы.

Не твердил он мне льстивых речей,

Не смущал похвалою медовой,

Но запало мне в душу навек

Его резко-правдивое слово...

Жадовская протестует против чистого искусства, отрешенного от общественных интересов. В стихотворении Н.Ф. Щербине она обвиняет поэта в том, что, боясь житейских бурь и смут, он бежит от людей и ищет сладостных минут под небом Греции:

Но верь, и там тебя найдут

Людские ропот, плач и стон;

От них поэта не спасут

Громады храмам и колонн.

В поэзии Жадовской все сильнее начинают звучать гражданские мотивы. В своем поэтическом памятнике-стихотворении "Нет, никогда" - поэтесса гордо заявляет:

Пред тем, что я всегда глубоко презирала,

Пред чем, порой, дрожат достойные - увы! -

Пред знатью гордою, пред роскошью нахала

Я не склоню свободной головы.

Пройду своим путем, хоть горестно, но честно,

Любя свою страну, любя родной народ;

И, может быть, к моей могиле неизвестной

Бедняк иль друг со вздохом подойдет...

В последние годы жизни Жадовская отошла от активной творческой деятельности. Это объясняется не тем, что она была противницей некрасовского направления в литературе и не могла насиловать свой талант, заставляя себя писать на злобу дня, как утверждал ее биограф Л.В. Быков и вслед за ним - советский литературовед И. Айзеншток, считавший, что поэтесса испугалась революционной ситуации 1856-61 гг. (это время ее активной поэтической деятельности!) и уединилась в своем родовом имении (которого у нее не было!), а тяжелыми и сложными семейно-бытовыми условиями.

Когда у друга их семьи ярославского доктора К.И. Севена умерла жена, Жадовская пожертвовала собой ради благополучия других, вышла за него замуж, чтобы воспитать осиротевших детей и окружить заботой и вниманием старого доктора. Кроме того, в течение пяти лет она ухаживала за тяжело больным отцом. Вскоре после смерти отца заболел и умер муж, оставив на ее попечение большую семью. А в последние годы значительно ухудшилось ее зрение. Все это, как справедливо писал Л.Ф. Лосев, мало способствовало плодотворной творческой деятельности. Последние годы она жила в небольшой усадьбе, в селе Толстикове, Буйского уезда, Костромской губернии. Жадовская всю свою жизнь страстно желала дождаться "утра мира, когда заря с зарей сойдется".

К сожалению, она не дожила до этого времени. 28 июля (9 августа) 1883 года Ю.В. Жадовская умерла. И хотя ее лира не достигла тех высот, на которые поднялась зовущая муза поэта труда и борьбы Некрасова, имя Жадовской и лучшие ее стихи сохраняются в памяти искренних любителей и ценителей поэзии.

20.03.2001. Светлана Макаренко.

В качестве исходного использован и отредактирован материал интернет-публикации под одноименным названием.

Использованы также материалы "Словаря русских писателей до 1917 года". Т. 2.

(1824-07-11 ) Место рождения: Дата смерти: Гражданство:

Российская империя

Род деятельности: Язык произведений: Произведения на сайте Lib.ru в Викитеке.

Биография

Родилась с физическим недостатком - без кисти левой руки и только с тремя пальцами на правой. Рано потеряв мать, воспитывалась у бабушки, потом у тётки, А. И. Корниловой, женщины образованной, страстно любившей литературу и помещавшей статьи и стихотворения в изданиях двадцатых годов XIX века . Поступив в пансион Прибытковой (в Костроме), Жадовская успехами в русской словесности обратила на себя особое внимание преподававшего этот предмет П. М. Перевлесского (впоследствии профессора Александровского лицея). Он стал руководить её занятиями и развивать её эстетический вкус. Молодой учитель и его ученица влюбились друг в друга, но отец Жадовской не хотел и слышать о браке дочери с бывшим семинаристом. Кроткая девушка беспрекословно покорилась воле отца и, расставшись с любимым человеком, до конца жизни осталась верна его памяти. Она переехала к отцу в Ярославль , и для неё наступили годы тяжкой домашней неволи. Учиться, читать, писать приходилось тайком. Узнав, однако, о поэтических опытах дочери, отец повез её в Москву и в Петербург , чтобы дать ход её дарованию.

В Москве Жадовская познакомилась с М. П. Погодиным , напечатавшим в «Москвитянине» несколько её стихотворений. В Петербурге она познакомилась с князем П. А. Вяземским , Э. И. Губером , А. В. Дружининым , И. С. Тургеневым , М. П. Розенгеймом и другими писателями. В 1846 году Жадовская издала свои стихотворения, давшие ей известность. Позже, во время вторичного пребывания в Москве, она познакомилась с А. С. Хомяковым , М. Н. Загоскиным , И. С. Аксаковым и другими славянофилами , однако сама славянофилкой не стала.

Источники

  • А. Скабичевский . «Песни о женской неволе в поэзии Ю. В. Жадовской» («Сочинения», т. I).
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. : 1890-1907.

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 11 июля
  • Родившиеся в 1824 году
  • Родившиеся в Ярославской губернии
  • Умершие 9 августа
  • Умершие в 1883 году
  • Умершие в Костромской губернии
  • Поэты по алфавиту
  • Поэты России
  • Поэты XIX века
  • Русские поэты
  • Персоналии:Кострома
  • Персоналии:Ярославль
  • Писательницы России XIX века

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Жадовская, Елизавета
  • Кулов, Феликс Шаршенбаевич

Смотреть что такое "Жадовская, Юлия Валериановна" в других словарях:

    Жадовская, Юлия Валериановна - писательница (по мужу Севен). Родилась 29 го июня 1824 г. в сельце Субботине, Любимского уезда, Ярославской губернии, родовом имении ее отца, Валериана Никандровича Ж., принадлежавшего к древнему дворянскому роду. В. H. служил сперва во флоте, а… …

    Жадовская Юлия Валериановна - писательница (1824 1883). Рано потеряв мать, воспитывалась у тетки, А.И. Корниловой, страстно любившей литературу и помещавшей статьи и стихотворения в изданиях двадцатых годов. Поступив в пансион Прибытковой (в Костроме), Жадовская обратила на… … Биографический словарь

    ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна - (1824 83), русская писательница, поэтесса. Автобиографические мотивы в лирике (сборники «Стихотворения», 1846 и 1858), отмеченной искренностью душевных переживаний, и прозе (романы «В стороне от большого света», 1857, «Женская история», 1861;… … Энциклопедический словарь

    ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна - (1824 83) русская писательница, поэтесса. Автобиографические мотивы в лирике (сборники Стихотворения, 1846 и 1858), отмеченной искренностью душевных переживаний, и прозе (романы В стороне от большого света, 1857, Женская история, 1861; повесть … Большой Энциклопедический словарь

    Жадовская Юлия Валериановна - , русская писательница. Родилась в дворянской семье. Лучшее в наследии Ж. ‒ любовная и пейзажная лирика. В конце 40‒50 х гг. в её творчестве … Большая советская энциклопедия

    Жадовская Юлия Валериановна - Юлия Валериановна Жадовская (29 июня (11 июля) 1824(18240711), с. Субботино Любимского уезда Ярославской губернии, 28 июля (9 августа) 1883, с. Толстиково Костромской губернии) русская писательница. Сестра писателя Павла Жадовского. Рано… … Википедия

    ЖАДОВСКАЯ Юлия Валериановна - (1824—1883), русская писательница. Лирика (сб. «Стихотворения», 1846, 1858). Пов. («Отсталая», 1861) и др. Ром. «В стороне от большого света» (1857), «Женская история» (1861).■ Полн. собр. соч, т. 1—4, СПБ, 1894; Избр. стих., Ярославль … Литературный энциклопедический словарь

    Жадовская Юлия Валериановна

    Жадовская, Юлия Валериановна - писательница (1824 1883). Рано потеряв мать, воспитывалась у бабушки, потом у тетки, А. И. Корниловой, женщины образованной, страстно любившей литературу и помещавшей статьи и стихотворения в изданиях двадцатых годов. Поступив в пансион… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Жадовская, Юлия Валерияновна - писательница; род. 1826, † 1883 г. сент. Прибавление: Жадовская, Юлия Валериановна, р. 1824 г. 29 июня; † июля 1883 г. {Половцов} … Большая биографическая энциклопедия