15 апреля церковный праздник. Первое воскресенье после пасхи в церковном календаре носит название антипасхи

Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы.

На утрене величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго». «Ангельский собор» не поется. По Евангелии – «Воскресение Христово видевше» трижды (так во все воскресные дни до отдания Пасхи). Канон праздника (Недели Фоминой, а не пасхальный). Катавасия «Воскресения день…».
С этого дня до отдания Пасхи на всех службах, которые начинаются с возгласа священника, а также перед началом шестопсалмия трижды поется или читается «Христос воскресе…». Во все воскресные дни до отдания Пасхи «Честнейшую» не поем.
На литургии по входе: «Приидите, поклони’мся… Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых…». Вместо «Достойно» – «Ангел вопияше… Светися…» (так во все дни, кроме праздника Преполовения и отдания его). После «Спаси, Боже…» – «Христос воскресе…» один раз; после «Слава Тебе, Христе Боже…» – «Христос воскресе…» трижды. Отпуст «Воскресый из мертвых…» (такое окончание литургии бывает во все воскресные и седмичные дни от Недели Фоминой до отдания Пасхи).
Вечерня в Неделю Антипасхи со входом и великим прокимном.
Во все воскресные дни периода пения Цветной Триоди служба совершается только по Триоди, а Минея опускается (за исключением памятей святых, имеющих бдение или полиелей).
В период пения Триоди Цветной на литургии во все дни Апостол и Евангелие дня читаются первыми, а чтения святым – вторыми. Седмицы от Пасхи до Пятидесятницы начинаются не с понедельника, а с воскресенья. Молитва «Царю Небесный» до Пятидесятницы не читается и не поется.
Когда в Уставе говорится о пении на службах периода Пятидесятницы песнопений «праздника», то имеются в виду не пасхальные песнопения, а служба той или иной Недели Триоди Цветной (а также Преполовения).

Тропарь Недели Антипасхи, глас 7: Запеча́тану гро́бу,/ Живо́т от гро́ба возсия́л еси́, Христе́ Бо́же,/ и две́рем заключе́нным,/ ученико́м предста́л еси́,/ всех Воскресе́ние,/ дух пра́вый те́ми обновля́я нам,// по вели́цей Твое́й ми́лости. Кондак Недели Антипасхи, глас 8: Любопы́тною десни́цею жизнопода́тельная Твоя́ ре́бра Фома́ испыта́, Христе́ Бо́же,/ созаключе́нным бо две́рем я́ко вшел еси́,/ с про́чими апо́столы вопия́ше Тебе́:// Госпо́дь еси́ и Бог мой. Величание: Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ нас ра́ди во ад сше́дшаго/ и с Собо́ю вся// воскреси́вшаго.

Когда Спаситель в первый день по Своем восстании из мертвых явился апостолам, они уверовали в Его Воскресение, а Фома этого не видел и не поверил. И вот через неделю Спаситель снова является ученикам и предлагает Фоме потрогать Его руки и ноги, осязать Его язвы, вложить пальцы в Его пронзенные копьем ребра (ср. Ин. 20, 19–31). Христос воскрес с телом, которое несло на себе печать Его страданий. По единодушному мнению отцов Церкви, так же и каждый из нас воскреснет со своим телом. Оно не будет в полной мере соответствовать тому телу, в которое мы сейчас облечены, но, как и тело Спасителя, наше тело будет иметь историческую память. Всё, что хранит наша память, останется в нашем теле и после воскресения. Мы будем помнить всё, и даже лучше, чем теперь, поскольку сейчас наша память связана с такими явлениями, как кровообращение головного мозга, состояние психики. А воскресшее тело будет обладать прекрасной памятью, которая будет обличать нашу совесть в день Страшного Суда. Все откроется после смерти. Тогда уже будет не вера – тогда будет знание, и никто не сможет, оправдываясь перед Богом, сказать: «Вот теперь я Тебя вижу, теперь я все знаю, и если бы я снова жил эту человеческую жизнь, я бы ее прожил иначе». Наверное, никто из нас так не скажет, понимая все безумие этих слов.

Полное официальное название этого праздника — Неделя Антипасхи, еже есть осязание святаго славнаго апостола Фомы. Или по-русски: Воскресение подобное Пасхе, или осязание святого, славного апостола Фомы.

Первое описание богослужения в этот день встречается в "Паломничестве Эгерии" (около 400 года). В древней церкви неофиты, принявшие крещение на литургии Великой субботы или Пасхи, первые восемь дней после крещения ходили в белых одеждах и снимали их на Антипасху.

Название Антипасха означает "вместо Пасхи" — это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. По Уставу этот день еще именуется Новым воскресеньем.

Почему "новое", почему "вместо"? Дело в том, что в воскресенье Новой недели церковь вспоминает человека, для которого в каком-то смысле Пасха наступила на неделю позже, чем для других — апостола Фому.

С Пасхой Антипасху объединяет еще и читаемый в этот день с IV века как в восточном, так и в западном обрядах отрывок из Евангелия от Иоанна (Ин 20:19-31), связывающий два явления Воскресшего Спасителя апостолам: в "первый день недели вечером" (то есть в сам день Воскресения), когда Иисус Христос показал им Свои раны, послал их на проповедь и, сообщив им дар Святого Духа, дал им власть прощать и удерживать грехи; и "после восьми дней", когда Спаситель, вторично явившись ученикам, призванием к осязанию Своих ран уверил апостола Фому (который не видел первого явления Воскресшего Христа и отказывался верить рассказам других учеников), и тот немедленно исповедал свою веру, воскликнув: "Господь мой и Бог мой!"

Крестная смерть Христа произвела на Фому особенно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна, а на уверения учеников о Воскресении Христа отвечает: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю" (Ин. 20, 25). И на восьмой день после Воскресения Господь явился Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по Воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны в ответ на еще невысказанную просьбу.

Уже одно это знание Господом его сомнений должно было поразить Фому. А Христос к тому же прибавил: "И не будь неверующим, но верующим". В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: "Господь мой и Бог мой!" Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.

Однако, эта вера все же основывалась на чувственном удостоверении, а потому Господь, в назидании Фоме, другим апостолам и всем людям на все будущие времена открывает высший путь к вере, говоря: "Блаженны не видевшие и уверовавшие". Он и раньше неоднократно отдавал преимущество той вере, которая основывается не на чуде, а на слове.

По церковному преданию, апостол Фома основал христианские церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, завершив проповедь Евангелия мученической смертью: за обращение ко Христу сына и жены правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и погиб, пронзенный пятью копьями.

Начиная с Фомина воскресенья в православной церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение таинства венчания. На Руси именно в этот день — на Красную горку — игралось больше всего свадеб и устраивались веселые гуляния.

15 апреля во всем мире отмечается День экологических знаний, в России в этот день празднуют День специалиста по радиоэлектронной борьбе, в Украине 15 апреля работники уголовного розыска отмечают свой день, в Казахстане все влюбленные празднуют День влюбленных, а в Боснии — День армии Республики Боснии и Герцеговины. В этот же день празднуется великий еврейский праздник - Песах.

Праздники 15 апреля 2019 года

День экологических знаний

Ежегодно 15 апреля многие страны мира отмечают День экологических знаний.
Именно в этот день в 1992 году в Рио-де-Жанейро на Конференции ООН обсуждались проблемы окружающей среды в мире. Экологическое образование населения всех стран мира имеет огромное значение для устойчивого развития человечества в реализации стратегии выживания. Этот праздник, основная цель которого – продвижение экологических знаний и формирование экологической культуры населения, в России отмечается по инициативе общественных природоохранных организаций с 1996 года.

День специалиста по радиоэлектронной борьбе

Сегодня 15 апреля, в России специалисты по радиоэлектронной борьбе отмечают свой День. В нашей стране этот профессиональный праздник отмечается ежегодно, он был установлен Указом Президента 31 мая 2006 года, а празднуется в честь событий 15 апреля 1904 года, когда по фортам и внутреннему рейду крепости Порт-Артур вышли осуществлять перекидную стрельбу два японских броненосных крейсера «Касуга» и «Ниссин».

День работников уголовного розыска Украины

В этот день 15 апреля ежегодно в Украине отмечается День работников уголовного розыска. В честь угрозыска в Украине открыт памятник под названием «Место встречи изменить нельзя».
Официально первая украинская сыскная часть начала функционировать в Киеве еще в 1873 году. Тогда в отделениях царской полиции были сформированы первые подразделения уголовного розыска. Первая экспериментальная сыскная часть была буквально через год расформирована в связи с отсутствием финансирования.
Праздник был учрежден в честь события 15 апреля 1919 года, когда на основании Декрета Совнаркома Украины образовалось отделение судебно-криминального розыска.

День влюбленных в Казахстане

В Казахстане с 2011 года каждое 15 апреля празднуется национальный праздник — День влюбленных или «Улттык гашыктар кунине орай». Этот праздник фактически является альтернативой международному февральскому празднику Дню святого Валентина, который не прижился в этой стране. В январе 2011 года казахи предложили праздник с национальным колоритом для своей молодежи.

День армии Республики Боснии и Герцеговины

Каждый год 15 апреля с 1992 года в Боснии в честь дня основания армии Боснии и Герцеговины отмечается День армии Республики Боснии и Герцеговины. Сегодня Босния, Герцеговина и Сербская Республика имеют отдельные собственные вооруженные силы, которые комплектуются боснийцами, хорватами и сербами, но празднуют этот праздник все вместе.

Еврейский праздник — Песах

В этот день 15 апреля в этом году евреями празднуется самый древний из еврейских праздников — Песах, или Пасха, который связан с Исходом евреев из египетского рабства, произошедшим около 3300 лет назад. Это очень важное событие в еврейской истории, которое произошло в 2448 году по еврейскому календарю.
С праздника Песах фактически начинается цепь событий, в результате которых евреи стали народом.

Необычные праздники

15 апреля отмечаются необычные праздники: День лысых, День фингалов и День путешествий налегке. Все эти праздник можно отмечать как хотите, главное — ваше хорошее настроение в этот день.

День лысых

15 апреля – День лысых! Это уже давно известный во всем мире праздник, он во многих кругах населения уже пользуется огромной популярностью. Независимо от того какие лысые, его празднуют сегодня все, кто по своей воле или не по своей не носит шикарной шевелюры и отличается гладкостью кожи на голове. Кто знает, может быть именно эта прическа будет в далеком будущем популярна у наших потомков?

День фингалов

Ну и денек… Если у вас никогда не было в жизни фингала и вы не знаете как сложно от него избавляться, то этот праздник не для вас. Просто наслаждайтесь этим днем и радуйтесь, что у вас нет сегодня фингала.

День путешествий налегке

Какой сегодня прекрасный день! Вы путешествовали когда-нибудь налегке? Без чемоданов, без неподъемных рюкзаков и толпы экскурсантов? Путешествовать налегке можно куда угодно, лишь бы было желание и хорошая обувь. Даже плохая погоде не будет вам помехой. Главное сегодня - постарайтесь оставить дома багаж своих забот и проблем, а также всякие мысли о работе и неудачах. Можете взять с собой только фотоаппарат и вперед за приключениями и чудесами вокруг!

Церковный праздник по народному календарю

Тит Ледолом

В этот день православные христиане чтят память святого преподобного Тита Чудотворца, который жил в 9 веке. Свое прозвище «Ледолом» Тит получил в народе из-за того, что в этот день вскрываются реки и озера.
Крестьяне часто внимательно наблюдали за этим процессом. Считалось, если лед опустится на дно, или утонет, то следует готовиться в этом году к раннему покосу. Если же к Титу лед не весь сойдет, то рыба будет плохо ловиться нынешней весной.
На Тита следили и за птицами. Говорили, если в этот день закричит перепел, значит в этом году будет много травы и хлеба.
Этот день также называли Бесхлебицей. В это время заканчивались запасы зерна, и люди перебивались с хлеба на квас. В народе по этому поводу говорили: «У кого ничего, а у нас и пуще того».
Припасенное на посев зерно не трогали в любое, даже очень голодное время. Зерно на посев было табу. Крестьяне поговаривали: «Корову продай, а поле добрым семенем засевай» или «Сам голодай, а поле зерном не обделяй».
Эта дата у торговцев называлась «барыш-день», потому что этот день они старались отпраздновать как можно более шумно, чтобы в течение всего года были хорошие прибыли.
Именины 15 апреля у Георгия, Григория, Ефима, Тита

15 апреля в истории

1976 г. - На экраны вышел фильм Серджио Корбуччи «Блеф» с Адриано Челентано и Энтони Куинном в главных ролях.
1986 г. - При бомбардировке ВС США столицы Ливии Триполи погибло более 40 человек, в том числе приемная дочь Муамара Каддафи.
1988 г. - Первый испытательный полет экспериментального самолета ТУ-155 с двигателем на криогенном топливе.
1989 г. - Во время полуфинального матча на Кубок Английской лиги по футболу в Шеффилде между командами «Ливерпуль» и «Ноттингем Форест» в возникшей давке погибли 94 болельщика.
1993 г. - Создана Нефтяная компания ЮКОС.
1996 г. - Начался вывод федеральных войск из Чечни.
1998 г. - На одном из заводов Intel изготовлен последний кристалл для процессора класса Pentium. Intel окончательно переходит с производства процессоров с архитектурой P5 под разъём Socket 7 на выпуск процессоров с архитектурой P6 для разъёма Slot 1. Официально объявлен новый процессор для «массовых» пользователей - Celeron.
2005 г. - В Российской Федерации вступил в силу закон «Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе», в соответствии с которым за распитие пива в общественных местах положен штраф в размере 100 рублей!?…
2009 г. - В Воронеже прекратила своё существование трамвайная сеть.
2010 г. - В Рязани закрылось движение городского трамвая.

15 апреля отмечается 1 православный церковный праздник. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан. Итак, православный календарь на 15 апреля 2018 года далее.

Православные церковные праздники 15 апреля 2018 по православному календарю

  1. Пасхальная (Светлая). Сплошная седмица.
  2. Тит Ледолом. Преподобного Тита чудотворца. Посвящен святому Титу, монаху Студийского монастыря возле Константинополя, пресвитеру. Жил в IX веке. Защищал иконопочитание. Обладал даром чудотворений.

Пасхальная Светлая Сплошная седмица 15 апреля 2018 года

Светлая седмица (Светлая, Святая, Пасхальная неделя) – неделя, следующая за Пасхой. В 2018 году Светлая седмица с 9 по 15 апреля. Русский народ по-прежнему празднует Пасху. Несмотря на многолетнюю проповедь безверия, тысячи людей собираются в ночь Воскресения Христова в православные храмы, десятки тысяч освящают пасхальную снедь. Откликаются русские сердца на колоссальный заряд радости, обновления, просвещения, который несет в себе величайший из православных праздников. Но для большинства сразу после первого дня Пасхи наступают будни, и торжество прекращается. На самом же деле Праздник длится гораздо дольше, ведь пасхальная радость настолько велика, что ее невозможно ограничить одним днем! Господь пребывал на земле после Воскресения ровно 40 дней. Все это время богослужения Православной Церкви возвращает нас в ночь Святой Пасхи. “Христос Воскресе!” – приветствует мы друг друга и лобызаем троекратно. Наиболее торжественно, радостно и величественно проходит первая неделя (церк. слав. “седмица”) после Пасхи, которая называется Светлой. На Светлой Седмице “все и всяческая” – Христос, Христос воскресший. Окончен пост, время плача и скорби, весь мир ликует и славит Господа. Ежедневно по утрам, по окончании литургии, совершается крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. На крестном ходе молящиеся идут с зажженными свечами.

Все богослужения Светлой Седмицы совершаются при открытых Царских вратах, так что любой из нас может во всех подробностях наблюдать за священнодействием. Открытые Царские врата – образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень. В эту седмицу нет поста в среду и пятницу, но нужно избегать объядения, в которое так легко впасть после долгого поста. В пятницу Светлой Седмицы бывает память иконы Божией Матери “Живоносный источник,” и после литургии совершается освящение воды. На следующий день, в Светлую субботу, богомольцам раздается артос. Нет на Светлой седмице венчаний и заупокойных молитв. Отпевания усопших совершаются, но и они более чем наполовину состоят из песнопений Пасхи. Воскресение Христово – краеугольный камень православной веры. Апостол Павел учит: “Если Христос не воскрес, то проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша” (1 Кор. 1:514). Радость пасхальной ночи – это прорыв в Царство Небесное, начало нескончаемой радости рая. Как же счастливы были святые, такие, как преподобный Серафим Саровский, который сподобился постоянно иметь в душе память о Воскресении и каждого приходящего к нему встречал словами: “Радость моя! Христос воскресе”.

Тит Ледолом 15 апреля 2018 года по православному календарю

Народный праздник Тит Ледолом отмечается 15 апреля 2018 года (по старому стилю – 2 апреля). В православном церковном календаре это дата почтения памяти святого Тита Чудотворца, иеромонаха. Прозвище «Ледолом» пошло от того, что водоемы в этот день окончательно освобождаются ото льда. Название «Бесхлебница» и ему подобные связаны с заканчивающимися запасами зерновых. «Барыш-днем» 15 апреля окрестили люди, связанные с торговлей. По поверью, чем лучше отпраздновать этот день, тем лучше будут идти продажи весь год. Святой Тит жил в VIII-IX веках. Еще в раннем детстве он отверг суетность всего мирского и плотские желания. Истинным смыслом своего существования выбрал служение Господу. Решил посвятить этому всю жизнь. В юношеском возрасте Тит ушел жить в киновию (монастырская обитель-общежитие). Вначале он был послушником, потом принял иноческий постриг. Вся жизнь святого прошла в Студийском монастыре.

Монахи полюбили его за кротость, огромное милосердие, любовь и подвижнический подвиг, а Бог наградил даром чудотворения. Собратья просили Тита принять сан священника. Он согласился и мудро руководил своей обителью. В то время неоднократно вспыхивали гонения на святые образы и их почитателей. Тит проявлял себя непреклонным исповедником. Он твердо защищал иконы. Дожил до преклонных лет и упокоился с миром. Оставил своим последователям труды молитвенной и постнической жизни. В этот день отгоняют ворон от дома. Считается, над каким жильем птица раскричится, там скоро начнется бесхлебица, и людям придется «затянуть пояса». Проверяют качество зерновых запасов для посева. Смотрят, нет ли в амбарах прелого зерна. Плохое, непросушенное семя в зимний период преет.

15 октября отмечается 4 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 15 октября

Куприян и Устинья

Священномученика Киприана, епископа, мученицы Иустины и мученика Феоктиста.

Считается днем памяти трех мучеников, пострадавших за веру в Христа в Никомидии при императоре Диоклитиане в 304 году.

Священномученик Киприан, святая мученица Иустина и святой мученик Феоктист умерщвлены в Никомидии в 304 году.

Святой Киприан был язычником, родом из Антиохии. Еще в раннем детстве отдан был нечестивыми родителями в служение языческим богам. С семи лет до тридцати Киприан обучался в крупнейших центрах язычества – на горе Олимп, в городах Аргосе и Таврополе, в египетском городе Мемфисе и в Вавилоне. Постигнув премудрость языческой философии и чародейства, был посвящен на Олимпе в жрецы. Обретя великую силу призывания нечистых духов, видел самого князя тьмы, беседовал с ним и получил от него полк бесов в услужение.

В том же городе жила христианка — девица Иустина. Обратившись ко Христу от языческого заблуждения и приведя к истинной вере отца и мать, она посвятила себя Небесному Жениху и проводила время в посте и молитве, сохраняя девство. Когда юноша Аглаид предложил Иустине стать его супругой, то святая мученица ответила отказом. Аглаид обратился к Киприану и просил его с помощью чародейства склонить Иустину к замужеству. Но как ни старался Киприан, ничего не мог сделать, потому что святая мученица молитвой и постом сокрушала все козни диавола.

Заклинаниями насылал Киприан на святую деву бесов, разжигавших в ней плотскую страсть, но она изгоняла их силой Крестного знамения и горячей молитвой ко Господу. Даже один из бесовских князей и сам Киприан, силою волшебства принимавшие различные обличья, не могли искусить святой Иустины, огражденной твердой верой во Христа. Все чары исчезали, а бесы разбегались от одного вида и даже имени святой девы. Разгневанный Киприан наслал мор и язвы на семью Иустины и весь город, но и тут был побежден ее молитвой. Душе его, развращенной властвованием над людьми и стихиями, открылась вся глубина его падения и ничтожества тех, кому он служил.

«Если ты боишься даже тени Креста и трепещешь от Имени Христова, — сказал Киприан сатане, — то что ты будешь делать, когда сам Христос придет на тебя?»

Диавол тут же набросился на отвергшего его жреца и стал бить и душить его. Святой Киприан впервые испытал на себе силу Крестного знамения и Имени Христова, оградившись ими от нападении вражия. С глубоких покаянием пришел он к местному епископу Анфиму и отдал на сожжение все свои книги. А на другой день, придя в церковь, не хотел выходить из нее, пока не принял Святого Крещения.

Подвигом своей последующей праведной жизни святой Киприан утверждал великую силу горячей веры во Христа, искупившей всё его более чем тридцатилетнее служение сатане: через семь дней после Крещения он был поставлен во чтеца, на двадцатый день – в иподиакона, на тридцатый – в диакона, а через год рукоположен во пресвитера. В скором времени святой Киприан был возведен в сан епископа. Священномученик обратил ко Христу столько язычников, что в его епархии некому было приносить жертвы идолам, и их капища были заброшены.

Святая Иустина удалилась в монастырь и была избрана в игумении. Во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане епископ Киприан и игумения Иустина были схвачены и привезены в Никомидию, где после лютых мучений усечены мечом. Воин Феоктист, видя невинные страдания святых, объявил себя христианином и был казнен вместе с ними. Зная о чудесном обращении ко Христу святого священномученика Киприана, бывшего служителем князя тьмы и верой разорвавшего его узы, христиане часто прибегают к молитвенной помощи святого в борьбе с нечистыми духами.

Блаженного Андрея, Христа ради юродивого, Константинопольского

В честь святого Андрея, жившего в Х веке в Константинополе. Обладал даром пророчества и прозорливости.

В царствование греческого императора Льва Великого жил в Константинополе некий муж по имени Феогност. Он купил множество рабов, в числе коих находился отрок-славянин по имени Андрей. Феогност полюбил его больше других рабов, назначил его своим слугою и отдал его для обучения грамоте. Изучив Священное Писание, Андрей стал часто молиться и ходить в храмы Божии.

Однажды Андрею было видение, в котором он видел диавола и его бесов, а также Ангелов Божиих, которые велели юноше вступить в схватку с бесами. Андрей с готовностью бросился на самого огромного беса, тот схватил его и со всей силы бросил об землю, но Андрей вспомнил совет Ангела, как победить страшного врага – и ринулся на беса крестообразно. И бес рухнул, как громадное подрубленное дерево, и более был недвижим.

Светлый юноша, бывший среди Ангелов, вручил Андрею драгоценный венец и сказал:

– Ступай с миром! С сего времени ты будешь нашим другом и братом. Иди же на подвиг добродетели, будь нагим и юродивым ради Меня, и ты явишься в день Моего царствия причастником многих благ, – по словам Его Андрей понял, что с ним говорил Христос.

С того времени Андрей сделался Христа ради юродивым.

Притворяясь лишенным разума, Андрей стал бегать по улицам. Одни смеялись над ним, как над безумным, другие прогоняли его от себя, гнушаясь им, иные же считали его за одержимого бесом, а дети глумились и били блаженного. Он же всё претерпевал и молился об оскорблявших его.

Если кто из милостивых нищелюбцев подавал Андрею милостыню, он принимал ее, но отдавал другим нищим. Впрочем, он раздавал так, чтобы никто не знал, что он подает милостыню; сердясь на нищих и как бы желая их побить, он бросал им в лицо деньгами, которые держал в руках, а нищие их подбирали. Одеждою Андрею служило никуда негодное рубище, едва прикрывавшее тело. Уподобляясь во всем святому Симеону, Христа ради юродивому, он днем бегал по улицам, а ночью пребывал на молитве. Живя в столь обширном городе, среди многочисленного населения, он не имел, где приклонить главу. Благодатью Святого Духа он получил дар прозорливости, стал прозревать помыслы людей, бесовское коварство и ангельское попечение о человеке.

Однажды, ходя по городу, святой Андрей увидел, что навстречу ему несут покойника – богатого и знатного человека. Зная его при жизни, Андрей остановился и стал смотреть за погребальной процессией, и вдруг видит, что за гробом идет множество бесов, кричащих и творящих бесчинства, так как этот мертвец был для них предметом радости и веселья. Бесы рукоплескали и ругались над поющими заупокойные песнопения, говоря:

– Вы воспеваете над псом: «Со святыми упокой душу его».

Когда же совершился обряд погребения, святой Андрей увидал ангела, плакавшего горькими слезами. Андрей спросил его:

– В чем причина твоего плача?

Ангел отвечал:

– Я был приставлен для охранения к покойному, коего ты видел. Но его взял к себе диавол. Это и есть причина моего плача и печали. Охраняемый мною стал посмешищем демонов.

Придя однажды на рынок, святой Андрей встретил одного инока, которого все восхваляли за добродетельную жизнь. Он подвизался, как подобает инокам, но был склонен к сребролюбию. Многие из жителей города, исповедовая ему свои грехи, давали ему золото для раздачи нищим. Он же, будучи одержим ненасытной страстью сребролюбия, никому не давал, а все клал в сумку, и радовался, видя увеличение денег. Инок, принимая Андрея за одного из нищих, просящих милостыню, сказал ему:

– Бог тебя помилует, брат; у меня нет ничего подать тебе.

Отойдя от него на небольшое расстояние, блаженный заметил рядом с иноком двух спорящих между собою юношей – один из них был бес, другой же – Божий Ангел. Бес говорил:

– Инок – мой, так как он исполняет мою волю. Он немилосерден, сребролюбив, и работает на меня, как идолослужитель.

– Нет, он мой, – возражал ангел, – ибо постится и молится, и притом он кроток и смиренен.

Так они препирались, и не могли договориться. И был с неба голос к светоносному Ангелу: «Оставь его, потому что он не Богу, а мамоне работает». После сего отступил от него Ангел Господень и дух тьмы получил над ним старейшинство. Увидав это, блаженный Андрей удивлялся, что враждебный демон одолел в споре. Встретив однажды на улице того инока, святой взял его за правую руку и сказал:

– Зачем ты, брат, погубил свою душу, зачем подружился с бесом сребролюбия? Неужели хочешь ты, чтобы тебя погубила скупость? Правду говорю, что проходя мимо тебя, я слышал отрицающегося от тебя Господа.

По молитвам святого Андрея у инока открылись духовные очи и он увидел рядом с собой диавола. Инок убоялся и раздал нищим все золото, которое у него было, а в дальнейшем даже не брал приносимого ему пожертвования.

Однажды, молясь во Влахернской церкви (где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса), блаженный Андрей увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и святыми. Святой Иоанн Креститель и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало (омофор) и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых.

Увидев Богородицу, блаженный Андрей сказал своему ученику Епифанию:

– Видишь ли ты молящуюся Царицу и Госпожу всех?

Епифаний отвечал:

– Вижу, отче святой, и ужасаюсь.

Святой Андрей Юродивый преставился ко Господу в 936 году. По кончине блаженного его ученик Епифаний написал его житие.

В память явления Матери Божией блаженному Андрею Юродивому, родом славянину, в Русской Православной Церкви было установлено празднование Покрова Пресвятой Богородицы, а на следующий день после него – память блаженному Андрею. Русь крестилась через полвека после этого события, и почти сразу после принятия христианства день Покрова Пресвятой Богородицы вошел в число великих праздников.

Храмы в честь Покрова Божией Матери появились на Руси в 12 веке. В 1165 году святым князем Андреем Боголюбским был построен храм Покрова на Нерли. В Новгороде в 12 веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы, в Москве в царствование Ивана Грозного был построен собор Покрова на рву – известный как храм Василия Блаженного.

Благоверной княгини Анны (в иночестве Евфросиньи) Кашинской

День памяти супруги князя Михаила Тверского. К лику святых Анна причислена в 1649 году, второе прославление – в 1909 г.

Святая благоверная великая княгиня Анна - дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского, принявшая мученическую смерть за отказ изменить святой православной вере. Побратимом деда благоверной Анны был святой Петр, царевич Ордынский, крещеный татарин, канонизированный Русской Православной Церковью. В 1294 году благоверная княжна Анна вступила в брак с князем Михаилом Тверским.

Много скорбей выпало на долю святой Анны. В 1294 году скончался ее отец. В 1296 году сгорел дотла великокняжеский терем со всем имуществом. Вскоре после этого сильно заболел молодой князь. Во младенчестве умер первенец великокняжеской четы – дочь Феодора. В 1317 году началась трагическая борьба с князем Юрием Московским. В 1318 году благоверная княгиня прощается навечно со своим супругом, уезжающим в Орду, где он был зверски замучен. В 1325 году старший сын ее, Димитрий Грозные Очи, встретив в Орде князя Юрия Московского - виновника смерти отца, убил его, за что был казнен ханом.

Год спустя жители Твери перебили всех татар во главе с двоюродным братом хана Узбека. После этого стихийного восстания вся тверская земля была опустошена огнем и мечом, жители истреблены или угнаны в плен. Такого погрома Тверское княжество не испытывало никогда. В 1339 году в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы и тела их разняли по суставам.

Благоверная великая княгиня была приуготовлена к монашеству всей своей предыдущей жизнью. По кончине мужа испытания следовали одно за другим и, казалось, их невозможно пережить, не предавшись отчаянию, однако Анна вынесла все. В женском естестве мужескую крепость имела еси… — так ублажает Церковь святую Анну Кашинскую за ее душевную стойкость. Вскоре после мученической кончины сына и внука Анна приняла монашество сначала в Твери, а затем по просьбе младшего сына Василия перебралась в специально выстроенный для нее монастырь. Здесь она и преставилась в 1368 году в схиме, тело ее было погребено в Успенском монастырском храме.

Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно, и только в 1611 году вследствие явления ее благочестивому клирику пробудилось в жителях города Кашина особое благоговение к своей небесной покровительнице, невидимо защищавшей их от врагов и спасавшей их город от разорения. Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивою царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона, и на Московском Соборе 1649 года постановлено было открыть мощи княгини Анны. Перенесение мощей благоверной Анны Кашинской состоялось 12 июня 1650 года. За всю историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества.

Однако вскоре святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников, и Патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию святой, запрещает поклонение святым мощам Анны Кашинской. Это необычайное событие – единственное в истории Русской Православной Церкви.

Хотя церковная развенчанность благоверной княгини Анны длилась 230 лет, благодарная народная память хранила крепкую веру в предстательство пред Господом своей небесной покровительницы. Перед вступлением в брак, на службу, перед постригом, перед началом учебных занятии, принимая какое-нибудь серьезное решение, не говоря уже о всяких бедах болезнях и скорбях, верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны.

В 1908 году почитание благоверной княгини Анны было восстановлено, и уже в 1909 году в городе Грозном в области Терского казачества возникла женская община в честь святой благоверной княгини Анны Кашинской. В 1910 году был освящен храм во имя святой Анны Кашинской в Петербурге.

В тревожные годы войны и революции образ благоверной княгини Анны стал русским людям даже ближе и понятнее. Вспоминалось, что благоверная Анна тоже, провожая мужа и сыновей в ту опасную неизвестность, откуда часто не возвращаются, хоронила и оплакивала их, тоже принуждена была бежать и скрываться, в то время как враги громили и жгли ее землю.

Преподобного Кассиана грека, Угличского чудотворца

День святого Кассиана (имя при рождении – Константин) из рода князей Мангупских. Основатель обители в честь Успения Божией Матери неподалеку от Углича.

Преподобный Кассиан Грек, Угличский чудотворец, в миру Константин, происходил из рода князей Мангупских. Он прибыл в Москву в составе посольства к великому князю Иоанну III вместе с царевной Софией Палеолог. Решив посвятить свою жизнь служению Богу, преподобный отклонил предложение остаться при дворе великого князя и поселился у Ростовского епископа Иоасафа. Когда епископ удалился на покой в Ферапонтов монастырь, за ним последовал Константин. В обители преподобный проводил строгую подвижническую жизнь.

Монашество он принял после чудесного ночного видения преподобного Мартиниана, побуждавшего принять постриг. Через некоторое время святой Кассиан оставил монастырь и недалеко от города Углича, при слиянии Волги и Учмы, основал обитель в честь Успения Божией Матери.

Слава о преподобном широко распространилась и «начали мнози люди приходити благословения ради и видети пустыннолюбное жительство и беседовати с ним». Святой Кассиан всех принимал с любовью, наставляя на путь спасения «тихими словесы».

Преподобный скончался в глубокой старости 2 октября 1504 года. В Угличской летописи записано много чудес, происшедших по молитвам преподобного, в частности, защита им своей обители от польских воинов в 1609 – 1611 годах.