Запрет на продажу алкоголя в праздничные дни. Федеральный закон об алкоголе, свод правил, установок Закон об алкогольной продукции с 1 апреля

Закон о продаже алкоголя, он же Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ, был принят в России не случайно. Как не прискорбно, наша страна находится в топе мировых рейтингов по употреблению алкоголя. Ни для кого не секрет, что алкоголизм является одной из важнейших проблем нашего общества, и различные представители власти также регулярно акцентируют на этом внимание.

Одним из наиболее эффективных рычагов снижения количества алкоголя, в среднем потребляемого по стране, является ограничение его продажи на законодательном уровне. В связи с тем, что подобного рода меры уже были приняты, вопрос о том, когда запрещено продавать алкоголь, интересует и лиц, которые занимаются его сбытом, и лиц, которые планируют его потреблять. Конечно, существует специальный закон о продаже алкоголя, однако далеко не все удосуживаются открыть его и разобраться во всем. Ниже приведена вся информация в более доступной и понятной форме.

Понятие «алкоголь»

Для того, чтобы грамотно использовать и руководствоваться законом о продаже алкоголя, необходимо четко уяснить, что именно подпадает под понятие «алкогольный напиток». Интересующий нас закон — это Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ. По факту, все напитки, в которых содержится 0,5 % этилового спирта или же продукты его брожения, официально являются алкогольными — ст. 2 ФЗ-171. Однако, есть небольшое поступление. Под это понятие не попадает вся продукция, в которой процентная доля спирта не превышает 1,2%. В примеру, в подобных незначительных количествах алкоголь может содержаться в кисломолочной продукции(кефир, тан, кумыс), а также в квасе. Стоит отметить, что некоторые виды кваса содержат даже больше спирта, чем 1,2%, однако к алкогольным напиткам их все равно не причисляют.

По видам продукции

Кроме того, под действие закона о продаже алкоголя не подпадает вся продукция, которая официально позиционируется, как безалкогольная, и прошла соответствующую проверку. Наиболее распространенными вариантами таковой являются безалкогольное пиво и безалкогольное вино. В них, обычно все же присутствует этанол, однако его доля редко превышает половину процента, а потому под действие указанного ФЗ такие напитки не подпадают.

Основной перечень алкогольных напитков указан в вышеназванном федеральном законе и иных подзаконных актах. Если проще — любая жидкость, в которой содержится спирт, официально является сферой действия закона о продаже алкоголя. В частности:

  • вино;
  • ликер;
  • портвейн;
  • виски;
  • коньяк;
  • водка;
  • бренди;
  • абсент;
  • текила;
  • кальвадос;
  • любые настойки на спирту;
  • пиво.

Пиво

На пиве стоит остановиться отдельно. Многие, почему то, полагают, что пиво не подпадает под действие закона о продаже алкоголя по причине низкого содержания спирта в нем. Тоже самое часто думают и о различной слабоалкогольной продукции, энергетических напитках на основе алкоголя, и так далее. Как правило, содержание спирта в таких напитках находится на уровне 3-4% или даже выше, так что никаких оснований делать для них исключение нет. С юридической точки зрения именно рассматриваемого закона продажа 3,5-процентного пива равнозначна продаже 70-процентной чачи. Но нужно понимать, что для продажи пива есть исключения, указанные в других нормах. Поэтому если решили заняться розничной торговлей пива — изучайте законодательство более внимательно, в частности ФЗ-289 .

Нормативная база

Закон о продаже алкоголя, в который в 2019 году, кстати, были внесены новые поправки (вступили в силу с 06.08.2017), является основным нормативным актом, который регламентирует реализацию любых спиртных напитков.

Одним из самых важных пунктов этого закона является ограничение возраста лиц, которым можно продавать алкоголь. В любых инстанциях он составляет 18 лет. Исключение сделаны лишь для тех случаев, когда человек официально вступил в брак, или же открыл собственное частное предприятие. В таких случаях он официально считается взрослым, и способным нести ответственность за свои действия. Однако даже в случае предъявления, например, свидетельства о браке продавцы в магазинах очень часто отказывают клиенту в продаже спиртного.

Требования к помещению и документам

Еще одним весьма интересным пунктом закона является ограничение площади помещений, в которых может реализовываться алкоголь. Закон о запрете продажи алкоголя возбраняет реализацию спиртных напитков в заведении, площадь которого меньше 50 метров квадратных. Вне городской черты это ограничение уменьшается до 25 метров квадратных. Эту информацию регулируют разные статьи закона, но фактически для понимания стоит сразу изучать 278-ФЗ — именно в нем прописаны основные поправки, касающиеся изменений в части помещений.

Стоит отметить, что желающих обойти закон о продаже алкоголя в России всегда хватало. Распространенной схемой является попытка купить алкоголь через интернет. При этом, курьер привозит клиенту не только непосредственно напиток, но также договор об аренде, который является прикрытием. Согласно этому документу алкоголь якобы передается лицу в прокат в качестве декоративного элемента. При этом, согласно договору получатель не имеет право повреждать или вскрывать его. Тем не менее, сейчас эта схема уже без проблем раскусывается сотрудниками правоохранительных органов. Договор об аренде признается тем, что составлялся для сокрытия реального договора купли-продажи, после чего компанию – реализатора привлекают к ответственности. В некоторых случаях привлечь могут даже покупателя, если он непосредственно принимал участие в осуществлении схемы, полностью осознавая тот факт, что это незаконно.

Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, возмещением ущерба страховыми компаниями, защитой прав потребителя, а также дел, связанных с незаконным сносом ракушек и гаражей.

Алкогольная продукция, в состав которой входит водка, вино и с недавнего времени – пиво, является ограниченным в обороте товаром. Это означает, что производство и розничная продажа алкогольной продукции возможна при соблюдении ряда требований. Базовым из них является наличие специального разрешения – лицензии. Многие ограничения касаются исключительно процесса промышленного производства и оборота спиртного. О данных запретах мы говорить не будем. Большинство населения волнует один простой вопрос – если продажа спиртного запрещена в ночное время суток, то до которого часа можно законно купить алкоголь в магазине? Давайте разберемся, какое время продажи алкоголя в Москве и Московской области установлено законом?

Главным федеральным законом, устанавливающим требования к производству и розничной продаже алкоголя является 171-ФЗ от 22.11.1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции…». В статье 16 данного Закона перечислены особые требования к розничной продаже алкоголя населению. В пункте 9 данной статьи указано, что на федеральном уровне запрещена продажа алкоголя с 23 часов вечера до 8 часов утра следующего дня по местному времени. Данное ограничение сразу назвали своеобразным аналогом «сухого закона» в российском исполнении.


Главный “алкогольный” закон РФ

Стоит отметить, что федеральное законодательство устанавливает право местных властей вводить более жесткие рамки по времени продажи алкоголя на своей территории, вплоть до полного запрета реализации спиртного. Об этом говорит абзац 2 пункта 9 статьи 16 «главного алкогольного» закона страны. Во многом именно данная норма стала причиной неподдельного интереса потребителей к региональному времени продажи алкоголя. Во многих регионах оно существенно отличается.

Исключение из правил для общепита и « duty free»

Норма, устанавливающая время продажи алкоголя на федеральном уровне, также вводит исключение из данного правила. Так, запрет на продажу алкоголя с 23 часов вечера до 8 часов утра следующего дня по местному времени не распространяется на общепит – кафе и рестораны, а также на магазины беспошлинной торговли по типу – «duty free».

Время продажи алкоголя в Москве и Московской области

На сегодняшний день контроль за алкогольной отраслью разделен между Росалкогольрегулированием, которое находится в ведении Минфина, и региональными властями. При этом, если промышленное производство и оборот отдано под контроль федеральным чиновникам, то розничная продажа контролируется региональными властями. В этой связи, во многих регионах изданы локальные нормативно-правовые акты, приказы и законы, устанавливающие наряду с временем продажи алкоголя дополнительные ограничения оборота и в конкретном субъекте РФ. Искать время продажи алкоголя в конкретном регионе нужно именно там.

Для начала остановимся на столичном законодательстве. В Москве региональным нормативно-правовым актом, устанавливающим ограничения и запреты продажи алкоголя, является Постановление Правительства Москвы от 28 декабря 2005 года № 1069-ПП. В приложении № 2 данного Постановления указаны дополнительные ограничения и условия продажи алкогольной продукции в столице. Каких-либо ссылок на время продажи алкоголя в московском законодательстве нет.

В Москве действует федеральное время запрета продажи алкоголя с 23 часов вечера до 8 часов утра следующего дня. Таким образом, в столице можно купить алкоголь в магазине до 11 часов вечера.

В Московской области принят Закон от 27 апреля 2012 года № 40/2012-ОЗ «О розничной продаже алкогольной продукции в Московской области». Согласно статье 2 данного закона Московская областная Дума наделена правом вводить ограничения по продаже алкоголя, в том числе полный запрет реализации спиртного населению. Однако, сейчас нормы о времени продажи спиртного в областном законе нет.

В Московской области нельзя законно купить алкоголь с 23 часов вечера до 8 часов утра следующего дня.

Подведем итоги анализа регионального законодательства Москвы и Московской области о регулировании розничной продажи алкоголя. Если вы решили купить алкоголь в столичном или областном магазине, то сделать это можно до 11 часов вечера и с 8 утра, в связи с тем, что в Москве и Московской области действует федеральное время запрета продажи алкоголя с 23 часов вечера до 8 часов утра следующего дня.

Напомним, что на легальные предприятия общепита данный запрет не распространяется. В связи с этим, во время действия «сухого» закона, единственным способом выпить «горячительных» напитков является посещение и их заказ в ресторане, кафе или клубе. При этом, данные заведения общественного питания должны иметь соответствующее разрешение – лицензию.

Поддерживаете ли вы запрет на продажу алкоголя в Москве и Московской области с 23 часов вечера до 8 утра?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Ответственность за продажу алкоголя в запрещенное время

Если продавец или кассир магазина отказывается продать спиртное в рамках указанного времени, то его действия незаконны. К сожалению, такая ситуация встречается гораздо реже, чем желание продавать спиртное населению круглые сутки напролет. Для пресечения действий предприимчивых продавцов алкоголя Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена часть 3 статьи 14.16, которая вводит штраф за нарушение правил продажи алкоголя.

Директор магазина, торгующего спиртным ночью, будет наказан штрафом до 10 тысяч рублей, а сам магазин, как юридическое лицо – до 100 тысяч рублей с конфискацией алкогольной продукции. Для граждан, купивших алкоголь в запрещенное время, штрафов не предусмотрено.

Не стоит забывать, что большинство торговых точек, отпускающих спиртное населению в ночное время суток, как правило, действует незаконно, а их алкогольная продукция зачастую сомнительного качества.

Несмотря на то, что прибыль от продажи алкоголя всегда находится на высоком уровне, в этой области есть множество «подводных камней». О чем обязательно нужно знать, открывая подобный бизнес, расскажет данная статья.

Никакой другой способ зарабатывания денег не будет более выгодным, чем бизнес, который связан непосредственно с продажей алкогольных напитков. Спрос на спиртосодержащую продукцию всегда находится на высоком уровне, не завися от экономической и политической ситуации в стране. Здесь прибыль получают абсолютно все участники процесса: от производителей до продавцов напитков.

Выпуск спиртного и его обращение в РФ четко регулируется государством. Предприниматели, которые собрались открывать свой бизнес в данной отрасли, обязательно должны позаботиться о получении лицензии. Для этого необходимо предоставить перечень соответствующих документов в орган, выдающий разрешение на продажу алкоголя.

К таковым документам, согласно государственному утверждению, относится устав фирмы, реквизиты, контактные данные, разрешение официальных инстанций, документы, характеризующие объекта, который проходит лицензирование, также договоры аренды, документы об оплате уставного капитала, справки постановки на учет кассового аппарата.

Предварительно необходимо указать вид продаваемой продукции, срок получаемой лицензии и деятельность, которой заявитель планирует заниматься.

Также для сбыта алкогольной продукции разработаны специальные правила, которых в обязательном порядке нужно придерживаться.

О памятке потребителя читайте .

Региональные правила торговли алкогольной продукцией

Закон предусматривает требования к складам, а также производственным помещениям на условиях собственности. Так, в сельской местности площадь должна составлять 25 кв. м, а в городской – не менее 50 кв.м. Договор аренды должен быть составлен сроком на 1 год и более.

Продажа алкогольной продукции, согласно предписанному правилу, действующему с января 2013 года, осуществляется в стационарных торговых объектах. Согласно пункту 5 статьи 16 Закона РФ, продавать спиртосодержащие напитки с 23.00 до 8.00 запрещено. Однако стоит отметить, что данные временные рамки актуальны не на всей территории России.

В какие часы можно приобрести вышеуказанную продукцию в разных уголках РФ, показывает следующая таблица:

Перед тем, как отправлять на реализацию спиртовую продукцию, продавцу необходимо проверить (по внешним признакам), осмотреть целостность тары, марку, сведения о товаре, а также ее изготовителе (поставщике).

Спиртовые изделия в торговом зале необходимо размещать по видам: вино, шампанское, водка, коньяк и т. д.

Рабочее место продавца, бармена, буфетчика и другого лица, осуществляющего реализацию алкоголя в розлив, должно быть оснащено специальной техникой и мебелью, где имеется мерный инвентарь и соответствующая посуда.

Согласно действующему законодательству, продажу спиртовой продукции следует производить с использованием контрольно-кассовых машин. Покупателю необходимо получить от продавца погашенный кассовый чек либо другой документ, на котором зафиксирован факт приобретения товара.

Кроме этого, продавец несет ответственность относительно ненадлежащего исполнения договора, связанного с розничной куплей-продажей спиртосодержащей жидкости, исходя из Гражданского кодекса России и закона РФ (Федеральный закон от 09. 01. 1996 г. №2-ФЗ).

Где запрещено продавать спиртное

Закон о продаже алкогольной продукции

С 2013 года произошли существенные изменения в законе РФ об алкоголе:

  1. Запрещено рекламировать алкоголь в печати, а в Интернете – крепкие спиртные напитки.
  2. Повышение цены на самую дешевую бутылку водки на 40%.
  3. Вся алкогольная продукция должна иметь специальную надпись, как на сигаретах, то есть о вреде здоровью человека.
  4. Распивать спиртные напитки можно исключительно в специально отведенных для этого местах.
  5. В ночное время суток пиво, которое имеет крепость выше 5%, уже нельзя купить.

При покупке данного вида продукции, потребитель должен видеть следующую информацию:

  • наименование ингредиентов, которые имеются в составе: наименование использованных при изготовлении продукции различных биологически активных пищевых добавок, данные о наличии в продукте компонентов, получаемых с применением генно-модифицированных организмов, вредные вещества, выявленные в соответствии с требованиями технических регламентов;
  • пищевую ценность спиртного напитка;
  • объем продукта в потребительской таре;
  • противопоказания по использованию данной продукции;
  • место приготовления/розлива спиртосодержащих напитков, дату изготовления и .

При реализации указанной продукции торговец к образцу товара, имеющегося в продаже, обязан прикрепить ценник с указанием наименования продукции и стоимости. Если осуществляется продажа вина на розлив, то необходимо обозначить наименование и цену за 100 г и 1 литр.

Организации общественного питания должны в прейскурантах на горячительные напитки указать наименование, объем, цену за весь объем спиртного напитка в потребительской таре. Кроме этого, должна быть указана стоимость того или иного напитка за 100 г/0,5 л. По первому требованию покупателя последнему необходимо предоставить достоверную информацию относительно приобретаемых в организации общественного питания спиртных напитков.

О сертификатах качества читайте .

Штрафы за нарушение правил торговли спиртными напитками

С 2014 года в силу вступили новые санкции и система штрафов для лиц, ведущих деятельность, связанную с продажей спиртного. усилила контроль над соблюдением правил продажи данной продукции. Это может привести к финансовому краху владельцев небольших магазинов и предприятий общепита.

Сколько придется заплатить при нарушении лицами правил торговли алкогольной продукцией, согласно нововведениям:

  • продажа спиртных напитков без соответствующих документов несет за собой наказание в размере от 10 до 15 тысяч рублей для предпринимателей, и от 200 до 300 тысяч рублей для организаций; также здесь предусмотрена возможность конфискации алкоголя для дальнейшей его передачи государству на правах собственности;
  • продажа данного вида продукции поддельных марок влечет для продавцов штраф в размере от 4 до 5 тысяч рублей, для организаций – от 200 до 300 тысяч рублей, для предпринимателей – от 10 до 15 тысяч рублей; также, согласно новым штрафам, предусмотрена конфискация всей партии спиртного поддельных марок. В ходе выяснения обстоятельств сложившейся ситуации возможно проведение ;
  • нарушение порядка представления соответствующих деклараций относительно розничной продажи алкоголя обязывает предпринимателя к выплате штрафа в размере от 5 до 10 тысяч рублей, организацию – от 50 до 100 тысяч рублей;
  • невыполнение требования госоргана, ведущего контроль над розничной продажей алкоголя, на законных основаниях повлечет за собой штраф для директора магазина от 5 до 8 тысяч рублей; невыполнение же в установленные сроки предусматривает денежное наказание в размере от 6 до 12 тысяч рублей.

Напоследок будет правильным уделить внимание непосредственно потребителям и предупредить их о том, что человеческий организм завершает свое формирование в 21 год. До этого периода он быстрыми темпами привыкает к тому образу жизни, который человек сам для себя выбрал.

Этанол, который поступает в организм, нарушает деятельность мозга, а также мочеполовой, пищеварительной, эндокринной и сердечно-сосудистой систем.

Люди, которые рано связали свою жизнь с алкоголем, приобретают такие серьезные заболевания, как гипертония, тахикардия, болезни всех органов, приводящих к развитию злокачественных опухолей, а зачастую и ранней смерти.

И какой вред он может нанести человеческому организму. Поэтому Госдума решила взять под контроль реализацию спиртных напитков. Как работает запрет на продажу алкоголя? В котором часу в России невозможно приобрести горячительные напитки? Давайте проанализируем закон более подробно.

Что такое алкоголизм?

Алкоголизм - это потеря контроля над количеством выпитого, которая влечет за собой губительные последствия. По мере прогрессирования такого состояния появляется толерантность к спиртному и психофизическая зависимость от него.

С точки зрения медицины, пьянство - это болезнь, характеризующаяся влечением к алкогольным напиткам. Иногда применяют название «хронический алкоголизм». Заболевание с каждым годом стремительно набирает обороты. Именно поэтому власти по всему миру внедряют новый законопроект об ограничении реализации горячительных напитков.

Закон о запрете продажи алкоголя

С каждым годом в России увеличивается процент употребляющих алкоголь людей, среди них появились и несовершеннолетние. Власти, обеспокоенные такой ситуацией, принимают все новые и новые законы, которые должны снизить возможность покупки спиртных напитков. Наиболее значимый из них - указ 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года. По данному закону к горячительным напиткам относятся те, которые имеют более 0,5% спирта.

Закон на запрет продажи алкоголя не разрешает реализовать спиртную продукцию около учреждений, которые посещают дети, в культурных заведениях, в городском транспорте и местах скопления людей, таких как вокзалы, остановки, рынки и другие. Также указ запрещает продавать напитки, содержащие спирт, лицам, не достигшим совершеннолетнего возраста.

Помимо территориального ограничения на реализацию спиртного, присутствуют и другие. Указ выделяет определенные дни запрета на продажу алкоголя. Май, как последний месяц весны, ассоциируется с ароматным шашлыком и массой праздников. В России официально принято запрещать продажу алкоголя в определенные дни. Когда же действует запрет продажи алкоголя на майские праздники?

25 мая - дата, когда выпускники отмечают окончание школы. Именно в этот день запрещается розничная торговля горячительными напитками. В случае если на календаре воскресенье, то запрет смещается на 24 мая.

Запрет продажи алкоголя на вполне обоснован, ведь нередко выпускники, желая незабываемо отметить окончание школы, в состоянии опьянения совершают массу необдуманных поступков.

Июньские дни трезвости

Мы уже выяснили, когда в мае не удастся приобрести спиртное. Когда это нельзя будет сделать в первый месяц лета? Эффективен ли запрет на продажу алкоголя в праздничные дни?

Запрет на продажу алкоголя в июне также существует. В начале лета, в отличие от мая, выделено три дня трезвости: 1, 12 и 27 июня России и молодежи). В эти алкоголем запрещена.

Запрет на реализацию алкоголя в сентябре

Запрет на продажу алкоголя в праздничные дни вполне обоснован. Как показывает статистика, большинство травм, полученных в связаны с алкогольным опьянением. В сентябре торговля спиртным запрещена в следующие дни: 1, 17 и 11 сентября.

Наказание за нарушение закона

Наказуема. Организации, которые реализуют товар на запрещенной для этого территории, обязаны уплатить штраф за нарушение закона. Сумма колеблется от 50 до 100 000 рублей. Такой штраф накладывается на всю организацию, а для самого руководителя устанавливается отдельная сумма. Обычно это 10% от наказания для всего заведения. Такой штраф распространяется и на те заведения, которые реализуют спиртосодержащий товар в запрещенное для этого время. Помимо территориальных и временных ограничений, наказуемо и распространение алкогольной продукции среди лиц, не достигших 18 лет. Штраф для заведения в таком случае составляет около 400 000 рублей, а для продавца, который продал спиртное несовершеннолетнему, - 35 000.

Цель внедрения закона

Цель законопроекта - снижение уровня алкоголизма. Однако стоит заметить, что такое решение подталкивает многих к нелегальной продаже горячительных напитков. Именно поэтому в последнее время участились случаи отравления некачественной спиртной продукцией. Стоит отметить, что еще одна цель законопроекта - снижение случаев ДТП с участием людей в состоянии алкогольного опьянения. Статистика показывает, что чаще всего такие аварии происходят в ночное время суток. Именно по этой причине законопроект о запрете алкоголя и предусматривает временной барьер на реализацию спиртных напитков.

Нелегальная торговля

Для каждого из нас Всемирная паутина - не только способ найти полезную информацию, но и удобный вариант для совершения покупок. Статистика показывает, что количество интернет-шоперов с каждым годом растет. В Сети с каждым днем появляется огромное количество нелегальной продукции, которую усердно пытаются реализовать аферисты. Среди таких товаров есть и алкоголь. В интернете цена спиртных напитков значительно ниже рыночной, но качественные ли они?

Тщательный мониторинг позволил выяснить, что большинство горячительных напитков, которые реализуются в Сети, не только не имеют лицензии, но и опасны для здоровья человека. В связи с ростом случаев алкогольного отравления некачественными спиртными напитками, приобретенными виртуально, Госдума всерьез задумалась о жестком контроле интернет-продавцов. Законопроект, который предусматривает наказание за нелегальную интернет-торговлю, планируют выпустить уже этой весной.

Временной барьер

Существует множество праздничных дней, когда действует запрет на также играет немалую роль. В котором часу в России невозможно купить спиртное?

Указ запрещает осуществлять торговлю алкоголем с 23:00 до 8:00. Однако почти каждый регион установил собственный временной барьер. Стоит обсудить это подробнее. В Подмосковье торговля спиртным завершается в 21:00, а начинается в 11:00, в то время как, например, в Тульской области совершить покупку можно только с двух часов дня и до десяти часов вечера.

Наиболее жесткие меры приняты в Чеченской республике, поскольку там алкоголь можно приобрести только в течение двух часов в день, а именно с восьми до десяти утра. В некоторых регионах запрет на продажу алкоголя действует и в выходные дни, то есть в субботу и воскресенье приобрести спиртное также невозможно. Среди таких регионов выделяется Ульяновская область.

Порошковый алкоголь

Порошковый алкоголь в России с каждым днем становится более популярным. Это сухая смесь, которая при взаимодействии с водой превращается в спиртной напиток. Обычно данный товар реализуют опять-таки в Сети. Специалисты провели ряд исследований и выяснили, что это наркотическое вещество, которое схоже по вкусу с алкоголем.

В декабре 2015 года Госдума вынесла на рассмотрение предложение запретить продажу порошкового алкоголя. На данный момент законопроект готовится ко всеобщему обнародованию. Как мы говорили ранее, данную смесь чаще всего реализуют в интернете, и именно поэтому в скором времени Госдума установит спецконтроль, который будет предотвращать нелегальную продажу в Сети.

Новый законопроект

Итак, Госдума серьезно принялась за контроль над предприятиями, которые реализуют спиртные напитки. В этом году было предложено разрешить продавать такую продукцию, только в специализированных точках сбыта. Лицензию на продажу сможет получить магазин, который имеет площадь не менее пятидесяти квадратных метров. Также стоит заметить, что помещение должно иметь и вход, и выход. Если магазин находится в сельской местности, то минимальный порог площади составляет двадцать пять квадратных метров.

Противники запретов

В России действует запрет на продажу алкоголя в мае, сентябре, июне и остальных месяцах, а также в определенное время. Однако совсем недавно власти выдвинули предложение снять запрет на реализацию спиртного на определенных территориальных категориях. Они считают, что количество зависимых от алкоголя не уменьшилось, а вот по карману бюджета это существенно ударило.

Министерство здравоохранения не поддерживает такую инициативу. Они считают, что это может спровоцировать рост употребления алкоголя, в том числе и среди молодежи. Это может стать причиной обострения криминальной обстановки.

Запрет на алкоголь в термопластике

Интересно, что с начала этого года вышел новый проект, который запрещает реализовать алкоголь в пластиковых бутылках. Допускается только то спиртное в пластике, которое превышает четыре градуса крепости. В первую очередь этот указ затронет пивные фабрики, которые реализуют свою продукцию именно в такой таре. Однако были приняты поправки, и Госдума разрешила реализовать вино из российского винограда в пластиковых бутылках, но только в том случае, если они правильно упакованы.

Предложение о запрете реализации алкоголя лицам младше 21 года

Российский депутат и губернатор Александр Дрозденко в начале этого года вынес на рассмотрение предложение о введении законопроекта, который предусматривает запрет на реализацию спиртного среди лиц, не достигших возраста 21-го года. Депутат в своем проекте подчеркивает, что это позволит сохранить здоровье граждан Российской Федерации. Для наглядности Александр приводит мировую статистику, в которой страна занимает четвертое место по употреблению горячительных напитков.

Дрозденко считает, что в первую очередь нужно уделять внимание именно молодежи. Нередко подростки не контролируют себя в состоянии алкогольного опьянения и совершают необдуманные, а порой даже опасные для жизни или общества поступки.

Штраф за употребление алкоголя лицом, не достигшим 21-летнего возраста, будет составлять от 500 до тысячи рублей. Заведение, которое реализовало спиртное, будет не только наказано штрафом, но в дальнейшем может вовсе лишиться лицензии.

Целью данного проекта является снижение уровня потребления алкоголя среди молодежи. Как показывает статистика за последний год, средний возраст подростков, которые употребляют алкоголь, составляет четырнадцать лет. Такие данные, безусловно, не радуют.

Исключение

Как мы уже выяснили, алкоголь может приобрести только совершеннолетний гражданин, однако в законе есть и исключения. Спиртные напитки могут продать лицу, которое не достигло восемнадцатилетнего возраста, в случае если подросток открыл свое ЧП или состоит в браке. В такой ситуации несовершеннолетний рассматривается как дееспособный гражданин. Тем не менее об этой поправке знают немногие продавцы и все же не рискуют продавать алкоголь самостоятельным подросткам.

Подводим итоги

Употребление алкоголя - это индивидуальный выбор каждого. Мы узнали, в какие дни запрет на продажу алкоголя действует и какие временные рамки для этого установлены. Данная информация будет интересна каждому ценителю горячительных напитков. Однако мы настоятельно рекомендуем не увлекаться спиртными напитками, а по возможности вовсе от них отказаться. Будьте здоровы!

В 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и алкоголя и об ограничении потребления алкогольной продукции», передает официальный портал администрации президента РФ.

Это огромный пакет поправок, который если не кардинально, то очень существенно меняет регулирование многих аспектов производства, оборота и розничной продажи алкоголя и пива.

В течение нескольких дней мы будем вместе с вами разбирать этот проект.

Сегодня мы публикуем «корневой» материал - полный перечень изменений (переведенный с языка законопроекта на русский, насколько это возможно) с короткими комментариями юриста, а также наглядную таблицу поправок в приложенном файле.

Начиная с завтрашнего дня, мы будем публиковать более компактные тексты, где отдельно остановимся на самых важных поправках, касающихся пива, и дадим юридический комментарий к ним.

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ,

внесенных Федеральным законом от 03.07.2016 № 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

1. Действие закона распространяется на деятельность организаций, связанную с обращением лекарственных препаратов для ветеринарного применения, содержащих этиловый спирт и прошедших государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, и производством, оборотом парфюмерно-косметической продукции, содержащей этиловый спирт и прошедшей государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти.

2. Из-под сферы действия закона № 171-ФЗ выводится обращение спиртосодержащих медицинских изделий, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, за исключением производства спиртосодержащих медицинских изделий в жидком виде с содержанием фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола).

3. Вводится понятие фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) - «фармацевтическая субстанция, определенная в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и содержащая этиловый спирт.»

4. Упраздняется понятие этилового спирта по фармакопейным статьям .

5. Уточняется понятие «спиртосодержащей продукции» в связи с введением специальных понятий «спиртосодержащих лекарственных препаратов» и «спиртосодержащих медицинских изделий»: «спиртосодержащая продукция - пищевая или непищевая продукция, спиртосодержащие лекарственные препараты, спиртосодержащие медицинские изделия с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции».

6. Вводятся специальные понятия «спиртосодержащих лекарственных препаратов » и «спиртосодержащих медицинских изделий »:

7. Уточняется, что не признаются производством алкогольной продукции действия по изготовлению алкогольной продукции путем смешения закупленной алкогольной продукции, содержащейся в потребительской упаковке и маркированной в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, с иной пищевой продукцией или с применением других технологических процессов (настаивание, брожение и другие) в отношении такой алкогольной продукции, совершаемые организацией, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в местах оказания таких услуг.

Примечание юриста: легализируются коктейли и настойки, смешиваемые в общепите.

8. В компетенцию органов государственной власти Российской Федерации (Правительство РФ, Росалкогольрегулирование) относится дополнительно государственный надзор з а использованием основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации , в связи с введением самого института такой государственной регистрации.

9. В компетенцию органов государственной власти Российской Федерации (Правительство РФ, Росалкогольрегулирование) относится дополнительно утверждение перечня поселений, в которых отсутствует точка доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (в настоящее время это относится к полномочиям органов госвласти субъектов), из полномочий органов госвласти субъектов РФ исключается утверждение перечня поселений, в которых отсутствует точка доступа в Интернет в связи с передачей указанных полномочий Росалкогольрегулированию.

10. Устанавливается, что основное технологическое оборудование для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий не подлежит оснащению автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции .

11. Устанавливается, что основное технологическое оборудование организаций, осуществляющих производство фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и спиртосодержащих медицинских изделий должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему.

12. Устанавливается, что основное технологическое оборудование организаций, осуществляющих производство фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и спиртосодержащих медицинских изделий должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), объема фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) и быть опломбированы (опечатаны) Росалкогольрегулированием. Устанавливается, что программно-аппаратные средства этих организаций должны обеспечивать прием и передачу информации, полученной с использованием автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), объема фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), об объеме ее производства, поставки и (или) использования для собственных нужд.

13. Устанавливается, что перечень поселений, в которых отсутствует точка доступа в Интернет, определяется Правительством Российской Федерации (в настоящее время - определяется законом субъекта Российской Федерации).

Примечание юриста: приписка в комментируемой статье закона «, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации», не нося императивного (обязательного к исполнению) характера являет собой очевидный пример несовершенства юридической техники законопроекта, обретшего статус закона.

14. Устанавливается, что требование об оснащении основного технологического оборудования техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему не распространяется на учет объема производства и (или) оборота спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий.

15. Устанавливается, что требование о полной переработке и (или) утилизации барды (основного отхода спиртового производства) на очистных сооружениях не применяется к производству фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола).

16. Исключается необходимость представления уведомления при закупке фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), в объеме, превышающем 200 декалитров в год , в целях производства алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) использования для собственных нужд.

Примечание юриста : похоже, что в законе не хватает одной закрывающей скобки после слова «(этанола)».

17. Исключается необходимость наличия сопроводительных документов, предусмотренных законом № 171-ФЗ, при обороте фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) .

18. Законодательная новелла: устанавливаются основания для отказа в выдаче федеральных специальных марок (пункт 7 статьи 12).

19. Устанавливается обязанность организаций, осуществляющих производство фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) для производства спиртосодержащих медицинских изделий, осуществлять учет и декларирование объема производства, поставки и (или) использования для собственных нужд фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), вне зависимости от объема производства и (или) оборота - в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

20. Устанавливаются дополнительные основания для принятия Росалкогольрегулированием решения о недопустимости использования основного технологического оборудования для производства пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи без оснащения автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции :

1)Выявление несоответствия представленного расчета производственной мощности порядку составления расчета производственной мощности и его форме;

2)отсутствие сертификата соответствия или декларации о соответствии основного технологического оборудования, выданных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3)неоснащенность основного технологического оборудования техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота в единую государственную автоматизированную информационную систему (в части обязанности учета оборота пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи);

4)отсутствие у организации вещного права (права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления) на основное технологическое оборудование для производства пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи;

5)отсутствие технических документов (технических условий, технологических инструкций, рецептур и других), в соответствии с которыми осуществляется производство пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с учетом требований статьи 2 настоящего Федерального закона.

Примечание юриста: учитывая пространность и общий «понятийный» характер статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ, основание, указанное в пункте 5) вышеприведенного перечня выглядит явно драконовской мерой, тем более учитывая отсутствие границ ее использования - норма допускает субъективизм в оценках, а потому отчетливо вредна. К тому же, проверку соблюдения ТУ, рецептур и проч. - резонно осуществлять в процессе текущего контроля.

21. Законодательная новелла - вводится институт аннулирования Росалкогольрегулированием решения о допустимости использования основного технологического оборудования для производства пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, в случаях:

1) прекращения деятельности (ликвидации) организации,

2) превышения производственной мощности 300 тысяч декалитров в год.

22. Законодательная новелла - вводится обязательность и устанавливается порядок государственной регистрации основного технологического оборудования для производства этилового спирта (за исключением основного технологического оборудования для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола)) с производственной мощностью более 4000 декалитров.

Примечание юриста: похоже, что в законе не хватает одной закрывающей скобки после слова «(этанола)».

23. Законодательные новеллы в области розничной продажи алкогольной продукции (новая редакция статьи 16):

23.1. Разделяются понятия розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания .

23.2. Устанавливается, что розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также вина, игристого вина (шампанского), произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями может осуществляться не только организациями.

23.3. Устанавливается, что розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания может осуществляться организациями и индивидуальными предпринимателями .

23.4. Устанавливается, что розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания , за исключением определенных случаев, не допускаются :

1) в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, находящихся во владении и пользовании:

Образовательных организаций;

Индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) организаций, осуществляющих обучение;

Юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области культуры (запрет не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в концертных и театральных залах, парках) .

Отдельно предусматривается, что запрет на розничную продажу алкогольной продукции, указанный в подпункте 1 пункта 2 статьи 16, действует в отношении зданий, строений, сооружений и помещений, используемых для непосредственного осуществления соответствующих видов деятельности .

Примечание юриста: подпункт 1 пункта 2 статьи 16 страдает, на наш взгляд, как минимум следующими существенными недостатками:

i ) что такое деятельность в области культуры - нормативно не определено (в соответствии ли с ОКВЭД, или что-либо иное?), в отличие, например, от образовательных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность или организаций, осуществляющих обучение - соответствующие термины четко определены Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», или от медицинской деятельности - определяемой согласно Постановления Правительства от 16.04.2012 № 219 «О лицензировании медицинской деятельности…» - хотя и по поводу отнесения хозяйствующих субъектов, осуществляющих соответствующие виды деятельности также стоило бы внести законодательную определенность ;

ii ) что такое непосредственное осуществление соответствующих видов деятельности - законодательно не определено (более-менее можно было бы понять, если бы было указано, что по адресам, указанным в приложении к лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности - как это предусмотрено для образовательных организаций или для медицинской деятельности, но деятельность в области культуры лицензированию не подлежит, и поэтому такой вариант также не подходит); предложенная формулировка однозначно вызовет массу правоприменительных споров в силу ее недостаточной определенности;

iii ) буквальное содержание последнего абзаца подпункта 1 пункта 2 статьи 16 следующее: «Запрет на розничную продажу алкогольной продукции , указанный в настоящем подпункте, действует в отношении зданий, строений, сооружений и помещений, используемых для непосредственного осуществления соответствующих видов деятельности». Исходя из вводимого самим законом разграничения понятий розничной торговли и розничной торговли в общепите, это означает, что розничная торговля алкоголем в общепите запрещается не только в местах «непосредственного осуществления соответствующих видов деятельности», но и во всех прочих местах расположения указанных субъектов деятельности.

2) на спортивных сооружениях, которые являются объектами недвижимости и права на которые зарегистрированы в установленном порядке

Примечание юриста: Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», содержит определение спортивного сооружения как инженерно-строительного объекта, созданного для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий и имеющего пространственно-территориальные границы .

3) на оптовых и розничных рынках,

На розничную продажу сельскохозяйственными товаропроизводителями на сельскохозяйственных рынках и сельскохозяйственных кооперативных рынках произведенных ими вина, игристого вина (шампанского);

На розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента готовой продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания;

Примечание юриста: положение закона страдает неопределенностью: если понятие розничного рынка как имущественного комплекса, предназначенного для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места худо-бедно определено Федеральным законом от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», то понятие «оптовый рынок » нормативно не урегулировано.

4) на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях, при этом указанный запрет не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания на железнодорожном, водном и воздушном транспорте общего пользования междугороднего и международного сообщения, а также на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, не относящемся к транспорту общего пользования;

5) на боевых позициях войск, полигонах, узлах связи, в расположении воинских частей, на специальных технологических комплексах, в зданиях и сооружениях, предназначенных для управления войсками, размещения и хранения военной техники, военного имущества и оборудования, испытания вооружения, а также в зданиях и сооружениях производственных и научно-исследовательских организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, обеспечивающих оборону и безопасность Российской Федерации;

6) на вокзалах, в аэропортах, при этом указанный запрет не распространяется:

- на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, если указанная продукция размещена на бортах водных и воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

- на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую в магазинах беспошлинной торговли;

- на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания.

7) в местах нахождения источников повышенной опасности, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

8) в местах массового скопления граждан в период проведения публичных мероприятий, организуемых в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», и на прилегающих к таким местам территориях, границы которых устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при согласовании проведения таких мероприятий ;

9) в нестационарных торговых объектах, при этом указанный запрет не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента готовой продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания;

10) на территориях, прилегающих:

к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования);

к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и пользовании организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних;

к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и пользовании юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность или осуществляющих медицинскую деятельность наряду с основной (уставной) деятельностью на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за исключением видов медицинской деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации ;

к спортивным сооружениям, которые являются объектами недвижимости и права на которые зарегистрированы в установленном порядке, при этом указанный запрет не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, за исключением времени проведения детско-юношеских спортивных мероприятий ;

к местам, указанным в подпунктах 5 - 7 настоящего пункта.

Запрет на розничную продажу алкогольной продукции, установленный абзацами вторым - четвертым настоящего подпункта, распространяется на территории, прилегающие к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, в которых непосредственно осуществляются соответствующие виды деятельности ;

Примечание юриста: замечания относительно последнего абзаца подпункта 10 пункта 2 статьи 16 аналогичны замечаниям, изложенным в пункте iii примечаний к подпункту 1 пункта 2 статьи 16.

11) несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции (продавца), сомнения в достижении покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, позволяющий установить возраст этого покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

12) без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона;

13) без предоставления покупателю документа с наличием на нем штрихового кода, содержащего сведения по перечню, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о факте фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона;

14) дистанционным способом;

15) в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров с 1 июля 2017 года.

23.5. Устанавливается, что розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания допускается только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные) (далее - объект общественного питания), вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах), а также на водных судах, воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте, с условием вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).

Примечание юриста: предложенная законом норма некорректна, поскольку отсутствует нормативно закрепленное понятие «зал обслуживания потребителей».

Исключение составляют:

Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в условиях выездного обслуживания при соблюдении определенных условий.

Примечание юриста: ссылка в указанном пункте закона на пункт 7 статьи 16 невнятна: судя по всему, под соблюдением условий выездного обслуживания являются: «потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в организациях, у крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, признаваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями, потребление (распитие) пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, приобретенных у индивидуальных предпринимателей, при оказании этими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в местах оказания таких услуг», но как это применять на практике, непонятно.

При этом осуществление выездного облуживания организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, допускается только при условии представления в соответствии с формой и правилами , установленными Правительством Российской Федерации, такой организацией в лицензирующий орган уведомления о дате, времени и месте осуществления выездного обслуживания . По усмотрению организации общественного питания уведомления могут быть представлены как на бумажном носителе, так и в форме электронных документов

Продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания через мини-бары, находящиеся в гостиничном номере.

23.6. В объектах общественного питания, в вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах), на водных судах и воздушных судах не допускается розничная продажа алкогольной продукции, за исключением случаев:

- розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, если указанная продукция размещена на бортах водных и воздушных судов (на воздушных судах допускается только при условии представления в лицензирующий орган уведомления о дате, времени и месте осуществления выездного обслуживания) в качестве припасов в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

- розничной продажи алкогольной продукции, связанной с оказанием услуг общественного питания.

23.7. Устанавливается, что границы прилегающих территорий определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.

23.8. Устанавливается, что не допускается потребление (распитие) алкогольной продукции несовершеннолетними, а также в местах, указанных в подпунктах 1 - 9 пункта 2 статьи 16, в других общественных местах , в том числе во дворах, в подъездах, на лестницах, лестничных площадках, в лифтах жилых домов, на детских площадках, в зонах рекреационного назначения (в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом), за исключением потребления (распития) алкогольной продукции, приобретенной в организациях, у крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, признаваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями, потребления (распития) пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, приобретенных у индивидуальных предпринимателей, при оказании этими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в местах оказания таких услуг, при этом особо отмечается, что потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в объекте общественного питания, допускается только в данном объекте .

Примечание юриста:

i ) формулировка статьи, касающаяся «других общественных мест», как и в действующей редакции, страдает юридической неопределенностью в силу отсутствия нормативного понятия «общественного места»;

ii ) непонятно, как определить объект общественного питания в условиях выездного обслуживания, возможность которого допускается иными положениями закона/.

23.9. Устанавливается обязанность органов государственной власти субъекта Российской Федерации , уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, если соответствующие полномочия переданы органам местного самоуправления, информировать органы местного самоуправления о расположенных на территории соответствующего муниципального образования организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также об организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, индивидуальных предпринимателях, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, и о признаваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих розничную продажу вина (игристого вина), при оказании этими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания. Порядок такого информирования устанавливают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

23.10. Устанавливается обязанность органов местного самоуправления одновременно с официальным опубликованием муниципального правового акта об определении границ прилегающих территорий, информировать о нем расположенные на территории соответствующего муниципального образования организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, и признаваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу вина (игристого вина), при оказании этими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания. Порядок такого информирования устанавливают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

23.11. Устанавливается обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации представлять в федеральный орган исполнительной власти , осуществляющий лицензирование розничной продажи вина, игристого вина (шампанского), осуществляемой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, по запросу данного органа сведения о прилегающих территориях , в форме электронных документов в трехдневный срок со дня получения запроса.

23.12. Уточняется, что организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров по каждому месту нахождения обособленного подразделения.

23.13. Уточняется, что организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в сельских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 25 квадратных метров по каждому месту нахождения обособленного подразделения .

23.14. Устанавливается, что организации, осуществляющие розничную продажу пива , пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения .

23.15. Устанавливается, что требования о наличии отдельных складских помещений для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу соответствующей алкогольной продукции, не распространяются на розничную продажу алкогольной продукции магазинами беспошлинной торговли .

23.16. Устанавливается, что организации , осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции) при оказании услуг общественного питания, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные объекты общественного питания .

23.17. Устанавливается, что организации , осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции при оказании услуг общественного питания, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива , пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде объект общественного питания, который планируется использовать для предоставления услуг общественного питания .

Примечание юриста: формулировка статьи, касающаяся «объекта общественного питания» некорректна, страдает юридической неопределенностью в силу отсутствия нормативного понятия «объекта общественного питания».

23.18. Устанавливается, что розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляются с применением контрольно-кассовой техники .

Примечание юриста: норма закона относительно императивности использования контрольно-кассовой техники при розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания неизбежно приведет к конфликту норм изменяемого закона № 171-ФЗ с нормами Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", в частности, с императивно предусмотренным пунктом 2.1 статьи 2 указанного закона правом плательщиков единого налога на вмененный доход не использовать контрольно-кассовую технику при осуществлении денежных расчетов с населением по тем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых законами субъектов Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения .

23.19. Устанавливается, что если место нахождения стационарного торгового объекта организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, или место нахождения объекта общественного питания организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в период действия лицензии перестает соответствовать особым требованиям к розничной продаже алкогольной продукции в части прилегающей территории , такие организации вправе продолжать осуществлять деятельность по розничной продаже алкогольной продукции или розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в указанных стационарном торговом объекте или объекте общественного питания и возникшие ограничения к ним не применяются . В этом случае дальнейшее продление срока действия лицензии производится лицензирующим органом без учета возникших в течение срока действия лицензии ограничений в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для выдачи, продления и переоформления лицензии на розничную продажу алкогольной продукции или лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, но не более чем на пять лет .

24. Законодательные новеллы в части лицензирования:

24.1. Устанавливается, что лицензированию не подлежат производства и оборот :

1) фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола),

24.2.Устанавливается раздельное лицензирование розничной продажи алкогольной продукции (лицензия включает в себя закупки (без импорта), хранение и розничную реализацию), и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (лицензия включает в себя закупки (без импорта), хранение (в том числе во вскрытой потребительской таре), использование для изготовления алкогольных напитков, кулинарных блюд, спиртосодержащей пищевой продукции и иной пищевой продукции, отпуск алкогольной продукции потребителю в открытой потребительской таре или в розлив, осуществляемые при оказании услуг общественного питания).

24.3. Устанавливается, что лицензия на производство, хранение, поставки и розничную продажу произведенной сельскохозяйственными производителями винодельческой продукции предусматривает право на розничную продажу указанной продукции при оказании услуг общественного питания .

24.3. Устанавливается, что в случае указания в лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в качестве места осуществления деятельности конкретного водного судна или вагона-ресторана (вагона-кафе, вагона-буфета) организация вправе осуществлять в нем розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на всем пути следования водного судна или данного вагона-ресторана (вагона-кафе, вагона-буфета), входящего в состав поезда дальнего следования.

24.4. Устанавливается дополнительное требование к комплекту документов для получения лицензии на производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением виноделов): вводится необходимость представления в лицензирующий орган копии документа, подтверждающего значение координат характерных точек границ земельного участка места осуществления деятельности заявителя (кадастрового паспорта) . Указанный документ может быть представлен непосредственно заявителем, либо получен по межведомственному запросу лицензирующего органа из Росреестра.

Примечание юриста: пункт 4 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»: «4. Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.»

24.5. Детализируется порядок представления документов на получение лицензий на розничную продажу алкогольной продукции в условиях таможенной процедуры беспошлинной торговли на водных и воздушных судах - вместо места нахождения обособленного подразделения в заявлении о выдаче лицензии необходимо будет указывать данные транспортного средства .

24.6. Устанавливается перечень и требования к документам, предъявляемым заявителем для получениям лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в связи с введением раздельного лицензирования розничной торговли алкоголем и розничной торговли алкоголем в общепите (согласно пункта 3.2-2 статьи 19).

24.8. Устанавливается, что не является основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции наличие у заявителя на первое число месяца задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, если эта задолженность была погашена на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии .

24.9. Устанавливается, что одним из оснований для отказа в выдаче лицензии является выявление в представленных документах недостоверной, искаженной, а также неполной информации в случае, если такая неполная информация не позволяет установить соответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным законом .

24.10. Дополняется перечень оснований для приостановления действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции следующими случаями:

1) фальсификация сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и (или) оборота такой продукции (в том числе путем дублирования)

2) наличие поступившей из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, информации о совершении налогового правонарушения в виде указания в налоговой декларации по акцизам на алкогольную продукцию недостоверных (ложных) сведений, повлекших занижение исчисленной суммы акциза (указанная представляется Федеральной налоговой службой по межведомственному запросу лицензирующего органа).

24.11. Вводится новое основание для аннулирования решением суда лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: розничная продажа алкогольной продукции при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по одному месту осуществления лицензируемой деятельности.

24.12. Устанавливается порядок и условия оформления и выдачи временного разрешения лицензиату, осуществляющему полный цикл производства дистиллятов и (или) осуществляющему хранение винодельческой продукции с неоконченной выдержкой , в случае незавершенности начатого в период действия лицензии и до момента прекращения срока действия лицензии полного цикла производства дистиллятов или выдержки винодельческой продукции; временное разрешение предоставляет заявителю право на завершение полного цикла дистиллятов или право на завершение выдержки винодельческой продукции, а также право на хранение и поставку дистиллятов или винодельческой продукции.

24.13. Устанавливается, что завершение начатого в период действия лицензии полного цикла производства дистиллятов и (или) выдержки винодельческой продукции, хранение и поставки произведенных дистиллятов или винодельческой продукции осуществляются под контролем лицензирующего органа.

24.14. Устанавливается право лицензирующего органа проводить документарные проверки и внеплановые выездные проверки без согласования с органами прокуратуры в случаях представления лицензиатом заявления о выдаче временного разрешения, и устанавливается порядок проведения таких проверок.

24.15. Дополнительно предусматривается изъятие из незаконного оборота:

1) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования;

2) основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, являющегося бесхозяйным имуществом;

3) автомобильного транспорта, используемого для перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящихся в незаконном обороте;

4) основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, в случаях, если:

Такое оборудование не зарегистрировано в установленном порядке;

Такое оборудование не законсервировано или не расконсервировано в установленном порядке;

5) алкогольной и спиртосодержащей продукции, произведенной с использованием фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), за исключением спиртосодержащих лекарственных препаратов и спиртосодержащих медицинских изделий.

24.16. Предусматривается вывоз, хранение вне места изъятия и последующее уничтожение изъятой алкогольной и спиртосодержащей продукции, произведенной с использованием фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) , за исключением спиртосодержащих лекарственных препаратов и спиртосодержащих медицинских изделий.

24.17. Предусматривается демонтаж, вывоз, хранение вне места изъятия и последующая утилизация изъятого основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации , в случаях, если:

Такое оборудование не зарегистрировано в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

Такое оборудование не законсервировано или не расконсервировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

24.18. Запрещается в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования.

24.19. Запрещается в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции использование основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не принадлежащего организации на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления , за исключением использования основного технологического оборудования для производства вина, игристого вина (шампанского) сельскохозяйственными товаропроизводителями из собственного винограда.

24.20. Запрещается в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции розничная продажа алкогольной продукции с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования .

24.21. Дополнительно запрещаются в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:

1) розничная продажа алкогольной продукции при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по одному месту осуществления лицензируемой деятельности;

2) использование обособленным подразделением организации основного технологического оборудования для производства пива, пивных напитков, не оснащенного автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, для производства иной алкогольной продукции;

3) эксплуатация оборудования для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) при отсутствии или повреждении пломб на автоматических средствах измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, опломбированных (опечатанных) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

4) использование и (или) владение основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта, которое не зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке и (или) не законсервировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Изменения в «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ:

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП «Нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции» заменяется составом «Нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции ».

Примечание юриста: учитывая вводимое законопроектом разделение понятий розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции в общепите - розничная продажа алкогольной продукции в общепите выводится из-под действия указанного пункта статьи 14.16 КоАП, хотя нельзя исключить и расширительного толкования судами и административными органами этого пункта .

Санкция за правонарушение остается прежней - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Изменения в Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

Примечание юриста: внесенные законом № 261-ФЗ изменения носят, строго говоря, технический характер, но не могу не обратить внимание на то, что в соответствии с подпунктом 2) статьи 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 261-ФЗ признается утратившим силу абзац двенадцатый пункта 1 статьи 6 Федерального закон а от 29.06.2015 № 182-ФЗ . Однако, в этом законе всего три статьи, и поэтому, что именно изменяется - попросту неизвестно!!!

Отдельные положения закона, связанные с его принятием

1. Устанавливается, что в целях осуществления государственной регистрации основное технологическое оборудование для производства этилового спирта (за исключением основного технологического оборудования для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) подлежит инвентаризации, в связи с чем до 1 июля 2017 года лица, владеющие основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, на правах собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды, залога, а также лица, осуществляющие хранение основного технологического оборудования для производства этилового спирта, не принадлежащего им на праве собственности, обязаны провести его инвентаризацию и представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, уведомление в порядке, предусмотренном статьей 6 закона.

2. Устанавливается, что организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе в условиях выездного обслуживания, вправе осуществлять указанную деятельность на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, которая выдана до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до окончания срока ее действия (статья 7 закона).