Происхождение и сущность финансов, их взаимосвязь с другими экономическими категориями. Финансы: понятие, формы Финансы влияют на

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Выпуск безналичных денег в оборот. Единая природа наличных и безналичных денег, обусловливающая единство и взаимосвязь их эмиссионных процессов. Виды денежных средств, дополнительно поступающих в оборот. Депозитная, банкнотная и бюджетная эмиссия денег.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2014

    Сущность, функции, виды и роль денег в экономике. Теории денег и их эволюция. Денежные системы. Характеристика развития современного типа денежной массы. Эмиссия денег. Денежные системы СССР и Российской Федерации. Сравнительный анализ.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2007

    Эмиссия денег. Роль резервных фондов и оборотных касс в эмиссии наличных денег. Расчетно-кассовые центры. Элементы денежной системы в Российской Федерации и их характеристика. Корректирующая инфляция, условия ее применения. Отличия кредита от денег.

    контрольная работа , добавлен 06.01.2013

    Специфика эмиссии и выпуска денег в хозяйственный оборот. Понятия "выпуск денег" и "эмиссия денег", основные формы эмиссии. Основные задачи национальной платежной системы. Особенности безналичных расчетов в банках. Основные элементы денежной системы.

    реферат , добавлен 01.05.2011

    История возникновения денег. Сущность денег, формы её проявления. Основные функции денег. Понятие денежных агрегатов, их характеристика. Мера стоимости денег, скорость их обращения денег. Экономическое значение денег. Эмиссия наличных и безналичных денег.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2012

    Роль денег в рыночной экономике, функции денег. Понятие денежной массы и денежного оборота. Кредитно-денежная политика. Становление денежной системы России. Виды денежных знаков. Методы регулирования денежного обращения. Анализ денежной системы США.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2008

    Этапы исторического развития денежных единиц. Основные функции и роль денег в экономике, их виды и теории. Сущность денежного обращения, влияющие на его скорость факторы. Задачи и виды эмиссии денег. Особенности денежной системы в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2013

Итак, финансы представляют собой экономические отношения, связанные аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения государством своих функций и задачи обеспечения условий для расширенного воспроизводства.

Следовательно, финансовая деятельность государства представляет собой деятельность государства по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих его бесперебойное функционирование и развитие.

Под централизованными финансами понимают экономические отношения, связанные с образованием и использованием фондов денежных средств, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах.

Иными словами, к централизованным фондам денежных средств, или централизованным финансам, относятся те денежные средства государства, которые поступают в его распоряжение как властвующего субъекта. К таким фондам относятся: во-первых, денежные средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе; во-вторых, внебюджетные централизованные фонды государства; в-третьих, государственное страхование; в-четвертых, государственный, в том числе банковский, кредит.

Под децентрализованными финансами понимают денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий. То есть к децентрализованным финансам относятся финансы предприятий и организаций всех форм собственности, образуемые как за счет собственных ресурсов, так и бюджетными ассигнованиями, атакже отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды.

Финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений, поэтому роль и значение финансов зависят прежде всего от того, какое место занимают денежные отношения в экономических отношениях.

Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, это орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Главное предназначение финансов - путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие между следующими субъектами:

а) предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

б) предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

в) государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

г) предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

д) отдельными звеньями бюджетной системы;

е) страховыми организациями, предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба.

Финансы также выражают денежные отношения, опосредующие кругообращение фондов предприятий.

Роль государства в аккумуляции, регулировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных денежных средств особенно возрастает в переходный период к рыночной системе хозяйствования. Что касается централизованных фондов, то в отношении них государство выступает как властвующий субъект и может обеспечить свои доходы через принудительную систему - налогов, пошлин, различных сборов, эмиссии денег и т.д.

Другое дело - децентрализованные фонды. В отношении них государственное регулирование выражается совсем по-иному. И уж совсем иное отношение должно быть к финансам частных предпринимателей, поскольку частные финансы - их состояния и динамика - подчиняются законам рыночной экономики.

Любая финансовая деятельность государства связана с расходами и доходами. В случае, когда расходы превышают доходы, государство для покрытия необходимых расходов вынуждено искать дополнительные источники денежных средств - банковский или государственный кредит, выпуск в обращение ценных бумаг и проч. Поэтому именно состояние финансов отражает процессы, происходящие в государстве, причем не только в области экономики и социальных процессов, но в сферах политики, демографии, экологии и т.д.

Без перераспределения финансовых средств невозможно провести практически ни одного мероприятие в государстве. Иными словами, проведение любых мероприятий в государстве связано с его финансовой деятельностью. И именно поэтому необходимы те правовые основы, которые бы регулировали проведение финансовой деятельности государства, поскольку осуществляется она, естественно, в правовой форме.

Без участия финансов не может быть распределен национальный доход, являющийся главным материальным источником денежных доходов и фондов. С учетом объемов национального дохода и его отдельных частей - фонда потребления и фонда накопления - определяются пропорции развития экономики и ее структура. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер.

Как уже говорилось, состояние финансов отражает, определяет состояние экономики страны.

Основное условие роста финансовых ресурсов - увеличение национального дохода. Финансы и финансовые ресурсы - понятия не тождественные. Сами по себе финансовые ресурсы не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансы во многом зависят от финансовой политики государства. Сущность же финансов проявляется в их функциях. Назовем четыре функции финансов: распределительная, контрольная, регулирующая и стабилизационная и характеризуем каждую из них в отдельности.

Основные функции финансов две: распределительная и контрольная, которые осуществляются финансами одновременно. И это естественно, поскольку каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Распределительная функция финансов означает их участие в распределении национального дохода, заключающееся в создании так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы образуются при распределении национального дохода среди участников материального производства и делятся на две группы: 1) зарплата рабочих и служащих, доходы фермеров, крестьян; и 2) доходы предприятий сферы материального производства.

Дальнейшее перераспределение национального дохода связано: а) с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; б) с наличием не только производственной, но и непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (здравоохранение, просвещение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление); в) с перераспределением доходов между различными социальными группами населения. В итоге формируются вторичные, или производные доходы, доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги.

Следовательно, перераспределение национального дохода происходит между:

Производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства;

Отраслями материального производства;

Отдельными регионами страны;

Формами собственности;

Социальными группами населения.

Конечная цель распределения и перераспределения национально дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, - развитие производительных сил, создание рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечение высокого уровня жизни широких слоев населения. Роль финансов при этом подчинена задачам повышения материальной заинтересованности коллективов предприятий и организаций, а также работников в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении высоких результатов при наименьших затратах.

Контрольная функция. Финансы, являясь инструментом аккумуляции и использования денежных доходов и фондов, объективно отражают процесс распределения и перераспределения национального дохода и ВВП по соответствующим фондам, контролируют их расходование по целевому назначению.

Финансовый контроль в условиях перехода на рыночные отношения направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех отраслях народного хозяйства. Финансовый контроль охватывает как производственную, так и непроизводственную сферы. Он охватывает весь комплекс тех хозяйственных отношений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования.

Финансовый контроль - важное средство обеспечения законности финансовой и хозяйственной деятельности. Призванный предупреждать финансовые и экономические преступления, он стоит на страже товарно-материальных ценностей и денежных средств государства. Особое значение финансовый контроль приобретает в настоящее время, когда очень четко проявляется тенденция роста «беловоротничковой» экономической преступности.

Таким образом, финансовый контроль - это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Другими словами, важнейшая задача финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам (Подробнее см. главу «Финансовый контроль, его сущность и виды»).

Контрольная функция финансов проявляется также через деятельность финансовых органов. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами, в частности, органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами, в большой степени зависит от их взаимодействия, координации совместной деятельности, а также от сотрудничества с правоохранительными органами.

Регулирующая функция финансов связана с вмешательством государства через финансы - государственные расходы, налоги, государственный кредит - в процесс воспроизводства. Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование отдельных предприятий и отраслей, социальных мероприятий и проведение налоговой политики.

Стабилизационная функция финансов заключается в обеспечении всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильными экономическими и социальными условиями. Эту функцию финансы должны выполнять в условиях перехода и развития рыночных отношений.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, который включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. Особое значение имеет при этом фактор стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики.

Один из важных элементов финансового механизма - финансовое планирование, которое в первую очередь относится к бюджетному планированию.

В Российской Федерации разрабатывается перспективный финансовый план на базе бюджета на текущий год. Его целями являются следующие:

а) информирование законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;

б) комплексное прогнозирование финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;

в) выявление необходимости и возможности осуществления перспективных мер в области финансовой политики;

г) отслеживание долгосрочных негативных тенденций для своевременного принятия соответствующих мер.

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года:

1-й год - год, на который составляется бюджет;

2-й и 3-й годы - плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты данной экономической политики.

Сущность финансов как экономической категории в том, что финансы всегда имели денежную форму выражения.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие между:

  1. предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;
  2. предприятием и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении;
  3. государством и предприятием при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансированием расходов ;
  4. государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;
  5. предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
  6. отдельными звеньями бюджетной системы;
  7. страховыми организациями и предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая;
  8. денежные отношения, опосредствующие кругооборот фондов предприятий.

Финансы отражают процесс движения денег в наличной и безналичной формах, кроме того, движение всех инвестиционных ценностей, заменяющих в какой-то определенный момент времени денежные средства (ценные бумаги , драгоценные металлы и камни, объекты вложения капитала).

Финансы - неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода страны (вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства). Финансы воздействуют на производство, распределение и потреблениеи носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

По своему материальному содержанию финансы -это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны. Главное условие роста финансовых ресурсов - увеличение национального дохода. Хотя финансы относятся к базисной категории, они во многом зависят от проводимой правительствами финансовой политики.

Финансы - это прежде всего распределительная категория. С их помощью осуществляется вторичное распределение или перераспределение национального дохода.

Социально-экономическая сущность финансовых отношений заключается в исследовании, за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

В современных условиях финансовые отношения подразделяют на:

  1. государственные финансы;
  2. финансы коммерческих организаций .

Основные признаки государственных финансов:

  1. денежные отношения между двумя субъектами (где нет денег, не может быть финансов);
  2. субъекты обладают различными правами , один из них (государство) обладает особыми полномочиями;
  3. в процессе этих отношений формируется государственный бюджет ;
  4. регулярное поступление средств в бюджет обеспечено законодательством.

Сущность финансов, как и любой экономической категории, выражается в их функциях.

предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей,реализации продуктов и услуг;

предприятиями и вышестоящими органами, при создании централизованных фондов денежных средств и их распределения;

государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджет;

государством и гражданами при внесении ими налогов и других платежей;

предприятиями и гражданами и внебюджетными фондами при внесении ими платежей и получении ресурсов;

отдельными звеньями бюджетной системы;

органами имущественного и личного страхования,предприятиями и населением,при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая.

Сущность финансов проявляется в их функциях,а финансы выполняют2 основные функции:распределительную и контрольную.

Распределительная функция проявляется при распределении НД (национального дохода), когда происходит создание так называемых первичных фондов. Их сумма равна НД. Первичные доходы формируются при распределении НД среди участников материального производства.Они делятся на 2 группы:

зарплата рабочих, служащих;

Сущность и роль госбюджета определяются способом производства,функциями государства.Сущность госбюджета раскрывается наиболее полно в 3-х направлениях:

1.Бюджет – это основной финансовый план государства.

2.Бюджет – самый крупный централизованный денежный фонд страны.

3.Бюджет является выражением экономических денежных распределительных отношений, т.е. он является частью системы финансов,представляет собой централизованные финансы.

К задачам бюджета можно отнести:

Образование бюджетного фонда (бюджетные доходы).

Использование бюджетного фонда (бюджетные расходы).

Контроль.

Государственная бюджетная система РФ включает три звена:

федеральный бюджет;

бюджеты субъектов федерации;

местные бюджеты.

Все эти бюджеты функционируют автономно.Основные средства концентрируются в федеральном бюджете.

Федеральный бюджет – ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории(налоги, государственный кредит, государственные расходы).

Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием(Парламентом)Российской Федерации.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 33. Финансы выражают денежные отношения,которые возникают между::

  1. Роль финансового менеджмента в управлении финансами организаций. Цель, задачи и функции финансового менеджмента.

Термин finansia возник в XIII-XV вв. В торговых рядах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж.

Финансы это деньги и денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охваты­ваемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе обще­ственного воспроизводства определяются экономическим строем об­щества, природой и функциями государства.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денеж­ные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отноше­ния.

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Финансы - экономический инстру­мент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за об­разованием и использованием фондов денежных средств.

Главное их назначение в том, чтобы путем образования де­нежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и конт­роль за расходованием финансовых ресурсов.

По своему материальному содержанию финансы - это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие собой финансовые ресурсы страны, главное условие роста которых - увеличение национального дохода. Следует разделять понятия - финансы и финансовые ресурсы, - поскольку сами по себе финансовые ресурсы не определяют ни сущности финансов, не раскрывают ни их внутреннего содержания, ни их общественного значения.

Финансы - это, прежде всего, распределительная категория.

С их помощью осуществляется вторичное распределение и перераспределение национального дохода.

Социально-экономическая сущность финансовых отноше­ний заключается в исследовании - за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

В процессе исторического развития сущность перераспределительных процессов существенно изменилась. Это, прежде всего, выразилось в крупной доле средств, направляемых на социальные цели. В связи с требованиями научно-технической революции особенно возросли расходы на образование. Получили зна­чительное развитие внебюджетные социальные фонды.

Таким образом, финансы - это распределительная катего­рия.

Вместе с тем следует отметить, что распределительные про­цессы происходят не только через финансы, но и путем использо­вания цен и кредита.

Сущность финансов, как и каждой экономической категории, проявляется в их функциях. Финансы выполняют функции, ресурсо или фондообразующую, распределительную и контрольную и регулирующую. Эти функции выполняются финансами параллельно во времени, так как каждая финансовая операция включает, с одной стороны, формирование и распределение общественного продукта и национального дохода, а с другой - контроль за этим распределением.

Фондообразующая функция финансов заключается в формировании фондов денежных средств.

Распределительная функция финансов связана с распределением ВВП и его общей части - национального дохода. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен.

Финансовые взаимоотношения создаются на стадиях распределения и перераспределения национального дохода. Первичное распределение осуществляется по месту возникновения национального дохода, т.е. в области материального производства. Распределение происходит посредством финансов на основе ряда параметров, устанавливаемых государством, ставки, нормы, тарифы, платежи, отчисления и т.д.

Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной. Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Основное назначение контроля - содействовать наиболее рациональному использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью повышения эффективности общественного производства.

Помимо распределительной и контрольной функций, финан­сы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроиз­водства.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма.

Фи­нансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентра­лизованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансо­вый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и др.